0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле: история и адрес, описание, архитектура

Содержание

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенская обитель является самым посещаемым культурным объектом Ярославля. Она имеет статус памятника федерального значения и олицетворяет собой историю города. Это место знаменито ещё и тем, что здесь граф Мусин-Пушкин, в свое время, обнаружил литературный эпос «Слово о полку Игореве», написание которого уходит корнями в самые давние времена.

История постройки

Доподлинно неизвестна точная дата образования монастыря. Древняя летопись 1216 года упоминает в своих текстах о том, что князем Константином в Ярославле была заложена церковь и монастырь святого Преображения. Практически с самого начала обитель была тесно взаимосвязана с княжеским двором и имела особое влияние на многие события, происходившие на ярославских землях.

Спасский собор стал местом упокоения многих представителей княжеской фамилии и других знатных родов. В его подклете похоронили Федора Черного, а позже и его сыновей — Константина и Давида. Также здесь находили упокоение богатые купцы и не титулованные именитые ярославцы. В монастырь приносилось много поминальных даров, которые пополняли ризницу. В 1463 году произошло знаменательное событие в религиозной жизни монастыря — были обретены мощи князей Федора, Давида и Константина. С благословения митрополита и по указу царя Ивана III было написано житие Федора. Всех троих князей канонизировали и причислили к сонму общерусских святых.

Другие монастыри Ярославля:

С этого момента в обитель направилось множество паломников, желающих поклониться святыне.

Спасо-Преображенский монастырь примкнул к Москве, когда Ярославль утратил свою самостоятельность. Следует отметить, что монастырская община имела тесные связи со светскими властями. К ней проявляли благосклонность все правители и одаривали не только денежными подношениями, но и земельными угодьями. Располагая особыми привилегиями (освобождение от пошлин, судебный иммунитет и тому подобное), обитель стала занимать серьезное положение в юридической сфере и нарастила немалые имущественные ресурсы.

Интересно! Известно, что Иван Грозный вручил монастырю 55 грамот. По преданию, одна из его супруг смогла получить исцеление от тяжелого недуга в стенах именно Спасо-Преображенской обители.

Форпост православия

К началу XVII века монастырь располагал обширными вотчинами не только в ярославском регионе, но и в соседних — ростовском, костромском, московском, переславль-залесском и т. д. Это послужило хорошим фундаментом для укрепления собственных позиций иноческой общины, что в будущем сыграло важную роль в отстаивании государственности всей русской земли. С приходом Смутного времени монастырь выполнял роль северо-западного форпоста, который защищал от неприятеля город Ярославль. В мае 1609 года произошла осада, которая длилась 24 дня. Неприятель ушел ни с чем.

Здесь же сосредоточили свои силы Пожарский и Минин, когда готовили восстание для освобождения Москвы. Служились молебны, освящались хоругви.

Первый царь из династии Романовых также побывал в монастыре проездом, направляясь из Костромы в Москву. Есть сведения, что отсюда он отправил свою грамоту, в которой давал согласие на принятие царского венца. В XVII веке Спасо-Преображенская обитель была населена 150 иноками, на благо монастыря работали около 300 светских людей, называемых «бельцами». Владея слободами, мельницами, рыболовными угодьями и крепостными в количестве 14 тысяч человек, монастырь входил в 16 самых богатых религиозных организаций того времени.

Духовное наследие

Нельзя не отметить, что обитель располагала множеством ценностей художественного значения. Практически с самых ранних лет ее существования здесь начало функционировать первое духовное училище. Была собрана богатая библиотека, велась перепись книг грамотными монахами. Тут благоговейно хранилось Спасское Евангелие и очень чтимый образ Богородицы «Ярославская Оранта».

Позже в 1747 в монастырских стенах открылась Славяно-Латинская семинария. Древние иконы, предметы утвари искусной работы и облачения — все это хранилось в ризницах и храмах.

Период запустения

Упразднение мужского монастыря пришлось на царствование Екатерины II. В то время образовалась Ярославская губерния, в которую перевели Епархию из Ростова. Обитель преобразовали в Архиерейский дом. Нахождение церковной власти в городе ознаменовалось чудесным событием обретения Печерской иконы Богоматери. Поток желающих преклонить голову перед святыней стал ещё больше. Существовала епархиальная резиденция вплоть до 1918 года. Вблизи него произошло подавление мятежа белогвардейцев, выступающих против большевиков. От этого пострадали некоторые сооружения.

Советская власть использовала помещения монастыря под разные нужды. Изначально здесь организовали концентрационный лагерь для врагов нового режима. Затем открывались новые организации, и даже оборудовались жилые комнаты. В 20-х годах устранили повреждения от разразившегося белогвардейского мятежа. Серьезная реставрация началась в 1950-х годах. С 1959 года на территории Спасо-Преображенского монастыря начал действовать историко-архитектурный музей-заповедник.

Современное состояние

Сегодня музей-заповедник продолжает существовать. Многие постройки не дошли до наших дней в своем первозданном виде. Впрочем, монастырский ансамбль формировался в течение длительного времени.

Так, храмы Спасопреображенский и Входоиерусалимский, появление которых относится к XIII веку, сгорели дотла в огне пожара 1501 года. Сейчас от них остались только фундаменты, а над ними возвышается церковь Ярославским Чудотворцам. Основой комплекса монастыря являются постройки XVI столетия.

На заметку! Музей принимает посетителей ежедневно, закрываясь лишь в дождливые дни по рекомендациям реставраторов, дабы не повредились ценные древнерусские фрески.

В 2015 году было утверждено решение, согласно которому обитель поэтапно будет передана РПЦ. Экспозиция музея постепенно перебазируется в соседние здания Спасских казарм и Благородного пансиона.

Описание архитектуры

Архитектурным центром всего ансамбля является Спасо-Преображенский собор. Главный вход возможен через Святые ворота. Трапезная в виде кубического двухэтажного здания построена в 1516 году и по типажу схожа с остальными трапезными, возводимыми в тот период.

Современная звонница дважды надстраивалась, в ее основании находится мощная стена. Каменные стены появились в XVI веке. После событий Смутного времени их достраивали. До нас дошли Угличская, Богородицкая крепостные башни с Водяными воротами и пряслом, стены между ними. Когда образовался Архиерейский дом, старые памятники расширялись и обрастали новыми пристройками. Часть их разобрали во время реставрации.

Более старые здания отличаются большей лаконичностью и добротностью. Общая протяженность ограждения — 800 м, высота — до 10 м, ширина в некоторых местах доходит до 3 м. Если смотреть на монастырский двор с высоты птичьего полета, то он напоминает пятиугольник.

Деятельность прихода

Обитель сегодня недействующая. Здесь туристам могут рассказать об истории русских храмов, продемонстрировать образцы резьбы по дереву и древнерусского искусства.

Отдельного внимания заслуживает копия «Слова о полку Игореве», которую сделали монахи еще в XIII веке. Также сохранились фрески эпохи Ивана Грозного. Периодически на базе музея проводятся тематические выставки.

Святыни

До упразднения святынями монастыря были мощи святых Ярославских Чудотворцев, Спасское Евангелие, иконы Пресвятой Девы Марии «Ярославская Оранта» и Печерская.

Как добраться

Адрес монастыря: г. Ярославль, Богоявленская площадь, д. 25. Обитель находится в Кировском районе на берегу речки Которосль, рядом с Московским мостом.

Если добираться из Москвы на собственном авто, то следует ехать по трассе М8. В черте города она называется Московским проспектом. Монастырский двор расположен по правой стороне улицы.

Также удобно добираться из столицы на поезде. Экспрессы прибывают за 3 часа, обычный поезд едет чуть дольше — до 5 часов. От Московского вокзала в Ярославле к монастырю можно пройти пешком, расстояние составляет всего 2,5 км.

Архитектурные памятники и достопримечательности

Главной жемчужиной этого места является Спасо-Преображенский собор, который относится к одним из старейших памятников архитектуры в этом регионе. Историки считают, что это сооружение стало своеобразной закладкой основ ярославской архитекторской школы.

Не меньший интерес представляют сохранившиеся дозорные башни, трапезная палата и святые ворота. Во дворе обители установили декоративные улья возле храма Ярославских чудотворцев в виде избы, церкви и русского терема. Также на территории установлены памятники князю Пожарскому и копейке 1612 года — эта монета содержит именную надпись последнего представителя династии Рюриковичей, находившегося на престоле — Федора Иоанновича.

Напротив покоев Настоятеля живет в вольере медведица Маша. В теплое время года здесь очень зелено и уютно.

Режим посещения

Вход для посетителей платный. Просто прийти для ознакомления можно в любой день. Выставочные залы по понедельникам закрыты. «Отдел природы» не работает по четвергам. Во вторник выходной день у «Сокровищ Ярославля».

В период с октября по апрель попасть на территорию музея-заповедника можно с 9:00 до 18:00. Залы с экспонатами открываются с 10:00 и открыты до 17:30. Желающие полюбоваться окрестными видами могут подняться на звонницу с 8:30 до 19:30.

В летнее время (с мая по конец сентября) режим посещения выставочных залов не меняется, а на территории можно находиться на два часа дольше — до 20:00. Каждую первую среду месяца проводится санитарный день.

МОНАСТЫРЬ
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь — старейший мужской монастырь Ярославля. Располагается на левом берегу реки Которосль близ ее впадения в Волгу. Охранял западные подступы к городу.

Точная дата основания Спасо-Преображенского монастыря неизвестна, предположительно это начало XIII века. Никоновская летопись под 1216 годом гласит: «князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». Возникнув как « городовой» княжий монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы.

Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя — князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 году. Монастырская земля служила местом погребения многих титулованных ярославцев — представителей княжеских родов Троекуровых, Львовых, Борятинских, Козловских и др. Здесь же хоронили и нетитулованных именитых горожан и богатых купцов. На погребение и помин души родственниками усопших делались богатые вклады, пополнявшие монастырскую ризницу.

В 1463 году в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев — Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 годами в Москве по заказу Ивана III и по благословению митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля.

С утратой Ярославлем самостоятельности, Спасо-Преображенский монастырь встает на сторону Москвы и с тех пор всегда пользуется особенным покровительством великокняжеского, а затем и царского дома. Тесный контакт со светской властью укреплял имущественное и юридическое положение монастыря. Первые жалованные грамоты монастырю известны с XIV века. Кроме денежных вкладов они даровали Спасо-Преображенскому монастырю множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей, а также давали право игумену на собственный суд ( т.н. иммунитет). Только Иван Грозный пожаловал Спасо-Преображенскому монастырю 55 грамот.

К ХVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход. Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже в Сольвычегодском уездах. Это позволило Спасо-Преображенскому монастырю стать сильнейшей крепостью Верхнего Поволжья и сыграть историческую роль в жизни страны в период «смутного времени », когда монастырь оказался надежной защитой не только Ярославля, но и всей русской государственности.

В мае 1609 года Спасо-Преображенский монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск, а в 1612 году здесь располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом войска на освобождение Москвы. Весной 1613 новоизбранный царь Михаил Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в Спасо-Преображенском монастыре, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца.

Первоначально во главе братии стоял игумен, затем архимандрит ( время введения архимадритии неизвестно). В ХVII веке братия Спасо-Преображенского монастыря составляла около 150 человек, кроме того, на монастырь работали около 300 «бельцов» — светских людей. В 1764 году Спасо-Преображенский монастырь входит в число 16 крупнейших монастырей России, владея обширными землями, городскими слободами, мельницами, рыбными ловлями. Он ведет крупные торговые операции, ему принадлежит около 14 000 крепостных душ.

Располагает Спасо-Преображенский монастырь и величайшими художественными ценностями, являясь важным культурным центром на северо-востоке страны. Еще в начале XIII века здесь существовало первое в этом регионе училище, хранилось уникальное Спасское Евангелие и особо чтимая икона Богоматери « Ярославская Оранта». В Спасо-Преображенском монастыре в конце XVIII столетия был обнаружен рукописный список шедевра древнерусской литературы «Слово о полку Игореве ». В 1747 году здесь открывается Славяно-Латинская семинария — одна из первых в России. Храмы и ризницы монастыря хранили замечательные иконы, предметы церковной утвари и облачения — уникальные произведения древнерусского искусства, большая часть из которых была вкладной.

В 1787 году по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. Это было связано с образованием Ярославской губернии и переводом сюда центра Епархии из Ростова. Период пребывания здесь церковной власти губернии ознаменован обретением в 1823 году новой святыни — чудотворного образа Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней — Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников.

Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 году, после подавления белогвардейского мятежа.

Читать еще:  Отец Александр Ильяшенко: биография и семья священника, труды

Территория Спасо-Преображенского монастыря используется для различных нужд. Сначала в его стенах был устроен концентрационный лагерь № 1, в котором содержались противники Советской власти. Затем здесь размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. С начала 1950-х годов на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. В 1958 открывается областная выставка достижений народного хозяйства. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII века, о строительстве которых сообщают древние летописи, погибли при пожаре 1501 года. Сохранились лишь фундаменты Спасо-Преображенского собора ( 1216 — 1224) и сопредельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим ( 1218 — 1224), расположенные ныне в подклети церкви Ярославских Чудотворцев. В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI века, являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля.

Смысловой и географический центр Спасо-Преображенского монастыря — Спасо-Преображенский собор. Кроме него, к началу XVI века относятся здания монастырской трапезной, звонницы и Святых ворот — главного входа на территорию монастыря ( последние два со значительными перестройками и добавлениями).

Трапезная ( 1516) построена по «типовому» образцу монастырских трапезных и представляет собой двухъярусное, квадратное в плане здание со сводами, которые опираются на мощный четырехгранный столп, расположенный в центре зала. Конструкция повторяется на обоих этажах.

В основании звонницы XVI века мощная стена, которая завершается двумя арками звона. В 1808 и 1824 годах ее надстраивали А. Мизеров и губернский архитектор П. Я. Паньков, после чего она приобрела современный вид.

Святые ворота — самая древняя крепостная башня Спасо-Преображенского монастыря. От XVI века в ней сохранился нижний ярус с двумя арками проезда. Своды основного проезда расписаны на темы Апокалипсиса в 1563—1564 годах живописцами Спасо-Преображенского собора. Перестраивались ворота в XVII, XVIII, XIX веках, в результате чего здание получило дополнительные объемы — дозорную четырехгранную башню, надвратную церковь, большое домообразное крыльцо. Для всех построек XVI века характерны лаконичная конструкция, четкие объемы, скупой, но выразительный декор и высокое качество исполнения. Все они возведены при участии московских мастеров в русле общерусской или московской традиции.

Оборонительные сооружения монастыря на протяжении его истории перестраивались несколько раз. Первые каменные стены и башни возвели в 50-е годы XVI столетия. После военных событий начала XVII века возникла необходимость в строительстве новых крепостных стен, что и было сделано в первой половине XVII века. Фрагменты этих оборонительных сооружений сохранились до сих пор: это Водяные ворота, Богородицкая ( 1623) и Угличская ( 1635) крепостные башни и прясло стены между ними.

Преобразование Спасо-Преображенского монастыря в Архиерейский дом повлекло за собой многочисленные переделки монастырских зданий. Древние памятники расширяли, надстраивали, пристраивали к ним новые объемы, приспосабливая их для новых нужд. Строились и новые сооружения. Так, в 1820-х годах была разобрана сопредельная Спасо-Преображенскому собору Входоиерусалимская церковь XVII века и на ее месте в 1827—1831 годах возведена огромная церковь Ярославских Чудотворцев ( проект П.Я. Панькова), которая закрыла южный фасад собора. Кроме того, все основные постройки монастыря соединили между собой двухъярусным крытым переходом. Многочисленные перестройки, продолжавшиеся в течение всего XIX века, до неузнаваемости изменили фасады древних памятников.

Реставрационные работы на территории Спасо-Преображенского монастыря начались с 1920-х годов. Тогда были ликвидированы последствия подавления белогвардейского мятежа и разобрана основная часть поздних пристроек. Основная реставрация проводилась в 1950—1960 годах.

В 2015 году принято окончательное решение о поэтапной передаче Спасо-Преображенского монастыря Ярославской митрополии РПЦ. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник будет постепенно переводиться в расположенные по соседству здания Спасских казарм и Благородного пансиона, в которых в настоящее время располагается Ярославский военный госпиталь.

Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь относится к основным достопримечательностям Ярославля. В его стенах происходили великие события, он стал свидетелем и участником важнейших исторических и переломных моментов в жизни города, ему изначально предназначалась роль защитника, хранителя и духовного наставника. Сегодня один из самых древних мужских монастырей России является Объектом культурного наследия. Его архитектурно-художественные богатства и уникальное историческое наследие составляют основной фонд Ярославского музея-заповедника, имеющего статус государственного значения.

История Спасо-Преображенского монастыря

Деревянное сооружение было возведено в XII веке на левом берегу реки Которосль, вблизи переправы. В системе городских оборонительных линий ему было выделено стратегически верное место расположения, обеспечивающее защиту города от нападения недругов с западных рубежей.

О точной дате основания монастыря достоверных свидетельств нет, но в летописях за 1186 год о нем сохранилось первое упоминание. Ровно через тридцать лет, уже в другом историческом документе, было отмечено начало строительства каменного Спасо-Преображенского собора.

В начале XIII века в стенах мужского монастыря появилось духовное училище и богатое для того времени собрание рукописных книг. На территории была возведена небольшая Входоиерусалимская церквушка, не сохранившаяся до наших дней. Спасо-Преображенский монастырь превратился в религиозно-культурный центр Ярославского княжества. Духовники удельных князей позволяли себе вмешиваться в политику и частную жизнь своих подопечных, оставаясь, впрочем, всегда на их стороне. В Соборе хоронили представителей княжеского рода вплоть до окончательного вхождения Ярославля в состав Московского княжества в 1471 году.

В 1501 году в Спасо-Преображенском монастыре случился сильнейший пожар, в результате которого большинству строений был нанесен серьезный урон. Собор пришлось демонтировать, но фундамент оказался настолько крепким, что его решили не разбирать, а использовать в качестве основы для нового каменного собора. Сооружение возвели по образу и подобию московских храмов и освятили в 1516 году. Древнейшее строение находится сегодня под защитой государства.

В середине XVI столетия монастырь окружили каменными стенами. Именно они позволили пережить осаду Смутного времени.

Спасо-Преображенский монастырь являлся самым укрепленным из всех городских строений Ярославля. Сюда любил наведываться Иван Грозный, а Минин и Пожарский получили здесь благословение, отправляясь в освободительный поход на Москву. В XVII веке комплекс усиленно разрастался, возводились новые сооружения, расширялись и укреплялись внешние стены. Монастырская слобода насчитывала более 300 дворов, а влияние священнослужителей неуклонно росло.

Музей-заповедник Спасо-Преображенского монастыря

Свое прямое предназначение мужской монастырь потерял во второй половине XVIII века, когда из Ростова в Ярославль была переведена кафедра митрополита. Комплекс получил статус архиерейского дома. Здесь открыли духовную семинарию, построили еще одну церковь, часовню и ризницу.

Официальной датой основания Музея-заповедника считается 12 января 1865 года. Он был создан по инициативе представителей Ярославского исследовательского общества, занимающегося естественными историческими науками. Фонды и экспозиции содержались на пожертвования и государственные субсидии. Сегодня в состав Музея входит естественнонаучный отдел, являющийся правопреемником Общества и хранителем его коллекций.

От мужского монастыря осталось богатое наследие — памятники зодчества и иконописи, собрания книг и документов, старинные фрески и обширная нумизматическая коллекция. Объект считается золотым фондом русской истории.

В XX веке были собраны многочисленные артефакты, художественные ценности и уникальные экспозиции. В состав Музея-заповедника вошли церкви, собор, памятники архитектуры, шедевры живописи и иконописи. После 1990-х часть строений Спасо-Преображенского монастыря была переведена в совместное пользование местной епархии и государственного комплекса.

Что посмотреть в Спасо-Преображенском монастыре

Территория музея-заповедника окружена высокой и толстой каменной стеной. В ней расположены входные ворота — Северные, Западные, Водяные и Святые, и 4 башни — Угличская, Юго-западная, Богородицкая и Михайловская. В комплексе можно посетить несколько объектов:

  • храмы;
  • звонницу;
  • часовню;
  • ризницу и дом ризничего;
  • трапезную;
  • настоятельские покои;
  • келейные корпуса;
  • здание семинарии;
  • хозяйственные строения.

На территории монастыря присутствуют сувенирные лавки, «Памятник копейке» (2013 г.), стела «Клятва кн. Пожарского» (2010 г.). Кроме исторических и художественных памятников, в музее-заповеднике представлены интереснейшие выставки, уникальные коллекции и аудиовизуальные программы:

Храмы Спасо-Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский собор является самым древним ярославским храмом, возведенным из камня. Он был основан в 1216 году, а после пожара 1501-го — восстановлен. Богослужения были прекращены в 1918 году. Позже храм реставрировали, в результате чего был частично сохранен иконостас и фрески, относящиеся к середине XVI века.

Однокупольная церковь Чудотворцев Феодора, Давида и Константина построена на месте двух древних церквей. В XIII был возведен Входоиерусалимский храм, который в начале XVII столетия заменили новым строением. Нынешняя церковь появилась в первой половине XIX века на фундаменте предыдущего храма. До 1919 года здесь хранились мощи канонизированных ярославских князей, в честь которых была освящена церковь. Богослужений не проводятся с конца 1920-х гг.

Церковь Воскресения Христова возведена в первой половине XVI века при монастырской трапезной. Изначально она называлась Христорождественской, но в начале XIX столетия храм переосвятили. Долгое время он использовался в качестве домовой архиерейской церкви. Во время пожара, начавшегося после обстрелов 1918 года, здание серьезно пострадало.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы построена над Святыми воротами, расположенными со стороны Которосльной набережной. Кирпичное строение возвели в 1621 г. В XVIII веке церковь упразднили, а ворота долгое время ассоциировались с парадным въездом в монастырь.

Часы работы Спасо-Преображенского монастыря

Комплекс можно посетить ежедневно:

  • с мая до конца сентября — с 08:00 до 20:00;
  • с октября до конца апреля — с 09:00 до 18:00.

Кассы прекращают работу за полчаса до закрытия Спасо-Преображенского монастыря. В это же время допуск на его территорию заканчивается.

Часы работы музейных экспозиций — с 10:00 до 17:00-18:00 круглый год. Кассы закрываются в 16:30-17:30. Последний допуск — в 16:30-17:30. Выходные:

  • для большинства экспозиций — по понедельникам;
  • для «Сокровищ Ярославля» — по вторникам;
  • для «Природы Ярославского края» — по четвергам.

Общий санитарный день в музее проводится ежемесячно в первую среду. В целях поддержания оптимальных температурно-влажностных режимов, обеспечивающих сохранность фресковой живописи, ряд объектов в дождливую и влажную погоду, а также в зимний период, закрывается по рекомендации реставраторов.

Спасо-Преображенский собор открыт с начала мая до конца сентября ежедневно — с 10:00 до 18:00, кроме среды. В дождливые дни посещение храма ограничено.

Цена билетов в Спасо-Преображенский монастырь

Стоимость осмотра архитектурных памятников составляет 50 руб. для взрослых и 30 руб. для учащихся старше 16 лет, пенсионеров — резидентов РФ и студентов. Посещение выставок — от 130 до 250 руб. и от 40 до 140 руб. соответственно.

Вход в храмы, башни, звонницу и подъем на стену стоит от 130 до 250 руб. для взрослых и от 40 до 140 руб. для льготного контингента, в том числе для детей от 7 до 16 лет.

Бесплатное посещение предусмотрено при оформлении «нулевого» билета в кассе после предъявления соответствующих документов. Льготой могут воспользоваться:

  • малыши до 7 лет;
  • участники боевых действий;
  • военнослужащие-срочники;
  • представители многодетных семей;
  • инвалиды;
  • музейные работники;
  • студенты училищ культуры.

Посетители могут приобрести единый билет, позволяющий охватить сразу несколько музейных объектов, в том числе главный собор, экспозиции «Слово о полку Игореве», «Иконы» и «Сокровища Ярославля». Стоимость составляет от 100 до 500 руб., в зависимости от дней недели и категории граждан.

Как добраться до Спасо-Преображенского монастыря

До остановки «Богоявленская площадь» (или «пл. Богоявления»), расположенной в непосредственной близости от музейного комплекса, можно доехать городским транспортом:

  • автобусами — № 4, 4а, 5, 14, 41б, 72, 97с;
  • троллейбусом № 5.

На остановке «Комсомольская», находящейся примерно в 170 метрах от Северных и Западных ворот монастыря, следует сойти:

  • с автобусов — № 2, 5, 8, 14, 19к, 21б, 33, 42, 76, 97с, 139, 139а, 178;
  • с троллейбуса № 9;
  • с маршрутных такси — № 36, 37, 45 — 47, 61, 71, 73, 80 — 82, 84, 87, 91, 94, 96 — 98.

Транспортные маршруты Ярославля удобно смотреть на сайте. В городе работают мобильные службы такси Gett, Rutaxi, Maxim, Яндекс. Такси.

Спасо — Преображенский монастырь, Ярославль — видео с квадрокоптера

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Ярославле: разбираемся в общих чертах

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь (Спасо-Ярославский монастырь) — древний мужской упразднённый монастырь в Ярославле, сыгравший важную роль в местной истории. Располагается на Богоявленской площади, около Московского моста через Которосль в Кировском районе города. На его территории находятся памятники архитектуры XVI—XIX веков. Здесь был найден т.н. «список» (рукописная копия) «Слова о полку Игореве» — памятника древнерусской литературы.

Видео: Спасо-Преображенский монастырь

Содержание

Основные моменты

Святая обитель, издавна представлявшая собой крупнейший духовный центр и сильнейшую крепость Замосковья, входит сегодня в состав Ярославского историко-архитектурного заповедника, а его старинные архитектурные ансамбли внесены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знакомство с достопримечательностями Спасо-Преображенского монастыря включено в программу туристического маршрута «Золотое кольцо» и в программу экскурсий пассажиров лайнеров Волжского теплоходного круиза.

Мощные белоснежные стены монастыря надежно охраняют его просторную территорию от городской суеты. Кажется, в этом тихом, уютном, ухоженном уголке остановилось время, и даже многочисленные экскурсанты не властны изменить царящую тут атмосферу. Переступая незримый порог времен, посетители, не сговариваясь, понижают голос. Красотой древней русской архитектуры здесь можно любоваться в любое время года: весной и летом, когда монастырская территория утопает в изумрудной зелени, золотой осенью, когда на яблонях старого сада дозревают плоды, а клумбы все еще украшают последние цветы, и в снежную зиму – пору, когда монастырь выглядит особенно романтично и таинственно.

Сокровища Спасо-Преображенского монастыря представлены не только архитектурными памятниками. Здесь работает несколько музеев, располагающих богатейшими коллекциями икон, книг, церковных реликвий, предметов декоративно-прикладного искусства. На территории монастыря постоянно проходят передвижные выставки, в летнюю пору проводятся концерты, праздники и фестивали.

«Исток, затерянный во времени…»

Дата основания мужского ныне упразднённого Спасского монастыря достоверно не известна. Первое упоминание о нём исследователи обнаружили в летописи «под годом 1186». Есть и ещё источники — Никоновская летопись, что указывает временем основания 1216 – 1224 годы. Последнее вызывает большое сомнение учёных, так как документы говорят уже о каменном монастыре, хотя точно установлено, что первые стены были из дерева.

Причина основания обители рядом с кремлём Ярославля, у переправы по левому берегу Которосли, была сугубо практической. Монахи в те неспокойные годы были слугами и Господу, и народу, потому сражались за родину наравне с дружинниками, не имея воинской повинности. Спасский монастырь стал фланговой защитой ярославского кремля с запада, в связи с чем и получил сразу же покровительство князей города, в первую очередь — князя Константина.

По его указу в 1216 – 1224 годах в монастыре возводят в камне Спасо-Преображенский собор. Стараниями же Константина возникает духовное училище, которое в 1218 году по своим причинам переведут в Ростов, собирается обширная библиотека, охватывающая не только духовные аспекты, но все современные в те поры области знания и жизни. Спасо-Преображенский ярославский монастырь становится тем, чем были монастыри в Европе после падения Рима, — хранителем знания и культуры.

Читать еще:  Марфо-Мариинская обитель: история и адрес, сестры, праздники, как добраться

О тесной связи монастыря с историей города говорит тот факт, что в подклети его нашли успокоение ярославские удельные князья — Фёдор Чёрный с сыновьями Константином и Давидом, Василий Грозные Очи и так до последнего — Александра, которого погребли в 1471 году, уже после того, как Ярославль был присоединён к Москве.

Фёдор Чёрный с сыновьями были в 1463 году объявлены святыми и вошли в только создающийся пантеон русских святых, став одновременно главными святыми покровителями Ярославля.

История Спасо-Преображенского монастыря с XII по XVII века

Точная дата основания обители не известна. Но предполагают, что это произошло в конце XII века. Монастырские стены стали частью хорошо спланированной оборонительной линии вокруг Ярославля, защищая его западные рубежи. Это была едва ли самая укрепленная часть города, поскольку ярославский кремль никогда не был окружен собственными каменными стенами.

Новый монастырь рос и развивался стремительно. В самом начале XIII века в нем открыли духовное училище, где готовили православных священнослужителей – Григорьевский притвор. Он был первым учебным религиозным заведением в Северо-Западной Руси. Спустя время, его перевели ближе к митрополиту — в Ростов.

Слева направо: Церковь Ярославских Чудотворцев, звонница

Почти сразу же в обители стали собирать библиотеку и занимались перепиской книг. В честь важного события — создания Ярославского княжества, в монастыре во времена царствования Василия III возвели из камня Спасо-Преображенский собор.

Обитель пользовалась благоволением не только ярославских, но и московских князей. Здесь любил бывать Иоанн Грозный. Каждый раз, приезжая в Ярославль, царь оставлял обители жалованные грамоты. Монастырские владения ширились, и богатства росли. Обитель превратилась в крупного феодала и владела 6 селами и 239 деревнями. Ей принадлежали места для ловли рыбы и доходные соляные варницы. Кроме того, монастырь был освобожден от денежных и хозяйственных повинностей, принятых в Ярославле, имел судебный иммунитет, а на его территории издавна хоронили представителей правящей элиты Ярославских земель.

Слева направо: Звонница, церковь Ярославских Чудотворцев, Спасо-Преображенский собор

Такие привилегии он получил от государя за то, что здесь супруга Иоанна Грозного вылечилась от тяжелой болезни. Постоянную поддержку оказывал монастырю и Федор — сын Иоанна IV.

Когда пришли непростые для России Смутные времена, Ярославль был разорен польско-литовскими войсками. Только Спасо-Преображенской обители, выдержавшей месячную осаду, удалось не покориться. И отрядам неприятеля пришлось уйти ни с чем. Примечательно, что именно от стен этой обители направилось на Москву второе земское ополчение, возглавляемое К. Мининым и Д. Пожарским, которое и спасло Россию от вторжения. А весной 1613 года в монастыре гостил Михаил Романов, который подписал здесь грамоту, где обозначил свое согласие на престол. Позже первый государь из династии Романовых также отправлял в монастырь богатые дары.

После Смутных времен монастырь значительно укрепили. Периметр его мощных трехметровых стен превышал 800 м, а их высота достигала десяти с половиной. Для обороны на каменных стенах и башнях разместили пищали, карабины и бочки с порохом. В Ярославле, вдоль дороги, ведущей к Угличу, выросло несколько принадлежащих монастырю слобод. Экономическое и политическое влияние обители в те времена не уступало Ярославскому посаду.

Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы

Основание Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле

Ярославль, основанный в XI веке Ярославом Мудрым как небольшой острог на стрелке Волги и Которосли, успел до монгольского разорения и разрастись, и расцвести. Во второй половине XII века близ важнейшей переправы через Которосль возник Спасский монастырь, который в течение ближайшего столетия был одновременно и обителью, и крепостью, и школой (в нем функционировало первое в Северо-Восточной Руси училище, в 1214 году переведенное в Ростов; существовала и богатейшая библиотека с русскими и греческими рукописями). Кроме того, здесь находили последнее пристанище ярославские князья. В частности, именно в Спасском монастыре были погребены князья Федор, Давид и Константин, канонизированные в XV веке.

В 1216—1224 годах, при князьях Константине и его сыне Всеволоде, в монастыре вырос первый каменный храм — Спасо-Преображенский. Он до наших дней не дошел, «рассыпавшись» после пожара 1501 года, и судить о его облике можно лишь по археологическим находкам, которые предлагают представлять храм как трехапсидный крестово-купольный. Строительным материалом служила плинфа, украшением — белокаменные барельефы.

В 1218 году близ строящегося Спасского собора возвели небольшую Входоиерусалимскую церковь, она также не дошла до нас. На ее месте теперь стоит церковь Ярославских чудотворцев Феодора и чад его Давида и Константина, построенная в 1827—1831 годах.

Существующий ныне Спасский собор сооружен в 1506—1514 годах мастерами великого князя Василия III на фундаментах XIII века. Образцом для него послужил Архангельский собор Московского Кремля. Несколькими десятилетиями позднее были возведены трапезная палата с Рождественской церковью, звонница (в XIX веке ее увенчала надстройка в ложноготическом стиле) и каменная ограда, превратившая монастырь в самый укрепленный участок города.

Житие и время

Спасо-Преображенский монастырь достойно исполнял возложенную на него от основания духовную и обережную миссию. В Смутное время, в 1609 году, братия и Ярославский кремль выстояли месячную осаду отрядов, возглавляемых воеводой Наумовым и паном Будзило, тогда как прочие районы Ярославля были захвачены. От монастырских стен двинулось в столицу народное ополчение под началом Минина и Пожарского.

Осада сказалась на этих самых стенах: в 1621 – 1646 годах их перестраивали, значительно укрупнив и упрочив — в расчёте на новые покушения. Тогда же возводят Богородицкую, Глухую, Угличскую, Михайловскую каменные башни, Водяные ворота. К завершению XVII века общая длина монастырских стен составляет 820 метров при высоте в 10,5 метра и толщине до 3 метров! Кроме того, стены хорошо вооружены: 15 крупными и 17 малыми пищалями, 97 карабинами, 14 бочками с порохом.

В эту пору монастырь — один из крупнейших землевладельцев Ярославля. По дороге в Углич вырастают его слободы — Богоявленская, Спасская и прочие, общим числом более 300 дворов.

В 1747 году в нём в числе первых в государстве открывается славяно-латинская семинария. По прошествии только 30 лет в ней обучаются уже 300 воспитанников. Сегодня это корпус естественно-географического факультета ЯГПУ.

В конце XVIII века монастырь преобразуют в Ярославский архиерейский дом, что немедленно отзывается новым строительством и расширением: монастырь прирастает Семинарским корпусом, Церковью ярославских чудотворцев Фёдора (Чёрного), Константина и Давида, Смоленской часовней, ризницей.

При советской власти монастырь как явление уникальное по разным мерилам сносить даже не планировали, напротив. Первая реставрация памятника проходит в 1918 – 1923 годах, вторая — в 1957—1958.

Сегодня монастырский комплекс включает Собор Спаса Преображения; церкви — Воскресения Христова, Печёрской иконы Богородицы, ярославских чудотворцев Фёдора, Давида, Константина; корпуса — Келейный постройки XVII века, постройки XVII – XIX веков Семинарский и хозяйственные; монастырскую звонницу; Святые и Водяные ворота; Трапезную; часовню Трофима; башни — Богородскую, Угличскую, Михайловскую, Юго-западную; покои настоятелей и другие строения.

Адрес: г. Ярославль, Богоявленская площадь, 25.

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Семинария Спасо-Преображенского монастыря

В 1747 году митрополит Ростовский Арсений (Мациевич) открыл в монастыре славяно-латинскую семинарию. Преподавались здесь преимущественно богословские дисциплины, а также языки — латинский, древнегреческий, немецкий, английский и французский (преподавание новых языков введено в XIX веке). Первоначально в семинарию принимали только мальчиков из духовного сословия, но так как она являлась чуть ли не единственным учебным заведением в городе, то скоро поповичам пришлось потесниться на своих лавках: в классы пришло юношество из других чинов и званий.

Семинария располагалась в Спасском монастыре (с 1787 года являвшемся архиерейским домом) до 1875 года, когда переехала в особое здание. В 1918 году учебное заведение, естественно, закрыли.

Спасо-Преображенский монастырь – культурно-исторический центр Ярославля

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, Богоявленская площадь
Дата основания: конец XII века
Основные достопримечательности: собор Спаса Преображения, церковь Ярославских Чудотворцев Фёдора, Давида и Константина, церковь Воскресения Христова (крестовая), Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, звонница с церковью Печерской иконы Божией Матери, часовня Трифона, епископа Ростовского
Координаты: 57°37’18.3″N 39°53’20.3″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

В XII веке возле переправы через р. Коротосль основали православную обитель, которая стала крепостью, защищавшей Ярославль с западной стороны. Несколько столетий она играла в жизни города роль религиозного, экономического и даже политического центра. Сейчас в монастыре находится древнейший ярославский храм – Спасо-Преображенский собор, где сохранились настенные росписи, сделанные еще во времена Иоанна Грозного.

Вид монастыря с высоты птичьего полёта

История Спасо-Преображенского монастыря с XII по XVII века

Точная дата основания обители не известна. Но предполагают, что это произошло в конце XII века. Монастырские стены стали частью хорошо спланированной оборонительной линии вокруг Ярославля, защищая его западные рубежи. Это была едва ли самая укрепленная часть города, поскольку ярославский кремль никогда не был окружен собственными каменными стенами.

Новый монастырь рос и развивался стремительно. В самом начале XIII века в нем открыли духовное училище, где готовили православных священнослужителей – Григорьевский притвор. Он был первым учебным религиозным заведением в Северо-Западной Руси. Спустя время, его перевели ближе к митрополиту — в Ростов.

Слева направо: Церковь Ярославских Чудотворцев, звонница

Почти сразу же в обители стали собирать библиотеку и занимались перепиской книг. В честь важного события — создания Ярославского княжества, в монастыре во времена царствования Василия III возвели из камня Спасо-Преображенский собор.

Обитель пользовалась благоволением не только ярославских, но и московских князей. Здесь любил бывать Иоанн Грозный. Каждый раз, приезжая в Ярославль, царь оставлял обители жалованные грамоты. Монастырские владения ширились, и богатства росли. Обитель превратилась в крупного феодала и владела 6 селами и 239 деревнями. Ей принадлежали места для ловли рыбы и доходные соляные варницы. Кроме того, монастырь был освобожден от денежных и хозяйственных повинностей, принятых в Ярославле, имел судебный иммунитет, а на его территории издавна хоронили представителей правящей элиты Ярославских земель.

Слева направо: Звонница, церковь Ярославских Чудотворцев, Спасо-Преображенский собор

Такие привилегии он получил от государя за то, что здесь супруга Иоанна Грозного вылечилась от тяжелой болезни. Постоянную поддержку оказывал монастырю и Федор — сын Иоанна IV.

Когда пришли непростые для России Смутные времена, Ярославль был разорен польско-литовскими войсками. Только Спасо-Преображенской обители, выдержавшей месячную осаду, удалось не покориться. И отрядам неприятеля пришлось уйти ни с чем. Примечательно, что именно от стен этой обители направилось на Москву второе земское ополчение, возглавляемое К. Мининым и Д. Пожарским, которое и спасло Россию от вторжения. А весной 1613 года в монастыре гостил Михаил Романов, который подписал здесь грамоту, где обозначил свое согласие на престол. Позже первый государь из династии Романовых также отправлял в монастырь богатые дары.

После Смутных времен монастырь значительно укрепили. Периметр его мощных трехметровых стен превышал 800 м, а их высота достигала десяти с половиной. Для обороны на каменных стенах и башнях разместили пищали, карабины и бочки с порохом. В Ярославле, вдоль дороги, ведущей к Угличу, выросло несколько принадлежащих монастырю слобод. Экономическое и политическое влияние обители в те времена не уступало Ярославскому посаду.

Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы

История Спасо-Преображенского монастыря в XVIII-XX веках

В середине XVIII века, по решению ростовского митрополита Арсения (Мацеевича), в монастыре начались занятия в духовной славяно-латинской семинарии — одной из первых российских семинарий. Спустя три десятка лет в ней обучалось около трех сотен студентов. В монастыре эта семинария размещалась вплоть до 1875 года.

В 1787 году, согласно решению российской императрицы Екатерины II, кафедра ростовского митрополита переехала в Ярославль, и монастырь преобразовали в архиерейский дом. Спустя несколько лет, в 90-е годы XVIII века, среди большой библиотеки, где хранилось очень много старинных книг и рукописей, А. И. Мусин-Пушкин сделал выдающееся в истории русской литературы открытие. В Трепезной палате монастыря, среди древних манускриптов им была обнаружена уникальная рукопись «Слова о полку Игореве», датированная XII веком. Это историческая находка и в особенности публикация текста «Слова…» принесли российскому историографу и коллекционеру известность во всем мире.

В XIX веке на территории бывшего монастыря появилось несколько новых каменных построек – корпус для семинаристов, Смоленская часовня и храм, посвященный Ярославским Чудотворцам. Кроме того, в это время произошла реставрация Святых ворот и монастырских стен.

Церковь Воскресения Христова (крестовая)

В годы советской власти в монастырских строениях размещались различные учреждения и ведомства – военкомат, тюрьма, керосиновая лавка и учебные заведения. В XX веке дважды проводили реставрацию этого архитектурного комплекса. В 1918 году стены и храмы пострадали в результате белогвардейского восстания в Ярославле. Последствия разрушений ликвидировали в течение пяти лет – до 1923 года. Вторая реставрация прошла в монастыре в 1957-1958 годах. После нее территория бывшей обители была отдана городскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику, который размещается здесь и поныне.

Читать еще:  Храм Саровского в Дегунино: описание и адрес храма, праздники, как добраться

Архитектурные памятники на территории Спасо-Преображенского монастыря

Главным архитектурным памятником обители по праву считается Спасо-Преображенский собор. Самый первый собор из камня был возведен в мужской обители еще в 1216-1224 годах. Этим строительством ярославцы отметили образование своего княжества. Однако, в самом начале XVI века произошел большой пожар, храм был сильно поврежден, и его пришлось возводить заново. Красивый храм, похожий на главные соборы Кремля в Москве, освятили в 1516 году. Считается, что этим строением были заложены основы традиций ярославской архитектурной школы.

Спустя полвека собор расписали фресками. К счастью, они частично сохранились и сегодня являются древнейшими фресками Ярославля. Настенная живопись со времен Иоанна Грозного сохранилась всего только в двух храмах России. Кроме Ярославля, подобные фрески можно увидеть в Богородицко-Успенском монастыре, который находится в городе Свияжск в Татарстане. В Спасо-Преображенском соборе чудом сохранилось также 16 икон, написанных для храмового иконостаса московскими и ярославскими изографами.

Архитектурный облик собора за несколько веков сильно изменился. Первоначальный вид имеет только восточная (алтарная) часть фасада с характерными полукруглыми абсидами. Трехглавый храм увенчан низкими шлемовидными куполами.

В 60-е годы XVI века на монастырской стене возвели первую сделанную из камня башню — красивые Святые ворота. В это же время деревянные стены заменили на каменные и построили Трапезную палату и храм Рождества Христова (или Крестовую церковь). Позже, в начале XIX века, этот храм переосвятили в Воскресенский.

За годы, когда монастырь отстраивался и восстанавливался после польско-литовской интервенции, было возведено несколько каменных башен, из которых Угличскую и Богородицкую мы можем увидеть и сегодня. Две другие башни – Михайловскую и Богоявленскую построили в обители в самом начале XIX века.

В конце XVII века в монастыре возвели Келейный корпус. Сейчас в этом двухэтажном здании размещены музейные коллекции, в которых можно увидеть драгоценные царские вклады и сокровища из православных храмов Ярославской области.

Бок о бок со Спасо-Преображенским собором стоит храм Ярославских Чудотворцев, построенный в 30-е годы XIX века. Он узнаваем издалека по портику с белыми колонами. Церковь эту заложили на фундаменте более древнего храма — Входоиерусалимской церкви, которая существовала здесь с начала XVII века.

Звонница – самое высокое здание на монастырской территории. Эту колокольню построили в XVI в. и дополнительно надстроили в XIX в. С ее высокой смотровой площадки открываются чудесные вида на устье Коротосли, Волгу и сам город.

Несколько лет назад на территории монастыря установили памятную стелу «Клятва князя Пожарского», декоративные ульи для пчел, сделанные в виде архитектурных памятников – храма, терема и деревянной избы, а также памятник «Копейке 1612 года».

Современное состояние и режим посещения Спасо-Преображенского монастыря

Сегодня в стенах древнего монастыря расположены основные коллекции Ярославского музея-заповедника. В этом культурном центре города экспонируются ярославские иконы, написанные с XVI по XIX век, а также уникальные художественные изделия из драгоценных металлов. В музее существуют также экспозиции, рассказывающее о природе Ярославского края, о «Слове о полку Игореве» и истории монастыря. А для групп взрослых посетителей и старшеклассников проходит несколько интерактивных программ и мастер-классы на офортном станке. Вход на территорию и посещение музейных экспозиций – платные.

Угличская башня, вид с территории монастыря

С октября по апрель территория открыта для посетителей ежедневно с 9.00 до 18.00 (кассы закрываются на полчаса раньше). Музейные экспозиции работают с 10.00 до 17.30 (кассы закрываются на час раньше). С мая по сентябрь территория открыта ежедневно с 8.00 до 20.00 (кассы закрываются на час раньше). Музейные экспозиции работают с 10.00 до 17.45 (кассы работают до 17.00). Выходной день – понедельник.

В Спасо-Преображенский собор можно попасть в теплое время года — с мая по сентябрь с 10.00 до 18.00. Его закрывают по средам и по рекомендации реставраторов — в дождливые дни.

Как добраться до Спасо-Преображенского монастыря

Монастырь расположен по адресу: Богоявленская площадь, 25, в Кировском районе города, рядом с Московским мостом через Коротосль, неподалеку от ее устья.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Территория монастыря расположена справа, сразу за автомобильным мостом через реку Коротосль.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Спасо-Преображенского монастыря составляет 2,5 км. Их можно пройти пешком или проехать на маршрутном такси.

Спасо-Преображенский монастырь

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь (Спасо-Ярославский монастырь) — древний мужской упразднённый монастырь в Ярославле, сыгравший важную роль в местной истории. Располагается на Богоявленской площади, около Московского моста через Которосль в Кировском районе города. На его территории находятся памятники архитектуры XVI—XIX веков. Здесь было найдено «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы.

Основан он был в XII веке за стенами тогдашнего города около переправы через Которосль, заняв угловое положение в системе городских оборонительных сооружений.В 1216—1224 годы в монастыре построили Спасо-Преображенский собор. В честь образования Ярославского княжества в 1218 году, по преданию, у юго-восточного угла собора возвели миниатюрную Входоиерусалимскую церковь, которая не дошла до наших дней. Уже в первой половине XIII века в монастыре образовалась большая библиотека, велась работа по переписке книг.

После пожара 1501 года, в котором сильно пострадали строения монастыря, в 1516 году, освятили заново построенный по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского кремля Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до сих пор. Сейчас это древнейшее строение Ярославля, а его фрески, написанные в 1563—1564 годах, — древнейший памятник стенописи в городе и один из двух в России, сохранившихся с эпохи Ивана Грозного (второй — Успенский собор Свияжского Успенского монастыря).Тогда же построили первую каменную башню — Святые ворота. Для нового собора московскими и местными художниками был создан большой иконостас.

В XVI веке были возведены звонница и Трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью, а в 1550—1580 — каменные стены вместо старых деревянных. Монастырь стал самой укреплённой частью города, ведь Ярославский кремль никогда не имел каменных стен, а после того как его стены в конце XVIII века были разобраны, ярославским кремлём, зачастую, стали ошибочно называть Спасский монастырь.

В 1609 году во время Смутного времени Спасский монастырь и Ярославский кремль выдержали осаду отрядов пана Будзило и воеводы Наумова, продолжавшуюся около месяца, в то время как остальная часть Ярославля была захвачена. От стен монастыря в 1612 году земское ополчение Минина и Пожарского отправилось на освобождение Москвы. С 21 марта по 16 апреля 1613 года в монастыре пребывал будущий царь Михаил Романов, находившийся здесь проездом из Ипатьевского монастыря в Москву, — отсюда он отправил свою первую грамоту — о согласии на престол.

В 1621—1646 гг. перестраивались стены монастыря, пострадавшие во время осады, — они стали более крупными, в значительной мере они сохранились до наших дней. Появились каменные башни — Богородицкая, Угличская (сохранилась), Глухая, Михайловская, Водяные ворота. В последней четверти века был построен Келейный корпус. К концу XVII века длина стен достигает 820 метров, высота — 10,5 метра, толщина — 2,8—3 метра. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение — 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.

Ныне территория монастыря является основой Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь (Ярославский Кремль). Мощная русская крепость.

Впервые монастырь упоминается в летописи в 1186 году. Считается, что он был построен не только для религиозных целей, но и для дополнительной защиты Ярославля с запада, со стороны реки Которосли, впадающей в Волгу, так как оттуда город более уязвим ( и река мельче, чем Волга, и берега не такие крутые ). Первоначально у монастыря, как и у городской крепости, стены и башни были деревянными.

В монастыре было открыто первое на северо-востоке Руси духовное училище, позднее, в 1218 году, переведенное в Ростов. Монастырь имел богатую библиотеку с большим количеством греческих и русских рукописных книг. Спасо-Преображенский монастырь играл роль религиозного и культурного центра края. Монастырские власти были духовными наставниками всех ярославских князей, что позволяло им вмешиваться в дела княжеского дома, влиять на политику князей, соблюдая при этом свои интересы. (цитата с сайта moi-jaroslavl)

В 1516 году появляется первая каменная башня монастыря — воротная башня Святые Ворота. Если вы видели какие-либо древнерусские крепости, то знаете, что воротные башни всегда особенно мощные, так как их задачей является надежно защищать вход в монастырь от вражеских попыток прорваться внутрь.

Интересно, что архитектура этого монастыря напоминает Александро-Свирский монастырь (Ленинградская область, Лодейнопольский район) , где в новгородских традициях, которые были тогда еще живы ( безумный царь Иван Грозный еще не успел тогда устроить геноцид населения на севере ) — были выстроены похожие стены и башни. Видимо, и здесь работали новгородские специалисты, а может быть, шел и культурный обмен знаниями между Ярославлем и Новгородом, как двумя торговыми и активными городами.
На фото — часть Александро-Свирского монастыря, построенного примерно в то же время

В 1550-1580 годы монастырь обнесли каменными стенами. У самого города каменных стен тогда еще не было, они появятся больше, и монастырь стал самым сильным укрепленным местом в Ярославле, каменным щитом со стороны Которосли. Благодаря покровительству московских князей — монастырь стал главнее и сильнее самого города, но это лишь отражало реальность эпохи правления Ивана Грозного — когда княжеские и городские свободы и вольности были уничтожены, и все становились холопами перед первым русским царем. Монастыри же включались по сути в систему государственной военной машины, и это напоминает знаменитый китайский монастырь Шаолинь, который в какой-то момент стал частью императорской армии. Схожие процессы происходили в Средние века и в Европе, и в Азии.

В стене видно три уровня бойниц. Внизу бойницы подошвенного боя, через них можно было стрелять по ногам и телам солдат противника. Далее бойницы, через которые можно стрелять сверху вниз, по вражеским воинам, которые подошли вплотную к стене для штурма. На самом верху — бойницы, через которые стреляют вдаль.

В монастыре стоял стрелецкий гарнизон, хранились государственные деньги. А горожан защищали земляные валы и деревянные стены. В Смутное время войска Лжедмитрия Второго пытались осаждать монастырь и город, городские окраины им взять удалось, но деревянную крепость — Рубленный город, и могучий монастырь — устояли, и врагу пришлось отступить.

Через некоторое время именно в монастыре разместились руководители второго ополчения — Минин и Пожарский, здесь на время оказалась столица России, потому что Москва уже ничего не контролировала, вся страна распалась на кусочки, и именно отсюда ее собирали по частям . Позже здесь побывал только что избранный юный царь Михаил Федорович Романов. Отсюда он отправил грамоту со своим согласием взойти на престол. Так началась новая Россия, после крушения старой в Смутное время.

Современные башни были построены уже в 17 веке, когда монастырь перестраивали, укрепляли и усиливали. Каждая башня была как самостоятельная крепость, на них стояли несколько десятков пушек, в арсенале были около сотни карабинов, в башнях хранились запасы пороха для долгого ведения стрельбы.

Вход в музей-крепость

Соединение стены с башней

Как пишут историки, наличие столь мощного монастыря в городе не обходилось без конфликтов. Чувствуя себя влиятельным феодалом, имея сильнейшую крепость, много оружия и умеющих воевать людей, монастырь нередко вмешивался в городскую жизнь, старался на все влиять, и происходили даже драки горожан и монастырских служителей. Сейчас мы нередко удивляемся бесцеремонному поведению РПЦ, ну так вот в те времена все было намного суровее.

Монастырь-крепость красив и в наши дни, но разглядеть всю красоту его тяжело. Снаружи мешают смотреть деревья и провода, внутри вообще все плохо — стены облезлые, обшарпанные, исторический памятник очень плохо ухожен. По сравнению с Толгским монастырем, который в этих же краях, но принадлежит церкви, состояние музейного объекта заметно хуже. Далее размещу еще немного фотографий стен, которые вы можете увеличить, если кликните мышкой. Эти части можно хорошо разглядеть и сфотографировать, их ничто не загораживает.

Идем вдоль крепостных стен

Если снаружи было все хорошо покрашено, то внутри многое облезлое

Теперь немного о культурных и исторических памятниках внутри. Просматривать тут что-то из-за наличия деревьев, кафе, помойных баков, всякого хлама — трудно, но кое-что можно. На стену, к сожалению не пускают — а жаль, ведь это очень интересная часть крепости, и заплатив 40 рублей за вход ( В Выборге, Вологде и Новгороде за вход не берут, а тут берут, чтоб посмотрел на плохое состояние и ужаснулся), можно было бы получить хоть эту небольшую радость.

Вот перед облезлой стеной зачем-то сделали детскую площадку. Забота о детях — это хорошо, но это можно сделать там, где стоят сувенирные ларьки и кафе, а еще лучше — все вынести за пределы крепости. А так получается, что все делается так, чтоб максимально испортить впечатление от внутренней части монастыря.

Вот перед башней столб с автомобильными покрышками. Я по таким отрабатываю удары в Сосновке возле дома, но зачем он здесь? Чтоб туристы били или чтоб охранник не скучал? Хотя на фоне общей разрухи это мелочи.

Внутри все печально, и хочется уйти, а жаль, потому что в таких местах надо проводить много времени, чтоб ощутить атмосферу той эпохи, проникнуться культурой Древней Руси.

В стене можно увидеть сохранившиеся элементы фортификации — ниши, бойницы.

Защитная ниша в стене. Здесь можно было укрыться во время вражеского огня. Или хранить боеприпасы

Самая лучшая часть внутри крепости — это храмы. В плохую погоду их закрывают, можно полюбоваться снаружи.

А также очень интересно выглядит старинная звонница.

Храмы построены в самых разных архитектурных стилях

Ярославский Кремль, он же Спасо-Преображенский монастырь — одна из крепостей Древней Руси, ценный памятник нашей истории, архитектуры и культуры, который обязательно надо посетить, как и сам город. Хочется надеяться, что когда-нибудь его приведут в хорошее состояние, но даже в нынешнем виде он вызывает большой интерес. Глядя на красоту и мощь старинной архитектуры, испытываешь уважение к мудрости и умениям наших предков.

Еще о Ярославле можно прочитать в этих моих статьях:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector