0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Житие Епифания Премудрого — описание и история жизни, творчество и дни памяти святого

Содержание

Преподобный Епифа ́ ний Премудрый, Радонежский

Дни памяти

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

19 июля – Собор Радонежских святых

Житие

Пре­по­доб­ный Епи­фа­ний Пре­муд­рый из­ве­стен как со­ста­ви­тель жи­тий Сер­гия Ра­до­неж­ско­го и Сте­фа­на Перм­ско­го. Жил в кон­це XIV – на­ча­ле XV ве­ка. Ро­дил­ся пред­по­ло­жи­тель­но в Ро­сто­ве. Све­де­ния о нем из­вле­ка­ют­ся толь­ко из его соб­ствен­ных со­чи­не­ний. В мо­ло­до­сти жил со Сте­фа­ном Перм­ским в Ро­сто­ве в мо­на­сты­ре Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, име­ну­е­мом «За­твор». Изу­чил там гре­че­ский язык и хо­ро­шо усво­ил биб­лей­ские, свя­то­оте­че­ские и агио­гра­фи­че­ские тек­сты. Воз­мож­но, по­бы­вал в Кон­стан­ти­но­по­ле, на Афоне, в Иеру­са­ли­ме. Ве­ро­ят­но, в 1380 го­ду Епи­фа­ний ока­зал­ся в Тро­иц­ком мо­на­сты­ре под Моск­вой в ка­че­стве уче­ни­ка уже зна­ме­ни­то­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. За­ни­мал­ся кни­го­пис­ной де­я­тель­но­стью. По­сле смер­ти Сер­гия в 1392 го­ду пе­ре­брал­ся в Моск­ву на служ­бу к мит­ро­по­ли­ту Ки­при­а­ну. Близ­ко со­шел­ся с Фе­о­фа­ном Гре­ком. В 1408 го­ду во вре­мя на­па­де­ния на Моск­ву ха­на Еди­гея бе­жал в Тверь, где по­дру­жил­ся с ар­хи­манд­ри­том Спа­со-Афа­на­сье­ва мо­на­сты­ря Кор­ни­ли­ем, в схи­ме Ки­рил­лом, с ко­то­рым впо­след­ствии пе­ре­пи­сы­вал­ся; в од­ном из сво­их по­сла­ний вы­со­ко от­зы­вал­ся о ма­стер­стве и ра­бо­тах Фе­о­фа­на Гре­ка, его уме и об­ра­зо­ван­но­сти. В этом пись­ме он и се­бя на­зы­ва­ет «изо­гра­фом».

Ему при­над­ле­жат «Жи­тие пре­по­доб­но­го Сер­гия», ма­те­ри­а­лы к ко­то­ро­му он на­чал со­би­рать уже через год по­сле смер­ти пре­по­доб­но­го, а кон­чил на­пи­са­ние око­ло 1417–1418 го­дов, через 26 лет по смер­ти Сер­гия. Оно ис­поль­зо­ва­но, ча­сто бук­валь­но, в «Жи­тии Сер­гия» ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­на. В спис­ках XV ве­ка это жи­тие встре­ча­ет­ся очень ред­ко, а боль­шей ча­стью – в пе­ре­дел­ке Па­хо­мия Сер­ба. Так­же на­пи­сал «Сло­во по­хваль­но пре­по­доб­но­му от­цу на­ше­му Сер­гию» (со­хра­ни­лось в ру­ко­пи­си XV и XVI ве­ков).

Вско­ре по­сле смер­ти Сте­фа­на Перм­ско­го в 1396 го­ду Епи­фа­ний за­кон­чил «Сло­во о жи­тии и уче­нии свя­то­го от­ца на­ше­го Сте­фа­на, быв­ша­го в Пер­ми епи­ско­па». Из­вест­но по­ряд­ка пя­ти­де­ся­ти спис­ков XV–XVII ве­ков. Епи­фа­нию Пре­муд­ро­му при­пи­сы­ва­ет­ся так­же «Ска­за­ние Епи­фа­ния мни­ха о пу­ти в свя­той град Иеру­са­лим», вве­де­ние к Твер­ской ле­то­пи­си и пись­мо твер­ско­му игу­ме­ну Ки­рил­лу.

В 1410-е го­ды Епи­фа­ний вновь по­се­лил­ся в Тро­и­це-Сер­ги­е­вом мо­на­сты­ре, за­няв вы­со­кое по­ло­же­ние сре­ди бра­тии: «бе ду­хов­ник в Ве­ли­цей Лав­ре все­му брат­ству». Умер око­ло 1420 го­да (не поз­же 1422 го­да) в сане иеро­мо­на­ха.

Преподобный сергий радонежский и его ученики. Почему Епифаний был назван Премудрым? Фото и биография Епифания Премудрого

Епифаний Премудрый — выдающийся историк-писатель, современник Сергия Радонежского и Стефана Пермского, оставил для потомства бесценные сведения о распространении христианства в средние века на Руси и житиях святых.

Житие Епифания Премудрого — посвящение служению Бога, распространению Евангелия и христианского учения на Руси через описание исторических событий и жизни святых того времени. Все сведения о житии премудрого Епифания историки находят в его же записях.

Исторические послания преподобного

Не все теологи согласны с авторством Епифания в отношении таких посланий, как учение о стригольниках, житие царя Дмитрия, но все однозначно уверены, что перу знаменитого монаха принадлежат:

  • Послание другу Кириллу;
  • Житие святителя Стефана, епископа Пермского;
  • Житие святого Сергия Радонежского;
  • Сказание Епифания мниха о пути в святой град Иерусалим.


Труды преподобного Епифания

Свое первое послание агиограф посвятил другу и наставнику Стефану Пермскому. Житие Святителя Стефана дает представление не только о преподобном Стефане, атмосфере и нравах того времени, но и о самом авторе послания.

Жизнеописание

Жил в конце XIV — начале XV века. Сведения о нём извлекаются только из его собственных сочинений. В молодости жил со Стефаном Пермским в Ростове в монастыре Григория Богослова, именуемом «Затвор». Изучил там греческий язык и хорошо усвоил библейские, святоотеческие и агиографические тексты. Возможно, побывал в Константинополе, на Афоне, в Иерусалиме. Вероятно, в 1380 году Епифаний оказался в Троицком монастыре под Москвой в качестве «ученика» уже знаменитого Сергия Радонежского. Занимался книгописной деятельностью. После смерти Сергия в 1392 году Епифаний, видимо, перебрался в Москву на службу к митрополиту Киприану. Близко сошёлся с Феофаном Греком.

В 1408 году во время нападения на Москву хана Едигея, Епифаний бежал в Тверь, где подружился с архимандритом Спасо-Афанасьева монастыря Корнилием, в схиме Кириллом, с которым впоследствии переписывался; в одном из своих посланий он высоко отзывался о мастерстве и работах Феофана Грека, его уме и образованности. В этом письме Епифаний и себя называет «изографом».

В 1410-е годы Епифаний вновь поселился в Троице-Сергиевом монастыре, заняв высокое положение среди братии: «бе духовник в велицей лавре всему братству».

Умер там около 1420 года (не позже 1422) в сане иеромонаха. Б.М. Клосс относит смерть Епифания Премудрого к концу 1418 – 1419 гг. Основанием для этого послужил список погребенных в Троице-Сергиевой лавре, составители которого отметили, что Епифаний умер «около 1420 г.» (Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 г. М., 1880. С. 11 – 12). Историк соотнес это указание со свидетельством древнейшего пергаменного Троицкого синодика 1575 г. В его начальной части записаны три Епифания, один из которых – несомненно Епифаний Премудрый. Затем в этом источнике отмечено имя княгини Анастасии, супруги князя Константина Дмитриевича, о которой из летописи известно, что она скончалась в октябре 6927 г. [Полное собрание русских летописей. Т. I. Вып. 3. Л., 1928. Стб. 540 (Далее: ПСРЛ)]. При мартовском летоисчислении это дает октябрь 1419 г., при сентябрьском стиле – октябрь 1418 г. Поскольку Епифаний Премудрый скончался ранее княгини Анастасии, его смерть следует отнести ко времени до октября 1418 г. или до октября 1419 г. (Клосс Б.М. Указ. соч. С. 97). Но первая из этих двух дат отпадает по той причине, что Епифаний приступил к написанию «Жития» Сергия только в октябре 1418 г. (в предисловии к нему агиограф сообщает, что после смерти Сергия прошло уже 26 лет, т.е. подразумевается дата 25 сентября 1418 г.). Таким образом выясняется, что Епифаний Премудрый скончался в промежуток между октябрем 1418 г. и октябрем 1419 г.

Мы имеем возможность уточнить дату смерти Епифания, благодаря тому, что его имя упоминается в рукописных святцах в числе «русских святых и вообще особенно богоугодно поживших», но официально не канонизированных Церковью. В частности, по данным архиепископа Сергия (Спасского), оно встречается в составленной в конце XVII – начале XVIII в. книге «Описание о российских святых», неизвестный автор которой расположил памяти русских святых не по месяцам, а по городам и областям Российского царства. Другая рукопись, содержащая имена русских святых, была составлена во второй половине XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре и поэтому богата памятями учеников Сергия Радонежского. Изложение в ней идет не по городам, как в первой, а по дням года. Оба этих памятника называют днем памяти Епифания 12 мая. Архиепископ Сергий в своей работе также пользовался выписками из рукописных святцев конца XVII в., присланных ему жителем Ростова Н.А. Кайдаловым. Их оригинал сгорел в пожар 7 мая 1868 г. в Ростове, но выписки, сделанные из них, полны. В них внесено немало неканонизированных русских святых, в том числе и Епифаний Премудрый. Днем памяти, а следовательно и кончины, Епифания в них названо 14 июня. [Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. I. М., 1997. С. 257, 380 – 384, Т. III. М., 1997. С. 558].

Читать еще:  Феофилакт Болгарский - жизнь и биография святого, труды и творения, дни памяти и почитания

Учитывая, что Епифаний Премудрый, судя по всему, происходил из Ростова, а также то, что 12 мая отмечается память св. Епифания Кипрского, соименного Епифанию Премудрому, становится понятным, что точная дата кончины агиографа содержится в источнике ростовского происхождения. На основании этого, зная год смерти Епифания, можно с достаточной степенью уверенности полагать, что Епифаний Премудрый скончался 14 июня 1419 г. Правда в последнее время появилось утверждение, что он умер гораздо позже. По мнению В.А. Кучкина, свидетельство об этом находим в «Похвальном слове Сергию Радонежскому», принадлежащему перу Епифания. В нем имеется упоминание о раке мощей преподобного, которую целуют верующие. На взгляд исследо-вателя, эта фраза могла появиться только после 5 июля 1422 г., когда во время «обретения мощей» Сергия его гроб был выкопан из земли, а останки положены в специальную раку. Раки ставились в храме, обычно на возвышении, и делались в форме саркофага, иногда в виде архитектурного сооружения. Отсюда В.А. Кучкин делает два вывода: во-первых, «Слово похвальное Сергию Радонежскому» было написано Епифанием Премудрым после 5 ию-ля 1422 г., а во-вторых, оно появилось не ранее «Жития» Сергия, как полагают в литературе, а позже его. (Кучкин В.А. О времени написания Слова похвального Сергию Радонежскому Епифания Премудрого // От Древней Руси к России нового времени. Сборник статей к 70-летию Анны Леонидовны Хорошкевич. М., 2003. С. 417). Однако, как выяснил тот же В.А. Кучкин, слово «рака» в древности имело несколько значений. Хотя чаще всего оно обозначало «гробницу, сооружение над гробом», встречаются примеры его употребления в значении «гроб» (Там же. С. 416. Ср.: Словарь русского языка XI – XVII вв. Вып. 21. М., 1995. С. 265). Если же обратиться непосредственно к тексту Епифания и не «выдергивать» из него отдельное слово, то становится понятным, что в «Похвальном слове Сергию» агиограф вспоминал события 1392 г., связанные с похоронами преподобного. Многие из знавших троицкого игумена не успели на его погребение и уже после смерти Сергия приходили на его могилу, припадая к его надгробию чтобы отдать ему последние почести (См.: Клосс Б.М. Указ. соч. С. 280 – 281). Но окончательно в ошибочности рассуждений В.А. Кучкина убеждает то, что в средневековье суще-ствовал широко распространенный обычай устанавливать пустые раки над местом захоронения святого или, иными словами, над мощами, находившимися под спудом. При этом зачастую они ставились над гробом свято-го еще задолго до его прославления. Так, над могилой Зосимы Соловецкого (умер в 1478 г., канонизирован в 1547 г.) его ученики поставили гробницу «по третьем же лете успениа святаго» (Мельник А.Г. Гробница святого в пространстве русского храма XVI – начала XVII в. // Восточнохристианские реликвии. М., 2003. С. 533 – 534, 548).

Слово похвальное преподобному Сергию Радонежскому

В этой работе агиограф воздает хвалу своему учителю и наставнику, подчеркивая, что преподобный обладал даром чудотворения, исцеления. По благодати Божьей в награду за праведную жизнь Сергий Радонежский удостоился служить верующим, даруя им спасение и исцеление через молитвы у раки с нетленными мощами.


Епифаний за работой

Это Слово предположительно было написано в 1412 году в честь освящения храма Святой Троицы после восстановления. Из письма видно, что его автор много путешествовал, посетил Константинополь, Афон и Иерусалим.

Епифаний Премудрый составил тропарь преподобному Сергию Радонежскому.

Жизненный путь преподобного

Житие Епифания Премудрого стало известно последующим поколениям благодаря записям, сделанным им собственноручно. Происхождение преподобного и точная дата его рождения неизвестны. Предполагается, что он появился на свет в Ростове.

Сохранились сведения о том, что в молодости Епифаний много трудился в библиотеке «Затвора» Ростовского монастыря Св. Григория Богослова. Здесь он занимался изучением основ христианства, исторической литературы, осваивал греческий и другие языки. Послушник отличался от других пытливым умом, неуемным стремлением к получению знаний и часами просиживал над глубокомысленными книгами. Вместе с тем он ежедневно находил время для тяжелой физической работы.

В 1375 г. преподобный переехал в Подмосковье и поселился в обители Святой Троицы. Здесь он оставался до конца XIV столетия и исполнял обязанности келейника.

Все эти годы учителем и наставником писателя был Сергий Радонежский. Когда святой подвижник умер, Епифаний принял решение обосноваться в Москве. В последующие годы он оставался на службе у митрополита Киприана.

Год 1408 ознаменовался мрачными событиями: на Москву напало войско Хана Едигея, и преподобный вынужден был перебраться в Тверской Спасо-Афанасьевский монастырь. Через несколько лет он вернулся в монастырь Святой Троицы и стал духовным наставником братства.

Приблизительная дата смерти Епифания – июнь 1422 года. Писатель был похоронен как иеромонах.

Роль и значение Епифания Премудрого в православном мире

Книгописец подарил миру бесценный подарок – житие Сергия Радонежского. Людям, отдаленным от православия, очень сложно читать эту работу. Она состоит из 40 глав, подробно описывающих жизнь преподобного, ссылаясь при этом на Евангелие. Епифаний начал работать над биографией еще при жизни святого, записывая текст с его слов. Так, сегодня у нас появилась возможность ближе познакомиться со значимой исторической фигурой XV века.

Также труд Премудрого включен в школьную программу 2-4 классов. Работа существенно сокращена и написана современным языком, понятным простому обывателю.

Роль Епифания Премудрого, великого историка-писателя, в православии сложно преувеличить. Благодаря книгописцу миру стали известны многие святые личности, их деяния и житие. Русская Православная Церковь поминает преподобного 5 июня.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Послание Епифана другу Кириллу»

Из письма преподобному архимандриту Корнилию стало известно, что миниатюры, о которых идет речь в письме, написаны Феофаном Греком. Рисунки, на которых изображен константинопольский собор Святой Софии, Кирилл увидел у Епифана после его бегства из Москвы в Тверь. Сам агиограф подчеркнул, что это копии миниатюр, принадлежащих кисти Грека.

Интересные статьи о православии:

В этом же письме сообщается, что Феофаном Греком были расписаны каменные церкви и светские постройки Константинополя, Халдиконы, Галаты, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Москвы. Великим художником в свое время расписана каменная стена в постройке князя Владимира, его роспись хранилась на княжеском тереме Василия, сына Дмитрия.

Читать еще:  Варсонофий Великий - житие и труды, почитание и дни памяти, мощи, творчество

В Слове другу духовный писатель делится своими размышлениями и наблюдениями об оригинальности исполнения покрывающих здания фресок, которым не было в то время подобных. Здесь же агиограф иронически отзывается об иконописцах, которые копируют уже написанное, не создавая оригинальных шедевров.

Интересно! Соловецкий монастырь является обладателем единственного списка «Послания Епифания другу Кириллу». Каким образом тот оказался в библиотеке обители, неизвестно.

Епифаний Премудрый и его произведения

Епифаний Премудрый – православный монах, живший и творивший в конце XIV – начале XV столетий. Он вошел в историю как выдающийся мыслитель и философ, автор духовной литературы, человек, отличавшийся высоким уровнем образованности. Епифаний жил в одно время с Сергием Радонежским и Стефаном Пермским. Преподобный оставил после себя бесценные сведения о развитии христианства на Руси, написал содержательные работы, принадлежащие к лучшим образцам древнерусской литературы. День его памяти принято отмечать 5 июня.

Жизненный путь преподобного

Житие Епифания Премудрого стало известно последующим поколениям благодаря записям, сделанным им собственноручно. Происхождение преподобного и точная дата его рождения неизвестны. Предполагается, что он появился на свет в Ростове.

Сохранились сведения о том, что в молодости Епифаний много трудился в библиотеке «Затвора» Ростовского монастыря Св. Григория Богослова. Здесь он занимался изучением основ христианства, исторической литературы, осваивал греческий и другие языки. Послушник отличался от других пытливым умом, неуемным стремлением к получению знаний и часами просиживал над глубокомысленными книгами. Вместе с тем он ежедневно находил время для тяжелой физической работы.

В 1375 г. преподобный переехал в Подмосковье и поселился в обители Святой Троицы. Здесь он оставался до конца XIV столетия и исполнял обязанности келейника.

Все эти годы учителем и наставником писателя был Сергий Радонежский. Когда святой подвижник умер, Епифаний принял решение обосноваться в Москве. В последующие годы он оставался на службе у митрополита Киприана.

Год 1408 ознаменовался мрачными событиями: на Москву напало войско Хана Едигея, и преподобный вынужден был перебраться в Тверской Спасо-Афанасьевский монастырь. Через несколько лет он вернулся в монастырь Святой Троицы и стал духовным наставником братства.

Приблизительная дата смерти Епифания – июнь 1422 года. Писатель был похоронен как иеромонах.

Литературные труды

Творчество Епифания Премудрого достаточно обширно. Его считают создателем многих духовных трудов, однако не все версии имеют под собой веские доказательства. Среди работ, автором которых он действительно является, значатся:

  • «Житие Стефана Пермского»;
  • «Житие Сергия Радонежского»;
  • «Послание другу Кириллу»;
  • «Сказание Епифания мниха о пути в святой град Иерусалим».

Сочинения преподобного ярко описывают атмосферу и нравы той эпохи, в которой он жил. Также эти произведения позволяют получить представление о личности самого автора.

«Житие Стефана Пермского»

Писание имеет традиционное агиографическое вступление. Основная часть состоит из 17 небольших глав. В этой работе Епифаний излагает биографию подвижника Стефана, который родился в Великом Устюге в 1345 г. После пострига он стал другом Сергия Радонежского, которому рассказывал о своих сокровенных мыслях, о желании распространять в родном крае учение Христа.

Автор изображает Стефана как бесстрашного монаха, борющегося с язычеством, уничтожающего символы идолопоклонничества, строящего на пермской земле православные храмы и монастыри. Он неоднократно рисковал своей жизнью, однако каждый раз был спасен благодаря Божьему заступничеству.

Финальная часть «Жития» повествует о кончине Стефана. В работе имеется риторическое завершение, которое включает в себя «Плач пермских людей», «Плач церкви Пермьския», «Молитвы за церковь», «Плач с похвалою инока списающа».

«Житие Сергия Радонежского»

Дата создания работы – около 1418–1419 гг. В ней автор описывает земной путь Сергия Радонежского (годы жизни Святого – 1314–1392). Автор начинает свое повествование с самых ранних лет Божьего угодника и заканчивает смертным одром. Епифаний рассказывает о благочестивой жизни главного персонажа, его искренней любви к Господу и ближним, ежедневном тяжком труде. Он описывает многие добродетели Сергия Радонежского, которые стали причиной его прославления в лике Святых.

В произведении есть отдельная глава, рассказывающая о прижизненных чудесах подвижника. Из нее читатель может узнать о том, как Сергию являлась Богородица и вела с ним духовные беседы, а также о его редком даре предвидения.

Основная мысль «Жития Сергия Радонежского» – похвала кротости и полного принятия воли Божьей. Известно, что сам преподобный не желал каких-либо санов и искал молитвенного уединения. Однако Господь велел ему основать обитель, которая благополучно существует и в наши дни.

«Послание другу Кириллу»

Это послание представляет собой ответ на несохранившееся письмо Корнилия (Кирилла), бывшего настоятелем тверского Спасо-Афанасиевского монастыря. В нем Епифаний упоминает 4 миниатюры с изображением константинопольского собора Св. Софии. Однажды Кирилл увидел их в Евангелии самого писателя. В своем письме Епифаний поясняет ему, что эти рисунки – копии с работ знаменитого художника Феофана Грека.

С этим мастером писатель познакомился в Москве и крепко с ним подружился. Работы Феофана Грека произвели на него неизгладимое впечатление. Желая приобщиться к искусству живописи, Епифаний и сам начал рисовать.

«Послание другу Кириллу» особенно ценится историками искусства. Из этого источника стало известно о многих работах Феофана Грека, росписи каменных церквей, светских построек из Константинополя, Халкидона, Москвы, Великого Новгорода. В литературном труде Епифаний описал собственные наблюдения над своеобразной творческой манерой этого мастера, который постоянно беседовал с окружающими, ходил и при этом создавал уникальные шедевры.

«Сказание Епифания мниха о пути в святой град Иерусалим»

Во времена своего монашества Епифаний Премудрый совершил несколько паломничеств. Он побывал в Иерусалиме, на горе Афон, в Константинополе, в Царьграде. Данная работа посвящена одному из таких путешествий писателя.

Некоторые исследователи ставят под сомнение то, что автором «Сказания» является Епифаний. В то же время это сочинение содержит немало важных сведений о знаниях, которые инок получил во время дальних путешествий, и позволяет получить ответ на вопрос, почему ему было дано прозвище Премудрый.

Особенности художественного стиля

Все работы Епифания отличаются композиционной стройностью. Характерно, что основное внимание в них уделяется не происходящим событиям, а внутренней сущности героев, душевным переживаниям каждого из них.

Произведения написаны живым языком, который отличается от разговорной речи большей сложностью. Повсеместно в текстах встречаются длинные предложения, несущие в себе немалую эмоциональную нагрузку.

Для стиля Преподобного Епифания характерно «плетение словес». Этот прием отличается:

  • насыщенными синонимическими рядами;
  • употреблением сложных слов и неологизмов;
  • обилием выразительных метафор, эпитетов, сравнений;
  • повсеместно встречающимися лирическими отступлениями;
  • цитированием фрагментов из церковной литературы.

Благодаря «плетению словес» язык написания становится оригинальным и изысканным. Автор использует разнообразные художественные средства, чтобы передать величие своей эпохи, донести до читателя все великолепие русского мира, раскрыть мировоззрение Древней Руси и лучших представителей духовенства.

Преподобный Епифаний Премудрый

Прп. Епифаний Премудрый. Роспись Старой братской трапезной Троице-Сергиевой Лавры

На пути к совершенству святые проходили множество испытаний. Терпели голод, холод, нужду, утеснения. А доводилось ли им переживать состояние творческого кризиса? Неужели все творения святых отцов, которые теперь изданы во множестве томов, писались на одном дыхании?

Читать еще:  Серафим Вырицкий: житие и биография, мощи и дни памяти, предсказания и пророчества, труды

Перенесёмся в самый конец 14 века. Москва восстанавливается из пепла после разорения ханом Тохтамышем. Многие храмы столицы расписывает великий византийский художник Феофан Грек. А помогать ему приходит самый известный на Руси писатель Епифаний, которого современники прозвали Премудрым. Забравшись высоко на леса, они ведут неспешную беседу, свободно переходя с русского языка на греческий. Говорят о граде Константинополе и далёких странах, о своих общих знакомых, но больше всего о творчестве.

Сколько уж лет прошло, как преподобный игумен Сергий предал душу Богу. Не понимаю, Епифаний, почему ты, ученик его, который стольким обязан обители Святой Троицы, до сих пор не написал житие его?

Легко тебе говорить, отец Феофан. Ты не глядя на творения древних изографов, можешь по памяти любой образ написать. Ты у князя Владимира Серпуховского всю Москву как она есть написал на стене. А я, думая о множестве великих дел преподобного Сергия, становлюсь как бы безгласен. Недоумение и ужас охватывают меня. Как могу я, бедный, всё житие великого Сергия по порядку написать? Откуда лучше начать, чтобы по достоинству обо всех его подвигах рассказать? Может кто-то значительнее и разумнее меня напишет житие?

А не боишься быть осуждённым, как тот ленивый раб из притчи Христовой, который свой талант в землю зарыл?

Боюсь оказаться и ленивым рабом и неплодной смоковницей. Как у смоковницы были одни листья, так и у меня только книжные одни листы, а плода добродетели нет. Преподобный Сергий без лени в подвигах пребывал, а я и своих подвигов не имею, и о его трудах написать ленюсь…

Епифаний Премудрый жил в сложное и интересное время. То была эпоха жестоких войн и смертоносных эпидемий. Старые империи рушились, новые зарождались. Но вместе с тревожными ожиданиями разворачивался настоящий подъём духовной жизни и культуры. Живший тогда же преподобный Андрей Рублёв являл собой вершину изобразительного искусства своего времени. Творения Епифания Премудрого – стали лучшим выражением той эпохи в литературе.

Более всего преподобный Епифаний известен житиями своих великих современников: святителя Стефана Великопермского и преподобного Сергия Радонежского. С обоими он был хорошо знаком.

Как и преподобный Сергий, Епифаний происходил из Ростовской земли. В молодости он ушёл в ростовский монастырь во имя Григория Богослова, называемый Затвор. Ростовский затвор представлял собою уникальный для Руси прообраз университета. Там была обширная библиотека со славянскими и греческими книгами, велась работа по переписыванию книг и составлению летописей. Епифаний оказался одним из самых способных жителей Затвора. Он не только много раз перечитал все славянские книги в библиотеке, но и выучил греческий язык.

В Затворе Епифаний познакомился с другим искателем просвещения. Был им Стефан – уроженец далёкого северного города Великого Устюга. Оба инока проводили в библиотеке всё свободное время, обсуждали прочитанные книги, часто спорили между собой. Епифаний мечтал отправиться на юг к древним центрам христианского мира. Увидеть Святую Софию в Царьграде, побывать на Святой горе Афон и в Иерусалиме. Стефан мечтал уйти на север. Там за его родными местами начиналась Пермь Великая – страна народа коми, который еще не знал Христа. Обучившись в Затворе, он думал послужить Богу проповедью Евангелия среди язычников.

В 1379 году желание Стефана исполнилось он начал проповедовать в Перми Великой. Епифаний в это время ищет духовного наставника и строгой монашеской жизни. Тогда-то ему и повстречался смиренный игумен монастыря Святой Троицы по имени Сергий.

Известный по всему православному миру монастырь еще не был похож на ту Троице-Сергиеву Лавру, которую знаем мы. Состоящий из одних деревянных построек, он располагался на вырубленном островке посреди дремучего леса, и кроны деревьев шумели над келиями подвижников. Под руководством преподобного Сергия Епифаний прошёл школу высокой монашеской жизни, увенчав свою учёность христианскими добродетелями.

В 1392 году игумен Земли русской скончался. Мысль о том, что нужно запечатлеть образ святого в Житии, пока живы свидетели его подвига, сразу же пришла к Епифанию. Уже через год он начинает собирать материалы и делает первые записи, но дело не идёт. А вдруг не хватит мастерства и Житие не отразит всего масштаба личности преподобного?

Год за годом работа над житием Сергия Радонежского откладывается. Епифаний, по-видимому, исполняет свою давнюю мечту и совершает путешествие в Константинополь, на Афон, и в Иерусалим. Затем работает в Москве при дворе святителя митрополита Киприана. В 1396 году, когда в столице умирает его давний друг Стефан, Епифания нет рядом. Эта весть потрясает его до глубины души, и вскоре он описывает его жизнь.

«Слово о житии и учении» святителя Стефана Великопермского настолько же уникальный памятник литературы, насколько уникальна жизнь выдающегося древнерусского миссионера. Стефан отправился в северную страну, простиравшуюся от Великого Устюга до Урала. Обратил множество язычников ко Христу. Создал для своей паствы алфавит. Перевёл богослужение и Священное Писание. Состязался с языческими жрецами.

Рассказывая историю своего великого друга, Епифаний Премудрый сравнивает Стефана с равноапостольным Кириллом просветителем славян. Он даёт пространный экскурс в историю возникновения различных алфавитов: еврейского, греческого, славянского и этим подчёркивает значение дела святого Стефана. В уста главного оппонента Стефана волхва Пама, он вкладывает речь о том, как предки современных коми гордились богатством своей земли и умением жить в суровых условиях. Теперь Пермь Великая входит в семью христианских народов, как некогда вошла Русь. В руках Епифания Премудрого, события произошедшие в лесном севером краю, становятся частью всемирной истории.

Прошло больше четверти века со дня преставления преподобного Сергия, когда Епифаний Премудрый понял, что никто так и не написал его жития. Никто не сделал того, что собирался сделать он сам. Опасаясь не успеть и всем сердцем попросив помощи у своего почившего духовного отца, старец-книжник берётся за главный труд своей жизни. Вскоре после его завершения он сам мирно предаёт свой дух Господу.

Всё главное, что мы знаем о жизни Сергия Радонежского, известно нам из жития, написанного Епифанием Премудрым. Праведность родителей Сергия – Кирилла и Марии, которые до наших дней служат образцом христианского супружества. История о том, как детстве будущему преподобному явился ангел, вдохновившая художника Нестерова на создание великой картины. Жизнь преподобного Сергия в лесной чаще и борьба с искушениями. Благословение князя Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем, ставшее важным фактом национальной истории.

У понятия «талант» есть два значения. Евангельское значение указывает на спасение души, а обыденное на достижение совершенства в каком-либо деле. Побеждая творческую немощь молитвой и трудом, преподобный Епифаний Премудрый реализовал свой талант во всех смыслах. Вместе с Сергием и Стефаном, автор их Житий прославлен во святых.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector