0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Христофор Псеглавец: житие и биография святого, мощи, почитание и дни памяти

Содержание

Страдание святого мученика Христофора

О сем преславном мученике 3052 рассказывают нечто странное и необыкновенное, будто он имел песью голову и происходил из страны людоедов 3053 . Когда одним комитом 3054 он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» – таково было его первое имя, – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору 3055 , и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора. Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин – блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой – Акилина. Император велел им войти к святому и внушить ему различные соблазнительные мысли, как это было у них в обычае, чтобы, побуждаемый преступною любовью к ним, он согласился отречься от веры во Христа и принести жертву языческим богам, но святой Христофор стал их поучать вере во Христа и своим словом отвратил их от идолослужения. Вернувшись к императору, они объявили себя христианками, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши таким образом страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы. Сильно разгневавшись на этих женщин, император велел привести к нему святого Христофора и стал издеваться над ним по поводу необыкновенного вида его лица, но святой в ответ на это назвал его вместилищем действий диавола, ибо такой смысл имело имя императора Декия. После этого император приговорил к смерти тех двести человек воинов, которые были посланы, чтобы привести к нему святого Христофора и которые приняли святое крещение вместе с ним, так как они пришли к святому и на глазах императора поклонились ему. Он велел всем им отсечь головы, а тела их сжечь, святого же Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд раскалить, но когда это было исполнено, то святой остался невредимым. Не испытывая никаких страданий ни от огня, ни от пригвождения, он стоял в раскаленном сосуде, как бы в какой приятной прохладе. Многим из присутствовавших это показалось обманом, а верующим святой совершенно правдиво и с радостью рассказал, что во время истязания он видел какого-то весьма высокого ростом и прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа, который исходящим от него светом превосходил солнце и имел на главе своей блестящий венец, что его окружало множество воинов, с которыми какие-то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его, но этот страшный вождь с гневом взглянул на них и своим взглядом привел в смятение и поразил все это вражеское воинство, а ему дал силы без вреда перенести мучение. Слыша такой рассказ и видя святого совершенно невредимым, многие из народа поверили ему и обратились ко Христу, а затем вынули святого из раскаленного сосуда, за что и были изрублены царскими палачами. После сего святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его оттуда, потом надели на него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему мечом голову 3056 . Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии 3057 в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия.

Тропарь, глас 4:

Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое.

Память святого Христофора весьма чтится как на востоке, так еще больше на западе, особенно в Испании. На западе прибегают к нему во время заразительных болезней.

Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был хананеем, а другие производят его от канинеев (canis – собака) или кинокефалов антропофагов. Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид.

Комитами назывались царские телохранители, а впоследствии этот титул стал прилагаться вообще к лицам, составлявшим свиту проконсулов, областеначальников и др.

Согласно с греческими прологами Ассемани полагает, что это был император Декий, царствовавший в Римской империи с 249 до 251г.

Святой мученик скончался в Ликии при императоре Декии ок. 250 г. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.

Кипариссий или Кипарисс – местность в Константинополе.

Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского : С доп., объясн. примеч. и изображениями св. — Репр. изд. — Печенга (Мурман. обл.) : Трифонов Печенг. монастырь ; М. : Кн. дело, 2003-. (ОАО Можайский полигр. комб.). / Кн. 7: Март. — 2003. — 750, [2] с.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Житие святого мученика Христофора, икона Псеглавца и значение в православии

Православная церковь чтит святых мучеников и почитает их молитвами и благодарственными обращениями. Те, кто пострадал за веру в Иисуса Христа, остаются в памяти, благодаря иконографическим изображениям и описанием жития. Святой мученик Христофор известен тем, что при жизни смог обратить в христианскую веру более пятидесяти тысяч язычников с помощью демонстрации чудес и силы своего слова.

Краткое жизнеописание

Жизнь воина-христианина была короткой. Он уверовал в Господа на рубеже III-IV веков, при правлении римского императора Декия. Декий был известен своей нетерпимостью к православным символам, слыл ярым гонителем христиан. На протяжении периода его правления было предпринято несколько попыток полного уничтожения целых поселений, где жили люди, отказавшиеся от язычества. Император посылал солдат, которые поджигали деревни, казнили христиан.

Происхождение

О том, кем был Христофор, до сих пор спорят исследователи. Существует несколько версий его происхождения:

  • происходил из римского племени, носил имя Репрев;
  • был представителем племени киноцефалов, варварского племени, где рождались люди с видоизмененной внешностью;
  • родился в Риме, был сыном одного из легионеров;
  • по одной из версий, Репрев родился на территории Римской империи, был красив и силен, стал служить императору благодаря своим воинским качествам.

Проповедь Слова Божия

Источники утверждают, что Репрев пришел ко Христу задолго до собственного крещения. Вера его была глубока, основана на истинном уважении основных законов православия. Он проповедовал Божье Слово, о чем стало известно императору, поборнику христианства. Император велел арестовать воина и привести его во дворец для выяснения. Христофор со смирением принял арест и пошел во дворец.

По дороге он читал проповеди, после которых некоторые воины приняли его веру. На них произвели впечатление божественные чудеса:

  • слова и молитвы Христофора заставили зацвести деревянный посох, который был в его руках;
  • благодаря его молитвам на столах преумножился хлеб, которого не хватало воинам, производившим его арест.

Смерть Каллиникии и Акилины

Репрев предстал перед императором с христианским смирением. Несмотря на это Декий был испуган его грозным видом. По многим легендам, Христофор обладал высоким ростом, был наделен силой. Император лишился чувств, но после того, как пришел в себя, он решил сломить веру грозного христианина обманным путем. Декий подослал к отдыхающему воину блудниц, двух женщин, Калинникию и Акилину. Они явились к Репреву под покровом ночи и попытались соблазнить его, тем самым принуждая к греховным утехам.

Христофор обратился к женщинам с проповедью, через некоторое время они перешли к христианской вере. Император негодовал, узнав об этом.

Акилина была подвешена за волосы, а к ее ногам привязали тяжелый камень. Она умерла от мучительных страданий на следующий день. Каллиникия сказала, что хочет вновь стать язычницей и попросила отвести ее в языческий храм, к статуе Зевса. Там она привязала свой пояс к торсу языческого бога и опрокинула его. Женщина также успела опрокинуть статуи Аполлона и Геркулеса прежде, чем ее схватили слуги императора. Декий велел проткнуть тело Каллиникии копьем. Она умерла, обращая молитвы к Иисусу Христу. С тех пор Каллиникию и Акилину упоминают, как мучениц, пришедших к вере через раскаяние в грехах.

Мучения

После смерти блудниц последовали казни воинов-язычников, которые были обращены в веру Христофором. Затем император приказал казнить воина. Его мучения были ужасны. Сначала Христофора посадили в железный ящик, который подвешивали над большим костром. По задумке императора, святой должен был сгореть в муках, но он не чувствовал боли и читал проповеди. Вокруг костра собирались язычники и восхищались верой мученика.

После этой пытки император велел бросить воина на дно глубокого колодца, привязав к ногам тяжелый камень. Через некоторое время из колодца его вынес ангел. Мучения происходили на фоне языческого праздника, к ним было привлечено внимание большинства жителей города. Император приказал обезглавить Христофора, чтобы не допустить народных восстаний.

Значение в православии

Псеглавец Христофор признан православной церковью святым мучеником. Его непоколебимая вера и преданность Иисусу Христу не вызывает сомнений у историков. Такие фигуры как Христофор всегда высоко ценятся и почитаются православной церковью. Это пример несгибаемой силы духа, подкрепленный неистребимой верой.

Имя «Христофор» возникло, как словосочетание «несущий Христа». Его возникновение объясняют несколькими версиями. По одной из них, воин был тем самым великаном, который перенес маленького Иисуса на плечах через бурлящий горный водный поток. В этом случае имя имеет буквальное значение. По другой распространенной версии, несение Христа в сердце было признано за воином во время пыток и мучений, когда даже самые преданные язычники увидели силу, с которой мученик верил Богу.

Иконография и тайна песьей головы

До середины прошлого столетия Христофора изображали на иконах с собачьей головой. Самые древние иконы датированы V-VI веками. Керамические изображения воина с головой собаки стали прообразом иконографических более поздних изображений. Эта особенность объясняется по-разному:

  1. По одной из версий, прозвище Христофора было неправильно истолковано церковными источниками: местность Киноскефалия положила начало легенде о наличии собачьей головы, тогда как другие исследователи утверждают, что речь шла о регионе Римской империи, Фефалии.
  2. Существует версия, что описание ужасной, пугающей внешности могло быть воспринято иконописцами древности буквально.
  3. Один из вариантов – это толкование верности и непоколебимого следования Христу, как собачей верности, ведь эти животные известны своей уникальной преданностью.
  4. Происхождение Христофора в некоторых источниках описывается, как рождение среди людей племени с собачьими головами, о которых было много упоминаний в описаниях античных времен.
  5. По одной из версий, Христофор обладал от рождения привлекательной внешностью, за что был любим женщинами. Внешность мешала Христофору, поэтому он молитвами добился ее изменения.
Читать еще:  Паисий Величковский - житие и биография старца, труды, письма и послания, почитание и дни памяти

Песьеголовым Христофор изображался вплоть до начала XVII века, затем Синод наложил запрет на подобные изображения, которые смущали многих прихожан.

С XVIII века святой Христофор на иконах изображается двумя способами:

  • как прекрасный длинноволосый юноша с крестом в руках, имеющим 4 конца;
  • как великан, который несет на плече Младенца Иисуса, тем самым помогая ему перейти широкую глубокую реку.

Иконы, на которых у Христофора нарисована голова собаки, сохранились в старообрядческих монастырях и храмах. Статуя песьеголового святого мученика также хранится на территории Собора Парижской Богоматери во Франции.

День празднования и почитание мученика

Католическая церковь закрепила за днем 9 мая празднование и почитание святого Христофора. Особенно почитаем святой жителями европейской части континента. Его называют защитником путешественников, поэтому нередко можно увидеть медальоны или магниты с изображением святого, которыми торгуют сувенирные лавки. Он также покровительствует морякам, таксистам, водителям.

Христофор является покровителем Литвы, его изображение включено в основной герб города Вильнюс. На территории этого города его именем названы школы, а также главный духовой оркестр. Статуэтка Христофора святого является наградой за заслуги перед жителями Вильнюса. Церемония ее вручения проходит ежегодно накануне Рождества.

На Кубе выстроен храм, названный именем святого мученика. Жители Гаваны идут к Христофору за утешением и укреплением веры.

Египетский монастырь, выстроенный по замыслу неизвестного архитектора, полуразрушен, но по-прежнему способен приютить нескольких монахинь. Испания – одна из стран, где Христофор известен, как покровитель мореплавателей. Здесь продают амулеты с изображением святого Христофора, открыты небольшие храмы, названные его именем. Испанцы считают, что амулет, освященный в храме, защищает путешественников на море от штормов и неожиданных морских ловушек.

О чем просят у святого

Святого Христофора просят о защите. Часто к нему обращаются перед домашним иконостасом. При этом, вознося молитву, не обязательно иметь изображение святого перед глазами, достаточно сосредоточиться на его облике, вспомнить его заслуги, думать о силе его веры.

Воину-христианину молятся по разным причинам:

  • из-за его необычной внешности к нему обращаются люди, имеющие физические недостатки, страдающие от различных недугов;
  • путешественники и водители просят защиты на дорогах во время путешествий;
  • верующие люди просят укрепить веру, помочь найти выход из трудной ситуации;
  • многие православные обращаются к мученику, когда хотят защитить себя или своих близких от соблазнов, просят указать истинный путь.

Считается, что святой помогает исцелять заразные болезни и унимать зубные боли.

Текст молитвы

О преславный и добропобедный мучениче Христов Христофоре, истинный воине святыя Церкве, сродником твоим земным похвало и украшение. Ты, не убоявся безбожнаго гонения, веру Православную даже до крове исповедал еси, страдании же твоими образ верным подая, вратами правды в Царство Небесное вшел еси. Темже молим тя, якоже некогда молитвою твоею ко Господу силу претерпети страдания стяжал еси, тако и ныне молися, да подаст нам Господь силу заповеди Его животворныя соблюдати, и да избавит нас от уз греха и безбожия, Отечество же наше да сохранит в Православии до скончания века. Аминь.

Святой Христофор Псеглавец

Истории о Христофоре Псеглавце значительно отличаются от описания жизни других православных Святых. Легенды о нем довольно странные и неординарные. Христофор Псеглавец — человек огромного роста, необычного поведения и обладающий пугающей особенностью — по преданию, он имел голову собаки и ранее жил в краю людоедов.

Происхождение и внешность Христофора Псеглавца

Среди историков по-прежнему нет согласия по поводу места и даты рождения Христофора. По одним источникам, Христофор был рожден на земле хананеев. Ханаан — древнее государство, на территории которого возник город Иерусалим. Хананеи — первые жители этой земли. До принятия христианства Святой носил имя Репрев, что означает «Отверженный». По другим, он произошел из рода кинокефалов — людей с собачьими головами.

Интересно знать! Киноцефалы — персонажи, встречающиеся в культуре разных стран. Представляют собой существо с телом человека и головой волка или пса. Описание собакоголовых людей часто встречается в античной литературе.

Историки и богословы и сегодня спорят, была ли в действительности у святого собачья голова.

  • По одним свидетельствам, Христофор имел такую внешность с рождения.
  • По другим, более поздним источникам, Христофор был очень красивым молодым человеком, своей внешностью прельщал многих женщин. Тогда Святой стал просить Бога, чтобы тот дал ему безобразный облик, так как он не хотел быть невольной причиной чужих грехов. После этого лицо мужчины стало похожим на собачье.

После победы над врагами киноцефалы пили кровь из их ран. Возможно, Святой ранее принадлежал к этому племени, поэтому и обладал такой специфической внешностью.

Житие Христофора Ликийского

По свидетельствам некоторых современников, будучи язычником, Христофор был жестоким и сильным воином. Согласно легенде, он согласился служить только тому, кто могущественнее его. Узнав, что нет никого на свете, кто был бы могущественнее Христа, Христофор стал ревностно служить ему, обращая народы в христианскую веру.

После принятия этого решения Христофор отправился защищать христиан от гонений. За эти действия его жестоко избил некий Вакх, но Христофор, обладающий огромной силой, молча терпел побои. После этого Святой сказал, что не поддался гневу только из любви к Христу. Если бы его охватили эмоции, его никто не смог бы остановить, и все гонители на христианство были бы мертвы.

Император Декий решил посмотреть на Христофора и послал за ним 200 воинов. Святой не стал противиться им и согласился предстать перед правителем. По пути к императору посох, который нес Христофор в руке, расцвел. Это произвело на окружавших его солдат огромное впечатление. Когда у воинов подходила к концу провизия, Христофор приумножил хлеб во много раз.

Увидев чудеса, воины уверовали в Христа и приняли крещение. Сам Христофор до этого момента не был крещен. Он принял крещение вместе с солдатами. Когда император увидел Христофора, он в ужасе лишился чувств. Придя в себя, он решил хитростью заставить Святого отречься от Христа. Император отправил к праведнику блудниц, которые славились своей красотой.

Они должны были посеять в душе Святого стремление к плотским наслаждениям, заставить его отречься от христианства и вернуться к язычеству. Однако, Святому удалось убедить девушек в том, что блудный образ жизни губит их собственные души.

Важно! Девушки не только отказались соблазнять Святого. Они объявили себя христианками и терпели жестокие мучения, но не отказались от веры. После продолжительных пыток обе женщины погибли.

Обозленный император велел казнить всех воинов, которые после бесед с Христофором приняли христианство. Самого же Святого Декий приказал заключить в металлическом сосуде, а затем раскалить его. Он рассчитывал, что праведник откажется от своей веры, не выдержав жуткой боли. В противном случае смерть Святого обещала быть долгой и мучительной. Но Христофор остался невредимым. Он стоял груде раскаленного металла и ни единого ожога не возникло на его теле.

Многие из людей, кто был свидетелем экзекуции, кинулись на помощь к Христофору, за что были изрублены слугами императора. Император приказал утопить Святого, но ангел избавил его от смерти и в этот раз. Тогда император понял, что никакие мучения не заставят Христофора отречься от Христа. Он отдал приказ отсечь голову праведника мечом. Так святой Христофор окончил свой земной путь.

Иконография

В древнерусской иконографии Христофор изображался с головой пса, но в 1722 году такие изображения были запрещены Священным Синодом. После этого Святого стали изображать антропоморфно, в виде воина. Существуют иконы, на которых человеческая голова была нарисована поверх собачьей. Образ Христофора-киноцефала встречается на старых иконах и в настенной росписи древних храмов. Такие иконы стали большой редкостью в наши дни, так как очень много образов было уничтожено в годы гонений на Церковь и иконоборчества.

Интересно знать! На иконах старообрядцев Христофор по-прежнему изображается с головой собаки. На более поздних иконах голова Святого стала больше походить на лошадиную.

Сейчас в церковных лавках можно встретить икону Святого, где Христофор в человеческом облике переносит младенца на плечах. Такой образ олицетворяет собой легенды о Святом Христофоре, которые широко распространены в католицизме.

Некоторые богословы выступают против этого образа, так как считают, что Христофор Псеглавец, почитаемый в Православии и католический святой Христофор — два разных человека.

Память и почитание Святого

День памяти Святого в Православии отмечается 9 мая.

День памяти Святого Христофора в Католицизме отмечается как местночтимый праздник, так как католическая церковь считает свидетельства о его подвигах недостаточными. Многие документы, в том числе свидетельства современников, были утрачены после завоевания региона арабами и турками. Но Христофор не был деканонизирован и остается Святым католической церкви.

Интересно! Особенно почитают Святого в Испании. Там в его честь называют населенные пункты, просят у него защиты и исцеления от болезней. В Испании Святого считают покровителем автомобилистов, мостостроителей и садовников.

Святой Христофор является покровителем девяти городов, в том числе — столицы Литвы.

Житие Святого в Католицизме

Согласно католическим преданиям, Христофор был римлянином. Он обладал невероятной физической силой, ранее носил имя Репрев. Праведник хотел служить Христу, и один отшельник посоветовал Репреву переносить людей через опасный брод на реке Иордан.

Репрев помог многим странникам, и однажды он нес через реку маленького мальчика. На середине пути он почувствовал такую тяжесть, как будто нес в своих руках весь мир, а не хрупкого ребенка. Христофор испугался, что не сможет донести малыша до берега. Тогда Святой узнал, что в виде младенца ему явился сам Христос.

Праведник чувствовал тяжесть, потому что Христос несет на себе все тяготы мира. После крещения Репрев получил свое новое имя — Христофор, что означает «несущий Христа». Это чудо обратило в христианскую веру многих людей. Прослышав об этом, император приказал заточить Святого в темницу, где он умер после долгих истязаний.

Интересно! На древнейшей македонской иконе Христофор поражает змия вместе с Георгием Победоносцем. А на картинах западных художников Христофор изображается в виде великана, несущего на руках младенца.

Молитвы святому Христофору

  • Христофор был изгоем в своем мире, поэтому его образ близок людям, обладающим физическими недостатками.
  • Так же своим защитником Христофора считают моряки, паромщики и путешественники.
  • К Святому обращаются с просьбой укрепить в вере, подсказать выход из трудной ситуации.
  • Христофору молятся перед дальней дорогой и водители, и пассажиры.

Обращаются к святому Христофору чаще всего дома, перед иконой. Во время воззвания к праведнику верующие читают молитву и дополняют ее своими словами.

О преславный и добропобедный мучениче Христов Христофоре, истинный воине святыя Церкве, сродником твоим земным похвало и украшение. Ты, не убоявся безбожнаго гонения, веру Православную даже до крове исповедал еси, страдании же твоими образ верным подая, вратами правды в Царство Небесное вшел еси.Темже молим тя, якоже некогда молитвою твоею ко Господу силу претерпети страдания стяжал еси, тако и ныне молися, да подаст нам Господь силу заповеди Его животворныя соблюдати, и да избавит нас от уз греха и безбожия, Отечество же наше да сохранит в Православии до скончания века. Аминь.

Несмотря на споры и критику, сам факт существования святого Христофора доказан и не вызывает сомнений. По свидетельствам Святого Амвросия, своими чудесами Христофор привел к христианской вере около 50 тысяч язычников, что позволяет говорить о нем, как о великом христианском подвижнике.

В свете духовных подвигов Святого, его необычная внешность теряет значение. Ведь какими бы физическими недостатками ни обладал этот человек, главное — его непоколебимая вера и стремление к Истине, которую он пронес через всю свою жизнь.

Святой Христофор Псеглавый — почему мученика изображали с головой собаки?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Время: первая половина XIX века.

Где написали икону: Урал, город Невьянск.

Город Невьянск находится на Среднем Урале. По переписи 1832 года 43% невьянцев назвали себя старообрядцами. В этот регион ехали в основном те, кто не хотел попадаться властям.

Где находится: ГАУК НСО «Новосибирский государственный краеведческий музей».

Мученик Христофор

До крещения его звали Репрев, жил он на рубеже III–IV веков в Северной Африке, которая в то время была частью Римской империи. Он был сильным и высоким человеком, служил в императорской армии. Перед походом на гóтов император Деций потребовал от солдат принести жертву идолам, но Христофор отказался, объявив себя христианином. За это его мучили, а затем обезглавили.

В западной традиции есть предание, что Христофор до крещения начал искать самого сильного Бога. Он пошел к царю, но тот боялся демонов. Изучал демонологию, но демоны боялись Христа. А Христа он обрел в виде Мальчика, который попросил перенести Его через реку. На середине брода могучий Репрев понял, что Мальчик стал невероятно тяжел. В этот момент ему открылся Христос, сказав: «Иди, с Моей помощью обязательно перейдешь». И после этого стал невидим.

Христофор — значит «носящий Христа». Имя перекликается с преданием о явлении Христа Христофору в виде мальчика, которого святой нес через реку. Этот сюжет изображали многие великие художники: Босх, Мемлинг, Виц и другие.

Почитание на Руси

Почитание святого Христофора на Руси начинается с XIII–XIV веков. Образ с головой пса становится особо популярным: пишется много икон, строятся несколько храмов в честь мученика.

В 1666 году в Москве проходит церковный Собор, который утверждает реформы Патриарха Никона, после которых начинается старообрядческий раскол. Также запрещается изображение мученика Христофора с головой пса. Старообрядцы не принимают решения этого Собора и продолжают изображать святого как раньше.

Запрет на изображение святого Христофора с головой пса относится к созданию новых изображений. В некоторых храмах и монастырях старинные иконы и росписи оставили как было (Успенский монастырь, г. Свияжск), а где-то написали поверх песьего новый, человеческий лик (Спасо-Преображенский собор, Ярославль).

В западной традиции святой Христофор считается покровителем паломников. Изображение святого можно встретить на кольцах и медальонах. Паломник во время путешествия к святому месту должен идти с молитвой и таким образом нести в себе Христа. А изображение святого Христофора напоминает ему об этом.

Откуда взялась голова пса

Святого Христофора рано стали изображать с головой пса. Причин для этого несколько. В те времена верили, что люди с собачьими головами действительно существуют — об этом писали путешественники (например, Марко Поло) и даже историки (Геродот). И если первые таким образом просто привлекали к себе внимание, то историки кое-что похожее действительно видели: это были полудикие племена берберов в Западном Египте, которых охотно брали в армию Римской империи. Во время боя для устрашения они надевали на себя шкуры и головы животных. Скорее всего, святой Христофор был родом из этого племени.

О происхождении головы пса есть и такое предание: император Деций, пытаясь добиться от Христофора поклонения идолам, подослал к нему двух блудниц. И святой, будучи очень красивым, просит Бога обезобразить свою внешность. Поэтому на иконе святого Христофора изображают не только с головой пса, но и как очень уродливого человека.

Почему святого Христофора называют Песьеглавцем

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Мученик с песьей головой

Святой мученик Христофор. Греческая икона святого Христофора XVIII века

Одним из святых мучеников прославленных христианами прошедших эпох , является мученик Христофор . Облик его узнать проще, чем изображение любого другого святого , т.к. его изображают в чересчур непривычном образе: с собачьей или лошадиной головой. М ежду тем , в наше время встретить икону с таким его изображением довольно сложно и нынешние православны е христиан е слышали о нем не так много .

Почитание в православии

В православной Руси его о собое почитание пришлось на XVI — XVII век а . Считалось, что святой Христофор с давних времен защищал русск о е население от заразных заболеваний . В это время начала распространятся самая крупная эпидемия чумы. Народ считал страшную болезнь наказанием Божиим за грехи, поэтому и путь к спасению видели в вере и обращении к Богу , в том числе и через святого Христофора .

Житие

Христофор – мученик , который прич исл ен к лику святых как у католиков, так и у православных христиан. Родился святой в третьем веке по Р.Х. на просторах Римской империи . О его происхождении ходит много загадок и легенд. По некоторым сказаниям, Христофор был очень привлекательным молодым человеком, он был красив лицом, имел могучее тело, высокий рост. Своим внешним видом он вызывал большой интерес у противоположного пола.

Полезные материалы

Но , так как он был очень верующим человеком, то не хотел подвергать искушению себя и других людей. Он стремился жить в чистоте, целомудр ии, воздержании и поэтому горячо молился Господу, чтобы О н избавил его от этого, как он считал, недостатка. Бог услышал его прошения и обезобразил его лицо . Отчего и звали его до крещения Репрев , что означает «отверженный, непригодный».

Другая версия гласит, что Репрев ( Христофор ) был наделен странной внешностью с рождения. Из одних источников следует, что Репрев принадлежал к выходцам из земли ханане йской , из други х , к племени « псоглавцев » или « кин о кефалов » – собакоголовых людей , а человеческую внешность обрёл после крещения .

Проповедь Слова Божия

Репрев , будучи не крещенным , был преданным проповедником С лова Бож ь его . Из-за этого его ненавидело большинство жителей, т.к. в то время было много язычников . О н строго осуждал тех, кто притеснял христиан . Однажды, после очередн ых Богоугодных поучений , его избил Вакх, приближенный императора. Но , ко всеобщему изумлению , Репрев не стал отвечать на его унижения , а со смирением стерпел, как заповедал сам Г осподь:

В то время в Рим е царствовал император Деций Траян – самый жестокий ненавистник христиан ства из всех бывших правителей. Он вошёл в историю, как первый организатор систематического гонения христиан. Как только он взошёл на трон, его главной задачей стало сплотить духовные силы языческой религии ради поддержки своей власти. Ради этого он приказал главам местных округов применять против христиан любые наказания, муки и угрозы, если те не отрекутся от Христа и не поклонятся языческим богам. Тех, кто отказывался приносить жертвы язычникам и оставался верен своей религии , ждала смертная казнь.

Всё это предстояло испытать и Репреву . Император послал за ним цел ый батальон из 200 воинов . И опять Репрев не стал сопротивляться, полностью доверившись воле Божьей, и беспрекословно подчинился стражникам. Но даже под конвоем Репреву удалось увеличить число новообращенных . По дороге в столицу произошло несколько чудес: сначала сухая палка, на которую опирался Репрев , у всех на глазах пустила ростки , затем, когда солдаты проголодались, но поняли, что есть им нечего, Репрев , помолившись, умножил хлеба, по примеру самого Господа .

Эт и невероятные события ошеломили воинов, и Божья благодать коснулась их. Они тут же, одновременно со святым , приняли святое крещение от епископ а Антиохийск ого священномученик а Вавил ы , который позже мученическ и скончался во время гонений императора Декии .

Смерть Каллиникии и Акилины

Злостный правитель , с нетерпением ожидал возвращения своих ратников с ценным пленником. Но при виде Христофора, почувствовал страх и упал в обморок. Он испугался его безобразного лица и могучего тела , и понял, что силой не сможет заставить его отречься от Христа. Поэтому он решил с помощью хитрости и соблазнов отвратить его от веры в Господа. В его покоях было много блудниц.

Он приказал привести двоих самых красивых — Каллиникию и Акилину — и повелел им искушать Христофора св о им развратным поведением. Он надеялся, что под действием их чар Христофор отречется от Христа и поклонится языческим богам. Но Христофор стал проповедовать женщинам слово Божье и они не смогли отвратить его от истинной веры . Через какое-то время блудницы вернулись к императору и доложили, что не только не соблазнили Христофора, но и сами отказываются служить идолам, и теперь они тоже являются христианками .

Рассвирепевший Деций распорядился доставить к нему Христофора и на его глазах казнить новоявленных исповедниц христиан с тва . Они подверглись жутким издевательствам и умерли мученической смертью за веру . Кроме женщин , он подверг казни и всех воинов, отправл енных за Христофором , которые были крещены вместе с ним . Они не побоя л ись гнева Деция и поклонились Христофору в его присутствии. Деций отдал приказ обезглавить стражник ов , а тела предать огню.

Мучения Христофора

После этого он принялся подвергать пыткам самого Христофора. Сначала он приказал поместить его в литую чашу , прикова ть гвоздями к не й Христофора, чтобы он не смог выбраться и раскалить сосуд на костре . Но Христофор, по своим молитвам и Божьей милости , оставался невредим. Видя такие чуд еса , многие из присутствовавших обратились в правосла в ие .

Они вынули истязаемого из огненного котла и за это Деций повелел своим палачам придать их казни . Деций продолжать пытать мученика. Привязав тяжелый камень к шее Христофора , он бросил его в глубокую яму . Но тотчас я вился ангел Господень и извлек невинного из колодца. Но все эти чудесные спасения не вразумили императора , наоборот, он лишь сильнее свирепел и продолжал с ещё большей яростью пытать и мучить святого.

Наконец, он приказал надеть на него раскаленные доспехи и отсечь ему голову. Со смирением и терпением переносил Христофор все муки и издевательства от Дец и я , следуя заповеди Христовой:

Как изображают святого на иконах

Н а икона х образ Христофора представлен с собачь ей , а иногда с лошадиной морд ой . В основном он изображ ается во весь рост, облаченный в сверкающие доспехи , в правой руке находится четырехконечный крест. Есть иконы, где он стоит рядом с мученицами Верой, Надежной, Любовию и Софией , со с вятыми Флором и Лавром. Также ранн ее изображение показывает, как он убивает дракона вместе с Георгием Победоносцем. Сам ое первое создание такой икон ы приходится на VI век н.э. в Византийской импер ии .

Но отображения Христофора на иконах и храмовых стенах , также как и его происхождение, считаются весьма неоднозначными . Первоначально его лик воспроизводился по римскому обычаю, как Дмитрий Солунский – красивы й молод ой человек , с распущенными локонами . В Православ ии иконографическ ие иллюстрации Христофора с пёсьей или конской головой бытовал и лишь в XVI-XVIII веках. Позже в России начали возникать разногласия о том, в каком образе святого необходимо представл ять на иконах.

В очертаниях святого Христофора смешаны облик христианского вер оучения и следы ереси . Считалось, что наличие звериной голов ы на иконах святого следует воспри нимать символически . Возможно , так описывалс я его дикий озверелый характер в то время , когда он был язычником . Или же цивилизованные жители греко-римского мира просто привыкли так обрисовывать тех, кто жил за пределами империи, как странных обитателей чужих земель, людоедов, собакоголовых народов.

Но авторы жития святого Христофор а не предполагали, что его описание как « собакоголового » будет приниматься буквально. Также некоторые жители того времени специально добивались звероподобной внешности. Остроконечные уши , изуродованные щеки, заточенные клыки вместо зуб ов наделяли их черт ами чудовищ . Своим детям они с младенчества меняли внешний вид черепа, пр и давали ему вытянутую форму , как у собаки или волка . И все это для того, чтобы приводить врагов в ужас .

С вятитель Димитрий Ростовский (1651 – 1709), выступал против зверовидного вида на иконах святого , с песьей или волчьей головой, считая их совершенно неприемлемыми .

В 1707 году Синодом обсуждалось предписание о недопустимости изображения ликов «противных естеству, истории и истине», в том числе и описание святого пс о главца . Этому обсуждению послужил приказ Петра I придерживаться тех иконописных канонов , которые приня л Боль шо й Московск ий собор в 1667 году.

Святой Христофор Псеглавец

Император выслушал двух блудниц, Каллиникию и Акилину, которым поручил соблазнить странного христианина с головой собаки. Только что они объявили, что уверовали во Христа. Что за напасть… Император приказал мучить их, а потом казнить. Но что же делать с этим Псеглавцем?

Об этом — наша статья.

В иконографии XVIII века можно увидеть весьма странную икону, на которой изображен святой человек с головой собаки.

Это мученик, пострадавший в дни царствования императора Деция Траяна — святой Христофор Псеглавец.

Сразу же возникает закономерный вопрос: почему святого изображают с песьей головой? Обо всем по порядку.

День памяти святого Христофора празднуется в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия — 9 мая

В житие святого мы узнаем: его вера была настолько сильна, что дала пример блудницам стать христианами

Человек, носивший имя Репрев, родился примерно в начале III века в Священной Римской Империи. Его имя, в переводе с греческого — Ρεπρεβος, означало отверженный или осужденный.

Житие святого сообщает нам, что сила его веры была так сильна, что, когда эту веру увидели не только воины, но и блудницы, которые были наняты императором, стали христианами.

В годы правления императора Деция Траяна, он был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике.

Позже Репрев служил в римской когорте — подразделении мармаритов, которые были выходцами из области Мармарика или представителей берберского племени.

Голова святого была похожа на собачью

Свитки того времени, описывают святого таким образом — это был человек огромного роста, с крайне ужасающим поведением.

Память его весьма чтится как на востоке православной церковью, так и еще больше на западе католической церковью, особенно в Испании.

Также документы сообщают и то, что он был кинокефалом, то есть песиголовцем — зооморфным персонажем из культуры разных народов, имеющим человеческое тело и голову собаки, волка, шакала или гиены, то есть голова святого была похожа на собачью.

Как утверждают многие свидетельства, голова у него хоть и была собачья, но все остальное тело было как у человека.

Кинокефалы пользовались инструментами и оружием, а также носили одежду — что дало возможность средневековым теологам утверждать, что душа у них есть, ведь стыд — это результат дарованной Господом души.

Другими словами, мученик Христофор был как бы с собачьей головой.

По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины.

Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку, не умевшую даже говорить.

Когда мученик был взят на войне в плен одним царским телохранителем, тот увидел, что пленник вообще не обладал даром человеческой речи.

Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему через это способность говорить.

Здесь необходимо сделать небольшую паузу в повествовании, и объяснить с современной точки зрения, почему так именовали святого, и была ли действительно у него собачья голова.

Наиболее правдоподобной кажется версия о том, что святой мученик родился с каким-то тяжелым пороком внешности. Не просто так ведь мальчику дали имя при крещении Репрев — «Отверженный».

Возможно, предположить, что у святого была врожденная болезнь волчья пасть

Существует такая врожденная болезнь «волчья пасть». На детей, рождающиеся с таким заболеванием, и есть как легкие формы, так и тяжелые, невозможно даже смотреть без слез.

Болезнь «волчья пасть» проявлялась уже с самого рождения, после того как плод извлекали из тела матери

У некоторых вообще носа почти нет, и действительно лицо напоминает волка, или собаку. Подобные патологии часто наследственные (может быть, в этом и можно найти объяснение легенды о «племени кинокефалов»).

Это объясняет и то, почему он был громадного роста. Взрослые люди живущие с этой болезнью, очень часто страдают и еще одной патологией — чрезмерной растительностью, по-другому, «волосатостью».

Из-за этого, вид таких людей действительно ужасающий. Человек реально похож на собаку.

Сейчас хирурги могут, полностью или хотя бы частично, справиться с такими недугами, все чаще встречается среди людей отношение с любовью к ближнему, принятие другого человека, не судя по его внешности, а тогда — мальчик с рождения оказался Отверженным, или Осужденным.

Чудеса, которые творил святой, были всем необъяснимы

Но продолжим повествование о жизненном пути святого мученика. После того, как Репрева исцелил ангел Господень, он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан.

За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа.

После этого за ним прислали 200 человек воинов, чтобы привести к императору.

Все время пока они шли, у святого в руках был жезл. Он был совсем сухой, но каким-то чудесным образом расцвел. После этого во время обеда воины жаловались, что у них нет хлеба, и на всех не хватает.

Святой умножил их хлеб в изобилии. Для всех это было самое настоящее чудо.

Оно привело всех в удивление, и после этого воины уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою.

Когда святой был приведен к императору и предстал перед ним, то ужас обуял правителя, и он упал навзничь.

Потом, придя в себя, задумал заставить святого отречься от Христа. С этою целью он велел позвать двух блудниц — Каллиникию и Акилину соблазнить Христофора, и заставить отречься от христовой веры.

Однако, вернувшись к императору, они объявили, что уверовали во Христа, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши, таким образом, страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы.

Император очень сильно разозлился, он приказал немедленно привести к нему святого. После чего отдал приказ подвергнуть его самым жестоким истязаниям из-за его необыкновенного и странного вида лица, которое так сильно не давало ему покоя.

После всего сказанного, император всех тех людей, кого отправлял за святым, и которые обратились к вере Христа, приговорил к смерти.

Тяжкие испытания и мучения пришлось пережить — Христофору Псеглавцу, но его вера во Христа спасала его

Император Декий повелел всем отсечь головы, а тела их сжечь, а святого Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд этот раскалить.

Когда слуги все выполнили, как повелел император, святой все равно остался совершенно невредимым. При этом всем он даже не испытывал какой-либо боли от огня.

Многие кто присутствовал там, сказали, что все это полный обман, что святой врет, что такого быть не может.

Но святой с радостью сказал, что во время своих пыток, он увидел странного человека очень высокого роста. Он имел довольно прекрасный вид, одет был в белые одежды мужа.

От этого человека исходил странный свет, который превосходил даже солнце.

На голове у этого человека был блестящий венец, и его окружало множество воинов, а также какие-то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его.

Но этот вождь, своим страшным взглядом посмотрел на них и сразу же привел всех в смятение. А святому Христофору он дал сил, чтобы он перенес все испытания и истязания, которые выпали на его долю.

Когда все услышали то, о чем рассказал святой, и то, что после таких жестоких испытания он остался совсем невредимым, все поверили и обратились ко Христу.

После этого из святого вынули раскаленный сосуд. А все те, кто это сделал, были казнены.

После этого, святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец. Но, Господь избавил святого мученика от смерти: ангел извлек Христофора из колодца.

Узнав это, мучитель приказал надеть на святого раскаленную медную одежду и наконец, отсечь голову. Так, скончался святой мученик в Ликии около 250 года.

День памяти Христофора Псеглавца — 9 мая по новому стилю

День памяти святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия — 9 мая по новому стилю.

Мощи святого, хранившиеся некоторое время в Константинополе, были перевезены на остров Раб в Хорватии.

Реликварий с мощами святого Христофора на острове Раб, Хорватия

Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены.

Чудесным образом ветер изменился, и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей города Раб названа в честь святого Христофора.

Икон Христофора Псеглавца очень много, его изображали и с человечьей головой

В православии святой мученик часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником.

Древнейшее подобное изображение святого — керамическая икона VI — VII века македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия. К сожалению, до наших дней изображение не сохранилось.

В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века и были запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 года, как «противные естеству, истории и самой истине».

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский, говоря, что какой православный святой может быть изображаем с головой зверя.

Святитель Дмитрий Ростовский — епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский, а также духовный писатель, агиограф, проповедник и педагог

После запрета образ святого Христофора делают антропоморфно, как воина. Известны переписанные изображения с записанной (то есть новое изображение накладывали поверх старого) собачьей головой.

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой.

Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика.

Именно так выглядит Христофор, нарисованный именно с человечьей головой, а не с собачьей — роспись на стене в храме

С XVIII века изображения святого Христофора существуют только в образе человека. Однако в музейных собраниях, до сих пор встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и второй половины XIX века.

В православии существует и вариант восточный традиции изображения Христофора, аналогичный западной традиции: святой Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, несущим Христа в образе младенца на плечах.

Здесь Христофор также изображен человеком, несущим на плече ребенка через реку, по которой сам же идет ногами, с одной тоненькой тростинкой

К святому обращаются с молитвами об укреплении веры и даровании сил

Святой Христофор покровительствует водителям, морякам, и путешественникам. К святому Христофору обращаются с молитвенной просьбой об укреплении веры, о даровании сил в трудной ситуации, а также при эпилепсии и зубной боли.

Также можно прочитать специальную молитву святому Христофору.

Молитва святому

Ты, не убоявся безбожнаго гонения, веру Православную даже до крове исповедал еси, страдании же твоими образ верным подая, вратами правды в Царство Небесное вшел еси.

Темже молим тя, якоже некогда молитвою твоею ко Господу силу претерпети страдания стяжал еси, тако и ныне молися, да подаст нам Господь силу заповеди Его животворныя соблюдати, и да избавит нас от уз греха и безбожия, Отечество же наше да сохранит в Православии до скончания века. Аминь.

imperialcommiss

  • Добавить в друзья
  • RSS

IMPERIAL COMMISSAR

Одна из наиболее значительных и наиболее замалчиваемых в христианстве фигур – святой Христофор. Дело в том, что у него собачья голова, и в 17-18 веках (в России – в 1722 году) все его изображения в храмах соскабливали и закрашивали. Вот его три ипостаси: одна в облике пса с крестом, вторая – полузверь-получеловек Репрев с зеленеющей листьями тростью и третья в облике человека по имени – Христофор, то есть, Несущий Христа (младенца).

По своей основной функции перевозчика через реку, чудотворец Христофор, он же Офферо, он же Репрев из страны людоедов обязан быть Хароном, греческим божеством, стоящим на переправе в ад, у реки забвения с названием Стикс. Недаром в одной из легенд император никак не может Христофора убить. А как убьешь того, кто каждый день ходит на тот свет?

В позднем варианте Харон уже – владелец собственной лодки, но сути это не меняет. Этот самый Харон-Офферо-Репрев и перенес младенца Иисуса через некую реку, и здесь надо бы вспомнить о сошествии Христа в ад, а в греческих преданиях ад находится именно за рекой. Как утверждают предания, тяжел был Иисус – даже в образе младенца, – еле донес его на себе Главный Перевозчик. И признал Его Господом и преклонил колена.

Ясно, что преклонение столь важного существа, как Харон, дорогого стоит, это и есть акт капитуляции Смерти перед Христом. Изображая на иконах процесс возвращения Иисуса на плечах Христофора через реку забвения, церковь, по сути, демонстрирует, что акт подписан.

Но есть у Христофора еще один близнецовый образ – египетский Анубис, бог смерти и возрождения всего живого, по сути, нормальный крестьянский бог весны. Анубис тоже собакоголов, а главное, в его руках, так же, как у Христофора, зацветающий посох. Это – и есть победа весны над зимой, а жизни над смертью, которое каждый год наблюдают все землепашцы. Зерно – сухое и мертвое, будучи похороненным в сырую землю, воскресает так же, как и посох Анубиса, или как посох Репрева, Офферо или Христофора. С идеей Воскресения Иисуса эти аллегории связаны чрезвычайно тесно.

Остается выяснить, при чем здесь собаки, и в Евразии ответа не найти: собака табурована крупнейшими религиями, как один из обликов Нечистого. Ответ сохранился у ацтеков. Собака с их точки зрения – отличный проводник на тот свет, и пока вылетевшая из тела душа трепещет, не понимая, что делать, собака ведет ее точно в пещеру предков. Поэтому индейцы всегда убивали и клали в захоронение собаку.

Здесь особенно хорошо видны общие корни культур. Под обличием цивилизованного Христофора кроется несколько более древний Харон, затем еще более древний Анубис*, а если скрести интенсивнее, то начнет проглядывать обычный индейский пес, коего клали в могилу каждому ушедшему родичу.

* В христианстве день почитания Христофора Псеглавца – 25 июля – день «вне времени» по майянскому календарю, день перехода из одного временного отрезка в другой, начало Нового года, по сути, – Врата Перехода. В Египте хранителем подобных Врат Перехода является… Анубис.

Голова Христофора, кстати, хранится в одном из храмов Франции. В том случае, если голова эта собачья, реликвия должна быть старой, до реформы 17-18 веков.

Сакральный смысл собаки все «настоящие» церкви отлично осознавали. Доминиканцы (Domini canis – псы Господни) татуировали на запястьях собачью голову с факелом в зубах – так, по крайней мере, считают. В зубах у пса была распустившаяся весенняя ветвь – символ воскрешения, символ новой жизни, просыпающейся в руках Анубиса каждую весну, а в церкви Иисуса – каждое вербное воскресенье.

Та же символика и у опричников: собачья голова и метла – на самом деле, пучок, вязанка прутьев с листвой, заодно и символ единства. И удивляться тому, что гяур и христианин – синонимы, а псы-рыцари – именно псы, не надо. Думаю, и термин «легавый» не на пустом месте вырос. По крайней мере, святым покровителем людей с рисковыми профессиями, в том числе, милиционеров, является как раз собакоголовый Христофор.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector