0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Троицкий собор в Саратове: история и описание, адрес, праздники и святыни

Содержание

Собор в честь Святой Живоначальной Троицы: История

Свято-Троицкий собор в Саратове (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские
    в Россию
  • Горящие туры
    в Россию

Свято-Троицкий собор — главная православная церковь Саратова. Она была основана еще в 17 веке, и, как многие культовые сооружения в России, не единожды уничтожалась, отстраивалась заново, закрывалась и вновь открывалась. Сегодня один из древнейших храмов Нижнего Поволжья переживает рассвет: недавно здесь закончилась масштабная реставрация, работают воскресная школа, библиотека. Помимо саратовских верующих, частые гости Свято-Троицкого собора — паломники из других городов России и туристы, приезжающие сюда поклониться древним реликвиям и полюбоваться замечательной росписью.

История

Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом. Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году. После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший. В 1685 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается деревянным строением.

В 1964 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к митрополиту Савватию с прошением о разрешении собирать «всякие припасы» для строительства каменного двухэтажного Троицкого собора и Савватий дает на это свое благословение. Следует отметить, что царь Петр 1 в ответ на челобитную соборного протопопа Данилова в 1696 году одарил Троицкую церковь земельными угодьями, по его же указу была приписана к Троицкой церкви и часовня за Московскими воротами. Доходы от земли, умета и 2-х часовен позволили собрать средства на строительство каменного Троицкого собора, заменившего собой деревянный.

В 1697 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к новопоставленному Астраханскому митрополиту Сампсону с прошением о разрешении начать строительство каменного собора. Митрополит дает свое благословение, и в том же году закладывается и отстраивается фундамент собора. В 1698 году было завершено строительство нижнего, Успенского храма. Полностью собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 гг.

Таким образом, Саратовский Троицкий собор является единственным архитектурным памятником Саратова рубежа 17-18 вв. и единственным сохранившимся храмом в Саратовской митрополии, построенным в стиле «московского» барокко.

Имя архитектора Троицкого собора остается неизвестным.

В течение 18 века архитектура собора претерпела значительные изменения, которые сделали его облик уникальным. Были проведены две значительные реконструкции – пристройка к западной стороне собора поздней (2-й) трапезной и «устиновская» реконструкция, после чего храм в целом приобрел тот вид, в котором существует и поныне. Чтобы понять, как выглядел собор первоначально, нужно мысленно убрать 2-ю, пристроенную позже, трапезную и крытую галерею, тогда мы будем иметь типичный, ярусный, стремящийся вверх, памятник стиля московского, или «нарышкинского» барокко: алтарная часть, восьмерик на четверике, трапезная. Отличался этот стиль и великолепным праздничным декором и характерным двуцветием, что также нашло свое воплощение в облике Троицкого собора. Однако при этом собор имеет шатровую колокольню, отнести которую исключительно к «нарышкинскому» стилю нельзя. Шатровая форма колокольни Троицкого собора-это исконно русская форма, выработанная деревянным русским зодчеством. Установить точное время ее постройки на сегодняшний день не представляется возможным. Есть основания утверждать, что одновременно с собором была построена лишь нижняя часть колокольни, четверик.

Масштабная реконструкция

Благодаря покровительству Высокопреосвященнейшего митрополита Саратовского и Вольского Лонгину в начале третьего тысячелетия началось масштабное восстановление Свято-Троицкого собора в Саратове.

10 декабря 2006 года состоялось освящение нижней церкви Успения Божьей Матери, ремонтными работами в ней руководил настоятель храма игумен Пахомий (Брусков) ныне преосвященнейший Пахомий, епископ Покровский и Николаевский.

Иконостас верхнего храма Троицкого собора

Строители-реставраторы под руководством М.Фунта к октябрю 2014 года закончили все ремонтные работы и в верхнем храме.

Установление вентиляции, отопления, замена потолочных перекрытий требовало полного снятия штукатурки, поэтому рабочие физически не могли сохранить палехские росписи, новая роспись храмов переняла преемственность стиля древнего оформления.

Важно! 24 октября 2014 Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл присутствовал при освящении отреставрированного Свято-Троицкого Собора, которому вернули статус кафедрального.

В подарок обновленному собору от Святейшего Патриарха Кирилла была передана икона Покрова Божьей Матери и дарохранительница.

Современное состояние

Внутреннее убранство
При храме действуют:

  • Воскресная школа
  • Любительский хор
  • Школа звонарей
  • Социальное служение

Волонтерская служба «Добро» — координатор службы Уфимцева Екатерина, телефон:

  • Молодежное общество
  • Воскресная школа для взрослых
  • Русская православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского
  • Музей Свято-Троицкого собора

Желающим посетить музей Свято-Троицкого собора просьба обращаться по телефону:

89042445101 (Воронихина Ирина Васильевна).

Время восстановления и обновления

8 октября настоятелем собора иеромонахом Борисом была произнесена первая проповедь после открытия святыни. Троицкому собору возвращается статус кафедрального, переданного в 1826 году Вознесенскому храму.

До середины 20 века церковные стены не были расписаны, все изменилось после посещения Троицкого собора 22 июня 1949 года Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием Первым, который благословил роспись храма.

Протоиереем Иоанном Цветковым, настоятелем храма, были привлечены палехские иконописцы, сделавшие росписи в Троицком Соборе.

В 1972 году ленинградский архитектор Д.Бабенков руководил реставрацией куполов, их покрытии медью и позолотили.

Празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 году проходили в обновленных храмовых постройках, Свято — Троицкий собор принимал гостей из зарубежья.

В начале лета 1993 год при посещении саратовской святыни Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым было совершено богослужение.

Богослужение в храме Святой Троицы

К началу 21 столетия храмовые здания нуждались в серьезном ремонте, уклон колокольни представлял опасность для жизни прихожан. Было принято решение начать реконструкцию, на время которой статус кафедрального храма передали собору Сошествия святого Духа.

Святыни

  • Икона Спаса Нерукотворного
  • Казанская икона Божией Матери
  • Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери

  • Икона Божией Матери «Августовская»
  • Икона святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
  • Икона святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского
  • Икона святых благоверных Петра и Февронии Муромских
  • Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона
  • Икона святителя Николая Чудотворца
  • Икона преподобного Серафима Саровского
  • Икона святителя Феодосия Черниговского и преподобного Лаврентия Черниговского
  • Икона святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского
  • Иверская икона Божьей Матери, привезенная со св. горы Афон
  • Мощевик с частицей мощей и иконой священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского
  • Ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих

История Свято-Троицкого собора в 20-м веке

В 1918 году решением советской власти церковный институт был отделен от государства. Правительство делало все, чтобы лишить церковь законных оснований на существование и деятельность. В 1922 году из Троицкого собора было изъято ценное имущество: золотые и серебряные элементы.

Около 80 священнослужителей были осуждены и приговорены к заключению в тюрьме. Одного из них расстреляли. Освободившихся отсылали на службу в церкви дальних территорий.

Позже из собора вынесли флаги и боевые трофеи Измайловского полка, мемориальные доски. Колонна “Воинская Слава” была разрушена, а все оружие, выставляемое в качестве трофеев, украдено.

В 30-е годы приказом правительства расстреляли настоятеля церкви, владыку Амвросия и Митрополита Ленинградского и Гдовского Серафима за агитации против революции. В 1938 году Троицкий собор закрыли.

Во время Великой Отечественной войны в соборе расположили бомбоубежище, по окончании войны здание пришло в окончательное запустение. Его использовали как склад. Впервые собор отреставрировали только в 50-х годах.

В 1994 году тяжелые годы для Троицкого собора закончились с возобновлением церковной общины. В это же время началась масштабная реставрация здания собора. В 1997 году было принято решение ввести традицию всенощных бдений во время Престольного праздника Пресвятой Троицы.

Восстановление Свято-Троицкого собора

В первые несколько месяцев были собраны около 6 млн рублей на реставрацию храма. Они включали пожертвования от жителей Санкт-Петербурга, Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Бенедикта XVI.

Работы по ремонту начались практически сразу. На зиму купола были укрыты от повреждений, после этого начал разрабатываться проект по их восстановлению. Правительство Санкт-Петербурга взяло на себя полную ответственность за восстановление памятника архитектуры.

Решено было соединить деревянные опоры с железобетонными. 27 мая 2008 года была закончена реставрация малых куполов храма.

Через полгода на главный купол установили реконструированный крест, это радостное событие, собравшее множество прихожан, ознаменовало окончание ремонта в церкви.

Немного позже было восстановлено внутреннее убранство церкви и полностью отреставрирован главный алтарь, который был задействован вскоре на Божественной Литургии, возглавленной Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. В 2012 году восстановили придел Святой Марии Магдалины, в следующем году протоиерей Г. Бартов произвел освящение.

Позже сюда привезли часть от мощей Матрены Московской и ковчеги с другими святынями. 2015 год стал датой 180-летия со дня освящения собора. Спустя год свой 130-летний юбилей отпраздновала колонна “Воинская Слава”, без нее уже нельзя было представить общий ансамбль комплекса.

История Свято-Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в XXI веке

XXI век ознаменовался для собора его возрождением. Проводились крупные работы по реставрации здания, число прихожан увеличивалось. Действующий глава РФ В.В. Путин в 2003 году подарил храму образ Пресвятой Троицы. В это же время приняли решение о начале традиции праздника хорового пения и восстановлен приют для осиротевших детей.

В 2005 году восстановили триумфальную колонну “Воинская Слава” и воссоздали парад 1886 года. Это стало большим праздником как для жизни храма, так и в истории города. Реставрационные работы продолжались.

Описание внутреннего убранства собора

Главными опорными объектами внутри храма являются коринфские колонны. Сверху они отделаны белым мраморным покрытием, чтобы соответствовать общему дизайну собора. Центральный купол отличается своим высоким сводом. Стены и потолки украшены росписью художников Т.А. Медведева и А.И. Травина. Полукруглый иконостас также украшен колоннами.

У собора есть военное прошлое, поэтому его стены украшали трофеи, привезенные с русско-турецкой войны. Сохранились мраморные доски с именами героев, отличившихся в бою. За храмом закрепилось негласное второе название — “Болгарский”. Есть мнение, что его построили на деньги благодарных освобожденных болгарских жителей.

Не так давно собор приобрел новые элементы убранства: образа Святых Петра и Павла и Николая Чудотворца, выполненных в мозаике.

САРАТОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ СОБОР

Собор во имя Пресвятой Живоначальной Троицы города Саратова («Старый Собор»), 2009 г.

Саратовский (Старый) собор во имя Живоначальной Троицы, кафедральный собор Саратовской епархии

Первоначальный храм был построен по инициативе саратовских жителей с благословения митрополита Астраханского Парфения в 1674-1675 годах. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего не сохранилось. Существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицина. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем — три: главный — в честь Успения Божией Матери, в правом приделе — во имя Трёх вселенских святителей, а в левом — во имя апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии. О посвящении Святой Троице имеется предположение, что собор был построен стрельцами — коренными москвичами, которые вдали от родной святыни назвали храм в память о Троице-Сергиевой Лавре.

Первоначальный вид Саратовского Троицкого собора 1695 г. постройки

Изначально собор был деревянным. Несколько раз горел, но всякий раз усердием саратовцев был возобновляем. После того, как в 1684 году деревянный Троицкий собор сгорел дотла, саратовцы решили построить вместо него каменный собор. Дело с получением разрешения на постройку тянулось целых пять лет, до 1689 года. 13 октября 1695 года собор был освидетельствован. Первым было закончено строительство нижней Успенской церкви и хотя тем же летом случился в городе большой пожар, выстроенная нижняя церковь будущего собора не пострадала и после освящения была открыта для верующих. Строительство верхней Троицкой церкви затянулось. Весь храм был готов только к 1701 году. Построенный тогда храм состоял из трех отделений: алтаря, средней подкупольной части, а также трапезной, к которой с западной стороны примыкал фронтон — небольшая галерея.

20 мая 1712 года сильнейший пожар в который уже раз уничтожил город. Собор также пришлось почти весь перестраивать заново. В этот период было принято решение о его расширении — пристройке новых трапезных по обоим этажам и о строительстве каменной колокольни. На уровне второго этажа фасада была устроена галерея на арках с широкими лестницами-всходами.

Окончательное строительство Троицкого собора относится к 1722-1723 годам. Летописцы отметили, что во время своего путешествия по Волге в Персидский поход, Петр I посетил Саратов с 3 по 4 июня 1722 года и осматривал собор. Троицкий собор тогда был окружен лесами, на которые, по преданию, Государь всходил ранним утром, когда расположившиеся на ночлег на лесах рабочие еще спали.

Колокольня изначально строилась стоящей отдельно от храма. В середине XVIII века на ней были установлены городовые часы, сильно испорченные пожаром 1757 года и возобновленные местным умельцем Василием Решетовым, прозванным Часоводцем.

Саратовский Троицкий собор. Фото 1850-х гг.

С течением времени стихии разрушали здание храма, в стенах которого появились трещины. Его даже хотели разобрать по ветхости. В 1796 году богатейший саратовский купец-откупщик М. А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм воедино. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены великолепные иконостасы.

После этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости. Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов, саратовского — В. И. Суранова и тамбовского — Н. В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был в 1814 году восстановлен.

В 1904 году по проекту саратовского архитектора В. А. Люкшина была произведена переделка боковых входов собора.

Саратовский Троицкий собор. Фото 1950-х гг.

В годы Советской власти

С 1936 года согласно постановлению Комитета по охране памятников старины и искусства при ЦИК нижний этаж здания собора использовался под хранилище научных фондов Музея краеведения. В 1937 году храм был закрыт.

8 октября 1942 года на основании решения исполнительного комитета Саратовского городского совета депутатов трудящихся соборный комплекс был передан в бесплатное пользование для культовых целей общине верующих. На деле храм был передан верующим чуть ранее — первое богослужение в нем было совершено в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 1942 года. В том же году архиепископом Григорием (Чуковым) был совершен чин великого освящения верхнего, Троицкого, храма. Внутри храма не сохранилось никакого убранства — ни икон, ни иконостасов, сохранились лишь росписи по стенам. В 1946 году из икон, переданных из запасников саратовских музеев, по проекту Николая Яковлевича Богачевского был устроен в нижнем храме новый иконостас.

В 1947 году храм был окончательно возвращен Православной Церкви, из краеведческого музея передан чудотворный образ Спаса Нерукотворного, особую святыню Троицкого собора. С того времени храм служил кафедральным собором Саратовской епархии.

В 1948 году епископом Борисом (Виком) был совершен чин великого освящения нижнего, Успенского, храма. В том же году вокруг храма была выстроена кирпичная ограда.

В 1950 году под руководством настоятеля собора, протоиерея Иоанна Цветкова, в верхней соборной церкви был установлен новый пятиярусный иконостас, изготовленный по специальным эскизам. В иконостасном каркасе всего 40 икон, написанных в стиле XVII века известным художником-палешанином П. Л. Париловым. Им же в том же стиле были исполнены 45 росписей трапезных верхнего храма. В 1954 году подвал собора был засыпан и перекрыт плитами. В конце того года был сооружен новый трехъярусный иконостас и в нижнем храме. Здесь также выдержан стиль XVII века и удачно воспроизведены некоторые детали иконостаса Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года храм был признан памятником истории и культуры общесоюзого значения. В 1972-1976 годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова. Они велись на средства управления Саратовской епархии с долевым участием областного отделения ВООПИиКа.

Долгое время на колокольне собора располагался пост пожарного наблюдения, переведенный в начале 1980-х годов на колокольню Духосошественского собора. До 1988 года вход на колокольню оставался заколочен и завален мусором; верующим не разрешали ее использовать даже как подсобное помещение.

Как вспоминал протоиерей Лазарь Новокрещеных, бывший протодиаконом архиепископа Пимена (Хмелевского), «в советские годы собор намеренно доводился властями до убогого состояния. Нужно прибить здесь вешалку — не имеем права: это архитектурный памятник. Покрасить облупившуюся стену, пол — целая история. Это делалось для того, чтобы все скорее разрушилось, и можно было сказать: «Вот видите, им дали, а они до чего довели»

26 июня 1988 года в верхнем и нижнем храмах при огромном стечении народа проходили торжества, связанные с празднованием в Саратове 1000-летия Крещения Руси. 27 апреля 1989 года собор приобрел в Воронеже четыре колокола для колокольни, затем еще два: один весом в 1200 кг и другой весом в 150 кг. 21 октября того же года эти колокола огласили город своим мощным звучанием. Это был первый колокольный звон, официально разрешенный в Саратове после десятилетий гонений и запретов.

Интерьер верхнего храма в честь Святой Живоначальной Троицы.

В наши дни

16 марта 2001 года, в связи с аварийным состоянием, собор лишился статуса кафедрального. 30 октября того же года постановлением мэра города № 790-405 приходу в бессрочное пользование был выделен земельный участок общей площадью 0,8871 га, из которого 0,5363 га занимает здание собора и 0,3508 га занимает сквер на Музейной площади. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2004 года комплекс зданий собора были признаны находящимися в собственности Саратовской епархии.

В 2007 году в храме велись ремонтно-восстановительные работы, в том числе: реконструкция бывшей крещальни с устройством на 1-м этаже административных помещений; реставрация и золочение куполов и крестов на куполах, подзорах; изготовление, позолота и подготовка к монтажу утраченые подзоры на четверик; реставрация четверика, восьмерика и верхней части колокольни (отбита штукатурка, отреставрирована кирпичная кладка, воссоздан утраченый декор, проведены штукатурные работы, произведена пропитка штукатурки укрепляющим составом, нанесены грунтовка и покрасочный слой). В 2008 году реставрационные работы были продолжены.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 26 октября 2014 года собору присвоен статус кафедрального [1].

Интерьер нижнего храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, 2009 г.

Архитектура

На начало XXI века — самый ранний архитектурный памятник Саратова. Здание построено в стиле московского или «нарышкинского» барокко.

Святыни

  • Икона с частицей мощей свт. Иннокентия Пензенского
  • Икона с частицей мощей свт. Феодосия Черниговского
  • Икона с частицей мощей свт. Иннокентия Московского
  • Мощевик князя Голицына, содержащий 132 святыни [2]
  • Мощевик с частицей мощей и иконой сщмч. Гермогена (Долганева), еп. Тобольского
  • Икона с частицей погребального облачения прп. Серафима Саровского
  • Древняя чудотворная икона Спаса Нерукотворного — хорошо выполненная репродукция Нерукотворного Образа Спасителя кисти преподобного Андрея Рублева со стены Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
  • Иверская икона Божией Матери — привезена со Св. Горы Афон

Настоятели

  • Димитрий Жог (1944 — упом. 1945)
  • Иоанн Цветков (упом. 1950) прот.
  • Всеволод Васильцев (июль 1988 — 13 сентября 1989)
  • Лонгин (Корчагин) (с 13 декабря 2011), митр. Саратовский

Литература

  • Соколов В. П., Саратовский Троицкий (старый) собор. Краткий исторический очерк, Изд. строительного комитета при Старом соборе в г. Саратове, Саратов: Паровая скоропечатня губернского правления, 1904.
  • Справочная книга Саратовской епархии, Саратов, 1912, 2.
  • Мосальская Е. А., Повесть о брате моем А. А. Шахматове. Ч. I. Легендарный мальчик, М., 1929.
  • Вениамин (Милов), еп., «Троицкий кафедральный собор в г. Саратове (К 260-летию со времени освящения),» Журнал Московской Патриархии, № 7, 1955.
  • Валеев В. Х., Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник, Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990, 76-82.
  • Семенов Н. Н., Старый Саратов. Фотоальбом (из частной коллекции), 3-6.
  • Справка Управления по историко-культурному наследию Министерства культуры Саратовской области № 1-22/272 от 29.02.2000 г.
  • Максимов Е. К., «Троицкий собор в Саратове — памятник московского барокко,» Труды Саратовского историко-краеведческого общества, вып. 2, Саратов, 1992, 14-23.
  • Шошин С., «Наше достояние,» Православная вера, №10(39), 1995, 2.
  • Никон (Лысенко), архим., «Можно ли спасти Троицкий собор?», Православная вера, №12(90), 1997, 1, 3.

Свято-Троицкий собор в Саратове

Свято-Троицкий собор — главная православная церковь Саратова. Она была основана еще в 17 веке, и, как многие культовые сооружения в России, не единожды уничтожалась, отстраивалась заново, закрывалась и вновь открывалась. Сегодня один из древнейших храмов Нижнего Поволжья переживает рассвет: недавно здесь закончилась масштабная реставрация, работают воскресная школа, библиотека. Помимо саратовских верующих, частые гости Свято-Троицкого собора — паломники из других городов России и туристы, приезжающие сюда поклониться древним реликвиям и полюбоваться замечательной росписью.

История

Строительство первого предка Троицкого собора датируется 1675 г. Храм успел прослужить лишь 10 лет, так как был из дерева: церковь сгорела, ее еще несколько раз восстанавливали после пожаров. После очередного уничтожения в 17 веке было решено строить абсолютно новый храм, который в целом без потерь простоял до 20 века.

В 1936 г. собор был национализирован, его здание передали Краевому музею. Это сыграло ключевую роль в сохранении церкви, музей приспособил здание под хранилище фондов. В 1939 г. в Троицком соборе планировалось открыть Музей истории религии и атеизма. Начавшаяся война эти планам помешала.

После войны церковь была отреставрирована — специалисты выполнили ремонт фасада, воссоздали новые фрески.

Что посмотреть

Свято-Троицкий собор — уникальный для Саратовской области памятник, созданный в редком стиле московского барокко.

Покрывающие своды, проемы окон и стены росписи придают храму удивительную красоту. У алтаря размещены красивейшие композиции «Великий вход», «Собор апостолов» и «Служба святых отцов».

В центральной части собора находится роспись, повествующая о последних днях земной жизни Иисуса: молитва о чаше, предательство Иуды, суд Пилата, восхождение на Голгофу и распятие. Притвор Успенского храма украшен ветхозаветными сценами. По традиции на западной стене изображен страшный суд.

При храме работает воскресная школа, выпускается газета. Чтобы сохранять и изучать церковные древности и исторические сведения о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории собора, при нем создан церковный музей. Посетить его может любой желающий.

Практическая информация

Адрес: Саратов, ул. Московская, 6. Веб-сайт.

Добраться до Свято-Троицкого собора можно на троллейбусах №№ 1, 4, 5, автобусах № 11, 33 и маршрутном такси № 3, 32, 33, 82 (остановка «Музейная площадь»).

Литургии проводятся с понедельника по субботу в 8:00. По воскресеньям и церковным праздникам ранняя литургия начинается в 7:00, а поздняя — в 9:00.

Свято-Троицкий кафедральный собор (Саратов)

Свя́то-Тро́ицкий собо́р — самый древний храм Саратовской митрополии, живой памятник русской культуры и истории, духовный символ города. Находится на Музейной площади в Волжском районе города Саратова.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом. Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году. После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший. В 1685 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается деревянным строением.

В 1964 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к митрополиту Савватию с прошением о разрешении собирать «всякие припасы» для строительства каменного двухэтажного Троицкого собора и Савватий дает на это свое благословение. Следует отметить, что царь Петр 1 в ответ на челобитную соборного протопопа Данилова в 1696 году одарил Троицкую церковь земельными угодьями, по его же указу была приписана к Троицкой церкви и часовня за Московскими воротами. Доходы от земли, умета и 2-х часовен позволили собрать средства на строительство каменного Троицкого собора, заменившего собой деревянный.

В 1697 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к новопоставленному Астраханскому митрополиту Сампсону с прошением о разрешении начать строительство каменного собора. Митрополит дает свое благословение, и в том же году закладывается и отстраивается фундамент собора. В 1698 году было завершено строительство нижнего, Успенского храма. Полностью собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 гг.

Таким образом, Саратовский Троицкий собор является единственным архитектурным памятником Саратова рубежа 17-18 вв. и единственным сохранившимся храмом в Саратовской митрополии, построенным в стиле «московского» барокко.

Имя архитектора Троицкого собора остается неизвестным.

В течение 18 века архитектура собора претерпела значительные изменения, которые сделали его облик уникальным. Были проведены две значительные реконструкции – пристройка к западной стороне собора поздней (2-й) трапезной и «устиновская» реконструкция, после чего храм в целом приобрел тот вид, в котором существует и поныне. Чтобы понять, как выглядел собор первоначально, нужно мысленно убрать 2-ю, пристроенную позже, трапезную и крытую галерею, тогда мы будем иметь типичный, ярусный, стремящийся вверх, памятник стиля московского, или «нарышкинского» барокко: алтарная часть, восьмерик на четверике, трапезная. Отличался этот стиль и великолепным праздничным декором и характерным двуцветием, что также нашло свое воплощение в облике Троицкого собора. Однако при этом собор имеет шатровую колокольню, отнести которую исключительно к «нарышкинскому» стилю нельзя. Шатровая форма колокольни Троицкого собора-это исконно русская форма, выработанная деревянным русским зодчеством. Установить точное время ее постройки на сегодняшний день не представляется возможным. Есть основания утверждать, что одновременно с собором была построена лишь нижняя часть колокольни, четверик.

Современное состояние [ править ]

При храме действуют:

  • Воскресная школа
  • Любительский хор
  • Школа звонарей
  • Социальное служение

Волонтерская служба «Добро» — координатор службы Уфимцева Екатерина, телефон: 8 986 985 7356

  • Молодежное общество
  • Воскресная школа для взрослых
  • Русская православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского
  • Музей Свято-Троицкого собора

Желающим посетить музей Свято-Троицкого собора просьба обращаться по телефону: 89042445101 (Воронихина Ирина Васильевна).

Святыни [ править ]

  • Икона Спаса Нерукотворного
  • Казанская икона Божией Матери
  • Иверская икона Божией Матери

  • Икона Божией Матери «Августовская»
  • Икона святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
  • Икона святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского
  • Икона святых благоверных Петра и Февронии Муромских
  • Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона
  • Икона святителя Николая Чудотворца
  • Икона преподобного Серафима Саровского
  • Икона святителя Феодосия Черниговского и преподобного Лаврентия Черниговского
  • Икона святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского
  • Иверская икона Божьей Матери, привезенная со св. горы Афон
  • Мощевик с частицей мощей и иконой священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского
  • Ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 410031 г. Саратов, ул. Московская, 6

Свято-Троицкий собор в Саратове: разбираемся по порядку

Свято-Троицкий собор в Саратове (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Свято-Троицкий собор — главная православная церковь Саратова. Она была основана еще в 17 веке, и, как многие культовые сооружения в России, не единожды уничтожалась, отстраивалась заново, закрывалась и вновь открывалась. Сегодня один из древнейших храмов Нижнего Поволжья переживает рассвет: недавно здесь закончилась масштабная реставрация, работают воскресная школа, библиотека. Помимо саратовских верующих, частые гости Свято-Троицкого собора — паломники из других городов России и туристы, приезжающие сюда поклониться древним реликвиям и полюбоваться замечательной росписью.

История

Строительство первого предка Троицкого собора датируется 1675 г. Храм успел прослужить лишь 10 лет, так как был из дерева: церковь сгорела, ее еще несколько раз восстанавливали после пожаров. После очередного уничтожения в 17 веке было решено строить абсолютно новый храм, который в целом без потерь простоял до 20 века.

В 1936 г. собор был национализирован, его здание передали Краевому музею. Это сыграло ключевую роль в сохранении церкви, музей приспособил здание под хранилище фондов. В 1939 г. в Троицком соборе планировалось открыть Музей истории религии и атеизма. Начавшаяся война эти планам помешала.

В 1942 г. в соборе разместилось Главное архивное управление НКВД СССР. Осенью этого же года городские власти приняли историческое решение: Свято-Троицкий собор отдали в аренду верующим. Таким образом, в тяжелейший для города и страны 1942 г. собор стал духовной опорой для прихожан. Горожане приносили сюда деньги и вещи, которые затем отправлялись на фронт.

После войны церковь была отреставрирована — специалисты выполнили ремонт фасада, воссоздали новые фрески.

Архитектура

На начало XXI века — самый ранний архитектурный памятник Саратова. Здание построено в стиле московского или «нарышкинского» барокко.

Что посмотреть

Свято-Троицкий собор — уникальный для Саратовской области памятник, созданный в редком стиле московского барокко.

Покрывающие своды, проемы окон и стены росписи придают храму удивительную красоту. У алтаря размещены красивейшие композиции «Великий вход», «Собор апостолов» и «Служба святых отцов».

Над царскими вратами расположена главная реликвия храма: образ Спаса Нерукотворного.

В центральной части собора находится роспись, повествующая о последних днях земной жизни Иисуса: молитва о чаше, предательство Иуды, суд Пилата, восхождение на Голгофу и распятие. Притвор Успенского храма украшен ветхозаветными сценами. По традиции на западной стене изображен страшный суд.

На паперти можно увидеть картину об истории Саратова: здесь иллюстрировано предание об основании города московскими стрельцами и принесении ими из Троице-Сергиевой лавры иконы Спаса Нерукотворного, по сей день пребывающей в Троицком соборе.

При храме работает воскресная школа, выпускается газета. Чтобы сохранять и изучать церковные древности и исторические сведения о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории собора, при нем создан церковный музей. Посетить его может любой желающий.

Образ Спаса Нерукотворного — главная святыня Троицкого собора, ровесница городу. Недавняя ее реставрация показала, что она была принесена стрельцами, основавшими Саратов, в виде хоругви

Почитание саратовского образа Спаса Нерукотворного, хранившегося в Троицком соборе со времени его основания, началось лишь в начале XIX века; до этого он был практически «забыт».

Вот как это случилось. В 1812 году в собор пришел приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сообщил, что его хозяин, исцелившийся от опасной болезни, просил отыскать образ Спасителя в саратовском Троицком соборе (уточнив при этом, что икона должна находиться над внешней южной дверью) и сделать на образ ризу.

Икону обнаружили на указанном месте, внесли в собор и отслужили перед ней благодарственный молебен. Вскоре она была украшена сребропозлащенной ризой.

С тех пор у образа Спаса Нерукотворного стали происходить многочисленные исцеления. Люди, их получившие, передавали иконе серебряные «дары», исполненные в виде тех частей человеческого тела, болезни которых проходили после молитв перед нею. Этих «подвесов» оказалось в конце концов так много (общий их вес превышал килограмм), что часть их переплавили, чтобы сделать венцы для других чтимых икон.

С образа Спаса Нерукотворного в XIX веке выполнили список, который тоже хранился в Троицком соборе и немало почитался: его обычно носили на требы в дома саратовцев.

В 1934 году, после закрытия храма, обе иконы большевики изъяли и передали в краеведческий музей. В 1942 году, с возвращением Троицкого собора верующим, одна из них вернулась «домой», однако никто не знал — какая: та ли, что была принесена стрельцами в конце XVI века, или список с нее.

Все сомнения разрешились в 2006 году, в процессе проведения реставрационных работ, на время которых икону, находившуюся в чрезвычайно плохом состоянии, никуда не вывозили, а пригласили к ней московских реставраторов.

После проведенных исследований стало ясно, что, хотя на иконе и обнаружили следы поновлений и доработок XVIII—XIX веков, сам по себе образ — гораздо более древний и, вероятнее всего, именно конца XVI столетия, то есть именно тот, с которым пришли в эти места стрельцы, чтобы основать новую русскую крепость. Более того, сама структура иконы, способ прикрепления крупнозернистого холста с изображением к доске подвигли реставраторов к выводу — первоначально она была воинской хоругвью.

Так разрешились загадки, связанные с главной иконой Саратова.

При подготовке материала были использованы:

  1. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. Стр. 2.
  2. В. Х. Валеев. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990. Стр. 76 – 82.
  3. В. П. Соколов. Саратовский Троицкий (старый) собор. Краткий исторический очерк. Издание Строительного Комитета при Старом Соборе в г. Саратове. Саратов. Паровая скоропечатня Губернского Правления. 1904.
  4. Епископ Вениамин (Милов). Троицкий кафедральный собор в г. Саратове (К 260-летию со времени освящения). // Журнал Московской Патриархии, №7, 1955.
  5. Н. Н. Семенов. Старый Саратов. Фотоальбом. Из частной коллекции. Стр. 3 – 6.
  6. Справка Управления по историко-культурному наследию Министерства культуры Саратовской области № 1-22/272 от г.
  7. Е. К. Максимов. Троицкий собор в Саратове — памятник московского барокко. // Труды Саратовского историко-краеведческого общества. Вып. 2. Саратов, 1992. Стр. 14 – 23.
  8. С. Шошин. Наше достояние. // Православная вера, №10(39), 1995. Стр. 2.
  9. Никон (Лысенко), архимандрит. Можно ли спасти Троицкий собор? // Православная вера. №12(90), 1997. Стр. 1, 3.
  10. Е. А. Мосальская. Повесть о брате моем А. А. Шахматове. Ч. I. Легендарный мальчик. — М., 1929.

Практическая информация

Адрес: Саратов, ул. Московская, 6. Веб-сайт.

Добраться до Свято-Троицкого собора можно на троллейбусах №№ 1, 4, 5, автобусах № 11, 33 и маршрутном такси № 3, 32, 33, 82 (остановка «Музейная площадь»).

Литургии проводятся с понедельника по субботу в 8:00. По воскресеньям и церковным праздникам ранняя литургия начинается в 7:00, а поздняя — в 9:00.

Свято-Троицкий собор (Саратов): исторические факты, описание, отзывы

Адрес: улица Московская, 6, Саратов, Россия. Координаты: 51.528027, 46.055461. Телефон: +7 (8452) 236-251. Как добраться: любым городским транспортом, следующим до остановки «Музейная площадь». Одной из лучших архитектурных достопримечательностей Саратова является Свято-Троицкий кафедральный собор, построенный в стиле барокко. Главная церковь города расположена на берегу реки Волга. Она привлекает не только путешественников, но и паломников со всей области, а также из соседних регионов. Здесь и по сей день проводятся богослужения.

История создания

Историки не сохранила точной даты появления первой церкви Святой Троицы в Саратове. Предполагают, что впервые церковь была заложена на левом берегу Волги параллельно с основанием крепостных сооружений в 1615 году, ибо в исторических документах 1621 года найдено упоминание о ней.


Свято-Троицкий собор в Саратове

В 1674 году город «перебрался» на правобережную половину, где был возведен новый Троицкий храм, который сгорел через несколько лет.

По благословению митрополита Савватия на правом берегу Волги возводится новая деревянная церковь в 1685 году.

Вынужденная перестройка храма

Свято-Троицкий кафедральный собор (Саратов) играл значительную роль в жизни города. Здесь побывал Петр Первый с супругой Екатериной I. Перед тем, как отправиться в Персидский поход, они выслушали в соборе напутственную проповедь. А в семьдесят четвертом году Саратов был оккупирован войсками Пугачева. Неоднократно собор переживал пожары. С 1774 по 1781 богослужения проводились только в нижнем храме, поскольку верхний этаж полностью обгорел. Да и время брало свое. В конце восемнадцатого века в стенах собора были обнаружены сквозные трещины. Архиерей приказал разобрать аварийное здание и построить на его месте новый храм. Но, по русской традиции, это предписание проигнорировали. Богослужения продолжали вестись, пока в 1795 году власти не опечатали собор. Он простоял закрытым до 1800 года. Но и никакие работы не велись. В конце концов некий богатый горожанин М. Устинов, управляющий соляной компанией, на собственные средства построил контрфорсы для подпорки стен. Чтобы постройка не выглядела уродливой, над нею была возведена крытая галерея. В западной части ее завершала мощная двухэтажная паперть, увенчанная треугольным фронтоном. В тот же период крыша оделась в кровельное железо.

Время восстановления и обновления

8 октября настоятелем собора иеромонахом Борисом была произнесена первая проповедь после открытия святыни. Троицкому собору возвращается статус кафедрального, переданного в 1826 году Вознесенскому храму.

До середины 20 века церковные стены не были расписаны, все изменилось после посещения Троицкого собора 22 июня 1949 года Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием Первым, который благословил роспись храма.

Протоиереем Иоанном Цветковым, настоятелем храма, были привлечены палехские иконописцы, сделавшие росписи в Троицком Соборе.

В 1972 году ленинградский архитектор Д.Бабенков руководил реставрацией куполов, их покрытии медью и позолотили.

Празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 году проходили в обновленных храмовых постройках, Свято — Троицкий собор принимал гостей из зарубежья.

В начале лета 1993 год при посещении саратовской святыни Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым было совершено богослужение.


Богослужение в храме Святой Троицы

К началу 21 столетия храмовые здания нуждались в серьезном ремонте, уклон колокольни представлял опасность для жизни прихожан. Было принято решение начать реконструкцию, на время которой статус кафедрального храма передали собору Сошествия святого Духа.

Борьба за храм

И разделил бы он судьбу многих безвозвратно потерянных Россией Божьих храмов, но нашлись люди, не побоявшиеся подать голоса в его защиту. Это были не только прихожане, но лучшая часть городской интеллигенции. Главную же инициативу проявили сотрудники Саратовского университета и работники городских музеев. С их стороны это было проявлением беспримерного гражданского мужества, так как в те годы любые действия, направленные против генеральной линии партии, включавшей в себя и борьбу с религией, рассматривались как антигосударственные и могли привести к самым трагическим последствиям.

Но их борьба увенчалась успехом – Троицкий собор Саратова уцелел, хотя и оставался недействующим. Так продолжалось до тех пор, пока тяжелейшее положение на фронтах Великой Отечественной войны не заставило правительство пересмотреть своё отношение к религии, видя в ней мощную силу, способную сплотить народ и придать ему сил, необходимых для победы над врагом. Известно, что в эти годы вновь стали действующими многие храмы, прежде закрытые и использовавшиеся для хозяйственных нужд.

В октябре 1942 года возобновил работу и Троицкий собор (Саратов). Описание его тех лет способно наполнить болью сердце каждого человека – не только верующего, но и просто относящегося с трепетом к собственной истории. Вандалы-безбожники, в руках которых он находился многие годы, разломали иконостасы, разграбили ризницу, уничтожили богослужебные книги и иконы.

Однако горячая молитва прихожан согревала опустошённый и холодный Троицкий собор (Саратов). Расписание богослужений – небольшой листок бумаги, появившейся на его дверях – стал первой ласточкой духовной весны, время которой должно было обязательно наступить. И она приближалась. Её посланцами были тысячи людей, приходивших в храм в первые послевоенные годы, большинство которых составляли вчерашние фронтовики.

Восстановление внутреннего убранства собора растянулось на долгие годы. Причиной тому была крайняя бедность народа. Люди несли в храм лишь те малые средства, которые с трудом удавалось выкроить из скудного домашнего бюджета, но и эти деньги беззастенчиво изымались госчиновниками для пополнения ими «Советского фонда мира».

Значительные улучшения наступили лишь в начале пятидесятых годов, когда известный художник-палешанин П. Л. Парилов написал для собора сорок икон, вошедших в иконостасы верхнего и нижнего храмов. К этому времени удалось провести и многие фасадные работы. Вплоть до конца восьмидесятых годов Троицкий собор (Саратов), фото которого представлены в статье, оставался одним из двух действовавших городских храмов.

Масштабная реконструкция

Благодаря покровительству Высокопреосвященнейшего митрополита Саратовского и Вольского Лонгину в начале третьего тысячелетия началось масштабное восстановление Свято-Троицкого собора в Саратове.

10 декабря 2006 года состоялось освящение нижней церкви Успения Божьей Матери, ремонтными работами в ней руководил настоятель храма игумен Пахомий (Брусков) ныне преосвященнейший Пахомий, епископ Покровский и Николаевский.


Иконостас верхнего храма Троицкого собора

Строители-реставраторы под руководством М.Фунта к октябрю 2014 года закончили все ремонтные работы и в верхнем храме.

Установление вентиляции, отопления, замена потолочных перекрытий требовало полного снятия штукатурки, поэтому рабочие физически не могли сохранить палехские росписи, новая роспись храмов переняла преемственность стиля древнего оформления.

Важно! 24 октября 2014 Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл присутствовал при освящении отреставрированного Свято-Троицкого Собора, которому вернули статус кафедрального.

В подарок обновленному собору от Святейшего Патриарха Кирилла была передана икона Покрова Божьей Матери и дарохранительница.

Возведение каменного здания

Ну, насчёт денег неизвестно, а благословение своё владыка дал, и даже указал, какими особенностями должен отличаться будущий собор от своих собратьев, во множестве возведённых к тому времени на святой Руси. С получением митрополичьей грамоты работа на городской площади закипела, и в ней принял участие весь православный Саратов. Троицкий собор возводился не только на народные средства, то есть добровольные пожертвования горожан, но и их же руками. Известно, что все работы, не требовавшие специальной квалификации, выполнялись самими будущими прихожанами.

По завершении строительства в 1659 году из Астрахани был прислан архимандрит Иосиф, со всей строгостью освидетельствовавший новый собор и тогда же освятивший оба его храма – верхний, во имя Пресвятой Троицы, и нижний, в честь Успения Пресвятой Богородицы. До наших дней сохранился акт приёмки, составленный дотошным архимандритом. В нём подробнейшим образом перечисляются все конструктивные особенности здания, а более всего уделяется внимания роскошной и весьма редкой для провинциальных храмов голландской печи, установленной на первом этаже и покрытой «дивными изразцами».

Современное состояние

Восстановленный изнутри и снаружи Троицкий собор ныне является духовной святыней, в окормлении у которой находится весь город.

Социальная работа воцерковленных христиан во главе со священниками включает:

  • обучение в воскресной школе детей и взрослых;
  • возможность участвовать в любительском хоре;
  • оказание благотворительной помощи нуждающимся и больным;
  • занятия по обучению звонарей.

Все желающие христиане могут присоединиться к волонтерской , здесь открыт музей.

Благие перемены девяностых

Важным событием в жизни Троицкого собора стало его посещение святейшим Патриархом Алексием II в 1993 году и совершённая им Божественная литургия – первая за четырёхвековую историю Саратова, которую отслужил в нём Предстоятель Русской Православной Церкви.

Однако для достижения своего нынешнего великолепия, во всех деталях повторяющего прежний облик, ещё долгий и трудный путь должен был пройти Троицкий собор (Саратов). Часы работы его по-прежнему были ограничены. Но перестройка уже внесла в жизнь страны новое, а точнее, старое, ещё дореволюционное отношение к религии и вопросам веры. Благодаря этому каждый смог для себя решить, что для него значит дорога к храму и каким святыням он готов поклоняться.

Свобода совести перестала быть пустой декларацией. Но перестройка принесла с собой и много проблем, в том числе и материальных. По всей стране верующим были возвращены отнятые у них прежде храмы, и на их восстановление требовались значительные средства, которых не было в городских бюджетах. Не имел их и Саратов. Троицкий собор, история строительства и благоукрашения которого неразрывно связана с добровольными пожертвованиями прихожан, также пребывал в бедности.

Перемены наступили с назначением в Саратовскую епархию нового правящего архиерея – епископа Лонгина (Корчагина), сумевшего в сжатые сроки изыскать и материальные средства, и договориться с министерством культуры РФ о составлении проекта реставрационных работ, и найти нужных специалистов. Но главную роль, как всегда, сыграли прихожане, помогавшие в меру сил и возможностей – кто рублём, а кто и выполняя посильную работу.

Сегодня среди многочисленных российских храмов занял достойное место и Троицкий собор (Саратов). Расписание богослужений, вывешенное при входе, свидетельствует о том, что службы в нём ведутся в полном объёме, предусмотренном церковным уставом, как это было прежде, в дореволюционные годы. Вновь его двери широко открыты для всех, кто ищет свой путь к Богу, а таких с каждым днём становится всё больше.

Святыни

Самой древней достопримечательностью собора Троицы в Саратове является святой образ Спаса Нерукотворного, его еще называют Стрелецким Заступником или Троицким Спасом.

Главная святыня города является его хранительницей. Икона нерукотворного Спаса от дня основания собора находится в стенах храма. Около великой святыни всегда людно, пронзительный взгляд Спасителя не оставляет ни одну душу равнодушной, приходит покаяние, очищение и особая благодать.


Храмовая икона Святой Троицы в Саратовском соборе

Паломники и прихожане приносят свои молитвы к иконам Богородицы:

  • Казанской;
  • Иверской;
  • Августовской.

Святые образа святителей Иннокентия, Василия великого, Спиридона Тримифунтского, Никола чудотворца, Серафима Саровского и многие другие по сей час дарят молитвенникам чудеса исцеления и ответы на волнующие проблемы. Всегда людно у ковчега с мощами святых праведников, Божьих угодников.

Интересно! Нижняя Успенская церковь является хранительницей мощевика с 132 частями святых мощей. Афонская братия передала саратовской православной жемчужине несколько святых образов Богородицы, среди них «Скоропослушница», «Взыскание погибших», «Иверская». Икона целителя Пантелеимона также была привезена со святой горы Афон.

Новые пожары и бедствия

Но печи, несущие в дома тепло и уют, таили в себе и реальную опасность. Вот и в 1712 году выпал у кого-то из-под чугунной заслонки горящий уголёк, и вновь заполыхал Саратов, большинство построек которого по-прежнему оставались деревянными. Этот пожар вошёл в историю как самый страшный и губительный из всех, случившихся в городе со дня его основания.

С болью описывал современник то, во что превратил огонь главную городскую святыню. Кровля, оконные рамы, двери и все прочие деревянные части здания полностью сгорели, остался лишь покрытый копотью каменный остов. Погибло и богатое внутреннее убранство собора, составленное на пожертвования боголюбивых прихожан.

Впрочем, кого на Руси этим удивишь? История большинства старинных храмов – это сплошная череда пожаров и последующих восстановлений. Вот и в Саратове православный люд, погоревав, полез в кубышки за пятаками и гривнами на ремонт святыни. Дело Божие – нельзя отказать.

Читать еще:  Рафаил Карелин: биография отца, проповеди и книги, путь
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector