Исаакий Далматский: житие и биография святого, чем помогает
Содержание
- 1 Исаакий Далматский: житие и биография святого, чем помогает
- 1.1 Преподобный Исаа ́ кий Далматский игумен
- 1.2 Дни памяти
- 1.3 Житие
- 1.4 Преподобный Исаакий Далматский
- 1.5 Аудио
- 1.6 Канон святому преподобному Исаакию Далматскому, игумену
- 1.7 Житие Исаакия Далматского
- 1.8 Преподобный Исаакий Далматский
- 1.9 Образ преподобного Исаакия
- 1.10 Преподобный Исаакий Киево-Печерский – житие
- 1.11 Православные иконы и молитвы
- 1.12 Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
- 1.13 Святой Исаакий Далматский
- 1.14 Житие святого
- 1.15 Икона святого Исаакия
- 1.16 Собор святого
- 1.17 Житие и икона Исаакия Далматского, о чем просят святого и тексты молитв
- 1.18 Биография святого Исаакия Далматского
- 1.19 Значение святого в православии
- 1.20 Почитание
- 1.21 Иконография
- 1.22 О чем просят у Исаакия Далматского
- 1.23 Православные тексты
- 1.24 ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКИЯ, ИГУМЕНА ДАЛМАТСКОГО
- 1.25 ☂Кто такой Исаакий Далматский, в честь которого назван главный собор Петербурга
Преподобный Исаа ́ кий Далматский игумен
Дни памяти
Житие
Преподобный Исаакий происходил «с востока», по всей вероятности из Сирии. Он подвизался в пустыне, пока не услышал голос с небес, повелевший ему отправиться в Константинополь. Прибыв туда, святой застал столицу охваченной ересью арианства, приверженцем которой был император Валент (364–378). Когда император собирался на войну с варварами [1] , прп. Исаакий несколько раз подходил к нему с увещеваниями, прося открыть церкви и прекратить гонения на православных. За это приближенные императора избили святого, а Валент приказал бросить его в зловонное болото, из которого живым не выбиралось ни одно существо. Но 2 ангела чудесным образом избавили прп. Исаакия от гибели. Придя к императору в последний раз, он предсказал ему поражение в войне и гибель в огне. Разгневанный император повелел бросить подвижника в темницу до своего возвращения. По пророчеству святого армия Валента была разбита варварами, а император, спасаясь бегством, сгорел в деревянном амбаре, подожженном преследователями.
О встрече прп. Исаакия с Валентом и предсказании поражения и гибели императора сообщают также церковные историки блж. Феодорит Кирский [2] , Созомен [3] и некоторые другие. В синаксарном Житии прп. Исаакия [4] в связи с этими событиями приведена история, не встречающаяся в других редакциях: святой узнал о гибели императора еще до того, как вести дошли до Константинополя, ибо он чудесным образом чувствовал запах сожженного тела, доносившийся с места сражения [5] . Эта история была впоследствии пересказана историком Иоанном Зонарой [6] .
После смерти императора Валента на престол взошел император Феодосий I Великий (379–395). Услышав о пророчестве святого, император приказал отпустить его из темницы и с почестями принял во дворце. После этого прп. Исаакий, согласно Житию, участвовал во II Вселенском Соборе (381) (однако в списках участников Собора он не отмечен). Затем святой хотел вернуться в пустыню, но благочестивые вельможи Сатурнин и Виктор просили его не покидать Константинополь и не оставлять своих духовных чад. Вняв их уговорам, прп. Исаакий попросил построить ему келью. Каждый из вельмож возвел в своем имении жилище для него, и святой выбрал скромную келью, сооруженную Сатурнином. Она находилась в пригороде Константинополя, за городскими стенами. К святому приходило много людей из города, он посещал жителей по их просьбам, чтобы помолиться с ними и благословить их дома. Император Феодосий также неоднократно приглашал его во дворец. Прп. Исаакий всегда стремился помогать бедным, и если кто-то, встретив его на дороге, просил милостыни, то он снимал с себя плащ и отдавал нищему. Если он возвращался из города и ворота уже были закрыты, то после молитвы и крестного знамения святого они всегда чудесным образом открывались. Через некоторое время вокруг кельи Исаакия был основан монастырь, впоследствии названный Далмата монастырь, который считался древнейшим в Константинополе [7] ; там святой прожил до конца своих дней.
Почувствовав приближение смерти, прп. Исаакий созвал учеников, наставлял их в правой вере и выбрал среди них одного, по имени Далмат, которого назначил своим преемником.
После кончины святого император приказал совершить торжественное погребение с процессией к церкви св. Ирины (которая тогда была кафедральным собором Константинополя). Братия монастыря и ученики святого испросили разрешение положить останки Исаакия в церкви св. Стефана, построенной неподалеку от Далматского монастыря. Св. Исаакий был погребен в алтаре этого храма, справа от святого престола.
Исходя из текста Жития Исаакия, годом его смерти следует считать 383-й [8] . Однако другие источники такую дату не подтверждают. Согласно Житию Далмата, Исаакий жил еще при архиепископе Аттике (406–425). Каллиник, автор Жития прп. Ипатия Руфинианского, также сообщает, что св. Исаакий был жив еще в 406 г., когда посещал прп. Ипатия в его монастыре. При этом другая версия Жития Далмата, изданная М. Гедеоном, подтверждает 383 г. как дату кончины святого, однако сам издатель критически относится к датировкам этого сочинения, указывая на разнообразные несоответствия, встречающиеся в тексте [9] .
Исследователи неоднократно затрагивали этот вопрос, и, по общему мнению, 383 г. нельзя считать годом смерти преподобного. В настоящее время общепризнанной является датировка его кончины периодом после 406 г. [10] Некоторые исследователи более конкретно определяют год смерти св. Исаакия. Так, А. Камерон относит его кончину к 416 г. на основании данных о церкви первомч. Стефана, в которой были положены мощи Исаакия [11] . Существует мнение, что святой скончался в 424 или 425 г. [12]
Согласно О. Мейнардусу, частицы мощей прпп. Исаакия и Далмата хранятся в скиту Новая Фиваида на Афоне [13] .
Почитание прп. Исаакия в России связано с личностью императора Петра I, день рождения которого (30 мая) совпал с днем памяти святого. Император считал его своим небесным покровителем, и в честь святого был воздвигнут Исаакиевский собор в С.-Петербурге.
Примечания
[1] Речь идет о походе против вестготов 378 г.
[2] Theodoret. Hist. eccl. IV 34
[3] Sozom. Hist. eccl. V 40
[4] Существует две версии Жития прп. Исаакия. Более полная (BHG, N 956) сохранилась в рукописи Vat. gr. 1671 (X в.) и издана болландистами (ActaSS. Mai. T. 7. P. 247–258). Ее перевод на славянский язык содержится в Супрасльском сборнике (XI в.), а также включен под 21 марта в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 37; Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 493). Автор, по всей вероятности, был иноком Далмата монастыря. Исследователи обычно датируют это Житие VI–VIII вв. (Dagron. 1970. P. 231; Lenski. 2004. P. 108). Краткая версия (BHG, N 955) остается неизданной, лат. перевод был осуществлен А. Липпоманом и издан вместе с полной версией Жития (ActaSS. Mai. T. 7. P. 258-260). Краткое синаксарное Житие прп. Исаакия (BHG, N 956b), содержащее некоторые сведения, не встречающиеся в др. версиях, было издано Ф. Алькеном в 1948 г. Н. Ленски высказал предположение, что обе редакции Жития, а также краткое синаксарное Житие восходят к одному архетипу (Lenski. 2004. P. 108). Исследователь Ф. Но упоминает о существовании еще одной версии Жития Исаакия — в рукописи Paris. gr. 1453 (XII в.). Fol. 225v — 226 и приводит из нее небольшой отрывок, однако полный текст до сих пор остается неизданным (Nau F. Sur les mots ΠΟΛΙΤΙΚΟΣ et ΠΟΛΙΤΕΥΟΜΕΝΟΣ et sur plusieurs texts grecs relatifs à Saint Étienne // ROC. 1906. Vol. 11. P. 198-216).
Дополнительные сведения об Исаакии и о Далмате можно почерпнуть из Жития прп. Ипатия Руфинианского (Callinicos. Vie d’Hypatios / Introd., texte crit., trad. et not. G. J. M. Bartelink. P., 1971. (SC; 177)), которое, по мнению исследователей, является более достоверным с исторической точки зрения сочинением, т. к. оно было создано вскоре после описываемых событий; именно к этому Житию следует обращаться в случае сомнительных датировок.
[5] Halkin F. Le synaxaire grec de Christ Church, à Oxford // AnBoll. 1948. Vol. 66. P. 77
[6] Zonara. Epit. hist. XIII 16
[7] Theoph. Chron. P. 443
[8] Это случилось при императоре Феодосии I (379–395), после объявления соправителем его сына Аркадия (383), при архиеп. Нектарии (381–397), в год консульства Меробавда и Сатурнина (383).
[9] Γεδεών. 1899. Σ. 144–145
[10] См.: Pargoire. Les débuts. 1899. P. 124; Idem. Date de la mort. 1899. P. 145; Dagron. 1970. P. 233; Lenski. 2004. P. 109.
[11] Cameron A., Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkeley, 1993. P. 73–75). Существует мнение, что И. скончался в 424 или 425 г. (Παπαδόπουλος Σ. Γ. ᾿Ισαάκιος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1007).
[12] Παπαδόπουλος Σ. Γ. ᾿Ισαάκιος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1007
[13] Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 166, 194
Преподобный Исаакий Далматский
Аудио
Память 30 мая / 12 июня
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Зосима (Мельник)
![]() |
Преподобный Исаакий Далматский |
Св. Исаакий был сирийским отшельником. Он жил в пустыне во время антихристианских гонений императора Валента (364-379). В 378 г., когда император готовился к военному походу против готов, которые стояли в большом числе на берегах Дуная, угрожая Константинополю, св. Исаакий по Божественному откровению явился пред Валентом и сказал: «Царь! Отопри храмы для православных, и тогда Господь благопоспешествует пути твоему». Но правитель пренебрежительно отмахнулся от пустынника. На следующий день блаженный старец снова предстал перед ним, но Валент опять не прислушался к его словам. И на третий день подвижник подошел к царю. Взяв за узду его коня, Исаакий начал еще усерднее увещевать и просить царя открыть храмы. Когда они дошли до глубокой пропасти, поросшей терниями, раздраженный император приказал стражникам бросить туда святого.
По Божией милости, Исаакий упал в терния как на мягкое ложе. Тогда явились ему два светлых мужа в белых сияющих одеждах, извлекли из пропасти и тут же перенесли здравым и невредимым в Константинополь, оставив посреди агоры, куда только что прибыл император. В крайнем изумлении Валент спросил, тот ли перед ним, кого он приказал бросить в пропасть. Святой сказал ему в ответ: «Отопри храмы, и тогда ты возрадуешься. Не послушаешь меня — знай, что, хоть и спасешь свою жизнь бегством, суждено тебе принять смерть от врагов своих на куче соломы». Царь, хотя и был потрясен таким предсказанием, тем не менее не внял ему и приказал сановникам Саторнику и Виктору содержать Исаакия в узах до своего возвращения.
Сражение, произошедшее около Адрианополя 9 августа 378 г., обернулось поражением войск императора. Валент сумел выбраться с поля боя и со своим советником спрятался в куче соломы. Варвары, пустившиеся за ним в погоню, обнаружили его там и подожгли. Вот так бесславно погиб тиран, так сбылось пророчество св. Исаакия.
Некоторые уцелевшие после битвы воины, вернувшись, желали испытать Исаакия и сказали ему: «Готовься держать ответ за свои слова, ибо император возвращается». А святой им ответил: «Еще семь дней назад до меня дошел запах его сожженных костей».
Когда власть взял Феодосий Великий, он, зная, какую роль сыграл в событиях святой инок, освободил его и незамедлительно издал эдикт, по которому православным возвращались храмы после сорокалетнего перерыва.
Исаакий решил, что, поскольку его миссия завершена, ему остается лишь вернуться в сирийскую пустыню. Однако Саторник и Виктор со слезами молили святого остаться в городе, чтобы споспешествовать восстановлению иноческой жизни, подорванной во время арианских гонений. В конце концов он уступил при условии, что у него будет келья в уединенном и тихом месте, где он сможет закончить свои дни в безмолвии. Оба сановника, ставшие духовными сыновьями Исаакия, соперничали в усердии, предлагая ему такое место. Подвижник остановил свой выбор на поместье Саторника, расположенном за тогдашней городской оградой, в квартале Псамафия (Саматья), около Ксиролофских ворот. Там он поселился в маленькой келье и стал вести ангелоподобную жизнь отшельника.
Каждое утро оба сановника, прежде чем приниматься за дела, приходили к нему за благословением. Все больше и больше благочестивых людей посещали Исаакия ради бесед об истинной вере и духовной жизни. Сам император Феодосий бывал у отшельника, просил дать советы и вступиться перед Господом за него и за империю. Многие христиане приглашали его к себе, и святой, отринув дух тщеславия, иногда покидал келью и навещал их.
Понемногу ширился круг его учеников. Место, где он подвизался, вскоре стало первым монастырем Константинополя (382). Под его влиянием возникли другие монашеские сообщества числом до ста пятидесяти иноков как в самом городе, так и в его окрестностях, среди которых и община св. Ипатия [17 ин.] в Руфинианском монастыре. Чтобы поддержать их духовное усердие, св. Исаакий регулярно посещал всех иноков. Несмотря на то что он не обладал никакой официальной властью, он почитался отцом всех столичных иноков.
Узнавая, что кто-то остро нуждается, он, если сам не мог помочь, обращался к зажиточным христианам, и те предоставляли нуждающимся еду и одежду. Так св. Исаакий стал не только наставником в вере и духовной жизни, но и в делах милосердия и благотворительности.
Когда св. Иоанн Златоуст стал епископом Константинопольским (398), он, видя, что большое число иноков ходит по городу и посещает дома горожан, принял меры против таких нарушений, приказав всем не покидать монастыри. Кроме того, он приступил к реорганизации благотворительности, в частности создал больницу, ответственных за которую назначал сам. Такие важные пастырские меры затмили дела св. Исаакия, и многие иноки почувствовали себя отстраненными.
Их недовольством поспешил искусно воспользоваться архиепископ Александрийский Феофил. Он прибыл в Константинополь и, стремясь направить против Златоуста те обвинения, которые выдвигались против него самого, привлек на свою сторону Исаакия и его иноков. И старый отшельник, к сожалению, принял активное участие в Соборе под дубом, будучи среди обвинителей св. Иоанна (403). Златоуст был свергнут и отправлен в ссылку. Однако такой приговор вызвал столь бурный протест, что святой епископ вскоре был восстановлен на престоле, но, увы, ненадолго.
Св. Исаакий с тех пор больше не вмешивался в церковные дела и мирно прожил остаток жизни в своем монастыре. Получив Божественное откровение о скором конце своей земной жизни, он собрал учеников, наказал им быть твердыми в истинной вере и назначил Далматина своим преемником, а затем отошел ко Господу (406).
Его оплакивал весь народ с императором во главе. После поминальной службы в кафедральном соборе, которую отслужил патриарх, процессия с его останками направилась в монастырь. Но Аврелиан, один из важных дворцовых сановников и горячий почитатель святого, преградил дорогу, выставив военный отряд. Воины завладели святыней и положили тело св. Исаакия в крипту церкви, построенной Аврелианом в честь св. Севастиана. Вынужденные смириться с таким благочестивым насилием, иноки возвратились в монастырь, лишенные утешения от мощей духовного отца.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
Канон святому преподобному Исаакию Далматскому, игумену
Согласно историческим сведениям, преподобный Исаакий был рожден в Сирии, но о детстве и юношестве христианского подвижника мы не знаем почти ничего. Сам же Святой неоднократно говорил, что его жизнь до начала отшельнического пути не имеет большого значения для последователей, ведь главным делом жизни Исаакия Далматского было служение Господу.
До нас дошло много исторических свидетельств об отшельническом периоде жизни праведника — благодаря христианским подвигам и истинному благочестию Святой Исаакий смог прославить свое имя в веках.
Житие Исаакия Далматского
Святой Исаакий вел отшельнический образ жизни и провел в пустыне несколько десятков лет, прежде чем услышал глас свыше, повелевающий ему отравляться в Константинополь. В те времена столица Византии была охвачена еретическими учениями, сторонниками которых был действующий император Валент.
Преподобный Исаакий Далматский
Святой Исаакий неоднократно просил Валента отречься от лжеучения и прекратить гонения на православных христиан, но правитель не хотел слышать никаких доводов праведника. Своим воинам он приказал избить Исаакия и бросить его в болото, из которого прежде не удавалось спастись ни одному человеку.
Однако правитель не предвидел, что ангелы спасут праведника из зловонной тины, и он вновь предстанет перед императором, не отказавшись от своих намерений защитить христиан от произвола властей. Тогда Валент приказал бросить Святого в темницу, пообещав Исаакию разобраться с ним по возвращении из военного похода.
Святой сказал правителю, что их встрече не суждено состояться, и предсказал Валенту страшную смерть. Так случилось на самом деле — войско императора было разгромлено неприятелем, а сбежавший правитель был сожжен заживо в амбаре, в котором он хотел спрятаться от преследователей.
Наследником престола стал Феодосий Великий. Сразу после восхождения на трон он приказал освободить Святого Исаакия из темницы и принял его во дворце со всеми почестями. После участия во Втором Вселенском Соборе Святой хотел отправиться в свою келью и продолжить пустынножительство, но его ученики упросили его не делать этого и остаться в Константинополе.
Интересно! Иногда Исаакий сам посещал тех людей, которые из-за слабого здоровья не могли прийти к нему сами. Неоднократно монарх Феодосий приглашал праведника к себе во дворец, где встречал его с неизменными почестями.
Для Святого построили уединенную келью, чтобы он мог проводить достаточно времени в молитве, полностью посвящая себя общению с Богом. Несмотря на то, что келья Святого располагалась за чертой города, туда постоянно приходило много людей. Простые жители Константинополя ежедневно приходили к Святому за советами и наставлениями, и Святой Исаакий не отказывал никому.
Главным делом жизни Исаакия Далматского было служение Господу
Вскоре на том месте, где изначально была построена келья монаха, был возведен монастырь. В нем Исаакий Далматский и прожил до самой смерти. Святой предчувствовал скорое приближение смерти, поэтому заранее выбрал преемника из числа своих учеников. Сразу после этого Святой тихо отошел к Господу.
Феодосий Великий был сильно огорчен смертью подвижника и приказал похоронить Исаакия Далматского в кафедральном соборе Константинополя с большими почестями. Однако ученики Исаакия и простые иноки монастыря знали, что предстоятель был скромным человеком, не желавшим пышных торжеств. Они упросили правителя похоронить Святого в церкви, расположенной недалеко от монастыря, в котором жил праведник. Так Исаакий Далматский был похоронен в алтаре храма святого Стефана.
Преподобный Исаакий Далматский
Дни памяти: 22 марта/4 апреля, 30 мая/12 июня (преставление в 383) и 3/16 августа
Святой преподобный Исаакий Далматский жил в IV веке. Приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента II (364-378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришёл в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных.
В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.
Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия.
Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379-395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого стал называться монастырь.
Скончался преподобный Исаакий в 383 году.
В день памяти преп. Исаакия Далматского 30 мая 1672 родился Император Петр I Великий, по воле которого в Санкт-Петербурге в 1707 году был построен Исаакиевский храм. Государь очень дорожил этой, тогда еще совсем скромной, церковью. Именно там 19 февраля ст.ст. 1712 он обвенчался с Екатериной Алексеевной (буд. Императрицей Екатериной I). С 1723 в той же церкви приносили присягу офицеры и моряки Балтийского флота и чины Адмиралтейства).
Исаакиевская церковь несколько раз перестраивалась и, наконец, превратилась в величественный собор преподобного Исаакия Далматского — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.
В советское время Исаакиевский собор был закрыт и осквернен, но сохранил свой внешний и внутренний облик. Во время Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда пострадал от немецких артиллерийских обстрелов.
В 1990 в нем возобновились богослужения. С осени 2015 года утренние и вечерние богослужения совершаются в соборе ежедневно.
Тропарь преп. Исаакия, глас 8:
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, Преподобне Исаакие, дух твой.
Тропарь преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Кондак преподобного Исаакия, глас 8
Яко угодник Божий верный,/ по Христове Церкви ревностию разжегся,/ бразды Валентовы удержав,/ пророчески тому о затворении Церкве пагубную смерть предрекл еси, преподобне./ Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.
Кондак преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, глас 2:
Пощением возсиявшия, яко светила,/ и ереси развратившия верою,/ песньми Исаакия восхвалим и с Далматом Фавста,/ яко Христовы угодники,// Того молящия о всех нас.
Образ преподобного Исаакия
Святой Исаакий особо почитается Русской Православной Церковью, иконы с изображением этого Святого украшают стены многих храмов, часто встречаются в домашних иконостасах верующих. Даже после его смерти верующие продолжают обращаться к Святому за помощью.
Икона преподобного Исаакия Далматского
Обычно на иконах Исаакий Далматский изображен в виде пожилого монаха, одетого в темную рясу. В правой руке праведник держит крест, а в левой — свиток. В православной традиции встречаются преимущественно поясные изображения Святого.
У иконы Исаакия Далматского верующие читают молитвы в следующих случаях:
- в поисках жизненного предназначения;
- с просьбой о наставлении на верный путь;
- с просьбой об укреплении в вере;
- для принятия правильного решения в сложной жизненной ситуации.
Обращаясь к Святому с молитвенным воззванием, верующие читают следующую молитву:
Православия ревнителю и ереси обличителю, Церкве поборниче и иноков похвало, преподобне отче наш Исаакие! К тебе во умилении сердец наших притекаем и твоея помощи ко спасению нашему просим. Ты бо пророку Божию Илии поревновал еси и Царя злочестиваго небоязненно обличил еси: ты к познанию Веры Православныя того увещевал еси и от него поругания и злострадания радуяся претерпел еси. Вразуми убо и нас молитвами твоими Евангельское благовестие неизменно соблюдати и всякой ереси противостояти, искушением же от многострастныя плоти нашея, от мира сего и от диавола бывающым противитися. Научи нас во храмех Божиих неленостно собиратися и по вся дни покаяние Господеви приносити. Веруем и уповаем, угодниче Божий, яко не вотще благолепнейшая во стране Российской церковь в Царствующем граде нашем волею Божиею во твое имя создася, но да вси православнии, от всея страны нашея во храм сей притекающии, на подвиг твой взирающе, вере твоей подражают. Испроси убо, преподобне отче Исаакие, Благоверной Ввеликой княгине нашей здравие и спасение, на супостаты же одоление, пастырем Церкве о спасении верных ревность, всем же православным христианом в Вере единомыслие и в любви преспеяние, усопшим же блаженное упокоение, да сия вся молитвами твоими восприемлюще, купно с тобою прославим Бога, дивнаго во святых своих, в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобный Исаакий Киево-Печерский – житие
В сегодняшний день (27 февраля), Святая Церковь молитвенно вспоминает память преподобного Исаакия Киево-Печерского.
Преподобный Исаакий Киево-Печерский
Преподобный Исаакий подвизался в Киево-Печерском монастыре под руководством святого Антония в 11 веке. Он был великим подвижником: носил на себе колючую, жесткую и неудобную одежду, ел одну просфору в день, да и то не всегда, воду пил в небольшом количестве. По благословению святого Антония Исаакий затворился в тесной пещере и молился там Богу со слезами семь лет, никогда даже не ложась на постель; спал он сидя и очень немного.
Но диавол, ненавидя добродетель, а особенно молитвенное безмолвие, обольстил Исаакия и чуть было совсем не погубил его. Однажды, когда он, утомившись, погасил свечу и присел отдохнуть. Внезапно пещеру озарил сильный свет и подвижнику явились два беса в образе прекрасных юношей. Лица их сияли, как солнце, и они сказали: «Исаакий! Мы — ангелы, а вот к тебе идет Христос с небесными силами».
Поднявшись, Исаакий увидел множество светящихся бесов, один же среди них сиял больше других, и от лица его исходили лучи. Тогда бесы сказали преподобному: «Исаакий! Вот Христос! Пади перед ним и поклонись ему».
Не поняв бесовской хитрости и забыв перекреститься и помолиться, Исаакий поклонился этому бесу, как бы Христу. Тотчас бесы подняли великий крик: «Исаакий! Ты наш теперь!»
И действительно, получив над ним власть, они стали мучить несчастного и, оставив его едва живым, исчезли.
Преподобный Антоний, а затем Феодосий долго и самоотверженно выхаживали своего ученика, пострадавшего от козней лукавого и своей оплошности. Исаакий был расслаблен умом и телом, ничего не говорил и не слышал, и не мог ни сидеть, ни стоять,
ни даже перевернуться на другую сторону, но лежал только на одном боку, так что часто под ним заводились черви. Преподобный Феодосий своими руками омывал и оправлял его. Удивительно, что в течение двух лет Исаакий ничего не ел и не пил и все-таки оставался живым. Только через два года на третий он начал по молитвам Феодосия медленно поправляться и уже после преставления Феодосия, при игумене преподобном Стефане стал опять подвизаться и бороться с диаволом.
Со временем он пришел в еще большую меру, чем был до своего падения, и сподобился от Господа многих духовных дарований. Бесы не могли уже ему ничем повредить и со страхом бежали от святого. Наконец преподобный Исаакий преставился ко Христу, и нетленные мощи его доныне открыто почивают в Киево-Печерском монастыре.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Святой Исаакий Далматский
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
День святого Исаакия почитается среди православных. Он отличился произведением некоторых чудес и не раз помогал нуждающимся своими молитвами и наставлениями. Не удивительно, что даже после его смерти люди не перестают обращаться к нему за помощью.
Житие святого
Есть мнение, что он был сирийским отшельником. Во времена гонений он скрывался в пустыне. Там он услышал голос с небес, который повелел ему отправляться в Константинополь.
С того момента житие Исаакия Далматского очень изменилось. Царь как раз собирался в поход. Святой приходил несколько раз и молил о прекращении гонения христиан. В таком случае Господь будет всегда и во всем помогать ему. Только тот отмахнулся и велел схватить старца и кинуть в плохо пахнущее болото. Из него никому не удавалось выбраться, но 2 ангела спасли его. После этого он вернулся к императору и предрек разгром его войск в битве, а также погибель в огне.
Разъяренный властелин отдал приказ поместить его в темницу до того момента, когда он вернется. Но не судилось им снова встретится. Сбылось все, о чем он говорил.
Вести о нем дошли до Константинополя. Новый властелин велел выпустить заключенного и принял, как подобает самому дорогому гостю в своем дворце. Он выявил желание отправится назад в пустыню, но благочестивые богачи начали упрашивать его не покидать их. Взамен на это он попросил построить ему келью. Она была в пригороде.
К нему постоянно шли целые толпы паломников со своими молитвами. Через некоторое время вокруг нее образовали монастырь. Там святой прожил до конца своих дней. перед кончиной он созвал своих учеников и назначил приемника. После кончины его останки были погребены в алтаре храма св. Стефана. Есть упоминания в некоторых летописях о том, что частица мощей хранится на Афоне в скиту Новая Фиваида.
Дни памяти Исаакия Далматского выпадают на:
- 4 апреля;
- 12 июня;
- 16 августа.
Икона святого Исаакия
Мы все в сложных жизненных ситуациях обращаемся к высшим силам. Мы проливаем горькие слезы и стараемся обратить на наши проблемы их внимание. Чаще всего к нему обращаются для:
- наставления на путь истинный;
- принятия правильного решения;
- исцеления от многих недугов и прочего.
Считается, что особую силу имеют те прошения, которые произносятся перед иконой Исаакия Далматского. Но в данном случае не столь важны слова, сколько вера в Господа и направление на положительный результат.
«Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Исаакий, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.»
Собор святого
Одним из наибольший по значимости есть собор святого Преподобного Исаакия Далматского в Санкт Петербурге. Он поражает своей красотой и многогранностью. Не раз вокруг него были споры по поводу того, отнести его стоит к религиозным сооружениям или музеям. Большинство искусствоведов считают его уникальным по своему строению.
Это практически единственный собор на территории России в его честь. Изначально он был деревянным, но после его отстроили из камня. В нем соединилось внутреннее убранство и прекрасный архитектурный ансамбль. При украшении его были использованы различные отделочные камни. А взгляд не возможно отвести от витражей и мозаик.
Те, кто увидели его хоть раз, больше никогда не забудут его красоты.
Храни Вас Господи!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о свято Исааке:
Житие и икона Исаакия Далматского, о чем просят святого и тексты молитв
Христианское вероучение на протяжении столетий подвергается попыткам переосмысления и видоизменения. Преподобного Исаакия Далматского в Православной Церкви почитают за смелость в противостоянии византийскому императору, поддерживавшему арианскую ересь. Обладая даром прозорливости, святой грозил правителю гибелью, если он не изменит своих взглядов.
Биография святого Исаакия Далматского
После смерти апостолов в Церкви развернулась идеологическая борьба в понимании и трактовании Священного Писания. Преподобный Исаакий Далматский сыграл важную роль в сохранении православных догматов веры.
Автором первой ереси, расколовшей христианскую церковь, был Арий, пресвитор Александрийской церкви. Он подверг сомнению основной догмат христианства о Триединой сущности Бога (Троицы). В своем учении он отрицал двойственную природу Иисуса Христа: Богочеловека. Раскол на протяжении 60 лет поддерживался константинопольскими императорами, имевшими большой вес в Православной Церкви.
Император Валент был последним константинопольским правителем, вставшим на сторону ариев и продолживший гонение на православных епископов, сохранивших приверженность прежнему догмату веры.
Известно два жизнеописания святого: краткое и полное. Краткое повествование было составлено при преемнике преподобного, Далмате. Полное написано спустя V столетий.
Происхождение и детские годы
Точных сведений о том, где родился, в какой семье Исаакий рос, не имеется. Предполагают, что он был сириец.
Житие и служение Господу Богу
По одной версии прибытие Исаакия в Константинополь было не по собственному желанию, а в составе новобранцев, насильно завербованных по приказу Валента для войны с варварами. Косвенными доказательствами историки считают взаимоотношения преподобного с императором, его приближенными, солдатами.
По другой – до появления в Константинополе святой жил отшельником в пустыне. По велению Господа направился в столицу Византийской империи для защиты христианского вероучения от арианской ереси.
Исаакий появился в Константинополе, когда Валент отправился на войну с готами. Пытаясь переубедить императора, подвижник трижды вставал на его пути и требовал открыть храмы и выпустить из темниц епископов. Разгневанный Валент приказал бросить его в болото, из которого не было спасения. Но ангелы Божии извлекли святого из трясины, и он снова предстал перед императором.
Исаакий предрек правителю, что если он не прекратит гонения на истинных православных, то его войско будет разбито, а сам он погибнет от огня. Утвердившийся в ереси император не послушал Исаакия и повелел бросить его в темницу до своего возвращения.
Предсказание преподобного сбылось. Армия была разбита варварами. Валент, спасаясь от преследователей, решил временно спрятаться в деревянном строении. Враги обнаружили императора и подожгли сооружение. Святой почувствовал гибель императора до того, как весть о его гибели дошла до Константинополя. Император Феодосий I приказал выпустить святого из темницы. По его велению был собран II Вселенский собор, осудивший арианство окончательно.
Преподобный решил вернуться в пустыню, но два знатных вельможи, Сатурнин и Виктор, упросили его остаться в Константинополе. Для его пребывания каждый построил келлию. Исаакий выбрал келлию, возведенную Сатурнином в пригороде столицы.
К преподобному приходило множество людей с просьбой помолиться за них Богу, освятить их жилища. Святой Исаакий проводил время в служении людям во имя Господа. Особенно он стремился помочь бедному люду. Если у него не было денег, то он снимал с себя плащ и отдавал нуждающемуся. Вельможа Виктор просил святого жить иногда и в его келлии. Император Феодосий приглашал преподобного к себе во дворец.
Спустя короткий срок возле жилища святого был основан монастырь. Исаакий стал первым игуменом обители и руководил ею до последних дней.
Кончина
Незадолго до смерти он призвал к себе монахов, благословил и дал наставление в православной вере. Среди учеников он выбрал себе преемника по имени Далмат.
Предполагаемая дата смерти святого – 406 год от Р. Х. По просьбе монахов останки святого были погребены в алтаре церкви святого Стефана, построенной рядом с Далматским монастырем. Часть мощей хранится на Афоне, в обители Новая Фиваида.
Преемник Исаакия, Далмат, был, по мнению историков, тоже сириец. У него была семья: жена, сын и дочь. Прослышав о святом Исакии, Далмат отправился в Константинополь, чтобы получить благословение. Через неделю Далмат собрался в обратный путь, но Исаакий воспротивился его желанию, сказав, что его место здесь, чтобы начать служение Господу.
Благочестивый Далмат не стал возражать преподобному. Вернувшись домой, он передал имущество жене и дочери, а с сыном Фавстом вернулся в монастырь. Далмат стал достойным последователем преподобного Исаакия. Он пользовался большим авторитетом и уважением среди монастырской братии, православных верующих. В память о нем монастырь стали называть Далматским.
Значение святого в православии
Православная Русская Церковь чтит память преподобного Исаакия Далматского, как бесстрашного борца за чистоту веры, основателя первого монастыря в Константинополе.
Почитание
В России святой Исаакий получил особый статус почитания, так как день его памяти совпал с днем рождения императора Петра I и днем основания новой российской столицы на Неве (30 мая по старому стилю, 12 июня – по новому). Император Петр I считал преподобного своим Небесным защитником, построив в его честь в Санкт-Петербурге знаменитый Исаакиевский собор.
Общая память трех первых настоятелей Далматского монастыря (Исаакия, Далмата, Фавста) почитается 16 августа (по новому стилю).
Иконография
Святого Исаакия изображают чаще всего в полный рост или до пояса, в монашеском одеянии. Седобородый старец держит в левой руке свиток, правой рукой благословляет молящихся перед иконой. Житийные изображения в русской иконописи встречаются намного реже.
На одном из таких образов, выполненных М. Архиповым, вокруг фигуры преподобного размещены сцены, известные из Жития Святых:
- Молитва Исаакия в пустыне.
- Обличение императора Валента.
- Обращение к Валенту о защите православия от ереси.
- Спасение из болота.
- Тюрьма.
- Сражение с варварами.
- Смерть Валента.
- Беседа с Феодосием I.
- Обращение Виктора и Сатурнина.
- Изгнание ариан.
- Келлия Сатурнина.
Первые изображения преподобного Исаакия датируются XII веком.
О чем просят у Исаакия Далматского
Перед иконой Исаакия Далматского православные верующие просят:
- помощи в принятии верного решения в трудной ситуации;
- укрепления в вере;
- облегчения в физических страданиях.
Обращаясь к Небесным силам, надо помнить, что прошения возымеют действие, если молящийся верит в Господа и очистил свои мысли от злобы, ненависти и зависти. Искренность, смирение – главные условия получения милости Божией.
Православные тексты
В тропаре прославляют одновременно трех игуменов Далматского монастыря: Исаакия, Далмата, Фавста. Кондак составлен отдельно для преподобного Исаакия, в то же время в нем присутствует обращение к троим настоятелям.
Тропарь
Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.
Кондак
Яко угодник Божий верный, по Христове церкви ревностию разжегся, бразды уалентовы удержав, пророчески тому о затворении церкве пагубную смерть предрекл еси преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя Исаакие преподобне.
Поще́нием возсия́вшия, я́ко свети́ла,/ и е́реси разврати́вшия ве́рою,/ пе́сньми Исаа́кия восхва́лим и с Далма́том Фа́вста,/ я́ко Христо́вы уго́дники,// Того́ моля́щия о всех нас.
ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКИЯ, ИГУМЕНА ДАЛМАТСКОГО
Вскоре же после обретения Пречестного и Животворящего Креста Господа нашего Иисуса Христа, в царствование великого Константина, многопестрый змий и многоглавый враг и ненавистник рода христианского и в особенности Самого Христа, Спасителя нашего, противник святой веры, по своему коварству внес смущение в Церковь Божию, а именно: он внушил злочестивому и беззаконному императору Валенту защищать ересь Ариеву и способствовать ее распространению. Сей нечестивый император поднял гонение на правоверных христиан; повелел запереть святые храмы, дабы в них не совершались обычные Божественные жертвы, другие же обратил в хлевы для лошадей, иные разрушил до самого основания. Гонение это продолжалось долгое время. И был в это время великий плач и великая скорбь среди христиан, которые все дни и ночи молились ко Господу, прося Его умилосердиться над Своею Церковью Святою и сотворить праведный суд и отмщение нечестивому царю. В то время было так, как во времена Апостольские, когда царь Ирод «поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло» (Деян.12:1).
Спустя некоторое время на защиту Церкви Бог воздвиг раба Своего монаха Исаакия, подобно тому как в древности воздвиг пророка Даниила на защиту неповинной Сусанны[4]. Сей блаженный Исаакий первоначально подвизался в восточной пустыне, подражая святому Илии пророку[5] и проводя жизнь ангелоподобную. Узнав о гонении, поднятом арианами на Церковь Божию, узнав также и о том, что и царь споспешествовал распространению ереси, он весьма опечалился; оставив пустыню, он пришел в Константинополь для того, чтобы утверждать верующих во благочестии; слово его было подобно свече горящей; Дух Божий почивал на нем и Благодать небесная осияла его. Увидав своими очами великие беды, какие терпели верующие от зловерного царя и его единомышленников, он молил Бога, прося Его призреть с высоты престола Своего на гонимых неповинно и явить им милосердие Свое, гордость же гонителей смирить.
Бог, услышавший некогда угодника Своего Моисея, молившегося о людях своих, находившихся в беде (1Цар.28:17-22), услышал и раба Своего Исаакия и воздвиг на нечестивого царя Валента варваров, именно: варвары, жившие в то время по реке Дунаю, собрав все полки свои, начали войну с греками; они уже захватили в свою власть Фракию и приближались к Константинополю. Необходимо было собрать воинов и царю Валенту, дабы войти на брань с врагами; но здесь случилось с царем то самое, что случилось некогда с Саулом, царем израильским, врагом Давида; ибо Саул не возвратился с поля битвы, согласно пророчеству святого Самуила, так как прогневал Бога (3Цар.22).
В то время как Валент выходил из Константинополя с полками своими, блаженный Исаакий зашел вперед его и громогласно воскликнул:
– Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит пути твоему.
Но царь не отвечал ему, презирал его, как простеца и безумца; не придав значения словам его, он продолжал путь свой. На другое утро блаженный старец, подойдя к царю, опять сказал:
– Открой, царь, храмы для правоверных, и тогда война окончится для тебя благополучно: ты победишь врагов своих и возвратишься домой с миром в добром здравии.
Царь, внимая словам его: «возвратишься домой с миром в добром здравии», хотел открыть двери церковные и отдать храмы правоверным и уже начал советоваться об этом с вельможами своими. Но один военачальник, придерживавшийся злочестия арианского, посоветовал царю не слушать монаха, но с бесчестием прогнать его от себя. Побранив старца, царь с бесчестием и побоями прогнал его от себя и отправился в дальнейший путь.
И на третий день блаженный старец снова подошел к царю; взяв за узду коня, на котором он сидел, Исаакий начал еще усерднее просить и увещевать царя открыть храмы; в противном случае грозил ему судом Божиим.
Случилась на том месте глубокая пропасть, на дне которой росло терние и было болото; когда в это болото попадал какой-либо зверь, то он уже не мог войти отсюда, но засасывался болотом и погибал. В это болото царь приказал бросить Исаакия, дабы он погиб здесь; потом отправился в дальнейший путь.
Святой же Исаакий, будучи брошен в болото это, был охраняем десницею Божиею и не потерпел здесь никакого вреда: его не уязвило терние и не затянуло болото; он лежал среди терния как бы на мягкой постели среди цветов, хваля и благодаря Бога до тех пор, пока не явились ему три светлых мужа, которые извлекли его из болота здравым и невредимым и поставили на сухом месте; сами же стали невидимы.
Тогда преподобный Исаакий понял, что это Сам Господь послал Ангелов Своих извлечь его из той пропасти; пав на колена, он воздал благодарение Спасителю своему за то, что Он заботился о рабах Своих и не оставлял всех, боявшихся Его и уповающих на Него.
Помолившись, достаточное время и укрепившись Духом Святым, Исаакий встал; затем пошел поспешно окружным путем и, обогнав царя, остановился на пути его. Увидав святого, царь весьма испугался и от страха и удивления молчал. Святой же с дерзновением сказал ему:
– Вот, ты хотел погубить меня в тернии и болоте; но Господь сохранил меня живым и послал мне Ангелов Своих, которые вывели меня из той пропасти. Послушай же меня, царь! открой храмы для правоверных; тогда ты победишь врагов и возвратишься обратно с славою; но если не послушаешь меня, то не возвратишься с поля битвы, а погибнешь на нем.
Царь весьма удивился дерзновению монаха и светлости лица его, но несмотря на это не послушал его, так как сердце его было ожесточено и удалено от Бога. Потом царь отдал блаженного двум сановникам своим Сатурнину и Виктору и приказал им содержать его в узах. При этом он сказал им:
– Держите у себя сего надоедливого старца до тех пор, пока я возвращусь и воздам ему возмездие за его бесстыдство и дерзновение.
Преподобный же Исаакий, будучи преисполнен благодати Духа Святого воспылал еще большею ревностью (как некогда пророк Михей против Ахава, царя израильского) и громогласно воззвал к Валенту:
– «Если возвратишься в мире», то знай, что «не Господь говорил чрез меня. И сказал: слушай, весь народ!» (3Цар.22:28). Говорю же тебе, что ты, выведя войска свои на брань, не одолеешь варваров, но побежишь от них, будешь взят ими и живой сгоришь на огне.
Когда святой сказал это, царь с гневом отправился в дальнейший путь, святой же был отведен в узы.
Между тем греки сошлись с варварами; битва была весьма жестокая; по попущению Божию победили варвары, согласно пророчеству святого Исаакия; многие из греков пали от меча; сам царь Валент был ранен и, не будучи в силах противиться врагам, обратился в бегство. Варвары же преследовали греков и посекали воинов греческих как траву; они настигали уже и самого царя, которой бежал лишь с одним советником своим, военачальником, арианином, посоветовавшим ему не слушать Исаакия. Подъехав к некоему селению, он увидал сарай, в котором лежала солома; так как конь его был уже утомлен, он слез с него и скрылся в том сарае вместе с советником своим. Но не укрылся он от карающей руки Божией, потому что варвары, преследовавшие его, доехав до того селения и узнав, что в том сарае скрывались греки, подожгли его со всех сторон и сожгли до основания. Так погиб окаянный царь тот и его злой советник.
После того сражения оставшееся в целости войско греческое направилось навстречу римскому императору Грациану[6], которой шел на помощь грекам. Придя в области греческие, Грациан избрал в цари грекам Феодосия, называемого Великим. Феодосий, собрав воинов, отправился на варваров, победил и прогнал их и с торжеством возвратился в Константинополь.
Между тем некоторые из воинов греческих, не знавшие еще о погибели Валента, в скором времени после его смерти пришли к преподобному Исаакию, содержавшемуся в узах и сказали ему:
– Приготовься к ответу, ибо в скором времени возвратится царь с поля битвы и будет тебя допрашивать и мучить.
Но святой отвечал им:
– Прошло уже семь дней, как я обонял смрад от сожженных костей его; ибо, как я сказал, он сожжен.
Слышавшие это пришли в великий страх; и действительно в скором времени пришло известие о погибели Валента. После этого святой Исаакий был освобожден от уз, и все начали почитать его как пророка Божия.
Когда в город вошел с торжеством Феодосий, упомянутые выше вельможи, Сатурнин и Виктор возвестили ему все о преподобном Исаакии, – сказали о его дерзновении и о его пророчестве. Царь, уважая такового мужа, приказал с великою честью привести его к себе и поклонился ему, почитая его великим угодником Божиим и прося его помолиться Богу о нем и о всем его царстве. Преподобный же увещевал царя пребывать во благочестии, возвратить Церкви мир и утешить гонимых. Царь послушал святого и сделал так, как говорил он: прогнал ариан из Константинополя, чему верующие весьма радовались. Блаженный же Исаакий, возблагодарив Бога за всё, намеревался идти в пустыню, дабы подвизаться там; но Сатурнин и Виктор упросили преподобного не уходить из царственного града, но пребывать около них и споспешествовать молитвами своими и учением мирному жительству христиан; святой соизволил исполнить просьбу их.
В это время между Сатурнином и Виктором произошел спор, так как каждый из них хотел, чтобы преподобный поселился в его доме. Узнав о причине спора их, святой сказал, обратившись к ним:
– Чада! Я вижу любовь вашу ко мне. Но так как вы имеете желание упокоить смирение мое, то говорю вам – я у того пребуду все дни жизни моей, кто первый построит дом мне.
И начали оба заботиться о скорейшем построении дома для угодника Божия.
Сатурнин имел за городом очень красивое место, весьма удобное для жития иноков; на этом месте он и поспешил построить обитель угоднику Божию; здесь и поселился преподобный Исаакий. Точно так же и Виктор выстроил красивое жилище для святого и весьма сожалел, что Сатурнин опередил его. Придя к святому, он начал усердно просить его переселиться в келлию, построенную для него. Но преподобный продолжал подвизаться в обители Сатурнина, хотя иногда приходил и к Виктору и жил у него по нескольку дней, не желая огорчать его отказом.
Между тем к преподобному начали собираться многие, желавшие подвизаться вместе с ним в трудах иноческих. Таким образом был построен большой монастырь на средства боголюбивых мужей Сатурнина и Виктора. И был преподобный наставником и игуменом многих иноков, полезным учителем и мирянам, ибо руководил всех на путь спасения и словом и примером добродетельной жизни своей. Преподобный был весьма милостив к бедным, так что, если иногда не имел ничего, что бы мог дать просившему, то снимал с себя одежду и отдавал ее; творил святой и многие другие Богоугодные дела. Наконец, достигнув старости, приблизился к смерти. Созвав всю братию и преподав всем душеполезное наставление, святой Исаакий поставил игуменом вместо себя некоего честного мужа, проводившего жизнь святую, блаженного Далмата, по имени которого и обитель та впоследствии начала называться Далматскою.
Потрудившись во многих Богоутодных делах, преподобный Исаакий отошел ко Господу на вечный покой[8]; на погребение его собрался весь город; честное тело его было положено в храме святого первомученика Стефана; святая же душа его предстоит престолу Пресвятой Троицы, в лике святых и преподобных отцов и молит вместе с ними за нас Отца, и Сына, и Святого Духа, единого Бога в Троице, Которому воссылается слава вечно. Аминь.
МОЛИТВЫ
Тропарь преподобных Исаакия, Далмата и Фавста
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Кондак преподобного Исаакия
глас 8
Яко угодник Божий верный,/ по Христове Церкви ревностию разжегся,/ бразды Валентовы удержав,/ пророчески тому о затворении Церкве пагубную смерть предрекл еси, преподобне./ Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.
☂Кто такой Исаакий Далматский, в честь которого назван главный собор Петербурга
Необыкновенной красоты Исаакиевский собор — чудо, сотворенное Огюстом Монферраном — Кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии до 1929 года.
Почему этот святой, в честь которого назвали главный храм Петербурга, практически неизвестен за пределами города?
Здесь все просто: Петр Великий, основатель города, родился 30 мая (по Юлианскому календарю) в день памяти преподобного Исаакия Далматского. Поэтому в Петербурге всегда были церкви, посвященные этому святому.
Настоящий Исаакиевский собор — это четвертый храм в честь Исаакия в Санкт-Петербурге, он был построен на месте собора, также Исаакиевского, спроектированного Ринальди.
А в первой Исаакиевской церкви, которую заложили в день Святого Исаакия Далматского в 1710 году по велению Петра, в 1712 государь венчался с шведской пленной Мартой Скавронской, в православии — Екатериной Алексеевной.
Так кем же был этот святой, которого так почитал Петр I?
Исаакий — раннехристианский монах-отшельник, предположительно родом из Сирии, жил в середине IV века, когда христианство уже было провозглашено государственной религией Римской Империи.
Некоторое время он обитал в пустыне, пока не услышал голос, повелевающий ему отправится в Константинополь. Дело в том, что императором Римской Империи в 364–378 годах был Флавий Юлий Валент, известный как Валент II, который в одночасье стал приверженецем арианской ереси.
И теперь уже еретические гонения обрушились на христиан: император преследовал верующих, закрывал и разрушал храмы.
И именно Исаакия бог выбрал для поддержания братьев по вере. В то же самое время варвары-готы с берегов Дуная напали на Римскую Империю. Им удалось захватить Фракию, Константинополь оказался под угрозой вторжения.
И в момент выхода войск империи из столицы произошла первая встреча императора Валента и преподобного Исаакия. Монах воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» . Трижды он воззывал к Императору, грозя ему жутким пророчеством.
Не понравилось подобное обращение гордому императору, велел он страже бросить монаха в болото. По преданию два ангела помогли преподобному выбраться из смертельной топи, тогда он в последний раз догнал императора со своей просьбой.
И снова Валент не послушался старца и приказал арестовать святого Исаакия и держать в заключении до его возвращения. Но пророчество все же сбылось: варвары победили и начали преследование греческих войск, император-еретик и его военачальник (также арианин) попытались укрыться в сарае с соломой и были сожжены там.
Следующий император Римской Империи Феодосий I Великий был ревностным христианином, он возродил Православие в Римской Империи, заключил мир с готами и сделал за свою жизнь многое для восстановления могущества Константинополя.
Приближённые императора Сатурнин и Виктор смогли уговорить преподобного Исаакия не возвращаться в пустыню, продолжать ограждать Константинополь молитвами и создали для него обитель рядом с городом.
Скромная обитель вскоре стала монастырем, и именно здесь Исаакий провёл последние годы жизни, наставляя прихожан и иноков, помогая бедным и страждущим.
Скончался святой Исаакий в глубокой старости в 383 году. Предчувствуя скорую смерть он поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого и обитель начала называться Далматскою.