0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Антон Карташев — житие и труды, позиция, творения, наследие

КАРТАШЕВ АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ

А. В. Карташёв

Антон Владимирович Карташёв (1875 — 1960), богослов, историк церкви, обер-прокурор Святейшего Синода (июль-август 1917), министр исповеданий Временного правительства (1917), профессор Свято-Сергиевского Богословского института в Париже.

Родился 11 июля 1875 года в г. Киштьма на Урале в семье шахтера.

По окончании духовного училища поступил в Пермскую духовную семинарию, которую окончил в 1894 году. В 1899 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, затем исполнял должность доцента по кафедре истории Русской Церкви.

В 1905 оставил преподавание в академии и поступил на службу в Петербургскую Публичную библиотеку; был избран преподавателем петербургских Высших женских курсов по кафедре истории религии и церкви (1906-1918).

С 1909 года — председатель Петербургского религиозно-философского общества, сторонник обновления церковной жизни.

С 25 марта 1917 года — товарищ обер-прокурора Святейшего Синода, а с 25 июля — обер-прокурор. Осознавая необходимость церковных преобразований и изменения отношений между церковью и государством, Карташёв настаивал на упразднении должности обер-прокурора; с 5 августа — министр исповеданий Временного правительства. Был деятельным членом Поместного Собора Русской Церкви 1917-18.

После октябрьского переворота 1917 года был арестован. Отбыв трехмесячное заключение, жил на нелегальном положении в Москве.

В 1918 году основал Православное «Братство Св.Софии», в которое входили представители духовенства и церковной интеллигенции.

В январе 1919 года выехал из России. Активный деятель русской эмиграции: председатель Русского национального комитета в Финляндии, затем в Париже, член епархиальных собраний и епархиального совета Русского экзархата Константинопольского Патриархата.

Был одним из основателей и профессором (с 1944 — доктор церковной истории «honoris causa») Свято-Сергиевского Богословского института в Париже (1925-60). Преподавал историю Церкви (общую и русскую), Ветхий Завет и еврейский язык. В 1939-1944 гг. — инспектор института.

Участник съездов Русского студенческого христианского движения (РСХД). Сторонник христианского единства, входил в состав русских делегаций на экуменических конференциях в Оксфорде и в Эдинбурге (1937). Опекал Национальную организацию витязей.

Скончался 10 сентября 1960 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

А. В. Карташёв

Научная деятельность Карташёва отличалась подлинным энциклопедизмом, блестящей интуицией и необычайной энергией. Основной сферой его интересов была история Церкви. Уже в первых, дореволюционных работах [1] проявились аналитический подход к историографии и критическое отношение к источникам. В эмиграции научные публикации по церковно-историческим проблемам были продолжены в различных периодических изданиях журналах «Путь», «Вестник РСХД», сборниках «Православная мысль». Итогом многолетней научной и преподавательской деятельности Карташёва стал богословско-исторический трактат «Воссоздание Святой Руси» — своеобразный опыт построения церковно-государственных отношений, и двухтомный фундаментальный труд «Очерки по истории Русской Церкви» — лучший на сегодняшний день обзор русской церковной истории в контексте общеисторического развития. В «Очерках» проявилась широта интересов, принципиальность и интеллектуальная честность автора, его научная объективность в анализе источников, критическое отношение к историческим событиям.

Труды, публикации

  • Реформа, реформация и исполнение Церкви. – Петроград: Корабль, 1916. 65 с. (2-е издание — — Берлин, 1922).
  • Задачи, характер и программа русского национального объединения: Доклад съезду РНО в Париже 5-12 июня 1921 г. — Париж, 1921. 32 с.
  • На путях: Кн. 2. — М., Берлин: Геликон, 1922. 352 с. (один из авторов).
  • Россия и латинство. — Берлин, 1923. 218 с. (один из авторов).
  • На путях к Вселенскому Собору. — Paris: YMCA-Press, 1932. 140 с.
  • Церковь и государство: Что было и что должно быть в России (Христианство перед современной социальной действительностью). — Paris: YMCA-Press, 1932. 19 с. (Приложение к журналу «Путь» (N 33)).
  • Христианское воссоединение: Экуменическая проблема в православном сознании. Сборник статей. — Париж: YMCA-Press, 1933. 166 с. (один из авторов).
  • Практика апелляционного права Константинопольских Патриархов. — Варшава: Варшавская синодальная типография, 1936.
  • Живое предание: Православие и современность: Труды Правосл. Богосл. ин-та в Париже. (Православная мысль. Вып. 3). — Париж: YMCA-Press, 1937. 196 c. (один из авторов).
  • Церковь и государство (Восточно-православная точка зрения). — Варшава: Варшавская синодальная типография, 1937.
  • Лик Пушкина: Речи, читанные на торжественном заседании Богословского Института в Париже. — Париж, 1938 (2-е издание – Париж: УМСА-Рress, 1977. 47 с.) (один из авторов).
  • Святой великий князь Владимир — отец русской культуры. — Париж, 1939. 24 с.
  • Ветхозаветная библейская критика: Актовая речь, произнесенная 13 февраля 1944 г. в Свято-Сергиевской духовной академии в Париже. — Париж: YMCA-Рress, 1947. 95 с.
  • Воссоздание Святой Руси. — Париж, 1956. 251 с. (2-е издание (репринт) — М.: Столица, 1991).
  • Жизненный путь митрополита-экзарха Владимира: К пятидесятилетию архиерейской хиротонии (1907–1957). — Париж, 1957. 16 с.
  • Очерки по истории Русской Церкви: В 2 томах. — Париж: YMCA-Press, 1959: Т. 1. 681 с.; Т. 2. 589 с. (2-е издание (репринт) — М.: Наука, 1991; 3-е издание — М.: Терра, 1997).
  • Вселенские Соборы. — Париж, 1963. 801 с. (2-е издание — М.: Республика, 1994. 542 с.).
  • Святая Русь в путях России. — Париж. 24 с.
  • Из истории христианской Церкви на родине и за рубежом в XX столетии. -М.: Крутицкое подворье, 1995. -320 с. (Один из авторов).
  • Церковь, история, Россия: Статьи и выступления. -М.: Пробел, 1996. -303 с.

Использованные материалы

  • В.Шелохаев. Энциклопедия Русской эмиграции, 1997 г.
    • http://interpretive.ru/dictionary/458/word/kartashev-anton-v. ich
  • Биография на сайте «Религиозные деятели русского зарубежья»
    • http://zarubezhje.narod.ru/kl/k_006.htm

[1] «Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории» // Христианское чтение, 1903, июнь-июль; «Был ли апостол Андрей на Руси» // Там же, 1907, июль

Жизнь Антона Владимировича Карташева

Антон Карташев — ученый и церковный деятель, последний обер-прокурор Святейшего Синода, первый и единственный министр исповеданий в истории России. Такой набор сочетаний не случаен, а свидетельствует об особом месте этого человека в истории Русской Церкви.

Дореволюционная биография

Карташев Антон Владимирович родился в 1875 году 11 июля в уральском городе Кыштым. Его дед и отец были крепостными крестьянами, приписанными к заводу. Таких называли фабричными. Дед Карташева смог выбиться в люди и даже стать управляющим, а отец после освобождения крестьян поселился в городе Екатеринбурге, записавшись в сословие мещан. Отец достиг довольно больших высот, став членом земской управы.

Карташев воспитывался в благочестивой православной семье, с детства полюбил православное богослужение и стал искренним приверженцем Православной Церкви, каковым и остался до конца своей жизни. Карьера будущего ученого и церковного деятеля складывалась успешно.

При этом, будучи выходцем из крестьянского сословия, он сразу же выбрал свой путь, как человека приверженного Церкви.

  1. В 1894 году он закончил Пермскую духовную семинарию в числе первых.
  2. До 1899 года учился в Санкт-Петербургской духовной академии, а затем преподавал в ней до 1905 года русскую церковную историю.
  3. Но после 1905 года Карташев увольняется из Академии и становится преподавателем Высших женских курсов и одновременно подрабатывает в Публичной библиотеке. На женских курсах историк проработал до 1918 года.

Получив степень магистра богословия, Карташев перестал платить крестьянские подати. До этого он их платил именно потому, что происходил из крестьян. Карташев активно включился в духовную жизнь Петербурга, дружил и близко знал Мережковского, Гиппиус, Шагинян и многих других деятелей «серебряного века».

Жизнь Антона Карташева до 1917 года складывалась следующим образом:

  • возглавляет религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге начиная с 1909 года;
  • в это время он сотрудник журналов «Новый Путь», «Вестник жизни»;
  • в 1912 году входит в руководящий состав масонской ложи Великий Восток народов России, которая приближала гибель собственной страны;
  • после февральской революции 1917 года становится одним из лидеров кадетской партии и принимает активное участие в разрушении прежней императорской России.

В 1917 году Карташев назначен обер-прокурором Святейшего Синода, а затем министром исповеданий. Принимал довольно деятельное участие в работе Поместного Собора Русской Церкви. После падения Временного правительства был арестован советскими властями вместе со всеми другими министрами.

Интересный факт! По ходатайству Александры Коллонтай, Карташев был освобожден из-под ареста. Видимо первой российской женщине феминистке импонировало то, что ученый долгое время преподавал на Высших женских курсах.

Как член Временного правительства, Антон Карташев был под контролем советской власти, но при этом участвовал в работе Поместного Собора Русской Церкви и несколько раз встречался с Патриархом Тихоном. Но в советской России ему не было места, и поэтому в 1919 году он эмигрировал.

Биография в эмиграции

Сначала Карташев оказался в Эстонии. И пока на территории Прибалтики господствовал генерал Юденич, занимал в его правительстве должность министра исповеданий. После поражения белого движения в Прибалтике, несмотря на то что образовалось несколько буферных государств, враждебных Советской России, не согласился вернуться на родину и эмигрировал в Западную Европу.

Его судьба складывалась таким образом:

  • председатель русского национального комитета в Финляндии, Париже;
  • активный участник русского студенческого движения;
  • редактор журнала «Борьба за Россию»;
  • активный прихожанин русских приходов, подчинявшихся Константинопольскому Патриархату;
  • профессор русской истории в Сорбонне с 1922 по 1939 года;
  • входил в число основателей Свято-Сергиевского православного института в Париже.

Он долгое время был преподавателем этого учебного заведения, его учениками были отцы Иоанн Мейендорф и Александр Шмеман, которые на сегодняшний день являются одними из самых авторитетных богословов Русской Церкви.

В годы господства гитлеровской власти Карташев не раз вызывался в гестапо, где подвергался многочисленным допросам, цель которых состояла в том, чтобы профессор выдал своих учеников, чего он никогда не делал.

После войны Карташев продолжил преподавать в Свято-Сергиевском институте, который подготовил немало способных богословов и миссионеров. Профессор мирно почил 10 сентября 1960 года во французском местечке Ментона.

Факт! Студентам Свято-Сергиевского православного института Антон Владимирович был известен не только как историк Церкви и богослов, но и как отличный певец церковного хора и чтец книг Святого Писания.

Труды и публикации

Карташев — один из самых известных и уважаемых русских богословов и историков Церкви XX века. В полной мере его талант развился именно в эмиграции. И в этом нет ничего удивительного, так как жизнь в России (в основном политическая, церковно-общественная деятельность) не давала возможности для научных исследований. Будучи в эмиграции, Карташев публиковался в следующих изданиях:

  • «Путь»;
  • «Вестник русского христианского движения»;
  • «Православная мысль»;
  • «Современные записки»;
  • «Церковный вестник Западно-Европейской епархии».

То есть все, что выходило на русском языке, посвященное христианскому просвещению и богословию, благодаря трудам Карташева. И они были довольно значительны в то время, когда ученый имел возможность заниматься науками.

До революции ученый издал несколько работ, которые можно охарактеризовать как подготовительные к основным трудам, в них накапливался материал. Например, такой труд как «Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории», увидевший свет еще в 1903 году, стал основой монографии в двух томах под названием «Очерки истории Русской Церкви», изданной в Париже в 1959 году.

Очевидно что данный труд стал итогом изысканий Карташева, а также его наблюдений в течение многих лет преподавания и административной деятельности. Сочинение это изумительно и по своей структуре, постановке вопросов, а также прекрасному языку изложения.

Также очень немаловажный труд, получивший первое свое печатное издание в Париже в 1963 году, назывался «Вселенские Соборы». В этой монографии Антон Карташев в самых тщательных подробностях исследует все Соборы еще единой Церкви. Книга написана очень понятным и доходчивым языком. Все что сложно, становится понятным, благодаря Антону Владимировичу.

Видно, что эти труды — плод самых тщательный размышлений, которые ученому удавалось вести в последние десятилетия своей жизни, и они воплотились в его самых главных сочинениях.

Карташев был не столько политический деятель, сколько ученый и богослов. И он смог реализовать свои задумки на страницах монографий и учебников. Последние пять лет до своей кончины он работал над пособием по исагогике Священного Писания, охватывающим Пятикнижие.

Жизнь Антона Владимировича Карташева

Антон Карташев — ученый и церковный деятель, последний обер-прокурор Святейшего Синода, первый и единственный министр исповеданий в истории России. Такой набор сочетаний не случаен, а свидетельствует об особом месте этого человека в истории Русской Церкви.

Дореволюционная биография

Карташев Антон Владимирович родился в 1875 году 11 июля в уральском городе Кыштым. Его дед и отец были крепостными крестьянами, приписанными к заводу. Таких называли фабричными. Дед Карташева смог выбиться в люди и даже стать управляющим, а отец после освобождения крестьян поселился в городе Екатеринбурге, записавшись в сословие мещан. Отец достиг довольно больших высот, став членом земской управы.

Карташев Антон Владимирович

Карташев воспитывался в благочестивой православной семье, с детства полюбил православное богослужение и стал искренним приверженцем Православной Церкви, каковым и остался до конца своей жизни. Карьера будущего ученого и церковного деятеля складывалась успешно.

При этом, будучи выходцем из крестьянского сословия, он сразу же выбрал свой путь, как человека приверженного Церкви.

  1. В 1894 году он закончил Пермскую духовную семинарию в числе первых.
  2. До 1899 года учился в Санкт-Петербургской духовной академии, а затем преподавал в ней до 1905 года русскую церковную историю.
  3. Но после 1905 года Карташев увольняется из Академии и становится преподавателем Высших женских курсов и одновременно подрабатывает в Публичной библиотеке. На женских курсах историк проработал до 1918 года.

Получив степень магистра богословия, Карташев перестал платить крестьянские подати. До этого он их платил именно потому, что происходил из крестьян. Карташев активно включился в духовную жизнь Петербурга, дружил и близко знал Мережковского, Гиппиус, Шагинян и многих других деятелей «серебряного века».

Жизнь Антона Карташева до 1917 года складывалась следующим образом:

  • возглавляет религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге начиная с 1909 года;
  • в это время он сотрудник журналов «Новый Путь», «Вестник жизни»;
  • в 1912 году входит в руководящий состав масонской ложи Великий Восток народов России, которая приближала гибель собственной страны;
  • после февральской революции 1917 года становится одним из лидеров кадетской партии и принимает активное участие в разрушении прежней императорской России.

В 1917 году Карташев назначен обер-прокурором Святейшего Синода, а затем министром исповеданий. Принимал довольно деятельное участие в работе Поместного Собора Русской Церкви. После падения Временного правительства был арестован советскими властями вместе со всеми другими министрами.

Интересный факт! По ходатайству Александры Коллонтай, Карташев был освобожден из-под ареста. Видимо первой российской женщине феминистке импонировало то, что ученый долгое время преподавал на Высших женских курсах.

Как член Временного правительства, Антон Карташев был под контролем советской власти, но при этом участвовал в работе Поместного Собора Русской Церкви и несколько раз встречался с Патриархом Тихоном. Но в советской России ему не было места, и поэтому в 1919 году он эмигрировал.

Труды, публикации

  • Реформа, реформация и исполнение Церкви. – Петроград: Корабль, 1916. 65 с. (2-е издание — — Берлин, 1922).
  • Задачи, характер и программа русского национального объединения: Доклад съезду РНО в Париже 5- г. — Париж, 1921. 32 с.
  • На путях: Кн. 2. — М., Берлин: Геликон, 1922. 352 с. (один из авторов).
  • Россия и латинство. — Берлин, 1923. 218 с. (один из авторов).
  • На путях к Вселенскому Собору. — Paris: YMCA-Press, 1932. 140 с.
  • Церковь и государство: Что было и что должно быть в России (Христианство перед современной социальной действительностью). — Paris: YMCA-Press, 1932. 19 с. (Приложение к журналу «Путь» (N 33)).
  • Христианское воссоединение: Экуменическая проблема в православном сознании. Сборник статей. — Париж: YMCA-Press, 1933. 166 с. (один из авторов).
  • Практика апелляционного права Константинопольских Патриархов. — Варшава: Варшавская синодальная типография, 1936.
  • Живое предание: Православие и современность: Труды Правосл. Богосл. ин-та в Париже. (Православная мысль. Вып. 3). — Париж: YMCA-Press, 1937. 196 c. (один из авторов).
  • Церковь и государство (Восточно-православная точка зрения). — Варшава: Варшавская синодальная типография, 1937.
  • Лик Пушкина: Речи, читанные на торжественном заседании Богословского Института в Париже. — Париж, 1938 (2-е издание – Париж: УМСА-Рress, 1977. 47 с.) (один из авторов).
  • Святой великий князь Владимир — отец русской культуры. — Париж, 1939. 24 с.
  • Ветхозаветная библейская критика: Актовая речь, произнесенная г. в Свято-Сергиевской духовной академии в Париже. — Париж: YMCA-Рress, 1947. 95 с.
  • Воссоздание Святой Руси. — Париж, 1956. 251 с. (2-е издание (репринт) — М.: Столица, 1991).
  • Жизненный путь митрополита-экзарха Владимира: К пятидесятилетию архиерейской хиротонии (1907–1957). — Париж, 1957. 16 с.
  • Очерки по истории Русской Церкви: В 2 томах. — Париж: YMCA-Press, 1959: Т. 1. 681 с.; Т. 2. 589 с. (2-е издание (репринт) — М.: Наука, 1991; 3-е издание — М.: Терра, 1997).
  • Вселенские Соборы. — Париж, 1963. 801 с. (2-е издание — М.: Республика, 1994. 542 с.).
  • Святая Русь в путях России. — Париж. 24 с.
  • Из истории христианской Церкви на родине и за рубежом в XX столетии. -М.: Крутицкое подворье, 1995. -320 с. (Один из авторов).
  • Церковь, история, Россия: Статьи и выступления. -М.: Пробел, 1996. -303 с.

Использованные материалы

  • В.Шелохаев. Энциклопедия Русской эмиграции, 1997 г.
  • Биография на сайте «Религиозные деятели русского зарубежья»

«Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории» // Христианское чтение, 1903, июнь-июль; «Был ли апостол Андрей на Руси» // Там же, 1907, июль

Статьи

  • Влияние Церкви на русскую культуру// Путь. — 1928. — № 9. — С. 33-40
  • Завет Св. кн. Владимира// Путь. — 1932. — № 36. — С. 75-80
  • Религиозный вопрос на конгрессе меньшинств в Вене// Путь. — 1933. — № 40. — С. 40-53
  • Церковь и национальность// Путь. — 1934. — № 44. — С. 3-14
  • Личное и общественное спасение во Христе// Путь. — 1934. — № 45. — С. 30-36
  • Церковь в её историческом исполнении// Путь. — 1935. — № 47. — С. 15-27
  • Русское Христианство// Путь. — 1937. — № 51. — С. 19-31
  • Судьбы «Святой Руси»// Православная мысль. — 1928. — № 1. — С. 134—156
  • Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира// Православная мысль. — 1947. — № 5. — С. 9-18
  • Толкование 67 псалма// Православная мысль. — 1947. — № 5. — С. 95-116
  • Мои ранние встречи с о. Сергием// Православная мысль. — 1951. — № 8. — С. 47-55
  • 1500-летняя годовщина IV вселенского собора// Православная мысль. — 1953. — № 9. — С. 65-95
  • 1400-летие Пятого вселенского собора// Православная мысль. — 1955. — № 10. — С. 60-91
  • Церковь и государство// Православие в жизни. — 1953. — С. 147—178
  • Православие и Россия// Православие в жизни. — 1953. — С. 181—210
  • Временное правительство и Русская Церковь// Современные записки. — 1933. — 52. — С. 369—388
  • Ветхозаветная Библейская критика. Ymca-press Paris, — 1947. — 96 c.
  • На путях к Вселенскому собору. Ymca-press Paris, — 1932. — 140 c.
  • Св. Великий Князь Владимир — отец русской культуры. — 1938. — 24c.
  • Предисловие и послесловие к Толкованию митр. Филаретом церковной молитвы «О соединении всех»// Вестник РСХД. — 1929. — С. 9-12
  • Лев Платонович Карсавин// Вестник РСХД. — Париж—Нью-Йорк, — 1960. — №58-59 — С. 72-79
  • Был ли апостол Андрей на Руси// Христианское чтение. — СПБ. — 1907. — № 7.

Часть редких статей была опубликована в издании «Церковь. История. Россия» (М., 1996).

Карташёв, Антон Владимирович

обер-прокурор Священного синода, министр исповеданий Временного правительства, историк русской церкви

Анто́н Влади́мирович Карташёв ( 11 (23) июля 1875 ( 18750723 ) , Кыштым, Пермская губерния — 10 сентября 1960, Ментона) — российский государственный деятель, последний обер-прокурор Священного синода; министр исповеданий Временного правительства, либеральный теолог, историк русской церкви, церковный и общественный деятель. Как последний обер-прокурор подготовил самоликвидацию института обер-прокуратуры и передачу полноты церковной власти Поместному собору Православной российской церкви 1917—1918 годов.

Содержание

Биография

Родился в семье уральского горняка. Окончил пермскую семинарию (1894) и Санкт-Петербургскую духовную академию (1899). В Санкт-Петербургской духовной академии преподавал историю русской церкви (1900—1905). Позднее преподавал на петербургских Высших женских курсах (1906—1918).

Активный участник Религиозно-Философских собраний в Санкт-Петербурге в 1901—1903 годах. Личный друг и участник религиозной общины, в которую входили Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Дмитрий Философов, Мариэтта Шагинян.

Активный сотрудник издания «Новый путь», редактировавшегося Д. Мережковским и З. Гиппиус. Печатался под псевдонимом Т. Романский.

В 1912 году Карташёв сблизился с политическими объединениями.

Был членом Великого востока народов России, входил в Верховный совет этой организации с 1905 по 1917 год [1] .

После февраля 1917 года вступил в партию кадетов, входил в состав её ЦК, был одним из лидеров правого крыла. В марте 1917 «либеральный богослов» Карташёв был назначен товарищем обер-прокурора синода.

Работал редактором-издателем газеты «Вестник жизни». Был председателем Религиозно-философского общества в Петербурге (с 1909 по 1917 год).

С 25 марта 1917 года — товарищ обер-прокурора святейшего Синода; с 25 июля 1917 — обер-прокурор синода. Первый министр вероисповеданий Временного правительства (1917).

От имени Временного правительства открыл 15 августа 1917 года Поместный собор Русской Православной Церкви и принял в его работе деятельное участие.

Арестован вместе с другими министрами Временного правительства во время октябрьских событий в ночь с 25 на 26 октября 1917 года. Пребывал в заключении в Петропавловской крепости до начала февраля 1918 года, откуда выпущен под обещание не предпринимать активного противодействия советской власти. Из «Крестов» А.В. Карташева повезли не домой, — там ему запрещалось жить, — а на Васильевский остров к профессору В.Н. Бенешевичу; оттуда после четырехдневного пребывания на профессорской квартире его препроводили к Л.П. Карсавину, видному ученому и педагогу. От Карсавина путь лежал к профессору П.Н. Жуковичу, а от него к секретарю Религиозно-философского общества С.П. Каблукову. [2]

В 1917—1918 годах входил в кружок «Воскресение».

Эмиграция

В январе 1919 года выехал из России в Эстонию. В правительстве Юденича занимал пост министра исповеданий.

Был активным деятелем русской эмиграции — занимал должность председателя Русского национального комитета в Финляндии, затем в Париже, член епархиальных собраний и епархиального совета Русского экзархата вселенского престола, участник съездов Русского студенческого христианского движения (РСХД). Вместе с С. П. Мельгуновым был одним из редакторов и идеологов парижского еженедельника «Борьба за Россию».

Преподавал русскую историю на историко-филологическом факультете русского отделения Парижского университета.

Главные труды

  • Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории. — СПб. , 1903.
  • Русская церковь в 1904 г. — СПб. , 1905.
  • Очерки по истории русской церкви, Том 1. и Том 2 — Париж, 1959.
  • Вселенские соборы. — Париж, 1963.

Статьи

  • Судьбы «Святой Руси».// Православная мысль. — 1928. — №1. — С. 134-156
  • Влияние Церкви на русскую культуру.// Путь. — 1928. — №9. — С. 33-40
  • Завет Св. кн. Владимира.// Путь. — 1932. — №36. — С. 75-80
  • Религиозный вопрос на конгрессе меньшинств в Вене.// Путь. — 1933. — №40. — С. 40-53
  • Церковь и национальность.// Путь. — 1934. — №44. — С. 3-14
  • Личное и общественное спасение во Христе.// Путь. — 1934. — №45. — С. 30-36
  • Церковь в ее историческом исполнении.// Путь. — 1935. — №47. — С. 15-27
  • Русское Христианство.// Путь. — 1937. — №51. — С. 19-31
  • Церковь и государство// Православие в жизни. — 1953. — С. 147-178
  • Православие и Россия// Православие в жизни. — 1953. — С. 181-210

Часть редких статей была опубликована в издании «Церковь. История. Россия» ( М ., 1996).

Литература о жизни и научном творчестве

  1. Автобиография Антона Владимирович Карташёва (1875—1966) // «Вестник Русского студенческого христианского движения». — Париж — Нью-Йорк. — 1960. — № 58—59. — С. 57—61.
  2. Антощенко А. В. А. В. Карташёв и становление Русского православного института в Париже // Международные «Макарьевские чтения», посвященные 210-летию со дня основателя Алтайской духовной миссии св. Макария. — Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет. — 2002. — С. 89—93.
  3. Антощенко А. В. Антон Владимирович Карташёв (1875—1960) // «Историки России XVIII—XX веков». Вып. 4-й. — М ., 1997. — С. 94—104.
  4. Бычков С. П. Антон Владимирович Карташёв — историк русской православной церкви: Автореф. дис. …канд. ист. наук: (07.00.09). — Екатеринбург: Ин-т истории и археологии УрО РАН. — 1999.
  5. Веритинов Н. Человек великого разума // «Возрождение». — 1960. — № 106. — С. 107—112.
  6. Зеньковский В. В. Памяти проф. А. В. Карташёва // «Вестник русского студенческого христианского движения». — Париж — Нью-Йорк, 1960. — № 58—59. — С. 61—62.
  7. Кассиан (Безобразов) Антон Владимирович Карташёв // «Православная мысль». — Париж. — Вып. 11. — С. 9—16.
  8. Кассиан (Безобразов) Антон Владимирович Карташёв // Труды Православного богословского института в Париже. — Вып. 11. — Париж, 1957. — С. 9—16.
  9. Князев А. П. Памяти профессора А. В. Карташёва // «Вестник русского студенческого христианского движения». — Париж — Нью-Йорк, 1960. — № 58—59. — С. 64—72.
  10. Константин, архимандрит. Памяти А. В. Карташёва // «Православная Русь». — 1960. — № 18. — С. 9.
  11. Мейендорф И. А. В. Карташёв — общественный деятель и церковный историк // «Вопросы истории». — № 1. — 1994. — С. 169—173.
  12. Митрофанов Георгий, протоиерей. Антон Владимирович Карташёв — русский богослов и церковный историк, государственный и общественный деятель. // Посев, 2002, № 10-11.
  13. Никольский Л. М. Памяти учителя // «Вестник русского студенческого христианского движения». — Париж — Нью-Йорк, 1960. — № 58—59. — С. 62—63.
  14. Херасков И. М. А. В. Карташёв. К пятидесятилетию ученой и педагогической деятельности // «Возрождение». — 1951. — № 14.

Примечания

  1. http://samisdat.com/5/23/523r-lvs.htm
  2. nigdeja: путеводитель (продолжение)

Ссылки

  • Антон Владимирович Карташёв Биографическая справка и сочинения
  • Антощенко А. В.Национально-теократическая концепция святой Руси А. В. Карташёва

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Картари, Винченцо
  • Рита Райт-Ковалёва

Полезное

Смотреть что такое «Карташёв, Антон Владимирович» в других словарях:

Карташёв Антон Владимирович — Карташёв, Антон Владимирович Антон Владимирович Карташёв (11 июля 1875, Киштьма на Урале 10 сентября 1960, Париж) последний обер прокурор Святейшего Синода; русский богослов, историк церкви, церковный и общественный деятель, как последний обер… … Википедия

Карташёв Антон Владимирович — (1875 1960), государственный и общественный деятель, публицист, историк церкви. С июля 1917 член партии кадетов, затем обер прокурор Синода, министр вероисповеданий Временного правительства России. В октябре 1917 арестован, в 1918 освобождён.… … Энциклопедический словарь

Карташёв Антон Владимирович — (1875—1960), государственный и общественный деятель, публицист, историк церкви. С июля 1917 член партии кадетов, затем обер прокурор Синода, министр вероисповеданий Временного правительства. В октябре 1917 арестован, в 1918 освобождён.… … Большой Энциклопедический словарь

Карташёв, Антон — Владимирович Антон Владимирович Карташёв (11 июля 1875, Киштьма на Урале 10 сентября 1960, Париж) последний обер прокурор Святейшего Синода; русский богослов, историк церкви, церковный и общественный деятель, как последний обер прокурор,… … Википедия

Карташев, Антон Владимирович — Карташёв, Антон Владимирович Антон Владимирович Карташёв (11 июля 1875, Киштьма на Урале 10 сентября 1960, Париж) последний обер прокурор Святейшего Синода; русский богослов, историк церкви, церковный и общественный деятель, как последний обер… … Википедия

Карташев Антон Владимирович — Карташёв, Антон Владимирович Антон Владимирович Карташёв (11 июля 1875, Киштьма на Урале 10 сентября 1960, Париж) последний обер прокурор Святейшего Синода; русский богослов, историк церкви, церковный и общественный деятель, как последний обер… … Википедия

КАРТАШЁВ — Антон Владимирович (1875 1960), государственный и общественный деятель, публицист, историк церкви. С июля 1917 член партии кадетов, затем обер прокурор Синода, министр вероисповеданий Временного правительства. В октябре 1917 арестован, в 1918… … Русская история

Карташёв А. В. — КАРТАШЁВ Антон Владимирович (1875–1960), гос. и обществ. деятель, публицист, историк церкви. С июля 1917 чл. партии кадетов, затем обер прокурор Синода, министр вероисповеданий Врем. пр ва. В окт. 1917 арестован, в 1918 освобождён. В 1919… … Биографический словарь

Карташёв — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 К 1.3 Н … Википедия

Читать еще:  Моисей Мурин: житие и биография святого, о чем молиться и чем помогает
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector