0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исаакий Далматский: житие и биография святого, чем помогает

Содержание

Преподобный Исаа ́ кий Далматский игумен

Дни памяти

Житие

Пре­по­доб­ный Иса­а­кий про­ис­хо­дил «с во­сто­ка», по всей ве­ро­ят­но­сти из Си­рии. Он под­ви­зал­ся в пу­стыне, по­ка не услы­шал го­лос с небес, по­велев­ший ему от­пра­вить­ся в Кон­стан­ти­но­поль. При­быв ту­да, свя­той за­стал сто­ли­цу охва­чен­ной ере­сью ари­ан­ства, при­вер­жен­цем ко­то­рой был им­пе­ра­тор Ва­лент (364–378). Ко­гда им­пе­ра­тор со­би­рал­ся на вой­ну с вар­ва­ра­ми [1] , прп. Иса­а­кий несколь­ко раз под­хо­дил к нему с уве­ще­ва­ни­я­ми, про­ся от­крыть церк­ви и пре­кра­тить го­не­ния на пра­во­слав­ных. За это при­бли­жен­ные им­пе­ра­то­ра из­би­ли свя­то­го, а Ва­лент при­ка­зал бро­сить его в зло­вон­ное бо­ло­то, из ко­то­ро­го жи­вым не вы­би­ра­лось ни од­но су­ще­ство. Но 2 ан­ге­ла чу­дес­ным об­ра­зом из­ба­ви­ли прп. Иса­а­кия от ги­бе­ли. При­дя к им­пе­ра­то­ру в по­след­ний раз, он пред­ска­зал ему по­ра­же­ние в войне и ги­бель в огне. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор по­ве­лел бро­сить по­движ­ни­ка в тем­ни­цу до сво­е­го воз­вра­ще­ния. По про­ро­че­ству свя­то­го ар­мия Ва­лен­та бы­ла раз­би­та вар­ва­ра­ми, а им­пе­ра­тор, спа­са­ясь бег­ством, сго­рел в де­ре­вян­ном ам­ба­ре, по­до­жжен­ном пре­сле­до­ва­те­ля­ми.

О встре­че прп. Иса­а­кия с Ва­лен­том и пред­ска­за­нии по­ра­же­ния и ги­бе­ли им­пе­ра­то­ра со­об­ща­ют так­же цер­ков­ные ис­то­ри­ки блж. Фе­о­до­рит Кир­ский [2] , Со­зо­мен [3] и неко­то­рые дру­гие. В си­нак­сар­ном Жи­тии прп. Исаакия [4] в свя­зи с эти­ми со­бы­ти­я­ми при­ве­де­на ис­то­рия, не встре­ча­ю­ща­я­ся в дру­гих ре­дак­ци­ях: святой узнал о ги­бе­ли им­пе­ра­то­ра еще до то­го, как ве­сти до­шли до Кон­стан­ти­но­по­ля, ибо он чу­дес­ным об­ра­зом чув­ство­вал за­пах со­жжен­но­го те­ла, до­но­сив­ший­ся с ме­ста сра­же­ния [5] . Эта ис­то­рия бы­ла впо­след­ствии пе­ре­ска­за­на ис­то­ри­ком Иоан­ном Зо­на­рой [6] .

По­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра Ва­лен­та на пре­стол взо­шел им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий I Ве­ли­кий (379–395). Услы­шав о про­ро­че­стве свя­то­го, им­пе­ра­тор при­ка­зал от­пу­стить его из тем­ни­цы и с по­че­стя­ми при­нял во двор­це. По­сле это­го прп. Иса­а­кий, со­глас­но Жи­тию, участ­во­вал во II Все­лен­ском Со­бо­ре (381) (од­на­ко в спис­ках участ­ни­ков Со­бо­ра он не от­ме­чен). За­тем свя­той хо­тел вер­нуть­ся в пу­сты­ню, но бла­го­че­сти­вые вель­мо­жи Са­тур­нин и Вик­тор про­си­ли его не по­ки­дать Кон­стан­ти­но­поль и не остав­лять сво­их ду­хов­ных чад. Вняв их уго­во­рам, прп. Иса­а­кий по­про­сил по­стро­ить ему ке­лью. Каж­дый из вель­мож воз­вел в сво­ем име­нии жи­ли­ще для него, и свя­той вы­брал скром­ную ке­лью, со­ору­жен­ную Са­тур­ни­ном. Она на­хо­ди­лась в при­го­ро­де Кон­стан­ти­но­по­ля, за го­род­ски­ми сте­на­ми. К свя­то­му при­хо­ди­ло мно­го лю­дей из го­ро­да, он по­се­щал жи­те­лей по их прось­бам, чтобы по­мо­лить­ся с ни­ми и бла­го­сло­вить их до­ма. Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий так­же неод­но­крат­но при­гла­шал его во дво­рец. Прп. Иса­а­кий все­гда стре­мил­ся по­мо­гать бед­ным, и ес­ли кто-то, встре­тив его на до­ро­ге, про­сил ми­ло­сты­ни, то он сни­мал с се­бя плащ и от­да­вал ни­ще­му. Ес­ли он воз­вра­щал­ся из го­ро­да и во­ро­та уже бы­ли за­кры­ты, то по­сле мо­лит­вы и крест­но­го зна­ме­ния свя­то­го они все­гда чу­дес­ным об­ра­зом от­кры­ва­лись. Через неко­то­рое вре­мя во­круг ке­льи Иса­а­кия был ос­но­ван мо­на­стырь, впо­след­ствии на­зван­ный Дал­ма­та мо­на­стырь, ко­то­рый счи­тал­ся древ­ней­шим в Кон­стан­ти­но­по­ле [7] ; там свя­той про­жил до кон­ца сво­их дней.

По­чув­ство­вав при­бли­же­ние смер­ти, прп. Иса­а­кий со­звал уче­ни­ков, на­став­лял их в пра­вой ве­ре и вы­брал сре­ди них од­но­го, по име­ни Дал­мат, ко­то­ро­го на­зна­чил сво­им пре­ем­ни­ком.

По­сле кон­чи­ны свя­то­го им­пе­ра­тор при­ка­зал со­вер­шить тор­же­ствен­ное по­гре­бе­ние с про­цес­си­ей к церк­ви св. Ири­ны (ко­то­рая то­гда бы­ла ка­фед­раль­ным со­бо­ром Кон­стан­ти­но­по­ля). Бра­тия мо­на­сты­ря и уче­ни­ки свя­то­го ис­про­си­ли раз­ре­ше­ние по­ло­жить остан­ки Иса­а­кия в церк­ви св. Сте­фа­на, по­стро­ен­ной непо­да­ле­ку от Дал­мат­ско­го мо­на­сты­ря. Св. Иса­а­кий был по­гре­бен в ал­та­ре это­го хра­ма, спра­ва от свя­то­го пре­сто­ла.

Ис­хо­дя из тек­ста Жи­тия Иса­а­кия, го­дом его смер­ти сле­ду­ет счи­тать 383-й [8] . Од­на­ко дру­гие ис­точ­ни­ки та­кую да­ту не под­твер­жда­ют. Со­глас­но Жи­тию Дал­ма­та, Иса­а­кий жил еще при ар­хи­епи­ско­пе Ат­ти­ке (406–425). Кал­ли­ник, ав­тор Жи­тия прп. Ипа­тия Ру­фи­ни­ан­ско­го, так­же со­об­ща­ет, что св. Иса­а­кий был жив еще в 406 г., ко­гда по­се­щал прп. Ипа­тия в его мо­на­сты­ре. При этом дру­гая вер­сия Жи­тия Дал­ма­та, из­дан­ная М. Ге­део­ном, под­твер­жда­ет 383 г. как да­ту кон­чи­ны свя­то­го, од­на­ко сам из­да­тель кри­ти­че­ски от­но­сит­ся к да­ти­ров­кам это­го со­чи­не­ния, ука­зы­вая на раз­но­об­раз­ные несо­от­вет­ствия, встре­ча­ю­щи­е­ся в тек­сте [9] .

Ис­сле­до­ва­те­ли неод­но­крат­но за­тра­ги­ва­ли этот во­прос, и, по об­ще­му мне­нию, 383 г. нель­зя счи­тать го­дом смер­ти пре­по­доб­но­го. В на­сто­я­щее вре­мя об­ще­при­знан­ной яв­ля­ет­ся да­ти­ров­ка его кон­чи­ны пе­ри­о­дом по­сле 406 г. [10] Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли бо­лее кон­крет­но опре­де­ля­ют год смер­ти св. Иса­а­кия. Так, А. Ка­ме­рон от­но­сит его кон­чи­ну к 416 г. на ос­но­ва­нии дан­ных о церк­ви пер­во­мч. Сте­фа­на, в ко­то­рой бы­ли по­ло­же­ны мо­щи Иса­а­кия [11] . Су­ще­ству­ет мне­ние, что свя­той скон­чал­ся в 424 или 425 г. [12]

Со­глас­но О. Мей­нар­ду­су, ча­сти­цы мо­щей прпп. Иса­а­кия и Дал­ма­та хра­нят­ся в ски­ту Но­вая Фива­и­да на Афоне [13] .

По­чи­та­ние прп. Иса­а­кия в Рос­сии свя­за­но с лич­но­стью им­пе­ра­то­ра Пет­ра I, день рож­де­ния ко­то­ро­го (30 мая) сов­пал с днем па­мя­ти свя­то­го. Им­пе­ра­тор счи­тал его сво­им небес­ным по­кро­ви­те­лем, и в честь свя­то­го был воз­двиг­нут Иса­а­ки­ев­ский со­бор в С.-Пе­тер­бур­ге.

При­ме­ча­ния

[1] Речь идет о по­хо­де про­тив ве­ст­го­тов 378 г.

[2] Theodoret. Hist. eccl. IV 34

[3] Sozom. Hist. eccl. V 40

[4] Су­ще­ству­ет две вер­сии Жи­тия прп. Иса­а­кия. Бо­лее пол­ная (BHG, N 956) со­хра­ни­лась в ру­ко­пи­си Vat. gr. 1671 (X в.) и из­да­на бол­лан­ди­ста­ми (ActaSS. Mai. T. 7. P. 247–258). Ее пе­ре­вод на сла­вян­ский язык со­дер­жит­ся в Су­п­расль­ском сбор­ни­ке (XI в.), а так­же вклю­чен под 21 мар­та в ВМЧ митр. Ма­ка­рия (Иосиф, ар­хим. Оглав­ле­ние ВМЧ. С. 37; Ива­но­ва К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. Со­фия, 2008. С. 493). Ав­тор, по всей ве­ро­ят­но­сти, был ино­ком Дал­ма­та мо­на­сты­ря. Ис­сле­до­ва­те­ли обыч­но да­ти­ру­ют это Жи­тие VI–VIII вв. (Dagron. 1970. P. 231; Lenski. 2004. P. 108). Крат­кая вер­сия (BHG, N 955) оста­ет­ся неиз­дан­ной, лат. пе­ре­вод был осу­ществ­лен А. Лип­по­ма­ном и из­дан вме­сте с пол­ной вер­си­ей Жи­тия (ActaSS. Mai. T. 7. P. 258-260). Крат­кое си­нак­сар­ное Жи­тие прп. Исаакия (BHG, N 956b), со­дер­жа­щее неко­то­рые све­де­ния, не встре­ча­ю­щи­е­ся в др. вер­си­ях, бы­ло из­да­но Ф. Аль­ке­ном в 1948 г. Н. Лен­ски вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние, что обе ре­дак­ции Жи­тия, а так­же крат­кое си­нак­сар­ное Жи­тие вос­хо­дят к од­но­му ар­хе­ти­пу (Lenski. 2004. P. 108). Ис­сле­до­ва­тель Ф. Но упо­ми­на­ет о су­ще­ство­ва­нии еще од­ной вер­сии Жи­тия Иса­а­кия — в ру­ко­пи­си Paris. gr. 1453 (XII в.). Fol. 225v — 226 и при­во­дит из нее неболь­шой от­ры­вок, од­на­ко пол­ный текст до сих пор оста­ет­ся неиз­дан­ным (Nau F. Sur les mots ΠΟΛΙΤΙΚΟΣ et ΠΟΛΙΤΕΥΟΜΕΝΟΣ et sur plusieurs texts grecs relatifs à Saint Étienne // ROC. 1906. Vol. 11. P. 198-216).
До­пол­ни­тель­ные све­де­ния об Иса­а­кии и о Дал­ма­те мож­но по­черп­нуть из Жи­тия прп. Ипа­тия Ру­фи­ни­ан­ско­го (Callinicos. Vie d’Hypatios / Introd., texte crit., trad. et not. G. J. M. Bartelink. P., 1971. (SC; 177)), ко­то­рое, по мне­нию ис­сле­до­ва­те­лей, яв­ля­ет­ся бо­лее до­сто­вер­ным с ис­то­ри­че­ской точ­ки зре­ния со­чи­не­ни­ем, т. к. оно бы­ло со­зда­но вско­ре по­сле опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий; имен­но к это­му Жи­тию сле­ду­ет об­ра­щать­ся в слу­чае со­мни­тель­ных да­ти­ро­вок.

[5] Halkin F. Le synaxaire grec de Christ Church, à Oxford // AnBoll. 1948. Vol. 66. P. 77

[6] Zonara. Epit. hist. XIII 16

[7] Theoph. Chron. P. 443

[8] Это слу­чи­лось при им­пе­ра­то­ре Фе­о­до­сии I (379–395), по­сле объ­яв­ле­ния со­пра­ви­те­лем его сы­на Ар­ка­дия (383), при ар­хи­еп. Нек­та­рии (381–397), в год кон­суль­ства Ме­робав­да и Са­тур­ни­на (383).

[9] Γεδεών. 1899. Σ. 144–145

[10] См.: Pargoire. Les débuts. 1899. P. 124; Idem. Date de la mort. 1899. P. 145; Dagron. 1970. P. 233; Lenski. 2004. P. 109.

[11] Cameron A., Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkeley, 1993. P. 73–75). Су­ще­ству­ет мне­ние, что И. скон­чал­ся в 424 или 425 г. (Παπαδόπουλος Σ. Γ. ᾿Ισαάκιος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1007).

[12] Παπαδόπουλος Σ. Γ. ᾿Ισαάκιος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1007

[13] Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 166, 194

Преподобный Исаакий Далматский

Аудио

Память 30 мая / 12 июня

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Зосима (Мельник)

Преподобный Исаакий Далматский

Св. Исаакий был сирийским отшельником. Он жил в пу­стыне во время антихристианских гонений императора Валента (364-379). В 378 г., когда император готовился к военному походу против готов, которые стояли в большом числе на берегах Дуная, угрожая Константинополю, св. Исаа­кий по Божественному откровению явился пред Валентом и сказал: «Царь! Отопри храмы для православных, и то­гда Господь благопоспешествует пути твоему». Но прави­тель пренебрежительно отмахнулся от пустынника. На сле­дующий день блаженный старец снова предстал перед ним, но Валент опять не прислушался к его словам. И на третий день подвижник подошел к царю. Взяв за узду его коня, Исаа­кий начал еще усерднее увещевать и просить царя открыть храмы. Когда они дошли до глубокой пропасти, поросшей терниями, раздраженный император приказал стражникам бросить туда святого.

По Божией милости, Исаакий упал в терния как на мягкое ложе. Тогда явились ему два светлых мужа в белых сияющих одеждах, извлекли из пропасти и тут же перенесли здравым и невредимым в Константинополь, оставив посреди агоры, куда только что прибыл император. В крайнем изумлении Валент спросил, тот ли перед ним, кого он приказал бросить в пропасть. Святой сказал ему в ответ: «Отопри храмы, и то­гда ты возрадуешься. Не послушаешь меня — знай, что, хоть и спасешь свою жизнь бегством, суждено тебе принять смерть от врагов своих на куче соломы». Царь, хотя и был потрясен таким предсказанием, тем не менее не внял ему и приказал сановникам Саторнику и Виктору содержать Исаакия в узах до своего возвращения.

Сражение, произошедшее около Адрианополя 9 авгус­та 378 г., обернулось поражением войск императора. Валент сумел выбраться с поля боя и со своим советником спрятал­ся в куче соломы. Варвары, пустившиеся за ним в погоню, обнаружили его там и подожгли. Вот так бесславно погиб ти­ран, так сбылось пророчество св. Исаакия.

Некоторые уцелевшие после битвы воины, вернувшись, желали испытать Исаакия и сказали ему: «Готовься держать ответ за свои слова, ибо император возвращается». А святой им ответил: «Еще семь дней назад до меня дошел запах его сожженных костей».

Когда власть взял Феодосий Великий, он, зная, какую роль сыграл в событиях святой инок, освободил его и незамедли­тельно издал эдикт, по которому православным возвраща­лись храмы после сорокалетнего перерыва.

Исаакий решил, что, поскольку его миссия завершена, ему остается лишь вернуться в сирийскую пустыню. Однако Саторник и Виктор со слезами молили святого остаться в го­роде, чтобы споспешествовать восстановлению иноческой жизни, подорванной во время арианских гонений. В кон­це концов он уступил при ус­ловии, что у него будет келья в уединенном и тихом месте, где он сможет закончить свои дни в безмолвии. Оба санов­ника, ставшие духовными сы­новьями Исаакия, соперни­чали в усердии, предлагая ему такое место. Подвижник оста­новил свой выбор на поме­стье Саторника, расположен­ном за тогдашней городской оградой, в квартале Псамафия (Саматья), около Ксиролофских ворот. Там он поселил­ся в маленькой келье и стал вести ангелоподобную жизнь отшельника.

Каждое утро оба сановни­ка, прежде чем приниматься за дела, приходили к нему за благословением. Все больше и больше благочестивых людей посещали Исаакия ради бесед об истинной вере и духовной жизни. Сам император Феодосий бывал у отшельника, про­сил дать советы и вступиться перед Господом за него и за империю. Многие христиане приглашали его к себе, и святой, отринув дух тщеславия, иногда покидал келью и навещал их.

Понемногу ширился круг его учеников. Место, где он под­визался, вскоре стало первым монастырем Константинопо­ля (382). Под его влиянием возникли другие монашеские со­общества числом до ста пятидесяти иноков как в самом городе, так и в его окрестностях, среди которых и община св. Ипатия [17 ин.] в Руфинианском монастыре. Чтобы поддержать их духовное усердие, св. Исаакий регулярно посещал всех иноков. Несмотря на то что он не обладал никакой офици­альной властью, он почитался отцом всех столичных иноков.

Узнавая, что кто-то остро нуждается, он, если сам не мог помочь, обращался к зажиточным христианам, и те предо­ставляли нуждающимся еду и одежду. Так св. Исаакий стал не только наставником в вере и духовной жизни, но и в де­лах милосердия и благотворительности.

Читать еще:  Григорий Богослов – житие и биография святителя, учения, чудеса и дни памяти

Когда св. Иоанн Златоуст стал епископом Константино­польским (398), он, видя, что большое число иноков ходит по городу и посещает дома горожан, принял меры против таких нарушений, приказав всем не покидать монастыри. Кроме того, он приступил к реорганизации благотворитель­ности, в частности создал больницу, ответственных за кото­рую назначал сам. Такие важные пастырские меры затмили дела св. Исаакия, и многие иноки почувствовали себя от­страненными.

Их недовольством поспешил искусно воспользоваться архиепископ Александрийский Феофил. Он прибыл в Кон­стантинополь и, стремясь направить против Златоуста те об­винения, которые выдвигались против него самого, привлек на свою сторону Исаакия и его иноков. И старый отшельник, к сожалению, принял активное участие в Соборе под дубом, будучи среди обвинителей св. Иоанна (403). Златоуст был свергнут и отправлен в ссылку. Однако такой приговор вы­звал столь бурный протест, что святой епископ вскоре был восстановлен на престоле, но, увы, ненадолго.

Св. Исаакий с тех пор больше не вмешивался в церковные дела и мирно прожил остаток жизни в своем монастыре. По­лучив Божественное откровение о скором конце своей зем­ной жизни, он собрал учеников, наказал им быть твердыми в истинной вере и назначил Далматина своим преемником, а затем отошел ко Господу (406).

Его оплакивал весь народ с императором во главе. После поминальной службы в кафедральном соборе, которую от­служил патриарх, процессия с его останками направилась в монастырь. Но Аврелиан, один из важных дворцовых са­новников и горячий почитатель святого, преградил дорогу, выставив военный отряд. Воины завладели святыней и по­ложили тело св. Исаакия в крипту церкви, построенной Аврелианом в честь св. Севастиана. Вынужденные смириться с таким благочестивым насилием, иноки возвратились в мо­настырь, лишенные утешения от мощей духовного отца.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Канон святому преподобному Исаакию Далматскому, игумену

Согласно историческим сведениям, преподобный Исаакий был рожден в Сирии, но о детстве и юношестве христианского подвижника мы не знаем почти ничего. Сам же Святой неоднократно говорил, что его жизнь до начала отшельнического пути не имеет большого значения для последователей, ведь главным делом жизни Исаакия Далматского было служение Господу.

До нас дошло много исторических свидетельств об отшельническом периоде жизни праведника — благодаря христианским подвигам и истинному благочестию Святой Исаакий смог прославить свое имя в веках.

Житие Исаакия Далматского

Святой Исаакий вел отшельнический образ жизни и провел в пустыне несколько десятков лет, прежде чем услышал глас свыше, повелевающий ему отравляться в Константинополь. В те времена столица Византии была охвачена еретическими учениями, сторонниками которых был действующий император Валент.


Преподобный Исаакий Далматский

Святой Исаакий неоднократно просил Валента отречься от лжеучения и прекратить гонения на православных христиан, но правитель не хотел слышать никаких доводов праведника. Своим воинам он приказал избить Исаакия и бросить его в болото, из которого прежде не удавалось спастись ни одному человеку.

Однако правитель не предвидел, что ангелы спасут праведника из зловонной тины, и он вновь предстанет перед императором, не отказавшись от своих намерений защитить христиан от произвола властей. Тогда Валент приказал бросить Святого в темницу, пообещав Исаакию разобраться с ним по возвращении из военного похода.

Святой сказал правителю, что их встрече не суждено состояться, и предсказал Валенту страшную смерть. Так случилось на самом деле — войско императора было разгромлено неприятелем, а сбежавший правитель был сожжен заживо в амбаре, в котором он хотел спрятаться от преследователей.

Наследником престола стал Феодосий Великий. Сразу после восхождения на трон он приказал освободить Святого Исаакия из темницы и принял его во дворце со всеми почестями. После участия во Втором Вселенском Соборе Святой хотел отправиться в свою келью и продолжить пустынножительство, но его ученики упросили его не делать этого и остаться в Константинополе.

Интересно! Иногда Исаакий сам посещал тех людей, которые из-за слабого здоровья не могли прийти к нему сами. Неоднократно монарх Феодосий приглашал праведника к себе во дворец, где встречал его с неизменными почестями.

Для Святого построили уединенную келью, чтобы он мог проводить достаточно времени в молитве, полностью посвящая себя общению с Богом. Несмотря на то, что келья Святого располагалась за чертой города, туда постоянно приходило много людей. Простые жители Константинополя ежедневно приходили к Святому за советами и наставлениями, и Святой Исаакий не отказывал никому.


Главным делом жизни Исаакия Далматского было служение Господу

Вскоре на том месте, где изначально была построена келья монаха, был возведен монастырь. В нем Исаакий Далматский и прожил до самой смерти. Святой предчувствовал скорое приближение смерти, поэтому заранее выбрал преемника из числа своих учеников. Сразу после этого Святой тихо отошел к Господу.

Феодосий Великий был сильно огорчен смертью подвижника и приказал похоронить Исаакия Далматского в кафедральном соборе Константинополя с большими почестями. Однако ученики Исаакия и простые иноки монастыря знали, что предстоятель был скромным человеком, не желавшим пышных торжеств. Они упросили правителя похоронить Святого в церкви, расположенной недалеко от монастыря, в котором жил праведник. Так Исаакий Далматский был похоронен в алтаре храма святого Стефана.

Преподобный Исаакий Далматский

Дни памяти: 22 марта/4 апреля, 30 мая/12 июня (преставление в 383) и 3/16 августа

Святой преподобный Исаакий Далматский жил в IV веке. Приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента II (364-378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришёл в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных.

В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.

Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия.

Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379-395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого стал называться монастырь.

Скончался преподобный Исаакий в 383 году.

В день памяти преп. Исаакия Далматского 30 мая 1672 родился Император Петр I Великий, по воле которого в Санкт-Петербурге в 1707 году был построен Исаакиевский храм. Государь очень дорожил этой, тогда еще совсем скромной, церковью. Именно там 19 февраля ст.ст. 1712 он обвенчался с Екатериной Алексеевной (буд. Императрицей Екатериной I). С 1723 в той же церкви приносили присягу офицеры и моряки Балтийского флота и чины Адмиралтейства).

Исаакиевская церковь несколько раз перестраивалась и, наконец, превратилась в величественный собор преподобного Исаакия Далматского — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.

В советское время Исаакиевский собор был закрыт и осквернен, но сохранил свой внешний и внутренний облик. Во время Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда пострадал от немецких артиллерийских обстрелов.

В 1990 в нем возобновились богослужения. С осени 2015 года утренние и вечерние богослужения совершаются в соборе ежедневно.

Тропарь преп. Исаакия, глас 8:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, Преподобне Исаакие, дух твой.

Тропарь преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Исаакия, глас 8

Яко угодник Божий верный,/ по Христове Церкви ревностию разжегся,/ бразды Валентовы удержав,/ пророчески тому о затворении Церкве пагубную смерть предрекл еси, преподобне./ Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.

Кондак преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, глас 2:

Пощением возсиявшия, яко светила,/ и ереси развратившия верою,/ песньми Исаакия восхвалим и с Далматом Фавста,/ яко Христовы угодники,// Того молящия о всех нас.

Образ преподобного Исаакия

Святой Исаакий особо почитается Русской Православной Церковью, иконы с изображением этого Святого украшают стены многих храмов, часто встречаются в домашних иконостасах верующих. Даже после его смерти верующие продолжают обращаться к Святому за помощью.


Икона преподобного Исаакия Далматского

Обычно на иконах Исаакий Далматский изображен в виде пожилого монаха, одетого в темную рясу. В правой руке праведник держит крест, а в левой — свиток. В православной традиции встречаются преимущественно поясные изображения Святого.

У иконы Исаакия Далматского верующие читают молитвы в следующих случаях:

  • в поисках жизненного предназначения;
  • с просьбой о наставлении на верный путь;
  • с просьбой об укреплении в вере;
  • для принятия правильного решения в сложной жизненной ситуации.

Обращаясь к Святому с молитвенным воззванием, верующие читают следующую молитву:

Православия ревнителю и ереси обличителю, Церкве поборниче и иноков похвало, преподобне отче наш Исаакие! К тебе во умилении сердец наших притекаем и твоея помощи ко спасению нашему просим. Ты бо пророку Божию Илии поревновал еси и Царя злочестиваго небоязненно обличил еси: ты к познанию Веры Православныя того увещевал еси и от него поругания и злострадания радуяся претерпел еси. Вразуми убо и нас молитвами твоими Евангельское благовестие неизменно соблюдати и всякой ереси противостояти, искушением же от многострастныя плоти нашея, от мира сего и от диавола бывающым противитися. Научи нас во храмех Божиих неленостно собиратися и по вся дни покаяние Господеви приносити. Веруем и уповаем, угодниче Божий, яко не вотще благолепнейшая во стране Российской церковь в Царствующем граде нашем волею Божиею во твое имя создася, но да вси православнии, от всея страны нашея во храм сей притекающии, на подвиг твой взирающе, вере твоей подражают. Испроси убо, преподобне отче Исаакие, Благоверной Ввеликой княгине нашей здравие и спасение, на супостаты же одоление, пастырем Церкве о спасении верных ревность, всем же православным христианом в Вере единомыслие и в любви преспеяние, усопшим же блаженное упокоение, да сия вся молитвами твоими восприемлюще, купно с тобою прославим Бога, дивнаго во святых своих, в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Исаакий Киево-Печерский – житие

В сегодняшний день (27 февраля), Святая Церковь молитвенно вспоминает память преподобного Исаакия Киево-Печерского.

Преподобный Исаакий Киево-Печерский

Преподобный Исаакий подвизался в Киево-Печерском монастыре под руководством святого Антония в 11 веке. Он был великим подвижником: носил на себе колючую, жесткую и неудобную одежду, ел одну просфору в день, да и то не всегда, воду пил в небольшом количестве. По благословению святого Антония Исаакий затворился в тесной пещере и молился там Богу со слезами семь лет, никогда даже не ложась на постель; спал он сидя и очень немного.

Но диавол, ненавидя добродетель, а особенно молитвенное безмолвие, обольстил Исаакия и чуть было совсем не погубил его. Однажды, когда он, утомившись, погасил свечу и присел отдохнуть. Внезапно пещеру озарил сильный свет и подвижнику явились два беса в образе прекрасных юношей. Лица их сияли, как солнце, и они сказали: «Исаакий! Мы — ангелы, а вот к тебе идет Христос с небесными силами».

Поднявшись, Исаакий увидел множество светящихся бесов, один же среди них сиял больше других, и от лица его исходили лучи. Тогда бесы сказали преподобному: «Исаакий! Вот Христос! Пади перед ним и поклонись ему».

Не поняв бесовской хитрости и забыв перекреститься и помолиться, Исаакий поклонился этому бесу, как бы Христу. Тотчас бесы подняли великий крик: «Исаакий! Ты наш теперь!»

И действительно, получив над ним власть, они стали мучить несчастного и, оставив его едва живым, исчезли.

Преподобный Антоний, а затем Феодосий долго и самоотверженно выхаживали своего ученика, пострадавшего от козней лукавого и своей оплошности. Исаакий был расслаблен умом и телом, ничего не говорил и не слышал, и не мог ни сидеть, ни стоять,

Читать еще:  Житие святого Иоанна Нового, Сочавского - полное жизнеописание, чудеса, мощи великомученика

ни даже перевернуться на другую сторону, но лежал только на одном боку, так что часто под ним заводились черви. Преподобный Феодосий своими руками омывал и оправлял его. Удивительно, что в течение двух лет Исаакий ничего не ел и не пил и все-таки оставался живым. Только через два года на третий он начал по молитвам Феодосия медленно поправляться и уже после преставления Феодосия, при игумене преподобном Стефане стал опять подвизаться и бороться с диаволом.

Со временем он пришел в еще большую меру, чем был до своего падения, и сподобился от Господа многих духовных дарований. Бесы не могли уже ему ничем повредить и со страхом бежали от святого. Наконец преподобный Исаакий преставился ко Христу, и нетленные мощи его доныне открыто почивают в Киево-Печерском монастыре.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Исаакий Далматский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

День святого Исаакия почитается среди православных. Он отличился произведением некоторых чудес и не раз помогал нуждающимся своими молитвами и наставлениями. Не удивительно, что даже после его смерти люди не перестают обращаться к нему за помощью.

Житие святого

Есть мнение, что он был сирийским отшельником. Во времена гонений он скрывался в пустыне. Там он услышал голос с небес, который повелел ему отправляться в Константинополь.

С того момента житие Исаакия Далматского очень изменилось. Царь как раз собирался в поход. Святой приходил несколько раз и молил о прекращении гонения христиан. В таком случае Господь будет всегда и во всем помогать ему. Только тот отмахнулся и велел схватить старца и кинуть в плохо пахнущее болото. Из него никому не удавалось выбраться, но 2 ангела спасли его. После этого он вернулся к императору и предрек разгром его войск в битве, а также погибель в огне.

Разъяренный властелин отдал приказ поместить его в темницу до того момента, когда он вернется. Но не судилось им снова встретится. Сбылось все, о чем он говорил.
Вести о нем дошли до Константинополя. Новый властелин велел выпустить заключенного и принял, как подобает самому дорогому гостю в своем дворце. Он выявил желание отправится назад в пустыню, но благочестивые богачи начали упрашивать его не покидать их. Взамен на это он попросил построить ему келью. Она была в пригороде.

К нему постоянно шли целые толпы паломников со своими молитвами. Через некоторое время вокруг нее образовали монастырь. Там святой прожил до конца своих дней. перед кончиной он созвал своих учеников и назначил приемника. После кончины его останки были погребены в алтаре храма св. Стефана. Есть упоминания в некоторых летописях о том, что частица мощей хранится на Афоне в скиту Новая Фиваида.

Дни памяти Исаакия Далматского выпадают на:

  • 4 апреля;
  • 12 июня;
  • 16 августа.

Икона святого Исаакия

Мы все в сложных жизненных ситуациях обращаемся к высшим силам. Мы проливаем горькие слезы и стараемся обратить на наши проблемы их внимание. Чаще всего к нему обращаются для:

  • наставления на путь истинный;
  • принятия правильного решения;
  • исцеления от многих недугов и прочего.

Считается, что особую силу имеют те прошения, которые произносятся перед иконой Исаакия Далматского. Но в данном случае не столь важны слова, сколько вера в Господа и направление на положительный результат.

«Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Исаакий, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.»

Собор святого

Одним из наибольший по значимости есть собор святого Преподобного Исаакия Далматского в Санкт Петербурге. Он поражает своей красотой и многогранностью. Не раз вокруг него были споры по поводу того, отнести его стоит к религиозным сооружениям или музеям. Большинство искусствоведов считают его уникальным по своему строению.

Это практически единственный собор на территории России в его честь. Изначально он был деревянным, но после его отстроили из камня. В нем соединилось внутреннее убранство и прекрасный архитектурный ансамбль. При украшении его были использованы различные отделочные камни. А взгляд не возможно отвести от витражей и мозаик.

Те, кто увидели его хоть раз, больше никогда не забудут его красоты.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о свято Исааке:

Житие и икона Исаакия Далматского, о чем просят святого и тексты молитв

Христианское вероучение на протяжении столетий подвергается попыткам переосмысления и видоизменения. Преподобного Исаакия Далматского в Православной Церкви почитают за смелость в противостоянии византийскому императору, поддерживавшему арианскую ересь. Обладая даром прозорливости, святой грозил правителю гибелью, если он не изменит своих взглядов.

Биография святого Исаакия Далматского

После смерти апостолов в Церкви развернулась идеологическая борьба в понимании и трактовании Священного Писания. Преподобный Исаакий Далматский сыграл важную роль в сохранении православных догматов веры.

Автором первой ереси, расколовшей христианскую церковь, был Арий, пресвитор Александрийской церкви. Он подверг сомнению основной догмат христианства о Триединой сущности Бога (Троицы). В своем учении он отрицал двойственную природу Иисуса Христа: Богочеловека. Раскол на протяжении 60 лет поддерживался константинопольскими императорами, имевшими большой вес в Православной Церкви.

Император Валент был последним константинопольским правителем, вставшим на сторону ариев и продолживший гонение на православных епископов, сохранивших приверженность прежнему догмату веры.

Известно два жизнеописания святого: краткое и полное. Краткое повествование было составлено при преемнике преподобного, Далмате. Полное написано спустя V столетий.

Происхождение и детские годы

Точных сведений о том, где родился, в какой семье Исаакий рос, не имеется. Предполагают, что он был сириец.

Житие и служение Господу Богу

По одной версии прибытие Исаакия в Константинополь было не по собственному желанию, а в составе новобранцев, насильно завербованных по приказу Валента для войны с варварами. Косвенными доказательствами историки считают взаимоотношения преподобного с императором, его приближенными, солдатами.

По другой – до появления в Константинополе святой жил отшельником в пустыне. По велению Господа направился в столицу Византийской империи для защиты христианского вероучения от арианской ереси.

Исаакий появился в Константинополе, когда Валент отправился на войну с готами. Пытаясь переубедить императора, подвижник трижды вставал на его пути и требовал открыть храмы и выпустить из темниц епископов. Разгневанный Валент приказал бросить его в болото, из которого не было спасения. Но ангелы Божии извлекли святого из трясины, и он снова предстал перед императором.

Исаакий предрек правителю, что если он не прекратит гонения на истинных православных, то его войско будет разбито, а сам он погибнет от огня. Утвердившийся в ереси император не послушал Исаакия и повелел бросить его в темницу до своего возвращения.

Предсказание преподобного сбылось. Армия была разбита варварами. Валент, спасаясь от преследователей, решил временно спрятаться в деревянном строении. Враги обнаружили императора и подожгли сооружение. Святой почувствовал гибель императора до того, как весть о его гибели дошла до Константинополя. Император Феодосий I приказал выпустить святого из темницы. По его велению был собран II Вселенский собор, осудивший арианство окончательно.

Преподобный решил вернуться в пустыню, но два знатных вельможи, Сатурнин и Виктор, упросили его остаться в Константинополе. Для его пребывания каждый построил келлию. Исаакий выбрал келлию, возведенную Сатурнином в пригороде столицы.

К преподобному приходило множество людей с просьбой помолиться за них Богу, освятить их жилища. Святой Исаакий проводил время в служении людям во имя Господа. Особенно он стремился помочь бедному люду. Если у него не было денег, то он снимал с себя плащ и отдавал нуждающемуся. Вельможа Виктор просил святого жить иногда и в его келлии. Император Феодосий приглашал преподобного к себе во дворец.

Спустя короткий срок возле жилища святого был основан монастырь. Исаакий стал первым игуменом обители и руководил ею до последних дней.

Кончина

Незадолго до смерти он призвал к себе монахов, благословил и дал наставление в православной вере. Среди учеников он выбрал себе преемника по имени Далмат.

Предполагаемая дата смерти святого – 406 год от Р. Х. По просьбе монахов останки святого были погребены в алтаре церкви святого Стефана, построенной рядом с Далматским монастырем. Часть мощей хранится на Афоне, в обители Новая Фиваида.

Преемник Исаакия, Далмат, был, по мнению историков, тоже сириец. У него была семья: жена, сын и дочь. Прослышав о святом Исакии, Далмат отправился в Константинополь, чтобы получить благословение. Через неделю Далмат собрался в обратный путь, но Исаакий воспротивился его желанию, сказав, что его место здесь, чтобы начать служение Господу.

Благочестивый Далмат не стал возражать преподобному. Вернувшись домой, он передал имущество жене и дочери, а с сыном Фавстом вернулся в монастырь. Далмат стал достойным последователем преподобного Исаакия. Он пользовался большим авторитетом и уважением среди монастырской братии, православных верующих. В память о нем монастырь стали называть Далматским.

Значение святого в православии

Православная Русская Церковь чтит память преподобного Исаакия Далматского, как бесстрашного борца за чистоту веры, основателя первого монастыря в Константинополе.

Почитание

В России святой Исаакий получил особый статус почитания, так как день его памяти совпал с днем рождения императора Петра I и днем основания новой российской столицы на Неве (30 мая по старому стилю, 12 июня – по новому). Император Петр I считал преподобного своим Небесным защитником, построив в его честь в Санкт-Петербурге знаменитый Исаакиевский собор.

Общая память трех первых настоятелей Далматского монастыря (Исаакия, Далмата, Фавста) почитается 16 августа (по новому стилю).

Иконография

Святого Исаакия изображают чаще всего в полный рост или до пояса, в монашеском одеянии. Седобородый старец держит в левой руке свиток, правой рукой благословляет молящихся перед иконой. Житийные изображения в русской иконописи встречаются намного реже.

На одном из таких образов, выполненных М. Архиповым, вокруг фигуры преподобного размещены сцены, известные из Жития Святых:

  1. Молитва Исаакия в пустыне.
  2. Обличение императора Валента.
  3. Обращение к Валенту о защите православия от ереси.
  4. Спасение из болота.
  5. Тюрьма.
  6. Сражение с варварами.
  7. Смерть Валента.
  8. Беседа с Феодосием I.
  9. Обращение Виктора и Сатурнина.
  10. Изгнание ариан.
  11. Келлия Сатурнина.

Первые изображения преподобного Исаакия датируются XII веком.

О чем просят у Исаакия Далматского

Перед иконой Исаакия Далматского православные верующие просят:

  • помощи в принятии верного решения в трудной ситуации;
  • укрепления в вере;
  • облегчения в физических страданиях.

Обращаясь к Небесным силам, надо помнить, что прошения возымеют действие, если молящийся верит в Господа и очистил свои мысли от злобы, ненависти и зависти. Искренность, смирение – главные условия получения милости Божией.

Православные тексты

В тропаре прославляют одновременно трех игуменов Далматского монастыря: Исаакия, Далмата, Фавста. Кондак составлен отдельно для преподобного Исаакия, в то же время в нем присутствует обращение к троим настоятелям.

Тропарь

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Кондак

Яко угодник Божий верный, по Христове церкви ревностию разжегся, бразды уалентовы удержав, пророчески тому о затворении церкве пагубную смерть предрекл еси преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя Исаакие преподобне.

Поще́нием возсия́вшия, я́ко свети́ла,/ и е́реси разврати́вшия ве́рою,/ пе́сньми Исаа́кия восхва́лим и с Далма́том Фа́вста,/ я́ко Христо́вы уго́дники,// Того́ моля́щия о всех нас.

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКИЯ, ИГУМЕНА ДАЛМАТСКОГО

Вско­ре же по­сле об­ре­те­ния Пре­чест­но­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, в цар­ство­ва­ние ве­ли­ко­го Кон­стан­ти­на, мно­го­пест­рый змий и мно­го­гла­вый враг и нена­вист­ник ро­да хри­сти­ан­ско­го и в осо­бен­но­сти Са­мо­го Хри­ста, Спа­си­те­ля на­ше­го, про­тив­ник свя­той ве­ры, по сво­е­му ко­вар­ству внес сму­ще­ние в Цер­ковь Бо­жию, а имен­но: он вну­шил зло­че­сти­во­му и без­за­кон­но­му им­пе­ра­то­ру Ва­лен­ту за­щи­щать ересь Ари­е­ву и спо­соб­ство­вать ее рас­про­стра­не­нию. Сей нече­сти­вый им­пе­ра­тор под­нял го­не­ние на пра­во­вер­ных хри­сти­ан; по­ве­лел за­пе­реть свя­тые хра­мы, дабы в них не со­вер­ша­лись обыч­ные Бо­же­ствен­ные жерт­вы, дру­гие же об­ра­тил в хле­вы для ло­ша­дей, иные раз­ру­шил до са­мо­го ос­но­ва­ния. Го­не­ние это про­дол­жа­лось дол­гое вре­мя. И был в это вре­мя ве­ли­кий плач и ве­ли­кая скорбь сре­ди хри­сти­ан, ко­то­рые все дни и но­чи мо­ли­лись ко Гос­по­ду, про­ся Его уми­ло­сер­дить­ся над Сво­ею Цер­ко­вью Свя­тою и со­тво­рить пра­вед­ный суд и от­мще­ние нече­сти­во­му ца­рю. В то вре­мя бы­ло так, как во вре­ме­на Апо­столь­ские, ко­гда царь Ирод «под­нял ру­ки на неко­то­рых из при­над­ле­жа­щих к церк­ви, чтобы сде­лать им зло» (Деян.12:1).

Спу­стя неко­то­рое вре­мя на за­щи­ту Церк­ви Бог воз­двиг ра­ба Сво­е­го мо­на­ха Иса­а­кия, по­доб­но то­му как в древности воз­двиг про­ро­ка Да­ни­и­ла на за­щи­ту непо­вин­ной Су­сан­ны[4]. Сей бла­жен­ный Иса­а­кий пер­во­на­чаль­но под­ви­зал­ся в во­сточ­ной пу­стыне, под­ра­жая свя­то­му Илии про­ро­ку[5] и про­во­дя жизнь ан­ге­ло­по­доб­ную. Узнав о го­не­нии, под­ня­том ари­а­на­ми на Цер­ковь Бо­жию, узнав так­же и о том, что и царь спо­спе­ше­ство­вал рас­про­стра­не­нию ере­си, он весь­ма опе­ча­лил­ся; оста­вив пу­сты­ню, он при­шел в Кон­стан­ти­но­поль для то­го, чтобы утвер­ждать ве­ру­ю­щих во бла­го­че­стии; сло­во его бы­ло по­доб­но све­че го­ря­щей; Дух Бо­жий по­чи­вал на нем и Бла­го­дать небес­ная оси­я­ла его. Уви­дав сво­и­ми оча­ми ве­ли­кие бе­ды, ка­кие тер­пе­ли ве­ру­ю­щие от зло­вер­но­го ца­ря и его еди­но­мыш­лен­ни­ков, он мо­лил Бо­га, про­ся Его при­з­реть с вы­со­ты пре­сто­ла Сво­е­го на го­ни­мых непо­вин­но и явить им ми­ло­сер­дие Свое, гор­дость же го­ни­те­лей сми­рить.

Читать еще:  Житие Бориса и Глеба - описание и история жизни, чудеса и дни памяти святых, описание смерти

Бог, услы­шав­ший неко­гда угод­ни­ка Сво­е­го Мо­и­сея, мо­лив­ше­го­ся о лю­дях сво­их, на­хо­див­ших­ся в бе­де (1Цар.28:17-22), услы­шал и ра­ба Сво­е­го Иса­а­кия и воз­двиг на нече­сти­во­го ца­ря Ва­лен­та вар­ва­ров, имен­но: вар­ва­ры, жив­шие в то вре­мя по ре­ке Ду­наю, со­брав все пол­ки свои, на­ча­ли вой­ну с гре­ка­ми; они уже за­хва­ти­ли в свою власть Фра­кию и при­бли­жа­лись к Кон­стан­ти­но­по­лю. Необ­хо­ди­мо бы­ло со­брать во­и­нов и ца­рю Ва­лен­ту, дабы вой­ти на брань с вра­га­ми; но здесь слу­чи­лось с ца­рем то са­мое, что слу­чи­лось неко­гда с Са­у­лом, ца­рем из­ра­иль­ским, вра­гом Да­ви­да; ибо Са­ул не воз­вра­тил­ся с по­ля бит­вы, со­глас­но про­ро­че­ству свя­то­го Са­му­и­ла, так как про­гне­вал Бо­га (3Цар.22).

В то вре­мя как Ва­лент вы­хо­дил из Кон­стан­ти­но­по­ля с пол­ка­ми сво­и­ми, бла­жен­ный Иса­а­кий за­шел впе­ред его и гро­мо­глас­но вос­клик­нул:

– Царь! Ото­при хра­мы для пра­во­вер­ных, и то­гда Гос­подь бла­го­по­спе­шит пу­ти тво­е­му.
Но царь не от­ве­чал ему, пре­зи­рал его, как про­сте­ца и безум­ца; не при­дав зна­че­ния сло­вам его, он про­дол­жал путь свой. На дру­гое утро бла­жен­ный ста­рец, по­дой­дя к ца­рю, опять ска­зал:
– От­крой, царь, хра­мы для пра­во­вер­ных, и то­гда вой­на окон­чит­ся для те­бя бла­го­по­луч­но: ты по­бе­дишь вра­гов сво­их и воз­вра­тишь­ся до­мой с ми­ром в доб­ром здра­вии.

Царь, вни­мая сло­вам его: «воз­вра­тишь­ся до­мой с ми­ром в доб­ром здра­вии», хо­тел от­крыть две­ри цер­ков­ные и от­дать хра­мы пра­во­вер­ным и уже на­чал со­ве­то­вать­ся об этом с вель­мо­жа­ми сво­и­ми. Но один во­е­на­чаль­ник, при­дер­жи­вав­ший­ся зло­че­стия ари­ан­ско­го, по­со­ве­то­вал ца­рю не слу­шать мо­на­ха, но с бес­че­сти­ем про­гнать его от се­бя. По­бра­нив стар­ца, царь с бес­че­сти­ем и по­бо­я­ми про­гнал его от се­бя и от­пра­вил­ся в даль­ней­ший путь.

И на тре­тий день бла­жен­ный ста­рец сно­ва по­до­шел к ца­рю; взяв за уз­ду ко­ня, на ко­то­ром он си­дел, Иса­а­кий на­чал еще усерд­нее про­сить и уве­ще­вать ца­ря от­крыть хра­мы; в про­тив­ном слу­чае гро­зил ему су­дом Бо­жи­им.

Слу­чи­лась на том ме­сте глу­бо­кая про­пасть, на дне ко­то­рой рос­ло тер­ние и бы­ло бо­ло­то; ко­гда в это бо­ло­то по­па­дал ка­кой-ли­бо зверь, то он уже не мог вой­ти от­сю­да, но за­са­сы­вал­ся бо­ло­том и по­ги­бал. В это бо­ло­то царь при­ка­зал бро­сить Иса­а­кия, дабы он по­гиб здесь; по­том от­пра­вил­ся в даль­ней­ший путь.

Свя­той же Иса­а­кий, бу­дучи бро­шен в бо­ло­то это, был охра­ня­ем дес­ни­цею Бо­жи­ею и не по­тер­пел здесь ни­ка­ко­го вре­да: его не уяз­ви­ло тер­ние и не за­тя­ну­ло бо­ло­то; он ле­жал сре­ди тер­ния как бы на мяг­кой по­сте­ли сре­ди цве­тов, хва­ля и бла­го­да­ря Бо­га до тех пор, по­ка не яви­лись ему три свет­лых му­жа, ко­то­рые из­влек­ли его из бо­ло­та здра­вым и невре­ди­мым и по­ста­ви­ли на су­хом ме­сте; са­ми же ста­ли неви­ди­мы.

То­гда пре­по­доб­ный Иса­а­кий по­нял, что это Сам Гос­подь по­слал Ан­ге­лов Сво­их из­влечь его из той про­па­сти; пав на ко­ле­на, он воз­дал бла­го­да­ре­ние Спа­си­те­лю сво­е­му за то, что Он за­бо­тил­ся о ра­бах Сво­их и не остав­лял всех, бо­яв­ших­ся Его и упо­ва­ю­щих на Него.

По­мо­лив­шись, до­ста­точ­ное вре­мя и укре­пив­шись Ду­хом Свя­тым, Иса­а­кий встал; за­тем по­шел по­спеш­но окруж­ным пу­тем и, обо­гнав ца­ря, оста­но­вил­ся на пу­ти его. Уви­дав свя­то­го, царь весь­ма ис­пу­гал­ся и от стра­ха и удив­ле­ния мол­чал. Свя­той же с дерз­но­ве­ни­ем ска­зал ему:

– Вот, ты хо­тел по­гу­бить ме­ня в тер­нии и бо­ло­те; но Гос­подь со­хра­нил ме­ня жи­вым и по­слал мне Ан­ге­лов Сво­их, ко­то­рые вы­ве­ли ме­ня из той про­па­сти. По­слу­шай же ме­ня, царь! от­крой хра­мы для пра­во­вер­ных; то­гда ты по­бе­дишь вра­гов и воз­вра­тишь­ся об­рат­но с сла­вою; но ес­ли не по­слу­ша­ешь ме­ня, то не воз­вра­тишь­ся с по­ля бит­вы, а по­гиб­нешь на нем.
Царь весь­ма уди­вил­ся дерз­но­ве­нию мо­на­ха и свет­ло­сти ли­ца его, но несмот­ря на это не по­слу­шал его, так как серд­це его бы­ло оже­сто­че­но и уда­ле­но от Бо­га. По­том царь от­дал бла­жен­но­го двум са­нов­ни­кам сво­им Са­тур­ни­ну и Вик­то­ру и при­ка­зал им со­дер­жать его в узах. При этом он ска­зал им:
– Дер­жи­те у се­бя се­го на­до­ед­ли­во­го стар­ца до тех пор, по­ка я воз­вра­щусь и воз­дам ему воз­мез­дие за его бес­стыд­ство и дерз­но­ве­ние.
Пре­по­доб­ный же Иса­а­кий, бу­дучи пре­ис­пол­нен бла­го­да­ти Ду­ха Свя­то­го вос­пы­лал еще боль­шею рев­но­стью (как неко­гда про­рок Ми­хей про­тив Аха­ва, ца­ря из­ра­иль­ско­го) и гро­мо­глас­но воз­звал к Ва­лен­ту:
– «Ес­ли воз­вра­тишь­ся в ми­ре», то знай, что «не Гос­подь го­во­рил чрез ме­ня. И ска­зал: слу­шай, весь на­род!» (3Цар.22:28). Го­во­рю же те­бе, что ты, вы­ве­дя вой­ска свои на брань, не одо­ле­ешь вар­ва­ров, но по­бе­жишь от них, бу­дешь взят ими и жи­вой сго­ришь на огне.

Ко­гда свя­той ска­зал это, царь с гне­вом от­пра­вил­ся в даль­ней­ший путь, свя­той же был от­ве­ден в узы.

Меж­ду тем гре­ки со­шлись с вар­ва­ра­ми; бит­ва бы­ла весь­ма же­сто­кая; по по­пуще­нию Бо­жию по­бе­ди­ли вар­ва­ры, со­глас­но про­ро­че­ству свя­то­го Иса­а­кия; мно­гие из гре­ков па­ли от ме­ча; сам царь Ва­лент был ра­нен и, не бу­дучи в си­лах про­ти­вить­ся вра­гам, об­ра­тил­ся в бег­ство. Вар­ва­ры же пре­сле­до­ва­ли гре­ков и по­се­ка­ли во­и­нов гре­че­ских как тра­ву; они на­сти­га­ли уже и са­мо­го ца­ря, ко­то­рой бе­жал лишь с од­ним со­вет­ни­ком сво­им, во­е­на­чаль­ни­ком, ари­а­ни­ном, по­со­ве­то­вав­шим ему не слу­шать Иса­а­кия. Подъ­е­хав к неко­е­му се­ле­нию, он уви­дал са­рай, в ко­то­ром ле­жа­ла со­ло­ма; так как конь его был уже утом­лен, он слез с него и скрыл­ся в том са­рае вме­сте с со­вет­ни­ком сво­им. Но не укрыл­ся он от ка­ра­ю­щей ру­ки Бо­жи­ей, по­то­му что вар­ва­ры, пре­сле­до­вав­шие его, до­е­хав до то­го се­ле­ния и узнав, что в том са­рае скры­ва­лись гре­ки, по­до­жгли его со всех сто­рон и со­жгли до ос­но­ва­ния. Так по­гиб ока­ян­ный царь тот и его злой со­вет­ник.

По­сле то­го сра­же­ния остав­ше­е­ся в це­ло­сти вой­ско гре­че­ское на­пра­ви­лось на­встре­чу рим­ско­му им­пе­ра­то­ру Гра­ци­а­ну[6], ко­то­рой шел на по­мощь гре­кам. При­дя в об­ла­сти гре­че­ские, Гра­ци­ан из­брал в ца­ри гре­кам Фе­о­до­сия, на­зы­ва­е­мо­го Ве­ли­ким. Фе­о­до­сий, со­брав во­и­нов, от­пра­вил­ся на вар­ва­ров, по­бе­дил и про­гнал их и с тор­же­ством воз­вра­тил­ся в Кон­стан­ти­но­поль.
Меж­ду тем неко­то­рые из во­и­нов гре­че­ских, не знав­шие еще о по­ги­бе­ли Ва­лен­та, в ско­ром вре­ме­ни по­сле его смер­ти при­шли к пре­по­доб­но­му Иса­а­кию, со­дер­жав­ше­му­ся в узах и ска­за­ли ему:

– При­го­товь­ся к от­ве­ту, ибо в ско­ром вре­ме­ни воз­вра­тит­ся царь с по­ля бит­вы и бу­дет те­бя до­пра­ши­вать и му­чить.
Но свя­той от­ве­чал им:
– Про­шло уже семь дней, как я обо­нял смрад от со­жжен­ных ко­стей его; ибо, как я ска­зал, он со­жжен.

Слы­шав­шие это при­шли в ве­ли­кий страх; и дей­стви­тель­но в ско­ром вре­ме­ни при­шло из­ве­стие о по­ги­бе­ли Ва­лен­та. По­сле это­го свя­той Иса­а­кий был осво­бож­ден от уз, и все на­ча­ли по­чи­тать его как про­ро­ка Бо­жия.

Ко­гда в го­род во­шел с тор­же­ством Фе­о­до­сий, упо­мя­ну­тые вы­ше вель­мо­жи, Са­тур­нин и Вик­тор воз­ве­сти­ли ему все о пре­по­доб­ном Иса­а­кии, – ска­за­ли о его дерз­но­ве­нии и о его про­ро­че­стве. Царь, ува­жая та­ко­во­го му­жа, при­ка­зал с ве­ли­кою че­стью при­ве­сти его к се­бе и по­кло­нил­ся ему, по­чи­тая его ве­ли­ким угод­ни­ком Бо­жи­им и про­ся его по­мо­лить­ся Бо­гу о нем и о всем его цар­стве. Пре­по­доб­ный же уве­ще­вал ца­ря пре­бы­вать во бла­го­че­стии, воз­вра­тить Церк­ви мир и уте­шить го­ни­мых. Царь по­слу­шал свя­то­го и сде­лал так, как го­во­рил он: про­гнал ари­ан из Кон­стан­ти­но­по­ля, че­му ве­ру­ю­щие весь­ма ра­до­ва­лись. Бла­жен­ный же Иса­а­кий, воз­бла­го­да­рив Бо­га за всё, на­ме­ре­вал­ся ид­ти в пу­сты­ню, дабы под­ви­зать­ся там; но Са­тур­нин и Вик­тор упро­си­ли пре­по­доб­но­го не ухо­дить из цар­ствен­но­го гра­да, но пре­бы­вать око­ло них и спо­спе­ше­ство­вать мо­лит­ва­ми сво­и­ми и уче­ни­ем мир­но­му жи­тель­ству хри­сти­ан; свя­той со­из­во­лил ис­пол­нить прось­бу их.
В это вре­мя меж­ду Са­тур­ни­ном и Вик­то­ром про­изо­шел спор, так как каж­дый из них хо­тел, чтобы пре­по­доб­ный по­се­лил­ся в его до­ме. Узнав о при­чине спо­ра их, свя­той ска­зал, об­ра­тив­шись к ним:
– Ча­да! Я ви­жу лю­бовь ва­шу ко мне. Но так как вы име­е­те же­ла­ние упо­ко­ить сми­ре­ние мое, то го­во­рю вам – я у то­го пре­бу­ду все дни жиз­ни мо­ей, кто пер­вый по­стро­ит дом мне.
И на­ча­ли оба за­бо­тить­ся о ско­рей­шем по­стро­е­нии до­ма для угод­ни­ка Бо­жия.

Са­тур­нин имел за го­ро­дом очень кра­си­вое ме­сто, весь­ма удоб­ное для жи­тия ино­ков; на этом ме­сте он и по­спе­шил по­стро­ить оби­тель угод­ни­ку Бо­жию; здесь и по­се­лил­ся пре­по­доб­ный Иса­а­кий. Точ­но так же и Вик­тор вы­стро­ил кра­си­вое жи­ли­ще для свя­то­го и весь­ма со­жа­лел, что Са­тур­нин опе­ре­дил его. При­дя к свя­то­му, он на­чал усерд­но про­сить его пе­ре­се­лить­ся в кел­лию, по­стро­ен­ную для него. Но пре­по­доб­ный про­дол­жал под­ви­зать­ся в оби­те­ли Са­тур­ни­на, хо­тя ино­гда при­хо­дил и к Вик­то­ру и жил у него по несколь­ку дней, не же­лая огор­чать его от­ка­зом.
Меж­ду тем к пре­по­доб­но­му на­ча­ли со­би­рать­ся мно­гие, же­лав­шие под­ви­зать­ся вме­сте с ним в тру­дах ино­че­ских. Та­ким об­ра­зом был по­стро­ен боль­шой мо­на­стырь на сред­ства бо­го­лю­би­вых му­жей Са­тур­ни­на и Вик­то­ра. И был пре­по­доб­ный на­став­ни­ком и игу­ме­ном мно­гих ино­ков, по­лез­ным учи­те­лем и ми­ря­нам, ибо ру­ко­во­дил всех на путь спа­се­ния и сло­вом и при­ме­ром доб­ро­де­тель­ной жиз­ни сво­ей. Пре­по­доб­ный был весь­ма ми­ло­стив к бед­ным, так что, ес­ли ино­гда не имел ни­че­го, что бы мог дать про­сив­ше­му, то сни­мал с се­бя одеж­ду и от­да­вал ее; тво­рил свя­той и мно­гие дру­гие Бо­го­угод­ные де­ла. На­ко­нец, до­стиг­нув ста­ро­сти, при­бли­зил­ся к смер­ти. Со­звав всю бра­тию и пре­по­дав всем ду­ше­по­лез­ное на­став­ле­ние, свя­той Иса­а­кий по­ста­вил игу­ме­ном вме­сто се­бя неко­е­го чест­но­го му­жа, про­во­див­ше­го жизнь свя­тую, бла­жен­но­го Дал­ма­та, по име­ни ко­то­ро­го и оби­тель та впо­след­ствии на­ча­ла на­зы­вать­ся Дал­мат­скою.
По­тру­див­шись во мно­гих Бо­го­у­тод­ных де­лах, пре­по­доб­ный Иса­а­кий ото­шел ко Гос­по­ду на веч­ный по­кой[8]; на по­гре­бе­ние его со­брал­ся весь го­род; чест­ное те­ло его бы­ло по­ло­же­но в хра­ме свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на; свя­тая же ду­ша его пред­сто­ит пре­сто­лу Пре­свя­той Тро­и­цы, в ли­ке свя­тых и пре­по­доб­ных от­цов и мо­лит вме­сте с ни­ми за нас От­ца, и Сы­на, и Свя­то­го Ду­ха, еди­но­го Бо­га в Тро­и­це, Ко­то­ро­му вос­сы­ла­ет­ся сла­ва веч­но. Аминь.

МОЛИТВЫ
Тропарь преподобных Исаакия, Далмата и Фавста
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Кондак преподобного Исаакия
глас 8
Яко угодник Божий верный,/ по Христове Церкви ревностию разжегся,/ бразды Валентовы удержав,/ пророчески тому о затворении Церкве пагубную смерть предрекл еси, преподобне./ Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.

☂Кто такой Исаакий Далматский, в честь которого назван главный собор Петербурга

Необыкновенной красоты Исаакиевский собор — чудо, сотворенное Огюстом Монферраном — Кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии до 1929 года.

Почему этот святой, в честь которого назвали главный храм Петербурга, практически неизвестен за пределами города?

Здесь все просто: Петр Великий, основатель города, родился 30 мая (по Юлианскому календарю) в день памяти преподобного Исаакия Далматского. Поэтому в Петербурге всегда были церкви, посвященные этому святому.

Настоящий Исаакиевский собор — это четвертый храм в честь Исаакия в Санкт-Петербурге, он был построен на месте собора, также Исаакиевского, спроектированного Ринальди.

А в первой Исаакиевской церкви, которую заложили в день Святого Исаакия Далматского в 1710 году по велению Петра, в 1712 государь венчался с шведской пленной Мартой Скавронской, в православии — Екатериной Алексеевной.

Так кем же был этот святой, которого так почитал Петр I?

Исаакий — раннехристианский монах-отшельник, предположительно родом из Сирии, жил в середине IV века, когда христианство уже было провозглашено государственной религией Римской Империи.

Некоторое время он обитал в пустыне, пока не услышал голос, повелевающий ему отправится в Константинополь. Дело в том, что императором Римской Империи в 364–378 годах был Флавий Юлий Валент, известный как Валент II, который в одночасье стал приверженецем арианской ереси.

И теперь уже еретические гонения обрушились на христиан: император преследовал верующих, закрывал и разрушал храмы.

И именно Исаакия бог выбрал для поддержания братьев по вере. В то же самое время варвары-готы с берегов Дуная напали на Римскую Империю. Им удалось захватить Фракию, Константинополь оказался под угрозой вторжения.

И в момент выхода войск империи из столицы произошла первая встреча императора Валента и преподобного Исаакия. Монах воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» . Трижды он воззывал к Императору, грозя ему жутким пророчеством.

Не понравилось подобное обращение гордому императору, велел он страже бросить монаха в болото. По преданию два ангела помогли преподобному выбраться из смертельной топи, тогда он в последний раз догнал императора со своей просьбой.

И снова Валент не послушался старца и приказал арестовать святого Исаакия и держать в заключении до его возвращения. Но пророчество все же сбылось: варвары победили и начали преследование греческих войск, император-еретик и его военачальник (также арианин) попытались укрыться в сарае с соломой и были сожжены там.

Следующий император Римской Империи Феодосий I Великий был ревностным христианином, он возродил Православие в Римской Империи, заключил мир с готами и сделал за свою жизнь многое для восстановления могущества Константинополя.

Приближённые императора Сатурнин и Виктор смогли уговорить преподобного Исаакия не возвращаться в пустыню, продолжать ограждать Константинополь молитвами и создали для него обитель рядом с городом.

Скромная обитель вскоре стала монастырем, и именно здесь Исаакий провёл последние годы жизни, наставляя прихожан и иноков, помогая бедным и страждущим.

Скончался святой Исаакий в глубокой старости в 383 году. Предчувствуя скорую смерть он поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого и обитель начала называться Далматскою.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector