0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патриарх Гермоген: житие и биография святого, позиция и подвиг, смерть и память, грамоты и труды

Содержание

Патриарх Московский Гермоген

Живя в эпоху Смутного времени, Ермоген стал одним из известнейших церковно-общественных деятелей, а историки по сей день характеризуют всю его жизнь «подвигом».

Жизнеописание

Родился священномученик около 1530 года. К сожалению, точную дату установить не удалось, как и его происхождение. Патриарх Гермоген (Ермоген), в миру прозван — Ермолай. Существует множество мнений о том, к какому роду принадлежит святитель. Одни говорят, что он был из Голицыных, другие относят его к Шуйским. Мнения о том, что он происходил из Донских казаков или был совершенно незнатного происхождения, также имеют место быть.

Начало духовного пути

Будучи в подростковом возрасте, отправился в город Казань, где поступил в Спасо-Преображенский монастырь. Именно в этом месте и начался его духовный путь. Из-за отсутствия должной информации, следующие исторические события, связанные с Гермогеном начинаются лишь с конца 1570 годов.

Как известно из летописей, на пост священника в Казани Ермоген встал в 1580-х годах. Служил он в Гостинодворской церкви Николая Чудотворца. Современники описывали его, как мудрого и чистого душой священника.

Его духовными наставниками были назначены Гурий, Герман Казанские и Варсонофий Тверской. Каждый из учителей на своем примере поучали Ермолая и наставляли на путь истинный. Многое перенял Ермоген у своих наставников, что в будущем и помогло ему заслужить подвиг священномученичества.

Еще о священномучениках:

Митрополит

1579 год ознаменовался ярким событием. Ермолай принял участие в обретении иконы Казанской Божией Матери, народившейся в сновидениях Матроны Онучиной. Возлюбленная показала место, где пребывал чудодейственный образ. Далее священник достал святыню из земли и, возвысив высоко над головой, явил её всем смотрящим. После чего образ перенесли в Никольскую церковь.

Интересно!По происшествие 8 лет после обретения иконы, будучи иереем Ермолай принял монашество и был крещен новым именем Гермоген (Ермоген). Спустя еще один год его удостоили в сан игумена и в скором времени в архимандрита Спасо-Преображенского монастыря.

Спустя 6 лет упорного служения в церкви, Ермоген был возведен на пост митрополита Казанского в 1589 году. На этой должности он провел бесчисленное множество проповеднических трудов среди язычников, идолопоклонников и мусульман.

Гермоген был памятен своими глубокими познаниями Священного Писания и истории религии. Все его поучения были мудры и плодотворны. В 1594 году он служил Пресвятой Богородице в честь Казанской иконы.

В 1595 году он принял активное участие в обретении и обнаружении Казанских мощей святых:

  • Епископа Тверского;
  • Архиепископов Казанского и Варсонофия;
  • Святителя Гурия.

Впоследствии Гермогеном были описаны жития этих святых.

Смутное время

Гермоген со своими наставниками жили в эпоху смутного времени. Этот этап русской истории стал переломным для государства. По словам митрополитов, события, произошедшие в середине 16-го века сильно повлияли на церковное государство того времени. Было воссоединено множество братских земель, а также стали доступны пути на восток.

Однако в это же время в Польше появился Лжедмитрий, правление которого, негативно сказалось на Российском государстве. Слухи о том, что Лжедмитрий является сыном Ивана Грозного, очень быстро возымели успех. Благодаря этому, он сумел склонить на свою сторону большую часть народа.

В 1605 году его сторону приняли военачальники, а вскоре и вся Москва. Патриарх Иов, осуждая его деяния, наложил запрет на Лжедмитрия его приспешников и всех тех, кто разделяет его взгляды. В обществе подобная анафема вызвала открытый резонанс и во время богослужения в Успенском соборе, народ начал осквернять патриарха, бить и всячески издеваться над ним. После сих событий, Иова перевезли в Успенский Старицкий монастырь, где он непрерывно молился и постился на протяжении 2-х лет.

На этом все не закончилось. В 1606 году в Москве люди стали бунтовать против других народов и религий. А Ермоген все это время, находился в темнице в Казани. Разоблачение Лжедмитрия усмирило пыл народа, и на царствование был избран Василий Шуйский.

Интересно! 3 июля того же года, Московский Церковный собор признал митрополита Гермогена Московским Патриархом и всея России.

Патриарх Иов благословил Гермогена на подвиг Единосущия. Однако эпоха смуты на этом не закончилась, вследствие чего, Ермоген побуждал народ не принимать участие в темных деяниях, но напротив, стараться следовать заповедям и законам. Он также яро боролся с противниками Родины и Православия, при этом обличая лжеучения католиков.

Находясь в неведении, Москвичи невольно приняли участие в преступных делах, изменив сыну царя Бориса Годунова — Федору Борисовичу Годунову. Такое отношение вскоре погубило царя, и на трон воссел самозванец.

Подобные события вызвали отклик в сердцах людей, и они пришли к покаянию. Гермоген принял решение, провести большую церемонию покаяния. Единодушно с царем Василием, они обратились к патриарху Иову, дабы он простил народ за их измену и неправомерные действия в сторону церкви.

Успенский Собор наполнился народным плачем и скорбью. Каявшиеся взывали к Иову, прося прощения и подали ему слезницу, где были указаны все грехи и молитва Богу, чтобы Он также простил их за злые деяния. Иов же простил их всех и дал указание следовать пути Божьему, не поддаваясь мирским соблазнам.

В 1607 году в России появился ещё один Лжедмитрий. В январе следующего года, он, собрав свою армию, отправился на Москву и в июне уже твердо обосновался в селе Тушино. Ермоген всячески старался уберечь Родину, используя духовные и дипломатические навыки.

Он усердно молился, воодушевлял русский народ, определял молитвы в храмах и церквях о том, чтобы Бог дал силы противостоять клеветникам, изменникам, захватчикам, осуждая всех врагов Родины. Святитель всегда помогал и поддерживал добросовестных соратников царя.

Судя по летописям, Лжедмитрий II не имел совести, чести и страха пред Богом. Вся его суть состояла из злодеяний, хотя одеждами своими он походил на христианина.

С прибытием мошенника в Москву, Россия поделилась на два лагеря: Московский и Тушинский. Где в первом правил «Царь», а в другом «Патриарх». Все дальнейшие действия положительно повлияли на духовную составляющую России. Ведь именно в годы жизни Гермогена православие сильно окрепло, благодаря чему сформировалась Русская Поместная Церковь.

Козни изменников и попытки католиков обратить православных христиан были тщетны. Территория привычной нам Русской Православной Церкви увеличилась в разы. Стали возводиться новые монастыри, храмы, церкви и городские крепости.

В это же время смута распространялась, и многих святых либо разоряли, либо безжалостно убивали. Тысячи священников, монахов, служителей стали жертвами бандитов. Ермоген же сосредоточился на совершении как духовных подвигов, так и в самом центре политических конфликтов. Подобные события делали его правителем всей нации, а его обращения стали голосом русского народа.

В 1610 году Василий Шуйский был свергнут с трона, в результате переворота. Царя и царицу принудительно постригли в иночество. Патриарх Гермоген же стал противником государственного переворота и объявил посвящение в монахи фиктивностью, говоря, о Василии Шуйском не как о монахе, но как о монархе. После чего царство над государством принял совет 7-ми бояр. Смерть Лжедмитрия II произошла в конце 1610 года.

Окончание земного пути

Погиб Святитель в заточении. Находясь в темнице, которую сторожила многочисленная охрана. Из темницы Ермоген последний раз обратился к паству, призывая быть твердыми и сильными в своей вере.

17 февраля 1612 года, Гермоген погиб от жажды и голода в подвалах монастырского храма Чуда Архангела Михаила. В октябре того же года на Москву перестали нападать оккупанты и эпоха смутного времени завершилась.

Почитание и мощи

Мощи Святителя были упокоены в Чудовом Монастыре. Спустя 40 лет в 1652 году дарохранительницу вскрыли и были обретены нетленные мощи Патриарха Гермогена.

В 1654 году останки перенесли в Московский Успенский Собор. А в 1913 году Русская Православная церковь отнесла Святителя к лику святых. Мощи обладают чудотворной силой, всякий, кто молился священномученику исцелялись.

Труды

В годы своей жизни Святитель проводил много времени в монастырских читальнях и библиотеках. Самой же любимой была библиотека Чудова монастыря, откуда он черпал самые важные исторические знания, которые являлись фундаментом почти всех существующих летописей.

В 17 веке была написана «Воскресная летопись», которая являлась созданием Патриарха. В творениях Гермогена встречается большое количество ссылок на Библию, что лишь подтверждает его глубокую осведомленность в познании Слова Божьего.

Под присмотром Святителя были изданы: Минеи месячные, Евангелие, «Большой Верховный устав». Ермоген тщательно следил за написанием каждого сочинения. Также при он написал «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом об исправлении церковного пения», где описал достаточно важные аспекты в несении церковных служб.

Подвиг

Подвигом Патриарха стала его непоколебимость и верность своим убеждениям. Его часто именовали как «твердый адамант Русской Земли» или «крепкий и непоколебимый столп». Он никогда не боялся открыто выступать против мятежников и захватчиков, его не пугали страдания и смерть.

Он всегда призывал и вдохновлял народ на сопротивление и борьбу за Православную веру. Благодаря Ермогену чувствовалось единодушие всех людей, кто были верны своим традициям.

Несмотря на сложное время, на обильное количество событий, негативно влияющих на Государство, Патриарх не сдавался. Что и сделало всю его жизнь подвигом, который сохранился и по сей день.

Патриарх Гермоген

Биография

Патриарх Гермоген — священнослужитель, управлявший Российской православной церковью с 1606 по 1612 год. Церковный деятель противостоял нашествиям поляков, которые осуществлялись на родные земли в Смутное время, и препятствовал водворению католицизма. Он проявил себя как истинный патриот государства, и история хранит память о Гермогене как о священномученике и заступнике православия.

Начало пути

Точные данные о биографии Гермогена не сохранились, и свидетельства его деятельности увековечены благодаря записям, сделанным современниками и потомками. Предположительно, он родился в 1530 году и был ровесником Ивана Грозного. Среди историков существует предположение, что нареченный Ермолаем ребенок по происхождению имел отношение к донским казакам или к династиям Шуйских и Голицыных.

Юношей он перебрался в Казань, где его пристанищем стал Спасо-Преображенский монастырь. Здесь молодой человек утвердился в вере и решил посвятить себя служению Господу. В 1570-е Ермолай жил в приходе Гостинодворской церкви Святого Николая и исполнял обязанности священника.

В исторических источниках, описывающих житие патриарха, упоминается случай, который называют чудом. В 1579 году, во время сильнейшей засухи, в Казани произошел чудовищный пожар. Пламя перебросилось от Свято-Никольской церкви на Кремль, а дальше распространилось по крышам домов.

Читать еще:  Франциск Ассизский: жизнь и биография святого, мощи, почитание и дни памяти

Пока полыхал огонь, дочке стрельца трижды было видение о спрятанной иконе Богоматери. Святыню нашли там, где предсказывала девочка. Служители церкви и горожане организовали крестный ход. Они переместили икону в Благовещенский собор. В ходе службы случилось исцеление двух слепых. Гермоген был участником события и свидетелем происходящего.

Житие и подвиг

В 1587 году священнослужитель принял постриг и стал монахом московского Чудова монастыря. Спустя 2 года он получил сан и впоследствии благодаря протежированию патриарха Иова стал митрополитом. По инициативе Гермогена в 1591-м в Казани ввели День памяти православных воинов, павших во время взятия города. По благословению Иова это нововведение было одобрено.

Гермоген распространял православие среди других национальностей. Он делился знаниями с татарами и представителями тюркских народностей.

В 1598 году скончался царь Федор Иванович, а к власти пришел Борис Годунов. Гермоген присутствовал при избрании нового монарха. После занятия престола Лжедмитрием I митрополит работал в Боярской думе, но выступал противником самозванца. Он требовал крещения Марины Мнишек и выступал против избрания патриарха Игнатия.

Патриарх Гермоген в темнице Чудова монастыря.

Когда в 1606 году Григорий Отрепьев был свергнут, власть сосредоточилась в руках Василия Шуйского, и Гермоген заменил ненавистного Игнатия. Шуйский боялся, что его место может занять Филарет, но в 1606-м патриарха утвердили в сане. Несмотря на разногласие и очевидное противостояние с царем, Гермоген всегда отстаивал его.

Доверие к Шуйскому подорвали крестьянские восстания и появление Лжедмитрия II. Возник заговор, в результате которого планировалось свержение царя. Гермогена привели на Лобное место и требовали поддержки в вопросе правительственного переворота. Патриарх совершил подвиг, поставив собственную жизнь под угрозу. Он выступил патриотом и отказался потворствовать мятежникам. Бунтари перешли на сторону Лжедмитрия II. Гермоген направил им вслед две грамоты, наставляющие вернуться на путь истинный и покаяться.

Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси.

Поначалу зачинщикам не удалось призвать народ к восстанию, но низложение царя все же состоялось в 1610-м. До последнего момента Гермоген выступал на стороне монарха. Даже оказавшись в заточении в Чудовом монастыре, патриарх требовал вернуть царя на трон. Власть перешла в руки семибоярщины. Священнослужитель осуждал эти перемены и пытался организовать выборы для возведения на трон русского царя. Но правителем избрали Владислава Сигизмундовича. Гермогену пришлось признать его статус при условии крещения и устранения воинов Речи Посполитой с русской земли.

Во время польских нашествий патриарх обращался к землякам за помощью, и его призыв поддержали защитники родины. В Казань привезли копию Казанской иконы Божьей Матери, которая стала главной святыней народного ополчения.

Во время атаки Москвы Гермоген оказался в плену. Он был низвергнут из сана и отправлен в темницу Чудова монастыря. Поляки неоднократно требовали прекращения сопротивления, но церковный служитель игнорировал послания и призывал патриотов не сдаваться. Отказав полякам, монах обрек себя на смерть, причиной которой стали голод и жажда.

Смерть

Гермоген был уморен голодом в заточении, но его дело завершили. В октябре 1612-го Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский изгнали окупантов из Москвы. Спустя полгода царем стал Михаил Романов, которому благоволил патриарх.

В 1652 году останки церковного служителя перенесли из Чудова монастыря в Большой Успенский собор и расположили в деревянной гробнице. Рака для мощей была заказана Николаем II. Гермоген был причислен к лику святых и признан священномучеником в 1913 году. Ежегодно 2 марта отмечается день памяти патриарха.

Почитание

В 1913 году был освящен первый храм в честь Гермогена. Его организовало Русское монархическое собрание. Спустя 3 года в издании «Богословский вестник» опубликовали акафист святителю Гермогену.

25 мая 2013 года в Александровском саду г. Москвы, был установлен и открыт памятник Гермогену как священномученику и хранителю веры на Руси.

Спустя 100 лет, в 2013-м, в Москве открыли памятник в честь святого. Монумент расположен вблизи кремлевских стен, в Александровском саду. Авторы скульптуры — Салават Щербаков и Игорь Воскресенский. Еще через год армянская община Альметьевска спонсировала открытие памятника и у Казанского кафедрального собора города. Верующие и сегодня обращают свои молитвы святому Гермогену.

Патриарх Гермоген в культуре

Как и подвиг Ивана Сусанина, деяния патриарха Гермогена оставили след в истории, увековечив его имя как героя эпохи.

Судьба священнослужителя, чью роль в истории государства сложно переоценить, неоднократно вдохновляла потомков. Его имя упомянуто в «Новой повести о православном российском государстве», созданной в 1611-м. Патриарху посвящена опера «Святитель Гермоген». Образ героя был воплощен в постановке «Царский путь», которая шла на сцене Московского театра русской драмы. В 1860 году Павел Чистяков написал картину, посвященную отказу Гермогена полякам.

Патриарх Гермоген (смутное время)

Патриарх Гермоген (Ермоген, 1530-1612) – третий патриарх Московский и всея Руси, занимавший престол с 1606 по 1612 год. Проявил себя как один из патриотов России, активно противостоявший польскому нашествию во время Смуты. Решительно выступал против изменников родины и сторонников унии с католиками. Во время пребывания захватчиков в Москве был насильственно низложен с патриаршего поста и заточен в Чудовом монастыре. Церковь почитает Гермогена как священномученика и хранителя веры, не предавшего русское православие в тяжелые годы Смутного времени.

Миниатюра из Царского титулярника

Ранняя биография

Гермоген (в миру Ермолай) появился на свет около 1530 года, примерно в то время, когда родился Иван Грозный. О раннем периоде жизни великого соотечественника известно немного. Существуют версии о его принадлежности к Донским казакам, а также известным боярским династиям Голицыных и Шуйских.

В отроческие годы он отправился в Казань, где находился в Спасо-Преображенском монастыре, укрепившем его религиозные воззрения. В конце 70-х гг. XVI века Ермолай служил приходским священником в гостинодворской церкви во имя св. Николая. Как вспоминали современники будущего патриарха, он выделялся отличным знанием книг и был «премудростью украшенный».

Биография Гермогена включает интересный эпизод, связанный с чудесным явлением Казанской иконы Божьей матери. Это случилось летом 1579 года, когда в Казани была сильная жара и сушь, что вызвало сильнейший пожар. Огонь от церкви Николы перешел на Кремль, а затем и на жилые дома. В это время дочери местного стрельца Даниила Онучиана Матроне три раза снился сон, что под землей хранится икона Богоматери. Сначала ей никто не верил, но после угрозы, что девочка может погибнуть от непослушания ее родные пошли в указанное место и нашли святыню. После этого был организован Крестный ход и икону торжественно перенесли в Благовещенский собор. Участником этого события, во время которого исцелились двое слепых, был и Гермоген.

Переезд в Москву

После кончины в 1587 году супруги, имя которой не сохранилось, Гермоген отправился в московский Чудов монастырь, где прошел обряд пострижения в монахи. Через два года он был хиротонисан (рукоположен) в епископский сан, а вскоре по протекции первого патриарха Иова Гермогена назначили митрополитом Казанским и Астраханским.

В 1591 году Гермоген написал письмо Иову, в котором указал, что в Казани не выполняется поминовение православных воинов, погибших при взятии города, и предложил ввести памятную дату. В ответ Иов подписал указ, предписывавший совершение панихиды в субботу, следующую за Покровом Пресвятой Богородицы.

Патриарх Гермоген на монументе Тысячелетие России

Святитель Гермоген продолжал служение церкви, занимаясь распространением православия среди татар и других тюркских народов. В 1592 году он принял участие в перенесении останков Казанского архиепископа Германа из столицы в Успенский монастырь Свияжска, а через три года написал краткое житие святителей Варсонофия и Гурия. В 1595 году побывал в Угличе на открытии мощей местного удельного князя Романа Владимировича.

В начале Смуты

После смерти в 1598 году бездетного царя Федора Ивановича Блаженного (1584-1598) пресекается династия Рюриковичей и к власти приходит Борис Годунов (1598-1605), ранее бывший шурином покойного монарха. Гермоген присутствовал при избрании нового царя и принимал участие во всенародном молении, состоявшемся у стен Новодевичьего монастыря.

После воцарения на троне Лжедмитрия I (1605-1606) митрополит стал участвовать в работе Боярской Думы, но проявил себя как последовательный противник Отрепьева. Он категорически не принял избрание патриарха Игнатия и выдвинул требование обратить в православие несостоявшейся супруги Лжедмитрия I польской авантюристки Марины Мнишек.

Убийство Отрепьева в мае 1606 года и последовавший вслед за этим приход к власти Василия Шуйского (1606-1610) всерьез изменил судьбу Гермогена. По инициативе нового царя патриарх Игнатий был низложен, лишился епископского сана и отправлен в заточение в Чудов монастырь. На его место быстро избрали Гермогена, так как Шуйский опасался присутствовавшего в Москве Федора Романова (Филарета). 3 июля 1606 года Московский собор утвердил его в этом сане. Упрямый и жесткий по характеру Гермоген часто находился в противостоянии с Шуйским, но всегда его защищал, считая, что он освящен царским венцом и с этим нужно считаться.

Апогей Смутного времени

Прошедшая крестьянская война под руководством И. Болотникова, появление под Москвой Лжедмитрия II вместе с польскими захватчиками подорвали доверие к царю. В феврале 1609 года возник заговор с участием 300 человек, во главе которого стояли Р. Гагарин и Г. Сумбулов. Они были намерены добиться отставки Шуйского и силой притащили Гермогена на Лобное место, чтобы он поддержал низложение царя. Однако патриарх продемонстрировал твердую волю и не поддался на уговоры восставших. Не сумев поднять народ на борьбу, зачинщики заговора ушли в лагерь Лжедмитрия II. Гермоген им вслед послал две грамоты с призывом вернуться и раскаяться в содеянном.

Низложение Шуйского все же состоялось в июле 1610 года, но и тогда патриарх защищал его до последнего, проклиная Ляпунова и не признавая насильственного пострижения монарха. После помещения Василия в Чудов монастырь он продолжал настаивать на его возвращении на трон. Сменившую Шуйского Семибоярщину, Гермоген решительно осудил и пытался организовать выборы русского монарха. После заочного избрания царем Владислава Сигизмундовича он с тяжелым сердцем согласился его признать при соблюдении следующих условий:

  • вывод армии Речи Посполитой с территории России;
  • принятие им православия.

Во время начавшейся интервенции поляков Гермоген открыто выступил против захватчиков, обратившись с призывом к русскому народу выступить на защиту страны. С его благословения из Казани перевезли копию иконы Казанской Богоматери, впоследствии ставшей основной святыней ополчения.

После захвата Москвы Гермоген оказался в руках врагов, проявив в этой ситуации несгибаемую волю и твердый характер. Они силой отрекли его от патриаршего сана и посадили под арест в Чудов монастырь. Когда он находился в темнице неоднократно звучали требования поляков, чтобы Гермоген отдал приказ ополченцам прекратить попытки взятия города, но все их увещевания оказались безуспешными. Вместо этого, он обратился с последним посланием патриотам страны, благословив их на борьбу против оккупантов.

Патриарх Гермоген умер мученической смертью 17 (27) февраля 1612 года, страдая от невыносимого голода и жажды. Дело, за которое боролся святитель было завершено 24 октября 1612 года II ополчением во главе с К. Мининым и Д. Пожарским. Они сумели изгнать из Москвы польских интервентов, а в феврале 1613 года на престол был избран русский царь Михаил Федорович Романов (1613-1645), чего очень хотел Гермоген.

Память о Гермогене в искусстве

Имя великого патриарха упоминалось в анонимном произведении «Новая повесть о православном российском государстве», написанном ориентировочно в 1611 году. Она призывала к борьбе с польскими захватчиками и осуждала предателей, вставших на их сторону. Гермогену посвящена опера Г. Дмитриева «Святитель Ермоген», его историческая роль представлена в спектакле Московского Театра Русской Драмы «Царский путь». Среди наиболее значимых полотен о патриархе выделяется картина П. Чистякова, написанная в 1860 году, «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту».

Читать еще:  Житие святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским – жизнеописание, чудеса, мощи святых

Самый известный памятник Гермогену установлен в Александровском саду по инициативе главы РПЦ патриарха Кирилла. Он представляет собой четырехметровую бронзовую фигуру патриарха, расположенную на мраморном постаменте. По его сторонам находятся бронзовые барельефы со сценами известных исторических сюжетов. На одном из них изгнание Гермогеном поляков и действовавших вместе с ними бояр, которые требовали подчинения и признания подданства Владислава Сигизмундовича. Интересно, что памятник патриарху на Красной площади хотели поставить еще в XIX веке на месте нынешнего мавзолея Ленина, но тогда этим планам не суждено было сбыться.

В 1913 году по инициативе РПЦ Гермоген был прославлен в лике святых как священномученик. Его мощи были помещены в новую раку, созданную по инициативе Николая II и его супруги. Каждый год 2 марта отмечается день памяти знаменитого патриарха, отдавшего жизнь за свободу своей страны.

ЕРМОГЕН МОСКОВСКИЙ

Свт. Ермоген Московский. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.

Ермоген [1] (ок. 1530 — 1612), патриарх Московский и всея Руси (1606 — 1612), священномученик

Память 17 февраля, 12 мая в день прославления, в Соборах Московских святителей и святых

В миру Ермолай, родился около 1530 года в семье донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный».

В 1579 году он, уже будучи пресвитером, стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. Бог судил ему первому «взять от земли» бесценный образ, показать его собравшемуся народу и затем торжественно, с крестным ходом, перенести в соседний Никольский храм.

Казанский митрополит

13 мая 1589 года он был хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.

Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах.

В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере. В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, второго Казанского архиепископа (+ 1567). По благословению Патриарха Иова (1589-1605) святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре.

9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн, а двое других, Стефан и Петр — новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память.

В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия», повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар.

В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович (1584-1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия.

По восшествии на московский престол Лжедимитрия I, Ермоген был вызван в Москву для участия в устроенном новым царем сенате, но не мог долго ужиться в столице рядом с царем, чуждым религиозной нетерпимости и склонным к сближению с иноземцами. Когда перед браком Лжедимитрия на Марине Мнишек возник вопрос, не следует ли предварительно произвести над Мариной обряд крещения в Православие, Ермоген был в числе тех духовных, которые наиболее настаивали на этом, и за такое противодействие намерениям царя был удален из Москвы в свою епархию.

Новый царь Василий Шуйский решился возвести Ермогена, как врага предшествовавшего правительства, на место низложенного патриарха Игнатия.

Патриаршество

Свт. Ермоген Московский

Митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца, а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти. В это время ему было более 70 лет.

Сделавшись патриархом, он не играл первое время видной роли в государственных делах, благодаря несогласиям, возникшим вскоре между ним и царем Василием, который мало вызывал симпатий в Ермогене, непреклонном в своих убеждениях, прямом и решительном в своих действиях. С низложением Шуйского начался наиболее важный период деятельности Святителя, совпавшей теперь в своих целях с стремлениями большей части русского народа.

В эпоху наступившей тяжелой смуты, когда «шатание» охватило большинство московских правительственных деятелей и они, забыв о государстве, искали прежде всего личной выгоды, святитель Ермоген явился одним из немногих лиц среди центрального правительства, которые сохраняли свои убеждения и твердо проводили их в жизнь. Когда выставлена была кандидатура королевича Владислава, свт. Ермоген соглашался на нее лишь под условием принятия Владиславом православной веры и сам писал о том королю Сигизмунду. Предвидя, однако, что у короля имеются другие планы, Патриарх держал себя очень враждебно по отношению к полякам; протестовал против впуска польского войска в Москву, и даже после того, как бояре впустили гетмана Жолкевского, очень холодно относился к нему и к сменившему его Гонсевскому.

Требование Сигизмунда, чтобы бояре приказали Смоленску сдаться на королевскую волю, окончательно раскрыло Патриарху смысл действий поляков, и он решительно отказал в своей подписи на изготовленной боярами грамоте, несмотря на то, что в пылу спора один из бояр, Салтыков, даже угрожал патриарху ножом. Отсутствие имени патриарха в грамоте, отправленной к московским послам, находившимся у Сигизмунда, и предписывавшей им во всем положиться на волю короля, дало им предлог отказаться от исполнения этого приказания. С этих пор святитель Ермоген является уже открытым противником поляков, путем устной проповеди и рассылаемых грамот увещевая народ стоять за православную веру против желающих уничтожить ее иноземцев.

Когда самозванец Лжедмитрий II подошел к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал:

В другой грамоте Первосвятитель призывал: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога. «

Тем временем в Москве начался голод. Первосвятитель повелел келарю Cepгиевой обители Авраамию (Палицыну) открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом.

Свт. Ермоген Московский

Патриарх Ермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой лавры на caмоотверженную, героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время Патриарх Ермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II — самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества.

К этому времени после боярского заговора и свержения царя Василия Шуйского (в июле 1610 года) Москва была занята польскими войсками. Большинство бояр желало видеть на русском престоле польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III. Этому решительно воспротивился Патриарх Ермоген, совершавший в храмах особые молебны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». На требование бояр написать особую грамоту к народу с призывом положиться на волю Сигизмунда, Патриарх ответил решительным отказом и угрозой анафематствования. Он открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских людей встать на защиту Родины. По благословению Святителя из Казани была перенесена Казанская икона Божией Матери (скорее всего — копия с подлинной), которая стала главной святыней ополчения.

Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.

В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал:

После убийства казаками Ляпунова, одного из лидеров ополчения, когда Заруцкий провозгласил царем сына Марины, Святитель еще раз оказал услугу общеземскому делу, послав грамоту в Нижний Новгород с протестом против таких действий казацкой «атаманьи». «Отнюдь, — писал патриарх, — Маринкин на царство не надобен: проклят от св. собора и от нас». 25 августа 1611 года эта грамота была получена в Нижнем и отсюда переслана в другие города, в значительной степени подготовив, вероятно, поход нового земского ополчения под Москву.

Когда в Москве получены были первые вести о сборах Минина и Пожарского, сидевшие в Москве бояре и поляки потребовали вновь от Святителя, чтобы он убедил нижегородцев оставаться верными присяге Владиславу, но встретили с его стороны решительный отказ. «Да будет над ними, — отвечал патриарх, — милость от Бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да излиется гнев Божий и да будут они прокляты в сем веке и в будущем».

Тогда его, по рассказу современников, уморили голодной смертью, святитель Ермоген скончался в заточении 17 февраля 1612.

Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русским народом. Тело священномученика было погребено в Чудовом монастыре. Святость Патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее — при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного. Через 40 лет после смерти Патриарх Ермоген лежал как живой, а в 1654 году нетленные его мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.

Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года.

Свт. Ермоген Московский

Церковная деятельность Первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношением к богослужению. При нем были изданы: Евангелие, Минеи Месячные: сентябрь, октябрь, ноябрь и первые 20 дней декабря, а также в 1610 году был напечатан «Большой Церковный Устав». При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. По благословению святителя Ермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками.

Обладая выдающимся умом, святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В сочинениях Предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени. С этой начитанностью Патриарх Ермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя.

Заботясь о соблюдении богослужебного чина, святитель Ермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения». «Послание» обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб — многогласии, а мирян — в неблагоговейности при богослужении.

Российския земли первопрестольниче / и неусыпный о ней к Богу молитвенниче! / За веру Христову и паству твою душу свою положив, / царей наших державу утвердил еси / страну нашу от нече­стия избавил еси. / Темже вопием ти: / спасай нас молитвами твоими, священномучениче Ермогене, отче наш.

Тропарь Прославлению

Приспе день светлаго торжества, / град Москва радуется, / и с ним Русь Православная ликовствует / песньми и пеньми духовными: / днесь бо священное торжество / в явлении честных и многоцелебных мощей / святителя и чудотворца Ермогена, / якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, / разгоняя тьму искушений же и бед / от вопиющих верно: / спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене.

Труды

  • «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях»;
  • «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения».

Использованные материалы

  • http://www.jmp.ru/svyat/feb17.htm
  • http://www.patriarchia.ru/db/text/547832.html
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1] В богослужебной практике святитель именуется Ермогеном, в современной исторической и справочной литературе его чаще именуют Гермогеном.

Гермоген Патриарх

Патриарх Гермоген известен как главный вдохновитель народных ополчений, спасших Русское государство от польской интервенции. Он родился приблизительно в 1530 году в семье посадского человека в городе Вятке. Образование получил в местном храме и вскоре стал приходским священником Ермолаем. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству в 1552 году он был послан в Казань священником при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. В 1579 году в городе произошел сильный пожар. На одном из пепелищ была обнаружена не пострадавшая икона Богоматери. Образ сразу же был назван чудотворным, его с почетом установили в Никольском храме.

После этого местный архиепископ повелел Ермолаю написать «Сказание о чудесном явлении Казанской Богоматери» и с копией иконы отвезти его в Москву. Там он был радостно встречен и царем Иваном Грозным, и столичным духовенством. Ведь явление чудотворной иконы означало, что Бог посылал на Русь свою благодать. Ермолаю посоветовали принять постриг и продолжить духовную карьеру. В 1587 году он поехал в Москву и принял постриг под именем Гермоген в Чудовом монастыре. В Казани он сначала стал архимандритом местного Спасо-Преображенского монастыря, а потом был назначен архиепископом.

После учреждения в Москве патриархии в 1589 году Гермоген стал первым казанским митрополитом. В общей церковной иерархии у него было четвертое место.

Гермоген очень ревностно исполнял свои обязанности: боролся за чистоту православной веры, создал культ местных святых, первых архиепископов, и написал их жития. В сентябре 1605 года он был вызван на церковный Собор, который должен был решить вопрос о возможности женитьбы «царя Дмитрия» на католичке Марине Мнишек. В отличие от патриарха Игнатия Гермоген осудил этот брак. За это был выслан в свою казанскую епархию без права приезжать в Москву.

Пришедший к власти Василий Шуйский после некоторых раздумий предложил Гермогену стать новым патриархом, поскольку сподвижник самозванца патриарх Игнатий был посажен в тюрьму. Казанский митрополит сразу согласился и стал надежной опорой постоянно шатающегося трона царя Василия.

Летом 1610 года патриарх Гермоген пытался отговорить московских дворян от сведения с престола В. И. Шуйского. Но никто не стал его слушать. В итоге в июле 1610 года страна оказалась без государя. Временное правительство – семибоярщина – стало разрабатывать план избрания на престол польского королевича Владислава. Гермоген заявил, что одобрит его кандидатуру, если тот примет православие до приезда в Москву. Но польский король был категорически против этого. В сентябре 1610 года он ввел в Москву свой гарнизон под предлогом защиты города от Лжедмитрия II и вознамерился сам сесть на московский престол, лишив Русское государство национальной независимости.

Гермоген догадался об этих планах короля и начал рассылать по городам грамоты с призывом к патриотам создать народные ополчения и очистить от поляков столицу. Его призывы нашли отклик у рязанского воеводы П. П. Ляпунова, который занялся формированием Первого ополчения. В конце марта оно выступило в поход и уже в апреле заняло территорию Белого города в Москве. Но состав этого ополчения был очень пестрый: вместе с истинными патриотами в нем были казаки во главе с бывшим атаманом И. Заруцким. Под вывеской ополчения они грабили мирных жителей и вознамерились посадить на царский трон Марину Мнишек с сыном второго самозванца Дмитрием. Ляпунов и Гермоген были решительно против этого. В итоге казаки убили Ляпунова и взяли власть в ополчении в свои руки.

Узнав об этом, Гермоген вновь стал призывать патриотов объединяться и сформировать новое ополчение. Эта деятельность началась в Нижнем Новгороде под руководством местного старосты Кузьмы Минина.

Поляки и сторонники короля организовали гонения на патриарха Гермогена. Сначала он был взят под стражу, а после антипольского восстания в Москве в марте 1611 года его бросили в земляную тюрьму Чудова монастыря. Там в феврале 1612 года он скончался, немного не дожив до освобождения столицы от поляков.

Православная церковь причислила Гермогена к лику святых.

Автор: Л.Е. Морозова, доктор исторических наук

Священномученик Ермоген Патриарх Московский и всея Руси

Святой сыграл немалую роль в тяжелое для Руси время. Его принято называть теперь «смутным», Народ, ослепленный безумной идеей униатства, без власти государя, творил страшные вещи. Одновременно с этим голод и польские захватчики подточили силы страны. Святитель мужественно боролся с униатством, вразумлял различных ложных посягателей на Российский престол. За свою деятельность Ергмоген поплатился жизнью. Его подвиг останется навсегда в памяти народа.

  1. Детство и происхождение
  2. Пастырское служение
  3. Патриаршество
  4. Мученическая кончина
  5. Прославление святого
  6. Дни памяти

Детство и происхождение

Егромген (Гермоген), в миру Ермолай, появился на свет в начале шестнадцатого века. О его родословной ведутся споры до сих пор. Некоторые историки утверждают, что он был из рода князей Шуйских, другие – из рода Голициных. Есть версия, что он происходил из Донских казаков.

Детские и юношеские годы пришлись на знаменательные для страны события: царствование Ивана Грозного, покорение Казани, Сибири. На его глазах произошел захват некоторой части России поляками, которые гнали православие.

Все это оставило глубокий след в душе юного Ермолая. Оно горело любовью и жалостью к своему народу, желанием помочь. Уже в детстве был определен его жизненный путь. Подростком он решил посвятить свою жизнь служению Богу. Ермолай уехал из дома в Казань, где он поступил в монастырь.

Пастырское служение

Ермоген по достижении необходимого возраста принял сан иерея и служил в Казани в храме святителя Николая. Именно там священник сподобился чуда обретения иконы Казанской Божией Матери по видению девочки.

Затем он принял постриг в Чудовом монастыре. Позже он стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. В 1589 году Ермоген стал епископом, возглавил Казанскую митрополию. Он вел просветительскую работу, обращая местный народ – татар ко Христу.

Митрополит Ермоген составил службу Казанской иконе Божией Матери. Тропарь «Заступница усердная», написанный им, настолько проникновенный и умилительный, что петь его без слез невозможно.

Патриаршество

В 1606 году Ермоген стал Патриархом Московским и всея Руси. Ему было около семидесяти лет. На годы его служения пришлось «смутное время». Патриарх смело обличал изменников Родины, вразумлял их, просил остановиться. В голодное время он велел открыть житницы монастыря для всех нуждающихся.

Патриарх призывал насельников Троице-Сергиевой Лавры бороться с польскими захватчиками. Шестнадцать месяцев враги осаждали обитель и безуспешно. Они ушли ни с чем. Ермоген обличал Лжедмитрия, а затем Сигизмунда, польского претендента на русский престол.

Ермоген был человеком острого ума, начитанным. Он вложил неоценимый вклад в развитие письменности России. При нем были изданы Минеи, Евангелие. Он сам всегда следил за исправностью текстов. Также он благословил перевести службу святому Андрею Первозванному с греческого на русский язык.

Мученическая кончина

Когда Минин и Пожарский подняли народное восстание, поляки сожгли столицу и спрятались в Кремле. Они силой затащили Патриарха в Чудов монастырь и заперли его в темнице. Когда русские войска начали осаду Кремля, поляки просили Патриарха приказать им уйти, и грозили ему смертью. Но Ермоген ответил, что он не боится ничего и никого кроме Бога.

Несколько месяцев длилась осада Кремля. Патриарх посылал русским воинам ободряющие слова в поддержку. Но сам он не выдержал и скончался от голода и жажды. Это произошло в феврале 1612 года.

Известие о кончине Патриарха подвигло воинов на еще большую борьбу, и вскоре осада Кремля была прорвана.

Прославление святого

Тело Патриарха было погребено в Чудовом монастыре. Через сорок лет произошло открытие мощей. К великому удивлению всех, тело совсем не разложилось. Святой лежал в целости, как будто только что скончался.

Спустя сто лет Патриарху был воздвигнут памятник в Александровском саду. Также памятник ему был поставлен в Аламетьевске.

Трогательная история мученической кончины Патриарха вдохновляла творческих людей. Он был воспет в стихотворении «Мужество» Державина, в опере Георгия Дмитриева «Святитель Ермоген» и других произведениях.

Дни памяти

Память святого Патриарха Ермогена отмечается несколько раз в год:

  • 2 марта (в високосный год 1 марта);
  • 17 октября;
  • 25 мая;
  • 18 октября.

До сих пор имя его поминается в числе других Патриархов святых на всенощных и Литургиях.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси — Мульткалендарь

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector