0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Княгиня Ольга: житие и биография святой, правление Руси, дни памяти и почитание, мощи

Содержание

Ольга — княгиня Киевская

В современном мире женщина, как правитель страны, уже никого не удивляет, но представить такое в начале новой эры равносильно фантастике.

Княгиня Ольга — правительница Руси конца первого тысячелетия, мудрая и жестокая, сумела создать сильное государство, с мнением которого считались в мире, христианские семена, посеянные нею, проросли во внуке Владимире Великом.

Происхождение

На протяжении тысячелетий историки так и не пришли к единому мнению, среди какого народа в десятом столетии родилась будущая правительница Киевской Руси.

  • Некоторые исследователи считают, что она имеет скандинавские корни, в то время скандинавы контролировали русские земли.
  • По мнению других, жена Игоря была болгаркой, князь мог взять очередную жену для поднятия престижа Руси, и уже всплывает не город Псков, а Плиска.
  • Третьи доказывают, что Ольга — славянка, и названа так в честь великого князя Олега.

Неизвестна и дата рождения прославившей Русь княгини. По дате ее смерти, а умерла Ольга в 969 году в возрасте 80-ти лет, можно предположить, что она родилась в 890 году, но и эта дата подвергается критике.

Старший сын Святослав родился в 940 году, значит, Ольге было уже 50 лет, но после смерти князя Игоря в летописи описывается красавица, молодая и полная сил женщина, жениться на которой мечтали самые знатные женихи мира. Правдоподобнее всего выглядит дата ее рождения — 920-925 год.

Предания о встрече с князем Игорем

Легенды о сильной и смелой красавице — правительнице Руси описаны в летописях монаха Нестора.

  • По одной из них, молодой княжич охотился в псковских местах, а Хельга, так на старорусский лад звали девушку из простого рода, занималась перевозом людей через речку. Вначале Игорь даже не обратил внимания на перевозчика, думая, что это юноша, а потом так был поражен красот ой девушки, что решил ее соблазнить, но получил решительный отказ. Прекрасная и хрупкая красавица из Пскова не шла из головы князя, и он решает на ней жениться.
  • По другой легенде в богатом и знатном княжеском семействе Гостомысла, в Витебске, была прекрасная дочь Прекраса, имя Ольга было дано ей после заключения брака с Игорем в честь его воспитателя Олега.
  • По другим бумагам вещий Олег был одновременно ее отцом. Он и соединил судьбы дочери и Игоря.

Имеющий несколько жен, Игорь правил в Киеве, а молодая княгиня осталась правительницей Вышгорода, и только через много лет у них появился сын Святослав, ставший в свое время во главе Киевской Руси.

Атмосфера княжеского дома была переполнена интригами, и, чтобы удержаться при власти, молодой княгине пришлось научиться жестокости, расчетливости и холодности. Иначе она бы просто не выжила.

Подлое убийство мужа в 945 году древлянами, превратило некогда добрую женщину в хладнокровную правительницу, которая доказала всему миру, что не прощает предательства и посягательства на трон Киевской Руси.

О других правителях Киевской Руси:

Уничтожение древлян

Правители древлянского племени и представить не могли, что ими будет править женщина, под власть которой перешла вся Киевская Русь. Они решили сосватать правительницу за князя Мала и таким образом взять власть в свои руки, но при этом древляне не учли, что жизнь в княжьем доме изменило характер некогда нежной девушки.

  • Двадцати древлянам, прибывшим в качестве сватов, на берегу реки была оказана якобы особая честь. Их вместе с лодкой на руках понесли к терему киевской правительницы, во дворе которой была вырыта огромная яма, в нее и бросили ладью со сватами, живьем похоронив их.
  • Якобы раскаявшись, равноапостольная Ольга просит древлян прислать ей самых знатных и лучших женихов, чтобы она могла выбрать среди них мужа. Приехавшим гостям было предложено перед встречей с невестой принять баню, которую заперли, всех знатных древлян сожгли.
  • Князь Игорь был похоронен в древлянских землях, и по древнеязыческому обряду Ольга отправилась на тризну на могилу мужа, пригласив древлян принять участие в ритуальных действиях, которые включали песни, пляски и пиршества. Опоив древлянскую знать сонным зельем, она приказывает порубать более пяти тысяч древлян.
  • Через год после смерти Игоря княгиня собирает войско и отправляется в поход, опустошив древлянские земли, установив там большие дани.

В летописи есть описание осады Искоростеня, который был хорошо укреплен и не хотел сдаваться княжеским войскам. Тогда Киевская правительница пошла на хитрость, она приказала жителям осажденного города передать в качестве дани по три голубя и три воробья, а затем велела привязать к лапкам птиц пучки пакли, смоченной в сере.

Сожженная крепость сдалась на милость победителей, основное население было перебито, остальные покорились княгине.

Правление Киевской Русью

После таких расправ уже никто в мире не пытался завоевать Русь, Новгородскими, Псковскими и Киевскими землями которой правила великая княгиня Ольга. Для упорядочения сбора податей были организованы погосты, впоследствии ставшие местом строительства храмов. Мудрая правительница начинает каменное градостроительство, укрепляя земли вдоль рек.

В 945 году по поведению властительницы вводится система учета оброков и уставов, при этом все подвластные земли делятся на территории, во главе которых поставлен тиун, что способствовало наведению экономического порядка в стране.

Крещение княгини

Мечтая об улучшении политики с Византией, в 955 году отправляется в Константинополь, чтобы своими глазами увидеть, в чем сила христианской столицы.

    По одной версии, приехавшая в Византию с дипломатическими намерениями Ольга пленила своей красотой императора Константина, он решил взять красавицу в жены. Мудрая княгиня не стала создавать конфликта, сказав, что она язычница, и император — христианин не может на ней жениться. Решено было провести обряд крещения, на которое император был приглашен в качестве крестного отца.

После крещения священники сказали императору, что крестный отец не может жениться на крестнице. Вот так мудро и ловко вышла из щекотливого положения святая равноапостольная киевская правительница, сохранив хорошие отношения с Византией.

  • По другой версии, более правдивой, воодушевленная красотой богослужений и глубиной христианской веры, великая равноапостольная княгиня принимает Таинство Крещения, которое было совершено патриархом Константинопольским Феофилактом в присутствии императора Константина Багрянородного.

Новокрещенной Елене, это имя было дано княгине при крещении, в качестве подарка императором было подарено золотое блюдо с драгоценными камнями. Впоследствии святая княгиня Киевская оставляет подарок в ризнице Софийского собора. Это блюдо в 13 столетии описано русским дипломатом Добрыней Ядрейковичем во время пребывания в Константинополе.

С собой новокрещенная киевская правительница увезла более ценный подарок — крест из цельного куска дерева от Животворящего Креста Господня. В Киев вернулась совсем другая Ольга, княгиня привезла с собой святые образа и богослужебные книги.

Вскоре после возвращения с Константинополя она повелела построить храм Николая Угодника над могилой первого христианина Аскольда, поощряла жителей края к Христу, проповедуя слово Божьей в самых отдаленных уголках страны. По мере ее передвижения строились церкви и воздвигались кресты, уничтожались языческие капища и идолы.

Интересно! На берегу реки Великой христианке Елене было видение в трех лучах, после чего святая Ольга основала на том месте собор Святой Троицы, ставший впоследствии главным храмом Пскова.

В 960 году в Киеве был возведен и освящен еще один собор Софии премудрости Божьей, главной святыней которого стал подаренный в Константинополе Патриархом крест.

Последние годы и смерть Ольги

Подросший Святослав не принял веры матери, оставаясь язычником. Многие идолопоклонники лелеяли надежду, что вернется на круги своя при его правлении. В 962 году посланные для укрепления христианства на Руси немецкие миссионеры были убиты, начались преследования и киевских христиан.

Святослав приказывает убить своего двоюродного брата Глеба, он не выступает против разрушения церквей. Молодой князь в воинских походах завоевывает новые земли, укрепляя мощь земли русской.

На заметку! Ольга занималась воспитанием внуков, но не шла вопреки воле сына, не настаивала на крещении, но сеяла в их душах семена православной веры.

В 968 году Святослав находился в очередном походе, этим воспользовались печенеги и осадили Киев, в котором осталась великая княгиня и дети князя. Киевский князь поспешил освободить город и остался в нем на длительное время, уступив уговорам матери.

Святая Ольга была тяжело больна и попросила сына не оставлять ее до смерти. При этом мать сожалела только об одном, что Святослав не принял христианства и за непослушание ему уготована страшная мука. Предсмертное пророчество любящей матери сбылось, князь Курей захватил Святослава в плен, отсек ему голову, из черепа, окованного в золото, сделал кубок для вина.

Мать попросила князя Святослава похоронить ее по христианскому обычаю, позволив клирику отпеть ее, не устраивая над местом ее погребения насыпи и тризн, а послать золото в Царьград, чтобы Патриарх помолился о ней, раздав милостыню нуждающимся.

Три дня святая равноапостольная Ольга молилась, приняла Причастие и 11 июня 969 года предстала перед Богом.

Святые мощи и почитание

В 1007 году Владимир Великий, внук святой киевской правительницы, отыскал могилу бабки, и перенес ее мощи, которые оказались нетленными, в Десятинную церковь в Киеве, похоронив в гробу с окошком.

Читайте еще о равноапостольных святых:

Приходящие для почитания святой христиане, находили утешение в молитвах, исцеление, коснувшись окошка. При княжении Ярополка в конце первого тысячелетия Ольга стала почитаться, как святая, однако официально канонизирована она была в середине 13 века.

Важно! В 1547 году святая княгиня была причислена к лику святой равноапостольной, ставшей одной из пяти женщин в христианском мире, удостоенным такой чести.

К великому сожалению, в 18 веки святые мощи исчезли, и хранятся пока в неизвестном месте. Прошли века, а великая святая равноапостольная княгиня Ольга и поныне остается примером мудрости русской женщины, положившей свою жизнь на распространения христианства на Руси.

24 июля Православная Церковь почитает равноапостольную княгиню Ольгу, причисленную к лику святых.

Святая равноапостольная Ольга: правление, почитание, молитвы

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Когда празднуется память святой равноапостольной великой княгини Ольги

Память святой равноапостольной великой княгини Ольги (в крещении Елены) православные христиане празднуют 24 июля по новому стилю (11 июля по старому стилю).

Когда правила великая княгиня Ольга

Годы жизни святой равноапостольной великой княгини Ольги: 890-969. Великая княгиня вступила на престол Древнерусского государства после того, как погиб ее супруг — великий князь Киевский Игорь Рюрикович. Правила она семнадцать лет — с 945 по 962 годы. У Ольги был сын — великий князь Святослав Игоревич.

Происхождение великой княгини Ольги

Мы читаем о великой княгине Ольге в «Повести временных лет». Великий князь Киевский Игорь Рюрикович взял себе в жены невесту из Пскова. Происходила она из рода Изборских князей. Это была одна из забытых древнерусских княжеских династий. Летопись пишет: «И привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Ольга была варяжского происхождения, и имя ее звучало на варяжский манер — Хельга. Русские люди переделали его в Ольга, или Вольга.

Правление великой княгини Ольги до принятия христианства

Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Погосты — финансово-административные и судебные центры — были крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.

После принятия святого Крещения Ольга повелела строить по погостам храмы. Уже при святом Владимире погост и храм воспринимались как единое целое. Сейчас «погост» значит «кладбище», но это более позднее значение слова.

Благодаря великой княгине значительно выросла оборонная мощь Руси. При ней вокруг городов вырастали крепкие стены; ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России — на западе, с Польшей.

Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века.

Крещение великой княгини Ольги

Великая княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру. Интересно, что после ее крещения княжеская дружина и весь народ оставались язычниками. Даже сын будущей святой, великий князь Киевский Святослав Игоревич, не был христианином.

Как говорит «Повесть временных лет», Ольга крестилась в 957 году в столице Византии — Константинополе. Она отправилась туда, поручив Киев сыну Святославу, который к тому времени подрос и мог управлять государством. В Царьграде император Константин VII Багрянородный и патриарх Константинопольский Феофилакт крестили русскую княгиню лично: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I». Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

Существуют и другие версии, кто, когда и при каких политических обстоятельствах крестил великую княгиню Ольгу. Одно известно точно — произошло это в столице Византии. В Киев правительница вернулась уже христианкой.

Смерть, почитание и прославление великой княгини Ольги

Тогда же, в период правления святого равноапостольного князя Владимира, Ольгу стали почитать как святую. День памяти святой Ольги (в крещении Елены) отмечали 11 июля (24 июля по новому стилю).

В 1547 году великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых.

Иконография святой равноапостольной великой княгини Ольги

Иконография великой княгини Ольги — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Например (если речь идет о святых князьях и царях), обращали в христианство граждан страны, в которой царствовали. Эти святые уподобляются апостолам — за распространение Евангелия. Это и святая Мария Магдалина; и император Константин и его мать царица Елена; и князь Владимир, крестивший Русь; и святая Нина, просветительница Грузии; и великая княгиня Ольга.

Читать еще:  Эмилиан Вафидис - житие и творения, слова и наставления, дни памяти, мощи

Равноапостольную Ольгу традиционно изображают на иконах стоящей. В правой руке у нее — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — символическое изображение храма.

Еще один традиционный образ святой Ольги — вместе с равноапостольным князем Владимиром.

Молитва вдовы о защите, о помощи, о приосвещении и умягчении обидчиков, составленная святой равноапостольной великой княгиней Ольгой

О премилостивый Господи Боже мой Иисус Христос, прилпе душе моя по Тебе, и мене прият десница Твоя: приклони ухо Твое ко мне и услыши молитву мою. И дай ми путь обрести, имже ми получу угодити Тебе: бо жажду источника спасения.

Помощник ми буди и не остави мене. Боже Спасителю мой, яко Отец мой и мати моя остависта мя, и супруга лишена бых; от него же единаго сына прижих, и той непокорен и неверен, такоже и людие неверни. Ты же, Господи, едину мя на упование призвал еси.

Аз же, Господи, на милость Твою уповах и на пучину щедрот Твоих надежу душа моя возлагаю и, к Тебе прибегая, молюся: научи мя творит волю Твою и спаси мя от рода сего строптиваго, множества неверных людей. Аще они заблудили суть от Твоея благодати, но Ты, Владыко, человеколюбия Своего ради, не презри их, но посети и в разум призови, и своему познанию приведи. Якоже и от мене древле учюженую присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род, и в роды, и вовеки.

Молитвы святой равноапостольной великой княгине Ольге

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице русская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами, вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и восприяла еси святое крещение и положила еси начало просвещения земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальнице наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о царстве всероссийстем, о царех его, народоправителех, воинстве и о всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла; да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в Отечестве нашем, во всех концех его; да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы; да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Величание святой равноапостольной Ольге, во святом крещении Елене

Величаем тя, святая равноапостольная княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую, и свет веры православныя народу своему предвозвестившую.

Тропарь святой равноапостольной Ольге, во святом крещении Елене

Крилами Богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимая твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и Того обретши, паки рождение крещением прияла еси: древа животнаго наслаждающися, нетленна вовеки пребываеши, Ольго приснославная.

Церковь во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Михайловской усадьбе

Исторически усадьба была собственностью Великого князя Михаила, младшего сына Николая I. Это был целый комплекс зданий с домовой церковью в центре. Ее по желанию князя освятили в честь святой покровительницы его жены — Ольги Феодоровны, урожденной Цецилии-Августы, принцессы Баденской. По традиции, отчество Феодоровна давали всем немецким принцессам, принявшим православие, — в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Церковь в русском стиле в 1864 году спроектировал петербургский архитектор Давид Гримм. С трех сторон к храму примыкала открытая галерея, окруженная восемнадцатью колоннами. Венчал церковь купол из красной меди. Роспись стен, к сожалению, до наших дней не сохранилась.

Последний владелец Михайловской усадьбы — великий князь Сергей Михайлович Романов — был расстрелян в 1918 году вместе со святой преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной. Произошло это в Алапаевске, на старой заброшенной шахте — именно туда палачи сбросили тела мучеников.

В советские годы усадебные постройки использовали для самых разных нужд. С 1918 года церковь принадлежала детскому дому «Красные Зори», в ней хранили семена. Во время Великой Отечественной войны Михайловка была в оккупации — в зданиях усадьбы размещался немецкий госпиталь. После победы церковь стала продовольственным магазином. В 1968 году она сильно пострадала от пожара, затем год от года разрушалась. К 90-м годам от некогда величественного храма остались только стены с дверными и оконными проемами.

Возрождение храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Михайловской усадьбе началось в 1998 году. Первую после долгих лет забвения Литургию здесь отслужили в 2002-ом.

Современный адрес храма: Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское шоссе, д. 109, корп. 5.

Орден святой равноапостольной княгини Ольги

Орден святой равноапостольной княгини Ольги — женский. В 1988 году его учредил Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод Русской Православной Церкви — в честь 1000-летия крещения Руси. Если считать по времени учреждения, этот орден — третий в Русской Церкви.

Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и светских женщин, которые так или иначе служат Церкви и делу христианского просвещения.

Памятник великой княгине Ольге в Киеве

Памятников святой равноапостольной великой княгине Ольге существует несколько. Один из самых известных — в Киеве, на старинной Михайловской площади. Это целая скульптурная композиция. В центре — княгиня Ольга, по правую сторону от нее — апостол Андрей Первозванный, по левую — святые Кирилл и Мефодий, просветители славянского народа.

Открыли памятник больше ста лет назад — в 1911 году. Скульптурная композиция была элементом большого проекта «Исторический путь» — по всей Украине возводили монументы в честь первых русских князей. По задумке авторов, памятники должны были сформировать своеобразную аллею от Софийской до Михайловской площади. Николай II дал добро на создание этой аллеи и выделил на строительство 10 000 рублей.

Городские власти организовали конкурс на памятник великой княгине Ольге. Победила работа скульптора Ф.П. Балавенского, но после долгих споров жюри выбрало для монумента других авторов — скульпторов И.П. Кавалеридзе, с Ф.П. Балавенского, П.В. Сниткина и В.Н. Рыкова. Композицию выполнили из модного в те годы бетона. На постаменте установили таблички: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу» и «Дар Государя Императора городу Киеву».

Интересно, что пышных торжеств по случаю открытия памятника не получилось: в одной из киевских больниц в те дни умирал великий Петр Столыпин.

В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер.

В 1996 году в сквере провели раскопки — археологи нашли некоторые части разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске. А композицию на Михайловской площади бережно воссоздали. Работали над воссозданием ученики первого автора памятника— Ивана Кавалеридзе.

Читайте также другие публикации о святой княгине Ольге.

На заставке фрагмент: Сазонов Василий Кондратьевич. Первая встреча князя Игоря с Ольгой. 1824

Напоминаем читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:

за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Святая равноапостольная великая княгиня ОЛЬГА, в крещении Елена
(ок. 890 — 11 июля 969)

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, в крещении Елена (ок. 890 — 11 июля 969), правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. После смерти простой народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история — мудрой.

Великая княгиня Ольга (ок. 890 — 11 июля 969) была супругой великого князя Киевского Игоря.

Князь Игорь

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Ольга происходила из славного рода Гостомысла (правителя Великого Новгорода ещё до князя Рюрика). Родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в 12 км от Пскова выше по реке Великой, в языческой семье из династии князей Изборских. Споры о точной дате рождения Ольги ведутся до сих пор — одни историки настаивают на дате ок.890 года, другие — на дате 920 года (хотя эта дата абсурдна в силу того, что Ольга вышла замуж за Игоря при Вещем Олеге, который погиб в 912 году). Обе даты можно подвергнуть сомнению, поэтому их принимают условно. Имена родителей Ольги не сохранились.

Когда Ольге уже исполнилось 13 лет, она стала супругой великого князя Киевского Игоря. Согласно преданию, князь Игорь занимался охотой. Однажды, когда он охотился в псковских лесах, то выслеживая зверя, он вышел к берегу реки. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее сначала за юношу. Когда они плыли, Игорь, внимательно всматриваясь в лицо гребца, увидел, что это не юноша, а девица. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Красота Ольги уязвила сердце Игоря, и он начал прельщать ее словами, склоняя к нечистому плотскому смешению. Однако целомудренная девица, уразу­мев помыслы Игоря, разжигаемого похотью, пристыдила его мудрым увещанием. Удивился князь столь выдающемуся разуму и целомудрию юной девицы, и не стал её домогаться.

Игорь был единственным сыном новгородского князя Рюрика (+879). Когда отец умер, княжич был ещё очень молод. Перед смертью Рюрик передал правление в Новгороде своему родственнику и воеводе Олегу и назначил его опекуном Игоря. Олег был удачным воином и мудрым правителем. В народе его прозвали Вещим. Он завоевал город Киев и объединил вокруг себя многие славянские племена. Олег любил Игоря как родного сына и вырастил из него настоящего воина. А когда настала пора искать ему невесту, в Киеве устроили смотрины красивых девиц, чтобы среди них найти девушку, достойную княжеского чертога, но ни одна из них
не по­любилась князю. Ибо в сердце его уже давно был сделан выбор невесты: он велел вызвать ту прекрасную лодочницу, которая перевезла его через реку. Князь Олег с великой честью привез Ольгу в Киев, и Игорь вступил в с нею в брак. Женив молодого княжича на Ольге, стареющий Олег стал усердно приносить жертвы богам, чтобы дали Игорю наследника. За долгих девять лет много кровавых жертв идолам принёс Олег, столько людей и быков заживо спалил, ждал, что дадут славянские боги Игорю сына. Не дождался. Умер в 912 году от укуса змеи, выползшей из черепа его бывшего коня.

Языческие идолы начали разочаровывать княгиню: многолетние жертвоприношения идолам не дали ей желаемого наследника. А ну как Игорь поступит по человеческому обыкновению и возьмёт себе другую жену, третью? Гарем заведёт. Кем она тогда будет? И тогда княгиня решилась молиться христианскому Богу. И стала Ольга по ночам горячо просить у Него сына-наследника.

И вот в 942 году , на двадцать четвертом году совместной жизни, родился у князя Игоря наследник — Святослав! Завалил князь Ольгу подарками. Она же самые дорогие отнесла в церковь Илии — для христианского Бога. Понеслись счастливые годочки. Стала задумываться Ольга над верой христианской да о выгодах от неё для страны. Только Игорь мыслей таких не разделял: его боги в битвах ни разу ему не изменяли.

Читать еще:  Нил Столобенский: житие и биография преподобного, в чем помогает и о чем молятся

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани (он стал первым правителем в истории России, который погиб от народного негодования). Игоря Рюриковича казнили , в урочище, с помощью почетной «размычки». Нагнув два молодых, гибких дуба, привязали за руки и ноги, и отпустили…

Ф.Бруни. Казнь Игоря

Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга . Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола.

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня жестоко отомстила древлянам, проявив хитрость и сильную волю. Месть Ольги древлянам описана обстоятельно и подробно в «Повести временных лет».

Месть княгини Ольги

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Князь Святослав

Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила международные связи с Германией и Византией. Отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой.

В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград (Константинополь) , где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Целых два года знакомилась она с основами веры христианской, посещая богослужения в Софийском соборе. Её поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.

Крещение Ольги

Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

Княгиня Ольга стала первым правителем Руси, принявшим крещение , хотя и дружина, и русский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

По возвращении в Киев Ольга пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины. Святослав Игоревич так и остался убежденным язычником.

По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове , место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше «Лучем Трисиятельного Божества» — на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба «три пресветлых луча».

Святая княгиня Ольга скончалась в 969 году, в возрасте 80 лет и была похоронена в земле по христианскому обряду.

Сергей Ефошкин. Княгиня Ольга. Успение

Ее нетленные мощи покоились в Десятинной церкви в Киеве. Её внук князь Владимир I Святославич, Креститель Руси, перенес (в 1007 году) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). Скорее всего, в княжение Владимира (970—988) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке.

В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Икона святой равноапостольной княгини Ольги

Память равноапостольной Ольги празднуется православными и католическими и другими западными церквами.

Княгиня Ольга первой из русских князей официально приняла христианство и была канонизирована Русской православной церковью еще в домонгольский период. Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси, но она оказала большое влияние на внука Владимира, который продолжил ее дело. Она не вела завоевательных войн, а направила всю свою энергию на внутреннюю политику, поэтому на долгие времена народ сохранил о ней добрую память: княгиня провела административно-налоговую реформу, которая облегчила положение простых людей и упорядочила жизнь в государстве.

Святая княгиня Ольга почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан. Жители Пскова считают Ольгу его основательницей. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня. Дни освобождения города от фашистских захватчиков (23 июля 1944 года) и памяти святой Ольги отмечаются в Пскове как Дни города.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Ин тропарь равноапостольной Ольги, глас 8
В тебе, Богомудрая Елено, известен спасения образ бысть в Русстей стране,/ яко, приимши баню святаго Крещения, последовала еси Христу,/ творящи же и учащи, еже оставити идольскую прелесть,/ восприяти же попечение о души, вещи безсмертней,/ темже и со Ангелы радуется, равноапостольная, дух твой.

Ин кондак равноапостольной Ольги, глас 4
Явися днесь благодать всех Бога,/ прославльши в Руси Ольгу Богомудрую,/ молитвами ей, Господи,/ людем подаждь/ грехом оставление.

Молитва святой равноапостольной княгине Ольге
О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице! К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребываеши светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечном Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. А минь.

ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА (890-969)

Из цикла «История государства Российского».

Святая равноапостольная Ольга — день памяти 24.07 н.ст. (11.07 ст.ст.)

Жизнеописание святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги (Историческая справка)

Св.равноап.Ольга.
Ольга равноапостольная.

По преданию, святая княгиня Ольга происходила из древнего славянского рода Гостомысла, который посоветовал когда-то призвать варягов княжить на Русь. Имя Ольга было дано ей князем Олегом, опекуном князя Игоря (ее будущего мужа), вместо славянского имени Прекрасна. В 945 г. древляне убили князя Игоря, и вдова, по языческому обычаю, жестоко отомстила за смерть своего мужа.
Потеряв супруга, княгиня Ольга начала самостоятельно править страной, так как сыну ее Святославу было всего три года. Она слыла мудрой и милосердной правительницей. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.
В 945 г. Ольга осуществила серьезные преобразования в управлении княжеством — установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») – «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).

Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяких и Того обретши, паки рождение крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребывавши, Ольго приснославная.

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, прославльшего в России Ольгу богомудрую, да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление.

Величаем тя, блаженная и равноапостольная княгине Ольго, и чтим святую память твою, идолы поправшую и многия люди Российския святым Крещением просветившую.

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице Российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице! К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и поспешница и якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывающи светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любве Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблуждшия вразуми и испроси нам у всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже с Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Об Ордене Св. Равноапостольной княгини Ольги

Год основания — 1914

Основатель — Николай II

Статус — дамский орден, награждение которым связано с военными событиями

Цвет ленты — белый

Число степеней — 3

Учрежден 11 июля 1915 г. Императором Николаем II в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых «во внимание к заслугам женщин на различных поприщах государственного и общественного служения, а равно к подвигам и трудам их на пользу ближнего». Предназначен исключительно для награждения лиц женского пола. Имеет три степени.

Орденский праздник: 11/24 июля.

Орденские знаки: Крест византийского образца, покрытый светло-голубой финифтью, белая лента шириной 2,22 см.

Правила ношения:
I степень — золотой Крест на банте на левом плече;
II степень — серебряный Крест на банте на левом плече;
III степень — меньший серебряный Крест на банте на левом плече.
Знаки низших степеней не снимаются при пожаловании знака высшей степени.
С именем великой киевской княгини Ольги, правящей в Древней Руси после смерти мужа князя Игоря в период регентства малолетнего сына Святослава, связаны значительные преобразования, в том числе установление размеров дани и устройство погостов: «Иде Ольга в Новугороду и устави на Мсте погосты и дани, и по Лузе оброки и дани, и ловища ея суть по всей земли и знамения и места и погосты». Но без сомнения главным ее шагом в жизни было принятие ею христианства. В 955 году во время путешествия в Константинополь над ней было совершено таинство православного крещения: «Иде Ольга в греки и прииде к Царюгороду. И бе тогда царь именем Константин . и крести ю царь с патриархом» Обретя новое христианское имя Елена, в память матери императора Константина Великого и постигнув устав Божий, княгиня Ольга активно содействовала распространению христианства на Руси. Не случайно, созванный великим киевским князем Владимиром Святославичем в 987 году совет, после легендарного «испытания вер», высказался за принятие на Руси православия, ссылаясь на княгиню Ольгу: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшая из людей». Канонизированная русской православной церковью Святая Равноапостольная княгиня Ольга стала подлинным символом благочестия и мудрости.
Основанное в 1907 году Общество Святой Ольги в январе 1913 года, накануне празднования 300-летия Дома Романовых, предложило учредить орден, носящий имя древнерусской княгини. 21 февраля 1913 года специальным пунктом Манифеста «О монаршиих милостях населению» по случаю 300-летия Дома Романовых был учрежден «в видах поощрения заслуг, оказываемых лицами женского пола на различных поприщах государственного и общественного служения» особый Знак отличия. Однако, ни названия, ни статута, ни описания этого нового для того времени фалеронима не существовало и только в связи с началом первой мировой войны и нем вспомнили. Осенью 1914 года началась работа по выработке проекта его статута и рисунка. Один из них, предложенный начальником Царскосельского дворцового управления генерал-майором князем М.С.Путятиным был утвержден 11 июля 1915 года Николаем II: «Утвердив ныне Статут онаго, признали Мы за благо присвоить самому знаку наименование «Знак отличия Святыя Равноапостольныя Княгини Ольги», в память первой русской Княгини, восприявшей Свет веры Христианской и тем положившей начало святому делу Крещения Руси, завершенному при Внуке Ея, Равноапостольном Князе Владимире. Пребываем в твердой уверенности, что русские женщины усмотрят во вновь даруемом Статуте знак особого Нашего внимания к трудам лиц женского пола, подъемлемым на благо и процветание дорогого сердцу Нашему Отечества».
Знак отличия Святой Равноапостольной княгини Ольги имел три степени. Первая степень представляла собой золотой крест византийского образца, с лицевой стороны покрытый светло-голубой финифтью, обрамленною золотой чеканной каймой. В середине креста в круглом золотом чеканном поле давалось изображение Святой Равноапостольной княгини Ольги. На оборотной стороне креста была сделана надпись славянскими буквами: «Февраля 21-го дня, 1613-1913». Вторая степень знака состояла из серебряного креста с теми же изображениями, что и на кресте первой степени, а третья степень — из того же серебряного креста, что и второй степени, но меньшего размера и помещенного в серебряный чеканный обод. Все три степени знака отличия надлежало носить на левом плече на банте из белой ленты. Причем, знаки низших степеней не должны были сниматься при пожаловании знака высшей степени.

По статуту награждение Знаком отличия Святой Ольги должно было идти последовательно, начиная с низшей степени и интервал между пожалованиями должен был составлять пять лет. Предусматривалось также, что награждение Знаком отличия Святой Ольги должно было проводиться по непосредственному усмотрению «Его Императорского Величества, с соизволения Государя Императора, Государынею Императрицею или по Высочайше утвержденным журналам Комитета о службе чинов гражданского ведомства и о наградах». Каждое лицо, пожалованное Знаком отличия Святой Ольги, получало от Капитула Российских Императорских и Царских орденов знаки и специальную грамоту. Награждение Знаком отличия Святой Ольги приурочивалось к 23 апреля — дню Тезоименитства императрицы Александры Федоровны и к 14 ноября — дню рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В статуте подробно перечислялись «виды заслуг, за оказание коих жалуется Знак отличия Святой Ольги:

а) заслуги, свидетельствующие о беззаветной преданности Церкви, Престолу, Отечеству;

б) подвиги личного самоотвержения, сопряженные с явной для жизни опасностью;

в) служение делу помощи ближним;

г) продолжительная и полезная деятельность по народному образованию, способствующая религиозно-нравственному воспитанию народа и подъему его производительных сил;

д) заслуги по сельскому хозяйству, кустарным промыслам и другим отраслям народного труда;

е) отличное прохождение службы в государственных и общественных установлениях, засвидетельствованное надлежащими властями, и за выдающуюся деятельность по служению наукам и искусствам

Читать еще:  Арсений Великий - житие и биография, труды, дни памяти и почитание, мощи

ж) выдающаяся деятельность по служению наукам и искусствам». Состоящие на государственной или общественной службе должны были иметь для награждения третьей степенью Знака отличия Святой Ольги не менее 10 лет выслуги, второй степенью — 20 лет и первой — 30 лет. Особый восьмой пункт статута предусматривал, что «Знаки отличия Святыя Ольги могут быть также жалуемы матерям героев, оказавших подвиги, достойные увековечения в летописях Отечества». Именно на основе этого пункта 2 апреля 1916 года состоялось первое и единственное награждение Знаком отличия Святой Ольги. Николай II в «Высочайшем рескрипте», данном на имя тогдашнего военного министра Д.С.Шуваева, писал: «Дмитрий Савельевич. В нынешнюю великую войну наша армия явила нескончаемый ряд примеров высокой доблести, неустрашимости и геройских подвигов как целых частей, так и отдельных лиц. Особое Мое внимание привлекла геройская смерть трех братьев Панаевых, офицеров 12-го гусарского Ахтырского Генерала Дениса Давыдова, ныне Ея Императорского Величества Великой Княжны Ольги Александровны полка ротмистров Бориса и Льва и штабс-ротмистра Гурия, доблестно павших на поле брани. Братья Панаевы, проникнутые глубоким сознанием святости данной присяги, бесстрастно исполнили долг свой до конца и отдали жизнь свою за Царя и Родину. Все три брата награждены орденом Св. Георгия 4-й степени и их смерть в открытом бою является завидным уделом воинов, ставших грудью на защиту Меня и Отечества. Такое правильное понимание своего долга братьями Панаевыми всецело отношу к их матери, воспитавшей своих сыновей в духе беззаветной любви к Престолу и Родине. Сознание, что дети ее честно и мужественно исполнили свой долг, да наполнит гордостью материнское сердце и поможет ей стойко перенести ниспосланное свыше испытание. Признавая за благо отметить заслуги передо мною и Отечеством вдовы полковника Веры Николаевны Панаевой, воспитавшей героев сыновей, жалую ее в соответствии со ст. 8-ю Статута Знака отличия Святой Равноапостольной Княгини Ольги сим знаком 2-ой степени и пожизненной ежегодной пенсией в 3000 рублей». Так, Знак отличия Святой Ольги достойно увенчал материнский подвиг замечательной русской женщины, а мы вспоминаем мудрейшую из русских жен блаженную Ольгу, которая «была предвозвестницей христианской земле . Она ведь сияла как луна в ночи, так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи. Она первая из русских вошла в царство небесное, ее восхваляют сыны русские — свою начинательницу».

Княгиня Ольга

Фото Все

Видео Все

Не Факт! Княгиня Ольга

Княгиня Ольга — первая женщина в русской истории

Княгиня Ольга — биография

Княгиня Ольга — была регентом при сыне и правила Великой Русью с 945 года по 960 год, после смерти её мужа Игоря Рюриковича. Является первой правительницей, которая приняла христианство. Церковь признала её равноапостольной святой Руссой православной церкви.

Княгиня Ольга является первой женщиной – правительницей Руси, она была регентом при малолетнем сыне Святославе, после убийства её мужа Игоря Рюриковича древлянами. За время своего правления она не вела боевых действий, все вопросы по внешней политике старалась решать переговорами. Ольгу больше интересовала внутренняя политика подвластных ей земель, в решении которых она несомненно преуспела. Когда её сын Святослав вырос, и часто стал отлучаться из Киева находясь в походах, она продолжала править Русью. Посещая Константинополь в 957 году, она приняла крещение, а затем стала укреплять христианство среди племён. Насаждение новой религии Ольга продвигала достаточно агрессивно, были сожжены и разрушены славянские капища, а на их месте она велела устанавливать кресты. Древнеславянские боги были низвергнуты именно ею.

Детство и юность

Кто были её родители и точная дата рождения великой княгини неизвестна. Существует не одна версия этих событий. В Степенной книге XVII указано, что что смерть княгини наступила в восемьдесят лет. Отсюда можно сделать заключение, что дата её рождения это конец IX века. Если принять за основу «Архангелогородского летописца», то получается, что она вышла замуж в десятилетнем возрасте.

Исследователи продолжают исследования её жизни, у них возникают споры по поводу даты рождения. Цифры разнятся, начиная с 893 года и до 928 года. На сегодняшний день принято считать датой рождения 920 год, но как мы понимаем это тоже приблизительная дата.

В древней летописи «Повесть временных лет» говорится, что местом рождения Ольги была деревня Выбуты, которая находилась в псковской области. Так же имеются сведения, что она была незнатных кровей, а её родители были из крестьян.

Но существуют и другие версии, например, что она являлась дочерью Вещего Олега, который в это время правил Русью. Согласно этой версии, он принял решении о женитьбе Игоря Рюриковича на Ольге, когда они подрастут.

Портрет Княгини Ольги

Есть и другая легенда, где происхождение Ольги скандинавское. Археологи подтверждали, что в те времена на псковской земле действительно жили предки викингов. Её имя предположительно звучало как Helga. Ещё в 1888 году архимандрит Леонид выдвинул предположение, что она имеет болгарское происхождение, а родилась не в Пскове, а в городе Плиска, что в то время был столицей Болгарии. Он указывал, что был не верно сделан перевод с древнеславянского. Но так или иначе вплоть до 945 года письменных упоминаний о Ольги нет.

Правление

После смерти мужа, Ольга становится полноправной правительницей. Дружина Игоря признала её права. Своё правление она начала с мести древлянам. Историки обозначили, что их было четыре.

Первая месть

Древляне, по традиции которая существовала у восточных славян в те времена, когда победитель претендовал на всё имущество побеждённого, прислали к Ольги сватов, в количестве около 20 человек. Они передали Ольге предложение стать женой их князя Мала. Они ей поведали, что её муж как волк разорял их княжества, а их князь справедливый, он бережёт «Деревскую землю» и хочет объединить все земли и тогда их государство будет самым могущественным.

Она приняла незваных посланников достаточно любезно, и сказала им, что примет их завтра, и пусть они не идут к ней пешком, а попросят отнести их на ладье к терему Ольги. За ночь в княжеском дворе была выкопана большая яма, в которую и скинули посланников вместе с ладьёй. Затем княгиня велела их закопать заживо.

Вторая месть

А затем княгиня отправляет послание к Малу, в котором просит прислать ей более достойных и сильных сватов, «лучших мужей». Мал соглашается с её просьбой и присылает в Киев самых благородных представителей древлян.

Под предлогом, что им нужно вымыться перед разговором с княгиней, их всех запирают в бане, а затем и заживо сжигают.

Третья месть

Ольга направляет к древлянам своих посланников со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». По прибытии она велит насыпать большой холм на месте убийства мужа, и затевает похоронный пир.

Древлян стал интересовать вопрос, где их сваты, которые дважды отправлялись в Киев. На что они получили заверения, что те скоро вернуться, вместе с её дружиной. Опоив древлян, Ольга приказывает своим людям убить их всех. В летописях указывается, что было убито более 5000 древлян, при чем основная часть была из самых знатных представителей древлянских племён. Затем Ольга возвращается в Киев. По прибытию на родину она сразу отдаёт приказ о сборе войска, для военного похода на древлянские земли. Ей необходимо подавить начавшееся восстания.

Четвёртая месть

Собрав войско, в 946 году она вместе со своим сыном отправилась на древлян. Но несмотря на кровавые события на тризне древляне смогли собрать достаточно много воинов, и дать отпор киевлянам. Но их войска были значительно слабее, и в сражении они потерпели поражение. И вскоре им пришлось отступить и укрыться в своих городах.

Княгиня Ольга отправляется по направлению к столице древлян Искоростеня, вблизи которого и был убил её муж. Остальные города уже были осаждены её войсками. Древляне уже знали крутой нрав княгини. Они понимали, что на её милость рассчитывать им нельзя, поэтому сопротивление было отчаянное. Войска Ольги несколько раз пытались взять штурмом столицу противника, но каждый раз их атаки были отбиты, и тогда она решает покорить древлян хитростью.

Она отправляет к ним посланника со словами, о том, что все города их уже взяты, и готовы платить ей дань. Древляне ответили, что готовы на заключение мира, но боятся её мести. На что предприимчивая Ольга ответила, что она уже отомстила, и больше мстить не собирается, а хочет только получить с них дань и вернуться в Киев. Осаждённые люди ей ответили, что у них нечем оплатить. Ольга притворилась великодушной и дала такой ответ: «Если ныне у вас нет ни меда, ни шкуры, я не хочу тягости налагать, как муж мой возложил на вас, но мало требую, дайте мне от двора по три голубя и по три воробья, и этим я буду довольна».

Уставшие от боевых действий люди обрадовались такому повороту событий. Они увидели возможность прекращения осады, и поверили Ольги, передав ей требуемых птиц.

А вечером она приказала привязывать к лапкам птиц сухую траву, а затем перед тем как отпустить их поджечь. Город запылал практически мгновенно. Защитники Искоростеня выбегали из объятого пламенем города за его стены, где тут же были схвачены киевлянами.

Большинство старейшин были убиты, многих она раздала своим людям в качестве рабов, а остальным сохранила жизнь, обязав их платить ей дань, которая составляла 2/3 для самого Киева и 1/3 для Вышгорода. Затем она посетила и все оставшиеся земли древлян, облагая их новым оброком.

Реформы

Во время военных походов Святослава, княгиня правила страной «железной рукой». Она внедрила много реформ. После победы над дремлянами она начинает строительство домов из камня. Ольга хорошо помнила, как пылала столица ненавистного врага. Одним из первых каменных строений стал её дом, а затем и городской дворец.

Создала центры для торговли и обмена, так она наладила сбор подати. При этом было строго установлено время, периодичность и размер дани. Каждому княжеству был назначен налог, который прозвали «полюдья». Все земли, бывшие в подчинении у Киева были обязаны платить, в каждом таком княжестве был назначен тиун — княжеский подчинённый, он был ответственен за приём и учёт подати, а также в его обязанность входила и доставки натуральных продуктов в столицу.

Собственно говоря, она провела налоговую реформу. Теперь не нужно было князю объезжать свои территории собирая подати, теперь данники самим её доставляли. Мёд, меха и различные ресурсы потекли в столицу Руси, а риск восстания недовольных снизился.

Принятие христианства

Между 949 и 955 года Ольга отправляется в Константинополь. Она преследовала сразу несколько целей в этом путешествии. Показать военное могущество Руси, дипломатическая миссия и конечно религиозное паломничество. Ольга наотрез отказалась принимать крещение в Киеве, в котором имелась церковь, она опасалась бунта местных жителей.

Вместе с ней в Константинополь отправилось около ста человек. Свита состояла из торговых людей, приближённых к правительнице знатных особ, переводчики, русские князья, священник. Историки также высказывали мнение что с ней отправилось не менее 1000 человек, вместе с охраной. А, следовательно, в гавань города вошла целая русская флотилия.

Крещение княгини Ольги

Принимал правительницу сам император Константин. После беседы с ней он сказал: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». На что она ответила: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь».

Крещение самим императором конечно добавило ей политического веса. Торговый союз с Византией, который был одним из каналов дохода киевских князей, стал более выгодный для «крёстной дочери императора». При крещении ей было дано имя Елена. Но в истории она осталась княгиней Ольгой.

По возвращению на родину, везя с собой книги и иконы Ольга первым делам хотела крестить своего единственного сына Святослава. Но он оказался непримиримым противником христианства. Дружинники поддерживали своего правителя. Святослав, отказавшийся от крещения, однако никому не запрещал сменить веру. Его дружинники не принимали новую религию, и более того, они убеждали князя в том, что она может ослабить государство. Но Святослав не стал перечить матери.

Княгиня Ольга во времена своего правления выстроила не один десяток храмов и монастырей. Так же она совершила поездку на северные территории, с целью крещения желающих. Но её действия нельзя назвать гуманными. Она уничтожала все языческие символы.

За всё время Ольга так и не смогла обратить в христианство всю страну. Новая вера так и не стала основной. Так же ей пришлось отказаться от своих походов. Она поселилась в Киеве и занялась воспитанием внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Крестить их она не решилась, но веру им свою она привила. Они позднее продолжат становление Руси на путь христианства.

Личная жизнь

Согласно легендам и предположениям историков брак между Ольгой и Игорем имеет несколько версий. По одной они детьми были обручены Вещим Олегом, но есть и другая история. Когда Игорь охотился, он на переправе через реку встретил Ольгу, которая была одета в мужскую одежду и была перевозчиком. Девушку в ней он сразу разглядел, и она ему приглянулась. Игорь попытался сблизиться с прекрасной незнакомкой, но получил решительный отказ.

Позднее, когда пришло время обзавестись ему женой он вспомнил о ней велел её найти и привезти к нему.

Достоверно известно лишь то, что после смерти мужа она больше не была в официальном браке. На предложение императора Константина стать его женой она отказала, сказав: «Как же меня хочешь взять, окрестив сам и нареча себе дщерью? У христиан же такого закона нету, как сам знаешь».

Смерть

Княгиня Ольга умерла в 969 году. Её смерть не была насильственной, она скончалась от старости. В 968 году во время первого нападения на Русь печенегов она находилась в осажденном Киеве, вместе с внуками. Святослав в это время был в военном походе, вернувшись он разгромил врага, и снял осаду. Вновь собиравшись в дорогу, Святослава остановила Ольга и сказала, что она уже стара, и попросила его остаться в городе.

И всего спустя три дня великая княгиня умерла. Ольга была похоронена по-христиански, её тело было погребено в землю.

Её внук Владимир Святославович в 1007 году перенёс её мощи в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. В XIII веке состоялась её официальная канонизация и Ольгу стали почитать как равноапостольную святую. В Пскове есть мост и часовня, которые названы в её честь. Так же в родном городе ей поставили два памятника.

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector