0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игнатий Богоносец — житие и биография святого, труды и послания, учения, дни памяти

Житие Игнатия Богоносца

Послания и свидетельства первых апостолов, живших во время земного пребывания Иисуса Христа, являются уникальной редкостью. Игнатий Богоносец — епископ Антиохский, оставивший Православной Церкви богословские предания и наставления, в которых он утверждает реальность Воскресения Христа.

Первоапостольный священномученик впервые в своих посланиях разделил христиан на православных и католиков, давая четкие характеристики истинной Церкви.

Краткие сведения о происхождении святого

По найденным рукописям можно предположить, что святитель был сирийцем, т.е. язычником, принявшим христианство. По легенде именно его взял на руки Иисус, когда говорил о том, что верующие перед создателем должны быть, как дети (Матв. 18;2-5).

Из посланий святителя Иеронима Стридонского следует, что молодой поклонник Христа впоследствии стал учеником апостола Иоанна Богослова, а в 68 году возглавил христианскую общину Антиохии в сане епископа. Послания одного из первомучеников христианских являют собой Духа Святого, запечатленного в образе Спасителя.

В Антиохии служили два епископа, Еводий служил евреям, Богоносец, будучи сирийского происхождения, проповедовал язычникам. Первым епископом Антиохии был апостол Петр. По словам Иоанна Златоуста, исследовавшим жизнедеятельность первых апостолов, Игнатий Антиохский является примером добродетельного епископа.

Важно! Имя Христа постоянно было на устах великомученика, за это Он назван Богоносцем.

Свои познания святой Игнатий черпал во время близкого общения с учениками Христа, был свидетелем возрождения христианской общины. Из послания христианам Смирны узнаем, что святой Богоносец был спутником апостола Петра во время апостольских путешествий. 40 лет церковь Антиохии находилась под управлением епископа Игнатия, именно здесь святителю было даровано услышать ангельское пение.

Удивительный факт, что антифонное пение впервые было установлено этим благословенным епископом после посещения хора Ангела. Божественные песни, звучащие в церкви Антиохии, подобно ангельскому пению, льющиеся из уст одного хора, затем он замолкал, а второй хор подхватывал песнопение Хвалы Господу.

Интересно! Антифонное из Антиохской церкви распространилось среди христианских общин и дошло до 21 века.

Семь посланий, дошедших с первого века

Будучи глубоким старцем, находясь на пути к месту своей мученической смерти, святой Богоносец в семи посланиях оставил православному миру неоценимые наставления.

Проезжая по Малой Азии, апостол посетил города:

  • Эфес;
  • Магнезия;
  • Траллия;
  • Филадельфия;
  • Смирна.

Посетив общину каждого города, увидев достоинства и проблемы каждой из них, Богом выбранный богослов оставил послания христианам этих церквей. Епископ Смирненской церкви Поликарп получил личное обращение. Римская община покорила пленника, идущего на смерть, своей вселенской любовью.

Во всех посланиях, написанных Богоносцем, звучит воодушевление и радость от ожидания испытаний, которые, по словам епископа Антиохийского, являются обязательными для совершенного христианина. В письме римлянам святой Игнатий умоляет жителей не предпринимать никаких мер, чтобы освободить его из плена или избавить от мучительной смерти.

Великая вера звучит в апостольских словах о том, что лучше стать пищей львов и попасть на Небеса, чем получить земное царствование.

Схема всех посланий одинакова.

Вначале епископ воздает хвалу Церкви и Ее Епископу Христу, призывая христиан повиноваться начальствующим епископам. Это был период борьбы с гностиками, святой предостерегает общины от еретиков, учения которых основывались на отрицании Боговоплощения и придерживающихся обычаев иудеев.

Каждое послание заканчивается увещеваниями беречь веру и увеличивать любовь друг к другу, стать подражателями Иисуса Христа.

Учитель, Спаситель Христос был центром учений апостола Игнатия, в которых богослов утверждал, что Иисус был на 100% материальной личностью, человеком, его смерть была страшной и мучительной, страдания и кровь реальной, поэтому и Воскресение было не призрачным, а реальным.

Христианское Крещения Игнатий сравнивал со щитом, православную веру со шлемом, в любви видел силу копья, но все это собрано в терпении.

Победоносная кончина

Нелегкую победу, одержанную в борьбе со скифами, царь Траян приписывал силе языческих идолов. Возвращаясь после сражения, Траян требовал, чтобы во всех селениях воздавались жертвы языческим богам, и жестоко наказывал бунтовщиков, противящихся его постановлениям.

Царю донесли, что христиане не поклоняются идолам, отказываются воздавать им жертвы, при этом проповедуют о чистоте, невинности, любви и верности Христу.

По пути на войну с армянами и парфянами царь заехал в Антиохию и позвал к себе Игнатия Богоносца. Во время беседы Апостол подтвердил, что в его сердце живет один Бог — Иисус Христос. Богопомазанный храбрец предложил Траяну отказаться от своих идолов, ложных богов и наполниться силой Творца, на что получил другое предложение.

Царь Траян предложил священнику стать его другом, поклониться великому Дию, возглавив синклит. Святой ответил, что не видит пользы быть священником Дия, будучи Христовым архиереем. Епископ объявил, что готов принести себя в жертву Тому, Кто был распят на кресте.

Траян уговаривал священника, пытаясь объяснить тому выгоду от дружбы с царской особой и пользы от жертвоприношений идолам, которые считаются бессмертными. Святой Игнатий изложил перед синклитом историю Христа, подчеркнув силу Его Крови и жертвы за каждого, кто призовет имя Господне и тем самым спасется.

Читать еще:  Житие пророка Исайи - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Боясь посрамления лжебогов, царь приказал запереть священника в темнице. Целую ночь синклит и царь придумали казнь для святого, остановившись на предании святого на съедение львам. Услышавший приговор, Богоносец возрадовался на удивление палачам, ибо почитал за награду лютую смерть во имя Христа.

Боясь восстания христиан в Антиохии и прославления священника после смерти, узника отправили в Рим, чтобы никто из римлян не узнал, кого растерзали львы на арене.

Важно! 20 декабря и 29 января православные христиане воздают дань памяти святому Игнатию Богоносцу, епископу Антиохскому, ученику евангелиста и апостола Иоанна Богослова, прославившемуся силой любви к Богу.

Узника посадили на корабль, начался тяжелый, изнурительный путь к месту казни. На каждой остановке к кораблю собирались христиане, чтобы услышать увещевания святого Игнатия, последние наставления, в которых звучала основная тема — не надо страшиться смерти, если впереди встреча со Спасителем.

В Смирне на корабль взошел епископ Поликарп Смирнский, они молились и славили Господа. Игнатий оставил одно из своих посланий лично святителю Поликарпу.

По прибытии на остров Троада Игнатий получил радостное известие о том, что гонений на антиохских христиан после его отплытия нет. Одно волновало святого, это его церковь, оставленная в Антиохии, которая находилась в печали. Святитель умолял христиан поддерживать церковь, оставленную без епископа.

Важно! Сила любви к Богу и людям, проявленная в посланиях и обетованиях святителя Богоносца, является примером христианского подвига. В посланиях, дошедших до нас с начала второго века, нет горечи и паники, а только призыв к любви и забота о людях.

Пройдя земли Малой Азии, епископ проповедовал в храмах и просто собранию людей, встречавших узника в каждом селении.

Мечтой святителя было пройти дорогой Петра к Риму, по ней апостол шел на казнь, но сильный ветер препятствовал заходу корабля в Путеолы, их ждал Порт, где собрались тысячи христиан, они ликовали и плакали. Он просил римлян не молиться о его спасении, боясь, что встреча со спасителем будет отложена.

20 декабря римляне праздновали день поклонения своему богу, которому царь решил принести в жертву святого Игнатия, выпустив на него голодных львов.

По преданию после кровавого зрелища язычники собрали растерзанные останки, среди них нашли нетронутое сердце, разрезав которое увидели золотом написанные изнутри слова «Иисус Христос». И вспомнили язычники последние слова святого о том, что он проповедует словами Того, Кто запечатан в его сердце.

В наступившую ночь великомученик явился христианам в видениях и снах, утешая их и прося не горевать, а радоваться о его встрече с Иисусом. Зная из Ветхого Завета о чуде спасения Даниила в яме со львами и святой Феклы, понимаешь, что Господь мог остановить казнь и положить львов у ног узника, но Он видел жаждущее Божьего присутствия сердце, и допустил лютую смерть.

Царь Траян, услышав о последних событиях, раскаялся и приказал прекратить гонения на христиан. Святые останки Игнатия Богоносца перевезли в селение около Антиохии, через три столетия, в 438 состоялось перенесение мощей святого в Антиохию, которая была впоследствии захвачена персами.

Святые мощи в 540 року возвратили в Рим, где были оставлены на хранение в храме мученика Климента.

Священномученик Игнатий Богоносец

Священномученик Игнатий Богоносец, родом из Сирии, был

учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, вместе со святым Поликарпом (память 23 февраля), епископом Смирнским. Святой Игнатий был вторым епископом Антиохийским, преемником епископа Евода, святого апостола от 70-ти.

Предание сообщает, что когда святой Игнатий был ребенком, Спаситель обнял его и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Богоносцем же он наименован потому, что имел Имя Спасителя в своем сердце и непрестанно Ему молился. Святой Игнатий ревностно и не жалея сил трудился на ниве Христовой. Ему принадлежит установление в церковной службе антифонного пения (на два лика или хора). Во время гонений он укреплял души своей паствы и сам горел желанием пострадать за Христа.

В 106 г. император Траян (98 — 117), по случаю победы над скифами, приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам, а христиан, отказывающихся поклониться идолам, убивать. Во время похода против армян и парфян в 107 г. император проходил через Антиохию. Здесь ему донесли, что епископ Игнатий открыто исповедует Христа, учит презирать богатство, вести добродетельную жизнь, хранить девство. В это время святитель Игнатий добровольно явился к императору, чтобы отвратить гонение на антиохийских христиан. Настойчивые просьбы императора Траяна принести жертву языческим идолам были решительно отвергнуты святым Игнатием. Тогда император решил отдать его на съедение зверям в Риме. Святитель Игнатий с радостью принял вынесенный ему приговор. Его готовность к мученическому подвигу засвидетельствована очевидцами, сопровождавшими святого Игнатия из Антиохии в Рим.

На пути в Рим корабль, отплывший из Селевкии, остановился в Смирне, где святой Игнатий встретился со своим другом епископом Поликарпом Смирнским. Из других городов и сел к святому Игнатию стекались священнослужители и верующие. Святитель Игнатий увещевал всех не бояться смерти и не скорбеть о нем. В своем послании к римским христианам от 24 августа 107 года он просил их содействовать ему молитвами, просить Бога укрепить его в предстоящем мученическом подвиге за Христа:

Читать еще:  Антипа Пергамский: житие и биография священномученика, в чем помогает

«Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего. Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая и говорящая во мне, изнутри взывает мне: «Иди к Отцу»».

Из Смирны святой Игнатий прибыл в Троаду. Здесь его застало радостное известие о прекращении гонений на христиан в Антиохии. Из Троады святой Игнатий отплыл в Неаполь (в Македонию) и потом в Филиппы.

По пути в Рим святой Игнатий посещал храмы, произносил поучения и наставления. Тогда же он написал еще шесть посланий: к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, к епископу Смирнскому Поликарпу. Все эти послания сохранились и дошли до наших дней.

Римские христиане встретили святого Игнатия с великой радостью и глубокой скорбью. Некоторые из них надеялись уговорить народ отказаться от кровавого зрелища, но святитель Игнатий умолил не делать этого. Преклонив колена, он молился вместе со всеми верующими о Церкви, о любви между братиями и о прекращении гонений на христиан. В день языческого праздника 20 декабря святого Игнатия вывели на арену цирка, и он обратился к народу: «Римские мужи, вы знаете, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Сразу же после этого были выпущены львы. Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял Имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой Игнатий отвечал, что носит это Имя в своем сердце, «а Кто запечатлен в моем сердце. Того я устами исповедую». Когда святой был растерзан, оказалось, что сердце его нетронуто. Разрезав сердце, язычники увидали на внутренних сторонах его золотую надпись:

«Иисус Христос». В ночь после казни святитель Игнатий явился многим верующим во сне, чтобы их утешить, а некоторые видели его молящимся.

Услышав о великом мужестве святителя, Траян пожалел о нем и прекратил гонение на христиан. Мощи святого Игнатия перенесены в Антиохию, а впоследствии со славою возвращены и положены 1 февраля в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского (91 — 100).

Жития святых. Священномученик Игнатий Богоносец.

Мученичество святого Игнатия.

В первые века после вознесения Спасителя на всей обширной территории Римской Империи христианство было недозволенной религией. У первых христианских общин не было ни официального статуса, ни мирского покоя. Последователи Иисуса Христа подвергались гонениям, пыткам и кровавым расправам. Публичные казни в Древнем Риме были развлечением для толпы и демонстрацией силы властителей. И христиане принимали свою участь. Мужчины, женщины и дети сполна испивали чашу страданий, но от Христа не отрекались.
Рим. Второй век от рождества Христова.
. Военный поход римских легионов во главе с императором Траяном пролегал через АнтиохИю. Епископом здесь был Игнатий Богоносец, ученик апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Дошло до Траяна, что антиохский пастырь открыто исповедует Христа, учит презирать земные богатства, разносит призыв к добродетельной жизни по евангельским заповедям и хранит девство. Призвал его Траян, повелел славить римских Богов и принести им жертвы: и грозил, и уговаривал. Но не поколебался святой Игнатий перед свирепым властителем, отказался склоняться перед идолами и стойко принял указ императора: отвезти непокорного епископа в Рим и отдать на съедение зверям. Посадили Игнатия на корабль, и он отправился к последнему своему земному пределу.

Римлянин-христианин 1:
— Слышал ли ты, брат мой, кто прибыл в город?
Римлянин-христианин 2:
— Одно только имя донеслось до меня с улиц. Игнатий Богоносец.
Римлянин-христианин 1:
— Люди говорят, что Богоносец он, потому что сам Господь Бог наш Иисус Христос брал его на руки, когда Игнатий был еще младенцем. На него указал Спаситель, когда говорил: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Сам же Игнатий говорит, потому он Богоносец, что носит Дух Божий у себя в сердце. Это ведь он написал те мудрые пресветлые послания, что доходят из Смирны, Эфеса, Магнезии.
Римлянин-христианин 2
— Читал я их, брат. Да только не проповедь привела его в Рим.… Но возможно ль, чтоб столь благочестивого отца сделали жертвой кровавого зрелища! Не допустит того община, замолвит слово, отговорит тирана!
Римлянин-христианин 1:
— Не тираны вершат судьбы праведных. Не дозволил Игнатий за себя вступиться. С горением сердца на казнь идет, сам хочет пострадать за Бога нашего. Всецело объят любовью к Господу и потому не устрашился палачей. И смерть его для всего мира во веки веков станет деянием во славу Божию.

В день языческого праздника Игнатия вывели на арену переполненного амфитеатра. Идя на казнь, он непрестанно повторял имя Иисуса Христа, в последних своих словах славил Бога. Львы бросились на Игнатия, растерзали его плоть, но сердце до последнего мгновения верное Иисусу Христу, звери не тронули.

Мужественное великодушие Игнатия, светлая радость, с которой он шел на смерть за своего Бога, поразили императора Траяна.
Он иначе посмотрел на христианскую общину. Осознал, что люди проповедующие смирение, чтущие единого Бога — не представляют опасности. Траян прекратил гонения и позволил последователям Иисуса жить и верить в покое…. Останки Игнатия Богоносца были отправлены на его родную землю, в Антиохию. В настоящее время мощи находятся в Риме, в храме святого священномученика Климента папы Римского.

Читать еще:  Житие Вонифатия Тарсийского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Игнатий Богоносец

в Православной церкви 20 декабря (по юлианскому календарю), в Католической — 17 октября

Послания местным Церквям

Игна́тий Богоно́сец, Игнатий Антиохийский (греч. Ιγνάτιος ο Θεοφόρος , † 20 декабря 107, Рим) — муж апостольский, священномученик Древней Церкви, третий епископ Антиохийский по апостоле Петре и Еводе, ученик Иоанна Богослова; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года.

Содержание

Сведения о жизни

Родился, вероятно, в Антиохии. Иероним Стридонский называет Игнатия Богоносца учеником Иоанна Богослова [1] . Сведения о Игнатии содержатся в Церковной истории Евсевия Кесарийского (IV). Согласно Евсевию, Игнатий был сослан в Рим, где пострадал за Христа 20 декабря 107 года в период правления Римского Императора Траяна (98 — 117), будучи брошен львам на арене.

Прозвище, по одной из версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (18:2-5); по другой, значит «носитель Божественного духа».

Известен как предполагаемый автор семи дошедших до нас посланий, которые он написал во время своего путешествия под стражей в Рим. Пять из них были направлены христианским общинам Эфеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии и Смирны, пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу Смирнскому, а седьмое — к христианской общине Рима.

О жизни и деятельности Игнатия нам известно немногое. Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем — на том основании, что греческий язык его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укорененным в ветхозаветной традиции. Евсевий Кесарийский сообщает [2] , что Игнатий был вторым епископом Антиохии после апостола Петра и преемником Еводия; Феодорит же утверждает, что он был преемником самого апостола Петра. Некоторые авторы высказывают предположение, что Еводий и Игнатий были одновременно епископами в Антиохии: Еводий был поставлен для иудеев, а Игнатий — для христиан из язычников. Св. Иоанн Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа».

Мученические акты (протоколы допроса и приговор) св. Игнатия — позднего происхождения (IV и V век). Они были изданы Руинартом в 1689 году (Martirium Colbertinum) и Дресселем в 1857 году (Martirium Vaticanum). В них сообщается дата смерти Игнатия — 20 декабря (год не указан). В этот день (по юлианскому календарю) и совершается его память в Восточной Церкви; Западная Церковь с 1969 года совершает память его мученической кончины 17 октября, по указаниям восточного мартиролога (IV век) в его сирийской версии.

Также, 29 января (по юлианскому календарю) празднуется пренесение его мощей [3] : мощи Игнатия были перенесены из Рима в Антиохию в 107 или 108 году. Сначала мощи пребывали в предградии, а в 438 перенесены в саму Антиохию. По взятии Антиохии персами пренесены в Рим в 540 или 637 году в церковь Св. Климента.

Послания Игнатия

Существует три редакции посланий Игнатия:

  • Краткая редакция, состоящая из 4 посланий. Существовала на средневековом западе. Получила признание после публикации сирологом У. Кьюртоном древнего (IV в.) перевода на сирийский трех посланий (к Ефесянам, Римлянам и Поликарпу).
  • средняя редакция, или versio eusebiana, состоящая из семи посланий (Послание к ефесянам [4] , Послание к магнезийцам [5] , Послание к траллийцам [6] , Послание к филадельфийцам [7] , Послание к римлянам [8] , Послание к смирнянам [9] , Послание к Поликарпу[10] ). Эта редакция была известна Евсевию Кессарийскому и в современной науке считается нормативной.
  • Чуть позднее краткой редакции на Западе стала известна пространная редакция из 12 посланий, которая впоследствии расширилась до 15 посланий [11] .

К подложным посланиям относятся: Послание к Тарсийцам, Послание к Антиохийцам, Послание к Ирону, антиохийскому диакону, Послание к Филиппийцам, переписка с Марией Кассобольской, 1-е ап. Иоанну Богослову, 2-е ап. Иоанну Богослову, Переписка с Богородицей [12] [11] .

Богословское учение св. Игнатия

Христология Посланий Игнатия обусловлена его полемикой с докетами, отрицавшими материальный аспект Боговоплощения, с одной стороны, и с иудействующими, с другой.

В тесной связи с христологией Игнатия стоит его экклезиология: коль скоро для нашего спасения потребен плотский, реально исторический Христос, то и спасение может совершаться только в реальной, видимой Церкви. В его послании к Смирнянам впервые употребляется понятие «Кафоличность церкви» (Смирн.8.2)[7].

Ключевая фраза в экклезиологии Игнатия — επι το αυτο — выражение, которое он использует как технический термин для обозначения евхаристического собрания, то есть Церкви.

Говоря о местных Церквах, он прилагает к ним причастие от глагола παροικεω, что обозначает временное пребывание на чужбине.

Тропарь священномученику Игнатию

Апостольских нравов подражателю/ и престола их снаследниче,/ архиереев удобрение/ и мучеников славо, Богодухновенне,/ на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради/ и, слово истины исправляя,/ до крове пострадал еси, священномучениче Игнатие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector