0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Димитрий Прилуцкий: житие и биография преподобного, мощи, почитание

Димитрий Прилуцкий

Во времена тяжёлых испытаний Господь посылает русскому народу истинных подвижников Веры, способных придать ему духовных сил. Во время подъёма борьбы против татарского ига такими истинными пастырями стали преподобные Сергий Радонежский и Димитрий Прилуцкий.

Житие преподобного Димитрия Прилуцкого

Основным источником о житии первого Прилуцкого игумена является работа его преемника на этом посту — монаха Макария. Он являлся учеником Пахомия — спутника и сподвижника преподобного чудотворца.

Происхождение и первые годы жизни

В первые годы XIV в. в семье переславского купца Покропаева. В житии отмечается, что с ранних лет мальчик отличался смирением и спокойным нравом. Едва научившись читать, он начал изучать церковную литературу.

Не желая продолжать родительское дело и тяготясь мирской суетой, отрок отправляется в местный монастырь во имя Пресвятой Богородицы, называемый в народе Горицким. Здесь он принимает монашеский постриг под именем Димитрий.

Покинув мирскую жизнь, праведник не разорвал окончательно родственные связи. В житии упоминается случай с его единокровным братом, который через много лет пришёл к нему в вологодскую обитель за советом и благословением. Два раза одобрял поездку родственника в далекие северные земли провидец, но на третий год выступил против торговли с языческими народами. Брат не послушал доброго совета и был убит в чужих землях.

Служение в Переславле-Залесском

Преподобный Димитрий с первых дней иноческого служения отличался особым послушанием, смирением и постническим образом жизни. Вскоре после пострига молодой монах принимает иерейский сан. Он становится основателем общежительной мужской монашеской общины, сложившейся при воздвигнутой им церкви во имя Николая Чудотворца.

За советом к праведнику приходили и миряне, и монахи. Многие из них оставались в Никольской обители под окаймлением святого человека. На богослужения в соборный храм собирались и местные насельники, и простые люди. Последними часто двигало любопытство, так как ходила легенда, что настоятель обители сияет не только внутренней душевной красотой, но и имеет красивую внешность.

Постник считал своё привлекательное лицо — наказанием и испытанием, посланными Создателем. Чтобы испортить свою красоту, он предавался строгому посту и брался за самые тяжёлые физические послушания. Но чем больше праведник пытался умертвить свою плоть, тем ярче сияло его лицо, отражая божественный свет, наполняющий избранника Господа.

Интересно! Чтобы скрыть свой лик и не искушать им простых людей, инок постоянно носил монашеский куколь, который полностью скрывал лицо. При этом он редко общался с мирянами мужского пола и никогда не разговаривал с женщинами.

Особую роль в жизни преподобного Димитрия сыграло знакомство с основателем Троицкого монастыря — преподобным Сергием Радонежским. Встреча двух столпов Господних произошла в 1354 г., когда известный чудотворец посещал местного епископа Афанасия. С этого времени переславский праведник часто ездил в Троицкую обитель. Монахи вели духовные беседы, давали друг другу наставления и благословения.

Слава о преподобном Димитрии вскоре дошла до Москвы. Великий князь Дмитрий Иванович пригласил его в свою столицу и попросил стать восприемником своего сына. Исследователи считают, что Никольский игумен стал крёстным отцом Василия Дмитриевича, родившегося в 1371 г.

Слава, внимание и почет тяготили великого постника. По совету преподобного Сергия Димитрий оставляет родные края и отправляется с единственным учеником Пахомием на север в вологодские земли.

Вологодское служение

Переславские монахи искали покоя и молчаливого уединения в малолюдных северных землях. Они решили обосноваться в устье реки Лежи и поставили здесь небольшую церковь во имя Воскресения Христова. Но крестьяне села Авнега воспротивились организации монашеского скита, так как опасались, что их земли отойдут монастырю.

Смиренный старец ушёл из этой местности и отправился в Вологду. В нескольких километрах от города в излучине реки праведные странники возвели деревянный Спасский храм. Местные жители Илья и Исидор, владеющие прилегающими к постройке землями, добровольное отдали свои наделы под строительство монастыря, растоптав при этом свои озимые посевы.

Весть о том, что Димитрий обосновался в Вологде, быстро разлетелась по православной русской земле. В новый монастырь пришли духовные дети старца из Переславской Никольской обители. Великий князь Дмитрий Иванович прислал игумену богатые дары для устроения обители. Местные жители также много жертвовали для возведения святого места в своём городе.

Часть денег втайне от братии основатель общины раздавал нуждающимся людям. Смирение и праведность заставляли престарелого монаха вести ещё более строгий постнический образ жизни. Он ежедневно ел маленькую просфору и выпивал горячую воду. При этом он читал постоянную молитву, указывая братии на её угодность Господу. Для его молитвенного уединения в соборном храме было обустроено специальное место, огороженное досками.

Интересно: до глубокой старости настоятель исполнял все монастырские служения наравне с другими насельниками. При этом он много лет круглый год ходил в старом овчинном тулупе, который не грел зимой и заставлял мучиться от зноя летом.

Чудотворец и провидец

Преподобный Димитрий Прилуцкий ещё при жизни почитался как чудотворец и провидец. Одним из первых случаев чудесного исцеления по молитве святого инока произошел в Никольской обители. Одна богатая горожанка, ведомая дьявольским научением, пожелала увидеть красивый лик праведника.

Она ворвалась в келью молящегося монаха и тут же почувствовала слабость во всём теле. В страхе и панике она выбежала из пристанища блаженного человека, упав без движения на монастырской территории. Братия привела её к игумену, по молитве которого женщина получила исцеление.

Блаженный инок сказал ей, что люди должны приходить в храм Божий с мыслями о духовной красоте своей, так как только она имеет значение в Царстве Небесном. Господь наделил своего преданного сына даром провидения людских душ и происходящих в православном мире событий.

Однажды Илья — человек, отдавший свою землю для строительства обители, принёс братии пищу и питьё. Димитрий запретил брать подаяние, так как домочадцы Ильи голодали. Он велел честному христианину отнести еду домой и накормить близких людей, а остатки принести в монастырь. Осознав свою ошибку и покаявшись в ней, Илья уговорил настоятеля принять дар, обещая в будущем заботиться о людях, живущих под его кровом.

Один из самых известных случаев провидения, описанный в житии святого мужа, рассказывает о его словах в день кончины святого благоверного князя Дмитрия Донского. В присутствии трудящихся монахов игумен сказал, что великий князь не заботится о земных делах, пребывая в благодатном месте.

Лишь через три дня братия узнала скорбную весть о смерти защитника Русской земли. В этот момент они вспомнили о пророческих словах своего наставника и сердца их наполнились почтением, любовью и смирением.

Завершение жизненного пути

В житии не указана точная дата смерти преподобного Димитрия. Но упоминается, что он заранее предвидел свой уход. Он сообщил о скорой своей кончине монастырской братии и завещал им выбрать игуменом Пахомия, сопровождавшего старца в его странствии.

Через некоторое время молящиеся в ночное время монахи ощутили сильный запах благовоний, распространяющийся по обители. Войдя в келью игумена, братия увидели, что помещение было заполнено чудесным ароматом, исходящим от почившего тела. Старец выглядел как уснувший ненадолго человек, а его тело сияло Божественным Светом.

Монахи поместили тело своего духовного отца в Спасской церкви. Над местом погребения они установили деревянную гробницу. В конце XIX в. над ней разместили литую сень из меди.

Интересно: мощи преподобного Димитрия Прилуцкого никогда не вскрывались. Сегодня они покоятся в нижнем храме Спасского собора.

Почитание

Вскоре после окончания земного пути преподобного мужа началось его почитание. Первые чудеса от его мощей произошли около 1408 г. Через несколько лет после кончины святого Димитрия на Вологодской земле разразилась эпидемия болезни, которую в то время называли «корчета».

Люди страдали от сильных болей в руках и ногах. Они приходили в Прилуцкую обитель, прося святого предстоятеля об облегчении болей и исцелении. По молитве заступника страдальцы получали исцеление.

В начале XV в. в Вологду пришёл отряд племени вятичей. Они грабили город и его окрестности, а также вошли в Спасский монастырь. Ворвавшись в соборный храм, один из солдат попытался сорвать покров с гробницы игумена. Но в тот же момент его отбросила невидимая сила. От удара об пол злодей умер, а других налетчиков охватил страх и трепет. Их предводитель велел вернуть все ценности в обитель и уйти, отпустив всех пленных монахов.

Ещё множество чудес происходило по молитве святому Димитрию. Весть о них распространилась по всей русской земле. На Московском церковном соборе 1457 г. было принято общецерковное прославление преподобного чудотворца. Особым почтением прилуцкий старец пользовался у Ивана III. Московский правитель приезжал в вологодский монастырь перед походом на Казань.

Здесь ему преподнесли в дар небольшой образ преподобного мужа. А через несколько лет Великий князь прислал в обитель икону преподобного Димитрия, с которой в царское время совершался ежегодный крестный ход. Жители Вологды считают основателя Спасской обители небесным покровителем и заступником всего их края.

Читать еще:  Евстафий Плакида: житие и биография святого, чем помогает и о чем молятся

В чем помогает святой игумен

В Спасский Прилуцкий монастырь приезжают люди, чтобы просить небесного заступника о помощи в следующих случаях:

  • решении долговых споров;
  • избавлении от алкогольной зависимости;
  • поиске правильного жизненного пути;
  • попытке избежать греховных соблазнов;
  • тяжёлой физической и душевной болезни.

Интересно: в дореволюционное время первый прилуцкий настоятель считался покровителем купцов и торговцев.

Лик святого

Иконография игумена Димитрия начала складываться в начале XV столетия. Первое иконописное изображение располагалось у гробницы святого мужа, и было написано его современником Дионисием Глушицким. Образ не сохранился до настоящего времени, но исследователи полагают, что он представлял собой поясное изображение.

Именно этот святой лик вологодцы вынесли на центральную городскую площадь в Смутное время, прося покровителя о заступничестве. На основе иконы Глушицкого были созданы последующие святые образы, на которых игумен предстает почтенным старцем с волосами, покрытыми сединой. При этом она почти не тронула бороды.

Он одет в монашеское одеяние, схиму и куколь. В левой руке предстоятель держит свиток, а правую кисть складывает в благословляющем жесте. Большинство изображений святого мужа XV столетия представляют собой многофигурные композиции, на которых помимо игумена изображались византийские и русские святые предстоятели.

Самым известным иконописным изображением преподобного Димитрия Прилуцкого является житийная икона, созданная Дионисием в начале XVI в. Вокруг центрального поясного лика, заимствованного у иконописца Глушицкого, расположены 16 клей, которые рассказывают о событиях из жизни игумена. Они начинаются от пострижения Димитрия в монахи, и заканчиваются сценами чудесных деяний, произошедших после его преставления.

Интересно: в настоящее время оригинал иконы находится в Вологодском историко-архитектурном музее. Но её списки можно увидеть во многих православных храмах.

Святыни в честь Димитрия

В России находятся 19 храмов во имя преподобного игумена. Большинство из них находятся в Вологодской области. Старейшим храмом является Никольский собор, возведённый на центральной площади Вологды в конце XVIII в. В нём в память о деревянной Дмитриевской церкви был освящён одноимённый придел в честь святого мужа.

По три храма находятся на родине чудотворца в Ярославской области, а также в Костромской земле. В Российской столице в начале прошлого столетия на территории современного района Хамовники был возведён однопрестольный храм в честь вологодского чудотворца.

Преподобный Димитрий Прилуцкий — пример истинного христианина, осознанно выбравшего тяжёлый путь служения Господу и людям. Его смирение и истинное человеколюбие сделало его одним из самых почитаемых православных святых предстоятелей.

Дмитрий Прилуцкий

Дмитрий Прилуцкий стал одним из истинных подвижников православной веры. Этот человек, наделенный редким даром и внутренней силой, был послан на нашу землю во времена тяжелых испытаний. Святой сделал немало для того, чтобы направить свой народ на праведный путь, очистить от греха. Его жизнь стала примером настоящего духовного подвига и самопожертвования во имя Бога.

Биография Дмитрия Прилуцкого подробным образом освещается в работе монаха Макария, ставшего преемником преподобного на посту игумена. Уже не один век старинное литературное произведение, имеющее более 200 списков и несколько редакций, хранится в Вологодском государственном музее-заповеднике.

Начало жизненного пути и постриг в монахи

Будущий Святой был рожден в богатой купеческой семье в начале XIV века. Его родители жили в селе Веслево, недалеко от Переславля-Залесского.

Автор «Жития» повествует о том, что с ранних лет Дмитрия отличали спокойный нрав и необыкновенное смирение. Мальчик, которому была чужда мирская суета, не хотел продолжать родительское дело и видел свое предназначение в другом. Дмитрий рано научился читать, затем приступил к знакомству с церковной литературой.

Став отроком, он покинул отчий дом и отправился в Горицкий монастырь. В этой обители, расположенной неподалеку от его родных мест, юноша принял монашеский постриг и получил имя Димитрий. С этой поры началось его верное служение Господу, длившееся до последнего дня жизни.

Преподобный отличался редкой внешней красотой, которую считал злом и ниспосланным ему испытанием. Именно поэтому он всячески скрывал лицо от посторонних глаз. Димитрий постоянно носил куколь, придерживался строгого поста, занимался тяжелым физическим трудом. Он почти не общался с мирянами и никогда не разговаривал с женщинами.

Сохранилась история о том, как одна прихожанка, наслышанная о красоте и целомудрии Димитрия, попыталась увидеть его лицо и ворвалась к нему в келью. За свой греховный поступок она получила наказание в виде внезапной обездвиженности. Выздороветь женщина смогла только после того, как Святой простил ее за дерзость и прочел исцеляющие молитвы.

Игуменство в Никольской мужской обители

С первых дней своего иночества Димитрий отличался особым послушанием, неуклонным соблюдением всех Божьих заповедей. Через некоторое время после принятия монашества он был посвящен в иерейский сан. Вскоре по инициативе преподобного была возведена церковь Николая Чудотворца, при которой основали мужскую монашескую общину.

Уже в это время Димитрия Прилуцкого стали почитать как Святого. За его советом и благословением каждый день приходили люди, многие из которых принимали решение навсегда остаться в Никольской обители и посвятить себя Богу.

Особо значимым в жизни Преподобного стало знакомство с Сергием Радонежским, основателем Троицкого монастыря, которое состоялось в 1354 г. Никольский игумен часто приезжал в Троицкую обитель, где подолгу вел с Сергием глубокомысленные духовные беседы.

Вести о необыкновенной святости настоятеля наполнили всю русскую землю и вскоре достигли Москвы. В знак особого уважения великий князь Дмитрий Иванович попросил преподобного стать крестным отцом своего сына Василия. Святой исполнил данную просьбу, однако слава, внимание и почет, последовавшие за этим, стали тяготить его душу.

Получив благословение Сергия Радонежского, Димитрий отправился со своим единственным учеником Пахомием в вологодскую землю. Здесь духовные братья надеялись обрести внутренний покой и уединиться для молитвенных бесед с Господом.

Возведение Спасо-Прилуцкого храма в Вологде

Стремясь к молчаливому уединению, Димитрий и Пахомий сначала решили обосноваться в малолюдном месте недалеко от реки Лежи. Монахи возвели небольшую церковь во имя Воскресения Христа, однако вынуждены были покинуть эту территорию. Причиной стали местные жители, боявшиеся потерять свои земельные наделы после организации нового монастыря.

Смирившись с такой ситуацией, преподобный и его ученик отправились в Вологду, рядом с которой впоследствии построили деревянный храм. Известно, что многие местные крестьяне разделили их желание распространять православную веру и охотно отдали часть своих земель под строительство обители. В дальнейшем она получила название Спасо-Прилуцкого Дмитриева монастыря, а Димитрий стал его игуменом.

Когда преподобный обосновался в вологодских землях, благая новость распространилась повсеместно. Многие его ученики оставили Никольскую обитель и перебрались в Спасо-Прилуцкий монастырь. Все братья, принятые игуменом, отличались глубокой верой. Сам настоятель проявлял редкое милосердие и внимание к ближним:

  • безвозмездно раздавал пищу нищим, голодным;
  • принимал уставших странников;
  • беседовал с каждым человеком, нуждающимся в утешении;
  • благословлял на благие дела, давал мудрые советы.

Преподобный всегда старался молиться наедине, для чего в храме было отведено специальное место. Старец строго воздерживался в еде. Он постоянно употреблял просфору с теплой водой и удивлял других тем, что даже в праздники не принимал вино с рыбой. В любое время года он носил один и тот же старый тулуп из овчины, выполнял вместе с братией самую тяжелую работу.

Полностью соответствуя канонам православной веры, Димитрий Прилуцкий проявлял полное бескорыстие и не стремился к земным благам. Когда великий князь Дмитрий Иванович присылал ему богатые дары, а местные жители жертвовали средства на возведение монастыря, он раздавал значительную часть денег бедным людям. Святой справедливо полагал, что они нуждаются в них намного больше.

Чудеса и пророчества Димитрия Прилуцкого

Преподобный старец получил от Господа ценный дар, позволяющий ему читать человеческие души, а также предвидеть многие важные события. Наиболее известны такие чудеса и пророчества Димитрия:

  • родной брат Святого, который унаследовал отцовское богатство, обзавелся большими долгами и впал в крайнюю нищету. Желая улучшить свое материальное положение, он попросил у преподобного благословить его на торговлю с языческими народами. Получив хорошую прибыль, купец решил повторить выгодную сделку с дикими племенами еще несколько раз, однако брат-провидец предупредил его о возможной гибели. Не поверив, торговец вновь отправился в поездку, из которой так и не вернулся живым;
  • однажды один человек по имени Илья, желая оказать помощь Спасо-Прилуцкому монастырю, принес для братии продукты. Игумен не позволил взять их, так как увидел, что дома у этого христианина осталась голодная семья. Он посоветовал Илье отнести пищу домой и накормить своих родных, а то, что останется, отдать в храм. Поняв, что поступил неправильно, этот человек все же уговорил Димитрия принять его дары и пообещал в будущем не повторять подобную ошибку;
  • старец сумел в точности предсказать смерть князя Дмитрия Донского еще до того, как о ней стало известно во всем государстве. Это произошло в 1389 году, весной, когда преподобный Дмитрий Прилуцкий трудился вместе с братьями возле обители. Внезапно он прослезился и сказал, что благоверного великого князя больше не тревожит суетное житие. После этого игумен стал молиться об упокоении души новопреставленного. Печальное известие о кончине московского правителя пришло только спустя несколько дней и подтвердило правоту Святого.

Будучи духовно просветленным, Димитрий также знал о времени собственного ухода из жизни. Почувствовав близость неизбежной кончины, игумен принял решение оставить после себя хорошего преемника, которым стал преданный ученик Пахомий. Когда опечаленные монахи спросили своего наставника, где надлежит похоронить его тело, подвижник отвечал им: «Бросьте в болото и затопчите ногами».

Читать еще:  Василий Рязанский - житие и биография святителя, мощи, почитание и память

Кончина преподобного и посмертные чудеса

В 1392 году, в феврале, братья Спасо-Прилуцкого монастыря ощутили ночью необычное благоухание, которое распространялось по всем помещениям. Поспешив к келье Святого Димитрия, они обнаружили его тело бездыханным. Лицо новопреставленного при этом сияло блаженством и неземным светом.

Оплакав своего мудрого наставника, монахи похоронили его в Спасской церкви. Над местом последнего земного пристанища преподобного они установили деревянную гробницу.

В конце XIX столетия над могилой старца появилась литая медная сень. Его мощи никогда не переносились в другое место и по-прежнему находятся в нижнем храме монастыря.

Через несколько лет после своей кончины Димитрий Прилуцкий начал являть многие посмертные чудеса:

  • одна богобоязненная вдова по имени Антонина перестала владеть рукой и ослепла на один глаз. Помолившись преподобному, она увидела его во сне и узнала, что ей нужно делать для своего выздоровления. Выполнив все указания, женщина навсегда избавилась от мучивших недугов;
  • в 1408–1409 гг. вологодская земля подверглась страшной эпидемии, которую удалось остановить только благодаря молитвам к святому подвижнику;
  • в начале XV в. на Вологду напали племена вятичей, которые грабили и разрушали город. Пытаясь зайти в Спасский монастырь и похитить его ценности, они были отброшены невидимой силой, после чего в ужасе бежали и отпустили из плена всех монахов.

Однажды на территории Спасо-Прилуцкой обители сгорели две церкви. Братия приступила к возведению нового храма, однако не могла найти достаточно средств для осуществления строительства. Один из иноков увидел во сне, как святой старец носит к церкви бревна, а вокруг него распространяется неземное свечение. После этого знака, который послал монаху Димитрий, работы пошли быстрее, благополучно решились все проблемы, и уже через краткий период времени новая церковь открылась для прихожан.

На протяжении нескольких веков преподобный считался покровителем купцов и торговцев, не прибегающих к получению нечестной прибыли. Также у его гроба исцелялись многие люди, одержимые нечистыми силами.

Иконы и храмы святого молитвенника

Иконописные изображения игумена Димитрия появились еще в начале XV века. Известно, что впервые образ святого старца написал Дионисий Глушицкий. Эта картина некоторое время располагалась у надгробия чудотворца, однако до наших времен не сохранилась.

В первой половине XVI столетия Дионисий Глушицкий также сотворил житийную икону преподобного Димитрия Прилуцкого. Вокруг центрального лика можно увидеть 16 фрагментов, рассказывающих о важных событиях из жития Святого. На них изображены пострижение в монахи, чудесные деяния Димитрия. Сегодня оригинал этой иконы хранится в историко-архитектурном музее Вологды. Существуют многие списки лика преподобного, находящиеся в православных храмах России и других стран.

На иконах Димитрий Прилуцкий изображается седовласым старцем, одетым в монашескую одежду, схиму и куколь. Его левая рука держит свиток с духовными поучениями, а правая сложена в благословляющем жесте. На многих картинах, помимо преподобного, имеются изображения византийских и русских святых предстоятелей.

На территории России во имя святого игумена возведено 19 храмов, большая часть из которых пребывает в Вологодской области. Старейший среди них – Никольский собор, украшающий собой центральную площадь Вологды. Еще 3 храма построены на родине провидца, в Ярославской области, а также в Костромских землях. В начале прошлого века в Москве был возведен однопрестольный храм в честь святого чудотворца.

О чем просят старца православные христиане

К преподобному Димитрию Прилуцкому обращаются в разных случаях:

  • во время физических и душевных болезней;
  • при разрешении долговых споров;
  • при финансовых трудностях;
  • в крайней бедности;
  • при наличии зависимости от алкоголя, наркотиков;
  • при одержимости бесами;
  • при желании укрепить свою веру.

Святой помогает избавиться от проблем на работе, укрепляет человеческий дух в борьбе с греховными соблазнами, защищает от нападения грабителей. Молятся ему люди, желающие честно трудиться и избежать возникновения препятствий на пути к своей цели.

Датами, когда православная церковь чтит память Димитрия Прилуцкого, являются 24 февраля и 16 июня. Для того чтобы быть услышанными и получить светлую помощь преподобного старца, христиане читают акафист и другие специальные молитвы к Святому. Обращаются к чудотворцу и собственными словами, которые зарождаются глубоко в душе верующего человека.

Религия

Димитрий, игумен Прилуцкий, Вологодский, преподобный

общерусский святой, основатель Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, память 11/24 февраля, 3/16 июня

Дата рождения: начало XIV в.
Место рождения: г.Переславль-Залесский
Дата смерти: 11.02.1392
Место смерти: Спасо-Прилуцкий монастырь

(Начало XIV в., Переславль-Залесский – 11.02.1392, Спасо-Прилуцкий монастырь)

Общерусский святой, основатель Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря.

Родился в г.Переславль-Залесском «от богатых и благочестивых родителей купеческого звания», – сообщает нам его житие. Некоторые исследователи уточняют: родился в деревне Веслево под Переславлем-Залесским в богатой купеческой семье Покропаевых. Мирское имя его неизвестно. С детства Дмитрий был обучен грамоте, что в то время было делом довольно редким. Не исключено, что родители готовили его к церковной карьере, хотя житие свидетельствует, что они «смотрели на своего сына как на будущего купца».

Юношей Дмитрий оставил дом и постригся в Переславском «святыя Богородица» Нагорном монастыре, который находился рядом (в двух верстах) с городом (ныне – Переславль-Залесский Ярославской области). Очень быстро Дмитрий достиг священнического сана. Время пребывания Дмитрия в этом монастыре неизвестно, но вскоре недалеко он создал свой монастырь с общежительным уставом – Переславский Николаевский, что на Болоте. Из-за ревностного соблюдения постов, строгой иноческой жизни и добродетельного отношения к окружающим имя Дмитрия скоро стало известно далеко за пределами Переславля-Залесского. Дмитрий становится духовным другом известного подвижника того времени – Сергия Радонежского, монастырь которого находился в 60 верстах от монастыря Дмитрия. Впервые встретились они в 1354 г., когда Сергий пришел в Переславль к епископу Афанасию. «Оба одинаково были озабочены учреждением иноческого общежития, у обоих в подвижнической жизни могли быть опыты и наблюдения, случаи и обстоятельства, взаимное сообщение и обсуждение которых было полезно для того и другого», – пишет И.Верюжский. Дмитрий часто приходил к Сергию в его обитель, и они подолгу беседовали.

Подвижник был замечен также и великим князем московским Дмитрием, получившим позднее прозвище Донской, который пригласил его к себе, чтобы он стал воспреемником при крещении одного из его сыновей. Это сделало Дмитрия заметной политической фигурой.

Однако, как свидетельствует житие, мирская слава тяготила Дмитрия, и он вместе со своим учеником Пахомием оставил монастырь и отправился на Север для создания новой обители. Первую попытку ее создания они сделали в местности под названием Авнега. «Странники пришли на реку Лежу и устроили себе хижину неподалеку от впадения в нее речки Великой, верстах в 30-ти от г. Вологды… Здесь надеялись они тихо и безмолвно проводить свои дни в служении Богу и своими руками вдвоем поспешили построить небольшую церковь в честь Воскресения Христова» (в XVIII в. здесь был построен каменный храм. В настоящее время это село Воскресенское Грязовецкого района Вологодской области). Однако попытка создания монастыря окончилась неудачей. К ним явились крестьяне, проживавшие в этой местности, и заявили: «Отче, не угодно и тебе, и нам твое пребывание здесь». Житие объясняет подобное настроение «невежественных» жителей Авнеги тем, что они испугались возможного закабаления их создаваемым монастырем. Но так ли это? Примерно в это же время в данной местности уже создавался монастырь Стефаном Махрищским. Возможно, именно это повлияло на уход Дмитрия.

Дмитрий с Пахомием двинулись дальше и пришли в г.Вологду. Это произошло в 1371 г. По местному преданию, они жили какое-то время на пустынном левом берегу реки Вологды, напротив города (сейчас на этом месте находится церковь Дмитрия Прилуцкого), а затем прошли чуть дальше и на белозерской дороге у переправы через р.Вологду, около которой стояло село Выпрягово, основали свой монастырь. Река Вологда в этом месте делает большой изгиб – излучину, поэтому монастырь и его основатель получили именование «Прилуцкий», а само село в настоящее время называется Прилуки.

Вскоре в монастыре был воздвигнут храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. К Дмитрию стали приходить монахи, в том числе и из старого Переславского монастыря. Как пишет Н.И.Суворов, «внешнее благосостояние обители обеспечено было частью щедротами великого князя Дмитрия Ивановича, который, узнав о новом местопребывании любимого своего старца, послал ему все необходимое для монастыря, частью усердными приношениями жителей Вологды и в особенности… христолюбивцев села Прилуцкого Илии и Исидора Выпряга». Связь монастыря с московскими князьями породила один интересный обычай. Вплоть до 1645 г. после дня памяти преподобного Дмитрия (11/24 февраля) игумен монастыря ездил в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освященной на праздничном молебне, и просфоры.

Дмитрий как подвижник прославился, прежде всего, заботой о бедных и милосердием к слабым. Обитель была расположена на большой дороге, которая вела в Белозерье, в Пермь и далее на Север, и по ней почти ежедневно проходило и проезжало много людей. По мере своих сил монастырь привечал всех. «Преподобный… считал себя должником перед всеми, – читаем мы у И.Верюжского, – и потому в обители его все находили себе приют, успокоение, и никому ни в чем не было отказу. Мало того, что в своем монастыре преподобный Дмитрий старался помочь каждому по мере его нужды, ухаживал за больными и молитвами своими возвращал им здоровье, одевал и кормил бедных, прощал им долги, платил за них другим заимодавцам, но нередко сам ходил в город, чтобы защитить невинных и ходатайствовать перед судьями за угнетенных».

Читать еще:  Житие великомученика Трифона – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Дмитрий провел в основанном им Спасо-Прилуцком монастыре более 20-ти лет, «достиг маститой старости, лета покрыли сединой его главу, посты, бдения и труды изнурили телесные силы его». Перед смертью Дмитрий назначил своего преемника: игуменом монастыря он благословил быть своего ученика Пахомия, вместе с которым пришел из Переславля.

Умер Дмитрий в ночь на 11 февраля 1392 г., похоронен в монастырской церкви.

Почитание святого началось почти сразу же после его смерти. Автором Жития преподобного Дмитрия стал игумен Спасо-Прилуцкого монастыря Макарий, который при его написании основывался на устных рассказах Пахомия – второго после Дмитрия игумена монастыря. Всего известно более 200 рукописных списков Жития. Самый древний из них относится к 1494 г. Особо почитался святой в Вологде, где считался защитником города.

В XV–XVI вв. Спасо-Прилуцкий монастырь стал одним из самых крупных и известных на Европейском Севере, а его основатель продолжал оставаться одним из покровителей московских князей, а затем и русских царей. Иван III брал в поход на Казань чудотворную икону Дмитрия Прилуцкого, а Иван IV в 1522 г. затребовал хранившийся в монастыре Киликийский крест. Великие князья и цари ездили в монастырь на богомолье. Игумены монастыря присутствовали в Москве на соборах по избранию нового царя: в 1598 г. – Бориса Годунова, в 1613 г. – Михаила Романова.

С XVI в. в монастыре началось каменное строительство. В 1537–1542 гг. на месте деревянной церкви был воздвигнут величественный каменный собор Происхождения Честных Древ Животворящего Креста. Вслед за собором в XVI в. появились каменные настоятельские кельи с обширной трапезной и с Введенской церковью. В середине XVII в. монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, превратившими его в сильную крепость. В монастыре имелись книгописная и иконописная мастерские, велось летописание. На территории монастыря похоронен святой Игнатий Прилуцкий, в составе монастырской братии начинал свою подвижническую деятельность преподобный Феодосий Тотемский.

Спасо-Прилуцкий монастырь был закрыт в мае 1926 г. В 1930-е гг. в нем находился пересыльный пункт для раскулаченных, которых перевозили далее на Север, в 1950–1970-е гг. он был занят под военные склады. С 1979 г. монастырь стал филиалом Вологодского краеведческого музея, а с 1991 г. вновь открылся как действующий монастырь.

Литература

Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей церковью и местночтимых. – Вологда, 1880. – С. 104–130.

Житие преподобного отца нашего Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца / Перевод, послесловие и комментарии Т.Н.Украинской. – Вологда, 1996.

Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря (составленное в 1844 г. П.Савваитовым, исправленное и дополненное в 1884 г. Н.И.Суворовым). – Вологда, 1884.

Житие Дмитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского. Тексты и словоуказатель. – СПб., 2003.

Источник: Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет «Вологодская энциклопеция». —
Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. — 568 с. — ISBN 5-87822-271-X

Преподобный Димитрий Прилуцкий

Родился святой Дмитрий в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Приняв монашеский постриг в Нагорном Борисоглебском монастыре, святой основал Никольский общежительный монастырь на берегу Плещеева озера близ города Перелсавля, и стал его игуменом.

Во мно­гих сво­их при­выч­ках он под­ра­жал святителю Иоан­ну Зла­то­усто­му. В том чис­ле он не лю­бил при­ни­мать по­че­стей от слуг, но все­гда но­сил в сво­ем серд­це сми­рен­но­муд­рие и раз­мыш­лял о бу­ду­щем ве­ке, о су­де Бо­жи­ем, о воз­да­я­нии каж­до­му че­ло­ве­ку по его де­лам, о Цар­ствии Небес­ном, ра­до­сти пра­вед­ных и рай­ском бла­жен­стве.

Вос­при­няв из книг Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов мысль, что все в этом ми­ре ско­ро­пре­хо­дя­ще, свя­той оста­вил су­ет­ный мир, про­ник­ся стра­хом Бо­жи­им и сде­лал­ся мо­на­хом в Го­риц­ком мо­на­сты­ре Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы в том же го­ро­де Пе­рея­слав­ле.

Он мно­го по­тру­дил­ся над при­об­ре­те­ни­ем доб­ро­де­те­лей, имен­но ду­хов­но­го трез­ве­ния, мо­лит­вы, чи­сто­ты, глу­бо­ко­го сми­ре­ния и люб­ви ко всем лю­дям, и тру­ды его ста­ли при­но­сить спа­си­тель­ные пло­ды, так как он был за­нят ис­пол­не­ни­ем за­по­ве­дей Гос­под­них и днем, и но­чью. Он был це­ло­муд­рен и чи­стым серд­цем стре­мил­ся к Бо­гу, то есть жил по­доб­но Ан­ге­лу.

Бла­жен­ный стре­мил­ся по­знать то, что со­зер­ца­ют Ан­ге­лы и что до­ступ­но толь­ко лю­бя­щим Бо­га. И его за его доб­ро­де­те­ли по­лю­би­ли и ино­ки, и про­стые лю­ди. За­тем Бог спо­до­бил его при­нять дар свя­щен­ства и быть на­став­ни­ком и учи­те­лем лю­дям, что он ис­пол­нял, как ис­пол­ня­ет хо­ро­ший во­ин, уго­жда­ю­щий сво­е­му гос­по­ди­ну.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. В то вре­мя свя­той отец наш Сер­гий устра­и­вал мо­на­стырь Свя­той Тро­и­цы вбли­зи Ра­до­не­жа и по во­ле Бо­жи­ей ввёл там об­ще­жи­тель­ный устав. Свя­той Ди­мит­рий имел обы­чай ча­сто по­се­щать свя­то­го Сер­гия и бе­се­до­вать с ним во Хри­сте о том, как управ­лять мо­на­сты­рем, чтобы при­ве­сти к Бо­гу Его из­бран­ных.

С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича. Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север.

В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше.

Преподобный Димитрий Прилуцкий Вологодский чудотворец

Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно.

В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы.

Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы.

Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Господь наделил Своего угодника даром прозорливости.

Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1392 года. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим, келлия же была исполнена чудного благоухания.

Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в ХV столетии почитание его распространилось по всей Руси. Не позднее 1440 года, на основании рассказов ученика Димитрия, игумена Пахомия, прилуцкий инок Макарий написал его житие (Великие Минеи-Четьи, 11 февраля по ст. ст.)

ДИМИТРИЮ ПРИЛУЦКОМУ

Тропарь, глас 1

Свыше от Бога, преподобне, / благодать приял еси духовную, /
и от Него убо познался еси, блаженне, / Того ради и ты духом познал еси лучшая Его, /
будущаго века пребывание, / и постнически испытався во своих обителех. /
И ныне со ангели ликовствуя, / Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием: /
Слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, /
слава Действующему тобою всем исцеления.

Иной тропарь, глас 1

Свыше от Бога, преподобне, / благодать приял еси, Димитрие преславне, /
и Того силою укрепляем, / Евангельски ходити изволил еси, /
отонуду же и от Христа возмездие трудов обрете, всеблаженне, /
Егоже моли / спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

От юности, преподобне, крест твой взем, Христу последовал еси, /
в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя. /
Темже и Всевидящее Око твоя труды видев, /
чудесы тя прославляет, и всех звати тебе научает: /
радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Иной кондак, глас 3

Жезлом, святе Димитрие, от Бога данным ти, /
люди своя упасе на пажитех закона живоносна, /
зверя же невидимаго шатание сокруши под нозе тебе поющих, /
яко да в бедах тя тепла предстателя имамы.

Молитва преподобному Димитрию Прилуцкому, Вологодскому чудотворцу

О священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector