0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

София Суздальская: житие, дни памяти и мощи, в чем помогает

Содержание

СОФИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ

Святая София (Соломония) Суздальская

София Суздальская (ок. 1490-1542), великая княгиня, преподобная

В миру Сверчкова-Сабурова Соломония Юрьевна, дочь боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но «захудалого» московского боярского рода [1]. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью.

В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия III Иоанновича. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны по образцу смотрин невест для византийских императоров. Свадьба состоялась 4 сентября того же года, после обручения молодых митрополитом Симоном в Успенском соборе Московского Кремля.

Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Но двадцатилетнее супружество не было счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь решил развестись с ней. Против встали митрополит Варлаам, князь-инок Вассиан (Патрикеев), преподобный Максим Грек, которые были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Следующий митрополит, Даниил, одобрил развод, и к нему присоединились бояре. Но оставались и противящиеся, как князь С. Курбский. Все восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский по преданию предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью — царя Иоанна Грозного [2].

Постриг

В ноябре 1525 года развод был объявлен и 25 ноября Василий велел постричь Соломонию в монашество. Она была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь. В некоторых летописях рассказывается, что развод и пострижение состоялись по желанию самой Соломонии, но немецкий посол С. Герберштейн, наоборот, пишет что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом. Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: «Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!» О насильственном постриге впоследствии писал и князь Андрей Курбский. Еще одна версия гласит, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?» [3]

Менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской. Инокиню Софью тем временем отвезли в Суздальский Покровский монастырь, которому она покровительствовала еще с 1518 года. Впоследствии монастырь стал мес­том заточения невольных царственных постри­жениц.

Слухи о сыне

Согласно некоторым сведениям, включая рассказ Герберштейна, спустя несколько месяцев пошли слухи, что обвинение в неплодии было несправедливым, что Соломония в монастыре родила сына — царевича Георгия. Распространительницы слухов были наказаны, в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения дела, но Соломония отказалась показать им ребенка, заявив, что они «недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери». Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия документов не сохранилось. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына, а великокняжеским послам показали гробницу.

Археолог и историк граф С. Д. Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей. Эту версию подтверждает находка исследователя Суздаля А. Д. Варгановым в 1934 году небольшой безымянной гробницы в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря, находившейся между гробницами некоей «старицы Александры» (+ 1525), и преподобной, «старицы Софии». В гробнице нашлась лишь тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы. Имя Георгия в народе связывалось с легендарным разбойником Кудеяром, по одному из преданий разбойничавшем в лесах между Суздалем и Шуей. Историей о Георгии также очень интересовался царь Иоанн Грозный [4].

Иноческий подвиг

Преподобная София Суздальская. Икона XVII века. Покровский монастырь

Обитая в Суздальской обители, не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиро­творение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. После смерти Василия III в 1533 году власть перешла к его вдове, Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в 1538 году. Затем вернулась в Суздаль, где преставилась к Богу 18 декабря 1542 года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Преподобная София была похоронена по своему завещанию, в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря.

Почитание

Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси и преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню «преподобною мученицею». Сам же Иоанн Грозный якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией [5]. Приходили к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, и многие другие. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль «на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых».

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков, преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.

Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов и в 1650 году разрешил почитать ее как святую. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». На иконах преподобная стала писаться:

В середине XVIII века встал вопрос о ее канонизации. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом [6] была состав­лена служба преподобной. Наконец, по благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года. С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.

Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда, 14 августа 1995 года, мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Литература

  • Богуславский, В. В., Бурминов В. В., Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.

Использованные материалы

  • Житие на сайте Православие.RU
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life3133.htm
  • Страница исторического портала «Хронос»:
    • http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/solomonia.html
  • «Тайна Соломонии Сабуровой», раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства «Отдых в Суздале»:
    • http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm
  • Житие с портала Русские святые:
    • http://saints.ru/s/29_Prp.SofiyaSuzdalskaya
  • http://icon-art.info/phpBB2/download.php?id=1106 (икона)

[1] «Сабуровы вышли из орды и были потомки Мурзы Четы. В 1330 году их предок крестился, и вначале они носили фамилию Зерновых. У одного из Зерновых было два сына: один, по имени Иван, прозывался Годуном, и от него произошел род Годуновых, а другой Федор, по прозвищу Сабур, сделался родоначальником бояр Сабуровых. Соломония была дочерью Юрия Константиновича Сабурова, внука Федора Сабура.» — «Благоверная великая княгиня Соломония(Сабурова) во иночестве София». Издание Настоятельницы первоклассного Покровского женского монастыря в г. Суздале, Игумении Мелитины. Киев. Типографии Киево-Печерской Успенской Лавры, 1905 год.

[3] По данным Википедии со ссылкой на неработающую страницу Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря.

[4] Информация раздела «Служи о сыне» приведена по данным статьи «Тайна Соломонии Сабуровой», раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства «Отдых в Суздале», http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm

[5] «Тайна Соломонии Сабуровой», раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства «Отдых в Суздале», http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm

[6] Вероятна ошибка: в XIX веке Суздальская епархия уже не существовала, она с 1786 была объединена с Владимирской, в XIX веке архиерея с именем Серапион в ней не было.

София Суздальская

Многие княжеские жены впоследствии принимали постриг и становились монахинями, некоторые были принуждены к этому, а многие добровольно отдавали свою жизнь на служении Господу. К сожалению, Преподобная София (Соломония), супруга великого князя Василия Иоанновича была сослана в монастырь насильно, но это не помешало ей изгнать из своего сердца все нечистые и горделивые помыслы и посвятить свою жизнь искреннему и честному служению Творцу.

Житие преподобной

Соломония была дочерью Юрия Сабурова — боярина, из древнего рода, который, по преданию, происходит от Захарии Чета. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и была отдана на воспитание своей набожной тетке, которая постаралась дать племяннице необходимое на то время воспитание.

Будущий князь Василий III выбрал девушку себе в жены из 500 претенденток, говорят, что его поразила красота и кротость девушки, а также ее острый ум. Он взял ее себе в жены несмотря на то, что род Сабуровых в то время уже пришел в упадок и не был знатным и богатым. В 1505 году состоялось венчание Василия Иоанновича и Соломонии.

Еще читайте о святых княжнах:

Супруги счастливо прожили вместе 20 лет, но крайне переживали и сожалели о том, что у них не было детей. Для князя наследник был необходим, иначе княжество погрязло бы в междоусобицах и войнах. Именно поэтому он принимает решение развестись с супругой и отправить ее в монастырь.

На заметку! Стоит отметить, что в княжеских дворах того времени все было подчинено Божьему закону — совершались ежеутренние и ежевечерние молитвы, соблюдались посты и во всем приветствовалась скромность и целомудрие. Именно поэтому решение князя о разводе было встречено с ужасом и спровоцировало большой скандал.

Митрополит Варлаам категорически отказался признавать развод и повторный брак, тем более венчать его. Тогда Варлаам был по решению князя лишен сана (это случилось впервые на Руси) и сослан в монастырь, а преподобный Максим Грек, посмевший поддержать митрополита заключен в темницу.

Василий III учредил нового митрополита Даниила, который поддержал его и благословил на развод. Впоследствии он же обвенчал князя с новой женой — литовской княгиней Еленой Глинской.

Этот брак принес Василию Иоанновичу долгожданного первенца — Иоанна Грозного, ставшего одним из самых жестоких правителей Руси.

Постриг и легенды о Соломонии

В ноябре 1525 года Василий велел постричь бывшую жену в монашество. Существует две теории:

  • первая гласит, что Соломония со смирением приняла решения князя и приняла постриг беспрекословно;
  • вторая же говорит, что великая княжна долго сопротивлялась и не могла поверить, что супруг после 20 лет брака так поступил с ней.

Согласно этой версии она даже сорвала с себя монашеское облачение и начала топтать его в ярости ногами во время церемонии, за что один из бояр, которые присутствовали при этом, не постыдился ударить ее свои кнутом. Теорию с насильственным постригом подтверждает и князь Андрей Курбский. Тем не менее, 25 ноября 1525 года Соломония приняла постриг от настоятеля Никольской обители с именем София.

Инокиня София была увезена в Покровский монастырь, который находится в Суздале, покровительницей которого была с 1518 года. Именно эта обитель впоследствии приняла не одну такую царственную невольницу.

О пребывании в монастыре Софии ходит множество легенд, согласно одной из них именно там София родила своего первенца царевича Георгия. Эту версию подтверждает рассказ Герберштейна, однако младенца никто не видел — дьяки и бояре, которых прислал князь Василий не были допущены до келии Софии.

Спустя некоторое время инокиня заявила о смерти малыша, но до сих существуют теории, что она сымитировала его смерть для сохранения жизни. В пользу этой версии говорит показанная боярам гробница ребенка, в которой впоследствии была обнаружена кукла.

Интересно! Существует легенда, которая говорит, что сын Софии впоследствии стал знаменитым разбойником Кудеяром, которым в свое время интересовался царь Иоанн Грозный.

Свидетельства современников, говорят, что София смирилась со своей судьбой и искренне стала служить Господу, будучи монахиней. Однако трудности на ее пути не закончились — в 1533 году умирает Василий III и власть переходит к его вдове Елене, которая ссылает преподобную Софию в Каргополь. Там монахиня пребывала в тюрьме вплоть до 1538 года, а затем вернулась на службу в Суздаль.

Умерла святая София 18 декабря 1542 года в покои и мире, и была похоронена в подвале главного собора на территории монастыря, который стал ей домом.

Почитание

Судьба Софии и ее смиренность воле своего мужа покорила ее современников, так ее называли святой еще при жизни. Так называет ее и князь Андрей Курбский в письмах к Ивану Грозному. Легенда говорит, что сам царь положил на гроб преподобной пелену, которую сделала его жена Анастасия.

Впоследствии к гробнице Софии придут его сыновья с женами, первый царь династии Романовых Михаил и другие представители царских семей.

Ключарь Анания, описывая Суздаль, пишет о многочисленных исцелениях у гробницы преподобной Софии. Считается, что именно у ее гроба была исцелена княжна Анна Нечтева, а после спасения города от нашествия поляков преподобная становится покровительницей Суздали.

Важно! В 1650 году патриарх Иосиф признает София святой и разрешает почитать ее соответственно. Официально канонизируют ее в 1916 году, когда ее имя было внесено в Православный церковный календарь.

Мощи были обретены 14 августа 1995 года, когда были извлечены из монастырского подклета и перенесены в Покровский собор. Хранятся они там и сегодня, в закрытой раке и не демонстрируются прихожанам.

Существует чудотворная икона преподобной Софии, датируемая XVII столетием. На ней изображена монахиня с открытым, красивым лицом в зеленом монашеском одеянии, коричневой рясой и с багровой мантией.

Официально день памяти святой отмечается 1 (14) августа и 16 (29) декабря. В Эти дни совершается памятный молебен, читается акафист и люди молятся преподобной об исцелении от болезней (в частности, от глухоты и слепоты), о спасении души и об исцелении душевных расстройств.

Святая преподобная София Суздальская

Великий князь московский Василий III Иванович, сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог, родился в конце XV века. А в 1505 году взошел на […]

Великий князь московский Василий III Иванович, сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог, родился в конце XV века. А в 1505 году взошел на престол. Ну а какой же царь без царицы?

Выбрав пятнадцатилетнюю Соломонию (а на выбор юному Василию было представлено целых полторы тысячи кандидаток) на смотре невест, устроенном матерью, Софией Палеолог, по византийскому обычаю, князь Василий вызвал неудовольствие приближённых. Впервые московский правитель женился на «неровне» из боярского, а не княжеского рода.

Соломония была дочерью боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но «захудалого» московского боярского рода. Девочка рано лишилась матери и воспитывалась в православии теткой по отцу. Тем не менее, добрая и благочестивая Соломония снискала любовь и уважение при дворе.

Увы, дальнейшая судьба её была трагична. Все двадцать лет брака княгиня оставалась бездетной. Не помогали ни горячие молитвы, ни поездки по святым местам, ни долгие службы в храмах. Соломония, естественно, была огорчена таким положением вещей, а вот московский князь неистовствовал!

Неудовольствие великого князя росло, обстановка вокруг несчастной Соломонии всё больше накалялась. Страстно желая иметь наследника, Василий III запрещал жениться своим братьям, боясь, что великокняжеский престол уйдёт к племянникам. Всё это печалило умную и добрую княгиню, однако сделать она ничего не могла.

Решение было принято царем: развод! Ни страстные протесты митрополита Варлаама, за которые он в итоге лишился сана, ни мольбы преподобного Максима Грека не изменили решения царя. Ему нужен был наследник!

Бытовало и мнение о том, что «чары» Елены Глинской поспособствовали тому, что Василий III быстро развелся и женился на ней, не прождав и положенного года. Митрополит Варлаам был лишен сана, на его место был назначен новый митрополит Даниил, который одобрил решения царя. Его поддержали бояре.

В конце 1525 года развод был объявлен, и Василий велел постричь Соломонию в монашество. Она была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь.

Одни утверждают, что это была исключительно воля царя, другие говорят о собственном выборе Соломонии. Летописи не сохранили для нас правды. Но так или иначе, вчерашняя царица стала инокиней.

Скорбела ли она? Естественно. Но нашла успокоение в трудах и молитве. Выросшая в небогатой семье и привыкшая к труду, она собственноручно вырыла колодец для обители, когда в ней не хватало воды. А когда отошла ко Господу святая преподобная Ефросиния, Соломония (уже инокиня София) сшила на ее могилу покров.

«Долгожданные и желанные дети не стали утехой и отрадой своему отцу»

У Василия III и Елены Глинской родилось два сына: Иван (будущий Иван Грозный, жестокий, безумный правитель) и Юрий, страдавший дегенеративным слабоумием. Так что такие долгожданные и желанные дети не стали утехой и отрадой своему отцу.

Но брак был недолговечен. Через 8 лет Василий III скончался. Правда, перед этим он принял постриг под именем Варлаама. Совпадение? Ведь именно митрополита с таким именем он лишил сана. Бог лишь ведает истину…

Но время движется дальше. И после смерти Василия III власть перешла к его вдове, Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской.

Через пять лет и Елена Глинская отошла ко Господу, и инокиня вернулась в Суздаль, в свою обитель, где и доживала последние годы своей земной жизни.

Похоронена была преподобная в стенах Покровского монастыря. И вскоре на ее могиле стали происходить чудеса исцеления от недугов слепоты, глухоты и паралича.

Церковь признала почитание инокини Софии как святой только в 1650 году – через сто лет после её упокоения, а вопросом официальной канонизации занялись два столетия спустя. Тем не менее, уже вскоре после смерти в народе её начали чтить как святую, и молящиеся потянулись к её могиле.

По благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года. С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.

Примечательно, что ещё в старых, допечатных святцах она именуется святой праведной инокиней, но при этом княгиней Софией.

Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда 14 августа 1995 года мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели и осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке.

Святая и сегодня помогает молящим ее в исцелении недугов, и по ее заступничеству бесплодные пары обретают детей.

Моли Бога о нас, святая преподобная София Суздальская!

Преподобная София Суздальская. Счастливая судьба

14 августа и 29 декабря празднуется память преподобной Софии Суздальской. Преподобная София — постриженница нашей Богородице-Рождественской обители, ее монашеский постриг совершился в соборе монастыря. Предлагаем Вашему вниманию статью, посвященную жизни нашей чтимой святой.

Н аверное, самым распространенным является представление о счастье как об успешной, обеспеченной, беспечальной, проходящей в соответствии с желаниями человека жизни. Но успех мимолетен, земное благополучие призрачно, а желания сменяются одни другими. Не принося удовлетворения, они кружат человека в своем водовороте. Утомившийся от собственных желаний и неудовлетворенности, разочарованный человек задается вопросом: существует ли счастье? Истинное счастье, конечно, существует. Жизнь святой Софии Суздальской, о которой пойдет рассказ, была счастливой. Историки могут на это возразить, и будут по-своему правы. Но, если посмотреть на непростую судьбу великой княгини – монахини в свете вечной жизни, то можно увидеть, в чем заключалось ее истинное и вечное счастье.

В XVI веке наш монастырь неоднократно упоминается в летописях в связи с разводом великого князя Василия III с княгиней Соломонией и последующим пострижением княгини в монашество: «А постриг ея на Москве у Рождества Пречистыя за пушечными избами в девичьем монастыре Никольский игумен Старого Давид» [1]. Великая княгиня пожертвовала семейным счастьем ради блага государства и ближних. Слова Спасителя: «больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» [2] – нашли воплощение в ее жизни. Она, казалось бы, потеряла все, но на самом деле в своем жертвенном подвиге обрела большее – драгоценную Евангельскую Жемчужину, ради которой человек может отдать и оставить самое дорогое. В истории княгини Соломонии Сабуровой мы увидим также окружавших ее людей, прежде всего – ее супруга, великого князя Василия III, о котором, как о благодетеле нашего монастыря, расскажем подробнее.

…25 марта 1479 года, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в семье Иоанна III родился долгожданный сын, испрошенный у Бога молитвами родителей. Сохранилось предание о явлении Преподобного Сергия великой княгине Софье Фоминичне Палеолог. Софья желала иметь сына, возможно, будущего наследника престола. Ради этого она пешком совершила паломничество в обитель преподобного Сергия. Она уже прошла село Клементьево и спускалась под гору, подходя к монастырю, когда увидела идущего ей навстречу инока. Он был подобен святому Сергию, как его изображают на иконах. Монах держал на руках младенца. Приблизившись к ней, он внезапно положил младенца в чрево великой княгини. Она испугалась и упала бы, если бы ее не поддержали шедшие с ней жены бояр. Великая княгиня поняла, что ее посетил сам преподобный Сергий. После этого чудесного явления Бог даровал Софье сына, которого они с супругом Иоанном III назвали Василием.

Василий был признан наследником престола не сразу. На царство уже венчали внука Иоанна III – Димитрия. Но царствовать Димитрию не пришлось: державный дед подверг его заключению вместе с матерью Еленой Волошанкой, которая поддерживала партию придворных, приверженных ереси жидовствующих. И князь Василий вступил на престол без почестей и венчания на царство, надеясь, что все это предстоит в будущем его сыну. В 1505 году он вступил в брак.

Избранница князя, Соломония, происходила из боярского рода Сабуровых. По преданию, этот род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 году Святое Крещение. Предком Соломонии был участник Куликовской битвы Феодор Сабур.

Церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) называет отца Соломонии Юрия Константиновича князем [3]. Примерно со времени правления Иоанна III князья, несшие службу при дворе, именовались боярами. Близкие родные Соломонии служили в Великом Новгороде, который незадолго до этого присоединил к Москве Иван III. Ее отец был писцом Новгородской земли, составителем древнейших новгородских писцовых книг [4].

Княжна рано лишилась родителей и воспитывалась в семье благочестивой тетки, любившей ее как родную дочь. С юных лет княжна проводила внимательную духовную жизнь, и именно тогда полагалось основание ее будущего монашества. Возможно, стремление к идеалу святости привело бы девушку-сироту к вратам какой-нибудь строгой пустынной обители, но Бог судил иначе. Соломонию должны были представить государю и наследнику, который еще не был женат. В те времена наследник престола по обычаю избирал в жены не иностранную иноверную принцессу, а русскую княжну.

Выбор невесты наследника происходил по обычаю, существовавшему с древних времен у Византийских императоров. Идея православной монархии – послушания Богу через Его Помазанника, была принята лучшими людьми Руси еще во времена святого благоверного князя Андрея Боголюбского, а мысль о русском народе как преемнике святоотеческой Византии – еще раньше. В эпоху Иоанна III, особенно после его женитьбы на византийской царевне, было желание полнее воплотить эти идеи в жизнь, потому перенимались и многие обычаи Византии.

По русским городам были разосланы грамоты «к боярам и детям боярским» с приказом представить дочерей или родственниц – девиц на смотр наместникам, которые выбирали лучших и отсылали в Москву, а между ними уже правитель сам выбирал себе невесту. С разных концов Русского государства на смотрины были привезены около полутора тысяч знатных девиц: в их числе оказалась и княжна Сабурова. И князь Василий избрал в невесты Соломонию. Имевшая духовные устремления, Соломония Сабурова не искала ни власти, ни богатства, ни высокого положения в обществе. Но она приняла Волю Божию и смогла стать опорой супругу-правителю и матерью своему народу, потому что от дней юности не надеялась на себя, но уповала на Бога и призывала Его помощь.

Что касается князя Василия Иоанновича, то его привлекли, прежде всего, внутренние качества избранницы. Соломония и внешне была красива: ее необыкновенная красота и ум сочетались с искренней живой верой, целомудрием, смиренномудрием, скромностью, кротостью, жертвенной любовью. Добродетели будущей великой княгини родились от послушания Воле Божией, и это было особенно важно для избравшего ее. Василий понял и почувствовал, что Соломония правильно воспримет идею власти как особого служения Богу и сможет разделить с ним трудности управления государством. И он не ошибся в своем выборе.

4 сентября 1505 года, в Успенском соборе Кремля, в присутствии великого князя Иоанна III, было совершено Таинство Венчания наследника престола и его избранницы. В том же году состоялась другая свадьба, закрепившая союз Рюриковичей и Сабуровых: сестра Соломонии Мария Юрьевна вышла замуж за князя Василия Семеновича Стародубского – потомка Дмитрия Донского [5].

Брак Василия и Соломонии был на редкость счастливым: супруги жили в любви и согласии. Жизнь в великокняжеских палатах, как и во всех русских домах, в то время, была подчинена строго определенному порядку, близкому к монастырскому. Без молитвы и благословения Божия не начиналось никакое дело. За церковными службами и в домашнем молитвенном правиле совершался весь суточный круг богослужения. Страх Божий, молитва, трезвение и труд составляли основу жизни, одухотворяя и возвышая ее. При таком порядке вещей ощущаются во всей полноте радость бытия и покой в Боге.

Вскоре после венчания князю Василию суждено было вступить на престол: 27 октября 1505 года скончался его отец, великий князь Иоанн III. Близость к власти и богатство нисколько не изменили благочестивого, покаянного настроения Соломонии. Перед ней открылось поприще для больших духовных подвигов. Подобно своей предшественнице, преподобной Евдокии (Евфросинии) Московской, Соломония много молилась о благе отечества и испрашивала у Бога помощь державному супругу. Вся Москва знала милосердие великой княгини к нуждающимся, но ее тайных добрых дел было намного больше. Проводя духовную жизнь, много времени посвящая молитве и чтению священных книг, княгиня успевала сделать столько доброго, что нельзя было сомневаться в очевидной Божией помощи. На ее примере можно увидеть несостоятельность и неправду помыслов, всеваемых врагом нашего спасения, о том, что за множеством дел и забот «некогда молиться» или «недосуг» следить за своим внутренним состоянием.

В стенах княжеского дворца Соломония ежедневно кормила множество нищих. Она помогала семьям бедняков, щедро раздавала милостыню, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших, заботилась о вдовах и сиротах, давая желающим средства «на постриганье», то есть на поступление в монастырь и жизнь в нем.

Обитель в попразднство Богоявления, 26 января 2017 г.

Великая княгиня всегда помогала монастырям, строящимся монастырским и приходским храмам, старалась облегчить тяготы монашеской жизни, поскольку любила и чтила людей, ищущих Бога. В покоях Соломонии изготовляли церковные облачения и покровы для святых обителей. Так, на раку Преподобного Сергия в знак его особого почитания в великокняжеском роде княгиня собственноручно вышила покров [6]. Как пишет в своей статье кандидат исторических наук М.А. Емельянов-Лукьянчиков, до нашего времени сохранились образцы русского лицевого шитья – удивительные многофигурные композиции работы самой великой княгини Соломонии: пелена «Явление Божией Матери преподобному Сергию» с праздниками, «Преподобный Кирилл Белозерский с житием». Сохранились также пелены «Богоматерь Петровская» и «Митрополит Петр», «Преподобный Сергий Радонежский», «Преподобный Кирилл Белозерский», «Преподобный Пафнутий Боровский», «Преподобный Леонтий Ростовский», «Преподобная Евфросиния Суздальская». «Последняя работа говорит о внимании великокняжеской четы к суздальским святыням и монастырям. В 1509 году Василий III посетил Суздальский Покровский монастырь и начал здесь каменное строительство. К 1518 году были построены надвратная церковь Благовещения, храм Происхождения Честного Древа Креста Господня и Покровский собор, которые сохранились до нашего времени» [7].

День Успения Пресвятой Богородицы: Собор Рождества Божией Матери.

«За время брака с великим князем имя Соломонии трижды упоминается в летописях: впервые в связи с переездом великокняжеской семьи на новый двор у церкви Благовещения в Кремле (7 мая 1508 года – именно в этот день преставился преподобный Нил Сорский), затем в связи с выездом вместе с великим князем в осенний объезд Русской земли (8 сентября 1511 года – на Рождество Пресвятой Богородицы и в день Куликовской битвы) и в связи с погребением брата Василия III князя Симеона Ивановича (28 июня 1518 года) [8]. Таким образом, великая княгиня принимала активное участие в жизни своего мужа» [9]. В высоком звании великой русской княгини она прожила двадцать с лишним лет, оставив по себе добрую память у соотечественников.

Лишь одно обстоятельство омрачало жизнь великокняжеской четы: у них не было детей. Супруги переносили испытание терпеливо, по-христиански. Они много и со смирением молились о даровании наследника, ежегодно совершали паломничества в святые обители. Чаще всего супруги ездили в Троицкий монастырь на поклонение Сергию Чудотворцу и со слезами молились у его святой раки [10]. На пелене 1525 года «Явление Богоматери преподобному Сергию», подаренной четой в Троице-Сергиев монастырь, были вышиты изображения «Зачатие Пресвятой Богородицы» и «Зачатие Иоанна Предтечи» с надписью: «Помилуй Господи благовернаго великаго князя Василиа Ивановича Государя всеа Русии и его благоверную великую княгиню Соломонию и грады их, подай же им Господи плод чрева» [11].

Московская Рождественская обитель, возрожденная отцом Василия III, была близка обоим супругам по многим причинам. Она была исторически и духовно связана с монастырем Преподобного Сергия и великокняжеским домом; в ее стенах чтили родителей Божией Матери святых Богоотцов Иоакима и Анну, у которых супружеский союз был бесплодным пятьдесят лет, и они столь долгое время скорбели и несли «поношение безчадства».

Игумения Викторина (Перминова)

Статья републикована 13 августа 2018 г.

Икона София Суздальская: в чем помогает?

Преподобная София Суздальская считается одной из наиболее почитаемых святых в русской православной традиции. 29 декабря – день кончины инокини Софии — стал официальным днём её памяти в церковном календаре. Мощи и древняя чудотворная икона святой Софии, по сей день хранящиеся в Покровском монастыре города Суздаля, являются главными святынями обители. Поклониться им приезжают верующие из дальних уголков, чтобы получить исцеление от болезней и помощь в трудных делах.

София Суздальская и Соломония Сабурова

Немногие сегодня соотносят эти два имени. Между тем в мирской жизни святая София Суздальская (1490 – 1542 гг.) была одной из знатнейших женщин своего времени. В истории она осталась как Соломония Сабурова – супруга Василия Третьего, последнего великого князя московского.

Выбрав пятнадцатилетнюю Соломонию на смотре невест, устроенном матерью, Софией Палеолог, по византийскому обычаю, князь Василий вызвал неудовольствие приближённых. Впервые московский правитель женился на «неровне» из боярского, а не княжеского рода. Тем не менее добрая и благочестивая Соломония снискала любовь и уважение при дворе.

Княжеская доля

Увы, дальнейшая судьба её была трагична. Все двадцать лет брака княгиня оставалась бездетной. Не помогали ни горячие молитвы, ни поездки по святым местам, ни долгие службы в храмах. Неудовольствие великого князя росло, обстановка вокруг несчастной Соломонии всё больше накалялась. Страстно желая иметь наследника, Василий Третий запрещал жениться своим братьям, боясь, что великокняжеский престол уйдёт к племянникам. Всё это печалило умную и добрую княгиню, однако сделать она ничего не могла.

Великокняжеский развод

Вопреки расхожему мнению отнюдь не Генрих Восьмой положил начало традиции королевских разводов.

В 1525 году, после двадцати лет бездетного супружества, Василий Третий принял решение с женой развестись. Злые языки утверждали что не обошлось без «чар» юной княжны Елены Глинской, с которой Василий обвенчался, не подождав и года.

Развод Василия Третьего был первым и беспрецедентным в истории Руси. Решение князя поддержали бояре, однако жёстко осудили священнослужители, многие из них за защиту княгини поплатились свободой.

Тем не менее решение было принято. Князь поступил «по своей доброй воле» и после развода княгиня Соломония должна была принять постриг и удалиться в монастырь.

Инокиня поневоле

Как же восприняла известие о своём постриге София Суздальская? Житие святой содержит два варианта принятия ею монашества. В первом она была пострижена насильно по велению мужа, во втором – не желая распрей и междоусобиц и видя своё бесплодие, просила позволения добровольно уйти в монастырь.

Современная же история утверждает, что преподобная София, а тогда ещё великая княгиня, страстно, как могла, сопротивлялась постригу, из последних сил растоптав монашеское одеяние. Однако, узнав, что постриг – это желание князя, Соломония покорилась. Впрочем, со своим новым статусом инокиня София не могла смириться ещё очень долго.

Как утверждают хроники того времени, приняв своё новое положение, она нашла успокоение в молитве и монашеских трудах. Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу святой преподобной Ефросии. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.

Практически всю свою последующую жизнь в монашестве подвижница провела в стенах Покровского монастыря города Суздаля, где и была похоронена в 1542 году.

Чудеса Софии Суздальской

Вскоре после смерти инокини Софии на могиле её стали происходить чудеса исцеления. Так, в 1598 году произошло первое зафиксированное избавление от слепоты княжны Анны Нечтевой. Спустя четыре года таким же удивительным образом на могиле святой прозрела ещё одна женщина. В последующие года описываются и другие чудесные преображения. Молитва Софии Суздальской помогала от болезней глаз, глухоты, паралича и душевных расстройств.

Не только целительницей, но и защитницей была святая София. Явившись в монашеском облачении и с зажжённой свечой в руках предводителю польского войска, подошедшего к монастырю, София Суздальская спасла родную обитель.

Как описывает это событие «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале» летописца и священнослужителя 18 века Анании Федорова: сильный страх охватил полководца Лисовского от видения святой и правая рука у него отнялась, другие же поляки падали на землю вместе с конями, поражённые болезнью. Вражеское войско отступило, а само чудесное событие было изображено на могильной плите подвижницы.

Память после смерти

Официальная церковь провозгласила почитание инокини Софии как святой только в 1650 году – через сто лет после её упокоения, а вопросом канонизации занялись два столетия спустя. Тем не менее уже вскоре после смерти в народе её начали чтить как святую и молящиеся потянулись к её могиле. Примечательно что ещё в старых, допечатных святцах она именуется святой праведной инокиней, но при этом княгиней Софией.

Во время царствования Ивана Грозного – долгожданного наследника князя Василия от второй жены, Соломонию-Софию поминали преподобной инокиней и почитание носило, скорее, местный характер. Примечательно, что уже в то время князь Андрей Курбский в письме к царю называл Софию-Соломонию преподобною мученицей, невинной и святой. Согласно легенде сам царь Иван Четвёртый приезжал в суздальский Покровский монастырь и, если верить приданиям, собственноручно укрыл гробницу инокини покрывалом, изготовленным в мастерской его любимой жены Анастасии Романовны специально в дар на могилу святой.

При следующем царе Фёдоре Иоановиче почитание святой Софии Суздальской возросло ещё больше. На могилу преподобной инокини совершались многолюдные паломничества, члены царской семьи не раз жаловали обитель своим посещением. До наших дней сохранился вышитый покров на её надгробие с образом Спасителя, преподнесенный монастырю царицей Ириной Годуновой. Дарственная надпись подтверждает год и предназначение подношения.

Как выглядела княгиня Соломония

До наших дней не дошло ни одного прижизненного портрета княгини Соломонии Сабуровой. Нам не известно, существовали ли такие изображения вообще, поскольку портретная живопись, как и светское искусство, пришла в Россию только в Петровскую эпоху, спустя почти два столетия после описываемых событий. Сохранились несколько миниатюр из летописных сводов, изображающих сцены свадьбы Василия Третьего и Соломонии, пострижения княгини и несколько других знаковых исторических эпизодов из жизни княжеской четы. Современники же описывали Соломонию Сабурову как женщину необычайной красоты.

Гравюра 19 века изображает молодую темноволосую женщину с правильными чертами лица в тиаре и дорогих одеждах. Была ли настоящая Соломония похожа на портретный образ, созданный художником времён романтизма, сказать сложно. Известно её изображение в монашестве, но, скорее всего, оно также было написано уже после смерти преподобной Соломонии-Софии.

Иконография святой Софии

Множество икон, написанных в 19 – 20 веках, представляют святую Софию Суздальскую в соответствии с византийским иконописным каноном: в монашеском клобуке и парамане иссиня-зелёного, почти землистого цвета, коричневой рясе и багровой или тёмно-вишнёвой мантии. Лицо и руки написаны охрой, большие округлые глаза, тонкий прямой нос, маленькие губы.

Древнейшее изображение преподобной Софии датируется второй половиной 17 века. Конечно же, перед нами утрированный каноничный образ святой и глупо искать в нём портретное сходство с описаниями и известными изображениями реальной Соломонии. Имя мастера, перенёсшего образ на доску, остаётся неизвестным. Предположительно, старейшая икона святой Софии была создана иконописцами в её родной обители. Интересно, что в традиционной иконографии, ведущей начало от этого изображения, присутствует обязательный атрибут – свиток, который держит София Суздальская. Икона эта считается чудотворной и, возможно, предназначалась для гробницы святой.

Признание святой

В Православном церковном календаре имя Софии Суздальской появляется за год до революции. В 1984 году её «официально» вносят в сонм святых, но пока только местночтимых суздальских, а с 2007 года святая София почитается уже на всецерковном уровне.

Преподобная София завещала похоронить себя в земле. Странное желание для того времени, поскольку традиционно людей её положения было принято погребать в каменных усыпальницах-склепах. Больше четырёх столетий, с 1542 по 1990 год, её прах оставался непотревоженным.

В 1995 году её могила в монастыре была вскрыта и мощи Софии Суздальской торжественно изъяты из земли. Сейчас они выставлены в закрытой раке в Покровском соборе. Это главная святыня обители, к которой стекаются многочисленные паломники. Поражает тот факт, что, пролежав в земле более четырёхсот лет, мощи оказались нетленными. Однако после вскрытия гробницы они истлели в считаные минуты.

С чем приходят к святой

С различными просьбами и мольбами обращаются к преподобной Софии. Уже в наше время список явленных ею чудес пополняется новыми свидетельствами. Главным образом к ней обращаются с просьбами об избавлении от всевозможных болезней. Прежде всего как целительница почитается в народе София Суздальская. В чём помогает святая ещё? Как мы помним, при жизни княгиня Соломония была бесплодна. Однако удивителен факт – молитва к святой Софии помогает обрести долгожданное дитя бесплодным парам.

Есть свидетельства того, что она указывала дорогу заблудившимся, оберегала детей от беды и помогала в смягчении сварливого характера старикам.

Царственная инокиня: прп. София Суздальская

14 августа – день памяти святой

В 1506 году тогдашний правитель Руси, Великий князь Московский Василий III, женился на юной боярыне Соломонии Сабуровой. Два десятилетия продлилось супружество, но детей у них, увы, так и не появилось. Ситуация эта не могла оставаться только их личным переживанием — здесь был вопрос о престолонаследии. Не далеко ушли в прошлое времена, когда власть с великокняжеским титулом могла передаваться не сыну, а младшему брату почившего. За столетие до описываемых событий споры об этом ввергли Московскую землю в жестокую войну, продолжавшуюся 25 лет. Нежелание отдавать престол братьям привело к тому, что царь даже запрещал вступать в браки своим родственникам — так он страшился упустить престол из своих рук.

Одна история — две версии

Далее, в середине 1520-х годов, произошла неясная история. Существует версия, что имел место невиданный скандал: ради нового брака и рождения наследника Василий развелся с женой и насильно заставил ее принять монашеский постриг. Австрийский дипломат барон Сигизмунд Герберштейн, бывший тогда в России, передал в своих «Запиках о московитских делах» мрачный рассказ. По его словам, князь заточил жену в «некий монастырь в Суздальской земле». Поданный митрополитом монашеский куколь она бросила на землю и растоптала, не желая принимать постриг, после чего «Иван Шигола, один из первых советников… ударил ее бичом». Более того, после насильственного пострига выяснилось, что «Саломея беременна и даже скоро разрешится». Когда же ребенок родился, она заявляла, что он «отомстит за обиду матери».
Менее красочно, но передавая всё тот же пассаж о насильственном постриге, сообщают и некоторые русские летописи. О существовании запрета на развод от вселенских патриархов в свое время указывали ряд дореволюционных и советских историков. Кроме того, есть все основания утверждать, что именно протест против развода и насильного пострига царицы окончательно предрешили судьбы сторонников царицы, среди которых были св. Максим Грек, «князь-инок» Вассиан Патрикеев, митрополит Московский Варлаам, князь Семен Курбский и др.

Согласно другой истории, изложенной в других летописных сводах, постриг княгини совершился «по совету ея», то есть по ее желанию. Некоторые источники утверждают, что Соломония даже «умоляла» мужа и митрополита Даниила разрешить ей постриг и «с радостью» отошла в обитель.

С одной стороны, первая версия заслуживает меньшего доверия, ведь барон Герберштейн опирался на слухи, как он сам и признает. Известно, что он не знал русского языка, а общаться с русскими ему позволял один из южнославянских языков. В таком положении он, конечно, не мог тщательно проверить попавшие к нему сведения. В его рассказе есть и ошибки: так, Соломонию он именует Саломеей, а это имя, по преданию, принадлежало дочери евангельской Иродиады, вместе с ней погубившей Иоанна Крестителя. Фантастическим выглядит и образ Ивана Шиголы, зачем-то взявшим с собой бич на постриг Соломонии… Похожий рассказ содержится и у Андрея Курбского, произведение которого также содержит фактические ошибки. К тому же его автор ненавидел Ивана Грозного, бывшего как раз плодом второго брака Василия III. Однако версия о добровольном постриге находится лишь в Софийской 2-й летописи, Воскресенской и Никоновской, которые, как можно заключить, восходят к одному источнику. Они составлялись под чутким присмотром самого царя, не могли позволить себе даже заикнуться о подобной несправедливости. К тому же Иван Грозный, как следствие этой несправедливости, в свое время охотно и кропотливо следил за летописным изложением и переписью. Кроме того, как уже было упомянуто, Новгородская 4-я летопись по списку Дубровского, Вологодско-Пермская летопись, наиболее подробно рассказывающая о месте и времени пострига и ссылке, и Псковская 3-я по Строевскому списку содержат повествование о насильном постриге. Кроме того, новоиспеченный митрополит Даниил, запятнавший себя в ряде политических интриг, вряд ли мог пользоваться доверием и уважением царицы. Косвенными свидетельствами нежелания царицы уходить в монастырь являются также архивные документы: опись царского архива в списке 70-х гг. XVI века, содержащая перечень дел по розыску о «неплодии» великой княгини Соломонии и показания по данному делу брата Соломонии И. Ю. Сабурова[1]. Эти материалы, собранные весьма некрасиво и позорно для царицы и призванные оправдать развод, были бы не нужны, если бы Соломония сама просила развода.

Что касается среды московской аристократии, то тут были как сторонники, так и противники второго брака. Но, как бы не рассматривать этот непростой вопрос, было ли пострижение насильным или добровольным, все упреки адресовались всегда лишь князю Василию. За Соломонией вины здесь не было. Ее поступок можно рассматривать или как подвиг самопожертвования или как великое смирение и упование на Господа. Приняв постриг, Соломония получила монашеское имя Софии и жила в Покровском Суздальском монастыре. А что же ребенок, который, по сообщению Герберштейна, родился у Соломонии уже после пострига?

В историческом мире нет единого мнения насчет реальности этой истории. Два противоположных лагеря приводят свои «за» и «против» существования еще одного царского сына[2]. Конечно, мало вероятна возможность зачатия после двадцатилетнего бездетного брака. Однако, доводы, приводимые сторонниками, также весьма интересны (постройка обетной церкви в честь св. Георгия Победоносца, вкладная книга ростовского Борисоглебского монастыря, в которой есть запись о служении «по князе Юрье Васильевиче память априля в 22 день панахида пети»[3].

В 1934 году директор Суздальского музея А. Д. Варганов находился при вскрытии гробниц в склепе Покровского собора для последующей фиксации. Неподалеку от гробницы Соломонии нашли анонимную белокаменную плиту, вскрыв которую, обнаружили внутри небольшую погребальную колоду. Захоронение оказалось ложным, как указывали в протоке внутри «оказались остатки детской рубашки и истлевшее тряпье без каких-либо следов костяка». По неведомым причинам Варганов отдал находку в отдел реставрации тканей Государственного Исторического музея в Москве лишь спустя десять лет. В сопроводительных документах значилось о поступлении следующих предметов: «небольшой спуток обрывков шелковой, темнокоричневого цвета ткани, связанных между собой почерневшей металлической плетеной тесьмой; нагрудные украшения из металлического шнурочка, рядами нашитого на шелковую ткань с разрезом посредине; обрывок металлической тесьмы-плетенки с пришитым к нему сбоку меньшим концом такой же плетенки, оборванным книзу; наподолъное украшение из металлического шнурка, рядами нашитого на шелковую ткань с двумя оборванными концами плетенки внизу; плетеный поясок из некрученого шелка красноватого цвета и металлических нитей с обрывками кисточек на концах»[4]. И вот, в результате кропотливой работы реставратором Е. С. Видоновой была восстановлена рубашка мальчика 3–5 лет. По материалу и технике шитья специалисты вычислили, что она принадлежала представителю высшего общества и датируется примерно первой половиной XVI века. И всё же в этом деле много неточностей, так как раскопки велись без соблюдения всех правил для подобных работ, не были исследованы, поэтому делать какие-либо выводы о том, кому она принадлежала и как туда попала, не стоит. Сегодня посмотреть на восстановленную рубашку с пояском может каждый желающий, они являются частью экспозиции Суздальского музея-заповедника. Стоит также отметь существование и противоположных точек зрения — исследование историка Д. М. Володихина об Иване Грозном, в котором автор заключает, что при раскопках в 1996 году в Покровском монастыре было установлено, что в указанном месте нет и не могло быть гробницы, что там сплошной каменный фундамент; рубашку же он считает реконструированной из клубка металлических шнурков.

Так или иначе, но все эти вопросы больше касаются царя Василия III и его ответственности за все последующие события. Сама же Соломония получила высшую награду, которая выше всяких царских венцов — святость и вечное предстояние перед Божественным престолом. Еще в мирской жизни Соломония вышивала вещи для церквей. Известны работы ее руки: пелена «Явление Божией Матери преподобному Сергию», «Преподобный Кирилл Белозерский с житием», «Преподобный Пафнутий Боровский» и другие. София скончалась в 1542 году, неоднократно при ее гробе совершались чудеса. Почитание преподобной Софии началось в XVI веке, известна ее икона, написанная в XVII веке. В 2007 году София была прославлена общецерковно. Ее память совершается 14 августа (по н. ст.), в день обретения мощей, и в день кончины, 29 декабря (по н. ст.).

Игумнов Д. А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

[1] Описи Царского архива XVI века и архива Посольского приказа 1614 года. Под ред. С. О. Шмидта. М., 1960.

[2] Я. С. Лурье. Возрождение домыслов о сыне Соломонии Сабуровой и опричнине.

[3] Цветков С. Иван Грозный.

[4] Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание Покровского девичьего монастыря в городе Суздале.

СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЯ

Святыня Покровской обители – мощи преподобной Софии Суздальской

Прп. София Суздальская, в миру великая княгиня московская Соломония Юрьевна Сабурова, первая супруга Василия III, подвизалась в Покровском монастыре 17 лет. Постриг был принят ею в московском Богородице-Рождественском монастыре в 1525 году.

Канонизация подвижницы была совершена в середине XVII века по благословению Святейшего патриарха Иосифа.

Обретение мощей прп. Софии совершилось 14 августа 1995 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мощи были перенесены в Покровский собор и установлены на солее.

В 2007 году память прп. Софии была вынесена на всецерковный уровень почитания.

В 2015 году в подклете-усыпальнице Покровского собора обители митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий совершил освящение храма в честь прп. Софии. В этом храме в наше время сохраняется место погребения святой подвижницы после кончины, последовавшей в 1542 году.

В наше время в честь прп. Софии Суздальской освящены храмы в г. Кемерово, в г. Шахты Ростовской области, в поселке Кубанский Новопокровского района Краснодарского края.

Дни памяти прп. Софии Суздальской

16 / 29 декабря – день кончины (1542)

1 / 14 августа – обретение честных мощей (1995)

Помощь по молитвам прп. Софии Суздальской

1602 г.

1 августа исцелилась княгини Александры Ногтевой девица Анна, шесть лет страдавшая слепотой.

1609 г.

Своим грозным явлением прп. София прогнала от стен Покровского монастыря пана Лисовского, польского предводителя, намеревавшегося разграбить обитель, и поразила его тяжким недугом.

1610 г.

1 августа исцелилась жена священника Покровского монастыря Дарья, бывшая в расслаблении, «ни чем не владела».

1 августа исцелилась жительница деревни Глазово Феодосия, страдавшая слепотой полтора года.

1 августа исцелился крестьянин суздальского Васильевского монастыря Федор, «не видел очима два года».

1646 г.

10 мая исцелилась девица Иулиания из села Васильково, вотчины владимирского Рождественского монастыря, бывшая в расслаблении ума пять лет, не узнавала людей и билась, «и от того часа бысть здрава и в разуме своем по прежнему».

8 октября получила исцеление девица Ирина из села Васильково, вотчины Рождественского монастыря, лежавшая в расслаблении четыре года, «ни чем не владела».

1647 г.

16 апреля получила исцеление монахиня суздальского Александровского монастыря Феодора, «не видела очима десять недель, и бысть здрава якоже и прежде».

19 мая исцелилась Гликерия Афанасьева из села Иванского Суздальского уезда, не владевшая правой рукой двадцать недель.

11 июня исцелился сын Василия Иванчушина, служившего при Покровском монастыре, четырехлетний младенец Иван, страдавший слепотой полтора года.

21 июня исцелилась младенец Параскева, дочь суздальского «оконнишнаго мастера» Никона, «очима не видела год».

11 июля исцелилась девица Иулитта из села Кидекши, вотчины нижегородского Печерского монастыря, «не слышала ушима два года, и от того числа бысть здрава».

14 июля исцелился крестьянин Матфей Силвестров из деревни Телепнихи Суздальского уезда дворцовой Лопатницкой волости, «был в забвении ума девять недель, одержим страхом, людей не знал и бегал, и от того числа бысть здрав».

1648 г.

2 октября исцелилась девица Феврония, дочь Прокопия Молвянинова, из Суздаля, лежала в расслаблении целый год.

1649 г.

10 апреля после усердной молитвы у гроба прп. Софии исцелилась клиросная монахиня Покровского монастыря Александра Трусова, не видевшая шесть дней.

22 июня исцелилась отроковица Анна, дочь крестьянина Терентия Емельянова из села Иванского Суздальского уезда, «не слышала ушима полтретья года, и шел из ушей гной и черви, и от того числа бысть здрава и отъиде в дом с материю своею радуяся».

22 июня исцелился крестьянин Косьма Леонтьев из деревни Башарихи Суздальского уезда, «не слышал ушима от Филиппова поста».

1653 г.

26 декабря исцелилась крестьянка Кобыганского монастыря в Суздальском уезде Ирина Федорова, полтора года находилась в расслаблении.

1654 г.

21 января исцелился крестьянин села Лучинского Юрьевского уезда Иеремия Георгиев, «немоществовал главою, сна не имел день и нощь, явилася ему преподобная София во сне тонце и от той болезни исцели».

23 марта исцелились крестьяне Самсон и Федор из деревни Митриково, вотчины суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, «были в забвении ума и немоществовали тою скорбию десять недель».

1657 г.

24 ноября исцелилась по молитвам преп. Софии послушница девица Марфа, потеряла зрение и страдала два дня.

1917 г.

Заблудившейся в лесу девице Александре Крыловой из деревни Самушино Суздальского уезда преп. София своим чудесным явлением указала дорогу к дому.

1993 г.

По молитвам сестер монастыря ко преп. Софии быстро был найден вор, совершивший кражу в храме обители. Во время следствия он заявил, что, находясь один ночью в алтаре, услышал человеческие вздохи, которые исходили со стороны гробницы прп. Софии и которые его сильно напугали, заставив бежать.

1995 г.

14 августа, в день обретения мощей преп. Софии, исцелилась младенец Елена М. из Иваново, страдавшая кожным заболеванием.

1996 г.

17 марта во время молитвы у мощей преп. Софии исцелилась Наталья Р. из Владимира, более тринадцати лет страдавшая гинекологическим заболеванием.

У Натальи Ф., жительницы города Новокуйбышевска Самарской области, детей в браке не было восемь лет, врачи диагностировали бесплодие. Во сне она видела преп. Софию, которая сказала: «Так как ты очень просишь ребенка, то получишь просимое». 20 ноября у нее родилась дочь Ксения.

29 декабря, в день памяти преп. Софии, в Покровском монастыре приносили покаяние около шестидесяти человек, которые вернулись в лоно Русской Православной Церкви из суздальского раскола.

1999 г.

30 сентября после регулярного помазывания святым маслом от мощей преп. Софии исцелилась жительница г. Сумы Ксения, страдавшая беснованием.

2001 г.

После долгих и усердных молитв ко преп. Софии Ирины К. из города Одинцово Московской области в семье родилась дочка, которую по обету назвали Софией в честь преп. Софии Суздальской.

2002 г.

После посещения Покровского монастыря и молитв ко преп. Софии от онкологического заболевания исцелилась Галина Б. из Тюмени. Во сне до этого она трижды видела икону преп. Софии, от которой, как она поняла, получит помощь.

2003 г.

После помазывания святым маслом от мощей преп. Софии получила помощь от инсульта и быстро пошла на поправку жительница Иваново Валентина З.

28 июля в семье Александра В. из города Петушки Владимирской области после трехлетних молитв ко преп. Софии родилась долгожданная дочь, которую назвали Софией.

2004 г.

После молитв у мощей преп. Софии житель Москвы А., страдавший от сильных болей при радикулите, получил облегчение; а после регулярного помазывания святым маслом от мощей боли окончательно исчезли.

26 августа после молитв ко преп. Софии Любови К. из Москвы у нее, несмотря на поздний возраст и проблемы со здоровьем, о которых предупреждали врачи, родилась здоровая девочка, которую по обету назвали Софией.

2006 г.

После молитвы у мощей преп. Софии исцелилась пятилетняя девочка, приехавшая с мамой из Владимира; девочка страдала частой и беспричинной плаксивостью, что вызывало опасения заботливых и любящих родителей.

В мае после молитв у мощей преп. Софии исцелилась младенец София Ч. из Москвы, страдавшая болезнью суставов (ревматоидный артрит).

12 октября у жительницы Нижнего Новгорода Пелагии, которая, по заключению врачей, не могла иметь детей, но которая не теряла надежды на помощь преп. Софии, родился сын Михаил.

2007 г.

После посещения монастыря и молитвы у мощей преп. Софии исцелилась Юлия У. из Москвы, у которой было кожное заболевание на руках (дерматит), из-за чего она не могла работать.

Исцелилась от кожного аллергического заболевания жительница Владимира Анна К.

2008 г.

8 февраля после пятидневных молитв в монастырском храме с чтением акафиста прп. Софии исцелилась жительница Москвы Татьяна, страдавшая от грыжи позвоночника.

8 июля исцелилась Алевтина М. из Москвы, страдавшая гинекологическим заболеванием.

2013 г.

После долгих молитв ко преп. Софии у Марии Л., десять лет не имевшей в браке детей, родилась дочь Елизавета.

Жительница Москвы Наталья К. после молитв у мощей преп. Софии получила помощь, избавившись от болей при гинекологическом заболевании.

После молитв ко преп. Софии Нины Г. из города Мытищи Московской области за сына и его супругу, шесть лет не имевших в браке детей, в их семье родилась дочь Александра, а через два года – дочь Анастасия.

2014 г.

Исцелилась от бесплодия жительница Казани Анна П., восемь лет не имевшая в браке детей, после молитв у мощей преп. Софии в семье родилась дочка.

После молитв ко преп. Софии Димитрия Д. из Белоруссии, отбывавшего наказание, его семья сохранилась от распада.

После молитв ко преп. Софии Сусанны С. из г. Джексонвилл (США) у ее 37-летней дочери, не имевшей в браке детей, родился сын, при этом отпала необходимость в операции для устранения причин бесплодия, которая уже была назначена врачами.

После молитв ко преп. Софии жительницы Москвы Марии, у которой врачи диагностировали бесплодие, в семье родилась дочь София.

2015 г.

3 октября во время переноса мощей преп. Софии из летнего в зимний храм получила помощь жительница села Цибеево Суздальского района Татиана, которая сильно страдала от болей в спине.

У Ольги Б., в течение трех лет не имевшей в браке детей, после молитв ко преп. Софии родилась двойня, две девочки.

2016 г.

30 июня по молитвам ко преп. Софии супругов Сергея и Ирины Х. из Ульяновска в семье родилась дочь, которую назвали Софией.

После посещения монастыря и молитв у мощей преп. Софии у супругов Вячеслава и Юлии, которые приехали из Финляндии, легко разрешились вопросы с покупкой жилья для всей семьи.

У Марины из города Владимира, не имевшей в браке детей, после молитв у мощей преп. Софии родился долгожданный ребенок.

После того, как у иконы прп. Софии в Покровском соборе родственниками было оставлено молитвенное прошение за престарелую бабушку Тамару, атеистку, имевшую сварливый характер, бабушка пожелала исповедаться и причаститься, намного спокойнее стал и ее характер, что удивило родственников.

В семье супругов З. из Москвы рождались только мальчики, но родители хотели иметь дочку. После молитв у мощей преп. Софии в семье родилась долгожданная девочка, которую назвали Верой.

В семье Дмитрия и Юлии из Москвы долго не было детей, после молитв ко преп. Софии в семье родился ребенок.

У супругов Антона и Марии из Москвы, не имевших в браке детей, после молитв ко преп. Софии родилась долгожданная дочка София.

После молитв у мощей преп. Софии в семье Владимира и Марии из Иваново наладились отношения и, несмотря на диагностирование у супруги бесплодия, в семье, к удивлению врачей, родился сын Владимир.

2017 г.

13 января у Евгения и Натальи из Софьинского сельского поселения Раменского района Московской области, не имевших два года в браке детей, после молитв ко преп. Софии родилась дочь София.

23 июня после молитв у мощей прп. Софии разрешилась семейная проблема: взрослый сын после пятилетнего молчания пригласил родителей на день рождения своей маленькой дочки, которую бабушка и дедушка еще не видели.

2018 г.

Исцелилась жительница Суздаля Нина Б., страдавшая отслоением сетчатки обоих глаз.

2019 г.

Врачи подозревали онкологическое заболевание у Ольги Ф. из поселка Никологоры Владимирской области. Сильное беспокойство, мучившее ее, ушло после молитв у мощей преп. Софии, она ясно почувствовала внутри мир и успокоение. После удаления образований и проведения медицинских обследований подозрения на онкологию не подтвердились.

Частицы мощей в храмах обители

Святителя Николая Чудотворца, великомучеников Пантелеимона и Димитрия Солунского, святителей Луки

Крымского, Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова), блаженной Матроны Московской,

преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Саввы Сторожевского, Евфимия Суздальского,

Илии Муромца, Нестора Летописца, Петра и Февронии Муромских, Киево-Печерских преподобных отцов, Оптинских

старцев, святых новомучеников

© Свято-Покровский женский монастырь г. Суздаля

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна

Преподобная София (в миру Соломония) Суздальская

Краткое житие преподобной Софии (в миру Соломонии) Суздальской

Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру Со­ло­мо­ния, ве­ли­кая кня­ги­ня, бы­ла до­че­рью бо­яри­на Юрия Кон­стан­ти­но­ви­ча Са­бу­ро­ва. В 1505 го­ду на нее пал вы­бор на­след­ни­ка пре­сто­ла, бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча. Брак их не был счаст­ли­вым, так как Со­ло­мо­ния ока­за­лась бес­плод­ной. Чтобы иметь на­след­ни­ка, ве­ли­кий князь Ва­си­лий Иоан­но­вич ре­шил же­нить­ся вто­рич­но (на Елене Глин­ской) и 25 но­яб­ря 1525 г. ве­лел по­стричь Со­ло­мо­нию в мо­на­хи­ни. На­силь­но по­стри­жен­ная с име­нем Со­фия, Со­ло­мо­ния бы­ла со­сла­на под стра­жу в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, где по­дви­га­ми из­гна­ла из серд­ца мир­ские по­мыс­лы и все­це­ло по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу.

Князь Курб­ский на­зы­ва­ет бла­жен­ную кня­ги­ню «пре­по­доб­ною му­че­ни­цею». В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «Свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ния, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­твор­ни­ца». При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че ее чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на по­сы­ла­ла в Суз­даль «на ве­ли­кую кня­ги­ню Со­ло­мо­ни­ду, а во ино­цех Со­фию, бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых». Пат­ри­арх Иосиф пи­сал к Суз­даль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­пи­о­ну о пе­нии над Со­фи­ей па­ни­хид и мо­леб­нов. Пре­по­доб­ная Со­фия пре­ста­ви­лась к Бо­гу в 1542 го­ду. В опи­са­нии Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния при­во­дит несколь­ко слу­ча­ев чу­дес­ных ис­це­ле­ний при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии.

Полное житие преподобной Софии (в миру Соломонии) Суздальской

Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния Са­бу­ро­ва, бы­ла пер­вой же­ной ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча (1505–1533). Он вы­брал ее в су­пру­ги из пя­ти­сот са­мых кра­си­вых де­виц. Но брак ока­зал­ся без­дет­ным, о чем ве­ли­ко­кня­же­ская че­та силь­но скор­бе­ла. По­сле 20 лет су­пру­же­ства, несмот­ря на уве­ща­ния ду­хо­вен­ства, ве­ли­кий князь ре­шил всту­пить во вто­рой брак с ли­тов­ской княж­ной Еле­ной Глин­ской. Мит­ро­по­лит Вар­ла­ам, об­ли­чив­ший неза­кон­ность рас­тор­же­ния бра­ка, был све­ден с мит­ро­по­ли­чье­го пре­сто­ла – впер­вые в рус­ской ис­то­рии – и за­то­чен в мо­на­стырь, а пре­по­доб­ный Мак­сим Грек, за­сту­пив­ший­ся за кня­ги­ню Со­ло­мо­нию, за­пре­щен и так­же за­клю­чен в тем­ни­цу. Все Все­лен­ские пат­ри­ар­хи осу­ди­ли по­сту­пок ве­ли­ко­го кня­зя, а пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Марк пред­ска­зал рож­де­ние от вто­ро­го бра­ка мла­ден­ца, ко­то­рый по­ра­зит мир сво­ей же­сто­ко­стью (Иоан­на Гроз­но­го).

25 но­яб­ря 1525 го­да ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния на­силь­но бы­ла по­стри­же­на в мо­на­ше­ство с име­нем Со­фия в Мос­ков­ском Рож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре. По­сле по­стри­га ее от­пра­ви­ли под стра­жей в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, ко­то­рый впо­след­ствии стал мес­том за­то­че­ния неволь­ных цар­ствен­ных по­стри­же­ниц. Не сра­зу при­ми­ри­лась ве­ли­кая кня­ги­ня со сво­им но­вым по­ло­же­ни­ем, дол­го скор­бе­ла. Но, по­ко­рясь во­ле Бо­жи­ей, Со­фия на­шла уте­ше­ние и уми­ро­тво­ре­ние в усерд­ной мо­лит­ве.

Ино­ки­ня Со­фия, по­знав тще­ту ско­ро­пре­хо­дя­щих зем­ных благ, всей ду­шой воз­же­ла­ла Цар­ствия Бо­жия и прав­ды его (Мф.6:33). В то вре­мя, как в ми­ру умно­жа­лись без­за­ко­ния, она в сво­ем уеди­не­нии укра­ша­лась доб­ро­де­те­ля­ми и по­сте­пен­но вос­хо­ди­ла к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Князь Курб­ский в по­сла­нии к Иоан­ну Гроз­но­му (1533–1584) на­звал кня­ги­ню-ино­ки­ню «пре­по­доб­но­му­че­ни­цей».

Пре­по­доб­ная Со­фия скон­ча­лась в 1542 го­ду и бы­ла по­хо­ро­не­на в Суз­даль­ском По­кров­ском мо­на­сты­ре. Сте­пен­ная кни­га гла­сит об этом: «По­жив бла­го­дар­но и бо­го­угод­но к Бо­гу отъ­и­де». Уже бли­жай­шие по­том­ки мо­лит­вен­но по­чи­та­ли пре­по­доб­ную Со­фию. В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ня, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­тво­ри­ца». При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че (1584–1598), сыне Гроз­но­го, ее уже чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на от­пра­ви­ла в дар на ее гроб­ни­цу «бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых».

Пат­ри­арх Иосиф (1642–1652) пи­сал Суз­даль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­пи­о­ну о со­вер­ше­нии мо­леб­нов и па­ни­хид над гро­бом пре­по­доб­ной Со­фии. Поз­же, в XIX ве­ке, ар­хи­епи­ско­пом Суз­даль­ским и Та­рус­ским Се­ра­пи­о­ном бы­ла со­став­ле­на служ­ба пре­по­доб­ной Со­фии.

В опи­са­нии го­ро­да Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния со­об­щил о чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии. Так, в 1598 го­ду у ее гроб­ни­цы про­зре­ла княж­на Ан­на Нечте­ва, шесть лет стра­дав­шая сле­по­тою. В 1609 го­ду, во вре­мя на­ше­ствия по­ля­ков на Рос­сию, пре­по­доб­ная Со­фия спас­ла Суз­даль от ра­зо­ре­ния. Она яви­лась в гроз­ном ви­де пред­во­ди­те­лю во­ен­но­го от­ря­да по­ля­ков Ли­сов­ско­му. От стра­ха у него па­ра­ли­зо­ва­ло ру­ку, и он дал клят­ву оста­вить в по­кое го­род и мо­на­стырь. Мно­го и дру­гих чу­дес со­вер­ши­лось по мо­лит­вам пре­по­доб­ной Со­фии.

Молитвы

Тропарь преподобной Софие Суздальской глас 4

Вы́шняго красото́ю я́вственно украша́яся,/ по́стнически бо труды́ подвиза́ся преподо́бная Софи́я/ и бысть насле́дница Небе́сному Ца́рствию,/ и вни́де в Небе́сный Черто́г наслади́тися Христо́вы красоты́,/ Его́же моли́ спасти́ся гра́ду Су́ждалю/ от пога́ных нахожде́ния и междоусо́бныя бра́ни// и пода́ждь душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак преподобной Софие Суздальской глас 1

Но́щи стра́стныя избе́гши, богому́драя Софи́е преподо́бная,/ к Незаходи́мому же Со́лнцу, Христу́, прише́дши,/ умертви́ла еси́ пло́тское мудрова́ние посто́м же, воздержа́нием и моли́твами,/ показа́ся ра́вна а́нгелом,/ на земли́ бо поживе́ и ду́хи нечи́стыя от челове́к отгна́ла еси́,/ и разли́чная исцеле́ния подава́еши, от мно́гих бед и зол избавля́еши,/ Софи́е преподо́бная,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Преподобная София Суздальская

Государь Всея Руси Иоанн Третий, чувствуя приближение кончины, пожелал женить сына Василия — своего наследника и соправителя. По его приказу в Москву на смотр невест были доставлены сотни девиц, прекрасных лицом и станом. После строго отбора десять достойнейших из них были представлены Василию Иоанновичу.

Сердце молодого царя покорила Соломония из рода Сабуровых. Отец её, боярин Юрий Константинович, был потомком татарского мурзы Чета, принявшего в четырнадцатом веке христианство с именем Захарий.

Соломонию торжественно ввели в особые царские хоромы, где ей предстояло жить до свадьбы под присмотром дворовых боярынь. Но она словно не рада была пышным палатам, устроенным по вкусу покойной матушки Василия Иоанновича, величественной царицы Софьи из византийской императорской династии Палеологов. Целыми днями просиживала государева избранница за рукоделием и шептала молитву, роняя на шитьё слёзы. В услужении при царской невесте позволили находиться ее младшей сестре Марии. Бойкая девочка никак не могла взять в толк, отчего горюет Соломония.

Ну что же ты все плачешь, сестрица? Ты только посмотри, как красиво и разумно здесь все устроено! Век бы жила в этой хоромине! Какая же ты счастливица, что стала царицей!

Ох, Марьюшка, что за царица из меня? Я — раба Государева. Коли Господь рассудил мне стать женой царя, буду служить ему верой и правдой. Может быть, детушки мои будут достойны этих палат, а я здесь словно на чужом месте. Потому и робею, потому и плачу.

Тише воды, ниже травы держала себя Соломония во дворце и после свадьбы. Покорная мужу, она даже в мыслях не прекословила ему и во всем старалась угождать.И царь благосклонно относился к супруге, ценя ее добросердечие. Годы шлив любви и согласии. Одно лишь омрачало счастье супругов — Бог не давал им наследника. Недоброжелатели шептались за спиной у кроткой царицы, что она не оправдала надежд государя. А иные бояре и в лицо осмеливались попрекнуть её бездетностью, притворно изображая сочувствие. Соломония безответно сносила упреки. Свою боль и надежду царица изливала в шитых шелком иконах — она ни на день не оставляла рукоделие. В 1525 году, через двадцать лет после Венчания, Соломония подарила Троице-Сергиеву монастырю собственноручно вышитую пелену «Явление Богоматери преподобному Сергию». На клеймах, окружавших центральный образ, царица запечатлела сюжеты, рассказывающие о чудесных случаях дарования дитя после долгих лет бездетности — «Зачатие Иоанна Предтечи» и «Зачатие Богородицы». Здесь же она оставила надпись: «Помилуй, Господи, благоверного великого князя Василия Ивановича, Государя всея Русии его благоверную великую княгиню Соломонию и подай им, Господи, плод чрева».

Бездетность царицы была бедой не только личной, но и династической. Василий Иоаннович желал видеть на русском престоле только своего сына. Когда же у венценосной четы иссякли надежды на беременность Соломонии, она сложила с себя царскую корону, надев вместо нее монашеский клобук. Царь женился на молодой княжне Елене Глинской, и через три года она родила сына Ивана — будущего царя, вошедшего в русскую историю под прозванием Грозный.

Соломония Сабурова приняла монашество с именем София и поселилась в Суздальском Покровском монастыре. В одних летописях сказано, что это был добровольный шаг великой княгини, в других утверждается, что постриг был совершен по велению царя. Но ни один исторический документ не подвергает сомнению факт, что, оставив мир, великая княгиня нашла утешение в молитве и радость — в богообщении.

Святость Софии была очевидной для современников, народное почитание великой княгини началось вскоре после ее кончины. Уже в шестнадцатом веке стали известны многочисленные случаи исцеления по молитвам к ней. В семнадцатом столетии была написана икона Софии Суздальской, и образ прославился как чудотворный. Однако, официальная канонизация княгини свершилась только в 1984 году! И это посмертное молитвенное служение преподобной Софии, лишь спустя четыре столетия увенчавшееся прославлением — словно еще один штрих к портрету кроткой, смиренной праведницы.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Читать еще:  Исаакий Далматский: житие и биография святого, чем помогает
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector