4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святогорская Лавра: где находится, история и адрес, описание

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Свято́-Успе́нская Святого́рская ла́вра — православный монастырь Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) в городе Святогорске Донецкой области. В 2004 г. получил статус лавры. Лавра находится на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах, в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. Послушание в обители несут более сотни человек братии. При обители есть гостиница для паломников.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Местонахождение
  • 6 Где остановиться
  • 7 Рекомендации
  • 8 Галерея
  • 9 Видеопаломничество
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Первые монахи на месте будущей лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный, превращенный в кинотеатр Успенский собор.

Только в конце 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 г. Священный Синод УПЦ принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.

12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ от 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.

Описание [ править ]

Обитель стоит на правом берегу реки Северский Донец – на склонах покрытой лесом гряды меловых гор, один из которых украшен свободным от деревьев белым отвесным утесом.

Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры

  • Успенский собор (1859-1868 гг.);
  • Покровский храм (1850 г.);
  • Николаевский храм (к. XVII в.);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
  • пещерный храм прп. Алексия, человека Божия (1861 г.);
  • пещерный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
  • церковь Рождества Пресвятой Богородицы (2011 г.);
  • церковь св. пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь в честь Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня ап. Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня прпп. Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (строится);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г.).

Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры

  • храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (строится в г. Святогорске как соборный храм города);
  • Всехсвятский скит: Всехсвятский храм (2010 г.); храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, (2005 г.);
  • скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Богородичное Донецкой области: двухэтажный храм (2005 г.) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», прп. Сергия Радонежского; двухэтажный храм — Благовещенский (идет строительство), равноап. кн. Владимира (идет строительство); часовня св. блгв. кн. Александра Невского (2005 г.);
  • Георгиевский скит в с. Долина Донецкой области: двухэтажный храм — вмч. Георгия Победоносца (идет строительство), мч. Иоанна Воина (идет строительство);
  • скит свт. Иоанна Шанхайского в с. Адамовка Донецкой области: двухэтажный храм — свт. Иоанна Шанхайского (идет строительство), в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех (идет строительство);
  • Николо-Феодосиевский скит в с. Кармазиновка Луганской области: храм свт. Николая Чудотворца с боковым алтарем в честь свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1870 г.).

Святогорская Лавра: История, Факты, Описание

Именитая Лавра находится в небольшом городке по обе стороны Северского Донца, который раньше назывался Славяногорском (сейчас Святогорск).

Официальная история становления Свято-Успенской Святогорской Лавры началась еще в XV веке. В ранних документах. Это место в Донецкой области называлось «Святыми Горами».

Лавра расположилась вдоль реки Северский Донец, окруженная густым хвойно-лиственным лесом. Самое парадоксальное то, что храм полностью меловой. Говорят, что его форма и высота образовались полностью природным путем. Феномену образовавшегося храма на небольшой возвышенности прихожане пытаются придать сакральный смысл.

Фото mirchudes.net

Самое трудное время в истории Лавры началось в 1917 году: тотальный разгром большевиками и грабежи. Некоторое время белогвардейцы держали оборону храма, охраняя святыни и реликвии, состоящие на хранении, но это продлилось недолго. Спустя десятилетие в храме оборудовали колонию для несовершеннолетних детей, а после здесь была база отдыха для пролетариата.

Планировка Свято-Успенской Лавры в Святогорске не менялась со времен его основания. Под храмом находится вход в пещеры, где в далеком XVII веке жили паломники.

Три раза в день туристы могут попасть туда на экскурсию. Особенность в том, что внизу совсем нет освещения, и каждому посетителю дают и зажигают свечу, с которой он должен пройти до конца путешествия по пещерам. В пещерах узкие проходы и низкие потолки, поэтому ходить там нужно очень осторожно. Служители также призывают заходить внутрь только со светлыми и чистыми мыслями, ведь пещеры считаются местом силы, как и пещеры Киево-Печерской Лавры.

На территории Свято-Успенской Святогорской Лавры также расположены скиты – места жительства монахов, отдалённые от крупных поселений людей. Такой феномен существует только в православии. Самый главный скит, из тех, которые есть тут – преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Деревянный Всехсвятский скит напоминает скорее памятку архитектуры, а остальные три находятся в тайных местах, чтобы обычные люди не могли пробраться в место паломничества.

Всехсвятский деревянный скит поражает своей красотой и тонкостью искусства ахитектора. Известно, что храм выполнен из дерева без единого гвоздя. Также тут находится небольшой пруд, окруженный цветущим садом и исповедальня с молитвенником.

Невероятной красоты часовни также находятся в введенье Лавры, по давнему христианскому обычаю их три: Часовня преподобных отцов Киево-Печерских, Преподобных Арсения и Германа Святогорских, Апостола Андрея Первозванного.

Часовня Андрея Первозванного находится на самой высокой точке храма, куда пускают только в рамках экскурсии. Так вот, отсюда открывается вид на широкий Донец, по обе стороны которого простираются густые леса. Если осмотреть Лавр с подножья горы, на которой она находится, то складывается впечатление, что Святогорский храм повис в воздухе. По словам местных жителей, во время тумана он является ориентиром.

На территории Святогорской Лавры находятся девять храмов, среди которых Покровский и Николаевский, Пещерный храм и храм святых мучениц.

Николаевская церковь считается настоящей памяткой архитектуры, ведь выполнена она в стиле барокко XVII века. Ранее тут располагалась выставка народного творчества, картинная галерея и скульптурный цех. Сейчас же церковь доступна только для прихожан и туристов. Кстати сейчас она украшена трехъярусным иконостасом.

Также в преддверии Свято-Успенской Святогорской Лавры есть небольшой зоопарк с разными видами птиц и животных. Туристы при желании могут пожертвовать на содержание животных.

Доехать сюда можно поездом до Славянска, а далее на электричке до станции Святогорск. Экскурсия по окрестностям обойдется одному взрослому от 15 гривен. Кроме того, на территории Лавры есть гостиница, где можно остановиться.

История

Основание монастыря

Летопись обители XVI в. — 1787 г.

Летопись обители 1787-1844 гг.

Летопись обители 1844-1922 гг.

Летопись обители 1922-1992 гг.

Новейшая история

Публикации

Краткая история

Начальные документальные известия

■ С XVI в. местность «Святые Горы» на Северском Донце упоминается как дозорный пункт на границе Московии с Диким полем, через которое на московитов не раз нападали татары (в «Записках о московских делах» австрийского посла Сигизмунда Герберштейна 1526 г. упоминаются «воины, которых государь по обычаю держит там на карауле с целью разведок и удержания татарских набеговвозле места Великий Перевоз, у Святых Гор»; под 1555 г. Никоновская летопись сообщает: «Как воеводы пришли вверх Мжа и Коломака, и прибежал к ним сторож из Святых Гор, да станичник Лаврентий Колтовский товарища прислал с тем: царь Крымский Донец перелез со многими людьми и идет к Рязанским и Тульским украинам»).

■ С XVII в. в Святогорье упоминается монастырь: в 1620 г. Святогорский игумен Ефрем с 12-тью старцами получали хлеб от царского жалованья; монастырская челобитная рубежа 20-30-х гг. XVII в. сообщает царю: «В 1628 г. приходили к Святым Горам татары и Ваше государево богомолье разорили, церковное и монастырское строение поимали все без остатку, и нас, богомольцев Ваших, поимали в полон»; в 1644 г. царь Михаил Феодорович повелел: «Быти в Святогорском монастыре… служивым людям… со всякими запасы… с большим береженьем, чтоб над ними татары… дурна не сделали… А будет, придут в Святогорский монастырь из Крыма… или иных земель полоненники… и они б полоненых про татарский приход и про всякие вести расспрашивали»; в 1672 г. царь Федор Алексеевич «для Святогорского монастыря, что на Северском Донце, игумену Корнилию с братией для береженья от прихода неприятельских людей велел дать… полпуда пороху ручного, свинцу полдесять гривенок».

Читать еще:  Череповецкая епархия: храмы и монастыри, паломническая служба, история

■ Утрата монастырем, при разорении от рук врагов, старых документов привела к тому, что на стыке XVII-XVIII вв. местные иноки уже не знали даты основания обители (в 1679 г. со слов архимандрита прп. Иоиля было записано: «В которых годах тот монастырь устроен, того он не ведает. Писания о том у них в монастыре нет, (потому) что был тот монастырь от воровских людей разорен»; монастырский синодик 1710 г. содержит аналогичную по смыслу запись, дополненную замечанием: «Сия Святогорская Успенская пустынная обитель благословением Божиим начася прежде или с начала царствования… Михаила Феодоровича»).

Гипотезы

■ Отсутствие точных сведений о времени основания монастыря породило ряд гипотез: в сер. XIX в. в обители родилось мнение, что ее основали иноки Киево-Печерской Лавры, выжившие при разорении Киева монголами в 1240 г.; во 2-й пол. XIX в. в литературе появилась версия об основании Святогорской обители иноками Святой Горы Афон, которые бежали от Флорентийской унии 1439 г. и по ошибке приняли устье Дона за Днепр (затем дошли до Северского Донца и поселились на месте, напоминавшем Святую Гору); высказывались версии об основании монастыря в XI-XIII вв. местными жителями, или в VIII-IХ вв. – иноками, бежавшими из Византии от иконоборчества; к ХIV в. относил основание обители архиеп. Харьковский свт. Филарет (Гумилевский); письменных и археологических данных, надежно подтверждающих указанные версии, пока не найдено, а основание монастыря на стыке XVI-XVII вв. может быть связано с бегством украинских иноков от Брестской унии 1596 г.

Продолжение истории

■ В 1737 г. монастырь вновь разорили татары, в 1739 г. он почти вымер от чумы. Во 2-й пол. XVIII в. его настоятелями не раз назначали преподавателей Харьковского Коллегиума, в т.ч. прпп. Фаддея (Кокуйловича) и Рафаила (Мокренского). В 70-80-х гг. того же столетия преподавание наук было налажено и в самой обители, она обрела статус Училищной. При переводе церковных земель в казну, в 1787 г. монастырь был обращен в приход. С 1790 г. его земли принадлежали известному князю Григорию Потемкину (по преданию, он впервые увидел эти места по пути в Крым и пленился их красотой) – с разрешения Екатерины II. По-прежнему посещая Святогорье, паломники чтили 2 находившиеся здесь чудотворные иконы – Святогорский образ Божией Матери и образ свт. Николая Мирликийского.

■ По желанию владелицы Святогорья Татьяны Потемкиной , с разрешения правительства, в 1844 г. Харьковский архиепископ свт. Иннокентий (Борисов) вновь открыл монастырь, который отныне назывался Святогорской Успенской пустынью. Определяя правила жизни для возрожденной обители, церковное священноначалие поддержало также ходатайство госпожи Потемкиной о том, чтобы здесь был введен устав по примеру Глинской пустыни, а настоятелем был назначен прп. Арсений (Митрофанов) из числа глинской братии. В монастыре возродилось высокое подвижничество: в лике святых прославлены многие святогорские иноки (см. ниже). В сер. XIX – нач. ХХ вв. обитель посетили известные литераторы, в т.ч. Василий Немирович-Данченко (брат театрального деятеля, 1870-е гг.), Антон Чехов (1887), Иван Бунин (1895), оставившие о ней воспоминания. Обители посвящены стихотворение Федора Тютчева «Святые Горы» (1862), этюд Ильи Репина «Вид Святогорского монастыря на Донце» (написан с натуры, 1880).

■ В нач. ХХ в. Святогорская пустынь содержала в округе несколько школ и училище, во время I-й мировой войны – приютила беженцев и раненых солдат, а также эвакуированную братию Почаевской Лавры. В 1917-1919 гг. монастырь подвергался вторжениям, обыскам, грабежам и насилию, некоторые из братии были убиты. С 1919 г. в обители поселили колонию беспризорных детей. В 1922 г. гражданские власти организовали кампанию по изъятию в Святогорье церковных ценностей – невзирая на то, что еще до этого иноки сами пожертвовали немалые средства в помощь голодающим; при изъятии члены комиссии посягнули на неприкосновенные священные сосуды и частицы мощей (с последними были проделаны бутафорные химические «эксперименты»). Вскоре над 9-ю святогорцами провели показательный суд: подсудимым дали условный срок исправительных работ, но главная цель суда заключалась в ином – найти повод к закрытию монастыря, которое и состоялось в том же году. Значительная часть братии оказалась в изгнании, небольшая община иноков поселилась возле Всехсвятской кладбищенской церкви. В 1931 г. храм был закрыт, община упразднена. Тем временем в основной усадьбе монастыря открылся I Всеукраинский дом отдыха трудящихся, впоследствии названный именем Артема – советского партийного деятеля Федора Сергеева, погибшего в 1921 г. при испытании аэровагона. В 1942-1943 гг. на территории пустыни временно проживала монашеская община, в 1943 г. здания монастыря сильно пострадали в ходе боев между советскими войсками и гитлеровцами. В 1950-х гг. основную часть зданий Дома отдыха отремонтировали под размещение кардиологического санатория. В 1980 г. был учрежден Святогорский историко-архитектурный заповедник, под эгидой которого началась реставрация ряда храмов обители.

Современность

19 янв. 1992 г. на берегу Донца было совершено 1-е со времен Великой Отечественной войны богослужение на территории пустыни, 2-е – на Пасху 26 апр. 1992 г. на паперти Успенского собора. 14 июля 1992 г. в монастырь прибыли 1-е насельники, начались регулярные служения в Успенском соборе. В 1995 г. наместником Святогорской пустыни был назначен игумен Арсений (Яковенко), ныне архиеп. Святогорский, викарий Донецкой епархии . Начатое в 1992 г. поэтапное возвращение монастырских зданий Церкви завершилось в 2003 г. упразднением санатория. 9 марта 2004 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о присвоении Святогорской пустыни статуса Лавры. 17 апр. 2004 г. это решение утвердил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Отзыв: Святогорская Свято-Успенская Лавра (Украина, Святогорск) — Тихое святое место

Хочу предложить Вашему вниманию отзыв о Свято-Успенской Святогорской Лавре. Находится она, соответственно, в городе Святогорске, относится к Донецкой епархии.

***
До 2004 года это был мужской монастырь с очень интересной историей. Но, так как речь идет о теперешней Лавре, далеко углубляться не буду, покажу только литографию 1912 года из книги В. Н. Дедова «Святые горы. От забвения с возрождению».

На ней изображен Святогорский Успенский монастырь, каким он был в XII-XIX веках.

***
После Октябрьской революции территория монастыря была передана под здравницу. В ее строениях находился санаторий «Святые горы».

В 1992 году в монастырю был возвращен Свято-Успенский собор, а в 2003 году были переданы остальные культовые строения и хозяйственные постройки.

В 2004 году, с благословения Алексия Второго, Патриарха Московского и всея Руси, Святогорскому монастырю был присвоен статус Лавры.

***
Вначале я хочу показать вид Лавры с Набережной реки Северский Донец.

На этих снимках можно найти сходство с литографией.

***
Чтобы попасть в Лавру, нужно со стороны города подойти к реке и перейти через мост. Его я сфотографировала со смотровой площадки у памятника Артему, который установлен на меловой горе.

Мост однополосный, транспорт по нему может ехать или в одну сторону, или в другую. С двух сторон на нем есть пешеходные дорожки.

Когда вы перейдете через мост, вас встречает скульптура, изображающая Богородицу.

Немного сзади за скульптурой находится большая иконная лавка.

***
Теперь подойдем ко входу в Лавру.
Территория, доступная к посещению, окружена красивым кованым забором. У ворот стоят казаки, которые следят за тем, чтобы люди заходили туда в надлежащем виде.

***
Сразу слева мы видим красивое белое трехэтажное здание. Кстати, в Святогорской Лавре все строения выкрашены в белый цвет. Так вот, слева находится гостиница для паломников. Как там внутри, я не знаю, но снаружи смотрится весьма солидно.

Территория около гостиницы ухоженная, везде газоны, цветы, лавочки, красивые чистые дорожки.

Здесь останавливаются паломники, которые приехали больше, чем на один день.

***
Чтобы попасть к Успенскому собору, нам нужно пройти через арку. Внутри она куполообразная, на куполе изображены лики святых.

Это не просто арка, внутри нее справа и слева также есть две иконные лавки.
Иконные лавки в Лавре просторные, в них всегда много людей, чтобы их обслуживать быстрее, за прилавками обычно стоят два монаха.

***
Побывав в иконной лавке и пройдя через арку, мы видим великолепный мраморный фонтан с чистейшей водой, в прохладе которого можно посидеть на лавочке и отдохнуть.

Воду можно пить. Мы сами набирали, у воды есть небольшой запах хлорки, понятно, что она хлорированная.

Далее по ступеням поднимаемся к Успенскому собору. Слово «поднимаемся» в отзыве звучит часто, потому что Лавра находится в гористой местности.

Храм большой, красивый, под круглым окошечком изображена большая икона «Успение Пресвятой Богородицы».

Внутри храм я не фотографировала, так как не положено. Единственное, не удержалась, и сделала фото великолепной люстры, которая зажигается во время Божественной Литургии.

В соборе всегда стоит емкость с освященной водой. Ее можно набрать с собой, а для желающих попить на месте, есть пластиковые кружечки.

В этом же храме находится чудотворная икона Божьей Матери Святогорская. Чтобы подойти к ней, нужно немного постоять в очереди.

Конечно, здесь есть икона одного из самых известных поместных Святых, Иоанна Затворника Святогорского, канонизированного в 2008 году.

Если повезет, то можно услышать хор монахов. Их пение просто завораживает. Стройное, мягкое, идущее из души.

После утренней службы храм закрывают для доступа, внутри убирают, и начищают до блеска всю позолоту.

***
Напротив Успенского собора находится красивая деревянная дверь с красивыми коваными элементами, которая ведет в пещеры и к подземной церкви. В меловой горе есть церковь преподобных отшельников Антония и Феодосия. Дверь обычно закрыта. Ее открывают, если туда нужно зайти кому-либо из служителей Лавры, или если соберется группа туристов. Ход в пещерах ведет вверх, по ним можно подняться к храму Святителя Николая, который находится на верхушке меловой горы.

Читать еще:  Храмы Ростова-на-Дону: адреса и список церквей и монастырей

Подняться к нему можно не только через пещеры, но и по вот такому коридорчику, но он, мы так поняли, больше для служебного пользования.

***
Рядом с Успенским собором расположена монастырская колокольня с Покровским храмом.

Как и положено, к этом храму тоже ведут ступени.

Мне очень нравится купол на звоннице, в ясную солнечную погоду золотые звезды на нем смотрятся просто божественно.

На территории Лавры много красивых пушистых голубых елей.

Там очень приятно гулять, здесь особенно чувствуется тишина и умиротворение.

***
Сразу за храмом находится небольшой ухоженный зоопарк.

В просторных вольерах живут, в основном, птицы.
Вот красавец павлин, такой, к какому мы все привыкли.

А вот павлин белый. Такого мы увидели здесь первый раз.

Такой вот красивый бассейн с колоритным мостиком сделан для уточек. В основном здесь живут очень симпатичные уточки-мандаринки.

Еще в одном из вольеров здесь живут красавцы-страусы,

ну и, конечно же попугаи. Есть экзотические,

а есть компания маленьких волнистых.

В вольерах с попугайчиками дружно уживаются голуби.

Также здесь есть фазаны, и обычные, и золотые, петушки и курочки, шустрая белка.
Из животных, кроме белки, в зоопарке живут милые создания, которые называются носухи.

В зоопарке очень чисто, своих питомцев монахи кормят по времени, думаю, здесь представителям фауны живется очень даже неплохо.

***
Когда спускаешься из Лавры к реке, там видим очень красивую кованую беседку.

От нее вниз ступеньки ведут прямо к берегу. Это одно из тех мест, где все обязательно все хоть раз сфотографируются. Площадка вокруг беседки окружена красивым кованым заборчиком.

***
Теперь мы выйдем с той территории, на которую вход через основные ворота, и пойдем в гору по серпантину.

Сначала мы пройдем мимо такого вот, тоже белого, строения. Мы так поняли, что здесь живут монахи.

Поднимемся еще выше. Рядом мы также видим небольшую церковь.

Через какое-то время сверху мы видим вот такой чудесный, весь в цветах, ухоженный дворик.

Что здесь находится, мы не знаем, сюда могут зайти только монастырские служители, по бокам на стенах есть какие-то письмена.

***
Идем выше и выходим на развилку нескольких дорог.

Налево дорога ведет к памятнику Артему, направо вверх можно подняться к церкви святителя Николая, а впереди находится возрожденный монахами Всехсвятский скит, который является ярким образцом древнерусского деревянного зодчества.
К нему сейчас и пойдем.

***
Вот скит во всей своей красе.

На фото мы видим центральные ворота.

Есть еще очень красивые деревянные резные двери, ну просто сказочные.

Окружен скит высоким частоколом, а по его углам установлены сторожевые башенки.

Если идти вниз по тропинке вдоль частокола, а потом все время по дорожке, то можно прийти к могиле Святого Иоанна затворника Святогорского.

Еще мы как-то ходили к пещерам, где жил Иоанн Затворник, это тоже очень интересно.

***
Также ниже скита находятся монастырские хозяйственные постройки, уже полностью современные.

У Лавры свои поля, огороды, встретить проезжающего по дороге на небольшом тракторе монаха, это нормальное явление.

В Всехсвятский скит вход мирским людям запрещен.

***
Возвращаемся к развилке и идем к памятнику Артему.
Артем Сергеев (Сергеев Федор Андреевич) — русский революционер, советский государственный и политический деятель, в 1918 году основал и возглавил Донецко-Криворожскую республику. Его памятник также является символом Святогорска и одним из любимых мест туристов.

Со смотровой площадки открываются великолепные виды на Лавру, а с территории Лавры тоже хорошо видно этот величественный монумент.

***
Возвращаемся на смотровую площадку и смотрим сверху на Лавру.

Вот такое сверху открывается великолепие. Если честно, эти виды можно фотографировать бесконечно, каждый последующий кадр кажется красивее предыдущего. Лавра протянулась вдоль Северского Донца, между Успенским собором и Николаевской церковью идет вверх ступенчатый деревянный крытый переход. По нему можно подняться к храму, помимо подземного хода

Посмотрим со смотровой площадки также на вход в Лавру (видно, что на территории предусмотрена автостоянка),

и на монастырское подворье.

Такие виды очень впечатляют. В нашем архиве фотографий, сделанных с площадки у памятника товарищу Артему, очень много.

***
Но сейчас мы вернемся к развилке дорог и поднимемся к храму Святителя Николая.

На вершине горы мы также видим смотровую площадку, там стоят туристы и паломники. В большинстве своем они туда попадают через пещеры.

Отсюда хорошо видно город.

Рядом с церковью находится Андреевская часовня.

Часовня обнесена заборчиком, а рядом с ней находится удобная смотровая площадка.

Посмотрим на Лавру отсюда. Виды открываются не менее величественные, чем с площадки у памятника Артему.

Вот по этому деревянному коридорчику экскурсии опускаются вниз.

Напротив мы видим гору, на которой установлен монумент Артему.

Мы пришли своим ходом, то есть в обход. С обходной дороги мы тоже сделали фотографию Храма Святителя Николая и часовни.

***
Я не могу удержаться и не показать вид с набережной на памятник Артему и мост, по которому мы идем к Свято-Успенской Святогорской Лавре.

***
Все вокруг просто утопает в зелени, а в хорошую погоду здесь невероятно голубое небо.
На фоне этой красоты можно бесконечно любоваться золотыми куполами.

Конечно, Святогорье было местом паломничества во многие времена.
В конце отзыва я хочу вернуться к книге В. Н. Дедова, которую упоминала в начале.
Здесь собраны рассказы известных писателей, которых покорили Святые места.

***
Последний раз в Святогорске мы были в 2012 году. Сейчас, в силу сложившихся обстоятельств, из Горловки туда добираться проблемно, поэтому и нет желания.
Главное, осталось много фотографий, которые мы иногда с удовольствием смотрим.

Ну а если кто-то захочет посетить Свято-Успенскую Святогорскую Лавре, это хорошее место.

Святогорье, Святогорская Лавра в Донецкой области

В самом начале рассказа хотелось бы отметить, что поездку в Святогорскую Лавру мы не планировали. В очередной раз проведывая нашего дедушку в Харьковской области решили, что будний погожий денек приятно провести где-нибудь в интересном месте. Так как по «родной» Харьковской области в 2011 году мы катались довольно много, то в этот раз приняли решение начать осматривать соседнюю — Донецкую. Свое знакомство с этим регионом Украины мы начали со Святогорска. И надо сказать, что мы ни разу не пожалели о своем выборе: Святогорская Лавра — удивительное по красоте и атмосфере место, в котором обязательно нужно побывать. Святогорский историко-архитектурный заповедник находится на территории национального природного парка «Святые горы» и включает в себя 30 памятников истории и культуры, первые упоминания о которых относятся к 16 веку. По одной из версий обитель основали монахи из Киево-Печерской лавры, по другой — монахи святой горы Афон. Существует и красивая легенда о том, что монастырь лавры сам вырос из-под земли. Лавра пережила и набеги крымских татар, и польскую войну. Дважды обитель упраздняли. Первый раз во времена Екатерины II — монастырь был превращен в дачу графа Потёмкина. Второй раз советская власть организовала тут санаторий для рабочих. Богослужения возобновились лишь в 1992 году, а статус лавры обитель получила совсем недавно, в 2004 году.

Свято-Успенская Святогорская Лавра находится в одноименном городе Святогорске, на берегу реки Северский Донец. Если Вы добираетесь на автомобиле, то вам нужна улица Заречная. Но даже не зная точного адреса, вы вряд ли заблудитесь — даже в будний день в сторону лавры идет большой поток автобусов и машин с паломниками. Из Харькова до Святогорска можно добраться на поездах, которые идут в сторону Донецка, Мариуполя или Луганска, а затем на такси или автобусе до самой Лавры. Дорога займет чуть больше трех часов. Тем, кто планирует посетить Святогорско-Успенскую Лавру в качестве паломника, будет полезен сайт Православного Донбасса, на котором указано расписание служб и молебнов. Для туристов же стоит знать, что музей на территории Святогорской Лавры работает с 9 утра до половины пятого вечера. Цена билета всего 8 гривен (0,68 евро), а вход в саму Лавру — бесплатный.

Еще на подъезде к Святогорску, на вершине «Лысой Горы», можно заметить памятник революционеру Артему. Появился он на территории монастыря в 1927 году. Высота памятника 27 метров, вес 1000 тонн. Возводился он в течение двух лет, так как много работ проводилось вручную. Детали памятника отливались на террасе монастыря, а затем грузовиками поднимались на гору, где с помощью автокрана устанавливались на свои места.

По специальной лестнице можно подняться на гору Артема, чтобы увидеть монумент с близкого расстояния. Рядом находится мемориал Великой Отечественной войны — там захоронены советские бойцы, которые погибли при обороне Святогорья. Мы не стали тратить время на подъем на «Лысую Гору», а отправились сразу в Лавру.

Визитной карточкой Святогорской Лавры считается храм святителя Николая Мерликийского, который был возведён в XVII веке на обрыве меловой скалы. До посещения Святогорска мы никогда не видели ничего подобного: практически невозможно увидеть место, где храм переходит в гору. Создается впечатление, что церковь выросла из горы. Только ради того, чтобы увидеть это своими глазами стоит посетить Святогорск.

Парковка для гостей располагается достаточно далеко от входа в заповедник, поэтому придется прогуляться пешком. Но именно по дороге к Святогорской Лавре открываются самые красивые виды на храм Святого Николая, Северский Донец и меловые горы.

Как и в большинство других православных монастырей и лавр, вход для женщин — только в юбках и только с покрытой головой. Для тех, кто забыл об этом, в сентябре 2011 года на входе можно было приобрести платки за 10 гривен (0.84 евро).

Свято-Успенская Святогорская Лавра получила свой статус только в 2004 году, возродив славу Святых гор. В честь этого события у входа на территорию заповедника была установлена мраморная скульптура Богородицы.

Читать еще:  Протоиерей Дмитрий Смирнов: биография священника, беседы и проповеди, семья

Налюбовавшись видом Николаевской церкви, мы решили ее посетить. Но нам, к сожалению, не удалось побывать внутри храма святителя Николая — он был закрыт на частичную реставрацию. Кстати, именно здесь находится самая известная из местных святынь — икона Николая Чудотворца. По преданию икона появилась на меловом столбе, когда обитель только начинали возводить. Среди туристов и паломников ходит легенда, что если погрызть мел с этого столба, то никогда не будет зубной боли.

На территории архитектурно-музейного заповедника Святогорская Лавра находится несколько интересных и очень красивых церквей. Самой «громкой» церковью Святогорья считается Покровская церковь, построенная в 1850 году по проекту А. Тона. Под церковью расположены Святые врата — парадный вход в монастырь, украшенный росписью.

Во время закрытия Святогорского монастыря в стенах Покровской церкви находилась сначала водолечебница, а потом, после войны, разместился зал лечебной физкультуры и библиотека.

Над церковью располагается колокольня с восьмью колоколами. Звон Покровской церкви слышно на 10 километров вокруг, поэтому ее называют «самой громкой».

Самое монументальное сооружение Святогорской Лавры — Успенский собор, построенный в 1859-1868 годах. Его купола покрыты настоящим золотом 999-й пробы. В Успенской церкви находится главная святыня Святогорья — икона Божьей Матери Святогорской.

По преданию ее написал паломник со святой горы Афон в Греции и подарил монастырю. В праздники и выходные дни очередь к святыне несколько раз опоясывает храм. В будний же день мы потратили всего несколько минут, чтобы прикоснуться к всемирно известной святыне.

Перед храмом фонтан в виде креста.

А рядом с Успенским храмом — импровизированный зоопарк с домашними птицами и вход в монастырские пещеры, в которые нам посчастливилось попасть совершенно случайно: дело в том, что на экскурсию приехала группа из Донецка, а мы за небольшую денежку попросили экскурсовода взять нас в пещеры вместе с ними. Если Вы собираетесь посетить заповедник, то лучше заранее заказать сюда экскурсию на официальном сайте Святогорской лавры.

В пещерах, к сожалению, фотографировать нельзя, как и часовню, находящуюся на вершине меловой скалы. Длина этих пещер — более 800 метров. Со свечкой в руках и в полной тишине группа туристов поднимается на самый верх меловой скалы в храм Иоанна Предтечи.

По пути мы побывали в пещерной церкви святого Алексея, в монашеских кельях и посмотрели усыпальницы. Это очень необычная и интересная экскурсия и если вам представится шанс на нее попасть — ни в коем случае не упускайте его.

Свято-Успенская Святогорская Лавра — удивительное и необыкновенно красивое место, в котором хоть раз обязательно стоит побывать.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru.

Святогорская Лавра на карте

Святогорье, Святогорская Лавра в Донецкой области 2012-02-03T13:29:00+03:00 2019-07-30T14:37:24+03:00 Natalya ‘Poznamka’

хочу сказать словами Высоцкого . только чуть иначе-лучше Святогорья может быть только Святогорье.

Очень жаль, что вы не поднялись на Лысую Гору к Артему)

flackelf

Русский киевлянин пишет из Петербурга.

Для жителей центральной,а тем более западной Украины ,восток страны ассоциируется к сожалению только с шахтами,терриконами,индустриальным пейзажем,ну и таким нелюбимым президентом Януковичем со своими мифическими «донецкими бандитами»

Хочу попытаться сломать этот идиотский стереотип.
Есть на севере донецкой области местность под названием «национальный парк Святые горы» .Вдоль Северского Донца,а это самая крупная река на востоке Украины,тянутся живописные леса и меловые горы,на одной из которых прямо над Северским Донцом и расположен Свято Успенский мужской монастырь,которому в 2004 году был дан статус лавры.

Добраться сюда из Киева можно через городок Славянск,через который идет поезд №120 Киев-Донецк.Правда сейчас движение на этом жд участке сокращено из за реконструкции ,но вскоре поездов будет больше.Ехать туда из Киева через Донецк не рекомендую,Донецк по жд дальше от Киева чем Славянск ,да и ехать от него в Святогорск почти 180 км,через всю область,а Донецкий регион отнюдь не маленький.

В тот день я убежал от холодного циклона,накрывшего запад и весь центр страны.В Донбассе было почти жарко.

Для киевлянина сразу бросается в глаза обилие надписей на русском языке.Вернее почти полное отсутствие на украинском.На государственном пишет только почта,железная дорога и государственная администрация и то ,иногда надпись по украински продублирована русской.Неслыханно для Киева,ведь у нас вторая надпись обычно только по английски,
Английский это второй язык для киевлян,а вы не знали?Любой киевский обыватель,не говоря уже о пенсионерах,свободно им владеет. Все таки в Европу идем как никак.
А русский,это конечно иностранный, ведь так хочет государство .

Еще бросаются в глаза совершенно разбитые дороги и практически полное отсутствие дорогих автомобилей.

Иногда попадаются бигборды с вот такой идиотской рекламой.

На автовокзале Славянска

Маршрутка на Святогорск,единственная курсирующая в тот день.Транспортное сообщение Славянска со Святогорском отвратительное.Много проходящих из Донецка автобусов и маршруток ,но мест практически нет. Прямое сообщение Святогорска с Харьковым и другими города восточной Украины отсутствует.А ведь до Харькова ,крупнейшего города Украины,расстояние отсюда не более чем до Донецка.
Сказывается инфраструктурная и административная связанность Святогорского курорта только со своим регионом-Донецкой областью.Пора бы дончанам подумать о туристической «раскрутке» этих мест в общегосударственном масштабе.А места действительно очень красивые.

Ничего не оставалось, как 40 километров,отделяющих Славянск от Святогорска,проехать в совершенно забитой маршрутке.Водитель гнал со скоростью 100 км в час,петляя по извилистой дороге.Местность тут сильно пересеченная и когда маршрутка, на огромной скорости ,в очередной раз «проваливалась» в балку сердце замирало.Впрочем местные жители похоже привыкли к такой езде.

Совершенно разбитая международная трасса Харьков-Ростов на Дону.Дорога Е40 связывает Европу с Кавказом и югом России,через Украину.

В маршрутке конечно пришлось стоять,причем на одной ноге.Еще хорошо,что водитель брал стоячих. Альтернативой было только такси.Таксисты просят от Славянска до Святогорска 100 гривен,а маршрутка стоит всего 10гр с человека.Если ехать компанией,то лучше конечно воспользоваться такси.

Городок,вернее скорее поселок Святогорск, довольно маленький но очень ухоженный.Единственной отраслью экономики тут является туризм.

С северной стороны к поселку вплотную подходит сосновый лес,в котором расположены базы отдыха,бывшие санатории и пионерские лагеря.Некоторые из них в плачевном состоянии,но большинство этой инфраструктуры сохранилось.Тут расположены здравницы всего Донецкого края.

Кстати мой, уже покойный отец, родом из Донецкой области (город Краматорск), когда то рассказывал мне о этих местах.

Весь поселок в таких вот табличках.Я совершенно зря договаривался о жилье заранее ,по интернету.

Скульптуры из меловых пород

Почти со всех точек поселка открывается великолепный вид на высокий правый берег Северского Донца и храмы лавры,расположенные на меловой горе.

Неспешная провинциальная жизнь

В этих местах очень почитают все связанное с Великой Отечественной войной.В 1941-43 годах река Северский Донец была линией фронта и тут беспрерывно шли тяжелейшие бои.Мой отец,подростком пережил оккупацию недалеко отсюда,в городе Краматорске.Он много рассказывал о войне ,в том числе и о беспрерывной канонаде,доносящейся с фронта,проходящего по Донцу.

Уже на подходе к берегу Донца открывается потрясающий вид на Святогорскую лавру .

Река Северский Донец не очень широкая,наподобие нашей Десны,возможно даже уже.Течение у Донца не быстрое.Во времена СССР, Донец был грязной рекой и деиндустриализация последних 20 лет положительно сказалась на местной экологии.Впрочем это похоже единственный позитивный аспект ,развала отечественной индустрии.

Мостик,ведущий в Свято Успенскую Святогрскую лавру

Когда основан Святогорский монастырь точно не известно.Большую известность эта обитель приобрела с 16 века,но монахи тут жили с гораздо более древних времен.
Нелегко им приходилось,потому как места эти находились на самой южной окраине Руси ,на границе с Диким полем.
Статус лавры,как я уже писал,был дан монастырю совсем недавно,в 2004 году. Впервые за 170 лет,со времени присвоения этого статуса Почаевскому монастырю в 1833г.
Между прочим нынешний президент Украины,в бытность губернатора Донецкой области,оказывал большое содействие в возрождении обители.

На другой горе стоит огромная статуя Артема,установленная в советский период нашей истории.Во времена СССР монастырь был закрыт и использовался как дом отдыха.
В 1992 году обитель была возрождена.Вот такой неоднозначный был 1992 год,с одной стороны расчленение моей страны СССР и рассечение её искусственными границами,с другой -возрождение Православия на Руси.

Николаевская церковь на Святой Скале и часовня Андрея Первозванного

Заметил большое количество автомобилей из сопредельных регионов Российской федерации.Паломники и туристы приезжают сюда с Юга России,Северного Кавказа и это не считая приезжих с юго востока Украины,которых большинство.Со слов хозяина,у которого остановился,приезжие из Киева -тут нечастые гости.

Статуя Святой Богородице у входа в лавру.

Вход в лавру охраняется казаками.Все очень строго,женщин в брюках и мужчин в шортах не пускают.При этом никому не приходит в голову брать с людей деньги за проход на территорию святыни,как это делается в Киеве.

Успенский собор лавры.Отрыт для посещения только во время богослужений.

за Успенским собором находятся вольеры ,в которых живут павлины и другие красивые птицы.

Отсюда начинается ход в пещеры,прорытые монахами в меловых породах горы.По пещерной галерее идет 900 метровый подъем на Святую гору ,где расположены храмы.Посетители и паломники могут пройти туда только со специальным экскурсоводом,экскурсия совсем недорогая,всего 8 гривен

Совершенно потрясающий монастырский кот.

Вместе с группой,через пещеры, я поднялся на Святую гору.Нет слов передать великолепие видов,открывающихся с неё.Оттуда на много километров на север видна прилегающая местность.
Представляю с какими трудностями столкнулась Красная армия,когда в 1943 году штурмовала донецкий фронт, ведь тут была идеальная позиция для немецких наблюдателей.

Здесь хорошо видны размеры Святогорска.Весь поселок -как на ладони.

Далее ,за горой расположен монашеский скит ,названный Всехсвятским,в честь Всех Святых в земле Русской просиявших.
Построен (восстановлен) в последние 10 лет в русском стиле

Тут же рядом ,могилы воинов Красной армии

По этой дороге,длинной в 2,5 километра,идет извилистый спуск вниз,к мосту через Донец.По ней кстати можно подняться на Святую гору, минуя экскурсию по пещерной галерее.

Скит преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Места изумительные и воздух чистейший

Продолжение в виде отчета по Харькову и Изюму ,следует.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector