2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роман Сладкопевец — житие и биография преподобного, мощи, дни памяти и почитание, труды и творения

Преподобный Роман Сладкопевец, Константинопольский диакон

Дни памяти

Житие

Пре­по­доб­ный Ро­ман, про­зван­ный «Слад­ко­пев­цем», был по про­ис­хож­де­нию гре­ком и ро­дил­ся в се­ре­дине V сто­ле­тия в си­рий­ском го­ро­де Еме­се. По­лу­чив об­ра­зо­ва­ние, он стал диа­ко­ном в Вос­кре­сен­ском хра­ме в го­ро­де Бей­ру­те. При им­пе­ра­то­ре Ана­ста­сии Ди­ко­ре (401–518 гг.) он пе­ре­ехал в Кон­стан­ти­но­поль и стал кли­ри­ком при пат­ри­ар­шем хра­ме Свя­той Со­фии. Он усерд­но по­мо­гал при бо­го­слу­же­ни­ях, хо­тя не от­ли­чал­ся ни го­ло­сом, ни слу­хом. Од­на­ко пат­ри­арх Ев­фи­мий лю­бил Ро­ма­на и да­же при­бли­зил его к се­бе за его ис­крен­нюю ве­ру и доб­ро­де­тель­ную жизнь.

Рас­по­ло­же­ние пат­ри­ар­ха к свя­то­му Ро­ма­ну воз­бу­ди­ло про­тив него несколь­ких со­бор­ных кли­ри­ков, ко­то­рые ста­ли его при­тес­нять. На од­ном из пре­дрож­де­ствен­ских бо­го­слу­же­ний эти кли­ри­ки вы­толк­ну­ли Ро­ма­на на ам­вон хра­ма и за­ста­ви­ли петь. Храм был пе­ре­пол­нен бо­го­моль­ца­ми, слу­жил сам пат­ри­арх в при­сут­ствии им­пе­ра­то­ра и при­двор­ной сви­ты. Сму­щен­ный и на­пу­ган­ный, свя­той Ро­ман сво­им дро­жа­щим го­ло­сом и невнят­ным пе­ни­ем все­на­род­но осра­мил­ся. При­дя до­мой со­вер­шен­но по­дав­лен­ным, свя­той Ро­ман но­чью дол­го и на­пря­жен­но мо­лил­ся пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­ли­вая свою скорбь. Бо­го­ро­ди­ца яви­лась ему, по­да­ла бу­маж­ный сви­ток и ве­ле­ла съесть его. И вот со­вер­ши­лось чу­до: Ро­ман по­лу­чил кра­си­вый, ме­ло­дич­ный го­лос и од­новре­мен­но по­э­ти­че­ский дар. В при­ли­ве вдох­но­ве­ния он тут же со­ста­вил свой зна­ме­ни­тый кондак празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва: «Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го раж­да­ет, и зем­ля вер­теп Непри­ступ­но­му при­но­сит; Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­во­сло­вят, вол­сви же со звез­дою пу­те­ше­ству­ют; нас бо ра­ди ро­ди­ся От­ро­ча Мла­до, Пре­веч­ный Бог».

На сле­ду­ю­щий день свя­той Ро­ман при­шел в храм к все­нощ­ной под Рож­де­ство Хри­сто­во. Он на­сто­ял, чтобы ему раз­ре­ши­ли сно­ва спеть на ам­воне, и на этот раз так пре­крас­но спел со­став­лен­ный им гимн «Де­ва днесь», что вы­звал все­об­щий вос­торг. Им­пе­ра­тор и пат­ри­арх бла­го­да­ри­ли свя­то­го Ро­ма­на, а лю­ди на­зва­ли его Слад­ко­пев­цем. С тех пор свя­той Ро­ман укра­шал бо­го­слу­же­ния сво­им див­ным пе­ни­ем и вдох­но­вен­ны­ми мо­лит­ва­ми.

Лю­би­мый все­ми, свя­той Ро­ман стал учи­те­лем пе­ния в Кон­стан­ти­но­по­ле и вы­со­ко под­нял бла­го­ле­пие пра­во­слав­ных бо­го­слу­же­ний. За свой по­э­ти­че­ский дар он за­нял по­чет­ное ме­сто сре­ди цер­ков­ных пес­но­пис­цев. Ему при­пи­сы­ва­ют бо­лее ты­ся­чи мо­литв и гим­нов на раз­лич­ные празд­ни­ки. В осо­бен­но­сти сла­вит­ся ака­фист Бла­го­ве­ще­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рый по­ет­ся в пя­тую суб­бо­ту Ве­ли­ко­го по­ста. По его об­раз­цу со­став­ля­лись про­чие ака­фи­сты. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ро­ман в 556 го­ду.

14октября-память преподобного Романа Сладкопевца

В день Покрова Пресвятой Богородицы мы празднуем также память преподобного Романа Сладкопевца — автора многочисленных песнопений в честь Пресвятой Девы. Его жизнь и творчество — один из самых ярких примеров того, как Бог отвечает на искреннюю и чистую любовь человека к Нему и Его Матери, щедро одаривая Своих верных чад.

Достоверных сведений о жизни преподобного Романа сохранилось немного. Известно, что будущий певец Церкви Христовой родился во второй половине V века в Западной Сирии, в городе Эмессе (ныне — Хомс), в иудео-христианской семье. «Родом был из евреев, но ум имел утвержденным. Он не был фарисеем, но сосудом многоценнейшим», — говорится о преподобном Романе в дошедшем до нас древнем каноне.
С юности святой Роман вел чистую и целомудренную жизнь, стремясь угодить Богу. Он получил полное классическое образование, хорошо знал греческую философию и литературу. Известно также, что преподобный изучал медицину: тексты его песнопений изобилуют древними медицинскими терминами. Но в результате конфликта с эмесскими врачебными сообществами он оставил это занятие. Святой Роман не мог смириться с «растленным собранием лжеврачей, чрез мзду души человеческих изымающих». Сам он лечил больных за очень умеренную плату или вообще безвозмездно, чем, естественно, вызывал гнев остальных врачей.
Переехав в Бейрут, он стал пономарить в местном Воскресенском храме. Бейрут в те времена был крупным культурным центром восточного Средиземноморья, но, несмотря на соблазны большого города, юноше-провинциалу удалось сохранить чистоту души.

При императоре Анастасии Дикоре святой Роман перебрался в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии –главной Константинопольской святыне. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Столичные собратья-клирики не упускали случая посмеяться над неудачником-провинциалом.
Негодование клириков усилилось после того, как патриарх Евфимий приблизил преподобного Романа к себе за искреннюю веру и добродетельную жизнь и назначил ему жалование наравне с чтецами и певцами.
Однажды на торжественном богослужении под Рождество Христово, где присутствовал сам император, озлобленные клирики силой вытолкнули святого Романа на амвон, выставив его невежество на позор со словами: «Пой, если ты получаешь равную с нами часть». Со стыдом и позором преподобный покинул амвон, ведь он совсем не умел петь.

Униженный и расстроенный, проведя долгое время в плаче и молитве перед иконой Божией Матери, святой Роман встал и пошел в дом свой и, не вкусив от печали пищи, забылся сном. И вот во сне явилась ему Пресвятая Владычица наша Богородица, утешение всех скорбящих, держа в руке небольшой книжный свиток и сказала Роману тихим голосом:
— Открой уста!
Когда Роман открыл уста свои, Владычица вложила в них свиток и повелела съесть его.
Роман проглотил хартию и тотчас проснулся, но никого не увидел перед собою; ибо Явившаяся стала невидима. Сердце его исполнилось неизреченной сладости и радости духовной, и стал он размышлять о том, что увидел. В уме же своем он вдруг ощутил разумение книжное, ибо Дева Богородица, как некогда Сын Ее — Своим апостолам, отверзла ему ум к разумению писаний (Лк.24,27). Он исполнился великой премудрости и стал со слезами благодарить Наставницу свою за то, что в одно мгновение Она даровала ему такие познания, каких он не мог бы достигнуть в течение многих лет.
Со свитком Богородицы святой получил голос и поэтический дар, после чего сразу же составил свой первый знаменитый кондак в честь праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает».

Читать еще:  Праведные Иоаким и Анна - житие, описание и история жизни, чудеса и дни памяти святых

На следующий день во время всенощного бдения, когда нужно было воспеть песнопение в честь праздника, святой Роман настоял, чтобы его допустили к пению на амвоне, и на этот раз прекрасно спел составленный им гимн:
— «Дева днесь пресущественнаго раждает, и земля вертеп неприступному приносит. Аггели с пастырями славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися отроча младо Первовечный Бог».
Все, видевшие и слышавшие сие, удивлялись и услаждались пением Романа, вникая в смысл песнопения. Когда же он окончил свою песнь, патриарх спросил, откуда у него такая премудрость. Роман не скрыл чуда Богородицы, но исповедал Ее благодать и прославлял вразумившую его Небесную Наставницу. Клирики, оскорбившие его, устыдились и, покаявшись, пали к ногам Романа, прося у него прощения.
Патриарх же тотчас поставил святого Романа диаконом, и из уст его премудрость потекла как река, а тем, кто сначала упрекал его за простоту и невежество, пришлось потом самим же у него учиться.
За удивительное вдохновенное пение люди стали называть преподобного Романа Сладкопевцем. Он стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял уровень благолепия православного богослужения. Святой Роман составил около тысячи духовных песнопений, многие из которых по сей день употребляются в богослужениях. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его подобию составлялись и многие другие.
Свое земное существование величайший гимнограф византийского мира окончил около 560 года в монастыре Авасса, располагавшемся недалеко от Константинополя.
Проведя жизнь свою Богоугодно и праведно, он переселился в вечные обители и ныне с ангельскими ликами вечно воспевает Богу Трисвятую песнь.

Вселенская Церковь причислила его к лику святых.
Частица мощей преподобного Романа находится в киевском храме, освященном в его честь.
Преподобный Роман является покровителем рода Романовых. В 1902 году при содействии страстотерпца царя Николая II в родовой усыпальнице его предков, находящейся в подклетье Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве, был устроен храм во имя святого Романа. После революции храм был осквернен большевиками и восстановлен уже в 90-х годах XX столетия, когда началось возрождение Новоспасского монастыря.

Преподобный Роман справедливо признается отцами Церкви творцом кондаков. Само название кондаков напоминает о том чудесном случае с пергаментным свитком («кондакионом»), который вручила ему Богородица. С тех пор кондаками стали называться краткие церковно-богослужебные песнопения в честь Господних и Богородичных праздников, а также в честь святых и в память усопших, излагающие сущность праздников и составляющие тему для всего богослужебного их чинопоследования.
Все творения преподобного Романа Сладкопевца отличаются богатством и изящностью стихотворной формы. По содержанию очень просты и совсем не аллегоричны. Его гимны, как правило, содержат вариации на тему какого-либо библейского сюжета. Картинные подробности и диалоги помогали слушателям живее воспринимать события Священной истории. Например, кондак «На усопших» прославляет блаженную жизнь обитателей рая. Кондак «О предательстве Иудином» посвящен новозаветному сюжету. Деяние Иуды в глазах автора столь ужасно и немыслимо, что даже непонятно,
Как море гнев сдержало,
Как небо на землю не пало,
Как мира строение устояло…

Святой Роман сочинял свои произведения не только для эстетического наслаждения любителей поэзии и музыки. Это был отклик на волновавшие его современников проблемы церковной и общественной жизни. Например, на бушевавшую в то время монофизитскую ересь он отвечает поэмами «Мария и волхвы» и «Мария у Креста», в которых создает глубоко психологический образ Марии-Матери и тем самым утверждает совершенную человеческую природу Богочеловека. В поэме «Мария у Креста» святой Роман описывает тяжелые переживания Пресвятой Богородицы как Матери, теряющей Сына.
Известный библеист С. С. Аверинцев писал: «Естественность и уверенность, с которой творил преподобный Роман, казались современникам чудом». В самом деле, это и было чудо, ведь Сама Пресвятая Богородица сообщила ему дар сложения кондаков.
Помимо кондаков, святой Роман Сладкопевец считается творцом икосов, которые, по свидетельству святого Марка, митрополита Эфесского, «вместе с кондаками петы были в одних прекрасных тех покоях (по греч. oikos — «дом, покой»), где священный муж имел обыкновение проводить ночи в бдении. Отсюда-то они и получили такое название». «Икосами» называются в Церкви пространнейшие песнопения в честь и память праздника или в память усопших. По своему содержанию они сходны с кондаками, пишутся одним размером и поются на один глас. Икос всегда следует за кондаком, так как представляет развитие последнего.

Церковь в своих песнопениях воспевает преподобного Романа «гуслей сладковещанной», «сладкогласной цитрой Божественного Духа», «свирелью церковною», «соловьем божественных песней», «струной преславных слов Духа»…
А мы обратимся к преподобному словами, которые написал святой Герман, патриарх Константинопольский, на день его памяти:
«Самый ранний, первый плод прекрасных гимнов ты показал как средство для спасения, Романе, отче наш; составляя ангельские песни, ты беседовал с Богом. Умоли Христа Бога избавиться от искушений и бед прославляющим тебя».

«Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная».

Тропарь преподобному Роману Сладкопевцу, глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу и, действуя, учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.

Кондак преподобному Роману Сладкопевцу, глас 8
Божественными добродетельми духа измлада украсився, Романе премудре, Церкви Христове пречестное украшение был еси: пением бо прекрасным украсив ю, блаженне. Тем молим тя: подаждь желающим Божественнаго дарования твоего, яко да вопием ти: радуйся, отче преблаженне, красото церковная.

Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Романе, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Молитва преподобному Роману Сладкопевцу

Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней.
Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй.
Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу.
Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь.
Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника.

Читать еще:  Никодим Святогорец: житие святого, книги и учения преподобного

Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь.
Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими.
О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Роман Сладкопевец: жизнь и творчество

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Преподобный Роман Сладкопевец не прославился ни мученической кончиной за христианскую веру, ни подвигами благочестия. Не входил он и в число тех подвижников, что распространяют среди язычников слово Христово или усердно трудятся, создавая монастыри и храмы. Тем не менее, он стал одним из самых почитаемых святых.

Житие

Роман, прозванный Сладкопевцем, жил в Восточной Римской империи, на излете античности – в V-VI веках. Происходил он, как можно предположить из кондака, дошедшему до нас лишь во фрагментах и изданному византинистом Гродидье да Матоном, из еврейской семьи:

В молодости Роман подвизался клириком в храме Воскресения в городе Бейруте. Позднее перебрался в столицу Восточной Римской империи. Здесь, в Константинополе, будущий святой служил пономарем при храме святой Софии. Это был еще не тот величественный храм, выстроенный по приказу императора Юстиниана, а один из его предшественников. Однако, и эта, более ранняя и более скромная базилика, была важным для Константинополя Богослужебным центром. Здесь бывали члены императорской семьи и сам император, здесь служил Патриарх.

Полезные материалы

Роман был одним из многих клириков столичного храма, усердным, скромным и незаметным. Однако, Патриарх выделял его среди других, вероятно, именно за эту скромность и смиренное усердие.
И, как это часто случается, благоволение начальства стало причиной того, что его невзлюбили другие клирики. Они стали смеяться над «провинциальным выскочкой» и подстраивать ему всяческие злые каверзы.

Однажды, во время торжественного Богослужения накануне Рождества, они неожиданно вытолкали полномаря в центр храма. Момент службы был таков, что нужно было петь кафизмы. Присутствовали император, его семья, множество придворных, службу вел сам Патриарх. И вот при всем этом блестящем собрании Роман, не отличавшийся до сей поры ни голосом, ни слухом, начал петь – неумело, нелепо и некрасиво.

Придя в этот день в храм, Роман, не обращая внимания на насмешки, сам вызвался петь. Он встал на то самое место, где накануне потерпел столь мучительное фиаско, и запел свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественнаго рождает».

Так Роман Сладкопевец стал создателем жанра кондака. Само это слово происходит от греческого «свиток».
Все, кто был в храме, пришли в восторг от дивного голоса, певшего дивные слова. Романа нарекли Сладкопевцем, и с тех пор над ним уже никто не смеялся.

Роман Сладкопевец прожил долгую жизнь. Он был возведен в диаконы, занимался уроками пения, организацией хоров при храмах, и достиг на этом поприще многого. Незадолго до своей кончины диакон Роман принял монашеский постриг.

Память о преподобном диаконе Романе Сладкопевце в Константинополе бережно хранили и столетия спустя. В XIII веке в столице империи побывал путешественник из Новогорода, оставивший подробные записки о своих впечатлениях. Упоминает он и том, что ему показывали могилу Романа Сладкопевца.
День памяти этого святого отмечается 1 октября.

Иконы

Существуют несколько типов икон Романа Сладкопевца:

  • Наиболее распространенный: поясное изображение святого со свитком в руке, как на указание чудесного дара от Богородицы.
  • Второй, тоже очень распространенный тип: изображение видения Романа. Самого святого рисуют привставшем на ложе и принимающим из рук Богородицы свиток.
  • Третий вариант иконы: святой, стоящий посреди храма, в окружении других молящихся. Здесь запечатлен тот самый момент, когда Роман впервые поет хвалу Богородице своим чудесно обретенным голосом.

Творческое наследие

Наибольшую память о себе Роман Сладкопевец оставил как автор многих песнопений: кондаков, икосов, гимнов, молитв и акафистов. Роман был автором и слов, и музыки этих произведений, вошедших в сокровищницу православной гимнографии. Гимны Романа Сладкопевца, обычно, содержат вариации на темы библейских сюжетов.

Роман Сладкопевец считается автором более тысячи произведений. Несмотря на то, что со временем кондаки были потеснены в православной гимнографии другим типом песнопений – канонами, влияние творчества Романа Сладкопевца на позднейших авторов на протяжении столетий оставалось очень значительным.

В канонах разрабатывались темы, начало которых было положено еще Романом Сладкопевцем, сочиненный им кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает» и по сей день исполняется в Рождественских Богослужениях, начальные строфы многих канонов, которые мы именуем сегодня кондаками, сохранились со времен Романа.

К числу наиболее значительных творений Романа Сладкопевца следует отнести упоминавшийся уже кондак Пресвятой Богородице, а так же кондаки Святителю Николаю Чудотворцу, святым безсребренникам Косьме и Демиану, Симеону Столпнику и другие.

Явление Богоматери Роману Сладкопевцу. Ок. 985г.

В чём помогает святой

К этому святому обращаются те, кто:

  • стремится овладеть искусством пения, развить свои творческие способности;
  • хочет глубже понимать Священное Писание, молитвы и иные церковные тексты;
  • желает избавиться от неуверенности в себе;
  • страдает от завистников и гонителей;

Имя Романа Сладкопевца для всех православных навсегда останется примером того, что любое дело, творимое во славу Господа с чистым сердцем и искренней верой, не останется без награды.

Автор: Ольга Ельникова

Тропарь, кондак, величание

Тропарь преподобнаго Романа Сладкопевца, глас 8:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, действуя, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.

Кондак преподобнаго Романа Сладкопевца, глас 8:

Божественными добродетельми духа/ измлада украсився, Романе премудре,/ Церкви Христове пречестное украшение был еси:/ пением бо прекрасным украсив ю, блаженне./ Тем молим тя: подаждь желающим Божественнаго дарования твоего,/ яко да вопием ти:/ радуйся, отче преблаженне, красото церковная.

Читать еще:  Пророк Иезекииль: книга, житие и биография святого, испытания и пророчества, дни памяти

Молитва

Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Роман Сладкопевец. Справка

14 (по ст. ст. 1) октября Русская Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Романа Сладкопевца.

Церковный поэт-гимнотворец, создатель богослужебного жанра «кондаков» преподобный Роман, прозванный «Сладкопевцем», был по происхождению греком и родился в середине V столетия в сирийском городе Емесе.

Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте.

В царствование византийского императора Анастасия Дикора (491–518) святой переселился в Константинополь, где служил при храме во имя Богородицы в Кирах. Он проводил жизнь в посте и молитве, утруждая свое тело многочисленными подвигами и всенощными бодрствованиями. Вскоре святой Роман был поставлен пономарем в храме Святой Софии. Преподобный не имел дара пения и чтения, но вел добродетельную жизнь. Видя особое прилежание святого Романа к церковному послушанию, к нему благоволил Патриарх Евфимий (490–504), что вызывало зависть у других клириков.

Однажды в навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал сам император Анастасий, клирики заставили святого Романа читать и петь вместе с ними. Осмеянный ими Роман не ушел из храма после окончания службы, а пал перед иконой Пресвятой Богородицы, долго плакал и молился.

Пробуждение в святом Романе поэтического таланта житие описывает как внезапный и чудесный дар Богородицы, которая явилась ему ночью в сонном видении. Она подала святому Роману свиток и повелела его съесть. Так преподобный получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений.

На всенощном бдении в день праздника Рождества Христова преподобный взошел на амвон и пропел свой первый кондак (жанр церковной византийской гимнографии): «Дева днесь Пресущественнаго рождает…».

Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами.

Святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев.

Скончался Роман Сладкопевец (согласно новооткрытому житию) в 556 году в Авасском монастыре под Константинополем.

Преподобный Роман стал новатором, создавшим новые поэтические приемы, которые оказали влияние на всю византийскую и европейскую поэзию. Он довел до совершенства форму стихотворной проповеди со строфическим членением и рефреном, часто с элементами драматизации.

В греческом подлиннике гимны Романа Сладкопевца имели особый стихотворный размер, называемый тоническим.

Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов, из которых сохранилось лишь около 80. Большая часть из них посвящена библейским темам.

В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты.

Некоторые кондаки были усвоены церковным обиходом в славянских странах, в том числе на Руси.

Немецкий византинист Крумбахер, издавший полное собрание гимнов Сладкопевца, признает, что по поэтическому дарованию, одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка он превосходит всех других греческих песнопевцев.

Православная церковь причислила Романа Сладкопевца к лику святых.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector