0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спасский собор в Пензе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

Содержание

Спасский кафедральный собор в Пензе

Венчающее Соборную площадь здание, представляло собой ценный памятник архитектурного искусства. Но во времена богоборческой эпохи его не пощадили, безжалостно разрушив и предав забвению на долгие годы. Сегодня горожане занимаются возрождением местной святыни.

История постройки

По мнению историков, сначала в Пензе существовала деревянная церковь в честь Всемилостивого Спаса. Скорее всего, она располагалась чуть западнее часовни, которая стоит в городе и сейчас. Ее возведение могло совпасть по времени с постройкой крепости.

Предполагается, что чин освящения совершили на престольный праздник, приходящийся на 1 (14) августа 1663 г. Известно, что начиная с 18 октября этого же года, священники Алексей и Лукьян проводили здесь богослужения.

Другие православные храмы в Пензе:

Через два года в соборе сформировался клир. В ходе восстания, устроенного под предводительством Разина, бунтовщики убили местного воеводу Елисея Лачинова, который занимался строительством храма, и священника Луку Степанова. Обязанности по настоятельству на себя взял протопоп Федор Кононов. В документах, датируемых 1665–1666 гг., упоминается, что в церкви был придел Сергия Радонежского. К 1702 году здание храма сильно обветшало, его разобрали и перебазировали в Троицкий монастырь. На смену старой церкви на том же месте возвели новую, тоже из дерева.

В 1717 году рядом с храмом, немного севернее, возвели сооружение из камня. Деревянная же церковь сгорела от удара молнии, а ее обломки в 1724 году перевезли в село Рамзай. Башня колокольни появилась в 1790–1799 годах с благословения епископа Феофила. В 1815 году старую Спасскую церковь начала XVIII века снесли, и началось строительство нижнего этажа основного здания. Работы продолжались несколько лет, в течение которых закончили и второй этаж, а также освятили приделы во имя великомученицы Екатерины и Спаса Всемилостивого. Император Александр I выделил из государственной казны 20 тысяч рублей для завершения строительства.

В 1824 году процесс был окончен как раз перед приездом в Пензу царя. Для зимних богослужений использовался нижний храм. В теплое время года переходили в верхний храм.

Еще один придел — в честь Успения Пресвятой Богородицы — освятили в 1832 году. В последующие двадцать лет собор обновляли мастера росписи во главе с художником из Саранска, Кузьмой Макаровым. Переосвящение состоялось в 1851 году. В начале девяностых XIX века перестройке подверглись завершения купольной части и верх колокольни. Здесь пребывала чудотворная икона Казанской Богоматери. Под основанием собора упокоились его первые архипастыри. В 1880–1882 гг. над входом в усыпальницу святителя Иннокентия построили церковь Евлампия и Евлампии. Именно в день их памяти преставился епископ, которого, к слову, также канонизировали в 2000 году.

Интересно! Храм посещали многие императоры царской России. Спасский кафедральный собор не обходили вниманием путешественники, побывавшие в Пензе. Храм упоминается в произведениях Михаила Загоскина и Романа Гуля.

Период разрушения

Это было сердце города, его духовный центр. С приходом советской власти здание попало в распоряжение обновленцев. В руки большевистских структур собор передали в 1923 году. Здесь собирались обустроить центральный клуб (на втором этаже) и складской пункт (на первом). В конечном счете там разместили губернский архив.

Но в 1931 году относительно благополучная жизнь собора закончилась — на нем демонтировали кресты с куполами, в 1937 году взорвали весь собор.

Возрождение храма

Спустя 8 лет после распада СССР на месте руин, оставшихся от некогда прекрасного храма, начались раскопки. Это позволило отыскать останки пяти архиереев, захороненных в усыпальнице. По проекту А. Кураевой в 1999 году на этом месте началось строительство часовни в честь Спаса Всемилостивого. 2 октября этого же года патриарх Алексий II заложил памятную доску в основание часовни. Прихожане получили в дар икону Спаса.

Когда строительство часовни окончательно завершилось, возле нее стал регулярно совершаться водосвятный молебен в престольный праздник, 14 августа.

На заметку! В часовне хранится святыня — закладной камень из церкви Евлампия и Евлампии. Прихожане часто приходят, чтобы почтить реликвию и помолиться в уединении.

Современное состояние

В течение первого десятилетия 2000-х годов активно подготавливалось строительство Спасского храма. В 2010 году после прихода на пост настоятеля владыки Вениамина дело пошло быстрее. Вблизи часовни в Лермонтовском сквере по хлопотаниям владыки заложили храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Строительство продвигалось быстро, в начале апреля произошла закладка, а 20 сентября здесь уже начали проводиться регулярные службы.

Сбор пожертвований на восстановление первохрама открыт с 2010 года. В епархиальных храмах продаются символические кирпичики за сто рублей, в которые можно вписать одно имя на поминовение за здравие или упокой. Проектированием занимались с 2009 года специалисты предприятия «Пензгражданпроект».

Новый храм будет еще больше и сможет вместить пять тысяч человек. Его высота составит 40 м, а шпиль колокольни достигнет 82,5 м. Положение собора сместилось на 30 м в сторону ул. Московской.

Строительство продолжается и сегодня. На крышу подняты колокола и купола. Строительную площадку время от времени посещают высокопоставленные духовные лица из разных епархий.

Описание

До революции Спасский собор представлял собой двухэтажный пятикупольный корпус в классическом русском стиле. К нему примыкала трапезная и колокольня. После перестройки в начале XIX века башня колокольни стала стройнее и выше, слегка переоформлены завершения главок. Согласно новому проекту, сооружение будет белого цвета с золотыми куполами, высокими узкими оконными проемами.

Внешняя лаконичность абсолютно не делает его скучным и унылым. Наоборот — храм будет праздничным и величественным. Относительно внутреннего убранства пока говорить не приходится.

Святыни и престольные праздники

К числу почитаемых святынь относится икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и закладной камень церкви святых мучеников Евлампия и Евлампии.

  • происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня — 14 августа;
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля.

Как добраться

Спасский собор располагается на Советской площади (бывшей Соборной) в г. Пензе.

Богослужения проводятся каждый день. В 8:00 начинается Литургия. Вечерние службы — с 17:00. В праздничные дни совершаются водосвятные молебны. Также желающие могут подавать записки на поминовение и присутствовать на Панихиде.

Судьба первохрама сложилась трагически, но усилиями современных прихожан и неравнодушных благодетелей святыня восстанавливается. Вскоре Пенза снова обретет красивый и величественный собор, который станет ее достопримечательностью и религиозным центром.

История храмов: Спасский кафедральный собор

Журналист Елена Качурина

К сожалению, многие величественные объекты Пензенской губернии не дошли до нас в своем первозданном виде по разным причинам. В первую очередь, это коснулось, конечно же, домов православной веры. Такую же участь пророчила судьба и Спасскому кафедральному собору, храмовый комплекс которого в годы советской власти был разрушен до основания. В скором времени пензенцы снова смогут любоваться красотой и величием Первохрама. Но не все знакомы с его историей, которая не одно столетие вершилась под сводами куполов.

Самый первый храм нового построенного города-крепости был посвящен Всемилостивому Спасу, его празднование приходилось на первое августа. Именно в этот день началось возведение крепости, центром которой стала соборная церковь Всемилостивого Спаса.

Первоначально строение было деревянным, но в 1717 году появилось каменное (напротив входа в кинотеатр «Родина»). В конце 18 века от крепости не осталось уже и следа, таким образом, образовалась площадь, которая с 1801 года стала главной в городе. К тому времени соборная церковь приняла достаточно ветхое состояние, в результате чего и было принято решение построить новый собор.

Спасский кафедральный собор являлся архитектурным достоянием эпохи классицизма. Комплекс включал в себя двухэтажный пятикупольный храм и отдельно стоявшую колокольню, объединенные между собой колоннадой, которая в последствии была превращена в объем трапезной. Колокольню возводили с 1790 по 1799 год еще с благословения епископа Тамбовского Феофила, так как Пенза в то время относилась к Тамбовской епархии. Затем была образована Саратовская епархия, епископом которой под названием Саратовского и Пензенского стал Гаий.

Местом пребывания ему был назначен не губернский Саратов, а уездная Пенза, где в то время пустовал огромный губернаторский дом, получивший после переезда епископа название архиерейского. Прибыв в Пензу, первое, на что обратил внимание преосвященный, на стоящую посреди площади колокольню, рядом с которой был заложен фундамент самого храма. Гаий был удивлен такими огромными размерами закладки основания собора, и предложил сократить его со всех сторон на два аршина. В результате чего, был разработан другой проект в строгих классических формах. От старого же осталась уже сделанная колокольня, которая в впоследствии немного выпадала из единого ансамбля.

Новый архиерей сразу же озаботился поиском средств на строительство храма, и сам подал тому пример, сделав большое пожертвование. Этот благородный поступок действительно послужил подражанию многих жителей Пензы. Так, среди благотворителей отличились купцы Михаил Любовцови Петр Кузнецов, внесшие 10 000 и 1000 рублей. В этом благом деле также можно отметить и Ефима Шульгина, бывшего соборного старосту. Конечно, и другие горожане вносили «посильную» лепту в создание величественного храмового комплекса, ставшего вскоре лучшим украшением города
Строительство Спасского кафедрального собора велось на протяжении 24 лет, начиная с 1800 года.

В 1803 году был освящен главный престол нижней церкви собора — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1812 году — правый придел, во имя святой великомученицы Екатерины. В верхнем этаже освящение главного престола — во имя Всемилостивого Спаса — состоялось в 1821 году, а правого придела, во имя Успения Божией Матери, — в 1832 году. В конце 19 века колокольня собора была перестроена по проекту архитектора А. Г. Старжинского и стала несколько выше, получив дополнительную стройность, более соответствующую облику самого собора.

Собор был не только архитектурным шедевром, но еще и своеобразной картинной галереей, настенная живопись которой последовательно разворачивала перед посетителями всю библейскую историю Ветхого и Нового Завета. Кроме того, здесь также пребывала главная святыня города — чудотворная Казанская икона Божией Матери, подаренной Пензе царем Алексеем Михайловичем и спасшей град от набега кочевников во время Большого кубанского погрома.

Это святое место в разные годы посещали августейшие особы — великий князь Михаил Павлович, Александр I, Николай I, будущий император Александр II, Николай II и великий князь Михаил Александрович.

Здесь нашли упокоение пензенские епископы, особо почитаемые в народе Иннокентий, Афанасий, Амвросий II, Григорий и Антоний II. Первых троих похоронили в приделе святой великомученицы Екатерины, где стараниями графини Анны Орловой-Чесменской была устроена небольшая усыпальница.

Трудно поверить, но рядом с этим святым местом в апреле 1918 года на Соборной площади появился первый в мире памятник Карлу Марксу, глиняный бюст которого простоял около десяти дней. А через год этой же самой площади дали другое название — Советская. В 1923 году Спасский кафедральный собор был закрыт, а на следующий год передан под архивохранилище. Но и с такой миссией ему оставалось существовать недолго, в 1934 году собор взорвали.

Совсем скоро жители и гости города увидят восстановленный собор. Работы находятся на завершающей стадии.

Спасский собор (Пенза)

Спасский собор — строящийся собор в Пензе. Ранее собор в стиле русского классицизма располагался на Соборной площади (ныне Советская площадь) города. Собор был взорван в 1934 г. В 2011 г. начаты работы по воссозданию собора на прежнем месте.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святыни
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Как добраться
  • 5 Паломнику
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Самая первая деревянная церковь во имя Всемилостивого Спаса была построена в Пензе одновременно с крепостью – очевидно, чуть западнее нынешней Спасской часовни. Вполне вероятно, что освящение храма совершили в день престольного праздника, 1 (14) августа 1663 г., и именно с этого момента началось строительство крепости. В любом случае, с 18 октября 1663 г. попы Алексей и Лукьян начали совершать в храме службу.

К 1665 г. первый полный состав клира составили священники Лука Степанов и Гавриил Иванов, диакон Лаврентий Феоктистов, дьячок Григорий Вавилов, пономарь Тит Семенов и просвирня Устинья Андреева. Строитель храма, первый пензенский воевода Елисей Протасьевич Лачинов, и священник Лука Степанов погибли от рук бунтовщиков в 1670 г., во время Разинского мятежа. Преемники Луки носили уже сан протоиереев – так, в 1696 г. упоминается соборный протопоп Федор Кононов.

В 1665/66 г. упоминается, что соборная церковь имела придел Сергия Чудотворца. В 1702 г. ветхое здание церкви разобрали и перенесли в Троицкий монастырь, вместо него было построено второе, также деревянное. В 1717 г. несколько севернее построили и каменное здание, а прежнее в 1718 г. сгорело от молнии, и его остатки перевезли в 1724 г. в пригородное село Рамзай.

В 1790-1799 гг., по благословению епископа Тамбовского и Пензенского Феофила, была построена колокольня нового Спасского собора. Он стал кафедральным для созданной в 1799 г. Саратовской и Пензенской епархии.

В 1815 г. снесли здание Спасской соборной церкви начала XVIII в. В 1803 г. был достроен нижний этаж нового основного здания собора, в 1804 г. здесь освятили Благовещенский придел. В 1811 г. вчерне было завершено строительство верхнего этажа, в 1812 г. освятили правый нижний придел во имя великомученицы Екатерины. По распоряжению Александра I, на окончание работ было выделено 20 тысяч рублей, и 15 сентября 1821 г. наконец был освящен главный престол во имя Всемилостивого Спаса. Полностью строительство было завершено к 1824 г., когда сам император Александр посетил Пензу. С этого времени службы в Спасском соборе совершались зимой – в нижнем храме, а летом – в верхнем.

В 1832 г. освятили и правый верхний придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1850-1851 г. собор был обновлен и расписан саранским художником Кузьмой Макаровым, его учениками и сыновьями, в том числе Иваном Кузьмичом, академиком живописи. 8-9 сентября 1851 г. храм вновь освятили. В 1890-1899 гг. были перестроены завершения колокольни и куполов.

В соборе хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, подаренная первопоселенцам Пензы в 1663 г. царем Алексеем Михайловичем, и реликвии – штандарты ополчений 1812 и 1855 годов. Под храмом нашли свое упокоение четверо пензенских архипастырей: Иннокентий (1819), Афанасий I (1826), Амвросий II (1853), Григорий I (1881) и Антоний II (1889). Над входом в усыпальницу епископа Иннокентия, в 2000 г. причисленного к лику святых, построили в 1880-1882 г. церковь во имя мучеников Евлампия и Евлампии, день памяти которых совпал с днем кончины святителя.

Читать еще:  Храм Трех Святителей в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В соборе бывали все императоры (Александр I, Николай I, Александр II, Николай II) и великие князья (Михаил Павлович, Константин Константинович, Михаил Александрович), посещавшие Пензу.

Спасский собор был архитектурной доминантой, духовным центром, сердцем Пензы. Его упоминают в своих путевых записках, пожалуй, все путешественники, бывавшие в Пензе. У разных авторов, конечно, воспоминания остались разные, но обойти собор молчанием не смог ни один. Романист Михаил Загоскин в автобиографическом романе «Искуситель» (1838) вспоминает о том, как «блистала в лучах полуденного солнца глава соборной церкви нашего губернского города». А писатель-эмигрант Роман Гуль в романе «Конь рыжий» (конец 1940-х гг.) упоминает прошедший в дни Февральской революции «парад народа и войска на Соборной Площади, где в склепе хранится гробница особочтимого у пензяков архиерея Иннокентия».

Вскоре после революции Спасский собор оказался в руках обновленцев. В 1923 г. они передали здание властям. На его втором этаже предполагалось устроить центральный клуб, на первом – склад и ссыпной пункт. Но, в итоге, в соборе разместился губернский архив. В 1931 г. с собора сняли кресты и купол колокольни, сбросили колокола. Летом 1934 г. Первохрам Пензы взорвали.

В августе-сентябре 1998 г., в ходе раскопок, были обретены останки пяти архиереев, погребенных под собором. И через год на этом месте начали строительство часовни во имя Всемилостивого Спаса по проекту архитектора Альбины Владимировны Кураевой. 2 октября 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II заложил памятную доску в основание часовни и подарил ее прихожанам икону Спасителя. Вскоре часовня была достроена. 14 августа 2001 г., в день престольного праздника Спасского собора, епископ Филарет впервые совершил у часовни водосвятный молебен, который с этого времени стал традиционным.

Сейчас в часовне Всемилостивого Спаса хранится закладной камень из церкви мучеников Евлампия и Евлампии, найденный в котловане при строительстве Благовещенской церкви. Он почитается верующими как святыня. В часовню приходят те, кому хочется помолиться в тишине и уединении.

Возрождение Спасского собора подготавливалось все 2000-е гг. В мае 2005 г. был зарегистрирован его приход, первым настоятелем возрождающегося храма стал протоиерей Сергий Лоскутов, в апреле 2010 г. эти обязанности принял на себя владыка Вениамин.

Благодаря трудам Преосвященного Вениамина, пензенцы поверили, что восстановление собора – реально. Его владыка начал с закладки в Лермонтовском сквере, рядом со Спасской часовней, церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм строили быстрыми темпами. 7 апреля 2010 г., в присутствии руководителей города и области, владыка Вениамин заложил его, 18 мая начались строительные работы, 14 августа правящий архиерей уже совершил здесь первую литургию, 30 августа были освящены и подняты на храм купол и крест, а с 20 сентября богослужения в церкви Благовещения стали регулярными.

С 2010 г. начался сбор пожертвований на восстановление Первохрама. В каждом храме епархии продаются символические кирпичики – свидетельства о пожертвовании ста рублей на строительство собора. В каждое свидетельство можно вписать одно имя для поминания за здравие или за упокой.

Проект Спасского собора разработали сотрудники института «Пензгражданпроект», главными архитекторами стали Олег Херувимов и Ольга Ситникова. Проектирование начали в феврале 2009 г. Новый Спасский собор будет даже больше прежнего – он сможет вместить до пяти тысяч молящихся, и сместится в сторону ул. Московской на тридцать метров. Высота помещения под центральным куполом составит 40 метров, а высота колокольни со шпилем и крестом – 82,5 метра.

15 ноября 2010 г., после молебна, совершенного епископом Вениамином, на Советской площади начались земляные работы, и за считанные недели котлован под колокольню был готов. В феврале 2011 г. его забетонировали, к апрелю нулевой цикл работ закончили.

13 июля 2011 г. с Советской площади перенесли памятник Карлу Марксу – он стоял на месте алтаря будущего храма. В августе строители начали рыть котлован под основное здание.

В июле-ноябре 2011 г. на московском колокололитейном заводе «Литэкс» были отлиты 13 колоколов для Спасского собора, 2 декабря владыка Вениамин освятил их, и в декабре-январе они были подняты на самую высокую в Пензе звонницу. 6 июля владыка Вениамин освятил крест на колокольню, и ровно через месяц он был поднят на многометровую высоту.

В настоящее время строительство собора продолжается. 14 августа 2014 г. были освящены и подняты на храм четыре малых купола, 28 декабря – центральный купол.

Во время своих визитов в Пензу стройку посещали Высокопреосвященные Александр, митрополит Астанайский и Казахстанский, Иларион, митрополит Волоколамский, Варсонофий, митрополит Саранский и Мордовский.

Спасский собор в Пензе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

Самая первая деревянная церковь во имя Всемилостивого Спаса была построена в Пензе одновременно с крепостью – очевидно, чуть западнее нынешней Спасской часовни. Вполне вероятно, что освящение храма совершили в день престольного праздника, 1 (14) августа 1663 г., и именно с этого момента началось строительство крепости. В любом случае, с 18 октября 1663 г. священники Алексей и Лукьян начали совершать в храме службу.

К 1665 г. первый полный состав клира составили священники Лука Степанов и Гавриил Иванов, диакон Лаврентий Феоктистов, дьячок Григорий Вавилов, пономарь Тит Семенов и просвирня Устинья Андреева. Строитель храма, первый пензенский воевода Елисей Протасьевич Лачинов, и священник Лука Степанов погибли от рук бунтовщиков в 1670 г., во время Разинского мятежа. Преемники Луки носили уже сан протоиереев – так, в 1696 г. упоминается соборный протопоп Федор Кононов.

В 1665/66 г. упоминается, что соборная церковь имела придел Сергия Чудотворца. В 1702 г. ветхое здание церкви разобрали и перенесли в Троицкий монастырь, вместо него было построено второе, также деревянное. В 1717 г. несколько севернее построили и каменное здание, а прежнее в 1718 г. сгорело от молнии, и его остатки перевезли в 1724 г. в пригородное село Рамзай.

В 1790-1799 гг., по благословению епископа Тамбовского и Пензенского Феофила, была построена колокольня нового Спасского собора. Он стал кафедральным для созданной в 1799 г. Саратовской и Пензенской епархии.

В 1815 г. снесли здание Спасской соборной церкви начала XVIII в. В 1803 г. был достроен нижний этаж нового основного здания собора, в 1804 г. здесь освятили Благовещенский придел. В 1811 г. вчерне было завершено строительство верхнего этажа, в 1812 г. освятили правый нижний придел во имя великомученицы Екатерины. По распоряжению Александра I, на окончание работ было выделено 20 тысяч рублей, и 15 сентября 1821 г. наконец был освящен главный престол во имя Всемилостивого Спаса. Полностью строительство было завершено к 1824 г., когда сам император Александр посетил Пензу. С этого времени службы в Спасском соборе совершались зимой – в нижнем храме, а летом – в верхнем.

В 1832 г. освятили и правый верхний придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1850-1851 г. собор был обновлен и расписан саранским художником Кузьмой Макаровым, его учениками и сыновьями, в том числе Иваном Кузьмичом, академиком живописи. 8-9 сентября 1851 г. храм вновь освятили. В 1890-1899 гг. были перестроены завершения колокольни и куполов.

В соборе хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, подаренная первопоселенцам Пензы в 1663 г. царем Алексеем Михайловичем, и реликвии – штандарты ополчений 1812 и 1855 годов. Под храмом нашли свое упокоение четверо пензенских архипастырей: Иннокентий (1819), Афанасий I (1826), Амвросий II (1853), Григорий I (1881) и Антоний II (1889). Над входом в усыпальницу епископа Иннокентия, в 2000 г. причисленного к лику святых, построили в 1880-1882 г. церковь во имя мучеников Евлампия и Евлампии, день памяти которых совпал с днем кончины святителя.

В соборе бывали все императоры (Александр I, Николай I, Александр II, Николай II) и великие князья (Михаил Павлович, Константин Константинович, Михаил Александрович), посещавшие Пензу.

Спасский собор был архитектурной доминантой, духовным центром, сердцем Пензы. Его упоминают в своих путевых записках, пожалуй, все путешественники, бывавшие в Пензе. У разных авторов, конечно, воспоминания остались разные, но обойти собор молчанием не смог ни один. Романист Михаил Загоскин в автобиографическом романе «Искуситель» (1838) вспоминает о том, как «блистала в лучах полуденного солнца глава соборной церкви нашего губернского города». А писатель-эмигрант Роман Гуль в романе «Конь рыжий» (конец 1940-х гг.) упоминает прошедший в дни Февральской революции «парад народа и войска на Соборной Площади, где в склепе хранится гробница особочтимого у пензяков архиерея Иннокентия».

Вскоре после революции Спасский собор оказался в руках обновленцев. В 1923 г. они передали здание властям. На его втором этаже предполагалось устроить центральный клуб, на первом – склад и ссыпной пункт. Но, в итоге, в соборе разместился губернский архив. В 1931 г. с собора сняли кресты и купол колокольни, сбросили колокола. Летом 1934 г. Первохрам Пензы взорвали.

В августе-сентябре 1998 г., в ходе раскопок, были обретены останки пяти архиереев, погребенных под собором. И через год на этом месте начали строительство часовни во имя Всемилостивого Спаса по проекту архитектора Альбины Владимировны Кураевой. 2 октября 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II заложил памятную доску в основание часовни и подарил ее прихожанам икону Спасителя. Вскоре часовня была достроена. 14 августа 2001 г., в день престольного праздника Спасского собора, епископ Филарет впервые совершил у часовни водосвятный молебен, который с этого времени стал традиционным.

В часовне Всемилостивого Спаса хранился закладной камень из церкви мучеников Евлампия и Евлампии, найденный в котловане при строительстве Благовещенской церкви. Он почитается верующими как святыня.

Возрождение Спасского собора подготавливалось все 2000-е гг. В мае 2005 г. был зарегистрирован его приход, первым настоятелем возрождающегося храма стал протоиерей Сергий Лоскутов, в апреле 2010 г. эти обязанности принял на себя владыка Вениамин.

Благодаря трудам Преосвященного Вениамина, пензенцы поверили, что восстановление собора – реально. Его владыка начал с закладки в Лермонтовском сквере, рядом со Спасской часовней, церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
Храм строили быстрыми темпами. 7 апреля 2010 г., в присутствии руководителей города и области, владыка Вениамин заложил его, 18 мая начались строительные работы, 14 августа правящий архиерей уже совершил здесь первую литургию, 30 августа были освящены и подняты на храм купол и крест, а с 20 сентября богослужения в церкви Благовещения стали регулярными.
В 2018 году здание Благовещенского храма разобрали, чтобы перенести в микрорайон Заря, где 1 августа 2018 состоялась закладка храма. Церковь заново полностью смонтировали. 21 октября 2018 года Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил чин освящения креста на купол строящегося храма. Теперь храм посвящен святым Царственным страстотерпцам. 25 декабря 2018 года в нем была совершена первая Божественная литургия.

С 2010 г. начался сбор пожертвований на восстановление Первохрама.

Проект Спасского собора разработали сотрудники института «Пензгражданпроект», главными архитекторами стали Олег Херувимов и Ольга Ситникова. Проектирование начали в феврале 2009 г.

7 апреля 2010 года первый камень в основание Спасского кафедрального собора заложил епископ Вениамин совместно с губернатором Пензенской области Василием Бочкаревым.

15 ноября 2010 г., после молебна, совершенного епископом Вениамином, на Советской площади начались земляные работы, и за считанные недели котлован под колокольню был готов.

28 февраля 2011 года залили бетоном фундамент под 80-метровую колокольню восстанавливаемого Первохрама, к апрелю нулевой цикл работ закончили.

13 июля 2011 г. с Советской площади перенесли памятник Карлу Марксу – он стоял на месте алтаря будущего храма. В августе строители начали рыть котлован под основное здание.

В июле-ноябре 2011 г. на московском колокололитейном заводе «Литэкс» были отлиты 13 колоколов для Спасского собора, 2 декабря владыка Вениамин освятил их, и в декабре-январе они были подняты на самую высокую в Пензе звонницу.

В августе 2012 года на купол Спасской колокольни водрузили пятитонный крест, длина которого составляет более шести метров, а вместе со шпилем — пятнадцать.

14 августа 2014 г. были освящены и подняты на храм четыре малых купола. 28 декабря 2014 г. по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима установили главный, центральный купол и крест Собора.

Новый Спасский собор больше прежнего, его общая площадь – 6092,74 кв. м., в нем смогут разместиться до пяти тысяч прихожан. Спасский кафедральный собор смещен в сторону ул. Московской на тридцать метров и сложен из 2 миллионов 200 тысяч кирпичей. Высота помещения под центральным куполом 40 метров, а высота колокольни со шпилем и крестом – 82,5 метра.

Во время своих визитов в Пензу стройку посещали митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий. митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий.

Адрес: Соборная площадь
Телефон: 8 (8412) 66-08-15 (епархиальное управление)
Сайт: soborpenza.cerkov.ru.

Престольные праздники:
14 августа – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

Святыни:
Икона свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, подаренная Благовещенскому храму епископом Вениамином; закладной камень храма мчч. Евлампия и Евлампии в Спасской часовне.

Расписание богослужений:
Литургии в Благовещенской церкви совершаются ежедневно в 8.00. Вечерние богослужения совершаются также ежедневно в 17.00. По воскресеньям после литургии совершаются водосвятные молебны. Благовещенская церковь открыта ежедневно с 7.30 до 20.00.
Часовня Всемилостивого Спаса открыта по вторникам, четвергам и воскресеньям с 10.00 до 14.00.

Просветительская деятельность:
По субботам в 10.00 проводятся беседы для желающих принять таинство крещения или венчания.


Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=2915

  • История епархии
  • Святыни
  • Новости
  • Издания
  • Епархия
  • Храмы и монастыри
  • Фотогалерея
  • Контакты

2010 — 2021 — Информационный отдел Пензенской епархии — Все права защищены.

Пензенская правда | Разгадывая тайны Спасского собора

Мало кто знает, но главный храм Пензы возрождается из небытия уже в пятый раз. Видимо, это действительно уникальное, намоленное место. Мало кто знает, но главный храм Пензы возрождается здесь из небытия уже в пятый раз — словно мифическая птица Феникс из пепла.

РОВЕСНИК ПЕНЗЫ

До сих пор не верится, но факт: главные пасхальные торжества в Пензе прошли в возрожденном Спасском кафедральном соборе. Это новая страница в его истории. Православные радуются: разрушенный до основания храм восстановлен из небытия буквально по «кирпичику» — так назывались пожертвования, которые вносили жители области.

Сейчас уже трудно представить, что каких-то десять лет назад на Соборной (тогда еще Советской) площади зиял огромный котлован. Никто тогда не брался назвать дату окончания строительства.

30 лет назад здесь вообще был сквер и асфальтовые дорожки. О том, что когда-то на площади стоял собор, безжалостно уничтоженный в 1930-х, вспоминали только старожилы и историки.

До сих пор большинству горожан мало что известно о минувших днях Спасского собора. Как правило, в сознании прочно закрепились всего два факта: в 1934-м старый храм взорвали, в 2010-м стали строить новый.

Небольшая брошюра про первохрам, выпущенная в 2009 году пензенским церковным краеведом Александром Дворжанским, лишь приоткрывает завесу над его прошлым.

Читать еще:  Тульская епархия: приходы и церкви, святые, духовенство

Задачу заполнить белые пятна в истории Спасского собора, узнать, какие тайны он хранит, рассказать о его роли в жизни города на Суре по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима взяли на себя журналист и церковный историк Евгений Белохвостиков и культуролог Лариса Рассказова. Они посвятили этой теме 500-страничный труд, который должен выйти в свет осенью нынешнего года. На его подготовку ушло более года кропотливой работы с архивными документами, дневниками и мемуарами.

— Спасский кафедральный собор всегда был духовно-культурным центром нашего города — со времен основания крепости Пенза до наших дней, несмотря на перерыв в несколько десятилетий в XX веке, — утверждает Евгений Белохвостиков. — Первое деревянное здание было возведено в 1663 году. Храм пять раз строился с нуля, но на том же месте, сохраняя свое название.

НЕ ПРОСТО ЗАПИСЬ

Работая в архивах, авторам книги пришлось перелопатить гору документов, которых десятилетиями (а некоторых и веками) не касалась рука исследователя. Нельзя было упустить ни одной детали — ведь даже незначительная на первый взгляд запись или справка могла помочь установить ранее неизвестный факт.

Взять, например, те же метрические книги, которые напрямую не имеют отношения к истории собора, но являются свидетелями важнейших событий в жизни отдельных людей, внесших свой вклад в историю Пензенской области и России: кто когда крестился, венчался или умирал.

— Благодаря метрическим книгам нам удалось документально подтвердить факт пребывания в Пензе военного историка, автора первой официальной истории Отечественной войны 1812 года, непосредственного участника тех событий генерал-лейтенанта Александра Михайловского-Данилевского, — рассказывает Евгений Белохвостиков. — В ранее известных источниках упоминалось только, что у его жены Анны Павловны, урожденной Чемодановой, было имение в селе Чемодановка (ныне Бессоновского района). Мы нашли в метрической книге 1827 года запись о том, что Александр Иванович крестил в Спасском кафедральном соборе свою дочь Антонину.

ИМПЕРАТОРЫ И РЕЖИССЕР

Вошел собор и в жизнь еще одного нашего земляка, известного во всем мире. В 1895-м сыну пензенского виннозаводчика Карлу Казимиру Теодору Мейергольду, этническому немцу, по вероисповеданию лютеранину, исполнился 21 год. Став совершеннолетним, он решил перейти в православие. Он имел право теперь сделать это без согласия родителей. Сохранилась запись о совершении над ним чина присоединения к православной церкви через таинство миропомазания.

Год спустя в метрической книге было зафиксировано еще одно важное событие в жизни молодого человека — он венчался с девицей Ольгой Мунт. Мир знает этого человека как великого русского режиссера Всеволода Мейерхольда.

И, конечно же, считали своим долгом побывать на богослужении в первохраме три российских императора во время своих «рабочих» визитов в Пензу: их величества Александр I (1824), Николай I (1836) и Николай II (1904). Стены Спасского собора помнили также 19-летнего цесаревича Александра Павловича — будущего императора Александра II, посетившего наш город во время своего знаменитого путешествия по стране, названного позже «Венчанием с Россией» (1837).

ЛУЧШАЯ ДОЛЯ

По словам Евгения Белохвостикова, наиболее интересными в его исследовании были первые полтора века существования собора, о которых мало что известно.

— История не донесла до нас изображений первой и второй деревянных церквей, и у многих Спасский собор ассоциируется только с его предпоследним, четвертым зданием, знакомым по гравюрам и фотографиям XIX – начала XX в., и новым, восстановленным.

Между тем, как свидетельствуют документы, найденные в московских и питерских архивах, здесь шла активная жизнь задолго до начала строительства четвертого здания (1789-1824 гг.).

Родился собор вместе с крепостью Пенза, строили его казаки воеводы Юрия Котранского — без сомнения, это было типовое деревянное (скорее всего, сосновое) здание.

Первопоселенцы сами инициировали возведение дома Божия — у высокого церковного начальства, в ведении которого были тысячи храмов (на тот момент город-крепость входил в огромную Московскую патриаршую область), просто руки не доходили до скромной церковки на краю Дикого Поля. И первых священников сами приглашали, а не архиерей назначал, как должно было быть по уставу. Вероятнее всего, из Верхнего Ломова, основанного за 30 лет до того.

Этих священнослужителей еще нужно было уговорить перебраться в Пензу, посулив лучшую долю. Казаки привлекли их не деньгами (в то время Россия по большей части жила натуральным хозяйством) — выделили пашню в районе, где теперь находится стадион «Пенза», и рыбные места на озере Ева (ныне это отрезок Суры в районе Засечного).

В исторических хрониках писали, что один из первых пензенских священников Лука Степанов был убит в 1670 году во время разинского мятежа вместе с воеводой Елисеем Лачиновым. Однако, согласно найденным в наши дни документам, отец Лука не погиб тогда, а благополучно прожил еще как минимум 15 лет. И успел попасть в неприятный переплет.

В ПОИСКАХ СЕРЕБРЯНОГО РУДНИКА

Кто ввел священника и его паству в заблуждение, что в истоках Мокши якобы найдено большое месторождение серебряной руды, осталось загадкой. Но батюшка отправил в Москву донесение, что таковое имеется.

В столице серьезно отнеслись к его словам и прислали в Пензу специалиста. Но когда тот прибыл на место и попросил отвезти его к серебряным залежам, отец Лука. начал тянуть время. Отнекивался, что не может сделать этого без благословения патриарха.

Специалист похлопотал об аудиенции. Священника вызвали в Москву, и патриарх выдал письменное разрешение, чтобы отец Лука показал рудник.

Однако никакого серебра в указанном месте не было и в помине. Заблуждался ли священник или это была какая-то авантюра — неизвестно. Но отца Луку с настоятельства сняли.

— Прямых доказательств, что его наказали именно за ложные сведения, нет. Однако можно предположить, что именно по этой причине священник лишился должности. Дело происходило во время царствования Алексея Михайловича, когда по стране прокатились серебряные и медные бунты. Руду усиленно искали по всей стране, и обнаружившему месторождение полагалось значительное вознаграждение, — поясняет Евгений Белохвостиков.

Столетие спустя, в 1774 году, через Пензу проходило войско бунтовщика и самозванца Пугачева, и народ во главе с духовенством вышел встречать его с иконами и хоругвями, как царя.

Вскоре бунт был подавлен, Пугачева и его ближайших соратников казнили на Болотной площади в Москве.

Следствие по делу продолжалось. Наказанию подверглись не только непосредственные участники восстания, но и «сочувствующие». Так было наказано пензенское духовенство, приветствовавшее Пугачева, и в частности — протопоп и диакон Спасского собора. Их разжаловали в дьячки.

Четвертое, многострадальное здание Спасского собора строили 35 лет, с 1789 по 1824 год. Документы, так или иначе связанные с ним, сохранились в государственном архиве Пензенской области.

— У этого здания изначально не было проекта, — начинает свой рассказ заслуженный работник культуры Пензенской области Лариса Рассказова. — Он строился как старинные повалуши — жилые помещения, которые по мере необходимости обрастали пристроями. Такие строения делали даже без фундамента, их, что называется, могло ветром сдуть. Собор, конечно, возводили более крепким, но без чертежей. У него даже определенного архитектурного стиля не было.

Соответственно и ошибок в строительстве допустили немало. Известно, что в здании из-за них был жуткий сквозняк.

Первоначально собор строили на пожертвования пензенцев, преимущественно дворян и купечества. Когда деньги заканчивались, строительство останавливалось до следующего поступления денег.

Большую роль в возведении храма сыграли губернаторы. Первым, кто озаботился появлением нового здания, был князь Григорий Голицын, которому Пенза обязана сбором дворянского ополчения в период наполеоновского нашествия. После Отечественной войны 1812 года именно он вдохновил дворянство на то, чтобы пожертвовать средства, оставшиеся от сборов на обмундирование и вооружение ополчения, на достройку собора.

Решающий же вклад в завершение строительства внес преемник Голицына граф Михаил Сперанский. Он добился, чтобы из государственной казны на эти цели было выделено 30 тысяч рублей. По тем временам это была огромная сумма.

А план строительства появился ближе к его завершению — при губернаторе Федоре Лубяновском. Увидев на Соборной площади довольно несуразное здание, он назвал его «главным безобразием» Пензы. Губернатор решил украсить храм фронтонами, отремонтировать те его части, что начали разрушаться от времени, и благоустроить прилегающую территорию. В очередной раз обратился за пожертвованиями к дворянству и купечеству. Свои средства внесли также цеховые, ремесленники, торговый люд и даже рабочие. Известен случай, когда чембарский купец единолично сделал взнос за все население Чембара.

РАСТОПТАННАЯ ПАМЯТЬ

Спасский собор стал сердцем Пензы, его духовным центром. И вот эту жемчужину, неразрывно связанную с историей города и жизнью нескольких поколений наших предков, уничтожили пришедшие к власти в 1917 году безбожники.

Храм закрыли в 1923 году, причем его угодливо, по мирному договору, передали светской власти захватившие его раскольники-обновленцы.

— Это было настоящее предательство, — констатирует Лариса Рассказова. — Люди, до конца оставшиеся верными православной церкви, отказались приходить на богослужения к обновленцам. Раскольникам попросту не на что было содержать огромное здание, они не знали, что с ним делать, и сдали властям.

Хранившиеся в соборе святыни были разграблены. И если чудотворную Пензенскую Казанскую икону Пресвятой Богородицы (она сейчас находится в Митрофановском храме областного центра) верующим удалось сберечь до наших дней, то, например, штандарты пензенского ополчения периода наполеоновских войн, с которыми наши земляки вошли в Париж, были уничтожены. Еще несколько особо чтимых икон исчезли без следа.

В 1924 году в здании собора открыли архив, который просуществовал там семь лет, после чего власти решили переместить хранилище документов в другое место.

А собор начали разбирать по кирпичику для нужд строившегося велосипедного завода. Фактически в 1934 году взорвали уже не храм, а его руины. Казалось, история собора была окончена.

Но сегодня он вновь стоит на прежнем месте. Идею его возрождения долго вынашивал архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет. Началось строительство при епископе, а затем митрополите Вениамине и продолжилось при действующем архиерее — митрополите Пензенском и Нижнеломовском Серафиме.

Так случилось, что до недавнего времени широкой публике не было известно имя архитектора возрожденного первохрама. Исправляем это упущение! Этот талантливый, скромный, не стремящийся к публичности человек, причастный к истории Пензы, — Олег Херувимов, главный архитектор ООО «Гражданпроект».

Именно он рассчитал пропорции основного здания, создал проекты колокольни и Евлампиевской усыпальницы, разработал общую концепцию интерьеров и проект благоустройства прилегающей территории.

«Пензенская правда», № 18, 13 мая 2021 г.

Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»

События

В день своего рождения митрополит Серафим совершил литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре

25 сентября 2021 года, в день перенесения мощей праведного Симеона Верхотурского (1704 г.), в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре г. Пензы.

Митрополит Серафим совершил литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре в день Усекновения главы Иоанна Предтечи

11 сентября 2021 года, в день празднования Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре г. Пензы.

Митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре в канун Усекновения главы Иоанна Предтечи

Вечером 10 сентября 2021 года, накануне дня памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре.

Престольные праздники обители

19 августа – Преображение Господне

21 июля, 4 ноября – Казанской иконы Божией Матери

Спасо-Преображенский мужской монастырь

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА ОКТЯБРЬ 2021 ГОДА

Дата

Праздник

Служба

Часы

Мцц. Ариадны, Софии и Ирины. Мчч. Кастора, Шалвы, Элизбара. Прп. старца ОптинскогоИлариона. Икон Божией Матери «Целительница», Молченской и Старорусской

Мчч. Трофима, Савватия, Доримедонта, Зосимы. Блгв. кнн. Феодора, Давида и Константина. Блгв. вел.кн. Игоря.

Всенощное бдение

15:50

03.10.

Воскресение

Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении.

Вмч. Евстафия Плакиды, Феопистии, Агапия и Феописта.

Мчч. испп. Михаила и Феодора Черниговских. Блгв. кн. Олега Брянского.

Литургия (ранняя)

Литургия (поздняя)

6:40

9:00

Седмица 16-я по Пятидесятнице.
Отдание праздника Воздвижения.
Ап. Кодрата. Свт. Димитрия Ростовского. Прпп. Даниила, Иосифа. Сщмчч. Ипатия и Андрея. Свт. Исаакия и Мелетия. Мчч. Евсевия и Приска.

Прор. Ионы. Сщмч. Фоки. Прпп. Ионы, Феодора, Макария Жабынского. Мч. Фоки. Прав. Петра. Собор Тульских Святых.

Зачатие Иоанна Предтечи. Прпп. Ксанфиппы и Поликсении. Мчч. Андрея, Иоанна, Петра, Антонина, Ираиды. Свт. Иннокентия, митр. Московского. Словенской иконы Божией Матери.

Первомц. равноап. Феклы. Прпп. Никандра, Коприя. Прмч. Галактиона. Св. Владислава. Мирожской иконы Божией Матери.

Всенощное бдение

15:50

Преставление прп. Сергия Радонежского.

Прп. Евфросинии Александрийской. Прп. Евфросинии Суздальской.

Литургия

6:40

Всенощное бдение

15:50

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Свт. Тихона, патр. Московского. Прп. Ефрема

Литургия

6:40

Всенощное бдение

15:50

10.10.

воскресение

Неделя 16-я по Пятидесятнице.

Сщмч. Митрополита Петра Крутицкого. Мч. Каллистрата и дружины его. Прпп. Савватия, Игнатия. Апп. Марка, Аристарха и Зины. Мц. Епихарии.

Литургия (ранняя)

Литургия (поздняя)

6:40

9:00

Вечернее богослужение(Б)

Полиелей

Седмица 17-я по Пятидесятнице.

Прпп. схим. Кирилла и схим. Марии. Прп. Харитона Исповедника. Собор прпп. Киево-Печерских, в ближних пещерах. Прор. Варуха. Мчч. Александра и иных. Блгв. кн. Вячеслава.

Всенощное бдение

15:50

Свщмч. Иоанна Рижского

Прпп. Кириака, Феофана. Мчч. Дады, Гаведдая и Каздои.

Литургия

6:40

Свт. Михаила, митр. Киевского.

Сщмч. Григория, прп. Григория. Мц. Рипсимии и с нею 35 дев.

Всенощное бдение

15:50

14.10.

четверг

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ

БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.

Литургия

6:40

Акафист свт. Луке Крымскому

Сщмч. Киприана. Мц. Иустины и мц. Феоктиста. Блж. Андрея. Блгв. кн. Анны Кашинской. Прп. КассианаУгличского. Мчч. Давида и Константина.

Сщмчч. Дионисия, Рустика и Елевферия. Прпп. Дионисия, Иоанна. Блж. Исихия.

Всенощное бдение

15:50

17.10.

воскресение

Неделя 17-я по Пятидесятнице.

Сщмч. Иерофе́я, еп. Афи́нского.

Свтт. Гурия и Варсонофия. Собор Казанских святых. Блгв. кн. Владимира Новгородского. Прпп. Елладия, Онисима, Аммона, Павла. Мчч. Гаия и иных, Домнины, Виринеи и Проскудии, Давикта и Каллисфении. Св. Стефана.

Литургия (ранняя)

Литургия (поздняя)

6:40

9:00

Полиелей

Седмица 18-я по Пятидесятнице.

Свтт. Московских Петра́, Феогно́ста, Алекси́я, Киприа́на, Фо́тия, Ио́ны, Геро́нтия, Иоаса́фа, Мака́рия, Фили́ппа, И́ова, Ермоге́на, Ти́хона, Петра́, Филаре́та, Инноке́нтия и Мака́рия.

Мц. Харитины. Прпп. Дамиана, Иеремии и Матфея

Полиелей

Апостола Фомы

20.10.

среда.

Мчч. Сергия и Вакха, Иулиана и Кесария. Пелагии, Полихрония. Прпп. Сергия, Мартиниана. Иконы Божией Матери «Умиление» Псково-Печерской

Прп. Пелагии. Прпп. Досифея Верхнеостровского, Псковского, Трифона архим. Вятского. Прп. Таисии. Св. Пелагии девицы.

Полиелей

Акафист свт. Луке Крымскому

Ап. Иакова Алфеева. Прп. Севастиана Карагандинского. Прпп. Андроника, Афанасии, Петра. Правв. Авраама и Лота. Корсунской иконы Божией Матери.

Всенощное бдение

15:50

23.10.

суббота

Свт. Иннокентия Пензенского

Преставление прп. Амвросия Оптинского. Собор Волынских Святых. Мчч. Евлампия и Евлампии, Феотекна. Свт. Амфилохия. Блж. Андрея. Прп. Вассиана, Феофила

Литургия

6:40

Всенощное бдение

15:50

24.10.

воскресение

Неделя 18-я по Пятидесятнице.

Ап. Филиппа.

Прп. Феофана. Мцц. Зинаиды и Филониллы. Собор Оптинских Старцев. Преп. Льва Оптинского

Литургия (ранняя)

Литургия (поздняя)

6:40

9:00

Седмица 19-я по Пятидесятнице.

Мчч. Прова, Тараха и Андроника, Домники. Иерусалимской, Ярославо-Смоленской, Рудненской и Калужской икон Божией Матери

Вечернее богослужение (А)

Полиелей

Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Карпа, Папилы, Агафодора, Агафоники, Флорентия, Вениамина. Седмиозерской иконы Божией Матери.

Читать еще:  Преображенский мужской монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели

15:50

27.10.

среда.

Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Сильвана. Прпп. Параскевы, Николы Святоши. Яхромской иконы Божией Матери.

Вечернее богослужение (Б)

Полиелей

Свт. Афана́сия исп., еп. Ковро́вского.

Прп. Евфимия. Прмч. Лукиана. Свтт. Иоанна, Савина. Сщмч. Лукиана. Мчч. Сарвила и Вевеи. Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Мч. Лонгина сотника. Прп. Лонгина Печерского. Прп. Лонгина Яренгского.

Прп. Осии. Прмч. Андрея. Прп. Антония. Мчч. Космы и Дамиана. Прав. Лазаря Четверодневного. Икон Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и «Избавительница»

Всенощное бдение

15:50

31.10.

воскресение

Неделя 19-я по Пятидесятнице.

Апостола и Евангелиста Луки.

Прпп. Иосифа Волоцкого, Иулиана. Мч. Марина

Литургия (ранняя)

Литургия (поздняя)

6:40

9:00

Седмица 20-я по Пятидесятнице.

Прп. Иоанна Рыльского. Прор. Иоиля. Мч. Уара и иже с ним. Блж. Клеопатры и Иоанна. Сщмч. Садока и иных.

Общее расписание богослужений

Литургии совершаются ежедневно в 6.40, вечерние богослужения — ежедневно в 15.50. После ранней литургии совершается лития по усопшим, и молебен (по воскресеньям водосвятный).

В субботу и двунадесятые праздники совершаются две Божественные Литургии. Ранняя в 7:00, поздняя в 9:00. В субботу после ранней Литургии совершается панихида.

В воскресение совершаются две Божественные Литургии. Ранняя в 7:00, поздняя в 9:30 начало часов. Каждое воскресенье перед поздней Литургией (8:45) совершается Параклисис Божией Матери.

Каждую субботу (в теплое время года), после ранней Литургии, в часовне совершается панихида по великой благотворительнице Мирии Киселевой.

Храм открыт ежедневно с 6.00 до 19.00.

Высокопреосвященнейший Серафим
священноархимандрит, митрополит Пензенский и Нижнеломовский

Наместник Пензенского Спасо-Преображенского
мужского монастыря Игумен Сергий


© Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
© Русская Православная Церковь
© Московский Патриархат
© Пензенская епархия

Утраченный, и вновь возрождающийся Спасский кафедральный собор (Пенза)

В 2011 году на одной из главных площадей Пензы, носящей ещё с прежних времён название Советской, развернулось строительство Спасского кафедрального собора, стоявшего здесь в прежние годы и взорванного в период одной из антирелигиозных кампаний. Об истории этой, некогда почитаемой народом святыни, наш рассказ.

Благое начинание епархиального владыки

В октябре 1799 года в Пензу прибыл глава новой только что образованной епархии епископ Гаий. Его резиденцией стал огромный, пустовавший до этого времени губернаторский дом, напротив которого раскинулась Соборная площадь. Своё название она на тот момент явно не оправдывала, так как никакого собора на ней не было, и лишь посередине одиноко возвышалась колокольня, молчавшая по той простой причине, что призывать на молитву звоном колоколов было некуда.

На том месте, где впоследствии был возведён Спасский кафедральный собор (Пенза), виднелся лишь фундамент, но такого огромного размера, что прибывший архиерей усомнился в реальности постройки столь грандиозного сооружения на скудной средствами уездной почве. Будучи человеком практичным, он призвал городских мужей уменьшить амбиции и подойти к делу более трезво.

С миру по нитке

После того как каменная основа будущей святыни была приведена в должные пропорции, началось её строительство. Епархия Пензенская и Саратовская, на территории которой развернулись работы, была лишь незадолго до этого образована и не имела возможности оказать сколько-нибудь серьёзную финансовую помощь этому благому начинанию. Не нашлось средств и в городском бюджете.

Худо, коль денег нет, но держится Русь-матушка, испокон веку превозмогая эту всегдашнюю напасть щедростью боголюбивого своего купечества. Вот и в этот раз не пал духом пензенский владыка, а, обратившись к торговым людям, сам же первый подал им пример, внеся преизрядную, по тем временам, сумму.

Начало было положено, и потекли полноводной рекой звонкие купеческие червонцы, а за ними неброским, но обильным потоком гроши крестьянские. До сего дня сохранились приходские книги, в которых среди прочих благодетелей означены два наиболее ревностных – Михаил Семёнович Любовцев, внесший тысячу рублей, и Никифор Петрович Сомов, пожертвовавший (шутка ли!) аж десять тысяч.

Возведение собора, занявшее три десятилетия

Так, милостью Божьей и заботами Его ревностного служителя епископа Гаия, финансовый вопрос был благополучно решён, после чего Спасский кафедральный собор (Пенза) начал строиться рядом с еще прежде возведённой колокольней.

Работы, начавшиеся в 1800 году и проводившиеся без суеты и поспешности, растянулись на целых три десятилетия, но главный престол нижней церкви был освящён гораздо раньше – уже через четыре года после начала строительства, и тогда же в нём начали проводить регулярные богослужения.

Следующим важным этапом в возведении собора стал 1812 год, когда к нему был пристроен правый придел, освящённый в честь великомученицы Екатерины. Выбор этой святой небесной покровительницы был обусловлен теми страданиями, которые принесло России наполеоновское нашествие. Через девять лет завершили строительство верхней церкви, посвящённой Всемилостивому Спасу, а в 1832 году в нижнем храме появился левый придел в честь Успения Божьей Матери.

После этого Спасский кафедральный собор (Пенза) обрёл свой окончательный вид. Единственное изменение в него было внесено в конце XIX века, когда надстроили колокольню, сделав её более стройной и соответствующей общей архитектурной композиции.

Собор, ставший духовным и культурным центром

Собор, некогда возведённый трудами епископа Гаия, на протяжении многих лет являлся не только достойным украшением города и его духовным центром, но также стал своеобразной картинной галереей. Его интерьер был украшен восьмьюдесятью масштабными фресками на библейские сюжеты. Перед взорами прихожан, двигавшихся от входа к алтарю, представала вся ветхозаветная и новозаветная история.

Создателями столь внушительной экспозиции были руководитель Саранского художественного училища Кузьма Александровиич Макаров и группа его воспитанников. В работе также принял участие сын художника Иван Кузьмич, в поздние годы, уже после смерти отца, неоднократно подновлявший живопись и вносивший в неё определённые изменения.

Святыня, дарованная государем

Спасский кафедральный собор (Пенза) во многом получил известность благодаря тому, что в нём хранилась одна из наиболее почитаемых в городе святынь – Казанская икона Божьей Матери, подаренная Пензе государем Алексеем Михайловичем и чудесным образом спасшая её от набега кочевых племён в 1717 году. Благодаря этому, явленному по молитвам перед ней, заступничеству Царицы Небесной, а также многочисленным исцелениям страждущих икона стала почитаться чудотворной, и к ней неизменно направлялись толпы паломников.

Попрание святыни и её возрождение

Когда мутная волна, поднятая октябрьским переворотом, докатилась до Пензы, большинство городских храмов, среди которых оказался и кафедральный собор, были закрыты. Захватившие власть большевики пытались утвердить новую религию, основанную на непогрешимости идей марксистско-ленинской идеологии, и всё, что не соответствовало её догмам, безжалостно искоренялось.

В 1934 году решением городского совета Спасский кафедральный собор (Пенза), адрес которого: Советская пл, 1, «по многочисленным просьбам трудовых коллективов», был взорван. На месте прежней архитектурной достопримечательности, являвшейся одновременно украшением города и его духовным центром, осталась лишь пыльная гора битого кирпича и строительного мусора.

В годы, последовавшие за объявлением в стране перестройки, Епархия Пензенская и Саратовская приложила немало сил для возрождения прежних своих святынь, частью отнятых у неё, а в большинстве своём безжалостно уничтоженных. В их числе оказался и столь известный в прошлом кафедральный собор.

Спасский кафедральный собор (Пенза): телефон и адрес

В 2000 году на месте разрушенной святыни была построена Спасская часовня, и тогда же приступили к сбору средств для осуществления главной постройки. До сего дня работы ещё не завершены, и прихожане собираются для молитв во временную деревянную Благовещенскую церковь при Спасском кафедральном соборе. Её фото представлено выше. В ней же все желающие имеют возможность внести пожертвования на Спасский кафедральный собор (Пенза). Телефон, по которому можно получить информацию о ходе строительства и расписании богослужений: +7 (927) 289 23 04. Адрес у строящегося собора прежний: Советская (бывшая Соборная) площадь, 1.

Пенза

53° 12.0559 ′N , 45° 0.6253 ′E
53.20093N, 45.01042E
53°12′3.35″N, 45°0′37.52″E

110 материалов по 85 объектам, 896 фотографий

  • Карта
  • Заметки 12
  • Фотографии 896
  • Отели 1 / 1
  • Кафе, рестораны 1 / 1
  • Достопримечательности 90 / 83
    • архитектура, памятники, парки 80 / 74
    • музеи, выставки 12 / 11
    • театры, кино, музыка 2 / 1
    • развлечения 2 / 2
    • природа 1 / 1
    • ночные клубы 0
    • спорт 0
    • другое 0
    • общие советы 0
  • Шоппинг 1
  • Транспорт 2
  • Полезное 3
  • Дневники 1 Сообщество

    Ссылки от бывалых

    Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
    Подробнее

    • в Моих лентах

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Пензе.

    Спасский кафедральный собор / Spassky Cathedral

    • GPS

    53° 11.0313 ′N , 45° 0.7944 ′E
    53.18385N, 45.01324E
    53°11′1.88″N, 45°0′47.66″E

    Ошибка в координатах?

      Скрыть пустые объекты

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

    Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

    Спасский кафедральный собор

    Материал понравился:

    53° 11.0391 ′N , 45° 0.8458 ′E
    53.18398N, 45.01410E
    53°11′2.35″N, 45°0′50.75″E

    Хотя в моих планах было пройти Московскую улицу от начала до конца, но я отвлекся на одно, затем на другое и в результате знакомые золотые купола увидел уже сбоку, а не впереди.

    В результате я обогнул по дуге Спасский собор и оказался в сквере Лермонтова,

    Сквер был открыт в 1839 году на пустыре за Спасским собором по инициативе будущего Императора Александра II, который, будучи наследником престола, в 1837 году посетил Пензу. А в городском сквере памятника Михаилу Юрьевичу Лермонтову состоялось 17 мая 1892 года.

    Большая часть Соборной площади между городским сквером была в XIX веке застроена церквями.

    Первой здесь появилась в 1683 году посадская деревянная Никольская церковь. В 1728-1735 годах вместо деревянной церкви был воздвигнут каменный храм, который в 1833-1849 годах был полностью перестроен.

    Затем в 1784 -1788 была построена резиденция губернатора, ставшая затем архирейским домом Духовные пастыри оказались главнее губернской власти.

    А затем пришла пора появиться Спасскому собору. Строился он несколько необычно. Часто на Руси, да и в других странах строился храм, а без колокольни некоторое время обходились. Здесь же всё было с точностью наоборот.

    Сначала была построена в 1790 -1799 годах колокольня. Когда в 1799 году в Пензу прибыл вновь назначенный епископ, то он увидел одиноко стоящую посреди площади колокольню с устремленным вверх шпилем. Рядом находится огромных размеров фундамент под храм. Прикинув силы и возможности, архирей отказался от гигантомании и уменьшил размеры будущего собора. Колокольня же осталась и с построенным в 1800-1824 году Спасским собором соединялась переходом.

    В 1804 году был освящен главный престол нижней церкви собора — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1812 году — правый придел, во имя святой великомученицы Екатерины, В верхнем этаже освящение главного престола — во имя Всемилостивого Спаса — состоялось в 1821 году, а правого придела, во имя Успения Божией Матери, — в 1832 году.

    А если смотрели на собор со стороны колокольни, то она затмевала сам собор, тем более, что в конце XIX века ей добавили стройности.

    В соборе стала храниться чудотворная Казанская икона Божией Матери, подаренной новопоселенному граду Пензе царем Алексеем Михайловичем в 1663 году.

    Протоирей, педагог и историк церкви. Яков Петрович Бурлуцкий (1819 — 1886)

    в 1870 году первым обратился к изучению истории святых и особо почитаемых икон, опубликовав ряд статей.

    Вот как появилась чудотворная икона в Пензе: «Для принятия от царя Св. Иконы жителями Пензы отправлена была в Москву особая депутация, которая и принесла ее на руках в Пензу. По предварительном извещении жителей гг. Пензы, Мокшана, Ломова и Саранска о приближении шествия со Св. Иконой, толпы жителей из означенных городов устремились на сретение ее и, по выражению предания, собралась на пути тьма народа, которая, предводимая пензенским духовенством, и внесла Св. Икону в пензенскую соборную церковь.»

    Главным чудом, связанным с иконой было спасение Пензы от от набега кочевников в 1717 году во время Большого кубанского погрома.Тогда ногайские татары захватили и выжгли все окрестности Пензы, увели в плен тысячи крестьян, но взять город не смогли.

    » Жители города, подкрепленные дворянами, явившимися из уезда со своими людьми на помощь и защищение Пензы, несколько дней отражали неприятеля с крепостного вала, ожидая между тем воинской помощи от правительства. Но ожидаемая помощь не приходила; а защитники со дня на день уменьшались. Пензенская сила ослабевала.

    Наконец с появлением на небе утренней зари молящихся известили, что варвары уже начали генеральный приступ к городу. Тогда . Св. Икона. была вынесена на площадь к Никольским воротам.

    И вдруг лик Богоматери на иконе почернел наподобие угля и из очей его появились слезы. Тогда увидели новое чудо: лик Богоматери просиял, как солнце, дивным и неизъяснимым светом. Сердца молящихся забились радостною надеждою; и скоро весть, что город спасен, что кубанцы бегут от Пензы, оправдала эту надежду.

    Побораемые невидимою силою, они устремились от города в беспорядке, с великою поспешностию забирая пленных и повозки. Вышедшие после из плена рассказывали признание самих варваров, что в то самое время, как они готовы были окончательно ударить на город всеми силами, увидели пред своими полчищами прекрасную, но грозную Деву, выехавшую из Пензы на белом коне, в сопровождении двух благолепных старцев, одного плешивого, а другого брадатого (граждане заключили, что то были угодники Божии – Николай Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский, которого тогда в соборе был придел), и светоносными паче солнца лучами, как пламенным мечем, поражающую нападавших, от чего они объяты были страхом и бежали».

    Удивительно, но когда Спасский собор взорвали, то драгоценный оклад с иконы содрали, но сама икона сохранилась до наших дней.

    В соборе хранились штандарты народных ополчений 1812 и 1855 годов. В разное время в соборе молились императоры Александр I (1824 год), Николай I (1836 год) и Николай II (1904 год), будущий император Александр II (1837 год), а также великие князья.

    Здесь нашли упокоение пензенские епископы:

    Святитель епископ Иннокентий (в миру Иларион Дмитриевич Смирнов; около 1781 года — 1819) – управляющий Пензенской епархией в 1819 году.

    Епископ Афанасий I (в миру Андрей Корчан, 1745 — 1825) – управляющий Пензенской епархией в 1811-1819 годах

    Епископ Амвросий II (в миру Алексей Иванович Морев, 1783-1854) – управляющий Пензенской епархией в 1835-1854 годах.

    Епископ Григорий I (в миру Евлампий Петрович Медиоланский; 1822 -1881) – управляющий Пензенской епархией в 1868-1881 годах.

    Епископ Антоний II (в миру Вениамин Иванович Николаевский; 1818-1889) – управляющий Пензенской епархией в 1881-1889 годах.

    Первых троих похоронили в приделе святой великомученицы Екатерины, где стараниями графини Анны Алексеевны Орповой-Чесменской была устроена небольшая усыпальница, вход в которую вначале был сделан снаружи, с южной стороны собора.

    Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785 — 1848)

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector