0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Житие Беды Достопочтенного — полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Содержание

Краткое житие и священные труды Беды Достопочтенного

Краткая биография Беды Достопочтенного

Монах из Саксонии, который сумел стать не только богословом и экзегетом, но и историком, ученым–энциклопедистом. Имя Беда, с ударением на первый слог, имеет латинское происхождение. Родился Беда предположительно в 672/673 году в северо–восточной Англии, Нортумбрии. На землях монастыря в Монктоне до сих пор сохранился колодец, названный в честь святого.

Монах из Саксонии стал богословом, экзегетом и ученым–энциклопедистом

В семилетнем возрасте Беду отдали на воспитание в бенедиктинский монастырь Вермаунт. Занимался с мальчиком аббат Бенедикт Бископ. Буквально через несколько лет, после основания монастыря в Джарроу, Беда переехал в него и оставался там до конца жизни. В девятнадцатилетнем возрасте юноша был рукоположен в диаконы, а уже через год стал пресвитером. Достопочтенный очень редко покидал стены монастыря. Его даже просили стать настоятелем, но он отказался, побоявшись, что множество обязанностей отвлекут его от главного занятия – научного труда.

Умер Беда в 735 году, в светлый праздник Вознесения Господня. Много позже, уже в начале ХІ века его мощи были перенесены в кафедральный собор Дарема, где они хранятся и по сегодняшний день.

Достопочтенному принадлежат многочисленные труды не только по богословию и истории, но и точным наукам, грамматике, астрономии и даже музыке.

К месточтимым святым Беда был причислен уже в конце ХХ века митрополитом Антонием.

Видео «Из жития Беды Достопочтенного»

В этом видео представлена радиопостановка фрагмента из жизни святого.

Чудеса и помощь святого

Житие святого относится к раннехристианскому периоду, поэтому свидетельств о прижизненных чудесах не сохранилось. Возможно, где–то на Западе и сохранились утерянные сведенья, но до нас они пока не дошли. Однако существуют летописные свидетельства о чудесном исцелении благодаря мощам святого. Другим чудом называют снисхождение ангела в день смерти монаха, во время которого он одарил Беду титулом «достопочтенный».

Вся жизнь святого была посвящена наукам. Также он переводил Ветхий и Новый Завет, чтобы сделать его доступным для будущих поколений. Именно поэтому считается логичным обращение за помощью к Достопочтенному в поиске знаний, в науке и учебе.

Интересен тот факт, что западная религиозная традиция отличается от русской тем, что в ней отсутствует обращение в каком–либо деле к одному определенному святому.

Священные труды

Перу святого принадлежит около 40 книг по различным отраслям знаний. Его труды хранились во всех крупных европейских библиотеках. Наиболее знаменитыми его трудами считаются:

  • «Церковная история англов»;
  • «О правописании»;
  • «О метрическом искусстве»;
  • «Книга эпиграмм».

Многочисленные труды способствовали распространению славы Достопочтенного из Британии по всей Европе.

Именно Беда при переводе Священного писания озвучил имена волхвов, первыми посетивших младенца Иисуса. Интересно и то, что святой является одним из немногих, увековеченных в «Божественной комедии» Данте, наряду с Фомой Аквинским.

Роль святого в христианстве

Почитают Беду Достопочтенного 27 мая, в день смерти святого. Ведь по свидетельствам учеников монах отходил в мир иной с молитвой на устах, в счастье и умиротворении. В этот день в Ярроу служат торжественную литургию, рассказывают о жизни, служении и таланте монаха.

Трудно переоценить роль человека, который занимался переводом и толкованием Библии, стараясь сделать текст доступным и понятным для каждого. Также из-под пера монаха вышло множество научных трудов, которые облегчили дальнейшие исследования и дополнили некоторые пробелы в истории.

Бесспорно, Беда Достопочтенный является уникальным человеком, чьи энциклопедические познания способствовали прорыву во многих отраслях науки Средневековья. И это несмотря на то, что монах практически не покидал стен монастыря, успевая служить не только Богу, но и людям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Краткое житие и священные труды Беды Достопочтенного

Краткая биография Беды Достопочтенного

Монах из Саксонии, который сумел стать не только богословом и экзегетом, но и историком, ученым–энциклопедистом. Имя Беда, с ударением на первый слог, имеет латинское происхождение. Родился Беда предположительно в 672/673 году в северо–восточной Англии, Нортумбрии. На землях монастыря в Монктоне до сих пор сохранился колодец, названный в честь святого.


Монах из Саксонии стал богословом, экзегетом и ученым–энциклопедистом

В семилетнем возрасте Беду отдали на воспитание в бенедиктинский монастырь Вермаунт. Занимался с мальчиком аббат Бенедикт Бископ. Буквально через несколько лет, после основания монастыря в Джарроу, Беда переехал в него и оставался там до конца жизни. В девятнадцатилетнем возрасте юноша был рукоположен в диаконы, а уже через год стал пресвитером. Достопочтенный очень редко покидал стены монастыря. Его даже просили стать настоятелем, но он отказался, побоявшись, что множество обязанностей отвлекут его от главного занятия – научного труда.

Умер Беда в 735 году, в светлый праздник Вознесения Господня. Много позже, уже в начале ХІ века его мощи были перенесены в кафедральный собор Дарема, где они хранятся и по сегодняшний день.

Достопочтенному принадлежат многочисленные труды не только по богословию и истории, но и точным наукам, грамматике, астрономии и даже музыке.

К месточтимым святым Беда был причислен уже в конце ХХ века митрополитом Антонием.

БЕ́ДА ДОСТОПОЧТЕ́ННЫЙ

БЕ́ДА ДОСТОПОЧТЕ́ННЫЙ [лат. Beda (Bae­da, Bedanus) Venerabilis] (около 672/673, Нор­тум­брия, Сев.-Вост. Анг­лия – май 735, мон. Джар­роу, Нор­тум­брия), анг­ло­сак­сон­ский учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист, бо­го­слов, эк­зе­гет, ис­то­рик; свя­той, учи­тель Зап. церк­ви.

Ро­дил­ся на мо­на­стыр­ских зем­лях, воз­мож­но, в дер. Монк­тон, где до сих пор со­хра­нил­ся т. н. ко­ло­дец Бе­ды. В 7-лет­нем воз­рас­те был от­дан на вос­пи­та­ние Бе­не­дик­ту Бис­ко­пу, аб­ба­ту бе­не­дик­тин­ско­го мо­на­сты­ря Вер­ма­унт. Ко­гда в 681 был ос­но­ван мо­на­стырь в Джар­роу, так­же под­чи­нён­ный аб­ба­ту Бе­не­дик­ту Бис­ко­пу, Б. Д. пе­ре­ехал ту­да и ос­та­вал­ся в Джар­роу до кон­ца жиз­ни. В 19 лет был ру­ко­по­ло­жён в диа­ко­ны; в 703 – в пре­сви­те­ры. Прак­ти­че­ски не вы­ез­жал из мо­на­сты­ря. По пре­да­нию, его про­си­ли стать на­стоя­те­лем, но он от­ка­зал­ся из опа­се­ния, что но­вые обя­зан­но­сти бу­дут от­вле­кать его от на­уч. тру­дов. Умер Б. Д. в празд­ник Воз­не­се­ния Гос­под­ня. Ме­ж­ду 1020 и 1030 его мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в ка­фед­раль­ный со­бор г. Да­рем, где они на­хо­дят­ся и ны­не.

Б. Д. при­над­ле­жат мно­го­числ. трак­та­ты по ис­то­рии, фи­ло­со­фии, бо­го­сло­вию, хро­но­ло­гии, ма­те­ма­ти­ке, ас­тро­но­мии, му­зы­ке, грам­ма­ти­ке и др. нау­кам, а так­же пе­ре­во­ды; не­ко­то­рые из них бы­ли соз­да­ны для пре­по­да­ва­ния в шко­ле мон. Джар­роу. Сла­ву «от­ца англий­ской ис­то­рии» снис­кал Б. Д. его са­мый из­вест­ный труд «Цер­ков­ная ис­то­рия анг­лов» («Historia ecclesiastica gentis Anglorum»; окон­че­на в 731), ох­ва­ты­ваю­щий пе­ри­од от за­вое­ва­ния Бри­та­нии Це­за­рем до 731. Б. Д. при­над­ле­жат так­же трак­та­ты «О вре­ме­нах» («De tempori­bus»), «Об ис­кус­ст­ве счё­та» («De ratio­ne computi»), «О празд­но­ва­нии Пас­хи» («De Paschae celebratione»), по­свя­щён­ные ариф­ме­ти­ке, спо­со­бам из­ме­ре­ния вре­ме­ни, опи­са­нию не­ко­то­рых ас­тро­но­мич. яв­ле­ний. На про­тя­же­нии не­сколь­ких ве­ков его ра­бо­ты слу­жи­ли ру­ко­вод­ством для вы­чис­ле­ния ка­лен­да­ря. Б. Д. раз­ра­бо­тал об­щую ме­то­ди­ку оп­ре­де­ле­ния дат Пас­хи, ввёл в упот­реб­ле­ние ле­то­счис­ле­ние от Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва. Зна­чит. часть про­из­ве­де­ний Б. Д. со­став­ля­ют ком­мен­та­рии к Вет­хо­му и Но­во­му За­ве­ту, в ко­то­рых он при­дер­жи­ва­ет­ся эк­зе­ге­ти­че­ских прин­ци­пов Алек­сан­д­рий­ской шко­лы бо­го­сло­вия.

С ти­ту­лом «До­сто­поч­тен­ный» Бе­да упо­ми­на­ет­ся с 8 в. (напр., в со­чи­не­ни­ях Пав­ла Диа­ко­на и Ал­куи­на); «дос­то­поч­тен­ным и уди­ви­тель­ным учи­те­лем со­вре­мен­но­сти» Бе­да был про­воз­гла­шён на Ахен­ском со­бо­ре (835). 13.10.1899 па­па Лев XIII про­воз­гла­сил Б. Д. свя­тым и учи­те­лем Зап. церк­ви. В 1978 был ка­но­ни­зи­ро­ван митр. Ан­то­ни­ем (Блу­мом); Б. Д. яв­ля­ет­ся ме­ст­ноч­ти­мым свя­тым Су­рож­ской епар­хии РПЦ. День па­мя­ти в Вост. церк­ви – в День всех свя­тых Бри­тан­ских о-вов, 3-я не­де­ля по Пя­ти­де­сят­ни­це; в Зап. церк­ви – 27 мая.

Чудеса и помощь святого

Житие святого относится к раннехристианскому периоду, поэтому свидетельств о прижизненных чудесах не сохранилось. Возможно, где–то на Западе и сохранились утерянные сведенья, но до нас они пока не дошли. Однако существуют летописные свидетельства о чудесном исцелении благодаря мощам святого. Другим чудом называют снисхождение ангела в день смерти монаха, во время которого он одарил Беду титулом «достопочтенный».

Вся жизнь святого была посвящена наукам. Также он переводил Ветхий и Новый Завет, чтобы сделать его доступным для будущих поколений. Именно поэтому считается логичным обращение за помощью к Достопочтенному в поиске знаний, в науке и учебе.

Интересен тот факт, что западная религиозная традиция отличается от русской тем, что в ней отсутствует обращение в каком–либо деле к одному определенному святому.


Надгробие святого в Даремском соборе

Биография

Беда родился в 673 году. О происхождении его ничего не известно, но предположительно его семья была крестьянами. На седьмом году жизни он поступил в монастырь Уирмут, в обучение аббату Бенедикту Бископу. Затем его обучал монах Кеолфрит, основавший в 681 году монастырь Ярроу, куда перебрался и Беда. По некоторым сведениям, пережив эпидемию чумы, он на девятнадцатом году жизни стал диаконом и в 702 году — священником, чему способствовал епископ Хексема Иоанн. С этого времени начинается писательская деятельность Беды, состоявшая, главным образом, в толковании отдельных книг Ветхого и Нового Завета. Однако, имея в распоряжении богатую библиотеку, он изучал не только церковные труды, но и научные работы и античную поэзию[3].

Беда живо интересовался хронологией и историей, философски переосмысливая имевшиеся в его распоряжении факты. Эта черта нашла отражение в его увлечении экзегетикой, что, однако, сопровождалось и сугубо историческим анализом. Его концепция заключалась в отображении движения народов от тёмного язычества к Царствию Божиему, и в первую очередь — народа Англии. Эта историческая тема стала для него главной[3].

Беда сочинял поэтические произведения как на латыни, так и на родном языке, хотя из этого наследия сохранились только латинский гимн королеве Этельфрите и англосаксонская «Предсмертная песнь». Его латинский язык, в сравнении с современниками, отличался хорошим стилем и при этом простотой. Беда изучил многие ремёсла, хорошо пел, и, несмотря на глубокое увлечение наукой, принимал живое участие в общественной жизни Англии[3].

На одре болезни он закончил перевод Евангелия от Иоанна на англосаксонский язык, диктуя его своим ученикам. Согласно его биографу Кутберту, последнее сочинение святого — Предсмертная песнь Беды на древнеанглийском языке. Умер 25 мая 735 года, но похоронен был 27 мая (так как умер он на христианский праздник Вознесения, в день которого нельзя было хоронить умерших) в монастыре Ярроу; впоследствии останки его перенесены в Даремский собор.

Священные труды

Перу святого принадлежит около 40 книг по различным отраслям знаний. Его труды хранились во всех крупных европейских библиотеках. Наиболее знаменитыми его трудами считаются:

  • «Церковная история англов»;
  • «О правописании»;
  • «О метрическом искусстве»;
  • «Книга эпиграмм».

Многочисленные труды способствовали распространению славы Достопочтенного из Британии по всей Европе.

Именно Беда при переводе Священного писания озвучил имена волхвов, первыми посетивших младенца Иисуса. Интересно и то, что святой является одним из немногих, увековеченных в «Божественной комедии» Данте, наряду с Фомой Аквинским.


Титульный лист базельского собрания сочинений (1563)


Миниатюра из рукописи Жития св. Кутберта, написанного Бедой


Миниатюра из рукописи XII века Жития св. Кутберта, написанного Бедой

Сочинения


Беда написал очень многие ценные для его времени комментарии к Священному Писанию, кроме того — гомилии, жития некоторых святых, гимны, эпиграммы, сочинения по хронологии и грамматике. Полные собрания его сочинений изданы в Париже (1544 и 1554), Базеле (1563) и Кёльне (1612 и 1688). Главное его сочинение, беспристрастноК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2363 дня

] обработанное по летописям «Historia ecclesiastica gentis Anglorum» в 5 книгах, переведённое Альфредом Великим на англосаксонский язык, остаётся одним из важнейших источников древнейшей истории Англии до 731 года. Беда тщательно и критическим образом подбирал источники для своей истории.

Для хронологии важно сочинение Беды «De sex aetatibus mundi», в котором им впервые введено летосчисление Дионисия Малого до и после рождества Христова, принятое потом в большинстве средневековых летописей. В трактатах «О времени» (лат. De temporibus

) и «Об исчислении времени» (лат.
De temporum ratione
) предлагается научный способ измерения времени, даётся описание зависимости приливов от фаз луны, а также «фундаментальные положения наук о Природе».

Он также внёс изменения в Вульгату, и его версия официально использовалась католической церковью до появления Новой Вульгаты в 1979 году. Беда христианизировал небесный свод, заменив названия созвездий и зодиакальных знаков на имена святых и апостолов[4]. Также выдумал имена трёх волхвов, посещавших младенца Иисуса — Каспар, Балтазар и Мельхиор, заодно дав им родину и описание[5]. В Библии ни количество, ни имена волхвов не упоминались, однако благодаря Беде они стали христианскими традициями.

Читать еще:  Валентина Минская: биография и житие святой, в чем помогает, могила

Текст полного собрания сочинений Беды с английским переводом его исторических трудов издан Минье (Париж, 1858, 6 т.); нем. пер. Вильдена, Шафгаузен, 1866).

Роль святого в христианстве

Почитают Беду Достопочтенного 27 мая, в день смерти святого. Ведь по свидетельствам учеников монах отходил в мир иной с молитвой на устах, в счастье и умиротворении. В этот день в Ярроу служат торжественную литургию, рассказывают о жизни, служении и таланте монаха.

Трудно переоценить роль человека, который занимался переводом и толкованием Библии, стараясь сделать текст доступным и понятным для каждого. Также из-под пера монаха вышло множество научных трудов, которые облегчили дальнейшие исследования и дополнили некоторые пробелы в истории.

Бесспорно, Беда Достопочтенный является уникальным человеком, чьи энциклопедические познания способствовали прорыву во многих отраслях науки Средневековья. И это несмотря на то, что монах практически не покидал стен монастыря, успевая служить не только Богу, но и людям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дни памяти

Почитание Беды Достопочтенного как Святого проходит в день его кончины — 27 мая. По свидетельству его учеников, Беда отошел в мир иной со словами молитвы «Отче наш» на губах, умиротворенным и счастливым.


Икона святого Беды Достопочтенного

В этот день в Ярроу проходят мероприятия, посвященные памяти Святого Беды, рассказывающие о его служении и писательском таланте.

Краткое житие и священные труды Беды Достопочтенного

Краткая биография Беды Достопочтенного

Монах из Саксонии, который сумел стать не только богословом и экзегетом, но и историком, ученым–энциклопедистом. Имя Беда, с ударением на первый слог, имеет латинское происхождение. Родился Беда предположительно в 672/673 году в северо–восточной Англии, Нортумбрии. На землях монастыря в Монктоне до сих пор сохранился колодец, названный в честь святого.


Монах из Саксонии стал богословом, экзегетом и ученым–энциклопедистом

В семилетнем возрасте Беду отдали на воспитание в бенедиктинский монастырь Вермаунт. Занимался с мальчиком аббат Бенедикт Бископ. Буквально через несколько лет, после основания монастыря в Джарроу, Беда переехал в него и оставался там до конца жизни. В девятнадцатилетнем возрасте юноша был рукоположен в диаконы, а уже через год стал пресвитером. Достопочтенный очень редко покидал стены монастыря. Его даже просили стать настоятелем, но он отказался, побоявшись, что множество обязанностей отвлекут его от главного занятия – научного труда.

Умер Беда в 735 году, в светлый праздник Вознесения Господня. Много позже, уже в начале ХІ века его мощи были перенесены в кафедральный собор Дарема, где они хранятся и по сегодняшний день.

Достопочтенному принадлежат многочисленные труды не только по богословию и истории, но и точным наукам, грамматике, астрономии и даже музыке.

К месточтимым святым Беда был причислен уже в конце ХХ века митрополитом Антонием.

Чудеса и помощь святого

Житие святого относится к раннехристианскому периоду, поэтому свидетельств о прижизненных чудесах не сохранилось. Возможно, где–то на Западе и сохранились утерянные сведенья, но до нас они пока не дошли. Однако существуют летописные свидетельства о чудесном исцелении благодаря мощам святого. Другим чудом называют снисхождение ангела в день смерти монаха, во время которого он одарил Беду титулом «достопочтенный».

Вся жизнь святого была посвящена наукам. Также он переводил Ветхий и Новый Завет, чтобы сделать его доступным для будущих поколений. Именно поэтому считается логичным обращение за помощью к Достопочтенному в поиске знаний, в науке и учебе.

Интересен тот факт, что западная религиозная традиция отличается от русской тем, что в ней отсутствует обращение в каком–либо деле к одному определенному святому.


Надгробие святого в Даремском соборе

Священные труды

Перу святого принадлежит около 40 книг по различным отраслям знаний. Его труды хранились во всех крупных европейских библиотеках. Наиболее знаменитыми его трудами считаются:

  • «Церковная история англов»;
  • «О правописании»;
  • «О метрическом искусстве»;
  • «Книга эпиграмм».

Многочисленные труды способствовали распространению славы Достопочтенного из Британии по всей Европе.

Именно Беда при переводе Священного писания озвучил имена волхвов, первыми посетивших младенца Иисуса. Интересно и то, что святой является одним из немногих, увековеченных в «Божественной комедии» Данте, наряду с Фомой Аквинским.


Титульный лист базельского собрания сочинений (1563)


Миниатюра из рукописи Жития св. Кутберта, написанного Бедой


Миниатюра из рукописи XII века Жития св. Кутберта, написанного Бедой

Беда Достопочтенный — Церковная история народа англов

Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum

Славнейшему королю Кеолвулфу[1] – Беда, служитель Христа и священник.

Согласно твоему желанию, король, я уже посылал тебе для прочтения и одобрения церковную историю народа англов, недавно мною завершенную[2]; теперь же с величайшей охотой снова посылаю ее для копирования и дальнейшего изучения[3]. Искренне радуюсь тщанию, с которым ты не только вникаешь прилежным ухом в слова Святого Писания, но и стремишься узнать о том, что было сотворено и сказано в прошлом, в особенности знаменитыми мужами нашего народа. Ведь если история повествует о добрых деяниях добрых людей, то вдумчивый ее слушатель побуждается подражать добру; если же она говорит о злых делах нечестивцев, то религиозный и набожный слушатель или читатель ее учится беречься от того, что есть зло и порок, и следовать тому, что признается добрым и угодным Богу. Сознавая это с присущей тебе проницательностью и заботясь о всеобщем духовном благе, ты пожелал, чтобы упомянутая история была лучше ведома и тебе, и народу, над которым поставило тебя Божественное Провидение. Теперь же, дабы развеять сомнения твои и тех, кто еще будет слушать или читать эту историю, я позабочусь о том, чтобы вкратце указать источники, из коих я черпал сведения[4].

Прежде прочих должен я назвать наставника и вдохновителя этого скромного труда, преподобнейшего аббата Альбина[5], ученейшего мужа, которого обучили в Кентской церкви блаженной памяти архиепископ Теодор и аббат Адриан, также почтеннейшие и ученейшие мужи[6]. Он заботливо собрал все, что сохранилось в записях или в древней традиции о деяниях учеников папы Григория в Кентской провинции[7] и в соседних землях. Все это, сохраненное его дивной памятью, он передал мне через священника Лондонской[8] церкви Нотельма[9] в письменных посланиях или в пересказе упомянутого Нотельма. После этого Нотельм отправился в Рим и получил дозволение нынешнего папы Григория[10] изучить архивы святой Римской церкви, где он нашел письма блаженного папы Григория и других понтификов, которые по совету преподобнейшего Альбина послал нам для включения в нашу историю[11].

О событиях, случившихся от начала этого сочинения до времени, когда народ англов стяжал веру Христову, я узнавал из всех достойных доверия источников, главным образом из книг предшествующих авторов[12]. О том же, что случилось с тех пор до настоящего времени – о деяниях в Кентской церкви учеников блаженного папы Григория и их наследников и о том, при каких королях это было, – я узнал от упомянутого аббата Альбина в передаче Нотельма. Также они дополнили мои знания о том, какие епископы принесли благо обетования к восточным и западным саксам, к восточным англам и нортумбрийцам[13], и в правление каких королей это случилось. Следует сказать, что только поощрение Альбина подвигло меня на создание сего труда[14]. Живущий и ныне преподобнейший епископ западных саксов Даниэль[15] в письменном послании сообщил мне некоторые сведения об истории церкви в своей провинции и в соседней провинции южных саксов[16], а также на острове Векта[17]. Еще я узнал от братии монастыря, называемого Лестингей[18], как стараниями его основателей, святых отцов Кедда и Хада[19], вера Христова пришла в провинцию Мерсийскую, где ее прежде не знали, и вернулась в провинцию восточных саксов, где ее забыли, а также и о том, как жили и умерли эти святые отцы. Далее я проследил историю церкви в провинции восточных англов, частью по древним писаниям и преданиям, частью по словам преподобнейшего аббата Эси[20]. О делах веры Христовой и о смене епископов в провинции Линдсей[21] я узнал из писем преподобнейшего предстоятеля Кинеберта[22] или из уст других надежных людей. В описании событий в разных частях Нортумбрийской провинции от времени стяжания ею веры Христовой до нынешних времен я не опирался ни на что, кроме достоверных свидетельств множества очевидцев, которые знали точно либо припоминали то, чего я не знал сам. В этой связи следует сказать, что все написанное мною о святейшем отце и предстоятеле Кутберте[23] в этом сочинении и в особом труде, посвященном его деяниям, я частью взял из жития его, написанного братией Линдисфарнской церкви[24], приняв на веру те истории, что там содержатся. Частью же я позаботился дополнить эти истории тем, что сам узнал от надежных свидетелей. Смиренно прошу читателей не ставить мне в вину погрешности против правды, которые могут встретиться в моем сочинении, ибо в соответствии с истинным законом истории[25] я просто записал те из собранных сведений, которые счел полезными для поучения потомства.

Еще я смиренно прошу всех, кто будет слушать или читать эту историю нашего народа, чтобы они не забывали молиться о высшей милости ко многим моим слабостям, душевным и телесным, и воздали бы мне должное во всех землях. И за то, что я усердно собирал сведения о тех событиях в разных провинциях и местах, что достойны памяти и внимания их жителей, да воздадут мне эти провинции урожаем своего благочестивого заступничества.

Конец предисловия. Начало перечня глав.

Вот содержание первой книги церковной истории народа англов:

I. О местоположении Британии и Ибернии и о первоначальных их обитателях.

II. Как Гай Юлий первым из римлян прибыл в Британию.

III. Как Клавдий, вторым из римлян прибыв в Британию, добавил к римским владениям Оркадские острова и как посланный им Веспасиан подчинил Риму также остров Векту.

IV. Как Луций, король Британии, написал папе Элевтерию, прося сделать его христианином.

V. Как Север отгородил валом одну часть Британии от другой.

VI. О правлении Диоклетиана и о том, как он преследовал христиан.

VII. Страсти святого Альбана и его соратников, которые пролили в то время кровь за Господа.

VIII. Как после прекращения гонений церковь в Британии жила в относительном мире до времен арианского безумия.

IX. Как в правление Грациана Максим стал императором в Британии и вернулся в Галлию с большим войском.

X. Как в правление Аркадия бритт по имени Пелагий дерзко восстал против милости Божией.

XI. Как в правление Гонория Грациан и Константин сделались тиранами в Британии и как в скором времени первый из них был убит в Британии, а второй в Галлии.

XII. Как бритты, страдая от набегов скоттов и пиктов, попросили помощи у римлян, которые, прибыв повторно, перегородили весь остров стеной, однако новый натиск упомянутых врагов повлек за собой еще худшие бедствия.

XIII. Как в правление Феодосия Младшего Палладий был послан к скоттам, верующим во Христа и как бритты тщетно просили помощи у консула Аэция.

XIV. Как бритты, придя в отчаяние от голода, изгнали варваров со своей земли и как вслед за обильным урожаем пришли к ним смуты, чума и окончательная погибель.

XV. Как англы были призваны в Британию и сперва изгнали врагов, но вскоре, заключив с ними мир, повернули оружие против своих союзников.

XVI. Как бритты впервые победили англов под началом римлянина по имени Амброзий.

XVII. Как епископ Герман отплыл в Британию с Лупом и как он властью Божией смирил вначале ярость моря, а после ярость пелагиан.

XVIII. Как он вернул зрение слепой дочери трибуна и затем посетил место казни святого Альбана, где отыскал его реликвии и поместил рядом с ними реликвии блаженных апостолов и иных мучеников.

XIX. Как он был поражен болезнью, молитвой погасил горящие здания и после исцелился от недуга благодаря видению.

XX. Как те епископы принесли бриттам небесную помощь в битве и затем возвратились домой.

XXI. Как после нового появления всходов пелагианской чумы Герман вернулся в Британию с Севером и сперва исцелил хромого юношу, а затем вернул народ Божий на путь веры, осудив либо обратив еретиков.

XXII. Как бритты, избавленные на время от внешних вторжений, вверглись в междоусобия и совершили множество постыдных деяний.

XXIII. Как святой папа Григорий, послав Августина с другими монахами учить народ англов, письменно увещевал их не ослаблять усилий.

Роль святого в христианстве

Почитают Беду Достопочтенного 27 мая, в день смерти святого. Ведь по свидетельствам учеников монах отходил в мир иной с молитвой на устах, в счастье и умиротворении. В этот день в Ярроу служат торжественную литургию, рассказывают о жизни, служении и таланте монаха.

Трудно переоценить роль человека, который занимался переводом и толкованием Библии, стараясь сделать текст доступным и понятным для каждого. Также из-под пера монаха вышло множество научных трудов, которые облегчили дальнейшие исследования и дополнили некоторые пробелы в истории.

Бесспорно, Беда Достопочтенный является уникальным человеком, чьи энциклопедические познания способствовали прорыву во многих отраслях науки Средневековья. И это несмотря на то, что монах практически не покидал стен монастыря, успевая служить не только Богу, но и людям.

Читать еще:  Житие Кукши Одесского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Православная Жизнь

Бе́да Достопочте́нный (лат. Beda Venerabilis) – православный святой и монах обители Ярроу (в некоторых вариантах – Джарроу) в англосаксонском королевстве Нортумбрия. Годы жизни: 672 – 26 мая 735. Прозвище Беды – Достопочтенный – известно из эпитафии IX века, по преданию, указанной Ангелом. Так Беду упоминает и Алкуин.

В Средневековье этот учёный монах чтился вместе с Блаженным Августином и Григорием Великим.

В 1978 году Беда был канонизирован митрополитом Антонием Сурожским, является местночтимым святым Сурожской епархии.

Беда оставил после себя много трудов. Писал он в основном на латыни, оставив на этом языке около сорока произведений, причём не только по вопросам богословия и жизни Церкви, но и по таким наукам, как грамматика и риторика. Беда был не только не чужд научных знаний, но и всячески старался умножить их.

Беда – ещё один пример удивительного святого, который говорил: «Для меня было наслаждением учиться, или учить, или писать».

При этом в отношении знания, пришедшего от язычников, он предостерегал людей, чтобы в их сознании античное красноречие постепенно не вытеснило Бога. Беда вовсе не запрещает чтение античных авторов и далее говорит, что человек просто должен иметь силу преодолеть соблазн поставить искусство выше Творца. То есть святой предупреждает об опасности сделать что-либо в своей жизни более важным, чем Бог. Идеал для Беды – это учёность, которая своим устремлением смотрит на Христа.

Беда считал, что хотя читателю и важно избирательно относиться к чтению, но ему же и нужно извлекать пользу из сочинений мирских авторов.

При этом святой много призывает к осторожности в чтении языческих авторов, чтобы читатель, усваивая добрые мысли, не постиг и мысли ложные, отличая одно от другого.

Беда пишет трактаты о риторике и стихотворной метрике, разбирает ту метрику, которая в Средневековье пришла на смену античной и здесь выступает как литературовед.

В трактате «Об искусстве метрики» он пишет о слогах, стопах, стихотворных размерах, ритме и трех родах поэзии.

Исследователь его жития Мария Ненарокова отмечает: «Круг чтения Беды был для того времени необыкновенно широк и включал в себя произведения не только западных, но и восточных отцов Церкви». Он постоянно читал Писание и труды отцов, а также составлял комментарии к Ветхому и Новому Завету, чтобы недавние язычники саксы могли по-настоящему понять смысл Библии, исходя из культурного контекста древности, когда создавалась Книга книг.

По свидетельству Катберта, Беда и на смертном одре не оставлял ученых занятий, отвлёкшись от диктовки комментариев только за несколько минут до смерти.

Святой интересовался всеми современными ему науками: физикой, астрономией, метеорологией, музыкой, хронологией, историей, математикой, риторикой, грамматикой, метрикой. Во всех этих областях он не только собирал знания, но и стремился дополнить изученное либо дать мудрое толкование прочитанному.

Уже в старости, когда Беда плохо видел, несколько завидовавших его мудрости и дару слова людей, чтоб насмеяться над святым, привели его в каменоломню и сказали, что он в храме, где народ ждёт его слов. Простодушный святой заговорил, а насмешники хихикали и перемигивались, но когда он окончил проповедь, камни ответили ему: «Аминь, преподобный отче!».

И так всегда бывает ещё со времён Сократа, который сказал своим судьям, что они напрасно думают, будто убивая добрых, удержат их от порицания совершаемого злодеями зла. Истина и красота могут подвергнуться осмеянию и поруганию, но и все злодеи, умники, люди формы и эгоисты мира не в силах скрыть даже от камней и животных, что они злы и что лишь добрый может по праву считаться человеком.

Христианство, придя в Англию, не отменяло целиком старые порядки, но для желающих наполняло всё новым смыслом. Саксы и германцы чтили героя, вся культура германцев варваров связана с понятиями доблести и героизма. И теперь новым героем становится подвижник и святой.

Все эти изменения в общественном и индивидуальном сознании отражала литература. Героизм нового типа выражает себя в житийной литературе, но не только. «Церковная история Англов» Беды Достопочтенного – труд историософский. Тут осмысливается место англов среди других народов земли, выражается идея, что хотя англичане и юный народ, но они смогли уже принести Христу своё приношение – святых своего народа. Эти святые и осмысливаются как новые герои. Они не сражаются с врагами мечом, однако ведут постоянное сражение с самими собой и со злом вообще. И эти победы более важны, чем победы в битвах, потому что состояние души в конечном итоге более важно, чем земные дела, хотя они и приводят к исходному состоянию души. Многих святых и подвижников описывает в своём труде Достопочтенный Беда. Саксы этого периода (во многом наставляемые в вере кельтскими миссионерами) не знали ещё феодально-рыцарских отношений в том виде, в котором они придут в Англию после 1066 года, то есть после завоевания Вильгельма. Тут (в новом, христианском восприятии англичан) героем может стать каждый, кто только имеет жертвенное расположение и хочет потрудиться ради умножения Неба. Благородное происхождение совсем не обязательная черта героя.

Беда Достопочтенный хотел, чтобы люди могли услышать голос Бога, и для этого перевёл Библию на древнеанглийский (на нём говорили англичане – это английский до завоевания Англии норманнами).

Беда создал одну из первых историй Англии – «Церковную историю народа англов», за что его прозвали «отцом английской истории». В Реформацию, когда людей волновали иные богословские вопросы, значение святого как богослова отошло на второй план, но и католики, и протестанты читали его как историка, причём и те и другие старались авторитетом Беды прикрыть и оправдать свои взгляды и ниспровергнуть противника. Для достижения такого эффекта история этого средневекового инока и теми и другими перетолковывалась в угоду различным интересам.

О своих родителях Беда нигде и никому не упоминает, и нам остаётся только гадать, вызвано ли это его молчание скромностью или детскими психологическими травмами, подобно как у другого православного западноевропейского святого – Гонората Арелатского, над которым в детстве и юности много издевался родной отец, не умея вынести непохожесть необычного сына на других жителей окрестности.

Некоторые учёные считают, что Беда был знатного происхождения, но другие, столь же авторитетные исследователи, указывают на его низкое (простой инок) положение в монастырской иерархии обители Ярроу, а в те времена люди знатного (особенно королевского) происхождения быстро достигали сана аббата или епископа. Такое распределение церковных должностей было свойственно Средневековью, где простолюдину было почти невозможно занять высокое положение в церковной иерархии, ведь Средние века существуют в иерархии сословий и представитель одного сословия крайне редко переходил в другое, хотя и такое примеры были. Допустим, любой рыцарь имел право посвятить в рыцари любого человека, заслужившего эту честь. По аналогии с тем, как всякий крещёный христианин может крестить другого человека. Рыцарство воспринималось тогда чем-то вроде таинства, и через посвящение всякий простолюдин мог стать аристократом – перейти из третьего сословия во второе. Конечно, англосаксонская Нортумбрия времён Беды не знала рыцарства, пришедшего в Англию лишь с норманнским завоеванием 1066 года. Я привел этот случай как пример перехода из одного сословия в другое, и такие примеры, (как пишут такие видные историки специалисты рыцарской культуры, как Доменик Бартелеми или Франко Кардини) случались, хотя и не часто, до самого конца рыцарской эпохи.

Можно, наверное, допустить, что Беда, придя в обитель, скрыл своё знатное происхождение, как это делали и некоторые подвижники Востока, но это всего лишь предположения, а точных данных о его юности и происхождении историки не имеют.

И всё же Беда перед нами, в своих трудах и писаниях. Он из тех великих людей, для кого нет противопоставления светской учёности и учёности веры, для него, как для Григория Богослова, красота и глубина любой науки есть свет красоты Господней. Потому он пишет не только о богословии, но и о грамматике, риторике, создаёт труд по истории Англии.

Все науки для него лежат в Боге, и он, вслед за святыми отцами каппадокийцами, усматривает во всей мировой красоте и мудрости славу Божью.

Возможно, потому Беда и выбрал для поселения Ярроу, что в этой обители была весьма большая (по мерке раннего Средневековья) библиотека, где хранился даже полный текст Библии. В Ярроу существовал и скрипторий, где грамотные иноки делали копии с библейских книг и некоторых сочинений отцов.

Беда знал древнеанглийский, латинский и греческий языки и, очевидно, владел и ирландским. В то время ирландское монашество было сосредоточием европейской учёности, и когда император Карл Великий задумает возродить образование и книжное знание, он пригласит ко двору именно ирландцев, чьи усилия (Каролингское возрождение) повлияют вскоре на появление первых в Европе университетов.

Беда читал труды блаж. Иеронима Стридонского, Блаж. Августина, св. Григория Великого, св. Амвросия Медиоланского, св. Киприана Карфагенского, из восточных: св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Афанасия Великого. Известные Беде жития святых принадлежали перу св. Афанасия Великого, Павлина Ноланского, Сульпиция Севера, Поссидия. Упоминал он «Гомилии» Оригена и Григория Назианзина. Он читал исторические труды Иосифа Флавия, Григория Турского, Марцеллина Комита, Евтропия, Орозия, Евсевия Кесарийского.

Читал Беда и поэзию тогдашних христианских поэтов, а в молодости и Вергилия, которого вообще чтили христиане, так как Вергилий, будучи язычником, за несколько десятилетий до Рождества Христова написал своё знаменитое поэтическое пророчество-ощущение, что скоро старый век сменится новым и мир будет исправлен Богом.

Потому и в «Божественной комедии» Данте Вергилий является провожатым поэта по загробному миру.

Беда любил мир как творение Творца и не стремился выставить себя знатоком всего. К нему нередко обращались за советом, но он имел мудрость не решать те вопросы, в которых не был сведущ. А в своём комментарии к Книге Царств он писал о двух женах Саула: «Как может судить об этом тот, кто не был женат даже на одной?».

В конце жизни Беда заболел, но даже и тогда не оставил учёных трудов, диктуя перевод Евангелия от Иоанна на древнеанглийский язык.

Алкуин позднее рассказывал о Беде, что тот и в болезни не хотел пропускать храмовую службу и приходил петь на клирос. Его спросили, зачем он так мучает себя и теряет остатки здоровья, и он сказал: «Я знаю, что Ангелы посещают канонические часы и собрания братьев; что, если они среди братьев не найдут меня? Разве не станут они спрашивать, где же Беда? Почему же он не пришёл для положенного служения вместе со своими братьями?»

Беда болел 50 дней и умер 26 мая 735 года, в праздник Вознесения Господня. Кутберт пишет, что Беда перед смертью продиктовал свой последний стих – «предсмертную песнь Беды» на древнеанглийском языке.

Приведём эти стихи, созданные в классической традиции древнеанглийской поэзии.

Блаженный Василий Московский

15 августа (2 августа ст. ст.) совершается память святого Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. С юных лет подвижник прославился как провидец и обличитель неправды. Был единственным человеком, кроме митрополита Филиппа, который дерзал говорить неудобную истину Ивану Грозному в глаза, не задумываясь о последствиях. Грозный царь его почитал и боялся, а после смерти святого сам вместе с боярами нес его гроб к месту захоронения. Блаженный похоронен в Москве под Покровским собором, что на Рву, на Васильевском спуске, который назван так по имени святого. Однако этот удивительной красоты храмовый комплекс, состоящий из 11 приделов, 11 уникальных церквей, которые расположены на одном фундаменте и соединены двумя галереями, известен всему миру именно как Собор Василия Блаженного, потому что там и по сей день почивают мощи святого.

Собор Василия Блаженного в Москве

Содержание:

Житие и чудеса Василия Блаженного

Наиболее древним источником, где сообщается о Блаженном Василии, является «Книга степенная царского родословия» (1563 г.). Полное житие было составлено по распоряжению св. патриарха Иова не ранее 1589 года, вскоре после канонизации святого в 1588 году. Древнейший список полного жития, а после него похвальное слово, описание чудес и два сказания содержатся в Четьи-Минеи за август.

На основании Святцев 1646 года и некоторых летописей XVII века, наиболее вероятным представляется, что Блаженный Василий родился в 1468 или 1462 году и преставился в 1552 году в возрасте 88 или 94 лет, то есть жил он в царствование Иоанна III Васильевича (1462-1505 гг.) и Иоанна IV Васильевича Грозного. Преставился же в правление митрополита Макария (1543-1564 гг.), который очень почитал и уважал святого еще при его жизни, а после смерти лично отпевал его, и через которого святой стал известен Ивану Грозному. Как говорится в Прологе 1660 г. и в Святцах 1646 г., Блаженный Василий родился «в царствующем граде Москве у Пречистыя Богородицы Владимирския на Елохове» — сегодня это Старая Басманная улица в Москве. Родители святого, Иаков и Анна, были небогаты, поэтому еще в детстве отдали мальчика на обучение к сапожнику, в мастерской которого у Василия впервые проявился пророческий дар. Однажды купец, который привез в Москву хлеб, заказал в мастерской сапоги, на что Василий рассмеялся и заплакал. Когда сапожник спросил его, почему он плачет, тот ответил, что купец, хоть и заказал сапоги, но надеть их не успеет, потому что совсем скоро умрет. Пророчество сбылось: уже на следующий день заказчик умер. Вскоре после этого события, в возрасте 16 лет, святой надевает вериги, принимает обет молчания и непрестанной умной молитвы и вступает в тяжелейший подвиг юродства Христа ради, в котором и пробыл до самой смерти — около 80 лет. Юродивых всегда почитали на Руси, считали Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, умертвлявшими свою плоть голодом, холодом и веригами, очищенных Благодатью Святого Духа и потому дерзавших безнаказанно говорить правду в глаза кому угодно, даже самому царю. В Степенной книге Василий Блаженный назван «праведным нагоходцем», «самовольне обнаженным телеснаго одеяния», «не имеяше бо на телеси своем ни единаго рубища и стыдения не имуще, якоже первозданный преже преступления… Божия бо благодать греяше его. Огня же и мраза сильнейши плоть праведнаго сего бяше». Поэтому он также был известен под прозвищем Василий Нагой.

Читать еще:  Николай Японский: житие святого, мощи и храмы, дни памяти, почитание

Вериги св. Василия Блаженного, ЦАК МДА

С его наготой связано чудо исцеления одной из торговок, которые разом ослепли после того, как посмеялись над наготой угодника Божия. Одна из них немедленно раскаялась, и тут же была исцелена по молитве святого Василия.

Он старался помогать всем, кто нуждался в помощи, а особенно тем, кто стыдился такую помощь просить. Однажды он отдал богатые царские подарки некоему иностранному купцу, который потерял свое состояние и уже голодал несколько дней, не смея, стыда ради, просить помощи из-за своего высокого статуса.

Часто блаженный посещал государственную тюрьму для винопийц, чтобы своим боговдохновенным словом наставлять на верный путь заблудших рабов Божьих, помогать им вернуться к нормальной христианской жизни.

Святой Василий имел обыкновение швырять камнями в углы домов благочестивых людей, а углы домов, где бесчинствовали, обычно обнимал и целовал. Когда его попросили объяснить такое странное поведение, его ответ был прост: когда в доме живет святость, то бесы не могут войти внутрь и стоят вне, а когда в доме грех, то туда не могут зайти ангелы, и уже они стоят снаружи. Василий же, видя стоящих снаружи бесов, швыряет в них камнями, а когда видит ангелов, то обнимает их и приветствует целованием, а вовсе не углы, как может показаться со стороны.

Однажды святой на рынке нарочно опрокинул лоток с калачами, а в другой раз разлил кувшин с квасом. Оба раза его начинали бить, будто он вредитель, но тут же выяснялось, что недобросовестный пекарь подмешивал в свои калачи известь и мел для экономии, а квас был перебродившим.

Однажды на глазах у изумленной толпы богомольцев камнем разбил образ Богородицы на Варва́рских воротах, с давних пор почитавшийся чудотворным. Когда паломники, приехавшие молиться у образа со всех уголков Руси, схватили его и стали бить «смертным боем», юродивый попросил их поскрести краску на иконе. Когда краску удалили, то, к ужасу окружающих, открылось, что икона была адописной: под ликом Богоматери скрывался второй слой с намалеванной «дьявольской харей».

Также блаженный, которого почитали уже при жизни, однажды принял от некоего боярина в дар дорогую лисью шубу и ходил в ней в мороз. Когда же разбойники захотели обманом отобрать у святого шубу, то попросили его для погребения укрыть ей тело одного из своих товарищей, который притворился для этого мертвым. Святой так и сделал, однако, увидев в Духе, что его обманывают, сказал обманщику: «шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Мнимый мертвец оказался после этого и вправду мертв.

Святой Василий отдает свою шубу лихим людям

Святого почитали также и иноземцы, считая его покровителем морских путешественников: летописи описывают случай, когда святой, будучи в Москве, утишил бурю в Каспийском море и спас тем самым торговые суда купцов.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощения, и только после этого смог достроить церковь.

Также блаженный Василий имел славу прозорливца. В 1521 году в Успенском соборе Кремля ему было «огненное видение» от Владимирской иконы Божией Матери, возвещавшее гнев Божий на москвичей и скорое нашествие на Москву крымского хана Мехмет-Гирея, который опустошил в тот раз все окрестности Москвы так же, как и все земли на пути к Москве, и увел с собой огромный полон.

20 июня 1547 года он «прииде на монастырь Воздвижения Честнаго Креста, иже зовется на Острове, и ста пред церковию, к неиже умилно зря, умную молитву деиствуя и плача неутешно». Сегодня это район улицы Воздвиженка. Чрезвычайно долгой и проникновенной казалась окружающим эта молитва святого, очень глубокой была его печаль. На следующий день, 21 июня, в этом монастыре вспыхнул пожар, и началась на Москве, по выражению летописца, «буря велика, и потече огнь яко же молния». Это был самый ужасный пожар, который когда-либо бывал в городе. Царь с семьей бежал из Кремля на Воробьевы горы и издалека смотрел, как столица превращается в пепел. За день город был полностью уничтожен пламенем — не осталось ни одного дома, погибло людей «без числа».

Иоанн IV Васильевич был свидетелем подвигов блаженного и был его почитателем, хотя святой постоянно обличал царя за его жестокое отношение к подданным. Однажды во время трапезы у царя святой трижды вылил вино в окно, говоря, что он гасит пожар в Новгороде. Оказалось, что в это время в Новгороде действительно начался пожар, но не успел разгореться, потому что какой-то странный нагой муж заливал загоревшиеся дома. Новгородцы, приехавшие после этого события в Москву, опознали в святом Василии этого мужа.

В другой раз во время литургии в кремлевском Успенском соборе царь размышлял о постройке нового дворца на Воробьевых горах. Святой же спрятался в угол. На вопрос царя, почему блаженного Василия не было на службе, тот ответил, что он-то был, а вот царь ходил мыслью по Воробьевым горам и строил себе там дворец.

Отошел к Богу блаженный Василий 2 августа 1552 года. После смерти святого его мощи начали источать исцеления: слепые прозревали, немые начинали говорить. Самый невероятный случай произошел в 1588 году, когда святой был канонизирован: в течение августа по его молитвам исцелились 120 человек.

Святой был похоронен у церкви Святой Троицы на Рву. В память о взятии Казани в 1554 году на этом месте Иоанн Грозный приказал строить Покровский Собор, более известный сегодня как собор Василия Блаженного. В 1586 году мощи святого стали источать множество чудесных исцелений, поэтому в этом же году по приказу Федора Иоанновича над могилой был поставлен храм имени святого (сегодня это Васильевский придел Покровского храма), сооружена серебряная, вызолоченная и отделанная жемчугом и драгоценными камнями рака. Мощи святого покровителя Москвы до сего дня почивают в этом храме под спудом.

Сень над могилой Василия Блаженного

Тропарь, кондак и канон Василию Блаженному

Тропарь, глас 3

Житие твое, Василие, неложно, и чистота нескверна, Христа ради тело свое изнуряя постом и бденнием, и мразом и теплотою солнечною, и слотою и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце, и ныне приходят к тебе русстии собори, царие и князи и все людие, восхваляюще твое святое успение. Того убо моли и тому помолися благоюроде, да избавит ны от варварьскаго пленения, и междоусобныя брани, мир мирови даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Духом Божиим водим, преблаженне Василие, отрясе мирский мятеж, и жития треволнения возгнушася, совлечеся одеяний тленных и облечеся в ризу безстрастия, убежа ловления льстиваго миродержца, и был еси странен во своем языце, паче замнаго богатьства избра богатьство небесное и увязеся венцем терпения, и ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога, отворящих святую память твою, да зовем ти: радуйся, преблаженне Василие.

Библиотека Русской веры
Канон блаженному Василию Московскому →

Василий Блаженный. Иконы

Блаженный Василий изображается на иконах нагим старцем («праведным нагоходцем») с седыми кудрявыми волосами и такой же бородой.

Блаженный Василий, Московский Чудотворец. Икона, конец XVI — начало XVII вв. Святой Василий Блаженный. Икона Святой Василий Блаженный. Икона Св. Василий Блаженный в молении ко Христу. Икона из собора Покрова на рву. Кон. XVI — нач. XVII вв.

Василий Блаженный в искусстве

По мотивам жития святого Василия российские художники создают картины.

Василий Блаженный. (Моление). Третья часть трилогии «Святая Русь». Сергей Кириллов. 1994 год «Василий Блаженный и Иван Грозный». Игорь Токарев. 2017 год «Василий Блаженный». Юрий Попков. 2012 год «Московский чудотворец Блаженный Василий». Виталий Графов. 2005 год

Беда Достопочтенный — об авторе

Информация

Биография

Беда Достопочтенный (лат. Bede, Beda, Baeda Venerabilis) (672 или 673, Монктон, Нортумбрия — 25 мая 735, Ярроу, Нортумбрия), англосаксонский теолог и летописец, монах, святой католической церкви, автор «Церковной истории народа англов» — ценнейшего источника по истории Англии VII-VIII вв. О семье его ничего не известно. В возрасте 7 лет был взят в монастырь св. Петра, основанный в Уирмуте (около г. Сандерленд, графство Дарем). В 685 перебрался в недавно основанный монастырь св. Павла в Ярроу. В 19 лет стал диаконом и в 30 — священником. Беда никогда не покидал монастырей в Уирмуте и Ярроу; известно, что он побывал в ближнем городе Линдисфарне и в Йорке.

Писал на латинском языке. Ранние…

Беда Достопочтенный (лат. Bede, Beda, Baeda Venerabilis) (672 или 673, Монктон, Нортумбрия — 25 мая 735, Ярроу, Нортумбрия), англосаксонский теолог и летописец, монах, святой католической церкви, автор «Церковной истории народа англов» — ценнейшего источника по истории Англии VII-VIII вв. О семье его ничего не известно. В возрасте 7 лет был взят в монастырь св. Петра, основанный в Уирмуте (около г. Сандерленд, графство Дарем). В 685 перебрался в недавно основанный монастырь св. Павла в Ярроу. В 19 лет стал диаконом и в 30 — священником. Беда никогда не покидал монастырей в Уирмуте и Ярроу; известно, что он побывал в ближнем городе Линдисфарне и в Йорке.

Писал на латинском языке. Ранние сочинения — руководства по грамматике и правописанию, сочинению стихов и ораторскому искусству, сочинения по истории и хронологии, главные из которых — «Об исчислении времени» и «О шести возрастах мира», в котором Беда защищает счет времени от Рождества Христова. Именно популярности творений Беды мы обязаны повсеместным введением этого принципа летосчисления. Беда также впервые расчислил пасхалии на много лет вперед.

Среди сочинений Беды — комментарии на Евангелие и на произведения отцов церкви, трактаты по естественной истории, жития. Житие святого Катберта, епископа Линдисфарна, он написал в стихах (705–716) и в прозе (до 721). Книги Беды изобилуют аллегорическими толкованиями священных текстов и описаниями чудес. На этих произведениях, широко распространенных в монастырях Западной Европы, основывалась высокая репутация Беды во время его жизни и в последующую эпоху.

Главное произведение Беды — «Церковная история народа англов» в 5 книгах, написана в 731/732 охватывает период от походов в Британию Юлия Цезаря (55 и 54 гг. до н. э.) до современной автору эпохи. «История» написана ясным языком и отличается стройностью и последовательностью изложения. В разделах, относящихся к VII-VIII вв., этот труд — ценнейший, а часто и единственный источник по истории Англии. Эта часть «Истории» создавалась Бедой по устным преданиям и по собственным наблюдениям. Предшествующий период излагался автором по сочинениям его предшественников — Орозия и Гильдеса. К книге Беды была приложена его биография.

Между 731 и 766 современниками Беды, возможно, при его участии было написано продолжение «Церковной Истории», так называемое «Продолжение Беды». При короле Альфреде Великом (IX в.) книга Беды была переведена на англосаксонский язык. Беда был похоронен в Ярроу, впоследствии его останки были перенесены в Дарем и ныне сохраняются в Галилейской часовне Даремского кафедрального собора. Учениками Беды были епископ Йоркский Эгберт, основавший ученую школу, и Алкуин, впоследствии — руководитель школы при дворе Карла Великого в Ахене.

Канонизирован в 1899, день памяти — 25 мая.

Наиболее ценные рукописи «Церковной истории» хранятся в Кембридже и Всероссийской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector