0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Житие святителя Григория Паламы — полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Житие и иконография святого Григория Паламы, тексты молитв и тропарей

Раскол в христианстве на православие и католичество из-за различий в церковных догматах в IV веке не остановил процесс формирования вероучения. В XIV веке в православии появилось новое течение, затрагивающее фундаментальные положения о сущности Бога, его проявлениях. Православная Церковь чтит Григория Паламу, как выдающегося богослова того времени, давшего отпор лжеучению, и святого, мощи которого имеют чудодейственную силу.

Житие Григория Паламы

О происхождении, месте и времени рождения святителя известно, что родился он в 1296 году в местности, где правили турки. Семья переехала в Константинополь, где ее глава, Константин Палама, стал высокопоставленным чиновником у базилевса Андроника II.

Отец Григория пользовался авторитетом и уважением императора. После его смерти (мальчику тогда исполнилось 5 лет), Андроник II взял ребенка под свою опеку. Блестящие способности Григория сулили ему успешную карьеру на государственном и политическом поприще.

Мировоззрение юноши изменилось после общения с афонскими монахами. Когда ему исполнилось 20 лет, он покинул Константинополь, чтобы стать монахом.

Палама отстаивал основы православия против зародившейся в 30-х годах XIV века ереси. В течение 20 лет он написал многочисленные труды, посвященные полемике с Варлаамом и его последователями, нравственным аспектам веры, молитве к Пресвятой Богородице.

Образование

Дальнейшим воспитанием Григория по поручению императора занимался логофет (высший чиновник царской и патриаршей канцелярии) Феодор Метохит. Григорий окончил императорский университет, где изучил светские дисциплины (риторику, грамматику, физику, логику) и философию. Юношу ждала блестящая карьера при дворе, но он увлекся богословием и решил стать аскетом, посвятив жизнь познанию Бога.

Отъезд на Афон

В 1316 году Григорий Палама, отказавшись от родительского наследства, с двумя братьями покинул столицу Византии и отправился на Святой Афон. В Ватопедском монастыре он, спустя два года послушничества, стал монахом. От своего духовного учителя, преподобного Никодима Ватопедского, Палама воспринял идеи исихазма. После смерти старца Григорий перешел в Великую Лавру на Афоне, где продолжал духовное служение под руководством старца Афанасия.

В 1326 году монахи покинули Святой Афон, опасаясь турецкого нашествия. Григорий, вместе с другими монахами, перебрался в Фессалоники (Солунь), где был рукоположен в сан иерея.

Будучи священнослужителем, Палама не оставил аскетичный образ жизни. Он основал отшельническую общину близ города Веррии. С понедельника по пятницу Григорий проводил время в уединенной келье, где предавался духовным молитвам. По выходным он общался с мирянами: служил обряды, произносил проповеди.

В 1331 году Григорий Палама вернулся на Афон, где стал отшельником в обители святого Саввы. С 1333 по 1336 год святитель был игуменом Есфигменского монастыря. В последующем он неоднократно возвращался в скит, но борьба с лжеучением потребовала его присутствия в Константинополе, Фессалониках.

Умное делание

В 1321 году, стремясь постигнуть вершины духовного самосовершенствования, Григорий Палама оставил Лавру и поселился в обители Глоссии. Афонские исихасты усвоили умное делание (постоянное молитвенное состояние), основу аскетизма в православии. Настоятель скита учил молодого отшельника постоянному сосредоточенному духовному обращению к Богу.

Умное делание требует безлюдной тишины. Отшельников, применяющих его на практике, называли исихастами. Григорий проникся духом исихазма и стал его убежденным последователем.

Полемика с Варлаамом

Основоположником новой ереси был монах Варлаам Калабрийский. В своем учении, которое он стал распространять не только в устной, но и письменной форме, критике подверглись сначала исихасты, а затем и догматические основы православия.

В своих изречениях и письмах Варлаам в острой форме высмеивал исихастов за их утверждения, что во время созерцания и постоянной молитвы они видят Божественный свет, то есть могут общаться с Богом. Развивая свою теорию, он пришел к выводу (и нашел сторонников среди высшего церковного руководства), что воссоединение с Богом невозможно.

Основные догматы православия гласят, что после смерти праведник попадет в Царствие Небесное, где правят три ипостаси Бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух. Святой Дух исходит от Бога-Отца, является не атмосферным или эфемерным феноменом, а благодатью, доступной человеку духовно и нравственно подготовленному.

Преподобный Палама сначала вступил в устную полемику, пытаясь разубедить Варлаама, а затем написал ответные трактаты.

Насколько яростным был спор между Паламой, Варлаамом и его сторонниками, свидетельствуют решения, принятые на Православных Соборах:

  • 1341 год – осуждение Варлаама;
  • 1342 год – осуждение Паламы;
  • 1344 год – отлучение святого Григория от Церкви;
  • 1347 год – осуждение идейных противников святителя, реабилитация, восстановление в Церкви;
  • 1351 год – подтверждение догматического учения, сформулированного Григорием Паламой, о разделении Божественной сущности и Божественной энергии, о нетварном происхождении Божественного света.

На соборе 1341 года при личной дискуссии с Варлаамом, в присутствии высших церковных чинов Григорий Палама доказал незыблемость апостольского вероучения. Варлаам был принужден извиниться за свои нападки на исихастов, подписать отказ от своих взглядов. После собора Варлаам покинул Константинополь и уехал в Италию.

Но семена ереси продолжали прорастать, и сподвижники Варлаама в течение последующих 10 лет уже боролись лично против Григория. Борьба между наследниками византийского престола усугубила гонение на богослова.

Окончательный документ, закрепивший решение синода 1341 года, был подписан в 1351 году патриархом Каллистой Константинопольским, митрополитами Григорием Паламой (утвержден в сан в 1347 году) и Филофеем Коккиным.

История мощей святого

Святитель скончался 14 ноября 1357 (или 1359) года в Фессалониках, в сане митрополита. Похоронен в соборе Святой Софии. Когда Византийская империя была захвачена турками-османами (1523 год), то православный храм был превращен в мечеть. Мощи святого были перенесены в монастырь Влатадон (Салоники), откуда вскоре переместили в городской собор.

В 1890 году в соборе случился пожар, но мощи святителя не пострадали от огня. Мощи обрели покой в восстановленном кафедральном соборе, который был освящен в его честь в 1914 году.

Обретение

Тело святителя после смерти было положено в соборе Святой Софии в Фессалониках. Чудесная сила мощей Григория Паламы проявилась сразу, что было отражено в Похвальном слове о житии святого, составленном патриархом Константинопольским Филофеем Коккиным.

Текущее местоположение

Частицы мощей святого, кроме соборов в Фессалониках, хранятся в монастырях Афона:

  • Эсфигменском;
  • Ксенофонтском;
  • преподобного Дионисия;
  • великомученика Пантелеимона.

Поклониться святым мощам Григория Паламы можно в лавре святого Саввы Освященного в Израиле.

Чудодейственная сила

При жизни Григория Паламы было известно, что по его молитве Бог исцелял страждущих. Сообщения датируются 1355-1357 годами. После смерти митрополита чудесная сила не исчезла. Люди стали получать облегчение от болезней после молитвы и прикосновения к серебряной раке, где упокоились останки Паламы. Слава о силе святых мощей дошла до Константинопольского патриарха Каллисты I, который сделал запрос о чудотворных исцелениях.

Иконография

Самое раннее изображение святителя появилось в монастыре Влатадон (ориентировочно в 1360 году). На настенной росписи видна фигура святого в пол-оборота с нимбом над головой и Евангелием в руках. На иконах Григория Паламу изображают как старца с густой, длинной бородой и в одеянии архиепископа или темноволосым, с бородой средней длины. На всех иконах у него в одной руке Евангелие или свиток.

День памяти

В Церковном календаре день памяти святого Григория Паламы – 14 ноября. Преходящее поминовение – в воскресенье второй недели Великого поста.

Почитание

Почитание Григория Паламы, как местного святого, началось после его смерти в Великой Лавре на Афоне. Через 11 лет он был канонизирован синодальным декретом.

Молитвы и тропари святому

Молитва первая

О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю Церковь свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Григо́рие! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от на́с гре́шных к тебе́ прибега́ющих и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ Го́спода Бо́га на́шего Иису́са Христа́, я́ко да, призре́в на ны́ ми́лостивно, да́рует на́м согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит на́с от бе́д, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих на́с; да пода́ст земли́ плодоно́сие, и вся́, я́же на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная; да да́рует на́м сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит на́с гре́шных и недосто́йных Небе́снаго Ца́рствия Своего́, со все́ми святы́ми сла́вити Его́ безконе́чное милосе́рдие, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читать еще:  Глаголев Александр - житие и труды, идеи и позиция, деятельность

Молитва третья

Все́х правосла́вных наста́вниче и Це́ркви сия́ние, о́тче Григо́рие, вся́каго обстоя́ния на́с изба́ви, боже́ственной ико́не твое́й припа́дающе ве́рою, свобожда́я от навожде́ния на на́с вра́жия, ты́ бо помо́щник на́ш явля́ешися и исполня́ешися и исполня́еши при́сно проше́ния све́тло ублажа́ющих тя́, на вся́ко вре́мя моля́ся Трисия́нной Тро́ице, Е́йже подоба́ет ве́лия сла́ва, че́сть и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропари

Православия светило, Церкви утверждение и учитель. Монахов красота, богословов защитник непреоборимый, Григорий чудотворец, Фессалоникийская хвала, провозвестник благодати, моли непрестанно о спасении душ наших.

Православия учитель, святителей украшение, богословов защитник непобедимый, Григорий чудотворец, Салоник великая хвала, провозвестник благодати, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кафедральный собор святителя Григория Паламы (Салоники)

Мiръ Греция Центральная Македония Салоники Кафедральный собор святителя Григория Паламы (Салоники)

Идёт загрузка карты…

Храм Григория Паламы

— единственная церковь, бывшая открытой в оккупированных турками Салониках; здесь покоятся мощи святителя Григория.

История

Салоники — древний город, в котором многочисленные памятники старины соседствуют с современным городским ландшафтом. Будучи городом, где собрано множество святых для православных верующих мест, он известен и как город апостолов. Первые церкви были основаны здесь уже в 50 году нашей эры святым апостолом Павлом. Одно из таких мест – почитаемый в городе храм св. Григория Паламы, где хранятся мощи святого.

Собор строился почти 20 лет, с 1891 по 1914 год, и стал первой крестокупольной церковью, возведенной в оккупированных турками Салониках. Землетрясение 1978 года повредило храм, его снова пришлось расписывать фресками. Но во время этой работы случайно обнаружилась потайная крипта под алтарем, которая, возможно, использовалась как секретное убежище во время борьбы македонцев за освобождение в начале 20 века. Сейчас в крипте размещается выставка.

После землетрясения 1978, значительно повредившего сооружение, оно было полностью реконструировано и расписано фресками.

Память святителя Григория Паламы

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодняшний день памяти святителя Григория Паламы, хотя и обращен в XIV век, но по своему содержанию очень близок нашему времени, поскольку открывает природу многих заблуждений, вплоть до самого отношения к религии в нашем «светском» обществе. Так устроено: чтобы разобраться в настоящем, необходимо оглянуться назад и в прошлом искать сами корни тех явлений, которые, появившись однажды как недоразумение, стали давать вековые плоды и превратились в «норму». Вот и сегодня мы можем затронуть современное отношение к Православию как к некоему учению, которое должно быть достоянием только самих православных, не касаясь других религиозных мiровоззрений, также «имеющих право на истину». «Каждый понимает Бога так, как ему удобно» – вот идеология современной толерантности. Является ли она чем-то новым, или прав был царь Соломон, сказав: «Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл.1:10)?

Итак, первая половина XIV века Византийской истории, оставившая по себе память в связи с богословскими спорами о Фаворском свете, на самом деле была насыщена более серьезными событиями, в которых богословие было очень тесно связано с политикой, а проблемы Церкви напрямую затрагивали интересы государства. Это было время, когда интеллигенция Константинополя начала увлекаться философскими учениями Запада, а Императоры возлагали на него надежды о военной помощи, необходимой для борьбы с турками. Именно в это время в Константинополь прибыл из Италии монах Варлаам Калабрийский, по происхождению грек, по воспитанию принадлежавший двум культурам – Запада и Востока одновременно. Но поскольку, по слову Спасителя: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф.6:24), то и у этого монаха воспитание было весьма поверхностным.

Тем не менее, личностью он был незаурядной и быстро занял значимое место при дворе императора, оказавшись здесь как нельзя кстати. Император поручил ему вести диалог с латинянами вплоть до встреч с самим папой римским. Надежду на успех давали сами взгляды Варлаама Калабрийского, показавшиеся удобными и приемлемыми для византийских политиков. Что же исповедал Варлаам при дворе Константинополя?

Его мiровоззрение сложилось преимущественно под воздействием западного номинализма, по которому реального богопознания нет и не может быть, т.к. «Бога не видел никто никогда» (Иоан.1:18). И если кто-то утверждает обратное, то это не что иное, как чувственный личный опыт или недоказуемые, а потому сомнительные мистические «озарения». На их основе могут делаться только лишь рациональные, т.е. взятые из человеческого ума, выводы о тех или иных свойствах Бога.

Хотя этот общий скептический подход к религиозному знанию был весьма поверхностным и потому неверным, он все же давал ключ к объединению Православного Востока с католическим Западом. Все равно истинного Бога ни те, ни другие, по существу не знают, и если каждой стороне позволить остаться при своем «мнении», то объединение политическое, человеческое, чисто внешнее – дело нескольких дней.

При своей внешней безобидности и даже «верности» Евангельскому учению, данный тезис о непознаваемости Бога был не только ошибочен, но являлся хулою на Духа Святаго, поскольку отвергал весь опыт Церкви и Ее откровение о пути спасения самого человека. По утверждению Варлаама Калабрийского, надсмеявшегося над молитвенной практикой афонских исихастов, занятых «следствием ошибочных убеждений и пылкого воображения», уже не только их аскетические подвиги, но и само наше участие в богослужении становится не приобщением к новой жизни, а всего лишь безцельным времяпрепровождением, выполнением обрядов и соблюдением традиций предков. Богослужение в данном случае ставится в один ряд с чтением греческих философских книг, чем увлекался сам Варлаам, или творением добрых дел. Монашество же выглядит как неоправданное бегство из мiра, который как раз в этих добрых делах и нуждается. Но и то, и другое не может привести к Богу, ибо Он не познаваем. Бог на небе, а мы на земле… «По мнению Григория Паламы, отрицание возможности богопознания, проповедовавшееся Варлаамом, было наихудшей ересью». [1]

Насколько оказалось удобным и живучим данное учение Варлаама Калабрийского, можно судить не только по высказываниям известных богословов, открывших во всей западной культуре эту «варлаамовскую» закваску, но и по нашему времени. Именно в нашей стране православного вероисповедания негодные люди стали говорить о вере не как о причастности к жизни в Боге, о Его проявлении в нас, а как о потребности души и «чувствах верующих», их сугубом «мнении», на которое они могут иметь право в «многоконфессиональном» государстве. Православная религия рассматривается при этом исключительно как культурологический аспект гуманитарных наук, как государствообразующее, а потому почти полезное, мiровоззрение, не должное, однако, претендовать на монополию истины. И это все называется гуманистическим учением!

Как стало возможным такое помешательство нашего христианского народа?! Когда учение Церкви Божией, несущее в себе «глаголы вечной жизни» и потому так необходимое для каждого из нас, преподносится нам как «Основы Православной культуры», рядом с которыми имеют право сосуществовать основы других культур, вплоть до «традиционных» сатанинских, оккультных!

А действительно: «Каков смысл всех вековых литургических преданий Церкви, жестов, поклонов и других действий, выражающих предстояние человека Богу? И наконец, если богообщение относится только к «уму» или «душе», то не является ли христианство бегством из истории, отказом от творчества в области искусства, от ответственности за жизнь человеческого общества?» [2]. Другими словами, происходит ли в нашем богослужении что-то реальное, особое, являющееся частью только жизни Церкви, или же там только видимость этой жизни?

Эти вопросы появились сразу же после проповедей Варлаама, и потому у него появились не только сторонники при дворе Императора, но и серьезные противники, самым известным из которых стал прославленный в веках афонский подвижник Григорий Палама.

Отвечая в своих письмах Калабрийцу, Григорий Палама учил, что если в человеке есть и тело, и душа, то последняя не может молиться одна, без участия тела. Если же молитва есть душевно-телесное делание, то богообщение истинное возможно тогда, когда человек отдает всего себя Богу. Тогда Бог входит в самого человека Своею силой, и человек становится причастен Ему, постигая своего Творца через исходящие от Него энергии. Как свет мы постигаем через идущие от него лучи, так Бог постигается нами в сотворенном Им мiре через проявление Своих энергий. Об этом и говорил апостол Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19,20) .

В Православном учении Бог не есть Идея или сущность, подобно какой-либо вещи. Он прежде всего Личность, беседующая с человеком, спасающая человека. Эта тайна спасения была известна афонским монахам, которых Варлаам Калабрийский считал темными невеждами. Но благодаря трудам святителя Григория Паламы, она стала достоянием всей Православной Церкви. И эта тайна до сих пор сокрыта от внешнего, светского мiра, погрязшего в разврате западного секуляризма, навсегда расставшегося с Богом.

Отвергнув какую-либо возможность богопознания вплоть до соединения с Ним здесь на земле, западный гуманизм поместил Бога на Небо, занявшись здесь решением исключительно земных проблем без Его всесильной и премудрой помощи.

О Боге у Запада осталось только воспоминание и периодически вспыхивающие догадки – «озарения», вместе с поиском Творца в других мiровых религиях. Но мы знаем, что Спаситель уже сказал нам об этом: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. … и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь…» (Лук.17:20-21,23).

Читать еще:  Григорий Неокесарийский - житие и биография святителя, мощи, творения и труды, почитание

Этого так и не понял Варлаам Калабрийский и, хотя был осужден в Константинополе, но уехав в Италию, был рукоположен в епископы и продолжал учить знатных людей того времени своей ереси. Плоды этого сегодня пожинает современное светское общество.

Но и общество византийское оказалось далеко не на той высоте, на которой следовало быть. Родив в своих недрах такого светильника богословия, как Григорий Палама, и сделавшись через его учение «причастниками Христу», двор Константинополя забыл предупреждение первоверховного апостола: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго… чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:12-14).

В это же лето 1341 г. против святителя выступил его ученик Акиндин, а на следующий год Патриарх константинопольский Иоанн добился на соборе уничтожения всех трудов Григория Паламы. Сам Григорий был арестован и заточен в тюрьму. Еще через два года в ноябре 1344 г. этим же патриархом и синодом он был отлучен от Церкви, а его сторонники преследуемы. И только в 1347 г. при Императрице Анне, низложившей патриарха Иоанна, Григорий Палама был выпущен на свободу, а в Патриархи возведен его сподвижник Исидор. Учение Григория было вновь одобрено Собором, а сам он поставлен на кафедру в Фессалоники.

Тем не менее, и после этого Собора образовалась партия его противников и святителю пришлось бороться с ними до самой своей кончины в 1359 г. Так часто бывает в большой политике, которая на самом деле очень тесно связана с богословием и религиозными учениями.

Все это нам следует сегодня иметь в виду, когда мы еще не подошли вплотную к истине, и многие на пути к ней могут быть осуждаемы и даже отлучаемы от общения церковного по причине непонимания большинством. Но об этом нас уже предупредил Спаситель: «В мiре будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мiр» (Иоан.16:33)!

Будем же твердо держаться святоотеческого учения и предания Церкви, остающихся непререкаемым авторитетом для тех, кто ищет истинного Бога чистым сердцем и в духовной нищете. Помоги нам в этом Господи!
Диакон Андрей Попов 15.03.2009.
[1] Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Клин,2001, с.400.

[2]
Прот. Иоанн Мейендорф.Православие и современный мiр.М.,1995,с.85.
Постоянный адрес страницы:

Оставить свой комментарий

Творческое наследие

Святитель Григорий оставил в назидание верующим обширное наследие. Его по праву считают богословом нетварного света. Между тем, палитра его сочинений куда более обширна. Традиционно их делят на следующие группы.

Догматико-полемические: Святогорский томос в защиту священнобезмолвствующих, Трактат [О том], что Варлаам и Акиндин поистине нечестиво и безбожно разделяют единое Божество на два неравных божества, Триады в защиту священно-безмолвствующих, О Божественных энергиях и их причастии, О Божественном соединении и разделении, Исповедание Православной веры, Собеседование православного с варлаамитом, Антирретики против Акиндина, Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским и нравственным, Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом, О Божественном и обоживающем Причастии, или о Божественной и сверхъестественной простоте, Диспут с хионами, Омилии и др.

Нравственно-аскетические: Изъяснение десяти заповедей, О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться, К Ксении о страстях и добродетелях, Десятословие по Христианскому Законоположению, Слово на житие прп. Петра Афонского, Ответ Павлу Асеню и пр.

Письма: Письмо своей Церкви, Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина и др.

Православная Жизнь

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328).

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский (Фессалоникийский)

Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама – так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341–1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328–1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347–1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Читать еще:  Житие Анны Кашинской - описание и история жизни, чудеса, мощи и памятник, дни памяти княгини

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354–1355, 1362–1376), который написал житие и службу святителю.

Молитвы

Тропарь Григория Паламы, архиепископа Солунского, глас 8

Православия наставниче, святителем украшение,/ Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче,/ Солуню великая похвало, проповедниче благодати,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Григория, архиепископа Солунского, глас 4

Ны́не вре́мя де́лательное яви́ся,/ при две́рех суд, воста́нем у́бо постя́щеся,/ принесе́м сле́зы умиле́ния,/ ми́лостынями, зову́ще:/ согреши́хом па́че песка́ морска́го,/ но осла́би, Соде́телю всех,// я́ко да прии́мем нетле́нныя венцы́.

Молитва святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому

О, треблаже́нная и честна́я вои́стину и превожделе́нная главо́, безмо́лвия держа́во, мона́шествующих сла́во, о́бщее богосло́вов и отце́в и учи́телей украше́ние, апо́столов сподви́жниче, испове́дников и му́чеников безкро́вный ревни́телю и венча́телю словесы́ и дея́ньми и благоче́стия побо́рниче и воево́до взбра́нный, боже́ственных догма́тов высо́кий изъясни́телю и учи́телю, пре́лести многоразли́чных ересе́й потреби́телю, всея́ Це́ркве Христо́вы предста́телю, и стра́же, и изба́вителю! Ты́ и преста́влься ко Христу́ назира́еши у́бо и ны́не ста́до твое́ и всю́ Це́рковь свы́ше, боле́зни разли́чныя исцеля́я и словесы́ твои́ми вся́ управля́я, и е́реси изгоня́я, и многообра́зных страсте́й избавля́я. Приими́ же и на́ше сие́ моле́ние и изба́ви на́с от страсте́й и искуше́ний, и треволне́ний, и бе́д, и осла́бу и ми́р и благоде́нствие на́м пода́ждь, о Христе́ Иису́се Го́споде на́шем, Ему́же сла́ва и держа́ва подоба́ет со безнача́льным Его́ Отце́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Житие и Подвиг Святителя Григория Паламы

«Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы»

«Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы». (1 Ин. 1, 5)

«Тропарь святителя Григория Паламы»

Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто,
богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало,
проповедниче благодати, молися всегда спастися душам нашим.

«Кондак святителя Григория Паламы»

Премудрости Священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу,
воспеваем тя Григорие Богоглагольниче: Но яко ум уму первому предстояй,
к нему ум наш отче настави, да зовем: радуйся проповедниче благодати.

«Житие и Подвиг Святителя Григория Паламы»

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году
в Малой Азии.

Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь
и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328).

Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер,
и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика.

Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда
освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования.

Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности,
но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году
(по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед,
где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память II июля),
принял постриг и начал путь подвижничества.

Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов
и обещал своё духовное покровительство.

Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет
свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора,
а после кончины последнего перешёл в Лавру преподобного Афанасия.

Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом.
Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного
совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии.

Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве —
умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами,
начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного
Макария Египетского (память 19 января).

После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память12 марта)
подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания,
оно было усвоено афонскими подвижниками.

Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия,
получило название исихазма (от греч. «покой», «молчание»),
а сами практикующие его стали называться исихастами.

За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма
и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок
вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был
рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника:
пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу
и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение
и произносил проповеди.

Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако,
для святителя несвойственна была полная отрешённость от общественной жизни.

Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи
во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь, как-то из Константинополя,
он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни.

Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников
и руководил ею в течение 5 лет.

В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы,
близ Лавры преподобного Афанасия.

В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря
в северной части Святой Горы.

В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы,
где занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события,
поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов
Православия, и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал учёный монах Варлаам.
Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор,
он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения
Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого
было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами.

Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни
исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия,
объявил умное делание еретическим заблуждением.

Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь,
Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского
света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков
о молитвенных приёмах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными
увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил
свои богословские доводы.

Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338).

К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ
на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос».

На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошёл спор
святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе
Фаворского света.

27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том,
что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены
к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными
и не сотворенными.

Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме,
удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены.

К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин
и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341-1347); к ним склонялся и Андроник III
Палеолог (1328-1341).

Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория
и афонских монахов виновниками церковных смут.

Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина.
Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344)
и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года.

В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349),
святитель Григорий Палама был освобождён и возведён в сан архиепископа Солунского.

В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность
его учения.

Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить
в разных местах.

В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок.
Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника,
но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему
явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!»

Святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года.

В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе
Филофее (1304-1355, 1362-1376), который написал житие и службу святителю.

(взято из «Настольной книги священнослужителя», Т. 2)

хочу от себя добавить, что еретики возжелали убрать от нас Благодать Божию,
ту, что изливал на нас Иисус Христос ещё при жизни Своей земной,
они стремились обуглить все Божественные Достоинства нашей Веры,
и тогда превратить нас в скотов, было бы им легче простого.

называясь рабами Божиими, мы никак не умаляем своего достоинства,
напротив, находясь под надёжным прикрытием Спасителя, и стремясь всецело
пропитаться Истинным Светом Христа, мы, не утратив своего человеческого
достоинства, в состояние подвигами своими получить момент обожевания,
то, к чему всем должно стремиться, как к самому настоящему богатству
и совершенству.

P.S.
и ещё добавлю, в довершение к сказанному, Господь БОГ станет ждать каждого из нас,
пока тот не станет совершенным, ЕМУ нужны все ЕГО люди, вот так, дорогие мои,
поэтому, заверяю вас, прощайте и помогайте всем людям, к вам притекающим! Аминь.

Храни вас БОГ!
Ваша Храбрая Галина свет Николаевна

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector