1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Житие преподобного Паисия Святогорца – жизнеописание и чудеса святого старца

Содержание

Жизнь и пророчества афонского старца: 25 лет памяти преподобного Паисия Святогорца

Житие старца Паисия Святогорца – важный пример, наставление и предупреждение для всех православных христиан XXI века

Русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что одна треть турок станет христианами, одна треть погибнет и одна треть – направится в Месопотамию. В Константинополе произойдёт великая война между русскими и европейцами, и прольётся много крови. Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдется лучшего решения.

В конце ноября 2015-го, когда турецкая авиация сбила российский военный самолёт Су-24 и мир оказался на грани чудовищного конфликта, многие православные христиане вспомнили эти слова, пророческие предостережения афонского старца Паисия Святогорца, произнесённые им несколько десятилетий назад. В те дни в России и Турции, а также в Греции и многих других странах мира сотни миллионов людей осознали шаткость и лёгкость наших временных «царств», которые ещё ветхозаветный пророк Даниил предсказал вавилонскому царю Валтасару.

Но четыре года назад мудрость русского и турецкого лидеров оказалась выше военно-политических провокаций. Подобно тому, как жители древней Ниневии, услышав предсказания пророка Ионы о скором разрушении их города, раскаялись, и эти пророчества не сбылись, так и в наше время серьёзного конфликта между Россией и Турцией удалось избежать. Конфликта, который вполне мог привести к самым страшным последствиям на всём евразийском континенте.

Преподобный Паисий Святогорец. Фото: www.pravoslavie.ru

Но кто же был тот современный Иона, чьи предостережения современному миру не теряют актуальности и сегодня? Особенно, когда пагубные либерально-обновленческие тенденции начали всё шире распространяться не только в западном христианстве, но и в Православии. О чём, к слову, этот афонский старец тоже предупреждал:

К сожалению, сегодня в богословие проталкиваются люди, не имеющие отношения к Церкви и с абсолютно мирским мудрованием, которые говорят разные вещи и совершают непозволительные действия, с целью сознательно удалить своей позицией христиан от веры. Они будут строить многие козни, но через гонение, которое последует, христианство всецело объединится. Однако не так, как хотят те, кто махинациями устраивает всемирное объединение церквей, желая иметь во главе одно религиозное руководство. Объединится, потому что при создавшемся положении пройдёт отделение овец от козлов. Каждая овца будет стремиться быть рядом с другой овцой и тогда осуществится на деле «едино стадо и един Пастырь».

Всё это – преподобный Паисий Святогорец, наш современник. Со дня его блаженной кончины, наступившей в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля 1994 года, прошло всего 25 лет, но уже в январе 2015-го старец Паисий был причислен к лику святых и очень скоро был внесён в святцы (православный календарь) Русской Церкви. Исключительный случай. Обычно от кончины христианского подвижника до его прославления проходит по меньшей мере несколько десятилетий, но здесь святость преподобного была несомненна для всех, кто знал его лично, и тех, кто не знал, но по его молитвам получал помощь и исцеления.

Так, ещё задолго до земной кончины отца Паисия знали и почитали во всём православном мире. И особенно в России, которую этот афонский подвижник особенно любил. И русские православные христиане всегда отвечали ему тем же: ещё до канонизации старца во многих домашних иконостасах можно было встретить его изображение. Обычную фотографию монаха в простой иноческой скуфейке с пронзительным, немного строгим, но лучащимся особой теплотой и лёгкой грустью взглядом.

Особенно почитают старца Паисия в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Исследователь и популяризатор наследия преподобного игумен Киприан (Ященко) вот уже несколько лет осуществляет программу «Преподобный Паисий Святогорец: прославление и просвещение», в рамках которой вышли 7 серий фильма о святом, его житии, деяниях и наследии. Наследии, актуальном как в духовно-нравственном, так и в политическом отношениях, а потому требующем внимательнейшего изучения.

Путь на Святую гору

Жизненный путь будущего старца начался в 1924 году в малоазийской Каппадокии. Эта местность в древности прославилась тем, что именно отсюда в первые христианские века вышло множество святых, включая Великих каппадокийцев – Святителей Василия Великого, Григория Нисского и Григория Богослова. Уже в XI столетии от Рождества Христова сюда проникли сельджуки и началась исламизация этих земель, однако вплоть до первой четверти XX века в Каппадокии проживало немало христиан: греков и армян.

До активизации националистов-младотурков в Османской империи сохранялись относительная веротерпимость и отсутствие межэтнической вражды. Всё радикально изменилось с началом Первой мировой войны: геноцид армян 1915 года – лишь самая яркая, кроваво-алая страница этнической истории тех лет. Пострадали и турки, в итоге лишившиеся своей многовековой империи, и греки, также подвергшиеся, хотя и в меньшей степени, геноциду.

Более того, в результате греко-турецкой войны 1919 – 1922 годов состоялся принудительный обмен населением Греции, Турции и Болгарии. Миллионы людей, как христиан, так и мусульман покинули места, где жили десятки поколений их предков.

Так, практически все греки были вынуждены покинуть Малую Азию, включая колыбель восточного христианства Каппадокию (после 1924 года на территории Турции православным грекам разрешалось проживать только в границах старого Константинополя и на эгейских островах Имброс и Тенедос). В греческой историографии эти события именуются «Малоазийской катастрофой».

Итогом этой катастрофы для простой греческой семьи Евлампии и Продромоса Эзнепидисов, у которых 7 августа (по новостильному гражданскому календарю) 1924 года родился сын Арсениос (Арсений), будущий старец Паисий, стало их вынужденное переселение в маленький городок Коницу на Севере Греции близ албанской границы. А вместе со своей паствой отправился и известный старец тех лет, ныне также прославленный в лике святых преподобный Арсений Каппадокийский. Именно он крестил младенца Арсения и предсказал ему монашеское будущее. Вот как описывает эти годы Житие преподобного Паисия:

Уже с детских лет Арсений жил как подвижник. Он наслаждался чтением Житий Святых, усердно, с чрезвычайной ревностью и с удивительной бескомпромиссностью стремясь подражать их подвигам. Он отдавался непрестанной молитве и одновременно с этим старался развить в себе любовь и смирение. В юношеском возрасте будущий Старец выучился ремеслу плотника, желая и в этом быть похожим на Христа.

А между тем как итог Второй мировой войны началась кровопролитная гражданская война между просоветскими повстанцами и прозападными правительственными войсками. Будущего старца призвали в действующую армию, где он три с половиной года служил радистом, не проливая братской крови, но учась смирению и послушанию, проявить которые ему в полной мере довелось уже совсем скоро.

Вскоре после демобилизации, в 1950 году, Арсений Эзнепидис ушёл на Святую гору Афон, где стал послушником геронды Кирилла, будущего игумена афонского монастыря Кутлумуш. Начался путь к старчеству.

Отец Паисий в молодости. Фото: www.pravoslavie.ru

Через испытания к спасению

Житие монаха – не биография политического деятеля. Оно не изобилует множеством публичных встреч и заявлений. Того, что мы именуем «мероприятиями». Но оно поистине «событийно», подлинно сопричастно дарованному Богом бытию. В ежеминутном молитвенном общении с Господом, в несении чужих тягот, в смирении и послушании.

Таково Житие и старца Паисия Святогорца, в 1954 году постриженного в рясофор, а в 1957 году принявшего малую схиму с именем в честь Святителя Паисия Кесарийского в известном своим консерватизмом афонском монастыре Эсфигмен. А в 1958-м вернулся в места своего детства, где возродил монастырь Рождества Богородицы, также известный как Стомион.

Здесь он активно проповедовал, успешно противопоставив православную проповедь активно распространявшейся в то время протестантской пропаганде. А с 1962 по 1964 год – подвизался на Синае.

Как впоследствии вспоминал старец Паисий, Сама Богородица указала ему этот путь:

Я попросил Матерь Божию, чтобы Она Сама показала мне место, куда идти. И Она сказала мне: «Иди на Синай».

Здесь, в египетской пустыне старцу довелось сразиться с бесовскими силами. Не именуя имени нечистого вслух, он шутя называл его «тангалашкой». Но смешного было мало, это только многим из нас кажется, что враг рода человеческого – это нечто из голливудских «страшилок». В реальности всё куда страшнее, неописуемо страшнее.

Так, в Житии преподобного Паисия есть рассказ о том, как одна девушка, впоследствии ставшая монахиней, спросила старца:

– Дедушка, а вы его видели?

– Да! Знаешь, какой он «красивый»! Насколько велика любовь Господа, не позволяющая увидеть дьявола! Умерло бы всё человечество со страха!

А о своей духовной борьбе с врагом рода человеческого говорил так:

Диавол действительно преображается в человека, в животное и тому подобное. Он действительно осязаем. Это некая иная сущность, которой мы не знаем. Ты видишь его, осязаешь его, связываешь его молитвой, и он тут же исчезает прямо на твоих глазах.

Прожив два года в знаменитом синайском монастыре Святой Екатерины, ещё относительно молодой отец Паисий проявил высочайшую аскезу. Поселившись в маленькой келье в башне, в которую ранее селили ссыльных, он тут же выкрутил электрическую лампочку и убрал с кровати матрас. А затем ушёл в пещерную келью святой Епистимии, где питался только чаем с сухарями.

Монашеское служение преподобного Паисия на Синае. Фото: www.pravoslavie.ru

В 1964 году отец Паисий вернулся на Афон и поселился в скиту Иверского монастыря. Тяжело больным: открылась астма, приведшая к тяжелейшей лёгочной болезни и страшным мучениям. Мучениям, которые привели к подлинному старчеству и чудотворению.

Широко известны евангельские слова Спасителя о том, что «Царство Небесное нудится», то есть – добывается с трудом, с усилиями, потом, а порой и кровью. Об этом же нередко говорили и светские мыслители.

Так, французский философ румынского происхождения Эмиль Чоран утверждал, что только страдание по-настоящему изменяет человека. Но есть одно существенное добавление: страдание, перенесённое с христианским смирением.

В случае со старцем Паисием физические страдания стали вечным спутником его земной жизни. В 1966-м после тяжелейшей операции он лишился значительной части лёгких. Но Господь даровал ему ещё 28 лет монашеского служения. Служения, исполненного страданий и. подлинно христианской любви. Старец, превозмогая боль, постоянно принимал в своей келье паломников и каждому помогал в его беде. В том числе – в буквальном смысле перенимая их мучения на себя. Вот как просто и мудро это описывается в его Житии:

Он проводил свою жизнь в безвестности, всецело вручив себя Богу, Который, в Свою очередь, явил и отдал его людям. Многие и многие приходили к Старцу и находили руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душам. Божественная любовь преизливалась из освященной души Старца, сияние Божественной Благодати исходило от его преподобнического облика. Целыми днями без устали Старец Паисий Святогорец забирал у людей их боль, расточая вокруг себя божественное утешение.

Старец Паисий на Святой Горе Афон. Фото: www.pravoslavie.ru

Скончался старец Паисий, как уже было сказано, 12 июля 1994 года в монастыре апостола Иоанна Богослова в греческом селении Суроти близ Салоник. Здесь же и был погребён, после чего к его могиле сразу же стали стягиваться многие и многие тысячи паломников.

И сегодня, когда Православный мир, в первую очередь, Константинопольская и Русская Церковь, пребывает в разделении, молитвы этому великому старцу могут помочь исцелить эту рану. Ну и, конечно, не стоит забывать о его пророчествах – важнейшем предупреждении всему миру.

Преподобный отче Паисие, моли Бога о нас!

Преподобный Паи ́ сий Святогорец (Эзнепидис)

Дни памяти

26 июня (переходящая) – Собор Афонских преподобных

Житие

Краткое житие преподобного Паисия Святогорца

Пре­по­доб­ный Па­и­сий Свя­то­го­рец (в ми­ру Ар­се­ний Эз­не­пи­дис) ро­дил­ся 7 ав­гу­ста 1924 го­да в се­ле­нии Фа­ра­сы, в Кап­па­до­кии (Ма­лая Азия). Груд­ным ре­бен­ком он был при­ве­зен в Гре­цию, где его ро­ди­те­ли по­се­ли­лись в неболь­шом го­род­ке Кон­ни­ца. Ко­гда в стране на­ча­лась граж­дан­ская вой­на (1944–1948), Ар­се­ний Эз­не­пи­дис был при­зван в дей­ству­ю­щую ар­мию.

По­сле вой­ны он встал на путь мо­на­ше­ской жиз­ни, к ко­то­рой стре­мил­ся с дет­ства. 27 мар­та 1954 го­да по­сле уста­нов­лен­но­го ис­пы­та­ния по­слуш­ник Ар­се­ний был по­стри­жен в ря­со­фор с име­нем Авер­кий, 3 мар­та 1957 го­да – в ман­тию с име­нем Па­и­сий. Он под­ви­зал­ся на Свя­той Афон­ской Го­ре, за­тем – в мо­на­сты­ре Сто­ми­он в Кон­ни­це и на Свя­той го­ре Си­най. Мно­же­ство лю­дей при­хо­ди­ло к стар­цу и на­хо­ди­ло ду­хов­ное ру­ко­вод­ство и уте­ше­ние.

Читать еще:  Житие мученика Иоанна Воина - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

12 июля 1994 го­да он по­чил о Гос­по­де в Иоан­но-Бо­го­слов­ском мо­на­сты­ре, рас­по­ло­жен­ном близ се­ле­ния Су­ро­ти в окрест­но­стях Са­ло­ник.

Полное житие преподобного Паисия Святогорца

Ге­рон­да Па­и­сий, в ми­ру Ар­се­ний Ез­не­пи­дис, ро­дил­ся в Фа­ра­сах Кап­па­до­кий­ских, в Ма­лой Азии, 25 июля 1924 го­да. Его от­ца зва­ли Про­дро­мос. Он был бла­го­че­сти­вым че­ло­ве­ком и пат­ри­о­том, из-за че­го его се­мья под­вер­га­лась опас­но­сти от ту­рец­ких фа­на­ти­ков-му­суль­ман. Мать стар­ца зва­ли Евлам­пи­ей. В их се­мье, кро­ме ма­лень­ко­го Ар­се­ния, бы­ло еще де­вять де­тей. Через две неде­ли по­сле рож­де­ния Ар­се­ния фа­ра­сий­ские гре­ки бе­жали из Тур­ции, чтобы спа­стись от ту­рец­ких го­не­ний. Пе­ред отъ­ез­дом в Гре­цию свя­той Ар­се­ний Кап­па­до­кий­ский окре­стил маль­чи­ка и дал ре­бен­ку свое имя, про­ро­че­ски ска­зав: «Хо­чу оста­вить по­сле се­бя мо­на­ха».

В сен­тяб­ре 1924 го­да ко­рабль с бе­жен­ца­ми по­до­шел к бе­ре­гам Гре­ции, и из­му­чен­ные лю­ди, на­ко­нец, об­ре­ли но­вую ро­ди­ну и без­опас­ность. Ма­лыш Ар­се­ний рос, имея боль­шую лю­бовь ко Хри­сту и Бо­го­ро­ди­це, и очень хо­тел стать мо­на­хом. Он по­сто­ян­но хо­дил в лес, где мо­лил­ся, дер­жа де­ре­вян­ный крест, сде­лан­ный сво­и­ми ру­ка­ми. Дет­ство стар­ца про­шло в г. Ко­ни­це. Здесь он успеш­но окон­чил шко­лу и ра­бо­тал до ар­мии плот­ни­ком.

В 1945 го­ду Ар­се­ния при­зва­ли в ар­мию, где он от­ли­чил­ся бла­го­нра­ви­ем и му­же­ством.

По­сле ар­мии Ар­се­ний сра­зу ушел на Свя­тую Го­ру Афон. В 1950 го­ду он стал по­слуш­ни­ком бла­го­дат­но­го ду­хов­ни­ка, от­ца Ки­рил­ла, впо­след­ствии игу­ме­на мо­на­сты­ря Кут­лу­муш († 1968). Неко­то­рое вре­мя спу­стя о. Ки­рилл на­пра­вил по­слуш­ни­ка в мо­на­стырь Ес­фиг­мен, где Ар­се­ний и при­нял в 1954 го­ду ря­со­фор с име­нем Авер­кий. Но­вый мо­нах нес лю­бые по­слу­ша­ния, а, вы­пол­нив свои, по­мо­гал и дру­гим бра­тьям за­кон­чить их ра­бо­ту. Авер­кий по­сто­ян­но мо­лил­ся, ста­ра­ясь, чтобы это не за­ме­ти­ли окру­жа­ю­щие, лю­бил чи­тать жи­тия свя­тых.

В 1954 го­ду Авер­кий по со­ве­ту ду­хов­но­го от­ца пе­ре­шел в оби­тель Фило­фей и стал там уче­ни­ком от­ца Си­мео­на, из­вест­но­го сво­ей доб­ро­де­те­лью. В 1956 го­ду отец Си­ме­он по­стриг от­ца Авер­кия в ма­лую схи­му с име­нем Па­и­сий, в честь мит­ро­по­ли­та Кесса­рий­ско­го Па­и­сия II, ко­то­рый так­же был уро­жен­цем Фа­ра­сы Кап­па­до­кий­ской. На но­вом ме­сте о. Па­и­сий вел преж­нюю жизнь: под­ви­зал­ся по лю­бо­че­стию и по­мо­гал, сколь­ко мог, бра­тии.

В 1958 го­ду из Сто­мио Ко­ниц­кой его про­си­ли прид­ти по­мочь оста­но­вить рас­про­стра­не­ние про­те­стан­тов. Ге­рон­да, по­лу­чив внут­рен­нее «из­ве­ще­ние» во­ли Бо­жи­ей, по­шел и жил в оби­те­ли Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в Сто­мио. Там он с по­мо­щью бла­го­да­ти Бо­жи­ей по­мог ты­ся­чам душ и от­ту­да от­пра­вил­ся в 1962 го­ду по ка­ким-то ду­хов­ным при­чи­нам на Си­най.

Ге­рон­да мно­го ра­бо­тал, а на за­ра­бо­тан­ные день­ги по­ку­пал пи­щу и раз­да­вал ее бе­ду­и­нам, ко­то­рые его очень лю­би­ли. В 1964 го­ду ге­рон­да вер­нул­ся на Афон и по­се­лил­ся в Ивер­ском ски­ту. В 1966 го­ду ге­рон­да за­бо­лел, и ему от­ня­ли боль­шую часть лег­ких.

С мая 1978 го­да о. Па­и­сий по­се­лил­ся в ке­лии Па­на­гу­да свя­той оби­те­ли Кут­лу­муш. Сю­да к стар­цу по­тя­ну­лись ты­ся­чи лю­дей. Еже­днев­но от вос­хо­да до за­ка­та он со­ве­то­вал, уте­шал, ре­шал люд­ские про­бле­мы, из­го­нял вся­кое стес­не­ние и на­пол­нял ду­ши ве­рою, на­деж­дою и лю­бо­вью к Бо­гу. Для всей Гре­ции ге­рон­да стал ду­хов­ным маг­ни­том, вы­тя­ги­ва­ю­щим скорбь бо­лез­ну­ю­щих лю­дей.

При­ни­мая тя­го­ты при­те­ка­ю­щих лю­дей, ге­рон­да ма­ло-по­ма­лу стал из­не­мо­гать те­лес­но. К 1993 го­ду со­сто­я­ние стар­ца ста­ло очень тя­же­лым. В ок­тяб­ре 1993 го­да ге­рон­да по­ехал с Го­ры Афон в мо­на­стырь св. Иоан­на Бо­го­сло­ва в Су­ро­ти. Здо­ро­вье его ка­та­стро­фи­че­ски ухуд­ши­лось. 12 июля 1994 го­да ге­рон­да пре­дал свою пре­по­доб­ную ду­шу Гос­по­ду. Ге­рон­да по­чил и был по­гре­бен в мо­на­сты­ре св. Иоан­на Бо­го­сло­ва в Су­ро­ти Со­лун­ской, и ме­сто его по­гре­бе­ния ста­ло свя­ты­ней для все­го пра­во­слав­но­го ми­ра.

13 ян­ва­ря 2015 го­да Свя­щен­ный Си­нод Кон­стан­ти­но­поль­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­чис­лил пре­по­доб­но­го Па­и­сия Свя­то­гор­ца к ли­ку свя­тых, о чем свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ки­рил­ла уве­до­мил свя­тей­ший пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Вар­фо­ло­мей сво­им пись­мом от 28 ян­ва­ря 2015 го­да.

Ре­ше­ние о вклю­че­нии пре­по­доб­но­го Па­и­сия в рус­ский ме­ся­це­слов бы­ло при­ня­то на за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 5 мая 2015 го­да с опре­де­ле­ни­ем празд­но­ва­ния его па­мя­ти 29 июня/12 июля.

Уроки любви: как Паисий Святогорец взял чужую болезнь

13 января исполняется год, как Священный Синод Вселенского Патриархата канонизировал преподобного Паисия Святогорца. К нему обращались и обращаются с тяжелыми болезнями, при бесновании, в несчастных случаях. Почему лик святого сиял еще при жизни, как преподобный взял на себя бремя чужой болезни, о многочисленной помощи и мудрых поучениях, смирении и любви читайте далее.

Штрихи к биографии святого

Биографию этого праведника обычно преподносят без лишних метафор и словесных украшений — ведь это наилучшим образом соответствует его образу жизни.

Родился в 1924 году в Каппадокии. При крещении его назвали Арсением, и уже тогда указали на монашеское будущее (это сделал святой Арсений Каппадокийский).

Закончил школу, выучился на плотника, три года отслужил в армии радистом. После этого думал уйти в монастырь, но нужно было еще помочь сестрам.

С 1950 начинаются его труды в монастыре. Четыре года послушником, потом — рясофор (с именем Аверкия), через два года — малая схима (после этого он и «стал» Паисием).

Из биографии Паисия Святогорца известно, что в 1966 году после болезни у него откзала часть легких. Но мало кто знает, как это случилось.

Однажды ко святому приехал человек с подобным недугом. Но он просил помолиться не за себя, а за жену и детей. Когда старец обратился к Богу, то увидел ангела, сказавшего ему: «Чтобы этот человек избавился от болезни, надо, чтобы кто-то взял это на себя». Так Паисий Святогорец согласился нести бремя вместо этого человека.

Он подвизался не только в афонских монастырях, но и на Синае, недалеко от Салоник — в Суроти. Но где бы он ни был, его жизнь всегда отличалась аскетичностью, нестяжанием и высочайшей любовью ко всякому человеку.

В 1970-х участвовал в организации работы миссии афонского монастыря Григориат в Центральной Африке. На территории современной Демократической Республики Конго миссионеры открыли интернат для мальчиков, обустроили 55 приходов, где крестили более полутора тысяч местных жителей.

12 июля 1994, в праздник апостолов Петра и Павла, в возрасте почти 70 лет Паисий Святогорец отошел туда, куда он стремился всю свою жизнь.

Современникам остались память о старце, его многочисленные творения, поучения и свидетельства о чудесах. Всегда кроткий, смиренный, молчаливый, Паисий Святогорец обладал еще одним Божьим даром. Он умел слушать других людей, не перебивая. Никогда не настаивал на собственном мнении. Если видел, что человек ошибается, то только плавно подводил его к таковому пониманию.

Истории помощи старца Паисия

Существует множество рассказов очевидцев чудодейственной помощи преподобного. Здесь собраны только три таких случая из жизни разных людей, которых объединяет один помощник.

Скоро поправишься

Один житель греческой столицы попал в аварию. Машина вдребезги, серьезная черепно-мозговая травма, реанимация. Он увидел облако света, а в нем монаха. Хоть человек этот был и далек от церкви, но ему неслучайно кто-то рассказывал о старце. Монах только улыбнулся и сказал: «Не бойся, скоро пойдешь на поправку».

После этого человек пришел в себя и понял: произошло чудо. Его выписали из больницы. Проходя мимо книжного магазина, он увидел являвшегося инока. на обложке книги. Это был Паисий Святогорец. Встреча со святым сильно изменила всю жизнь мужчины. Он не мог уже жить так, как раньше, грешить по-прежнему.

Мальчик «вылетел» с четвертого этажа

Священник Христос Цандалис — отец девятерых детей. Его чада забрались на крышу дома, где был открыт люк осветительной шахты. Дети начали прыгать через этот люк. Перепрыгнули все, кроме шестилетнего мальчика, который сорвался вниз с высоты четвертого этажа.

У отца сердце было не на месте, когда он открывал дверцу шахты, — так боялся увидеть сына. Мальчик стоял перепуганный, бледный, но без переломов и смертельных травм. Священник подумал, что сына спасла Богородица. Но мальчик подвел его и указал на фотографию Паисия Святогорца.

Попался на крючок

Николай Ксинарис из кипрского города Пафос работал сантехником. Как-то, окончив работу, он собирал инструменты и собирался возвращаться домой. На улице уже темнело, поэтому Николай не заметил проволоки для белья. Один ее конец свисал в виде крючка. Сантехник попался, как рыба. Но самое ужасное было то, что крючок вцепился. в глаз. Мужчина плакал и звал о помощи, как ребенок. Он, отец троих детей, не хотел быть слепым. Думал о том, чтобы его отвезли в травмпункт к медикам.

Пока хозяин дома спешил на помощь с кусачками (освободить конец проволоки), перед несчастным сантехником появился монах. Мужчина даже перекрестился. Инок поднял его голову вверх и освободил от крючка.

Оперативная помощь врачей не понадобилось. Об удивительном происшествии свидетельствовала лишь глубокая царапина на зрачке. Понадобилось смазать глаз специальной мазью и несколько дней походить с повязкой.

На следующий день сантехник направился в магазин и на стене увидел изображение своего помощника. Это было фото Паисия Святогорца. Николай был готов заплатить за него любые деньги. Но вместо этого хозяйка подарила ему книгу о старце.

7 поучительных мыслей святого

Читателям близки книги преподобного Паисия «Отцы-святогорцы и святогорские истории», «Письма», «О семье христианской», шесть томов поучений. В них сконцентрирован огромнейший духовный опыт. Приводим только некоторые цитаты.

Паисий Святогорец о снах

Святые отцы советуют не обращать внимания на сны. Даже если они от Бога, мы ничего не потеряем, если их проигнорируем. Богу угодна наша осторожность в этом вопросе и он обязательно откроет нам то, что хотел сказать через сновидение, каким-либо другим образом

Настоящее мужество

Быть мужественным — значит иметь героизм и храбрость внутри. Люди, ставшие великими (герои), имели большое сердце и доблесть. Мужество — это всецелое доверительное посвящение себя Богу. Если кто-то тебе скажет что-то дурное — ничего страшного. Сразу вспоминай, сколько раз ты сам грешил и ошибался. Сносить обиды и несправедливость — вот настоящее мужество

О фильтровании мыслей

Диавол — большой мастак. Каждого хочет на чем-нибудь поймать. Самое главное для нас — это контроль за своими помыслами

Важность духовного чтения

Очень помогает и недолгое духовное чтение — особенно перед молитвой. Оно очень согревает душу и рассеивает попечения, которыми человек занимался днем. А когда душа освобождается и переносится в духовную божественную атмосферу, то ум не отвлекается в своем делании. От прочитанного отрывка из Евангелия или из Отечника ум переносится в духовную область и уже не уходит оттуда. Ведь ум — он, как непоседливый ребенок, который не может усидеть на одном месте — бегает то туда, то сюда. Но дай ему сладкую карамельку, и он никуда не уходит

Быть светом

Человек должен становиться лучше по доброй воле. Не важно, станет ли он фонарем в городе или маяком на скалах. Главное, чтобы он нес в себе свет

Еще при жизни Паисия Святогорца замечали с просветленным лицом. Именно таким, просиявшим, его впервые увидел писатель Афанасий Раковалис.

Отсечь самооправдание

Чтобы преуспеть в духовной жизни — следует всегда находить для других (даже для диавола) смягчающие обстоятельства. Себя же самого не оправдывать никогда. Ни в коем случае нельзя перекладывать на других свою собственную вину

Гордость — опаснейшая духовная болезнь

Внутренняя гордость распознается с трудом. Один из ее явных признаков — то, что человек не может найти душевного покоя. Если превозносится человек безумный — Бог дает ему радость, но тот, кто одержим внутренним самолюбием, лишен Божественного утешения. После того как он осознает свой «духовный диагноз», гордец должен не принимать людских похвал и избавляться от высокого мнения, которое о себе питает

Чудеса Паисия Святогорца

Старец Паисий Святогорец — это самый известный и почитаемый православный святой нашего времени. Живя на Афоне, он прослыл настоящим чудотворцем — исцелял, предсказывал будущее. Однако чудеса Паисия Святогорца — это далеко не самое важное, что было в его житии. Как складывалась жизнь святого Паисия? И какой главный подвиг он на самом деле олицетворял своей жизнью?

Паисий Святорец — житие кратко

Для начала — несколько фактов. Просто, чтобы в общих чертах понимать, когда и где жил Паисий Святогорец.

  • Святой Паисий родился на территории Турции — в Каппадокии, — в 1924 году. (Последние века Каппадокия является частью мусульманских государств, но на ней сохранились христианские постройки монастыри самых ранних времен).
  • Сразу после рождения он и его родители переселились в Грецию — в рамках массового обмена жителями между этими двумя странами.
  • Паисий Святогорец служил в армии.
  • Почти всю свою монашескую жизнь старец Паисий провел на Святой Горе Афон. Там он подвизался с 26 лет.
  • За свою жизнь святой сменил несколько скитов, келий и монастырей. Самая известная келья — Панагуда. Там он жил более десяти лет, когда стал уже известным на всю Грецию старцем и к нему нескончаемым потоком стекались паломники.
  • Старец Паисий несколько раз покидал Святую Гору. Например, несколько лет в молодости он жил на горе Синай в Египте — рядом с монастырем Святой Екатерины.
  • Преподобный Паисий умер в 1994 году — в Греции, в Салониках, куда приехал за несколько месяцев до смерти. Захоронен он там же. Могила старца Паисия стала местом массового паломничества.
Читать еще:  Нил Столобенский: житие и биография преподобного, в чем помогает и о чем молятся

Чудеса Паисия Святогорца. Какое из них главное?

Паисий Святогорец в какой-то степени стал заложником своих чудес. С одной стороны, то, что о нем говорят в первую очередь как об аскете-чудотворце, справедливо: им старец Паисий и был.

Паисий Святогорец спал 3—5 часов в день. Строгость его постов иной назвал бы голоданием.

Он исцелял от неизлечимых болезней, предсказывал будущее, вдохновлял на духовную жизнь, обращал в христианство тех, кто кажется никогда бы не обратился. Он изгонял бесов и сам переживал их многочисленные нападки.

Его видели парящим над землей и излучающим Божественный Свет. (Пересказывать все чудеса в этом тексте смысла нет — лучше прочитайте прекрасное житие, которое написал о нем другой афонский монах Исаак — мы писали о ней в этом обзоре).

С другой стороны, все эти внешние проявления святости затмили главный подвиг старца Паисия: его смирение — то есть умение с миром на душе воспринимать любые события, которые происходили с ним — плохие и хорошие. Причем, не только события, но и ход всей жизни.

  • Как не возгордиться, когда по твоим молитвам происходят столько чудес?
  • Как не возгордиться, когда твой образ жизни объективно подвижнический и ты можешь много из того, чего не могут большинство монахов?
  • Как не испугаться, когда ты постоянно подвержен нападкам бесов — они приходят к тебе в келью и стучатся в стены?
  • Как смириться, когда ты всю жизнь искал отшельничества и безмолвия, а в итоге с утра до вечера окружен паломниками?
  • Как жить и не жаловаться, когда много лет тебя мучают сильнейшие боли, а к концу жизни у тебя диагностируют рак и жизнь становится 100-процентным мученичеством?

Именно таким смиренным монахом был старец Паисий Святогорец. Это впечатляющий подвиг.

Котенок смирил старца Паисия

Старец Паисий рассказывал, что однажды решил помочь больному котенку, который очень страдал. Он помолился, перекрестил животное, но котенку лучше не становилось.

Вдруг святой осознал, что в его желании помочь было что-то от эгоизма — самая кроха помысла вроде, «я афонский монах, ко мне приходят люди, уж котенка-то я смогу исцелить».

Старец Паисий вспоминает, что следом подумал:

«Посмотри на себя, — сказал я тогда себе, — уже столько лет ты монах, а даже несчастному котенку помочь не можешь. Только я так подумал, как котенок, который был на последнем издыхании, вдруг пришел в себя, подбежал и стал тереться. Вот такая сила у смирения!».

Старец Паисий был подвижником, в случае с котором многие духовные законы срабатывали моментально и вот таким эффектным, как в случае с котенком, образом.

Был еще один не менее впечатляющий случай.

Паисий Святогорец и блудница

Однажды в храм, где святой какое-то время служил, пришла женщина. О ней рассказывали, что она разрушила многие семьи, обольщая мужчин. Преподобный прикрикнул на нее и велел уйти из храма.

«Тогда, — вспоминает старец, — со мной случилось что-то ужасное. Впервые за свою жизнь я почувствовал такой силы плотское искушение, что это напоминало горение».

В какой-то момент искушения стали настолько сильны, что старец вонзил себе в ногу маленький топорик — чтобы как-то остановить поток мыслей. Брызнула кровь.

«А потом, — рассказывает святой, — я подумал: вот, я испытал этот ад единственный раз в течение короткого времени. А эта, Господи, несчастная душа, которая всегда живет в аду, как же она страдает!»

И сразу же после этой мысли святой почувствовал, что освобождается от страсти.

«Так что, будь очень осторожен с осуждением», — подводил итог старец, когда рассказывал эту историю.

Господь смиряет старца Паисия Святогорца

Но главным уроком смирения (если так можно сказать) для старца Паисия была сама жизнь — вернее, собственная известность. К нему вереницей шли паломники….

В молодости мечтой святого было отшельничество и безмолвие — та форма монашеского делания, когда инок уединяется в пещеру или пустыню и всего себя посвящает Богу и молитве.

Однако отшельничество для него оказалось возможно только, по сути, во время непродолжительного пребывания на горе Синай. Затем Господь явно направлял преподобного в другую сторону, показывая: твое призвание — это служение людям, а не пустыня.

Сначала по состоянию здоровья Паисий должен был покинуть Синай и вернуться на Афон. Затем на самом Афоне срывались любые попытки уйти «в затвор». Вплоть до того, что в назначенное время не приплывал лодочник, с которым старец Паисий договаривался об отплытии. Или же ему были недвусмысленные видения.

В какой-то момент Паисий Святогорец понял: идти наперекор Воле Божией смысла нет — все равно не выйдет. Сам святой вспоминает: смириться с этим было очень тяжело.

Преподобный Паисий в окружении паломников

Наверное, именно смирение с этим, а не многочасовые молитвенные стояния и строгие посты — самый главный его подвиг. И еще это напоминание, о чем так часто указывают святые: любая святость начинается со смирения. Подвиги без смирения прийти могут, а святость — нет.

«Не трудитесь над стяжанием любви, молитвы и добродетелей. Ваши усилия будут бесплотными, ибо Господь не будет помогать вам, пока у вас нет смирения. Но это потому только, что если Он поможет вам достичь преуспеяния, вы вскоре повредитесь из-за гордости. Бог ждет от нас только смирения, а все остальное — непосредственный результат Божией благодати, которую привлекает смиренный человек своим мирным и добрым расположением», — говорил старец Паисий.

Бесы нападали на старца Паисия

Нам — в миру, — достаточно сложно представить себе, что такое нападки бесов в прямом смысле этого слова. Мы с этим почти не сталкиваемся, потому что в обычной жизни у бесовских сил и так есть масса способов заставить человека потерять обличье — наркотики, алкоголь, рок-концерты, техно-вечеринки, видео-клипы. Безудержное веселье и гнев в конце концов.

Монахи во многом оторваны от мирских развлечений, однако это не лишает их того, что должен пройти любой человек — духовной борьбы. В этом делании монахи часто выходят на «передовую». И бесы ополчаются на них иногда даже не в «переносном» смысле — в виде помыслов, фобий, душевных браней, — но в виде осязаемых явлений.

Афон — одно из мест, где бесовские нападки материализуются особенно часто и сильно. Старец Паисий сталкивался с ними постоянно. Стуки в стены, страшные чудовища, крики. Это не игра слов. Он рассказывал, как на ночь в его келье остался какой-то паломник и среди ночи он сбежал — потому что не мог вынести тех звуков, которые были в доме: бесы в очередной раз пришли искушать старца.

Кроме того, Господь дал Паисию Святогорцу власть изгонять демонов из людей. К нему приводили бесноватых и те чаще всего покидали Афон исцеленными.

Святой вспоминал: «Однажды ко мне принесли одного бесноватого малыша. Сначала я как следует накормил его сладостями, чтобы распалить его жажду, а потом принес водички от святых мощей. «Нашему Янакису, — сказал я, — я дам попить водичку повкусней, чем другим». Отпив чуть-чуть этой воды, малыш начал кричать: «Эта вода меня жжет, что в ней?» — «Ничего в ней нет», — ответил я. «Что ты со мной делаешь? Она меня жжет!» — кричал несчастный малыш. «Она не тебя жжет, — сказал я, — она жжет кое-кого другого». Я начал крестить голову малыша, и его затрясло, он впал в кризис беснования. Бес, находившийся в малыше, скрутил его тело».

Паисий Святогорец и духовные законы

Помните, мы говорили выше про то, что в его случае духовные законы «срабатывали» почти моментально? Он не мог исцелить котенка, пока в его желании была крупица несмирения. Как только она ушла — животное моментально выздоровело.

Будучи святым старцем, Паисий Святогорец очень тонко ощущал духовные законы и взаимосвязи в жизни. Были случаи, когда он понимал — та или иная болезнь вызвана не столько медицинскими факторами, сколько грехами самого человека или его близких.

Например, одному отцу он сказал: ваш ребенок выздоровеет, но для этого вы должны хотя бы бросить курить. Это не было «торгом» — просто старец понимал, что многие болезни даются людям, как стимул и знак изменить свою жизнь.

Поучения старца Паисия

Вообще говоря, чтобы понять, за что любили старца Паисия, достаточно прочитать «Слова», которые несколько раз переиздавались в России. Это шеститомник, в котором собраны беседы святого с монахинями одного греческого монастыря. Сестры задают вопросы на разные случаи жизни, а старец — их духовник — им отвечает.

О вещах глубоких он говорил просто и понятно. Иногда с юмором. Часто — приводил яркие и точные сравнения. Например, духовную жизнь сравнивал с радиоволной, на которую важно настроиться. А семейную жизнь — с автомобилем, — в том смысле, что разница в характерах супругов иной раз так же важна и полезна, как педали газа и тормоза. «Если бы у вас был только газ, вы бы не уехали дальше первого поворота, а если бы только тормоз — вообще бы не тронулись с места», — сказал он однажды супружеской паре.

Иногда давал самые неожиданные советы — которые в итоге-то помогали людям. Например, мужу и жене, у которых отношения не очень складывались, он сказал: «Благословляю вас ругаться со всеми, с кем хотите — на работе и на улице. Ругайтесь! Но только не друг с другом».

Преподобный Паисий кормит птичку

Изречения Паисия Святогорца

«Люди все куда-то спешат и мчатся. В такой-то час им нужно быть в одном месте, в такой-то — в другом, потом в третьем… Чтобы не забыть, какие нужно сделать дела, люди вынуждены их записывать. Хорошо еще, что среди такой беготни они не забыли, как их зовут! Они не знают даже самих себя. Что общего у всего этого со счастьем?»

«Церковь учит человека идти одним из двух путей: или путем монашеским или путем брака. Все остальное — неестественно. Вол, которые не хочет впрягаться ни в ярмо, ни в плуг, оказывается под ножом мясника. Молодым людям, которые встречаются друг с другом, но не могут решиться на брак, я говорю: если хотите мне что-то прислать — пришлите лучше приглашение на свадьбу. Ничего другого мне не нужно.»

«Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи. Потому что, если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку».

«Когда человек ощущает присутствие Божие, он чувствует и присутствие ангела-хранителя, и он старается ничем не огорчить его. И тогда движения его становятся спокойными, внимательными, но вместе с тем — свободными. Такая собранность его не напрягает, она ему нравится. В его движениях ощущается духовная свобода».

«Если вы видите, что вас беспокоят вопросы, которые по-человечески разрешить нельзя, и если вы не возлагаете их на Бога, то знайте, что это — ухищрение лукавого…»

«Духовная жизнь очень проста и легка. Это сами мы ее усложняем. Приложив немного старания и имея при этом многое смирение и доверие Богу, человек может очень преуспеть. Ведь там, где смирение, злу нет места. А там, где нет диавола, нет и искушений».

Творения старца Паисия Святогорца

Преподобный Паисий оставил после себя несколько книг. На русском языке можно найти вот такие:

  • Отцы святогорцы и святогорские истории
  • Афонский старец Хаджи-Георгий
  • Святой Арсений Каппадокийский

Кроме того, на русском изданы его письма, а также в шести книгах «Слова» — те самые беседы с монахинями греческого монастыря.

День памяти старца Паисия

Память старца Паисий в Русской православной Церкви установлена 12 июля.

Тропарь святому преподобному Паисию Святогорцу

Божественныя любви огнь приемый, превосходящим подвигом вдался если весь Богови, и утешение многим людям был если, словесы божественными наказуяй, молитвами чудотворяй, Паисие Богоносе, и ныне молишися непрестанно о всем мире преподобне.

Преподобне отче Паисие, моли Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Житие старца Паисия Святогорца

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 136

ЖИТИЕ СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

В последние годы увидели свет различные книги и публикации о Блаженном Старце Паисии Святогорце. Они действительно оказали духовную пользу многим и сделали имя Старца еще более известным. Однако в основном в них идет речь об учении и чудесах Старца Паисия. Биографические сведения, содержащиеся в этих книгах, — минимальны.

Убедившись в необходимости составления систематического жизнеописания отца Паисия, одно из его духовных чад — наш Старец, иеромонах Исаак, — решился взять этот труд на себя. Отец Исаак вместе с монахами своего братства начал составление «Жития» Старца Паисия приблизительно через два года после его кончины (Старец Паисий почил о Господе 29 июня/12 июля 1994 года). Труд близился к завершению, когда кончина самого отца Исаака (3 июля/ 16 июля 1998 года) отложила издание на неопределенное время.

Читать еще:  Антоний Смирницкий - житие и творения, дни памяти и почитание, наставления

«Житие» оставалось неопубликованным, оно еще нуждалось в исправлениях и дополнениях. Между тем, из-за трудностей, возникших после кончины нашего Старца, отца Исаака, продолжать работу над книгой было для нас невозможно. Кроме этого, осознавая свою очевидную непригодность для столь ответственного труда, мы более трех лет вообще боялись прикоснуться к «Житию».

Завершить работу нас побуждало желание нашего Старца, отца Исаака, и труд, проделанный им ради того, чтобы «Житие» Старца Паисия увидело свет. Кроме этого, многие братья и сестры во Христе также побуждали нас довести дело до конца.

Иногда у нас опускались руки. Мы были готовы оставить этот чрезвычайно сложный и ответственный труд. Нами овладевал страх того, что мы исказим облик Старца и вместо пользы принесем духовный вред и соблазн. Мы чувствовали себя подобно маленькому ребенку, который, пытаясь говорить о чем-то великом, превосходящем его меру, не находит слов и не может выразить то, что он желает.

При жизни отца Паисия мы не считали необходимым записывать его слова, фотографировать его самого или собирать о нем биографические сведения с тем, чтобы когда-нибудь составить его жизнеописание. Нас наполняло само его присутствие, нам было достаточно уже того, что мы его видели и слышали. Возможно, кто-то посчитает это упущением. Однако наша совесть спокойна от того, что мы не делали ничего, что могло его огорчить.

Единственным исключением были немногие записи, сделанные нами для того, чтобы не забыть ответы отца Паисия на личные вопросы, связанные с нашей ежедневной монашеской жизнью. Отвечая нам, Старец приводил примеры из своего подвижнического опыта, рассказывал о пережитых им сверхъестественных событиях и демонических искушениях. Однако в основном мы опирались на то, что сохранилось в нашей памяти. Многое из того, что запомнилось, мы слышали от него неоднократно. И сейчас — к общей пользе наших братьев и сестер мы передаем на бумаге его слова, начертанные им в наших сердцах.

Узнав о составлении «Жития», многие миряне и священнослужители — по собственной инициативе или по нашей просьбе — предоставили в наше распоряжение немало ценных документов: писем Старца Паисия, фотографий, записей и свидетельств очевидцев. Весь этот материал, привнесший в «Житие» Старца немало ранее неизвестных страниц, был использован с осторожностью и ответственностью. После многократного просеивания и отбора было оставлено лишь то, что действительно заслуживало доверия. Не все в предоставленных сведениях соответствовало действительности и духу Старца. Некоторые люди от нерассудительного благоговения что-то преувеличивали, а другие, возможно, поняв Старца неправильно, передавали его слова искаженно. Были и такие — совсем немногие, — кто высказывался о Старце отрицательно — возможно, делая это по неведению, а не по злому расположению. Пусть Бог не вменит им этого в грех.

«Начало словес Твоих истина», и поэтому главным принципом при работе над «Житием» мы тоже избрали истину. Мы старались представить Старца таким, каким мы его знали, таким, каким он был, — избегая порождаемых любовью и восторженностью преувеличений.

Значительная часть «Жития», по сути, является автобиографией Старца Паисия, поскольку главным источником сведений был он сам. Большинство повествований исходят непосредственно из его неложнейших уст. Однако в действительности мы написали очень немногое. Будучи скудным и слабым, наш труд не дает исчерпывающей картины духовного богатства Старца. Мы не только не превозносим, но — отнюдь не желая того — во многом преуменьшаем его образ. Причины этого в следующем.

Его внутренняя жизнь — как жизнь любого святого — проходила «втайне», невидимо для других. Чтобы помочь нам в нашей монашеской жизни, Старец открывал немногое — по большей же части происходившее с ним осталось неизвестным. Когда он был жив, в нашем общении с ним преобладала скрывавшая его духовное величие человеческая сторона. Но главная причина в том, что наши сердечная слепота и несовершенство помешали нам увидеть Старца более духовно — что помогло бы воссоздать его образ с большей достоверностью. Будь наше духовное состояние лучше, это, безусловно, отразилось бы и на настоящем труде. Как известно, наиболее верно описать жизнь Святого может человек, восшедший в такую же меру и такое же состояние. Сам Старец Паисий говорил, что жития Святых, написанные Святыми, восхитительны.

Итак, поскольку «студенец есть глубок и почерпала не имамы» то есть наших духовных сил недостаточно для того, чтобы показать духовное величие Старца, мы ограничились простым и точным изложением сведений о нем, стараясь быть лишь достоверными свидетелями и ничем больше.

Но, несмотря на это, даже сквозь неуклюже написанные нами страницы, проявляется образ Старца Паисия — человека, который с легкой простотой движется в пространстве между землей и Небом, насмехается над диаволом — одновременно сострадая его падению — и общается со множеством Святых. Старец предстает перед читателем совершенно нищим, но при этом низводящим своей молитвой с Неба на землю богатейшие благословения. Он выглядит физически слабым и немощным, но при этом настолько могучим и наполненным огнем Божественной Благодати, что перед ним отступают даже законы естества. Он живет в пустыне, но при этом — очень близок к нуждам людей; строгий аскет по отношению к себе самому, он до самопожертвования человеколюбив по отношению к убогим, страдающим и несправедливо обиженным.

Поместить в один том все сведения о Старце было бы невозможно. Поэтому из множества описанных случаев выбраны наиболее характерные и поучительные. В книгу не вошло учение Старца (объемом в несколько томов), множество писем и более двухсот свидетельств о совершенных им чудесах. Но мы и не ставили перед собой цели представить читателю просто «список чудес». Вполне естественно, что в человеке, восшедшем на вершину добродетелей и стяжавшем Божественную Благодать, действенно открываются благодатные дарования и он творит чудеса. Однако вопрос состоит в том, как достичь этой вершины, каким путем надо идти и каким образом подвизаться против страстей и искушений. Поэтому даже более, чем чудеса Старца, нас трогали и трогают его великое самоотречение, его любочестные подвиги ради любви ко Христу, его монашеская акривия и тонкое чувство духовной жизни, его редкая рассудительность, жертвенная любовь к каждому человеку и святоотеческое мудрование, способное принести покой каждому сердцу.

Книга «Житие Старца Паисия Святогорца» состоит из двух частей. В первой части вниманию читателя предлагается «Пространное житие» Старца. Мы старались как можно проще, но и в наиболее целостном виде показать подвижнический путь Старца от рождения до кончины, следуя хронологии и внешнему течению его жизни. Основа каждой из четырнадцати тематических блоков

Как старец Паисий помогает людям в наше время

Старец Паисий как при жизни творил чудеса, так не перестает творить их и после своей смерти ( смерть в христианстве есть не полное прекращение бытия, но ни что иное, как разлучение души от тела), которая последовала 12 июля 1994 года недалеко от Салоник, в монастыре святого Иоанна Богослова, находящемся близ Суроти . Ибо просто любит людей по заповеди Божией (Ин.13:34;15:12;15:17). Любит, как членов единой Адамовой семьи, как своих родных братьев и сестер .

Особо заботится старец о детях, бесноватых и попавших в беду людях . Вспомним три удивительных посмертных чуда старца Паисия из жития иеромонаха Исаака (Атталаха). Это спасение ребенка в световой шахте, изгнание беса из больного и помощь несчастному сантехнику.

О первом посмертном чуде рассказывает отец мальчика, иерей Христос Цандалис , приходской священник из деревни Керасья (это недалеко от Салоник). Христос Цандалис (отец девятерых детей) говорит, что беда пришла под маской обычной забавы, простой детской игры . Ребята играли: они прыгали через открытый люк осветительной шахты, которая спускалась вниз. Шахта была совсем не широкой, но довольно глубокой. Она спускалась вниз с четвертого этажа на первый. И что же вышло?

Старшие дети священника перепрыгивали через шахту играючи, без труда. Что же касается младшего (шестилетнего мальчика с задержкой речевого развития), то у него прыжок не получился . Несчастный оступился и упал вниз. Священник пошел вниз открывать дверцу шахты, даже не надеясь увидеть сына живым. Но каково же было изумление многодетного отца, когда он увидел своего сына, «желтого от страха, но целого и невредимого». В больнице иерею сказали, что мальчик в полном порядке. Ни переломов, ни даже царапин.

Священник понял, что произошло чудо . Ему очень хотелось узнать, кто спас его сына в шахте, кого нужно благодарить за помощь. Отец Христос полагал, что большую свечу нужно ставить чудотворной иконе Пресвятой Богородицы из его села Неа Миханиона (старец Паисий тогда еще даже не был канонизирован; он был просто почитаем в народе). Но твердой уверенности у отца мальчика все-таки не было. Священник решил провести маленькое расследование . Он подвел к иконе Богородицы чудесно спасенного малыша и спросил его: «Это Она тебя спасла?». Однако малыш ответил: «Нет!». И показал пальцем на фотографию старца Паисия (которая висела в храме), давая понять, что его спас именно Старец.

О втором посмертном чуде старца Паисия ( изгнании нечистого духа) в житии иеромонаха Исаакия повествует бывший больной — Еванголос К. из Салоник. Этот Еванголос К. во многом походил на одержимого отрока, исцеленного Господом Иисусом при спуске с Фаворской горы (Матф.17:14:18). Ибо, по словам Еванголоса, он (Еванголос), подобно евангельскому отроку, также с 12 лет мучился от вселившегося в него беса и вся его жизнь была «сплошным мучением». « Отчитки » (молитвы, составленные на изгнание демонов; их читает на «отчитках» священник-экзорцист) не помогали . Больному становилось от них только хуже. После «отчиток» он чувствовал себя так, как будто его избили.

Однако Великим постом 1995 года ситуация — не без помощи старца Паисия — совершенно изменилась . Ибо Еванголос вместе с духовником поехал в Суроти на могилу старца . И в пути, и во время всенощного бдения одержимый испытывал тяжкую брань, ибо бес предчувствовал свое Ватерлоо. Сначала больного клонило в сон. А когда повели к мощам святого Арсения Каппадокийского, Еванголос вообще впал в бешенство . Бес жег не только его душу, но и тело. Несчастный смог пролепетать только: «Паи. Паи. ». И жестом показать, что ему нужен именно Паисий . Одержимого силком привели к месту погребения старца и прислонили к его могиле. Что было дальше? Вот подлинный рассказ Еванголоса К.:

«И в этот момент я увидел Старца Паисия – он словно поднимался, проснувшись от сна. Он был живым, а не мертвым. Я видел его от пояса и выше. Это точно был он: с бородой, в рясе. Видение продолжалось лишь мгновение. Старец положил руку мне на лоб, и в тот же момент из моего рта вырвался черный дым. Я совершенно успокоился, однако телесная боль ушла не сразу. Я уснул, но от боли несколько раз просыпался со словами: «Мне очень больно. » (Исаак (Атталах), иеромонах. «Житие старца Паисия»).

Позже телесная боль ушла и Еванголос в течении сорока дней испытывал величайшую духовную радость от своего исцеления.

О третьем посмертном чуде преподобного Паисия Святогорца, случившемся в июле 1995 года, рассказывает житель города Пафос на Кипре Николай Ксинарис . Он, сантехник по профессии однажды попал в страшную беду: накололся глазом на кусок проволоки, как рыба на крючок . Вот история Николая Ксинариса в его собственном изложении:

«Закончив работу, я собирал инструменты и складывал их в машину. Смеркалось, видно было плохо. Рядом с машиной была натянута проволока, на которой сушат белье, а на ней с краю болтался еще один кусок проволоки. Острый край этого куска был загнут подобно крючку – сантиметра два длиной. В темноте я его не заметил. Собрав инструменты, понес их к машине и наткнулся на крючок, который воткнулся мне прямо в глаз. Я застыл на месте, как попавшаяся на крючок рыба» (Исаак (Атталах), иеромонах. «Житие старца Паисия»).

Проволока вонзилась не между глазной впадиной и глазным яблоком, но прямо в глаз . При такой травме человек почти стопроцентно остается слепым. Николай сильно испугался (он, отец троих детей, не хотел остаться без глаза) и позвал на помощь хозяина дома, в котором он работал. Хозяин прибежал и предложил с ходу вытащить проволоку из глаза. Но пострадавший, опасаясь полной потери зрения, попросил хозяина перекусить проволоку кусачками , чтобы оставшийся кусок из глаза вынимали уже врачи. Хозяин побежал искать кусачки. Они находились в чемодане Николая. И вот, пока хозяин искал кусачки, пришел (без зова, просто по любви) старец Паисий Святогорец :

«В это мгновение передо мной возник худой человек, одетый в черную рясу. Увидев его, я перекрестился. У меня начался озноб. Я почувствовал, как он взял меня рукой ниже щеки и толкнул мою голову вверх. В то же мгновение кусок проволоки выскочил из моего глаза» (Исаак (Атталах), иеромонах. «Житие старца Паисия»).

Преподобный освободил пострадавшего от проволоки и даже чудесным образом заживил , зарубцевал безобразную дыру в зрачке . От былой раны остался только небольшой видимый след, как легкое напоминание. Врачи в травматологии не поверили рассказу Николая Ксинариса. Они дали ему мазь и велели носить на глазе повязку.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector