0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Житие Иоанна Кассиана Римлянина — полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

День памяти святителя Иоанна Кассиана Римлянина 14 марта. Первое имя ему дали при крещении или монашеском постриге, а второе «Римлянин» закрепили за ним на Руси и в Византийской империи. Иногда некоторые богословы в своих трудах называют его Кассианом.

Житие Иоанна

Святитель родился в богатой православной семье в Галлии, которая была частью Римской империи. Он и был воспитан в христианском духе и получил хорошее образование в домашних условиях. Его учитель преподавал литературу, поэтому Иоанн знал греческий и латинский язык.

Падение Рима под натиском варваров вызвало период расцвета монашества. Вместе с другом Германом он отправился в Вифлеем, где они принимают иночество. В Палестине знакомятся с устройством общежития и постигают опыт подвижничества. Встретившись с настоятелем обители города Манефиса, идут в Египетские земли, чтобы изучить местные монастыри. Через 7 лет возвращаются в Вифлеем, но отправляются вновь в Египет, где Кассиан собирает колоссальный материал для своих произведений.

Когда разгорелись споры в отношении трудов Оригена, те, кто его поддерживали, покинули страну, в их числе были Герман и Иоанн. Глава Константинопольской церкви Златоуст доброжелательно принял беженцев и дал приют. Герман получил сан клирика, Кассиан – диакона.

Когда патриарха Константинополя обвинили в денежных махинациях, они направились в Рим и пытались оправдать Златоуста, вручив императору сокровища. Здесь они прожили двенадцать лет. Иоанн получил сан священника и стал советником архиепископа.

Труды преподобного Кассиана

Через время, ища покоя и уединения в Галльских землях, он основал две обители одну женскую для сестры, другую мужскую на вершине горы. Используя опыт подвижничества на Востоке, он умело организовал иноческую общину. Здесь он заслужил большое уважение умением давать советы и помогать в создании монашеских общежитий. В «Собеседовании» Иоанн Кассиан Римлянин проанализировал опыт подвижничества и изложил список правил для жизни иноков.

Также особо чтимым среди монахов считается писание «Восемь страстей» Иоанном Кассианом Римлянином. Список включает:

  • чревоугодничество;
  • прелюбодеяние;
  • корыстолюбие;
  • гнев;
  • тоску;
  • отчаяние;
  • высокомерие;
  • гордыню.

Он дал советы, как бороться со страстями. Например, злость направлять в необходимое русло, а не на людей, против вожделения молитвы недостаточно, необходимо заняться физическим трудом.

До наших дней дошли также творения Иоанна Кассиана Римлянина:

  • «О воплощении Христа против Нестория»;
  • «О постановлениях киноитян»;
  • «Собеседования египетских отцов».

Молитва

С молитвой принято обращаться к иконе преподобного для укрепления веры в Господа, избавления от греховных страстей, для помощи в учении о духовной жизни.

О, богоблаженне и приснопамятне отче наш Кассиане, божественных Ангелов сожителю, понесый тяготу дневную, в нищете поживый, божественными дарами обогативыйся! Ты ныне с преподобных соборы водворяяся, с праведных лики веселяся, помяни нас, добродетельное твое житие похваляющих, и не остави нас безпомощны. Призри на наше житие, волнуемое житейскими обуревании, да не потопит нас греховная буря, ниже да пожрет нас пагубнаго отчаяния глубина. Услыши молитву нас грешных, молящихся, и не презри моления нас немощных, уловляемых диавольскими сетьми, всюду злыми угнетаемых, всякаго блага лишаемых, унынием омрачаемых и малодушием одержимых. Виждь, святе, яко смирися в персть душа наша, и врагом ненавидящим нас быхом в порадование, лукавыми делы умерщвляеми весь день, заблудихом бо воистину, яко овцы не имущия пастыря. Ты твоими богоприятными молитвами милостива сотвори нам единаго человеколюбца Бога, да не воздаст нам по злым делом нашим и по нечистоте сердец наших, но да предварят ны благия Его щедроты, в мире, единодушии и благочестии утверждающе живот наш. Мы о богоблаженне, на тя по Бозе уповаем, тобою хвалимся, твое святое имя на помощь призываем и, к твоему чудотворному образу недостойнии припадающе, тя молим. Моли, отче наш Кассиане, Христа Бога, да, избавльшеся от злых наших, с тобою вечных благ сподобимся, благодатию и щедротами Господа нашего Иисуса Христа, суща благословенна со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о преподобном Кассиане:

Православная Жизнь

Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин по ме­сту рож­де­ния и язы­ку, на ко­то­ром пи­сал, при­над­ле­жал За­па­ду, но ду­хов­ной ро­ди­ной свя­то­го все­гда был пра­во­слав­ный Во­сток. В Виф­ле­ем­ской оби­те­ли, рас­по­ло­жен­ной неда­ле­ко от то­го ме­ста, где ро­дил­ся Спа­си­тель, Иоанн при­нял ино­че­ство. По­сле двух­лет­не­го пре­бы­ва­ния в оби­те­ли в 390 го­ду пре­по­доб­ный с ду­хов­ным бра­том Гер­ма­ном в те­че­ние се­ми лет пу­те­ше­ство­вал по Фива­и­де и Скит­ской пу­стыне, чер­пая из ду­хов­но­го опы­та мно­го­чис­лен­ных по­движ­ни­ков.

Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин

Вер­нув­шись в 397 го­ду на ко­рот­кое вре­мя в Виф­ле­ем, ду­хов­ные бра­тья три го­да под­ви­за­лись в пол­ном уеди­не­нии, а за­тем от­пра­ви­лись в Кон­стан­ти­но­поль, где слу­ша­ли свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста. В Кон­стан­ти­но­по­ле пре­по­доб­ный Кас­си­ан при­нял сан диа­ко­на. В 405 го­ду кон­стан­ти­но­поль­ский клир на­пра­вил пре­по­доб­но­го в Рим к па­пе Ин­но­кен­тию I во гла­ве по­соль­ства – ис­кать за­щи­ты без­вин­но стра­да­ю­ще­му свя­ти­те­лю.

В сан пре­сви­те­ра пре­по­доб­ный Кас­си­ан был по­свя­щен у се­бя на ро­дине. В Мар­се­ле он впер­вые в Гал­лии устро­ил два об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­ря, муж­ской и жен­ский, по уста­ву во­сточ­ных оби­те­лей. По прось­бе епи­ско­па Апт­ско­го Ка­сто­ра пре­по­доб­ный Кас­си­ан в 417–419 го­дах на­пи­сал 12 книг «О по­ста­нов­ле­ни­ях ки­но­вий» па­ле­стин­ских и еги­пет­ских и 10 бе­сед с пу­стын­ны­ми от­ца­ми, чтобы дать со­оте­че­ствен­ни­кам об­раз­цы об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей и по­зна­ко­мить их с ду­хом по­движ­ни­че­ства пра­во­слав­но­го Во­сто­ка. В пер­вой кни­ге «О по­ста­нов­ле­ни­ях ки­но­вий» речь идет о внеш­нем ви­де мо­на­ха; во вто­рой – о чине ноч­ных псал­мов и мо­литв; в тре­тьей – о чине днев­ных мо­литв и псал­мов; в чет­вер­той – о чине от­вер­же­ния от ми­ра; в вось­ми осталь­ных – о вось­ми глав­ных гре­хах. В бе­се­дах оте­че­ских на­став­ник в по­движ­ни­че­стве свя­той Кас­си­ан го­во­рит о це­ли жиз­ни, о ду­хов­ном рас­суж­де­нии, о сте­пе­нях от­ре­че­ния от ми­ра, о же­ла­ни­ях пло­ти и ду­ха, о вось­ми гре­хах, о бед­стви­ях пра­вед­ни­ков, о мо­лит­ве. В по­сле­ду­ю­щие го­ды пре­по­доб­ным Кас­си­а­ном на­пи­са­но еще че­тыр­на­дцать бе­сед: о со­вер­шен­ной люб­ви, о чи­сто­те, о Бо­жи­ей по­мо­щи, о ра­зу­ме­нии Пи­са­ния, о да­ро­ва­ни­ях Бо­жи­их, о друж­бе, об упо­треб­ле­нии язы­ка, о че­ты­рех ро­дах ино­ков, о жиз­ни от­шель­ни­че­ской и об­ще­жи­тель­ной, о по­ка­я­нии, о по­сте, о ноч­ных ис­ку­ше­ни­ях, об умерщ­вле­нии ду­хов­ном, да­но тол­ко­ва­ние слов «не еже хо­щу, сие тво­рю». В 431 го­ду свя­той Иоанн Кас­си­ан на­пи­сал свое по­след­нее со­чи­не­ние про­тив Несто­рия, в ко­то­ром со­брал про­тив ере­си суж­де­ния мно­гих во­сточ­ных и за­пад­ных учи­те­лей. В сво­их со­чи­не­ни­ях пре­по­доб­ный Кас­си­ан ос­но­вы­вал­ся на ду­хов­ном опы­те по­движ­ни­ков, за­ме­чая по­клон­ни­кам бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на (па­мять 15 июня), что «бла­го­дать да­ле­ко ме­нее все­го мож­но за­щи­щать пыш­ны­ми сло­ва­ми и го­вор­ли­вым со­стя­за­ни­ем, диа­лек­ти­че­ски­ми сил­ло­гиз­ма­ми и крас­но­ре­чи­ем Ци­це­ро­на». По сло­вам пре­по­доб­но­го Иоан­на Ле­ствич­ни­ка (па­мять 30 мар­та), «ве­ли­кий Кас­си­ан рас­суж­да­ет пре­вос­ход­но и воз­вы­шен­но». Свя­той Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин мир­но по­чил в 435 го­ду.

Молитвы

Тропарь преподобного Кассиана Римлянина, глас 8

Посто́м предочи́стився, прему́дрости пости́гл еси́ разуме́ние,/ от пусты́нных же Богоно́сных оте́ц научи́лся еси́ страсте́й обузда́нию./ Того́ ра́ди пода́ждь нам твои́ми моли́твами/ пло́ти на́шея ду́ху послуша́ние:/ еси́ бо наста́вник, Кассиа́не преподо́бне,// всем пою́щим о Христе́ твою́ па́мять.

Кондак преподобного Кассиана Римлянина, глас 4

Преподо́бен быв, Бо́гу возложи́лся еси́,/ и просвеща́я до́брыми ви́ды, Кассиа́не,/ я́ко со́лнце облиста́л еси́/ сия́нием Боже́ственных твои́х уче́ний,/ сердца́ всех чту́щих тя всегда́ просвеща́я./ Но приле́жно моли́ Христа́,// о и́же любо́вию те́пле восхваля́ющих тя.

Молитва преподобному Кассиану Римлянину

Богоблаже́нне и приснопа́мятне о́тче наш Кассиа́не! От ю́ности возлюби́в па́че всего́ Христа́, земна́я и вре́менная презре́л еси́, и, ангелоподо́бным житие́м твои́м ду́шу и те́ло от страсте́й очи́стив, безстра́стия сокро́вище стяжа́л еси́, и, Боже́ственными дара́ми обоготи́вся, зако́ны Богому́дрые в наказа́ние и исправле́ние и́ноком написа́л еси́, и усе́рдный де́латель в вертогра́де Христо́ве яви́лся еси́, сам творя́ и ины́х сло́вом и де́лом науча́я, сугу́бое восприя́л еси́ воздая́ние от Бо́га. Ему́же с чинонача́лии А́нгельскими предстоя́, при́зри на нас, обурева́емых жите́йских попече́ний волна́ми, и помози́ нам, да не увлече́т нас бу́ря страсте́й на́ших в бе́здну грехо́вную. Услы́ши нас, гре́шных, святу́ю па́мять твою́ ублажа́ющих, и моли́ся Христу́ Бо́гу о нас, немощны́х, мгло́ю уны́ния омрача́емых и малоду́шием неду́гующих, да Боже́ствненною благода́тию свое́ю просвети́т омраче́ние ума́ на́шего и укрепи́т нас на пути́ спасе́ния, и́мже пра́во ходя́ще, вни́дем в Живо́т ве́чный. Виждь, о́тче святы́й, не́мощь на́шу душе́вную, серде́чное озлобле́ние и неду́ги теле́сныя, одержа́щие нас по грехо́м на́шим; виждь, я́ко благи́ми де́лы обнища́хом зело́, виждь и ми́лостива сотвори́ к нам Человеколю́бца Бо́га моли́твами твои́ми, да не возда́ст нам по дело́м на́шим, но да яви́т над на́ми непобеди́мое Свое́ человеколю́бие и милосе́рдие и да́рует нам проще́ние прегреше́ний на́ших. Ты, подви́жник быв и учи́тель и́ноческому житию́, моли́ Подвигополо́жника Христа́, да и нас, немощны́х, укрепи́т благода́тию Свое́ю в по́двигах воздержа́ния, поще́ния, моли́твы, целому́дрия и самоотверже́ния. Тебе́ даде́ся благода́ть плода́ми присноживо́тнаго уче́ния твоего́ насыща́ти и услажда́ти сердца́ рачи́телей благоче́стия, помози́ и нам предста́тельством твои́м терпели́вно и ра́достно восприя́ти и нести́ благо́е и́го Христо́во и до́бре подвиза́тися в исправле́нии и обновле́нии жития́ на́шего. О всеблаже́нне о́тче наш Кассиа́не, чудотво́рней ико́не твое́й покланя́ющеся и свято́е и́мя твое́ в по́мощь призыва́юще, мо́лим тя, я́ко хада́тая и засту́пника на́шего: моли́ Го́спода Бо́га, Спаси́теля ми́ра, да сохрани́т первопресто́льный град сей и святу́ю оби́тель сию́ от вся́кия беды́ и напа́сти, от враго́в ви́димых и неви́димых, да да́рует нам благостоя́ние с преспе́янием в Правосла́вной ве́ре и благоче́стии, земле́ плодоно́сие и изоби́лие, и нас всех, недосто́йных, изба́ви моли́твами твои́ми от належа́щия нам ско́рби и ну́жды. Испроси́ у великодарови́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читать еще:  Житие Димитрия Солунского - описание и история жизни, биография и чудеса святого

ИОАНН КАССИАН

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин

Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 350 — 435), иеромонах, преподобный.

Родился ок. 350 г. в Марселе Галльской области — в Западной Римской империи [1]. Отсюда произошло и название его «Римлянин». По месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток.

В Вифлееме, в монастыре, расположенном недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял монашество. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение семи лет путешествовал по Фиваиде, Скитской пустыне, Асии и Каппадокии, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона. В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства искать защиты безвинно страдающему святителю.

В сан пресвитера преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей.

Скончался мирно в 435 году.

Труды

По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417-419 годах написал 12 книг «О постановлениях киновий» [2] палестинских и египетских и 10 книг «Собеседований египетских отцов» [3], чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге «О постановлениях киновий» речь идет о внешнем виде монаха; во второй — о чине ночных псалмов и молитв; в третьей — о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой — о чине отвержения от мира; в восьми остальных — о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве.

В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов «не еже хощу, сие творю».

В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам блаженного Августина что «благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона».

По словам преподобного Иоанна Лествичника, «великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно».

На русском языке издано:

  • Духовные беседы отцов. М.. 1877. То же (Извлечения) «Воскресное чтение». 1854-1855 и 1858-1859; «Добротолюбие». т. 2. М.. 1895. с. 5-154. То же — В кн.: Епископ Феофан (Затворник). Древние иноческие уставы М.. 1892. с. 515-584.

Использованные материалы

  • Жизнеописание на сайте Православие.ru
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life530.htm
  • Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.):
    • http://www.saint.gr/1939/saint.aspx

[1] по иным сведениям — в Дакии Понтийской (Dacia Pontica)

[2] «Πρὸς Κάστορα Ἐπίσκοπον, περὶ τῶν ὀκτὼ τῆς κακίας λογισμῶν, γαστριμαργίας, πορνείας, φιλαργυρίας, ὀργῆς, λύπης, ἀκηδίας, κενοδοξίας καὶ ὑπερηφανείας» — К Кастору Епископу о восьми злых помыслах – чревоугодии, блуде, сребролюбии, гневе, печали, унынии, тщеславии, гордыне. Приведен в первом томе Добротолюбия.

[3] «Πρὸς Λεόντιον ἡγούμενον, περὶ τῶν κατὰ τὴν Σκήτην ἁγίων Πατέρων καὶ λόγος περὶ διακρίσεως» — К Леонтию игумену, собеседования от Скитских святых Отцев и о различиях. Приведен в первом томе Добротолюбия.

13 МАРТА – ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА КАССИАНА РИМЛЯНИНА (435).

Согласно народным поверьям в году есть много не самых удачных дней. Одним из наиболее «тяжелых и на людей и на скотину» считается Касьянов день. Его отмечают 14 марта (28 февраля по с.ст.) в високосные и 13 марта (27 февраля по с.ст.) в невисокосные годы. Почему день носит название «Касьянов»? Дело в том, что указанная дата утверждена церковью как посвященная памяти христианского святого – преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. По какой причине наши предки наделяли избранника Божия в своем воображении отрицательными чертами, понять не трудно – они ведь были язычниками. Православные же христиане почитают данного святого за множество добродетелей, проявленных им при жизни, и за милость, оказываемую верующим даже после своей смерти.

Детство и юность праведника Иоанна Кассиана.

Преподобный Кассиан был родом из «столицы мира» — Рима. Он появился на свет около 350-го г. в Галльской области, городе Марселе в семье благочестивых, знатных людей. Это была как раз та эпоха, что ознаменовалась в истории расцветом христианской письменности, духоборства и монашества на Востоке.

В указанные времена – IV-V столетия н.э. – Бог дал грешной Земле множество славных подвижников и талантливых богословов.

Будущий святой обладал многочисленными добродетелями. Этому способствовало, в первую очередь, стремление его во всем быть похожим на собственных благочестивых родителей. Как и они, Кассиан рьяно сохранял чистоту помыслов и души, жил в смирении, кротости и девстве. Чем более отрок развивал в себе озвученные качества, тем больше в нем крепло желание посвятить всего себя без остатка служению Господу Богу. В итоге Кассиан не смог далее противиться велению сердца и, будучи еще юношей, покинул отчий дом, родной край и отправился в Палестину, в Вифлеем. Там он ушел в Вифлеемский монастырь, где принял монашество и стал делать первые шаги в подвижничестве.

Кассиан и Герман

В святой обители юный праведник познакомился с одним иноком по имени Герман. Между молодыми людьми завязалось близкое знакомство, быстро перешедшее в горячую, искреннюю дружбу. Кассиан и Герман жили в одной келии и практически не расставались. Братия монастыря относилась к дружбе двух монахов благосклонно, любя обоих за их кротость и добродетельное существование.

Так прошло два года подвижнического пути Кассиана и его друга Германа, сопровождавшегося беспрестанными молитвами и строгим постом. В молодых людях проснулось желание не останавливаться на достигнутом, и они, покинув монастырь, удалились в пустыню, где стали вести безмолвную жизнь. Но и этим подвижники не ограничились, затеяв через некоторое время паломническое путешествие по святым обителям. Иноки посетили все монастыри в нижнем и верхнем Египте, впитывая в себя, словно губка, духовные беседы с живущими в них другими старцами и подвижниками, запоминая образ жизни Божиих избранников.

Так неразлучные друзья провели целых семь лет. После Кассиан и Герман вернулись в Вифлеем, но очень быстро вновь отправились в Египет. Еще три года монахи внимали мудрости старцев Фиваиды и Скитской пустыни.

Подъем Иоанна Кассиана по духовной лестнице.

400-й год стал очень важным для Кассиана и Германа: они посетили византийскую столицу — Константинополь. Желание друзей побывать в Царьграде было продиктовано стремлением увидеть и услышать святителя Иоанна Златоуста. Оно исполнилось, мало того – знаменитый учитель Святой Церкви пожаловал Герману сан пресвитера, а Кассиану – диакона (он был несколько младше своего товарища). К сожалению, не все шло после данного события гладко. Трое святых жили в эпоху гонений на христиан, посему несчастливая участь не обошла наставника и благодетеля Кассиана и Германа. Чтобы предотвратить арест Иоанна Златоуста, представителями высшего духовенства была организована делегация с подвижниками в составе. Цель делегации, направленной в Рим, заключалась в ходатайстве о защите ни в чем неповинного страдальца-учителя. Увы, предпринятые действия не дали положительных результатов, напротив, — еще более усугубили ситуацию: святитель оказался в ссылке, а друзья его – во вражеской опале.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин еще раз в эти страшные годы посетил святые обители Египта. А после он вернулся на родину, в город, где появился на свет. Там подвижник благочестия стал по благословению папы римского пресвитером, там же в 435 году мирно окончил свой земной путь. Но раньше преподобный Кассиан успел возвести близ города Марселя две первых обители: мужскую и женскую. Устав обоих монастырей был приведен в соответствие с правилами египетских и палестинских киновий. Таким образом, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин по праву считается одним из первых основателей монашества в Галльской области Римской империи. Благодаря этой своей деятельности, послужившей образцом для западных монастырей в дальнейшем, святой удостоился звания аббата.

Преподобный Кассиан как богослов.

Подвижник благочестия из Марселя написал в период с 417-го по 419-й год 12 книг «О постановлении киновий палестинских и египетских». Его перу также принадлежат 10 бесед со старцами пустынь. Творения эти созданы были по просьбе епископа Аптского Кастора.

Труд «О постановлении киновий» («О постановлениях киновитян») содержит в себе сведения об устройстве внутренней и внешней жизни восточных обителей. Первая книга рассказывает о внешнем виде монаха, вторая – о чине ночных псалмов и молитв, третья описывает чин дневных молитв и псалмов, в четвертой говорится о чине отвержения от мира, книги с пятой по двенадцатую сообщают о восьми главных грехах. Преподобный Кассиан выделял восемь страстей, особенно губительных для души человеческой: чревоугодие, блуд, гнев, гордость, печаль, сребролюбие, уныние и тщеславие. Книги, которые он посвятил перечисленным выше порокам, содержат важные сведения: действие, причины и рекомендации по борьбе с каждым из пагубных грехов.

Что касается духовных бесед с подвижниками пустынь («Собеседования египетских отцов»), то в них вы найдете ценную информацию о цели жизни, о желаниях духа и тела, о молитве, о способах и ступенях отречения от мирского существования.

В 431 году преподобный написал свой последний духовный труд. Он называется «О воплощении Христа против Нестория». Сочинение это имело полемический характер и в настоящее время рассматривается лишь как вещественная дань своему времени. Указанная книга является сборником суждений восточных и западных отцов Церкви, подвижников против ереси. Все три труда преподобного Иоанна Кассиана Римлянина сохранились до наших дней.

Молитва преподобному Кассиану Римлянину:

Богоблаженне и приснопамятне отче наш Кассиане! От юности возлюбив паче всего Христа, земная и временная презрел еси, и, ангелоподобным житием твоим душу и тело от страстей очистив, безстрастия сокровище стяжал еси, и, Божественными дарами обогатився, законы Богомудрые в наказание и исправление иноком написал еси, и усердный делатель в вертограде Христове явился еси, сам творя и иных словом и делом научая, сугубое восприял еси воздаяние от Бога. Емуже ныне с чиноначалии Ангельскими предстоя, призри на нас, обуреваемых житейских попечений волнами, и помози нам, да не увлечет нас буря страстей наших в бездну греховную. Услыши нас, грешных, святую память твою ублажающих, и молися Христу Богу о нас, немощных, мглою уныния омрачаемых и малодушием недугующих, да Божественною благодатию своею просветит омрачение ума нашего и укрепит нас на пути спасения, имже право ходяще, внйдем в Живот вечный. Виждь, отче святый, немощь нашу душевную, сердечное озлобление и недуги телесныя, одержащие нас по грехом нашим; виждь, яко благими делы обнищахом зело, виждь и милостива сотвори к нам Человеколюбца Бога молитвами твоими, да не воздаст нам по злым делом нашим, но да явит над нами непобедимое Свое человеколюбие и милосердие и дарует нам прощение прегрешений наших. Ты, подвижник быв и учитель иноческому житию, моли Подвигоположника Христа, да и нас, немощных, укрепит благодатию Своею в подвигах воздержания, пощения, молитвы, целомудрия и самоотвержения. Тебе дадеся благодать плодами присноживотнаго учения твоего насыщати и услаждати сердца рачителей благочестия, помози и нам предстательством твоим терпеливно и радостно восприяти и нести благое иго Христово и добре подвизатися в исправлении и обновлении жития нашего. О всеблаженне отче наш Кассиане, чудотворней иконе твоей покланяющеся и святое имя твое в помощь призывающе, молим тя, яко ходатая и заступника нашего: моли Господа Бога, Спасителя мира, да сохранит первопрестольный град сей и святую обитель сию от всякия беды и напасти, от врагов видимых и невидимых, да дарует нам благостояние с преспеянием в Православной вере и благочестии, земле плодоносив и изобилие, и нас всех, недостойных, избави молитвами твоими от належащия нам скорби и нужды. Испроси у великодаровитаго Господа исполнение всякаго благаго прошения и всего, яже к животу времен ному и вечному полезнаго, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Ина молитва преподобному Кассиану Римлянину:

О Богоблаженне и приснопамятне отче наш Кассиане! Божественных Ангелов сожителю, понесый тяготу дневную, в нищете поживый, Божественными дарами обогативыйся! Ты ныне с преподобных соборы водворяяся, с праведных лики веселяся, помяни нас, добродетельное твое житие похваляющих, и не остави нас безпомощных! Призри на наше житие, волнуемое житейскими волнами, да не потопит нас греховная буря, ниже да пожрет нас пагубнаго отчаяния глубина. Услыши молитву нас, грешных, молящихтися, и не презри моления нас, немощных, уловляемых диавольскими сетьми, всюду злыми угнетаемых, всякаго блага лишаемых, унынием омрачаемых и малодушием одержимых. Виждь, святе, яко смирися в персть душа наша, и врагом ненавидящим нас, быхом в порадование, лукавыми делы умерщвляеми весь день: заблудихом бо воистинну, яко овцы, неимущия пастыря. Ты твоими благо приятными молитвами милостива сотвори нам Единаго Человеколюбца Бога, да не воздаст нам по злым делом нашим и по нечистоте сердец наших, но да предварят ны благия Его щедроты, в мире, единодушии и благочестии утверждая живот наш. Мы, о Богоблаженне, на тя по Бозе уповаем, тобою хвалимся, твое святое имя на помощь призываем и, к твоему чудотворному образу, недостойнии, припадающе, тя молим: моли, отче наш Кассиане, Христа Бога, да избавльшеся от злых наших, с тобою вечных благ сподобимся благодатию и щедротами Господа нашего Иисуса Христа, суща Благословенна, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков, Аминь.

Тропарь преподобного Кассиана Римлянина.

глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию./ Того ради подаждь нам твоими молитвами/ плоти нашея духу послушание:/ еси бо наставник, Кассиане преподобне,/ всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобного Кассиана Римлянина.

глас 4

Преподобен быв, Богу возложился еси,/ и просвещая добрыми виды, Кассиане,/ яко солнце облистал еси/ сиянием Божественных твоих учений,/ сердца всех чтущих тя всегда просвещая./ Но прилежно моли Христа,/ о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 350 — 435), аббат, преподобный. Память 29 февраля (13 марта). Родился ок. 350 г. в Марселе Галльской области — в Западной Римской империи. Отсюда произошло и название его «Римлянин». По месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток.

В Вифлееме, в монастыре, расположенном недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял монашество. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение семи лет путешествовал по Фиваиде и Скитской пустыне, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона. В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства искать защиты безвинно страдающему святителю.

В сан пресвитера преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей.

Мирно почил в 435 году.

Труды

По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417-419 годах написал 12 книг «О постановлениях киновий» палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге «О постановлениях киновий» речь идет о внешнем виде монаха; во второй — о чине ночных псалмов и молитв; в третьей — о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой — о чине отвержения от мира; в восьми остальных — о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве.

В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов «не еже хощу, сие творю».

В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам блаженного Августина что «благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона».

Иоанн Кассиан Римлянин

Христианский монах. Богослов. Один из основателей монашества в Галлии. Видный теоретик монашеской жизни. Автор «О правилах общежительных монастырей» и «Собеседований».
В Русской православной церкви почитается в лике преподобных. Память совершается 13 марта.

Иоанн Кассиан Римлянин родился около 360 года в Румынии. Происходил из благочестивой, достаточно состоятельной семьи. Начальные правила веры и христианской нравственности прививались ему уже с детства. В надлежащее время получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка владел греческим.

Со временем духовное воспитание, усердие и личные таланты Иоанна дали плоды: открывавшейся перед ним карьере светского мужа предпочел путь смиренного монашеского жития. Около 380 года предпринял паломничество в Палестину. Во время паломничества его сопровождал давний друг, Герман.

Здесь, на священной земле, друзья решили отрешиться от соблазнов суетной жизни в миру и, получив необходимое благословение, поступили в Вифлеемскую обитель. Пребывая в монастыре, Иоанн Кассиан предавался молитве, внимал проповеди , исполнял послушание, соблюдал посты. Пришло время и, дав надлежащие обеты, принял монашеское облачение.

Овладев за годы усердного труда начатками аскетического опыта, Иоанну и его другу Герману захотелось больше узнать о подвижничестве, усилить подвиги, и помыслили отправиться на родину иночества, в Египет.

Помолившись, как следует, перед дорогой, испросив благословения и пообещав настоятелю возвратиться в обитель, друзья отправились в путь. По морю дошли на корабле до порта Танис, а оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Там находилась обитель известного аввы Пинуфия. Господь свел их с монахами, жившими и подвизавшимися среди соленых озер, на местных холмах, аввами Нестором, Херемоном, а также с аввой Пинуфием, жившим вблизи обители, в келье.

Пробыв в Панефисе какое-то время, Иоанн и Герман, воздав благодарение Богу, отправились дальше и прибыли в город Диолк. Здесь черпали мудрость, общаясь с отцами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими. Очередным пунктом паломничества выбрана пустыня Скит. В IV веке ее населяло множество благочестивых отшельников.

Посещая тамошних подвижников, Иоанн Кассиан и Герман участвовали в совместных молитвах, интересовались различными аскетическими упражнениями, задавали вопросы, испрашивали советов, слушали душеполезные увещевания. Им посчастливилось общаться с духовно зрелыми отцами: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.

Вскоре Иоанн вступил в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва являлся монахом-оригенистом, служил пресвитером в одном их храмов Скита. По субботам и воскресеньям храм наполнялся сходившимися для богослужения отшельниками. Пребывая в Скиту, святой изнурял свое тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.

Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн Кассиан Римлянин отправился в Палестину, и опять вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря, благословившему их на паломничество, когда еще только готовились к путешествию по Египту.

Между тем, в Вифлееме друзья оставались не долго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет. Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений.

В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов — еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу. Критический отзыв, прозвучавший из уст архиепископа Александрийского Феофила, встретил одобрение в лице братий общины аввы Пафнутия и вообще в лице многих пустынников.

Недовольные таким ходом событий еретики стянулись в Александрию и стали угрожать Феофилу. Потребовали от него отречения от оригенистских воззрений, и он к ним прислушался. В 400 году Феофил обличил лжеучение Оригена публично. Состоявшиеся вскоре после этого Соборы в Александрии и Нитрии официально осудили оригенизм.

И вот, монахи-оригенисты подверглись гонениям и вытеснению их Египта как со стороны духовенства, так и со стороны государственных властей. Многие иноки вынуждены искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран. Около пятидесяти монахов обрели сочувствие в лице главы Константинопольской Церкви, святителя Иоанна Златоуста . В числе этих пятидесяти прибывших находились Иоанн Кассиан Римлянин и Герман.

В Константинополе заметили достоинства друзей. Иоанн возведен в сан диакона. Кроме того ему доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. В свою очередь Герман рукоположен во священника.

Когда святитель Иоанн Златоуст был незаслуженно обвинен в злоупотреблениях, а затем выслан из Константинополя, отцы Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились на Запад искать поддержки у Римского епископа Иннокентия I. Константинопольский клир снабдил их особым посланием, которое передали по назначению.

После этого Иоанн Кассиан остался служить в Риме, равно как и его друг, отец Герман. В Риме святой пробыл около двенадцати лет. Именно здесь рукоположен во священника, после чего получил должность советника Римского епископа. За время пребывания в Риме познакомился с будущим Папой Львом Великим.

В 415 году, не то стремясь к уединенному созерцанию, не то из-за нашествия готов, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин прибыл в Марсель, где сблизился с местным архиереем Прокулом. Вскоре его стараниями создано два монастыря: мужской и женский. Мужскую обитель возглавил сам святой. Впоследствии эта обитель стала именоваться обителью святого Виктора.

Постепенно обитель приумножилась братиями. Опыт пребывания отца Иоанна Кассиана в Египте способствовал хорошей организации внутренней жизни монастыря. Со временем слава о нем как о хорошем духовном руководителе распространилась по всей Южной Галлии.

В 20-х годах V века отец Иоанн, по просьбе местных епископов, составил свод правил для общежительных монастырей. Кроме того в этот период работал над не менее значимым трудом «Собеседования. ». Около 426 года преподобный принял участие в полупелагианских спорах. Как опытный пастырь и трудолюбивый монах не мог согласиться ни с учением, обнуляющим значимость личных усилий подвижника, ни с противоположной ему крайностью — учением, минимизирующим значимость роли Божественной благодати. В этой связи мягко указывал на неточности, допущенные блаженным Августином .

В то же время отец Иоанн был занят написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа». В конце жизни преподобный стал терять физические силы.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин скончался около 435 года. Его тело погребено в обители святого Виктора.

Труды Иоанна Кассиана Римлянина

12 книг «О правилах об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей»
24 «Собеседования»
«О воплощении Господа, против Нестория »
Высказывания Иоанна Кассиана вошли в сборник «Филокалия»

Память об Иоанне Кассиане Римлянине

В Православной Церкви прославлен как святой, день памяти совершается 13 марта

У католиков, согласно Католической Энциклопедии, отдельные его взгляды после его смерти осуждены как полупелагианские , однако сам он неофициально почитается в Марселе и упоминается в качестве святого папой Урбаном V

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector