3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Владычный монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение, настоятельницы и святыни, расписание служб

Содержание

Введенский Владычный женский монастырь в Серпухове

Построенный более шестисот лет назад по велению самой Царицы Небесной, серпуховский монастырь дошёл до нашего времени в полуразрушенном состоянии. Но в 1995 году он вновь возродился и продолжает действовать, помогая очищать людские души от брани современного мира.

История постройки

Появление монастыря относится к 1360 году. По преданию, митрополиту Алексию Московскому сама Богородица велела возвести обитель «в пределе града Серпухова». Голос Божией Матери прозвучал возле её иконы и, действуя по воле Господа и Девы Марии, Алексий отправил инока Варлаама в указанные места. Через некоторое время Алексий и сам приехал в Серпухов. Но ему показалось, что дремучий лес на пересечении двух рек — это не самое лучше место для закладки обители.

В ту же ночь святитель услышал голос Богородицы снова, который сказал ему, что именно там и должен появиться монастырь. После этого Алексий без колебаний назначил Варлаама строителем и велел возвести деревянную церковь.

Возведение церкви

В 1362 году ходатайством Варлаама была построена каменная церковь, которую Алексий Московский освятил в честь Введения Богородицы во храм. Именно преподобный Варлаам стал первым настоятелем монастыря. После своей смерти он считался его заступником в Царстве Божием.

Читайте также похожие статьи:

По причине частых неприятельских набегов в XV-XVII веках со стороны татарских племен, обитель было решено обнести каменной оградой. Монастырь стал похож на военную крепость. Следует отметить, что жизнь обители была весьма бедной. И лишь с приходом к власти царя Иоанна Грозного уровень благосостояния начал расти.

Впоследствии, внимание государей к монастырю возросло. Это связано, в частности, с походом царя Бориса Годунова, направленным на предупреждение очередного набега татар. Исход сражения был на стороне монарха. В результате на средства Годунова были отстроены новые собор и трапезная, возле которых возвели и новый храм в честь Георгия Победоносца.

Перед монастырём появилась крепостная стена, башни и новый надвратный храм мученика Феодота Анкирского. Для проживания братии построили новый каменный корпус.

Явление иконы «Неупиваемая чаша»

Тяжёлые времена для обители вновь наступили после того, как её приписали к Высоцкому монастырю. В 1737 году там остался всего один иеромонах преклонного возраста. Видя всю плачевность ситуации, митрополит Московский Платон обратился к императору Александру Павловичу с просьбой преобразовать монастырь в женский.

Так, в 1806 году было утверждено создать на месте мужской обители женскую, что повлекло её повторный расцвет. Начали возводиться новые храмы. А в 1878 году тут была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Ещё интересные статьи:

Предание гласит, что некий пьяница увидел во сне старца, повелевшего ему идти в Серпухов и молиться перед этим образом, чтобы получить исцеление от своего недуга. Добравшись до ранее неизвестного ему места, мужчина попросил священнослужителей показать ему именно эту икону Богоматери.

Никто не понимал, о каком образе идёт речь. Но когда посмотрели на оборот иконы, то увидели надпись «Неупиваемая Чаша». К тому же, увидев мощи преподобного Варлаама, человек узнал в нём старца, который явился к нему во сне. Так был обретен чудотворный образ.

Советский период

С приходом большевизма монастырь закрыли в 1919 году. Некоторые храмы по-прежнему продолжали действовать вплоть до 1927 года. На то время пастырские обязанности выполнял священник Иаков Бриллиантов. Спустя некоторое время он был расстрелян. Та же участь постигла мученицу Елизавету Крымову, приютившую несколько сестёр у себя дома.

До семидесятых годов здания монастыря разрушали, разбирая буквально по кирпичикам. Потом храмы начали реставрировать, а 5 мая в 1995 году в Серпухове вновь открыли женский монастырь. Настоятельницей стала монахиня Алексия, которую возвели в сан игуменьи.

Описание

Храмы монастыря не отличаются пышностью убранства. Им свойственна лаконичность и простота. Введенский собор в советское время служил складом. Его реставрацией занимались в начале 2000-х годов. Сейчас это пятиглавое здание, с облицовкой из белого кирпича.

Храм Георгия Победоносца при Трапезной представляет собой шатровую церковь со звонницей. Постройка также прошла реставрацию, в ней совершаются регулярные богослужения.

Храм Феодота Анкирского отражает традиции зодчества, существовавшие при Борисе Годунове. Церковь небольшая, каменная. Это уникальный архитектурный памятник тех времён. Он расположен над святыми вратами, которые достаточно хорошо сохранились до нашего времени. Во всяком случае, их нижний ярус из камня.

Возможно, существовал и верхний ярус, деревянный. Исследователи предполагают, что ворота входили в систему укреплений обители, выполненную из дерева. Территория монастыря чистая и ухоженная, о чём заботятся монахини. Кругом много цветов и зелени.

Святые и подвижники благочестия, чтимые даты

В обители с большим почтением и любовью относятся ко всем, кто имел отношение к монастырю и был канонизирован, не исключая других святых. В определенные дни их память почитают с молитвами. К таким датам относятся:

  • 6 мая, 16 ноября, 23 ноября, 9 декабря — почитается Великомученик Георгий Победоносец;
  • 22 мая, 11 августа, 19 декабря — почитается память святого Николая Чудотворца;
  • 25 февраля, 2 июня — дни памяти святителя Алексия, митрополита Московского;
  • 31 мая, 20 июня, 20 ноября — дни памяти мученика Феодота Анкирского;
  • 14 декабря — день праведного Филарета Милостивого;
  • 10 октября — почитается преподобная Рахиль Спасо-Бородинская;
  • 18 мая — преподобный Варлаам Серпуховский;
  • 28 мая, 16 июня — дни памяти святого благоверного царевича Димитрия Угличского;
  • 2 декабря — почитают память священномученика Иакова Бриллиантового.

В обители также помнят блаженную Евфросинию Алексинскую, игуменью Валентину, старицу монастыря монахиню Еликониду и Гедеона Серпуховского.

Праздники

Насельницами Введенского Владычного монастыря с особым благоговением почитаются такие праздничные дни, как:

  • 6 июня — Вознесение Господне;
  • 18 октября — день памяти святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Иова, Филиппа, Петра, Тихона, Ермогена, Иннокентия, Макария и Филарета, Московских и всея России чудотворцев;
  • 18 мая — день иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша»;
  • 2 июня — обретение мощей святителя Алексия.

Внимание! Престольным праздником Введенского женского монастыря считается 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Святыни и святые источники

За долгую историю своего существования монастырь обрёл множество религиозных реликвий. В советское время были утеряны оригиналы древних икон, но их списки оказались не менее чудотворными и продолжают вызывать трепет у верующих по сегодняшний день.

К числу святынь в первую очередь относятся иконы Богородицы «Всецарица» и «Неупиваемая Чаша». Также здесь хранятся иконы великомученика Георгия Победоносца и Иоанна Воина, которые мироточат. Мироточащий Крест-Голгофа находится здесь же. Многие паломники приезжают в Введенскую обитель приложиться к мощам преподобного Варлаама.

Отдельно стоит упомянуть о чудотворных иконах царевича Димитрия Угличского и «Введение Богородицы во Святая Святых».

Важно! Святой источник «Неупиваемая Чаша» помогает истинно верующим паломникам избавиться от тревожащих недугов.

Храмы и богослужения

Во дворе обители действуют три храма:

  1. Надвратный, в честь мученика Феодота Анкирского.
  2. Собор в честь Введения во храм Богородицы.
  3. Храм в честь Георгия Победоносца.

В соборе Литургия начинается в 7:15 (в понедельник с 8:00), вечерня служба — с 17:00. В храме Георгия Победоносца Литургическое пение начинают с 8:00, вечерняя служба и всенощная — с 17:00.

Богослужение в монастыре

График божественных служб монастыря предполагает Литургию в будние дни с 7:15, по выходным и в праздники — с 8:00.

Вечерние службы начинаются в будние дни с 17:00. По субботам и в праздники совершается всенощное бдение также с 17:00.

Сёстры начинают свой день с полунощницы в 6:30 утра. Затем приходят на Литургию. После чаепития в 10:00 расходятся на послушания. А в 14:30 уединяются в кельях для выполнения келейного правила.

Деятельность прихода

При обители работает воскресная школа для взрослых и детей. Здесь также функционирует духовно-просветительский центр, названный именем святителя Алексия. Принимает на обучение детей классическая гимназия имени преподобного Варлаама Серпуховского.

В монастырь принимают женщин, желающих пройти послушания. Место для ночлега и питание в трапезной — бесплатные, если паломницы готовы помогать сестрам своим трудом. Для паломнических групп есть возможность побывать на экскурсии.

О прибытии нужно заранее сообщить в обитель, чтобы не возникло проблем с ночевкой и питанием. Если прибывает большая паломническая группа, спать предлагается в помещении храма на полу, на матрасах. Постельное бельё желательно иметь с собой.

Важно! Монастырь оказывает помощь зависимым от алкоголя и наркотиков женщинам. Многим удалось справиться со своей проблемой после проживания в стенах обители.

Читать еще:  Храмы Иркутска: православные церкви и монастыри города и области, адреса

Контактная информация

В обитель всегда можно позвонить для уточнения интересующих вопросов по номеру телефона: +7 (4967) 72 46 25. Кроме того, в сети интернет есть официальный сайт монастыря http://www.inokini.ru, на котором есть вся необходимая информация.

Как добраться

Адрес женской Владычной обители: Московская область, г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40.

Доехать к монастырю из Москвы можно на электричке, следующей по курскому направлению. Доехав до станции Серпухов, нужно пересесть на автобус No4 или маршрутку, идущую до станции «Октябрьская». Выходить необходимо на конечной остановке.

Электрички в нужном направлении отправляются с Курского вокзала и со станции Каланчевская, если выходить на станции метро «Комсомольская». В Москве они также останавливаются на станциях метро «Текстильщики» и «Царицыно». Путь занимает два часа.

Если нет желания добираться на электричке, то можно сесть на автобус, отправляющийся со станции метрополитена «Южная». Он прибывает прямо на вокзал города Серпухов.

Введенский женский монастырь является одним из древнейших среди русских обителей. И даже после богоборческого лихолетья ему удалось вернуть себе былое величие. Каждый уголок хранит историю прошлых веков. Здесь всегда много паломников, некоторым из которых удаётся кардинально изменить жизнь, отдавая себя в руки Господа и принимая духовную помощь от сестёр. Сама Богородица отвечает на мольбы тех, кто приходит просить совета и помощи.

СЕРПУХОВСКИЙ ВЛАДЫЧНИЙ МОНАСТЫРЬ

Серпуховский Владычный Введенский монастырь

Владычний [1] женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в г. Серпухове Подольской епархии

Обитель возникла по особому изволению Божией Матери: однажды митрополит Киевский, святитель Алексий Московский, услышал глас, исходящий от Её иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря «в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих Я место на спасение многим душам человеческим». Также было указано событие из земной жизни Пресвятой Богородицы — Её Введение во храм, — в честь которого должен был быть воздвигнут монастырь. Святитель отправил своего келейника Варлаама осмотреть место для устройства монастыря. Спустя некоторое время и сам он прибыл в Серпухов, однако то место в дремучем сосновом бору недалеко от слияния рек Оки и Нары ему не приглянулось. И вдруг ночью митрополит Алексий услышал голос, что именно там нужно ставить монастырь. Тогда он повелел заложить деревянную церковь, а инока Варлаама назначил строителем. Случилось это в 1360 году.

Преподобный Варлаам Серпуховской стал первым настоятелем обители. В 1362 году его трудами уже «составлена была каменная церковь», впоследствии освященная святителем Алексием в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. После своей смерти святой Варлаам был погребён в обители и стал её небесным заступником. Вскоре после учителя преставился и его ученик, преподобный Гедеон, также упокоившийся в монастыре.

Ввиду частых набегов татар в XV-XVII веках монастырь был огражден стенами и амбразурами и приобрёл вид крепости. До времён царя Иоанна Грозного монастырь был бедным, но затем его благосостояние увеличилось.

В 1598 году близ монастыря встал станом избранный царь Борис Годунов, вышедший с войском чтобы предотвратить очередное нашествие крымских татар. Успешный исход Серпуховского похода, непосредственно после которого последовало венчание Годунова на царство, привлекло к монастырю особое царское внимание. На вклад царя Бориса прежние собор и трапезная были заменены новыми, а при трапезной был построен новый храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Тогда же была воздвигнута крепостная стена с башнями, воротами и надвратным храмом во имя мученика Феодота Анкирского — святого покровителя Бориса Годунова. Появился и каменный жилой корпус.

В 1695 году был выстроен малый каменный храм во имя святителя Алексия Московского. В конце XVII и начале XVIII веков монастырь был приписан к Высоцкому монастырю и пришёл в бедственное положение. В 1737 году в обители остался только один престарелый иеромонах. В 1764 году вместо игуменов во главе монастыря поставили строителей.

Видя печальное положение монастыря, митрополит Московский Платон (Левшин) испросил у императора Александра Павловича разрешение преобразовать его в женский. Это было исполнено в 1806 году, с причислением монастыря к третьему классу. С этого времени начался новый расцвет обители. В 1830 году в монастыре было установлено общежитие. Шло строительство, были устроены новые храмы — под Георгиевской церковью в 1818 году появился храм в честь Вознесения Господня в котором в 1840 году был создан придел во имя святителя Николая Чудотворца; в 1834 году над вратами был сооружён храм в честь Нерукотворенного образа Спасителя; были полностью перестроены паперти вокруг собора, а в южной паперти в 1867 году устроен Филаретовский придел. В середине XIX столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России, что привлекало в обитель множество паломников. Через предстательство святого Варлаама в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Среди подвижниц монастыря того времени известны будущая преподобная схимница Рахиль Бородинская, начавшая свой иноческий путь во Владичной обители, а также блаженная старица Евфросиния Колюпановская, прославившаяся благодатными дарами.

В 1919 году обитель была закрыта, но некоторые её храмы продолжали действовать до 1927 года. В то время здесь нёс пастырское служение священномученик Иаков Бриллиантов, среди прихожанок была мученица Елизавета Крымова. По закрытии обители пошло постепенное разрушение её церквей и зданий. С 1970-х годов храмы стали частично реставрироваться. До начала 1990-х годов на территории обители находилась реставрационная фирма «Владычная слобода», после чего монастырский корпус вернули Церкви.

Серпуховский Владычный монастырь. Фото нач. XXI в.

5 мая 1995 года [2] решением Священного Синода Введенский Владычний женский монастырь в Серпухове был вновь открыт. В то время уцелевшие здания монастыря были в полуразрушенном состоянии, без крыш, окон и дверей, а сама территория — завалена мусором. 28 июля того года в Алексеевском храме обители была совершена первая после возрождения Божественная литургия. Реставрация храмов ускорилась, и к началу 2000-х годов церкви обители вновь действовали. С 2000 года в обители замироточили многочисленные иконы. Постепенно расширялось хозяйство обители, так что к 2010 году было 23 коровы, телята, свиньи, поросята, козы, 70 кур. Услышав об иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», имеющей особую благодать исцеления от недуга пьянства и наркомании, родители стали привозить сюда своих дочерей, страдающих этими недугами, а священники — направлять в серпуховскую обитель женщин для реабилитации.

Статистика

  • ок. кон. XIX в. — 300 насельниц [3]
  • нач. XX в. — игумения, 50 монахинь, 326 послушниц [4]
  • 1919, перед закрытием — ок. 400 монахинь, инокинь, послушниц [3]
  • 2010 — 16 насельниц [3]
Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

Архитектура, храмы

Введенский собор

Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы является пятиглавым трехапсидным духстолпным кирпичным храмом рубежа XVI-XVII веков. Снаружи облицован белым камнем. Собор окружали паперти с приделом праведного Филарета Милостивого, перестроенные в XIX веке, и сломанные в 1971 году. Собор был закрыт в 1927 году и служил складом. Нынешний облик приобрёл в итоге реставрации в формах XVI века, которая была проведена в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Собор был вновь торжественно освящен 12 ноября 2016 года митрополитом Крутицким Ювеналием (Поярковым).

Георгиевский храм Серпуховского Владычного монастыря. Справа — придельная церковь святителей Московских. Фото 24 декабря 2013 г.

Георгиевский храм в трапезном корпусе

Храм во имя великомученика Георгия Победоносца при монастырской трапезной стоит к северо-западу у от собора. Двухэтажное здание трапезной с шатровой церковью, к которой с севера пристроена звонница, было выстроено в 1599 году. В конце XVII века была надстроена верхняя часть звонницы, а под ней устроен придел во имя страстотерпца Димитрия Царевича, перенесённый из Введенского собора. Затем в 1818 году в подклете был освящён Вознесенский храм, а в нём в 1840 году — северный Никольский придел. С 1920-х годов церковь была занята под клуб, с 1970-х годов реставрировалась, но к 1990-м была заброшена. В конце 1990-х годов в ней были возобновлены богослужения и завершена реставрация.

Алексеевский храм

Церковь во имя святителя Алексия Московского была выстроена в 1695 году. Небольшой одноглавый бесстолпный белокаменный храм примыкает к северо-западному углу Введенского собора. В подклете размещалась усыпальница храмоздателей-князей Ладыженских. В Синодальный период был освящен во имя Трёх Московских святителей. По конфискации у Церкви и до 1970-х годов служил складом. С 1995 год вновь действует, будучи освящен во имя святителя Алексия Московского.

Храм Феодота Анкирского над Святыми вратами Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

Надвратный храм Феодота Анкирского

Небольшой каменный храм во имя мученика Феодота Анкирского над Святыми вратами относится к концу XVI века (до революции в ризнице монастыря сохранялась благословенная грамота патриарха Иова на построение храма от 1599 года) и является уникальным памятником годуновской архитектуры. В 1834 году храм был возобновлён святителем Филаретом Московским и освящён в честь Нерукотворенного образа Спасителя.

Святые врата

Святые врата — главный вход в монастырь — почти полностью сохранились, по крайней мере их нижний, каменный ярус. Арка ворот, открывающихся внутрь, с полуциркульным верхом, несколько смещена в основном объеме к югу, в северном пилоне устроена калитка. Наличие внутристенной лестницы в северном пилоне предполагает существование первоначально второго яруса, возможно деревянного. Габариты сооружения в плане — 8.48×3.64м. Ворота, очевидно, входили в систему деревянных укреплений монастыря.

Настоятели и настоятельницы

  • Прп. Варлаам (1360 — ок. 1375) .
  • Феодосий (1551)
  • Дионисий (1551 — 1559) .
  • Варсонофий (1572 — 1580) .
  • Сергий (1584 — 1593) .
  • Вассиан (Ладыженский) (1598 — 1599) .
  • Пимен (упом. 1607)
  • Савватий
  • Иосиф (упом. 1614) .
  • Кирилл (1618 — 1625) .
  • Фома (1628 — 1629)
  • Феодосий (1629 — 1633)
  • Иона (1634 — 1647)
  • Стефан (1649- 1650) .
  • Макарий (1653 — 1656)
  • Герасим (1656 — 1661)
  • Игнатий (1661 — 1683)
  • Давид (1683 — 1686)
  • Александр (1686 — 1691)
  • Рувим (1691 — 1697)
  • Симеон (1697 — 1720)
  • Павел (1721 — 1724)

Святыни

  • Мощи прп. Варлаама Серпуховского — покоятся под сенью перед входом во Введенский собор
  • Чудотворный список иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — чудесно явленная в 1878 году икона хранилась во Введенском соборе до начала XX века, после чего была утеряна; ныне в соборе хранится её список
  • Список чудотворной иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Чудотворная икона св. царевича Димитрия Угличского
  • Чудотворная икона мч. Иоанна Воина

Мироточение

14 июня 1999 года в обители начал мироточить Крест-Голгофа, что стало первым мироточением в монастыре [5]. 28 апреля 2000 года — икона Божией Матери «Всецарица», а с 19 августа 2000 года началось массовое мироточение многих храмовых икон. Мироточение чаще всего можно было наблюдать к концу всенощного бдения, перед двунадесятыми и престольными праздниками, в субботу после полиелея. Обычно мироточат сразу несколько икон одновременно. На 2 ноября 2001 года в числе мироточащих была 31 икона [6].

Литература

  • Историческое описание Введенского Владычнего женского монастыря в городе Серпухове. — Свято-Троицкая Сергиевая Лавра, 2007. — 376 с.

Использованные материалы

  • «К 650-летию Владычнего монастыря в Серпухове», Московские епархиальные ведомости, 2010, № 11-12:
    • http://www.mepar.ru/library/vedomosti/52/855/
  • «Храмы», раздел официального сайта Серпуховского Владычнего монастыря:
    • http://www.inokini.ru/svjatyni/hram/ (см. ссылки слева; материал использован частично)
  • Подробная летопись истории обители на официальном сайте монастыря:
    • http://www.inokini.ru/letopis/ (см. ссылки вверху и слева; материал использован частично, пополнен список настоятелей)
  • Страницы фотосправочника Русские Церкви:
    • http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow_area&page=186 — «Введенский Владычный женский монастырь»
    • http://russian-church.ru/viewpage.php?page=9564 — «Введенский Владычный женский монастырь. Георгия Победоносца церковь.»
  • Страницы сайта Народный каталог православной архитектуры:
    • http://sobory.ru/article/?object=00622
    • http://sobory.ru/article/?object=14051

[1] Эта форма названия употребляется на официальном сайте обители. Также широко распространена форма «Владычный».

Владычный монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение, настоятельницы и святыни, расписание служб

142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40

О монастыре

Владычний монастырь основан в 1360 году святителем Алексием по особому изволению Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память. в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!»

Летопись основания

Летопись возрождения

Реставрация

Предстоящие труды

Святые и святыни монастыря

Преподобный Варлаам был строителем и первым настоятелем Владычнего монастыря. Еще при жизни имел дар чудотворения и удостоился видения Матери Божией. С его именем связано явление двух чудотворных икон Божией Матери: «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» и «Неупиваемая Чаша». Прославлен Богом во святых Своих. В продолжение более 500 лет множество паломников приезжают в монастырь на поклонение его святым мощам, от которых получают исцеления от беснования, рака, пьянства и других страстей и болезней.

Святыни монастыря

14 сентября 1999 г. начал мироточить Крест-Голгофа, 28 апреля 2000 г. — икона Божией Матери «Всецарица», а с 19 августа 2000 г. началось массовое мироточение многих храмовых икон. Мироточение чаще всего можно наблюдать к концу всенощного бдения, перед двунадесятыми и престольными праздниками, в субботу после полиелея. Обычно мироточат сразу несколько икон одновременно.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша»

Святая икона «Неупиваемая Чаша» прекрасного старинного письма. Лик Матери Божией совершенно как живой. Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение «Знамения Божией Матери». Только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения. Чаша эта воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что агнец ее есть «всегда ядомый и никогда неиждиваемый.». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник очевидно ходатайствует, что бы жертва сия — Святая Чаша – была принята в Принебесный Жертвенник за грешный род человеческий. И так же нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как тоже через Причащение Святых Христовый Таин.

Чудотворная икона «Введение Богородицы во Святая Святых»

Главной святыней монастыря на протяжении веков была чудотворная икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», написанная в 1377 году по благословению свт. Алексия по образу видения прп.Варлаама, бывшего еще до основания монастыря: « …видех . Захария во дверех церковных стояща и Богородицу с родителями Ея входящу; Захария же Богородицу приим и посади на третией степени» (В переводе на русский язык: «. увидел. пророка Захарию, стоящего в дверях церковных, и Богородицу, входящую с родителями Ее; Захария же Богородицу принял и посадил на третьей ступени».)

Икона Всецарица

Икона Божией Матери “Всецарица”, ставшая впоследствии чудотворной, была пожертвована в монастырь в 1997 году. С 28 апреля 2000 года она стала периодически мироточить. Через некоторое время люди стали рассказывать об исцелениях своих болезней по молитвам перед иконой «Всецарица». С 2004 года в обители ежедневно читается акафист перед чудотворным образом Матери Божией, во время которого поминаются имена людей, страждущих различными недугами.

Мироточивая икона Георгия Победоносца

О храмовой чудотворной иконе святого великомученика Георгия предание говорит, что перед нею сама собой возгоралась свеча, предупреждая монахов о вражеском нашествии. В конце XVI века на средства царя Бориса Годунова в монастыре был построен каменный двухъярусный в честь св. вмч. Георгия, где и была помещена чудотворная икона.

Отзыв: Владычный женский монастырь (Россия, Серпухов) — Памятник религиозной культуры 14-го века.

Сегодня я хочу показать ещё один значимый туристический и паломнический объект города Серпухова -Владычный женский монастырь.

Данный монастырь находится на окраине города в его юго-западной части, так что нам предстояло туда добраться из центра Отель Корстон 4* (Россия, Серпухов) . Напомню, что у нас был организованный тур, поэтому проблемы с транспортом не было -это заняло минут пятнадцать на автобусе, неспешной скоростью.

Но и этот отрезок пути не прошёл для нас даром. В Серпухове, в ходе тура, мы осматривали разные точечные места (Приокско-Террасный заповедник, Историко-художественный музей Серпуховский историко-художественный музей, Музейно-выставочный центр, и вот этот монастырь, куда направляемся в этом отзыве). Но какой то цельной обобщающей экскурсии по самому городу программой не было предусмотрено. Поэтому с истинным интересом мы впитывали то, что наблюдали по ходу движения.

И, надо вам сказать, Серпухов -интереснейший город. Это город-симбиоз современной архитектуры (в основном жилой и промышленной), но и с сохранением исторических построек купеческого типа.

. и более простых обывательских старых частных домов.

Нам повезло, что дорога к монастырю проходила как раз через частный сектор и мы смогли полюбоваться многими довольно прилично сохранившимися домами уже далёкого прошлого, как будто оказались, по крайней мере, в начале прошлого века!

Причём, тут минимум каких то модерновых домов из новейшей истории, а вот старые дома довольно чистенькие и милые, . чувствуется, что они поддерживаются и прилично содержатся — со старыми фасадами и наличниками, с кружевными занавесочками и геранями на подоконниках:).

Порой, современность и старина сосуществуют бок о бок.

. но в целом в этой районе складывается ощущение, что вы приехали действительно в старинный русский город (а так оно и есть -основанием Серпухова числится 14-й век!).

По дороге пересекаем реку Нара, довольно широкую и раздольную.

. и вот, в заречной части, подъезжаем к монастырю. Территория обнесена прочными свежевыкрашенными стенами красно-белого колора. Это так называемые Северные врата монастыря.

При входе обнаруживаем хлебную монастырскую лавку, которую, к тому же, нам рекомендует наш гид. В этом же помещении расположена и столовая -трапезная, где может перекусить сытно и недорого всякий проходящий мимо. Но сюда мы ещё вернёмся после экскурсии.

. а пока у ворот уже с внутренней стороны нас встречает вот такой «хозяин» монастыря. Добросердечные одногруппники начинают зачем то жалеть котяру, . типа, холодно уже и голодно, наверное. тут же у людей находится снедь, которая сможет «спасти» кота. Но на всё участие кот реагирует недовольным взглядом -. мол, проходите, граждане, много тут вас ходит, и всяк пытается меня задобрить. Но я ни в чём не нуждаюсь, у меня всё схвачено!:) И в самом деле, приглядевшись, можно понять, что кот ну крайне упитанный:))

А мы движемся по прямой аллее от ворот до входа в непосредственно монастырский комплекс. Вот так он выглядит, в озарении солнечных лучей на исходе дня. Время примерно 16-00, и скоро начнёт резко темнеть (дело происходит в ноябре).

. Мы спешим, чтобы заснять основные объекты.

Итак, перед вами комплекс Владычного монастыря во всей закатной красе:).

. Но обернёмся на те врата (и по совместительству, надвратный храм -Федотовская церковь-16 век) через которые мы вошли на территорию.

Левее от врат расположен Настоятельский корпус.

Под прямым углом к нему ещё какое то старинное длинное здание, куда вход был перекрыт. Подозреваю, что это жилой корпус, ведь монастырь то действующий, (женский).

И, развернувшись, смотрим уже на непосредственно храмы и церкви монастыря.

Тут нас встретила местный гид-монашка. Весьма образованная и заинтересованная молодая женщина лет 30-ти. Конечно, рассказывала об истории монастыря, в котором служит, с особым рвением и придыханием. Такое отношение импонирует, когда хочется услышать не только «пунктирные» сведения, но и более глубокие нюансы истории. Девушка отвечала на все сопутствующие вопросы без колебаний и заминок. одним словом, сопровождение нам очень понравилось и тут можно только поблагодарить за такое отношение к экскурсантам.

Монастырь был основан в далёком 1360 году Московским митрополитом Алексием. А первым настоятелем стал преподобный Варлаам, мощи которого покоятся в отдельной деревянной часовне у стены главного храма монастыря -Введенского собора (14 век).

Здесь существует тот же порядок, что и в монастыре Давидова пустынь Мужской монастырь Вознесенская Давидова пустынь -храм закрыт, но для экскурсионной группы его специально открывают, а потом закрывают.

На улице в этот ноябрьский день было довольно морозно, поэтому мы с благодарностью вошли в храм, где было гораздо теплее.

Здесь состоялась основная «речь» нашего гида.

Ну и мы сделали несколько снимков, которые нам позволили сделать без каких-либо препятствий.

Убранство храма шикарное -свежеотреставрированное, «с иголочки». Так что оставалось только восхищаться талантом мастеров, которые сотворили всю эту красоту.

Для верующих и паломников -множество достойных объектов для поклонения, о которых в процессе экскурсии рассказывала гид.

Под углом к Введенскому собору стоит Георгиевская церковь (16 век).

В неё вход с торца. Эта церковь открыта в постоянном режиме для всех желающих. Либо, её открывают к вечерней службе (17 вечера). во всяком случае внутри мы заметили и других людей, кроме нашей группы.

Не очень большое помещение под приземистыми сводами, иконостас непривычно «растянут» вдоль стены, а не вверх. Здесь желающие приобретали свечи, иконы, писали записки и т. д.

Так, в принципе, завершилась наша экскурсия.

. но мы ещё раз полюбовались белоснежными куполами на фоне заката.

. да и белоснежной стеной, ограждающей многовековые святыни.

Меж тем, перед отъездом, мы заглянули в хлебную лавку.

Ассортимент на витринах весьма обширный, сладкоежкам есть из чего выбрать. Кроме сладостей, в продаже хлеб нескольких видов и «полезные продукты», типа орехов, чая, масел и т. д.

Конечно, удержаться от быстрых углеводов нет сил. Вот наша покупка. Всё оказалось супер свежим и вкусным, в Москве такого не встретишь!. И пироги, и хлеб двух видов, и пирог с джемом. Помнится, на следующий день мы отправлялись к свекрови на какое то торжество, . с собой захватили пирог и хлеб к столу. Все гости спрашивали, откуда такая вкуснота:).

Ну и, для равновесия, должна быть хоть одна ложечка дёгтя. Здесь это -безобразный туалет, просто вопиющий:(( Без прищепки на носу не зайдёшь, унитазы стоячие старого образца эпохи Сталина, наверное. Так и хочется воскликнуть -«Господа церковники! Вы делаете многомиллионные реставрации, вы регулярно собираете с верующих плату за свечи и другие атрибуты. Неужели трудно купить пару человеческих современных унитазов и сделать хотя бы самый дешёвый ремонт. » Короче, в голове такое не укладывается, учитывая, что паломническое движение многочисленное и насколько страдают люди, попадающие в стены этого «заведения»:((((

Серпухов исторический: Владычный Введенский женский монастырь

«Серпухов исторический» — новый проект на портале СМИтанка, который расскажет жителям о прошлом самых интересных достопримечательностях города.

История монастыря начинается в 1360 году. Согласно преданию, Святителю Алекию во время молитвы было видение: сама Пресвятая Богородица обратилась к нему с призывом построить храм в ее честь в пределах града Серпухова. Алексий тот час же отправил на поиски подходящего места преподобного Варлаама. Найдя такое место, преподобный Варлаам решил переночевать там. Ночью услышал он звон, неизвестно откуда взявшийся, и решил, что это знак от Богородицы, что место он нашел то самое. Через некоторое время сюда пришел и Алексий. Выбором места остался доволен и повелел поставить здесь деревянную церковь. Варлаама же назначил главным строителем.

В 1362 году уже была построена первая каменная церковь и трапезная. Преподобный Варлаам строил монастырь 13 лет, вплоть до самой своей смерти. Чувствуя, что скоро земные дни его закончатся, попросил он Алексия похоронить его около монастыря, чтобы и после смерти смотреть на результаты своих трудов, быть рядом с главным делом своей жизни.

После смерти Варлаама по распоряжению святителя Алексия была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых». Эта икона в течение 540 лет была главной святыней монастыря и по праву почиталась, как чудотворная.

Вплоть до конца 16 века монастырь продолжал строиться, обитель получала от разных царей земли и пожертвования. Царь Иван Грозный, отличавшийся, как известно, не только особой кровожадностью, но и такой же безграничной набожностью, пожаловал монастырю мельницу и землю, чтобы монахи могли хоть как-то прокормиться.

В 1599 году был построен Надвратный храм Феодотия Анкирского. В 1598—1609 монастырь полностью перестраивается на деньги царя Бориса Годунова в честь бескровной победы русского войска над ханом Казы-Гиреем на реке Оке. Строительство осуществлялось не только на деньги Годунова, но и под его контролем. Преобразования охватили все без исключения постройки монастыря: расширен Введенский собор, построен храм в честь Святого Георгия, монастырь обнесен каменной крепостной стеной с башнями.

В 1607 году по велению Василия Шуйского монастырю был подарен Чудотворный образ царевича Дмитрия. В это время в обители уже было около 30 монахов. Обитель процветала и принимала множество паломников.

Самостоятельность монастырь потерял спустя век. В 1724 году, согласно новому духовному Регламенту, обитель была приписана к Московскому Заиконоспасскому монастырю. На протяжении нескольких лет обитель постепенно пустела, ветшала, и дошло даже до того, что некому было проводить церковные службы. Настоятелями монастыря на протяжении долгого времени были простые иноки-строители.

В 1806 году монастырь пришел в такой упадок, что решено было его упразднить. Но, как это часто бывало на Руси, положение спасли женщины. Монастырь получил вторую жизнь, благодаря игуменье Дионисии, которая прибыла сюда из Новодевичьего монастыря с пятью монахинями и четырьмя послушницами. Скорее всего, немалую роль в возрождении монастыря сыграла и княгиня Евдокия Вяземская, которая прожила здесь последние свои дни под именем старицы Ефросиньи.

Примечательна также личность еще одной обитательницы Введенского монастыря – игуменьи Митрофании. До 26 лет будущая игуменья и не помышляла о монастырской жизни. Тогда ее звали Прасковья Розен, и принадлежала она к древнему аристократическому роду баронов Розен. Что именно так повлияло на образованную и умную барышню, да к тому же еще и фрейлину супруги Николая первого – неизвестно. Но в 26 лет она принимает монашество и уходит в Алексеевский монастырь. В 1861 году Митрофания становится игуменьей Владычного Свято-Введенского монастыря в Серпухове и ставит себе цель: сделать монастырь не просто процветающим, а лучшим из лучших. Свои связи при дворе она успешно конвертирует в денежные пожертвования, которые так нужны обители. При ней монастырь прирастает и постройками, и послушницами.

Современники Митрофании отмечали ее организаторские способности, сильный характер, решительность и деловой склад ума. Благодаря ей была создана первая община сестер милосердия, а монастырь стал известен своей миссионерской деятельностью. Но такая миссионерская помощь людям была чужда православным традициям и многим не нравилась. В 1874 году игуменью обвинили в попытках мошеннически завладеть чужим имуществом, подвергли судебным разбирательствам и по приговору сослали в монастырь Енисейской губернии.

В 1878 году в монастыре произошло знаменательное событие – обретение чудотворной иконы «Неупивемая чаша».

Официальная версия этого обретения такова. Один крестьянин Тульской губернии, отставной солдат николаевской армии, имел непреодолимую тягу к спиртному. Справиться сам с этой болезнью он не мог, пропивал все, что было в доме. В довершении всего у него отнялись ноги, но и это не могло остановить его. И вот однажды ночью видит он во сне старца, который велит ему идти в Серпухов и во Владычном монастыре отыскатьикону «Неупиваемая чаша». Старец обещает, что молитва перед этой иконой излечит и его тело, и его душу. Крестьянин поначалу не внял советам старца, да и отправляться в такой долгий путь, не имея возможности встать на ноги, не захотел. Старцу пришлось еще два раза грозно повторить свое наставление во сне, прежде чем крестьянин решился на четвереньках ползти из Тульской губернии в Серпухов. Дорога была трудной, но, видимо, не располагала к распитию спиртного. Поэтому в монастырь крестьянин вошел на своих ногах, хоть и опираясь на палку. Икону, о которой крестьянин слышал во сне, сестры нашли в проходе Георгиевского храма. До этого никто не знал, что эта икона носит такое название и исцеляет от пьянства. С тех пор икона была помещена в храм и к ней потянулись многие страждущие.

В 1919 году с приходом Советской власти для монастыря настали самые трудные времена. Всех монахинь изгнали, монастырь закрыли, а драгоценная чудотворная икона «Неупиваемая чаша» была навсегда потеряна. Георгиевский храм стал кинотеатром, во Введенском соборе и приделе св. Алексия разместились склады, а остальные постройки были отданы летному училищу.

В 1978 году летное училище закрыли, и монастырь пришел в окончательный упадок. Храмы и монастырские стены буквально растаскивали по кирпичам местные дачники.

Лишь в 1995 году в монастыре вновь начались службы. Обитель начала свою новую историю.

Под руководством игуменьи Алексии в марте 1995 года началось восстановление полуразрушенного монастыря. Каким-то чудом сохранившиеся кресты на церквях снова дают надежду всем верующим, а заново написанная икона «Неупиваемая чаша» — исцеляет от тяжкого недуга.

Сегодня, как и много веков назад, белоснежный Введенский собор открыт для посещения, а Надвратный храм святого Феодота Анкирского встречает паломников.

В монастырский комплекс входят несколько храмов и церквей, святой источник, многочисленные монастырские постройки, гостиница для паломников, православная гимназия, а также гробница Варлаама Серпуховского, главного строителя монастыря, и основная святыня храма – икона «Неупиваемая чаша».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector