0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковь Рождества Христова в Ярославле: история и адрес храма, описание и архитектура, время и часы посещений

Содержание

Храм Рождества Христова в Ярославле

Подклетный храм, являющийся великолепным образцом церковной архитектуры, воздвигнут в середине XVII столетия, его образ буквально исказился во время переделок 1831 г. При строительстве мастера использовали уникальные приемы, более не встречающиеся в ярославской школе зодчества. Пятиглавый собор изначально был обнесен с трех сторон двухэтажной галереей с пятью приделами. Колокольня Христорождественской церкви, представляющая единственное в своем роде художественное произведение отечественной архитектуры, строилась отдельно.

История постройки

Время первой постройки неизвестно, но летописи утверждают, что деревянное здание уже было создано в 1609 г., а в его стенах ярославцы хранили Казанскую икону Богородицы. Святой образ перенесли из Рождественской обители, которая вскоре подверглась сожжению и более не восстанавливалась.

  • Возведение каменной Христорождественской церкви началось летом 1636 г., она заменила обветшалую деревянную. Заказчиками строительства были ярославские торговцы Назарьевы, они решили создать этот храм по образу древнейшего в городе собора, освященного в честь Николы Надеина.
  • Первоначальная композиция церкви Рождества Спасителя состояла из габаритного четверика, водруженного на подклет. Здание окружала двухэтажная галерея, а кровлю венчало роскошное пятиглавие. В северо-западной части здания намеревались воздвигнуть колокольню.
  • Купцы Назарьевы скончались, так и не увидев завершения постройки, на которую они выделили значительную сумму денег. После их кончины руководство по воздвижению прекрасной церкви перешло в руки сыновей одного из братьев, сумевших внести в проект ряд существенных модификаций. Работы завершились в 1644 г.
  • После того как выстроили первый этаж церкви, с юго-запада создали Казанский придел, который визуально вдвигался в пролеты внешней галереи. Появление пристройки двукратно увеличило площадь западной части здания. На северо-западе храма опорами арочных пролетов являлись два восьмигранных столба, форма которых пришла из древнерусского деревянного зодчества. Колокольню же сделали отдельной, соединяющейся прямым переходом с галереей.
  • Изначальная Христорождественская церковь имела сложное покрытие по закомарам, которые приобрели декоративное значение ближе к XVII столетию. Через некоторое время закомарные полукружия приподняли над усложненными сводами, оставляя пространство для чердака и создавая криволинейную кровлю. Покрытие подобного образца ярко отличало ярославское зодчество, практикуемое в XVII столетии.

Крыльцо церкви Рождества Спасителя имело большие объемы и двухскатную крышу, оно изящно украшалось аутентичными изразцами. Завершенный храм предстал перед паломниками усложненным и объемным строением. В основе постройки находилась асимметричная планировка, а сама церковь выделялась многогранностью фрагментов, выразительностью и живописным видом. Сложный архитектурный план здания открывает для наблюдателя совершенно новые и гармоничные виды с различных углов осмотра.

История от середины XIX в.

В 1861 г. в храме состояло около 300 прихожан, здесь находился высокочтимый чудотворный образ «Рождество Христово», помогающий беременным женщин сохранить и оздоровить плод. Первоначальный облик церкви изменился до неузнаваемости: на основном объеме пропали малые главы, аркада (ряд арок), ведущая к колокольне, была демонтирована, позакомарное покрытие кровли модифицировалось в четырехскатное.

  • В 1921 г. советские власти официально закрыли здание, вскоре здесь проводились ремонтные работы. В качестве памятника Кристовоздвиженский собор передали в управление Ярославского музея.
  • В 30-е годы вокруг храма воздвигли современные постройки, которые визуально закрыли изящество и просторы церкви. Не осталось былого величия, так как наблюдатель более не имел лучших углов обзора на архитектурный памятник Ярославля.
  • Денежных средств, которыми располагал городской музей-заповедник, не хватало для проведения квалифицированного ремонта. В начале 90-х XX столетия стала обрушиваться обветшалая колокольная стена, поэтому Христорождественскую церковь потребовалось закрыть на реставрационный период. Городское правление смогло найти финансы только после того, как узнали об угрозе обрушения строения. Сегодня колокольня и храм восстановлены, изредка здесь проводят богослужения.

Интересно! В 1889 г. произошло неприятное событие в жизни церкви. Злоумышленники выкрали из иконостаса шесть православных образов, повествующих о евангельских сюжетах и написанных в период, когда ярославская иконопись достигла своего пика. Полотна вывезли в Германию и продали на аукционе в 1995 г., их приобрел коллекционер из России за 200 тысяч долларов. Узнав об истории похищения, покупатель принял решение вернуть священные образы храму.

Архитектура и убранство

Храм представляет собой здание с пятиглавием и расположенной рядом каменной колокольней, изначально игравшей роль Святых врат. Церковь воздвигнута на подклете и окружена двухэтажной галереей, на которую можно взойти с западной стороны через украшенное крыльцо.

Другие православные храмы Ярославля:

Архитектурные приемы, используемые при строительстве первого образца храма, не применялись ни в каких других строительных объектах.

  • Внешний облик здания живописен, но особенное восхищение вызывает фасад западной части, опоры которого предстают в виде восьмигранных столбов. Наблюдатель также обратит внимание на гармоничный карниз, отделяющий закомары от небольших аркатурных поясов, находящихся на барабанах. Ярославские мастера XVII столетия не использовали лекало (чертежный инструмент), поэтому галерейные арки лишены четкого и ровного рисунка.
  • Декорирование Христорождественской церкви выполнено в лаконичном и скромном стиле. Это типично для школы раннего ярославского зодчества. Стены основного объема разделены на три части и имеют узкие оконные проемы. В декоре часто применяется горизонтальные ширинки (разделяющий элемент), украшающие галерею и придел Казанского образа. Внутри каждой установлен рельефный квадрат с вогнутыми сторонами.
  • Изначально пятиглавие покрывалось яркой черепицей разнообразных цветовых тонов. Фасады уникально украсили изразцовой надписью, проходящей по всему четверику.

Братья Гурьевы упомянули здесь себя, а также имена тех святителей и государственных чиновников, во времена которых возводился собор. Каждый слог этой исторической надписи стоил очень дорого, а бледная прорисовка говорила о неопытности мастеров в этом деле. Через время изразцы прописывали маслом.

Интерьер

Роспись внутреннего пространства началась в 1682 г. и продолжалась около года. Кисть живописцев коснулась только основного объема и порталов паперти. Работы по обновлению красок проходили в середине XIX века. Иконографическая роспись согласовывалась с традициями древнего ярославского искусства. Однако мастера привнесли собственного мировоззрения и сумели организовать уникальный ансамбль красок.

Главный купол демонстрировал прихожанам Вседержителя, держащего Евангелие, внизу барабанов стояли пророки, на парусах (сферических треугольниках) — евангелисты с христианскими символами. Стены храма расписывались в восемь горизонтальных рядов, на которых изображались сюжеты из Библии, а также истории южно-русских летописей. Арки окон оформлялись ликами ангелов, в помещениях алтаря прихожане видели изображения великомучеников и списки икон.

Поздние обновления несколько нарушили целостность первичной росписи на порталах паперти. Иконостас, созданный в XVII веке, также реставрировался, но сумел сохранить черты барокко елизаветинского периода.

Церковь-колокольня

Этот уникальный памятник русского зодчества воздвигли в середине XVII столетия над главными вратами. Высота сооружения — около 40 м, форма ее прямоугольная, на втором ярусе располагается небольшой храм.

  • На основном четверике располагается восьмерик, в объеме которого образованы большие колокольные проемы. Выше находится стройный шатер, структура которого символично устремлена в небеса. С восточной стороны верхнего яруса видны две башенки, усиливающие впечатление возвышенности всего строения.
  • С запада стоят парные столбы, завершающиеся резными окружностями. Они напоминают мусульманские минареты, — исследователи предполагают, что мотив запомнился купцам Гурьевым во время посещения Востока, и они решили использовать его в создании православной церкви. Ни один другой российский храм не мог похвастать подобным элементом в архитектуре.
  • Надвратный храм, церковь-колокольня и часовое помещение соединяются друг с другом при помощи сложной композиции внутренних лестничных участков и галереи.

Главным украшением колокольни выступает стройный, возвышенный и изящно декорированный шатер. Если рассмотреть его внимательнее, заметны объединяющиеся в верхней части выпуклые ребра (гурты), выступающие наличники, граненый барабан, а также главки с небольшими впадинами и рядами кокошников.

  • Изначально колокольня, одновременно являющаяся церковью, входила в состав территории, окружавшей Христорождественский собор. Западный фасад колокольни выходил на одну из городских улиц. Въездные ворота были красочно и выразительно декорированы: в центре — двойные арочные проемы с гирьками, а мощные архивольты (обрамления) опирались на большие карнизы и плотные полуколонны.
  • Нижний ярус выделялся строгим ритмом, а верхний — ажурной галерейной аркадой, окружающей надвратный храм. Колокольня выглядела нарядно за счет того, что в её структуре гармонично сочетались великолепные белокаменные узорочья и кирпичные фрагменты, вкрапленные посредством сложной фигурной лепки. Однако колокольня-церковь никогда не использовалась для проведения богослужений.
  • До 1900 г. здесь находилось восемь колоколов, самый крупный из которых весил около 1 600 кг. Древнейший из них создали в землях Голландии в первой трети XVII столетия. К сожалению, колокола, «как мешающие созданию социализма», отправили в цех плавильного завода в 1929 г.

Интересно! К храму Рождества Спасителя пристроено пять приделов. Предание гласит, что северную пристройку освятили первой во славу Николая Угодника, покровителя купцов и морских путешественников.

Это оправдано, так как братья-основатели Назарьевы торговали и много времени проводили в поездках. Придел находился в подклете, здесь работала габаритная печь, украшенная зелеными изразцами. Другие три пристройки освятили в честь Петра и Павла, персидских великомучеников, праведных Иоакима и Анны. Изящный Казанский придел устраивался в память о польском нашествии.

Читать еще:  Знаменский собор в Кемерово: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, часы работы и телефон

Как добраться

Храм считается филиалом городского музейного заповедника, богослужения проводятся здесь крайне редко. Собор работает со среды по воскресенье, двери открыты с 10:00 до 17:00.

Внимание! Попасть в здание разрешено только тем прихожанам, кто оставил предварительную заявку на посещение.

От столицы в Ярославль идут обычные и экспресс-поезда, время в пути на первом — 5,5 часов, на втором — 3 часа с четвертью. От Московского вокзала, находящегося в Ярославле, до Христорождественского собора 4 км пути.

Старинная ярославская церковь Рождества Спасителя — красивейшее здание города, воздвигнутое в XVII в. на деньги купцов по фамилии Назарьевы. Она отличается уникальной архитектурой и великолепным декором, однако, богослужения здесь чрезвычайно редко, точного расписания не имеется.

Церковь Рождества Христова, Ярославль: адрес, описание, история и фото

Одна из самых красивых церквей города Ярославля — Рождества Христова. Она отличается уникальной архитектурой, нигде более не встречающейся в городе. Но архитектура — это не самое главное в истории создания этого храма. На первом месте — ее «годы жизни».

Описание церкви Рождества Христова в Ярославле (второго среди старинных памятников прошлых веков) будет дано ниже.

Место для иконы

Этот уникальный храм известен с 1609 года. К сожалению, сведения о самой первой постройке не дошли до нашего времени. Мы знаем, что в этой церкви прятали чудотворную икону Казанской Божьей Матери. Тогда храм не был каменным, обычная деревянная церквушка.

Опасаясь за икону, ее тайно вынесли ночью из Рождественского женского монастыря, спрятав в месте, упоминаемом выше. Монастырь был сожжен и больше не восстанавливался, а история спасения чудотворной иконы дошла до ныне живущих в городе людей.

Особенности храма

С чего следует начать, говоря об особенностях церкви Рождества Христова (Ярославль)? В первую очередь, с материала, из которого она выстроена. Это камень. В те времена каменные церкви могли строить только люди царского сословия и приближенные к ним. Ибо цена такого строительства была очень высока.

Второй момент — это ее архитектура. Лаконичная и строгая, она переплетается с необычной планировкой помещения — асимметричной. В результате чего церковь имеет объемно — пространственное построение.

И, наконец, украшение храма. Оно особое, и речь пойдет о нем в отдельном абзаце.

С чего все начиналось

Если говорить о церкви Рождества Христова в Ярославле кратко, то строительство каменного варианта началось в 1636 году. Благочестивые купцы по фамилии Назарьевы — два брата Гурий и Акиндин решили построить каменную церковь по подобию первого в Ярославле каменного храма в честь Николы Надеина. Началось возведение похожей церкви с четвериком на подклете, массивным, как и у выше указанной церкви. Пятиглавые купола, двухъярусная галерея. Церковь планировалось построить с двумя пределами, о чем свидетельствуют пять полукружий аспид на уровне второго яруса. Судя по тому, что было несколько изменений в архитектуре церкви Рождества Христова (Ярославль), предполагалось строительство колокольни в северо — западном углу.

Продолжение

Краткая история церкви Рождества Христова в Ярославле такова: два брата-купца начали каменную постройку. По примеру церкви Николы Надеина, о чем говорилось выше. Но достроить не успели, отбыли в мир иной. И тогда строительство перешло в руки детям Гурия: Ивану, Андрею и Михаилу. Братья были купцами, как и отец, поэтому средства на строительство храма у них были.

В первую очередь, что сделали сыновья, это значительно расширили здание церкви. Был построен Казанский придел храма. Представлял собой квадратную четырехгранную башню со скатной крышей. На главке придела возвышался ажурный крест.

Внешний вид храма

Об истории церкви Рождества Христова в Ярославле мы поговорили выше. Теперь давайте рассмотрим, как выглядит храм.

Первым покрытием его было позакомарное. Это — отличительная черта зодчества тех времен. Со временем закомар утратил свое истинное назначение, превратившись в декоративный элемент.

Крыльцо храма большое и очень красивое, на ползучих арках, с двускатной крышей. Ранее его украшали аутентичные изразцы, но они не сохранились до наших дней.

Его декор

Для архитектурной школы Ярославля тех времен характерна сдержанность. О чем и свидетельствует декор церкви Рождества Христова в Ярославле. Окна в глубоких нишах обрамляют северный, западный и южный фасады. Закомары отделены широким карнизом.

Что касается барабанов глав. то по их верху проходит интересный карниз из «сухариков». Равно как и закомарные арки украшены таким же карнизом. Говоря о главах барабанов, нельзя не отметить аркатурные пояса, которыми они украшены.

Галереи основного храма и Казанского придела декорированы горизонтальными рядами ширинок. Внутри каждой из них — квадрат с вогнутыми сторонами.

Изразцы

Интересна церковь Рождества Христова в Ярославле изразцами. Точнее тем, что является первым храмом в Ярославле, где используют украшение стен изразцами. Кроме этого, фасад храма был украшен изразцовой надписью, опоясывающей четверик. Это большая редкость для русского зодчества, а уж в создании текста — тем более.

Купцы Назарьевы — Гурьевы стали первыми заказчиками храма, которые вписали свои имена в строительство храма. В буквальном смысле слова.

Этот заказ стоил очень дорого. Необходимо было отдельное клише для каждого слога, надпись была длинной, и их требовалось довольно много. Изначально надпись была сделана с помощью бледно — зеленой поливы. Неровная и мало заметная на светлом фоне, она явно свидетельствовала о том, что у тех, кто ее делал, опыта было немного.

Колокольня

В колокольне церкви Рождества Христова (Ярославль) золотое сечение можно легко обнаружить. Это сейчас 38 — метровая постройка кажется простой колокольней. Изначально она представляла собой шатровую церковь над воротами ограды, которой ныне не существует. Аналогов этой колокольни в русской архитектуре нет.

Что она представляет собой? Прямоугольный четверик, поднимающийся ввысь над землей, как говорилось выше. Восьмерик с проемами для колоколов украшает четверик. А над восьмериком находится изящный шатер. Боковые стороны шатра украшены двумя небольшими башенками. Одна из них предназначалась когда-то для часового механизма. В другой «обитала» лестница в колокольню.

Шатер — самое яркое украшение сооружения. Он мог бы казаться массивным, если бы не оригинальный декор. Он сглаживает массивность шатра, придавая ему стройность. Благодаря декору кажется, что шатер устремлен ввысь.

Раньше колокольню венчали восемь колоколов. И самый большой из них весил около 100 пудов. Старинные, отлитые еще в первой половине семнадцатого века. Часть колоколов отлита в Голландии на заказ. Однако в 1929 году колокола были отправлены советской властью на переплавку, помешали «строительству нового, коммунистического общества».

Приделы

В Ярославле, в церкви Рождества Христова пять приделов. Северный был освящен самым первым в честь святителя Николая. Он считается покровителем купцов и путешествующих. А в связи с тем, что династия купцов Назарьевых — Гурьевых в разъездах были постоянно, они особо нуждались в заступничестве Николая Чудотворца.

Этот придел был отапливаемым. В нем находилась большая печь, украшенная зелеными изразцами. Часть их и по сей день можно увидеть в Ярославском музее-заповеднике.

Второй придел, находящийся над приделом Николая Угодника, был освящен в честь Петра и Павла. Сначала он отапливался с помощью вертикального внутреннего канала. Горячий воздух из печи ниже поднимался по нему, и обогревал придел через печуру. Позже в этом приделе была установлена собственная печь.

В южной части был заложен и освящен придел в честь пяти мучеников: Акиндина, Афония, Анемподиста, Елпидифора и Пегасия.

Дьяконник «отдан» под придел в честь родителей Пресвятой Богородицы — Иоакима и Анны.

И наконец, Казанский придел, о котором мы уже говорили в этой статье. Он находится в юго-западном углу храма. Казанский придел является самым красивым, а его роспись посвящена событиям польско-литовской интервенции.

История 1861-1990 годов

На 1861 год Церковь Рождества Христова в Ярославле насчитывала почти 300 прихожан. В храме хранилась чтимая икона Рождества, к которой обращались за помощью будущие матери.

Со временем прежний облик храма был сильно изменен. Не стало четырех малых глав на основном объеме, аркаду, что вела к колокольне, предпочли ликвидировать, разобрав. Переделали позакомарное покрытие.

В 1920 году храм был отреставрирован. А спустя год его закрыли.

1929 год, как говорилось выше, вошел в историю храма тем, что его прекрасные колокола в количестве 8 штук были отправлены на переплавку. А в 1930 году Ярославль начали активно застраивать. Это привело к тому, что храм попросту закрыли все эти новые постройки, тем самым погубив всю его красоту и великолепие.

Несмотря на активную борьбу с православием в Советском Союзе, церковь Рождества Христова в Ярославле (на фото) была передана Ярославскому музею-заповеднику в качестве памятника архитектуры. С какой целью это делалось — не понятно. Наверное власть города рассчитывала на то, что достопримечательность постепенно разрушится, придет в негодность и о ней забудут.

Так бы оно и вышло, средств музея не хватало на реставрацию церкви. Она постепенно ветшала, а денег на ремонт власть выделять не спешила. И только в 1990 году, когда под угрозой обрушения оказалась колокольня, а стена ее уже начала рушиться, были найдены средства на реставрацию. Храм долгое время простоял закрытым, ожидая ремонта.

Интересный факт

Из храма были похищены уникальные старинные иконы. Они принадлежали первоначальному убранству церкви Рождества Христова в Ярославле. Иконы были вывезены за пределы государства и проданы за границей. Точнее, в Германии на аукционе за 200 тысяч долларов. Это был 1995 год.

Их приобрел русский коллекционер из Самары Владимир Рощин. Причем, как он сам утверждал, иконы были куплены не для коллекции, а для личного использования. Узнав их историю, мужчина счел нужным вернуть уникальные памятники иконной живописи на их Родину. Так иконы снова оказались на своем месте. Их отреставрировали и вернули в иконостас.

Читать еще:  Церковь Серафима Вырицкого в Вырице: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Где находится памятник культуры?

Адрес церкви Рождества Христова: Ярославль, ул. Кедрова, д. 1.

Этот уникальный памятник, дошедший до нас из XVII века, работает с 10:00 до 17:00, ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Богослужения

Проводятся ли богослужения в церкви Рождества Христова (Ярославль)? Лишь иногда. К сожалению, точного расписания служб в этом храме нет.

Отзывы паломников

Что говорят люди, которым посчастливилось оказаться здесь? Отзывы положительные и очень теплые. Мнения сходятся на многом. Отзывы представлены ниже.

  • Замечательное место. Здесь можно подумать о высоком.
  • Это просто чудо, которое невозможно описать словами. Его надо увидеть.
  • Очень красиво. Ухоженная местность, в храме чисто и уютно.

  • Удивительно, как церковь сохранилась. И что самое интересное, в 90-е годы средства на реставрацию нашлись.
  • Даже неверующие люди не могут остаться равнодушными к этому архитектурному памятнику. И, уходя, покупают что-то такое, что могло бы напомнить о визите сюда.
  • Многие в таком восторге, что обещают обязательно вернуться еще не раз.

Памятка паломнику

Адрес церкви Рождества Христова в Ярославле мы выяснили. Что нужно помнить тому, кто собрался ее посетить? Есть некоторые правила, которых необходимо придерживаться, собираясь в храм.

  • Женщины, входя в церковь, должны покрывать голову. Поэтому собираясь на экскурсию в храм, не забудьте захватить платок.
  • В идеале, представительницы прекрасного пола посещают храм в юбках.
  • Если женщину постигла такая неприятность, как критические дни, поездку придется отложить. Хотя бы на три дня. По прошествии этого срока в храм заходить можно. Но прикладываться к иконам, ставить свечи — запрещено. Лучше подождать неделю и поехать в церковь тогда, когда уже не будет запретов на определенные традиции.
  • Мужчины должны быть в брюках. Шорты не допускаются.
  • Перед тем, как войти внутрь помещения, мужчины снимают головные уборы (кепки, шляпы, шапки).
  • На территории храма нельзя громко разговаривать, переходить на крик, употреблять бранные слова.
  • Запрещено курить и распивать алкогольные напитки на территории церкви.
  • Если в храме идет богослужение, следует поставить мобильный телефон на режим «без звука». Иначе может возникнуть случай, который очень хорошо описывается в православных пабликах одного известного сайта: «телефоны, которые издают звуки во время службы, изымаются и погружаются в святую воду». Это шутка, конечно же. Просто не хорошо будет, если во время торжественных богослужебных песнопений начнет совсем не православно «петь» телефон.
  • Можно ли делать фото в церкви Рождества Христова в Ярославле? Этот вопрос нужно задать за свечным ящиком. Без разрешения — не желательно.

Заключение

Мы ознакомились со старинным памятником архитектуры, находящимся в городе Ярославле. Если появится возможность, обязательно посетите церковь Рождества Христова в Ярославле. Прикоснитесь к православной святыне.

Церковь Рождества Христова – уникальный памятник древнерусской архитектуры

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, ул. Кедрова, д. 1а
Начало строительства: 1635 год
Окончание строительства: 1644 год
Координаты: 57°37’49.8″N 39°53’40.1″E

На красивой Волжской набережной Ярославля стоит храм, построенный в 1640-е годы. Ранее он входил в состав усадьбы и был обнесен стеной, соединявшей Святые ворота, надвратную церковь и колокольню. Сложная архитектурная композиция храма, его удивительный по красоте декор, а также выразительные детали делают это культовое здание и примыкающую к нему колокольню уникальными памятниками древнерусского зодчества.

История церкви Рождества Христова

Издавна на берегу Волги стояла деревянная Рождественская церковь. Память о ней сохранилась в истории города как о месте, где ярославцы скрывали в Смутные времена (1609 г.) чудотворный образ Казанской Богоматери, спасенный из Рождественского монастыря.

Церковь Рождества Христова

Первой церковью ярославского посада был храм Николы Надеина. После него долгое время не приступали к строительству других посадских храмов. Исследователи считают, что причиной этого была занятость ярославских каменщиков на возведении Спасского собора. Однако, в 1636 году на посаде решено было построить второй каменный храм.

Деньги на новую дорогую стройку выделила богатая купеческая семья Назарьевых. Примечательно, что оба брата Назарьевы – Гурий и Анкидин, носивший прозвище Дружина, были участниками ярославского народного ополчения, сформированного из жителей города и окружающих его поселений в 1612 году. Купцы были известны при царском дворе и за заслуги перед Россией во время войны с польско-литовскими войсками получили государеву жалованную грамоту.

Архитектурный замысел новой церкви был так грандиозен, что у ктиторов не хватило средств до конца реализовать его. И стройка была растянута до 1644 года. Завершить ее помогли разбогатевшие сыновья Гурия – Михаил, Иван и Андрей. Они внесли значительные коррективы в изначальный проект, существенно расширив и усложнив его.

Храм имел пять приделов. Первым из них теплый придел расположенный в подклете, в северной части галереи. Он был посвящен Святителю Николаю. Купеческие дела семьи распространялись далеко за пределы Ярославля, и Назарьевы много ездили по другим городам. Они торговали в Сибири, Казани, Новгороде и Астрахани. А Николай Чудотворец считался покровителем всех путешествующих.

В этом приделе для обогрева установили печь, украшенную изразцами зеленого цвета. До наших дней она не сохранилась, но несколько «муравленых» изразцов находятся сегодня в фондах ярославского музея. Выше Никольского был построен также теплый придел, посвященный апостолам Петру и Павлу.

Великолепный архитектурный ансамбль, выросший на волжском берегу, получился уникальным. Он имел очень необычное и сложное объемно-пространственное построение и ассиметричную планировку. Поэтому с любой стороны эта церковь выглядела чрезвычайно живописно. Она была гордостью всего посада, ведь ее выстроили не на деньги царя или богатой монастырской казны, как тогда было принято. А на средства жителей посада. Поэтому Рождественская церковь позднее стала служить образцом для других посадских храмов.

В 1683 году центральную часть церкви расписали ярославские изографы, имена которых остались неизвестны. Однако, по мнению искусствоведов, композиция фресок и манера живописного письма говорят о том, что они могли быть сделаны известными ярославскими мастерами Федором Игнатьевым и Дмитрием Семеновым.

В документах 1861 года указано, что при храме числилось 295 прихожан. А местная икона «Рождества Христова» особо почиталась, как приносящая удачу беременным женщинам.

В советские годы православную церковь закрыли (1921 г.) и затем отреставрировали. В 1930-е годы вокруг нее построили современные здания, которые во многом исказили пространственное восприятие древнего архитектурного ансамбля.

Колокольня церкви Рождества Христова

Долгие годы храм принадлежит городскому музею-заповеднику. Музейных денег на реставрационные работы всегда не хватало, поэтому они выполнялись эпизодически. В 1989 году в церкви случилось крупное воровство – из иконостаса похитили древние иконы. Как выяснилось, злоумышленники продали их на заграничном аукционе. Однако, в 1995 году эти иконы были выкуплены саратовским коллекционером Владимиром Рощиным. А он, узнав судьбу старинных образов, вернул их в музейную коллекцию для реставрации и передаче обратно в церковь.

Архитектура и внутреннее убранство церкви Рождества Христова

Храм состоит их основного объема с пятью главами и отдельно расположенной колокольни, которая играла роль Святых ворот в ограде всего комплекса. Сама церковь имеет высокий подклет и окружена с трех сторон двухярусной галереей. На нее можно подняться с запада, через нарядное домообразное крыльцо с двухскатной крышей. Северная и южная части галереи обустроены храмовыми приделами.

Колокольня церкви Рождества Христова вид с боку

Интересно, что многие архитектурные приемы, примененные при строительстве этой церкви, не использовались более нигде. Храм живописно выглядит со всех сторон, но особенной красотой выделяется его западный фасад. Здесь опоры высокого подклета сделаны в виде выразительных восьмигранных столбов. Отлично смотрится также широкий карниз, который отделяет закомары, и лаконичные аркатурные пояса на барабанах церковных глав. Некоторые особенности здания выдают работу мастеров на начальном этапе ярославского зодчества. В те времена строители не пользовались лекалами, поэтому арки на галереях церкви еще не имеют четкого рисунка.

Декор храма считается уникальным прежде всего тем, что в нем впервые зодчие Ярославля применили полихромные поливные изразцы. На фасадах колокольни, галерей и крыльца использована керамика разной формы – ленты, затейливые четырехугольники и розетки. А яркая цветная черепица покрывала церковные главы.

Из керамических изразцов составлена также примечательная храмозданная надпись, которая сохранилась до наших дней. Она опоясывает основной объем церкви по фасадам и находится под основанием закомар. Считается, что эта надпись обошлась купцам в немалые деньги, так как каждый ее слог требовал от мастеров изготовления отдельного клише. Здесь увековечены имена государя Михаила Федоровича, ростовского митрополита Варлаама, а также имена всех ктиторов – Гурия и Дружины Назарьевых и трех наследников Гурия, трудами которых было завершено строительство. Это, пожалуй, первый случай в истории, когда в храмозданную надпись включались имена неродовитых по тем временам людей купеческого сословия. Позже, чтобы буквы были более заметны и ярче выделялись на белом фоне, их не раз прописывали масляными красками.

Церковь несколько раз капитально перестраивалась. И сегодня она дошла до нас без четырех боковых глав на основном объеме и без крутой аркады, которая некогда соединяла здание колокольни с четвериком. К тому же, изначальное подзакомарное покрытие по традиции переделали на более практичное четырехскатное. Храмовый иконостас тоже меняли несколько раз, однако несколько самых первых икон удалось сберечь. Поэтому сегодня Рождественская церковь является единственным иконописным храмовым ансамблем, сохранившимся в городе с первой половины XVII века.

Очень примечательна столпообразная церковная колокольня, у которой нет аналогов в древнерусском зодчестве. Она имеет прямоугольное основание, богато декорированный ярус звона и шатровый верх, общая высота которых превышает 38 м. Это культовое здание играло сразу несколько ролей – звонницы, въездных ворот, небольшого храма «под колоколы», а также башни с часами. Внутри колокольни была устроена сложная система лестничных переходов.

С обеих сторон от центрального шатра на колокольне установлены две изящных башенки, также увенчанных небольшими шатрами. Такая композиция подчеркивает устремленность всей постройки ввысь. В шатре колокольни прорезаны слуховые окна – люкарны, которые обрамлены красивыми объемными наличниками. Особо интересным, нигде больше не встречающимся элементом декора, являются расположенные на западном фасаде парные столбики, которые похожи на небольшие минареты.

Читать еще:  Екатерининский собор в Краснодаре: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, мощи и святыни

Колокольня церкви Рождества Христова вид с тыла

Сохранились сведения, что в начале XX века на звоннице находились 8 колоколов. Самые старые из них были отлиты голландскими мастерами еще в середине XVII века. А самый большой колокол весил порядка 100 пудов. Однако, во время борьбы советской власти с религией эти колокола сняли и переплавили.

Современное состояние храма и режим посещения

Рождественская церковь является филиалом Ярославского музея-заповедника, и иногда в ней проводят церковные богослужения. Храм открыт ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10.00 до 17.00. Попасть сюда можно только по предварительным заявкам, оставленным по телефону музея +7 (4852) 303869.

Как добраться до церкви Рождества Христова

Церковь расположена на Волжской набережной города – ул. Кедрова, 1.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать реку Коротосль, а за мостом повернуть направо – на Коротосльскую Набережную. Эта набережная выводит на берег Волги – на Волжскую набережную, по которой до храма – 1,1 км.

Церковь Рождества Христова вид от Колокольни

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Рождественской церкви составляет 3,9 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на такси.

Церковь Рождества Христова в г. Ярославле

Храм Рождества Христова построен в 1636—1644 гг. по образцу каменного храма Николы Надеина на средства купцов Михаила, Андрея и Ивана Назарьевых (сыновей Гурия Назарьева) по наказу их дяди и отца, купцов гостиной сотни, братьев Акиндина и Гурия Назарьевых. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь Рождества Христова. По преданию, в 1609 году в ней хранилась […]

  • г. Ярославль, ул. Кедрова, д. 1
  • http://yarkremlin.ru/

Подробное описание:

Храм Рождества Христова построен в 1636—1644 гг. по образцу каменного храма Николы Надеина на средства купцов Михаила, Андрея и Ивана Назарьевых (сыновей Гурия Назарьева) по наказу их дяди и отца, купцов гостиной сотни, братьев Акиндина и Гурия Назарьевых.
Ранее на этом месте стояла деревянная церковь Рождества Христова. По преданию, в 1609 году в ней хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, вывезенная из города Романово-Борисоглебска поляком Яковом Любским и переданная им ярославскому бургомистру Василию Лыткину. В 1610 году икона крестным ходом перенесена в Казанскую женскую обитель.

Храм был расписан неизвестными ярославскими мастерами в 1683 году. Иконостас неоднократно менялся, но первоначальные иконы сохранились. Это единственный иконописный храмовый ансамбль Ярославля I половины XVII в.
Церковь входила в состав усадьбы, которая была обнесена оградой со сложным монументальным сооружением, объединявшим арки проезда Святых ворот, надвратный храм и колокольню (1650-е гг.)

Сложная конструкция и композиция, обильный декор с необычными выразительными деталями делают колокольню церкви Рождества Христова уникальным памятником не только ярославской, но и общерусской архитектуры.

В 1831 — 1832 гг. по указу епископа Авраамия Шумилина храм реконструирован: сняты четыре главы, изменена форма центральной главы, к галерее пристроен четырехколонный портик, сооружены приделы.

Закрыт в 1922 г. В советский период, в 1928 — 1929 гг., после ремонтно-реставрационных работ храм передан в ведение музейного отдела Главнауки. Сдавался в аренду различным организациям. В храме размещались складские и жилые помещения.

В 1959-1968 гг. по проекту Э.Д. Добровольской храм реставрируется. В 1966 — 1970 гг. бригадой В.И. Васина произведена реставрация живописи с удалением всех поздних записей.

С 1970 г. храм передан Ярославскому историко-архитектурному музею-заповеднику.

Церковь Рождества Христова в Ярославле

Храм Рождества Христова – воздвигнутый на волжском берегу памятник истории и архитектуры XVII в. – вторая из сохранившихся на Ярославском посаде построек религиозно-культового назначения. Его строительство было долгим и продолжалось с 1635 по 1644 г. г. Ранее здесь размещалось целиком выполненное из дерева здание Христорожественской церкови, в которой с 1609 г. хранилась икона Казанской Божией Матери – святыня, считающаяся чудотворной и особо почитаемая ярославцами.

Возведение новой церкви, которую решено было сделать полностью каменной, началось по инициативе и на личные средства участников ополчения Минина и Пожарского, местных именитых купцов братьев Назарьевых – Гурия и Анкидина, храбреца, прозванного в народе Дружиной. За доблесть, проявленную в войне против польско-литовских захватчиков, царем Михаилом Романовым братья Назарьевы были удостоены почетного звания «Государевых людей» с вручением жалованной грамоты, дающей право на целый ряд привилегий. Назарьевы являлись весьма состоятельными горожанами, но, все же, у них не хватило средств на воплощение масштабного архитектурного проекта храма. Завершить строительство удалось лишь в 1644 г., на совместные денежные вложения, повзрослевшим сыновьям Гурия Назарьева Андрею, Ивану и Михаилу. Братья Гурьевы, которым сопутствовала удача в коммерческих начинаниях, приступили к делу с поистине купеческим размахом, существенно видоизменив изначальный замысел проекта и сделав его еще более впечатляющим.

Экстерьер храма получился действительно оригинальным. Образующий его ансамбль каменных построек вкупе с расположенными вдоль набережной другими храмовыми сооружениями способствовал приданию изысканных очертаний городской части берега. В его состав включены как непосредственно здание церкви, так и отдельно расположенная прекрасная шатровая звонница, выполняющая также функцию Святых врат в ограде архитектурного комплекса. Архитектурный комплекс имеет много общего с Николо-Надеинским храмом: та же пятикупольная конструкция с высоким подклетом, три стороны которого обнесены галереей в два яруса, а западный фасад украшен крыльцом с двухскатной крышей, ведущим во второй этаж галереи.

Однако колокольня храма рождества Христова не составляет единого целого с галереей, как в Николо-Надеинской церкви, а, в отличие от нее, расположен отдельно. В храм ведет крытый арочный переход, пристроенный братьями Гурьевыми в 1644 г. Тем же годом датируется сооружение юго-западного Казанского придела, сделавшего галерею более широкой. В XVIII столетии купол придела был увенчан новым крестом, сияющим щедрой позолотой.

Первоначально состоялось освящение придела с северной стороны, воздвигнутого в честь св. Николая Чудотворца, покровительствующего торговому и странствующему люду, к числу которого причисляли себя и постоянно разъезжающие по России братья Гурьевы.

В течение многих лет храм не подвергался росписи. Лишь в 1683 г. местные художники изукрасили внутренними фресками стены и своды центральной части здания. В исторических анналах имена мастеров не упоминаются, хотя, по мнению исследователей, роспись могла быть выполнена ярославскими живописцами Д. Семеновым и Ф. Игнатьевым. Все прочие изображения созданы в гораздо более поздние годы и представляют собой образцы различных техник. В частности, многие интерьеры отделаны затейливыми узорами, выложенными из разноцветных глазурованных изразцов. Глазурованными черепичными плитками в желто-зеленой оттеночной гамме украшены также все пять куполов основного здания храма. Внимание историков и посетителей традиционно привлекает храмозданная мозаичная надпись, извещающая всех и каждого о том, что основали храм купцы Анкидин и Гурий Назаровы, а завершили его сыновья Гурия Михаил, Алексей и Иван. Надпись интересна тем, что дерзко нарушает сложившийся на то время порядок вещей: решиться запечатлеть в святом месте свои мирские имена могли позволить себе разве что родовитые бояре, но никак не купцы, официально причисляемые к сословию простолюдинов.

Великолепна колокольня храма, не имеющая аналогов в российской архитектуре и являющая собой не просто столп со звонничным ярусом и шатровидным куполом, а многофункциональное сооружение сложной геометрической конфигурации. Постройка объединила в себе не только непосредственно колокольню, но также арочные Святые Врата с расположенной над ними прямоугольной в сечении небольшой компактной надвратной церковью «под колоколы», обнесенной открытой галереей.

Вихрь событий, пронесшихся над многострадальной Россией за предыдущее столетие, не пощадил храм, сильно исказив его первоначальный облик. Не сохранились четыре венчающих основное здание малые главы, исчезла ведущая к колокольне аркада…

В 20-х годах минувшего века храм подвергли частичной реставрации, но на протяжении всего советского периода истории России он был закрыт для посещения прихожанами и паломниками, являясь лишь одной из составляющих музея-заповедника в Ярославле. Однако скудного бюджета музейного комплекса постоянно не хватало на то, чтобы содержать архитектурный комплекс храма в полном порядке. Средства на его генеральную реставрацию были выделены лишь в начале 2000-х, в связи с угрозой обрушения обветшавшей колокольни. Сегодня храм обрел «вторую молодость»: он открыт для посещения туристов, а иногда здесь даже проводятся богослужения.

Адрес: г. Ярославль, ул. Кедрова, 1.

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в.

Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском .

Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей.

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался .

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр.

Мы в социальных сетях:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector