0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

40 мучеников Севастийских: житие и история святых, день памяти, имена, страдания

Содержание

Сорок мучеников Севастийских

Страдальцы являлись христианскими воинами, которые приняли смерть ради веры в Господа. Это событие произошло в 320 г. на территории Севастии (ныне Турция). Великомученики отказались от принесения жертвоприношений языческим богам, за что и были подвергнуты пыткам холодом, избиению и сожжению.

История святых воинов

В начале IV столетия император Константин Великий издал знаменательное постановление, согласно которому все христиане отныне имели возможность к беспрепятственному вероисповеданию, а также приравнивались в правах с язычниками. Однако во многих Римских провинциях идолопоклонство не желало подчиниться этому указу.

Самым яростным и ревнивым гонителем христиан оставался соправитель императора по имени Ликиний, высоко чтящий язычество и ненавидящий последователей Христа. Он решил пойти войной против последних и искоренить их со своих земель. Властолюбивый, суровый и раздражительный Ликиний готовился к решающей битве против Константина, решив очистить армию от всех воинов-христиан.

  • Тем временем в Севастии Каппадокийской (городе в Малой Армении), которая подчинялась как раз Ликинию, армией командовал Агриколай, ревностный язычник. Под его руководством находилась дружина из 40 храбрых и опытных каппадокийских воителей, победивших во многих битвах за Римскую империю. Так как они веровали во Христа, Агриколай с напутствия циничного Ликиния решил унизить и уничтожить их. Полководец приказал 40 Севастийским храбрецам принести жертву языческим идолам, но последние категорически отказались от этого деяния.
  • Агриколай отправил воинов-христиан в тюрьму, — здесь они не прекращали совершать усердную молитву и ночью услышали глас, который возвестил: «Спасение обретет претерпевший все страдания!» Спустя несколько дней 40 севастийцев вновь привели к полководцу, который пытался склонить волю христиан при помощи сладкой лести. Агриколай восхвалял невиданное мужество воителей, их силу, верность, а после вновь предложил совершить жертвоприношение перед своими идолами и тем самым снискать великое уважение среди язычников. Севастийские воины остались равнодушны к льстивым речам и вторично отказались от предложения своего полководца.
  • Агриколай приказал заковать христиан, но старший из них, которого звали Кирионом, ответствовал: «Император не разрешал налагать цепи на нас». Полководец чрезвычайно смутился и отменил своё решение, севастийцев отправили в темницу без оков.
  • Спустя неделю в Севастию явился знаменитый сановник по имени Лисий, которому было приказано совершить суд над 40 христианскими воинами. Последние твердо стояли на своем решении, они не боялись позора, мучений, смерти, их вера была непоколебима. Сановник приказал закидать христианских воинов камнями, но никто так и не смог попасть по святым. Севастийцы уверовали, что их оберегает божественная сила, в их душе еще сильней возгорелся огонь веры в Господа.

После неудачных попыток язычники вновь отправили воинов-христиан в темницу. Здесь они услышал глас Бога, который утешал их и твердил о том, что умерший воскреснет, если будет свято верить в Него. Вскоре севастийцев во второй раз осудили, но они не изменили своего решения, держа в уме заступничество самого Христа.

О других святых мучениках:

Решающее испытание

Великих воинов продержали в темнице до начала зимы, Агриколай приказал раздеть пленников и привести к озеру. Христиан разместили на льду, стража охраняла это место всю ночь. Чтобы сломить дух мучеников, рядом с озером растопили горячую баню. Один из воителей не выдержал холода и устремился к спасительному теплу. Как только он переступил порог бани, в один миг скончался.

В середине ночи севастийские мученики были обрадованы неожиданным чудом: Господь послал с небес божественный луч света, который растопил озеро и сделал воду теплой.

  • Крепко спящие стражники не видели этого, бодрствовал только один из них, его звали Аглай. Присмотревшись к воинам-мученикам, он заметил над их головами 39 светящихся нимбов. Аглаю стало ясно, что севастиец, желавший найти спасение от холода в бане, потерял свой божественный венец. Он разбудил своих соратников, скинул с себя одежду и воскликнул, что является христианином, поэтому присоединяется к числу мучеников. Находясь в воде, он стал совершать молитву, он просил Всевышнего позволить ему вступить в ряды воинов-христиан.
  • Утром стража увидела бывшего язычника, стоящего вместе с мучениками и прославляющего Христа. В приступе негодования идолопоклонники вывели севастийцев из воды и стали дробить железными молотами их конечности. Кое-кто из мирных очевидцев подбадривал христиан, чтобы те не страшились мучений и претерпели все ради славы Господа. Вскоре все 40 севастийцев скончались от полученных тяжелейших травм.
  • Тела великомучеников положили на большую колесницу и повезли на место сожжения. Агриколай приказал бесследно уничтожить останки, дабы христианские паломники не сумели их найти и воздать хвалу великой стойкости и мужеству. Тела сожгли на большом костре, а кости распорядились утопить в реке. Через несколько дней 40 великомучеников явились в видении Севастийскому епископу Петру, святые велели ему вынуть останки из воды.
  • Преподобный призвал нескольких помощников, с которыми отправился на берег реки, куда бросили кости воинов-христиан. Останки священномучеников излучали великолепное сияние, словно звезды на ночном небе. Это помогло епископу Петру без труда достать мощи Севастийских воинов. Преподобный распорядился похоронить святые останки с великой честью.

Интересно! В начале весны 1230 г. болгарский правитель Иван II разбил армию эпирского царя Феодора Комнина, который открыто нарушил мирное соглашение о ненападении. Сражение проходило возле деревни под названием Клокотница, Иван II захватил в плен семью неприятеля и большую часть его войска. Болгарский царь отнес эту великую победу заступничеству 40 великомучеников Севастийских. Желая отблагодарить святых, царь Иван II воздвиг храм в их честь прямо на месте битвы. Он также распорядился оставить памятную надпись на одной из колонн церкви.

Значение подвига 40 севастийцев

После того как великомученики проявили безмерное терпение, на них снизошел божественный свет, растопивший лед и согревший их. Однако это не самое важное, необходимо понять: Святой Дух проник в их души, заставил засиять сердца воинов, именно Бог даровал им силы перенести суровые мирские испытания.

Подобная благодать позволят живым существам совершать то, что на первый взгляд, им не под силу. Она помогает верующим преодолевать любые скорби, которые приходят после свершения греховных поступков. Не каждому суждено испытать колоссальные мучения, которых удостоились севастийские воины, но миряне должны быть готовы к преодолению даже мелких соблазнов, ибо они не позволяют испытать Единство с Господом. Потакание страстям приравнивает человека к отступникам веры.

Люди постоянно предают знание о Боге, но часто думают, что особенное испытание, подобное мучениям 40 воинов, позволило бы проявить твердость воли и вытерпеть колоссальные страдания ради Него. Однако именно в мелочах должна проявляться истинная вера, которая постепенно закалит разум и позволит выдержать любое насилие над телом.

Неужели Севастийские страстотерпцы нарушали заповеди Христа, недооценивали мелкие грехи и не пытались победить их? Господь послал им такое суровое испытание, зная, что они, преисполненные высшего смирения, готовы его выдержать. Простые миряне должны брать с них пример, но ориентироваться нужно не на их божественный подвиг стойкости, а на то, как они сумели подготовить свой дух к перенесению великих страданий ради Господа. Верующим совсем необязательно стремится к мученичеству, но следует встать на путь истинной добродетели.

Необходимо позаботиться о приобретении благодати через молитвы, покаяния, причащения, пост и других ритуалы Церкви. Когда человек пренебрегает спасительными средствами, в жизнь приходят демоны скорби, небрежности, лени и т.п. Следует предотвратить вторжение даже мелких страстей, которые вскоре могут перерасти в крупные и отдалить от блаженного единения с Творцом.

Важно! В торжественном тропаре 40 Севастийских святых называют всечестными страстотерпцами, великими воинами Господа и непоколебимыми его оруженосцами. Они прошли мучения огнем и водой и встали в один ряд с небесными ангелами. Церковь восхваляет их мужество, воспевает силу верования, которую воины приобрели в дар от Бога.

Почитание в православии

Православная Церковь вспоминает величайший страдальческий подвиг святых 22 марта. Торжество памятования 40 мучеников относится к числу наиболее почитаемых христианских праздников. В этот день Церковь смягчает строгость поста, а также проводит литургию с причащением Святыми Дарами.

Памятование 40 Севастийских священномучеников является непереходящим торжеством и намечен на 22 марта. Если празднование совпадает с Крестопоклонной средой, идущей на третьей неделе Великого поста, его переносят на другой день (подобное произошло в 2017 г.)

В древней Руси торжество представляло собой дату начала весенней поры. На стол подавали жаворонков, символизирующих бессмертную душу, которая вечно стремится к Господу и преклоняется перед Его могуществом. От этого осознания праздник 40 севастийцев-мучеников высокочтим в народе.

Сорок мучеников Севастийских: история праздника, иконы, обычаи, рецепты (+Видео, аудио)

22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие их современники-христиане, за отказ поклониться языческим богам.

История

Примечательно, что эти сорок мучеников погибли уже после принятия Миланского эдикта — указа «о веротерпимости», принятого святым равноапостольным императором Константином. Однако они жили и служили на той части Римской империи, которой в тот момент правил соправитель Константина — Ликиний, убежденный язычник.

В своей части империи Лициний решил искоренить христианство, которое значительно там распространилось. Дело было в том, что он готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо примете венцы нетленные».

На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.

Сорок мучеников Севастийских и святые воины. Византийский триптих

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий.

Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Празднование

Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

Тропарь Севастийским мученикам

Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

«Всеславные страстотерпцы, мужественные бойцы, сорок воинов Христовых, вы прошли сквозь огонь и воду и стали согражданами Ангелов. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам».

Кондак

Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множества.

Стихира

Пророчески убо вопияше Давид во псалмех: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой. Вы же, мученицы Христовы, самеми делы слово исполняюще, проидосте сквозе огнь и воду и внидосте в Царство Небесное. Темже молитеся, четыредесяте суще страдальцы, даровати нам велию милость.

Читать еще:  Житие святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси – жизнеописание, чудеса и мощи святого

Проповеди

Из проповеди, произнесенной 22 марта 2003 года Схиигуменом Авраамом (Рейдманом), духовником Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга:

Что же помогло им это сделать? Что было в них такого, чего нет в нас? Сама история дает нам объяснение, в особенности история страданий сорока мучеников Севастийских. Мы видим, что, после того как они показали свое долготерпение, вдруг появился сверхъестественный Божественный свет, осиявший их и даже согревший воздух. Но главное – не то, что согрелись воздух и вода, в которой находились мученики, но то, что благодать Божия, этот Божественный свет проник в их души, в их сердца и как бы воссиял внутри них самих, тем самым сделав их способными к сверхчеловеческому мужеству.

Благодать Божия дала им силы вытерпеть то, что превышает возможности не только обыкновенного человека, но даже и какого-нибудь особенно твердого духом и, как бы мы сейчас сказали, сильного волей человека. Именно благодать Божия делает нас способными совершить нечто сверхъестественное. Она помогает нам вытерпеть все скорби, которые враг наш, дьявол, уготавливает нам, чтобы заставить свернуть с истинного пути. Иногда это действительно страшные скорби, какие постигли, например, мучеников Севастийских или новомучеников и исповедников российских, пострадавших в недавнее время. Но иногда дьявол незаметно мелкими скорбями и неприятностями, не требуя от нас явного отречения от Христа, тем не менее, заставляет нас вести себя не по-христиански. Мы же, недооценивая значения этих как будто бы незначительных происшествий, много и часто погрешаем – и на деле, как это ни прискорбно, как это ни страшно звучит, являемся отступниками.

Мы постоянно предаем евангельские заповеди, вменяя их ни во что, однако почему-то думаем, что если бы на нашу долю выпало какое-нибудь особенное испытание, вроде того, какое пришлось вытерпеть сорока мученикам Севастийским, то мы проявили бы твердость, потому что сознавали бы, что здесь речь явно идет о спасении или погибели, об исповедании Христа или отречении от Него. Но многих дьявол искушает именно мелочами – мелкими, ничтожными, незначительными происшествиями, легкими скорбями, маленькими соблазнами. Мы же не заботимся о том, чтобы в нас всегда была благодать Божия, не приобретаем ее усиленной молитвой, покаянием и тщательным исполнением своего христианского долга, то есть участием в богослужениях, постами и так далее.

Мы пренебрегаем понуждением себя к исполнению заповедей, пребываем в нерадении, небрежении и беспечности. Таким образом, мы теряем ту благодать, которую получили в Таинстве Крещения, которую получаем в Таинствах Исповеди и Причащения, и потому оказываемся бессильными перед бесчисленными кознями дьявольскими. Сейчас они мелкие, но кто знает, что будет завтра?

Обычаи

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

Рецепт жаворонков:

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.

Для смазки: сладкий крепкий чай.

Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста.

Из куска хорошо выбродившего теста раскатывается валик, нарезается на куски массой примерно 100 г. Затем раскатываются жгуты, так, чтобы один конец был тонким и гибким — головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. завязываются узлом, головке придается соответствующая форма.

Слегка примять пальцами хвостик, веерообразно надрезать ножиком сделать надрезы-перышки, Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь — изюминки-глазки.

Смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

Сорок мучеников в литературе и искусстве

Светлана Копылова. Сорок мучеников Севастийских

Сорок мучеников Севастийских

Память Сорока мучеников Севастийских Церковь совершает 22 марта (9 марта по старому стилю). Сорок Севастийских мучеников — это воины-христиане, которые приняли мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году при Лицинии. Сорок мучеников очень почитаются православными христианами.

Содержание

Сорок мучеников Севастийских. История праздника

Сорок мучеников были родом из Каппадокии. Они входили в состав римского войска, которое находилось в городе Севастии. Военачальник-язычник Агрикола потребовал от них принести жертвы языческим богам. Сначала он уговаривал их, обещая повышение по службе и денежные средства. Затем стал угрожать тюрьмой и убийством. Но воины отвергли все предложения и угрозы военачальника Агриколая, и тогда он заключил их в темницу. Спустя время в город приехал знатный сановник Лисий и повелел побить воинов-христиан камнями. Камни, брошенные в воинов, летели мимо, а камень, который бросил Лисий, угодил в лицо Агриколаю. Мучители смутились произошедшим и возвратили христиан в заточение. Ночью в темнице воины услышали утешающий глас Господа:

Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные.

Мучители отвели воинов на озеро, раздели и поставили их на лед. Рядом была установлена теплая баня, чтобы, если кто отречется от Христа, мог согреться в ней. Один из воинов спустя несколько часов мучений забежал в баню, однако тут же умер. Ночью стражники дремали, не спал только один из них, по имени Аглай. Он удивлялся, как воины-христиане, несмотря на жуткие мучения, не прекращают молиться. В третьем часу ночи он увидел, как над озером разлился яркий свет. Стало очень тепло, так что лед растаял. Аглай не понимал, что происходит. Он взглянул наверх и увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — для каждого мученика. Тогда Аглай скинул с себя одежду, разбудил стражников и побежал к воинам-христианам: «И я христианин!» Он молился:

Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами.

Римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Кости мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не могли их собрать. Согласно Житию, спустя три дня мученики явились во сне святителю Петру, епископу Севастийскому (IV в.), и повелели ему совершить погребение их останков. Епископ с несколькими клириками ночью собрал кости мучеников и с честью похоронил. Имена Севастийских мучеников: Кирион, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Кандид, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Доментиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирил, Сакердон, Никола, Уалерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Тропарь, кондак и канон Сорока Севастийским мученикам

Тропарь, глас 1.

Страстьми святых яже по Тебе прияша, умолен буди Господи, и вся наша страсти и болезни исцели, Человеколюбче, молим Тя.

Тропарь, глас той же.

Страстоносцы всечестнии, воини Христови четыредесяте, твердии оружници, сквозе огнь и воду проидосте, и ангелом сограждане бысте, с ними же молитеся Христови, с верою о хвалящих вас. Слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Дающему вами всем исцеление.

Кондак, глас 6.

Все воинство мира оставльше, и на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпци Господни, четыредесяте, сквозе бо огнь и воду прошедше блаженнии, достойно приясте славу с Небес, и венец множество.

Библиотека Русской веры
Канон святым мученикам четыредесяти →

Народные традиции празднования памяти Сорока мучеников Севастийских

День памяти 40 Севастийских мучеников в народе называется «сороки», а иногда «кулики». Согласно народному поверью, в этот день из теплых стран прилетают сорок птиц, и первая из них — жаворонок. «Бывает, — уверяют опытные старики-крестьяне, — что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет». «Сороки» считались детским праздником, потому что накануне празднования женщины пекли из ржаной муки «жаворонков», а утром раздавали их детям. «Жаворонков» пекли с раскрытыми крыльями, как бы во время полета. Жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле — крестьяне объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Господом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Бога, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Господу Исусу Христу.

Также утром женщины делали в своем дворе сорок соломенных гнезд и в каждое клали кусочек теста в форме яйца (это делалось для того, чтобы куры неслись дома, а не заходили на чужой двор). Когда «жаворонки» из теста были готовы, дети бежали с ними в сарай заклинать жаворонков. Там они сажали своих птиц всех вместе, на высокое место, и несколько раз хором начинали кричать песню: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Текст этой детской песни менялся в зависимости от региона. Затем ребята разбирали своих жаворонков и с той же песней бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда. Вдоволь набегавшись, ребятишки собирались вместе и начинали есть своих ржаных «жаворонков». Съедали обычно всю птицу, оставляя голову, — ее дети берегли каждый для своей матери. В конце празднования ребята поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. Дома каждый ребенок отдавал голову «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был». Также считалось, что по той погоде, какая была на Сороки, можно определить погоду весны и лета. Если на Сороки было морозное утро, то, значит, жди весной сорок «утренников».

Сорок мучеников Севастийских. Иконы

Иконографическая традиция начинает складываться с IV в. Одна из первых сохранившихся икон — в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, датируемая VII–VIII вв. Изображения мучеников Севастийских встречаются в миниатюрах Псалтырей. Известны миниатюры Хлудовской Псалтыри IX в., Лондонской Псалтыри 1066 г., Псалтыри Барберини 1060 г., Киевской Псалтыри 1397 г.

К X веку складываются два основных типа иконографии сорока Севастийских мучеников: сцена мучений в ледяном озере (они стоят вместе нагие, поддерживая друг друга) и отдельные изображения святых в медальонах, где мученики изображены с крестами в руках, реже — как воинов с оружием в руках. Фрески, представляющие одиночные изображения воинов с оружием и в доспехах, встречаются в храмах Каппадокии. В соборе Святой Софии в Киеве мозаичные изображения Севастийских мучеников расположены на подпружных арках главного купола. Часть из сохранившихся мозаик представляет мучеников совсем юными, без бород; есть среди них также и старцы. Согласно краткой редакции: мученики со скрещенными руками стоят в воде, поддерживая друг друга, а над их головами сияют венцы. В полном варианте изображается куполообразная баня, куда скрывается не выдержавший испытания воин. Иногда изображают стражника Аглая, который вошел в прорубь вместо сбежавшего воина. Иконы, хранящиеся в музее в Реклингхаузене, представляют примеры полной редакции иконографии Сорока мучеников: это фрагмент Минеи годовой (первая половина XVI в.) и греческая икона 1600 г. Миниатюра середины XI в. из греческого Минология, которая хранится в Государственном историческом музее, является краткой редакцией.

Минея Март (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии Сорок мучеников Севастийских. Икона-таблетка. Новгород. Конец XV в. Из Софийского собора. Новгородский музей

Храмы в честь Сорока мучеников Севастийских

В Константинополе было около восьми храмов в честь 40 Севастийских мучеников, построенных царицей Пульхерией (399-453 гг.) и императором Анастасием. Также известно о существовании церкви Сорока мучеников у Золотых ворот.

В честь Сорока Севастийских мучеников освящена церковь в г. Велико-Тырново в Болгарии. Храм был построен в 1230 году по повелению Ивана Асеня II в честь победы при Клокотнице над эпирским деспотом Феодором Дукой 22 марта 1230 года. Свою победу царь посчитал заступничеством Сорока Севастийских мучеников, в честь которых и была освящена церковь. Она являлась соборной церковью Великой Лавры в Велико-Тырново, устроенной в крепости Царевец на левом берегу реки Янтра. В этой церкви первоначально был похоронен святой Сава, архиепископ Сербский (ок. 1169-1236 гг.). В мае 1237 года его мощи были перенесены в Сербию. В годы османского правления, до начала XVIII века, церковь оставалась христианской, но затем здание переделали в мечеть, в результате чего были уничтожены практически все фрески. Несколько изображений сохранились только на северо-западной стене притвора. В здании бывшей церкви 22 сентября 1908 года болгарским князем Фердинандом (1861-1948 гг.) была объявлена полная независимость Болгарии от Османской империи. Церковь продолжительное время использовалась как царская усыпальница. Здесь были погребены цари Калоян (1197-1207 гг.), Иван Асень II, Михаил Шишман (1280-1330 гг.), царицы Анна Мария и Ирина, а также многие члены царской семьи и представители болгарской аристократии.

Церковь Сорока Севастийских мучеников в Велико-Тырново (Болгария)

В честь Сорока мучеников Севастийских освящена церковь у Новоспасского монастыря в Москве. Вероятно, еще в XVI веке на этом месте стоял деревянный храм. Церковь неоднократно перестраивалась. В 1932 году храм был закрыт советской властью, колокольня была частично срублена. В 1993 году храм передан местной общине РПЦ и отреставрирован.

Церковь Сорока Мучеников Севастийских у Новоспасского монастыря. Москва

В честь Сорока Севастийских мучеников освящен храм в г. Переславль-Залесском. Церковь располагается в устье реки Трубеж в исторической Рыбной слободе на берегу Плещеева озера. Церковь существовала уже в начале XVII столетия. Она упоминается в патриарших окладных книгах под 1628 годом: «церковь святых Четыредесять мученик, на посаде, дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничих гривна». В 1652 году при этой церкви была построена Покровская. В 1726-1727 годах обе церкви оказались ветхи и были устроены новые деревянные церкви. В 1755 году вместо двух деревянных был построен каменный храм, ныне существующий. В церкви два престола: в честь Сорока мучеников и в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Сорока Мучеников в Переславле-Залесском

Сорок Севастийских мучеников

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Житие 40 Севастийских мучеников

Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.

В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».

Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».

Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

Читать еще:  Житие Иоанна Русского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло. Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.

Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я — христианин!» — сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.

Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.

Когда празднуется память сорока Севастийских мучеников

Память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, празднуется в Русской Православной Церкви 22 марта по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его фиксирована.

Храм 40 Севастийских мучеников

Храм 40 Севастийских мучеников расположен в Москве недалеко от Новоспасского монастыря. Точный адрес храма: улица Динамовская, дом 28.

В 1640 году здесь, на Таганке, государь Михаил Федорович Романов, первый царь этой прославленной династии, определил, что здесь будут жить каменщики — строители стен монастыря и монастырского Спасо-Преображенского собора.

Когда работы по строительству закончились, каменщики никуда не уехали и осели здесь, на Таганке. Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников.

Молитвы святым сорока мученикам Севастийским

Молитва первая

О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона 40 Севастийских мучеников

В центре иконы 40 Cевастийских мучеников мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике. Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства.

В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя. Именно он стал сороковым мучеником взамен отступника, когда увидел сияющие нимбы над головами воинов. Также на иконе пишется образ Спасителя, которые благословляющим жестом осеняет святых.

Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников

На Руси церковный праздник — день памяти сорока мучеников Севастийских — называли Жаворонки или Сороки (с ударением на первый слог). Самый яркий обычай этого дня — печь постные булочки в виде птиц — «жаворонков».

На заставке: фрагмент — Фреска храма храма Пресвятой Богородицы Асину, Кипр, XII век. Фото Марии Черкашиной

40 СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ (†320)

«Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград».

(Св. Василий Великий)

Святые севастийские мученики приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.

В 313 году при Святом Константине Великом был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай.

Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения. В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии, цвет войска – храбрецы, побеждавшие во многих сражениях, покрытые ратной славой. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22).

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, — жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». «По примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам!

Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей! Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком (Гал. 1:1). Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей» (Св. Василий Великий).

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться.

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память.

Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий – «Сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы» (Св. Василий Великий).

Быстро распространившееся почитание св. Сорока мучеников уже в V веке достигло христианского Запада. Частицы мощей их были положены в основание алтаря базилики в Брешии, при ее освящении; специальная капелла была освящена в честь 40 мучеников в римской Санта Мария Антиква.

9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

Подвиг, подобный Севастийскому, в 1919 году совершили сорок два русских священника, замученных палачами в снегах под Пермью. Там же претерпел кончину за Господа святитель Феофан Соликамский. Мучители раздели святого старца донага и опускали его в прорубь, пока тело не покрылось коркой льда. И таким примерам кончины наших страстотерпцев несть числа.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц.

Эти булочки (печенья) обыкновенно украшались всевозможными вычурами и даже позолотой и продавались при входах в церковь и на торгу. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

Считается, что «На Сороки день с ночью меряются, прилетают сорок разных птиц, сорок пичуг на Русь пробирается».

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. Св. Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин в этот день произносили свои поучения, а Иоанн Дамаскин и Феофан Никейский написали стихиры на праздник. В этот день облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.

Тропарь, глас 1
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Ин тропарь, глас 1
Страстотерпцы всечестнии, / воини Христовы четыредесяте, / твердии оружницы, / сквозе бо огнь и воду проидосте / и Ангелом сограждане бысте, / с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас / Слава Давшему вам крепость, / слава Венчавшему вас, / слава Подавающему вами всем исцеления.

Кондак, глас 6
Все воинство мира оставльше, / на Небесех Владыце прилепистеся, / страстотерпцы Господни четыредесять, / сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, / достойно восприясте славу с Небес / и венцев множество.

Молитва 40 мученикам Севастийским
О, святи́и, сла́внии страстоте́рпцы Христо́вы, четы́редесяте, во гра́де Севасти́и Христа́ ра́ди му́жественно пострада́вшии, чрез огнь бо и во́ду проидо́сте, и я́ко дру́зи Христо́вы в поко́й Небе́снаго Ца́рствия вше́дше, и́мате ве́лие дерзнове́ние ко Пресвяте́й Тро́ице хода́тайствовати о ро́де христиа́нском: наипа́че же о почита́ющих святу́ю па́мять ва́шу, и с ве́рою и любо́вию вас призыва́ющих. Испроси́те у всеще́драго Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших и жития́ на́шего исправле́ние, да в покая́нии и нелицеме́рной любви́ друг ко дру́гу пожи́вше, со дерзнове́нием предста́нем Стра́шному Суди́щу Христо́ву, и ва́шим предста́тельством одесну́ю Пра́веднаго Судии́ предста́нем. Ей, уго́дницы Бо́жии, бу́дите нам защи́тницы от всех враг ви́димых и неви́димых, да под кро́вом святы́х ва́ших моли́тв изба́вимся от всех бед, зол и напа́стей до после́дняго дне жи́зни на́шея, и та́ко просла́вим вели́кое и достопокланя́емое и́мя Вседе́тельныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Сорок Севастийских мучеников

Сорок святых Севастийских мучеников 2022: история и традиции праздника

Если прийти на службу в храм, то окажется, что в христианстве гораздо больше торжественных поводов и памятных дат. Одна из них — это память Сорока святых Севастийских мучеников.

За что же они пострадали и почему мы о них вспоминаем?

— Праздник окутан аурой легенды, которая долгое время была поистине популярна у наших предков. Сегодня о нем мало кто знает. В истории Сорока святых присутствует нравоучительная составляющая, впрочем, как у большинства христианского вероисповедания, — рассказал философ, религиовед Александр Крицкий.

Из 2022 перенесемся в III века нашей эры. На троне Римской империи восседает Константин Великий — правитель, который после трех сотен лет гонений признал права христиан. Но сами понимаете: что принимают в столице, до окраин доходит с запозданием.

На периферии державы была провинция Армения. С современной странной ее роднит лишь название и кусок земли. Большая же ее часть располагалась на территории Турции. Одним из крупных городов была Севастия. Главным на этой земле был полководец-язычник Агриколай.

Шел 320 год. В него и произошли трагические события, которые превратили сорок человек в Севастийских мучеников.

Семь лет как Константин легализовал новую веру. Но в Армении до сих пор сильно идолопоклонство. В один из дней Агриколай велел воинам принести жертву тотемам. Послушались все, кроме сорока солдат. Они объявили себя христианами и не могли пойти против совести.

Читать еще:  Варсонофий Великий - житие и труды, почитание и дни памяти, мощи, творчество

Церковная легенда гласит, что Агриколай сначала пытался пряником, а затем кнутом подчинить бунтовщиков. В итоге кинул их темницу. Но вера была крепка. Братья во Христе молились и услышали глас: «Претерпевший до конца спасется».

Разным пыткам подвергли узников. Вывели на озеро зимой и поставили в ледяную воду. На берегу растопили баню — в соблазн мученикам. Один не выдержал и побежал греться. Но как только ступил на порог — упал замертво.

Долго держались Севастийские мученики, даже стража уже спала. Не спал лишь один воин Аглаия. Внутри него шла борьба. Вдруг стало тепло — лед на озере растаял. В лучах света стражник увидел, как над страдавшими появились венцы — 39 по числу стоящих в воде. Так воин понял, что есть истинная вера. Обнажился и присоединился к узникам.

Командование пришло в ярость. Повелело до смерти избить сорок святых Севастийских мучеников. Умирая, узники славили Христа. Их тела сожгли на костре, а кости бросили в реку.

Через три дня Сорок святых явились севастийскому епископу и попросили достать их останки из воды. Священник так и поступил, мощи похоронили с честью.

Вот такая трагическая история праздника Сорока святых Севастийских мучеников. Память о подвиге за веру и чтят христиане.

Прежде о церковных. 22 марта в 2022 году выпадает на вторник. Накануне стоит посетить литургию в храме. Во время проповеди батюшка наверняка расскажет историю Севастийских мучеников.

На Руси христианские праздники часто в сознании людей накладывались на народные. Так, за день до Сорока святых — весеннее равноденствие. Дата хоть и астрономическая, но для людей земли очень важная — она возвещает окончание зимы.

Из теплых краев в это время возвращаются птицы, поэтому хозяйки приговаривали: «Жаворонок весну благословил». При этом пекли сдобу в форме этих красивых птиц. Выпечку раздавали детям. А те, перед тем как съесть, проводили ритуал. Кто-то просто клал хлебную птичку на окно, а кто-то насаживал жаворонка на палку и шел кликать весну. Иногда традиция предписывала раскрошить сдобу и покормить птиц.

Есть и такое объяснение почитания жаворонка в этот день. Дескать птица во время полета часто пикирует вниз, но не разбивается. Как пташка смиренна и доверяется Богу, так и Сорок святых доверили свои жизни Христу.

Святые подвижники из Севастия – история праведников-легионеров

Сохранилось множество свидетельств о том, как верующие шли на мучительную смерть ради Иисуса Христа, не желая отрекаться от истинной религии и Господнего слова. Подобные поступки – образчик мужества, стойкости, твёрдости духа и силы воли, а также беззаветной любви к Творцу. И наша статья расскажет Вам об одном из таких подвигов!

Предания и легенды – житие 40 мучеников Севастийских

Эти события происходили в IV ст., уже после того, как был подписан Миланский эдикт. Данный указ о веротерпимости, изданный в 313 г. римскими владыками Константином и Лицинием, провозглашал равность религий, обеспечивая христианам те же права, что и язычникам. Кроме того, им возвращали всю собственность, отнятую в период гонений. Однако подобные законы соблюдались не всегда. Многие провинциальные наместники продолжали притеснять и угнетать верующих, а порой и истязали их, заставляя предать Творца. Это случилось и с описанными здесь людьми.

Праведники, о которых пойдёт речь, родились в Каппадокии, но служили в составе легиона, расположенного в г. Севастии (Малая Армения, современная Турция). В летописях благоговейно сохранены их имена: Аггей, Аглай, Аетий, Акакий, Александр, Афанасий, Валент, Валерий, Вивиан, Гаий, Горгоний, Домитиан, Домн, Евноик, Евтихий, Екдекий, Илиан, Илий, Иоанн, Ираклий, Исихий, Кандид, Кирилл, Кирион, Клавдий, Ксанфий, Леонтий, Лисимах, Мелитон, Николай, Приск, Сакердон, Севериан, Сисиний, Смарагд, Феодул, Феофил, Филиктимон, Флавий, Худион.

Гарнизоном управлял полководец Агриколай, требовавший ото всех подчинённых, чтобы те приносили жертвы перед идолами. Когда же мужчины не согласились это сделать, военачальник приказал заключить их в подземелье. Пребывая там, солдаты предавались добродетельным размышлениям и усердным молитвам, и вдруг услышали благозвучный глас, возвестивший: «Тот, кто претерпит до конца, будет спасён!».

Это чудо укрепило дух мучеников – поэтому, когда на следующее утро их привели к Агриколаю, подвижники стойко выдержали и жестокие угрозы, и медоточивую лесть. Доблестных воинов не соблазнил даже шанс снискать расположение правителя, отказавшись от веры в Иисуса Христа. Разозлившись из-за очередной неудачи, полководец велел заковать легионеров. Но старший из них, известный под именем Кирион, упрекнул злого командира, заметив, что налагать на солдат кандалы можно лишь по приказу вышестоящих владык. Устыдившись, Агриколай отправил мужчин в тюрьму без цепей.

Там они находились ещё неделю, пока в Севастий не прибыл знатный и зажиточный дукс (чиновник) Лисий. Он начал судить праведников, всячески пытаясь поколебать их решимость, однако воины непреклонно отвечали: «Ни наши звания, ни жизни не дороже Истинного Бога». Наконец сановник велел побить подвижников камнями, надеясь, что после этого они перестанут восхвалять Господа. Но произошло чудо: все булыжники летели мимо, а один из них, брошенный Лисием, ранил самого Агриколая. Тогда преследователи поняли, что мучеников защищает невидимая, но благая сила – устрашившись её, преследователи вновь отправили солдат в мрачные подземелья.

В заключении воины истово молились – и опять удостоились чести слышать глас Творца: «Верующие в меня, если и умрут телом, оживут духом. Дерзайте и не испытывайте страха, и примете венцы нетленные». Поэтому, когда продолжились суд и допросы, легионеры оставались непоколебимыми.

Видя это, Лисий и Агриколай придумали новую пытку – мужчин отвели к покрытому льдом озеру и заставили погрузиться в воду. Там они должны были стоять в течение всей ночи, а чтобы сломать волю подвижников, на берегу растопили баню. К утру один из воинов не смог больше терпеть, и устремился к пышущему жаром строению – но, как только он ступил на порог, сразу же упал бездыханным. И тогда Господь даровал мученикам отраду – над ними воссиял прекрасный свет, а воздух и вода согрелись.

Свидетелем этого был один из охранявших водоём сторожей – Аглай. Он узрел над головами стоявших в озере мужчин тридцать девять лучистых венцов и понял, что устрашившийся солдат лишился чести подвижничества. Тогда легионер разбудил сослуживцев, сбросил свои одежды, и, воскликнув: «Я – христианин!», присоединился к праведникам. Вместе с ними он стал петь псалмы и молиться: «Господи Боже, в которого веруют эти люди, присоедини к ним и меня, чтобы я сподобился пострадать с Твоими рабами».

Все были поражены всесилием Иисуса Христа, спасшего своих последователей. Однако ни Лисий, ни Агриколай не знали снисхождения – они приказали вывести воинов из воды и сломать им ноги. За этим наблюдали не только другие легионеры, но и родственники мучеников – так, мать Мелитона, младшего из них, умоляла сына не отчаиваться и смиренно принимать все беды, выпавшие на его долю. Когда же мужчин погрузили на колесницы, женщина сама понесла своего ребёнка, и, как только он испустил последний вздох, уложила вместе со святыми сподвижниками.

Тела праведников сожгли на костре, а кости швырнули в воду, чтобы другие верующие не дали им достойного погребения. Но Божий промысел действовал и теперь – через три дня сорок Севастийских мучеников предстали перед местным епископом Петром, сказав ему: «Приди ночью и вынеси нас». Когда небо затянуло тучами, священнослужитель и несколько благочестивых мужей отправились к озеру – и убедились, что частицы нетленных мощей мерцают в воде, точно звёзды. Благодаря этому люди смогли собрать все останки и положить их у храмового алтаря.

Особенности легенды – богословское толкование

Эти события, о которых упоминали в своих проповедях Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин, учат христиан во всём полагаться на волю Господа. Его благодать дарит силы вытерпеть любые лишения и препятствия – даже те, которые, казалось бы, превышают человеческие возможности. Чудесный свет, согревший воду и воздух вокруг воинов, исходил из их душ, очистившихся во время подвижничества. А значит, долготерпение, смирение и твёрдость в вере способны победить любое зло!

Испытания не всегда бывают столь страшными, как в описанном примере – гораздо чаще дьявол искушает верующих мелкими проблемами, заботами, неприятностями. Они не требуют ни явного отречения от Иисуса Христа, ни попрания основополагающих жизненных принципов – однако с каждым днём всё сильнее и сильнее расшатывают моральные устои, заставляют грешить и отступать от данных Творцом заповедей. Именно нерадение, беспечность и небрежность в таких вопросах – бич современного человека.

Поэтому молитва 40 Севастийским мученикам, дополненная истовым покаянием, участием в богослужениях, тщательными постами и ревностным исполнением христианского долга, позволяет приумножить полученную при таинствах крещения, исповедей и причащений благодать. Она избавляет от неверия, апатии, скорби, отчаяния и печали, приносит спокойствие, счастье и умиротворение, прогоняет нечестивые помыслы и пагубные привычки. Взывая к подвижникам, люди обретают решимость что-то изменить в своей жизни, выбирают праведный путь, принимают решения в сложных ситуациях.

Перед иконой, на которой запечатлены римские воины, просят о мужестве и отваге, необходимых для того, чтобы вытерпеть любые беды. Небесные покровители оказывают духовную помощь всем, кто находится в заточении, страдает от гонений, оскорблений, насмешек. К ним обращаются и женщины, чьи мужья долгое время пребывают в командировках и рабочих поездках. А ещё под заступничеством мучеников находятся христиане, получившие такое же имя при крещении – святые неустанно сопровождают своих подопечных, оберегая их от опасностей, болезней и забот.

Кроме того, данный образ символизирует готовность отстаивать свои убеждения, а также прививать их другим людям – родственникам, детям, знакомым. Только тогда свет истинной веры будет распространяться во всём мире, спасая души от сомнений, страданий, превратностей судьбы.

Обычаи и традиции – как отмечают день памяти 40 Севастийских мучеников?

Это торжество выпадает на 22 (по старому стилю – 9) марта. В большинстве древних месяцесловов оно принадлежит к важным и чтимым праздникам годового круга. В частности, согласно Уставу, в этот день творят литургию Преждеосвящённых Даров, читают молебен с двумя канонами и уменьшается строгость поста – можно полакомиться елеем и вином.

Существуют и народные обряды, связанные с торжеством. Так, делают из дрожжевого теста особые булочки – «жаворонки», которые служат не только радостным напоминанием о пробуждающейся от зимней спячки природе, но и несут в себе глубокий духовный смысл.

Когда жаворонок поёт, он то взмывает ввысь, то камнем падает вниз, аллегорически воплощая стремление к Небесному Царству и грусть от того, что его блаженство недостижимо для смертных тел. Именно поэтому скромная коричневато-серая птичка в христианстве служит олицетворением смирения перед Богом, желания всячески прославлять Его доброту, милосердие и всемогущество. Кроме того, подобные фигурки изображают души мучеников, вознёсшиеся к престолу Иисуса Христа.

И, разумеется, с любовью приготовленная выпечка станет прекрасным сюрпризом для друзей, родных и близких! Вот один из наиболее распространённых рецептов:

  • приготовьте опару, всыпав в 0,5 л тёплой воды немного сахара и 50 г дрожжей. Когда она поднимется, замесите тесто, добавив в раствор 2 кг муки, 250 г растительного масла и 1 стакан сахара. По вкусу посолите, перемешайте;
  • накройте тесто чистой салфеткой и поставьте в тёплое место на 50-70 минут, затем обомните и дайте подойти ещё раз;
  • раскатайте из теста валик и нарежьте на кусочки величиной с детский кулак. После этого придайте каждому ломтику удлинённую форму. Один конец должен быть тоньше (он станет головкой), а другой, более широкий, станет имитировать тельце и хвост птицы;
  • завяжите полоску узлом. Чуть приплюсните голову жаворонка, вылепите клюв и прикрепите глаз-изюминку. Острым ножом сделайте выемки-пёрышки на хвосте;
  • отдельный кусочек теста раскатайте, вырежьте каплевидные крылья. Один край иссеките ножом, чтобы воспроизвести перья;
  • выложите булочки на политый растительным маслом противень, кисточкой смочите их поверхность крепким чаем, щедро сдобренным сахаром. Также можно смазать выпечку яичным желтком либо мёдом;
  • выпекайте при температуре 160-180̊С в течение 30-40 минут.

40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

Число 40 в христианстве имеет важное сакральное значение. Сорок лет иудейский народ блуждал по пустыне, сорок дней постился Господь после Крещения в Иордане, сорок дней прошло от Пасхи до Вознесения Христа и сорок же дней длится Великий пост. Сорокоуст мы заказываем в храме за здравие или упокоение души… И как раз на период Великого поста очень часто выпадает память 40 мучеников, отдавших жизнь за веру в языческом городе Севастии.

Житие 40 мучеников Севастийских

В 306 году одним из четырех правителей Римской империи стал император Константин, которого Церковь именует равноапостольным. Для понимания радикальности предпринятых им политических шагов достаточно вспомнить, что при этом императоре христианство приобрело статус государственной религии, и христиане были уравнены в правах с язычниками. Однако соправитель святого царя, четвертовластник Лициний, глубоко убежденный язычник, ненавидел последователей Христа и продолжал гонения на подвластных ему территориях.

В 314 году Лициний решил идти войной на Константина, но перед походом счел необходимым избавиться от всех христиан в своих войсках, так как ждал от них измены. В Севастии (часть современной Турции) военачальником был некий язычник Агриколай. В его подчинении находился отряд из сорока отважных каппадокийских воинов, уже успевших побывать во многих битвах и на деле доказавших свои доблесть и мужество. Все они исповедовали христианство. Агриколай, выполняя приказ императора, предложил им поклониться языческим божествам и принести жертвы. Получив твердый отказ, он приказал поместить всех в тюрьму.

Стоя на ночной молитве, воины услышали голос: «Претерпевший до конца спасен будет». Это знамение от Бога укрепило их решимость. Утром следующего дня все они предстали перед военачальником. Тот вновь требовал отречения от Единого Бога, сулил всевозможные почести и чины, сетовал, какой напрасной и бессмысленной будет гибель в столь цветущем возрасте… Однако 40 воинов оставались равнодушны ко всем угрозам и соблазнам.

Спустя неделю в город явился вельможа Лисий, чтобы совершить суд над каппадокийцами. Воины в третий раз отказались от участия в жертвоприношении и исповедали веру во Христа. Судья вынес приговор — побиение камнями. Когда началась казнь, и в воинов полетели первые камни, собравшиеся увидели, что казнимых будто защищает невидимый покров: ни один камень не задел мучеников. А камень, брошенный судьей Лисием, угодил прямо в лицо военачальнику. Еще на одну ночь воины были брошены в темницу, где вновь их укрепил Божий глас.

Назавтра Лисий измыслил новую пытку. Была зима — сильный мороз и ледяной ветер пронизывали насквозь всякого, кто стоял под открытым небом. Воинов решили согнать ночью на замерзшее озеро и оставить там без одежды. Рядом же палачи растопили горячую баню, чтобы пошатнуть решимость мучеников: тот, кто не вынес бы казни, мог согреться там.

Страшный, убийственный холод сковал тела сорока мучеников. После многих часов пытки один из них не выдержал и бросился в баню. Лишь переступив порог, он упал мертвым.

Посреди ночи яркое свечение озарило 39 воинов, а вода в озере потеплела. Один из стражи по имени Аглаий вдруг пробудился от сна и в великом страхе обнаружил, что над головами святых горят светлые венцы. Сосчитав их количество, он понял, что один покинул своих братьев и был лишен небесной славы… Тогда стражник сам присоединился к стоявшим в озере. Число 40 было восполнено.

Утром мучители обнаружили, что воины чудесным образом не погибли, а среди них появился еще один стражник. Тогда судья Лисий приказал перебить им голени и сжечь тела на костре. Кости, не сгоревшие в огне, бросили в воду.

Через три дня после мученической кончины все 40 воинов показались севастийскому епископу Петру во сне и велели предать их останки земле, что епископ и сделал.

Дни памяти: 22 марта (9 марта по ст. ст.), 22 августа (9 августа по ст. ст.)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector