0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели, расписание богослужений

Содержание

Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня на острове Валаам

Церковный комплекс, расположенный на Валаамском архипелаге, притягивает паломников удивительной здешней природой и умиротворенностью атмосферы, которая позволяет забыть прихожан о мирской суете. Это православный монастырь имеет статус ставропигиального, то есть независимого от местной епархии.

История создания церковного комплекса

Считается, что Валаамский церковный комплекс создавался в конце X столетия (однако, некоторые исследователи указывают более раннюю дату), а его расцвет и развитие приходится на XV-XVI вв.

Читайте также похожие статьи:

В далеком прошлом здешние места, поражающие величием и красотой природы, привлекли язычников. Идолопоклонники построили на этой территории капище идолов, где приносились жертвы, и происходило поклонение богам. Появление христианства на Валаамских островах совпадает с периодом, когда Русь принимала Крещение.

Предание гласит: ученик Спасителя Христа апостол Андрей Первозванный, выполнявший миссию по проповеди Евангелия, шел на север из священных земель и добрался до неспокойных вод озера Нево. Именно здесь, на «Валаамских горах» он установил каменный крест, символизирующий обязательное пришествие христианства в эти живописные места. Если говорить об основании монастыря Преображения Господня, исследователи выделяют две исторические концепции.

  1. Согласно первой, через девять столетий после прихода на Валаам апостола Андрея Первозванного, сюда явились святые подвижники Сергий и Герман, которым приписывается роль просветителей карельских племен. Иноки пришли из греческих земель и основали на самом большом острове монашеское братство. К сожалению, письменные источники их жития считаются официально утраченными.
  2. Другая концепция склоняется к мнению, что церковный комплекс на Валааме основывался в X-XI вв. Версия опирается на летописи, в которых описывается житие святого Авраамия Ростовского. В тексте упоминается о том, что этот преподобный подвижник навещал Валаамский церковный комплекс в X столетии. В житие также рассказывается о перенесении в 1163 г. останков святителей Сергия и Германа в новгородские стены.

Дневной распорядок братии

О режиме, которого придерживаются монахи, рассказал епископ Панкратий, действующий настоятель Валаамской обители.

  • Утреня происходит в пять утра, после чего монахи переходят в церковь Валаамской иконы Богородицы, чтобы участвовать в литургии. Богослужения заканчиваются в восемь.
  • После завтрака и небольшого отдыха братия отправляется на послушание. Обед начинается в час дня. Через 30 минут у раки основателей обители читают молебен.

Становление обители

Место создания располагается в большом удалении от суеты материального мира. Острова окружены водной стихией и в совершенстве подходят для духовного становления иноков, ведущих уединенную и тихую жизнь. Восхитительный по своей красоте край включает великолепное разнообразие животных и растительности, среди которых попадаются экземпляры из Красной книги.

Практически вся территория озеленена хвойным лесом, испещрена различными скальными образованиями. В состав архипелага входит пятьдесят небольших островов, а Валаам, который изредка называют Северным Афоном, занимает более 34 от всей площади.

  • В первые годы после основания территория, которую облюбовали пришедшие монахи, подвергалась яростным набегам шведских наёмников, которые вымещали свою злобу на беззащитных иноков после того, как проигрывали сражения русским войскам.
  • Поле продолжительных варварских нападений на обитель было решено транспортировать останки основателей Сергия и Германа в один из храмов Новгорода. Мощи возвратили на Валаам только в конце XI столетия, когда угроза со шведской стороны утихла. Святыню предусмотрительно схоронили внутри скалы, и сегодня она лежит в этом месте.
  • После заключения мира с королём Швеции Магнусом, который после отказа от престола принял монашеский сан, Валаамская обитель начала активно развиваться. До XVI столетия монастырь Преображения Господа имеет особенное благословение со стороны российских царей. Правители освобождали священные земли от налогов, создавали законы, запрещающие нерациональное использование ресурсов на этих территориях.
  • Захватнические действия со стороны Швеции повторились в 1578 г. Иноземные войска истребляли карелов, грабили Валаамский монастырь и по-варварски истребляли монахов, не пожелавших отказаться от православия.
  • Через несколько лет обитель поразила еще одна беда. Множество невинных жизней унесла безжалостная эпидемия чумы. А еще позже шведские варвары окончательно разорили Валаамский монастырь, уничтожив все постройки и святыни. Некоторые иноки скрывались в Антониево-Дымском церковном комплексе, другие — в близлежащих лесах.
  • В начале XVII столетия Русь заключила мирное соглашение со Швецией. Царь Федор Иоаннович распорядился выделить финансы на восстановление святой обители. На территории монастыря отстроили храмы, кельи, трапезные, а также ограду. Церковный комплекс значительно расширился за счёт строительства целых двенадцати скитов, поэтому его стали именовать Великой Лаврою.
  • Однако вскоре неугомонные шведские воители вновь принесли беды на эти земли. Захватчики истребили всех монахов, уничтожили все церковные строения, а на их месте воздвигли свои дома, стремясь истребить православие из Валаама. Более сотни лет территории находились под полной властью шведского короля.

На заметку! Обитель на Валаамских островах имеет статус ставропигиального. Она находится под начальством Патриарха всея Руси и не подчиняется местным епархиям.

Алексий II восстановил здесь игуменство, основывающееся на старинном указе самой обители. Монастырский устав отличается строгостью и ссылается на законодательство Афонских монастырей. Настоятель не имеет права предпринимать решение без монашеского совета, поэтому в обители регулярно проводится Духовный Собор, рассматривающий мнения всех участвующих чинов.

Исторический период XVIII-XIX вв

Указ о полном восстановлении монастыря в 1715 г. издал царь Петр I. Помощь в этом великом деле оказывала Кириллова обитель, поставлявшая на Валаам церковную утварь, рабочие инструменты, провизию и т.п. Святые места на островах вновь активно зажили честной жизнью, а государство чрезвычайно лелеяло идею восстановления из праха.

На территории было воздвигнуто еще больше храмов, часовен и келий. К 1811 г. в стенах обители не находилось ни одной постройки из дерева, строительство велось при помощи кирпича. Вплоть до начала XIX столетия Валаамский монастырь активно обустраивался и возвращал прежний статус.

  • В 1811 г. территория, на которой располагался церковный комплекс, вошла в пределы Финляндской губернии (ныне Выборгская). Через восемь лет в святые места на Валаамский островах приехал царь Александр I.
  • В 1839 г. отца Дамаскина назначили настоятелем в монастыре, преподобный руководил более сорока лет. Он добился того, чтобы строительство церковного комплекса доверяли только квалифицированным специалистам. Одним из первых архитекторов, приглашенных отцом Дамаскиным, был А. Горностаев.
  • Настоятель стремился строго ограничивать братию, беря пример с великих послушников и святых. Приемником сурового игумена стал Ионафан II, который принялся осуществить строительство Спасо-Преображенского храма на территории Валаама. Этот величественный собор рассчитывался на 3 000 людей.
  • В головах послушников возникла мысль о том, чтобы сделать церковный комплекс Новым Иерусалимом, поэтому постройки начали именовать названиями, отсылающими к Новому Завету.

Послеоктябрьский период истории

В 1918 г. святые острова вновь вошли в состав финляндского государства, что позволило обители сохранить постройки от угрозы антирелигиозных большевиков. Однако православие на Валааме испытывало угнетающее давление со стороны лютеранства — главенствующей религии Финляндии. Власти требовали от настоятеля Серафима, чтобы он за короткий срок выучил финский язык. Преподобный отказался сдавать экзамен, и был сослан на остров Коневец.

Вскоре из Эстонии для управления Спасо-Преображенским монастырем прислали священника Германа, при котором обитель погрузилась в тяжелую атмосферу непонимания и раздоров.

Ещё интересные статьи о православии:

В период Советско-финской войны обитель стала местом боевых действий, все монахи покидали острова, забирая с собой ценные реликвии. В марте 1940 г. большой колокол возвестил о том, что церковный комплекс прекратил свою деятельность. В этом же году в кельях организовали школы для военных. Через четыре года финские военные покинули острова, а в стенах монастыря соорудили целлюлозный завод и организацию лесничества.

  • В 1950 г. здесь устраивали дома для ветеранов ВОВ, куда перемещали инвалидов из Ленинграда. С 60-х г. XX века на острова стал ходить пароход с паломниками. Через два десятка лет здесь соорудили музей-заповедник, началась полноценная реставрация памятников.
  • В 1989 г. на Валааме возрождается чин богослужений. В 1993 г. Алексий II назначает настоятеля обители, им становится архимандрит Панкратий. В 2005 г. паломники и туристы услышали звон колоссального колокола, который получил имя Андрея Первозванного.
  • Алексий II посетил церковный комплекс в сентябре 2007 г. и освятил храм в Смоленском ските. Во время визита он наградил особенным орденом наместника монастыря Панкратия. Патриарх совершил еще один визит через год.

Как добраться

Монастырь Преображения Господня отличается суровостью установленных правил. Игумен Мефодий отмечает, что из 20 людей, пытающихся начать духовный путь, на постоянное жительство остается только один. Ежегодно сюда прибывает примерно 100 000 паломников, 910 из которых — простые туристы.

Добраться до святого места удобнее из Приозерска, до которого можно доехать с Финского вокзала, что в Санкт-Петербурге. До города едет электричка и автобус. В Приозерске паломники должны добраться до монастырского причала. Теплоход на архипелаг отходит в 9:30 и доставляет людей в бухту церковного комплекса на Валааме.

По приезде прихожане регистрируются в гостинице и заселяются в номер.

Важно! За счет удивительного природного окружения и отдаленности от мирских сует Валаамский монастырь обладает колоссальной популярностью, ежегодно привлекая огромное количество паломников. Обитель прошла многовековую историю, которая изобиловала расцветами и полными разрушениями.

Сегодня же церковный комплекс укрепляется и совершенствуется, не забывая о тяжелейших временах собственного становления.

История и факты о Валаамском монастыре

Валаамский монастырь расположился на архипелаге Валаам, находящемся в северной части Ладожского озера. Эта древняя мужская обитель пережила много невзгод и лишений, но, несмотря на трудности, продолжает действовать до сих пор.

  1. Спасо-Преображенский монастырь и его судьба
  2. История основания монастыря
  3. Обитель и ее расцвет
  4. Судьба монастыря в XIX веке
  5. Советские годы и их влияние
  6. Восстановление монастыря
  7. Современное состояние
  8. Святыни Валаамского монастыря
  9. Интересные факты

Спасо-Преображенский монастырь и его судьба

Точной даты основания Валаамского монастыря никто не знает. По одной из летописных историй место для обители было обозначено апостолом Андреем Первозванным в I веке. Ученик Христа проповедовал православную веру и, преодолев территорию Руси от юга до севера, оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там крест. Через 9 столетий паломники из Греции Сергий и Герман добрались до архипелага и основали там братство монахов.

Другая история связана с жизнью Авраамия Ростовского и датируется X-XI в. В жизнеописании упоминается посещение преподобным Валаамской обители в X в. В некоторых летописных историях существует информация, что в XII в. святые мощи преподобных перенесли в Великий Новгород.

История основания монастыря

Первые документальные сведения о Валаамском монастыре в истории Руси датируются XVI в. Он упоминается в летописях о житии Савватия Соловецкого. По документальным источникам основание монастыря произошло в 1407 г. Об этом написано в истории Валаамского монастыря. Если же верить Софийскому свитку, то годом создания можно считать 1329 г. Письменный источник гласит, что в XIV в. на архипелаг явились паломники во главе с Германом и Сергием. Они решили отречься от житейских благ и стали жить на Валаамском острове. Там иноки проповедовали христианскую религию среди местного населения и заложили обитель с общежитием для монахов.

Обитель и ее расцвет

Основатель Спасо-Преображенской обители был мудрым и сильным духом человеком, и поэтому она изначально процветала и привлекала к себе множество паломников не только Руси, но и всех стран мира. Особый расцвет приходится на XV-XVI века. В те времена число монахов в обители достигало 600 человек. Они трудились на благо монастыря и усердно молились в своих кельях и скитах.

Многократные войны России со Шведами не прошли даром для Валаамского монастыря. Много раз он подвергался набегам шведов. Некоторые монахи мужественно защищали обитель и приняли мученическую смерть. Но многие спасались бегством, бросив монастырь на произвол судьбы.

В начале XVII века Валаамский архипелаг стал территорией Швеции, и монастырь был полностью разорен. Возрождение обители началось после Северной войны, когда остров вновь вернулся России. По указанию Петра Великого в 1715 году началось восстановление монастыря, и произошла закладка Успенского собора.

К 1730 г. были готовы деревянный храм и ограда вокруг обители. Но им не суждено было долго простоять. В 1754 году случился пожар, и все постройки сгорели. Государыня Елизавета всячески содействовала и помогала в воссоздании обители, но, несмотря на это в 1765 г. здесь жили только 11 монахов.

К 1774 г. количество построек в монастыре увеличилось. Возвели и освятили собор Преображения Господня, построили большие помещения для келий и две отапливаемые церкви: Никольскую и Успенскую.

В 1781 году началось строительство зданий из камня. Это произошло после принятия управления монастырем игуменом Назарием. В 1805 году закончилось строительство церкви при местной больничке, построенной в северной части обители, а также надвратного храма во имя Петра и Павла в южной части. В то же время в монастыре возвели свою колокольню, высота которой равна 72 метрам. Вес большого колокола достигал 1000 пудов. Его отливали немного позже, чем построили здание колокольни.

Судьба монастыря в XIX веке

С 1811 года местность, на которой располагался монастырь, перешла в подчинение Финляндского Княжества. Губерния стала называться не Финляндской, а Выборгской. Но до 1892 года обитель оставалась под началом Петербургской епархии, а затем отошла к митрополитам Финляндии.

К XIX столетию Валаамская обитель вновь расцвела. Многие архитектурные строения были построены именно в это время. Они дошли до наших дней и считаются памятниками архитектуры. В 1839 г. сменился игумен монастыря. Церковная Епархия назначили на эту должность Дамаскина. За 42 года пребывания во главе монастыря он построил много зданий, проектами которых занимались только известные опытные архитекторы. Академик Алексей Горностаев первым был приглашен из Петербурга.

При игумене Дамаскине монахи жили в особой строгости, и была возвращена традиция старчества. Молодые монахи находились на попечении опытных старцев, совершая многочасовое послушание путем благотворного труда и беспрекословного посещения богослужений. За благословением и советом от мудрых старцев многие паломники приезжали издалека. Члены царской семьи были частыми гостями в Валаамской обители, приезжая сюда отдохнуть от житейских проблем и суеты и постигнуть сущность бытия. Многие известные писатели, художники, композиторы также любили посещать святое заповедное место.

При игумене Дамаскине было запланировано возведение огромного Спасо-Преображенского храма вместительностью на 3 тыс. человек. Но Дамаскин не успел воплотить в жизнь свои начинания. После его кончины монастырь возглавил игумен Ионафан II, при котором величественный собор был достроен.

По задумкам подвижников Валаама монастырь должен был стать вторым Иерусалимом. В связи с этим к началу XX века в обители и ее окрестностях стали встречаться названия из Нового завета. К началу XX века количество монахов в обители достигало тысячи человек.

Советские годы и их влияние

В советские годы Валаамскому монастырю удалось избежать закрытия и разрушения, чему подверглось большинство церквей России, так как территория принадлежала Финляндии. Но действия новой власти значительно изменили жизнь обители. В Финляндии православная вера была в меньшинстве, основная религия страны была лютеранская. В связи с этим власти негативно и предвзято относились к монастырю и его обитателям.

По приказанию финских чиновников архиепископ Серафим (Лукьянов) должен был читать богослужения на финском языке. Для заучивания ему дали три месяца. На экзаменационные испытания священнослужитель не пришел. За это его наказали, отправив в ссылку на остров Коневец.

Скоординировав свои действия с эстонскими властями, которые также была противником православия, финские чиновники решили дерусифицировать Валаамский монастырь. Для этого из Эстонии был приглашен священник Герман Аав. С ноября 1923 года он был назначен епископом Карельским. При Германе Ааве для монастыря наступили тяжелые времена. Финляндия оборудовала Валаамские остров оборонительными укреплениями на случай войны с СССР. Службы в храмах обители стали проводить строго на языке финнов.

Епархия Православной церкви в Финляндии по принуждению власти приняла западную Пасхалию. Обитель Валаама тоже была вынуждена перейти на григорианский календарь. Это стало причиной нарушения спокойного хода жизни в монастыре. «Старостильные» монахи противились нововведениям и отказывались подчиняться новому архиепископу. Десятилетнее противостояние закончилось появлением в обители финского спецназа. Многие монахи были вынуждены тайно покинуть монастырь, бежав в европейские страны.

В 30-е годы обитель переживала тяжелые времена. Денег катастрофически не хватало, служители жили в нищете и голоде. Всего в монастыре проживало около 400 человек: 300 монахов и 100 наемных рабочих и трудников.

В ходе Советско-финской войны монастырь был в эпицентре военных событий. Многие жители обители были подданными Финляндии и в начале 1940 г. бежали в свою страну. С собой они унесли из обители много ценных вещей. 18 марта с колокольни Спасо-Преображенского собора раздались двенадцать прощальных ударов благовеста, возвещавших о закрытии обители. Впоследствии бежавшие монахи основали на территории Финляндии новый монастырь, в котором соблюдались прежние правила и уставы.

Осенью 1940 года в монастырских корпусах создали военно-морское училище, выпускающее юнг и боцманов. Первый выпуск молодых специалистов в 1941 г. был отправлен на защиту блокадного Ленинграда. В конце войны на острове был построен Питкярантский целлюлозный завод, возобновили работу метеостанция, было организовано лесничество.

После Советско-Финских военных действий Валаамский архипелаг снова перешел во владение России. Здания обители советские власти стали использовать для гражданских потребностей. В 1950 году его отдали под дом инвалидов, который просуществовал до 1984 года. Сюда принудительно привозили людей с ограниченными способностями. В 60-х годах власти стали организовывать экскурсионные туры для туристов, желающих увидеть Валаам. Музей-заповедник начал работать с 1979 года, позднее начались первые работы по реставрации памятников.

Восстановление монастыря

Прежняя жизнь в обители стала возрождаться с 1989 г. 18 сентября основные здания монастыря были возвращены Ленинградской епархии. Первые монахи пришли на Валаамский остров 13 декабря. Их было 6 человек. Они поселились в здании, где был изолятор дома инвалидов. Монахи старались придерживаться прежних обычаев обители, проводили службы строго по Уставу, возрождали знаменитый распев. Службы во имя преподобных проводились постоянно.

В 1991 г. обители присвоили статус старопигиальной. В январе 1993 г. архимандрит Панкратий по указу главного патриарха страны становится во главу монастыря. Часовня была возвращена монастырю 27 февраля 1994 г., и в тот же день прошло ее освящение. Первый колокольный звон тысячепудового колокола местные жители услышали 13 декабря 2005 года.

Значимое событие произошло в монастыре в 2007 году: в сентябре здесь в течение трех дней гостил патриарх Алексий II. В рамках визита он провёл торжественное освящение храма в честь иконы Божьей Матери и провел там первую литургию. Наместник Панкратий в честь двадцатилетнего срока службы был удостоен ордена II степени.

10 июля 2009 года монастырь отпраздновал 20-летие со дня возрождения. В ознаменование этого события в одном из помещений Свято-Владимирского скита был создан музей.

Современное состояние

В настоящее время на территории Валаамского монастыря восстановлены все архитектурные сооружения. Плохое воздействие на целостность зданий оказывают особые климатические условия. В связи с этим реставрационные работы приходится проводить постоянно. С марта 2018 года ведутся восстановительные работы в Авраамиевском ските. Одиннадцать из тринадцати скитов уже полностью восстановлены.

Ежегодно 22 мая открывается сезон массового посещения обители паломниками. Если погодные условия на Ладожском озере позволяют, то открытие происходит раньше. Переправа паломников осуществляется водным путем.

На территории монастыря работает пекарня, где выпекается хлеб для жителей монастыря. В 6 км от обители находится молочная ферма и рыборазводный завод. При монастыре для православных гостей есть гостиница «Игуменская».

По данным на 2011 г. количество обитателей в монастыре насчитывало 217 монахов. Кроме того, в обители постоянно задействовано около полусотни трудников.

Святыни Валаамского монастыря

Основной святыней Валаамской обители, ради которой на остров тянутся бесконечные потоки паломников, являются мощи преподобных Сергия и Германа. Святые останки хранятся в Спасо-Преображенском храме.

Не меньшее значение имеет Валаамская икона Божией Матери, обладающая чудотворной силой. Это рукописная работа инока Алипия, написанная в 1878 г.

Чудесным воздействием на женщин обладает образ святой Анны: прислонившись к святыне, христианка избавляется от бесплодия. Икона является точной копией афонского подлинника.

Действующий мужской Валаамский монастырь в Карелии – история и современность

Валаамский монастырь в Карелии

Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь Русской православной церкви расположен на островах Валаамского архипелага в Карелии, на северной окраине России, неподалеку от границы с Финляндией. Валаамский архипелаг состоит из 50 отдельных островов, расположенных в Ладожском озере, в 22 км от материка. Святая обитель занимает крупнейший остров – Валаам длиной 9,6 км и шириной 7,8 км. Валаамский монастырь – ставропигиальный – подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси, но фактически обителью управляет игумен.

Вехи развития монастыря

Скалистый остров, на котором расположен монастырь, высоко поднимается над уровнем моря. Здесь несколько внутренних озер, соединенных сетью каналов. На островах растут сосны. Место для обители обозначено в I веке апостолом Андреем Первозванным, проповедовавшим православную веру. Преодолев Русь с юга до севера, ученик Христа оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там каменный крест. Через 9 столетий паломники из Греции добрались до архипелага и образовали там монашеское братство.

Монастырь основан в 1407 году, когда на архипелаге появились иноки из Средиземноморья Герман и Сергий. Решив отречься от житейских благ, монахи проповедовали христианскую религию и заложили первую обитель.

Война России со Швецией больно отразилась на жизни монастыря: в 1611 году архипелаг стал территорией Швеции, монастырь завоеватели разорили. После окончания Северной войны по указанию Петра I в 1715 году началось восстановление монастыря и строительство на его территории храмов, но деревянные строения и ограда сгорели. В 1781 году вокруг обители появились здания из камня. Активно строили на Валааме при настоятеле Иоанне Дамаскине. В новых соборах настоятель вводил строгий устав и возродил традицию старчества.

После революции 1917 года территория Валаама оказалась под властью Финляндии, где православных верующих притесняли. В 1923 году монастырь дерусифицировали: службы велись на финском языке, было введено григорианское летоисчисление. Много монахов в это время ушло из монастыря, остальные терпели нищету и голод.

В 1940 году после возвращения во владение СССР монастырь закрыли и разместили здесь военно-морское училище. На острове работал целлюлозный завод, метеостанция и рыбокомбинат, дом инвалидов и музей-заповедник.

В 1989 году обитель получила монастырские здания, ранее принадлежавшие ей. На острове появились 6 монахов, старавшиеся возродить обычаи Валаама. В 1991 году обители присвоили статус старопигиальной. В 2007 году освящение храма и первую Литургию провел Патриарх Алексий II.

Монашеская жизнь на островах

В составе монастыря множество церквей, часовен и памятных крестов. Хозяйственные постройки, гостиница, водопроводный дом, пекарня и автоматизированная молочная ферма и рыборазводный завод, автопарк и современная амбулатория, пахотные земли и фруктовые сады – свидетельство того, что жизнь острова, это не только молитвы, но и каждодневный упорный труд.

Для того чтобы полнее вести просветительскую и кахетизаторскую работу, епископ Троицкий Панкратий благословил Спасо-Преображенский Валаамовский монастырь в августе 2012 года на открытие официальной страницы в основных социальных сетях интернета. Валаамский монастырь имеет собственную эмблему.

В 1995 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Министр обороны Российской Федерации подписали соглашение о сотрудничестве. Насельникам Валаамского монастыря призывного возраста разрешено служить в Российской армии – в военной части ПВО, дислоцированной на Валаамском архипелаге.

Насельников призывного возраста на острове Валаам немного, поэтому для укомплектования подразделения в монастырь принимаются благочестивые православные юноши – семинаристы, алтарники, чтецы, – которые согласны нести нелегкие монастырские послушания до призыва в военную часть.

Сегодня в монастыре 217 насельников и полсотни трудников. Валаамский монастырь покидают больше половины пытающихся начать здесь монашескую жизнь. Из 20 трудников, приезжающих в монастырь, принимает постриг, оставаясь в обители, только один. Валаамский монастырь живет по очень строгому уставу.

Молодые монахи находятся на попечении опытных, совершают многочасовое послушание, трудясь и беспрекословно посещая богослужения. Монахи избегают мирских соблазнов, проповедуют аскетизм и беззаветно служат Богу.

Скиты монастыря

Вокруг Валаамской обители разбросаны скиты. На Скитском острове расположен Скит Всех Святых, основанный в конце XVIII века. Здесь особенно строгие правила: женщинам-паломницам вход запрещен. Посетить территорию можно только в день Всех Святых во время крестного хода.

Скит Иоанна Предтечи построен на Предтеченском острове в 1855 году в виде простой часовни. Позднее возвели деревянную церковь с колоколом, специально отлитым для Валаамского монастыря при Борисе Годунове. В скиту живут монахи. Для посещений обитель закрыта.

Воскресенский (Красный) скит стоит в Большой Никоновской бухте, куда заходят габаритные суда. На этом месте апостол Андрей Первозванный установил крест, где в 1846 году построили деревянную часовню, на месте которой возвели позднее двухэтажный храм из красного кирпича. Цвет храма дал название скиту.

Здесь, в купольной часовенке, хранится частица Гроба Господня, привезенная со Святой Земли. Над пещерным камнем, на котором лежало тело Христа, – 7 лампад, одна из них неугасимая. Тусклое, лишенное росписей, с низким потолком помещение часовенки призвано напомнить о страданиях и смерти Спасителя.

Верхняя Воскресенская церковь светлая, украшенная фарфоровым иконостасом с изумрудной отделкой, выражает дух «Праздника праздников» – Пасхи Христовой, прославляющей победу жизни над смертью, добра над злом.

Свято-Владимирский скит, посвященный Крестителю Руси, – первый на Валааме, возведенный в новейшее время. Построенный в 2008 году в сентябре новый скит освятил Патриарх Алексий II. Владимирский храм построили с белокаменным резным иконостасом и белокаменным алтарем.

Ильинский скит назван в честь ветхозаветного пророка, который с юных лет посвятил жизнь проповеди Единого Бога. Илия удостоился беседы с Христом во время Преображения Господня на Фаворе. Скит построен в 1868 году в 10 км от Валаама на острове Лембос. Реставраторы поднимают обитель из руин с 2003 года.

Скит Николая Чудотворца – небольшая обитель на Крестовом острове, построенная в середине XIX века, первоначально состояла из двух церквей: Николая Чудотворца и Иоанна Дамаскина. Рядом – огороды и фруктовый сад, защищенный каменной стеной и сосновым бором. С площадки у храма открывается прекрасный вид на Ладогу.

Церковь Николая Чудотворца служила маяком, в окнах часовни зажигали яркий фонарь, показывающий путь в темные ночи. Храм Николая чудотворца – излюбленное место Патриарха Алексия II. Здесь хранится частица мощей святого Николая.

Коневский скит, устроенный в 1870 году, расположен на острове Коневец на берегу Игуменского озера. При советской власти был полностью разобран, восстановили и освятили скит в 2009 году. Неподалеку находилась келья игумена Дамаскина – настоятеля монастыря 1839-1881 годы, внесшего неоценимый вклад в развитие Валаама.

Храмы и святыни

Чтобы попасть в монастырь, надо подняться в гору на 30 метров над уровнем моря. Гора Фавор на Валааме с трех сторон окружена садами, которые веками возделывают монахи. Напротив входа в монастырь – часовня, в центре которой икона Божьей Матери «Знамение». Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря императором Александром II и членами его семьи. Названная Царской, она построена из карельского мрамора с цоколем из серого гранита.

Строение в виде каменной арки с треугольным фронтоном, куда вставлен каменный медальон с высеченной надписью о посещении монастыря царской семьей. Знаменитые писатели, художники и композиторы также любили посещать святое заповедное место.

Недалеко от Святых Врат монастыря – памятник Андрею Первозванному. Один из 12 апостолов, Андрей Первозванный первым призван Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Путешествуя из Крыма в Рим через Ладогу, апостол Андрей ступил на острова Валаамского архипелага. В 2003 году на Валаам из Греции принесены мощи апостола Андрея, имя которого почитается на Руси. Памятник первому ученику Христову в 2014 году освятил на Валааме Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор созерцает каждый прибывший на остров. Нижний храм освящен во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой – образ «Господь Вседержительс предстоящими» изображает преподобных Сергия и Германа, коленопреклоненно молящихся на Валаамскую обитель. В год 10-летия возобновления монашеской жизни в монастыре икона мироточила.

В соборе – список Валаамской иконы Божьей Матери. Богородица, одетая в темно-вишневый плащ, держит Младенца, левая ручка которого благословляет. По молитвам у Валаамского образа Божьей Матери сотни больных получили исцеление. В 2005 году для беспрецедентной миссии с иконы была написана уменьшенная копия. С 8 по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз».

Гранитная лестница с изображениями вдоль стен русских святых ведет в Верхний храм Преображения Господня. Светлый, просторный и торжественный зал вмещает 3000 человек. На храм, сооруженный в 1896 году в русском стиле, пошло 3,5 миллиона кирпичей, которые готовили на острове из местной глины. Стены и иконостас расписывали монахи из Валаамской школы живописи.

В советские годы заброшенный храм медленно разрушался. Реставрация началась в 1980 году. 19 августа 2005 года, в день Преображения Господня, Птриарх Московский и всея Руси освятил монастырский собор.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла размещается над Святыми Вратами – главным входом в монастырь. Церковь построена в стиле русского классицизма, убранство храма строгое. В 1940 году сняли золоченые колонны, украшавшие иконостас, и использовали для декораций в клубе. Храм реставрируется.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный источник» с простым архитектурным обликом. Фасад украшают карнизы сложного профиля и иконы в медальонах. Это больничный храм. В 1814 году в честь иконы «Живоносный источник» соорудили церковь. По инициативе благотворителей храма в 1837 году надстроили и освятили новую, верхнюю часть храма в честь Живоносной Троицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы освящена как трапезная церковь в 1785 году. Построена как простое квадратное здание, увенчанное небольшой луковичной грядкой на тонком глухом барабане. Стены храма прорезаны лопатками. В советское время здание занимал поселковый магазин, но здесь на своих местах сохранились 11 икон, написанных в XVIII веке специально для иконостаса.

Ежегодно с 22 мая обитель массово посещают паломники, переправа которых происходит по воде. Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны – прикоснувшись к святыне, мощам матери Пресвятой Богородицы, христианки избавляются от бесплодия.

Чудотворны находящиеся на Валааме мощи пророка и Крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла и апостола Андрея Первозванного. Валаам – тот уголок на удаленном от цивилизации острове, где каждый человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное.

Видео: фильм о жизни Валаамской обители

Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь

Десятки теплоходов практически каждый день берут курс на остров Валаам. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь точно можно назвать одной из самых популярных православных святынь России. Когда-то остров был местом притяжения язычников. Христианство, по преданию, сюда принес апостол Андрей Первозванный, ученик Иисуса Христа. Он воздвиг здесь на самой высокой горе каменный крест.

Поскольку Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь находится на острове, сюда нельзя дойти или доехать на машине. До материка — 40 километров. Но почти каждый день сюда ходят теплоходы «ВодоходЪ». Валаам, пожалуй, нельзя внимательно осмотреть за один день, и вам непременно захочется вернуться.

Адрес: Карелия, Сортавальский р-н, остров Валаам

Координаты: 61.388859, 30.944827

Режим работы: ежедневно

Официальный сайт: valaam.ru

Круизы по святым местам

История

В летописях Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь упоминается с 1407 года. Но, возможно, монашеское братство появилось на Валааме на несколько сотен лет раньше. По одной из версий, самую первую обитель в Приладожье основали в 9 веке два инока Сергий и Герман из Греции.

С 16 века после постоянных набегов шведов и эпидемии чумы Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь практически перестал существовать. Уцелевшие монахи ушли в леса острова и основали там несколько скитов. Вторая жизнь у монастыря началась лишь после того, как Петр I окончательно отвоевал территорию у шведов и повелел начать строительство деревянного Спасо-Преображенского собора.

В камне Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь начал строиться в 1785 году. За 30 лет до этого во время пожара, вспыхнувшего прямо во время пасхальной службы, сгорели все имеющиеся постройки.

К началу 20 века на Валааме уже жили около тысячи человек. Спокойный монашеский быт был прерван революцией. Остров после нее стал финским, службы в монастыре вели только на финском. В сороковых годах Валаам несколько раз передавали между государствами, пока он окончательно не стал советским.

Туризм на острове восстановили в 1960-х, спустя 20 лет открыли музей-заповедник. А вот монастырская жизнь начала возрождаться с 1989 года.

Интересные факты

  • В 1999 году икона преподобных Сергия и Германа в Спасо-Преображенском соборе замироточила. Сотни паломников видели это чудо, произошедшее в год десятилетия возобновления монашеской жизни на острове, своими глазами.
  • 13 декабря 2005 года над Валаамом разнесся уникальный колокольный звон. Колокол весом в 12 тонн — благовестник «Андрей Первозванный» — занял свое место. Это самый большой благовестный колокол на звоннице, один из крупнейших в России, точная копия прежнего, утраченного в годы войны.

Что посмотреть на территории монастыря

Спасо-Преображенский собор. Главный храм острова, который видно практически из любой его точки.

Церковь успения Пресвятой Богородицы. Когда-то ее строили в качестве трапезной. В советское время здесь устроили продуктовую лавку. Уникальность этой церкви в том, что тут сохранились одиннадцать старинных икон для иконостаса. В годы борьбы с церквями их просто закрасили слоем масляной краски. Образа удалось расчистить полностью во время реставрации.

Никольский скит в советское время выполнял функцию маяка.
Фото: commons.wikimedia.org

Никольский скит. Храм в досоветскую эпоху играл двойную роль, здесь совершались богослужения, также он был маяком для кораблей.

Гора Фавор. К ней причаливают теплоходы, а на вершине расположен сам монастырь. С трех сторон Фавор окружен монастырскими садами.

Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь имеет свой музей. Его создали в 1992 году. В основном фонде собрано более пяти тысяч экспонатов. Среди них — иконы, старинные книги и рукописи, одежда и предметы быта, фотографии, картины.

Какие святыни хранятся

В нижней церкви Спасо-Преображенского собора хранятся мощи преподобных Сергия и Германа. Им молятся об исцелении болеющих, просят отвести смертельную опасность, защитить от врагов, недоброжелателей и нечистого духа. Помощи и покровительства просят те, кто решил уйти в монашество.

Список Валаамской иконы Богоматери. Она обладает чудодейственной силой. Просят у нее об исцелении от болезней, о восстановлении семьи. Молитва помогает спасти брак, родить ребенка, обрести мир.

Частица мощей Николая Угодника в Никольском ските.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

Содержание

История

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. По одной из двух концепций возникновения монастыря спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными. Вторая концепция относит основание монастыря к X – XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году.

Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. В «Сказании о Валаамском монастыре» ([1]) указан год основания — 1407 год:

К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.

В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ (не сохранился?) о восстановлении Валаамской обители. В 1720 году построен деревянный Спасо-Преображенский собор, келейные корпуса и вспомогательные помещения. К 1730 году возведена Успенская церковь, построена деревянная ограда, но пожар 1754 года уничтожил эти первые постройки. Императрица Елизавета Петровна прилагала усилия для восстановления монастыря, но в 1765 году в нём жило всего 11 монахов. Усилия не пропадали даром и в 1774 году освящён храм Преображения Господня. Вокруг храма в виде квадрата были построены келейные помещения, по углам которого возведены Успенская («зимняя», то есть отапливаемая) и Никольская церкви. В 1805 году в южной части наружного каре была воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, а в северной — больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Над островом теперь возвышается монастырская колокольня 72-метровой высоты. В свою очередь был отлит и самый большой среди валаамских колоколов — колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом в 1000 пудов.

Наибольший подъем обители пришёлся на XIX век. Игумен Назарий, возглавивший монастырь в 1781 г., начал большое каменное строительство. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, который в течение 42-х лет руководил обителью. Именно он добился, чтобы строительные работы на острове велись только под руководством квалифицированных архитекторов. Первым, кого он пригласил, был петербургский архитектор, академик Алексей Горностаев. Отец Дамаскин установил для братии суровый режим: обязательное попечение старцев о послушниках и молодых монахах, неукоснительное посещение церковных служб, многочасовые трудовые послушания. После смерти Дамаскина монастырём управлял его преемник Ионофан II, который смог осуществить наиболее масштабное начинание игумена Дамаскина — строительство нового величественного Спасо-Преображенского собора, рассчитанного более чем на 3000 человек.

Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале 20-го века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.

К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек. С 1811 по 1917 архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. Революция 1917 года привела к тому, что Валаам вошел в состав вновь образованной Финляндии и обитель оказалась церковью нацменьшинства (основная религия Финляндии — лютеранство). Начиная с 1925 года стали проводиться службы на финском языке, а сами острова основательно были укреплены в военно-инженерном отношении.

Во время советско-финской войны 1939—1940 монастырь попал в зону боевых действий и монахи, принявшие к тому времени финское подданство, покинули острова, увезя с собою всё самое ценное (включая колокола). Они осели в местечке Хейнявеси (Heinävesi) в Финляндии, в усадьбе Папиниеми. Там возник монастырь, получивший название «Новый Валаам». По окончании Великой Отечественной войны данный монастырь был присоединён на несколько лет к Московской Патриархии, но территориально остался в подчинении Финской Православной церкви. В 1977 службы на русском языке в прекратились, в 1981 умер последний русский монах. Сейчас монастырь продолжает действовать как финская православная обитель и принимает в год более 100 тысяч посетителей — как паломников, так и туристов.

Осенью 1940 на самом острове Валаам, в монастырских корпусах, была организована школа боцманов и юнг, которая в 1941 была эвакуирована на оборону Ленинграда. По окончании войны в 1944 году финские войска покинули остров, и на острове было размещено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, организовано лесничество, восстановлена монашеская метеостанция. В 1950 году в бывших кельях и скитах разместили устроили Дом инвалидов войны и труда, который был переведен на материк в 1984. Только с 1960-х годов на остров стали приходить первые теплоходы с туристами. В 1979 году на территории организован музей-заповедник, и немного позже началась реставрация памятников.

Возрождение монашеской жизни. Современность

13 декабря 1989, в день памяти Андрея Первозванного, на остров ступили шесть монахов, ознаменовав начало возрождения Валаамской обители.

С 18 января 1993 Указом Патриарха Алексия II наместником обители назначен архимандрит Панкратий (Жердев Владислав Петрович), с 2 июня 2005 епископ Троицкий.

13 декабря 2005 впервые зазвучал 1000-пудовый благовест — колокол «Андрей Первозванный», установленный на колокольне в монастыре в рамка программы восстановления старинной звонницы.

С 14 по 17 сентября 2007 монастырь с неофициальным визитом посетил священноигумен обители Патриарх Алексий II, в ходе которого 16 сентября в Смоленском скиту совершил освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери; по освящении храма совершил в нём первую Божественную литургию [1] . После богослужения Патриарх вручил наместнику Валаамского монастыря епископу Панкратию орден благоверного князя Даниила Московского (II степени) — во внимание к архипастырским трудами и в связи с 20-летием служения в священном сане. Также были награждены председатель благотворительного общества «Друзья Валаама», бывший глава «Росвооружения» А. И. Котёлкин и его супруга — за восстановление Смоленского и Гефсиманского скитов [2] .

Во время визита в сентябре 2008 года, 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Патриарх Алексий II совершил чин великого освящения храмового комплекса Свято-Владимирского скита на острове Валаам и первую Божественную литургию в новоосвящённом храме [3] .

На лето 2009 года планируется открытие на первом этаже храмового комплекса Свято-Владимирского скита постоянной музейной экспозиции, посвященной истории Валаамского монастыря [4] .

Примечания

  1. Святейший Патриарх Алексий совершил освящение храма Смоленского скита на Валааме На официальном сайте МП 17 сентября 2007 г.
  2. Святейший Патриарх Алексий вручил церковные награды наместнику и благотворителям Валаамского Спасо-Преображенского монастыря На официальном сайте МП 17 сентября 2007 г.
  3. Святейший Патриарх Алексий совершил чин освящения Владимирского скита на Валааме На официальном сайте МП 21 сентября 2008 г.
  4. В Валаамском монастыре будет открыт музей На официальном сайте МП 27 мая 2008 г.

Ссылки

  • Официальный сайт Валаамского монастыря
  • Официальный сайт Паломнической службы Валаамского монастыря
  • Официальный сайт Валаамского монастыря в Финляндии
  • Валаамский Спасо-Преображенский монастырь на официальном сайте МП
  • Монахи и миряне живут вместе на Валаамском архипелаге статья в «Санкт-Петербургских ведомостях»
  • Дать имя Патриарха Алексия Второго острову Валаамского архипелага местные жители г.Сортавала и Валаама проголосовали ЗА.
  • Фотографии Валаамского монастыря
  • Возрожденная обитель (Новый Валаам в Финляндии) АИФ № 17 (766) от 23 апреля 2008 г.
  • Митрополит всей Америки и Канады Иона прибыл на Валаам Официальный сайт Патриархии.
  • Предстоятель Православной церкви в Америке помолился на Валааме, где когда-то принял монашество Интерфакс Религия от 30 апреля 2009 года, 13:23
  • Делегация Православной Церкви в Америке завершила свой визит на Валаам и в Санкт-Петербург Официальный сайт Валаамского монастыря
  • Михайлова Л. В.Телесное и духовное рождение человека в контексте социально-природной среды на примере Валаама // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 1 — Философия. Политология .

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Валаамские острова
  • Валадон, Сюзанна

Полезное

Смотреть что такое «Валаамский Спасо-Преображенский монастырь» в других словарях:

Спасо-Преображенский монастырь — Спасо Преображенский монастырь: Белёвский Спасо Преображенский монастырь Валаамский Спасо Преображенский монастырь Мгарский Спасо Преображенский монастырь Преображенский монастырь (Великий Метеор) Соловецкий Спасо Преображенский монастырь Спасо… … Википедия

Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиалъный мужской монастырь — на о ве Валаам в Ладожском оз. основан новгородцами не позднее нач. 14 в. Находясь на границе новгородских владений, служил крепостью и много раз отражал нападения врагов. В 1611 был разорен и сожжен шведами. Восстановлен по указу Петра I в… … Религии народов современной России

ВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ — мужской монастырь, на Ладожском озере, на о. Валааме, на вершине высокой утесистой горы. Основан в 1 й пол. XIV в. Основателями монастыря считаются прпп. греческие иноки, Сергий и Герман. Монастырь не раз был сжигаем шведами и возобновляем. После … Русская история

Преображенский монастырь — Валаамский Спасо Преображенский монастырь Мгарский Спасо Преображенский монастырь Преображенский монастырь (Великий Метеор) Соловецкий Спасо Преображенский монастырь Спасо Преображенский Геннадиев монастырь Спасо Преображенский Ефросиниевский… … Википедия

Валаамский монастырь — Монастырь Валаамский Спасо Преображенский монастырь … Википедия

Валаамский монастырь — (Валаамский Спасо Преображенский ставропигиальный мужской монастырь) находится на архипелаге Ладожского озера, включающем около пятидесяти островов. От Валаама немногим более 40 км до города Сортавала (Карелия). Связь с островами… … Православие. Словарь-справочник

ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ — (Спасо Преображенский), мужской, на острове Валаам. Основан, вероятно, в начале 14 века греческим монахами Сергием и Германом. Неоднократно подвергался нападениям шведско финских отрядов (1578, 1581, 1611). В 19 веке крупный религиозный,… … Современная энциклопедия

Валаамский монастырь — (Спасо Преображенский), мужской, на острове Валаам. Основан, вероятно, в начале 14 века греческим монахами Сергием и Германом. Неоднократно подвергался нападениям шведско финских отрядов (1578, 1581, 1611). В 19 веке крупный религиозный,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ — ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ, Спасо Преображенский, мужской монастырь на островах Валаамского архипелага на Ладожском озере. По преданию, основан монахами Сергием и Германом в начале 14 в. Пользовался покровительством великих московских князей и царей.… … Русская история

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь – жемчужина русского Севера. Сюда приезжают паломники и простые туристы, чтобы побывать в одном из старинных православных монастырей.

Точная дата постройки монастыря на Валааме не известна. По данным жития Авраамия Ростовского монашеское поселение на Валааме было уже в 10-м веке. Однако первые исторические документы о существовании Валаамского Спасо-Преображенского монастыря относятся к 14-му веку. В летописях самого монастыря указан 1407 год, как год основания.

Только после того, как закончились войны эпохи Петра I, для монастыря настает время активного строительства и роста. В 1719 году был отстроен Спасо-Преображенский храм. Собор был возведен из дерева. Тогда же на территории монастыря были построены кельи для монахов и хозяйственные помещения. В 1730 году на территории возвели Успенскую церковь. Однако в 1754 году случившийся пожар практически полностью уничтожил все построенное на территории монастыря.

В 1774 году заново отстраивается Преображенский храм. К 1805 году возводится церковь Святых апостолов Петра и Павла и храм «Живоносный Источник». Тогда же возводится и неповторимая колокольня Валаамского монастыря высотой 72 метра.

В 19-м веке под руководством отца Дамаскина Валаамский монастырь стал обителью с одним из самых строгих уставов. В это же время на территории монастыря над строительством храмов начинают работать профессиональные архитекторы.

Сразу после революции обитель и сам архипелаг Валаам были переданы Финляндии. Для монахов наступили непростые времена: службы в монастыре требовали проводить на финском языке, сменили юлианский календарь на григорианский. К тому же во времена советско-финской войны монастырь оказался в зоне боевых действий и оттуда на территорию Финляндии были вывезены многие ценности.

После перехода Валаама в СССР, история Валаамского монастыря закончилась. В монастырских зданиях сначала разместили учебное заведение, потом дом инвалидов. В 70-е годы начинается рост интереса к исторической и культурной ценности Валаама. Возрождение обители началось в 1989 году. Монастырь восстанавливают по сей день, при этом ежегодно сюда приезжают около 100 тысяч паломников. Руководство монастыря даже специально разработало регламент посещения острова. Такого наплыва людей не выдерживает не только обитель, но и северная природа.

Читать еще:  Храм Георгия Победоносца в Саратове: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector