0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вадим Леонов: биография и жизнь протоиерея, лекции и труды

Содержание

протоиерей Вадим Леонов

Антропология и аскетика

Автор публикаций на тему православной христологии и антропологии. Проректор Сретенской духовной академии по научно-богословской работе, кандидат богословия, доцент. Один из авторов Большой российской энциклопедии и Православной энциклопедии. Клирик Патриаршего подворья храмов в Зарядье.

Биография

Родился 27 декабря 1966 года в городе Свердловске Ворошиловградской (ныне Луганской) области в православной семье.

В 1984 году поступил в Московский станкоинструментальный институт. После четвёртого курса был направлен на учёбу в Будапештский технический университет. По собственному признанию, «с благодарностью вспоминаю время этой учёбы, прежде всего, потому, что, помимо специальности, которую я осваивал, всегда была возможность рассматривать мир вокруг. За это время я успел отслужить три года на флоте». В 1993 году окончил обучение в Будапештском техническом университете и Московском станкоинструментальном институте, получив дипломы обоих вузов по специальности «робототехнические системы и комплексы».

В 1993 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1996 году поступил в Московскую духовную академию (МДА).

29 декабря 1996 года рукоположён в сан диакона, 12 октября 1997 года — в сан священника.

В июне 2000 года окончил МДА, защитив кандидатскую диссертацию «Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа». В протоколе заседаний от 1 июня 2000 года после защиты этой работы было записано: «Постановили: оценить работу как отличную и просить совет академии о присуждении автору учёной степени кандидата богословия. Рекомендовать Редакционно-издательскому совету работу священника Вадима Леонова к изданию».

С августа 2000 по январь 2003 года служил штатным священником храма Бориса и Глеба в Дегунине города Москвы. 20 января 2003 года назначен штатным священником храма Великомученицы Екатерины на Всполье.

С 2000 по 2015 год преподавал христианскую антропологию в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

В 2003 году был приглашён в Сретенскую духовную семинарию на должность преподавателя догматического богословия, где продолжает свою преподавательскую деятельность и в настоящее время. Помимо догматического богословия, ведёт в магистратуре курс «Пастырские аспекты христианской антропологии».

7 декабря 2005 года за богослужением в храме святой Екатерины на Всполье патриархом Алексием II награждён правом ношения наперсного креста.

31 марта 2010 года патриархом Кириллом за литургией преждеосвященных Даров в кафедральном соборном храме Христа Спасителя был возведён в сан протоиерея.

В 2016 году в рамках XI ежегодного конкурса «Просвещение через книгу» его монография «Бог во плоти» стала победителем в номинации «Лучшая учебная книга».

В 2013 году Издательством Московской патриархии был издан его учебник «Основы православной антропологии», который стал основным учебным пособием по данному предмету в богословских школах. Второе издание этой книги произведено в 2016 году вместе с Хрестоматией по православной антропологии.

29 сентября 2020 года по распоряжению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стал проректором по научно-богословской работе Сретенской духовной семинарии.

Протоиерей Вадим Леонов

Протоиерей Вадим Леонов

Вадим Алексеевич Леонов
(род. 1966), протоиерей, клирик храма великомученицы Екатерины на Всполье, член Синодальной комиссии по биоэтике, проректор по научно-богословской работе и исполняющий обязанности ректора Сретенской духовной академии Родился 27 декабря 1966 года в городе Свердловске Ворошиловградской области в православной семье.

В 1993 году окончил обучение в Будапештском техническом университете и Московском Станкоинструментальном институте.

В 1993 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1996 году поступил в Московскую духовную академию.

29 декабря 1996 года рукоположен в сан диакона.

12 октября 1997 года был рукоположен в сан священника.

В июне 2000 года окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию по теме: «Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа».

С августа 2000 по январь 2003 года служил штатным священником храма благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине города Москвы.

20 января 2003 года назначен штатным священником храма великомученицы Екатерины на Всполье.

Проректор по научно-богословской работе Сретенской духовной академии.

17 июня 2021 года назначен исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной академии [1] и включён в состав Синодальной комиссии по биоэтике Русской Православной Церкви [2].

Биография

На свет Вадим Леонов появился 27 декабря 1966 года в городе Свердловск в Ворошиловградской области. Отец и мать были глубоко верующими людьми, что отразилось и на их сыне. Уже с детства мальчика научили любви к Богу.


Протоиерей Вадим Леонов

Мало что известно о детских годах Вадима. В 1993 году он закончил свое обучение в Будапештском техническом университете. В том же году молодой человек стал учеником духовной семинарии, которую окончил в 1996 году. Этот же год ознаменовался еще одним счастливым событием. Вадим Леонов был рукоположен в сан диакона, а через год в сан священника.

До конца XX века продолжалось обучение в духовной академии в Москве. С последнего месяца лета 2000 года Вадим стал служить священником в храме благоверных мучеников Бориса и Глеба в столице. В 2003 году указам Патриарха Леонов был переведен в храм великомученицы Екатерины

В 2010 году отцу Вадиму был дарован сан протоиерея. И по сей день священник продолжает нести свою службу перед Господом.

протоиерей Вадим Леонов

Родился 27 декабря 1966 года в городе Свердловске Ворошиловградской (ныне Луганской) области в православной семье.

В 1984 году поступил в Московский станкоинструментальный институт. После четвёртого курса был направлен на учёбу в Будапештский технический университет. По собственному признанию, «с благодарностью вспоминаю время этой учёбы, прежде всего, потому, что, помимо специальности, которую я осваивал, всегда была возможность рассматривать мир вокруг. За это время я успел отслужить три года на флоте». В 1993 году окончил обучение в Будапештском техническом университете и Московском станкоинструментальном институте, получив дипломы обоих вузов по специальности «робототехнические системы и комплексы».

В 1993 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1996 году поступил в Московскую духовную академию (МДА).

29 декабря 1996 года рукоположён в сан диакона, 12 октября 1997 года — в сан священника.

В июне 2000 года окончил МДА, защитив кандидатскую диссертацию «Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа». В протоколе заседаний от 1 июня 2000 года после защиты этой работы было записано: «Постановили: оценить работу как отличную и просить совет академии о присуждении автору учёной степени кандидата богословия. Рекомендовать Редакционно-издательскому совету работу священника Вадима Леонова к изданию».

С августа 2000 по январь 2003 года служил штатным священником храма Бориса и Глеба в Дегунине города Москвы. 20 января 2003 года назначен штатным священником храма Великомученицы Екатерины на Всполье.

С 2000 по 2015 год преподавал христианскую антропологию в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

В 2003 году был приглашён в Сретенскую духовную семинарию на должность преподавателя догматического богословия, где продолжает свою преподавательскую деятельность и в настоящее время. Помимо догматического богословия, ведёт в магистратуре курс «Пастырские аспекты христианской антропологии».

7 декабря 2005 года за богослужением в храме святой Екатерины на Всполье патриархом Алексием II награждён правом ношения наперсного креста.

31 марта 2010 года патриархом Кириллом за литургией преждеосвященных Даров в кафедральном соборном храме Христа Спасителя был возведён в сан протоиерея.

В 2021 году в рамках XI ежегодного конкурса «Просвещение через книгу» его монография «Бог во плоти» стала победителем в номинации «Лучшая учебная книга».

В 2013 году Издательством Московской патриархии был издан его учебник «Основы православной антропологии», который стал основным учебным пособием по данному предмету в богословских школах. Второе издание этой книги произведено в 2021 году вместе с Хрестоматией по православной антропологии.

29 сентября 2021 года по распоряжению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стал проректором по научно-богословской работе Сретенской духовной семинарии.

Труды

Отец Вадим так же активно занимается написанием собственных книг и их публикацией. Вот самые известные:

  • «Основы православной антропологии»;
  • «Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего»;
  • «Брань невидимая. Страсти и добродетели».


Книга В. Леонова «Основы православной антропологии»

Самый первый труд из вышеуказанного списка является наиболее популярным и знаменитым. В этой книге рассказывается об основных канонах и догматах православной церкви. На простом языке людям объясняются идеи этой религии.

Некоторые называют этот труд «Учебником православной антропологии». Эта работа обращена не только к простым людям, но и богословам, педагогам, студентам и другим неравнодушным христианам.

Использованные материалы

  • ЛЕОНОВ Вадим Алексеевич, протоиерей. Храм великомученицы Варвары. Патриаршее Подворье храмов в Зарядье.
  • 20-01-03 Священник Вадим Леонов с января 2003 года назначен указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II штатным священником в храм святой великомученицы Екатерины на Всполье

[1] «И.о. ректора Сретенской духовной академии назначен протоиерей Вадим Леонов» —

[2] Журнал № 44 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июня 2021 года // Официальный сайт Русской Православной Церкви,

Публикации[ | ]

  • Бог во плоти: Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. — М.: Drakkar, 2005. — 215 с. Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. — Сергиев Посад : СТСЛ, 2015. — 240 с.
  • Брань невидимая. Страсти и добродетели. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — 128 с. — ISBN 978-5-88017-366-2.
  • Основы православной антропологии: учебное пособие. . — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — 456 с. — ISBN 978-5-88017-351-8.
      Основы православной антропологии: учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Изд-во Московской патриархии Русской православной церкви, 2021. — 455 с. — ISBN 978-5-88017-351-8.

    академические статьи и публицистика

    • Вселенские соборы Православной Церкви о человеческой природе Спасителя // Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института: Материалы 2003 г. М.: Издательство ПСТБИ, 2003. — С. 31—42.
    • В день памяти святой великомученицы Екатерины // Православная газета. Екатеринбург. 2004. — № 45 (318) от 1 декабря 2004.
    • Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, говоря о молитве, сказал, что неуверенность в получении просимого есть хула на Бога, как это понимать? // pravoslavie.ru, 8 декабря 2004.
    • Евхаристический докетизм // Церковь и время. 2005. — № 2 (31). — С. 78—105.
    • Антропологический идеал совершенства // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология». Издательство ПСТГУ. М., 2006. — Вып. 2. — С. 81—92.
    • О вере и неверии в таинство Евхаристии // Благодатный огонь. 2006. — № 14. — С. 64—93.
    • Послесловие к академическому семинару «Святые Дары в Таинстве Евхаристии» // Благодатный огонь. 2006. — № 15. — С. 101—106.
    • Рецензия на книгу В. Н. Духанина «Сокровенный мир Православия» // Журнал Московской Патриархии. 2006. — № 4. — С. 75.
    • Взаимосвязь понятий «личность» и «образ Божий» в православном богословии // Святоотеческая психология. Научные доклады и выступления. Материалы конференции XVI Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2008. — С. 66—73. Взаимосвязь понятий «личность» и «образ Божий» в православном богословии // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. — М., 2010. — С. 72—83.
  • Понимание человеческой свободы в православном богословии // Святоотеческая психология и воспитание человека. Научные доклады и статьи. Материалы конференции XVII Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2009. — С. 59—68.
  • Свобода человека во Христе и без Христа // Консультативная психология и психотерапия. 2010. — № 3 (66) июль-сентябрь. М., 2010. — С. 110—121.
  • Свобода человека: опыт богословского осмысления // Сретенский сборник. Выпуск 2. Научные труды преподавателей СДС М., 2010. — С. 137—152.
  • Искупление // Православная энциклопедия. — М., 2011. — Т. XXVII : «Исаак Сирин — Исторические книги». — С. 281, 285—297. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-050-9. (некоторые разделы статьи)
  • Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции // Психологическая наука и образование. Электронный журнал. 2011. — № 3. — C. 1—9.
  • Кеносис // Православная энциклопедия. — М., 2013. — Т. XXXII : «Катехизис — Киево-Печерская икона „Успение Пресвятой Богородицы“». — С. 446-453. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-035-6.
  • Возможности святоотеческой антропологии для формирования новых гуманитарных подходов в научной и образовательной среде // Психологическая наука и образование (электронный журнал). 2014. — № 1. — C. 180—190.
  • Антропологическая структурность образовательной деятельности // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2014. — Вып. 1 (32). — С. 56—69.
  • Душевное здоровье с позиции православной антропологии // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. — С. 69—79.
  • Обожение // Православная энциклопедия. — М., 2021. — Т. LII : «Ной — Онуфрий». — С. 263-268. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-8957-2059-2.
  • Образ Божий // Православная энциклопедия. — М., 2021. — Т. LII : «Ной — Онуфрий». — С. 275-286. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-8957-2059-2.
  • Откровение // Православная энциклопедия. — М., 2021. — Т. LIII : «Онуфрий — Павел». — С. 513-519. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-8957-2060-8.
  • Христология // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2021. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9.
  • Категория «духовность» в христианской традиции и светском гуманитарном дискурсе: особенности прочтения и перспективы взаимодействия // Духовно-нравственные проблемы современной личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2021. — С. 66-82.
  • Содержимое Чаши на литургии Преждеосвященных Даров: традиция и современные интерпретации // bogoslov.ru, 19 марта 2018
  • Константинопольский папизм // pravoslavie.ru, 23 октября 2018
  • Украинский томос — капкан для мирового Православия // pravoslavie.ru, 6 марта 2019
  • Отступления Константинопольского Патриархата от Православия // pravoslavie.ru, 19 апреля 2019
  • Собор в Иордании: надежды и перспективы // pravoslavie.ru, 27 января 2020
  • Православное пастырство и попытки его обновления // pravoslavie.ru, 4 июня 2020
  • Православное пастырство: развеиваем дымовые завесы. Часть 1. Факты. Ответ на статью протоиерея Павла Великанова и иерея Стефана Домусчи // pravoslavie.ru, 17 июня 2020
  • Православное пастырство: развеиваем дымовые завесы. Часть 2. Смыслы и домыслы. Ответ на статью протоиерея Павла Великанова и иерея Стефана Домусчи // pravoslavie.ru, 18 июня 2020
  • «Богословские истины — основа духовной жизни». О важности изучения догматического богословия рассказал протоиерей Вадим Леонов // сайт Сретенской духовной семинарии, 29.09.2020
  • Экклезиологический кризис в жизни современной Православной Церкви и пути его преодоления // Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений. Материалы / отв. свящ. А. Мазырин, свящ. П. Ермилов. — М.: Издательство ПСТГУ, 2021. — С. 45—76. — ISBN 978-5-7429-1332-0.
  • Психологические проекции христианского понятия о любви к себе и ближнему // Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2021. — С. 595—615. doi: 10.38098/univ.2020.55.72.046 — ISBN 978-5-9270-0421-8.
    Читать еще:  Храм Георгия Победоносца в Коптево: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

    редакция и составление

    • Всесвятая: Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. Сборник работ / Вступит. статья, составление и общая редакция свящ. В. Леонова. М.: Издательство Паломник, 2001. — 256 с.
    • Величие Пречистой Девы Богородицы / Вступит. статья и общая редакция свящ. В. Леонова. М.: Издательство Паломник, 2005. — 335 с.
    • Основы православной антропологии: хрестоматия / [сост. и общ. ред. Леонов Вадим, протоиерей]. — Москва : Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. — 686 с. — ISBN 978-5-88017-535-2.

    авторские учебные видеокурсы

    • Догматическое богословие. 12 лекций. YouTube-канал PravoslavieRu. 2014—2015 гг.
    • Христианская антропология. 2 лекции. YouTube-канал PravoslavieRu. 2021 г.
    • Символ веры. 12 лекций. YouTube-канал PravoslavieRu. 2018 г.
    • Страсти и добродетели. 2 лекции. YouTube-канал PravoslavieRu. 2019 г.
    • Гордость и тщеславие и борьба с ними. Протоиерей Вадим Леонов // Сретенский монастырь, 14 ноября 2019

    Протоиерей Вадим Леонов: «Украинский томос – капкан для мирового Православия»

    Протоиерей Вадим Леонов

    Вадим Алексеевич Леонов
    (род. 1966), протоиерей, клирик храма великомученицы Екатерины на Всполье, исполняющий обязанности ректора Сретенской духовной академии Родился 27 декабря 1966 года в городе Свердловске Ворошиловградской области в православной семье.

    В 1993 году окончил обучение в Будапештском техническом университете и Московском Станкоинструментальном институте.

    В 1993 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1996 году поступил в Московскую духовную академию.

    29 декабря 1996 года рукоположен в сан диакона.

    12 октября 1997 года был рукоположен в сан священника.

    В июне 2000 года окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию по теме: «Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа».

    С августа 2000 по январь 2003 года служил штатным священником храма благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине города Москвы.

    20 января 2003 года назначен штатным священником храма великомученицы Екатерины на Всполье.

    Проректор по научно-богословской работе Сретенской духовной академии.

    17 июня 2021 года назначен исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной академии [1].

    Биография

    На свет Вадим Леонов появился 27 декабря 1966 года в городе Свердловск в Ворошиловградской области. Отец и мать были глубоко верующими людьми, что отразилось и на их сыне. Уже с детства мальчика научили любви к Богу.


    Протоиерей Вадим Леонов

    Мало что известно о детских годах Вадима. В 1993 году он закончил свое обучение в Будапештском техническом университете. В том же году молодой человек стал учеником духовной семинарии, которую окончил в 1996 году. Этот же год ознаменовался еще одним счастливым событием. Вадим Леонов был рукоположен в сан диакона, а через год в сан священника.

    До конца XX века продолжалось обучение в духовной академии в Москве. С последнего месяца лета 2000 года Вадим стал служить священником в храме благоверных мучеников Бориса и Глеба в столице. В 2003 году указам Патриарха Леонов был переведен в храм великомученицы Екатерины

    В 2010 году отцу Вадиму был дарован сан протоиерея. И по сей день священник продолжает нести свою службу перед Господом.

    Доцент Сретенской духовной семинарии и ПСТГУ протоиерей Вадим Леонов принял участие в работе семинара «Развитие психологического образования в духовных учебных заведениях Учебного комитета Русской Православной Церкви». По окончании семинара отец Вадим ответил на вопросы корреспондента пресс-службы Московской духовной академии.

    – Отец Вадим, какова сфера Ваших научных интересов?

    – Меня интересуют Догматическое богословие в целом и православная антропология в частности, но сразу оговорюсь, что я не считаю эти богословские дисциплины науками в традиционном понимании данного слова.

    – Приведите примеры применения психологии в Вашей священнической практике?

    – Я не применяю психологию в своем священническом служении и считаю, что священник должен быть именно священником и не превращаться в психолога. Дар священства, церковные таинства, полученное духовное образования вполне достаточны для полноценного пастырского служения, нужно уметь этим пользоваться. Если священник не овладел этим богатством, то и дополнительные знания психологии ему пользы не принесут. Каждый должен заниматься своим делом. Конечно, наблюдая со стороны можно интерпретировать те или иные действия священника в психологическом аспекте, но подобные интерпретации остаются лишь предположениями внешнего наблюдателя. Священник во всех жизненных ситуациях должен быть, прежде всего, священником. Не надо пытаться сесть не в свои сани. Бывает так, что в некоторых ситуациях священник не может помочь человеку духовными средствами и тогда скатывается на уровень психотерапии, чтобы хоть как то помочь ближнему. Может быть это и не плохо, и после такой встречи человек бывает утешенным, но если нечто подобное происходило в моей жизни, то я такие случаи всегда считал своим духовным поражением. Священник не должен строить свое служение на душевности. Христос дал своим ученикам дар Духа Святаго: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся», и если священник опускается на уровень душевной психотерапии, то обменивает первородство на чечевичную похлебку (См.: Быт. 25, 30-34).

    Сказанное мною не означает, что я против психологии. Более того, я сторонник изучения психологии в семинариях, чтобы ее преподавали грамотные профессионалы, которые помогли бы семинаристам увидеть подлинное содержание и ценность этой науки без тех иллюзий, которые ее окружают. Изучение психологии необходимо прежде всего потому, что в современном мире – это очень яркое явление, мощно воздействующее на сознание многих людей. С этим нельзя не считаться. Более того в некоторых социальных средах психология занимает ниши, которые раньше принадлежали исключительно религии. Современная культура, искусство, общественная или личная жизнь часто ориентированы в русле определенных психологических идей, поэтому, чтобы понимать смысл и логику человеческих поступков необходимо волей или неволей, но знакомиться, хотя бы в самом общем виде с господствующими психологическими теориями. Исходя из этого, очевидна необходимость изучения психологии для будущих священнослужителей. Тем более, что подобное развитие событий в области духовного образования еще в 19 веке предвидел святитель Феофан Затворник. Использование священником психологических знаний по принципу дополнения вполне возможно, но психология не может быть основой для служения священника.

    – Есть ли опасность излишнего увлечения психологией студентами семинарии?

    – Это вполне реальная опасность. Один из моих бывших сокурсников по учебе в Московской духовной академии так увлекся психологией, что это вытеснило у него изучение всех богословских предметов. После окончания учебы в академии он поступил в гуманитарный ВУЗ и начал обучаться на психолога. Насколько я знаю, в церковную среду он больше не вернулся.

    В обыденной среде в отношении психологии существует много мифов. В одном из них эта наука предстает как сокровищница таинственного знания, способного сделать человека духовно сильным, мудрым и совершенным и, что удивительно, без Бога. Это напоминает искушение наших древних прародителей в раю, когда змий предложил им стать богами без Бога: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5). Если человек с такими иллюзиями увлекается психологией, то он вскоре переживает глубокое разочарование, в чем-то подобное разочарованию наших праотцев. Ибо ему предложат множество концепций, теорий и рассуждений о различных аспектах психики и субъектности человека, предоставят некоторые методики, которые решают локальные задачи межличностных отношений и дадут множество различных описаний психических процессов, но не дадут главного – целостного видения человека и возможностей для его полноценного реального возрастания. Окажется, что это именно наука… не менее и не более. Поэтому курс психологии в семинариях необходим, и должен быть выстроен грамотно, профессионально и объективно. Если после изучения такого курса у семинариста хотя бы появится трезвое видение психологии – это уже достаточный результат, оправдывающий потраченное время и силы.

    – В чем пересекаются практики общения духовника с чадом и психолога с клиентом?

    – Ни в чем. Это принципиально различные сферы. Конечно и священник, и психолог должны видеть человека целостно, но священник призван пробудить дух человека и помочь ему воссоединиться с Богом, а психолог работает в сфере души. Работа у них идет, если можно так выразиться, на разных этажах. Цель духовника – научить человека общаться с Богом и далее всячески этому содействовать. Если человек живет с Богом, то Бог Сам уврачует, исправит, просветит, сделает все необходимое в человеке Своею благодатью. Главное для священника, как и для врача, – не навредить. Никто из людей сам по себе не способен духовно совершенствоваться, даже при наличии огромных знаний и жизненного опыта. Это совершает только Бог.

    Работа психолога обращена к иной сфере. Она ориентирована на нормализацию душевного состояния человека и межличностных отношений. Если психолог видит в пришедшем к нему человеке клиента, то это печально. В этом случае психолог – это ремесленник, а человеку-клиенту можно только посочувствовать. Однако не стоит так воспринимать всех психологов. Среди них очень многие глубоко осознают глубину, величие и достоинства человека и стараются помочь ему, в меру имеющихся возможностей именно как человеку, а не как клиенту. Конечно, психотерапия – это душевная помощь, однако во многих жизненных ситуациях она бывает необходима и грамотный верующий психолог может оказать ее. Поскольку большинство жизненных проблем имеют духовные корни, то полноценного восстановления человека после таких встреч ждать не приходится, поэтому многие православные психологи стремятся не только оказать помощь, но и приблизить человека к Богу, предлагают прийти в храм, покаяться, причаститься, начать добродетельную жизнь. Такие психологи приносят реальную пользу людям не только душевную, но и духовную. Поэтому не надо представлять всех психологов лишь в трех видах: экстрасенс, бизнесмен, ремесленник.

    – Ваше отношение к такому феномену, как православная психология?

    – Православная психология – это пока еще не реализовавшаяся идея, но я отношу себя к тем оптимистам, которые считают, что рано или поздно она обязательно сформируется как особое научное направление в современной психологии. Иногда говорят, что невозможно существование православной математики, православной физики, значит, невозможна и православная психология. На мой взгляд, это ошибочное утверждение. В отношении математики и физики все верно, но в отношении психологии и педагогики эта логика ошибочна. Поясню почему. В основании любой науки лежит несколько априорных бездоказательных представлений, в соответствии с которым осуществляется научная деятельность, и эти представления во многом эту деятельность определяют. Все мы помним из школьного курса, что изучение геометрии начиналось с принятия ряда аксиом. Для математики и физики исходные основания, принимаемые априорно, лежат вне сферы религиозного откровения, поэтому и говорить об их православности или неправославности абсурдно. Но для педагогики и психологии необходима изначальная антропологическая модель. Такая модель всегда существует и во многом предопределяет направление развития этих наук, и всю возможную палитру научных результатов. Например, если в основе педагогического подхода лежит представление о человеке как о высокоразвитом животном, то и соответствующие педагогические методы будут подобны дрессировке; если изначально человек представляется в виде сложно организованной машины по типу компьютера, то и методы воспитания будут напоминать программирование; если же основываться на том мнении, что человек формируется исключительно под влиянием социума и других внешних условий, то и соответствующая педагогическая методология будет сориентирована на организацию внешней среды человека. Антропологические рамки во многом определяют направление, масштаб, содержание, средства и возможности того или иного педагогического, психологического подхода. В связи с этим, что препятствует ученым в качестве исходной антропологической модели принять православное учение о человеке? Чем антропологическая модель «человек – это образ Божий», обоснованная двухтысячелетним опытом Церкви, уступает гипотезе Дарвина, до сих пор научно не обоснованной, что «человек – это высокоразвитая обезьяна»? Кто лучше всего знает человека, как не Бог-Создатель? Он дал нам необходимые знания о себе, а наука их не использует. Почему? Всего лишь силу их богооткровенного происхождения? Эти антропологические знания подтверждены реальным опытом многих поколений – почему это игнорируется современной академической наукой? Может быть уже пришло время избавиться от этой предвзятости? Уверен, что со временем православная психология станет значимым явлением в научной жизни. Тем более, что православная педагогика этот путь уже частично прошла и стала важным направлением в педагогической науке.

    Читать еще:  Троицкая епархия: храмы и монастыри, история, что нового

    – Каковы точки соприкосновения Христианской антропологии и православной психологии?

    – Христианская антропология является содержательной основой для православной психологии. Точнее сказать, православная антропология является новой координатной системой для психологии, в пространстве которой открывается духовное содержание уже установленных научных фактов и теорий, появляется возможность для иных интерпретаций известных явлений с выходом на конкретную реальную помощь человеку. Данный подход позволяет говорить о возможности создания именно православной психологии. Подобные попытки уже предпринимались в педагогике и они оказались весьма успешными. Яркий пример – концепция К.Д. Ушинского, который положил в основание своей педагогической системы православную антропологию. Работа в этом направлении сейчас ведется весьма активно. Конечно, в этом случае православная антропология – это не альтернатива существующим психологическим знаниям но, как мы уже сказали, – это содержательное основание и система координат, в которой можно изучать человека и интерпретировать полученные результаты.

    – Что Вы ждете от проходящего семинара?

    – Надеюсь, что будет достигнута заявленная цель – разработаны содержательные, методологические и методические основы курса психологии для преподавания в духовных школах. А кроме того, я надеюсь, что этот семинар укрепит искренние намерения православных психологов, которые основываясь на своем профессионализме и личном энтузиазме, пытаются открыть для себя и других духовное богатство Церкви и тем самым послужить Богу и людям.

    Протоиерей Вадим Леонов

    Вадим Леонов — протоиерей Русской православной церкви. Его биография сообщает нам о том, что родился Вадим 27 декабря 1996 года.

    Родился в городе Свердловске Ворошиловградской области в хорошей православной семье.

    В 1993 году он закончил обучение в Будапештском техническом университете, а после в Московском Станкоинструментальном институте.

    После в 1993 году он поступил в Московскую духовную семинарию, которую закончил в 1996 г.

    После он поступил в Московскую духовную академию, ее обучение окончил в июле 2000 года. В ней защитил свою кандидатскую работу по теме: «Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа».

    После в 1996 году он рукоположен в сан диакона. А уже 12 октября 1997 года его рукоположили в сан священника.

    Начиная с августа 2000 года, он служит штатным священником храма святых благоверных мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино города Москвы. Служит в нем по январь 2003 г.

    Храм святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино работает в настоящее время. Богослужения проходят в нем ежедневно. Именно в нем штатным священником служил Вадим Леонов

    После указа Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Вадима назначили штатным священником храма святой великомученицы Екатерина на Всполье.

    31 марта 2010 года Вадима Леонова возвели в сан протоиерея. А с ноября 2010 года он назначен штатным клириком Патриарших приходов в Зарядье.

    В своем интервью протоиерей Вадим Леонов отвечает на вопросы о том, что значат для него понятия священство и пастырство

    Протоиерей Вадим Леонов дает свои ответы на вопросы в различных интервью.

    В одном из недавнишних интервью батюшка рассказывает о том, что есть такое священство, пастырство и духовничество, и какой смысл в этих понятиях.

    Также сообщает о том, можно ли переходить от одного духовного наставника к другому.

    О том, в чем же различие таких понятий как священство, пастырство, духовничество, батюшка говорит, о таких довольно сложных понятий лучше спрашивать у тех священников, которые служат уже около 50 лет. Потому что только более взрослый и опытный человек сможет расшифровать.

    Но он все же комментирует, какое представление у него соотносятся с этими понятиями. Он говорит о том, что священство, а также пастырство и духовничество понимается порой как одно и то же.

    Эти слова конечно взаимосвязаны, но не настолько, чтобы считать их одинаковыми. Он рассказывает о каждом из этих понятий. Пастырство — это одно из сильных проявлений дара священства, это говорит о том, что священник получает в таинстве некую благодатную силу и власть, чтобы помогать людям, восходить к Господу.

    Священство — это дар, который подается конкретному избранному человеку с помощью совершения над ним церковного таинства.

    А духовничество — по сравнению с предыдущими это еще более узкое понятие. Оно способно просвещать и врачевать души людей от греха при помощи благодати Божией.

    И все-таки каждый священник после того как получил хиротонию, должен как бы все три эти составляющие реализовать в себе. Потому что если человек получил дар от Бога, то его нужно реализовать для помощи к людям. Но учиться этому придется, возможно, всю жизнь.

    Протоиерей Вадим Леонов считает, что каждый молодой священник не торопиться стать духовником кого-либо, чтобы не навредить. А цель духовника помочь воссоединить человека с Богом

    Батюшка поясняет, что значит духовник для священнослужителя, а также, что без него священник будет обречен на скорби:

    «…Это и духовный фундамент, и спасательный круг, и наставник, и сомолитвенник, и добрый советчик, источник множества благ, которые невозможно перечислить.

    Без духовника молодой священнослужитель обречен претерпеть множество скорбей.

    Представьте, что некоторому человеку, который ранее только издалека видел лед, дали коньки, клюшку и выпустили как игрока хоккейной команды.

    Что с ним будет через 20 минут игры? Хорошо, если обойдутся только вызовом «Скорой помощи».

    И в духовной жизни молодого священнослужителя без духовника травм будет много».

    О том, можно ли менять духовника или нет, Вадим Леонов говорит, что если вы от своего духовника не получаете необходимую пользу и поддержку, то перейти можно. То естественно, что такие переходы должны происходить крайне редко.

    А если уж и решили переходить, то старого духовника не стоит обижать, с ним нужно постараться сохранить добрые человеческие отношения.

    В другом интервью, что батюшки спрашивают, какие сферы научных интересов его самого интересуют, на что батюшка дает ответ, что больше всего его всегда интересовало догматическое богословие. Но он не считает богословские науки в традиционном понимании слова.

    Также разговор идет о том, что на смену православной психологии должна прийти советская, возможно ли тогда опасность излишнего увлечения студентами семинарии.

    «Это вполне реальная опасность. Один из моих бывших сокурсников по учебе в Московской духовной академии так увлекся психологией, что это вытеснило у него изучение всех богословских предметов.

    После окончания учебы в академии он поступил в гуманитарный ВУЗ и начал обучаться на психолога. Насколько я знаю, в церковную среду он больше не вернулся…»

    Лекции протоиерея Вадима Леонова — стали довольно популярными

    Сейчас очень популярны стали лекции Вадима Леонова. Лекции записаны в видеозаписи. Каждая лекция посвящена очень тяжелым и сложным вопросам. Разберем о чем некоторые из этих лекций.

    Например, лекция № 17 называется «Образ Божий в человеке». Данная лекция посвящена православному учению о сути богообразности человека, а также о проявлении образа Божия в человеке.

    Рассматриваются такие понятия как личность, свобода. Эту лекцию можно просмотреть в видеозаписи.

    На лекции собираются очень много верующих, чтобы послушать слова священника. После лекций отец Вадим отвечает на все вопросы собравшихся.

    Лекция №12 называется «Творение мира» и посвящена она православному учению о творении мира, а также нехристианским космогониям.

    После обсуждения темы отец Вадим отвечает на вопросы всех собравшихся. Эту лекцию можно посмотреть и прослушать в видеозаписи.

    Лекция № 22 «Кто такой Иисус Христос?». Лекция посвящена учению о том, кто такой Иисус Христос и почему именно он совершенный Бог и человек.

    Как в Нем соединились Божественная и человеческая природы. Лекцию можно посмотреть в видеозаписи.

    Все лекции отца Вадима можно просмотреть на специальном канале в сети YouTube.

    Вадимом Леоновым также написаны книги — одна из самых известных «Основы православной антропологии»

    Отец Вадим написал несколько книг. Одна из самых известных — «Основы православной антропологии».

    В книге рассматривается базовый спектр антропологических тем и дается богословское обоснование ключевых антропологических идей Православия. Задумав книгу как учебник по православной антропологии, отец Вадим написал ее так, чтобы она стала понятна и полезна любому читателю.

    Православная антропология — это учение о человеке, основанное на Священном Писании и Священном Предании

    Таким образом, данная работа обращена как к богословам, антропологам, психологам, педагогам, студентам богословских учебных заведений, так и ко всем, кто хотел бы приблизиться к тайнам бытия человека и воспользоваться божественным Откровением для преображения своей души.

    О своей книге отец Вадим отвечает в одном из интервью. Антропологию только начали вводить в учебный план духовной семинарии.

    Основу книги составляет записи из Священного Писания — Божественного Откровения

    У батюшки спрашивают, на основе чего написана его знаменитая книга. Он же отвечает, что основа идет, конечно же, от священного Писания:

    «Прежде всего, конечно, Священное Писание. В общем же — Божественное Откровение. Божественное Откровение нам явлено, помимо Священного Писания, еще и в постановлениях Вселенских Соборов, которые Духом Святым изрекали истины, в творениях святых отцов, особенно если по какому-либо вопросу имеется так называемый consensus partum.

    Обобщая, можно сказать, что мы черпаем антропологические знания из Священного Предания Православной Церкви. А Священное Предание — это опыт жизни в Духе Святом, хранимый и передаваемый в Церкви из поколения в поколение».

    А также батюшка отвечает, стоит ли молодым священникам изучать данный курс и в чем его актуальность:

    «Каждый пастырь приводит людей к Богу, поэтому ему также нужно знать, Кто есть Бог и каков путь к Нему.

    А также понимать, что по этому пути он ведет человека. Главное чтоб этот путь был верным.

    При этом должен знать человека таким, каким его Бог создал, а именно чистым, идеальным, и в том состоянии, в котором он находится, — со своими грехами и страстями.

    Пастырь, который не знает, каким должен быть человек, и как ему изменится к лучшему, скорее всего не сможет изменить, посодействовать духовному преображению своего пасомого.

    Именно поэтому изучать христианскую антропологию не только нужно, а также необходимо для пастырского служения.

    О цели антропологии отец Вадим говорит, что она слишком простая, но важная. Необходимо системно изложить о богооткровенном учении, о природе, о личности самого существования.

    К сожалению, эта цель не достигнута, потому что во многих святоотеческих сочинениях знание о человеке представлено совсем бессистемно.

    Люди, которые совсем не имеют богословское образование, при чтении богословской литературы будет очень тяжело составить целостное представление о том, кто и что есть человек, к чему и зачем он предназначен, как он может стать лучше, чем есть сейчас».

    Протоиерей Вадим Леонов

    Протоиерей Вадим Леонов

    Вадим Алексеевич Леонов
    (род. 1966), протоиерей, клирик храма великомученицы Екатерины на Всполье, член Синодальной комиссии по биоэтике, проректор по научно-богословской работе и исполняющий обязанности ректора Сретенской духовной академии Родился 27 декабря 1966 года в городе Свердловске Ворошиловградской области в православной семье.

    В 1993 году окончил обучение в Будапештском техническом университете и Московском Станкоинструментальном институте.

    В 1993 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1996 году поступил в Московскую духовную академию.

    29 декабря 1996 года рукоположен в сан диакона.

    12 октября 1997 года был рукоположен в сан священника.

    В июне 2000 года окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию по теме: «Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа».

    С августа 2000 по январь 2003 года служил штатным священником храма благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине города Москвы.

    20 января 2003 года назначен штатным священником храма великомученицы Екатерины на Всполье.

    Проректор по научно-богословской работе Сретенской духовной академии.

    17 июня 2021 года назначен исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной академии [1] и включён в состав Синодальной комиссии по биоэтике Русской Православной Церкви [2].

    Биография

    На свет Вадим Леонов появился 27 декабря 1966 года в городе Свердловск в Ворошиловградской области. Отец и мать были глубоко верующими людьми, что отразилось и на их сыне. Уже с детства мальчика научили любви к Богу.


    Протоиерей Вадим Леонов

    Мало что известно о детских годах Вадима. В 1993 году он закончил свое обучение в Будапештском техническом университете. В том же году молодой человек стал учеником духовной семинарии, которую окончил в 1996 году. Этот же год ознаменовался еще одним счастливым событием. Вадим Леонов был рукоположен в сан диакона, а через год в сан священника.

    Читать еще:  Тульская митрополия: храмы и монастыри, святыни, состав

    До конца XX века продолжалось обучение в духовной академии в Москве. С последнего месяца лета 2000 года Вадим стал служить священником в храме благоверных мучеников Бориса и Глеба в столице. В 2003 году указам Патриарха Леонов был переведен в храм великомученицы Екатерины

    В 2010 году отцу Вадиму был дарован сан протоиерея. И по сей день священник продолжает нести свою службу перед Господом.

    протоиерей Вадим Леонов

    Родился 27 декабря 1966 года в городе Свердловске Ворошиловградской (ныне Луганской) области в православной семье.

    В 1984 году поступил в Московский станкоинструментальный институт. После четвёртого курса был направлен на учёбу в Будапештский технический университет. По собственному признанию, «с благодарностью вспоминаю время этой учёбы, прежде всего, потому, что, помимо специальности, которую я осваивал, всегда была возможность рассматривать мир вокруг. За это время я успел отслужить три года на флоте». В 1993 году окончил обучение в Будапештском техническом университете и Московском станкоинструментальном институте, получив дипломы обоих вузов по специальности «робототехнические системы и комплексы».

    В 1993 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1996 году поступил в Московскую духовную академию (МДА).

    29 декабря 1996 года рукоположён в сан диакона, 12 октября 1997 года — в сан священника.

    В июне 2000 года окончил МДА, защитив кандидатскую диссертацию «Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа». В протоколе заседаний от 1 июня 2000 года после защиты этой работы было записано: «Постановили: оценить работу как отличную и просить совет академии о присуждении автору учёной степени кандидата богословия. Рекомендовать Редакционно-издательскому совету работу священника Вадима Леонова к изданию».

    С августа 2000 по январь 2003 года служил штатным священником храма Бориса и Глеба в Дегунине города Москвы. 20 января 2003 года назначен штатным священником храма Великомученицы Екатерины на Всполье.

    С 2000 по 2015 год преподавал христианскую антропологию в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

    В 2003 году был приглашён в Сретенскую духовную семинарию на должность преподавателя догматического богословия, где продолжает свою преподавательскую деятельность и в настоящее время. Помимо догматического богословия, ведёт в магистратуре курс «Пастырские аспекты христианской антропологии».

    7 декабря 2005 года за богослужением в храме святой Екатерины на Всполье патриархом Алексием II награждён правом ношения наперсного креста.

    31 марта 2010 года патриархом Кириллом за литургией преждеосвященных Даров в кафедральном соборном храме Христа Спасителя был возведён в сан протоиерея.

    В 2021 году в рамках XI ежегодного конкурса «Просвещение через книгу» его монография «Бог во плоти» стала победителем в номинации «Лучшая учебная книга».

    В 2013 году Издательством Московской патриархии был издан его учебник «Основы православной антропологии», который стал основным учебным пособием по данному предмету в богословских школах. Второе издание этой книги произведено в 2021 году вместе с Хрестоматией по православной антропологии.

    29 сентября 2021 года по распоряжению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стал проректором по научно-богословской работе Сретенской духовной семинарии.

    Труды

    Отец Вадим так же активно занимается написанием собственных книг и их публикацией. Вот самые известные:

    • «Основы православной антропологии»;
    • «Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего»;
    • «Брань невидимая. Страсти и добродетели».


    Книга В. Леонова «Основы православной антропологии»

    Самый первый труд из вышеуказанного списка является наиболее популярным и знаменитым. В этой книге рассказывается об основных канонах и догматах православной церкви. На простом языке людям объясняются идеи этой религии.

    Некоторые называют этот труд «Учебником православной антропологии». Эта работа обращена не только к простым людям, но и богословам, педагогам, студентам и другим неравнодушным христианам.

    Использованные материалы

    • ЛЕОНОВ Вадим Алексеевич, протоиерей. Храм великомученицы Варвары. Патриаршее Подворье храмов в Зарядье.
    • 20-01-03 Священник Вадим Леонов с января 2003 года назначен указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II штатным священником в храм святой великомученицы Екатерины на Всполье

    [1] «И.о. ректора Сретенской духовной академии назначен протоиерей Вадим Леонов» —

    [2] Журнал № 44 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июня 2021 года // Официальный сайт Русской Православной Церкви,

    Публикации[ | ]

    • Бог во плоти: Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. — М.: Drakkar, 2005. — 215 с. Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. — Сергиев Посад : СТСЛ, 2015. — 240 с.
  • Брань невидимая. Страсти и добродетели. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — 128 с. — ISBN 978-5-88017-366-2.
  • Основы православной антропологии: учебное пособие. . — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — 456 с. — ISBN 978-5-88017-351-8.
      Основы православной антропологии: учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Изд-во Московской патриархии Русской православной церкви, 2021. — 455 с. — ISBN 978-5-88017-351-8.

    академические статьи и публицистика

    • Вселенские соборы Православной Церкви о человеческой природе Спасителя // Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института: Материалы 2003 г. М.: Издательство ПСТБИ, 2003. — С. 31—42.
    • В день памяти святой великомученицы Екатерины // Православная газета. Екатеринбург. 2004. — № 45 (318) от 1 декабря 2004.
    • Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, говоря о молитве, сказал, что неуверенность в получении просимого есть хула на Бога, как это понимать? // pravoslavie.ru, 8 декабря 2004.
    • Евхаристический докетизм // Церковь и время. 2005. — № 2 (31). — С. 78—105.
    • Антропологический идеал совершенства // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология». Издательство ПСТГУ. М., 2006. — Вып. 2. — С. 81—92.
    • О вере и неверии в таинство Евхаристии // Благодатный огонь. 2006. — № 14. — С. 64—93.
    • Послесловие к академическому семинару «Святые Дары в Таинстве Евхаристии» // Благодатный огонь. 2006. — № 15. — С. 101—106.
    • Рецензия на книгу В. Н. Духанина «Сокровенный мир Православия» // Журнал Московской Патриархии. 2006. — № 4. — С. 75.
    • Взаимосвязь понятий «личность» и «образ Божий» в православном богословии // Святоотеческая психология. Научные доклады и выступления. Материалы конференции XVI Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2008. — С. 66—73. Взаимосвязь понятий «личность» и «образ Божий» в православном богословии // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. — М., 2010. — С. 72—83.
  • Понимание человеческой свободы в православном богословии // Святоотеческая психология и воспитание человека. Научные доклады и статьи. Материалы конференции XVII Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2009. — С. 59—68.
  • Свобода человека во Христе и без Христа // Консультативная психология и психотерапия. 2010. — № 3 (66) июль-сентябрь. М., 2010. — С. 110—121.
  • Свобода человека: опыт богословского осмысления // Сретенский сборник. Выпуск 2. Научные труды преподавателей СДС М., 2010. — С. 137—152.
  • Искупление // Православная энциклопедия. — М., 2011. — Т. XXVII : «Исаак Сирин — Исторические книги». — С. 281, 285—297. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-050-9. (некоторые разделы статьи)
  • Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции // Психологическая наука и образование. Электронный журнал. 2011. — № 3. — C. 1—9.
  • Кеносис // Православная энциклопедия. — М., 2013. — Т. XXXII : «Катехизис — Киево-Печерская икона „Успение Пресвятой Богородицы“». — С. 446-453. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-035-6.
  • Возможности святоотеческой антропологии для формирования новых гуманитарных подходов в научной и образовательной среде // Психологическая наука и образование (электронный журнал). 2014. — № 1. — C. 180—190.
  • Антропологическая структурность образовательной деятельности // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2014. — Вып. 1 (32). — С. 56—69.
  • Душевное здоровье с позиции православной антропологии // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. — С. 69—79.
  • Обожение // Православная энциклопедия. — М., 2021. — Т. LII : «Ной — Онуфрий». — С. 263-268. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-8957-2059-2.
  • Образ Божий // Православная энциклопедия. — М., 2021. — Т. LII : «Ной — Онуфрий». — С. 275-286. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-8957-2059-2.
  • Откровение // Православная энциклопедия. — М., 2021. — Т. LIII : «Онуфрий — Павел». — С. 513-519. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-8957-2060-8.
  • Христология // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2021. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9.
  • Категория «духовность» в христианской традиции и светском гуманитарном дискурсе: особенности прочтения и перспективы взаимодействия // Духовно-нравственные проблемы современной личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2021. — С. 66-82.
  • Содержимое Чаши на литургии Преждеосвященных Даров: традиция и современные интерпретации // bogoslov.ru, 19 марта 2018
  • Константинопольский папизм // pravoslavie.ru, 23 октября 2018
  • Украинский томос — капкан для мирового Православия // pravoslavie.ru, 6 марта 2019
  • Отступления Константинопольского Патриархата от Православия // pravoslavie.ru, 19 апреля 2019
  • Собор в Иордании: надежды и перспективы // pravoslavie.ru, 27 января 2020
  • Православное пастырство и попытки его обновления // pravoslavie.ru, 4 июня 2020
  • Православное пастырство: развеиваем дымовые завесы. Часть 1. Факты. Ответ на статью протоиерея Павла Великанова и иерея Стефана Домусчи // pravoslavie.ru, 17 июня 2020
  • Православное пастырство: развеиваем дымовые завесы. Часть 2. Смыслы и домыслы. Ответ на статью протоиерея Павла Великанова и иерея Стефана Домусчи // pravoslavie.ru, 18 июня 2020
  • «Богословские истины — основа духовной жизни». О важности изучения догматического богословия рассказал протоиерей Вадим Леонов // сайт Сретенской духовной семинарии, 29.09.2020
  • Экклезиологический кризис в жизни современной Православной Церкви и пути его преодоления // Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений. Материалы / отв. свящ. А. Мазырин, свящ. П. Ермилов. — М.: Издательство ПСТГУ, 2021. — С. 45—76. — ISBN 978-5-7429-1332-0.
  • Психологические проекции христианского понятия о любви к себе и ближнему // Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2021. — С. 595—615. doi: 10.38098/univ.2020.55.72.046 — ISBN 978-5-9270-0421-8.

    редакция и составление

    • Всесвятая: Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. Сборник работ / Вступит. статья, составление и общая редакция свящ. В. Леонова. М.: Издательство Паломник, 2001. — 256 с.
    • Величие Пречистой Девы Богородицы / Вступит. статья и общая редакция свящ. В. Леонова. М.: Издательство Паломник, 2005. — 335 с.
    • Основы православной антропологии: хрестоматия / [сост. и общ. ред. Леонов Вадим, протоиерей]. — Москва : Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. — 686 с. — ISBN 978-5-88017-535-2.

    авторские учебные видеокурсы

    • Догматическое богословие. 12 лекций. YouTube-канал PravoslavieRu. 2014—2015 гг.
    • Христианская антропология. 2 лекции. YouTube-канал PravoslavieRu. 2021 г.
    • Символ веры. 12 лекций. YouTube-канал PravoslavieRu. 2018 г.
    • Страсти и добродетели. 2 лекции. YouTube-канал PravoslavieRu. 2019 г.
    • Гордость и тщеславие и борьба с ними. Протоиерей Вадим Леонов // Сретенский монастырь, 14 ноября 2019

    Протоиерей Вадим Леонов

    Нравится:

    Исполняющий обязанности ректора Сретенской духовной академии.

    Передачи

    Помощь телеканалу

    Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

    «Православная газета»

    Мы в контакте

    Последние телепередачи

    • 12 октября 2021 г. «Свет невечерний» (Гомель). Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко)

    Свет невечерний. Вера от слышания

    12 октября 2021 г. Православный словарь

    Православный словарь. Исихазм

    12 октября 2021 г. «Слушаем святых отцов»

    Слушаем святых отцов

    12 октября 2021 г. «Слушаем святых отцов»

    Слушаем святых отцов

    12 октября 2021 г. Трансляции богослужений

    Божественная литургия 12 октября 2021 года

    Вопросы и ответы

    Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

    — Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

    Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

    — Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

    Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

    — Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

    Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

    — Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

    © 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

    Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
    могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
    при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
    Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

    Дорогие друзья

    Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

    Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

    Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector