0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Паисий Величковский — житие и биография старца, труды, письма и послания, почитание и дни памяти

Преподобный Паисий Величковский

Архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Родился он в 1722 г. в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни.

Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит св. Илии. В 1758 г. в возрасте 36 лет был рукоположен в священный сан. В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны.

За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и др.). Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны (1774 г.) отошла к католической Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию — 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлии, то ему было повелено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г., оставив часть братии в Секуле.

Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула — общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей и число их к 1790 г. возросло до 10 тыс. человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви. В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.

На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», которая есть и моление, и исповедание веры. «Умно-сердечная молитва — для преуспевающих, для средних — пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных — послушание и труд», — поучал старец.

Многотрудная жизнь старца подходила к своему земному концу. Поболев перед кончиной, он с миром преставился в 1794 г., 15 ноября, пожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.

Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое. Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.

Житие Паисия Величковского

Величайший святой православного мира нового времени св. Паисий Величковский почитается во всем православном мире, в особенности России, Молдавии. В первой половине XVIII века этот человек самостоятельно нашел путь духовного делания, основал монастырское братство и занялся переводом святых отцов на славянский язык, чему посвятил немало лет своей жизни.

Житие

Удивительная жизнь преподобного Паисия Величковский, который как подвижник православия создал собственную монашескую школу.

Также надо учитывать, что внешние перипетии жизни святого вполне соответствуют православному канону жизнеописания святых. Но при этом он основатель школы собственного монашеского делания.

  1. Паисий родился в Полтаве в 1722 году и мирское имя его Петр, день рождения его отмечается 21 декабря.
  2. Его предки вплоть до прапрадеда были священнослужителями, которые служили в Успенской церкви г. Полтавы.
  3. Когда Петру было четыре года, умер его отец и брат, мальчик остался на попечении матери, которую звали Ирина.
  4. В 13 лет Петр поступил в Киевскую духовную академию, здесь будущий старец Паисий Величковский проучился четыре года, а потом мучимый жаждой монашеского подвига удалился в Любечский монастырь, где занял должность келаря. После того как он был наказан жестоко настоятелем монастыря, он тайно покинул обитель
  5. Петр оказался в Медведовском монастыре, где в 1741 году пострижен в рясофор с именем Платон. После закрытия монастыря властями Речи Посполитой, Платон удалился в Киево-Печерскую Лавру.

Приняв первую часть монашеского пострига, инок Платон ушел из Лавры, в поисках духовного наставника. В своих странствиях он достиг Валахии или современной Молдавии, посетил скиты: Долгоуцы, Трейстены, Кодрица, Кырнул. Но и здесь он не нашел духовного наставника.

После этого он отправился на Афон, однако, не смог найти наставника и четыре года прожил в одиночестве в полной нищете. Наконец, в 1750 году был пострижен в монашество с тем именем, которое известно всем — Паисий.

Интересный факт! Все предки прп. Паисия, вплоть до прапрадеда, были в составе клира Успенского собора г. Полтавы, всегда оставались верными православию. Мать святого приняла монашество, сам от детства своего отличался таким смирением и безмолвием, что некоторые считали его немым.

Читать еще:  Антонин Капустин - биография и история жизни, пророчества и дневники, письма

В последующее время житие Паисия Величковского совершенно раскрывает новые грани и высоты в жизни святого.

  1. Образ жизни святого, сама его личность привлекала многих. К нему стали приходить послушники и монахи желающие быть под его духовным руководством и в 1758 году он был посвящен в сан иеромонаха, с предварительным прохождением стези иеродиакона.
  2. После того как количество братии увеличилось, Паисий переселился в Ильинский скит, ставший впоследствии оплотом украинской диаспоры на Афоне.
  3. Здесь он занялся собиранием греческих рукописей с творениями святых отцов Православной Церкви, которых он намеревался перевести на славянский язык.
  4. Им было собрано огромное количество рукописей, которые его ученики частью переписали, а частью приобрели в оригинале. Но из-за притеснений турок прп Паисий Величковский, возвращается в Молдавию, где поселяется вместе со своими учениками в Драгомирском монастыре.

В политическом отношении Молдавия представляла собой исключительное явление. Она была в данническом, но полунезависимом отношении к Турции, могла противостоять католическому Западу и не подчиняться деспотической власти Российских императоров. Это был небольшой период в истории Молдавии, но именно он позволил прийти времени наивысшего расцвета обителям, основанным по благословению святого Паисия Величковского.

В это период святой переводит многих святых на славянский язык и прежде всего, осуществляет перевод энциклопедии монашеского жительства и руководства к благочестивой жизни мирян «Добротолюбие».

В 1774 году после победы России над Турцией территория, на которой располагался монастырь Паисия, отошла к Австро-Венгрии. И сам старец, вместе с 150 своих верных духовных чад переселился Секульский монастырь, расположенный на землях, находящихся под защитой Российской империи. А затем в 1779 году обрел свое постоянное место пребывания в Нямецком монастыре, где братия с его приходом увеличилась до 1500 человек.

В этом монастыре, вплоть до своей кончины, святой продолжал свои переводы святых отцов.

Почитание и святые мощи

Святой оказал значительное влияние на православных благодаря тому, что перевел на славянский язык «Добротолюбие» и многих святых отцов. Впервые в истории славянские народы смогли читать отцов на том языке, который им был понятен.

Его книги оказали большое влияние на тех кто, взял на себя аскетические труды в самой России. Известно, что Паисиев перевод «Добротолюбия» был настольной книгой прп. Серафима Саровского. А духовные основатели Оптинской пустыни, первые старцы Лев, Макарий, Моисей были учениками духовных чад прп. Паисия Величковского и, таким образом, сам старец дал начало нового направления в монашестве, которое реализовалось в Российской империи в XIX в.

Прославлен святой был Русской и Румынской Православной Церквами в 1988 и почитается как в этих церквах, так и во Вселенской Церкви одинаково равно. Память его чтится 15(28) ноября. В настоящее время Нямецкий монастырь находится на территории православной Румынии.

В этом монастыре пребывает и рака со св. мощами преподобного Паисия Величковского, которые были обретены в 1910 году. Но было обнаружено только половина останков Паисия.

Интересно! Есть предположение, что многочисленные ученики святого, которых было не менее 1000 человек, каждый взял частицу его мощей с собой, когда отправлялись в самостоятельный путь.

Основатель старчества нового времени, давший импульс развитию монашества после XIV века, времен исихастского возрождения всему православному монашеству в мире. А оно зародилось именно в настоящее время в лице наиболее почитаемых преподобных. Святой Паисий во всем православном мире пользуется большим уважением и почетом, как подвижник и аскет.

Преподобный Паисий Величковский — день памяти 28.11 н.ст. (15.11 ст.ст.)

Житие

Удивительная жизнь преподобного Паисия Величковский, который как подвижник православия создал собственную монашескую школу.


Преподобный Паисий Величковский

Также надо учитывать, что внешние перипетии жизни святого вполне соответствуют православному канону жизнеописания святых. Но при этом он основатель школы собственного монашеского делания.

  1. Паисий родился в Полтаве в 1722 году и мирское имя его Петр, день рождения его отмечается 21 декабря.
  2. Его предки вплоть до прапрадеда были священнослужителями, которые служили в Успенской церкви г. Полтавы.
  3. Когда Петру было четыре года, умер его отец и брат, мальчик остался на попечении матери, которую звали Ирина.
  4. В 13 лет Петр поступил в Киевскую духовную академию, здесь будущий старец Паисий Величковский проучился четыре года, а потом мучимый жаждой монашеского подвига удалился в Любечский монастырь, где занял должность келаря. После того как он был наказан жестоко настоятелем монастыря, он тайно покинул обитель
  5. Петр оказался в Медведовском монастыре, где в 1741 году пострижен в рясофор с именем Платон. После закрытия монастыря властями Речи Посполитой, Платон удалился в Киево-Печерскую Лавру.

Приняв первую часть монашеского пострига, инок Платон ушел из Лавры, в поисках духовного наставника. В своих странствиях он достиг Валахии или современной Молдавии, посетил скиты: Долгоуцы, Трейстены, Кодрица, Кырнул. Но и здесь он не нашел духовного наставника.


Книга Паисия Величковского

После этого он отправился на Афон, однако, не смог найти наставника и четыре года прожил в одиночестве в полной нищете. Наконец, в 1750 году был пострижен в монашество с тем именем, которое известно всем — Паисий.

Интересный факт! Все предки прп. Паисия, вплоть до прапрадеда, были в составе клира Успенского собора г. Полтавы, всегда оставались верными православию. Мать святого приняла монашество, сам от детства своего отличался таким смирением и безмолвием, что некоторые считали его немым.

В последующее время житие Паисия Величковского совершенно раскрывает новые грани и высоты в жизни святого.

  1. Образ жизни святого, сама его личность привлекала многих. К нему стали приходить послушники и монахи желающие быть под его духовным руководством и в 1758 году он был посвящен в сан иеромонаха, с предварительным прохождением стези иеродиакона.
  2. После того как количество братии увеличилось, Паисий переселился в Ильинский скит, ставший впоследствии оплотом украинской диаспоры на Афоне.
  3. Здесь он занялся собиранием греческих рукописей с творениями святых отцов Православной Церкви, которых он намеревался перевести на славянский язык.
  4. Им было собрано огромное количество рукописей, которые его ученики частью переписали, а частью приобрели в оригинале. Но из-за притеснений турок прп Паисий Величковский, возвращается в Молдавию, где поселяется вместе со своими учениками в Драгомирском монастыре.
Читать еще:  Житие Иоанна Богослова - описание и история жизни, чудеса и дни памяти святого

В политическом отношении Молдавия представляла собой исключительное явление. Она была в данническом, но полунезависимом отношении к Турции, могла противостоять католическому Западу и не подчиняться деспотической власти Российских императоров. Это был небольшой период в истории Молдавии, но именно он позволил прийти времени наивысшего расцвета обителям, основанным по благословению святого Паисия Величковского.

В это период святой переводит многих святых на славянский язык и прежде всего, осуществляет перевод энциклопедии монашеского жительства и руководства к благочестивой жизни мирян «Добротолюбие».

В 1774 году после победы России над Турцией территория, на которой располагался монастырь Паисия, отошла к Австро-Венгрии. И сам старец, вместе с 150 своих верных духовных чад переселился Секульский монастырь, расположенный на землях, находящихся под защитой Российской империи. А затем в 1779 году обрел свое постоянное место пребывания в Нямецком монастыре, где братия с его приходом увеличилась до 1500 человек.


Нямецкий монастырь в Румынии

В этом монастыре, вплоть до своей кончины, святой продолжал свои переводы святых отцов.

Отрывок, характеризующий Паисий Величковский

Адъютант Бонапарте во всю прыть лошади скакал с этим грозным письмом к Мюрату. Сам Бонапарте, не доверяя своим генералам, со всею гвардией двигался к полю сражения, боясь упустить готовую жертву, а 4.000 ный отряд Багратиона, весело раскладывая костры, сушился, обогревался, варил в первый раз после трех дней кашу, и никто из людей отряда не знал и не думал о том, что предстояло ему. В четвертом часу вечера князь Андрей, настояв на своей просьбе у Кутузова, приехал в Грунт и явился к Багратиону. Адъютант Бонапарте еще не приехал в отряд Мюрата, и сражение еще не начиналось. В отряде Багратиона ничего не знали об общем ходе дел, говорили о мире, но не верили в его возможность. Говорили о сражении и тоже не верили и в близость сражения. Багратион, зная Болконского за любимого и доверенного адъютанта, принял его с особенным начальническим отличием и снисхождением, объяснил ему, что, вероятно, нынче или завтра будет сражение, и предоставил ему полную свободу находиться при нем во время сражения или в ариергарде наблюдать за порядком отступления, «что тоже было очень важно». – Впрочем, нынче, вероятно, дела не будет, – сказал Багратион, как бы успокоивая князя Андрея. «Ежели это один из обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика, то он и в ариергарде получит награду, а ежели хочет со мной быть, пускай… пригодится, коли храбрый офицер», подумал Багратион. Князь Андрей ничего не ответив, попросил позволения князя объехать позицию и узнать расположение войск с тем, чтобы в случае поручения знать, куда ехать. Дежурный офицер отряда, мужчина красивый, щеголевато одетый и с алмазным перстнем на указательном пальце, дурно, но охотно говоривший по французски, вызвался проводить князя Андрея. Со всех сторон виднелись мокрые, с грустными лицами офицеры, чего то как будто искавшие, и солдаты, тащившие из деревни двери, лавки и заборы. – Вот не можем, князь, избавиться от этого народа, – сказал штаб офицер, указывая на этих людей. – Распускают командиры. А вот здесь, – он указал на раскинутую палатку маркитанта, – собьются и сидят. Нынче утром всех выгнал: посмотрите, опять полна. Надо подъехать, князь, пугнуть их. Одна минута. – Заедемте, и я возьму у него сыру и булку, – сказал князь Андрей, который не успел еще поесть. – Что ж вы не сказали, князь? Я бы предложил своего хлеба соли. Они сошли с лошадей и вошли под палатку маркитанта. Несколько человек офицеров с раскрасневшимися и истомленными лицами сидели за столами, пили и ели. – Ну, что ж это, господа, – сказал штаб офицер тоном упрека, как человек, уже несколько раз повторявший одно и то же. – Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, г. штабс капитан, – обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно. – Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно? – продолжал штаб офицер, – вам бы, кажется, как артиллеристу надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете. (Штаб офицер улыбнулся.) Извольте отправляться к своим местам, господа, все, все, – прибавил он начальнически. Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб офицера. – Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон. Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился. – Извольте отправляться, – сказал штаб офицер, стараясь удержать серьезность. Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное. Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше. Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы. – Voila l’agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер. Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать. – Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь. – Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста. Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один. Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:

Читать еще:  Иоанн Рыльский: житие святого, в чем помогает, мощи и день памят

ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ

ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ — архимандрит, переводчик святоотеческих и богословских текстов, аскетический писатель, богослов, православный святой.

В ми­ру Ве­лич­ков­ский Пётр Ива­но­вич. Сын со­бор­но­го про­тои­е­рея. Учил­ся в Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии (1735-1740 годы). Об­ще­ние с мо­на­ха­ми Кие­во-Пе­чер­ской лав­ры, изу­че­ние свя­то­оте­че­ских со­чи­не­ний по­бу­ди­ли его к мо­на­ше­ской жиз­ни. В 1740 году по­ки­нул Ки­ев и по­сту­пил в Лю­беч­ский монастырь (город Лю­беч), от­ку­да ушёл в 1741 году в Мед­ве­дов­ский Ни­ко­ла­ев­ский монастырь (близ города Чи­ги­рин), где был по­стри­жен в ря­со­фор, по­лу­чив имя Пла­тон. По­сле за­кры­тия мо­на­стыр­ско­го хра­ма униа­та­ми под­ви­зал­ся в Кие­во-Пе­чер­ской лав­ре (январь 1742 года — начало 1743 года).

В по­ис­ках мо­на­ше­ской жиз­ни пу­те­ше­ст­во­вал по мо­на­сты­рям и ски­там Мол­да­вии и Уг­ро­вла­хии, где по­зна­ко­мил­ся со стар­цем Ва­си­ли­ем По­ля­но­ме­руль­ским (около 1692 года — 1767 год). Ле­том 1746 года от­пра­вил­ся на Афон. В по­ис­ках ду­хов­но­го ру­ко­во­ди­те­ля обо­шёл многие афон­ские мо­на­сты­ри и ски­ты, по­се­лил­ся в ка­ли­ве (от­дель­ной «хи­жи­не») близ монастыря Пан­то­кра­тор. В 1750 году во вре­мя по­се­ще­ния Афо­на Ва­си­ли­ем По­ля­но­ме­руль­ским по­стри­жен им в ман­тию с име­нем Паи­сий. По­сте­пен­но во­круг Паисия Величковского об­ра­зо­ва­лась об­щи­на еди­но­мыш­лен­ни­ков. Около 1757 года он пе­ре­шёл в кел­лию Святого Кон­стан­ти­на. В 1758 году ру­ко­по­ло­жен в ие­ро­мо­на­хи.

Рост чис­ла бра­тии по­бу­дил Паисия Величковского пе­рей­ти в опус­тев­ший скит Про­ро­ка Илии при монастыре Пан­то­кра­тор. В 1763 году Паисий Величковский с бра­ти­ей пере­се­лил­ся в Мол­дав­ское княжество, на Бу­ко­ви­не им был пре­дос­тав­лен монастырь Дра­го­мир­на (близ города Су­ча­ва). Вско­ре Паисий Величковский при­нял по­стриг в ве­ли­кую схи­му. Жизнь и бо­го­слу­же­ние в монастыре Дра­го­мир­на бы­ли уст­рое­ны по афон­ско­му чи­ну. Чте­ние и пе­ние за бо­го­слу­же­ни­ем — на славянском и румынском язы­ках. Ве­лась ра­бо­та по ис­прав­ле­нию пе­ре­во­дов свя­то­оте­че­ских книг.

В 1774 году по до­го­во­ру ме­ж­ду Рос­си­ей и Тур­ци­ей Бу­ко­ви­на бы­ла пе­ре­да­на Австрийской им­пе­рии. Не же­лая жить в ка­то­лической стра­не, Паисий Величковский пе­ре­шёл в молдавский Се­куль­ский монастырь, где обу­ст­ро­ил жизнь по дра­го­мирн­ско­му об­раз­цу. В 1779 году гра­ж­дан­ские и цер­ков­ные вла­сти Мол­да­вии пе­ре­да­ли Паисию Величковскомму Ня­мец­кий монастырь (свыше 300 мо­на­хов), не­смот­ря на не­же­ла­ние стар­ца пе­ре­се­лять­ся в зна­ме­ни­тую и час­то по­се­щае­мую па­лом­ни­ка­ми оби­тель. В Ням­це Паисий Величковский про­дол­жил тру­ды по пе­ре­во­ду свя­то­оте­че­ских книг; об­ра­зо­ва­лась шко­ла пе­ре­вод­чи­ков и пе­ре­пис­чи­ков. В 1790 году, во вре­мя по­се­ще­ния Ням­ца русским ар­хи­епископом Ам­вро­си­ем (Се­реб­рен­ни­ко­вым) (1745-1792 годы), Паисий Величковский был воз­ве­дён в сан ар­хи­ман­д­ри­та.

Главное де­ло жиз­ни Паисия Величковского — ис­прав­ле­ние ста­рых пе­ре­во­дов и но­вый пе­ре­вод свя­то­оте­че­ских тек­стов на славянский язык. В 1793 году в Мо­ск­ве был на­пе­ча­тан славянский перевод «Доб­ро­то­лю­бия», ос­но­ву ко­то­ро­го со­ста­ви­ли тек­сты, ис­прав­лен­ные или пе­ре­ве­дён­ные Паисием Величковским. Он пе­ре­вёл так­же многие др. свя­то­оте­че­ские со­чи­не­ния, со­бор­ные до­ку­мен­ты и по­ле­мические про­из­ве­де­ния, в т. ч. XVIII века.

Соз­дал но­вые ре­дак­ции (по су­ти но­вые пе­ре­во­ды) «Слов» преподобного Исаа­ка Си­ри­на и «Ле­ст­ви­цы» преподобного Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка. Паисию Величковскому при­над­ле­жат ас­ке­тические со­чи­не­ния («Сви­ток об ум­ной мо­лит­ве», «Сло­во на по­стри­же­ние мо­на­ше­ско­го чи­на»), мно­го­численные по­сла­ния (в т. ч. Афа­на­сию и Ага­фо­ну в за­щи­ту ум­ной мо­лит­вы), го­ми­ле­тические и по­ле­мические со­чи­не­ния, ав­то­био­гра­фия (на­пи­са­на в по­след­ние го­ды жиз­ни, ос­та­лась не­окон­чен­ной).

Паисий Величковский ка­но­ни­зи­ро­ван в 1988 году РПЦ, в 1992 году — Румынской пра­во­слав­ной цер­ко­вью; служ­бы Паисию Величковскому со­став­ле­ны на славянском, румынском и греческом язы­ках. День па­мя­ти по ка­лен­да­рю РПЦ — 15(28) но­яб­ря.

Сочинения:

Жи­тие и пи­са­ния. М., 1847. М., 2001

Ав­то­био­гра­фия, жиз­не­опи­са­ние и из­бран­ные тво­ре­ния по ру­ко­пис­ным ис­точ­ни­кам ХVIII– ХIХ вв. / Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун. М., 2004

По­ле­ми­че­ские про­из­ве­де­ния, по­уче­ния, пись­ма / Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун. М., 2006.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector