0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Успенский монастырь в Красноярске: история и адрес, описание, святыни

Содержание

Успенский мужской монастырь в Красноярске

Красноярск — один из крупнейших городов Сибири, являющийся её культурным и духовным центром. В старинном поселении функционирует множество культовых православных построек. Одной из них является Успенский мужской монастырь, созданный специально ради укрепления духовной культуры сибиряков.

История

Недалеко от Красноярска на берегу Енисея в конце XIX в. заложили монастырь, который за более чем вековую историю претерпел множество испытаний и бедствий.

Основание

Сибирь — уникальное место, население которого отличалось вольнолюбием и независимостью. Этому способствовал приток населения из европейской части России, состоящего из ссыльных декабристов, революционеров и вольнодумцев. В конце 1873 г. глава Красноярской епархии епископ Антоний обратился к городским властям с просьбой продать земельный участок для организации на нём монашеской общины.

В начале следующего красноярская Городская Дума приняла решение передать Церкви участок земли в районе посёлка Плотбище на берегу Енисея. Следующие 1,5 года сбором средств для начала строительства занимался специально созданный комитет, которому удалось более 21000 рублей. Этих денег хватило для выполнения следующих работ:

  • обустройства дороги к монастырю;
  • возведения главного братского корпуса;
  • устройство деревянного дома для архиерея.

Строительные работы шли медленно, так как епископу Антонию приходилось преодолевать различные бюрократические препоны и нехватку средств. Официальное разрешение на открытие монастыря во имя Успения Богородицы император подписал в мае 1879 г.

Дореволюционное время

К началу 90-х гг. XIX в. в монастыре постоянно проживали 44 инока. Помимо духовного служения, они занимались следующими видами хозяйственной деятельности:

  • животноводство (в монастырском хозяйстве жили более 20 голов рогатого скота);
  • огородничество и хлебопашество (на землях, арендованных у города);
  • работа в швейной и сапожной мастерской;
  • выпечка хлебобулочных изделий и просфор;
  • создание икон и обучение этому ремеслу.

В 1988 г. монастырь пережил сильное наводнение, в результате которого были разрушены кузница и монастырская дорога. Через год важная для обители дорога была восстановлена совместными усилиями монастырской братии и жителей окрестных летних дач.

В начале XX в. на территории монастыря прошёл капитальный ремонт. В обновлённой обители открылись паломнические курсы, рассчитанные на 50 человек. Помимо этого, на её территории открыли приют для нуждающихся и немощных людей. Часть монастырских построек сдавалась в аренду свечному производству.

Закрытие и советские годы

С 1918 г. Успенский монастырь начал приходить в упадок. Большевики начали конфискацию принадлежащих ему земель, приостановленную с приходом в город белогвардейцев. После окончания Гражданской войны в зданиях монастыря разместили следующие организации:

  • детский дом;
  • школа-коммуна;
  • сыпнотифозный госпиталь;
  • больница для выздоравливающих.

В 1921 г. монастырскую церковь закрыли, а насельников выгнали с территории обители. Точных сведений об их судьбе нет, но есть мнение, что они были расстреляны и захоронены в братской могиле в лесу за оградой монастыря.

С 1946 по 1992 гг. на территории монастыря располагался дом отдыха.

Возрождение

Последнее десятилетие прошлого столетия в сохранившихся монастырских зданиях размещался детский лагерь. В это же время церковные власти Красноярской епархии начинают предпринимать шаги по возвращении территории Успенского мужского монастыря. Но из-за бюрократических проволочек возможность восстановления обители появилась только в 1998 г.

Губернатор А. И. Лебедь бескомпромиссно решил вопрос в пользу передачи участка на берегу Енисея в распоряжение Русской православной церкви. К этому времени большинство зданий находились в полуразрушенном состоянии. С 2000 г. началась работа по восстановлению обители.

Современное состояние

После полутора десятков лет реконструкции Успенский мужской монастырь, расположенный на окраине Красноярска, стал центром духовной и культурной жизни Красноярского края. Красивые храмы, расположенные на его территории, входят в экскурсионный маршрут, проходящий по культовым постройкам Красноярска.

Архитектура

На земле современной обители располагается несколько культовых построек. К ним относятся:

    Часовня в честь святого благоверного князя Олега Брянского. Средства на постройку храма выделили и участвовал в его постройке красноярец В. К. Шаешников. Как и церковь святого Константина, постройка имеет простую конструкцию, но отличается от неё цветом кровли и формой глав. Престольный праздник отмечается в часовне 3 октября.

В силу объективных причин к строительству культовой постройки приступили после 100 лет после создания проекта. Средства на строительства на строительство предоставила строительная компания “Сибиряк”. Её же специалисты занимались возведением постройки. Храм, выполненный в стиле классической русской архитектуры XIV в, построили менее чес за год.
Центральная часть представляет собой конструкцию, состоящую из четверика, на который установлен восьмерик, увенчанный шатром с луковичной главой. Идентичные главы, установленные на узкие декоративные барабаны, расположены на углах четверика. К восточному фасаду примыкает полукруглая апсида, а к остальным — притворы в форме килевидных закомар.
Такую же форму имеет паперть с главным входным порталом, над которым располагается большое мозаичное панно. Внутренние стены белоснежного храма покрыты росписями. Освящение храма состоялось 4 декабря 2015 года. Престольный праздник в храме отмечается 31 августа.

Помимо культовых построек, на территории монастыря располагаются колокольня, здание культурно-исторического центра “Успенский”.

Интересно! На монастырской земле располагается храм во имя преподобного Сергия Радонежского, к которому примыкают архиерейские покои.

Расписание богослужений

Богослужения в монастыре во имя Успения Пресвятой Богородицы проводятся ежедневно по следующему расписанию:

  • с понедельника по субботу проводятся 2 богослужения в 8 и 17 часов;
  • в воскресенье и праздничные дни службы проходят в 7, 9, 17 часов.

Социальная деятельность

Совместно с департаментом культуры Красноярска Успенский монастырь создал культурно-исторический центр “Успенский”. Его деятельность направлена на развитие и укрепление культурных традиций и нравственных ценностей российского народа. На базе центра проводятся следующие мероприятия:

  • занятия для детей в творческих кружках;
  • выставки, посвящённые традиционным ремёслам и различным видам искусства;
  • организация и проведение православных музыкальных фестивалей.

Интересно! Занятия в творческих кружках и участие в мастер-классах проводятся на бесплатной основе.

Где находится и как добраться

Успенский мужской монастырь расположен в Красноярске на улице Лесная, владение 55. Для туристов и паломников, желающих доехать до обители на общественном транспорте, необходимо сесть на автобус №12. Он отправляется от остановки “Предмостная площадь”. Выходить необходимо на остановке “Послушников переулок”. Затем следует пройти около 500 м пешком по ул. Послушников.

Успенский мужской монастырь — духовно-культурный центр и архитектурная достопримечательность Красноярска. Здесь можно не только помолиться в красивом храме, но и отдохнуть от городской суеты, и познакомиться с историей и культурой красноярской земли и обители.

Успенский мужской монастырь г. Красноярска Епархиальные монастыри РПЦ

История

Желая с помощью иночества укрепить позиции Церкви в Красноярской губернии, в декабре 1873 г. епископ Антоний (Николаевский), третий по счету красноярский архиерей, обращается к городскому голове П.И. Кузнецову с предложением о покупке части городской территории для устройства «иноческой обители». Проект всех зданий монастырского комплекса был разработан иеромонахом Зосимой. Фундамент каменного корпуса был заложен в июне 1874 г., а 2 апреля 1875 г. строящиеся здания были осмотрены архитектором А. Лассовским, который нашел состояние построек превосходным. С 1875 по 1878 гг. в условиях медлительности и волокиты синодальных и гражданских чиновников Преосвященный Антоний проделал огромную работу по привлечению благотворителей к строительству обители. После получения Указа Его Императорского Величества с официальным разрешением на открытие обители, 15 мая 1879 года была совершена закладка Успенского мужского монастыря города Красноярска.

Вплоть до 1881 года Владыка Антоний, считающийся первым настоятелем монастыря, продолжает неустанные труды по строительству и благоустройству обители, преодолевая постоянно возникающие трудности. 15 мая 1881 г. епископ Антоний был переведен на Пензенскую кафедру, а каменный братский корпус обители, вероятно, был построен при его преемнике, епископе Исаакие (Положенском).

13 июля 1883 г. обители была Высочайше пожалована дача в Канском округе, однако она практически не использовалась за дальностью расстояния (около 300 верст). В 1886 г. монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, из них 15 — дойные коровы. Арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 г. в главном корпусе обители находились иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни. В 1888 г. в результате сильного наводнения монастырь потерял деревянный флигель, стоявший на берегу Енисея, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление необходимых путей сообщения, монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 г. из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с монастырской дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 тыс. руб., а монастырь — 1 тыс. бревен. Вскоре дорога была устроена, что в последующие годы позволило около 4000 богомольцам из Европейской и Азиатской частей России посещать Успенскую обитель. К 1890 г. в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомольцев-послушников.

Читать еще:  Николо-Сольбинский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение, настоятельницы и святыни, расписание служб

С приходом большевистской власти начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 г. Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского Правительства. В это смутное время хозяйство обители оказывается в плачевном положении, что в значительной мере было виной тогдашних наместников. Епископ Назарий по этому поводу отмечал: «…хозяйство монастырей ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников. В Знаменском скиту игумен Серапион распродал весь запас рыбы, продал без нужды и не во время часть скота, не запас в прошлом году должного количества корма. Бывшие наместники Успенского монастыря отказались от аренды земли, лежащей вблизи монастыря и так ему необходимой». Тем не менее, в сентябре того же года при Успенском монастыре устраивается детский приют для детей солдат, отправившихся на войну.

Несмотря на свержение власти большевиков, отчуждение монастырских земель продолжалось. В 1919 г. по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей. В 1920 г. с окончательным установлением в регионе Советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому (в 1921 г. переименован в детский трудовой городок №2), на землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. Также в его зданиях размещались сыпно-тифозный госпиталь, затем госпиталь для выздоравливающих. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Дальнейшая судьба монахов и монастыря и скита, к сожалению, неизвестна. За 70 лет безбожия в монастырском комплексе размещались: с 1920-1946 г. известная уже нам школа-коммуна и детский дом, с 1946 г. Дом отдыха учителей, а в 1992 г. он упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».

Ныне Успенский мужской монастырь г. Красноярска — один из духовных центров епархии, весьма посещаемый паломниками и почитаемый за благочестие как в народе, так и в среде благотворителей, а также и многими руководителями властных и административных структур. Возрождавшийся с трудами и молитвами из руин не один год, сейчас вновь являет собой подлинную жемчужину в ожерелье храмов и обителей епархии, украшение красноярской земли.

Успенский монастырь расположен в удалении от центра города, на красивейшем берегу Енисея, является одним излюбленных мест молитвы горожан, любящих уединенный и скромный образ богослужения. Люди, уставшие от городской суеты, нередко посещают монастырь, ища не только общения со священнослужителями, избравшими иноческий образ жизни, но и желая оказаться в прекрасном природном ландшафте, в коем сочетаются намоленность и красота здешних мест. По договоренности с епархиальной паломнической службой, в маршрут экскурсионной поездки по храмам города включено посещение монастыря. Также сложилась традиция во время летних каникул проводить посещение богослужений и экскурсии по монастырю для детей, отдыхающих в близлежащих детских лагерях отдыха. Благодаря этому молодое поколение знакомится с историей монастыря, с традициями и уставом монастырской жизни.

С 26 июля 2012 г. и по сей день наместником Успенского мужского монастыря г. Красноярска является игумен Иннокентий (Нилов), опытный духовный руководитель, положивший много сил для устроения духовной жизни обители и созидания благолепия внешнего облика монастыря, который кардинально изменился за последние годы.

Сегодня монастырь действительно пережил второе рождение — реконструкцию, до неузнаваемости преобразившую обитель. Это стало возможно благодаря огромным усилиям правящего Архиерея Красноярской епархии митрополита Пантелеимона, наместника игумена Иннокентия (Нилова) и неоценимой помощи государства в лице губернатора края В.А. Толоконского, председателя Законодательно собрания края А.В. Усса и многих других.

Монастырь ведет размеренную монашескую жизнь в соответствии с Уставом и традиционной практикой существования и функционирования мужских обителей. Сегодня монастырь действительно является духовным центром Красноярской земли, чем, вкупе со своим прекрасным расположением на берегу Енисея, и привлекает в свои стены многих и многих поломников-богомольцев, людей ищущих помощи и наставления на пути спасения и просто любопытствующих горожан, в сердце которых только начинает просыпаться интерес и тяга к вере Христовой. Так же на территории обители расположен культурно-исторический центр «Успенский» — совместный проект Красноярской епархии и министерства культуры края. Двери центра открыты для всех горожан, желающих познакомиться с историей края, приобщиться к культурной жизни Красноярья и, конечно же, получить знания о Православной вере.

Успенский монастырь (Свято-Успенский монастырь), Красноярск

Для укрепления позиций церкви среди сибиряков, которых, как отмечали путешественники, отличали гордость, свободное и вольное обращение с властями, непокорность и несдержанность, в XIX в. и был заложен Успенский монастырь в Красноярске.

Свято-Успенский монастырь — мужской монастырь, расположенный в 7 км от города Красноярска в поселке Удачном (ранее Плотбище ) на берегу реки Енисей. Учрежден в 1879 г. указом Святейшего синода по ходатайству преосвященного епископа Антония (Вениамина Ивановича Николаевского).

Предпосылками для ходатайств об открытии в Красноярске православного монастыря являлись два фактора. Во-первых, по мнению путешественников, бывавших на Красноярской земле, местных жителей отличали гордость, свободное, вольное обращение с властями, а также непокорность и несдержанность в гневе. По их словам, практицизм и житейская сметка причудливо уживались с самыми темными суевериями, и даже церковь могла превратиться в место, где пили вино и на кулаках сводили счеты между собой. Во-вторых, с середины XVII в. губерния становится местом ссылки раскольников-старообрядцев, а с 20-х гг. XIX в. — декабристов, поляков, высланных в Сибирь за участие в восстании 1863 г., революционеров организации «Земля и воля» — с 1879 по 1892 г.

Желая с помощью иночества укрепить позиции церкви, в декабре 1873 г. епископ Антоний, третий по счету красноярский архиерей, обращается к городскому голове П. И. Кузнецову с предложением о покупке части городской территории для устройства «иноческой обители». После рассмотрения вопроса городской Думой в феврале 1874 г. владыка получил копию постановления об отдаче земель (в длину 2 версты и 80 погонных саженей, в ширину от 10 до 100 саженей) в районе Плотбища под устройство монастыря. 5 мая 1874 г. при Архиерейском доме был создан строительный комитет в составе четырех человек: кафедрального протоиерея В. Д. Касьянова, ключаря собора А. К. Угрюмова, эконома Архиерейского дома иеромонаха Зосимы (Александра Сидоровского) и почетного гражданина Н. П. Токарева. С марта 1874 по ноябрь 1875 г. комитету удалось собрать 21 320 руб. в поддержку строительства. На эти средства была проложена дорога к будущему монастырю, устроены главный деревянный дом с церковью, летним помещением для архипастыря, братскими кельями, деревянный флигель. Проект всех зданий монастырского комплекса был составлен иеромонахом Зосимой. Он же руководил строительными работами. Фундамент каменного корпуса был заложен в июне 1874 г., а 2 апреля 1875 г. строящиеся здания были осмотрены архитектором А. Лассовским, который нашел состояние построек превосходным. С 1875 по 1878 г. в условиях медлительности и волокиты синодальных и гражданских чиновников преосвященный Антоний проделал огромную работу по привлечению благотворителей к строительству обители. После получения указа императора с официальным разрешением на открытие обители, 15 мая 1879 г. была совершена закладка Успенского мужского монастыря города Красноярска.

В архитектуре памятника заметны принципы построения, характерные для древнерусских монастырей. Прежде всего, это стремление к геометрической правильности очертаний, восходящее к традиционному уподоблению монастыря небесному граду праведных — Горнему Иерусалиму. Композиционная ось всего комплекса перпендикулярна природной оси — Енисею. Идейным и архитектурным акцентом ансамбля служила деревянная церковь, перенесенная сюда при основании монастыря из Езагашского селения (ныне село Езагаш Емельяновского района). К моменту переноса храму насчитывалось более 30 лет. Южную часть территории монастыря занимал братский корпус, северную — сад, разбитый на месте природной рощи. Святые ворота были ориентированы на восточный фасад храма. За монастырской оградой, с восточной стороны, параллельно всему комплексу тянулась полоса служебных зданий. Южную часть этой полосы занимал дом настоятеля, в верхнем этаже которого находилась домовая церковь Святого Великомученика Пантелеймона.

Читать еще:  Храм Воскресения Христова на Варшавском вокзале: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Кирпичный корпус Успенского монастыря напоминает учреждения для стационарного лечения больных, многочисленные примеры которых хорошо известны в архитектуре европейской части России, Украины и Белоруссии. Здания этих учреждений имели П-образную композиционную структуру с широким продольным коридором, по обе стороны которого располагались стандартные по величине палаты. В отличие от госпитальных корпусов, кельи в главном здании Успенского монастыря имели различные размеры в соответствии с должностной иерархией монашествующих. Протяженным южным фасадом здание выходило на Енисей, служа основной архитектурной доминантой речной панорамы монастыря. В целом наивное и жизнерадостное звучание декоративного убранства братского корпуса, не совсем соответствующее суровой природе места строительства и монастырской жизни, ассоциируется с проектами «русского стиля» 1870-х гг.

К настоящему времени от комплекса монастырских строений сохранились лишь настоятельский и братский корпуса, а также несколько строений хозяйственного назначения.

В 1886 г. монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 г. в главном корпусе обители находились иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни.

В 1888 г. на Енисее произошло сильное наводнение, и монастырь потерял деревянный флигель, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление путей сообщения монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 г. из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 000 рублей, а монастырь — 1 000 бревен. Вскоре дорога была построена.

К 1890 г. в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомолец-послушник.

В 1913 г. в Успенском монастыре был произведен капитальный ремонт. С этого же года по инициативе епископа Енисейского и Красноярского Никона (Николая Николаевича Бессонова) при обители открываются временные паломнические курсы приблизительно на 50—55 человек, для нищих и калек учрежден приют. В апреле 1915 г. наместник Успенского монастыря иеромонах Серапион заключает контракт на аренду рыболовного участка в низовьях Енисея протяженностью 300 саженей. На следующий год туда командируются монахи с рабочими во главе с иеромонахом Симеоном. В то же время часть помещений монастыря сдается в аренду свечному заводу за 900 рублей.

С приходом большевистской власти начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 г. Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского правительства. Хозяйство обители приходит в упадок во многом по вине его наместников. Тем не менее в сентябре того же года при монастыре устраивается детский приют для детей отправившихся на войну солдат.

В 1919 г. по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей. В 1920 г. с окончательным установлением в регионе советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому (в 1921 г. переименован в детский трудовой городок № 2), на землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. Также в его зданиях размещался сыпно-тифозный госпиталь, затем, предположительно, — госпиталь для выздоравливающих. Постановлением Президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Дальнейшая судьба монахов, монастыря и скита неизвестна. За 70 лет безбожия в монастырском комплексе размещались: в 1920—1946 гг. — известные уже нам школа-коммуна и детский дом, с 1946 г. — дом отдыха учителей, который в 1992 г. упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».

В 1992 г. под руководством епископа Антония (Ивана Ивановича Черемисова) разворачивается деятельность по возвращению церкви разрушенного монастыря. Казаки во главе с атаманом 3-го отдела В. П. Мастьяновым в письме к главе администрации Красноярского края по благословению владыки Антония убедительно просят «передать. разрушенное здание бывшего монастыря, расположенного в поселке Удачном, и принадлежащую ему землю площадью 12 га с обязательством восстановить его и создать военно-спортивный казачий лагерь». В ответ на это комитет по делам культуры и искусства 5 января 1993 г. рассматривает возможность передачи монастыря епархии, для чего советует провести переговоры с объединением «Красноярсккурорт» и крайсовпрофом, на балансе которых находился в то время монастырский комплекс. Однако реальная возможность передачи монастыря появилась в 1998 г. при содействии генерал-губернатора края А. И. Лебедя, который в ответ на просьбу владыки Антония приказывает «решить этот вопрос положительно, без вариантов». В апреле 2000 г. был подписан акт приема-передачи, по которому были приняты полуразрушенные стены (общий износ главного здания составил 87 %). 28 августа того же года в главном корпусе вновь устроенного храма отслужена праздничная литургия с пострижением первого инока (Евлогия).

На данный момент работы по благоустройству монастыря продолжаются.

Свято-Успенский монастырь (Красноярск): адрес, фото и история

В 2000 году, после многолетнего перерыва, был возрождён к иноческой жизни Успенский мужской монастырь (Красноярск). Отзывы побывавших в нём единодушно свидетельствуют о той радости, которую принесло зримое свидетельство того, что вопреки всем тяготам, обрушившимся на Православную Церковь в XX веке, она сумела выстоять и возродить в себе монашество – высшую форму служения Богу.

Обеспокоенность Красноярского владыки

В декабре 1873 года глава Красноярской епархии обратился в Городскую думу с просьбой о предоставлении земельного надела с целью создания на нём иноческой обители. Поводом для этого послужило возросшее влияние на жителей края со стороны многочисленных ссыльных, проживавших как в самом Красноярске, так и в его окрестностях.

Смутьяны и их пагубное влияние

Это были и преследуемые властями раскольники-старообрядцы, ссылавшиеся туда с середины XVII века, и декабристы, отбывшие срок каторги, но лишённые права возвращения в Центральную часть России, и поляки, оказавшиеся в Сибири как участники восстания 1863 года. Последнее же пополнение состояло из членов антиправительственной организации «Земля и воля».

По мнению духовенства, они оказывали на жителей края самое пагубное влияние, в результате которого, как пишет в своём обращении к городскому голове епископ Антоний, среди простых жителей укоренилось недопустимо вольное обращение с представителями власти, нарочитая гордость, а также несдержанность в гневе и непокорность. Владыка отмечает, что в жителях края житейская смётка и практицизм стали уживаться с самыми тёмными предрассудками, в результате чего повсеместно укореняется безверие и нигилизм.

Мудрое решение

Решение проблемы почтенный архиерей видел в создании мощного религиозного центра, способного противостоять духовному распаду, наблюдавшемуся в народе. Этой цели и должен был послужить, по его мнению, Свято-Успенский монастырь (Красноярск), для создания которого требовался достаточно обширный участок земли, о котором шла речь в его обращении к гражданским властям.

Городская дума отнеслась к инициативе епархиального владыки с сочувствием и, удовлетворив его просьбу, выделила надлежащий участок на берегу Енисея, в районе села Плотбища. Был также создан и Строительный комитет, взявший на себя труды по изысканию средств на проведение необходимых работ. В скором времени сумма 21 320 рублей была собрана исключительно за счёт добровольных пожертвований горожан.

Начало строительства монастыря

Когда этот важнейший этап всего предприятия был завершён, сквозь лесной массив проложили дорогу от города к месту, где должен был строиться Свято-Успенский монастырь (Красноярск). Затем на берегу Енисея возвели главное здание обители с примыкавшей к нему церковью, летние архипастырские покои и братские кельи. Кроме того, построили ряд хозяйственных помещений, в которых разместились погреба, амбары, сеновалы, сушильни и конюшни. Не забыли и об учебных классах, в которых должны были обучаться дети из бедных семей.

Поскольку главное здание монастыря предполагалось возводить из камня, а средств на привлечение к этому профессионального архитектора недоставало, решили обойтись собственными силами, и работу по составлению проекта будущей постройки превосходно выполнил свой же иеромонах Зосима. Вразумлённый Господом, он столь блестяще справился со своей задачей, что заслужил высшую оценку комиссии, приехавшей по завершении работ в Свято-Успенский монастырь (Красноярск).

Бюрократические проволочки

Но строительство главного здания было лишь началом великих трудов по созданию обители, и на этом пути встретилось немало трудностей, связанных главным образом с медлительностью и волокитой чиновников. Помощь же и поддержку он получал, как это всегда бывало, от благотворителей, щедро жертвовавших средства и использующих для решения текущих проблем своё влияние и связи. Известно ведь, что на святой Руси для успеха любого начинания, кроме Божьего благословения, требуется и дозволение высокого начальства.

Читать еще:  Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

День ликования и торжеств

Наконец, настал долгожданный день 15 мая 1879 года, когда из Санкт-Петербурга прибыл высочайший указ, на основании которого Успенский мужской монастырь в Красноярске получил официальный статус. По этому случаю состоялись торжества, в которых приняли участие, кроме епархиального духовенства, представители всех слоёв общества, включая и простонародье, имевшее несчастье подпасть под влияние ссыльного элемента и дать тем самым повод для постройки обители.

В тот день под несмолкаемый перезвон колоколов всех городских церквей многотысячный крестный ход направился по недавно проложенной сквозь тайгу дороге к обители, отмечавшей своё рождение. В главном её храме – Успенском соборе — состоялась торжественная литургия, после которой духовенство и высшее гражданское начальство были приглашены в кельи настоятеля на подобающую этому случаю трапезу. Отобедав «чем Бог послал» и возблагодарив Всевышнего, они покинули Свято-Успенский монастырь (Красноярск) и в прежнем порядке, то есть крестным ходом с хоругвями и иконами, возвратились в город.

Отступничество Городской думы

Но известно, что враг рода человеческого не упускает случая изгадить любое доброе дело, творимое во славу Божью. Вот и в этот раз он ожесточил сердца местной интеллигенции, а заодно и городского головы, посеяв в них плевелы губительного влияния ссыльных революционеров – безбожников и нигилистов.

Вняв его наущению, Городская дума отказалась финансировать дальнейшее строительство, в результате чего Свято-Успенский мужской монастырь (Красноярск) остался без средств. Положение спасли лишь простые крестьяне, о чьём моральном падении так скорбел епископ Антоний. Именно на их добровольные пожертвования и удалось довести до конца строительство Божьей обители.

Последнее десятилетие благодатного XIX века

С тех пор и до переломного момента российской истории, наступившего в 1917 году, Свято-Успенский мужской монастырь (Красноярск), фото которого тех лет приводится в статье, пребывал в завидном благополучии. Сохранились данные о его состоянии на 1895 год. Согласно им, в монастыре проживало сорок четыре человека, включая наместника, монахов и послушников.

Им принадлежало двадцать голов крупного рогатого скота, а также земли, когда-то полученные у города и сдаваемые теперь в аренду для хлебопашества и огородничества. Кроме того, известно, что на территории монастыря действовали швейная и сапожная мастерские, хлебопекарня, иконописное училище и школа для бедных.

Вопреки расхожему мнению, монахи, особенно те из них, кто был выходцем из простонародья, не боялись тяжёлого труда. Примером тому может служить несчастье, попущенное Господом в 1888 году. Тогда в результате сильнейшего паводка произошло наводнение, уничтожившее часть монастырских построек, а также единственную ведущую в город дорогу и соединяющие с ним мосты. Оказавшись отрезанными от мира, братия не пали духом, а основательно помолившись, своими силами проложили новый путь прямо через лесную чащобу.

В преддверии грядущих бедствий

В последние годы, предшествовавшие Октябрьской революции, в обители был произведён ряд важных преобразований. На основании полученного от Священного Синода благословения на правом берегу Енисея учредили скит, в который перешли на жительство несколько иноков. Кроме того, при монастыре открыли паломническое училище, рассчитанное на пятьдесят человек, а также приют для нищих и калек. Был произведён и капитальный ремонт большинства сооружений, включая Успенский собор.

Под властью богоборцев

В октябре 1917 года тот самый бес, что смущал когда-то умы красноярской интеллигенции, дождался, наконец, своего часа – пришедшие к власти большевики сразу приступили к конфискации монастырских земель. Правда, сразу сделать это в полном объёме они не успели, так как были оттеснены белогвардейскими войсками, в результате чего установилась власть Временного Сибирского правительства. Однако в 1920 году, когда богоборческая диктатура окончательно утвердилась, враг рода человеческого наверстал упущенное.

В ходе национализации церковных ценностей всё монастырское имущество было отнято у его владельцев. Большинство иноков, проживавших тогда в обители, были вывезены в лес и там расстреляны. На месте, где они сподобились принять мученическую смерть, теперь ежегодно совершаются поминальные молебны и служатся панихиды.

В последующие годы на территории бывшего монастыря, а также принадлежавшего ему скита, был размещён ряд медицинских и учебно-образовательных учреждений, безусловно, нужных, но созданных ценою поругания и разрушения Божьих святынь. Этот грех во всей полноте пришлось искупить и тем, кто разорял обитель, и многим последующим поколениям россиян.

Веянья нового времени

Процесс передачи верующим монастыря, вернее того, что от него осталось, начался в 1992 году, на волне всеобщего прозрения, раскаяния и поспешного возврата к духовным истокам. Инициатором этого благого дела стал глава Краснодарской епархии епископ Антоний (Черемисов), горячо поддержанный местным казачеством и их атаманом В. П. Мастьяновым.

Они направили письмо Главе администрации Красноярского края с просьбой передать в распоряжение епархии участок, на котором некогда размещался Свято-Успенский мужской монастырь (Красноярск), адрес: ул. Лесная, 55а. Одновременно казаки брали на себя обязательство восстановить прежние постройки и создать на базе монастыря военно-спортивный лагерь.

Однако, несмотря на то что большинство чиновников к этому времени уже «уверовали» и с постным видом выстаивали церковные службы, с передачей монастыря они не торопились. Дело затянулось, и лишь вмешательство генерал-губернатора А. И. Лебедя, человека решительного и бескомпромиссного, помогло сдвинуть его с мёртвой точки. Акт передачи был подписан в 2000 году, и на его основании епархия получила принадлежавшую ей когда-то землю и здание, чудом сохранившееся на нём, но имевшее на тот момент 87 % износа.

Успенский мужской монастырь (Красноярск): как проехать и часы работы

В 2012 году на территории монастыря был построен и освящён каменный храм в честь иконы Божьей Матери «Всецарица». В нём проводятся регулярные богослужения, как и в былые годы, привлекающие верующих в Успенский мужской монастырь (Красноярск). Адрес и часы работы храма можно узнать из статьи: сообщаем, что во все дни недели он открыт с 8:00 до 18:30. Находится же он, как было указано выше, по адресу: Красноярск, ул. Лесная, 55а. Проехать к нему можно автобусом № 12 от остановки «Предмостная площадь».

Сообщаем также для тех, кто хотел бы получить какие-либо уточнения, прежде чем посетить Успенский мужской монастырь (Красноярск), телефон: 7 (391) 299-14-12.

Успенский мужской монастырь – летний дом архиерея, г. Красноярск

В 1874 году городская Дума Красноярска по прошению епископа Енисейского и Красноярского Антония выделила земельный участок под устройство монастыря впригороде Красноярска на левом берегу реки Енисей. Монастырский комплекс расположился на фронтальной береговой линии – со стороны главного входа в монастырь была расположена усадьба дома Архиерея с одноэтажной трапезной, оградой и воротами, которая выполняла функцию встречи, приема и размещения гостей, прибывающих в монастырь.

В Архиерейском доме была размещена домовая церковь Великомученика и Целителя Пантелеймона. В 1914 году икона Святого Пантелеймона была перенесена из домовой церкви Архиерейского дома в одноэтажный кирпичный братский корпус, построенный в 1883 году на территории монастыря.

Таким образом, дом Архиерея утратил функцию храма, оставаясь гостиницей для паломников. В 1924 году после национализации церковного имущества постройки монастыря в том числе гостиница для паломников были приспособлены под первую показательную школу-коммуну. В 1946 году там организовали дом отдыха учителей и профессионально-преподавательского состава институтов.

В 2000 году монастырские земли были возвращены на правах безвозмездного бессрочного пользования духовенству. Объект культурного наследия «Летний дом архиерея» расположен за территорией монастыря с западной стороны, у главных въездных ворот, сложной объемно-планировочной структурой формирует силуэт береговой линии реки Енисея. В историческую усадьбу, вытянутую в глубь материка, входили дворовые постройки, деревянная ограда и ворота с калитками, в настоящее время утрачены.

Первоначальная симметричная композиция здания: дом расположен нa высоком каменном цоколе, прямоугольный в плане, бревенчатый сруб в пять поперечных и три продольных стены поднимается своей срединной частью на два этажа, где нa уровне второго этажа к нему примыкают с торцов более узкие объемы мезонинов, прямоугольные в плане объемы тамбуров, примыкающие к боковым фасадам, ведут в помещения первого этажа, тамбур парадного входа со встроенной лестницей, расположенный по центру главного фасада, ведет нa двухмаршевую лестницу, выходящую в коридор второго этажа, над парадным входом организован балкон.

В 2019-2020 годах выполнены демонтажные работы, ремонт перекрытий, усиление фундаментов, ремонт отдельных помещений, ремонт фасадов, замена кровельного покрытия, устройство внутренних и наружных инженерных сетей, благоустройство территории, заполнение оконных и дверных проемов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector