0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Волгоградская епархия: храмы и монастыри, духовенство и священники

Волгоградская епархия

Каждая митрополия в Лоне Русской Православной Церкви имеет некоторые особенные черты, которые отличают ее от других. Где-то это монастыри, святые мощи или образа, а Волгоградская епархия знаменита тем, что в ее лоне вырос современный русский святой — Яков Горохов. Хотя история края и его храмы также заслуживают особого внимания.

История

Исконно русские православные земли современного Волгограда и области входили изначально в состав Сарской епархии, а после 1555 года — стали частью Казанской. Однако почти сразу после основания крепости Царицынской количество приходов стало увеличиваться и было принято решение о создании нового Астраханского отделения РПЦ .

Именно к нему были отнесены все храмы и монастыри, которые располагались вдоль Волги, начиная с Саратова и заканчивая южными районами у берегов Дона. В 1918 году Святейший Патриарх Тихон учредил Царицынскую епархию и назначил епископа Петровского Дамиана (Говорова) правящим архиереем.

В конце 1919 года он покинул город, был эвакуирован в Крым, через Константинополь переехал в Болгарию, где 19 апреля 1936 года умер в сане архиепископа Царицынского. Революция и приход большевиков к власти нанес серьезный ущерб всей Русской Православной Церкви, Волгоградская область не стала исключением.

В 1918 году власти закрывают духовное училище в Камышинске, а через 2 года и в Усть-Медведицке. Осенью 1922 года по всей области были ликвидированы почти все монастыри.

Последующие епископы 1920-1940 гг. не занимали эту должность более пары лет — большинство из них были репрессированы и расстреляны, а также отправлены в ссылки правительством СССР в ходе «красного террора». Выделился также бывший иеромонах Сергей Труфанов, который в 1921 году основал в Царицыне религиозную секту, признал большевиков как новую власть и объявил себя всероссийским патриархом.

В 1922 году он бежал за границу, но его действия положили начало действию различных ересей в данной области и постоянным расколом и разногласиям в составе духовенства.

Летом 1922 года в Царицыне при поддержке местных большевистских властей группа священников, которые назвали себя обновленцами объявила о создании собственного управления. Возглавил «Временное церковное управление» епископ Усть-Медведицкий Модест (Никитин) и сразу же развернул кампанию против действующего епископа Нифонта (Фомина).

Большевики объявили Нифонта в присвоении и сокрытии ценностей церкви и арестовали его, позже приговорив к высшей мере наказания. Волгоград переименовали в Сталинград и в городе в течение 10 лет (1920-1930) существовали параллельно приходы РПЦ и различных обновленцев.

В таких условиях архиепископ Петр (Соколов) в 1930 году принял решение проводить богослужения круглосуточно и даже в частных квартирах, чтобы люди имели возможность слышать Слово Божие, поскольку в этом году был закрыт последний храм РПЦ . Архиепископа арестовали в 1935 году и через год он скончался в тюрьме, а его место в управлении Сталинградским краем занял архиепископ Григорий (Чуков).

Во время Второй Мировой войны Сталинград и область серьезно пострадали, поэтому только в 1944 году пришел новый архиепископ — Филипп Ставицкий. Уже к 1947 году в его подчинении находились 40 храмов, однако в конце 1950-х годов вновь начались репрессии и в 1959 году епархия потеряла независимость и стала частью Саратовской.

Святые

Волгоградский край крайне пострадал от репрессий новой социалистической власти — тут были арестованы и впоследствии убиты многие священники. Двое из них особо почитаются православием, поскольку они были причислены к лику святых — это мученики Яков (Иаков) Горохов и Николай Попов.

Яков Горохов родился в 1880 году в семье миссионеров и стал глубоко духовным человеком. Яков последовал по путям отца и стал служить в Царицыне больным солдатам, а также собирал пожертвования для них. Он негативно отзывался о революции и оставался до конца сторонником монархии.

В 1917 году Яков стал благочинным в Царицыне и проводил службы в нескольких храмах, поскольку священников не хватало из-за постоянных арестов. Его арестовали в мае 1921 года за поддержку белых и 31 числа расстреляли.

Николай Попов также родился в 1864 году в религиозной семье, стал священником и активно проповедовал православие. Он занимался вопросами духовного образования и благоустройства храмов, служил священником на хуторе Верхне-Гнутове, служил людям и старался восполнять их нужды. Его дядя служил в армии белых, а священник активно общался и духовно наставлял казаков. Когда большевики установили свою власть в 1919 году, то его сразу же арестовали.

Находясь в заключении, он активно поддерживал арестантов и даже посещал с конвоем свою паству. Тем не менее, летом 1919 года его зарубили шашкой, как и остальных 200 заключенных. Верующие с хутора Верхне-Гнутово забрали тело своего пастыря и похоронили с почестями за церковью, где он служил.

Современное состояние

Зимой 1991 года Священный Синод выделил отдельную Волгоградскую епархию, которую возглавил епископ Герман (Тимофеев). Кафедральным городом так и остался Волгоград, а кафедральными соборами стали Казанский (Волгоград) и Никольский (Камышин).

При восстановлении территориальной единицы сразу же открылись 18 приходов и 5 монастырей, но рост их был настолько быстрый, что уже через 11 лет, в 2012 году Синод решил для большей эффективности регионального управления создать Волгоградскую митрополию и разделить ее на несколько частей:

  • Волгоградскую;
  • Калачевскую;
  • Урюпинскую;
  • Камышинскую;
  • Палласовскую;
  • Новоаннинскую.

После разделения в Волгоградской епархии осталось всего около 20 приходов и руководит ими епископ Феодор (Казанов), который возглавляет и одноименную митрополию.

Структура и работа

Все 20 приходов, которыми управляет епископ Феодор разделены между четырьмя благочиниями, которые охватывают собой все районы Волгограда и некоторые отдаленные участки:

  1. Красноармейский;
  2. Советский и Кировский;
  3. Ворошиловский, Центральный, Дзержинский и Городищенский;
  4. Краснооктябрьский и Тракторозаводской;
  5. Дубовский;
  6. Камышинский и Котовский в городе Камышин.

Под началом епископа также находятся все епархиальные управления, которые проводят различные работы с населением. Среди них есть миссионерский, образовательный, социальный отделы, а также управления душепопечения (армейского, тюремного, больничного) и по делам молодежи.

Также при поддержке православных работают:

  • семейный лагерь «Истоки»;
  • Борисо-Глебское детское село семейного типа;
  • странноприимный дом для престарелых людей;
  • община глухих при Дубовском монастыре.

Работают и духовные образовательные учреждения. Среди них:

  1. Богословский факультет Царицынского православного университета.
  2. Центр подготовки церковных специалистов (программы для катехизаторов, миссионеров, молодежных и социальных работников).
  3. Церковно-певческий факультет.

На территории края действуют два старых монастыря:

  • Волгоградский Свято-Духовский монастырь;
  • Свято-Вознесенский Дубовский монастырь.

Оба подворья не функционировали при советской власти, но были восстановлены в 1991 году и до сих пор являются духовным оплотом края.

Читать еще:  Савва-Сторожевский монастырь: адрес и история, как доехать, святыни и купель

Святыни

Паломники отправляются в Волгоград не только ради посещения монастырей и храмов, но и ради местных святынь. Особое место занимает чудотворная Урюпинская икона Божией Матери, которая хранится в одноименном храме Покрова Богородицы. Она была обнаружена в 1827 году и на том месте бьет святой источник, а с 1854 года образ хранится в Урюпинском храме.

Также паломники активно посещают святые источники:

  • ап. Иоанна Богослова;
  • муч. Параскевы Пятницы;
  • св. Иоанна Предтечи.

Для удобства работы с паломниками, которых становится все больше с каждым годом, был создан паломнический центр, который организовывает различные поездки, экскурсии и туры выходного дня.

ВОЛГОГРАДСКАЯ И КАМЫШИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

15 марта 2012 г. из состава Волгоградской епархии были выделены самостоятельные Урюпинская и Калачевская епархии, после чего в ведении Волгоградской кафедры остались Городищенский, Дубовский, Камышинский и Котовский р-ны, а также Волгоградский, Волжский и Камышинский городские округа в средней части Волгоградской области. Ныне Волгоградская епархия разделена на 6 благочиний: Южное г. Волгограда,Второе г. Волгограда, Центральное г. Волгограда, Северное г. Волгограда, Дубовское, Камышинско-Котловское. Одновременно Волгоградская кафедра стала центром новоучрежденной Волгоградской митрополии.

В янв. 2005 г. в епархии действовали 254 прихода, 3 плавучие миссионерские церкви, 6 мон-рей (3 муж., 3 жен.). В клир епархии входили 252 священнослужителя (217 священников, 35 диаконов).

1918-1959 гг.

В 1918 г. решением Патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина)и Синода в границах формировавшейся Царицынской губ., учрежденной 7 сент. того же года. было создано Царицынское викариатство. Царицынским архиереем был назначен бывш. викарий Саратовской епархии Петровский еп. Дамиан (Говоров). (В 1914 на территории буд. В. и К. е. действовали 7 мон-рей и ок. 600 храмов, в Царицыне — 16 храмов, в 1918 состоялось освящение Александро-Невского собора в центре города.)

Устройству церковной жизни новообразованной епархии препятствовало то обстоятельство, что с осени 1917 г. Н. Волга и Дон являлись ареной ожесточенных боев. 30 июня 1919 г. Царицын был взят Кавказской армией ген. А. И. Деникина. В авг. 1919 г. еп. Дамиан созвал собрание духовенства, на к-ром рассматривался вопрос оказания помощи священнослужителям, прибывшим из мест, занятых большевиками, кроме того, было принято решение об организации пастырско-богословского уч-ща. Уч-ще было создано еп. Дамианом в эвакуации в Ставрополе (авг.- окт. 1919), в нояб. того же года продолжило работу в Царицыне. 3 янв. 1920 г. в город вошли части Красной Армии. В кон. 1919 г. еп. Дамиан и часть духовенства вместе с отрядами Белой Армии покинули Царицын, впосл. архиерей оказался в Болгарии, где 19 апр. 1936 г. умер в сане архиепископа Царицынского.

В 1921-1922 гг. Царицынская губ., как и др. поволжские регионы, жестоко пострадала от голода. В губернии прошла кампания по изъятию церковных ценностей для помощи голодающим. Несмотря на готовность Царицынского еп. Нифонта (Фомина) отдать для закупки продовольствия все церковные ценности, не используемые при богослужении, власти принимали репрессивные меры. Еп. Нифонт, викарий Донской епархии Нижнечирский еп. Николай (Орлов) и 15 священников были арестованы по обвинению в сокрытии ценностей, еп. Николай был расстрелян.

В голодавшей Царицынской губ. широкое распространение получило поддержанное властями обновленчество; раскольники демагогически обвиняли высшее церковное руководство, епархиальную власть и правосл. духовенство в том, что они препятствуют изъятию церковных ценностей и не помогают голодающим. В начальный период раскола обновленчество связывалось современниками с именем Илиодора (см. Труфанов С. Т.), в 1917 г. приехавшего из-за границы в Царицын, проповедовавшего «обновление и восстановление религии. восстановление живой церкви Христа» и организовавшего в городе в 1921 г. земледельческую коммуну. Однако обновленцы отмежевались от Илиодора и его сторонников. В июне 1922 г. группа обновленческого царицынского духовенства объявила о создании «Временного церковного управления Царицынской епархии» во главе с Модестом (Никитиным). 30 окт. 1922 г. губ. отдел управления зарегистрировал отд-ние «Живой церкви» под названием «Царицынское епархиальное управление» (ЦЕУ), к-рое власти признали единственной легальной церк. орг-цией в крае. 26 авг. 1924 г. ЦЕУ отрешило от мест 22 клирика в Царицыне и Дубовке. В апр. 1923 г. состоялся обновленческий епархиальный съезд, на к-ром был утвержден состав ЦЕУ и избраны делегаты на собор в Москве, к-рый должен был низложить Патриарха Тихона. В 1925 г. на территории Сталинградской епархии действовало 35 правосл. приходов и 360 обновленческих общин.

В 20-30-х гг. XX в. в области шло массовое закрытие храмов. В 1929 г. в Сталинграде были закрыты Александро-Невский собор (взорван в 1932), Никольская и Скорбященская церкви, в 1932 г. закрыты Сергиевская, Покровская, Иоанно-Предтеченская церкви, Успенский собор, в 1938 г.- Крестовоздвиженская ц., в 1939 г.- Алексеевская и Казанская церкви, в 1940 г.- Никитская ц. К 1 янв. 1940 г. в Сталинградской обл. закрылось ок. 580 храмов. В этих условиях богослужения в сохранившихся храмах Сталинграда по распоряжению архиеп. Петра (Соколова) совершались круглосуточно. Владыка выдавал священникам антиминсы и разрешал служить в квартирах прихожан, сталинградские священники выезжали служить в села. Среди духовенства и верующих собирались пожертвования для арестованных священнослужителей.

После 1937 г. Сталинградская кафедра не замещалась. В 1942-1944 гг. епархией управлял Саратовский и Сталинградский архиеп. Григорий (Чуков). В апр. 1944 г. в Сталинградской обл. осталось 18 священников и 18 церквей (одна из них обновленческая — в г. Урюпинске). 26 июня 1944 г. приходы Сталинградской обл. были подчинены Астраханскому архиеп. Филиппу (Ставицкому), к-рый стал титуловаться Астраханским и Сталинградским (формально епархия продолжала существовать). В авг. 1944 г. в епархии был окончательно преодолен обновленческий раскол. В февр. 1945 г. в Сталинграде побывала делегация Поместного Собора РПЦ (проходил 31 янв.- 2 февр. 1945). 23 июня 1949 г. Сталинградскую епархию посетил Патриарх Алексий I.

Вскоре после окончания Сталинградской битвы, 8 мая 1943 г., в разрушенном городе открылся храм во имя прп. Никиты Исповедника, 27 июля 1945 г.- Казанский собор. В 1945 г. в Сталинградской обл. действовало 25 приходов, в 1947 г.- 42 прихода. В 1943-1946 гг. было подано 261 заявление об открытии церквей, открылись 26 храмов и молитвенных домов. Воскресные службы в Казанском соборе Сталинграда посещали до тысячи человек, в двунадесятые праздники — до 8 тыс. В 1945-1947 гг. в Урюпинске на праздник Урюпинской иконы Божией Матери 21 июня собиралось до 15 тыс. верующих из Сталинградской, Воронежской, Ростовской, Саратовской, Рязанской, Тамбовской и др. областей, а также из УССР. Советские органы отмечали, что правосл. духовенство «усиленно насаждает проповедь евангельского учения», заботится о красоте богослужения, об организации церковных хоров, о ремонте и росписи храмов. На ремонт и украшение действующих в области церквей в 1956 г. было затрачено 13 555 тыс. р.

Читать еще:  Юлия Вознесенская: биография православной писательницы, рассказы и труды

В кон. 50-х гг. начался новый этап гонений на Церковь (см. ст. Хрущёв Н. С.). Ряд храмов были разрушены, сократилось количество приходов. 18 нояб. 1957 г. Сталинградский горисполком принял решение о разборке зданий бывш. волгоградского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря. 15 июля 1959 г. Сталинградская епархия была упразднена, ее приходы присоединены к Саратовской епархии, к-рая стала называться «Саратовская и Сталинградская». В кон. 1959 г. в Сталинградской обл., ставшей благочинническим округом Саратовской епархии, были зарегистрированы 28 церквей и молитвенных домов.

1991 г.- нач. XXI в.

Епархия была воссоздана 31 янв. 1991 г., архиепископом Волгоградским и Камышинским стал Герман (Тимофеев; с 25 февр. 2000 митрополит). При епархиальном управлении существуют отделы: духовного образования и катехизации, церковной благотворительности и социального служения, миссионерского душепопечения, тюремного душепопечения, армейского душепопечения, больничного душепопечения, по делам молодежи.

К нач. 90-х гг. XX в. в Волгоградской обл. действовали 56 приходов, к-рые окормляли 72 священнослужителя. В первый год существования епархии открылись 5 мон-рей и 18 приходов. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Волгоград 18 июня 1993 г.- в год 50-летия победы в Сталинградской битве, совершил на Мамаевом кургане панихиду по воинам, отдавшим жизни в Великой Отечественной войне, и благословил строительство храма Всех святых у братской могилы павших воинов. Во время пребывания Патриарха в Волгограде был заложен храм прп. Сергия Радонежского (освящен в 1999). В 1999 г. были освящены храмы во имя арх. Михаила на хуторе Алексиковском Новониколаевского р-на и во имя свт. Николая в пос. Светлый Яр. В 2000 г. воссоздана первая каменная царицынская ц. Иоанна Предтечи (первоначально построена в 1704), построен храм Флора и Лавра в пос. Южном, в пригороде Волгограда, открылись 10 приходов, преимущественно в сельской местности. К 2005 г. в епархии действовали 14 больничных и 17 тюремных приходов, построены плавучие церкви «Святитель Иннокентий» (1998), «Святитель Николай» (2000) и «Святой равноапостольный князь Владимир» (2004), окормляющие население станиц и хуторов по берегам Волги, Дона и Цимлянского водохранилища, где нет действующих храмов.

В 2001 г. в Волгограде и области прошли мероприятия, посвященные 10-летию воссоздания епархии. 17 апр. состоялся крестный ход от храма Иоанна Предтечи к предполагаемому месту воссоздания Александро-Невского собора. 3 февр. 2003 г. митр. Герман заложил камень и освятил место строительства собора, строительство к-рого является задачей учрежденного в 2001 г. международного фонда «Александр Невский».

В епархии активно развивается система духовного образования. 4 нояб. 1991 г. начало работу Волгоградское епархиальное ДУ. В нояб. 1992 г. по благословению Патриарха открылся Царицынский православный университет им. прп. Сергия Радонежского, ректором к-рого является митр. Герман. Первоначально в ун-те функционировали 3 фак-та: богословский, пастырско-педагогический (впосл. преобразован в Волгоградское епархиальное уч-ще правосл. катехизации и церковной педагогики) и экологический, в 1999 г. открылся фак-т церковного пения и педагогики. В 1996 г. при богословском фак-те начало работу миссионерское отд-ние ДУ. С 1997 г. богословский фак-т издает сб. «Мир Православия».

В 1991-1992 гг. в епархии начали создаваться воскресные школы для детей и взрослых, духовнопевч. школы. В 1993 г. общеобразовательная школа в г. Волжском была преобразована в Кирилло-Мефодиевский лицей, 1 сент. 2002 г. при приходе равноап. кн. Владимира в Волгограде открылась негос. общеобразовательная правосл. «Владимирская» школа. К 1 янв. 2005 г. в епархии насчитывалось 84 воскресных, 5 церковнопевч. школ, правосл. театральная студия. 13 мая 2001 г. прошел фестиваль церковных и воскресных школ В. и К. е.

8-11 нояб. 1999 г. в Волгограде прошла Российская соборная конференция по вопросам правосл. воспитания учащихся, на к-рой много внимания было уделено преподаванию основ православной культуры. Администрация Волгограда поддержала предложение участников конференции о введении курса «Основы православной культуры» в учебных заведениях. В 2001/02 уч. г. этот предмет преподавали в 15 колледжах и школах Волгограда, в 2002/03 уч. г.- в 50 учебных заведениях. В марте 2002 г. при Царицынском правосл. ун-те учрежден Попечительский совет по делам правосл. образования и просвещения населения Волгоградской обл., председателем к-рого стал митр. Герман. 6 мая 2001 г. в правосл. ун-те состоялся молодежный форум, посвященный духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и юношества в Волгоградской обл.

С авг. 1991 г. В. и К. е. издает ежемесячную газ. «Православное слово», серию брошюр «Духовно-нравственное просвещение и оздоровление человека». С 1993 г. на Волгоградском областном телевидении еженедельно транслируются проповеди Волгоградского архиерея, на муниципальном телевидении выходят телепередача «Свеча» и телепрограмма «Благовест». При поддержке фонда «Александр Невский» епархия ежегодно проводит в Волгограде фестивали правосл. средств массовой информации, в к-рых участвуют журналисты из России, СНГ и стран Балтии.

13 февр. 1996 г. в Волгограде состоялось учредительное собрание первого в России регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора, к-рое возглавил архиеп. Герман. Собрание приняло областную целевую программу «Духовно-нравственное оздоровление населения», предусматривающую широкую просветительскую, миссионерскую, душепопечительскую работу в армии, тюрьмах, больницах. В 2000 г. в В. и К. е. был создан Союз правосл. женщин, главной задачей к-рого является укрепление правосл. семьи и благочестивого образа жизни, в 2001 г. действовало 6 районных отд-ний Союза. В 2000 г. на базе детской школы «Афон» открылся епархиальный Центр правосл. семьи. В июле 2004 г. начал работу епархиальный детский дом «Борисоглебское детское село». В 2004 г. в г. Волжском создан Антикризисный центр в защиту детства и материнства во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Под попечительством В. и К. е. действует Благотворительное об-во помощи детям-инвалидам во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы (основано в февр. 1994).

РЕПОРТАЖ: Царицынские отцы. Волгоградская епархия РПЦ МП начала борьбу с православными приходами

В православной жизни Волгограда после 2000 года возникло принципиально новое явление – появилось два самостоятельных церковных прихода, которые отделились от епархии официальной Церкви – Московской патриархии. Священников, которые решили встать на путь «исповедания Истинного Православия», полностью поддержали их прихожане. В бывшем коммунистическом «красном» поясе (теперь принято говорить только о «черных» поясах «Единой России») симпатии чиновничества старой закалки также неожиданно оказались на стороне «ревнителей». В лице тех, кого митрополит Волгоградский и Камышинский Герман (Тимофеев) называет раскольниками, и верующие и чиновники впервые увидели Православие, лишенное властных амбиций и ориентированное на социальную работу.

Контраст между двумя типами православного бытия настолько велик, что их мирное сосуществование друг с другом оказывается невозможным. В мае 2005 года Волгоградская епархия перешла в активное наступление на альтернативные православные приходы, в частности, на общину Российской Православной Автономной Церкви во имя св. Архистратига Михаила в Волгограде. Для возмущения общественности был использован традиционный в таких случаях прием провокации, инструментом которой стал клирик церкви свв. Апостолов Петра и Павла, входящей в РПЦ МП, отец Алексий Плужников. Вначале свящ. Алексий попытался закрыть иконную лавку, которую прихожане церкви Архистратига Михаила открыли в одном из торговых центров Советского района. Как отмечает настоятель прихода РПАЦ отец Виктор Ульянов, о. Алексий Плужников лично явился в иконную лавку и потребовал от продавщицы Пахомовой Т.А., члена прихода РПАЦ, прекращения ее деятельности, «угрожая физической расправой». В интервью «Порталу-Credo.Ru» священник Виктор подчеркнул, что о. Алексий Плужников от имени епархии грозился всех уничтожить. По словам о. Виктора, Плужников известен как человек крайних взглядов, не раз буквально призывавший верующих: «Бей жидов, спасай Россию».

Читать еще:  Храм Алексия Московского: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, как добраться и где находится

На втором этапе борьбы с независимыми общинами епархия стала распространять по Волгограду листовки, содержание которых вполне соответствует темпераменту о. Алексия Плужникова. В расклеенных епархиальными активистами листовках рассказывалось о том, что священник РПАЦ Виктор Ульянов – разбойник, вор, изверженный из сана, незаконно совершающий православное богослужение и ведущий антиправославную деятельность. В особенности в листовках делался акцент на том, что о. Виктор Ульянов не может торговать «церковным товаром»: «Весь товар, купленный в лавке, — воровской, неосвященный и оскверненный, все требы, записки, заказанные в этой лавке, — безблагодатны и недействительны, все пожертвования — украдены». По сути, как заявил о. Виктор корреспонденту «Портала-Credo.Ru», против него лично и против его прихожан были выдвинуты обвинения уголовного характера. Дальнейшее развитие событий показало, что расчет Волгоградской епархии на то, что народ и местные власти будут бороться с любыми «отступниками» и инакомыслящими, которых укажут им свыше, оказался неверным и устаревшим.

Вопреки ожиданиям, директор торгового центра не пошел навстречу священнику РПЦ МП, напавшему на «раскольницу», и не закрыл альтернативную православную иконную лавку. Глава торгового центра скорее увидел в выступлениях о. Алексия Плужникова стремление вытеснить конкурента с рынка церковных товаров незаконными способами «новых русских» начала 90-х гг. На коммерсантов не подействовали даже письма митрополита Германа в дирекцию магазина, где он просил «оказать содействие Русской Православной Церкви и изгнать разбойника и обманщика о. Виктора». Помимо того, в прокуратуре Советского района, на территории которого находится иконная лавка общины РПАЦ, было принято заявление о. Виктора Ульянова по поводу хулиганских действий священника Алексия Плужникова, соответствующих составу преступлений, предусмотренных статьями 129 и 148 УК РФ и 1 статьей Федерального закона № 114-Ф3. Верующих Автономной Церкви под свою охрану также взял участковый милиционер (сама община располагается в Тракторозаводском районе Волгограда), который является прихожанином Михаило-Архангельской церкви. По словам о. Виктора, с подробностями конфликта был ознакомлен начальник ОВД и представители областной администрации.

В отличие от функционеров в других регионах, волгоградские чиновники не привыкли идти на поводу у епархии. Чаще всего местная власть старалась, наоборот, скорректировать бурную коммерческую деятельность епархии. В конце 90-х гг. митр. Герману, к примеру, пришлось даже отлучить от Церкви областного прокурора Вячеслава Шестопалова за то, что в рамках уголовного дела одного из основных спонсоров епархии, руководителя концерна «Юнивесткор» В. Горелова был проведен обыск и ревизия хозяйственной структуры епархии. Однако попытка прокуратуры проверить, на какие цели расходуются в епархии пожертвования прихожан, закончилась провалом. Другой громкий скандал произошел вокруг так называемых «пьяных денег», когда на протяжении нескольких лет сотрудники Волгоградской ГАИ, задерживая пьяных водителей, принуждали их вносить деньги на строительство храма православного прихода Свято-Никольского собора – было также возбуждено уголовное дело, церковь же не была построена.

Прагматичная позиция заведующего отделом областной администрации по связям и содействию религиозным организациям Юрия Садченкова, который был уполномоченным Совета по делам религий еще в советское время, вызывает у епархии раздражение. В официальной Церкви Садченкова считают «главным защитником сект». Сам же заведующий отделом администрации отмечает, что если «духовенство в области начинает говорить или писать о сектантах, то я сразу спрашиваю, что конкретно они имеют в виду». Альтернативное Православие является для Садченкова такой же частью религиозной жизни, как и епархия РПЦ МП. В интервью корреспонденту «Портала-Credo.Ru» Юрий Садченков отметил, что «из-за давления архиерея – митр. Германа – из Московской патриархии ушли весьма приличные люди, в том числе и такой хороший священник, как о. Виктор Ульянов». Прямой помощи от администрации области православные, не принадлежащие Московской патриархии, безусловно, не ожидает, но, по словам о. Виктора, моральную поддержку от власти они уже получили.
В ходе конфликта РПАЦ и РПЦ МП авторитет священника Виктора Ульянова был фактически противопоставлен репутации всей Волгоградской епархии. Столь резкие обвинения в адрес о. Виктора вызваны и тем, что некогда энергичный клирик Московской патриархии приобрел еще большее уважение как один из лидеров альтернативного православия в Волгограде. Дело в том, что вплоть до 2001 года о. Виктор Ульянов занимался душепопечительством и возглавлял епархиальный отдел больничного служения. Как это часто бывает, о. Виктора решили перевести из храма преп. Сергия Радонежского на отдаленный приход как только он построил этот храм при поддержке одного из волгоградских предпринимателей. Тогда, по словам о. Виктора, он задумался над тем, что «он находится не там, где надо». По признанию свящ. Виктора Ульянова, принятие решения о переходе в Автономную Церковь было бы невозможным без его духовных бесед с игуменом РПАЦ Григорием (Лурье).

Община во имя св. Михаила Архангела была принята в РПАЦ 12 июля 2001 года. С тех пор более 60 верующих собираются в домовой церкви в здании, по соседству с которым располагаются отделение милиции, ремонт обуви и парикмахерская. Несмотря на стесненные условия и отсутствие спонсоров, община считает социальное служение одним из основных для современной Церкви. Одеждой приход о. Виктора помогает 19-й детской больнице, а в Детском реабилитационном центре для детей-инвалидов «Возрождение» устраиваются праздники и чаепития. Летом 2005 года власти Тракторозаводского района пригласили о. Виктора на освящение медицинского центра для малоимущих «Надежда», который также будет окормлять община РПАЦ.

Пример свободной православной общины о. Виктора Ульянова оказался заразительным. В 2003 году из епархии ушел еще один священник – о. Вадим Булатин, теперь настоятель прихода РПАЦ во имя Новомучеников Российских в Ворошиловском районе Волгограда. Однако эту общину, также собирающуюся в частном доме, епархиальное начальство РПЦ МП пока трогать боится — отец Вадим является ветераном войны в Афганистане. Кроме того, молчание епархии после того, как на представителя Московской патриархии было заведено уголовное дело, объясняется также тем, что в ходе конфликта Церковь и широкая общественность были поставлены перед фактом: ни воина-афганца, ни других свободных людей психологически сломить нельзя, а других методов подавления личности в цивилизованном обществе не предусмотрено.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector