0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Успенская Киево-Печерская лавра: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение, настоятели и святыни, расписание служб

Содержание

Киево-Печерская Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы

Киево-Печерская лавра является одним из самых ранних церковных памятников Руси. Этот монастырь чрезвычайно почитаем в православной традиции, и символично считается третьим уделом Пречистой Девы, родившей Спасителя.

История основания лавры

Киево-Печерская лавра была основана в 1051 г. (при Ярославе Мудром) монахом по имени Антоний и его учеником.

Величественное строение расположено в центре украинской столицы, на берегу Днепра. Территория монастыря охватывает два удивительных по красоте холма. Паломники и мирские туристы привлекаются здешними пещерами, которые являются основанием этого грандиозного памятника Господу.

В XI столетии на месте монастыря располагался пышный лес. Именно сюда удалился монах Илларион для совершения молитв. Он выкопал для этих действий пещеру, которая опустела в 1051 г. после того, как этого священника назначили митрополитом Киевской Церкви.

Еще о храмах и монастырях Украины:

Вскоре этот грот заселил монах Антоний, пришедший с Афона. Ему не понравилась жизнь в многолюдных монастырях, поэтому он нашел уединенное место.

  • Через некоторое время в пещеру пришел Феодосий, родившийся в Курске. Когда число монахов возросло до 11, они построили небольшой храм и кельи. Антоний удалился на территорию соседней горы, вырыл новый грот, а здешним игуменом оставил отца Варлаама.
  • Новые пещеры стали называться «ближними», а старые — «дальними», и все они вошли в один комплекс Киево-Печерского монастыря. Когда иноков стало много, пришлось строить верхнюю церковь Успения Пречистой Девы, а также необходимые для благоустройства кельи. С прибытием послушников отцу Антонию пришлось просить разрешения на использования всей горы у князя Изяслава.
  • На месте сегодняшнего главного собора построили церковь. В 1062 г. начальствующим игуменом назначили отца Феодосия, который ввел общежительный устав, прижившийся и в других церковных объединениях.
  • Монастырь получал значительные пожертвования, так как иноки вели суровую аскетическую жизнь и распространяли благожелательность к каждому прихожанину. В 1073 г. на этой территории был заложен фундамент каменной церкви, строительство которой закончилось через 16 лет. Для её украшения фресками и мозаиками пригласили цареградских художников.

На заметку! Финансированием строительства монастыря занимались киевские князья. Они часто приезжали сюда, чтобы произвести моление, а некоторые из них принимали священный постриг.

На протяжении всей истории Руси Киево-Печерскую лавру навещали великие монархи (Петр I, Николай II), здесь же создавалась авторитетный литературный памятник «Повесть временных лет».

Противостояние набегам

В 1096 г. Киево-Печерская обитель, еще не окончательно укрепленная, испытала ужасный набег половцев (кочевого народа тюркского происхождения). Некоторые христианские святыни украли, другие — поругали. Враг был близок к тому, чтобы ворваться в сам город, но не смог осуществить этот план.

  • Через 12 лет лавру восстановили, к тому же здесь появились новые сооружения. Территорию огородили деревянным частоколом. По настоянию игумена Феоктиста был построен дом для нищих, слепых и убогих — богадельня. Десятая часть монастырских доходов уходила на содержание этого заведения.
  • После переселения монахов в кельи верхнего монастыря, пещеры стали использоваться в качестве усыпальницы для святых отцов. Тела последних располагали в углублениях стен грота. Киево-Печерская лавра стала родным домом для двух десятков епископов, которые жили в XI-XII столетии.
  • В 1150 г. монастырь грабили причерноморские племена, а также степняки-язычники, заключившие договор с варварами. Через 50 лет обитель вновь опустошили, сделал это князь новгородский Рюрик и его союзники — половцы. В самом критическом положении Киево-Печерская лавра оказалась в 1240 г., когда хан Батый и его орды захватили город Киев и стали хозяевами южных областей Руси.
  • Часть монахов была убита во время нашествий, некоторые совершили бегство из этой местности. Продолжительный срок Киево-Печерский монастырь оставался пустынным, только в XIV столетии его восстановили после разрушений. Великая церковь стала грандиозной усыпальницей знатных княжеских родов. В 1470 г. Симеон Олелькович проводил мероприятия по реставрации и украшению стен монастыря.
  • Через десять лет обитель подверглась ограблению и сожжению, но щедрые пожертвования позволили братии встать с колен. С начала XV столетия обитель получила возможность посылать монахов в столицу для сбора денежных пожертвований. В 1555 г. настал период очередного восстановления и украшения святыми образами.

Читайте о православной вере:

  • Что такое блуд
  • О кощунстве и богохульстве
  • О грехе сребролюбия

На заметку! Ценнейшие сокровища здешних мест находятся в глубине пещер, являющихся основание для верхнего изящества в виде храмов и часовен. Первые монахи раскапывали гроты на глубину 10-15 метров, здесь совершались ежедневные молитвы за души людей. Вскоре пещеры стали усыпальницей святых старцев. Многие из них обладают чудотворной силой исцеления.

Дальнейшая судьба обители

После проведения Брестской Унии (решения-указа подчиниться католической церкви и Папе Римскому) киевским униатским митрополитом предпринимается попытка захватить власть в Киево-Печерской лавре, которая официально находилась в ведении Великого Вселенского Патриарха.

  • Монахи, находящиеся в обители, во главе с епископом Никифором оказали сопротивление с применением оружия. Вторая попытка взятия монастыря состоялась через два года, в 1598 г, но также не достигла результатов. Этот грандиозный церковный комплекс отстоял свою преданность православию.
  • В конце XVI столетия монастырь получил статус независимости от каких-либо епархий. Лавра считалась великим оплотом православной традиции на Юго-западе Руси, несмотря на напористые действия католицизма.
  • В 1616 г. в монастырских стенах начала работать религиозная типография, созданная для словесной борьбы против униатства. Здесь печатались полемические книги, противостоящие вражескому мнению. Вскоре обитель обогатилась постройкой воскресного училища, которое послужило началом особой коллегии.
  • Местные гетманы возводили вокруг лавры каменные стены, а Петр I сумел расширить территорию, фактически сформировав сегодняшний вид крепости. В начале XVIII столетия в обители произошел сильный пожар, разрушивший великую церковь, склад архивов и здешнюю библиотеку, а также типографию. Восстановление закончило спустя 10 лет.
  • В середине века рядом с главным зданием воздвигли грандиозную колокольню, достигающую высоты до 96 м. Идея этой постройки принадлежит Мазепе, а окончательный вид ей придал архитектор из Германии Г. Шедель.
  • В 1688 г. обитель поступила в управление Патриарха Москвы, а спустя столетие, перешла под власть Киева.

На заметку! В дальних пещерах захоронено 45 мощей здешних святых, среди которых Феодосий, Илларион, Пимен и т. д. В ближних находятся останки 80 отцов церкви: Антония, Варлаама, Феофила, отца Нестора и др.

Почитание монахов происходит в разные дни: тех, кто захоронен в дальних пещерах, вспоминают 28 августа, а тех, кто в ближних — 28 сентября.

Время революции и СССР

В 1918 г. большевики совершили жестокое преступление, убив настоятеля Лавры. С 1919 г. монастырь подстроили под нужды общественного рабочего объединения. Через 5 лет лавра обрела покровительство Патриарха Тихона. В декабре 1924 г. произошло подчинение монастыря Всеукраинскому Синоду.

  • Через два года приняли решение о том, что Киево-Печерский монастырь становится музейным городком. К 1930 г. здесь совершенно ликвидировали монашескую жизнь. Многих служителей расстреляли, других заключили в тюрьму или сослали на каторгу, а обитель разворовали.
  • В определенном корпусе обители обустроили историческую библиотеку, которая располагается здесь до сего дня. В лавре образовали музеи книг, драгоценностей и др. Когда Киев оккупировали немецкие войска, здесь организовали полицейское подразделение, где совершались преступления против мирных граждан.
  • Германские власти разрешили восстановить на территории лавры монашеские распорядки, главным настоятелем назначили отца Антония. В ноябре 1941 г. вражеские войска взорвали главную церковь, которую восстановили лишь спустя 60 лет. Нацистская партия разграбила обитель и уничтожила большую часть святынь, чтобы ослабить традиции русского народа.
  • После освобождения Киева власти советов не решились вновь закрыть лавру и запретить монашескую жизнь. Это произошло во время Хрущева, который вел активную антирелигиозную политику.

Современная жизнь обители

В 1988 г. во владения Киево-Печерской лавры передали Дальние пещеры. Это произошло в честь празднования тысячелетия крещения Руси. Через два года лавру внесли в список ЮНЕСКО.

Первым настоятелем отреставрированной обители стал Филарет, а его наместником Ионафан. В период с 1992 по 2014 г. управляющим являлся отец Владимир, который жил на территории самого монастыря. В лавре поместили кафедральный собор, духовную семинарию, а также издательский отдел. В 2000 г. велись работы по восстановлению Успенского собора, взорванного немецкими войсками.

Сегодня в состав монастырского комплекса входят множественные строения различного толка (соборы, колокольни, церкви и бытовые здания).

На заметку! Киево-Печерская лавра поражает нетрадиционной для религиозных мест атмосферой. Приезжие ощущают некую раскованность, которую не найти в обычных храмах. Здесь в глаза бросаются зеленые просторы, щедро политые ярким светом, у подножья монастыря течет сверкающая речка, а купола буквально ослепляют тех, кто взирает на них.

Монастырь привлекает людей, ценящих природные красоты, раскрашенные религиозностью.

Сегодня туристы могут обратить пристальное внимание на самые значимые сооружения церковного комплекса.

  • Успенский собор — главное строение, основанное Феодосием. Это здание возвели за 24 месяца, а через несколько лет сюда приезжали мастера из Константинополя, чтобы украсить стены мозаиками. Сооружение является уникальным произведением церковного искусства и не имеет аналогов. В праздники здесь совершают литургию и проводят основные таинства.
  • Туристам стоит обратить внимание на Трапезную церковь, на месте которой раньше стояла столовая. После многих разрушений строение находится в постоянной реставрации.
  • В середине XVIII столетия построили большую колокольню, высота которой достигает 96 м. Толщина стен нижнего яруса составляет 8 м, а на покрытие купола потребовалось 3 кг золота. Сегодня сооружение открыто для посещения, но находится на стадии восстановления.
  • Самым привлекательным местом для туристов и паломников являются Пещеры, которые обрели мистическую славу. Внутри интересующиеся люди найдут мощи святых, исцеляющие от различных болезней.

Для справки! Карта пещер находится на официальном сайте лавры.

На территории раскинулся парк, прославившийся своими розами, его аллеи ведут к святым источникам. Здесь работают два кафе, где предлагают обширный ассортимент традиционных блюд. Лавра славится гористой местностью, поэтому необходима удобная обувь, одеяние также должно быть соответствующим.

Обитель работает с 6 утра и до окончания литургии (20:00). Вход на территорию церковного комплекса стоит 20 гривен.

Киево-Печерская лавра — великий памятник православного зодчества и молитвенного прошения. Его история начиналась со строительства небольшой пещеры, а развилась в грандиозный комплекс, который поражает умы туристов и привлекает воодушевленных религиозных паломников.

Лавра предлагает большое количество достопримечательностей и дарит атмосферу божественного уюта, произведенного многочисленными благодеяниями здешних святых.

Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра — особо почитаемый религиозный комплекс, обладающий важным историческим и духовным значением. На территории Украины насчитывается всего три лавры, освящённых в честь Успения Богородицы, и эта монастырская обитель — одна из них. Впрочем, ценность православной святыни признают не только на её родине — в 1990 году ЮНЕСКО включило монастырь в список Всемирного наследия.

Читать еще:  Церковь Николая Чудотворца в Кузнецах: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Паломники знают, что лавра считается третьим Уделом Богородицы. Так называют землю, которая находится под особым покровительством Божией Матери. Кроме того, сооружение — одна из первых обителей Древней Руси.

История будущей святыни началась в 1051 году и тесно связана с монахами Антонием и Феодосием, поселившимися в пещерах. С течением времени количество их последователей увеличивалось, и тогда иноки решили возвести кельи и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель разрасталась и вскоре превратилась в монастырь. Религиозный комплекс стали звать «Печерским», что по-древнерусски означало «пещерный».

Монастырь не раз осаждали и грабили. Лавра страдала от набегов половцев, торков, монголо-татар. В 1596 году её безуспешно пытались захватить униаты. Не менее богатыми на печальные события были и последующие столетия. Немало перипетий на долю обители выпало в советское время: братию расстреляли, а комплекс ликвидировали, затем превратили в полицейский участок. В 1941 году немецкие оккупанты взорвали Успенский собор.

Святые и пещеры Свято-Успенской Киево-Печерской лавры

Религиозное сооружение имеет развитую пещерную сеть, которая соединяется с киевскими катакомбами. Общая продолжительность подземных лабиринтов составляет почти 600 метров, а глубина залегания — от 10 до 15 метров. В свою очередь пещеры принято делить на две зоны: Ближние либо Антониевы и Дальние или Феодосиевы. На их территории находятся Святые мощи и Святые источники.

Ближние пещеры

Ближние основаны тем самым Антонием, речь о котором шла выше. Сегодня здесь можно увидеть мощи святого — хранятся в огороженном отсеке неподалёку от церкви в его честь. Рядом с останками подвижника находится крипта «Батыем убиенных».

В подземных помещениях навсегда обрели покой 79 святых. Среди них — нетленные останки монаха и автора «Повести временных лет» Нестора Летописца, мозаичиста и иконописца Алипия Печерского, богатыря Ильи Муромца. По легенде, именно ангелы перенесли сюда тело эпического героя.

Внимательные посетители Ближних пещер заметят вмурованные в стену окна затворников. К сожалению, их современное состояние отличается от первозданного — изменились в результате переделок. Обратите внимание и на пол, покрытый чугуном. Плиты были изготовлены в 1830 году в Туле.

Дальние пещеры

Получили своё второе название благодаря Феодосию, похороненному в одной из подземных келий. К сожалению, сейчас никто не знает их точное местонахождение. Есть версия, что останки погребены в Успенском соборе. Зато обитель подвижника удалось идентифицировать — обнаружили в 1988 году. Рядом с помещением располагается самая крупная подземная церковь Киево-Печерской лавры — Феодосийская.

Самым древним подземным сооружением комплекса считают храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Список построек замыкает церковь Рождества Христового.

Напротив религиозного здания хранятся мощи безымянных православных святых, прозванные мироточивыми главами. В других криптах и раках последнее пристанище нашли останки 49 канонизированных святых.

Митрополит и братия Киево-Печерской лавры

Самым первым игуменом будущей святыни был Феодосий — второй основатель лавры. Именно он ввёл общежительный устав, занимался благоустройством келий для братии, а также выполнял прочие обязанности. Среди настоятелей мужского монастыря, внёсших весомый вклад в его развитие, также значатся архимандрит Игнатий, Никон, Варлаам, Стефан.

Список выдающихся священнослужителей продолжают архиепископы Ювеналий, Иоанн, Антоний, митрополиты Варлаам, Иоасаф, Тимофей, наместник Иларион.

Во время борьбы с унией лавру возглавляли Иннокентий Гизель, Захария Копыстенский, Петр Могила и Никифор Тур.

В настоящее время предстоятелем Украинской православной церкви и священноархимандритом считается митрополит Онуфрий (в миру Березовский Орест Владимирович). Интронизация состоялась в августе 2014 года.

С 30 марта 1994 года наместником здесь служит митрополит Павел (Пётр Дмитриевич Лебедь).

Соборы, храмы и церкви

На территории комплекса находится немало церквей, колоколен, башен, корпусов, часовен и других построек. Все они по-своему ценны и интересны, однако самым главным сооружением признан Успенский собор (ещё называют «Великой церковью»). Храм восстановлен и освящён в августе 2000 года. За основу был взят первозданный вид собора, утраченный в ноябре 1941 года.

  • Наследие XVII века — церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Ищите неподалёку от Дальних пещер. В архитектуре храма использованы колонны коринфского ордена, пилястры и карнизы.
  • Церковь «Всех скорбящих радость» младше примерно на два столетия. Поэтапное строительство окончательно завершилось в 1866 году. До советского периода здесь хранился ковчег со Святыми Дарами.
  • Ещё один недавно возрождённый архитектурный памятник — Аннозачатьевская церковь. Сооружение соединено подземным ходом с пещерами.
  • Между Ближними и Дальними пещерами расположился храм «Живоносный источник», освящённый в честь Божией Матери в 2001 году.
  • В честь всех преподобных отцов лавры возведена «Тёплая церковь». Так её прозвали прихожане и братия из-за того, что святыня сильно всем полюбилась.
  • К постройке примыкает Крестовоздвиженский храм — одно из значительных сооружений комплекса. Являет собой пример традиционной киевской архитектуры с тремя куполами и скромным оформлением фасада. Внутри посетителей ждёт яркая цветовая палитра, живопись выполнена художником Данилой Давыдовым.
  • Экономические ворота оформляют вход в церковь Всех Святых. Двухъярусное сооружение отличается изысканностью. Привлекает к себе внимание и интерьер с позолоченным иконостасом и мозаичными киотами.
  • В русско-византийском стиле выдержана Трапезная церковь. Обладает самым большим куполом без внутренней опоры на Украине. У стен постройки похоронены Столыпин, Кочубей и Искра. Внутри паломников ждёт орнаментальная живопись в стиле модерн, мраморный иконостас, майоликовый пояс, киоты.

Богослужения и хор

Пение всегда было приоритетным занятием в лавре. Известно, что до революции в обители было несколько тысяч насельников, а главнейшее христианское богослужение здесь проводилось до 12 раз в день. Пение благотворно воздействовало не только на братию, но и на паломников.

Воцерковленный человек сразу заметит особенности здешнего пения: канон преподобного Андрея Критского поётся нараспев с канонархом (священнослужитель, возглавляющий глас перед пением), нараспев поётся и акафист Успения Пресвятой Богородицы.

Традиция проводить богослужения с канонархом на клиросе была присуща комплексу ещё в дореволюционный период. Тогда же при монастыре была общеобразовательная школа, в которой учились и хоровому пению. С 2009 года здесь организован детский хор из 50 участников. Ребята поют в Аннозачатьевской церкви во время воскресной литургии.

Экскурсия

При планировании экскурсии следует учесть, что часть комплекса подчиняется монастырскому уставу в то время, как другая часть (Верхняя) — историко-культурному заповеднику. При нём также действует несколько тематических музеев.

Монашеская обитель открыта с 06:00 до 20:00, пещеры можно посетить с 09:00 до 16:00. Вход бесплатный. Для более обстоятельного знакомства обратитесь в паломнический отдел, который каждый день по мере набора групп, с 09:00 до 16:00, проводит экскурсии. В программу входит просмотр храмов и строений комплекса, пещер, всё сопровождается детальным рассказом о святых, архитектурных особенностях и основных исторических моментах. Сумма пожертвования для взрослого — 60 гривен, студенты, пенсионеры — 50 гривен, школьники, инвалиды — 30 гривен.

Попасть в заповедник удастся только по билетам: вход — 100 гривен, экскурсионное обслуживание — 120 гривен, индивидуальное экскурсионное обслуживание — 1 000 гривен, семейный билет — 240 гривен.

Как добраться

Обитель находится в одном из центральных районов украинской столицы, Печерском. Точный адрес: ул. Лаврская, 15. Рядом проходят станции метро, маршруты автобусов, троллейбусов и маршруток.

На метро: в полутора километрах от комплекса находится станция «Печерская» Сырецко-Печерской линии М3. От выхода следуйте по ул. Генерала Алмазова в сторону ул. Лаврской. Примерно на таком же удалении расположилась станция «Арсенальная» Святошинско-Броварской линии М1.

На автобусах и маршрутках: вблизи монастыря оборудована одноимённая остановка «Киево-Печерская лавра». Транспорт курсирует по ул. Лаврской. Садитесь на автобусы № 24, 24А, маршрутки № 470, 520.

На троллейбусах: к вышеупомянутой остановке прибывает транспорт № 38.

На автомобиле: расстояние от международного аэропорта Киева имени Игоря Сикорского равно 12 километрам. Самый короткий путь выглядит следующим образом: направляйтесь на юго-восток по ул. Народного Ополчения, пр. Валерия Лобановского.

На такси: для онлайн заказа доступны 292 Taxi, 571, «Лайм», Uber.

Киево-Печерская лавра на панораме Google: вид с высоты

Видео о Свято-Успенской Киево-Печерской лавре:

Киево-Печерская Успенская Лавра

Официальная страница на Church.ua

История

Главные сведения

■ Обитель почитается колыбелью православного монашества на Руси, с кон. XI до сер. XIII вв. была главным среди древнерусских монастырей (впоследствии – среди монастырей Украины).

■ Основанная в 1051 г. как пустынный пещерный монастырь вблизи Киева (отсюда название «Киево-Печерская»), Лавра со временем переместилась на поверхность по причине умножения своей братии ( 1062 ), но сохранила пещеры для погребения усопших иноков и уединения избранных подвижников. За 960 лет в Лавре просияли подвигами многие выдающиеся духовные мужи, включая «отца русской истории» прп. Нестора Летописца .

■ Ныне Лавра – одна из величайших святынь Христианства. В ее пещерах и храмах почивают мощи свыше 120 святых Киево-Печерских XI-XX вв.

■ В 1632-1647, 1786-1923 и с 1992 гг. в Лавре располагается резиденция митрополита Киевского , являющегося с 1990 г. Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Здесь также находятся духовные школы: Киевская Духовная Академия (с 1992) и Семинария (с 1989). С 1920-х гг. территория Лавры объявлена историко-культурным заповедником (ныне – Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник ), в 1990 г. архитектурный ансамбль обители внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вехи истории

■ История Лавры подробно изложена в многочисленных описаниях и исследованиях – как тех, которые стали общепризнанной классикой лаврской историографии, так и менее известных, но по-своему важных работах. При этом самой читаемой книгой о Лавре был и остается «Киево-Печерский Патерик» – сборник житий древних подвижников обители. Собранный в XIV-XV вв. из произведений домонгольского времени ( XI-XIII вв. ), «Патерик» был первым в древнерусской литературе произведением жанра «отечников» (заимствованного из Византии) и одной из самых популярных книг на Руси. Смена эпох в жизни страны приводила к неоднократным структурным переработкам и дополнениям сборника как в рукописных (XIV-XVI вв.), так и в печатных редакциях (XVII-XXI вв.). Полноценное ознакомление с историей Лавры невозможно без прочтения «Патерика» (не только в распространенной печатной версии на основе редакций XVIII-XIX вв., но и в изданиях переводов рукописной традиции XI-XVI вв.), некоторых классических описаний XIX-ХХ вв. (митрополит Евгений (Болховитинов), протоиерей Петр Лебединцев, протоиерей Феодор Титов) и ряда современных публикаций.

■ Приняв Святое Крещение, Русь постигала Христианство через опыт Византии, где к кон. Х в. сложились основные богослужебные уставы, принципы архитектурного построения храма, традиции иконописи, жанры церковной книжности. Неотъемлемой частью Церкви является монашество, устремленное к высшей мере уподобления Христу. На византийских землях монашество, после «закалки» в пустынях, пришло и в города; на Руси же, напротив, первые документально известные монастыри были городскими, – их содержали князья (первыми оценившие преимущества новой веры), а населяли, по всей вероятности, иноки из Византии, – и лишь в сер. XI в. возникла обитель, созданная не по инициативе князя, пустынная по месту расположения и первоначальному укладу жизни, населенная по преимуществу русичами – Киево-Печерская Лавра.

■ Историю основания Лавры описывают летописная «Повесть временных лет» и «Житие прп. Феодосия Печерского» . Согласно ПВЛ, при св. блгв. князе Ярославе Мудром в его загородной резиденции у с. Берестово служил священник Иларион – «муж благ, книжен и постник» (благочестивый, образованный и аскетичный); далее сообщается, что Иларион часто уходил «к Днепру, на холм, где был большой лес, и ископал пещерку двусаженную, где пел и читал часы». Вероятно, сугубое стремление к молитве он хотел скрыть от похвал в окружении князя, а способ для этого (уединение в пещере) «подсмотрел» в переводной визиантийской литературе, которая изобиловала примерами подвижничества в пещерах. Но, как гласит ПВЛ, в 1051 г. по инициативе Ярослава церковный собор поставил свт. Илариона на митрополию всея Руси (впервые на Киевскую кафедру взошел русич, а не византиец). Тем временем, один странствующий (вероятно, паломник) русич из Любеча (по версии «Летописца Переяслава Южного», его звали в миру Антипой) принял на Святой Горе (Афон) монашество с именем Антоний; затем, вернувшись на Русь по велению духовного наставника («Ибо твоими трудами многие станут потом черноризцами») и обойдя уже созданные в Киеве монастыри (княжеские), предпочел им жизнь в покинутой пещере свт. Илариона; пример строгой монашеской жизни в лице соплеменника впечатлил русичей, и у прп. Антония появились сподвижники (некоторые пришли к нему иноками, другие – приняли постриг в его пещере); они «ископали большую пещеру, и церковь, и кельи».

Читать еще:  Монастыри Суздаля: действующие мужские и женские

■ Когда иноков стало более 10 (по версии ПВЛ – 12, по версии «Жития» – 15), прп. Антоний ископал отдельную пещеру (впоследствии Ближние пещеры) и уединился, избрав в игумены прп. Варлаама . Согласно «Житию» прп. Феодосия, к этому моменту прп. Антоний пережил временную опалу у князя Изяслава Ярославича из-за пострига прп. Варлаама, – сына старшего киевского боярина, и свт. Ефрема – княжеского дворецкого. Поскольку постриг был добровольным, прп. Варлаам смог отстоять свой выбор перед знатными родичами; кроме того, сочувствующая прп. Антонию супруга Изяслава сумела убедить князя «сменить гнев на милость». Высказывалось предположение, что уход прп. Антония в другую пещеру и назначение нового руководителя монашеской братии (а именно – самого прп. Варлаама) было своеобразным компромиссом, который позволил уладить конфликт и продолжить обустройство монастыря.

Прп. Варлаам поставил над 1-й пещерой малый наземный храм. К трудам прп. Варлаама ПВЛ относит также последующее возведение здесь наземного монастыря с новым храмом. «Житие» приписывает это строительство прп. Феодосию , преемнику прп. Варлаама (по словам «Повести», при избрании прп. Феодосия игуменом братия насчитывала уже 20 человек), и приводит дату события – 1062 г. Оба источника говорят, что после прп. Варлаама, которого Изяслав взял в настоятели своего городского монастыря, прп. Феодосий ввел в обители общежительный устав и учредил под ее опекой приют для калек и нищих. Тем временем, по данным «Повести», к прп. Антонию в его 2-й пещере присоединились новые сподвижники, предпочитавшие обитать под землей – прп. Исаакий , проведший 7 лет в тесном затворе «на 4 локтя», и некий неведомый по имени инок (посланный в 1068 г. прп. Антонием сообщить прп. Феодосию о болезни затворника).

■ Под 1073-1078 гг. ПВЛ сообщает о постройке в обители каменного Успенского собора . По «Житию», храм возвели на расстоянии от прежней усадьбы монастыря; после окончания стройки братия поселилась вокруг новой церкви, оставив немногих на старом месте, – «погребать там почившую братию» и «чтобы в ветхой церкви день за днем обязательно совершалась святая служба за усопшую братию». Впоследствии, 1-ю и 2-ю пещеры Лавры назвали Феодосиевой (в ней 18 лет почивали мощи прп. Феодосия , † 1074 – до перенесения в 1091 г. в собор) и Антониевой (в ней почил прп. Антоний , † 1073 ), или Дальней и Ближней – по расстоянию до собора. В ХХ в. территория над пещерами обрела имя Нижней Лавры, вокруг собора – Верхней.

■ С постепенным перемещением монастыря на поверхность, пещерная «колыбель» обители стала местом подвига отдельных иноков и усыпальницей братии. Это не умалило значения Лавры: святость многих ее насельников способствовала признанию обители первенствующим из монастырей Руси. В период с кон. XI до 1-й четв. XIII вв. из числа лаврских иноков были избраны и хиротонисаны ок. 50-ти архиереев для управления епархиями Русской Церкви. В этот период Лавра оставалась приютом и школой подвижничества, центром благотворительности, летописания и развития зодчества, принимала участие в примирении враждующих князей. Во 2-й пол. XIII в. настоятелем монастыря был архимандрит Серапион – с 1274 г. епископ Владимира-на-Клязьме († 1275 ). Известны 5 поучений свт. Серапиона , свидетельствующие о нем как подвижнике, видном проповеднике и писателе: архипастырь расценивает вторжение на Русь монгол (1237-1241) как попущение Божие за грехи, призывает народ исправить нравы и отвергнуть суеверия, оставшиеся со времен язычества. Историю Лавры XIV-XV вв. украсили имена новых подвижников: здесь приняли постриг, а позже трудились на Севере Руси свтт. Дионисий Суздальский и Арсений Тверской , прпп. Стефан Махрищский († 1406 ) и Косьма Яхромский († 1409 ); оставив княжество и славу, в Лавре окончил свою земную жизнь князь Феодор Острожский , принявший постриг с именем Феодосий († ок. 1410 ).

■ К освобождению от монгольского ига земли Руси шли разными путями: север – через Московское государство, юг – через Литовско-Русское. В то время, как первый переживал ужас опричнины, второй стал провиницей Польши в составе польско-литовской Речи Посполитой и подвергся дискриминации православного населения. Отвергая культурную и религиозную ассимиляцию со стороны Польши, и в то же время осознавая свое отличие от Московии, юг Руси становился Украиной, а Лавра – одним из оплотов Православия в католической Речи Посполитой. Отвергая Брестскую унию (1596), Печерский архимандрит Никифор ( Тур , † 1599 ) ни разу не допустил в Лавру чиновников, присланных для передачи ее униатам. Преемник о. Никифора архимандрит Елисей ( Плетенецкий , † 1624 ) вновь поднял жизнь братии на духовную высоту, открыл в обители типографию, собрал в ней ученых иноков, возродил широкую благотворительность монастыря. Под влиянием духовных бесед с Киевским митрополитом Иовом (Борецким, †1631), в 1627 г. стал иноком и настоятелем Лавры молодой польский дворянин Петр Могила . Потомок правителей православной Молдавии, он решил отдать свои силы и денежное состояние на то, чтобы вывести единоверцев Речи Посполитой из бедственного положения. В Лавре свт. Петр Могила достойно продолжил традиции предшественников – оо. Никифора и Елисея, архимандрита Захарии ( Копыстенского , † 1627 ). Он возвратил отторгнутые у обители земельные угодья, открыл в ней Гимназиум по образцу католических школ, отправил на учебу за границу способных юношей, предпринял ряд мер по благоустройству монастыря (включая пещеры), организовал составление и выпуск целого ряда востребованных книжных изданий. По просьбе киевлян, в 1632 г. свт. Петр объединил Гимназиум со школой Киевского Братства, переведя первый в помещения второй – так была основана Могилянская Академия . В том же году свт. Петр стал митрополитом Киевским.

■ Во 2-й пол. XVII – сер. ХХ вв. Лавру прославили имена новых подвижников: свтт. Димитрий Ростовский († 1709 ) и Иоанн Тобольский († 1715 ), Иннокентий Иркутский († 1731 ) и Павел Тобольский (†1770), прпп. Досифей († 1777 ) и Паисий Величковский († 1794 ), Феофил († 1853 ) и Парфений Киевские († 1855 ), свтт. Антоний ( Смирницкий , † 1846 ) и Филарет ( Амфитеатров , † 1857 ), прпп. Паисий Киевский († 1893 ) и Алексий Голосеевский († 1917 ), сщмч. Владимир ( Богоявленский , † 1918 ) и прп. исп. Антоний ( Абашидзе , † 1942 ), прп. Кукша Одесский († 1964 ). О свт. Филарете , который в 1837-1857 гг. был Киевским митрополитом и настоятелем Лавры, писатель Николай Лесков сказал: «Так детски чист и прост был этот добрейший человек, что всякая мелочь из воспоминаний о нем наполняет душу приятнейшею теплотою настоящего добра… Он родился с своею добротою, как фиалка с своим запахом, и она была его природою… Вся жизнь митрополита Филарета Амфитеатрова может быть поистине названа самою монашескою в самом наилучшем понятии этого слова».

■ В 1920-х гг. монастырь в Лавре был упразднен. В период нацистской оккупации Киева ( 1941-1943 ) был взорван Успенский собор, подверглись частичной разборке многие сооружения Верхней территории, и в то же время – с большим трудом удалось добиться открытия монастыря в Нижней Лавре, который действовал до 1960 г. Новое возрождение монашеской жизни в обители началось в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси: в 1988 г. Церкви была возвращена территория Дальних пещер, в 1989 г. – Ближние пещеры, а с 1990 г. возобновились регулярные богослужения на территории Верхней Лавры.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Успенская Киево-Печерская лавра

История

Киево-Печерская лавра ― один из первых по времени основания и самых значительных монастырей Киевской Руси.

Главной достопримечательностью обители являются пещеры, первое упоминание о которых относится к началу XII в. В «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца говорится, что первым насельником пещер на месте будущей обители был священник Иларион, духовник Ярослава Мудрого, выдающийся подвижник и богослов, служивший в храме Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. В 1051 г. священник Иларион становится Киевским митрополитом, а в пещере поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший начало монашеской обители.

Ученики преподобного Антония, поселившись возле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены первые храмы. 10 лет спустя преподобный Антоний удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевых).

В числе учеников преподобного Антонияв был преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем обители и первоначальником общежительного монашества на Руси.

По мере увеличения числа иноков были построены наземная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и келии; преподобный Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

После погребения в пещерах преподобного Антония (†1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Мощи преподобного Феодосия в 1091 г. были торжественно перенесены в построенную в 1089 г. Великую Успенскую церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно.

В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, в 1133 г. ― преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников.

С 1592 г. по 1688 г. монастырь являлся ставропигией Константинопольского Патриархата; с 1688 г. монастырь получил статус лавры и перешел в подчинение Патриарха Московского; в 1786 г. Лавра была подчинена Киевскому митрополиту, который стал ее священноархимандритом.

В 1930 г. Киево-Печерская лавра была закрыта. Монастырь возобновил свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично был закрыт в 1961 г.

В 1988 г. обитель была открыта для верующих в качестве действующего монастыря Украинской Православной Церкви, Церкви были переданы Дальние пещеры и наземные сооружения, была возоблена работа Киевской духовной семинарии.

В 1990 г. обители были переданы Ближние пещеры. В том же году решением XIV сессии ЮНЕСКО Киево-Печерская лавра была внесена в Список памятников Всемирного наследия.

Читать еще:  Храм Рождества Христова в Красноярске: описание и адрес храма, расписание богослужений, праздники, как добраться

Храмы

  • Надвратный (над святыми вратами Лавры) храм в честь Живоначальной Троицы (древнейший из сохранившихся);
  • собор Успения Пресвятой Богородицы;
  • Аннозачатиевская церковь;
  • Большая Лаврская колокольня;
  • колокольня на Ближних пещерах;
  • колокольня на Дальних пещерах;
  • Крестовоздвиженская церковь;
  • Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия;
  • церковь «Всех преподобных Отцов Печерских»;
  • церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»;
  • церковь Всех святых;
  • церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря;
  • церковь Рождества Пресвятой Богородицы;
  • церковь Спаса на Берестове;
  • церковь Христова Воскресения;
  • Благовещенская церковь.

Святыни

Иконы Пресвятой Богородицы «Похвала Печерская», «Всецарица», чтимая икона Воздвижения Честного Креста Господня; мощи 73 святых (Ближние пещеры), мощи 49 святых (Дальние пещеры).

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно, начиная с 5.30 по будням, в воскресные и праздничные дни — с 6.00. Вечернее богослужение накануне в 16.30.

Киево-Печерский монастырь

Ки́ево-Пече́рская ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська ла́вра ) — один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. В XII веке получил статус «лавры» — главного большого монастыря. С лаврой связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия, просветителя Петра Могилы, историка Иннокентия Гизеля и многих других.

C 1592 по 1688 был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 получил статус лавры.

В Лавре покоятся нетленные мощи угодников Божьих в Ближних и Дальних пещерах. Здесь хранятся мощи преподобного Илии Муромца, который нередко отождествляется с былинным богатырём. Также на территории Лавры находится могила Петра Аркадьевича Столыпина.

В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Содержание

История

Основание

Киево-Печерская Лавра находится на южной оконечности Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделённые глубокой, спускающейся до Днепра ложбиной. В XI в. эта местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Илларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 г. Илларион был выбран митрополитом, и его пещера опустела. В это время в Киев пришёл из Афона монах Антоний, уроженец г. Любеча. Житьё в киевских монастырях пришлось ему не по нраву, и он поселился в пещере Иллариона.

Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий, из г. Курска. Когда их число возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом «ближних» пещер, названных так в противоположность прежним, «дальним». С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель всё увеличивалось, и Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Была построена церковь на месте нынешнего главного собора (1062); возникший монастырь получил название Печерского. В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввел в обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования. В 1073 г. была заложена каменная церковь, оконченная и освященная в 1089 г. Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками. Храм этот, хотя и в значительно изменённом виде, существует и поныне.

Набеги и восстановление монастыря

В 1096 г. обитель сильно пострадала от половцев, но скоро вновь отстроилась. С течением времени пристраивались новые церкви. Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых. С переселением братии в большой монастырь, пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Монастырю принадлежало ещё с. Лесники; Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время Великого поста. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители.

В 1240 г., во время Батыева нашествия, монастырь был разорен. Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря; в XIV в. он был уже возобновлен, и великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов. В 1470 г. киевский князь Симеон Олелькович возобновил и украсил великую церковь. В 1483 г. крымское войско Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь, но щедрые пожертвования дали ему возможность скоро оправиться. В 1593 г. ему принадлежали два города — Радомысл и Васильков, до 50 сёл и около 15 сёл и деревень в разных местах западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами. С XV в. монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований. В 1555—56 гг. великая церковь опять была обновлена и украшена.

Попытки переподчинения

В 1596 было решено подчинить монастырь, до тех пор зависевший только от константинопольского патриарха, киевскому униатскому митрополиту. Попытке исполнить это решение монахи, с архимандритом Никифором Туром во главе, оказали вооружённое сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 г., была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения.

Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха. В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия в Малороссии.

XVII — XIX века

При архимандрите Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре заведена была типография (основана в 1616) и началось печатание богослужебных и полемических книг.

Преемник их, Пётр Могила, завёл здесь училище, которое впоследствии было соединено с училищем братским и послужило началом Киево-Могилянской коллегии.

Гетман Самойлович обвёл Лавру земляным валом, а Мазепа — каменной стеной.

При Петре Великом укрепления Самойловича были расширены и образовали современную Печерскую крепость.

В 1718 пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 церковь была возобновлена.

В 1731—1745 годах к юго-западу от Великой церкви была построена Великая лаврская колокольня; высота вместе с крестом — 96,5 метров. Первые работы по возведению звонницы были начаты в 1707 на средства Ивана Мазепы [1] ; завершена немецким архитектором Г. И. Шеделем.

В состав Лавры в XIX веке входило 6 монастырей:

  • Главный при великой церкви,
  • Больничный,
  • Ближние пещеры,
  • Дальние пещеры,
  • Голосеевская пустынь,
  • Китаевская пустынь.

Вблизи главных лаврских ворот расположен Троицкий Больничный монастырь, основанный в XII веке черниговским князем Николой Святошей.

В Великой церкви находилась чудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию чудесно полученная греческими художниками во Влахернском храме и принесенная ими в Киев. В ней также почивали мощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св. Михаила и хранилась глава святого равноапостольного князя Владимира. В нише в северо-западном углу церкви — надгробие князя Константина Ивановича Острожского. Под алтарём Стефановского придела — усыпальница. В Богословском приделе находилась икона Божьей Матери, перед которой молился Игорь Олегович во время его убиения в 1147 г. В средней части храма было несколько гробниц, между прочими митрополита Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдмаршала П. А. Румянцева.

В ризнице Лавры хранились замечательные по древности и ценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекция портретов. На хорах были библиотека Лавры и её документы. Прежнее книгохранилище, вероятно, сгорело в 1718.

Ближние и Дальние пещеры, на берегу Днепра, разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 угодников, в Дальних — 45.

В 1688 Лавра была подчинена Московскому Патриарху, а её архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами.

В 1786 Лавра была подчинена киевскому митрополиту, которому присвоен титул её священноархимандрита. Управлялась наместником, вкупе с Духовным собором.

Советское время

В 1918 был зверски убит настоятель Лавры — митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).

После 1919 года монашеская община продолжала существовать как артель.

С начала 1924 года Лавра находилась в непосредственном ведении Патриарха Тихона [2] .

На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходишем с 11 по 15 ноября 1924 года в Харькове по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 года.

29 сентября 1926 года ВУЦИК и Совет народных Комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению.

В одном из корпусов была размещена Государственная историческая библиотека Украины (находится там до настоящего времени). На территории лавры был образован музейный комплекс, в его составе — Музей книги, Музей исторических драгоценностей и др.

В период немецкой оккупации Киева, 3 ноября 1941, был взорван Успенский собор (восстановлен в середине 1990-х). Существует несколько версиий [3] :

  • собор был взорван агентами НКВД;
  • партизанами, намеревавшимися уничтожить посещавшего его президента Словакии Тисо;

Есть фотография взрыва, заранее производилось отселение, рассматривались политические последствия. [4]

По разрешению Германских властей, 27 сентября 1941 года была возобновлена монашеская жизнь в стенах Лавры. Во главе лаврской братии стал схиархиепископ (бывший Херсонский и Таврический) Антоний (князь Давид Абашидзе), лаврский постриженник.

В 1961 монастырь был повторно закрыт.

Возрождение монастыря; современная жизнь

В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси и постановлением Совета Министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Ближних пещер.

Первым наместником воссозданной обители стал архимандрит Ионафан (Елецких) (с 22 ноября 2006 года — Архиепископ Тульчинский и Брацлавский).

Община Лавры находится в юрисдикции Украинской Православной Церкви, входящей в состав Русской православной церкви.

С 1992 года настоятель (священноархимандрит) Лавры — митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), резиденция которого находится на территории монастыря.

C 1994 года наместник Лавры — архиепископ Вышгородский Павел (Лебедь).

Первоначально кафедральным собором был вместительный трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских.

В Лавре разместились также Киевские Духовные семинария и академия, издательский отдел Церкви.

9 декабря 1995 Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора.

Перед началом восстановительных работ на основах фундамента собора был отслужен торжественный молебен.

К 950-летию Лавры собор был восстановлен; освящён 24 августа 2000 года.

В ночь с 7 на 8 октября 2007 года в Лавре вандалами были снесены ворота 1850—1852 года и ограждение на въезде в Нижние пещеры [5] . Эти врата были восстановлены стараниями лаврских монахов в первозданном виде 7 декабря 2007 года [6] .

Дни празднования Киево-Печерским святым

  • Собор преподобных отец Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих[7] , — 28 сентября по Юлианскому календарю.
  • Собор преподобных отец Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) пещерах почивающих, — 28 августа по Юлианскому календарю.
  • Собор всех преподобных отец Киево-Печерских — переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста.

Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник

В ведении заповедника находится Верхняя лавра, расположення по улице Ивана Мазепы. Генеральный директор заповедника — Кролевец Сергей Петрович.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector