0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь: история и адрес, описание, святыни

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (6 фото)

История монастыря богата событиями и трагична. Созданный в 1652 г., спустя 100 лет под Пасху 1752 г. при разливе Дона, он целиком сползает в воду и разрушается. К 1759г. монастырь отстраивается заново. В 1863г. настоятельницей монастыря становится Арсения, с именем которой связан его небывалый расцвет.

В 1874 г. под монастырем были выкопаны подземные ходы длиной 150 метров. С приходом советской власти монастырь закрывается.

После Великой Отечественной войны здесь размешают электростанцию, которую в конце 1960-х годов демонтируют с помощью взрывных работ, после чего от здания уцелели только стены и мраморные колонны. Мраморные колонны – особая ценность монастыря – они изготовлены и доставлены из Италии специально для этого монастыря.

С 1991 г. монастырь стал возрождаться, сначала как мужской, потом с 2002г. как женский.

В 1849 году 16-летняя дочь богатого помещика и знаменитого генерала Войска Донского Михаила Себрякова Анна ушла в монастырь и через 4 года была пострижена под именем Арсения.

Инокини с радостью приняли в свою среду умную, энергичную и изящную красавицу, которая не гнушалась никакой черной работы. Арсения все свое свободное время проводила в молитвах, чтении духовных книг и занятиях живописью, к которой имела большие способности. Так, Арсения собственноручно написала на холсте плащаницу и шесть больших икон.

В 1863 году по просьбе сестер, оценивших по достоинству ее великое трудолюбие и организаторские способности, Арсения становится во главе монастыря, который при ее управлении довольно быстро благоустраивается и преображается.

Под руководством матушки Арсении на территории монастыря был выстроен великолепно спроектированный академиком Санкт-Петербургской академии художеств И.И.Горностаевым храм во имя Казанской иконы Божьей Матери, ставший духовной святыней донского казачества.

Стараниями матушки игуменьи в монастыре было открыто бесплатное четырехклассное женское училище, в котором преподавались Закон Божий, русский и славянский языки, география, арифметика и история государства российского. Были организованы школа живописи и библиотека, сооружен пещерный комплекс по подобию пещер Киевско-Печерской лавры.

За свое образцовое управление Усть-Медведицким монастырем в течение 40 лет игуменья Арсения получила награды. Знак Красного Креста за русско-турецкую войну в 1877-1878 гг. Медаль в память царствования императора Александра Ш. Библия, выданная матушке Арсении в 1905г. из Синода в качестве поощрения за создание монастырского училища. Наперстный крест и крест с драгоценностями, пожалованный матушке Арсении из кабинета Его Величества Государя Императора.

Особая реликвия монастыря – камень с отпечатками коленей и ладоней Богородицы, который обладает чудесным свойством исцелять искренне молящихся на нем.
История Серафимовичского района тесно связана с историей донского казачества. Станица Усть-Медведицкая – такое название имел город Серафимович до 1933 года – являлась столицей 6-го казачьего корпуса Войска Донского. Сама станица была основана в ХVI веке – первое письменное упоминание о ней относится к 1595 году. Примечательно, что станица была отмечена в личном дневнике самим Петром Первым во время своего путешествия по Дону в Астрахань.

Согласно исследованиям археологов и историков, эти места были заселены племенами кочевников еще до татаро-монгольского ига. Казаки же стали здесь селиться с ХУ1 века. Не обошли эти места известные казачьи восстания под предводительством Кондратия Булавина и Степана Разина. Во время Гражданской войны именно у станицы Усть-Медведицкой происходили наиболее горячие столкновения между «красными» и «белыми».

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Это – рассказ путешественницы Светланы из Ростова-на-Дону, члена Клуба любителей Шевроле-Нивы (на форуме автолюбителей-шнивоводов она под ником Kusha69).

По пути на Медведицкую гряду в компании таких же автопутешественников она посетила удивительное место Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. И теперь делится своими впечатлениями с читателями сайта Дороги мира.

Прикосновение к чуду

В день отъезда в наше путешествие по Волгоградской области сижу на работе, и как добросовестный, трудолюбивый работник, в предвкушении поездки, листаю картинки в Одноклассниках. Вижу картинка – «Церковь с 33 куполами, такого чуда никто не видел». Никто не видел? Мы увидим. Решение принято, мы заезжаем в монастырь.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь основан по разным источникам примерно в 1638-1652 годах. Сначала он был мужской, а в 1784 стал женским.

Когда входишь в монастырь, в первую очередь видишь магазин, и конечно все, кто приехал в монастырь с мыслью поглазеть, идут в первую очередь туда за чем-то им, наверное, нужным. Товара в магазине много: начиная от свечей, книг, крестиков, заканчивая резными иконами. Я купила себе свечек, а всякие там иконки для машины и крестики у меня уже есть. Хотя в магазине услышала, что этот монастырь необычный и всё купленное здесь имеет особую священную силу (ну не верю я, что купленное имеет какую-то силу – коммерция есть коммерция, жить им на что-то надо). Я спросила: «А где тут свечки ставить?» На что мне монахиня ответила: «В храме Казанской Божией Матери». Так вот свечки были мной приобретены для посещения главного храма.

Монастырь более чем ухожен.

Дизайн, именно дизайн – на высшем уровне.

Цветы, камни, водопад – красота.

Церковь Преображения Господня, которая с 33 куполами (по числу лет жизни Христа на земле) была закрыта. Обидно.

Церковь с 33 куполами. Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Церковь с 33 куполами

Но издалека сияла куполами на солнце и поражала своей необычностью и красотой.

Вид с холма, на котором расположен монастырь, тоже не поддается описанию. Дон, степи, леса – дух захватывает.

Что действительно велико духовно и больше всего впечатляет и запомнилось – так это Храм.

Как и половина монастыря, часть храма на ремонте.

Монахини с любовью благоустраивают территорию монастыря

На входе, на лесенке, как я понимаю в главный зал храма, висит табличка «Храм на реконструкции» и чуть ниже – табличка со стрелочкой «В храм» и мы пошли по направлению стрелочек. По стрелочкам спустились в подвал. Налево вход в большой зал, прямо вход в пещеры, перед пещерой табличка: «30 мин.».

Подвал – это, наверное, временное замещение главного зала (я не знаю, как называется главный зал в церкви), где висят иконы, а под ними стоят большие подсвечники, в которые тыкают свечи за здравие и упокой (куда я поставила купленные свечи). Так вот что меня поразило и потом мы это обсуждали, пока ждали очереди в пещеры: в храме, т. е. в его подвале на стенах никакой росписи, всё побелено и всё чистое (без копоти) – даже потолки. Иконы висят простые, оклады мне почему-то не запомнились (я так думаю что они или просто деревянные или иконы вообще просто под стеклом, что на этом даже взгляд не остановился, и в памяти не запечатлелось). Подсвечники такие же, как и во всех церквях, но свечек там немного, по 3-5 на каждом. Но больше всего меня поразил воздух – свежий, прохладный, чистый, прозрачный. Поискали с мужем глазами какую-нибудь вентиляцию или что-то подобное – не нашли, и дружно решили, что просто в те времена, когда строили, архитекторы и строители знали какие-то секреты и строили качественно и для себя, а не для людей.

Подошли Марина с Саней и уговорили нас подождать и всё-таки попасть в пещеру. Мы сели на лавочки возле входа в пещеру и стали ждать. Моему мужу стало скучно, и он стал вертеть табличку с надписью «30 мин.». На другой стороне таблички оказалась надпись «15 мин.». Ну, естественно, мы стали искать жертву кто же пойдет к монахине, что бы узнать, когда начались 30 мин. и когда можно попасть в пещеру. Марина узнала, что в пещеру можно будет попасть: «Когда соберётся народ». Мы сидим минут 20, а народа нет и нет. Вдруг откуда ни возьмись набежала толпа, то ли экскурсия приехала, то ли просто собрались.

Читать еще:  Храм преподобного Серафима Саровского в Курске: адрес и телефон, история, отец Георгий и другие настоятели

Подошла монахиня (50-55 лет, в своеобразном головном уборе, платье и фартуке – головной убор поразил, я всё его стояла рассматривала, пока она говорила – капюшон с попоной (или как там называется эта косынка), сшитый по контуру головы, с дыркой для лица, дырка отстрочена тесьмой, причем явно на промышленной машинке, от ушей завязочки для того чтоб капюшон не спадал на лицо, хотя при разговоре она его постоянно поправляла) и спросила: «У всех есть свечи для входа в пещеру?» Её голос! Высокий, нежный, певучий, не соответствующий её внешнему облику. Естественно у нас свечей не оказалось, но проблема решались очень просто: «Можете купить у меня». Когда покупали свечи, она порекомендовала взять больше, чем по одной на человека. Мы пошли ко входу в пещеру, а монахиня опять куда-то таинственно растворилась.

Вернулась она минут через 10, народу собралось уже полный тамбур. «Перед входом в пещеру висит свеча – от неё зажигаете свои свечи и проходите по пещере. Держитесь правой стороны, когда заходите и выходите, чтоб не было столпотворения. И не мешать людям, которые заходят или выходят. В комнату с камнем заходит 4 человека, а потом один выходит и заходит сразу следующий. Когда идёшь по пещере нужно читать молитву Пресвятой Богородице. Все знают молитву?» (все промолчали). Она посетовала о том, как можно не знать такую молитву. Прочитала несколько строк молитвы и продолжила: «Ну, тогда, кто не знает молитву, просто молитесь и заходите с чистыми мыслями, потому что Господь всё слышит. Камень имеет целебные свойства, раньше мы записывали все чудеса, потом перестали, а сейчас вроде опять нам пишут люди и чудеса записываются, но я этого не знаю. Не знаю. Не знаю» (качая головой).

Она повернулась, прошла вглубь пещеры, увидела на двери большой амбарный замок и вспомнила, что ключи она где-то оставила и опять ушла. В этот раз она вернулась быстро и продолжила: «Вот тут зажигаете свечу, проходите за мной. Подходите к камню дважды креститесь, прикасаетесь лбом к камню, ещё раз креститесь и выходите, как уже говорила по правой стеночке. А свечечки когда выйдете, потушите, никуда не девайте, они тоже целебные. У нас одна женщина каждые полгода приезжает и по 10 штук увозит. Мы спросили «Зачем?», она ответила, что когда ей плохо или давление повышается, она зажигает дома свечу и ей сразу становится легче». Тогда мы и поняли, почему она порекомендовала взять больше свечей.

И, наконец, мы пошли в пещеру. Узкий проход, сквозняк, свечу надо было прикрывать рукой, чтоб не потухла. Холодно, именно холодно, а не прохладно. Освещение только от свечи, что в руках. Стены каменные, гладкие, когда к ним прикасаешься – ледяные, темно-коричневого цвета (ну так показалось при свете свечи). Жуть. Проходы в другие коридоры огорожены верёвочкой.

Комната с камнем размером примерно 2х2. Посередине на постаменте камень – прямоугольный, на верхнем основании четыре вмятины, причем прямо видно ладони с пальцами и ноги, в районе коленей вдавлено сильней. На нём игуменья Арсения молилась. На стене иконы, кажется три штуки, а по бокам икон горят свечи. Каждый подходит, крестится, стукается лбом, крестится и выходит – своеобразный поток людской. Монахиня берёт свечи подержать, чтоб они не мешали при преклонении.

Когда находишься в пещере, на тебя действительно наваливается ощущение ответственности, и веры во что-то сверхъестественное, в какое-то чудо. Стараешься думать только о хорошем, всех простить. Выходишь из пещеры, сердце стучит, дыхание учащённое и на мир смотришь другими глазами – светлее всё становится (а может просто из темной пещеры вышла), но ощущение чуда остается.

Вот так и получилось – ехала на одно чудо посмотреть, а получила другое.

P.S. Это — рассказ читательницы (а теперь — и ещё одного соавтора) этого сайта, ростовчанки Светланы, известной в среде любителей «Нивы-Шевроле» и ралли на внедорожниках под ником Kusha69. Вы также можете почитать цикл рассказов Светланы о Таиланде. Увлечения Светланы: путешествия и покатушки по грязи.

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.

© Светлана Kusha69, сайт «Дороги мира», 2014. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

Схожие записи:

Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях!

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (Серафимович)

Координаты: N49 33.978 E42 41.874.

У западной части города Серафимович, недалеко от Дона, стоит Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Момент его возведения ориентировочно датируется 1652 годом и связан с благословлением Св. патриарха Иоакима. В настоящее время обитель практически полностью отреставрирована и заселена монахинями. Усть-Медведицкий монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест, расположенных на правобережье Дона. Это своего рода донская жемчужина, как по духовному значению, так и по внешнему виду (сегодня стены монастыря белоснежны).

Ежедневно сотни туристов и паломников приезжают в Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче — одни помолиться, другие воочию увидеть достопримечательности Усть-Медведицкого монастыря. Среди них наиболее будоражащими воображение являются выкопанные в 1874 году подземные ходы общей длиной 150 метров. Существует мнение, что когда-то подземный ход проходил под самым руслом Дона, давая таким образом возможность перебираться на левый берег. В одной из частей пещер и ныне находится главная святыня обители — «монашкин камень». На нем, словно по велению каких-то чудесных сил, остались отпечатки двух ладоней и коленей, по преданию они принадлежат Богородице, которая явилась молившейся здесь матушке Арсении. Другая версия заключается в том, что отпечатки — это следы от молитв самой матушки Арсении. Считается, что если припасть к этому камню в проникновенной молитве, можно исцелиться от самых разных недугов и болезней.

Во времена Арсении вход в пещеры был оформлен несколько иначе, чем сегодня: «Перед входом – маленькая комната. В этой комнате над дверьми, ведущими в пещеры, ранее висело изображение страшного суда. Пройдя из них узким коридором несколько шагов, встречаются другие двери с иконой над ними — Вход Господень в Иерусалим. Отсюда начинается спуск в пещеры, которые имеют направление в гору на юг. ». Грунт, в котором были ископаны пещеры, требовал дополнительной облицовки, поэтому грунтовые стены, потолки, пол были выложены кирпичом. Главный ход пещер назван «Крестным путем Спасителя», другая часть пещер наименована «Страстным путем Божьей Матери». В ходах по стенам встречаются различные ниши, где ранее находились иконы, воспроизводящие путь Христа на Голгофу. На некоторых нишах остались следы креплений для решеток, очевидно, что иконы, которые в них находились, запирались. Отдельные короткие ходы соединяют основные галереи с кельями: «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», «келья Троицы». Ходы соединяются в южном секторе и ведут к Голгофе, выделенной как отдельное помещение.

История Усть-Медведицкого монастыря Серафимовича тесно переплетается с историей здешних краев, неразрывно связана с ней, и столь же богата событиями, многие из которых подчас очень трагичны. Созданный в 1652 году, спустя 100 лет, в ночь под Пасху 1752 года при разливе Дона он целиком сползает в воду и разрушается. К 1759 году Усть-Медведицкий монастырь отстраивается заново. Были карательные экспедиции, направляемые сюда Петром Первым в годы Булавинского восстания, и упразднение обители в 1788 году, и гремевшие здесь сражения во время Великой Отечественной войны. Но всегда, в любые эпохи и при любых событиях Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче имел большое значение для казачества, служа оплотом православия и защиты Отечества на окраине Донской земли, оставаясь надежным прибежищем для людских душ.

Читать еще:  Далматовский монастырь: история и адрес, как добраться, святыни и праздники

В 1863 году настоятельницей Серафимовичского Усть-Медведицкого монастыря становится мать Арсения, с именем которой связаны времена самого расцвета деятельности Спасо-Преображенского монастыря. Родившаяся в богатой и знатной семье помещика М. С. Себрякова, она в юном возрасте решила удалиться в монастырь. 30 декабря 1850 г. Себряков привез 17-летнюю дочь Анну в Усть-Медведицкую обитель и через 4 года она была пострижена с именем Арсения. Юная, изящная, красивая, она вызывала в сердцах простодушных инокинь благоговейное чувство, казалась им Ангелом Божиим. Жизнь вела самую строгую, подвижническую. Она написала плащаницу и 6 больших икон. В 1863 г. по просьбе сестер мать Арсения приняла начальство над монастырем. При ней Усть-Медведицкий монастырь (Серафимович) достиг своего наивысшего расцвета. В нем открылось бесплатное 4-классное женское училище.

После октябрьского переворота обитель была закрыта и подверглась осквернению и разорению. Более 50 построек на территории Усть-Медведицкого монастыря были разрушены. В годы Великой Отечественной войны город Серафимович несколько раз переходил из рук в руки. Бои продолжили разрушение обители. После войны в обители расположилась исправительная колония, потом в единственном уцелевшем храме – иконы Казанской Божией Матери – местная электростанция. В конце 60-х годов ее демонтируют весьма радикальным способом — с помощью проведения взрывных работ. В результате от здания монастыря уцелели лишь стены и мраморные колонны. В послевоенные годы в бесхозное для Усть-Медведицкого монастыря в Серафимовиче время немалый ущерб храму нанесли случайные недоброжелатели.

В начале 90-х годов прошлого века Священным Синодом была учреждена самостоятельная Волгоградская епархия, главой которой назначен архиепископ Герман. В 1991 году на заседании Синода Русской Православной Церкви, по ходатайству Германа, было постановлено: «Благословить открытие Свято-Преображенского Усть-Медведицкого мужского монастыря в Волгоградской епархии». Таким образом, в 1992 году начинается деятельность по восстановлению в Серафимовиче Усть-Медведицкого монастыря.

Пожалуй, самым первым шагом к поднятию из руин Преображенского храма и возвращению ему былого облика, стало закрытие в него доступа — дабы исключить проникновение вандалов, были заграждены оконные и дверные проемы. Далее, буквально по крупицам, началось непосредственное восстановление некогда блиставшей донской жемчужины. Первоначально к участию в строительстве храма предполагалось привлечь молодежь. Но местные власти отклонили вариант любительского благоустройства, предпочтя ему профессиональную реставрацию.

Изначально, в процессе работ по восстановлению и отделке, Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче функционировал как мужской. Первыми его насельниками стали настоятель иеромонах Савин (Аганин), два штатных иеромонаха, один иеродиакон, один монах и несколько послушников. При их непосредственном участии в монастыре были произведены хозяйственные работы, восстановлена крыша храма, своды между нижним и верхним храмами, демонтирована электростанция, восстановлены пещеры (в пещерах хранится икона Св. Троицы, написанная братией). Также был отстроен игуменский дом (где оборудована трапезная), а для совершения богослужения оборудовали домовую церковь. Сегодня рядом с восстановленным и отреставрированным зданием Усть-Медведицкого монастыря красуется Храм Казанской Божьей Матери с верхним и нижним храмом, также уничтоженный во время Великой Отечественной войны. Серафимовичский монастырь имеет подворье в Волгограде — храм Параскевы Пятницы.

Построен Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче в стиле итальянской базилики и поистине восхищает своей красотой. Нынешний храм уже третий по счёту отстроенный при монастыре. Первый храм был привален горой и в результате был построен второй подальше от горы и ближе к Дону, но при большом половодье рек Дон и Медведица произошло подмывание фундамента храма и храм «сполз» в Дон. Третий храм был построен уже выше по склону, где стоит и сейчас. По такому проекту построено всего два храма. Храм имеет форму креста. Колонны, поддерживающие храм изнутри, были доставлены из Венеции за 1,5 года и обрабатывались в Петербурге . Уже в наше время за эти колонны немцы предлагали заасфальтировать все дороги г. Серафимовича, но администрация города отказала предприимчивым немцам. Некогда вершину храма украшали пять позолоченных куполов, в отличие от нынешнего одного. Перекрытие между нижним и верхним храмами использовалось ещё и для обогрева – в нём была сделана система воздуховодов, а в нижнем храме стояла печь, которая и обогревала перекрытие. В Советские времена храм превратили в груду обветшалого камня. Не было ни крыши, ни перекрытия между верхним и нижним храмами, все оставшиеся стены были изгажены надписями, а фрески расстреляны и закрашены. Всё, что содержало золото, было распилено и растащено (купола, алтарь, иконостас) До нынешнего времени ещё остался дом игуменьи Арсении, арка бывшей колокольни, часть пещер с главной святыней монастыря чудо-камнем игуменьи Арсении. Сейчас, благодаря вниманию верующих, Усть-Медведицкий монастырь постепенно восстанавливается. Удалось так же привлечь внимание Москвы к удивительному памятнику архитектуры.

В августе 2001 года Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (Серафимович) был преобразован в женский.

По святым местам. Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (г. Серафимович, Урюпинская епархия)

Аудио

Святое и благостное место – так отзываются паломники об этом монастыре. Ежедневно сюда, на берег Дона, приезжают сотни пилигримов. Побываем здесь и мы. Об Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре наш рассказ. История этой обители неразрывно связана с жизнью всевеликого Войска Донского. Еще в конце XVI века сюда пришли казаки и стали строить городок, а рядом стали появляться монашеские кельи, в которые уходили израненные в боях и походах воины.

Монахиня Онуфрия, благочинная монастыря:

– Это место было пустынным и было облюбовано пустынниками, отшельниками, желавшими иноческой жизни. Здесь они построили деревянный храм в честь Всемилостивого Спаса. Изначально монастырь был мужским, это начинание было принято очень близко к сердцу донскими казаками, и местные жители в большом количестве жертвовали в монастырь и занимались его благоукрашением.

В то время монастырь напоминал крепость, потому что был окружен валом и рвом. Но, несмотря на это, святая обитель все же пострадала, но не от захватчиков, а от разлива реки.

– В один из весенних разливов вода, залив все окрестные балки, подмыла гору, под которой монастырь стоял. Все братья в это время находились на молитве в храме, и милостью Божией все остались живы. Новый монастырь был разрушен оползнем. После случившегося братья не пали духом, засучили рукава и стали обустраиваться уже на новом месте.

И вот монастырская стройка закипела заново, и уже ни Дон, ни Степан Разин, проходивший мимо обители со своим войском, не могли взять неприступные стены. Но XVIII век принес с собой изменения. Церковная реформа Екатерины II предписывала закрыть обитель, которая до этого лишь недавно из мужской была преобразована в женскую. Сестры уехали в Киев на десять лет, но и там они слезно просили вновь открыть монастырь. И уже при Павле I обитель опять приняла в своих стенах инокинь.

– В него влилась целая община: 49 девиц, которые принесли с собой и правила, одобренные святителем Тихоном. Руководил этой общиной диакон Василий Михайлов, и эта община полностью влилась в монастырь, и монастырь благодаря этому стал вскоре расширяться, умножаться, благоукрашаться.

Настоящий период расцвета монастыря связан с именем игумении Арсении (Себряковой), сейчас прославленной в лике святых.

Читать еще:  Смольный собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

– Это пятая по счету игумения нашей святой обители. Это была избранница Божия от самого рождения: еще в трехлетнем возрасте ей было предзнаменование от святителя Антония (Смирницкого), что она будет великой женой. Ее родители были благочестивы и воспитывали детей в страхе Божием. Оставшись без матери сиротой в шестилетнем возрасте, матушка Арсения всем сердцем, всей душой прилепилась к Божией Матери, Которая взяла ее, как дочь, под Свой покров.

При настоятельстве матушки Арсении был построен величественный Казанский собор. В нем до наших дней сохранилось шесть колонн из белого итальянского мрамора, их везли по каналам Санкт-Петербурга, а потом по Волге. Одновременно с возведением Казанского храма матушка начинает строить пещерный храмовый комплекс, подобный тому, что она когда-то видела в Киево-Печерской лавре. Вход в пещеры начинается в Казанском соборе из нижней церкви преподобного Арсения Великого.

– Пещеры были сокровенным ее деланием, копала эти пещеры матушка одновременно со строительством храма, который тоже был ее сердечным детищем. Весь этот комплекс, который в монастыре сейчас существует (храм, нижний храм, пещеры, в которые вход из нижнего храма), создавался одновременно. Пещеры матушка копала вглубь по ночам тайно от внешнего мира, а храм рос ввысь. Вот эти пещеры матушка хотела сделать своим затвором.

Главный ход пещер получил название Крестного пути Спасителя. Вторая часть пещер – это страстной путь Богородицы. В келье Успения находится плащаница Божией Матери. До нас дошла главная святыня пещер – камень игумении, или камень покаяния. По легенде, на нем молилась матушка Арсения – и к ней явилась Сама Пресвятая Богородица.

– На одном облаке она увидела Матерь Божию, на камне молящуюся, и на другом облаке храм, который предстояло построить. В конце этого видения, этого чуда, которое ей было открыто, этот камень оказался находящимся перед ней. Свидетелей этому чуду не было никого, кроме матушки Арсении. Пока она была жива, никому о том чуде не рассказывала. Только после смерти этот камень (видимо, по какому-то ее завещанию или прошению) был помещен в пещеры, ею вырытые. А до ее кончины 20 лет пещеры были открыты, их посещали паломники, могли молиться в этих пещерах, прикладываться к иконам, которые там были поставлены в нишах.

И сейчас сюда стремятся многие люди, прося у Царицы Небесной исполнения самых искренних молитв и чаяний.

– Чудеса происходят нередко, особенно для тех, кто с верой притекает сюда. Много случаев исцеления от бесплодия.

Говоря о периоде закрытия монастыря, скажем, что величественный Казанский собор использовался как склад. Здесь жгли костры и даже прозвучали два взрыва, но храм на мраморных колоннах устоял. Здания монастыря пострадали в годы Великой Отечественной войны – здесь проходили ожесточенные бои. А уже после, в мирное время, на территории размещали детские лагеря, сюда приходили вандалы и кладоискатели, пока в 1991 году не решено было возрождать святую обитель. И вот в Усть-Медведицкий монастырь потянулась братия, на плечи которой легли первые труды по расчистке пещер, по стройке и проведению электричества. А через десять лет сюда по благословению правящего архиерея приезжает большая женская община.

– Новая история возрождения монастыря началась в 2001 году, когда сюда приехала матушка Георгия со своей общиной, сложившейся уже, с Украины из монастыря Золотоноша. Монастырь не закрывался в советское время и сохранил в себе монашеские традиции, которые передаются больше от человека к человеку. И здесь пришлось принести великие труды. Первое время приходилось очень сложно, тяжело, но все-таки Господь помогал и на труды сестер послал Свою милость. Уже в 2002 году на Пасху первая служба была совершена в нижнем Арсеньевском храме Казанского собора.

Фанерный иконостас, бумажные иконы – в такой обстановке проходили первые соборные молитвы, но сестры не унывали и даже наладили подсобное хозяйство. Восстановили Казанский собор, где появился мраморный иконостас, на освящении этой церкви присутствовало 10 000 человек. Другой храм, удивляющий своей красотой, – церковь Преображения Господня.

– Дело в том, что престола в Преображенском монастыре долго не было. И спустя 13 лет от начала нового отсчета монастырской жизни это храм был построен и освящен.

Прообразом этого храма послужила одноименная церковь в Кижах.

– Тридцать три купола в честь земной жизни Господа. Храм делался деревянным, но в итоге получилось, что он деревянный внутри, снаружи же был оштукатурен, а крыша его была покрыта медью. По проекту он рассчитан на 300 человек, службы там совершаются в основном в осенне-зимний период, когда монастырь посещает небольшое количество паломников и они могут поместиться там.

Паломники говорят, что в этой церкви чувствуется особый монашеский дух. Также внимание гостей привлекает арка-звонница.

– Арка, собственно, это стена – часть стены от разрушенного храма Преображения Господня. Он был взорван в 1934 году. Эта стена была переходная из основного храма в придел. Придел был пристроен при матушке Арсении в честь Владимирской иконы Божией Матери, там тоже был мраморный иконостас, и какой-то мраморный фрагмент на колокольне до сих пор есть. Мы обнаружили его под землей. Сейчас эта стена-арка переоборудована под звонницу.

Службы здесь проводятся регулярно, и регулярно приезжают гости. У монастыря есть свой паломнический центр. Здесь строится большая гостиница, можно остаться на один день или подольше.

– Такие люди обычно готовы нести посильные труды, которые в монастыре предлагаются. Мы рады таким людям всегда, потому что работы много, много консервации бывает, много подготовки к разным праздникам. Современному человеку очень сложно бывает в суете мирской жизни как-то себя настроить на беседу с Богом, а здесь, в монастыре, обстановка располагает – здесь не думаешь о том, что тебе постного приготовить, тут уже все готовится по уставу церковному. И сама обстановка тоже настраивает на определенный лад.

А уезжая из монастыря, можно увезти с собой памятные подарки – книги, сувениры, иконы; здесь даже изготавливают монастырскую мазь.

– Монастырская мазь – это неожиданная находка для нашего монастыря; рецепт этой мази был принесен схимонахиней Ардалионой. Она поступила в монастырь уже в монашеском постриге, это была монахиня Мариамна, сейчас она покоится на монастырском кладбище (современном). В схимническом постриге было ей дано имя – схимонахиня Ардалиона. Она взяла этот рецепт из старинных лечебников, и здесь начали эту мазь варить и использовать для внутренних нужд. Но потом по какому-то случаю ее дали попробовать в одной сложной ситуации здесь, в городе, человеку, что давно лежал с глубокими пролежнями, которые ничему не поддавались. И когда эти пролежни стали затягиваться, когда человеку стало легче, у него стали сгибаться руки, ноги, за этой мазью выстроилась очередь.

В монастырь наш едет множество людей, особенно после того, как была прославлена во святых матушка игумения Арсения – это было огромное событие не только нашего монастыря, но и нашего региона, нашей области. Около 15 000 паломников в тот день посетило монастырь почтить память матушки Арсении, помолиться ей. Много чудес исцеления случилось в тот день, даже погода, природа являли собой что-то необыкновенное, потому что это была глубокая осень (19 ноября), а день был очень теплым и благодатным.

Теплая и благодатная атмосфера здесь чувствуется всегда. Убедитесь в этом сами – просто посетите одно из самых красивых и живописных святых мест на берегу Дона.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector