0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Евфимия Всехвальная: чудо и житие великомученицы, чем помогает

Содержание

Чудо Евфимии Всехвальной

Живя в суетном мире с вечными проблемами, трудно иметь сильную веру. Одним из путей укрепления веры и познания силы спасения является исследование жизни святых, которые пройдя путь мучений и испытаний, сохранили верность Спасителю ценой жизни.

Евфимия Всехвальная — святая времен четвертого столетия, будучи совсем юной девой, была проведена через страшные мучения, но ни разу не пострадала и умерла по собственной просьбе к Cоздателю, но не отказалась от веры.

Житие и мученический путь

Сенатор Филофрон и его жена Феодосии, жившие в конце третьего века в Халкидоне, приняли христианство и воспитывали детей в прославлении живого Бога, Иисуса Христа. Особо ревностной христианкой была их дочь Евфимия, о житии которой до периода явления подвига верности Спасителю, ничего не известно.

Император Диоклетиан слыл ярым поклонником язычества и поощрял гонения на христиан. Халкидонский правитель Приск полностью поддерживал политику императора и принимал все меры, чтобы уничтожить самое малое проявление христианства в округе.

Чтобы выявить среди населения поклонников христианства, Приск устраивает праздник в честь языческого идола Арея, и под страхом смерти приказывает всем жителям Халкидонского округа явиться с принесением жертв перед идольским капищем.

Читайте о гонениях:

Во время праздника, 50 поклонников живого Бога тайно собрались для проведения богослужения и прославления Иисуса Христа, среди них была и юная дева Евфимия.

Правителю Приску донесли о тайных встречах христиан, он приказал всех арестовать. 19 дней ужасными пытками язычники пытались заставить верных поклонников Бога отказаться от веры, но так и не сумели справиться, и отправили 49 человек на суд к императору, оставив девицу. Палачи надеялись, что без поддержки товарищей девушка сломается, но им пришлось горько пожалеть о своем решении.

Чудеса

Великомученица Святая Евфимия Всехвальная, житие которой проходило среди христиан, все время пребывала в молитве и прославлении Иисуса Христа, прося у Него защиты, спасения и освобождения. Правитель Приск обольщал девицу земными благами, пугал страшными мучениями, но все оказалось напрасным.

Колесо страданий

В страшном гневе правитель приказал привязать деву к колесу, которое крутилось над острыми ножами, они буквально разрывали на куски нежное тело, но палачи и все присутствующие услышали не вопли страданий, а благодарственную молитву.

Внезапно колесо остановилось, при помощи явившегося Ангела юная дева оказалась на земле, полностью восстановленная, без единой царапины. Правитель Приск объявил, что это милость языческого идола, дающего последний шанс христианке. После отказа воздать хвалу идолу, палачи приступили к следующей пытке.

Принятие христианства языческими воинами

Воины Виктор и Сосфен получили приказ бросить девушку в печь, раскаленную добела. Будучи еще язычниками, воины бросились выполнять приказ, но вдруг среди огненных языков они увидели ходящих ангелов и отказались быть соучастниками казни.

В тот же момент Виктор и Сосфен призвали Иисуса, как Спасителя, назвав себя прилюдно христианами. В ярости правитель приказывает бросить бунтовщиков в клетку с голодными зверями. Виктор и Сосфен воззвали к Богу, и их души были забраны на небо за мгновение до того, как звери подошли к их телам.

Новые мучения и чудо освобождения

Приказ Приска был выполнен другими воинами, но, брошенная в раскаленную печь, великомученица Всехвальная осталась невредимой.

Правитель Халкидона, объявив происходящее колдовством, придумал новую казнь. В вырытом рву установили копья и ножи остриями вверх, все это прикрыли травой и небольшим слоем земли. Не подозревающая о новой пытке девушка легко прошла по рву, оставшись в живых.

Уставшая от мучений вмц Евфимия попросила в молитве Бога об освобождении и принятии в Царство Небесное, понимая, что мучители не остановятся, пока не уничтожат верную Господу христианку.

Вся арена стала свидетельницей чуда, когда к брошенной в клетку к зверям девушке подходили хищники, ласково лизали ей руки и вели себя, как домашние животные.

Только коготь огромной медведицы поранил вену на ноге пленницы, она истекла кровью, тихо отойдя в Небеса. В тот же миг земля задрожала, стражники и зрители бросились с арен врассыпную во время землетрясения, что дало возможность христианам забрать тело страдалицы и предать его земле недалеко от города.

Читайте о чудесах:

Посмертные чудеса

Прошло более 150 лет после смерти Евфимии, в Халкидоне воцарилось православие.

По свидетельству историка того времени Евагрия Схоластика великомученица время от времени снилась людям, наделенным особым благочестием, приглашая их в церковь, построенную в ее честь, для сбора «плодов».

Серебряная рака, хранящая святые мощи, имела специальное отверстие, в которое опускалась губка. Священник нежно водил нею вдоль тела святой и поднимал губку, смоченной кровью. Святую кровь собирали, разливали в маленькие сосуды и раздавали людям для исцеления от множества болезней.

Живший в 594 году император Маврикий посчитал чудо обыкновенными слухами и решил провести свое расследование. Количество полученной ним крови настолько велико, что благовоние наполнило весь храм. Император прилюдно покаялся в неверии.

Чудо Евфимии Всехвальной было явлено во время четвертого Вселенского Собора, проходившего в храме неподалеку святых мощей. В то время возникли разногласия по поводы природы Иисуса Христа. Монофизиты, заняв позицию еретиков, отказывались признавать Иисуса, как человека, приписывая Ему только природу Бога.

Чтобы избежать смуты и раздоров, по совету Патриарха Константинопольского Анатолия, было решено обратиться за помощью к мощам великомученицы. Написав постановления на двух свитках, открыли гробницу и положили их на грудь оставшейся нетленной девы.

Император Маркиан собственной печатью опечатал гробницу и приставил к ней личную охрану. Три дня священники находились в строгом посте и непрерывных молитвах.

Картина, увиденная при открытии гробницы, ввергла в священный трепет всех присутствующих. Один свиток девица держала в руке, другой валялся в ее ногах. Как только крышка гробницы была поднята, рука автоматически поднялась, передавая Патриарху свиток, утверждающий православную веру.

Большинство еретиков отказалось от ложных убеждений, упорствующие были преданы анафеме.

Обретение мощей и их почитание

В начале седьмого века персы завоевали Халкидон, и по решению священников нетленные останки, ранее похороненные неподалеку от Халкидона, перевезли в Константинополь, в храм, возведенный в честь великомученицы Евфимии.

На начало седьмого века приходится иконоборческий период. Движение борьбы с иконами и святыми мощами поддерживал и император Лев Исавр, по его приказу мощи великомученицы Всехвальной были выброшены в морскую пучину. Корабельщики Сергий и Сергон были выбраны Творцом для спасения мощей и передачи их для хранения епископу острова Лемнос.

До 796 года мощи Евфимии хранились под специальной доской, на которой было написано имя погребенной, в маленькой специальной возведенной церквушке.

Император Константин Четвертый, его мать Ирина способствовали святителю Тарасию в возвращении святых мощей великомученицы Всехвальной в Константинополь, где они и поныне сберегаются в Георгиевской церкви на Фанаре.

Чудо 20 века — явление старцу Паисию

Монах Паисий Святогорец известен среди христиан своими посланиями, наставлениями и праведной жизнью.

Однажды во время пребывания в молитве старец услышал стук в дверь и женский голос, говорящий, что все проблемы решаются молитвами святым. Праведный отец опешил, ибо на Афоне не было женщин. Святогорец решил, что какая-то сумасшедшая явилась к его келье, переодевшись мужчиной.

Женщина, назвавшаяся Евфимией, трижды просила старца Паисия открыть дверь, закрытую на защелку, но тот не решился. Вдруг праведный монах, сидя в келье, услышал шаги, выскочил к дверям и увидел закутанную в шаль женщину, излучающую свет, в сопровождении вскоре исчезнувшего пророка Луки.

Интересно! По просьбе Паисия женщина назвала еще раз свое имя, это была великомученица Евфимия. Чтобы испытать явленный образ, Святогорец предлагает женщине пойти в храм и повторить за ним молитву Святой Троице, что та и сделала.

Паисий Святогорец и Евфимия присели на скамеечке. Великомученица подробно наполнила старцу о своих мучениях, сказав, что познала в Небесах такую радость, ради которой готова на еще большие мучения. Три дня после встречи со святой Паисий находился в радостном состоянии души, буквально прыгая от радости, славословя Бога.

Позже старец напишет, что чувствует себя должником верной Господу деве, давшей ответы на мучающие Святогорца вопросы, свой восторг он выразил в стихире, которую пел только для себя. Не желая таить явление в себе, старец отправился в обитель в Суроти, рассказал все сестрам, они потом написали икону великомученицы по словам старца.

О чем просят святую Евфимию

Молодая девушка, прошедшая все круги ада при пытках язычников, стала примером подвига веры, поэтому к ее иконам и святым мощам идут верующие, имеющие проблемы с потерей:

  • веры;
  • зрения;
  • слуха;
  • иммунитета.

11 июля и 16 сентября православный мир воздает дань памяти великомученице Евфимии.

Великомученица Евфи ́ мия Всехвальная, Халкидонская

Дни памяти

Житие

Святая великомученица Евфимия родилась в городе Халкидоне (Вифиния), в семье сенатора Филофрона и его жены Феодорисианы.

В 303 или 304 году, во время великого гонения при императоре Диоклетиане, правитель города Приск, бывший ярым противником христианства, велел собрать всех жителей на праздник в честь языческого бога Арея (Марса). Местная христианская община отказалась участвовать в празднестве и тайно совершала богослужение, за что ее члены, в том числе и Евфимия, были арестованы и приведены к правителю. После продолжительных мук христиан отправили на суд к императору, а юную Евфимию правитель оставил в городе, решив, что без поддержки она не выдержит истязаний: «Мучитель изобретал всякие средства, чтобы прельстить ее, ласковыми словами, подарками и различными обещаниями уловляя ее девическое сердце».

После того как Евфимия отвергла предложения Приска, она была подвергнута различным истязаниям, однако она осталась невредимой благодаря Божией помощи (от колеса с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела, ее спас явившейся Ангел, остановивший колесо и исцеливший раны; в огненной печи, куда Евфимию должны были бросить, воины Виктор и Сосфен увидели двух Ангелов и сами стали христианами). Видя мужество Евфимии, правитель приказал отдать ее на растерзание зверям, но они, приблизившись к ней, лизали ей ноги. Одна только медведица нанесла ей небольшую рану, из которой потекла кровь; в это время послышался голос с неба, призывавший ее в горние обители, и тотчас она предала дух свой Господу, ради Коего со всею преданностью пострадала. И потряслась земля и город заколебался, стены разрушались, храмы падали и всеми овладел великий ужас. Когда же все в страхе убежали из цирка, святое тело мученицы осталось простертым на земле.

Тело Евфимии было взято ее родителями и похоронено в окрестностях Халкидона. Позднее над ее могилой был построен храм. При императоре Феодосии Великом мощи святой были перенесены в Александрию, но затем вновь возвращены в Халкидон. Мощи почитались как кровоточивые. По сообщению Евагрия Схоластика, «в той гробнице с левой стороны есть небольшое отверстие, закрывающееся маленькой дверцей. В это отверстие до самых святых останков впускают длинный железный прут, с привязанной к концу губкой, и повернув там губку, извлекают ее вместе с прутом полную крови и кровяных печенок».

Полтора столетия спустя, когда христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.

В 451 году в городе Халкидоне, в храме, где почивали мощи святой, происходили заседания IV Вселенского Собора. Собор был созван для определения точной формулировки догмата православной церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа – Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу – Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры. На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христианских Церквей. Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие святитель Анатолий, патриарх Константинопольский, святитель Ювеналий, патриарх Иерусалимский, и представители святителя Льва, папы Римского. Монофизиты присутствовали в большом количестве во главе с Диоскором, патриархом Александрийским, и Константинопольским архимандритом Евтихием.

После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению. Тогда святой патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому чрез Его несомненную носительницу – святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом в присутствии императора Маркиана (450–457) участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия как живая подняла руку и подала свиток патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.

Читать еще:  Арсений Великий - житие и биография, труды, дни памяти и почитание, мощи

В VII столетии после нашествия персов мощи святой Евфимии были перенесены из Халкидона в Константинополь, во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра (716–741) был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборческая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Когда иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом Седьмом Вселенском Соборе (787 г.) при святителе Тарасии, патриархе Константинопольском (784–806) и при императоре Константине VI (780–797) и матери его святой Ирине (797–802) мощи святой великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно перенесены в Константинополь.

Житие великомученицы Евфимии Всехвальной и о чем просить перед иконой, текст молитвы к святой

Житие великомученицы Евфимии Всехвальной пришлось на период правления императора-язычника Диоклетиана, зачинателя кровавого преследования христиан. Юная жительница Халкидона терпела муки с собратьями по вере и показывала чудеса, совершаемые молитвой Господу. После воцарения на небесах Евфимия вновь сотворила чудо на земле, чтобы ознаменовать истинность христианской веры.

Краткое жизнеописание святой

О мученических подвигах и чудесах Евфимии Всехвальной известно из описания Симеона Метафраста, анонимного «Мученичества» и «Слова на страдание вмц. Евфимии» святого митрополита Амасии Понтийской, Австерия.

Происхождение

Великомученица Евфимия родилась в 304 году в городе Халкидоне, провинции Европа, в Византии. Девушка происходила из знатной семьи. Родители святой — сенатор Фелафрон и Феодосия.

Житие и служение Богу

Проконсул провинции, Приск, придумал уловку, чтобы выявить тайных христиан. Ярый идолопоклонник призвал жителей прийти на праздник бога войны Ареса и принести жертву.Воины во время торжества обходили город и арестовывали жителей, которые не пошли на жертвоприношение. Непослушных горожан ожидали пытки и смерть, если они не признаются в отступничестве и не вернутся к вере в языческих богов.

Сила воли

В одном доме стражники нашли 50 христиан. Пока язычники восхваляли бога войны, они молились Единому Богу. На службу пришла и дочь сенатора Евфимия. Ее и всех участников богослужения доставили к проконсулу, допрашивали и пытали. Через 19 дней никто так и не раскаялся.

Приск направил помыслы на юную Евфимию. Проконсул решил, что обращение знатной девушки пошатнет убеждения остальных отступников. По его плану, одиночество и страх должны были сломить девушку. Поэтому Приск приказал пытать ее одну.

Сила веры

Евфимию привязали к пыточному колесу с лезвиями, которое вращалось и причиняло страдания. Девушка горячо молилась, и орудие остановилось. Слуги не смогли вновь запустить механизм. К узнице явился ангел и исцелил ее раны. Чудо увидели стражники Виктор и Сосфен.

Спасение Евфимии разозлило Приска. Он приказал Виктору и Сосфену бросить великомученицу в печь. Теперь стражники увидели двух ангелов, взирающих на них из пламени. Воины отказались повиноваться и объявили себя христианами. По приказу проконсула их закрыли на арене и выпустили зверей. Виктор и Сосфен вознесли молитвы к Богу, и их души вознеслись на небеса прежде, чем зубы и когти животных коснулись тел.

Испытание огнем продолжилось для Евфимии. Верные язычники исполнили приказ проконсула и бросили девушку в печь. Она вышла невредимая. Приск велел отвести великомученицу в темницу, а сам стал размышлять. Он объяснял неуязвимость девушки сговором или колдовством.

Чтобы уличить Евфимию либо в том, либо в другом, проконсул подготовил ловушку. По его приказу выкопали канаву, воткнули на дне ножи лезвиями вверх и прикрыли ветками. Приск заставил Евфимию пройти по канаве, умолчав о ножах. Великомученица прошла, будто по твердой земле.

Последнее испытание ожидало Евфимию на арене с дикими животными. Великомученица молилась Господу, чтобы Он забрал ее на небеса. Звери не тронули ее. Только медведица оцарапала ногу и пустила кровь, чтобы просьба Евфимии исполнилась. Душа девушки отлетела, а город сотрясся от землетрясения.

Чудеса

Родители похоронили Евфимию за городом. Рядом с могилой великомученицы построили храм, в который поместили мощи святой. В 451 году в храме Евфимии Всехвальной прошел IV Вселенский собор, посвященный вопросу двойственной природы Иисуса Христа. В то время стало распространяться еретическое учение монофизитов, которые признавали Спасителя только Богом. Первоначальная догма, поддерживаемая православием, гласила о соединении Божественной и человеческой природы Христа.

Дискуссия привела представителей православия и монофизитства в тупик. Патриарх Константинопольский, Анатолий, предложил попросить помощи у Святого Духа и великомученицы Евфимии. Участники Собора подготовили два свитка: православный, с изложением ортодоксального учения, и монофизитский, с отрицанием Иисуса-человека.

Для официального освидетельствования прибыл император Маркиан. Служители открыли раку святой Евфимии. Документы положили на грудь великомученицы. Император запечатал саркофаг и приставил охрану.

Патриархи молились и постились три дня. На четвертый день участники собрания вновь пришли в храм. Первое свидетельство изъявления воли Святого Духа они увидели, когда открыли раку. Свиток с православным учением находился в правой руке великомученицы, а документ монофизитов — у ее ног.

Святая Евфимия сама подтвердила истинность христианской веры и протянула участникам собрания правую руку со свитком. Чудесное явление укрепило христиан и многих еретиков в истинной вере. Убежденных монофизитов отлучили от церкви.

История обретения мощей вмц и их почитание

В записях церковного историка Евгария Схоластика есть описание чудес, происходивших у мощей великомученицы Евфимии в халкидонском храме. Останки источали кровь, которую собирали палкой с губкой на конце через отверстие в раке. Святая являлась во сне благочестивым горожанам и приглашала прийти в храм, чтобы собрать священные дары. Служители разливали собранную жидкость в склянки и раздавали людям.

Император Маврикий усомнился в подлинности животворящей крови великомученицы и хотел взять пробу для исследования. Но произошло чудо — мощи Евфимии испустили много жидкости, и храм наполнился божественным благоуханием. Император раскаялся в неверии.

Останки великомученицы Евфимии находились в Константинополе. Их перевезли в обитель православия в 620 году, чтобы уберечь от разрушения во время разгоревшейся войны с персами. Мощи хранились в церкви, освященной в честь великомученицы.

В 8 веке распространилась новая ересь, поддерживаемая императором Львом Исавром — отрицание икон и мощей, как хранилищ Святого Духа. Священную раку с мощами великомученицы Евфимии бросили в воды Босфора по приказу императора. Саркофаг подняли на борт моряки корабля, который взял курс на остров Лемнос.

Мощи сначала хранились тайно, а потом местный епископ построил церковь во имя святой Евфимии. Саркофаг стоял в храме, пока в конце 8 века новый Патриарх, Тарасий, не пресек ересь и уничтожение святынь. Впоследствии мощи великомученицы Евфимии вернули в Константинополь. Святыня покоится в городе Фанаре, в соборе Святого Георгия.

Явление Паисию Святогорцу

В 1974 году прославленный сподвижник отец Паисий жил на Афоне в каливе Честного Креста. Он редко ездил в город, но трудноразрешимый церковный вопрос заставил его покинуть келью. По возвращении отец Паисий по-прежнему пребывал в расстройстве.

Монах читал часы в своей келье. Вдруг в дверь постучали. На вопрос «кто там?», женский голос ответил «Евфимия». Паисий удивился, откуда на Афоне появилась женщина. Чтобы не поддаваться проискам лукавого, часто морочившего афонских монахов, Паисий не стал открывать. Женщина снова постучала и назвалась Евфимией. Во второй раз святой отец не открыл ей. В третий раз дверь кельи отворилась сама, несмотря на закрытый засов.

Паисий увидел женщину, осиянную светом. Рядом с ней стоял апостол Лука, как показалось старцу, но потом он исчез. Паисий чувствовал благодать, исходившую от женщины, но решил испытать ее и призвал вместе помолиться Святой Троице. Евфимия повторяла за Паисием слова молитвы.

Убедившись после молитвы, что перед ним великомученица Евфимия Всехвальная из древнего Халкидона, Паисий усадил гостью в келье, и у них состоялся разговор. Святая помогла разрешить церковный вопрос, мучивший монаха, а также рассказала о своих мучениях во имя Христа.

Отец Паисий удивился, как такая маленькая и слабая женщина выдержала пытки. Ему показались чудовищными истязания, выпавшие на долю несчастной. Но Евфимия ответила, что за тяжелые испытания мученикам положена благодать на небесах. Святая пришла, чтобы разрешить вопрос церкви, как тогда на Вселенском соборе, а не почтить старца своим присутствием. Паисий после визита Евфимии пребывал в радостном настроении и три дня мог только славить Бога. Он написал в честь великомученицы хвалебные стихиры.

Во время следующей поездки в город Паисий встретился с монахинями монастыря в Суроти и рассказал им о чуде. По описанию старца сестры написали икону святой Евфимии. Паисий сам делал деревянные иконы великомученицы и раздавал паломникам. При изготовлении стальной матрицы ему не удавалось красиво вырезать левую руку Евфимии. В неудачных попытках Паисий видел отплату за проверки святой «на лукавого».

Иконография

В ранней византийской настенной живописи Евфимию изображали юной девушкой в богатой одежде, с венцом мученицы на голове и пальмовой ветвью в руке. На фресках 10 века в церквях Италии, Греции, Македонии великомученица предстает одетой в темный мафорий. Святая держит свиток, крест или простирает ладони вперед, принимая благодать.

Иконы святой Евфимии встречаются редко. Первая известная икона с изображением страданий великомученицы хранилась в ее храме близ Халкидона. На иллюстрации в лондонском варианте Феодоровской Псалтыри Евфимию окружают дикие звери. Также в минологиях изображают чудо на Вселенском соборе.

Атрибуты великомученицы в западной иконографии:

  • лилия;
  • плащ;
  • диадема;
  • пальмовая ветвь;
  • меч;
  • посох.

У ног Евфимии изображали льва. Древнерусские иконописцы следовали византийской традиции изображения святой. Иногда ее голову покрывали белым платком.

О чем можно попросить у великомученицы

Святую Евфимию Всехвальную призывают:

  • для разрешения споров по вопросам веры, положения церкви;
  • для исцеления глазных болезней;
  • с просьбой унять зубную боль.

Древнерусские христиане молились великомученице в засуху о даровании дождя.

Текст молитвы

О, святая всехвальная Евфимие, дево непорочная и великомученице преславная, истинная невеста Христова, нам в защищение Господом данная, услыши ныне моления наша, тебе с любовию приносимыя. Данною тебе от Бога благодатию, помози нам, немощным и убогим, поприще жития сего многотруднаго и многоскорбнаго безбоязненно преити, да возможем, яко же и ты, не устрашатися козней врага злохитростнаго, на ны воздвигаемых и души наша погубити хотящаго. Принеси Господу нашему Сладчайшему Иисусу Христу смиренное моление наше и умоли Его даровати нам крепость и силу, терпение и смирение, да ними возможем врага превозмогати и Господа нашего неустанно прославляти, с Ним же и Небеснаго Отца и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ

Вмц. Евфимия. Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.

Евфимия Всехвальная (+ 304), великомученица

Святая Евфимия была дочерью христиан — сенатора Филофрона и Феодосии. Она совершила мученический подвиг в городе Халкидоне в 304 году, во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклетианом.

Халкидонский правитель Приск разослал приказание всем жителям Халкидона и его окрестностей явиться на языческий праздник поклониться и принести жертву идолу Арея, угрожая великими муками тому, кто не исполнит приказания. Во время этого нечестивого празднества 49 христиан скрывались в одном доме, где тайно совершали Божественную службу Истинному Богу. Среди молящихся находилась и юная девица Евфимия. Вскоре о местопребывании христиан стало известно, и они были приведены к Приску для ответа. В течение 19 дней мучеников подвергали различным пыткам и истязаниям, но никто из них не поколебался в вере и не согласился принести жертву идолу. Разгневанный правитель, не зная, каким еще способом принудить христиан к отречению, послал их на суд к императору Диоклетиану, но отделил от них самую юную — девицу Евфимию, надеясь, что она, оставшись одна, не выдержит испытаний.

Святая Евфимия, разлученная со своими братьями по вере, усердно молилась Господу Иисусу Христу, чтобы Он Сам укрепил ее в предстоящем подвиге. Сначала Приск уговаривал святую отречься, обещая земные блага, потом дал приказание мучить ее. Мученица была привязана к колесу с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела. Святая громко молилась. И вот, колесо само собой остановилось и не двигалось при всех усилиях палачей. Сошедший с неба Ангел Господень снял Евфимию с колеса и исцелил от ран, святая же с веселием благодарила Господа.

Икона «Воспоминание чуда вмц. Евфи́мии Всехвальной, имже Православие утвердися (451 г)».

Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Объявив себя христианами Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел.

Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона.

Мощи св. великомученицы Евфимии Всехвальной. Патриарший кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца Константинопольского Патриархата

Мощи и почитание

Полтора столетия спустя, когда Христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.

В 451 году в городе Халкидоне, в церкви, где почивали прославленные чудесами мощи святой великомученицы Евфимии, происходили заседания IV Вселенского Собора. Собор был созван для определения точной формулировки догмата Православной Церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа — Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу — Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры.

После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению. Тогда святой Патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому, чрез Его несомненную носительницу святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом, в присутствии императора Маркиана (450-457), участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня Патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с Православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли Православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.

По взятии Халкидона персами в 617 году, мощи святой Евфимии были перенесены в Константинополь. Здесь около 620 года они были помещены во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборчеекая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Мощи покоились на острове Лемнос до тех пор, пока иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом VII Вселенском Соборе. В 796 году, при святителе Константинопольском Тарасии, при императоре Константине VI и его матери святой императрице Ирине, мощи великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно возвращены в Константинополь.

Ныне честные мощи святой Евфимии покоятся в патриаршей церкви святого Георгия на Фанаре [1].

Молитвословия

Тропарь, глас 3 из греческой Минеи [2]

Зело́ правосла́вныя обра́довала еси́/ и злосла́вныя посрами́ла еси́,/ Евфи́мие, Христо́ва доброде́во,/ Четве́ртаго Собо́ра догма́ты утверди́ла еси́,/ и́же отцы́ до́бре испове́даша./ Му́ченице сла́вная,/ Христа́ Бо́га моли/ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 4 [3]

Жениха́ твоего́ Христа́ возлюби́вши,/ и свещу́ твою́ све́тло угото́вльши,/ доброде́тельми возсия́вши, всехва́льная Евфи́мие,/ те́м возшла́ еси́ с Ним на брак,/ вене́ц страда́ния от Него́ прие́мши./ Но от бед изба́ви нас,// чту́щих ве́рою па́мять твою́.

Кондак, глас 6

По́двиги во страда́льчестве, по́двиги в ве́ре/ положи́ла еси́ те́пле за Христа́, Жениха́ твоего́./ Но и ны́не я́коже е́реси, и враго́в шата́ние/ под но́ги во́инству на́шему покори́ти моли́ Богоро́дицею,/ я́же от шести́сот три́десяти Богоно́сных оте́ц / преде́л прие́мшая,// и храня́щая, всехва́льная.

Ин кондак, глас 4

Во страда́нии свое́м до́бре подвиза́ся/ и по сме́рти нас освяща́еши чуде́с тече́нием, всехва́льная./ Тем твое́ успе́ние пое́м,/ ве́рою прибега́юще в Боже́ственную твою́ це́рковь,// да изба́вимся неду́г душе́вных и чуде́с благода́ть поче́рпем.

Церковь чтит память святой великомученицы Евфимии Всехвальной

Халкидонский правитель Приск разослал приказание всем жителям Халкидона и его окрестностей явиться на языческий праздник поклониться и принести жертву идолу Арен, угрожая великими муками тому, кто не исполнит приказания. Во время этого нечестивого празднества 49 христиан скрывались в одном доме, где тайно совершали Божественную службу Истинному Богу.

Среди молящихся находилась и юная девица Евфимия. Вскоре о местопребывании христиан стало известно, и они были приведены к Приску для ответа. В течение 19 дней мучеников подвергали различным пыткам и истязаниям, но никто из них не поколебался в вере и не согласился принести жертву идолу. Разгневанный правитель, не зная, каким еще способом принудить христиан к отречению, послал их на суд к императору Диоклитиану, но отделил от них самую юную – девицу Евфимию, надеясь, что она, оставшись одна, не выдержит испытаний.

Святая Евфимия, разлученная со своими братьями по вере, усердно молилась Господу Иисусу Христу, чтобы Он Сам укрепил ее в предстоящем подвиге.

Сначала Приск уговаривал святую отречься, обещая земные блага, потом дал приказание мучить ее. Мученица была привязана к колесу с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела.

Святая громко молилась. И вот, колесо само собой остановилось и не двигалось при всех усилиях палачей. Сошедший с неба Ангел Господень снял Евфимию с колеса и исцелил от ран, святая же с веселием благодарила Господа.

Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Дерзновенно возгласив, что и они христиане, Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел.

Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона. Впоследствии на могиле великомученицы Евфимии был возведен величественный храм. В этом храме происходили заседания IV Вселенского Собора в 451 году, во время которых святая великомученица чудесным образом подтвердила православное исповедание, положив предел ереси монофизитов, о чем подробно сказано в день воспоминания этого чуда 11 июля.

По взятии Халкидона персами в 617 году мощи святой великомученицы Евфимии перенесены были в Константинополь (около 620 г.). В период иконоборческой ереси рака с мощами святой Евфимии оказалась брошенной в море. Благочестивые корабельщики извлекли их. Впоследствии они попали на остров Лемнос, а в 796 году были возвращены в Константинополь.

Чудо великомученицы Евфимии Всехвальной, явленное в наше время

Как святая открыла преподобному Паисию Святогорцу правду об электронных «документах»

Святая великомученица Евфимия Всехвальная претерпела многие немыслимые страдания Христа ради во времена правления жестокого гонителя христиан — императора Диоклетиана. Господь удостоил её мученического венца в 304 году в городе Халкидоне.

В этом городе в 451 году в церкви, где почивали святые многоцелебные мощи великомученицы, проходили заседания IV Вселенского Собора. Причиной созыва Собора стало то, что Православная Церковь была на грани раскола в связи с широко распространившейся ересью монофизитов — Диоскора и Евтихия. На Соборе присутствовали 630 представителей Поместных Церквей. После долгих бурных споров и прений прийти к единому мнению они так и не смогли.

Тогда Святейший Анатолий, Патриарх Цареградский, посоветовавшись с другими святыми отцами, предложил, чтобы обе противоборствующие стороны написали свой вариант исповедания веры. Оба эти свитка (томоса), запечатанные печатями, были положены на мощи святой Евфимии. Ковчег с нетленными мощами святой был запечатан царской печатью, и к нему приставили стражу.

Три дня участники Собора постились и молились. Когда на четвертый день печать с ковчега святой была снята, то все увидели, что свиток Православного изложения веры святая Евфимия держит в правой руке, а свиток еретиков лежит у неё в ногах. При этом великомученица как живая протянула руку и подала Царю и Патриарху свиток с правым, истинно Православным изложением веры .

За прошедшие столетия по молитвам святой страстотерпицы Евфимии Всехвальной Господь наш Иисус Христос явил множество непостижимых чудес. Особенно помогала верующим святая Евфимия в годы гонений и упадка истинной Православной веры .

Преподобный Паисий Святогорец — великий аскет и подвижник, воистину пророк последних времён — поведал одному епископу, который не знал, как правильно относится к проблеме электронной идентификации личности, каким образом Господь открыл ему глаза на эту проблему.

Святой Паисий много молился великомученице Евфимии. Он обращался к ней так: «Святая Евфимия, ты, которая “томосом” решила великую проблему Церкви, выведи и сейчас Церковь из этого нового тупика!»

Однажды утром, когда преподобный в своей келлии Панагуда читал по чёткам последование третьего часа, он увидел святую Евфимию, которая вошла чудным образом через закрытую дверь и низко поклонилась иконе Пресвятой и Живоначальной Троицы. Старец обратился к ней: «Говори: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”» .

Святая очень ясно и отчётливо произнесла это исповедание. Преподобный сразу упал на колени и поклонился ей. После этого они долго-долго сидели и общались о едином на потребу. Сколько, старец не мог определить, ибо, пока он беседовал с Небесной гостьей, потерял чувство времени. В ходе беседы великомученица Евфимия показала преподобному ещё неведомые многим электронные «документы». Она открыла старцу всю дьявольскую сущность проблемы, сокрытую за безобидной на вид пластиковой карточкой.

В конце беседы преподобный спросил: «Скажи, как Ты встретила мученичество?» Святая Евфимия ответила: «Геронта, если бы я знала, что меня ожидало в этой вечной жизни и небесную красоту, какую получают души у Бога, воистину говорю Тебе, я бы просила, чтобы никогда не кончалось то мученичество, которое перед тем, что даровала мне несказанная благодать Божия, есть абсолютное ничто!»

Кроме того, святая великомученица Евфимия дала ответы ещё на три вопроса, занимавшие великого старца, о которых он долго молился. Тогда после встречи с преподобным Паисием для недоумевавшего епископа стала предельно ясной ситуация с внедрением так называемых электронных «паспортов» с платежными функциями.

А святой Паисий ещё в конце 80-х годов XX века в нескольких словах показал православным величайшую опасность принятия духа времени и электронных идентификационных платежных средств: «За мирским духом современной “свободы”, отсутствия уважения к Церкви Христовой, к старшим по возрасту, родителям и учителям, которые имеют страх Божий, кроется духовное рабство, ужас и анархия, которые ведут мир в тупик, к духовной и телесной катастрофе. Итак, за “совершенной системой” кредитных карточек, за “компьютерной безопасностью”, кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста» .

Тем, кто не мог вместить этих слов, преподобный Паисий объяснял: «Нужно извещать верующих и вкладывать в их души благое беспокойство, которое заставит их правильно приготовиться» .

Вспомним только его некоторые образные слова, полные духовной мудрости: «Ученик спросил старца: “Почему, Геронта, хотя электронные карты не являются начертанием на челе и на руке, их нельзя брать и использовать?” Тогда отец Паисий ответил: “Послушай, чадо мое, когда ты видишь, что некто поджигает твой дом спичкой, тогда, когда огонь ещё в самом начале, в твоей силе погасить его стаканом воды. Если же пренебрежёшь и скажешь:“Э — невелик огонь”, то, по твоей халатности и безпечности, огонь увеличится и сгорит весь дом. Тогда ты не сможешь ничего сделать кроме того, как безуспешно убиваться от обличения совести и сидеть — плакать и смотреть на свою беду.

Братия! Мы находимся в таком положении, когда особенно требуется бодрствование и внимание. Если не будем осторожны сейчас и не примем необходимые меры, то скоро будет уже поздно. Если же мы, братия, осознаем, где мы находимся и что необходимо делать, то нужно это делать теперь, пока ещё есть на это время:“Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия” (Еф. 5: 15-17)» ;

«Некто сказал отцу Паисию: “Главное — внутренне веровать! Ни электронная карта, ни микрочип в руке, ни лазерная татуировка на лбу — ничто не отлучит меня от любви Христовой”. Старец заметил по этому поводу: “Видишь ли, что происходит. Тебя так просто не оставят, всё слишком закручено. Они тебе скажут: “Веруй, как хочешь”. А сами положат тебя в свою корзину и понесут тебя туда, куда они захотят. Получается: я тебя возьму, куда хочу, а ты верь, во что хочешь. Это и есть их сатанинская система» .

Имеющий уши да слышит.

Валерий Павлович Филимонов , русский писатель-агиограф и публицист, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств, специалист в области кибернетики и систем управления

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Всемирное почитание святой великомученицы всехвальной Евфимии

В мире есть святая, которую прославляет весь мир, она именуется Всехвальная и имя ей Евфимия. Церковь святую великомученицу Евфимию празднует 29 сентября (в день памяти иконы Богородицы Призри на смирение, в день памяти святой мученицы Людмилы Чешской княгини, в день памяти митрополита Московского Киприана и в день памяти преподобного Кукши Одесского. вот на сколько богат великими святыми день 29 сентября, но первенство служебное отдаётся святой Евфимии)

Согласно житию́ Евфимия была жительницей Халкидона, происходила из христианской семьи. Во время гонений императора Диоклетиана Приск, правитель города, повелел собрать всех жителей на праздник в честь бога Арея ( Марса ). Местная христианская община во время праздника тайно совершала богослужение, за что её члены, в том числе и Евфимия, были арестованы и приведены к правителю. После того, как Евфимия отвергла предложения Приска отречься от христианства, её подвергли различным истязаниям, в которых, как повествует житие, она осталась невредимой благодаря Божией помощи. На святую Евфимию были выпущены звери — львы и медведи, но они, приблизившись к ней, лизали ей ноги. Одна только медведица нанесла ей небольшую рану, из которой потекла кровь; в это время послышался голос с неба, призывавший её в горние обители, и тотчас она предала дух свой Господу, ради Коего со всею преданностью пострадала. И потряслась земля и город заколебался, стены разрушались, храмы падали и всеми овладел великий ужас. Когда же все в страхе убежали из цирка, святое тело мученицы осталось простёртым на земле.

Тело Евфимии было взято её родителями и похоронено в окрестностях Халкидона. Позднее над её могилой в Константинополе (Стамбуле) был построен величественный храм, в котором в 451 году проходил Четвёртый Вселенский собор . В 451 году в Халкидоне в храме великомученицы Евфимии проходили заседания Четвёртого Вселенского собора, на котором шли споры с монофизитами о наличии в Иисусе Христе двух природ: божественной и человеческой. Согласно церковному преданию, константинопольский патриарх Анатолий предложил Собору решить этот спор через обращение к Богу посредством мощей святой Евфимии. Была вскрыта рака с её мощами и на грудь святой положили два свитка с православным и монофизитским исповеданием веры. Раку закрыли и в присутствии императора Маркиана опечатали. На три дня участники Собора наложили на себя строгий пост и усиленно молились: С наступлением четвёртого дня пришёл царь и весь собор к честному гробу святой и, когда, сняв царскую печать, открыли гроб, то увидели, что свиток правоверных святая великомученица держит в правой руке, а свиток зловерных лежит у ней в ногах. Удивительнее же всего было то, что она, протянув руку как живая, подала царю и патриарху свиток с правым исповеданием.

Позже мощи святой при императоре Феодосии Великом были перенесены в Александрию, но затем вновь возвращены в Халкидон. Мощи почитались как кровоточивые. По сообщению Евагрия Схоластика « В той гробнице с левой стороны есть небольшое отверстие, закрывающееся маленькой дверцей. В это отверстие до самых святых останков впускают длинный железный прут, с привязанной к концу губкой, и повернув там губку, извлекают её вместе с прутом полную крови и кровяных печёнок » .

Ровинь, хорватский город святой Евфимии считают хорваты маленькой своей Винецией.

Раньше Ровинь находился на острове и был отделен от материка небольшим каналом. В середине семнадцатого века, благодаря быстрому росту населения, Ровинь стал развиваться за пределы острова. Постепенно канал стал мешать связи между двумя частями города, и в 1763 году его решили засыпать. Так Ровинь обрел свой сегодняшний облик.

Сотни лет город был известен как морской оздоровительный центр и место отдыха элиты, а сейчас это популярный туристический курорт (чемпион Хорватии по туризму) с множеством современных отелей и развитой инфраструктурой. Здесь постоянно проходят различные культурные события, выставки, шоу и многочисленные спортивные соревнования. Кстати, Ровинь — это один из портов, которые участвуют в проведении Международной регаты.

Старый город и порт Ровиня рано утром — вотчина рыбаков и рыбных базаров, к полудню — город туристов, сувенирных лавочек и экскурсий, во время обеда — сплошная таверна-кафе-кондитерская под открытым небом, вечером — место прогулок для романтиков, где крошечные площади и мощеные мостовые ведут наверх, к величественному собору, с высоты которого смотрит на город его защитница — святая девочка Эвфимия, которую не тронули дикие звери.

Больше всего к хорватскому курорту Ровинь подходит определение «сказочный». Известный писатель-фантаст Жюль Верн, подыскивая красивые места для прототипов городов, которые он населял своими героями, выбрал именно Ровинь. Вообще, город снискал себе славу самого романтичного в Хорватии, возможно, поэтому его всё чаще предлагают как вариант для свадебного путешествия. Как известно, один из основных элементов дома — это окно. А в жарких, солнечных странах у каждого окна есть ставни. Так вот, именно ставни стали символом города Ровиня, именно ставни изображены на разного вида сувенирах, которые с удовольствием покупаются здесь туристами.

Ровинь является одним из самых популярных туристических центров Хорватии .
Мощеные кривые улочки старого города потрясающе привлекательны.

Вот такие отшлифованные ногами поломников улочки ведут к храму святой Евфимии.

Рассказ о святой Ефимии не был бы полон если бы не упомянул одно чудо. В православном мире, особенно в греческом, очень известен один святой, который умер сравнительно недавно, в конце 20 века, это святой преподобный Паисий Святогорец.. Так вот в его письмах есть запись, что во время молитвы к нему являлась святая великомученица Ефимия с которой он мог даже беседовать. После этого чуда, святой Паисий очень почетал святую Ефимию и постоянно молился ей. Это ещё одно доказательство, что святые помогают тем, кто к ним обращается с молитвой и пребывают среди нас.

Явление старцу Паисию мученицы Евфимии

Как-то раз один из монахов духовное чадо Старца Паисия Святогорца — пришёл в каливу Честного Креста.

Старец находился во дворе каливы и без остановки от сердца повторял: «Слава Тебе, Боже». Он повторял эти слова снова и снова и вдруг, обратившись к пришедшему монаху, произнёс: «Так вот человек и приходит в негодность — в добром смысле этого слова». — «Какой человек, Геронда?» — «Я тихо-мирно сидел у себя в келье, а она пришла и вывела меня из равновесия. Да, хорошо они живут там, наверху». — «Геронда, Вы о чём?» — «Я расскажу тебе, но только никому об этом не говори».
И Старец Паисий рассказал следующее: «Недавно я выезжал в мир по одному вопросу, касающемуся Церкви, и снова вернулся на Афон. Во вторник , около десяти часов утра, я был в келье и читал Часы

Вдруг я услышал стук в дверь и женский голос: «Молитвами святых отец наших. «

«Откуда на Святой Горе женщина?» — изумился я, но одновременно почувствовал в сердце некую Божественную сладость.

Спрашиваю: «Кто там?» -слышу в ответ: «Евфимия».-«Какая ещё Евфимия? — подумал я. — Неужели какая-нибудь сумасшедшая переоделась в мужскую одежду и пробралась на Афон? И что мне теперь делать?»

А она опять стучит.

Я снова спрашиваю: «Кто там?» — и она снова отвечает: «Евфимия». Я не знаю, что делать, и дверь не открываю. А когда она постучала в третий раз, дверь открылась сама, хотя изнутри была закрыта на задвижку.

Я услышал в коридоре шаги, выскочил из кельи и увидел перед собой женщину в платке, похожем на шаль. Рядом с ней стоял некто, похожий на евангелиста Луку, — но он вдруг куда-то исчез. Женщина излучала свет, и поэтому я был уверен, что это явление не от лукавого.

Однако, несмотря на это, я спросил её: «Кто ты такая?» — «Мученица Евфимия», — ответила она. «Если, — говорю, — ты мученица Евфимия, то пойдём, поклонимся Святой Троице. Что буду делать я, повторяй за мной и ты». Я вошёл в храм и положил земной поклон со словами: «Во Имя Отца». Она повторила эти слова и тоже сделала земной поклон. «И Сына», — сказал я. «И Сына», — повторила она тоненьким голоском. «Говори громче, — сказал я, — чтобы я слышал», и она повторила эти слова громче.

Я стоял в церкви, а она — в коридоре. И поклоны она делала не в сторону храма, а в сторону моей кельи.

Сперва я удивился, но потом вспомнил, что над входом в келью у меня висела маленькая, наклеенная на дощечку бумажная иконка Святой Троицы. Когда мы поклонились в третий раз со словами: «И Святаго Духа», я сказал: «Сейчас я тебе тоже поклонюсь». Я поклонился ей и поцеловал ей ноги и кончик носа, по­думав, что целовать её в лицо будет бесстыдством.

После этого Святая села на скамеечку. А я — на сундучок, и она разрешила один мучивший меня церковный вопрос

Потом она рассказала мне о своей жизни. Я знал, что в Церкви есть святая по имени Евфимия, но Жи­тия её не помнил. Когда она рассказывала мне о своих мучениях за Христа, я не просто слышал, но как бы видел, переживал эти мучения. Мною овладел тре­пет, ужас! О, что за мучения она пережила.

«Как же ты выдержала такие муки?» — спросил я её. «Если бы я знала о том, в ,какой славе пребывают Святые, то сделала бы всё возможное, чтобы подверг­нуться ещё большим мукам», — ответила она.

После этого события я три дня не мог ничего де­лать: я просто скакал от радости и непрестанно сла­вословил Бога. Ни есть не мог, ничего, ничего. толь­ко славословие — без остановки».

В одном из писем Старец говорит:

«Во всю мою жизнь я не смогу оплатить свой великий долг перед святой Евфимией, которая — будучи мне незнакомой и не имея передо мной никаких обязательств — ока­зала мне эту великую честь. »

Рассказывая об этом событии, Старец Паисий со смирени­ем добавлял: «Святая Евфимия явилась мне не пото­му, что я был этого достоин, но потому, что в то время меня беспокоил один вопрос, связанный с положени­ем Церкви. А кроме этого, были ещё две причины».

Старец был поражён тем, что «Святая — такая хруп­кая, слабенькая — и как она только выдержала страш­ные муки? Ладно, если бы она была женщина крупная, сильная. А то ведь — в чём только душа держалась».

Находясь в состоянии такой райской радости, Ста­рец составил в честь святой Евфимии стихиру (на подобен «Кйими похвальными венцы. »):

«Кйими по-хвйльными песни,

и посетившую живущаго монаха

окаяннаго в Капсале.

Трижды в двери паки его постучавши,

четвёртая сами отворйшася чудёсне,

и вошёдши с небесною славою,

поклонйшася Троице Святей».

И эксапостиларий (на подобен: «Учеником сошёдшеся. »):

«Великомученице Христова Евфимия,

люблю тебя зело-зело,

посланница Святой Панагии. »

Конечно же, отец Паисий со­ставил эти стихиры не для литургического пользо­вания. Он даже не пел их при посторонних.

Несмотря на своё нежелание выезжать в мир, Старец, нарушив свои правила, вновь поехал в Суроти и, рассказав о случившемся сестрам, сделал их причастницами своей небесной радости. С помощью и под руководством Старца сестры написали икону снятой Евфимии в том виде, как она ему явилась.

Никакого противоречия с прежним текстом здесь нет.

На куске стали Старец собственноручно выграви­ровал икону святой Евфимии и с помощью этой мат­рицы делал деревянные иконки, которые раздавал па­ломникам в её честь. При гравировке матрицы Старцу никак не удавались пальцы на левой руке Святой. «Я намучился, вырезая её руку, — рассказывал Старец, однако

потом включил в работу добрый помысел: «Может быть, это мне за то, что и я её, бедную, замучил своими «проверками» ».

В Минее, под 27-м февраля, Старец подписал: «Святая Евфимия. »

Святая великомученица Ефимия, моли Бога о нас!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector