0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Валериан Кречетов: как попасть на прием к священнику, биография, исповеди и беседы

Прот. Валериан Кречетов: «Брак – подвиг совместной жизни»

Обще­ние с про­то­и­е­ре­ем Вале­ри­а­ном Кре­че­то­вым, насто­я­те­лем хра­ма в честь Покро­ва Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в под­мос­ков­ном Аку­ло­ве – боль­шое при­об­ре­те­ние. Жела­ю­щих побе­се­до­вать с авто­ри­тет­ным духов­ни­ком, авто­ром попу­ляр­ных книг мно­же­ство – об этом гово­рят его встре­чи с веру­ю­щи­ми во мно­гих епар­хи­ях Церк­ви, на кото­рые соби­ра­ют­ся пол­ные залы.

Святые отцы и Эйнштейн

Воис­ти­ну, луч­шая про­по­ведь – не сло­ва, а, ско­рее, доб­рые при­ме­ры, лич­ность пас­ты­ря, осо­бен­но если она яркая и неор­ди­нар­ная. Отцу Вале­ри­а­ну само­быт­но­сти не зани­мать. Его про­сто­та и оба­я­ние, муд­рость и непо­сред­ствен­ность, чув­ство юмо­ра и духов­ный и жиз­нен­ный опыт с пер­вых слов поко­ря­ют каждого.

Про­то­и­е­рей Вале­ри­ан Кре­че­тов учил­ся в Мос­ков­ском лесо­тех­ни­че­ском инсти­ту­те, рабо­тал на Ура­ле, был воен­ным. Окон­чил Мос­ков­скую семи­на­рию, затем Мос­ков­скую Духов­ную ака­де­мию, руко­по­ло­жен в 1969 году, явля­ет­ся одним из ста­рей­ших кли­ри­ков Мос­ков­ской епар­хии. Он – обла­да­тель меж­ду­на­род­ной награ­ды Андрея Пер­во­зван­но­го «Вера и вер­ность» за заслу­ги в укреп­ле­нии рос­сий­ской госу­дар­ствен­но­сти и в воз­рож­де­нии духовности.

В памят­ной нам бесе­де с духо­вен­ством и миря­на­ми Туль­ской епар­хии в 2017 году (это был год его 80-летия) он гово­рил на бого­слов­ские темы, рас­суж­дал о бого­от­кро­вен­ной при­ро­де веры и откры­тых для каж­до­го путях спасения.

При этом гово­ря­щий ничуть не уто­мил слу­ша­те­ля: цити­ро­вал свя­тых отцов и Афа­на­сия Саха­ро­ва, читал сти­хи сво­е­го зна­ко­мо­го при­ход­ско­го поэта, при­во­дил сло­ва о Боге и чело­ве­ке из неожи­дан­ных источ­ни­ков – из Белин­ско­го, кван­то­вых физи­ков, Сокра­та и Эйн­штей­на. Но, отбро­сив физи­ку и лири­ку, ста­но­ви­лось понят­но: для отца Вале­ри­а­на глав­ный вопрос на все вре­ме­на – «Како веру­е­ши?» Батюш­ка убеж­ден – то, КАК мы веру­ем в Бога, Ему, вызвав­ше­му нас к Бытию Созда­те­лю, не все равно.

И фразы, и фамилия – крылатые

Выска­зы­ва­ния отца Вале­ри­а­на так и хочет­ся разо­брать на цитаты.

Яркие и запо­ми­на­ю­щи­е­ся, они хоро­ши даже вне кон­тек­ста ска­зан­но­го батюш­кой. Они зву­чат глу­бо­ко и мно­го­знач­но – как загла­вия для книг или для про­по­ве­дей. Неко­то­рые его сло­ва навер­ня­ка могут стать кры­ла­ты­ми выра­же­ни­я­ми (под стать его кры­ла­той фами­лии – Кре­че­тов). При­ве­дем неко­то­рые из них:

«Несча­стье совре­мен­но­го чело­ве­ка – его невоцерковленность».

«Если у чело­ве­ка нет навы­ка к молит­ве, как он может помочь другому?»

«Сего­дня мы поль­зу­ем­ся тех­ни­че­ски­ми дости­же­ни­я­ми, но пре­не­бре­га­ем духов­ным опы­том. Меж­ду тем, так есте­ствен­но поль­зо­вать­ся всем доб­рым и полез­ным, что опыт­но достиг­ну­то другими!»

«Духов­ные зако­ны суще­ству­ют так же реаль­но, как и физические».

Детский патерик

В пра­во­слав­ных СМИ в семей­ных отно­ше­ни­ях зача­стую настав­ля­ют мона­ше­ству­ю­щие, при этом миряне недо­вер­чи­во поче­сы­ва­ют заты­лок. Отец Вале­ри­ан – дру­гое дело, о семей­ной жиз­ни он зна­ет не в тео­рии – сам отец семе­рых детей и дедуш­ка трид­ца­ти пяти вну­ков, поэто­му рас­суж­да­ет о семей­ной про­бле­ма­ти­ке с пол­ным на это правом.

По его сло­вам, брак – ни что иное как подвиг сов­мест­ной жиз­ни. И еже­днев­ный нелег­кий подвиг этот стро­ит­ся исклю­чи­тель­но на люб­ви и на сми­ре­нии. При­чем весь­ма и весь­ма полез­но в семей­ной прак­ти­ке сдер­жи­вать не толь­ко эмо­ции, но и соб­ствен­ную речь. Прав перед Богом ока­зы­ва­ет­ся тот, кто из дво­их спо­со­бен вовре­мя умолк­нуть или вооб­ще чаще дру­гих дер­жать язык за зубами.

«Когда один малыш спро­сил меня, для чего Бог сотво­рил чело­ве­ка, я взмо­лил­ся: «Гос­по­ди, помо­ги ребен­ку дать про­стой и ясный ответ, что­бы он все понял, а я не иска­зил Твою прав­ду». И я в ответ спро­сил маль­чи­ка: «Ты любишь маму и папу? А они – друг дру­га? Вот и Бог нас сотво­рил, что­бы любить».

Дети чув­ству­ют про­яв­ле­ния люб­ви, но так­же ост­ро ощу­ща­ют ее отсут­ствие. А любовь не может жить в себе – не может суще­ство­вать замкну­то, не изли­ва­ясь на дру­го­го. Этот закон рабо­та­ет и в наших отно­ше­ни­ях с Богом, и в отно­ше­ни­ях в семье».

Дет­ская тема для отца Вале­ри­а­на – вооб­ще важ­ная и близкая.

«Ум – поня­тие отно­си­тель­ное. Все­гда най­дет­ся тот, кто нас умнее. Над немуд­ры­ми – муд­рые, над муд­ры­ми – пре­муд­рые, а над ними – свя­тая про­сто­та. Уста­ми мла­ден­ца, как гово­рит­ся, гла­го­лет исти­на. Хочу собрать и издать сво­е­го рода дет­ский пате­рик, пото­му что дети гово­рят ред­кост­ные вещи, и у вну­ков ино­гда не грех поучить­ся духовному».

Пошел в священники – приготовься к тюрьме

В бесе­де с веру­ю­щи­ми отец Вале­ри­ан не раз упо­ми­нал сво­е­го отца Миха­и­ла Кре­че­то­ва. Встре­ча про­хо­ди­ла в 2017‑м, и в год сто­ле­тия рево­лю­ции и обсуж­де­ния ее ито­гов рас­сказ о нем про­зву­чал осо­бен­но остро.

Репрес­си­ро­ван­ный слу­жа­щий – обыч­ный бух­гал­тер Миха­ил Кре­че­тов после лаге­рей в Коми и на Солов­ках неожи­дан­но для окру­жа­ю­щих стал священником.

В местах не столь отда­лен­ных его пора­зил при­мер стой­ко­сти насто­я­ще­го рус­ско­го духо­вен­ства, его испо­ве­да­ние веры в нече­ло­ве­че­ских усло­ви­ях. Это­му же он учил и сына, настав­ляя духов­но­му и житей­ско­му и наце­ли­вая его на путь свя­щен­ства в самый раз­гар хру­щев­ской эпо­хи. «Хочешь быть свя­щен­ни­ком – при­го­товь­ся идти в тюрь­му. Будь готов постра­дать», – гово­рил ему отец.

Отца Вале­ри­а­на часто спра­ши­ва­ют о духов­ном руко­вод­стве. Каким, по его мне­нию, быва­ет насто­я­щий духов­ник? В одном из интер­вью он выска­зал убеж­де­ние, что духов­ник дол­жен быть готов за сво­их чад пой­ти в ад. «Пом­ню, гово­рил про такое. Но впер­вые это не я ска­зал, а Паи­сий Свя­то­го­рец», – отве­чал батюшка.

Был один причастник…

Вопро­сы из зала отцу Вале­ри­а­ну обя­за­тель­но каса­ют­ся его встреч с отцом Нико­лем Гурья­но­вым, посколь­ку он не раз испо­ве­до­вал и при­ча­щал это­го извест­но­го и люби­мо­го в Рос­сии стар­ца и духов­ни­ка, ныне почившего.

Ста­рец в отно­ше­нии Таин­ства При­ча­стия был осо­бо изби­ра­те­лен и не от каж­до­го свя­щен­ни­ка решал­ся при­нять Тело и Кровь Хри­сто­ву. Батюш­ка вспом­нил уди­ви­тель­ное обще­ние с ним, его оте­че­скую любовь и уча­стие, чудес­ные слу­чаи с людь­ми, обра­щав­ши­ми­ся за помо­щью к отцу Николаю.

«Как-то при­е­хал к батюш­ке, заго­во­рил­ся, отвлек­ся и вдруг вспом­нил, что забыл дома запис­ки от при­хо­жан. Силь­но рас­стро­ил­ся, что люди мне дове­ри­лись, а я их подвел.

А отец Нико­лай рукой толь­ко мах­нул – ниче­го, мол, не отча­и­вай­ся, все будет хоро­шо, обо всех помолюсь.

После это­го слу­чая ко мне под­хо­ди­ли люди и бла­го­да­ри­ли, что отвез их запи­соч­ки стар­цу. Совесть меня жесто­ко уязв­ля­ла, но самое уди­ви­тель­ное ока­за­лось в том, что все их про­бле­мы и горе­сти чудес­ным обра­зом разрешились …»

Валериан Кречетов: как попасть на прием к священнику, биография, исповеди и беседы

Нет больше в России старцев, и нет смысла искать их – убеждены некоторые верующие православные. Какие были – почти все умерли или стали недоступны для народа. А новых не видать. Жить надо своим умом!

Отчасти такое мнение справедливо. Действительно, жить нужно, думая своей головой и ни на кого не перекладывая ответственность. И всё же порой православному человеку бывает очень нужно и полезно поговорить со своего рода духовным гением, способным помочь не запутаться в жизни, обрести мир и покой в душе, трезвомыслие и рассудительность. Очень многим хочется хотя бы раз в жизни встретиться со святым подвижником, который увидит и подскажет наилучшие пути решения проблем и предупредит о грядущих опасностях.

Однако где найти такого человека?

Архимандрит Кирилл (Павлов) давно уже никого не принимает из-за старости и болезней. Практически невозможно стало попасть к схиигумену Илию (Ноздрину) и Адриану (Кирсанову). Очень трудно попасть на приём к архимандритам Власию (Перегонцеву) и Науму (Байбородину).

К счастью, есть и другие подвижники, о которых мы расскажем ниже. А старцем вполне может считаться любой глубоко верующий, скромный и смиренный, очень любящий Бога и молитвы многоопытный священник с большим духовным «стажем».

В судьбах митрофорных протоиереев Иоанна Миронова и Валериана Кречетова можно найти немало схожего. Оба пережили тяжёлое детство, духовно окормлялись у известных всему миру старцев – некоторые из них уже канонизированы. А их молитвы помогли тысячам людей решить проблемы и исцелиться. Отец Валериан служит в подмосковном храме Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Акулово. А батюшка Иоанн – в северной столице, в храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» на Цветочной улице.

Читать еще:  Илий Ноздрин: биография старца, чудеса, как попасть на прием

Ваню, шестого ребёнка из бедной крестьянской семьи, крестили в тот же день, когда родился, – уж больно хилым и слабеньким он показался родителям. Думали, что младенец долго не протянет, но он выжил и пережил за свою долгую жизнь столько испытаний, что их хватило бы на несколько человек. Ныне отцу Иоанну Миронову уже 87 лет, но он по-прежнему в «боевом строю».

В 1932 году за отказ Ваниного отца вступить в колхоз их многодетную семью сослали на торфоразработки на Синявинские болота. Жили в перенаселённых бараках с адскими условиями. Там от голода и болезней погибли младшая сестра маленького Вани и три его брата, а мать заболела туберкулезом. Выжить в нечеловеческих условиях людям помогали сила духа, крепкая вера в Бога и взаимовыручка.

В 17 лет рядовой Миронов ушел воевать на фронт. Вернулся с орденами и медалями и вскоре поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Стать священником его благословил святой Серафим Вырицкий, у которого в последние годы его жизни любил бывать юный Ваня. А учился он на одном курсе вместе с будущим патриархом Алексием II.

Стать хорошим священником Иоанну помог наглядный опыт известных старцев. Он бывал в гостях у преподобных Кукши Одесского и Симеона Псково-Печерского, у митрополита Вениамина (Федченкова), а одним из его духовников был старец Николай Гурьянов. Власти батюшку недолюбливали, притесняли, но он никогда не сдавался и не унывал. За более чем полувековое служение ему пришлось сменить 16 приходов, изрядно поездив по российским городам и весям.

Укрепить веру помогали и настоящие чудеса. Однажды, когда отец Иоанн был тяжело болен, к нему в больничную палату зашли три загадочные монахини, после молитв которых он быстро пошёл на поправку. Обошли они и других пациентов, причём те, кого благословили, – поправились, а те, мимо кого прошли, вскоре скончались. Как позже выяснилось, никаких монахинь в больнице не видели, а в тот день был праздник трёх сестер-мучениц – Ирины, Агапии и Хионии, которые, похоже, и посетили батюшку в мистическом видении.

К отцу Иоанну приходит много людей с тяжёлыми недугами и пороками. Многие пьяницы и наркоманы после общения с ним начинают новую жизнь, а его храм уже давно славится как общероссийский центр православной трезвости.

…Духовник Московской епархии, недавно вышедший на покой, но продолжающий принимать посетителей, 76-летний протоиерей Валериан Кречетов – выходец из купеческого рода Морозовых. Его отец, выжив в сталинских лагерях и пройдя Великую Отечественную войну, стал священником. А сам Валера с раннего детства, пришедшегося на военные годы, алтарничал в храме и наизусть знал церковные службы. Но принять священный сан решился, лишь основательно пожив мирской жизнью и почти достигнув возраста Христа.

В молодые годы ему довелось поднимать целину и работать инженером, на его счету настоящие изобретения, а ещё он учился на лётных курсах и получил удостоверение штурмана. Когда же духовник, старец Сергий Голубцов, благословил его стать священником, Валериан сумел всего за один год экстерном окончить семинарию. Вместе с женой Натальей батюшка вырастил семерых детей, а уж сколько у него духовных чад – и вовсе не поддаётся подсчётам.

Отца Валериана многие считают прозорливым, но, когда его называют старцем, он лишь отмахивается и искренне считает себя просто опытным священником. Батюшка убежден, что лишь ежедневная внутренняя работа над собой, молитва, труд и терпение способствуют духовному возрастанию и делают жизнь человека по-настоящему полнокровной и осмысленной, приближая его к главной христианской цели – спасению.

В Московской епархии немало уважаемых и любимых в народе пастырей, к которым можно обратиться за помощью. Это – митрофорные протоиереи Георгий Бреев (настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском), Димитрий Смирнов (храм Святителя Митрофана Воронежского), Владимир Волгин (храм Софии Премудрости Божией), Иоанн Прускалёв (Никольский храм в городе Лосино-Петровском), протоиереи Артемий Владимиров (старший священник и духовник Алексеевского женского ставропигиального монастыря, образованного на территории, где стоит Храм всех святых в Красном Селе), Алексий Гомонов (храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках), Алексий Уминский (настоятель храма Святой Троицы в Хохлах), игумен Анатолий (Берестов). И многие-многие другие священники.

Чин изгнания бесов можно найти в большом требнике почти у каждого священнослужителя. Но браться за отчитку духовно больных людей рискуют лишь единицы из тысяч российских батюшек.

К экзорцистам в православной Церкви относятся неоднозначно. Одни священники одобряют подобные методы или даже считают их «лекарством от всех болезней», другие – выступают категорически против. И каждый из них по-своему прав.

С одной стороны, отчитка не всегда приносит пользу человеку, перенёсшему эту процедуру, особенно если в дальнейшем он не планирует вести воцерковлённую жизнь и находиться под защитой молитв и святых таинств. Кроме того, духовная война с инфернальными сущностями подчас заканчивается плачевно и для самих бесогонов, многие из которых в конце концов повреждаются умом и рассудком. Но с другой стороны, известно множество примеров, когда именно посещение старцев-экзорцистов помогало людям реально исцелиться и позитивно меняло всю их дальнейшую жизнь.

Скромная церковь Иоанна Воина на окраине Новокузнецка известна теперь почти всей православной России. И не только благодаря чудесно проявившейся на оконном стекле храма нерукотворной иконе Богородицы. Здесь уже много лет воюет с демонами и исцеляет людей протоиерей Василий (Лихван).

Когда-то он был простым строителем и помогал батюшке в храме в качестве псаломщика. Но случилась беда – тяжкая болезнь любимой дочери. Благодаря молитвам новокузнецкого специалиста по отчиткам, архимандрита Макария, девочка стала поправляться. А самого Василия благословили стать священником. Предчувствовавший, что жить ему осталось недолго, Макарий назначил батюшку своим преемником, очевидно, чувствуя в нём особый духовный дар. С тех пор батюшке приходится вести почти что монашескую аскетическую жизнь и всего себя отдавать тяжёлой духовной работе.

Со всей Сибири и из других регионов России приезжают к отцу Василию. И не только одержимые, но и просто тяжелобольные. После исповеди и причастия они могут приступить к отчитке, длящейся шесть часов. В сложных случаях больным приходится приходить на отчитки несколько раз.

Известно немало случаев, когда, побывав у батюшки, исцелялись даже больные онкологическими заболеваниями, на которых медицина поставила крест. У смертельно больных рассасывались злокачественные опухоли, а сами они, потрясённые свершившимся чудом, становились настоящими христианами. И это, по мнению священника, вполне естественно – ведь нередко Господь попускает людям тяжело заболеть только для того, чтобы человек наконец-то задумался над своей неправедной жизнью, захотел исправиться и обратился к Богу. Но горе тем, кто, получив помощь, снова возвращается к привычной греховной жизни. К таким людям болезнь, как правило, возвращается и больше уже не поддаётся лечению.

К своему целительному дару отец Василий относится по-христиански скромно и ничуть этим не гордится. «Это не я, а Господь изгоняет из людей бесов, это Он излечивает людей от телесных недугов. А я – никто, я лишь инструмент в руках Божьих».

В Нижегородской области славится архимандрит Нектарий (Марченко), настоятель Оранского Богородицкого монастыря. Его проповеди проникнуты глубокой христианской мудростью, а сам батюшка, как говорят знающие его люди, видит всех насквозь. При лечении бесноватых ему нередко приходится выслушивать льющиеся из их уст угрозы от имени демонов и их зловещего повелителя. После службы его ряса бывает насквозь мокрой от пота – сказываются безчисленные земные поклоны и невероятное молитвенное напряжение, которое ему приходится каждый раз переживать.

Одно из популярных мест паломничеств с «лечебным» уклоном – село Трескино под Пензой. Здесь в Христо-Рождественской пустыни служит и проводит отчитки игумен Кронид (Петров). В его храме у входа есть тетрадка, где люди записывают благодарности и впечатления от прошлых поездок. Судя по записям, помимо избавления от духовных проблем, некоторым паломникам удаётся получить исцеление от пьянства, курения, болезней суставов, почек, «болячек» по женской части и даже рака.

Отец Кронид – крепкий, решительный, волевой и по-своему харизматичный монах. После литургии он начинает процедуру отчитки, храм при этом запирается его помощниками изнутри на крепкий засов, а прихожане становятся на колени. Некоторых пациентов батюшка аккуратно покалывает богослужебным копием – эта манипуляция, по мнению прихожан, помогает лучше достучаться до закостеневшей во грехах души и, вероятно, ещё и воздействует на биологически активные точки организма.

Читать еще:  Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели, расписание богослужений

Один мой знакомый возил на отчитку к Крониду жену, доставшую его вспышками буйного, зачастую немотивированного гнева и затяжными истериками. В храм она до этого не ходила, а при упоминании о Боге и Церкви недовольно кривилась и ругалась. Уговорить её поехать удалось, лишь пригрозив разводом. Эффект превзошёл ожидания. Неуправляемая женщина стала мирной и спокойной. С тех пор она сама охотно ходит молиться в церковь и принимать святые таинства.

Помимо посещения отца Кронида многие паломники стараются сходить на местный святой источник, купаясь в котором можно усилить положительный эффект от посещения Рождественской пустыни.

Есть в России и другие специалисты по отчиткам, наиболее известные из которых – архимандриты Герман (Чесноков) из Сергиевого Посада и Симеон (Кувайцев) из посёлка Рощинское в Башкирии, схиархимандрит Иоанникий (Ефименко) из ивановского села Чихачёво, а также псковские бесогоны – архимандрит Мирон (Пепеляев) и игумен Пантелеимон (Ледин).

Митрофорный протоиерей Иоанн Барсуков, несмотря на весьма преклонный возраст (ему 84 года), практически ежедневно служит литургию в своём храме Рождества Пресвятой Богородицы. К нему на исповедь в расположенное на правом берегу Волги маленькое глухое живописное село Сумки (Марий Эл) приезжают со всех концов России.

Своё духовное служение батюшка начал без малого полвека назад. В советское время, во время гонений на религию, он тайком ночами посещал болеющих верующих людей из окрестных деревень, исповедуя, причащая и соборуя их. Поныне, излив ему душу на исповеди, люди получают реальное очищение и утешение, а батюшкины молитвы помогают преодолеть жизненные тяготы и болезни.

Когда однажды отец Иоанн серьёзно заболел и попал в больницу, ему хотели выделить отдельную палату для важных персон. Но тот отказался и настоял, чтобы его положили в самую обычную многоместную палату. После общения с ним несколько пациентов крестились, а кое-кому даже удалось расстаться с застарелыми и казавшимися непреодолимыми вредными привычками.

Во Владимирской области, в селе Филипповском, служит протоиерей Стахий Минченко, настоятель Свято-Никольского храма. После его вдохновенных проповедей и молитвенных служб многие люди избавляются от курения, алкоголизма и даже наркомании.

Среди прочих почитаемых в народе старцев – митрофорный протоиерей Александр Соколов, настоятель храма Сретения Господня в Балахне (Нижегородская область), протоиерей Владимир Головин из города Булгара в Татарстане, священноинок Пётр (Куницын) из посёлка Лукино и многие другие известные пастыри. Старцев у нас немало!

И всё же не стоит забывать, что не каждый, кто вступил на тернистый путь старчества, способен вынести эту тяжкую ношу. Бывает, что даже очень уважаемые духовники со временем терпят поражение в непрерывной войне с искушениями и злом падшего мира и из проводников к Богу превращаются в зазнавшихся и самоуверенных «Иванов Сусаниных». А значит – старцу доверяй, но проверяй. Поверяя его советы Евангельскими истинами и святоотеческими наставлениями.

Опубликовано в №06, февраль 2014 года

На заметку

Протоиерей Валериан Кречетов: Добрых людей стало больше.

Запись опубликована · 31 января, 2012

4 478 просмотров

Протоиерей Валериан Кречетов.

Автор фото: Izh, photosight.ru

Акулово — вот уже больше сорока лет это неблизкое село — место, где служит отец Валериан. В простом облачении он исповедует, беседует, крестит, венчает, одних утешит, другим ответит строго. Протоиерей Валериан Кречетов родился в 1937 году. Отец — репрессированный бухгалтер, впоследствии священник Михаил Кречетов, прошел через лагеря в г. Кеми и на Соловках. Валериан Кречетов окончил Московский лесотехнический институт, работал на Урале. Поступил в московскую семинарию. Рукоположен 12 января 1969-го, в 1973 году окончил Московскую Духовную академию.

Святыми отцами предсказано, что в последние времена верующие будут жить, как в пустыне. Но если пустынники первых веков за десятки километров чувствовали душу другого человека и шли к нему, чтобы встретиться, то сейчас происходит обратное. Окружающие и даже родственники часто не понимают верующего. Это не такое уж обязательное условие, но встречается очень часто .

Сколько людей, столько путей

Приток людей в Церковь увеличился, стало больше молодых, больше мужчин. Люди стали приходить семьями, что, конечно, очень отрадно. Прихожане принимают более активное участие в церковной жизни.Церковь состоит не только из приходящих членов. От Ее создания и до второго пришествия, всегда есть некая постоянная часть — люди, которые всегда находятся в Церкви. Одним из главных условий истинной Церкви является непрерывное преемство, а оно означает живую реку православной жизни, передаваемой из поколения в поколение, от родителей к детям, от детей к внукам. В эту реку вливаются или, как говорил апостол Павел , прививаются и дикие ветви, которые начинают на ней плодоносить. Есть люди, которые приходят в вечно живущую Церковь, есть, к несчастью, и те, кто из нее уходит, но все это периферийные процессы. А в сердцевине Ее течет живая, непрерывная и постоянная река.

Говоря о входящих в Церковь, нужно сказать, что никто не приходит, если Господь его не привлечет. Этот процесс называется — призывающая благодать Божия . Можно привести множество разных примеров того, каким образом Господь приводит людей в Церковь. Существует даже выражение – сколько людей, столько путей. Какие-то из них похожи, и их можно даже классифицировать.

Некоторые приходят в поисках истины, некоторые приходят от горя, некоторые от желания обрести некую внутреннюю твердость, постоянство. И это понятно, потому что жизнь не зря именуется морем житейским, на котором бывают и ветры, и бури. Непостоянство жизни, если человек об этом задумывается, вызывает у него потребность искать чего-то более надежного. Это естественный поиск Бога.

Когда-то моему отцу, Царствие ему Небесное, на экзамене в академии старичок профессор задал такой вопрос: «Что делает Господь, чтобы привлечь человека к себе?» Я уже не помню, что он ответил, на что преподаватель говорит: «Все правильно, но что все-таки самое главное?» И когда отец задумался, профессор ему подсказал: «Посылает тугу душевную». То есть посылает обстоятельства, когда человек не находит удовлетворения, не находит успокоения, не чувствует опоры. Обопрешься – предадут, в чем-то другом обманут. Вот человек невольно и задумается о том, где же тогда истина, если везде обман. В минуты физической болезни или душевной безысходности человеку все равно свойственно искать выход даже из безвыходного положения. И в таком поиске люди нередко обретают Бога.

Многих приводит к вере пример настоящих христиан . Есть такое выражение – к пустому колодцу за водой не ходят. Поэтому очень важен личный пример, надо быть теми светильниками, про которые Господь сказал: «Вы есть свет миру». В литературных произведениях показаны примеры, как твердость духа верующих в невыносимых условиях тюрем и лагерей, где они совершенно спокойно себя чувствовали, приводила людей к вере.

Многие прибегают за помощью, когда «здесь» уже не на что надеяться. Тогда люди просят помощи у Бога, и это тоже один из путей.

Иногда человек приходит в Церковь просто из любопытства. Он хочет понять: «Зачем туда люди ходят? Что они там находят?» А потом неожиданно для себя сами находит там Бога. Я знаю такие примеры.

Однажды мальчики, скрываясь от своих преследователей, как это бывает в играх мальчишек, забежали в храм. Там они почувствовали что-то, чего нет в обыденном мире. Потом одного из этих детей я крестил уже взрослым.

Поэтому причины прихода человека в Церковь бывают разными, но они своего рода семя, которое падает на соответствующую почву. Иной и забежит в Церковь, но его все равно ничего не тронет. Поэтому то, как человек приходит – это пути промысла Божия. Но в Церкви всегда существует некий стержень, некая живая струя, которая имеет непрерывное преемство.

Есть приходящие, вливающиеся в Церковь и потом тоже становящиеся постоянными ее членами. Есть и те, кто, большей частью через гордыню или через какие-то страсти, впадают в состояние недовольства. Церковные правила и уставы кажутся им слишком тяжелыми, потому что накладывают рамки на их желания, прежде всего, греховные. И тогда начинается уход. Сначала они начинают задумываться: «А зачем это? Для чего это?» А потом постепенно начинают отходить и перестают быть членами Церкви. Действие всякого греха таково, что он отделяет человека от Церкви. Поэтому на исповеди, когда человек сознается в своем грехе и старается исправиться, над ним читается молитва: «Примири и соедини во святей Твоей Церкви».

Читать еще:  Заиконоспасский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Бывает так, что люди ходят в Церковь и ведут при этом греховную жизнь. В этом случае они только телом пребывают в Церкви, духовно же отделены от Нее. Однако постепенно и тело начинает тяготиться службами, постами, и тогда человек окончательно отходит от Церкви.

По множеству пороков, свойственному современному обществу, человеку труднее войти в Церковь, которая предполагает отказ от греха, борьбу с ним. Например, в государстве с низким уровнем потребления алкоголя полный его запрет не вызовет особенного возмущения. А вот в обществе, где все пьют – это гораздо сложнее.

То же касается и курения (которого на Руси раньше не было) — человек не может отказаться от этой соски, она становится той страстью, которая им обладает. Об этом апостол Павел сказал так: «Все мне позволено, но ничто не должно обладать мною». Не говоря уже о том, что если кадильный дым привлекает благодать Божию, то табачный дым называют — «бесовское кадило». Я уже не говорю о том, что раньше то, что до венца, было блудом. А теперь уже устроили «гражданский» брак , то есть ведут открытую блудную жизнь без каких-либо гражданских, и тем более церковных обязательств.

Все эти и другие черты современной жизни являются для многих камнем преткновения. Сам образ жизни общества всячески препятствует человеку войти в Церковь.

Людей сейчас волнует состояние всего общества – та ненадежность, неясность, которая происходит вокруг. Даже деньги то дорожают, то дешевеют, валютный курс все время пляшет. Иногда он колеблется легкими волнами, а иногда получается настоящее цунами, которое все сметает. Людей волнует непостоянство в их материальном положении. Часто не платят зарплаты. Даже предприниматели нередко обманывают друг друга, а это, в конце концов, отражается и на работниках.

Проблемой является непостоянство, непрочность семей, в том числе и для воцерковленных людей, у которых тоже почти нет семей, где все ровно. Даже если есть внешнее благополучие, это не значит, что в порядке внутреннее.

Священномученик Сергий Мечев в свое время сказал, что от святых мы отличаемся непостоянством. Сейчас дистанция нашего отличия от святых особенно увеличилась, потому что непостоянно все. Гражданские семьи – одно из явных свидетельств непостоянства. Люди не надеются вместе жить и дальше. Спрашиваешь их: «А почему?» «Не знаем». То есть они сами себя не знают, а друг друга тем более.

] У нас была одна старушка, Царствие ей Небесное, Анастасия Михайловна, которая как-то говорит бабушкам: «Чем здесь сидеть, сходили бы лучше в Церковь». Они говорят: «А у нас Бог в душе». Тогда она им отвечает так: «Вот, представь, что муж тебя любит в душе. Когда хочет – приходит, когда хочет — уходит. Как тебе это?» Сразу все стало понятно.

Такая виртуальная реальность – живешь, как хочешь, но в душе имеешь как бы веру в Бога. Но о вере сказано, что и бесы веруют и трепещут.

Самое большое заблуждение церковных людей — это когда они забывают про Бога, забывают, что без промысла Божия ничего не совершается. Человек не чувствует Бога в своей жизни, не просит, чтобы Господь открыл ему свою волю. Часто спрашивают: «Ну, а как Он ее откроет?» А так, что если помнить все время о Боге, тогда в обстоятельствах жизни или иным образом эта воля проявится. А когда небо молчит, то не надо ничего предпринимать. То есть когда не чувствуешь Божией воли, не надо никуда лезть, потому что не туда залезешь.

Среди других заблуждений есть тенденция – разбирать по косточкам священнослужителей. К кому можно обращаться, к кому нет. В какой церкви есть благодать, а в какой нет. Как ученики, сами еще ничего не зная, начинают обсуждать учителей. Получается и осуждение, и рассуждение о вещах, которые часто выше нашего разумения.

Многие сейчас увлекаются эсхатологическими теориями, то есть со всем тем, что связанно с концом мира , Но до конца мира надо еще дожить, а как конкретно жить пока он еще не наступил, вот этим они не занимаются. Просто ждут, как ждали его сектанты и в прежние времена.

Заблуждением является увлечение прозорливыми. Некоторым обязательно надо прозорливого батюшку. Конечно, святые люди есть, и они могут помочь, но так же как и хороший врач и лекарства могут помочь, только если сам организм тоже борется.

Часто ищут причину несчастий и прочего не в себе, а в ком-то другом: «А кто мне это сделал? А кто мне порчу навел?» То есть не я, грешный, получил по своим грехам, а кто-то что-то плохое мне сделал. Увлекаются отчитыванием. «Мне нужно отчитываться». Отчитывались раньше на собраниях, а теперь вот так.

Умные учатся и на своих, и на чужих ошибках, а не умные только на своих. А некоторым ни свои ни чужие ошибки впрок не идут. В основном же, конечно, люди учатся.

Один мой давний знакомый, очень серьезный, хотя в те годы и нецерковный человек, рассказал мне потрясающую историю. Ехал он на эскалаторе, и впереди кто-то упал, следующий, подъехав, упал за ним. Мой знакомый торопился и, вместо того, чтобы помочь беднягам подняться, будучи человеком сильным и спортивным, просто перепрыгнул через них и побежал дальше, а про себя подумал: «Растяпа, нужно под ноги смотреть». Выбежал он из метро, видит автобус уходит, кинулся к нему и, сам не заметив, за что зацепился, растянулся прямо в луже. В этот момент он слышит, как кто-то говорит: «Растяпа, под ноги смотреть нужно». Он на всю жизнь это запомнил и с тех пор никого старался не осуждать.

Протоиерей Валериан Кречетов

Духовного роста желают и стремятся к нему даже быстрее, чем это возможно. Но иногда духовные чада пользуются духовным отцом для того, чтобы уйти от своих проблем и переложить их на священника. «Батюшка, а куда мне поехать? Батюшка, у кого мне лечиться? Батюшка, что мне покупать?» И батюшка должен думать, куда чаду ехать, где лечиться и что покупать. Это, конечно, не взросление, а наоборот, уход от труда.

Замечательный пастырь Алексий Мечев , который служил как раз среди городского люда, всегда спрашивал человека о том, как он сам думает, а свои советы высказывал в форме предложения, а не указания: «Я думаю, может быть стоит поступить так-то или так-то». То есть он старался учить своих духовных чад мыслить самих. По-настоящему так и должно быть.

Совершать таинства может любой священник, а давать советы только тот, кому дано.

Люди считают себя православными, а живут, как хотят, не считая обязательными для исполнения нормы, данные Богом. Появилось даже такое понятие – автономная нравственность. То есть существуют Божии законы – не убий, не укради, не прелюбодействуй, чти отца и мать, и одновременно каждый сейчас говорит: «Вот это, я считаю, можно делать, а вот это действительно нельзя». То есть каждый сам себе становится неким нравственным законодателем.

Это закваска сектантская, именно они берут отдельные положения, а остальное отбрасывают. «Вот с этим я согласен, а на остальное не будем обращать внимание, я не считаю, что это важно. Венчаться – это важно, исповедоваться – тоже можно, а вот ходить в Церковь, да еще постоянно… а зачем? Поститься – и вовсе лишнее». Людей, которые думают подобным образом, полно, и их избирательность объясняется просто: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17:21). Поэтому против молитвы и поста идет основная война.

Мне очень отрадно, когда я вижу 60-летних, впервые пришедших в храм исповедоваться, причащаться или даже венчаться.

Жизнь идет. Количество добрых людей сейчас больше. Я не знаю, каково их процентное соотношение с остальными, но то, что их стало больше – это факт.

Читайте также беседы с отцом Валерианом Кречетовым:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector