0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Арсений Каппадокийский — житие и биография, труды, дни памяти и почитание, мощи

Содержание

АРСЕНИЙ КАППАДОКИЙСКИЙ

Прп. Арсений Каппадокийский. Икона XX в. Монастырь ап. Иоанна Богослова в Суроти

Арсений Каппадокийский (ок. 1840 — 1924), архимандрит, преподобный

В миру Феодор Анницалихос, происходил из селения Фараса в Каппадокии (Малая Азия), в семье Елевферия (Анницалихоса) и Варвары (Франгопулу). В раннем возрасте он лишился родителей.

В 26 лет принял монашество в монастыре Иоанна Предтечи в Зинджи-Дере в Кесарии (совр. Кейсери, Турция), был рукоположен во диакона и направлен митр. Паисием II в Фарасу обучать детей грамоте по церковным книгам.

В 1870 году был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан архимандрита. Он совершил пять паломничеств на Св. землю, и поэтому его прозвали Хадж-эфенди.

В течение 55 лет продолжалась его пастырская деятельность в Фарасе. Он наставлял и утверждал в вере жителей греческого анклава, постоянно находившегося под угрозой уничтожения.

О. Арсений вел строгую подвижническую жизнь и получил от Господа дар прозорливости и исцеления. По его молитве, которая, по словам очевидцев, «могла пробить камень», исцелялись слепые, глухие, парализованные и бесноватые. Не только греки, но и турки считали его святым, т. к. и среди мусульман он совершал чудеса и исцелял больных. Патриархи Константинопольский и Иерусалимский хотели сделать Арсения епископом, но каждый раз он отказывался.

Надгробие на месте первоначального погребения прп. Арсения Каппадокийского. Городское кладбище г. Керкиры

Преподобный Арсений предвидел грядущие испытания — войны и исход с родной земли. В 1924 г. при переселении малоазийских греков он сопровождал свою паству и умер 10 ноября на острове Корфу, через 40 дней после прибытия в Грецию.

Мощи преподобного были перевезены сначала в г. Коницу, а затем в монастырь Иоанна Богослова в Суроти (близ Фессалоники).

Многочисленные посмертные чудеса Арсения Каппадокийского привели к его прославлению в 1986 г. в лике святых.

Молитвословия

Церковнославянский перевод песнопений из греческой службы, составленной иноком Герасимом Микраяннанитом [1].

Тропарь, глас 3

Житие́ богоуго́дное до́бре сконча́в,/ сосу́д че́стен Уте́шителя яви́лся еси́, богоно́сне Арсе́ние,/ чуде́с благода́ть прии́м,/ все́м подае́ши ско́рое вспоможе́ние,/ о́тче преподо́бне,/ Христу́ Бо́гу моли́ся// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4

Каппадоки́и новосажде́нный цвет/ и доброде́телей многоче́стный сосу́д,/ свята́го Арсе́ния воспои́м,/ сей бо я́ко А́нгел во пло́ти жи́тельствовав,/ сожи́тель бысть всем святы́м,/ с ни́миже предстои́т всегда́ Христу́// моля́ [2] дарова́ти нам согреше́ний проще́ние.

Литература

  • Παΐσιος ῾Αγιορείτης, γέροντας. ῾Ο Πατήρ ̓Αρσένιος ὁ Καππαδόκης. Σουρωτή Θεσσαλονίκης, 1975;
  • Паисий Святогорец, старец. Преподобный Арсений Каппадокийский. Серг. П., 1997.
  • Λέκκος Ε. Π. Εὐαγγελιστοῦ ̓Ιωάννου Θεολόγου Σουρωτῆς // Τά μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. T. 1. Σ. 72-74.

Использованные материалы

  • Мон. Елена (Хиловская). Арсений Каппадокийский // Православная энциклопедия, т. 3, с. 430-431:
    • http://www.pravenc.ru/text/76292.html

[2] Слово «моля́», отсутствующее в источнике, но явно недостающее по смыслу, добавлено пользователем д. Александр Васильев

Преподобный Арсе ́ ний Каппадокийский архимандрит

Дни памяти

Житие

Свя­той Ар­се­ний Кап­па­до­кий­ский ро­дил­ся в се­ле Фа­ра­са в Кап­па­до­кии (М. Азия) око­ло 1840 го­да, во Свя­том Кре­ще­нии маль­чи­ка на­рек­ли Фе­о­до­ром. В ран­нем воз­расте он ли­шил­ся ро­ди­те­лей: Елев­фе­рия и Вар­ва­ры. По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в се­ми­на­рии в Смирне (Из­мир). В 26 лет он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в мо­на­сты­ре Иоан­на Пред­те­чи в Зин­джи-Де­ре в Ке­са­рии (Тур­ция), там был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и на­прав­лен мит­ро­по­ли­том Па­и­си­ем II в Фа­ра­су обу­чать де­тей гра­мо­те по цер­ков­ным кни­гам. В 1870 г. Ар­се­ний Кап­па­до­кий­ский был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та. Он со­вер­шил пять па­лом­ни­честв на Свя­тую зем­лю, и по­это­му его про­зва­ли Хаджи-эфен­ди. Пас­тыр­ская де­я­тель­ность свя­то­го Ар­се­ния про­дол­жа­лась в Фа­ра­се 55 лет. Он на­став­лял и утвер­ждал в ве­ре жи­те­лей гре­че­ско­го ан­кла­ва, по­сто­ян­но на­хо­див­ше­го­ся под угро­зой уни­что­же­ния.

Св. Ар­се­ний вел стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь и по­лу­чил от Гос­по­да дар про­зор­ли­во­сти и ис­це­ле­ния. По его мо­лит­ве, ко­то­рая, по сло­вам оче­вид­цев, «мог­ла про­бить ка­мень», ис­це­ля­лись глу­хие, сле­пые, па­ра­ли­зо­ван­ные и бес­но­ва­тые. Не толь­ко гре­ки, но и тур­ки счи­та­ли Ар­се­ния Кап­па­до­кий­ско­го свя­тым, т. к. и сре­ди му­суль­ман он со­вер­шал чу­де­са и ис­це­лял боль­ных. Пат­ри­ар­хи Кон­стан­ти­поль­ский и Иеру­са­лим­ский хо­те­ли сде­лать св. Ар­се­ния епи­ско­пом, но он каж­дый раз от­ка­зы­вал­ся.

Он пред­ви­дел гря­ду­щие ис­пы­та­ния, вой­ны и ис­ход с род­ной зем­ли. В 1924 г. при пе­ре­се­ле­нии ма­ло­азий­ских гре­ков он со­про­вож­дал свою паст­ву и умер через 40 дней по­сле при­бы­тия в Гре­цию, на ост­ро­ве Кор­фу. Мо­щи св. Ар­се­ния бы­ли пе­ре­ве­зе­ны сна­ча­ла в г. Ко­ни­цу, а за­тем в мо­на­стырь Иоан­на Бо­го­сло­ва в Су­ро­ти (близ Фес­са­ло­ни­ки). Мно­го­чис­лен­ные по­смерт­ные чу­де­са св. Ар­се­ния Кап­па­до­кий­ско­го при­ве­ли к его про­слав­ле­нию в 1986 г. в ли­ке свя­тых.

Творения в библиотеке

  • О чтении Псалтири в разных случаях

Труды о святом в библиотеке

  • Ο αγιοσ Αρσενιοσ ο Καππαδοκησ (преподобный Паисий Святогорец (Эзнепидис))
  • Святой Арсений Каппадокийский (преподобный Паисий Святогорец (Эзнепидис))
  • Святой, чья молитва рассекала камень. Преподобный Арсений Каппадокийский ()
  • Старец Арсений Каппадокийский (митр. Афанасий Лимасольский)

Молитвы

Тропарь преподобному Арсению Каппадокийскому , глас 3

Житие́ богоуго́дное до́бре сконча́в,/ сосу́д че́стен Уте́шителя яви́лся еси́, богоно́сне Арсе́ние,/ чуде́с благода́ть прии́м, всем подае́ши ско́рое вспоможе́ние,/ о́тче преподо́бне,/ Христу́ Бо́гу моли́ся// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Жизнь богоугодную прекрасно завершив, ты стал почитаемым вместилищем Утешителя, Богоносный Арсений, получив благодать чудотворений, ты всем подаешь быструю помощь, отче преподобный, Христу Богу молись даровать нам великую милость.

Житие святого Арсения Каппадокийского

Прп. Арсений Каппадокийский. Икона XX в. Монастырь ап. Иоанна Богослова в Суроти

Арсений Каппадокийский
(ок. 1840 — 1924), архимандрит, преподобный Память 28 октября (Греч.)

В миру Феодор Анницалихос, происходил из селения Фараса в Каппадокии (Малая Азия), в семье Елевферия (Анницалихоса) и Варвары (Франгопулу). В раннем возрасте он лишился родителей.

Получил образование в семинарии в Смирне (совр. Измир).

В 26 лет принял монашество в монастыре Иоанна Предтечи в Зинджи-Дере в Кесарии (совр. Кейсери, Турция), был рукоположен во диакона и направлен митр. Паисием II в Фарасу обучать детей грамоте по церковным книгам.

В 1870 году был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан архимандрита. Он совершил пять паломничеств на Св. землю, и поэтому его прозвали Хадж-эфенди

В течение 55 лет продолжалась его пастырская деятельность в Фарасе. Он наставлял и утверждал в вере жителей греческого анклава, постоянно находившегося под угрозой уничтожения.

О. Арсений вел строгую подвижническую жизнь и получил от Господа дар прозорливости и исцеления. По его молитве, которая, по словам очевидцев, «могла пробить камень», исцелялись слепые, глухие, парализованные и бесноватые. Не только греки, но и турки считали его святым, т. к. и среди мусульман он совершал чудеса и исцелял больных. Патриархи Константинопольский и Иерусалимский хотели сделать Арсения епископом, но каждый раз он отказывался.

Надгробие на месте первоначального погребения прп. Арсения Каппадокийского. Городское кладбище г. Керкиры

Преподобный Арсений предвидел грядущие испытания — войны и исход с родной земли. В 1924 г. при переселении малоазийских греков он сопровождал свою паству и умер 10 ноября на острове Корфу, через 40 дней после прибытия в Грецию.
Мощи преподобного были перевезены сначала в г. Коницу, а затем в монастырь Иоанна Богослова в Суроти (близ Фессалоники).

Многочисленные посмертные чудеса Арсения Каппадокийского привели к его прославлению в 1986 г. в лике святых.

Жизнеописание

Маленький Феодор появился на свет около 1840 г. в Фарасах (Каппадокия), родители не были богатыми, но обладали добродетельными качествами характера. Отца звали Елевферием, он работал простым учителем, матушка носила имя Варвары. Феодор и его кровный брат Власий рано потеряли родителей, опекуном стала тетя, также жившая в Фарасах.


Преподобный Арсений Каппадокийский

  • Еще в детстве будущий святитель проявил интерес к духовной жизни и монашеству. Власий же, повзрослев, стал учителем музыки, в своих сочинениях он прославлял Господа. В подростковом возрасте Феодор уехал учится в город Нигди, а после отправился в университет в Смирне. Когда он возвращался домой на каникулы, любил проводить занятия с детьми из родных Фарас. Учителем Феодор был строгим, но справедливым. После окончания учебы молодой человек отправился в Кесарию Каппадокийскую.
  • В 26 лет он поселился в обители города Флавиады, здесь Феодор принял постриг и получил духовное имя Арсения (мужественный). Однако святитель недолго был в уединении, вскоре митрополит рукоположил его во диакона и благословил на обучение грамоте детей из бедных семей. Арсений прибыл на родину и с большим воодушевлением стал исполнять свой учительский долг, но это приходилось делать втайне, так как туркам были ненавистны христиане.
  • Еще не достигнув 30-летнего возраста, преподобный получил сан архимандрита. Он устремился проповедовать христианское учение, ему также приходилось собирать пожертвования с близких и дальних уголков родины. Арсений укреплял веру народа, учил их не боятся турецкого гнева, а также исцелял больных силою, полученной за годы великой практики аскетизма. Когда к святителю приводили человека, тот никогда не интересовался вероисповеданием и национальностью, но всегда стремился избавить несчастного от мучающего недуга и утвердить в этом человеке веру во Всемогущество Творца.
  • Вскоре турки сменили гнев на милость и уважение, когда святой Арсений показал им, что силою Господа умеет управлять стихией. Спустя время в родных для него местах появились протестанты, которые могли осквернить православное учение и посеять семена сомнений в здешнем народе. Однако и эти люди спустя время пришли к отцу Арсению и стали просить прощения.


Преподобный Арсений извлекает воду из святого источника

  • Обучая детей, преподобный использовал духовные практики, позволяющие развивать в них мужественность и чувственное умиротворение. Он делился с ними благочестием, ортодоксальной религиозностью, знанием о молитве и посте, а также покаянию за совершенный грех. Вскоре к отцу стали приходить взрослые и старики.
  • Интересно! Еще при жизни преподобный учитель стал в глазах народа святым чудотворцем. Однако ему не нравилось большое внимание, поэтому он пытался скрыть все божественные достоинства, спрятанные в его сердце.
    Чтобы отвести от себя излишнюю любовь, Арсений юродствовал и часто совершал странные поступки. Он стремился продемонстрировать противоположное тому, чем в действительности обладал, потому что искренне боялся гордости. Притворяясь злобным, странным и невоздержанным человеком, святой сохранил духовную непорочность, которую сумел сберечь от народной похвалы. Он всегда твердил, что чудеса совершает лишь Бог.

    Молитвословия

    Церковнославянский перевод песнопений из греческой службы, составленной иноком Герасимом Микраяннанитом [1].

    Тропарь, глас 3

    Житие́ богоуго́дное до́бре сконча́в,/ сосу́д че́стен Уте́шителя яви́лся еси́, богоно́сне Арсе́ние,/ чуде́с благода́ть прии́м,/ все́м подае́ши ско́рое вспоможе́ние,/ о́тче преподо́бне,/ Христу́ Бо́гу моли́ся// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

    Кондак, глас 4

    Каппадоки́и новосажде́нный цвет/ и доброде́телей многоче́стный сосу́д,/ свята́го Арсе́ния воспои́м,/ сей бо я́ко А́нгел во пло́ти жи́тельствовав,/ сожи́тель бысть всем святы́м,/ с ни́миже предстои́т всегда́ Христу́// моля́

    [2]
    дарова́ти нам согреше́ний проще́ние.

    Деятельность целителя

    В Фарасах и его окрестностях не было ни одного врача, поэтому задача по лечению возлагалась на святого Арсения. Преподобный мог исцелить на расстоянии, имея только какой-либо предмет больного, неспособного лично прийти в его жилье. В этих случаях отец писал утешительную записку, которую нужно было носить в ладанке.

    В самых серьезных случаях (слепота, бесноватость, немота) святитель использовал не обыкновенную молитву, но стихи из Евангелия. Чтобы исцелить больных душой, Арсений наказывал человеку прийти к нему несколько раз.

      Преподобный учитель никогда не брал оплаты за свои чудотворения, утверждая, что христианская вера в Господа не продается. Он также отказывался и от подарков, так как знал, что вокруг него процветает бедность и нищета, которая намного больше нуждается в деньгах и вещах первой необходимости. В самой церкви, где служил отец Арсений находилась специальная ниша, куда благотворители складывали свои пожертвования. Бедняки сами имели возможность взять по нужде, но никогда не превышали запросов, ибо боялись гнева Вседержителя.


    Мозаичная икона прп. Арсения в храме Суроти, Греция

  • Больных святитель принимал в своем ветхом домишке, рядом с которым находилась небольшая келья с земляным полом. Для ночлега отец использовал два одеяла, спал он очень мало, так как являлся истинным служителем, победившим эгоистические наклонности. В восточной части его кельи располагался иконостас с большим количеством святых образов и горящей лампадой. Внизу лежала овечья шкура, где преподобный долгое время простаивал на коленях в молитвенном прошении за свой народ и человечество. В келье также находилась полка с собранием священной литературы.
  • Арсений использовал два дня из семи, чтобы совершенно отгородиться от мирского и провести это время в глубокой и непрерывной молитве. Так он приобретал плоды священного действа, которые стремился распространить во вне. В дни уединения народ старался не тревожить святого монаха, но, если случалось, что необходима помощь больному, преподобный делал исключение из правил.
  • Отец был строг к себе, несмотря на ту милость, которую оказывал местному населению. Преподобный молился даже за тех людей, кто был не в состоянии обратиться к Господу и не был готов к посту. Он не наказывал свою паству, потому что в нем преобладали сильные отеческие чувства. Святой монах стремился дать человеку осознание собственных промахов и ошибок, которые тот сам в состоянии исправить и облегчить свою судьбу. Преподобный Арсений твердил, что искупление достигается делами милосердия и праведности.
  • Ежедневно святой монах питался ячменными лепешками, которые сам и готовил. Изредка в его рацион входили травы, лук и пшеничная каша, Арсений никогда не ел мяса и долгое время воздерживался от молочной продукции и рыбы. Отец не желал использовать животных, которых чрезвычайно любил, для перемещения в другие населенные пункты, ходил он босиком, но надевал обувь из уважения, когда приближались люди. Ему многократно предлагали стать епископом, но тот всегда отказывался, говоря, что слишком раздражителен для этого поста.


    Святой Арсений Каппадокийский и Паисий Святогорец

  • Собственную смерть Арсений видел заранее, накануне последнего дня он провел ночь в разговоре со своим любимым учеником. Когда его сердце остановилось (1924 г.), никого не было рядом, потому что преподобный желал полного уединения при встрече с вечностью. Его тело погребли на кладбище Керкиры.
  • Интересно! С женщинами святитель держался чрезвычайно строго, так как каждая из них, проявляя великую привязанность, старалась тем или иным угодить отцу. Они словно соперничали друг с другом в своей любви к нему. Поэтому великий служитель зачастую был груб с женщинами и не принимал от них пищи, которую он называл плохо приготовленной.
    Бедные поклонницы никогда не могли понять характер этого человека, но не забывали о великих чудесах, которые тот совершал бескорыстно.

    Путешествие Святого Арсения Каппадокийского на Афон и успение

    Прибыв на Корфу, переселенцы встретили сердечную поддержку жителей острова во главе с местным митрополитом Афинагором и пастором церкви Святого Георгия отцом Ликургосом Пападопулосом. Святой Арсений предвидел свой конец. В ночь на 8 ноября, когда он лежал на больничной койке, Богордица посетила его. Сам старец Арсений со слезами радости на следующее утро рассказал местному священнику: «Сюда пришла Богородица. Она отвела меня на Святую Гору Афон и показала все монастыри. Как вы знаете, я мечтал посетить Афон, но мечта моя так и не осуществилась. Вчера я был очень счастлив. Двадцать больших монастырей, византийских храмов, с иконами и мощами всех святых церкви, на этой земле похоронены и там забыты. Мощи святых, возносивших молитву и орошавших скиты слезами […]. Что я могу рассказать об удивительных иконах Достойно Есть, Парамифия, Геронтисса, Страшное Предстательство […]. Мое сердце, однако, оставалось с образом Иверской Божьей Матери — сама красота и изящество! […]

    Молитвенные мастерские, маленькие кельи и скиты повсюду; здесь вы постоянно слушаете молитву сердца и уходите, впитав в свою одежду ароматы рая, исходящие от мускуса и чистого пчелиного воска. […] Я не знаю, сколько часов Ее благодать продержала меня там, пока мы не услышали большой колокол Иверского монастыря с его глубоким звуком. «Они приступили к литургии; тогда Богородица привела меня обратно на Корфу, оставив за собой неземной аромат, исходящий от Ее священного тела».

    Это путешествие было великим подарком Божьей Матери старцу Арсению, верному диакону Евангелия, перед тем, как отправиться в великое путешествие в вечность.

    Ранним утром следующего дня (10 ноября) сподвижники застали старца с навсегда закрытыми глазами и крепко держащим небольшой ковчег с фрагментом мощей святого Иоанна Златоуста.

    Сохранились описания святого Паисия, который, хотя и был очень молод, но в своем уме и сердце хранил уроки святого, переживания его жизни. В октябре 1958 года старец Паисий отправился на Корфу, выкопал кости святого Арсения и перевез их в Коницу. А с 1970 года они хранятся в основанном святым Паисием женском монастыре в Суроти, недалеко от города Салоники.

    Почитание святителя

    Преподобный явил миру пример строжайшего аскетизма, за что получил от Господа дар исцелять и видеть будущее. В 1986 г. Вселенская Церковь прославила Арсения в лике святых, его останки считаются чудотворными.

    На заметку! Память преподобного отмечается 28 октября.

    После смерти слава о божественных деяниях преподобного на время исчезла из памяти народа. Почитание вернулось преподобному благодаря стараниям его духовного ученика, которого звали Паисием Святогорцем. Мощи Арсения обрели в середине осени 1958, они долгое время находились в греческом городе Коница. В 1971 г. святой Паисий создал житие своего духовного наставника.

    Сегодня останки преподобного Арсения хранятся в обители И. Богослова в городе Суроти, что на северо-западе Греции.

    Святой Арсений Каппадокийский

    Святой Арсений Каппадокийский

    Святой Арсений родился в Фарасах, Каппадокии, в 1840 году. Его родители были людьми среднего класса, искренне верующими в Бога. У них было двое детей — Власий и Теодорос. Дети с ранних лет осиротели, потеряв обоих родителей. Затем о них заботилась их тетя, сестра их матери. Теодорос (будущий святой Арсений) был спасен в молодом возрасте от утопления чудом святого Георгия. Этот инцидент определил жизни обоих детей, каждый из которых был отдан Церкви по-своему. Власий превратился в прилежного учителя византийской музыки, а Феодорос, получив образование в Нигде, а затем в Смирне, посвятил себя Христу.

    Чудеса святого Арсения

    Святой Паисий вспоминал, что вечером, после обретения мощей святого Арсения, когда он молился перед ними, он почувствовал, как его горло сжимается, как будто кто-то пытается утопить его. Тогда старец Паисий в страхе закричал: «Святой Арсений, помоги мне». И сразу две сильных руки освободили его. Но это не единственное чудо святого Арсения.

    Еще при жизни святой Арсений Каппадокийский исцелял христиан и турок. Он не различал людей, но видел в них образы Бога, а значит, своих братьев, нуждающихся в любви и терпимости.

    Бесплодные женщины рожали после того, как он читал с ними молитву или получали от него «подарок», который представлял собой лист бумаги с записанными молитвами.

    Он читал отрывки из Евангелия слепым, немым, хромым, парализованным, одержимым бесами, и они исцелялись.

    Однажды трое турок пошли грабить отца Арсения. Поскольку они слышали, что к старцу обращались много людей, они думали, что у него будет много денег, а отец их никогда в руках не держал.

    Итак, грабители отправились к отцу Арсению в среду, чтобы наверняка найти его в келье. Два вора сидели снаружи, а третий, войдя через окно, открыл дверь и просунул внутрь одну ногу. Отец Арсений в это время читал свою ночную молитву и, когда он услышал шум, то взглянул на дверь как раз в тот момент, когда грабитель просовывал одну ногу в его келью. Один лишь этот взгляд отца Арсения будто электрический ток пронзил грабителя и обездвижил половину его тела, и так одной ногой вор оказался внутри, а другой снаружи. Сам отец Арсений после этого взгляда невозмутимо продолжил свою молитву.

    Двое других грабителей, которые были снаружи, забеспокоились, когда не получили сигнала от подельника войти внутрь. Затем они увидели обездвиженного вора с застрявшей внутри кельи ногой. Они умоляли отца Арсения простить их и освободить их партнера из невидимых пут. Святой Арсений, не прерывая свою молитву, дал им знак уйти.

    Турки позже признались своим соотечественникам в том, что они пережили, и предупредили их от дальнейших попыток посягательств на святого.

    Жители Фарас всегда роптали и не понимали, почему отец Арсений, когда крестил детей, никого не слушал и давал ребенку то имя, которое хотел и выбрал сам.

    Он давал детям малоизвестные христианские и даже еврейские имена! Святой Арсений Каппадокийский не позволял крестным и родителям выбирать имя великого святого, который особо прославился. Отец Паисий, который был «жертвой» наречения святым Арсением, объясняет это так: «Отец сделал это для того, чтобы сократить пышные отмечания именин в дни великих святых, так как зачастую они оканчивались пьянством и вооруженными беспорядками. Вот почему он предпочитал имена, которые не прославляют так активно, такие как Авраам, Исаак, Аверкий, Иордан. Так празднующие небольшими группами родственники были вынуждены собираться в своем доме после Божественной литургии. Затем они шли в дом отца Арсения, рассказывающего о жизни святого, которого прославляют в этот день».

    Святой Арсений сам крестил будущего святого Паисия Святогорца, маленького мальчика из Фарас, потребовав от родителей дать ему собственное имя Арсений, а не имя его деда, Христос, как это было принято среди греков. Он сказал: «Ты хочешь почтить деда внуком, а я хочу почтить себя монахом».

    Святой Арсений, как говорил его сподвижник святой Паисий, верил и жил этой верой. Хотя он жил в миру, он никогда не позволял себе подчиняться мирским желаниям.

    Святой Арсений Каппадокийский был очень прост, потому что знал то, чего мы, кажется, не осознаем — что эгоизм отталкивает Бога. Напротив, вера и готовность к духовному приближают нас ко Христу.

    Без вдохновения веры, без пламени любви не чувствуешь приближения Христа. В настоящее время мы верим как-то лениво, как будто делаем работу по дому.

    Святой Арсений подает нам пример. Вера, сопровождаемая безразличием, проявленным без аппетита, или духовный долг, исполняемый с неохотой, не имеют никакой ценности.

    Небрежность, медлительность, лень по отношению к Богу и ближним свидетельствуют об отсутствии искренней веры. В человеке часто наблюдается следующая трагедия: он храбро предлагает свое сердце миру, а Богу — лишь остатки своих сил.

    Святой Арсений Каппадокийский, духовный отец Святого Паисия, при жизни помог многим женщинам родить ребенка. Но даже сегодня он творит чудеса, среди прочего «решая» проблему бесплодия и излечивая многие болезни.

    Бездетные пары и бесплодные женщины, у которых с медицинской точки зрения не было надежды на рождение детей, из многих городов Греции получили помощь святого.

    Путь на родину

    Вернувшись на родину, оккупированную турками, святой Арсений устроил для христианских детей тайную школу: комнату, в которой вместо парт на полу были постелены овечьи шкуры. Стоя на коленях, дети посещали занятия и этим не раздражали турок, которые думали, что те молятся.

    Когда к нему приводили «пациентов», чтобы помолиться об их здоровье, святой Арсений никогда не проверял, был ли пациент христианином или мусульманином, а только спрашивал, от каких болезней он страдает, чтобы найти соответствующую молитву.

    Святой Арсений перевел многие отрывки из Евангелия на местный диалект, а в Церкви он читал Евангелие сначала на греческом, потом на фарасском диалекте, а затем и на турецком.

    Много лет назад он чувствовал, что жители Фараса однажды уедут на родину в Грецию, и сказал землякам начать откладывать на дорогу. Сначала отец Арсений крестил всех некрещеных детей, в том числе маленького Арсения Эзнепидиса, а позже — известного святого старца Паисия Святогорца.

    Бегство фарасиотов в Грецию произошло 14 августа 1924 года в рамках греко-турецкого соглашения об обмене населением. Отец Арсений много раз говорил своей пастве, что «в Греции я проживу только сорок дней». Так все и случилось. 10 ноября 1924 года святой Арсений упокоился с миром на Корфу. 11 февраля 1986 года православная церковь причислила его к лику святых.

    Путешествие Святого Арсения Каппадокийского на Афон и успение

    Прибыв на Корфу, переселенцы встретили сердечную поддержку жителей острова во главе с местным митрополитом Афинагором и пастором церкви Святого Георгия отцом Ликургосом Пападопулосом. Святой Арсений предвидел свой конец. В ночь на 8 ноября, когда он лежал на больничной койке, Богордица посетила его. Сам старец Арсений со слезами радости на следующее утро рассказал местному священнику: «Сюда пришла Богородица. Она отвела меня на Святую Гору Афон и показала все монастыри. Как вы знаете, я мечтал посетить Афон, но мечта моя так и не осуществилась. Вчера я был очень счастлив. Двадцать больших монастырей, византийских храмов, с иконами и мощами всех святых церкви, на этой земле похоронены и там забыты. Мощи святых, возносивших молитву и орошавших скиты слезами […]. Что я могу рассказать об удивительных иконах Достойно Есть, Парамифия, Геронтисса, Страшное Предстательство […]. Мое сердце, однако, оставалось с образом Иверской Божьей Матери — сама красота и изящество! […]

    Молитвенные мастерские, маленькие кельи и скиты повсюду; здесь вы постоянно слушаете молитву сердца и уходите, впитав в свою одежду ароматы рая, исходящие от мускуса и чистого пчелиного воска. […] Я не знаю, сколько часов Ее благодать продержала меня там, пока мы не услышали большой колокол Иверского монастыря с его глубоким звуком. «Они приступили к литургии; тогда Богородица привела меня обратно на Корфу, оставив за собой неземной аромат, исходящий от Ее священного тела».

    Это путешествие было великим подарком Божьей Матери старцу Арсению, верному диакону Евангелия, перед тем, как отправиться в великое путешествие в вечность.

    Ранним утром следующего дня (10 ноября) сподвижники застали старца с навсегда закрытыми глазами и крепко держащим небольшой ковчег с фрагментом мощей святого Иоанна Златоуста.

    Сохранились описания святого Паисия, который, хотя и был очень молод, но в своем уме и сердце хранил уроки святого, переживания его жизни. В октябре 1958 года старец Паисий отправился на Корфу, выкопал кости святого Арсения и перевез их в Коницу. А с 1970 года они хранятся в основанном святым Паисием женском монастыре в Суроти, недалеко от города Салоники.

    Пять чудес прп. Арсения Каппадокийского. День памяти — 10 ноября

    Преподобный Арсений Каппадокийский – духовник преподобного Паисия Святогорца . Великий чудотворец, святой Арсений своей молитвой исцелял больных, помогал страждущим, охранял от разграбления турками селение, исправлял заблудших. Чудеса отца Арсения стали настолько обычными, что другого врача в Фарасе и не было. Он стал для всех врачом душ и тел, и для христиан, и для мусульман. Перед смертью отец Арсений сказал: «Послезавтра я перейду в другую жизнь. Вчера днём приходила Божия Матерь и известила меня. Она показала мне Афон и монастыри, которые я очень хотел видеть, да так и не удостоился. Что сказать … сколько на Афоне монастырей?! Какие большие храмы?!Красота!».

    В день памяти преподобного Арсения предлагаем нашим читателям познакомиться с некоторыми из многочисленных чудес, произошедших по молитвам святого.

    1. Фарасиоты, проживающие в Драме и в Фессалониках, рассказали, как два шейха (предводители мусульманских племён, чародеи) из Хаджи-Пехтеса пришли к отцу Арсению. Он принял их и даже приготовил им кофе. Но шейхи задавали ему глупые, назойливые вопросы, от которых только болела голова. И чтобы избавиться от них, отец Арсений сказал:

    Не могу больше вас слушать, потому что у меня разболелась голова.

    Но они не поняли его намёка, и один даже предложил:

    – Папас Эфендис, мы сделаем тебе амулет, и если ты его наденешь, то до конца дней у тебя не будет болеть голова.

    Тогда отец Арсений строго им сказал:

    – Я обладаю силой большей, чем вы, и могу силой Христовой сделать так, что вы не двинетесь с места.

    После этих слов он ушёл к себе в келью. Шейхи допили свой кофе и собрались уходить, но не смогли сдвинуться с места, словно были связаны невидимыми узами. Они стали звать отца Арсения. Он пришёл и, не сказав им ни слова, жестом показал, что они свободны. Только после этого они смогли сдвинуться с места. Поняв свою ошибку, шейхи стали просить у отца Арсения прощения, а уходя, они сказали:

    – Папас Эфендис, прости нас, велика твоя сила, потому что она происходит из твоей крепкой веры, а мы действуем с помощью сатаны.

    2. Симеон Караусоглу вспоминает такой случай. Одна черкешенка-мусульманка попросила Продромоса Копалуса принести ей от Хаджефендиса ладанку, потому что она была бесплодна и муж хотел с ней развестись. Продромос пожалел женщину, так как она была ещё к тому же и сирота, и родных у неё не было. Оставив свои дела, он пошёл в деревню. Было уже поздно, и Продромос постеснялся сам пойти к отцу Арсению, а попросил об этом церковного сторожа. Сторож принёс ладанку с молитвой о разрешении от бесплодия. Он знал, что черкешенка богата (её муж был крупным скотовладельцем), и корыстолюбие овладело им. Он взял бумажку с молитвой отца Арсения и завернул её в свою записку, в которой велел прислать шкуры, сыр, мясо и т.д. якобы для Хаджефендиса. Всё это он отдал Продромосу Копалусу, который, не подозревая ни о чём, передал своей соседке на следующий день. Молитву она стала благоговейно носить на шее, а записку прочитала и отослала сторожу всё, что он просил, думая, что он передаст это отцу Арсению. Прошло время, и черкешенка родила ребёнка, но и после этого она продолжала посылать подарки сторожу, а отец Арсений ничего не знал.

    Через два года всё выяснилось. Хаджефендис призвал к себе церковного сторожа и стал его обличать. Но сторож, вместо того чтобы покаяться, отрицал свою вину. Тогда отец Арсений ему сказал:

    – Лучше тебе в этой жизни искупить свой грех, чем пойти из-за него в ад. Потому с этого момента тело своё покроется чирьями, которые будут снедать тебя ровно столько, сколько времени ты ел у черкешенки сыр и мясо.

    С того момента тело церковного сторожа покрылось прыщами, вызывавшими страшный зуд. Не имея сил вытерпеть его, он пошёл к отцу Арсению просить прощения. Отец Арсений его простил, прочитал над ним молитву, и сторож исцелился.

    3. Панайотис, сын Эндзарапидиса, когда ему было двадцать лет, помутился рассудком от любви к одной девушке. Безумие его проходило в буйной форме, так что его не могли даже связать. В конце концов, однажды, когда Панайотис спал, брат с друзьями связал его и отвёз к Хаджефендису. Едва отец Арсений открыл дверь кельи, чтобы узнать, кто и зачем приехал, безумец, связанный цепями, бросился на него, пытаясь ударить. В этот момент Хаджефендис произнёс: «Господи Иисусе Христе!» А потом добавил: «Вон, сатана». Безумный мгновенно обмяк. Потом отец Арсений прочитал над ним Евангелие, и юноша исцелился. Впоследствии он женился, и у него была хорошая семья.

    4. Моисей Кохланидис рассказывал, что один турок из села Ахьявуды ограбил церковь и не только забрал все церковные сосуды, но ещё и содрал с оклада Евангелия всё серебро, а само Евангелие бросил на пол. Фарасы пришли в возмущение. Староста села рассказывал, что когда люди увидели Евангелие на полу, то все бросились искать того нечестивого турка. Отец Арсений, между тем, был совершенно спокоен и другим говорил, чтобы не переживали, потому что вор придёт сам, еле передвигая ноги. Через несколько дней вора приводят к Хаджефендису и просят, чтобы он помолился и исцелил его. Кроме того что в святотатца вошёл бес, у него ещё и парализовало нижнюю часть тела, так что он уже не ходил на ногах, а едва их волочил. Все священные сосуды были возвращены в церковь, и впредь он больше не воровал.

    Но отец Арсений не стал его исцелять сразу, а оставил так в назидание туркам, чтобы они почитали наши церкви. И, действительно, все турки в округе были в страхе. А когда происходил обмен населением, то, как говорит Василий Каропулос, отец Арсений, проходя через Ахьявуды, помолившись, исцелил того турка от беснования и паралича.

    Святой Арсений извлекает воду из святого источника. Изображение на стене в трапезной монастыря Суроти

    5. Отец Арсений много раз ездил в паломничество на Святую Землю. Мы знаем только о пяти таких поездках. Во время третьего путешествия в храме Воскресения Христова в Иерусалиме с ним произошёл один случай, о котором потом рассказали ездившие вместе с ним в паломничество фарасиоты: «На Божественной литургии, когда Хаджефендис сослужил со многими епископами и священниками, во время Великого входа лицо нашего Хаджефендиса просияло, так что другие батюшки потом спрашивали нас о нём и просили рассказать о его житии».

    Об этом случае я слышал в Конице от геро-Продромоса и других старцев фарасиотов. Но тогда я не придал большого значения этому событию, ведь столько всего интересного происходило в самих Фарасах. В 1971 году в разговоре со старцем Иосифом из Нового скита я случайно услышал от него рассказ об этом случае, который он прочитал в книге отца Иоакима Специериса «О Божественном Причащении», где автор пишет, что сам участвовал в той службе. …

    Читая этот отрывок, мы ощущаем тот же аромат духовного благоухания Хаджефендиса, что и в повествовании о его чудесах.

    Из книги отца Иоакима Специериса «О Божественном Причащении»:

    «Ещё одно событие произошло в неделю Торжества Православия в храме Воскресения в Иерусалиме. Служил патриарх Никодим в сослужении шести архиереев, двенадцати иеродиаконов и более чем сорока иереев, многие из которых прибыли паломниками с Востока, из России и других мест. Был и я в числе сослужащих. По совершении Великого входа и прочтении патриархом молитвы и благословении Святых Даров, лицо одного из сослуживших священников просияло, что меня весьма поразило. Священник был лет семидесяти. Я спросил у других священников: «Откуда этот батюшка?» – «Это паломник из Каппадокии»,– ответили они. Когда Божественная литургия закончилась, я поинтересовался: «Он приехал один или с ним есть ещё кто-нибудь?» – «С ним приехали ещё паломники», – сказали мне. «Пожалуйста,– попросил я одного иеродиакона,– позови сюда паломников, которые приехали вместе с ним». Он позвал, и пришли трое. Я спросил их: «Вы из тех мест, что и священник, который сегодня служил?» – «Да,– ответили они,– мы из одного села, это наш батюшка».– «И как он живёт? Он хороший батюшка?» – спросил я. «Это человек святой,– говорят они,– он творит чудеса, и если прочитает молитву над больным, тот выздоравливает. И не только мы одни почитаем его за святого, но и турки, потому что он и над ними творит чудеса и исцеляет больных. »

    Земной ангел, человек Божий, отец Арсений жил по духовным законам. Хотя он жил в тайне сердца и избегал славы мира, но Благодать Божия его выдавала.

    Преподобный Арсений Каппадокийский — духовник прп. Паисий Святогорца.

    Ну лично я впервые об Арсение Каппадокийском узнал в цикле передач о прп. Старце Паисия, где рассказывали как Арсений когда на монаха напало чудовище, сразу же после молитвы спас этого монаха и чудовище с рогами которое попыталось его задушить исчезло. Также монахи монастыря прп. Арсения Каппадокийского в этой передачи как раз и сказали что все святые в том числе и прп. Арсения Каппадокийский могут как передвигаться со скоростью света, так и слышать наши молитвы где-бы мы не находились.

    Преподобный Паисий Святогорец — Святой Арсений Каппадокийский (ч.1)

    Мне с Божьей помощью удается уже второй год публиковать отрывки из книг преподобного Паисия Святогорца, удивительного подвижника святой горы Афон нашего времени и молитвенника за нас, грешных и за весь мир. Делаю это по двум причинам. Во-первых, для меня самого прп. Паисий стал близким святым, в словах которого и в размышлениях которого я просто ощущаю настолько близкое в моему понимание православия, что это становится просто дивным. Во-вторых, потому что слова его столь просты, что понятны становятся думаю что практически любому человеку, кто решится их прочитать. И я очень надеюсь, что и далее Господь дарует мне возможность продолжать публиковать слова преподобного Паисия.

    Но сегодня мне хочется не дожидаясь, пока закончится опубликование той книги, что уже начато («Слова. С болью и любовью о современном человеке») начать еще одну — книгу о. Паисия о святом, которого он почитал всю свою жизнь и для прославления которого много потрудился сам. Книгу о святом, от которого сам преподобный сподобился получить Святое Крещение. Это книга о преподобном Арсении Каппадокийском .

    Жития святых для нас очень важны, они назидательны и хорошо помогают нам самим лучше познать свои собственные чудовищные недостатки, свое полное несовершенство и глубину собственного падения. Они также для нас являются тем самым лучиком, который показывает то, что следует предпринят над собой, хотя бы и в самой малой мере, ради того, чтобы начать очищать свой искореженный образ Божий, начать восставать и немного отколупывать от себя коросты старой, ветхой жизни. Жития святых недавних, наших современников, помогают еще лучше понять, что не времена являются причиной того, что мы столь далеки от того образа, что в нас заложил Господь, а мы сами, — ведь и в наше время есть те, кто уподобился Богу, и им времена не оказались помехой. Житие же святого Арсения, современника прошлого века, написанное святым — нашим современником, — клад поистине не поддающийся исчислению по размеру своего богатства. И мне будет весьма радостно, если этим сокровищем сможет воспользоваться больше православных братьев и сестер. Помоги нам всем Господь!

    С любовью,
    рБ Дмитрий

    Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени — греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского († 1924; пам. 28 октября/10 ноября). Автор — известный на Афоне Старец Паисий († 1994), написавший несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни. Отец Паисий был крещён преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь.

    Перевод книги выполнен с 25-го греческого издания Издательским Домом “Святая Гора” с разрешения Иоанно-Богословского монастыря в Суроти (Фессалоники).

    ДЕЯНИЕ ПАТРИАРХА И СВЯЩЕННОГО СИНОДА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА О ПРИЧИСЛЕНИИ К ЛИКУ СВЯТЫХ ИЕРОМОНАХА АРСЕНИЯ КАППАДОКИЙСКОГО ДИМИТРИЙ I МИЛОСТИЮ БОЖИЕЙ АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЯ — НОВОГО РИМА И ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ

    ПРОТОКОЛ № 112

    Святой Христовой Церкви подобает во веки славить и почитать во всяком благочестии песньми и величаниями тех, кто показал преподобническое и святое житие в сей жизни, кто истощил себя словом и делом в служении и любви к ближнему, кто засвидетельствован от Бога знамениями и чудесами в сей жизни и по преселении из неё, и призывать ко Всеблагому Богу благоугодное их ходатайство об оставлении грехов и исцелении больных.
    Таковое житие показал и происходивший из Фарас Каппадокийских иеромонах Арсений, прозываемый Каппадокийским, в юношеском возрасте сопричтённый к монахам святой обители Честного Предтечи в Кесарии (Зиндзи-Дере) и воспринявший в ней благодать священства, последовавший во смирении сердца призывавшему гласу Церкви, принесший в жертву уединённое в подвиге житие.
    Более пятидесяти лет он пребывал в Фарасах, освящая, научая и укрепляя в вере и отеческом благочестии православный народ, проживавший в той отдалённой местности, за которым, будучи восьмидесятилетним старцем, последовал при исходе с родной земли. Он отошёл ко Господу на острове Керкира 10 ноября 1 1924 года.

    Наша мерность вкупе со священнейшими и пречестными митрополитами нашими, во Святом Духе возлюбленными нашими братьями и сослужителями, на основании присланных Элладской Церковью нам материалов и соответствующего доклада церковно-канонической комиссии, удостоверившись в святости жития и кончины преподобного иеромонаха Арсения Каппадокийского после Соборного обсуждения рассудила, последуя общему обычаю Церкви, воздать и ему почесть, подобающую священным мужам.
    Посему определяем соборне, утверждаем и повелеваем в Духе Святом, дабы отныне и впредь во веки веков преподобный иеромонах Арсений Каппадокийский был сопричислен к преподобным и святым мужам Церкви, почитаем верующими и песньми хвалебными восхваляем 10-го числа месяца ноября, в день, когда он преставился ко Господу.
    В указание и свидетельство сему и составлено патриаршее и синодальное деяние наше, подготовленное со вниманием и подписанное в Кодексе нашей Святой и Великой Церкви Христовой, точная же его копия направлена священнейшему митрополиту Кассандрийскому Синесию для хранения в архивах священной его митрополии.

    11 февраля лета нашего Спасителя 1986.
    Девятым Определением

    † Патриарх Константинопольский Димитрий утверждает
    † Максим Сардский
    † Иероним Родопольский
    † Максим Ставропольский
    † Хризостом Мирский
    † Гавриил Колонийский
    † Евангел Пергский
    † Каллиник Листрский
    † Константин Деркский
    † Афанасий Эленупольский
    † Иоаким Мелитинский
    † Варфоломей Филадельфийский


    (Первая икона прп. Арсения Каппадокийского. Написана в монастыре Суроти под руководством прп. Паисия Святогорца)

    Я чувствую великий долг перед отцом Арсением за то, что он сам крестил меня и в крещении нарёк своим именем, и за его книги, сохранённые старым Продромосом Корциноглу (сыном Хаджициниса), на которых я вырос [жена певчего св. Арсения Продромоса корциноглу — Анастасия была Восприемницей при Крешении будущего старца Паисия — прим мое].

    Однако главной книгой для меня был сам Продромос. Он был поистине живой книгой об отце Арсении, сохранив в своей чистой памяти множество воспоминаний о его святой жизни. Этот старец имел великое счастье — так как был псаломщиком и постоянным спутником отца Арсения — знать о нём очень многое. Кроме того что он сам многое видел своими глазами, ещё и сам отец Арсений рассказывал ему разные случаи из своей жизни. Так что когда я заходил к Продромосу, с которым мы были соседями, он обязательно мне что-нибудь рассказывал об отце Арсении, а я, движимый детским любопытством, то и дело задавал ему разные вопросы. Тогда я был маленьким, а потому слова его легко отпечатывались в моём ещё чистом сердце, не тронутом чёрствостью.

    Когда позднее Промыслом Божиим в 1958 году, уже будучи монахом, я опять оказался в Конице, в монастыре Стомион, то интерес мой к отцу Арсению вырос ещё больше. Как и прежде, я приходил к Продромосу и всё расспрашивал. Благочестивому старцу исполнилось уже девяносто лет, но он был неутомим и всегда охотно рассказывал.
    Можно было бы узнать больше об отце Арсении, но тогда у меня и в мыслях не было собирать материалы для его жития. Знал ли я, что отец Арсений и после кончины будет являть знамения и чудеса, как являют святые? Тогда, в 1958 году, мощи его покоились на кладбище острова Керкира (Корфу), а на могиле лежала каменная плита, на которой было выгравировано его имя.


    (могила прп. Арсения Каппадокийского на старом кладбище Керкиры. О. Корфу, Греция. О том, как нам удалось посетить эту могилу можно почитать тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/4288.html)

    Многие из наших односельчан думали, что мощи отца Арсения нетленны, как и мощи многих других святых, а потому по благоговению не дерзали открывать могилу. Да людям было и невозможно собраться вместе, чтобы сообща подумать об обретении мощей, потому что жители Фарас, по пророчеству отца Арсения, рассеялись по всей Греции. Ещё до обмена население 2 он говорил: « Когда мы поедем в Грецию, то жители нашего села окажутся разбросанными по разным её концам. Будет сущая неразбериха ». А о себе говорил: « Я проживу в Греции лишь сорок дней и умру на острове ». Так всё и случилось. Жителей нашего села так разбросало повсюду, что даже родственники не знали друг о друге, кто жив, а кто нет.

    Поэтому я решил самостоятельно отправиться на Керкиру, чтобы обрести и перевезти мощи. Не знаю, чего больше было в этой мысли — благоговения или дерзости. Всю дорогу меня не оставлял помысел: « Как мне быть, если мощи окажутся нетленными? Вряд ли местные жители разрешат мне их увезти ». В том, что мощи будут обретены, я не сомневался. В 1945 году мои братья разыскали могилу отца Арсения и прислали мне с неё земли, которой мы посыпали тело одного нашего земляка, найденное неистлевшим, и оно истлел 3 . (Сделано это было по совету Продромоса, он же сказал мне, почему тело не истлело.)

    Так вот, на Керкиру я приехал в октябре 1958 года, а там всё время шли дожди. Священник кладбищенской церкви посоветовал мне приехать в другой раз или ждать, пока прекратятся дожди. Я сказал ему: « Я приду завтра утром, и отец Арсений поможет ». На следующее утро, когда я выходил из дома, шёл проливной дождь, но едва я дошёл до кладбища, дождь прекратился, вышло солнце. Когда обретали мощи, небо было чистое. Священник отслужил панихиду. А когда я с мощами выходил с кладбища, опять пошёл сильный дождь. Священник сказал мне тогда: « Отец Арсений сотворил чудо ».
    Я пришёл в гостиницу. Мощи положил в чемодан и поставил его на подушку, а крышку чемодана открыл, чтобы видеть их, и молился, стоя на коленях. Стемнело, и я зажёг свет, чтобы и ночью видеть мощи и молиться. Между девятью и десятью часами вечера (по мирскому времени) я, стоя на коленях и молясь, вдруг услышал угрожающий голос: « Это ещё что за мощи? » Я почувствал, как какая-то сила сдавливает меня. Тела я не видел, только две чёрные страшные руки, душившие меня. Тут я, сам не знаю почему, громко крикнул: « Святой Арсений, помоги мне! » И вот кто-то крепко схватил те страшные руки и высвободил меня. Сердце стало сладостно биться, и я с ещё большей любовью молился отцу Арсению. На другой день я уехал с мощами в Коницу. О случившемся рассказал только двум рабам Божиим, опасаясь, как бы не узнали многие и женщины по безрассудному благочестию не присочинили бы чего.


    (Плита положенная фарсиотами на могилу св. Арсения. (надпись — «Здесь покоится иеромонах Арсених Хаджис из села Фараса епархия Кесария. Скончался 10 ноября 1924 года в возрасте 82 лет»))

    В святости отца Арсения я нисколько не сомневался. Должен он или нет совершать и по смерти чудеса, это меня волновало мало, это решает Бог, а не я. Ему не требуется человеческая помощь, чтобы творить чудеса, так как Он Бог. И в Евангелии мы видим, что Преблагословенная Богородица ждала с упованием, пока заговорит Сам Христос и разъяснит людям всё чудесами лучше, чем словами. Если отец Арсений и показал одно-два знамения, когда обретались мощи, то, может, он сделал это исключительно для меня, чтобы пробудить от великого нерадения и возбудить ревность.
    Моё дело было записать всё известное об отце Арсении. Я много слышал от старика Продромоса и родителей, но нужно было расспросить и других фарасиотов, живших в Конице и других местах Греции,— потом этого уже нельзя будет сделать при всём желании, так как старики один за другим уходят, переселяясь в общее всем нам Небесное Отечество. Так, например, когда в 1958 году я привёз мощи отца Арсения в Коницу, из старых фарасиотов в живых оставались только два Продромоса (Корциноглу и Езнепиди 4 ), да четыре благочестивых старушки, которые тоже сподобились получить благословение от мощей.

    __________________________
    Примечания:
    1
    — По новому стилю.
    2 — Согласно Лозаннскому договору 1923 года, греки Малой Азии должны были переселиться в Грецию, а турки, жившие в Греции, возвращались в Турцию.
    3 — Нетление тела не всегда является признаком святости. Данный случай — свидетельство неправедной жизни.
    4 — Отец Старца Паисия.

    Читать еще:  Пророчества Космы: предсказания святого о мире и современном человечестве, России
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector