0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вознесенский монастырь в Нижнем Новгороде: история и адрес монастыря, храмы и постройки, святыни и настоятели, расписание богослужений

Содержание

Вознесенский Печерский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Вознесенский Печерский мужской монастырь основан в начале XIV столетия монахом Киево-Печерского монастыря Дионисием, ставшим впоследствии Суздальско-Нижегородским архипастырем, крупнейшим историческим деятелем своего времени.

Древнейший период истории монастыря освещен крайне скупо. Общепринятыми датами основания Печерской обители считаются 1328 или 1330 год. Инок Дионисий отправился из Киево-Печерской Лавры в путь, взяв с собой святой образ – список с Печерской Нерукотворной иконы Божией Матери, явившейся на стене Великой Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре в 1085 году (по другим сведениям – в 1105 году). Чудотворный образ Пресвятой Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием стал главной святыней не только нового Нижегородского Печерского монастыря, но и на сотни лет Нижнего Новгорода.

На крутом берегу Волги инок Дионисий ископал себе пещеру, где проводил время в молитве и посте. Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала стекаться братия. Началось строительство деревянного монастыря, в основание которого была поставлена церковь во имя Вознесения Господня. Этот первый возведенный храм и дал имя обители; название же Печерский монастырь получил в память о первых пещерах, ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонницы. Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, затем – архимандрита. Из стен Печерской обители вышли такие великие русские святые, как преподобный Евфимий Суздальский и преподобный Макарий Желтоводский.

Вознесенский Печерский монастырь все более укреплялся как духовный и культурный центр земли Низовской. Предположительно именно здесь монахом Лаврентием был создан древнейший летописный свод – Лаврентьевская летопись.

Печерская обитель в последующие столетия продолжала расти и укрепляться, переживая различные времена – и запустения, и возрождения. Князья и знатные люди вносили значительные вклады на помин души в монастырскую казну: жертвовали денежные средства, земли, охотничьи, бортные, рыбные и иные угодья, села. К середине XVI века монастырь владел весьма обширными земельными вотчинами, в самой обители были воздвигнуты шесть каменных храмов (тогда как в городе их было только три).

18 июня 1597 года случилось несчастье: гигантский оползень с горы полностью уничтожил монастырь. Признаки надвигающейся катастрофы обнаружились за неделю до происшествия, и все монахи заблаговременно были выведены в безопасное место, унеся с собой иконы, ризы, утварь. В результате оползня были разрушены все храмы обители, но никто из людей не пострадал. После оползня в развале горы были обретены нетленные мощи схимонаха Иоасафа, подвизавшегося в обители и почившего за 30 лет до обрушения горы.

1300791119Гроб со святыми мощами поставили на месте старого монастыря, возвели над ним гробницу, а через год – деревянную церковь. Позднее она была перестроена в камне и освящена в честь Преображения Господня. Храм и сейчас является украшением Старо-Печерской слободы Нижнего Новгорода. И по сей день люди приходят к гробнице угодника Божия Иоасафа, прославленного в лике местночтимых святых в 1993 году.

На новом месте, выше по течению и ближе к городу, монастырь возводили «царский подмастерье каменных дел» Антип Возоулин, Федор Опарин, старец Изосима, костромские и балахнинские каменщики. Монастырский ансамбль с главным пятиглавым Вознесенским собором был отстроен к середине XVII столетия. Обитель благоукрашалась и укреплялась, к началу реформ императрицы Екатерины II в 1764 году за обителью числилось до 6000 десятин пахотной земли и 8236 крестьянских душ, три подворья в Нижнем Новгороде и одно в Москве. После секуляризации монастырских земель Екатериной II для монастыря наступили времена бедности и запустения. Обители вместо вотчин и земель было определено жалование, которого не хватало для содержания монастырских строений в должном состоянии. Храмы монастыря ветшали и от полного разрушения сохранялись лишь стараниями братии и пожертвованиями прихожан.

С середины XIX века настоятелями монастыря стали назначаться правящие архиереи, затем викарные епископы с титулом Балахнинские, которые проявляли особую заботу об обновлении монастыря. Так, стараниями епископа Балахнинского Агафодора (Преображенского) в 1888 году было открыто Свято-Владимирское духовное училище для мальчиков из бедных семей священнослужителей.

После 1917 года Вознесенский Печерский монастырь разделил участь большинства православных храмов и обителей – осквернение и запустение. В 1925 году монастырь был передан в ведение Губмузея. Богатейшая ризница разграблена, здания стали использоваться под жилье и хозяйственные нужды, колокола и ограда переплавлены.1300791155

В 1960 году ансамблю Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. В 1971 году трудами коллектива Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской были частично восстановлены Вознесенский собор, Успенская церковь, архиерейский корпус, стены и башни.

В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и первым вновь освященным храмом стала надвратная церковь во имя преподобного Евфимия Суздальского. В 1999 году был освящен храм в честь святых апостолов Петра и Павла, в 2000 году в престольный праздник Вознесения Господня состоялось освящение главного Вознесенского собора.

Сегодня основные реставрационные и восстановительные работы в монастыре завершены. Милостью Божией не прервались древние традиции Печерской обители, не прекращается ее духовная и молитвенная жизнь.

Вознесенский Печерский мужской монастырь в Нижнем Новгороде

Обитель находится на берегу Волги и считается древнейшей пустынью Нижегородской земли. Вознесенский монастырь основал в XIV столетия преподобный Дионисий, который вскоре приобрел великую духовную славу. Обитель стала свидетелем кровавых междоусобиц, агрессивных набегов татаро-монгольских войск и Смутного времени, благополучно пережив все напасти.

История обители

Название пустыни произошло от первого храма (Вознесенского), построенного на здешней земле. Печерской же она стала благодаря иноческим пещерам, вырытым на берегу Волги и послужившим началом всей обители.

В первые года XIV в. на берега широкой Волги из знаменитой Киево-Печерской лавры прибыл игумен по имени Дионисий. Святитель намеревался основать в здешних землях монашескую обитель, где будет рождаться подвижничество, духовное становление отечества и праведные деяния. О начальном периоде в истории Печерской пустыни практически ничего не известно.

  • Дионисий получил благословение от своего наставника на уход из Киево-Печерской пустыни, испытывавшей духовный упадок, с целью основания нового монашеского обиталища. Святитель отправился в путь и взял икону Богоматери «Печерская», обретенную в Успенском собора в 1085 г. В дальнейшем этот чудотворный образ явился главной реликвией Вознесенской пустыни, а также самого Нижнего Новгорода.
  • Игумен Дионисий, преданный традициям старины, ископал на берегу реки пещеру, где долгое время молился и соблюдал пост. Слава о великом аскете в скором времени распространилась по всей округе, пришли и другие монахи, желавшие просветления. Так как количество братии возросло, появилась необходимость в расширении помещений для молитв и отдыха. На уступе горы, находящейся неподалеку, монахи начали возводить деревянную церковь, освященную в честь праздника Вознесения Христа.
  • Рядом с первым собором родились братские кельи, небольшая звонница и хозяйственные помещения. Число насельников возрастало, первым настоятелем обители справедливо назначили преподобного Дионисия. Святитель обучал монахов смирению, основам иноческой жизни и подвижничеству, он сам являлся живым и строгим примером аскетизма. Спустя время его ученики Макарий и Евфимий основали пустыни в Суздале и Макарьеве, а после были причислены к лику святых.

Важно! В стенах Вознесенского монастыря проповедовали принцип общежития (киновии). Все имущество разделялось между насельниками, никто не имел права присвоить себе какую-либо вещь. Каждый, не исключая игумена, ежедневно трудился, за стены монастыря не разрешалось удаляться без благословения настоятеля.

При ведении хозяйства использовались особые вкладные книги, куда вписывались пожертвования от разных прихожан. Духовная жизнь Вознесенской пустыни не отклонялась от заветов Киево-Печерской лавры. Обитель чрезвычайно почиталась помещиками, боярами и великими князьями, которые искали здесь благословения и мудрого совета, неся с собой щедрые дары.

Становление монастырского комплекса

В конце XIV столетия Русь стояла на пороге решающих битв с монгольской Ордой, поэтому духовные авторитеты, среди которых был Дионисий, освящали отечество и придавали сил для победы. Преподобный архимандрит упорно трудился во благо монастырского комплекса и русского христианства.

  • Печерская обитель продолжала развиваться и после смерти своего настоятеля, почившего в 1385 г. Она укреплялась, несмотря на разграбления и другие бедствия. Князья и богатые помещики продолжали вносить необходимые вклады, дарили земли, села и рыболовные угодья, все это помещалось в монастырскую казну. Не оставались в стороне от благодеяний и простые прихожане. Подобное финансирование позволило братии приобретать новые территории недалеко от пустыни. В начале XVI столетия царь Василий III закрепил за Вознесенским монастырем статус неприкосновенного комплекса с особыми привилегиями.
  • Однако процветающая пустынь много раз подвергалась разорению и сожжению. В середине XVI века началось активное возведение каменных построек, среди нескольких соборов на территории выделялся монументальный Вознесенский храм. В конце столетия на территории красовалась высокая колокольня, а также стояли кельи, больница и хозяйственные постройки. Вокруг обители воздвигли деревянный забор со святыми вратами.
  • К сожалению, весь комплекс был уничтожен горным оползнем в 1597 г. За неделю до катастрофы братия рассмотрела признаки скорого обрушения горных пород и смогла спасти церковную утварь и святыни. Монахи видели суровую гибель родной обители, но им оставалось только молиться о божественной милости.

Вскоре после сошествия оползня иноки обнаружили нетленные останки преподобного Иоасафа, почившего в пустыни за 30 лет до происшествия. На месте обретения воздвигли святую гробницу, а через год рядом построили деревянный храм, освященный во славу торжества Преображения Христа.

Другие монастыри Нижнего Новгорода:

Новую Вознесенскую обитель решили восстанавливать ближе к городской черте, опасаясь повторного схода горных пород. В конце XVIII столетия центральный деревянный храм заменили каменным.

Восстановление пустыни

На старом месте обитель простояла 270 лет, для нового монастыря выбрали холмистую местность, которую пришлось выравнивать. Настоятель Трифон вел переговоры с царем Феодором и просил помощи в восстановлении. Деревянные постройки создавались на государственные средства, запросы о возведении каменных зданий долгое время отклонялись московской комиссией.

Только в 1631 г. будущий Вознесенский храм получил белокаменный подклет, в 1645 г. появилась надвратная церковь Евфимия Суздальского, а в 1648 г. — Успенский собор. Печерский монастырь, укрепленный камнем, предстал живописным и одухотворенным комплексом.

  • Одновременно с Вознесенским храмом строилась колокольня. Её нижняя часть создавалась по старым методикам и напоминала первый ярус строения, уничтоженного оползнем. Сдвоенные арочные окна придавали колокольне сходство с итальянскими башнями. В XVIII деревянный шатер заменили каменным, строение отличалось наличием часов и колокола, созданного немецкими мастерами.
  • Храм Евфимия Суздальского — единственный представитель российских шатровых церквей, которую поставили над Святыми вратами. Собор по своей форме предстал восьмиугольным строением, завершенным пирамидальной кровлей. Церковь, при строительстве которой вдохновлялись образом Архангельского собора, отличалась гармоничной пропорциональностью.
  • В этот же период в стенах монастыря появилась трапезная с отапливаемым Успенским собором. Внутреннее пространство здания перекрывалось сводом, шатер нетривиально выступал только в роли декоративного элемента. Эта особенность выделяла постройку из числа подобных. Четырехугольная форма изящно обрамлялась закомарами на каждой стороне. Фасады декорировались крупными кирпичными наличниками. В трапезной располагалось два алтаря, что позволяло проводить здесь богослужения. Крытая галерея практично соединяла главные соборы.
  • Одновременно с церквями в монастырском комплексе появлялись архиерейские палаты и братские кельи. Настоятельский корпус неоднократно перестраивался, так как росло значение Нижегородской епархии и её настоятелей. На северной стороне архитектурного комплекса находилась Петропавловская церковь, которая ранее называлась Макарьевской. Переосвящение в честь великих апостолов произошло в 1858 г.
  • В 1765 г. над восточным входом в Вознесенскую обитель воздвигли Покровский храм. Здание восстановили в 1848 г. после пожара 1800 г. Так как восточные врата имели второстепенное значение, храм создавался в простых традициях. Сегодня здание сохранилось только частично. Западный вход, как самый важный, увенчали в 1895 г. пятью главами.

Интересно! Вновь оживший Вознесенский монастырь приобрел небывалую славу. Настоятели обители оказывали большое влияние на государственные дела. Монастырская братия выражала посильную материальную помощь российскому воинству, мужественно сражавшемуся за независимость отчизны.

Иногда обитель служила местом, где содержались церковные и государственные преступники. Вознесенский монастырь проявлял милосердие к беднякам и сиротам, располагал собственными больничными палатами и богадельнями, содержал увечных и обездоленных.

Советский период и наши дни

После революции 1917 г. обитель разделила горькую участь разорения и запустения вместе с другими монастырями. В 1925 г. Печерская пустынь перешла во владение музейных органов, которые приняли на себя обязанности охраны старинного архитектурного комплекса. Однако большевики разграбили ризницу и сделали из церковных строений складские помещения и обычные квартиры.

  • В 1931 г. на переплавку пошли десять колоколов, ограды и православные кресты. В центральном (Вознесенском) храме организовали столярный завод, а в подвалах обустроили овощехранилище. Успенская церковь переквалифицировалась под архив, а настоятельские покои стали кинотеатром.
  • Лишь в 1960 г. Вознесенской обители присвоили звание памятника архитектуры. Реставрация началась в 1971 г., мастерам частично удалось восстановить старинный образ комплекса.
  • В 1994 г. пустынь официально перешла под управление РПЦ , настоятелем выбрали иеромонаха Александра. Освящение Вознесенской церкви состоялось в 2000 г., а через некоторое время на колокольню подняли колокол, в точности повторявший экземпляр XVI столетия.
  • В 2001 г. прихожанам посчастливилось прикоснуться к чудотворным останкам, привезенным из знаменитой Киево-Печерской обители.
Читать еще:  Орловская митрополия: история и описание, наследие, состав и отделы

Сегодня на территории обители полным ходом продолжаются восстановительные работы. Благодаря трудам братии и милосердным пожертвованиям благочестивых граждан в короткий срок были полностью отремонтированы братские корпуса и настоятельные покои, открылась церковная лавка. Осуществляется роспись стен Вознесенского храма и трапезной, появляются новые колокола. Возрождающийся монастырь приобретает значение духовного центра Нижегородской области.

Информация для паломников

Действующий Вознесенский монастырь принимает паломников и проводит богослужение, врата открыты с 7:30 до 18:00.

В соборах пустыни православные верующие имеют возможность воздать молитву перед иконами Пречистой Богородицы «Оранта», «Федоровской» и «Печерской». Здесь также хранятся образы святого великомученика Пантелеймона и преподобного Дионисия Суздальского. Большое значение имеют находящиеся в стенах монастыря мощи Матроны Московской и Симеона Вертохурского.

Обитель располагается в Нижнем Новгороде на ул. «Приволжская слобода», строение № 108. Ближайшая остановка транспорта — «Донецкая улица».

Вознесенский собор, прославившийся своей историей, богатствами и авторитетом, сегодня широко раскрывает врата для православных верующих. Обитель, видевшая многие ужасы бытия, помогает прихожанам обрести умиротворение, возникающее здесь естественным путем.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь

Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижегородской епархии

Расположен на берегу Волги, основан в начале XIV века монахом Киево-Печерского монастыря св. Дионисием Суздальским, будущим митр. Киевским.

Древнейший период истории монастыря освещен крайне скупо. Общепринятыми датами основания Печерской обители считаются 1328 или 1330 год. Инок Дионисий отправился из Киево-Печерской лавры в путь, взяв с собой святой образ — список с Печерской Нерукотворной иконы Божией Матери, явившейся на стене Великой Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре в 1085 году (по другим сведениям – в 1105 году). Чудотворный образ Пресвятой Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием стал главной святыней не только нового Нижегородского Печерского монастыря, но и на сотни лет Нижнего Новгорода. На крутом берегу Волги инок Дионисий ископал себе пещеру, где проводил время в молитве и посте. Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала стекаться братия. Началось строительство деревянного монастыря, в основание которого была поставлена церковь в честь Вознесения Господня. Этот первый возведенный храм и дал имя обители; название же Печерский монастырь получил в память о первых пещерах, ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонницы. Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, затем – архимандрита. Из стен Печерской обители вышли такие великие русские святые, как преподобный Евфимий Суздальский и преподобный Макарий Желтоводский.

Вознесенский Печерский монастырь все более укреплялся как духовный и культурный центр земли Низовской. Предположительно именно здесь монахом Лаврентием был создан древнейший летописный свод — Лаврентьевская летопись.

В последующие столетия обитель продолжала расти и укрепляться, переживая различные времена – и запустения, и возрождения. Князья и знатные люди вносили значительные вклады на помин души в монастырскую казну: жертвовали денежные средства, земли, охотничьи, бортные, рыбные и иные угодья, села. К середине XVI века монастырь владел весьма обширными земельными вотчинами, в самой обители были воздвигнуты шесть каменных храмов (тогда как в городе их было только три).

18 июня 1597 года гигантский оползень с горы полностью уничтожил монастырь. Признаки надвигающейся катастрофы обнаружились за неделю до происшествия, и все монахи заблаговременно были выведены в безопасное место, унеся с собой иконы, ризы, утварь. В результате оползня были разрушены все храмы обители, но никто из людей не пострадал. После оползня в развале горы были обретены нетленные мощи схимонаха Иоасафа, подвизавшегося в обители и почившего за 30 лет до обрушения горы. Гроб со святыми мощами поставили на месте старого монастыря, возвели над ним гробницу, а через год – деревянную церковь. Позднее она была перестроена в камне и освящена в честь Преображения Господня.

На новом месте, выше по течению и ближе к городу, монастырь возводили «царский подмастерье каменных дел» Антип Возоулин, Федор Опарин, старец Изосима, костромские и балахнинские каменщики. Монастырский ансамбль с главным пятиглавым Вознесенским собором был отстроен к середине XVII столетия.

К началу реформ императрицы Екатерины II в 1764 году за обителью числилось до 6000 десятин пахотной земли и 8236 крестьянских душ, три подворья в Нижнем Новгороде и одно в Москве. После секуляризации монастырских земель Екатериной II для монастыря наступили времена бедности и запустения. Вместо вотчин и земель было определено жалование, которого не хватало для содержания монастырских строений в должном состоянии. Храмы монастыря ветшали и от полного разрушения сохранялись лишь стараниями братии и пожертвованиями прихожан.

С середины XIX века настоятелями монастыря стали назначаться правящие архиереи, а с 1866 года монастырь был местопребыванием Балахнинских викариев Нижегородской кафедры.

Стараниями епископа Балахнинского Агафодора (Преображенского) в 1888 году было открыто Свято-Владимирское духовное училище для мальчиков из бедных семей священнослужителей.

Решением НКВД по Нижегородской губернии монастырь был закрыт в 1924 году. В 1925 году монастырь был передан в ведение Губмузея. Богатейшая ризница разграблена, здания стали использоваться под жилье и хозяйственные нужды, колокола и ограда переплавлены.

В 1960 году ансамблю Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. В 1971 году трудами коллектива Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской были частично восстановлены Вознесенский собор, Успенская церковь, архиерейский корпус, стены и башни.

В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и первым вновь освященным храмом стала надвратная церковь во имя преподобного Евфимия Суздальского. В 1999 году был освящен храм в честь святых апостолов Петра и Павла, в 2000 году в престольный праздник Вознесения Господня состоялось освящение главного Вознесенского собора.

С 2003 года на территории монастыря работает музей истории Нижегородской епархии. Монастырем ведется издательская деятельность, выпускается журнал «Нижегородская старина».

Статистика

  • ок. 2009 — 22 насельника [1]

Храмы монастыря

  • собор Вознесения Господня
  • храм прп. Евфимия Суздальского
  • храм Успения Божией Матери, при трапезной палате
  • храм свв. апостолов Петра и Павла
  • храм прп. Сергия Радонежского
  • домовая церковь в архиерейском корпусе

Святыни

  • рака с частицами мощей Киево-Печерских чудотворцев (свыше ста частиц мощей святых угодников)
  • рака с частицами мощей Божиих угодников
  • ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской
  • ковчег с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского
  • икона целителя Пантелеимона с частицей мощей
  • икона святителя Дионисия Суздальского
  • Феодоровская икона Божией Матери
  • Владимирская-Оранская икона Божией Матери
  • Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием

Настоятели

  • Свт. Дионисий Суздальский) ((ок. 1328) ок. 1335 — 1374)
  • Иларион (1656 — май 1657)
  • Иосиф (1664 — 1672)
  • Палладий (Юрьев) (15 августа 1753 — 18 июня 1758)
  • Константин (Борковский) (1772 — 1773)
  • Аггей (Колосовский) (3 сентября 1773 — 9 февраля 1774)
  • Палладий (Юрьев), 2-й раз (20 марта 1778 — 2 декабря 1789), еп. б. Рязанский
  • Иоанникий (Полонский) (январь 1790 — февраль 1794)
  • Димитрий (Самбикин) (декабрь 1886 — 28 октября 1887), еп. Балахнинский
  • Геннадий (Туберозов) (28 июня 1909 — 20 марта 1914)

Вознесенский Печерский мужской монастырь

Храмы монастыря

Храм в честь Вознесения Господня.
Храм преподобного Евфимия Суздальского.
Успенский храм при трапезной палате.
Храм в честь святых апостолов Петра и Павла.
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
Домовая церковь в архиерейском корпусе.

Святыни монастыря

Рака с частицами мощей Киево-Печерских чудотворцев (свыше ста частиц мощей святых угодников).
Рака с частицами мощей Божиих угодников.
Ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской.
Ковчег с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского.
Икона целителя Пантелеимона с частицей мощей.
Икона святителя Дионисия Суздальского.
Феодоровская икона Пресвятой Богородицы.
Владимирская-Оранская икона Божией Матери.
Киево-Печерская икона Пресвятой Богородицы с предстоящими Антонием и Феодосием (была подарена обители приснопамятным митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым)).

История монастыря

Вознесенский Печерский мужской монастырь основан в начале XIV столетия монахом Киево-Печерского монастыря Дионисием, ставшим впоследствии Суздальско-Нижегородским архипастырем, крупнейшим историческим деятелем своего времени.

Древнейший период истории монастыря освещен крайне скупо. Общепринятыми датами основания Печерской обители считаются 1328 или 1330 год. Инок Дионисий отправился из Киево-Печерской Лавры в путь, взяв с собой святой образ – список с Печерской Нерукотворной иконы Божией Матери, явившейся на стене Великой Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре в 1085 году (по другим сведениям – в 1105 году). Чудотворный образ Пресвятой Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием стал главной святыней не только нового Нижегородского Печерского монастыря, но и на сотни лет Нижнего Новгорода. На крутом берегу Волги инок Дионисий ископал себе пещеру, где проводил время в молитве и посте. Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала стекаться братия. Началось строительство деревянного монастыря, в основание которого была поставлена церковь во имя Вознесения Господня. Этот первый возведенный храм и дал имя обители; название же Печерский монастырь получил в память о первых пещерах, ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонницы. Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, затем – архимандрита. Из стен Печерской обители вышли такие великие русские святые, как преподобный Евфимий Суздальский и преподобный Макарий Желтоводский.

Вознесенский Печерский монастырь все более укреплялся как духовный и культурный центр земли Низовской. Предположительно именно здесь монахом Лаврентием был создан древнейший летописный свод – Лаврентьевская летопись.

Печерская обитель в последующие столетия продолжала расти и укрепляться, переживая различные времена – и запустения, и возрождения. Князья и знатные люди вносили значительные вклады на помин души в монастырскую казну: жертвовали денежные средства, земли, охотничьи, бортные, рыбные и иные угодья, села. К середине XVI века монастырь владел весьма обширными земельными вотчинами, в самой обители были воздвигнуты шесть каменных храмов (тогда как в городе их было только три).

18 июня 1597 года случилось несчастье: гигантский оползень с горы полностью уничтожил монастырь. Признаки надвигающейся катастрофы обнаружились за неделю до происшествия, и все монахи заблаговременно были выведены в безопасное место, унеся с собой иконы, ризы, утварь. В результате оползня были разрушены все храмы обители, но никто из людей не пострадал. После оползня в развале горы были обретены нетленные мощи схимонаха Иоасафа, подвизавшегося в обители и почившего за 30 лет до обрушения горы.

Гроб со святыми мощами поставили на месте старого монастыря, возвели над ним гробницу, а через год – деревянную церковь. Позднее она была перестроена в камне и освящена в честь Преображения Господня. Храм и сейчас является украшением Старо-Печерской слободы Нижнего Новгорода. И по сей день люди приходят к гробнице угодника Божия Иоасафа, прославленного в лике местночтимых святых в 1993 году.

На новом месте, выше по течению и ближе к городу, монастырь возводили «царский подмастерье каменных дел» Антип Возоулин, Федор Опарин, старец Изосима, костромские и балахнинские каменщики. Монастырский ансамбль с главным пятиглавым Вознесенским собором был отстроен к середине XVII столетия. Обитель благоукрашалась и укреплялась, к началу реформ императрицы Екатерины II в 1764 году за обителью числилось до 6000 десятин пахотной земли и 8236 крестьянских душ, три подворья в Нижнем Новгороде и одно в Москве. После секуляризации монастырских земель Екатериной II для монастыря наступили времена бедности и запустения. Обители вместо вотчин и земель было определено жалование, которого не хватало для содержания монастырских строений в должном состоянии. Храмы монастыря ветшали и от полного разрушения сохранялись лишь стараниями братии и пожертвованиями прихожан.

С середины XIX века настоятелями монастыря стали назначаться правящие архиереи, затем викарные епископы с титулом Балахнинские, которые проявляли особую заботу об обновлении монастыря. Так, стараниями епископа Балахнинского Агафодора (Преображенского) в 1888 году было открыто Свято-Владимирское духовное училище для мальчиков из бедных семей священнослужителей.

После 1917 года Вознесенский Печерский монастырь разделил участь большинства православных храмов и обителей – осквернение и запустение. В 1925 году монастырь был передан в ведение Губмузея. Богатейшая ризница разграблена, здания стали использоваться под жилье и хозяйственные нужды, колокола и ограда переплавлены.

В 1960 году ансамблю Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. В 1971 году трудами коллектива Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской были частично восстановлены Вознесенский собор, Успенская церковь, архиерейский корпус, стены и башни.

В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и первым вновь освященным храмом стала надвратная церковь во имя преподобного Евфимия Суздальского. В 1999 году был освящен храм в честь святых апостолов Петра и Павла, в 2000 году в престольный праздник Вознесения Господня состоялось освящение главного Вознесенского собора.

Сегодня основные реставрационные и восстановительные работы в монастыре завершены. Милостью Божией не прервались древние традиции Печерской обители, не прекращается ее духовная и молитвенная жизнь.







При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Вознесенский Печерский мужской монастырь

Вознесенский Печерский монастырь основан в 1328—1330 годах святителем Дионисием Суздальским. Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви. Престольный праздник — Вознесение Господне.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Основание монастыря
    • 1.2 Перенос монастыря
  • 2 Современное состояние
  • 3 Архитектура
  • 4 Святые
  • 5 Святыни
  • 6 Престольные праздники
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Информация для паломников
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Основание монастыря [ править ]

Печерский Вознесенский мужской монастырь основан Св. Дионисием между 1328 и 1330 годами неподалёку от Нижнего Новгорода на берегу Волги, «в полугоре». В некоторых источниках говорится об основании обители Св. Благоверным Георгием Всеволодовичем в 1219 году. Однако общепринято говорить именно о создании монастыря святителем Дионисием. Этот монах Киево-Печерского монастыря пришёл с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от города пещеру, где и поселился.

Около 1335 года на этом месте святой Дионисий основал монастырь с церковью Вознесения Господня: «В трех поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь».

Монастырь был устроен по принципу строгого общежительства — «общего жития», киновии: монахи не имели собственности; все имущество было общим; вместе, не исключая настоятеля, работали для своего пропитания; без благословения игумена не выходили за монастырские врата.

Вскоре после основания монастырь становится важнейшим духовным и культурным центром Суздальско Нижегородского княжества. В это время в стенах Печерской обители монахом Лаврентием создаётся Лаврентьевская летопись. Среди духовных чад Святителя Дионисия два уроженца Нижнего Новгорода, впоследствии прославленых в лике святых: Св. Евфимий Суздальский и Св. Макарий Унженский и Желтоводский. По преданию они родились в соседних домах на площади перед церковью Свв. Жен Мироносиц. В разное время они приходят в Печерский монастырь и становятся его иноками. Впоследствии эти ученики Св. Дионисия станут основателями новых обителей (Св. Евфимий — в Суздале, а Св. Макарий в ещё неосвоенном тогда Заволжье).

Другой инок Печерского монастыря, философ Павел Высокий, становится учителем будущей супруги Дмитрия Донского, Евдокии (Св. Евфросинии) Московской. В Печерском монастыре жил Авраамий Галичский, ученик Сергия Радонежского.

Перенос монастыря [ править ]

В XVI веке монастырь достиг своего расцвета. Однако в 1597 году Печерский монастырь постигло величайшее несчастие: 18 июня, в третьем часу ночи он был разрушен обвалом горы: «…И милостию Божиею, заступлением Пресвятыя Богородицы, прошла оная гора под монастырь землею и вышла в Волгу реку оказалась буграми, а которые струги под монастырем были на Волге реке, те стали на сухом берегу от воды в дальнем разстоянии; а в монастыре же означенною от горы оползиною, храм каменный Вознесения Христова разрушило до основания, только остался над жертвенником верх один, колокольня разсыпаласъ, теплый храм Пресвятыя Богородицы (Покрова) разшатало на сторону и опустило в землю, близ окошек олтарных; святыя ворота, и в монастыре кельи, поварни и погреба обвалило и ограду переломало, а на берегу стоящий храм деревянный Николая Чудотворца сдвинуло с места, и паперти обломило, и слободе многия дворы пошатало».

В этом обвале никто не погиб. Но почти весь монастырский комплекс был разрушен. Кроме того, склон над монастырём был признан оползне-опасным. Поэтому в том же 1597 году монастырь был перенесён на версту вверх по течению Волги, а на старом месте была поставлена церковь Преображения Господня. Считается, что отец национального героя Кузьмы Минина вносил вклады на строительство монастыря после его разрушения.

Многие посчитали произошедший обвал знамением, предвестием некоторого бедствия. И бедствие произошло в самом деле: через несколько лет началось Смутное время.

…В 1640—1650х гг. нижегородским архитектором Антипой Константиновым (Возоулиным) построен ныне существующий монастырский ансамбль, включающий пятиглавый Вознесенский собор с галереей, шатровую колокольню, шатровую Успенскую церковь с трапезной палатой, шатровую надвратную церковь прп. Евфимия Суздальского, настоятельские покои и корпуса келий с храмом прп. Макария. Каменная ограда и небольшой надвратный храм Покрова Богородицы построены позже, в 1765 году.

В разное время монастырь имел свои больницы, богадельни, где получали помощь престарелые и нищие; оказывал большие услуги не только частным лицам, но и целому государству: снабжал войска деньгами, хлебом и различной провизией, а также посылал за свой счёт сформированных ратников в царские войска.

В 1924 году решением НКВД по Нижегородской губернии монастырь был закрыт. В разное время на его территории располагались жилые корпуса, кинотеатр, архитектурно-реставрационная мастерская.

Современное состояние [ править ]

Печерская обитель была возобновлена в 1994 году. С 1999 года наместником монастыря является архимандрит Тихон (Затёкин).

Настоятелем Печерского монастыря является правящий архиерей Нижегородской епархии. Им с 2003 года является митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Братия монастыря к 2004 году насчитывала 14 человек. На территории монастыря располагается музей истории Нижегородской епархии.

В начале декабря 2007 года установлен каркас иконостаса в Успенской церкви и велась сборка его деталей, а в трапезной части храма выполнялись шпаклёвочные работы. 31 декабря 2008 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил Успенскую церковь.

В 2009 году к празднику Успения отреставрирована икона XVIII века «Успение Божией Матери». При реставрации на пожертвования прихожан был сделан новый оклад.

Несколько раз монастырь посещал Патриарх Кирилл. Во время первого посещения 10 сентября 2009 года Патриарх передал в дар обители Казанскую икону Божией Матери с памятной надписью.

15 марта 2010 года по благословению архиепископа Георгия в Успенской церкви впервые за 80 лет был совершён постриг.

31 декабря 2010 года архиепископ Георгий совершил чин освящения надвратного храма в честь преподобного Евфимия Суздальского. Реставрация храма продолжалась около двух лет. За это время иконописцами из Владимира церковь была расписана в стиле древнего владимиро-суздальского письма. Образцом для росписи стал Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, где покоились мощи преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца.

В мае 2013 года установлен памятник Государю Императору Александру II Освободителю в честь 400-летия Дома Романовых и в память пребывания Государя вместе со своей супругой Государыней Императрицей Марией Александровной в Нижегородском Печерском Вознесенском монастыре в 1858 году

31 декабря 2014 года Великим чином был освящен нижний храм Успенской церкви. Храм был освящён в честь Собора Радонежских святых.

Архитектура [ править ]

  • Вознесенский собор 1630—1632 гг.
  • Успенская церковь 1648 г.
  • Надвратная церковь во имя св. преп. Евфимия Суздальского 1645 г.
  • Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла 1738 г.

Кроме того, на территории монастыря располагаются и другие сооружения, XVII—XVIII веков постройки, в том числе восстановленные и отреставрированные в 2005 г. Архиерейские палаты.

Другую достопримечательность монастыря составляет колокольня при Вознесенском соборе, которая почти со дня постройки приобрела большой наклон к горизонтали, подобно Пизанской башне. На этой колокольне в 2005 году были установлены уникальные механические часы с мелодическим боем («Боже Царя Храни» и «Коль Славен Бог»).

Успенская и надвратная Евфимиевская шатровые церкви были возведены нижегородским зодчим Антипой Константиновым (Возоулиным). Отметим, что этот же зодчий участвовал в строительстве Архангельского собора в Нижегородском кремле, а также, среди прочего, в строительстве Теремного дворца и реставрации Успенского собора в Московском Кремле.

Святые [ править ]

  • свт. Дионисий Суздальский

Святыни [ править ]

  • рака с частицами мощей Киево-Печерских чудотворцев (свыше ста частиц мощей святых угодников)
  • рака с частицами мощей Божиих угодников
  • ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской
  • ковчег с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского
  • икона целителя Пантелеимона с частицей мощей
  • икона святителя Дионисия Суздальского
  • Феодоровская икона Божией Матери
  • Владимирская-Оранская икона Божией Матери
  • Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием

Престольные праздники [ править ]

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 603093, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Приволжская слобода, 108

Тел.: 8 (831) 436-17-15, 436-07-91, 432-66-50 (иконно-книжная лавка), 232-10-32 (церковно-археологический музей Нижегородской епархии)

Информация для паломников [ править ]

Свято-Вознесенский Печерский мужской монастырь открыт для прихожан каждый день. Церковная лавка работает без выходных с 7:30 до 18:30, накануне воскресных и праздничных дней с 7:30 до 19:30.

По пятницам в 19:00 перед ракою с мощами Вифлеемских младенцев-мучеников совершается покаянный канон для матерей, загубивших детей во утробе своей.

В среду и пятницу в 12:00 в монастыре служатся молебны о болящих.

По четвергам в 12:00 служится молебен прп. Макарию Желтоводскому о благодатном покровительстве и благополучии в делах.

Вознесенский Печерский мужской монастырь

Вознесенский Печерский мужской монастырь основан в 1328 году на берегу Волги в пределах Нижнего Новгорода. Богатая история ставит этот объект в число главных достопримечательностей города и страны — охраняется на федеральном уровне. Архитектурный ансамбль включает церкви XVII века во главе с Вознесенским собором. Проследить историческое развитие возможно в музее, где представлены археологические находки и древние документы.

Расписание Печерского монастыря в Нижнем Новгороде

Обитель работает каждый день без перерывов и выходных: с понедельника по четверг, в субботу и воскресенье 07:00—18:00; в пятницу с 07:00 до 18:30. Лавка открыта с 07:30 до 18:30, в религиозные праздники до 19:30. Музей со среды по воскресенье с 09:00 до 15:00, перерыв с 12:00 до 12:30. Расписание богослужений:

  • среда и пятница в 12:00 — молебны о болящих;
  • четверг в 12:00 — молебен прп. Макарию Желтоводскому о благодатном покровительстве и благополучии в делах;
  • пятница в 19:00 — покаянный канон для матерей, загубивших детей во утробе своей.

Узнайте подробнее о службах в честь религиозных праздников на сайте Печерского монастыря в Нижнем Новгороде.

История создания

Основание монастыря шло между 1328 и 1330 годами с прибытия монаха Дионисия на Новгородскую землю из Киева. Первая постройка — деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Затем место расширялось, сюда приходили желающие служить, среди которых в последствии стало много православных святых. Основатель являлся главным духовным настоятелем Суздальско-Нижегородских земель. 1360–1425 года — приходили значительные пожертвования, что позволило приобрести дополнительные площади. В 1512 году обитель получила неприкосновенность и суверенность. К концу XVI века построили Вознесенский собор и 6 каменных церквей, но в 1597 году почти всё было разрушено из-за оползня.

Восстановление прошло на другой территории: выбран холм ближе к городу — выше по течению реки. Новый архитектурный ансамбль воздвигли к середине XVII века, который остался по сегодняшний день. Постройки достраивались до XIX века. При Петре I здесь были заключены, восставшие против него стрельцы. Несколько раз настоятели помогали в военных действиях деньгами, едой и давали убежище. На территории находились больницы и богадельни.

Рост и процветание длились вплоть до 1924 года, когда по указу НКВД его закрыли. Работа возобновлена в 1994 году. С 2003 года здесь открыт музей истории Нижегородской епархии. В 2008 году заново освещена Успенская церковь. В 2009 году отреставрирована икона XVIII века — Успение Божией Матери. 15 марта 2010 года — совершён первый за 80 лет постриг в монахи. В 2018 году открылась аллея династии Романовых, в дальнейшем планируется создание еще двух исторических аллей.

Архитектурный ансамбль

Огороженная каменным забором площадь включает 10 основных построек и сады с небольшим лесом. Тут постоянно проживают и ведут хозяйство монахи. Для этих нужд задействованы Архиерейские палаты 1632 года, Игуменский корпус 1765 года и Братский корпус XVIII века. Между ними стоит домовой храм во имя Сергия Радонежского. Входная группа открывается Святыми вратами с иконой и куполами. По периметру стоят округлые башни. Чтобы отдохнуть и перекусить после прогулки открыта чайная.

Вознесенский собор и колокольня

Собор — центр архитектурной композиции, напоминающий Успенский в Московском кремле. Сам он выполнен из известняка, а колокольня, трапезная и галерея из крупных кусков камня. Имеет четыре купола на каждой стороне с большим центральным. Внутри спроектирован трехапсидный алтарь, около которого сохранились фрески XVII века. Колокольня больше похожа на башню итальянского города с наклоном к земле, как в Пизе. На ней висят механические часы с мелодическим боем.

Церковь Успения Божией Матери

Строительство здания проходило с 1647 по 1649 года. Представляет собой переходный тип архитектуры от шатровой к купольной: сомкнутый свод с шатром, выполняющим декоративную роль. Внутри находится трапезная и основной зал.

Музей истории Нижегородской епархии

Учреждение расположилось в монашеской обители рядом с центром. На нижнем этаже в двух залах демонстрируются вещи с археологических раскопок первого объекта, который стоял дальше от города: богослужебные сосуды, утварь, остатки нарядов, награды и архивы XVI–XIX веков. В ещё одной комнате устроено фотоателье, где фотографируются в старинном интерьере. На втором этаже экспонаты посвящены началу XX века и современной истории: фотографии, документы и личные вещи служителей.

Некрополь

Кладбище у стен организовали в 1623 году. Первым захоронен митрополит Солунский Паисий. В XVII–XVIII веках здесь нашли покой многие местные бояре и купцы: Трубецкой, Черкасский и другие. В советские времена всё разгромили, но в 2000 году смогли собрать останки всех памятников, установив их рядом.

Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла

Религиозные объект возведён в северной части в 1738 году. До этого был деревянным и назывался Макарьевским. В 1858 году получил современный вид и название. Сооружался из белого известняка.

Евфимиевская церковь

Посвящена прп. Евфимию Суздальскому, создана в 1645 году. Считается единственной в России сохранившейся шатрового вида в основании с восьмериком. К основному зданию примыкает корпус, а с другой каменная ограда.

Святыни и памятники

В этой локации проводятся паломнические туры, ведь тут содержится ряд православных святынь XIV–XIX веков — иконы: Божией Матери Оранской, Печерской Божией Матери XIV века, св. Дионисия Суздальского, св. великомученика Пантелеимона, Феодоровской Божией Матери. Ковчег с мощами св. бл. Матроны Московской и св. преп. Симеона Верхотурского, рака с мощами Киево-Печерских Чудотворцев и других святых.

Помимо описанных достопримечательностей установлены памятники. Они реализованы в рамках «Аллеи Российской Славы». В 2013 году поставлен бюст Императору Александру III, также есть постамент царю-освободителю Александру II.

Стоимость входа и экскурсий

Посещение основной территории, включая вход в соборы, доступен на бесплатной основе. Отдельно оплачивается только вход в музей:

  • взрослые — 100 рублей;
  • школьники, студенты и пенсионеры — 50 рублей;
  • дошкольники — бесплатно;
  • фотосессия в фотоателье — 100 рублей для всех категорий.

Возможно заказать экскурсионное обслуживание в группе или индивидуально: по территории или в музейном комплексе — каждый по 500 рублей.

Как добраться до Вознесенского Печерского монастыря

Находится монастырь в черте города на берегу реки Волги. Рядом проходят автомобильные дороги, поэтому проезд не будет затруднён. Удобно доехать до конечной точки на общественном транспорте:

  • на автобусе № 5 до остановки «Монастырь» или до «Сенная» на № 2, 16, 17, 28, 40, 45, 52, 58, 62, 64, 90;
  • на маршрутном такси до остановки «Сенная» на маршрутах № т24, т40, т45, т57, т74, т83, т97, т98, 304;
  • ближайшая трамвайная остановка — «Сенная площадь», маршрут № 2.

На автомобиле двигайтесь к GPS-координатам — 56.323237, 44.049719. Подъехать возможно по улице Печерский съезд или по Слобода Печеры. Затем поверните к пекарне — там будет бесплатная автостоянка. Такси заказывайте через приложение Везёт или Яндекс. Дойти пешком будет легко с набережной Гребного канала.

Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь: аэросъёмка

Нижегородский Печерский Вознесенский мужской монастырь

Адрес, телефоны и схема проезда

Телефон : наместник — (8312) 36-25-79 эконом (бухгалтерия) — (8312) 36-17-15.

Адрес : 603093, г. Нижний Новгород, Приволжская слобода, 108.

Проезд : Печерский Вознесенский мужской монастырь расположен в Нижегородском районе г. Н. Новгорода на живописном берегу р. Волги. Проезд до монастыря — остановка а/с Сенная автобусные маршруты -2,52,74,62,28,45,40. троллейбусные маршруты -1 маршрутные такси -16,62,28,182,45,2,102,145,123,140,40. От остановки между к/т «Печеры» и а/с Сенная спуск вниз до ворот монастыря.

Монастырское начальство:

Настоятель: Игумен ТИХОН

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе насельников монастыря, об изменениях в расписании служб, об истории монастыря, о предстоящих и прошедших событиях в монастыре, о святынях монастыря, о вариантах проезда к монастырю, и пр. — сообщите их в разделе комментариев.

Комментарии читателей:

Я являюсь прихожанкой этого храма, поэтому очень хотелось бы поделиться тем малым, что имею я.
Службы у нас проходят ежедневно: в будни с 8:00 и с 17:00, по четвергам служат молебен с акафистом прп. Макарию Желтоводскому (в 12:00), по пятницам, после вечерней службы служится молебен для женщин, совершивших аборт. В воскресные дни служба начинается с водосвятного молебна, а литургия начинается в 9:00. Почти каждое воскресенье в монастыре совершается крестный ход. В самом храме имеются частички мощей бл. Матроны Московской, вмч. Пантелеимона, вмц. Варвары, прп. Иосафа Печерского, многих других святых, имеются списки чудотворных икон Неупиваемая Чаша, Почаевской иконы Божьей Матери, которые в свое время посещали наши края. Также есть икона Божьей Матери Достойно Есть с Афона.
В нашем храме поют прекрасные певчие — бывшие семинаристы и не только, в общем чудесный мужской ансамбль! Монастырь только восстанавливается, в прошлом году было 10 лет как монастырь открыли после советских времен. Но уже сейчас он имеет совсем другой вид!

10/8/2005 Варвара

Службы в Печерском монастыре проходят ежедневно в белокаменном Вознесенском соборе. Утром литургия начинается в 8:00, вечерня — в 17:00, ежедневно. Исповедоваться можно также каждый день, потому что батюшки всегда бывают, либо утром, либо вечером. Воскресная служба начинается в 8:00, но в 8:00 служится водосвятный молебен, а литургия начинается в 9:00, т.е. большинство народа так и приходят к девяти. В храме имеются мощи св. Печерских старцев, монахов, в отдельном ковчежце, ещё мощи вмц. Варвары, вмч. Пантелеимона, а также матушки Матроны. Это самые известные. Еще раньше были в самом храме мощи св. Симеона Верхотурского, но в связи с ремонтом их убрали.

Вознесенский Печерский монастырь в Нижнем Новгороде

Печёрский Вознесенский монастырь в Нижнем Новгороде

Вознесенский Печерский монастырь — мужской монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви в Нижнем Новгороде основанный в 1328—1330 годах святителем Дионисием Суздальским.

История Вознесенского Печёрского монастыря

Изначально монастырь располагался вблизи Нижнего Новгорода на берегу реки Волги. Святитель Дионисий Суздальский пришел из Киево-Печерского монастыря в сопровождении нескольких иноков. Сначала он вырыл в трех верстах от Нижнего Новгорода пещеру и поселился в ней.

Уже в 1335 году она на этом месте основал монастырь, в котором была возведена церковь Вознесения Господня.

Жизнь в монастыре основывалась на принципе строгого «общего жития» и полного отречения монахи от собственности. Абсолютно все имущество в монастыре было общим, и все монахи совместно работали для своего пропитания. Только по благословению игумена позволялось монахам покидать монастырские стены.

Незадолго после своего основания монастырь стает одним из самых важных духовных и культурных центров Суздальско-Нижегородского княжества. Это время также отмечено началом работы монаха Лаврентия над созданием Лаврентьевской летописи. Духовными воспитанниками Святителя Дионисия были уроженцы Нижнего Новгорода которых со временем церковь канонизировала в лике святых. Это Святой Евфимий Суздальский и Святой Макарий Унежский. После они станут основателями новых монастырских обителей.

Разрушение и перенос монастыря

Расцвет монастыря приходится на XVI век. В то же время ночью 18 июня 1597 года Печерский монастырь был разрушен сильным оползнем и обвалом горы. Чудесным образом при обвале горы никто из монахов монастыря не погиб. Однако почти все монастырские строения были разрушены либо были сильно повреждены. Также сам оставшийся склон горы был признан учеными того времени оползнеопасным. Исходя из этого, было принято решение о переносе монастыря на версту вверх по течению Волги и возведении на предыдущем месте церкви Преображения Господня.

Зодчий Антип Константинов в 1640—1650 годах построил нынешний монастырский комплекс. К нему относятся пятиглавый Вознесенский собор с галереей, шатровая колокольня, шатровая Успенская церковь с трапезной, шатровая надвратная церковь преподобного Евфимия Суздальского, покои настоятеля и помещения келий с храмом преподобного Макария. Немногим позже – 1765 году была возведена каменная ограда и малый надвратный храм Покрова Богородицы.

За период своего существования у монастыря были свои больницы и богадельни, в которых предоставлялась помощь престарелым и нищим.

Советская власть в 1924 году решила монастырь закрыть. Его помещения использовались в качестве жилых корпусов, кинотеатра и архитектурно-реставрационной мастерской.

Жизнь монастыря в наши дни

Возобновила работу Печерская обитель лишь в 1994 году. С 1999 года ее наместником стал архимандрит Тихон.

Настоятелем Печерского монастыря с 2003 года является митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, а монашеская братия в 2004 году насчитывала 14 человек.

В 2009 году к празднику Успения отреставрирована икона XVIII века «Успение Божией Матери», которой был сделан новый оклад. Патриарх Кирилл несколько раз посещал монастырь. 15 марта 2010 года в Успенской церкви был проведен первый, со времен его закрытия, обряд пострига.

Архитектурные сооружения Печерского монастыря

  • Собор Вознесения Господня
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы
  • Церковь Евфимия Суздальского
  • Церковь Петра и Павла
  • Церковь Сергия Радонежского в Архиерейском корпусе
  • Колокольня

Другие постройки и сооружения:

  • Братский корпус (XVII-XVIII вв.)
  • Игуменский корпус (XVIII в.)
  • Хозяйственная постройка
  • Гаражи
  • Галерея-переход
  • Некрополь
  • Памятник Александру II (2013 г.)
  • Ограда (XVIII в.)
  • Башни ограды (XVIII в.)
  • Восточные (хозяйственные) ворота(XVIII в.)
  • Внутренние (бывш. западные) ворота (XVIII в.)
  • Новые западные ворота (кон. XIX в.)
  • Монастырская чайная
  • Внутренняя ограда

Собор Вознесения Господня

Вознесенский собор в Печёрском монастыре построен между 1640 и 1660-ми годами на месте старого деревянного храма. В 1971 году проходила реставрация собора с восстановлением исторического облика. В ходе реставрации снесли два крыльца — западное и южное.

Освящение главного храма Печёрского Вознесенского монастыря состоялось в 2000 году, в престольный праздник Вознесения Господня.

Колокольня

В 1598 году была срублена бревенчатая восьмистенная высокая колокольня. При строительстве каменного собора в 30-х годах XVII века возвели прямоугольную, от основания трехъярусную кирпичную колокольню со сводчатой кладовой внизу и рубленой площадкой звона под тесовым шатром. В 1751 году в монастыре случился пожар и деревянные части сгорели, после чего в этом же году колокольню надстроили кирпичным ярусом звона и восьмериком для механизма часов.

В XVII веке при осадке насыпного грунта колокольня заметно наклонилась к северу и осталась в таком положении. В 1751 году надстройку сделали вертикально, в таком виде она дошла до нашего времени.

Успенская церковь

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в трапезной в Печёрском монастыре построена в 1647-1648-х годах по проекту Антипа Константинова (Возоулина).

После пожара 1751 года здание было капитально отремонтировано, церковь покрыта четырехскатной кровлей. В 1830 и 1833 годах в трапезной устроили два придела, а в 1857 году в подклетье — церковь «для погребения и поминовения усопших братии обители, почему и назвали Усыпальницею».

Надвратная Ефимьевская церковь

Церковь Евфимия Суздальского — одна из немногих сохранившихся шатровых надвратных церквей, построена в 1645 году на месте сгоревшей деревянной Евфимиевской церкви. В 2012-2013 годах проходили реставрационные работы.

Петропавловская церковь

Церковь Петра и Павла в Печёрском Вознесенском монастыре — это бывшая Больничная церковь во имя Макария Желтоводского, изначально построена деревянной. К XVIII веку храм пришёл в ветхость, и в 1738 году был проведен сбор денежных пожертвований на каменное строительство больничной церкви. В том же году храм был построен.

В 1858 году храм был переосвящён в честь святых апостолов Петра и Павла.

Святыни Вознесенкого Печерского монастыря

  • Икона Божией Матери Оранская
  • Печерская икона Божией Матери
  • Икона св. Дионисия Суздальского
  • Икона св. великомученика Пантелеимона
  • Феодоровская икона Божией Матери
  • Ковчег с мощами св. бл. Матроны Московской
  • Ковчег с мощами св. преп. Симеона Верхотурского и икона
  • Рака с мощами Киево-Печерских Чудотворцев
  • Рака с мощами разных святых

Колокол

12 октября 2018 года, по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, на территории «Романовской аллеи Славы» был установлен колокол XIX века.

Данный колокол стоял на небольшом постаменте с правой стороны возле входа в Старо-Ярмарочный собор. В звоне он не участвовал, поскольку имеет трещину. Основанием для колокола послужил известняк XVII века, привезённый из Николо-Берлюковского мужского монастыря Московской епархии. Данный известняк был передан в дар Печерскому монастырю от наместника Николо-Берлюковского монастыря игумена Евмения (Лагутина).

Аллея Романовых

Аллея царей или Романовская аллея Славы — это небольшая аллея, где установлен 21 бюст российских правителей с 1613 по 1917 год. История аллеи началась в мае 2013 года, когда на территории монастыря был открыт памятник императору Александру II. Аллею окружает кованая ограда, выполненная по образу врат теремного дворца царя Алексея Михайловича в Кремле. Столбы, соединяющие ограду, украшены суздальской керамикой с изображениями двуглавого орла.

Автор скульптур — нижегородский мастер Александр Горшков.

Музей Вознесенского Печерского монастыря

Музей посвящен православной истории Нижнего Новгорода и всей Земли Нижегородской. Акцент сделан на истории Вознесенского Печерского мужского монастыря, как древнейшей нижегородской обители. В музее Печёрского монастыря постоянно проходят экскурсии — как индивидуальные, так и для групп. В нашей фотостудии в стилизованном интерьере на фоне старинной мебели можно сделать фотографию на память о посещении Печерского монастыря.

Обратите внимание, что музей принимает в дар от всех желающих: старинные книги, иконы, церковную утварь и прочие предметы старины.

Где находится и как доехать, телефон, время работы, цена, сайт

Адрес: Нижний Новгород, ул. Приволжская Слобода, 108

Телефон: +7 (831) 432-10-32

Время работы: музей работает ежедневно с 9:00 д 17:00

Стоимость: бесплатно

Вознесенский Пёчерский монастырь на карте

GPS координаты: 56.323207, 44.049621

Отзыв: Вознесенский Печерский монастырь (Россия, Нижний Новгород) — Древнее святое место благотворно влияющее на посетителей.

Я недавно посетила одно из красивейших мест Нижнего Новгорода — Вознесенский Печерский монастырь.
Изначально монастырь был основан за городом, но сейчас он расположен в непосредственной близости от центральной части города. Прямо от автостанции Сенная пешком по Печерскому сьезду можно дойти за 10 минут. Можно подьехать на машине.

Историческая часть Нижнего Новгорода располагается на высоком правом берегу Волги. Монастырь расположен на середине горы.

Монастырь основан в начале 14 века святым Дионисием Суздальским. С монастырем связаны имена двух учеников Святого Дионисия — Святых Преподобных Макария Унженского и Желтоводского и Евфимия Суздальского. Монастырь быстро стал духовным центром Суздальско-Нижегородского княжества. В нем была создана Лаврентьевская летопись — самая древняя русская летопись, дошедшая до наших дней.

Монастырь процветал, но в конце 16 века все постройки были совершенно уничтожены оползнем. В то время это трагическое событие показалось предвестием больших бед. Вскоре настало Смутное время.

По указу царя Федора Иоанновича монастырь был отстроен на новом месте, на версту ближе к Нижнему Новгороду, на этом месте он и находится сейчас. История монастыря очень богата и интересна.
При Советской власти монастырь был закрыт, в нем располагались различные учреждения. В 1994 году монастырские постройки были возвращены церкви.

Монастырь занимает довольно большую территорию, обнесенную каменной стеной с воротами и башнями.

Башни и стены монастырской ограды.

Проходим на территорию.

Архиерейский корпус и Домовой храм с церковью во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского. Сейчас здесь находится резиденция Митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия.

Пятиглавый собор Вознесения Господня, созданный в 1632 году зодчим Антипой
Возоулиным. Я несколько раз бывала в этом соборе, но сейчас он временно закрыт на ремонтные и реставрационные работы.

А вот и падающая колокольня собора. В 17 веке в результате очередного оползня трехъярусная колокольня покосилась, но в 1751 году нижегородским каменщиками были проведены укрепительные работы и более двух веков колокольня стоит в таком виде.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1649 году. Сейчас в ней ведутся богослужения.

Внутри церкви очень торжественно и красиво.
В монастыре находится несколько святынь. Это ковчеги с частицами мощей Святой Матроны Московской, Преподобного Симеона Верхотурского, рака с мощами Киево-Печерских Чудотворцев, рака с мощами разных святых.
Особо почитаются иконы Божией Матери — Оранская, Печерская, Феодоровская.

В конце братского корпуса расположена Петро-Павловская церковь, построенная в 1738 году. Сначала она называлась Макарьевской, потом была переосвящена.

В братском корпусе работает церковная лавка. Там можно купить иконы, свечи, церковную литературу, заказать молебны.

Рядом с церковной лавкой в братском корпусе размещается Церковно-археологический музей «Истории Нижегородской епархии».
В музее очень интересные экспозиции. Одна посвящена истории самого монастыря. В ней представлены старинные изразцы, чугунные плиты с надписями, крест, другие подлинные предметы, найденные на территории монастыря. В витринах старинные рукописи, книги, грамоты.

Представлены элементы церковного облачения. Интересно посмотреть старинные фотографии с портретами настоятелей монастыря.
Следующая экспозиция посвящена Нижегородской епархии, в ней множество документов, фотографий, рисунков.
Также в музее проводятся тематические выставки.

На этих витринах документы, рассказывающие о посещении монастыря Александром II.

После посещения музея мы продолжили осмотр территории монастыря.

Надвратная церковь во имя Святого Преподобного Евфимия Суздальского построена в 1645 году по образу Собора Михаила Архангела в Нижегородском Кремле.

На территории монастыря создана Аллея Династии Романовых, сейчас установлены ещё не все бюсты царей, летом аллея будет окончательно оформлена.
Монастырь был непосредственно связан с царской династией. Настоятель Печерского монастыря Феодосий поддерживал патриотическое движение Кузьмы Минина и князя Пожарского, он был среди тех, кто подписывал грамоту об избрании на царство Михаила Романова.

На выходе из монастыря можно посетить монастырскую чайную. Там можно выпить чай, купить очень вкусную монастырскую выпечку — пироги, плюшки. В чайной очень уютно, множество цветов, огромный аквариум с рыбами. Мы посидели, попробовали пирогов с капустой.

После монастыря отправляемся на Святой источник, расположенный примерно в километре. Территория обустроена, здесь часовня, купальни, сам источник.

Отдельные купальни сестринская и братская.

Посещение монастыря никого не может оставить равнодушным. Там красиво в любое время и зимой, и весной, и летом, и осенью. Необыкновенно красиво смотрится монастырь с проплывающих теплоходов. Также интересно посмотреть на него с расположенной поблизости канатной дороги.
Если будете у нас в Нижнем Новгороде постарайтесь посетить Вознесенский Печерский монастырь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector