0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сыктывкарская епархия: храмы и монастыри, священники и духовенство

Содержание

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Сыктывкарская епархия

Впервые проповедь Православия прозвучала на Коми земле во второй половине XIV в. После 1383 г. была создана восемнадцатая по счету в Русской Церкви епархия — Пермская епископия с центром во «владычном городе» Усть-Выми. В 1564 г. епархиальный центр был переведен в Вологду, епархия стала именоваться Вологодской и Пермской. Самостоятельная Сыктывкарская и Воркутинская епархия была восстановлена в 1995 г.

Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. (журнал № 6) из состава Сыктывкарской епархии выделена Воркутинская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Сыктывкарский и Коми-Зырянский».

Епархия сегодня
(по состоянию на декабрь 2012 года)

Благочиннические округа и благочинные

  • Воркутинский Центральный — протоиерей Василий Шутко
  • Воркутинский Горняцкий — игумен Рафаил (Беловолов)
  • Вуктыльский — иерей Роман Пархомчук
  • Ижемский — и.о. благочинного иерей Ярослав Истомин
  • Интинский — протоиерей Василий Потрясов
  • Княжпогостский — иерей Иоанн Карпунь
  • Койгородский — иерей Михаил Химишинец
  • Корткеросский — иеромонах Александр (Митрофанов)
  • Печорский — иеромонах Климент (Лямин)
  • Прилузский — иерей Георгий Бенца
  • Сосногорский — протоиерей Сергий Филиппов
  • Сыктывдинский Северный — иеромонах Нектарий (Стрелков)
  • Сыктывдинский Южный — иерей Димитрий Проценко
  • Сыктывкарский Краснозатонский — протоиерей Андрей Мартынов
  • Сыктывкарский Центральный — протоиерей Феодор Федько
  • Сыктывкарский Эжвинский — протоиерей Владимир Дунайчик
  • Сысольский — протоиерей Владимир Конев
  • Троицко-Печорский — протоиерей Иоанн Федько
  • Удорский — протоиерей Евгений Александров
  • Усинский — иеромонах Петр (Красников)
  • Усть-Вымский — протоиерей Василий Дзерин
  • Усть-Куломский Восточный — протоиерей Василий Паршуков
  • Усть-Куломский Западный — иерей Александр Антонов
  • Усть-Цилемский — игумен Стефан (Ульянов)
  • Ухтинский Центральный — протоиерей Вадим Голубев
  • Ухтинский Заречный — иеромонах Илия (Володин)
  • Церковный округ, включающий в себя приходы и общины исправительных учреждений ГУФСИН РФ по Республике Коми — протоиерей Александр Минин

Сыктывкарская епархия

Сыктывкарская епархия — объединение церквей и приходов Русской Православной Церкви на юге республики Коми, в Сыктывкаре находится управление и кафедральный собор св. Стефана.

История епархии

К язычникам — зырянам православные миссионеры добрались только в четырнадцатом веке. Господь дал им особую ревность в распространении христианской веры в Коми среди идолопоклонников, многие из священников прошли нелегкий путь святых мучеников.

Первые игумены

Стефан был монахом в мужской Ростовской Григорьевской обители, когда в его сердце буквально воспламенилась любовь к зырянам, утопающим во мгле идолопоклонства. Понимания, что донести Слово Божье легче на родном языке жителей Коми, посланник Божий не только учит язык зырян, он составляет азбуку для них и самостоятельно переводит богодухновенные книги.

В 1376 году московский епископ Герасим благословил Стефана на миссионерство, великий князь Дмитрий Иванович Донской выдал охранную грамоту. Услышав проповеди на родном языке, зыряне селения Пырас массово крестились, но шаманы и идолопоклонники наполнились ненавистью и поклялись убить миссионера.

Пройдя с проповедями вдоль реки Вычегда, святой перешел к устью реки Выми, основав в центре зырянского края первый Благовещенский храм, а вскоре неподалеку от него возвышалась церковь Архангела Михаила, со временем переросшая в монастырь.

Интересно! В обители по благословению святого Стефана открылось училище, обучение в котором шло на зырянском языке. В течение семи лет многие жители Пыраса и Гама приняли крещение, край нуждался в игуменском попечительстве и покровительстве.

В 1383 году Стефан возвращается в Москву, где принял хиротонию от митрополита Пимена и священного Собора. Зная апостольские труды священника, великие князья одарили проповедника богатыми подношениями перед возвращением того в новосозданную Пермскую епархию с центром в Усть-Выми.

Прибыв на место, епископ Стефан рукоположил в священники и диакона избранных местных жителей. В течение 13 лет епископ и сподвижник Божий, обладая даром любви Творца, стал настоящим благодетелем пермского народа:

  • помогал материально;
  • организовывал поставку продуктов;
  • защищал от притеснителей;
  • ходатайствовал об уменьшении податей.

Вскоре в уделе были освящены новые церкви и монастыри, многие из них к великому сожалению не сохранились до нынешнего времени. В 1396 году во время посещения Москвы епископ заболел и умер, его мощи похоронены в храме Спас-на-Бору.

Умершего основателя пермской епархии сменил епископ Исаакий в 1398, в течение 18 лет служивший духовным окормителем края. В это время был освящен монастырь Святой Троицы в селе Мыелдино.

Святитель Герасим, возглавивший Пермский православный край в 1416 году, 27 лет не жалел сил и времени, взращивая христианскую веру зырян. Сатана использовал для его убийства фанатика — вогула, задушившего наставника омофоном.

Важно! В 1444 году целых 11 лет епархия находилась под покровительством благочестивого святителя Питирима, которого замучил до смерти вогульский князь Асыка. После Питирима власть перешла к епископу Ионе, стоявшему во главе приходов с 1466 по 1470 год.

Его главным подвигом было крещение великого количества зырян во главе с камским князем, принявшем после крещения имя Михаил, и возведение городе Чердынии Богоявленской обители.

С 1471 по 1501 года пермский край окормлял епископ Филофей, во время служения которого вогулы пожелали принять подданство Москве. В 1492 году к Усть-Вымской области присоединились вологодские приходы.

В 1564 году по решению епископа Иосафата, правившего с 1556 по 1566 года, епархиальная кафедра была перенесена в Вологду, после чего на 5 веков край Коми остался без епархии.

Новый расцвет и разруха

Новый расцвет православия в этом крае приходится на конец 18 столетия, когда купеческая семья Сухановых при благословении императрицы Екатерины Второй начала финансирование храмов в окрестностях Усть-Сысольска. 19 век назвал «золотым» для православия, за сто лет в крае было построено более 90 церквей, 27 из них были каменными.

Только во второй половине 19 столетия в Коми воздвигаются монастыри, Троицкий мужской и Кылтовский женский. После революции практически все приходы этого края были закрыты, после войны власти разрешили открыть только 3 церкви.

Восстановительный период

1994 год стал временем восстановления православных святынь в зырянском крае, начало которому положило восстановление Стефано-Ульяновской обители.

Священный Синод в 1995 году постановил открыть Сыктывкарскую епархию в Усть-Сысольске, переименованном в Сыктывкар. Игуменом новой епархии рукоположен игумен Питирим.

В честь 600-летия в 1996 году после смерти первого игумена Стефана по благословению Митрополита Московского и Всея Руси Алексия Второго был заложен фундамент Стефановского храма, который возвели и освятили через 5 лет. В память о святителях Герасиме, Питириме и Ионе над их могилой возвели часовню.

В начале 2012 года Сыктывкарская и Воркутинская область представляла объединение 192 церквей, молитвенных домов, где было установлено 150 алтаря.

Весной 2016 Священный Синод принял решение о разделении Сыктывкарской и Воркутинской епархии на две самостоятельные области. Игумен Питирим принял сан архиепископа Сыктывкарского и Зырянского.

Современное состояние Сыктывкарской епархии

В 21 столетии на юге республики Коми насчитывается три мужских и четыре женских монастыря, 158 храмов с престолами,23 часовни без престолов, 26 молитвенных домов и 37 молитвенных комнат при различных учреждениях, включая больницы, воинские части и учебные заведения.

Благочиния

В церковном округе Сыктывкара находится 5 благочиний:

  • Краснозатонское;
  • Северное;
  • Центральное;
  • Эжвинское;
  • Южное.

Усть-Куломский церковный округ разделен на Западное и Восточное благочиние в Ухтинском округе также 2 благочиния, Центральное и Заречное. Остальные церкви края разделены по благочиниям:

  • Корткеросскому;
  • Сысольскому;
  • Прилузскому;
  • Койгородскому;
  • Усть-Вымскому;
  • Княжпогостскому;
  • Удорскому.
  • Сосногорскому;
  • Троицко-Печорскому.

Действующие мужские монастыри

Важкурский Рождества Пресвятой Богородицы

Это современная обитель 1996 года, преобразованная в монастырь из мужского скита.

Троице-Стефано-Ульяновский

Старинная мужская обитель — одна из монастырей, основанных в 14 веке святителем Стефаном, которая восстановлена после разрушения. Монастырь закрыли в 1764 году, в 1860 году иноки Соловецкой обители возобновили в нем жизнь, построив великолепный монастырский ансамбль, венчавшийся высокой колокольней.

В 1918 году монастырь закрыли, насельников расстреляли. Ныне Троицкий монастырь открыт для посещения. По желанию паломников иноки проводят экскурсии.

Усть-Вымский Михаило-Архангельский

Особенностью этой обители является не только основание ее первым игуменом епархии, но и место строительства. Прежде на месте монастыря стояла языческая куминица — береза, ее срубили, и построила церковь. Восстановление монастыря началось в 1996 году.

Интересно! В Михайло-Архангельском мужском монастыре хранятся святые останки Пермских святителей. Особенно многолюдно в нем на водосвятные молебны, совершаемые у источника Святого Стефана.

Женские монастыри

Сыктывкарская область привлекает паломниц и насельниц женскими обителями:

  • Печорской Богородицкой Скоропослушнической;
  • Ыбской Серафимовской;
  • Вотчинской Стефано-Афанасьевской;
  • Кылтовской Крестовоздвиженской.

Епархиальные отделы

Отдел СМИ отвечает и за взаимодействие с общественными организациями. Для привлечения молодежи и усиления социальной работы среди населения открыт отдел спорта и физической культуры. Учебные духовными заведениями и катехизацией населения руководит отдел религиозного образования.

Работа в медицинских учреждениях находится под опекой медицинского отдела. Миссионеры и руководители кружков трезвости объединены отделом миссионерства и братства трезвости. Все вопросы по работе с детьми и молодежью решаются в отделе по делам молодежи.

Особо тяжелую нагрузку несут священники в отделе по работе в местах лишения свободы. За все печатные духовные издания в епархии отвечает Издательский отдел.

Для работы с военными основан отдел по Вооруженным силам. Не оставлено без внимания церкви и казачество. Приветствуется и благословляется в благочиниях волонтерское движение.

  1. Духовное училище открыто по улице Пушкина 3/34 в Сыктывкаре.
  2. При православном Свято-Тихвинском гуманитарном университете образовано ЦДО.
  3. Дети могут обучаться в православной гимназии.
  4. Руководители хора проходят подготовку в певческой школе.

Интернет постепенно вытесняет печатное издательство. Вся информация о жизнедеятельности благочиний представлена на официальном сайте епархии. Для широких слоев населения ежемесячно выпускается газета «Епархиальные новости».

Сыктывкарская епархия: храмы и монастыри, священники и духовенство

Монастыри Сыктывкарской и Коми-Зырянской и Воркутинской и Усинской епархий

Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь

Троице-Стефано-Ульяновский монастырь, основан св. Стефаном Пермским, просветителем зырян, не позднее 1396 года в п. Ульяново (в 160 км от г. Сыктывкара) на реке Вычегда, был построен небольшой храм Преображения Господня. Монастырь терпел сильные материальные лишения и в 1764 году закрыт (обращен в приходской храм Ульяновского погоста). В 1860 году возобновлен для монашеской жизни иноками Соловецкого монастыря, был выстроен прекрасный каменный архитектурный ансамбль монастыря с колокольней высотой 64 метра, каменной оградой с 4 красивыми угловыми башнями. Монастырь входил в десятку самых известных российских обителей. Возродили монастырь архимандрит Матфей, иеромонахи Паисий, Феофилакт и Амвросий, представленные в 2000 году к рассмотрению вопроса о канонизации их как местночтимых святых. Упразднен монастырь в 1918 году, почти все насельники обители были репрессированы и расстреляны.
Адрес: 168067, Республика Коми, Усть-Куломский район, село Ульяново ул. Центральная дом 40. Телефон 8 (82137) 99-3-18.
Проезд автобусами и маршрутными такси от автовокзала г. Сыктывкара.
Богослужения в Троице-Стефано-Ульяновском мужском монастыре совершаются каждый день.
В 6.00 утренние молитвы, 6.30 молебен, по окончании молебна часы и Божественная литургия. В 16.00 вечерня, утреня.
В 20.00 вечерние молитвы, заупокойная лития в храме прп. Зосимы, Савватия и Германа. По окончании чтение акафиста и крестный ход.
Каждую субботу после литургии панихида. Богослужения в монастыре проводят священнослужители по очереди, служа по неделям.
По территории монастыря для паломников проводятся экскурсии. После экскурсий по желанию паломников священнослужители совершают крещения, панихиды, молебны. Во время богослужений в храмах открыта церковная лавка.

Читать еще:  Феодосийский Введенский храм: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Усть-Вымский Михаило–Архангельский мужской монастырь

Монастырь основан Святителем Стефаном Пермским в с. Усть-Вымь, где был первый Владычний городок, первая кафедра епископов Зырянских. Упразднен в 1764 году. В монастыре находятся под спудом мощи Свтт. епископов Пермских, Усть-Вымских Чудотворцев Герасима, Питирима, Ионы. Возрожден для монашеской жизни 21 марта 1996 года. Наместник — игумен Симеон (Кобылинский).
День празднования свтт. Герасима, Питирима и Ионы – 11 февраля.
Главный монастырский праздник – 19 сентября – празднование чуда Архистратига Михаила в Хонех.
3 действующих храма – Архистратига Михаила; свт. Стефана Великопермского; Преображения Господня. В рамках Федеральной программы продолжается восстановление исторического облика храма во имя Святителя Стефана Пермского.
2 часовни — Свтт. Герасима, Питирима и Ионы, Усть- Вымских чудотворцев; Свт. Николая Чудотворца.
Адрес: 169110, Республика Коми Усть–Вымский район, с. Усть-Вымь, Тел. (82134) 92-9-40
Проезд – автобусом от автовокзала г. Сыктывкара (70 км)

Важкурский Рождества Пресвятой Богородицы монастырь

Основан как мужской скит 15 апреля 1996 года, преобразован в монастырь в 1997 году.
Настоятель – игумен Михаил (Ветошкин)
2 действующих храма – Рождества Пресвятой Богородицы;
Св. Вмч. и Цел. Пантелеимона.
Адрес: 168043 Республика Коми, Корткеросский район,
с. Важкурья тел. (82136) 97- 5-10.
Монастырь не принимает паломников.

Печорский Богородицкий Скоропослушнический женский монастырь

Настоятельница – игумения Мария (Балуева),
169700, г. Печора, ул. Лесокомбинатовская, 37а, (82142) 7-70-98.
Основан в 1992 году. 2 действующих храма: Вмц. Варвары, иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Проезд: поездом до ст. Печора, далее на маршрутном автобусе до монастыря.

На территории Скоропослушнического женского монастыря находятся два храма и пять часовен:

1) храм св. вмц. Варвары, освящен Преосвященным Пантелеимоном, епископом Архангельским и Мурманским в 1994 г.;

1) храм в честь явления иконы Божией Матери «Скоропослушницы» был освящен епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом 18.07.2001 г.;

2) часовня свт. Николая чудотворца, освящена 19 декабря 2000 г.;

3) часовня прп. Серафима Саровского и святых Царственных Страстотерпцев, освящена часовня 1 августа 2003 г.;

4) часовня прп. Сергия Радонежского, освящена 18 июля 2004 г.;

5) часовня блж. Матроны Московской, освящена 2 мая 2007 г.;

6) часовня памяти усопших в Печорлаге, освящена 1 июля 2009 г.

Расписание Богослужений: пятница: 16:00 Вечернее богослужение, беседа о Крещении (ведут священники монастыря). Суббота: 8:00 − Божественная Литургия, Панихида Крещение, 16:00 − Вечернее богослужение. Воскресенье: 8:00 − Божественная Литургия, воскресный молебен, Крещение, 15:00 − Молебен с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери «Скоропослушница». Праздничные дни: 16:00 Всенощное Бдение, 8:00 Божественная Литургия, Праздничный молебен. Будничные дни: 12:00 Молебен с акафистом Господу, Матери Божией, различным святым. В Великий пост богослужения совершаются ежедневно.

Скоропослушнический женский монастырь окормляет дом престарелых, дом инвалидов, оказывая духовную и материальную помощь. Священниками монастыря периодически проводятся молебны, совершаются беседы на духовные темы.

При монастыре регулярно действует воскресная школа.

Ыбский Серафимовский женский монастырь

Настоятельница – игумения Иеремиила (Исупова),
168016, Сыктывдинский район, с. Ыб, (82130) 7-85-91.
Основан в 1997 году. Три действующих храма: свт. Стефана Пермского, храм Иверской иконы Божией Матери, храм прп. Серафима Саровского.
Проезд: автобусом о автопавильона в г. Сыктывкаре до с. Иб, далее пешком до монастыря.

Вотчинский Стефано-Афанасьевский женский монастырь

Настоятельница – игумения Василиса (Мосягина),
168114, Сысольский район, п. Первомайский, ул. Спортивная, 1; (82131) 98-3-77.
Основан в XIV веке св. Стефаном Пермским. Возрожден в 1997 году.
Действующее подворье монастыря расположено в п. Первомайский на территории Кунибского сельсовета МО СП «Сысольский».
Номера телефонов, по которым можно связаться с подворьем:
8-82131-9-83-77,
89121433226 (мобильный).
89128625833 (мобильный).

Рекомендуемый проезд: от автопавильона г. Сыктывкар автобусами кировского направления:
— Сыктывкар-Киров (до с. Визинга или остановки «поворот на Куниб»);
— Сыктывкар-Обьячево;
— Сыктывкар-Койгородок;
— Сыктывкар — Визинга. От с. Визинга до п. Первомайский — местными автобусами по расписанию, ежедневно.
Богослужения в монастыре проходят по следующему расписанию:
Суббота -17.00 (летом-18.00);
Воскресенье — 9.00;
в двунадесятые праздники и дни особо чтимых святых — также;
еженедельно по воскресеньям сразу после божественной литургии — молебны простые и с акафистом; панихиды и литии; также еженедельно по средам и пятницам -чтение акафиста Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Монастырем по возможности оказывается посильная материальная помощь нуждающимся — вещами, продуктами.
Каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с.Вотча – находится в разрушенном состоянии;
Подворье Стефаио-Афанасиевекого женского монастыря — п. Первомайский, ул. Спортивная, 1:
дом-храм в честь свт. Стефана еп. Великопермского с колокольней (деревянный); здание храма находится у монастыря на правах собственности; земля, отведенная под подворье в аренде.
Гостиница и хоз/двор при подворье п. Первомайский, ул. Центральная, 35

Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь

Настоятельница – игумения Стефанида (Запорощенко),
169200, Княжпогостский район, с. Кылтово, (239) 94-5-39
Основан в 1894 году, закрыт в 1918 году. Возрожден к монашеской жизни в 1995 году. 4 действующих храма: Прп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, Прп. Афанасия Афонского, Свт. Николая Чудотворца и Воскресения Христова.

История Сыктывкарской епархии

История
Сыктывкарской епархии

Троицкий собор Усть-Сысольска

Начало

Свое начало история епархии берет от проповеди и насаждения Слова Божия в умы зырян-язычников Святителем Стефаном, епископом Великопермским на Коми земле во второй половине XIV века. Монах Ростовского Григорьевского монастыря Стефан, сын соборного Устюжского причетника, воспламенился ревностью быть апостолом этих идолопоклонников. Чтобы лучше исполнить добровольно принятый на себя апостольский подвиг, он сначала изучил язык зырян, составил для него азбуку и перевел несколько важнейших богослужебных книг. Взяв в Москве благословение у Коломенского епископа Герасима и получив от великого князя Дмитрия Иоанновича Донского охранную грамоту, св. Стефан отправился в Пермь Вычегодскую для проповеди. Достигнув Пермской земли (1376), он остановился в первом зырянском селении Пырас (Котлас) в 20 верстах от Сольвычегодска. Услышав проповедь о истинной вере на родном языке многие крестились, но и многие негодовали на св. Стефана, желая его убить. Св. Стефан перенес свою проповедь с устья Вычегды в устье Выми, самый центр зырянского края.

Первая церковь

Там была создана первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Соборный Благовещенский храм был поставлен на насыпном холме, укрепленном рвом и валом с деревянной стеной. На соседнем холме была построена монастырская Михаило-Архангельская церковь. По образовании Пермской епархии там был устроен монастырь, в котором пребывали Велико-Пермское архиереи. Неутомимо заботясь о духовном преуспеянии юной паствы, св. Стефан учредил при церкви училище, в котором сам был первым наставником, учил юношество часослову, псалтири и прочим церковным книгам, переведенным на зырянский язык.

Святитель Стефан. От Пыраса до Гама

За короткое время св. Стефан обратил ко Христу всех жителей от Пыраса до Гама. После семи лет проповеди св. Стефан отправился в Москву (1383) просить великого князя и митрополита, чтобы дали епископа новопросвещенному Пермскому народу. Митрополит Пимен вместе с освященным Собором за апостольские труды хиротонисал во епископа самого проповедника, а велики князь, удостоив его милостями, с богатыми дарами отправил в новую епархию. Так была создана восемнадцатая по счету в Русской Церкви Пермская епископия с центром во «владычном городе» Усть-Выми. По прибытии к своей пастве, святитель, имея по сану благодать и право посвящать других для совершения таинств, поставил избраннейших из зырян во иереи и диаконы. В течение тринадцати лет своего сподвижничества в епископском сане, св. Стефан заслужил вполне имя отца и благодетеля народа пермского: помогал в нуждах, снабжал жизненными припасами, защищал от притеснения вогуличей, новгородской вольницы и чиновников великокняжеских просил об уменьшении налогов, был их неусыпным стражем и миротворцем. Он учредил в своей митрополии несколько церквей с училищем при каждой и основал пять монастырей – два в Яренском уезде: Усть-Вымский и Архангельский и три в Усть-Сысольском: Вотчинский, Печорский и Ульяновский. Четырех первых и следов не осталось, а последний через несколько веков был выведен из ничтожества и запустения в благоустроенную обитель. Почил свт. Стефан Пермский во время одной из своих частых поездок в Москве 26 апреля 1396 года и похоронен у церкви Спаса на Бору. К лику святых причислен в 1547 году.

Епископ Исаакий

Епископ Исаакий (1398-1416) был рукоположен митрополитом Киприаном (20 января) 1389 года в Устьвымского епископа. Он был пастырь добрый. При нем был основан Троицкий монастырь в с. Мыелдино, по реке Печоре, что было неприятно вогулам, жившим в соседстве. 22 марта 1416 года еп. Исаакий присутствовал при посвящении Новгородского епископа в Москве и после этого уже не возвращался в Усть-Вымь.

Святители Герасим, Питирим и Иона

Наиболее важный след в истории Пермской епархии оставили святители Герасим (после 1416-1443), Питирим (после 1444-1455) и Иона (1456-1470). Причисление их к лику российских святых произошло в 1607 году, однако местное их почитание началось гораздо раньше.
У современных летописцев нет указаний на то, когда свт. Герасим был поставлен в епископы и когда скончался. Древнее местное предание говорит о нем только то, что он был святой жизни, с ревностью очищал плевелы, появившиеся на ниве Христовой, и старался глубже укоренить в сердцах народа православную веру, не жалея для этого ни трудов своих, ни здоровья. Он часто осматривал свою епархию и оказывал помощь бедным. Предание говорит о том, что св. Герасима задушил его же омофором слуга вогул, которого святитель взял к себе с целью воспитать из него проповедника православной веры для диких соплеменников.
Преемником блаженного Герасима был поставлен архимандрит Чудова монастыря Питирим, известный по благочестию своему и иноческим подвигам. Св. Питирим часто беседовал с народом, объясняя (по-русски) им правила веры; он был на Удоре и на Печоре, где обратил вогулов в христианство. Это вызвало в вогульском князе Асыке ненависть. Владыка Пермский 19 августа 1455 года был варварски замучен князем Асыкою.
В 1455 году прибыл новый Владыка Перми Иона, главным подвигом которого было обращение к Христу народов великой Перми.
После поездки в Москву на собор (1459-1460) св. Иона посетил зырян по реке Вишере. А в 1462-1463 он ездил на реку Каму, где в окрестностях Чердыни, учение Христово распространили, по преданию, печорские монахи. Иона окрестил князя камских зырян, которого назвал Михаилом, и для большего утверждения христианства в сердцах новопросвещенных воздвиг в г. Чердыни Богоявленский монастырь.

Епископ Филофей

Продолжателем просветительской деятельности в Пермском крае был епископ Филофей (1471-1501). Зимой 1483 года смирившиеся и присягнувшие вогулы явились в Усть-Вымь, к епископу Филофею, для переговоров о подданстве, для чего епископ Филофей ездил с ними в Москву. Начиная с 1492 года по решению Собора было положено считать начало года с 1 сентября. В составлении новых Пасхалий принимали участие: митрополит, Новгородский владыка и Усть-Вымский епископ Филофей. В 1492 году Усть-Вымская епархия увеличилась присоединением вологодских церквей; с этого времени Усть-Вымские епископы по временам живут в Вологде. В апреле 1501 года Филофей оставил епископскую кафедру и удалился на покой; в августе он почил.

Читать еще:  Нина Крыгина: биография монахини, лекции и проповеди, книги

Епископы Никон, Пимен, Алексий

Далее в Усть-Вымской епархии были епископы: Никон (1502-1514), Пимен (с 1520г.), Алексий.

Епископ Иоасаф

Столицей епархии Усть-Вымь была до 1564 года, когда епископ Иоасаф (1556-1566) окончательно перенес епархиальный центр в Вологду. Епархия стала наименоваться Вологодской и Пермской. С тех пор, около 500 лет, на Коми земле не было своей епархии.

Храмостроительство в Коми крае

За два века христианской истории Коми края известно всего лишь немногим более десяти построенных храмов. Достаточно полную картину храмостроительства и приходов края дают лишь документы конца XVI-XVII веков: в пределах земель, заселенных коми, было 28 приходов, 48 храмов и 8 часовен – немало для малолюдного края.
С ростом населения число приходов и храмов медленно, но постоянно росло.
В Коми крае было два поселения, выделяющихся обилием церквей: Усть-Вымь и Вотча.
В XVIII веке в Коми крае появляются каменные храмы.
В 1780 году по указу императрицы Екатерины II Усть-Сысольск стал городом, центром одноименного уезда.
Расцвет Усть-Сысольска связан во многом с купеческой семьей Сухановых. При ее финансовой поддержке и началось строительство каменных храмов.
«Золотым веком» храмостроительства стало девятнадцатое столетие. Если за вторую половину XVIII века было построено 33 храма, то за первую половину XIX века – 56 (в том числе 38 каменных), а до конца столетия еще 90 (27 каменных и 63 деревянных). Причиной тому — почти вдвое возросшее число приходов.
Наконец, во второй половине XIX века в Коми крае вновь появляются монастыри – мужской Троице-Стефано-Ульяновский и женский Крестовоздвиженский Кылтовский.
И уже не Усть-Вымь и Вотча выделяются числом храмов, а единственный в крае город Усть-Сысольск.

Разрушение

После 1917 года храмостроительство было свернуто, и к маю 1941 года не осталось не одной действующей церкви. Только после войны было разрешено открыть три храма.

Редкая фотография: Проведение физкультурного праздника на месте взорванного большевиками Троицкого собора (на заднем плане видны груды обломков от взорванного храма)

Возрождение

С конца 80-х годов XX столетия началось восстановление православных приходов.

Возрождение епархии в Коми крае началось с восстановления Стефано-Ульяновского монастыря в 1994 году. В 1995 году решением Священного Синода открыта Сыктывкарская и Воркутинская епархия с центром в городе Сыктывкаре (бывший г. Усть-Сысольск). Епископом стал игумен Питирим (Волочков). Святейшим Алексием Патриархом Московским и всея Руси 9 мая 1996 года на 600-летие преставления святителя Стефана в городе Сыктывкаре был заложен фундамент собора Стефана Пермского. И уже в 2001 году собор был окончательно отстроен.

В Усть-Выми по сохранившимся фотографиям возведена часовня над местом погребения святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских.

Почин прославления святых новомучеников и исповедников Российских

Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).

Решением Священного Синода от 6 октября 2001 года, постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:
Епископа Вязниковского Германа Ряшенцева (1874- 15 сентября 1937 г.г.),
Священника Стефана Ермолина (1891- 15 сентября 1937 г.г.)
Священника Палладия Попова (1879- 23 сентября 1937 г.г.),
Священника Иоанна Попова (1863- 23 сентября 1937 г.г.),
Иеромонаха Платона Колегова (1865- 15 августа 1937 г.г.),
Иеромонаха Мелетия Федюнева (1871- 23 сентября 1937 г.г.),
Священника Иоанна Павловского (1876- 19 сентября 1937 г.г.),
Священника Николая Шумкова (1886- 21 августа 1937 г.г.),
Священника Григория Бронникова (1876- 25 августа 1937 г.г.),
Священника Николая Доброумова (1876- 25 августа 1937 г.г.),
Священника Всеволода Потеминского (1870- 19 сентября 1937 г.г.),
Священника Димитрия Спасского (1877- 19 сентября 1937 г.г.),
Монахини Елисаветы Ярыгиной (1879- 12 сентября 1937 г.г.),
Евфимия Кочева (1867- 18 сентября 1937 г.г.).

Решением Священного Синода от 26-27 декабря 2001 года, постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:
Священника Павла Малиновского (1874- 12 сентября 1937 г.г.),
Псаломщика Михаила Ерегодского (1878- 31 августа 1937 г.г.).

Решением Священного Синода от 12 марта 2002 года, постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:
Павла Елькина (1876- 15 сентября 1937 г.г.).

На приходах, где несли свое служение прославленные святые, были написаны иконы, а также их имена поминаются на отпустах при Богослужении.

Посещения епархии Патриархами

За время существования епархии ее 4 раза посетили с Первосвятительскими визитами два Патриарха – Патриарх Алексий Второй в 1996 году и 1999 году и вновь избранный Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – в 1999 году на учредительную конференцию Коми отделения ВРНС, в 2005 году – на празднование 10-летия образования Сыктывкарской и Воркутинской епархии и в 2016-м году.

Статистика

По состоянию на 31 декабря 2011 в Сыктывкарской и Воркутинской епархии насчитывается 192 храма, молитвенных дома и молитвенных комнат при различных социальных учреждениях. В них установлено более 150-ти алтарей, на которых совершается Божественная Литургия.

2016 г. Новая епархия

16 апреля 2016 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение об образовании Воркутинской епархии, выделенной из состава Сыктывкарской епархии. В новообразованную церковно-территориальную единицу вошли Воркутинский, Вуктыльский, Интинский, Усинский городские округа, а также Ижемский, Печорский и Усть-Цилемский районы Республики Коми.

Епископом Воркутинским и Усинским избран игумен Иоанн (Руденко), клирик Шуйской епархии.

Епископ Воркутинский и Усинский Иоанн (Руденко)

Правящим архиереем Сыктывкарской епархии остался Преосвященный Питирим, возведённый Синодом в сан архиепископа с титулом «Сыктывкарский и Коми-Зырянский».

Общая статистика по Сыктывкарской епархии

1. Число мужских монастырей 3
2. Число женских монастырей 4
3. Число храмов (имеющих престол)- 155
4. Число часовен (строения с храмовой архитектурой, но не имеющие престо-
ла)- 23
5. Число иных молитвенных помещений (молитвенные дома, комнаты) -26
6. Число молитвенных помещений любого вида при учреждениях (светских
учебных заведениях, ИУ, военных частях, больницах и т.п.) — 37.

Уникальная база данных помогает найти сведения о духовенстве дореволюционной России

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Уникальный масштабный проект «Биографическая база данных православного духовенства» уже три года существует и развивается благодаря трудам клирика Санкт-Петербургской епархии магистра теологии и богословия, соискателя аспирантуры ОЦАД священника Павла Овчинникова и его единомышленников.

База данных содержит информацию о православных священнослужителях, членах их семей, потомках и предках периода дореволюционной России. Особое место в ней уделяется второй половине XIX – начала XX века, также она содержит информацию о выпускниках российских духовных школ XVIII-XX веков.

Идея создать подобную базу данных родилась у отца Павла, когда он работал над списком воспитанников Воронежской духовной школы. По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия священник тогда возглавил научную группу при Воронежской духовной семинарии.

Актуальность платформы была обозначена еще и тем, что сегодня полным ходом идет процесс возрождения храмов и монастырей, возрастает интерес к родной истории, пробуждается память о священнослужителях, а ведь многие из представителей рода перенимали священный сан из поколения в поколение, на протяжении столетий, вели родословную с царских времен.

Сегодня «Базе данных…» три года, но даже за это время проделана колоссальная работа. Начиналось все со сбора доступной информации в Интернете, которую заносили в специальную таблицу. В процессе работы был серьезно пересмотрен подход к источникам, их первичной обработке и расположению в таблицах. Сами таблицы выросли из 15 столбцов до 70. В настоящий момент в «Базе данных…» уже около 20 000 имен.

Создается база на основе архивных материалов, источников из библиотечных хранилищ, дореволюционных изданий, публикаций и воспоминаний родственников. При внесении информации в обязательном порядке указывается ее источник. Работа ведется при поддержке Центра генеалогии «Семейная реликвия».

Уникальность «Биографической базы данных православного духовенства» заключается сразу в нескольких важных моментах.

Во-первых, она направлена на решение проблемы поиска информации по отдельным представителям духовенства и членам их семей в условиях, когда большинство архивных источников все еще недоступно для населения, документы не расшифрованы или не опубликованы.

Во-вторых, в отличие от других баз данных (например, созданной Соловецким монастырем), данный проект характеризуется иными методикой работы и задачами.

Главными из них является использование платформы для сбора на одном ресурсе и дальнейшего поиска материала о духовенстве, православных приходах Российской империи, а также анализ и сравнение информации по разным категориям (епархиям, регионам, приходам, образованию, годам жизни и служения, наградам и др.).

С помощью проекта можно будет подробнее изучить уровень образования духовного сословия, установить родственные связи между священнослужителями в разных регионах.

Прежде всего «База данных…» позволяет найти личные сведения: фамилия, имя, отчество священнослужителя, его происхождение, сан, год рождения и возраст, год смерти или последнего упоминания, образование, места служения, награды, состав семьи. Также можно найти всех носителей одной фамилии в целом по Российской империи или отдельному региону/регионам.

Особенно ценным является то, что с ее помощью можно найти чрезвычайно редкие сведения: причины переселения и расселения представителей духовенства в разные части Российской империи, данные о выходе из духовного сословия, о смене рода занятий.

Одним из основных преимуществ базы является объединение отдельных персон священнослужителей в категорию «семья», т.е. благодаря проекту можно составлять родословную, использовать его возможности в других генеалогических целях.

С историями о жизни духовенства в разные годы и столетия можно ознакомиться в разделе «Библиотека». В нем же посетители-авторы могут рассказать свои истории.

Таким образом, «Биографическая база данных православного духовенства» помогает найти информацию о священнослужителях и членах их семей по фамилии, конкретному населенному пункту, уезду, учебному заведению или храму за разные периоды жизни и служения, можно найти человека с минимумом сведений (упомянув только дату рождения, место служения), обнаружить родственников, покинувших губернию в результате переселения, а еще – делать выборки по отдельно выбранному храму или населенному пункту.

Смотреть и пользоваться данными можно совершенно бесплатно. Однако, чтобы воспользоваться «Базой данных» и ее инструментами в полной мере пользователь должен зарегистрироваться.

В дальнейшем проект планируется адаптировать к международному стандарту, зарегистрировать в Роспатенте, а персоналии на сайте привязать к местам служения, населенным пунктам.

Церкви, причты и приходы Пензенской Епархии

Содержание

Некоторые епархии уже давно имеют у себя в виде отдельных книжек описание церквей, причтов и приходов. Сведения эти для епархиального духовенства и полезны, и нужны. Определяющиеся во священники, диаконы и псаломщики нередко поступают в село, не имея почти никаких сведений о той местности, где они будут служить, не знают ни храма, ни состава причта и приходов, ни условий жизни и содержания членов причта. Для поступающего во священники не безразлично, например, теплый ли или холодный приходской храм, есть ли в селе церковные или общественные дома для жительства, какое жалованье получает причт, сколько при церкви земли, состоит ли приход из одного села или и из деревень и в каком расстоянии от села, есть ли в приходе школа церковная или земская, есть ли в приходе раскольники и сектанты и проч. Не имея всех этих сведений, поступивший в приход нередко с первых же дней своего поступления начинает раскаиваться в том, что поступил в такое село, и думать о переходе в другое, более для него подходящее. При переходе в другое село иногда случается то же самое, так как здесь встречаются другие неудобства. Частые же перемены места службы членами причта давно уже признаны неполезными для дела: храм остается некоторое время без службы, школа – без законоучителя или учителя, прихожане терпят неудобства и затруднения в удовлетворении своих религиозно-церковных потребностей: не успевая ознакомиться с религиозно-нравственным состоянием своей паствы, священник не может в достаточной мере благотворно действовать на нее. Не говорим уже о том, как убыточны эти переходы для нашего вообще небогатого духовенства. Наконец, и для епархиального начальства частые просьбы о перемещениях с жалобами на те или другие неудобства причиняют излишнее беспокойство, увеличивают массу дел, осложняют занятия и нередко поставляют его в затруднительное положение, особенно когда на одно и то же место просятся несколько лиц. Если выбор места службы вообще должен делаться осмотрительно, то тем более этого нужно потребовать от поступающих на священно-церковные должности. Положивший руку на рало и озирающийся назад не управит в царствие Божие. В видах наиболее осмотрительного выбора мест службы, сообщаемые краткие сведения о церквах, причтах и приходах могут быть небесполезны. Кроме сего, они могут удовлетворять и естественному чувству любознательности относительно родной епархии в ближайшем для священнослужителей церковном отношении. Знание родины всегда дорого и приятно. Ограничиваться знанием одного села и прихода недостаточно священнику даже для своего непосредственного и прямого дела. Если, например, священник видит, что в таких-то и стольких-то селах открыты школы, то не послужит ли это для него побуждением к открытию школы и в своем селе, если ее еще нет? Если священник видит, что в таких-то и стольких селах открыты церковно-приходские попечительства, то не вызывает ли это его на новый и полезный труд открытия попечительства и в своем приходе? Мы учимся у других и воодушевляемся другими.

Читать еще:  Мужской монастырь Саввы Освященного в Крыму: история и адрес монастыря Челтер-Мармара, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели, расписание богослужений

Сообщаемые краткие сведения о церквах, причтах и приходах Пензенской епархии не отличаются полнотою, в некоторых случаях в них замечены будут и неточности, но это первый опыт. Со временем сведения эти могут быть пополнены и исправлены. Сведения заимствованы были из клировых ведомостей 1 , но и они не всегда дают нужные сведения, например, не всегда прописывается: теплый ли храм или холодный, есть ли при церкви попечительство или нет, в каком расстоянии деревни отстоят от села; некоторые села и деревни имеют двойное название, но это не всегда обозначается, хотя может иметь свое значение. Мы были бы очень благодарны священникам, если бы каждый из них прислал нам свои дополнения и поправки по своему селу и приходу. Здесь могли бы иметь значение и интерес: местночтимые иконы, религиозно-нравственное состояние прихожан, занятия, промыслы, имущественное их состояние (в общих чертах), географическое и топографическое описание местности прихода, происхождение названия села и проч. Сообщаемые сведения да послужат основанием и началом нового и капитального по сему предмету труда, каковой мог бы быть полезен и в теоретическом, и в практическом отношениях.

Пензенская губерния и епархия (краткие исторические сведения)

В XVI и XVII столетиях настоящая Пензенская губерния составляла часть земель, называвшихся Украйною, и подвергалась частым нападениям от крымских татар, кубанцев и других кочевых народов. С целию защиты от набегов «неприятельских людей» московские государи в более опасных пунктах нынешней Пензенской губернии стоили остроги, или крепостцы, и посылали в эти крепостцы как из Москвы, так и других городом московского царства служилых (военных) людей. Такие крепостцы и положили начало нынешним городам Пензенской губернии, а служилые люди были первыми русскими колонизаторами Пензенского края, населенного до второй половины XVI века мордвою, мещерою, буртасами и татарами. Вместе с появлением в Пензенском крае русских служилых людей здесь начали возникать православные храмы и монастыри.

В начале протекшего столетия на пространстве нынешней Пензенской губернии существовало 10 городов: Пенза, Саранск, Мокшан, Инсар, Наровчат (под именем Наровчатского Городища), Троицкий Острог (нынешний Троицк), Краснослободск, Верхний Ломов, Нижний Ломов и Керенск. В 1708 г. вся территория настоящей Пензенской губернии с названными городами разделена была между двумя губерниями: Азовской, переименованной в 1725 г. в Воронежскую, и Казанской. Одни из городов входили в состав (с 1719 г.) Тамбовской и Шацкой провинции Казанской губернии 2 . В 1780 г. учреждена была самостоятельная Пензенская губерния с 13-ю уездами (в названном году открыто было три новых города: Шишкеев, Чембар и Городище), а 5 марта 1797 г. она была упразднена и разделена между соседними губерниями: вновь учрежденной Саратовской, Нижегородской, Симбирской и Тамбовской. В 1801 г. Пензенская губерния была восстановлена, причем в состав ее вошли 10 уездов: Пензенский, Мокшанский, Саранский, Инсарский, Краснослободский, Наровчатовский, Нижнеломомвский, Керенский, Чембарский и Городищенский.

В духовном управлении настоящая Пензенская епархия испытала множество перемен. В период патриаршества она находилась под непосредственным управлением Московских патриархов. Древнейшие церкви нынешней Пензенской епархии построены были с благословения патриархов, древнейшие антиминсы выданы и священны патриархами 3 . В 1682 г. учреждена была Тамбовская епархия, после чего города, ближайшие к Тамбову, как-то: Краснослободск, Троицкий Острог (Троицк), Керенск, Верхний и Нижний Ломовы с их уездами, вошли в состав названной епархии 4 ; а Пенза и прочие города остались по-прежнему в ведении патриархов. С упразднением в 1699 г. Тамбовской епархии поименованные города, принадлежащие к ней, отошли к епархии Рязанской, а по кончине последнего патриарха Адриана (1700 г.) и назначении Рязанского митрополита Стефана Яворского блюстителем патриаршего престола и вся нынешняя Пензенская епархия поступила в ведение Рязанского митрополита. В 1722 г., по кончине Стефана Яворского, почти вся настоящая Пензенская епархия поступила в управление Московской духовной консистории 5 , состоявшей в непосредственном ведении Св. Синода (по кончине последнего патриарха, до 1742 г. Москва не имел своего архипастыря). В 1742 г. определено было учредить епархию Владимирскую, восстановить Тамбовскую и приписать к ним нынешнюю Пензенскую. Но назначение епископом во Владимир, а особенно в Тамбов замедлилось; на Владимирскую кафедру определен епископ (Платон) только в 1748 г., на Тамбовскую же – в 1758 г. С назначением епископа во Владимир Краснослободский, Наровчатский и Троицкий уезды вошли в состав Владимирской епархии, а остальные уезды впредь до определения в Тамбов епископа поделены были между несколькими епархиями: Саранский и Инсарский уезды причислены были к Нижегородской епархии, Верхнеломовский, Нижнеломовский и Керенский – к Суздальской, Пензенский и Мокшанский – к Астраханской. С 23 мая 1758 г., с определением на кафедру Тамбовскую епископа Пахомия, все пензенские города вошли в состав Тамбовской епархии, епископ же ее именовался Тамбовским и Пензенским. Но ненадолго пензенские города соединились под управлением одного епископа: в 1764 г. Саранск отчислен был от Тамбовских епископов и присоединен к Нижегородской епархии. В1797 г. от Тамбова отчислена была большая часть городов нынешней Пензенской епархии: Инсар и Шишкеев (заштатный город) отошли к Казанской епархии (к ней же присоединен был и Саранск, находившийся под управлением Нижегородских епископов); Пенза, Мокшан и Городище (в то время заштатный город) – к Астраханской; Краснослободск, Троицк (заштатный город) и Наровчат – к Нижегородской. После того в пределах Тамбовской епархии остались только города: Верхний Ломов (заштатный), Нижний Ломов, Керенск и Чембар (в то время заштатный).

Вследствие таких постоянный перемен в епархиальном управлении пределы епархий были перепутаны до крайности, и ближайшие церкви состояли под ведением разных архиереев. Город Краснослободск с определением в Тамбов епископа Пахомия вошел в состав Тамбовской епархии, но некоторые села Краснослободского уезда, как-то: Куликово, Ямская слобода, Уреи, Рыбкино, состояли под ведением нижегородского епархиального начальства, а одно из краснослободских сел, Каменный Брод, числилось во Владимирской епархии. Город Наровчат по назначении в Тамбов Пахомия приписан был к Тамбовской епархии, но наровчатский Сканов монастырь был в зависимости от Нижегородских епископов. Из сел Наровчатского уезда некоторые тоже состояли в Нижегородской епархии. В 1764 г. из всех сел Пензенского уезда одна Бекетовка была в ведении Нижегородского епархиального начальства, прочие же села этого уезда принадлежали к епархии Тамбовской 6 . То же было и в прочих уездах.

16 октября 1799 г. учреждена была самостоятельная Саратовская епархия, причем епископу ее назначено было пребывание в Пензе, а именоваться положено Саратовским и Пензенским 7 ; но в 1803 г. последовало изменение: епархия стала называться Пензенскою, а епископы ее – Пензенскими и Саратовскими. 12 ноября 1828 г. произошло разделение этой епархии на две: на Пензенскую и Саратовскую, причем первая осталась в тех пределах, в каких мы видим ее и теперь. С этого времени Пензенскому епископу усвоен был титул Пензенского и Саранского.

Начиная со времени учреждения в Пензе архиерейской кафедры до вступления на эту кафедру настоящего Владыки, Преосвященнейшего Павла, Пенза имела 14 архипастырей, которые управляли епархиею в таком порядке: Гаий Такаов – с 1799 г. по 1808-й, Моисей Близнецов-Платонов – с 1808 по 1811-й, Афанасий Корчанов – с 1811 по 1819-й, Иннокентий Смирнов – с 1819-м, Амвросий Орнатский – с 1819 по 1825-й, Ириней Нестерович – с 1825 по 1830-й, Иоанн Доброзраков – с 1830 по 1835-й, Амвросий Морев – с 1835 по 1854-й, Варлаам Успенский – с 1855 по 1862-й, Антоний Смолин – с 1862 по 1868-й, Григорий Медиоланский – с 1868 по 1881-й, Антоний Николаевский – с 1881 по 1889-й, Василий Левитов – с 1889 по 1890-й, Митрофан Невский – с 1890 по 1893-й. Таким образом, дольше всех пребывали на кафедре Пензенской Амвросий Морев и Григорий Медиоланский, а меньше всех – Иннокентий Смирнов (его управление епархией продолжалось менее полугода: 21 июня 1819 г. Иннокентий прибыл в Пензу, а 10 октября того же года скончался). Первый из архипастырей стал именоваться Пензенским и Саранским Ириней Нестерович. Один из Пензенских владык, Варлаам Успенский, носил титул архиепископа (с 1860 года).

С 1828 г. пределы Пензенской епархии совпадают с пределами той же губернии. Пензенская епархия находится между 52° 38ʹ и 54° 54ʹ с. ш. и 60° 25ʹ и 64° 25ʹ в.д.; граничит с севера с Нижегородской епархией, с востока – с Симбирской, с юга – с Саратовской и с запада – с Тамбовской.

Пространство епархии равняется 34.129.1 кв. вер., или 3.555.115 десятин.

Число жителей: 1.593.548, из коих 789.196 м. п. и 804.352 ж. п.

По вероисповеданиям они распределяются так: православных и единоверцев 1.505.026, раскольников 19.196, римско-католиков 1044, лютеран 506, армяно-григориан 1, евреев 450, магометан 67.325.

В состав Пензенской епархии входят 10 уездов: Городищенский, Инсарский, Керенский, Краснослободский, Мокшанский, Наровчатский, Нижнеломовский, Пензенский, Саранский и Чембарский.

В названных уездах числится всех церквей 859, из них при архиерейском доме 2, храмов соборных 10, церквей приходский 690, единоверческих 9, приписных 24, придельных 9, домовых 21, кладбищенских 53, монастырей мужских 6 и женских 11, при них церквей 41. В числе церквей – каменных 439, деревянных 420; часовен и молитвенных домов 52, благотворительных и богоугодных заведений 18, церковно-приходских попечительств 141, церковно-приходских школ 194, при женских монастырях училищ 5, школ грамоты 143, воскресных школ 3, народных училищ министерства нар. просвещения 391, частных приготовительных школ 4, духовная семинария 1, духовных мужских училищ 3, епархиальное женское училище 1, гимназий мужских 2, женская гимназия 1, женских прогимназий 2, учительская семинария 1, реальное училище 1, землемерное училище 1, училище садоводства 1, железнодорожное техническое 1, уездных училищ 4, четырехклассных городских училищ 4, трехклассных 2, школа сельскохозяйственная 1, школ ремесленных 3, фельдшерская школа 1, школа сельских повитух 1, музыкальная школа 1.

Всего духовенства: протоиереев 23, священников 771, диаконов 402, псаломщиков 717. Сверх того, уволенных по старости и болезни за штат – протоиереев 3, священников 15, диаконов 5, псаломщиков 23.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector