0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Митрополит Михаил: биография и житие святителя, почитание, труды

Содержание

МИХАИЛ I КИЕВСКИЙ

Свт. Михаил Киевский. Фрагмент иконы «Собор святых Первосвятителей всея Руси» (монахиня Иулиания (Соколова), 1920-е — 1980-е гг.). Митрополичьи палаты Троице-Сергиевой лавры

Михаил I (+ 992/998), митрополит Киевский, святитель

Память 15 июня в день преставления, 30 сентября на перенесение мощей в 1730 году, в Соборе Киевских святых

Исторические гипотезы

Святитель Михаил почитается первым митрополитом Киевским. Но древнейшие русские летописи или вовсе не упоминают о митрополите при святом Владимире, или называют первым митрополитом грека Леона; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта. Михаил упоминается впервые в «Степенной книге» и Никоновской летописи. Новейшие историки склоняются к мнению, что первым митрополитом был Леон, а для объяснения предания о Михаиле предлагают различные гипотезы, из которых ни одна не может считаться прочно обоснованною.

Исконное предание Русской Церкви признавало Михаила первым митрополитом Киевским. Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) первый сделал попытку научно обосновать это церковное предание, за ним и под его влиянием это мнение получило научное утверждение в изданном Киевской духовной академией в 1839 году исследовании студента академии VІI курса, иеромонаха Евсевия (Ильинского) (1831-1835), впоследствии экзарха Грузии, под заглавием: «Кто был первый митрополит Киевский?» и было принято такими учеными, как церковные историки преосвященные Филарет (Гумилевский) и Макарий (Булгаков) и историк С. М. Соловьев.

Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона Михаила Дикарева из «Месячных миней» (кон. XIX — нач. XX в.). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Митрополит Московский Макарий (Булгаков) полагает, что первый митрополит Киевский Михаил занимал кафедру с 988 по 992 год, а Леон Киевский был вторым митрополитом с 992 до 1003 года.

С другой стороны, церковное предание о том, что первым митрополитом Киевским был Михаил, отрицалось главнейшими представителями русской исторической науки времен митрополита Евгения, начиная с историографа Карамзина. Бестужев-Рюмин, Карамзин, Костомаров, Иловайский и Малышевский отрицают бытие митрополита Михаила в Киеве в X веке.

Е. Голубинский утверждает, что присланный патриархом Фотием в царствование греческого императора Василия Македонского епископ Михаил крестил Руссов Черноморских; мощи его с течением времени, когда Тмутаракань была утрачена русскими и подпала власти половцев, были перенесены тмутараканскими монахами в Киево-Печерский монастырь.

Протоиерей П.Г. Лебединцев думает, что Киевский митрополит Михаил занимал кафедру митрополичью в XII веке, прибыл из Константинополя в 1131 году при великом князе Мстиславе Владимировиче, а скончался в 1147 году в княжение Изяслава Мстиславича, первым же митрополитом Киевским признает, согласно с Е. Голубинским и другими, Леона. Того же мнения держатся А. Попов, А. С. Павлов, М. Чельцов, граф Д. А. Толстой и Ф. Терновский.

По А. В. Поппэ [2], источник предания о митр. Михаиле — так называемый церковный устав Владимира I, который восходит к XII—XIII вв. Согласно этому памятнику, Михаил современник Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что, в свою очередь, породило мнение, что Михаил являлся тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 967 (987?) г. Появление имени Михаила в церковном уставе объясняется тем, что в Повести временных лет под 988 годом находится наставление о вере, якобы преподанное новокрещеному Владимиру. Оно представляет собой не что иное, как сокращенный перевод символа веры, составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это «наставление» как написанное ради Владимира и, таким образом, заключили, что автор символа веры был и первым русским митрополитом.

Жизнеописание

Был родом сириец [3] или, по другим летописным данным, болгарин или серб. Когда св. равноапостольный князь Владимир решил просветить Русскую землю святым Крещением он послал в Царьград просить для этого пастырей. Для этого патриарх свт. Николай II Хрисоверг прислал в Корсунь шесть епископов, множество священнослужителей и клириков во главе с митрополитом Михаилом, мужем премудрым и святой жизни. Они привезли также иконы, богослужебные книги на славянском языке, церковную утварь и мощи угодников Божиих. Церковь поет «Нищетою неверия одержимой земле Российской принес святитель Михаил из царствующего града Царьграда Евангелие Христово и сие даровал ей» [4].

Из Корсуни вместе с новокрещеным князем митрополит прибыл в Киев в 989 году где начал своё ревностное служение по распространению Христианства на Руси. Крестив 12 сыновей князя Владимира, бояр и киевский народ, собравшихся для этого на Днепре, святитель начал заботиться об уничтожении языческих суеверий. Из храмов, построенных в Киеве, самым большим являлся Десятинный в честь Успения Пресвятой Богородицы на постройку которого святитель Михаил благословил великого князя Владимира и куда перенесли гроб с мощами великой княгини Ольги. С митрополитом Михаилом связывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а с прибывшими с ним из Царьграда монахами – основание Киево-Межигорского монастыря.

После крещения Киева первосвятителю предстояло обращать народ всей русской земли и для этого он посетил с проповедью главные после Киева города русские — Новгород в 990 году и Ростов Великий в 991 году. В Новгород он отправился в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни [5] и Анастаса Корсунянина. Здесь он сокрушил идолов, многих крестил, построил несколько церквей и поставил к ним пресвитеров. В Ростове успех его проповеди был значительнее: он крестил без числа людей, воздвиг много церквей, поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и управления. Им была основана первая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове и поставлен епископом свт. Феодор Грек. За годы служения святителя Михаила храмы открывались также в Переяславле, Чернигове, Белгороде, Владимире Волынском и других городах Руси.

Свт. Михаил Киевский (слева). Фрагмент иконы «Все святые в земле Русской просиявшие» (монахиня Иулиания (Соколова), кон. 1920-х — нач. 1930-х гг. 65,3×53). Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Летописец повествует, что при святом Михаиле «вера православная расцвела и засияла, как солнце». Святитель Михаил отличался кротостью, смирением, неутомимостью в трудах и был истинным отцом своей паствы. Он был мудрым и строгим иерархом. Он поставлял пресвитеров, избирал опытных наставников, и им поручал дело обучения и образования детей в страхе Божием и целомудрии. При нем приняли крещение четыре болгарских князя и один печенежский. Известно еще, что он отправил монаха Марка проповедовать христианскую веру к волжским болгарам-мусульманам. Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется «Первоначальником» Русской Церкви. Святитель упокоился от своих трудов в Киеве в 992 году [6]. Днем кончины предание называет 15 июня.

По надписи XVIII в. у его раки (приведенной в «Описании Киево-Печерской лавры» митрополита Евгения) в 994 г. в царствование Василия и Константина, при патриархе Николае Хризоверге, пришел в Киев с крестившимся кн. Владимиром присланный из Царьграда святитель Михаил Сирин, который и был первым митрополитом всея России; он крестил сыновей Владимира и киевлян и в один год обратил в христианство всю землю русскую; умер в 998 году и погребен в Десятинной церкви.

«Православная энциклопедия» обозначает дату кончины более расплывчато: «кон. X — нач. XI в. (?)» [7]

Почитание

Изначально мощи святителя покоились в Десятинной церкви, законченной в 996 году, а около 1103 года, при Печерском игумене Феоктисте, они были обретены нетленными и перенесены в Антониеву пещеру [8]. Они пребывали в Ближних Пещерах Лавры вплоть до 1730 года, когда по представлению архимандрита Романа (Копы) и по именному указу от 23 июля, были перенесены 1 октября того же года в великую соборную Печерскую церковь. Здесь они почивали открыто в специальной раке вплоть до 3 ноября 1941 года, когда Успенская соборная церковь была взорвана.

Когда он причтен к лику угодников, точно неизвестно, но его имя значится в списке преподобных Антониевой пещеры и у Кальнофойского в 1638 году. Также в книге Акафистов с канонами, напечатанной в Печерской типографии в 1677 году в 9 песни, 1 стихе Правила преподобных отцов печерских, поставлено его имя. Лик святителя Михаила традиционно пишут на самом распростаненном варианте иконы Собора Киево-Печерских святых, известной с первой половины XVIII века [9]. Однкао, в общих месяцесловах Русской Православной Церкви, его, как и прочих Печерских преподобных, не было. Указами Святейшего Синода 15 июня 1762 года, 18 мая 1775 года и 31 октября 1784 года дозволено печатать службы преподобным: Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых Лаврскою типографиею, а указом 6 августа 1795 года поведено было сочинить обстоятельное жизнеописание святителя Михаила для помещения в Четьих Минеях.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона (фрагмент)

Дне́сь проро́чествие во апо́столех Первозва́ннаго испо́лнися,/ се бо на сих гора́х возсия́ благода́ть и ве́ра умно́жися:/ и, и́же неве́рием обветша́вшии,/ Боже́ственною купе́лию отроди́шася,/ и бы́ша лю́дие обновле́ния,/ ца́рское свяще́ние, язык свят, Христо́во ста́до,/ ему́же ты пе́рвый па́стырь яви́лся еси́,/ я́ко пе́рвее Креще́нием послужи́вый./ И ны́не, предстоя́ Вла́дыце Христу́ Бо́гу,/ моли́ всем сыно́м [10] ру́сским спасти́ся:// и́маши бо дерзнове́ние я́ко иера́рх Бо́жий и священнослужи́тель.

Кондак, глас 2

Моисе́й вторы́й Росси́и яви́лся еси́, о́тче,/ пренесы́й мы́сленный виногра́д от еги́петскаго идолослуже́ния/ в зе́млю, проро́чествием предуви́дену./ Бу́дет, рече́, утвержде́ние ве́ры на земли́,/ и на ве́рсех [11] гор Ки́евских превознесе́тся па́че лива́на/ плод, пита́ющ [12] ми́ра всего́,/ от него́же вкуси́вше,// ублажа́ем тя́, Михаи́ле, Бо́жий иера́рше.

Использованные материалы

  • «Глава 34», Дятлов. В., ред., Патерик Киево-Печерский, т. 1, Киев, Типография Киево-Печерской Лавры, 2004, 247-248.
  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития святых, 30 сентября:
    • http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/9/30Mihail.htm#03
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life1631.htm
  • http://dimitri-hram.narod.ru/mihail.htm
  • http://www.patriarchia.ru/db/text/52769.html
  • Александр (Милеант), еп., Избранные Жития святых. Сентябрь-Октябрь:
    • http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/sbor5.htm#n13
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Русский Биографический Словарь / Под ред. А.А. Половцева
    • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/70754/Леон
  • Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.
    • http://www.sedmitza.ru/text/41707.html
  • Минея. Июнь, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 630-631:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/jun1/jun1630.html — тропарь (вариант 1)
    • http://files2.regentjob.ru/minea/jun1/jun1631.html — кондак (вариант 2)
  • Минея. Сентябрь, изд. Московской Патриархии, с. 868, 873:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep869.html- тропарь (вариант 2)
    • http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep874.html — кондак (вариант 2)

[1] Митрополит Платон (Левшин). «Краткая Российская Церковная история» Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010, стр. 28

[2] Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко — http://www.sedmitza.ru/text/41707.html

[3] По Иоакимовской летописи.

[4] Из службы свт. Михаилу.

[5] дядя св. Владимира по матери

[6] Дата по свидетельству Никоновской летописи.

[7] Злотникова И. В., Флоря Н. Б. Михаил, свт. (пам. 30 сент.), митр. Киевский. — Православная энциклопедия, т. XL, с. 546.

[8] Согласно «Описанию» Киево-Печерской Лавры митрополита Евгения (Болховитинова). Также по свидетельству надписи на ныне уничтоженной раке в которой покоились мощи. См. http://dimitri-hram.narod.ru/mihail.htm . См. также Жития Святых свт. Димитрия Ростовского, http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/9/30Mihail.htm#03 .

[9] «Глава 34», Дятлов. В., ред., Патерик Киево-Печерский, т. 1, Киев, Типография Киево-Печерской Лавры, 2004, 248.

[10] В сентябрьской Минее это слово дано в форме: «сыново́м«.

[11] В сентябрьской Минее в этом слове ударение поставлено иначе: «версе́х«.

[12] В сентябрьской Минее это слово дано в форме: «пита́яй«.

Житие святителя Митрофана Воронежского и молитвенные просьбы к нему

Жизнеописание Митрофана Воронежского

В православном мире Митрофана (в некоторых источниках – Митрофания) Воронежского считают защитником веры и наставником на путь истинный. При жизни он помогал бедным и обездоленным, нищим и больным.

Митрофан Воронежский является защитником веры и наставником на путь истинный

Мирская жизнь

Житие святителя имеет немало спорных моментов. Так, например, достоверно не установлена дата рождения праведника. Самые распространенные версии – 6 или 8 ноября 1623 года.

Поздней осенью 1623 года в семье уверовавших во Всевышнего христиан появился младенец, которому дали имя Михаил. Жила супружеская пара в поселке Антилохово Владимирской губернии. Сведения о родителях Михаила неточные. Предположительно отец и мать мальчика были богобоязненными людьми. Поэтому они старались с раннего детства привить сыну любовь ко Всевышнему и направить его на путь истинный и праведный.

Более полная информация о детстве и отрочестве Михаила отсутствует. Известно, что в мирской жизни у него были жена и дети. В летописях упоминается сын Иван, к которому будущий архиепископ питал нежные родительские чувства. Михаил являлся служителем церкви и почитал Иисуса Христа.

Начало иноческого пути

Когда супруга праведника умерла, священнослужитель принял постриг под именем Митрофан. Произошло это событие в 1623 году при монастыре Золотниковской Успенской пустыни.

Божий служитель вел отшельнический образ жизни и большую часть своего времени произносил молитвенные речи. Через три года аскетической жизни Митрофан принял сан иерея. Немного позже он стал игуменом монастыря Косьмо-Яхромского.

В 1675 году он был возведен в чин архимандрита и приставлен к управлению Унженской десятиной, в состав которой входило более 90 монастырей и церквей. В монастырь Унженский приезжал царь Федор Алексеевич, которому приходились по нраву душевные беседы с настоятелем десятины. В 1681 году была образована епархия Воронежская, епископом которой правитель назначил игумена Митрофана.

В 1681 году святитель возглавил епархию Воронежскую

Епископ Воронежский

Митрофан, которого именовали Воронежским, принял епархию в весьма плачевном состоянии. Край был разграблен, повсюду процветала безнравственность и бездуховность. Отсутствие храмов и монастырей (на тот момент действующей была лишь одна церковь Благовещения) соответствующе сказалось на духовном развитии местного населения.

По своей природе непритязательный и простой святитель Воронежский стал прививать христианам веру в Господа Бога. При этом он носил простые одеяния из грубого крашеного полотна и ел из обычной оловянной посуды. Практически все свои доходы он отправлял на нужды паствы и обездоленных.

За 20 лет своего епископства Митрофан Воронежский увеличил количество храмов в епархии до 239, поднял нравственность духовенства и привил обществу веру во Всевышнего. Архипастырь был временами строгим, но всегда справедливым.

Болезнь и кончина

Согласно преданию, 2 августа 1703 года архипастырь почувствовал сильное недомогание. Над больным провели таинство Соборования. Спустя 8 дней – 10 августа 1703 года – епископ Воронежский почувствовал скорое приближение смерти. В этот же день он был возведен в высший монашеский чин – схиму. В честь преподобного Макария Желтоводского Митрофану Воронежскому дали имя Макарий. 23 ноября 1703 года святитель умер. Сам царь Петр I нес гроб с усопшим до места его погребения в Благовещенском соборе.

Видео «История и житие Митрофана Воронежского»

В этом видеосюжете представлена биография святителя и описаны его чудотворные деяния.

Почитание и канонизация

Справедливый и милосердный при жизни святитель особо уважаем среди православных христиан. Почтить память преподобного Митрофана можно 7 августа в день обретения мощей и 23 ноября в день его преставления.

Обретение мощей

В 1717 году Благовещенский собор снесли, а на его месте возвели новый Божий храм. В 1831 году проводились реставрационные работы фундамента и напольного покрытия храма. Разобрав помост, реставраторы обнаружили гробницу с нетленным телом преподобного Митрофана Воронежского.

Экстренно собранное заседание Священного Синода причислило Митрофана к лику Святых. Тело преподобного осталось нетленным. Даже его одеяния были в нетронутом виде.

В настоящее время мощи святителя находятся в Благовещенском кафедральном соборе, который расположен в Воронеже.

Приклониться к мощам святого можно в Благовещенском кафедральном соборе

Иконография

Иконографический стиль святого весьма разнообразен. Чаще всего преподобного Митрофана изображают в черном либо темно-синем священническом одеянии. В левой руке Божий угодник держит архиерейский жезл. Правой рукой праведник благословляет христиан.

В православном христианстве популярны не только иконы с изображением Митрофана Воронежского, но также фрески и мозаики с его ликом.

Храмы в честь святого

В честь чтимого в православии святителя возведено немало храмов и монастырей. Самыми популярными среди прихожан считаются:

  • приходская церковь при Воронежском институте МВД;
  • пустынь Митрофаниевская при Карельской и Петрозаводской епархии;
  • церковь Митрофана Воронежского в поселке Лосицы в Псковской области.

Молитвенные просьбы к святому

Когда душа находится в смятении и на распутье, на помощь приходят Божии угодники, в числе которых и святитель Митрофан Воронежский. Обращаться к чудотворцу можно в минуты утраты веры и отчаяния, при различных сложных жизненных ситуациях и во время болезни.

Святой угодник Митрофан Воронежский помогает:

  • при разных недугах и опасных для жизни заболеваниях;
  • при жизненных неурядицах и потере веры;
  • при финансовых трудностях и сложностях на работе;
  • при конфликтах и частых ссорах с близкими и родными;
  • при разладах между супругами;
  • при невозможности зачатия ребенка.

Молитвы читаются смиренным и спокойным голосом. В своих прошениях нельзя говорить о высоких материальных успехах. Также запрещено просить бед и несчастий для других людей. Недопустимы оскорбительные, гневные и неискренние речи.

Обращаться к чудотворцу можно в минуты утраты веры и отчаяния

Чудотворения по молитвам

С образом святителя Митрофана епископа Воронежского связано большое количество чудесных исцелений и уникальных явлений. Рассмотрим лишь некоторые из них:

  1. Помещик из города Липецка Иван Ладыгин страдал от тяжкого недуга. Мужчина не мог шевелиться и вставать с кровати. Однажды немощного привезли к мощам святителя, где и случилось чудо: Иван Ладыгин избавился от мучительных болей во всем теле и начал передвигаться с помощью костылей.
  2. Спустя год от описанного выше события заболела дочь Ивана Ладыгина. После горячки девочка впала в кому. Во сне ей явился епископ Воронежский. В скором времени получивший благословение архиепископа ребенок начал выздоравливать.
  3. К гробу чудотворца привели незрячего мужчину. Слепой крестьянин дважды протер глаза маслом от лампадки, которая горела возле иконы святого, и тотчас прозрел.
  4. Жена местного дьякона была бесноватой. Женщина по имени Агафья несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Устав от бесноватых припадков жены, дьякон насильно привел ее в храм Божий и вложил в руки одеяния святителя Митрофана. Агафья потеряла сознание. Когда женщина пришла в сознание, она почувствовала себя легко и свободно – бес был изгнан из ее души и тела.

С образом и мощами святителя связано немало чудес и исцелений

Молитвы Митрофану Воронежскому

Читать молитвы пред образом Митрофана Воронежского нужно в храме Божием. Перед молитвой рекомендуется пройти таинство Покаяния. Чем чище душа, тем искреннее молитва.

При отсутствии возможности посещения храма Божиего можно молиться в домашних условиях. Перед молитвой нужно оставить все дела и заботы, выбросить из головы мысли бренные и дурные, настроиться на соответствующий лад. Возле иконы с ликом чудотворца следует зажечь церковную свечу.

Образ святого Митрофана Воронежского является олицетворением милосердия, благочестия и любви. Он учит праведников кротости и смирения, Божьей веры и милости. Обращаясь к святому чудотворцу с просительными речами, не забывайте произносить благодарственные слова по окончании молитвы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Митрополит Михаил: биография и житие святителя, почитание, труды

  • История в картинках
  • Популярное жизнеописание
  • Избранные поучения
  • Издания монастыря
  • Жизнеописание
  • Прославление
    • Канонизация
    • Чудеса
  • Творения
    • Синодальные издания
    • Издания на русском языке
  • Эпоха
  • Исследования
    • Биография
    • Творчество
    • Четьи-Минеи
    • Богословие св. Димитрия
    • Иконография
    • Библиография
  • Публикации в СМИ
  • Мультимедиа
    • Фильмы
    • Программы
    • Спектакли
    • Канты
  • Места и Люди
    • География служения
    • Почитатели св. Димитрия
    • Ростов-на-Дону
    • Ростов Великий
  • Просветитель
    • Культура
    • Литература
    • Музыка
    • Театр
  • Храмы
    • Москва
    • Подмосковье
    • Санкт-Петербург
    • Ярославская область
    • Юг России
    • Восток России
    • Украина
  • Святитель и обитель
    Главная — Жизнеописание

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ ОТ РАЗНЫХ АВТОРОВ

В разделе предлагается подборка самых известных жизнеописаний и житий святителя Димитрия Ростовского, написанных в разное время и разными авторами.

При этом необходимо иметь в виду, что жизнеописание — это развернутое повествование о жизни святого, написанное с привлечением исторических и бытовых подробностей, а житие — это текст, написанный в соответствии в каноном этого жанра и описывающий жизнь святого в его идеальных устремлениях.

Открывают раздел жизнеописания святителя, написанные во второй половине XX — начале XXI века и более всего адаптированные для современного восприятия. Далее идут жития, долгое время бывшие популярными текстами, из которых можно было в доступной форме узнать о св. Димитрии. Написанные в середине XIX столетия, эти они до сих пор издаются и активно читаются, будучи источником достаточно подробных сведений о жизни Ростовского святителя.

Эксклюзивом раздела является рукописное житие св. Димитрия, написанное искренним его почитателем Дмитрием Приклонским, названным в честь святого. Житие ранее никогда не датировалось и не издавалось, оно до сих пор отстается в рукописи. Выявлено, что оно написано в середине XIX века и содержит подробности, которые отсутствуют у авторов печатных житий св. Димитрия. Без сомнения, его будет интересно прочитать всем тем, кто также является почитателем святителя Димитрия Ростовского.

Далее идут тексты, написанные в начале XX столетия. Они достаточно похожи друг на друга, но все же и в них можно найти интересные подробности, отсутствующие в предыдущих изданиях.

Последним мы поместили синодальное житие святителя Димитрия. Это самое первое житие, которое было издано в его первом полном собрании творений в конце XVIII века. С тех пор этот текст неизменно открывал все подобные издания. Поскольку полное собрание сочинений св. Димитрия не издавалось уже более 100 лет, то и житие, традиционно издававшееся вместе с ним, мало известно современным читателям. На нашем сайте можно его прочитать.

Завершают раздел статьи известной исследовательницы жизни и творчества св. Димитрия Марины Анатольевны Федотовой, из которых можно узнать, как развивалась история создания текста жития Ростовского святителя и кто был тот первый человек, кто его написал. Также большой интерес представляют приводимые ею прижизненные чудеса ростовского митрополита, сведения о которых не попали в печатные издания, но остались только в рукописной традиции.

Выражаем признательность директору издательства «Аксион эстин» иерею Алексею Егорову за предоставленную возможность размещения оцифрованных изданий житий св. Димитрия Ростовского, выпущенных данным издательством на электронном носителе «Святитель Димитрий Ростовский (1651 — 1709). Серия «Святоотеческое наследие. Вып. 2» (Санкт-Петербург, 2009).

У вас мало времени, но вам бы хотелось узнать, кто такой св. Димитрий Ростовский, тогда вам нужно выбрать из этих текстов:

Тем, у кого достаточно времени, предлагаем прочитать житие св. Димитрия, никогда не издававшееся и сохранившееся только в рукописи середины XIX века :

В это же время были написаны и изданы жития св. Димитрия, написанные популярными духовными писателями :

В начале XX века было издано особенно много жизнеописаний св. Димитрия, что было связано с юбилеями 200-летия пришествия его в Ростов (1902 г.), а затем и кончины (1909 г.) :

Для тех, кто не осилил дореволюционную орфографию:

С чего все начиналось

Самое первое изданное житие св. Димитрия Ростовского, так называемое синодальное. Впервые было напечатано в 1786 году при пятитомном собрании его сочинений. С тех пор весь синодальный период так и издавалось – в 1-ом томе собрания творений св. Димитрия. В наше время не переиздано.

История вопроса

О том, как создавался текст жития св. Димитрия, на чем он был основан, можно прочитать здесь:

Эта же статья, но дополненная сведениями о почитании и прижизненных чудесах св. Димитрия (с иллюстрациями) :

Митрополит Макарий: жизнь и наследие московского святителя

Митрополит Макарий прославлен в лике святых на Соборе, который был созван в честь празднования 1000-летия Крещения Руси. Так совпало, что канонизация святителя состоялась как раз в годовщину его смерти. Сам Макарий, будучи московским митрополитом, способствовал прославлению многих святых, среди которых такие великие подвижники, как Александр Невский и Савва Сторожевский.

  1. Детство
  2. Молодые годы
  3. Епископство в Новгороде
  4. Летописный свод
  5. Митрополит московский
  6. Политическая деятельность
  7. Религиозная деятельность
  8. Кончина святителя
  9. Наследие
  10. Другие известные митрополиты Макарии
  11. Макарий Невский
  12. Макарий Булгаков
  13. Видео о Макарии Московском

Детство

Родился будущий митрополит в Москве около 1482 г., был крещен с именем Михаил, данным в честь Архистратига. О родителях архипастыря известно немного. Отца звали Леонтий, он умирает спустя некоторое время после рождения ребенка. Мать, по дошедшим до нас сведениям, стала инокиней с именем Евфросиния.

Судя по поминальному синодику митрополита Макария, его род был богат на представителей монашества и духовенства. Святитель состоял в родстве с преподобным Иосифом Волоцким, скончавшимся в 1515 г., этот святой оказал немалое влияние на судьбу будущего инока. Следуя примеру благочестивой матери, юноша решает посвятить жизнь Богу.

Молодые годы

Михаил становится послушником в обители преп. Пафнутия Боровского, где впоследствии принимает постриг с именем Макарий. Назван молодой монах был в честь подвизавшегося в пустыне святого Макария Египетского. Выбранный монастырь отличала строгая аскетическая жизнь его насельников.

В обители инок обучался иконописному мастерству, ведь монастырь был расписан одним из лучших мастеров своего времени — Дионисием. В храме обители были также иконы кисти знаменитого Андрея Рублева.

Макарий ведет строгую подвижническую жизнь, состоящую из труда и молитвы. Наконец, в 1523 г. митрополит Даниил поставляет инока архимандритом Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря, который основал преподобный Ферапонт Можайский. Здесь в роли настоятеля Макарий устанавливает молитвенное поминовение всех усопших в обители, составив поминальный синодик.

Во время управления обителью святителем в соборе монастыря появляется придел в честь Макария Египетского. Настоятельство в Можайской обители продолжалось около трех лет.

Епископство в Новгороде

В марте 1526 года Макария возводят в сан епископа Новгородского и Псковского. Новый владыка активно занимается миссионерством, посылая священников к языческим северным народам новгородских земель. В обителях Новгорода вводится общежительный устав, который способствовал увеличению численности братии монастырей.

Благодаря святителю, в Новгороде строят, обустраивают и украшают около 40 храмов, в том числе кафедральный Софийский собор.

Используя художественные знания, полученные в Пафнутиево-Боровском монастыре, епископ лично обновляет обветшавшую икону Божией матери «Знамение» — знаменитую новгородскую святыню. Во время епископства святителя написаны жизнеописания и церковные службы некоторым русским подвижникам.

Летописный свод

В годы епископского служения святителя в Новгороде происходит создание Владычного летописного свода, не дошедшего до наших дней. Монах Досифей, который приходился племянником святому Иосифу Волоцкому, исправляет текст Синайского патерика, позднее этот же инок займется работой над составлением Волоколамского патерика и Хронографа. В 1540 г. священником св. Софии Агафоном была создана новая Пасхалия.

Митрополит московский

В 1542 г. епископ Новгородский и Псковский возводится в сан митрополита Московского. На этот момент о. Макарию уже было около 60 лет.

Политическая деятельность

Святитель Макарий, митрополит московский и всея Руси, начал свое служение в столице при будущем Иване Грозном, который в те годы был еще ребенком.

Спустя 5 лет владыка совершит венчание на царство московского князя Иоанна, который станет первым в истории русским царем.

Это событие примечательно тем, что таинство впервые совершает не патриарх, а митрополит, и не в византийском Константинополе, а в Москве.

В 1552 г. Иван Грозный получает благословение от владыки на поход в Казань. В честь победы над врагом впоследствии строится Покровский собор, в наши дни — храм Василия блаженного в Москве. Возникает Казанская епархия Русской Церкви. Архипастырь предсказал опричнину, введенную царем после смерти владыки, а также все тяжелые последствия такой политики главы государства.

Митрополит оказал немалое влияние на политику молодого царя, являлся членом «Избранной рады». Как и его предшественник — Иоасаф — был противником бояр Шуйских, отстраненных от власти в 1543 г. Изгнание Шуйских доказывает силу и влиятельность владыки. Архипастырь лично участвует в политических переговорах, принимает иностранных послов.

Религиозная деятельность

При святителе созываются два Собора, занимающиеся вопросами прославления подвижников благочестия. Происходит это в 1547 и 1549 гг. Ранее канонизацией святых занимались епископы на местах, поэтому угодников Божиих почитали лишь в их родной земле. Владыка Макарий впервые поднимает вопрос общероссийского прославления подвижников. Данные Соборы имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских».

Во время проведения Соборов произошла канонизация великих российских подвижников:

  • Александра Невского;
  • Всеволода Псковского;
  • Никона Радонежского;
  • Саввы Сторожевского;
  • Митрополита Ионы;
  • Пафнутия Боровского и др.

После прославления потребовалось большое количество новых церковных служб для каждого из святых, обновление или составление житий. Всю эту непростую работу митрополит взял на себя.

В 1551 году владыка созывает Стоглавый Собор, на котором рассматриваются и решаются различные проблемы Русской Церкви, начиная с внешнего облика православного христианина и заканчивая вопросами духовного просвещения. Став на сторону «иосифлян», владыка препятствует секуляризации земель, принадлежащих монастырям. После проведения Собора во все епархии были разосланы указания, касающиеся нововведений.

Собором 1553 г. были осуждены еретики Матфей Башкин и Феодосий Косой, распространявшие учение о Христе как об обычном человеке, отвергающие Таинства Церкви.

Кончина святителя

В сентябре 1563 г. митрополит Макарий сильно простужается во время крестного хода. Вечером, почувствовав болезненную слабость, владыка посылает в Пафнутиево-Боровский монастырь за старцем, желая исповедаться и причаститься.

3 ноября святитель говорит царю Иоанну о намерении удалиться на покой в родной монастырь, но не получает царского разрешения на отъезд.

После праздника Рождества Христова митрополит совсем слабеет, а 31 декабря 1563 г. перед заутреней святитель отдает дух Богу.

Место погребения архипастыря — Успенский собор Московского Кремля. В памяти своей паствы владыка остался мудрым, благочестивым и добрым архиереем.

Народное почитание святого началось практически сразу после его кончины, была написана икона митрополита Макария, к которой благоговейно прикладывался царь Иоанн, возвратившись с Литовского похода в 1564 г. На иконах святитель изображен высоким худощавым седым старцем.

Наследие

Еще будучи Новгородским епископом, Макарий поставил целью собрать воедино и систематизировать все письменные духовные памятники Древней Руси. На осуществление этой задумки ушло больше 20 лет.

Сборник духовной литературы позже получил название «Великие Макарьевские Четьи-Минеи».

При жизни святителя существовали три редакции сборника, каждая из которых превосходила предыдущую по объему.

Четьи-Минеи содержат как древнерусские, так и переведенные с греческого духовные литературные произведения.

Сюда вошли труды таких авторов, как:

  • митрополит Илларион;
  • епископ Кирилл Туровский;
  • игумен Даниил;
  • митрополит Григорий Цамблак;
  • иеромонах Пахомий Серб.

На каждый день Минеи предлагают жития празднуемых святых, проповеди и поучения. Труд состоит из 12 томов, каждый из которых содержит около 1500 страниц большого формата.

Другие известные митрополиты Макарии

Кроме московского митрополита 16-го в. история знает еще как минимум двоих великих церковных деятелей под именем Макарий.

Макарий Невский

Этот святитель был также прославлен в 2000 г. Родился будущий владыка во Владимирской губернии, затем с семьей переехал в Тобольск, где окончил местную семинарию. Юноша отказался от продолжения обучения в академии, активно занявшись миссионерской деятельностью.

В 1855 г. входит в состав Алтайской миссии, там же принимает монашество.

Около 30 лет Макарий посвятил служению на Алтае:

  • переводил книги на местный язык;
  • организовывал училища;
  • занимался просвещением и книгопечатанием.

С 1891 г. — епископ Томский, а с 1912 — митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода. В 1917 г. владыка Макарий был уволен с кафедры и сослан в Николо-Угрешский монастырь. Скончался в 1926 г. в селе Котельники недалеко от Люберцов.

Макарий Булгаков

Биография будущего митрополита начинается в 1816 г. в селе Курской губернии. Юноша успешно оканчивает Курскую семинарию, а затем Киевскую духовную академию, принимает монашество. С 1842 г. Макарий преподает в Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1851 г. становится епископом Винницким, затем в течение 30 лет служит еще в нескольких епархиях Русской Церкви. С 1879 г. назначается митрополитом Московским и Коломенским.

Знаменит митрополит Макарий как крупный ученый-богослов, церковный писатель и историк.

Из многочисленных трудов владыки можно выделить Историю Русской Церкви в 12 томах, Православно-догматическое богословие.

Видео о Макарии Московском

В этом видео — житие святителя Макария Московского в виде увлекательного рассказа.

Читать еще:  Житие великомученика Трифона – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector