0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пимен Великий: житие и биография преподобного, служение, дни памяти

Преподобный Пимен Великий

Святой Пимен жил на рубеже IV–V веков. Он родился в Египте. В 15 лет Пимен присоединился к своим шести братьям, которые подвизались в Скитской пустыне: авва Анувий был старшим, а Паисий младшим.

Еще будучи молодым, Пимен пошел спросить одного старца о трех помыслах, которые его беспокоили, но во время беседы забыл об одном из них. Вернувшись к себе и вспомнив о нем, он тотчас вышел и пробежал большое расстояние, которое отделяло его от старца, чтобы повергнуть перед ним свой помысел. Старец, удивленный его заботой о чистоте сердца, предрек: «Пимен, твое имя будут произносить по всему Египту, и ты действительно станешь пастырем 1 огромного стада».

В 407 году варвары-мазики опустошили монашеские поселения в пустыне Скит. Семь братьев избежали смерти, уйдя по дороге добытчиков селитры. Они поселились в Теренуфе, в Верхнем Египте, на берегу реки Нил.

Пимен приобрел там большую славу, так что благочестивые люди оставили старцев, у которых имели обыкновение спрашивать совета, и приходили с вопросами к нему. Когда некий посетитель пришел спросить авву Анувия, тот отправил его к Пимену, понимая, что брат удостоился дара духовного наставления. Но Пимен никогда не брал слова в присутствии старшего брата и отказывался говорить при другом старце, хотя и превосходил их всех.

Мать семерых братьев, узнав, куда удалились ее сыновья, отправилась навестить их, но встретила решительный отказ. Поэтому она расположилась около церкви и стала ждать, когда подвижники придут в нее на еженедельную службу. Завидев мать, сыновья тотчас пошли обратно. Она побежала вслед за ними и, найдя дверь закрытой, начала жалобно стонать. Пимен отвечал ей изнутри: «Что ты предпочитаешь: увидеть нас здесь или в грядущем веке?» Она воскликнула: «Разве я не ваша мать? Разве не я вскормила вас грудью? Ныне мои волосы поседели, разве не могу я вас увидеть?» Он объяснил: «Если ты заставишь себя не видеть нас здесь, ты увидишь нас там, в вечности». И благочестивая мать удалилась полная радости, говоря: «Если я обязательно увижу вас там, то в таком случае я более не хочу видеть вас здесь».

Вначале Пимен много постился, проводя часто два или три дня без пищи, подвергая тело крайне суровым ограничениям. Но со временем он приобрел большой опыт в духовной науке и, став для обитателей пустыни врачом, кормчим и светочем рассуждения, учил питаться умеренно каждый день, чтобы не впасть ни в гордость, ни в чревоугодие и так следовать царским путем, который легок и необременителен. Одному брату, который соблазнился, застав его однажды моющим ноги, он ответил: «Мы учились убивать не наши тела, но наши страсти». Он также часто говорил: «Все, что превосходит меру, приходит от бесов».

Умеренный в подвижничестве, он был, однако, крайне суров в том, что касалось отношений с людьми. Он считал свою келью могилой, в которой монах, как покойник, должен оставаться чуждым любым земным привязанностям. Однажды правитель той области, желая его видеть, повелел арестовать его племянника, чтобы старец пришел заступиться за юношу. Но Пимен остался нечувствительным к мольбам сестры, сказав: «Пимен не родил сына». И велел сказать правителю, чтобы тот судил его согласно законам, если юноша прегрешил.

Когда посетитель хотел побеседовать с ним о возвышенных предметах, старец хранил молчание; но если его спрашивали о страстях и о том, как исцелить душу, тогда он с радостью отвечал. Он давал собеседникам ответы, соответствующие их пониманию и их возможностям, для того чтобы побудить к успехам в добродетели. Прежде всего он советовал не давать места страстным помыслам, угождая им или пытаясь им отвечать, и утверждал, что они тем самым исчезнут сами собой: «Мы не можем помешать им приходить, чтобы нас возмущать, но в нашей власти им сопротивляться». Он учил, что повергаться пред Богом, не оценивать самого себя и оставлять позади себя всякое собственное произволение – все это является средствами для очищения души, но главным образом благодаря самоосуждению и бодрствованию она может воздвигнуться и продвигаться к совершенству.

Когда его однажды спросили, следует ли порицать брата, которого мы увидели согрешающим, Пимен ответил: «В тот час, когда мы утаим проступок нашего брата, Бог утаит и наш, а в час, когда мы откроем проступок брата, Бог откроет также и наш». И когда старец увидел, как один брат заснул в церкви, он вместо того, чтобы обличить его, предпочел положить его голову себе на колени и позволил ему отдохнуть. Что же касается бдительности по отношению к самому себе, он соблюдал ее строго в любое время, зная, что начало всех пороков – рассеянность. Когда ему надо было выйти из кельи, он прежде проводил час, сидя и исследуя свои помыслы.

Он также говорил, что «человек нуждается в смирении, как в дыхании, которое выходит из его ноздрей», и что мы можем достичь этого смирения, дающего нам в любых обстоятельствах покой, через самоуничижение, которое заставляет нас считать своего брата за начальствующего. Что касается него, то он достиг такой степени презрения к самому себе, что чистосердечно заявлял: «Я повергаю себя в то место, в которое был повержен сатана, и ставлю себя ниже неразумных существ, потому что знаю, что они не подлежат наказанию». Когда его спросили, как это возможно – считать себя ниже всякой твари и даже убийцы, старец ответил: «Он совершил только этот проступок, но я убиваю каждый день».

Увидев однажды женщину, которая плакала на могиле мужа и сына, авва Пимен сказал брату Анувию, что если не стяжать такое состояние скорби и постоянного умерщвления плоти, невозможно стать монахом. В другой раз он был восхищен в присутствии одного из близких, который спросил, куда он был перенесен. Пимен ответил: «Моя мысль была там, где находится святая Матерь Божия, плачущая у Креста Спасителя, и я хотел бы плакать так все время».

Однажды к святому из Сирии пришли знаменитые люди, чтобы расспросить о чистоте сердца, но старец не знал греческого, а переводчика не нашлось. Заметив затруднительное положение посетителей, Пимен внезапно начал говорить по-гречески и сказал: «По природе вода – мягкая, а камень – твердый; но бурдюк, подвешенный над камнем, роняя воду каплю за каплей, проделает в камне дырку. Так обстоит дело и со словом Божиим: оно – нежно, а наше сердце – черство, но человек, который часто его слушает, открывает сердце страху Божию».

Авва Пимен долгие годы сиял как звезда в пустыне, наставляя собственным опытом и став живым образцом всех добродетелей. Он мирно почил некоторое время спустя после святого Арсения (после 449 г.), так и не увидев вновь Скитской пустыни.

1 Пимен (potmen) по-гречески означает «пастырь», «пастух». Более 200 изречений, изумительных по глубине и мудрости, делают Пимена первостепенной фигурой в различных сборниках апофтегм. Поскольку он часто передает изречения предшествующих отцов, то считается, что первые сборники апофтегм были составлены в кругу учеников аввы Пимена.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Парализованный святой: преподобный Пимен Многоболезненный

Краткое жизнеописание

На западе от дельты Нила находится Ливийская пустыня. На территории Египта эта местность получила название Скитская пустыня. С распространением христианства египетская пустыня служила прибежищем для монахов-отшельников.

Безжизненные пространства находятся в близком соседстве с оазисом вдоль течения Нила. Пустыня для египтян была областью смерти: безводная территория и пески, местность для могил и грабителей. Феллахи испытывали ужас перед пустыней. Чтобы уйти туда навсегда, нужен был важный стимул и мужество. Христиане, воспринявшие Библию, не столь страшились пустыни. Ревностные верующие, желающие остаться девственниками, стали уходить сначала на границу поселений и пустыни, а затем удаляться все дальше и дальше, чтобы служить Богу и быть наедине с Богом.

Они уходили от людских поселений, чтобы остаться в смиренном одиночестве, вознося молитвы Богу и борясь с искушениями. Суровые климатические условия давали ранним христианам возможность испытать себя в крепости духа при служении Господу. Некоторые из них проявили чудеса святости и стали магнитом, притягивающим в безводный край последователей и подражателей, селившихся поблизости. Для новичков такие монахи стали наставниками, духовными отцами (аввой).

В IV веке в пустынной местности образовалось три общины монахов (отшельников и аскетов): Нитрия, Келлия, Скитис. По наименованию последней произошло название – Скитская пустыня.

Происхождение

Авва Пимен был египтянином. Семья была привержена христианской вере, кроме него у матери было еще 6 сыновей. Старшие братья Пимена ушли из дома в Скитскую пустыню и стали монахами-аскетами. Когда Пимену исполнилось 15 лет, он вслед за ними удалился в монастырь и принял постриг.

Житие

Братья-монахи вели строгий образ жизни. Слух о семерых монахах-подвижниках дошел до их матери, которая решила навестить сыновей. Узнав, что к ним пришла мать, сыновья заперлись в келье и не вышли к ней. Расстроенная женщина стала плакать и упрекать их в неблагодарности: почему они не хотят видеть ее, ведь она имеет на это право, так как вскормила своей грудью.

Ей из-за закрытой двери за всех братьев ответил Пимен, спросив, как она хочет их видеть: сейчас, кратковременно, или в будущей жизни вечно. Тем самым он дал ей понять, что, сегодняшняя встреча может соблазнить их и лишить милости Божьей. Мать поняла, почему сыновья избегают ее, и удалилась, решив не искушать своими слезами и просьбами сыновей.

Причина, по которой Пимен с братьями не захотел увидеться с матерью, кроется в запрете для монахов-пустынников видеть и общаться с женщинами. Женщины воспринимались, как орудие в руках сатаны, или сам сатана, принимающий женский облик. Было запрещено видеть, есть из одной посуды, ложиться на ложе после женщины. Некоторые отшельники, ушедшие вглубь пустыни, не видели женского обличья 20-40 лет.

Читать еще:  Варсонофий Великий - житие и труды, почитание и дни памяти, мощи, творчество

В 407 году в Скитскую пустыню пришли арабы-кочевники. Язычники стали разрушать монастыри и убивать монахов. Семь братьев спаслись от бедуинов и ушли в Тенеруфе, на берегу Нила. Главой (аввой) семейной общины стал старший брат, Анувий. У Пимена проявились выдающиеся способности духовного наставничества, он тоже стал именоваться аввой (духовным наставником). Авва Анувий стал отправлять посетителей, пришедших за советом, к Пимену. Авва Пимен никогда не вступал в разговор в присутствии Анувия, во всем подчинялся организации жизненного уклада общины.

Отшельники жили по строгому распорядку:

  • с раннего утра до полудня плели веревки, корзины, циновки из тростника;
  • в самые жаркие три часа читали;
  • собирали хворост;
  • вечером 4 часа продолжали работать;
  • 4 часа молились;
  • 4 часа спали.

В пищу отшельники употребляли хлеб, который покупали за деньги, вырученные от продажи своих изделий. Пимен был очень воздержан в еде, употребляя не более 2-х хлебов в день, часто не ел по 2-3 дня. Истязая себя таким образом, авва Пимен приобрел большой опыт в голодании.

Впоследствии к нему обращались другие монахи за советом, как укротить свою плоть и преодолеть чувство голода. Пимен никогда не советовал делать длительные перерывы в приеме пищи. Он рекомендовал отшельникам есть каждый день небольшими порциями. Такой способ питания, по его мнению, был необременителен и не давал впасть в грех гордыни или чревоугодия. Все чрезмерное, как считал авва, – бесовское наущение.

В отношениях с людьми Пимен был очень сдержан. Он считал, что келья – это могила монаха, который, как и покойник, не может иметь земных привязанностей. Однажды был арестован его близкий родственник, за которого авва мог заступиться. Но Пимен отказался, передав, чтобы суд совершился согласно закону.

Слава о его подвижничестве, мудрости стала известна во всем Египте. Увидеть авву хотели правители и простые феллахи. Но Пимен избегал таких контактов. Если при нем начинали разговор на общие темы, то он отмалчивался, не высказывая своего суждения. Его живой интерес и участие вызывали конкретные проблемы.

Глубина мыслей и точность формулировок поражали монахов, обращавшихся к авве Пимену за советом. В сборниках апофтегмат (афоризмов) собраны изречения «Отцов пустыни» касаемо вопросов, которые им задавали ученики и посетители. Из 1000 афоризмов пятая часть принадлежит Пимену.

Примеры ответов преподобного Пимена, записанных иноками для назидания себе и другим:

  1. Не допускать, чтобы страстные помыслы овладевали душой. Человек не в состоянии помешать им появляться, но в его силах им сопротивляться, тогда они исчезнут.
  2. Главное для спасения души – это смирение, добиться которого можно постоянным самоосуждением и принижением перед любым человеком.
  3. Как капли воды, падающие на камень, подтачивают его, так и постоянная молитва смягчает сердце и делает его податливым к восприятию страха перед Господом.
  4. Кто говорит во имя Бога – поступает хорошо, и кто молчит во имя Бога – тоже поступает хорошо.
  5. Длительность покаяния в грехе должна зависеть от глубины и искренности раскаяния.
  6. Главные правила для человека – бояться Бога, часто молиться и совершать добрые поступки.

Сам Пимен был к себе беспощадно строг. Прежде всего, он боролся с рассеянностью. Перед тем, как выйти из кельи, он час проводил в размышлении, анализируя свои помыслы, чтобы отсечь греховные. В самоуничижении авва достиг такого предела, что искренне считал себя достойным наказания наравне с сатаной. Святой считал, что без умерщвления плоти и постоянного состояния скорби о своих грехах перед Господом невозможно стать монахом.

Кончина

Преподобный скончался в возрасте 110 лет в обители, куда он ушел вместе с братьями. После смерти он был причислен к лику святых за смирение, мудрость, подвижнический подвиг, которые стали примером для подражания другим монахам.

Преподобный Пимен Великий – житие

Преподобный Пимен вместе со своими родными братьями Паисием и Анувием подвизался в египетской пустыне Скит (4-5 век), живя с ними в одной келье. Главным их занятием была непрестанная молитва ко Господу Иисусу Христу, а чтобы ни на что не отвлекаться, они старались не видеть никого без крайней нужды, не вести пустых разговоров и вообще избегать всего того, что отделяет человека от Бога и не полезно для спасения души. При этом святые братья не делали исключений ни для кого.

Когда по прошествии нескольких лет слава о подвигах и дарованиях преподобного Пимена — а он выделялся среди братьев своими дарованиями — распространилась по стране, ее правитель захотел посетить Пимена, но тот отказался его принять. Тогда правитель пошел на хитрость: он велел схватить сына сестры преподобного и посадить в темницу, а к Пимену послал сказать, что если он придет к правителю просить за своего племянника, то того отпустят на свободу, а если нет, то казнят.

Но святой и в этом случае не отступил от общего правила, ибо рассудил, что если будет принимать у себя вельмож, то должен будет принимать всех людей. Он написал правителю письмо, в котором посоветовал ему внимательно рассмотреть дело, и если юноша повинен смерти, то казнить его, чтобы он временной казнью искупил себя от вечной муки, а если юноша не сделал ничего, достойного смерти, то, наказав по закону, отпустить его. Получив такое письмо, правитель смирился и отпустил ни в чем неповинного человека.

После многих лет подвигов, достигнув духовного совершенства, Пимен стал принимать приходивших к нему за советом. Однажды греческий император Феодосий проезжал неподалеку от кельи преподобного и, услыхав о нем, переоделся простым воином и вошел в келью. Святой Пимен оказал ему гостеприимство и накормил той пищей, которую и сам всегда ел (а ел он только хлеб с водой и солью), но она показалась императору такой вкусной, что он с удивлением сообщил о том преподобному. На это Пимен сказал ему: «Мы, монахи, вкушаем пищу с молитвой и благословением, и поэтому самая простая пища у нас бывает приятной на вкус».

Преподобный Пимен говорил: «Злом никогда не победить зла. Если кто-либо причинит тебе зло, то окажи таковому добро; тогда твоя добродетель препобедит его злобу».

Он был исполнен великих добродетелей и дарований, сердце каждого человека было открыто для духовных очей аввы Пимена, и поэтому он очень многим помог духовным советом в борьбе со страстями, многих наставил на истинный христианский путь. За это его все прославляли как святого, и справедливо, но сам он пребывал в непоколебимом смирении и часто со вздохом говорил: «В аду я буду там же, где сатана». Однако не таков был о нем суд Божий, и по кончине преподобного Пимена душа его была вознесена святыми ангелами к престолу Царя Небесного. Аминь

Читайте также: Краткое житие и служение Господу святого апостола Иуды Иаковлева

Молитва

О дивный угодниче, преподобне отче наш Пимене, недоумеем мы, грешнии, по долгу восхвалити тя. Был бо еси монахов образ, исцелений податель, пустыни житель, безмолвия рачитель, страстей искоренитель и всякия добродетели учитель. Сего ради умильно к тебе припадаем и смиренно просим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству. Смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наши страсти попали; бодрствованием дух лености от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей убо нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте распятаго за нас Сына Божия. Того сладчайшее Имя во уме и сердце непрестанно имети и нам, окаянным, подаждь, да любовию Тому горяще и грехи наша помышляюще, страшный оный День судный сретити уготовимся и в Царствие Небесное внити с тобою и всеми святыми сподобимся, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Пимен Великий

Пимен Великий родился (340 г.) и жил во времена Иоанна Златоуста. У него не было своих биографов, — всю жизнь святой провел в пустыне, в пещере. Поэтому сведений о нем дошло до наших дней очень мало. Только старцы, подвизавшиеся рядом с ним или жившие в ту эпоху, передали какие-то крупицы его жития. Они ходили рядом с ним, общались, — и эти скудные сведения вошли в разные сборники, посвященные монашеской жизни.

Житие

Преподобный Пимен был египтянином. Вместе со своими двумя братьями удалился в пустыню в Египте, где они жили подвижниками. И вот пришла навестить их мать. Она плакала, и просила дать ей возможность взглянуть на сыновей. Но те отказались выйти, пообещав, что их встреча произойдет в Царстве Небесном.

Местный царь той страны, узнав о подвижнике, который отказался встретиться с собственной матерью, захотел его увидеть. Правитель решил выманить Пимена из келии — он посадил в тюрьму племянника Пимона и приговорил юношу к смертной казни. Затем передал святому, что отменит приказ, если тот сам придет ходатайствовать об этом.

Старец отказался это сделать, но написал царственной особе письмо с просьбой помиловать и отпустить на свободу юношу, если тот ничего плохого не сделал, и казнить его в случае доказанной вины. Правитель был поражен такой верностью своим принципам, приказал отпустить узника и наградил его за доставленные неудобства. С тех пор люди уверовали в святость подвижника и стали приходить к нему за советом, за помощью.

Старцу приходилось не раз бросать свою келью и переходить на новое место. Люди шли к нему нескончаемым потоком, но святой желал лишь тишины и уединения, непрестанной молитвы. Однажды даже царь Феодосий Византийский находился в тех местах и пришел навестить странника под видом простого солдата.

Интересно! Старец в течение жизни неоднократно скрывался от своих почитателей, чтобы никто не мешал ему пребывать в Богообщении и молитве. Он избегал суетных похвал и почестей, которые приносят инокам не пользу, а вред.

Читать еще:  40 мучеников Севастийских: житие и история святых, день памяти, имена, страдания

Пимен Великий был человек замечательный во всех отношениях. Он стал великим продолжателем египетской монашеской традиции, которая на то время переживала период упадка и возвратил интерес к истинному подвижничеству:

  • строились большие обители;
  • была налажена монашеская жизнь;
  • в обители шел приток людей, некоторые из которых бежали из мира от проблем жизни, а не по призыву свыше.

Старец, всю жизнь проводя в трудах постнических и непрестанных молитв, преуспевал в добродетелях иноческих. Великими трудами он вошел на вершину бесстрастия и стал славнейшим из всех пустынных отцов.

Преподобный Пимен, обладающий многими добродетелями и приносивший пользу всем как житием, так и словом своим, имел столь великое смирение, что часто со вздохом говорил: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана».

Однако Бог вознес смиренного раба своего в места, где пребывают святые ангелы. Господь вселил его после земной, исполненной многих лет, жизни в обители небесные, где все святые, предстоя престолу славы Божьей, всегда славят Отца, и Сына, И Святого Духа.

Поучения

Православная церковь установила день празднования памяти Пимена Великого — 9 сентября. В этот день христиане вспоминают подвиги святого, его поучения, наполненные удивительной кротостью и смирением перед Богом и ближними.

О злословии и осуждении

Святой учил покрывать грехи брата своего любовью и не разглашать их перед всеми. Тогда и Бог закроет глаза на грехи человека, не судящего брата своего. Святой советовал вообще не замечать грехи ближних, так как они не более, чем сучок в глазах их, а вот собственные грехи — это бревно. Прошло много веков, а поучения святого актуальны и поныне.

И правда, люди, живущие в миру, часто собираются группами и злословят, осуждают президентов, депутатов, министров и т. д. Делая это, уверены в своей правоте и справедливости суждений. Смотрят на грехи политиков, общественных деятелей и строго судят их, не зная ничего о них, их жизни, только на основании своей собственной фантазии и домыслов.

Важно! Преподобный Пимен Великий советовал по этому поводу, что, если не будешь смотреть на чужие грехи, то не впадешь в соблазн.

О посте

Святой очень много постился и вообще относился к себе очень строго. Он мог по многу дней совершенно не вкушать пищи. Но ближних, по любви и милосердию, благословлял кушать каждый день, чтобы не было истощения, ропота из-за чрезмерных подвигов.

Про одного брата он говорил, что тот шесть дней научился воздерживаться, не вкушать пищи вообще, но не может одного дня удержаться от гнева. Поэтому упражняясь в подвигах воздержания, подвижники прежде всего должны научиться отказываться от страстей своих, а не только от еды.

О молчании

Преподобный Пимен говорил, что есть один человек, который молчит весь день, но в сердце своем осуждает ближних своих, — на самом деле он непрерывно говорит, хотя не сказал ни слова. Есть и другой человек, который все время говорит, шутит и смеется, но на сердце у него спокойно, смиренно, — со всеми в мире.

Ни на кого нет обиды, вражды или ненависти. Ни к кому нет зависти, ни над кем нет превозношения. И даже если человек языком говорит, то сердце его молчит. Говорил он весь день, но не сказал ни слова, в сердце своем соблюдает тишину. Именно этот человек молчальник, исихаст, угоден Богу.

О праведности

Святой старец учил людей, что значит жить праведной жизнью. Он говорил, что наука эта заключена в трех основных правилах:

  • молиться;
  • иметь страх Божий;
  • делать добро, даже в ответ на зло.

Пимен Великий учил, что зло никогда нельзя победить злом. Сделать это можно только добром. Чтобы остановить шествие зла по земле, нужно не собирать обиды, не мстить за нанесенное оскорбление, а творить милостыню, делать добро всем без исключения.

О чем молиться Пимену Великому

Христиане возносят молитвы святому о разных нуждах, как душевных, так и телесных. Верующие люди просят преподобного:

  • усмирить страсти, гордыню и нечестивые помыслы;
  • послать душевный мир, мудрость и смирение;
  • устроить отношения в семье, прекратить конфликты и несогласия;
  • научить прощать обидчиков, снисходить к немощным и грешным, строгому отношению к себе.

«Молитвами преподобного Пимена Великого, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!»

Преподобный Пимен прожил сто десять лет богоугодно, благочестиво и подвижнически. Стяжал благодать Святого Духа и обрел спасение своей душе. За свои подвиги, премудрость и великую любовь, которую он принял от Бога, церковь назвала его Великим.

Житие Пимена Великого и день памяти святого, в чем помогает преподобный и икона

Отшельники и аскеты раннехристианского периода были основателями подвижнического служения Господу. Центром зарождения монашества был египетские пустыни. О Пимене Великом известно, что он был духовным наставником молодых монахов, приходивших к нему за советом из других общин. Его высказывания вошли в сборники православных апофтегм (афоризмов), являющихся концентрированной формой религиозно-философских воззрений.

Краткое жизнеописание

На западе от дельты Нила находится Ливийская пустыня. На территории Египта эта местность получила название Скитская пустыня. С распространением христианства египетская пустыня служила прибежищем для монахов-отшельников.

Безжизненные пространства находятся в близком соседстве с оазисом вдоль течения Нила. Пустыня для египтян была областью смерти: безводная территория и пески, местность для могил и грабителей. Феллахи испытывали ужас перед пустыней. Чтобы уйти туда навсегда, нужен был важный стимул и мужество. Христиане, воспринявшие Библию, не столь страшились пустыни. Ревностные верующие, желающие остаться девственниками, стали уходить сначала на границу поселений и пустыни, а затем удаляться все дальше и дальше, чтобы служить Богу и быть наедине с Богом.

Они уходили от людских поселений, чтобы остаться в смиренном одиночестве, вознося молитвы Богу и борясь с искушениями. Суровые климатические условия давали ранним христианам возможность испытать себя в крепости духа при служении Господу. Некоторые из них проявили чудеса святости и стали магнитом, притягивающим в безводный край последователей и подражателей, селившихся поблизости. Для новичков такие монахи стали наставниками, духовными отцами (аввой).

В IV веке в пустынной местности образовалось три общины монахов (отшельников и аскетов): Нитрия, Келлия, Скитис. По наименованию последней произошло название – Скитская пустыня.

Происхождение

Авва Пимен был египтянином. Семья была привержена христианской вере, кроме него у матери было еще 6 сыновей. Старшие братья Пимена ушли из дома в Скитскую пустыню и стали монахами-аскетами. Когда Пимену исполнилось 15 лет, он вслед за ними удалился в монастырь и принял постриг.

Житие

Братья-монахи вели строгий образ жизни. Слух о семерых монахах-подвижниках дошел до их матери, которая решила навестить сыновей. Узнав, что к ним пришла мать, сыновья заперлись в келье и не вышли к ней. Расстроенная женщина стала плакать и упрекать их в неблагодарности: почему они не хотят видеть ее, ведь она имеет на это право, так как вскормила своей грудью.

Ей из-за закрытой двери за всех братьев ответил Пимен, спросив, как она хочет их видеть: сейчас, кратковременно, или в будущей жизни вечно. Тем самым он дал ей понять, что, сегодняшняя встреча может соблазнить их и лишить милости Божьей. Мать поняла, почему сыновья избегают ее, и удалилась, решив не искушать своими слезами и просьбами сыновей.

Причина, по которой Пимен с братьями не захотел увидеться с матерью, кроется в запрете для монахов-пустынников видеть и общаться с женщинами. Женщины воспринимались, как орудие в руках сатаны, или сам сатана, принимающий женский облик. Было запрещено видеть, есть из одной посуды, ложиться на ложе после женщины. Некоторые отшельники, ушедшие вглубь пустыни, не видели женского обличья 20-40 лет.

В 407 году в Скитскую пустыню пришли арабы-кочевники. Язычники стали разрушать монастыри и убивать монахов. Семь братьев спаслись от бедуинов и ушли в Тенеруфе, на берегу Нила. Главой (аввой) семейной общины стал старший брат, Анувий. У Пимена проявились выдающиеся способности духовного наставничества, он тоже стал именоваться аввой (духовным наставником). Авва Анувий стал отправлять посетителей, пришедших за советом, к Пимену. Авва Пимен никогда не вступал в разговор в присутствии Анувия, во всем подчинялся организации жизненного уклада общины.

Отшельники жили по строгому распорядку:

  • с раннего утра до полудня плели веревки, корзины, циновки из тростника;
  • в самые жаркие три часа читали;
  • собирали хворост;
  • вечером 4 часа продолжали работать;
  • 4 часа молились;
  • 4 часа спали.

В пищу отшельники употребляли хлеб, который покупали за деньги, вырученные от продажи своих изделий. Пимен был очень воздержан в еде, употребляя не более 2-х хлебов в день, часто не ел по 2-3 дня. Истязая себя таким образом, авва Пимен приобрел большой опыт в голодании.

Впоследствии к нему обращались другие монахи за советом, как укротить свою плоть и преодолеть чувство голода. Пимен никогда не советовал делать длительные перерывы в приеме пищи. Он рекомендовал отшельникам есть каждый день небольшими порциями. Такой способ питания, по его мнению, был необременителен и не давал впасть в грех гордыни или чревоугодия. Все чрезмерное, как считал авва, – бесовское наущение.

В отношениях с людьми Пимен был очень сдержан. Он считал, что келья – это могила монаха, который, как и покойник, не может иметь земных привязанностей. Однажды был арестован его близкий родственник, за которого авва мог заступиться. Но Пимен отказался, передав, чтобы суд совершился согласно закону.

Слава о его подвижничестве, мудрости стала известна во всем Египте. Увидеть авву хотели правители и простые феллахи. Но Пимен избегал таких контактов. Если при нем начинали разговор на общие темы, то он отмалчивался, не высказывая своего суждения. Его живой интерес и участие вызывали конкретные проблемы.

Глубина мыслей и точность формулировок поражали монахов, обращавшихся к авве Пимену за советом. В сборниках апофтегмат (афоризмов) собраны изречения «Отцов пустыни» касаемо вопросов, которые им задавали ученики и посетители. Из 1000 афоризмов пятая часть принадлежит Пимену.

Примеры ответов преподобного Пимена, записанных иноками для назидания себе и другим:

  1. Не допускать, чтобы страстные помыслы овладевали душой. Человек не в состоянии помешать им появляться, но в его силах им сопротивляться, тогда они исчезнут.
  2. Главное для спасения души – это смирение, добиться которого можно постоянным самоосуждением и принижением перед любым человеком.
  3. Как капли воды, падающие на камень, подтачивают его, так и постоянная молитва смягчает сердце и делает его податливым к восприятию страха перед Господом.
  4. Кто говорит во имя Бога – поступает хорошо, и кто молчит во имя Бога – тоже поступает хорошо.
  5. Длительность покаяния в грехе должна зависеть от глубины и искренности раскаяния.
  6. Главные правила для человека – бояться Бога, часто молиться и совершать добрые поступки.
Читать еще:  Антон Карташев - житие и труды, позиция, творения, наследие

Сам Пимен был к себе беспощадно строг. Прежде всего, он боролся с рассеянностью. Перед тем, как выйти из кельи, он час проводил в размышлении, анализируя свои помыслы, чтобы отсечь греховные. В самоуничижении авва достиг такого предела, что искренне считал себя достойным наказания наравне с сатаной. Святой считал, что без умерщвления плоти и постоянного состояния скорби о своих грехах перед Господом невозможно стать монахом.

Кончина

Преподобный скончался в возрасте 110 лет в обители, куда он ушел вместе с братьями. После смерти он был причислен к лику святых за смирение, мудрость, подвижнический подвиг, которые стали примером для подражания другим монахам.

Значение святого в православии

Прп. Пимен считается одним из основателей монашества. Его назидательные высказывания вошли в сборник новелл и изречений раннехристианских подвижников – «Азбучный патерик». В его нравоучениях есть обоснование сущности служения Богу человеком, ушедшего от мирской жизни в монастырь. Важны изречения святого, касающиеся нравственности и духовности христианина. В них емко и доходчиво дано объяснение, что следует делать верующему человеку, чтобы очистить помыслы от греховных побуждений.

Благодаря Пимену Великому были записаны апофтегмы «Отцов монашества», по которым можно судить о жизни первых отшельников, о проблемах, с которыми они столкнулись. Эти изречения были сказаны при определенных обстоятельствах, чтобы передать свой опыт подвижничества молодым монахам.

Иконография

На иконах святой изображен до пояса или в полный рост. Седовласый старец с седой бородой держит в руках свиток или обращает открытые ладони к молящимся. На преподобном часто длинный, до земли хитон и такой же длины накидка. Иногда он изображен в монашеском одеянии. В храме Пимена Великого в Новых Воротниках в Москве образы преподобного можно увидеть в киоте на западном и восточном фасаде.

Почитание

Имя Пимен, в переводе с греческого, означает пастырь или пастух. Таковым был в жизни преподобный Пимен Великий. Причисление к лику святых в чине преподобный означает, что он был выдающимся из монахов. Наименование Великий дано в знак великого смиренномудрия, скромности, самоотверженности в служении Богу. День памяти святого преподобного Пимена отмечается 9 сентября по григорианскому стилю. В церкви прп. Пимена в Новых Воротниках день поминовения совпадает с празднованием освящения престола в его честь.

Православная Жизнь

Ро­дил­ся ок. 340 г. в Егип­те. С дву­мя сво­и­ми бра­тья­ми Ану­ви­ем (IV в.; па­мять 5/18 июня) и Па­и­си­ем он ушел в один из еги­пет­ских мо­на­сты­рей, где все трое при­ня­ли ино­че­ский по­стриг. Пре­по­доб­ный Пи­мен про­во­дил вре­мя в стро­гом по­сте и мо­лит­вен­ных по­дви­гах и до­стиг та­кой вы­со­ты доб­ро­де­те­лей, что во­шел в со­вер­шен­ное бес­стра­стие.

Преподобный Пимен Великий, Египетский

Для мно­гих ино­ков пре­по­доб­ный Пи­мен был ду­хов­ным на­став­ни­ком и ру­ко­во­ди­те­лем. Они за­пи­сы­ва­ли его от­ве­ты для на­зи­да­ния се­бя и дру­гих. На во­прос, как из­ба­вить­ся от на­вяз­чи­вых злых мыс­лей, ста­рец от­ве­чал: «Злые по­мыс­лы, вну­ша­е­мые вра­гом на­ше­го спа­се­ния, мо­гут, слов­но ис­кра, раз­жечь в че­ло­ве­ке гре­хов­ные по­же­ла­ния. На­до ту­шить эти ис­кры во­дой, то есть мо­лит­вой и устрем­ле­ни­ем ду­ши к Бо­гу».

Пре­по­доб­ный го­во­рил: «Че­ло­ве­ку необ­хо­ди­мо со­блю­дать три глав­ных пра­ви­ла: бо­ять­ся Бо­га, ча­сто мо­лить­ся и де­лать доб­ро лю­дям. Зло­ба ни­ко­гда не уни­что­жит зло­бы; ес­ли кто те­бе сде­лал зло, сде­лай ему доб­ро, и твое доб­ро по­бе­дит его зло­бу».

Про­сла­вив­шись свя­то­стью сво­ей жиз­ни и глу­бо­кой на­зи­да­тель­но­стью сво­их по­уче­ний, имея око­ло 110 лет от рож­де­ния, еги­пет­ский пу­стын­ник скон­чал­ся ок. 450 г. Вско­ре же он был при­знан свя­тым угод­ни­ком Бо­жи­им и в знак ве­ли­ко­го сми­рен­но­муд­рия, скром­но­сти, прав­ди­во­сти и са­мо­от­вер­жен­но­го слу­же­ния Бо­гу по­лу­чил на­име­но­ва­ние Ве­ли­кий.

Молитвы

Тропарь преподобного Пимена Великого, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Пимена Великого, глас 4

Светлых подвиг твоих, преподобне отче,/ наста днесь святая память твоя,/ души благочестивых веселящи,/ Пимене богомудре,// отче наш преподобне.

Молитва преподобному Пимену Великому

О, ди́вный уго́дниче, преподо́бне о́тче на́ш Пи́мене, недоуме́ем мы́, гре́шнии, по до́лгу восхвали́ти тя́. Бы́л бо еси́ мона́хов о́браз, исцеле́ний пода́тель, пусты́ни жи́тель, безмо́лвия рачи́тель, страсте́й искорени́тель и вся́кия доброде́тели учи́тель. Сего́ ра́ди уми́льно к тебе́ припа́даем и смире́нно про́сим: от сокро́вищницы твоея́ пода́ждь и на́шему убо́жеству. Смире́нием твои́м на́шу горды́ню низложи́; безстра́стием на́ши стра́сти попали́; бо́дрствованием ду́х ле́ности от на́с отжени́; сле́зными то́ки на́ше нечу́вствие пробуди́; бде́нием от нераде́ния на́с возста́ви; моли́твами в на́с пла́мень моли́твы возжги́; любо́вию на́с братолюбны сотвори́; пода́ждь же на́м ду́х кро́тости и смире́ния, ду́х чистоты́ и благоче́стия; от страсте́й у́бо на́с свободи́ и ко и́стинному покая́нию приведи́. Ты́ бо во уме́ твое́м непреста́нно име́л еси́ на Кресте́ распя́таго за на́с Сы́на Бо́жия. Того́ сладча́йшее И́мя во уме́ и се́рдце непреста́нно име́ти и на́м, окая́нным, пода́ждь, да любо́вию Тому́ горя́ще и грехи́ на́ша помышля́юще, стра́шный о́ный Де́нь су́дный сре́тити угото́вимся и в Ца́рствие Небе́сное вни́ти с тобо́ю и все́ми святы́ми сподо́бимся, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пимен Великий

В четвёртом столетии Египет переживал новый подъём культуры. На этот раз жители долины Нила уже не строили гигантских пирамид и не упражнялись в искусстве бальзамирования. Однако наследие, оставленное потомками фараонов за несколько веков христианской эры, оказало даже большее влияние на человечество, чем затерянные в пустыне чудеса архитектуры. Египет – родина христианского монашества. А коренные жители Египта – копты – основоположники этого удивительного явления.

По обе стороны великого Нила в пустынях и оазисах жили тысячи подвижников. Их духовный авторитет признавался по всей Римской Империи. А опыт духовной жизни; тонкое знание человеческой психологии и ответы, на главные вопросы человеческого существования стали достоянием всего христианского мира.

Преподобный Пимен Великий один из самых значимых египетских подвижников того времени. Он родился около 340 года в коптской семье. Вместе с шестью родными братьями принял монашество и жил в пустыне именуемой Скит к западу от Александрии. Однажды, когда кочевые ливийские племена совершили большой набег на скитских монахов, Пимену и его братьям едва удалось спастись. После этого они поселились на руинах языческого храма в древнем городе Теренутис на берегу Нила.

Много лет преподобный Пимен провёл в безмолвии, отсекая от себя всё, что отвлекает и расслабляет человека. Родственные связи и житейские хлопоты; похвалу и почёт; назойливый шум и суету окружающих – весь поток эмоций, которые составляют нашу повседневность, преподобный воспринимал так, словно уже умер. Всё его внимание занимали плач о своих духовных немощах и мысли о Боге, спасающем человека.

Этот трудный путь, доступный лишь немногим, не сломал его. Он не сделался чёрствым или чрезмерно суровым человеком, но благодать Духа Святого открыла в нём бездны любви к ближним. Зная о чьей-либо слабости, Пимен Великий всегда становился на сторону грешника, защищая его от осуждения окружающих, и исподволь показывая выход из греховного состояния.

Братья: Отец Пимен, дай нам совет. Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтоб не спал на молитве?

Пимен: Если я увижу брата моего дремлющим на молитве, — положу голову его на колени мои и успокою его.

Братья: А если увидим, что ближний наш согрешил, то полезно ли будет скрыть его согрешение?

Пимен: Когда мы прикрываем согрешения других людей, Бог покрывает наши согрешения. Если же мы обнаружим согрешение другого человека перед всеми, тогда Бог откроет и согрешения наши.

Пимен: Если человек согрешит, и будет отрекаться, говоря: я не грешен, – не обличай его; иначе ты отнимешь у него расположение к добру. Если же скажешь ему: не унывай, брат, не отчаивайся, но будь осторожнее, — чрез это возбудишь душу его к покаянию.

В те времена монахи совершали подвиги самоотречения и воздержания, которые поражают нас своей трудностью. Терпеть жару и жажду. Ограничивать себя в пище и сне. Ночи стоять на молитве. Всё это могли египетские отцы, и всё это прошел Пимен Великий. Но чем больше он преуспевал в монашеском искусстве, тем явственнее ему открывалось, секрет христианской жизни не в количестве поклонов и дней, проведённых без еды, а в сердце, которое отдаёт себя Богу. Этому он учил своих духовных детей.

Брат: Отец Пимен, я сделал великий грех, и хочу приносить покаяние в течение трех лет.

Пимен: Это очень много, брат.

Брат: Тогда в течение одного года.

Пимен: Что ты? И этого много!

Брат: Тогда сорок дней, как установлено святыми отцами.

Пимен: Я убеждён, что если согрешивший покается от всего сердца, и уже не будет более впадать в грех, то Бог примет покаяние его и в три дня.

Прожив 110 лет преподобный отошел ко Господу, около 450 года. Он оставил после себя краткие поучения-афоризмы, где найдутся слова и для монаха, и для мирянина. Учение преподобного отличает исключительный духовный реализм.

Вот только некоторые из его высказываний:

«Всё что выше меры – от бесов».

«Если мы гонимся за спокойствием, то оно бежит от нас; если же мы бежим от него, то оно само гонится за нами».

«Даже если человек сделает новое небо и новую землю, то и тогда не может остаться беспечальным».

Выдающийся российский наставник монашества святитель Игнатий Брянчанинов так писал о древнем подвижнике:

«Святой Пимен имел какую-то особенную природную основательность ума, чуждую легкомыслия, имел какое-то природное благоразумие, чуждое высокомудрия. Правильность и верность подвига, которого неуклонно держался преподобный Пимен, засвидетельствованы Богом, излившим на Пимена величайшие благода̀тные дары».

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector