2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святой Андрей Критский — житие и труды, мощи и дни памяти, творчество

Содержание

Святитель Андре ́ й Критский архиепископ

Дни памяти

Житие

Краткое житие святителя Андрея, архиепископа Критского

Свя­той Ан­дрей был ро­дом из Да­мас­ка (в Си­рии). Бу­дучи немым до се­ми­лет­не­го воз­рас­та, он по­лу­чил дар сло­ва по­сле при­об­ще­ния Свя­тых Тайн. На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Да­мас­ке, по­зна­ко­мив­шись с ло­ги­кой, ри­то­ри­кой и древ­ней фило­со­фи­ей. На 14 го­ду, же­лая слу­жить Бо­гу, он уда­лил­ся для по­движ­ни­че­ской жиз­ни в Иеру­са­лим­скую оби­тель свя­то­го Сав­вы Освя­щен­но­го. Здесь он стал из­ве­стен сво­ей кро­то­стью, умом и стро­гой жиз­нью. Из оби­те­ли свя­то­го Сав­вы он был взят в Иеру­са­лим­скую пат­ри­ар­хию на долж­ность пись­мо­во­ди­те­ля.

В 679 го­ду он пу­те­ше­ство­вал в ка­че­стве ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла в Кон­стан­ти­но­поль на VI Все­лен­ский Со­бор. Вско­ре по­сле со­бо­ра он был по­свя­щен в диа­ко­ны при ве­ли­кой Со­фий­ской церк­ви и ка­кое-то вре­мя ру­ко­во­дил опе­кой си­рот и пре­ста­ре­лых. При им­пе­ра­то­ре Юс­ти­ни­ане II свя­той Ан­дрей был ру­ко­по­ло­жен в ар­хи­епи­ско­па Крит­ско­го. Скон­чал­ся свя­ти­тель Ан­дрей Крит­ский в 740 го­ду.

Свя­той Ан­дрей из­ве­стен как про­по­вед­ник и цер­ков­ный по­эт. Он со­ста­вил мно­гие вдох­но­вен­ные мо­лит­вы и пес­но­пе­ния и на­пи­сал Ве­ли­кий По­ка­ян­ный ка­нон, чи­та­е­мый в хра­ме Ве­ли­ким по­стом («Ан­дре­ево сто­я­ние»). На­пи­сал он так­же ка­нон на Рож­де­ство Хри­сто­во и дру­гие празд­ни­ки, три­пес­не­цы (ка­но­ны, со­сто­я­щие из трех пес­ней) на по­ве­че­рие Верб­но­го вос­кре­се­ния и на пер­вые дни Страст­ной сед­ми­цы, сти­хи­ры на Сре­те­ние Гос­подне и дру­гие мо­лит­вы.

Полное житие святителя Андрея, архиепископа Критского

Свя­ти­тель Ан­дрей, ар­хи­епи­скоп Крит­ский, ро­дил­ся в го­ро­де Да­мас­ке в се­мье бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан. До се­ми­лет­не­го воз­рас­та маль­чик был нем. За­тем од­на­жды по при­ча­ще­нии Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин он об­рел дар ре­чи и на­чал го­во­рить. С то­го вре­ме­ни от­рок на­чал уси­лен­но изу­чать Свя­щен­ное Пи­са­ние и Бо­го­слов­ские на­у­ки.

Че­тыр­на­дца­ти лет он уда­лил­ся в Иеру­са­лим и там при­нял по­стри­же­ние в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го. Свя­той Ан­дрей про­во­дил стро­гую, це­ло­муд­рен­ную жизнь, был кро­ток, воз­дер­жан, так что все удив­ля­лись его доб­ро­де­те­ли и ра­зу­му. Как че­ло­век ода­рен­ный и из­вест­ный доб­ро­де­тель­ной жиз­нью, он по про­ше­ствии вре­ме­ни был при­чис­лен к иеру­са­лим­ско­му кли­ру и на­зна­чен сек­ре­та­рем пат­ри­ар­хии – но­та­ри­ем. В 680 го­ду ме­сто­блю­сти­тель Иеру­са­лим­ской пат­ри­ар­шей ка­фед­ры Фе­о­дор вклю­чил ар­хи­ди­а­ко­на Ан­дрея в чис­ло пред­ста­ви­те­лей Свя­то­го Гра­да на IV Все­лен­ском Со­бо­ре, где он про­ти­во­бор­ство­вал ере­ти­че­ским уче­ни­ям, опи­ра­ясь на глу­бо­кие зна­ния пра­во­слав­ных дог­ма­тов. Вско­ре по­сле Со­бо­ра он был ото­зван из Иеру­са­ли­ма в Кон­стан­ти­но­поль и опре­де­лен ар­хи­ди­а­ко­ном к хра­му Свя­той Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. В прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на II (685–695) свя­той Ан­дрей был ру­ко­по­ло­жен в ар­хи­епи­ско­па го­ро­да Гор­ти­ны на ост­ро­ве Крит. На но­вом по­при­ще он про­си­ял как ис­тин­ный све­тиль­ник Церк­ви, ве­ли­кий иерарх – бо­го­слов, учи­тель и гим­но­тво­рец.

Свя­ти­тель Ан­дрей на­пи­сал мно­го бо­го­слу­жеб­ных пес­но­пе­ний. Он стал ос­но­ва­те­лем но­вой ли­тур­ги­че­ской фор­мы – ка­но­на. Из со­став­лен­ных им ка­но­нов бо­лее все­го из­ве­стен Ве­ли­кий По­ка­ян­ный ка­нон, за­клю­ча­ю­щий в сво­их 9 пес­нях 250 тро­па­рей и чи­та­е­мый Ве­ли­ким по­стом. В первую сед­ми­цу По­ста на по­ве­че­рии он чи­та­ет­ся по ча­стям (так на­зы­ва­е­мые «ме­фи­мо­ны») и пол­но­стью – в чет­верг на утре­ни пя­той сед­ми­цы.

Свя­ти­тель Ан­дрей Крит­ский про­сла­вил мно­ги­ми по­хва­ла­ми Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию. Ему так­же при­над­ле­жат: ка­нон на Рож­де­ство Хри­сто­во, три­песн­цы на по­ве­че­рии Неде­ли Ва­ий и на пер­вые че­ты­ре дня Страст­ной сед­ми­цы, сти­хи­ры на Сре­те­ние Гос­подне и мно­гие дру­гие пес­но­пе­ния. Про­дол­жа­те­ля­ми его гим­но­гра­фи­че­ской тра­ди­ции бы­ли ве­ли­кие цер­ков­ные пес­но­пев­цы по­сле­ду­ю­щих ве­ков: свя­тые Иоанн Да­мас­кин, Кос­ма Ма­и­ум­ский, Иосиф Пес­но­пе­вец, Фе­о­фан На­чер­тан­ный. Со­хра­ни­лись так­же на­зи­да­тель­ные сло­ва свя­ти­те­ля Ан­дрея Крит­ско­го на неко­то­рые цер­ков­ные празд­ни­ки.

О вре­ме­ни кон­чи­ны свя­ти­те­ля сре­ди цер­ков­ных ис­то­ри­ков нет еди­но­го мне­ния. Од­ни на­зы­ва­ют 712, дру­гие – 726 год, но наиболее вероятная дата — ок. 740 г. Он скон­чал­ся на ост­ро­ве Ми­ли­ти­на, воз­вра­ща­ясь на Крит из Кон­стан­ти­но­по­ля, где был по де­лам Церк­ви. Мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. В 1350 го­ду бла­го­че­сти­вый рус­ский па­лом­ник Сте­фан Нов­го­ро­дец ви­дел их в Кон­стан­ти­но­поль­ском мо­на­сты­ре во имя свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го.

На рус­ском язы­ке из­да­но:

1. Ве­ли­кий ка­нон, чи­та­е­мый на ве­ли­ких по­ве­че­ри­ях пер­вой неде­ли и на утре­ни в чет­вер­ток пя­той неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста (в пер. М.И. Бо­го­слов­ско­го, впо­след­ствии про­то­пре­сви­тер Боль­шо­го Успен­ско­го со­бо­ра Ми­ха­ил) – «Хри­сти­ан­ское чте­ние», 1836, I, с. 129-184. То же в от­дель­ном из­да­нии: Ве­ли­кий ка­нон и Ака­фист Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, чи­та­е­мый на утре­ни в суб­бо­ту пя­той неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста (в пер. Фила­ре­та, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го). М., 1873, в дру­гой ре­дак­ции. Пе­ре­вод Ве­ли­ко­го ка­но­на был из­дан про­фес­со­ром Пе­тер­бург­ской ду­хов­ной ака­де­мии Е. И. Ло­вя­ги­ным: «Бо­го­слу­жеб­ные ка­но­ны на гре­че­ском, сла­вян­ском и рус­ском язы­ках в трех кни­гах». Кн. 3. СПб., 1856. Но­вый сла­вян­ский пе­ре­вод при­над­ле­жит епи­ско­пу Ав­гу­сти­ну Гу­ля­ниц­ко­му и на­пе­ча­тан в ж. «Ду­ше­по­лез­ное Чте­ние», 1882, I, с. 232-261. В на­ча­ле на­ше­го сто­ле­тия вы­шло из­да­ние Н.И. Кед­ро­ва: «Ка­нон Ве­ли­кий, тво­ре­ние Ан­дрея Крит­ско­го, Иеру­са­лим­ско­го, чти­мый в первую неде­лю по­ста». М., 1915.

2. Бе­се­да на Чет­ве­ро­днев­но­го Ла­за­ря. – «Хри­сти­ан­ское чте­ние», 1826, XXII, с. 5 слл.

3. Сло­во на Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы. – Там же, 1829, ХXХIII, с. 245 слл.

4. По­хваль­ное сло­во свя­ти­те­лю и Чу­до­твор­цу Ни­ко­лаю. – Там же, 1834, IV, с. 229 слл.

5. Сло­во на Рож­де­ство Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы. – Там же, 1836, III, с. 231 слл.

6. Сло­во на все­слав­ное Воз­дви­же­ние Чест­на­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня. – Там же, 1839, III, с. 307 слл.

7. Про­по­ве­ди – В кн.: «Из­бран­ные сло­ва в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы». СПб., 1868, с. 44-69, 96-114. «Вос­крес­ное Чте­ние», 1853; «При­бав­ле­ния к Цер­ков­ным ве­до­мо­стям», 1898, № 36.

Житие и иконы святого Андрея Критского, где находятся мощи и тексты молитв

Об Андрее Критском говорят как о христианском мученике, величайшем проповеднике своего времени. Он родился на территории острова Крит, всю жизнь посвятил изучению, а также проповедованию христианской науки. Преподобномучеником стал из-за жестоких гонений и смерти от рук императора, который преследовал всех проповедников, проживавших на территории острова.

Что известно про житие преподобномученика

Андрей Критский родился на острове Крит. Его жизнь была полна лишений и скитаний. Некоторое время он жил монахом среди монахов монастыря Кастрон. Житие монаха было наполнено спокойствием, благочестивой неспешностью. Он принадлежал к почитателям икон, был твердо убежден, что иконописание угодно самому Богу. Когда начались иконоборческие гонения, монах поспешил на аудиенцию к императору Константину V. Там он выступил против ереси императора, открыто обвинил Константина, потребовал прекращения гонений.

После выступления Андрея схватили, бросили на дно тюремной ямы. Ему грозила жестокая смертная казнь, но смерть настигла раньше. Когда мученика волокли за руки к месту казни, настроенный агрессивно торговец рассек его ноги острым кинжалом. Рана была настолько серьезна, что Андрей скончался от потери крови. Смерть Андрея стала символом мученичества.

Справка! После его смерти прошло 100 лет прежде, чем о ней был написан канон Иосифом Песнописцем.

Значение святого в православии

Андрей Критский стал примером того, как можно бороться за веру и собственные убеждения. Гибель мученика подтвердила силу и власть веры над умами людей. Об Андрее не забыли последователи. Его ежегодно вспоминают до сих пор.

Почитание

День и год смерти преподобномученика долгое время находились под вопросом. Сегодня о нем ежегодно вспоминают 17 октября, год смерти определяют как 760 год.

Где можно найти мощи

После смерти тело мученика было сброшено на дно оврага, где оно долгое время находилось рядом с трупами преступников. Через 3 месяца после смерти тело перенесли в храм, расположенный поблизости. Мощи святого мученика до сих пор хранятся в этом храме, территория, на которой он выстроен, вошла в состав Константинополя.

Иконография

На иконе он изображен как проповедник. Одна рука его держит молитвослов, другая свернута в благословляющий крест.

Тексты

В честь Андрея Критского составлен канон, который читают в храмах по дням памяти преподобномученника.

Пе́снь 1

Ирмо́с: Во глубине́ постла́ иногда́ фараони́тское всево́инство преоруже́нная си́ла, вопло́щшееся же Сло́во всезло́бный гре́х потреби́ло е́сть, препросла́вленный Госпо́дь, сла́вно бо просла́вися.

Му́жески стра́сти плотски́я, о́тче, порабо́тив, по́мыслом му́жества я́ко тезоимени́т, мучи́телей суровство́ пора́товал еси́ и зако́нно пострада́л еси́. Те́м тя́ согла́сно, ве́рою соше́дшеся, ублажа́ем.

Мы́сленно, я́ко у́гль, разже́гся теплото́ю Боже́ственнаго Ду́ха, ле́д страсте́й раста́ил еси́, пото́ки же кро́вными о́гнь погаси́л еси́ злоче́стия чу́ждий, велича́йше Андре́е, испове́дниче богоблаже́нне.

Связа́вся любо́вию Христа́, о́тче, от ю́ности кре́ст тво́й восприи́м, ра́дуяся, Тому́ после́довал еси́, отре́кся себе́ сама́го по́стничеством, и испове́данием, и соверше́ннейшим страда́нием.

Богоро́дичен: Уны́ния сно́м ду́шу всегда́ отягчева́я, к Твоему́, Де́во Ма́ти Пречи́стая, притека́ю заступле́нию: к бо́дрости покая́ния воздви́гни, ве́чнующаго тогда́ избавля́ющи мя́ муче́ния.

Пе́снь 3

Ирмо́с: На ка́мени мя́ ве́ры утверди́в, разшири́л еси́ уста́ моя́ на враги́ моя́, возвесели́бося ду́х мо́й, внегда́ пе́ти: не́сть свя́т, я́коже Бо́г на́ш, и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Утверди́в ра́зума твоего́ стопы́, о́тче, на ка́мени любве́ Христо́вы, отню́д дохнове́нии не поколеба́лся еси́ проти́вными, вопия́ Творцу́ твоему́: Ты́ еси́ Бо́г на́ш, и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Исцеле́ния и пре́жде конца́ и по конце́ источа́я, помоществу́еши су́щим в не́мощех и ду́хи нечи́стыя отго́ниши, Андре́е преподо́бне, вопия́ Созда́телю твоему́: Ты́ еси́ Бо́г на́ш, и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

По́стничества слеза́ми омове́н, кро́вию му́ченическою удобри́лся еси́, и ве́сь красне́йш показа́вся, вопия́, восте́кл еси́ к жела́емому: Ты́ еси́ Бо́г на́ш, и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Богоро́дичен: Пло́ти подо́бием бы́вшаго, Отцу́ Единосу́щна Бо́га Сло́ва родила́ еси́, Всенепоро́чная, па́че естества́ Де́ва пребы́вши и по рождестве́. Сего́ ра́ди ве́рою Тя́ ублажа́ем.

Конда́к, гла́с 3

Пра́зднует дне́сь Ца́рствующий гра́д пра́здник пресве́тлый светоно́сныя Твоея́ па́мяти, вся́кий призыва́я гра́д и страну́, ра́дуется бо, я́ко име́я сокро́вище ве́лие, многострада́льное твое́ те́ло, Андре́е му́чениче, Правосла́вия свети́льниче.

Седа́лен, гла́с 4

В посте́ ди́внаго и страда́нии восхва́лим, ве́рнии, по до́лгу, я́ко благоче́стия пропове́дника и побо́рника кре́пкаго; се́й бо без стра́ха гноеиме́нному противля́яся, чествова́тися пропове́да Христо́ву о́бразу, я́ко по́стников все́х удобре́ние и му́чеников му́жества подо́бие.

Богоро́дичен: И́же на престо́ле херуви́мстем седя́й и в не́дрех О́тчих водворя́яся, я́ко на престо́ле святе́м седи́т Свое́м, Влады́чице, в не́дрех Твои́х; вопло́щся бо Бо́г вои́стинну, воцари́ся над все́ми язы́ки, и разу́мно ны́не пои́м Ему́, Его́же умоли́ спасти́ся рабо́м Твои́м.

Крестобогоро́дичен: Из Безнача́льнаго Отца́ рожде́ннаго, напосле́док Тя́ пло́тию Ро́ждшая, на Кресте́ ви́сяща, зря́щи, Христе́, — увы́ Мне́, любе́знейший Иису́се, — вопия́ше, — ка́ко сла́вимый я́ко Бо́г от а́нгел, от беззако́нных ны́не челове́к, Сы́не, хотя́ распина́ешися? Пою́ Тя, долготерпели́ве.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Прише́л еси́ от Де́вы не хода́тай, ни а́нгел, но Са́м Го́споди вопло́щся, и спа́сл еси́ всего́ мя челове́ка; те́м зову́ ти: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Послушли́в бы́в Христо́вых за́поведей, Того́ подо́бию, о́тче, че́стно поклоня́лся еси́. Те́м пребеззако́нный тя́ многообра́зными ра́нами умертви́.

Миродохнове́н доброде́телей благово́нием бы́в, во гро́бе лежа́ благово́нствиши ли́ца призыва́ющих тя́ несомне́нным се́рдцем, о́тче преподо́бне.

Неду́говавша Мамо́на всезле́йшаго, преподо́бне, окая́нно е́ресию, со дерзнове́нием обличи́л еси́, побо́рник бы́в правосла́вных, Андре́е досточу́дне.

Богоро́дичен: Я́ко Благопло́дная возрасти́ла еси́ благода́тный Кла́с, пита́ющий вся́, правосла́вно почита́ющия Тя́, Влады́чице Всепе́тая, и из Тебе́ вопло́щшагося Сло́ва, Всечи́стая.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Просвеще́ние во тме́ лежа́щих, спасе́ние отча́янных, Христе́ Спа́се мо́й, к Тебе́ у́тренюю, Царю́ ми́ра, просвети́ мя сия́нием Твои́м, ино́го бо ра́зве Тебе́ Бо́га не зна́ю.

Омраче́ние возненави́дев, о́тче, греха́, ве́сь блиста́нием безстра́стия све́т яви́лся еси́, и просвеща́еши ве́рныя, приходя́щия боже́ственному твоему́ гро́бу, целе́ний заря́ми, Бо́жиею благода́тию.

Ве́сь Бо́жие прия́телище яви́лся еси́, до́бре пожи́в и доблему́дренно пострада́в, о́тче, и ны́не, во гро́бе лежа́, пребыва́еши це́л, блаже́нне, и неразруши́мь, все́х ве́рных разреша́я стра́сти.

Ю́ношески до́блествовав, всеблаже́нне, на де́моны и на челове́ки ерети́чествующия, ве́чнующаго сподо́бился еси́ благосла́вия и венце́в, Андре́е преподо́бне, те́м ве́рнии тя́ при́сно ублажа́ем.

Читать еще:  Пророчества Космы: предсказания святого о мире и современном человечестве, России

Богоро́дичен: Но́сиши Христа́ на объя́тиях, неизрече́нно роди́вши, объе́млющаго зло́бе прекло́ншияся и лука́вому окая́нно порабоще́нныя, Отрокови́це Всенепоро́чная, те́м Тя́ ве́рнии при́сно ублажа́ем.

Пе́снь 6

Ирмо́с: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же мя́ возведи́.

В темни́цу тя́ беззако́нный вве́рже, Влады́кою, Андре́е, сохраня́ема и Того́ соблюда́юща непреме́нно Боже́ственное хоте́ние.

Растерза́емо те́ло небре́гл еси́ и раздробля́емо ра́нами, блаже́нне, но я́коже ино́му стра́ждущу терпе́л еси́, Боже́ственно укрепля́емь.

Я́ко многоце́нное бога́тство кры́емое, о́тче, явля́ешися, предлежа́ лице́м благочести́вых, и чудесы́ вся́ обогаща́еши, почита́ющия тя́.

Богоро́дичен: Разу́мный Тя́ све́щник прозря́ше дре́вле проро́к, Боже́ственную Свещу́ — Христа́, Чи́стая, нося́щу, И́мже вси́ мы́ просвети́хомся.

Конда́к, гла́с 8

Му́жества тезоимени́тому благодаре́ние, я́ко благоче́стия тайноглаго́льнику, похва́льная воззове́м от любве́ тебе́, богоблаже́нне, но я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду, от вся́ких лю́тых ны́ спаси́, да пое́м: ра́дуйся, о́тче приснопа́мятне.

И́кос

А́нгел и́стины от Кри́та яви́лся еси́, обличи́в злоче́стия, о́тче, и с богосло́вным гла́сом, ра́нима тя́ зря́, всему́дре, ужаса́юся стра́сти, зовя́ и вопия́ ти́ сицева́я: ра́дуйся, Бо́жий кре́пкий ору́жниче; ра́дуйся, Госпо́день ве́рный уго́дниче; ра́дуйся, ху́льных враго́в сопротивобо́рниче; ра́дуйся, злоглаго́ливых челове́ков обузда́ние; ра́дуйся, я́ко пострада́л еси́ за о́браз Христо́в; ра́дуйся, я́ко восхласти́л еси́ сла́сти плотски́я; ра́дуйся, я́ко поще́нием нача́ла тмы́ победи́л еси́; ра́дуйся, я́ко страда́нием Копрони́му сопроти́вился еси́; ра́дуйся, исто́чниче чуде́с приснотеку́щий; ра́дуйся, зе́млю уясни́вый страда́ньми твои́ми; ра́дуйся, ве́рных жили́ще, о́тче; ра́дуйся, на́ш предста́телю и изба́вителю; ра́дуйся, о́тче приснопа́мятне.

Пе́снь 7

Ирмо́с: Богопроти́вное веле́ние беззако́ннующаго мучи́теля высо́к пла́мень вознесло́ е́сть: Христо́с же простре́ Богочести́вым отроко́м ро́су духо́вную, Сы́й Благослове́н и Препросла́влен.

Возвыша́емая волне́ния лука́вствия твоего́ ума́ не поколеба́ша, Андре́е сла́вне, на ка́мени зна́ния Христо́ва стоя́ща. Те́м небу́рное приста́нище я́ве обурева́емым бы́л еси́.

Бу́ими взыска́ньми лукавому́дрый, умо́м омрача́емый, укра́сти окуша́шеся тя́, богосло́вия светлостьми́ удобря́ема, но яви́ся сме́ха досто́ин, му́дре, испо́лнився студа́ дерзнове́нием твои́м.

У́м тво́й манове́ньми Боже́ственнейшими украша́емь, Андре́е досточу́дне, звезда́ всесве́тлая все́м показа́ся, чудесы́ коего́ждо ве́рныя просвеща́я, хва́лящия тя́.

Богоро́дичен: Хра́м была́ еси́ Жива́го Бо́га, в не́мже жили́ще неизглаго́ланно сотвори́, Де́во Всепе́тая, на небесе́х обита́яй, и бла́гости ра́ди мно́гия Челове́к бы́ти изво́лив.

Пе́снь 8

Ирмо́с: Пе́щь иногда́ о́гненная в Вавило́не де́йства разделя́ше, Бо́жиим веле́нием халде́и опаля́ющая, ве́рныя же ороша́ющая, пою́щия: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.

Стра́сти плотски́я, му́дре, предъумертви́в по́стническими по́двиги, пострада́л еси́, крепча́йше, Спа́сово подо́бие и Присноде́вы, преподо́бне, и святы́х чествова́тельно лобыза́я.

Я́ростно на Христа́ неи́стовствующе, я́ко зве́рие свире́пии, возложи́ша, о́тче, умертви́ти тя́. Те́м влеку́ще и бию́ще, вверго́ша в про́пасть, свиде́теля И́стины тебе́ я́вственно соде́ловающе.

Чудесы́ ве́рныя, я́ко вода́ми, напая́еши, и отго́ниши, всеблаже́нне, лука́вствия ду́хи, и очища́еши неду́ги, благода́ть врачева́ний свы́ше прие́м от Христа́ Бо́га на́шего.

Богоро́дичен: Яви́лася еси́ небе́с, Де́во, простра́ннейши, Бо́га во утро́бе Твое́й вмести́вшая, все́ми Невмести́маго, Его́же моли́ изба́вити утесне́ния, Чи́стая Влады́чице, душетле́ннаго благоче́стно воспева́ющия Тя́.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щся от Де́вы, на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная, те́м Всепе́тую Богоро́дицу, велича́ем.

Се́, о́тче преподо́бне, тече́ние твое́ соверши́в, Правосла́вную ве́ру соблю́л еси́ непоро́чну, ея́же ра́ди пострада́в зако́нно, вене́ц же сугу́б прия́л еси́ свы́ше, я́ко му́ченик непобеди́мь и по́стник непобо́рен.

Я́ко кри́н сладково́нный и я́ко шипо́к, о́тче, процве́л еси́ в цве́тнице боже́ственнаго я́ве поще́ния, и благово́нствуеши, я́ко ке́др, му́ченически просвеще́н, Андре́е всехва́льне, мона́шествующих удобре́ние.

Зна́меньми и чудесы́ я́ве украша́емь, невреди́мь еси́ все́м на виде́ние лежа́, всеблаже́нне Андре́е, и ду́ши просвеща́я ве́рою те́плою приходя́щих тебе́, и всегда́ блажа́щих тя́.

Де́нь пра́зднствен и весе́лия испо́лнен, святу́ю твою́ па́мять творя́ще дне́сь, ве́рою вопие́м тебе́, о́тче: к Бо́гу святы́ми твои́ми моли́твами все́х на́с изба́ви жите́йских обстоя́ний.

Богоро́дичен: Све́та селе́ние утро́ба Твоя́ бы́сть, просве́щшаго ми́р заря́ми Божества́ и неве́дения тму́ от земли́, Всенепоро́чная Отрокови́це, соверше́нно отгна́вшаго, Того́ ра́ди Тя́ сла́вим.

Андре́я добропобе́дника похва́лим вси́, боже́ственно пра́зднующе честну́ю его́ па́мять, я́ко да изба́вимся от неду́г; се́й бо Спа́сова честна́я воображе́ния и святы́х все́х всеблагоче́стно чествова́ти пропове́да. Те́м, вене́ц на небесе́х прие́мь, со а́нгелы ра́дуется.

Богоро́дичен: Го́ру Бо́жию пресвяту́ю, и свети́льник, и ста́мну, и трапе́зу, и мо́ст, же́зл же, и свещу́, и Боже́ственный престо́л, и две́рь, и хра́м, и черто́г воспои́м, богому́дрии, Чи́стую и Де́ву, из Нея́же Бо́г, воплоти́вся невра́щно и па́че естества́, обожи́ прия́тие неизрече́нным едине́нием.

Святитель Андрей Критский

Каждый человек, который регулярно посещает храм, знает, что во время Великого поста читается Покаянный канон. Это покаянное и умилительное произведение принадлежит перу святого Андрея Критского. Но с его житием знакомы немногие христиане.

  1. Детство и происхождение преподобного
  2. Служение в сане
  3. Архипастырский труд
  4. Последние годы жизни
  5. Творчество святого
  6. День памяти святого

Детство и происхождение преподобного

Андрей Критский появился на свет в седьмом веке в Дамаске. Его родители были верующими христианами. По преданию мальчик был немым с рождения, а после принятия Святых Христовых Таин вдруг обрел дар речи. Это случилось, когда ему было семь лет, поэтому такое необычайное событие Андрей запомнил на всю жизнь.

С детства он много молился, не играл со сверстниками. А в переходном возрасте твердо решил посвятить свою жизнь служению Богу. В четырнадцать лет он отправился в монастырь святого Саввы около Иерусалима.

Служение в сане

Юноша зарекомендовал себя в монастыре с лучшей стороны благодаря своему послушанию и молитве. Он много изучал Святое Писание, в свободное время от послушания, которое заключалось в письмоводительстве. Андрей служил руководителю Иерусалимской Патриархии. Но это не отвлекало его от главного дела – подвижничества.

Он принимал участие в Шестом Вселенском Соборе, на котором осуждалась ересь монофелитов, признававших лишь Божественную природу Христа. Ересь была опровергнута, и теперь все знают, что Христос имел две природы: Божественную и человеческую.

Потом Андрея посвятили в диаконский чин в Соборе святой Софии в Константинополе. В это время он имел послушание заботиться о сиротах.

Архипастырский труд

Молитвенные труды и подвижничество привели к тому, что Андрея сподобили сана архиерея. Он служил архиепископом в городе Гортины на острове Крит. В это время он усердно исполнял свои обязанности, заботился о пастве, а в свободное время писал свои духовные творения.

Есть предание, что в годы засухи по молитвам архиерея вдруг пошел дождь. И это были не единственные чудеса святого. По его молитве сарацины, нападавшие на город, отступили.

Архипастырь заботился и о нищих и сиротах, по его указу открывались богадельни и приюты.

Последние годы жизни

Святой дожил до старости. Однажды он возвращался из Константинополя, куда ездил по делам, по дороге простудился и умер. Это случилось около места Иерис в 712-м году. Хотя по другим сведениям это произошло в 740-м году.

Его тело положили в храме святой Анастасии. Потом мощи перенесли в Константинополь.

Творчество святого

Перу преподобного принадлежат многие духовные произведения. Он ввел в службу такой вид песнопения, как канон. Святой написал около семидесяти канонов двунадесятым праздникам, а также трипеснцы. Самый известный из них Великий покаянный канон, читаемый на первой седмице и на четвертой седмице Великого поста. Этот канон в наше время читается с поправками св. Иоанна Дамаскина, Феодора Студита. В конце многих песней вставлены обращения к преподобному Андрею Критскому. Кроме канонов святой он сочинил тропари, стихиры, ирмосы.

День памяти святого

Память преподобного отмечается 17 июля по новому стилю.

Преподобномученик Андрей Критский (телеканал «СПАС»)

Святитель Андрей, архиепископ Критский

Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске в семье благочестивых христиан. До семилетнего возраста мальчик был нем. Затем однажды по причащении Святых Христовых Таин он обрел дар речи и начал говорить. С того времени отрок начал усиленно изучать Священное Писание и Богословские науки.

Четырнадцати лет он удалился в Иерусалим и там принял пострижение в обители преподобного Саввы Освященного. Святой Андрей проводил строгую, целомудренную жизнь, был кроток, воздержан, так что все удивлялись его добродетели и разуму. Как человек одаренный и известный добродетельной жизнью, он по прошествии времени был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарем Патриархии — нотарием. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Андрея в число представителей Святого Града на IV Вселенском Соборе, где он противоборствовал еретическим учениям, опираясь на глубокие знания православных догматов. Вскоре после Собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и определен архидиаконом к храму Святой Софии, Премудрости Божией. В правление императора Юстиниана II (685-695) святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх — Богослов, учитель и гимнотворец.

Святитель Андрей написал много Богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы — канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий покаянный канон, заключающий в своих 9 песнях 250 тропарей и читаемый Великим постом. В первую седмицу Поста на повечерии он читается по частям (так называемые «мефимоны») и полностью — в четверг на утрени пятой седмицы.

Святитель Андрей Критский прославил многими похвалами Пречистую Деву Марию. Ему также принадлежат: канон на Рождество Христово, трипеснцы на повечерии недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и многие другие песнопения. Продолжателями его гимнографической традиции были великие церковные песнопевцы последующих веков: святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Иосиф Песнопевец, Феофан Начертанный. Сохранились также назидательные Слова святителя Андрея Критского на некоторые церковные праздники.

О времени кончины Святителя среди церковных историков нет единого мнения. Одни называют 712, другие — 726 год. Он скончался на острове Милитина, возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь. В 1350 году благочестивый русский паломник Стефан Новгородец видел их в Константинопольском монастыре во имя святого Андрея Критского.

На русском языке издано:

1. Великий канон, читаемый на великих повечериях первой недели и на утрени в четверток пятой недели Великого поста (в пер. М. И. Богословского, впоследствии протопресвитер Большого Успенского собора Михаил) — «Христианское чтение», 1836, I, с. 129-184. То же в отдельном издании: Великий канон и Акафист Пресвятой Богородице, читаемый на утрени в субботу пятой недели Великого Поста (в пер. Филарета, митрополита Московского). М., 1873 в другой редакции. Перевод Великого канона был издан профессором Петербургской духовной академии Е. И. Ловягиным: «Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках в трех книгах». Кн. 3. СПб., 1856. Новый славянский перевод принадлежит епископу Августину Гуляницкому и напечатан в ж. «Душеполезное Чтение», 1882, I, с. 232-261. В начале нашего столетия вышло издание Н. И. Кедрова: «Канон великий, творение Андрея Критского, Иерусалимского, чтимый в первую неделю поста». М., 1915.

2. Беседа на четверодневного Лазаря. — «Христианское чтение», 1826, XXII, с. 5 слл.

3. Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы. — Там же, 1829, ХXХIII, с. 245 слл.

4. Похвальное слово Святителю и Чудотворцу Николаю. — Там же, 1834, IV, с. 229 слл.

5. Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы. — Там же, 1836, III, с. 231 слл.

6. Слово на всеславное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. — Там же, 1839, III, с. 307 слл.

7. Проповеди — В кн.: «Избранные слова в честь Пресвятой Богородицы». СПб., 1868, с. 44-69, 96-114. «Воскресное Чтение», 1853; «Прибавления к Церковным ведомостям», 1898, № 36.

Святой Андрей Критский: тексты молитв, создание Великого Покаянного Канона

Детство и происхождение преподобного

Андрей Критский появился на свет в седьмом веке в Дамаске. Его родители были верующими христианами. По преданию мальчик был немым с рождения, а после принятия Святых Христовых Таин вдруг обрел дар речи. Это случилось, когда ему было семь лет, поэтому такое необычайное событие Андрей запомнил на всю жизнь.

С детства он много молился, не играл со сверстниками. А в переходном возрасте твердо решил посвятить свою жизнь служению Богу. В четырнадцать лет он отправился в монастырь святого Саввы около Иерусалима.

Служение в сане

Юноша зарекомендовал себя в монастыре с лучшей стороны благодаря своему послушанию и молитве. Он много изучал Святое Писание, в свободное время от послушания, которое заключалось в письмоводительстве. Андрей служил руководителю Иерусалимской Патриархии. Но это не отвлекало его от главного дела – подвижничества.

Он принимал участие в Шестом Вселенском Соборе, на котором осуждалась ересь монофелитов, признававших лишь Божественную природу Христа. Ересь была опровергнута, и теперь все знают, что Христос имел две природы: Божественную и человеческую.

Потом Андрея посвятили в диаконский чин в Соборе святой Софии в Константинополе. В это время он имел послушание заботиться о сиротах.

Архипастырский труд

Молитвенные труды и подвижничество привели к тому, что Андрея сподобили сана архиерея. Он служил архиепископом в городе Гортины на острове Крит. В это время он усердно исполнял свои обязанности, заботился о пастве, а в свободное время писал свои духовные творения.

Есть предание, что в годы засухи по молитвам архиерея вдруг пошел дождь. И это были не единственные чудеса святого. По его молитве сарацины, нападавшие на город, отступили.

Читать еще:  Валентин Мордасов - жизнь и биография, книги и труды, советы и проповеди

Архипастырь заботился и о нищих и сиротах, по его указу открывались богадельни и приюты.

Подведем итоги

На Руси святого Андрея Критского чтят упоминанием его памяти на страницах месяцеслова, составленного Мстиславом (XI-XII век). Тексты гимнографических произведений и другие сочинения святителя Христова можно услышать сегодня среди праздничных песнопений на церковных службах. Иконы со святыми ликами преподобномученика и архиепископа Критских можно обнаружить во многих храмах православия, но негоже путать святых с одинаковыми именами.

Прмч. Андрея восхваляют за подвиг воина Христова, совершенный обычным человеком, хранящим на сердце веру в Господа и не побоявшимся выступить против иконоборца-властителя. Архиепископ Андрей служил Всевышнему на разных церковных должностях, помогая страждущим и призывая верующих к покаянию словами проникновенных стихословий, описанием добродетелей и подвигов святых отцов.

Когда в следующий раз посетите православный храм, узнайте у его служителей, есть ли в церкви святые лики защитника православных икон и глашатая покаяния, двух Андреев Критских, прославлявших своими деяниями Господа. Помолитесь святым, вспомните об их подвигах. Сила их беззаветной веры в Бога и его заветы вывела простых людей на христианскую дорогу, привела к почитанию всеми верующими, причислению к великой братии православных святых.

Творчество святого

Перу преподобного принадлежат многие духовные произведения. Он ввел в службу такой вид песнопения, как канон. Святой написал около семидесяти канонов двунадесятым праздникам, а также трипеснцы. Самый известный из них Великий покаянный канон, читаемый на первой седмице и на четвертой седмице Великого поста. Этот канон в наше время читается с поправками св. Иоанна Дамаскина, Феодора Студита. В конце многих песней вставлены обращения к преподобному Андрею Критскому. Кроме канонов святой он сочинил тропари, стихиры, ирмосы.

АНДРЕЙ

Основным и наиболее ранним источником о жизни и деятельности А. является житие, составленное до 843 г. патрикием и квестором Никитой (BHG, N 113), позднее неоднократно перерабатывавшееся и вошедшее в слав. рукописные Великие Минеи Четии. Этот памятник содержит подробные биографические сведения об А., но умалчивает о нем как о гимнографе и составителе Великого канона. 2-м по значимости источником служит житие А., написанное мон. Макарием Макрисом в 1422 г. (BHG, N 114; издано В. Лаурдасом) и переведенное на новогреч. язык св. Никодимом Святогорцем в составе его «Нового сборника» (Νέον ̓Εκλόγιον), к-рое свидетельствует об А. как о риторе, гимнографе и мелурге, авторе многих канонов и тропарей. Существует также краткое житие (BHG, N 114a) в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (изданного В. В. Латышевым, 1912). Неопубликованным остается энкомий Иосифа Калофета († 1355) в рукописи XIV в. из мон-ря Пантократора (BHG, N 114c).

Согласно житию, составленному Никитой, родителей А. звали Георгий и Григория. До 7 лет ребенок был немым и заговорил лишь после причащения Св. Таин. Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте А. поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме, где был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. Осенью 685 г., после того как акты Всел. VI Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью, А. вместе с 2 монахами доставил их в К-поль. Оставшись в столице Византии, А. был посвящен во диакона ц. Св. Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют и богадельня при храме Св. Софии. При К-польском Патриархе Кире (706-712) А. был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина (о-в Крит) с титулом архиепископа Критского. По свидетельству св. Феофана Исповедника, на Соборе, созванном имп. Филиппиком для возобновления монофелитства (712), А. вместе с еп. Кизическим свт. Германом, буд. Патриархом К-польским, был в числе подписавших анафему VI Всел. Собору. Впосл. А. раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. После свержения Филиппика в 713 г. Православие было восстановлено, а списки актов VI Всел. Собора вновь разосланы, приняты и подписаны всеми бывш. участниками Собора 712 г. На Крите А. строил церкви, в т. ч. по образу Влахернской в К-поле, устраивал приюты и богадельни. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Неск. раз А. совершал поездки в К-поль, в 740 г. по пути на Крит он заболел и умер на о-ве Лесбос, где его мощи были положены в храме мц. Анастасии (ныне ц. свт. Андрея Критского). Автор рус. анонимного хожения в Царьград (кон. XIII — нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348-1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей А., находившихся в к-польском мон-ре его имени (Книга хожений. С. 86, 97).

В греч. рукописных и печатных Минологиях, Синаксарях и гомилетических сборниках находятся ок. 60 проповедей на церковные праздники, приписываемых А., из к-рых издано ок. 30. Ему бесспорно принадлежат Слова на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресв. Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресв. Богородицы, Успение, Воздвижение Честного Креста, Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, свт. Николая, прп. Патапия, 10 мучеников, вмч. Георгия Победоносца; из цикла Триоди Постной и Цветной: на Недели мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на св. Четыредесятницу, о поклонении св. иконам, в Субботу Акафиста, на четверодневного Лазаря, на страдания Господа, на расслабленного, о Св. Духе. К сомнительным и подложным относятся Слова: об Иакове, брате Господнем (Ed. J. Nordet, H. Gaspart. Toronto, 1978), о «Богородице, принесенной трехлетней в храм», о блудном сыне, об одержимом лукавым, о Св. Писании, об очищении души и др. Полный перечень подлинных и сомнительных энкомиев А. и список инципитов гомилий А. составлен Н. Томадакисом (Τωμαδάκης Ν. Β. ῾Η Βυζαντινὴ ὑμνογραφία καὶ ποίησις. Θεσσαλονίκη, 19934. Σ. 197-201.). Проповеди А. написаны на аттическом диалекте, язык полон метафор и символов. По совр. Типикону положено читать на утрене соответствующих праздников 3 Слова святителя — на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на Неделю ваий.

А. также известен как мелод, т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник). Н. Томадакис связывает имя А. с созданием жанра 9-песенного канона, вытеснившего собой в литургической практике кондак. Самый известный канон А., шедевр визант. духовной поэзии,- покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в ВЗ и НЗ (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны свт. Григория Богослова, прп. Романа Сладкопевца. После 1204 г. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу имп. Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завоевании К-поля латинянами (Richard M. // ΕΕΒΣ. 1965. T. 34. Σ. 304-311). Также существует анонимный комментарий в рукописи ГИМ. Син. греч. 2/II (Влад. 312). А. писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы свт. Германа, прп. Иоанна Дамаскина, прп. Космы Маиумского. Кроме Великого канона А. принадлежат каноны на главные визант. церковные праздники, большинство из них включено в состав совр. богослужебных книг: каноны Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Богородицы, Зачатие св. Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам ап. Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, вмч. Георгия, мч. Кодрата, свт. Игнатия Богоносца, св. Феклы, свт. Николая, св. Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триодей (напр., трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресв. Богородицы, по Евергетидскому уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в слав. списках (ГИМ. Хлуд. № 156, кон. XIII — нач. XIV в., Хлуд. № 160, нач. XIV в.). Известно ок. 70 канонов, приписываемых А. (Τωμαδάκης. Σ. 206-209; там же список инципитов канонов, самогласных тропарей и стихир А.). Отличительные черты канонов А.: отсутствие акростиха, наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.

На груз. язык в X-XII вв. были переведены многие гомилетические произведения А., а покаянный Великий канон был переведен трижды: Евфимием Святогорцем († 1028), Георгием Святогорцем († 1065) и Арсением Икалтойским по поручению груз. царя Давида IV Строителя (1073-1125). Перевод Арсения Икалтойского послужил основным источником при создании Давидом IV Строителем оригинального сочинения «Песнопения о покаянии».

В визант. календарях память А. указывается 29 апр., 4 мая, 4 июня и 4 июля. Под 29 апр. она зафиксирована в Евангелиях XI-XII вв. к-польского происхождения (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126); под 4 мая — только в Типиконе Великой ц. IX–X вв. (Mateos. Typicon. P. 281); под 4 июня — в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 730) и Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. P. 304-305); под 4 июля — в большинстве греч. календарей: Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. P. 330-331), во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов, Минологии Василия II (PG. 117. Col. 524), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 453, 457) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 130).

Святой Андрей Критский: тексты молитв, создание Великого Покаянного Канона

Христианство, как одна из важнейших мировых религий, основано на вере в жизнь и учение Иисуса Христа, являющегося для христиан несомненной исторической личностью. Многим приверженцам самой крупной мировой религии довелось за нее бороться на разных этапах истории, за особые подвиги защитники Христовой веры были причислены к лику святых.

Недавно Всевышний открыл мне житие святого Андрея Критского, его непростой жизненный путь и огромный вклад в прославление Бога, оставленный последующим поколениям, поразил меня. С интересными сведениями о чуде и творчестве святого спешу познакомить и вас, ведь жизнь его можно назвать подвигом.

Два святых с одинаковым именованием

Люди, не погруженные в основы богословия, часто путают преподобного архиепископа Критского Андрея (Иерусалимского) с преподобномучеником Андреем Критским. Каждый из праведников прошел свой жизненный путь и прославился богоугодными делами. Причина путаницы связана с тем, что знаменитые подвижническими делами личности проживали приблизительно в одно и то же историческое время.

Преподобномученик Андрей Критский: краткое житие

Согласно жизнеописанию, составленному преподобным Симеоном Метафрастом, родился святой на территории острова Крит (местность Кастрон) в начале VIII века. Жизнь богобоязненного юноши проходила в монашестве и молитвах при соблюдении христианских традиций. Монах был примером для окружающих и светочем веры во времена правления императора Константина V, прозванного Копронимом. Житие богобоязненного Андрея было наполнено благочестием, презрением к мирским радостям, что стало для многих примером богоугодничества.

Узнав о борьбе Копронима против почитания христианских икон, издании указа об изъятии ликов святых из храмов, оскорбленный в религиозных чувствах воин Христа отправляется в Константинополь во дворец святого Маманта. Там пламенный защитник веры принялся всенародно обличать еретические деяния императора-иконоборца, истязания верующих за почитание иконописных образов.

Андрей обратился лично к царю с обвинениями, немало удивив императора-еретика своей смелостью. По приказу Константина слуги избили праведного монаха, бросив будущего преподобномученика за тюремные стены. После череды жестоких истязаний не сломленный, но покалеченный юноша погиб от потери крови, когда его волокли по земле на казнь. Тело смельчака пролежало на дне пропасти 12 дней, после чего повеленьем Божьим одержимые люди отнесли тело мученика к священному месту, за что были награждены исцелением.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

В древнеславянских рукописях о житие прмч. Андрея Критского упоминают нечасто. День памяти святого назначен на 17 октября, что по новому стилю соответствует 30 октября. На иконе прмч. Андрей Критский изображен в хитоне, а молитвы страдальца исцеляют одержимых.

Словами тропаря и кондака, исполняемыми на день памяти преподобномученика и в дни Великого поста, прославляют Андрея Критского как доблестного защитника христианской веры, а также ее символов во времена жестоких гонений. Песнопение коротких стихов в храме звучит как напоминание верующим о череде важных событий в свете праздника, призывает брать пример с преподобномученика, истинно служившего вере.

Жизненный путь другого Андрея Критского был более ярким и длинным, наполненным духовными событиями и чудесами. Краткую историю его жития, которая поразила меня, перескажу вам далее.

Кем был святитель Андрей Критский

Путь к служению Богу

По приблизительным данным, Андрей, получивший в последствие титул архиепископа Критского, родился в VII веке (660 год) на территории города Дамаск (Сирия) в семье глубоко верующих христиан. Сын Георгия и Григории был немым до семилетнего возраста, но после обряда причащения в храме мальчик был исцелен от немоты благодаря Божественной силе. Случившееся чудо поразило ребенка и его родителей, определило курс на христианское житие Андрея, нареченного впоследствии Критским.

Читать еще:  Житие святого Иоанна Нового, Сочавского - полное жизнеописание, чудеса, мощи великомученика

Следуя аскетическому образу жизни, изучая Библию и тексты священных трактатов, будущий святой 15 лет от роду становится монахом Святогробского братства при Иорданской лавре на острове Крит. Пройдя послушание в чине чтеца, эконома, а затем нотария, молодой монах прославился как активный борец против еретических течений, за что получил звание Андрея Иерусалимского.

Затем благочестивый священник был направлен особым посланником Патриарха Иерусалимского на заседание шестого Вселенского Собора, чтобы доставить принятые на нем священные акты в Константинополь, где остался на служение.

Богоугодные деяния

На следующем этапе жизненного пути святой Андрей Критский получил чин диакона под покровительством Софийской церкви, расположенной на территории современного Стамбула. На службе в святой церкви пастырь, ведущий праведную жизнь и заботящийся о сиротах, становится архидиаконом церкви города Гортина, а затем архиепископом Критским. Именно в Гортине у святителя проявляется способность к сочинению православных гимнов, большая часть которых была написана в этот период.

На ниве архипастырской деятельности святой Андрей творит богоугодные дела:

  • содействует возведению новых храмов, организации приютов и богаделен;
  • истовыми молитвами отводит опасность от города Друмеос, осажденного сарацинами;
  • спасает проповедями от голода население провинции, пострадавшей от засухи.

После 20 лет великих трудов в Константинополе святой Андрей был награжден званием архиепископа и отправлен в далекую обитель на острове Крит. Там он прославился помощью сиротам и престарелым, построением храма к чести иконы Влахернская Божья Матерь.

Святитель часто бывал в Константинополе, а во время последнего своего визита заболел и принял смерть на обратной дороге к критской обители. Это случилось на четвертый день июля (17 июля) 740 года, который стал днем поминовения архиепископа Андрея Критского на службах во всех православных храмах. Согласно преданиям, святой предвидел свою кончину в глубоко почтенном возрасте.

Мощи святителя, по молитвам которого свершалось множество чудес, были захоронены на территории храма, построенного в честь святой Анастасии. Позже церковь была переименована во имя святого Андрея Критского, а в 2017 году фрагменты сохранившихся мощей были предоставлены обозрению верующих.

К мощам святителя приходят с мольбами об исцелении, просят об успокоении души просящего. К иконам с изображением Андрея Иерусалимского, которые выставлены в большинстве православных храмов, обращаются за помощью во времена суровых испытаний и бедствий со словами молитвы, текстами тропарей, личного прошения:

Дар песнотворчества и писательства

Кроме таланта творения молитв, святитель имел дар сочинения церковных гимнов и прославляющих песен благодаря великолепно поставленному слогу, замечательным ораторским способностям. На страницах сборников церковных писаний авторству Андрея Критского принадлежит не менее 60 проповедей, читаемых на праздничных богослужениях. Молитвословия, написанные языком, богатым метафорами, божественной символикой, входят в современные богослужебные книги.

Особо прославил святой свое житие богоугодными канонами собственного авторства, которыми украшают службы во время Великого поста. Много песнопений, сохранившихся в оригинале до наших дней, посвящено Богородице, Господним праздникам, церковным служителям. Наиболее известным творением преподобного считается Великий покаянный канон.

Строки гимнографического произведения, призывающего паству к покаянию, корректировались автором вплоть до его кончины. В составе Великого канона, называемого умилительным каноном и состоящего из 9 частей, содержится:

  • тексты 250 собственных тропарей;
  • присоединенный канон преподобной Марии Египетской;
  • тропари, посвященные преподобному Андрею Критскому.

Согласно традиции Иерусалимского устава, которого придерживается современная церковь, пение Великого канона начинается со службы четверга пятой седмицы (недели) Великого поста. Также отдельные стихословия (их именуют термином «мефимоны») звучат на службах во время первой недели поста, на вечерних службах первых четырех дней постования.

Покаянные гимны отличаются глубоким ощущением искренности, прочувствованным самим автором. Главная мысль, пронизывающая все части канона, звучит просьбой к Благоутробному (милостивому) Господу о милосердии к согрешившему человеку.

Список трудов архиепископа, изданных на русском языке:

Подведем итоги

На Руси святого Андрея Критского чтят упоминанием его памяти на страницах месяцеслова, составленного Мстиславом (XI-XII век). Тексты гимнографических произведений и другие сочинения святителя Христова можно услышать сегодня среди праздничных песнопений на церковных службах. Иконы со святыми ликами преподобномученика и архиепископа Критских можно обнаружить во многих храмах православия, но негоже путать святых с одинаковыми именами.

Прмч. Андрея восхваляют за подвиг воина Христова, совершенный обычным человеком, хранящим на сердце веру в Господа и не побоявшимся выступить против иконоборца-властителя. Архиепископ Андрей служил Всевышнему на разных церковных должностях, помогая страждущим и призывая верующих к покаянию словами проникновенных стихословий, описанием добродетелей и подвигов святых отцов.

Когда в следующий раз посетите православный храм, узнайте у его служителей, есть ли в церкви святые лики защитника православных икон и глашатая покаяния, двух Андреев Критских, прославлявших своими деяниями Господа. Помолитесь святым, вспомните об их подвигах. Сила их беззаветной веры в Бога и его заветы вывела простых людей на христианскую дорогу, привела к почитанию всеми верующими, причислению к великой братии православных святых.

Андрей Критский — об авторе

Информация

Биография

Архиепископ, преподобный. Византийский ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона, читаемого на 1-й и 5-й седмицах Великого поста и ряда других произведений.

В византийских календарях память Андрея Критского указывается 29 апреля, 4 мая, 4 июня и 4 июля. Под 29 апреля она зафиксирована в Евангелиях XI–XII вв. константинопольского происхождения (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126); под 4 мая – только в Типиконе Великой церкви X в.; под 4 июня – в Синаксаре Константинопольской церкви X в. и Типиконе Великой церкви X в.; под 4 июля – в большинстве греческих календарей: Типиконе Великой церкви X в., во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов, Минологии Василия II,…

Архиепископ, преподобный. Византийский ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона, читаемого на 1-й и 5-й седмицах Великого поста и ряда других произведений.

В византийских календарях память Андрея Критского указывается 29 апреля, 4 мая, 4 июня и 4 июля. Под 29 апреля она зафиксирована в Евангелиях XI–XII вв. константинопольского происхождения (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126); под 4 мая – только в Типиконе Великой церкви X в.; под 4 июня – в Синаксаре Константинопольской церкви X в. и Типиконе Великой церкви X в.; под 4 июля – в большинстве греческих календарей: Типиконе Великой церкви X в., во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов, Минологии Василия II, Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. и Феодора Продрома нач. XII в.

Основным и наиболее ранним источником о жизни и деятельности Андрея Критского является житие, составленное до 843 г. Патрикием и квестором Никитой, позднее неоднократно перерабатывавшееся и вошедшее в славянские рукописные Великие Минеи Четьи. Этот памятник содержит подробные биографические сведения об Андрее Критском, но умалчивает о нем как о гимнографе и составителе Великого канона. Вторым по значимости источником служит житие Андрея Критского, написанное монахом Макарием Макрисом в 1422 г. и переведенное на новогреческий язык св. Никодимом Святогорцем в составе его «Нового сборника» (греч.– Neon Eklogion), которое свидетельствует об Андрее Критском как о риторе, гимнографе и мелурге, авторе многих канонов и тропарей. Существует также краткое житие в составе Императорского Минология 1034–1041 гг. (изданного В. В. Латышевым, 1912). Неопубликованным остается энкомий Иосифа Калофета (+ 1355) в рукописи XIV в. из монастыря Пантократора.

Преподобный Андрей родился около 660 г. в Дамаске. Согласно житию, составленному Никитой, родителей Андрея Критского звали Георгий и Григория. До 7 лет ребенок был немым и заговорил лишь после причащения Святых Таин. Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте Андрей Критский поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме, где был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. Осенью 685 г., после того как акты VI Вселенского Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью, Андрей Критский вместе с 2 монахами доставил их в Константинополь.

Оставшись в столице Византии, Андрей Критский был посвящен в диакона церкви Святой Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют и богадельня при храме Святой Софии. При Константинопольском Патриархе Кире (706–712) Андрей Критский был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина (остров Крит) с титулом «архиепископа Критского».

По свидетельству св. Феофана Исповедника, на Соборе, созванном императором Филиппиком для возобновления монофелитства (712), Андрей Критский вместе с епископом Кизическим святителем Германом, будущим Патриархом Константинопольским, был в числе подписавших анафему VI Вселенскому Собору. Впоследствии Андрей Критский раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. После свержения императора в 713 г. Православие было восстановлено, а списки актов VI Вселенского Собора вновь разосланы, приняты и подписаны всеми бывшими участниками Собора 712 г.

На Крите Андрей Критский строил церкви, в том числе по образу Влахернской в Константинополе, устраивал приюты и богадельни. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Несколько раз Андрей Критский совершал поездки в Константинополь, в 740 г. по пути на Крит он заболел и умер на острове Лесбос, где его мощи были положены в храме мученицы Анастасии (ныне церковь свт. Андрея Критского).

В греческих рукописных и печатных Минологиях, Синаксарях и гомилетических сборниках находятся около 60 проповедей на церковные праздники, приписываемых Андрею Критскому, из которых издано около 30.

Ему бесспорно принадлежат Слова на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресвятой Богородицы, Успение, Воздвижение Честного Креста, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Николая, преподобного Патапия, 10 мучеников, великомученика Георгия Победоносца; из цикла Триоди Постной и Цветной: на Недели мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на святую Четыредесятницу, о поклонении святым иконам, в Субботу Акафиста, на четверодневного Лазаря, на страдания Господа, на расслабленного, о Святом Духе.

К сомнительным и подложным относятся Слова: об Иакове, брате Господнем (Ed. J. Nordet, H. Gaspart. Toronto, 1978), о «Богородице, принесенной трехлетней в храм», о блудном сыне, об одержимом лукавым, о Священном Писании, об очищении души и др. Полный перечень подлинных и сомнительных энкомиев Андрея Критского и список инципитов гомилий Андрея Критского составлен Н. Томадакисом.

Проповеди Андрея Критского написаны на аттическом диалекте, язык полон метафор и символов. По современному Типикону положено читать на утрене соответствующих праздников 3 Слова святителя на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на Неделю ваий.

Андрей Критский также известен как мелод, т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник). Н. Томадакис связывает имя Андрея Критского с созданием жанра 9-песенного канона, вытеснившего собой в литургической практике кондак.

Самый известный канон Андрея Критского, шедевр византийской духовной поэзии – покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом Завете и Новом Завете (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны святителя Григория Богослова, преподобного Романа Сладкопевца. После 1204 г. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу императора Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завовевании Константинополя латинянами. Андрей Критский писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы святителя Германа, преподобного Иоанна Дамаскина, преподоного Космы Маиумского.

Кроме Великого канона Андрею Критскому принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники, большинство из них включено в состав современных богослужебных книг: каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Пресвятой Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святителя Игнатия Богоносца, сятой Феклы, святителя Николая, святого Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди (например, трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресвятой Богородицы, по Евергетидскому Уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в славянских списках. Известно около 70 канонов, приписываемых Андрею Критскому.

Отличительные черты канонов Андрея Критского: отсутствие акростиха, наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.

На грузинский язык в X–XII вв. были переведены многие гомилетические произведения Андрея Критского, а покаянный Великий был переведен трижды: Евфимием Мтацминдели (+1028), Георгием Ивером Святогорцем (+1066) и Арсением Икалтойским по поручению грузинского царя Давида IV Строителя (1073–1125). Перевод Арсения Икалтойского послужил основным источником при создании Давидом IV Строителем оригинального сочинения «Песнопения о покаянии».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector