0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели, расписание богослужений

Содержание

Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муроме Епархиальные монастыри РПЦ

История

Несмотря на оживлённость и близость к реке,местность,где впоследствии был возведён монастырь,представляла собой удалённую от центра города лесную опушку,вокруг которой возвышались остатки древнего бора. В связи с этим,раньше он так и назывался, «Спасский,что на бору».

Древнейшая иноческая обитель Руси Муромский Спасский монастырь, согласно преданию был основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь, однако, не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, рядом с которым впоследствии образовалась монашеская обитель для христианского просвещения Муромской земли.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В XII – XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.

Еще одна яркая страница в истории связана с Иваном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром.

Молодой царь дал обет: если возьмет Казань — воздвигнет в Муроме каменные храмы. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Преображенский собор в монастыре. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались поварня, пекарня, «да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.

В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.

Монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию обители занимало военное ведомство, в монастырских зданиях размещался учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме.

В 1990 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.

Молодому монаху Кириллу (Епифанову), назначенному в будущем настоятелем, тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.

Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК«РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».

В период активных восстановительных работ были восстановлены Спасо-Преображенский собор, Покровский и Всехсвятский храмы полностью восстановлены, воздвигнута ограда и воссоздана надвратная церковь прп. Кирилла Белозерского. Полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп. Сергия Радонежского (2005), часовня блж. Ксении Петербургской (2006),часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спорительница Хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница, где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца.

На территории обители с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто Муромское Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена. По инициативе игумена Кирилла в 2006 году также была открыта Муромская православная гимназия прп. Илии Муромца. Первоначально и она находилась на территории монастыря. В 2013 году отдельное здание для гимназистов построено в городе Муроме на ул. Московская.

В 2013 году была образована Муромская и Вязниковская епархия, выделенная из состава Владимирской епархии. С этого времени обитель стала и административным центром новообразованной епархии. Настоятелем монастыря является в настоящее время епископ Муромский и Вязниковский Нил.

Но монастырь не мыслится без людей, которые его населяют. Центром монашеской жизни является молитва. За молитвой в храме или келье братия проводят большую часть времени. Молитва за богослужением традиционно почитается выше молитвы келейной (кроме особенных случаев Божия избранничества).

В жизни насельника обители труд неотделим от молитвы. Труд монашеский освящен молитвой. Сегодня братия занята на самых разных послушаниях.

В монастыре существует просфорня, на которой трудятся насельники обители. Просфоры пекутся как для самого монастыря, так и для приходских храмов Мурома.

Занимаются братия обители и сельскохозяйственной деятельностью. Небольшой огород находится прямо на территории монастыря. На нем выращиваются овощи

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме

Обитель, находящаяся на берегу мощной реки Оки, считается древнейшей в истории православной Руси. В стенах Муромской пустыни проживали многие чудотворцы и аскетичные мудрецы. Сегодняшние посетители величественного монастыря удивляются непревзойденным видам окружающих просторов, где торжественно стоят могучие леса, а рядом река создает мужественные потоки. Здешняя архитектура, пропитанная древностью времен, также приближает прихожан к единению с божественным милосердием.

История становления обители

Местность, где была основана обитель, в начале XI столетия представляла собой опушку леса, удаленную от городского центра. Вокруг территории возвышались редкие деревья древнего бора. Согласно преданиям первый камень Спасо-Преображенского монастыря заложил князь Глеб, сын Владимира Святого.

  • Когда основатель, благоволивший христианам, получил право владеть Муромом, ему пришлось поместить княжеский двор на окраине, на лесистом берегу Оки, потому что в центре города еще царствовали языческие обычаи. Именно в этой местности князь Глеб воздвиг собор, который освятили в честь Всемилостивого Спаса. Вокруг храма вскоре возросла иноческая обитель, куда устремлялись верующие жители Мурома.
  • О Спасо-Преображенской пустыни впервые письменно упомянули в 1096 г. В «Повести временных лет», авторитетном произведении старины, говорится, что именно в этом монастыре положили тело Изяслава Владимировича, убитого в кровавой брани c Олегом Святославовича из Чернигова. Второе упоминание датируется 1175 г., князь Юрий также нашел в обители место погребения, умершего собственной смертью.
  • В середине XVI столетия Иван Грозный шел войной на Казань. Проходя через Муром, он обещал в случае удачного исхода кампании построить в стенах Спасо-Преображенской пустыни каменные соборы. Царь выполнил обещание и воздвиг Преображенскую церковь, которой даровал атрибутику, многочисленные богословские трактаты, иконы и монашеские одежды.
  • В 1637 г. монастырь расширился за счет храма Покрова Пречистой Девы, его перестроили спустя 54 года. Здание включало хлебню, пекарню и поварню. В 1687 г. в стенах обители по настоянию митрополита Варсонофия соорудили каменные Патриаршие палаты, внутри которых устроили домовой собор, освященный во славу В. Рязанского.
  • С давних времен на западной стороне Покровского собора стояла колокольня. В середине XVIII столетия это обветшалое строение вынуждены были заменить. Новая четырехугольная колокольня состояла из трех ярусов, имела пирамидальную кровлю.
  • В 1787 г. упразднили древний надвратный храм Кирилла Белоезерского. Спустя 20 лет монастырь обзавелся каменным ограждением, но строительство затянулось из-за отсутствия финансирования и материалов низкого качества.

На заметку! Паломники, вступившие в стены древнейшей обители, отметят красоты и аккуратность газонов, украшенных по периметру различными цветами. В центре территории расположился небольшой пруд, где умиротворенно цветут лотосы. Вокруг него построена площадка с обилием растительности, камней и лавок, дружелюбно приглашающих к отдыху.

До 2013 г. на территории находился мини-зоопарк, радовавший прихожан наличием интересных животных.

История до наших времен

В 1878 г. обитель заполучила чудотворную икону Богоматери «Скоропослушница». Святыню привез архимандрит Антоний, получивший её в дар от монахов горы Афон. С этого времени чудотворный лик является главной реликвией Спасо-Преображенского монастыря.

  • В конце XIX на территории пустыни появился трехъярусный корпус, где размещалась братия. В 1918 г. обители закрыла свои врата, получив обвинения от советских властей. Вскоре в закрытой пустыни организовали военное ведомство и учебные полки. Внутреннее убранство полностью разорили, что подтверждается секретными документами.
  • В 1990 г. патриарх Алексий II выслушал ходатайство о возрождении Муромской обители. Через некоторое время приняли решение о выселении военного ведомства. Только в 1905 г. РПЦ официально утвердила заявление о восстановлении древнейшего монастыря. Однако работы долгое время не начинались.
  • В 2003 г. прошла конференция, где возможность возрождения обители рассматривалась обстоятельнее. Посетителям и участникам показали степень разрушения архитектурного памятника, это произвело колоссальное впечатление на людей, заботящихся о памятниках старины. После подачи очередного заявления на восстановление нашлось большое количество единомышленников и спонсоров.
  • Во время активной реконструкции из праха восстал Спасо-Преображенский собор и Покровская церковь (их восстановили полностью), построили ограду, отремонтировали монашеский корпус.
  • Летом 2005 г. освятили часовню великомученика Георгия Победоносца, а в середине осени того же года подобный ритуал прошел в надвратном храме Сергия Радонежского. В 2006 г. устроили часовню блаженной Ксении Петербургской, внутри здания хранится чудотворная икона преподобной с фрагментами от её гробницы.
Читать еще:  Тверская епархия: священники, монастыри и храмы, духовенство и указы

В монастыре с благословения преподобного Евлогия открыто духовное училище, а также православная гимназия.

На заметку! С 2013 г. Спасо-Преображенская пустынь считается административным центром Муромской епархии.

Сегодня настоятелем обители называют отца Нила. Насельники, многое время проводящие в молитвах, трудятся в просфорне, занимаются сельскохозяйственным трудом, выращивая овощи.

Архитектура

Главные здания выполнены в традициях пятиглавых церквей, внешне напоминающих Успенский храм московского Кремля. Постройки создавались с использованием белого и красного камней, без лишних изысканий, но привлекательно. Храмы и часовни обители охраняются государством как уникальные памятники архитектуры.

Центральным строением считается Преображенский собор, возведенный при Иоанне IV. Внешний облик здания формировался на протяжении нескольких исторических периодов. Изначально собор представлял собой строение на четырех столпах с пятью шлемовидными главами, имел узкие окна и широкие порталы. Стены разделялись на сегменты благодаря плоским пилястрам. Барабанные карнизы украшались зубчиками в два ряда, основание центра — кокошниками. К боковому фасаду была пристроена каменная колокольня.

Другие православные храмы в Муроме:

В середине 1839 г. Преображенская церковь утратила первоначальный вид. Архитектору Я. Петрову поставили задачу пристроить с западной стороны здания широкую трапезную. К тому же свою форму изменили главы, отныне они стали луковичными, а не шлемовидными. В этот же период расширили оконные проемы, а широкие порталы сузили до обычных дверных проемов. В конце XIX столетия заменили деревянные внутристенные связи металлическими, трещины закрыли кирпичом и положили новую штукатурку.

В середине XX века в Преображенском соборе прошли реставрационные работы, цель которых было восстановление первоначального облика. Однако решить эту задачу мастера не смогли.

Остальные строения

Вторым по значимости религиозным зданием монастыря является двухэтажный храм Покрова Богородицы. В середине XVIII столетия он имел пять престолов, три из которых располагались на втором ярусе.

  • Западный фасад строения обладает некоторой асимметрией, происходящей от смещения основного восьмигранного столба на северную сторону. Покровский собор потерял первоначальный облик и важные архитектурные элементы из-за постоянных перестроек. Храм отчасти выполняет функции хозяйственного корпуса. В отличие от центрального собора, выделяющегося монументальностью и строгостью, он отличается простотой и хрупкостью.
  • В середине XIX столетия Покровскую церковь из холодной переделали в отапливаемую. В 1881 г. на втором ярусе здания соорудили два иконостаса, куда поместили новосозданные лики святителей. Вскоре завершили отделку нижнего этажа. Сегодня в соборе Покрова хранится ковчег с чудотворными останками И. Муромца.
  • Со времен создания Преображенской обители на западной стороне Покровского собора стояла колокольня, которую заменили новой в середине XVIII столетия. В 1885 г. обветшалую пристройку исправили и отштукатурили, процессом руководил епархиальный зодчий.
  • В конце XVII столетия на территории монастыря воздвигли настоятельские палаты — двухъярусный дом с каменными сводами. В 1885 г. строение было отреставрировано полностью: заменили потрескавшиеся своды, грозившие обрушением и пропускающие холод в зимнее время; переделали печи, оконные проемы, полы, а стены оштукатурили. Таким же образом восстановлению подвергся и нижний ярус.
  • В 1885 г. братия пыталась восстановить монастырскую ограду, совершенно обветшалую и разваливающуюся. Однако денег хватило только на реставрацию западной стороны. К концу XVIII в. в обители появились несколько каменных строений: каморка для привратника, помещения для конюха и простых рабочих.
  • Часовня-костница использовалась в качестве некрополя, где более 900 лет хоронили русских князей, представителей духовенства и богатых помещиков. После закрытия обители на месте монастырского кладбища поместили воинскую часть с двумя казармами и платцем. В период с 1998 по 2005 гг. при восстановлении территории обнаружили множество останков, поруганных во времена советской власти. Чтобы похоронить эти мощи и была построена часовня-костница, внутри которой можно разглядеть черепа и другие фрагменты скелетов.

Как добраться

Спасо-Преображенская пустынь считает популярным местом в туристической среде. Экскурсии проводятся во вторник и пятницу с 10:00 до 17:00.

Чтобы добраться до монастыря на автобусе, следует садиться на остановке «Щелковский вокзал». Транспорт будет в пути около шести часов, от конечной станции до места назначения 3,5 км. От «Казанского вокзала» до Мурома следует поезд, дорога занимает от 4 до 5 часов. Паломники имеют возможность разместиться в уютной гостинице.

В паломническом центре прихожане получают жилье и питание, здесь может разместиться каждый. За 300 р. предоставляется общий номер на 12-14 мест, за 1000 р. — комфортабельные комнаты. На первом ярусе расположена трапезная, работающая с 11:00 до 18:00, обед стоит примерно 100 р. Если в паломническом центре не осталось мест, следует забронировать комнату в городе.

Будничные богослужения совершаются с 8:00 до 18:00.

На заметку! Престольный праздник — 22 ноября, день Святой иконы «Скоропослушнцы».

Спасо-Преображенская пустынь, устроенная на опушке густого леса, обладает привлекательной архитектурой и непередаваемой атмосферой умиротворения. Место чрезвычайно популярно в туристической среде, здесь проводятся постоянные экскурсии.

Православные верующие могут приходить на богослужения в храмы и радоваться величию чудотворных святынь, неоднократно спасавших души несчастных соотечественников.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Спасо-Преображенский монастырь, расположенный в древнем Муроме, является одной из старейших российских обителей – впервые о нем упоминается в «Повести временных лет». Главный собор монастыря стал каменным во времена Ивана Грозного – царь выделил средства на строительство после того, как взял Казань. При Петре Первом здесь открыли первое в Муроме учебное заведение для детей священнослужителей. Во время реформ, которые проводил патриарх Никон, в монастыре некоторое время были старообрядцы. В советские времена обитель закрыли, но в девяностые годы вернули верующим. Об этом просили не только обычные муромчане, но и многие известные люди, например, академик Лихачев.
Сегодня обитель действующая: храмы отреставрированы, на месте некрополя возвели часовню-костницу, на нижнем этаже которой выставлены черепа, обнаруженные при раскопках. В монастыре хранится точная копия афонской иконы Богоматери «Скоропослушница», есть статуя Ильи Муромца с частицей его мощей, раки с мощами Петра и Февронии, крест с частицей Креста Господня.

Где находится обитель

Как лучше добираться до Спасо-Преображенского монастыря

  • Прежде всего необходимо попасть в Муром. Сделать это можно из Москвы поездом (отправление с московского Казанского вокзала), электричкой – в этом случае необходимо будет сделать несколько пересадок.
  • Достаточно удобное автобусное сообщение: рейсы отправляются от Щелковского вокзала, причем от автовокзала Мурома можно дойти пешком, поскольку расстояние немногим превышает 3 километра.
  • Можно доехать автобусом и до Владимира, где пересесть на рейс до Мурома (на том же автовокзале).
  • Попасть в город автобусом несложно и из Нижнего Новгорода, Рязани, Иваново, Гусь-Хрустального.
  • Если вы предпочитаете путешествовать автомобилем, из Москвы следуйте по Горьковскому шоссе в направлении города Владимира. После этого необходимо повернуть в сторону Мурома (ориентируйтесь по указателю, расположенному перед въездом в город).

Посещение Спасо-Преображенского мужского монастыря в Муроме

  • Туристы могут посетить эту обитель со вторника по пятницу. Монастырь открыт для посетителей с 10.00 до 17.00. Если вы хотите побывать здесь с паломничеством в период праздников, заранее свяжитесь с обителью по телефону.
  • Остановиться в Братском корпусе или паломнической гостинице можно ежедневно, в период с 9.00 до 20.00.

Паломнический центр предлагает такие экскурсионные программы:

  • обзорная по городу Мурому;
  • поездка в Карачарово – село, откуда, согласно преданиям, родом Илья Муромец;
  • посещение села Лазарево, где родилась и жила праведная Иулиания, чьи мощи хранятся в обители;
  • поездка по четырем муромским монастырям.
  • за внешним видом (женщины должны покрыть голову и надеть юбки или платья, мужчинам нельзя быть в шортах или спортивной одежде);
  • отключать телефоны или переводить их в беззвучный режим;
  • фотографировать в храме со вспышкой;
  • шуметь на территории монастыря;
  • здесь нельзя употреблять спиртные напитки, курить, фотографировать иноков без разрешения.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром)

Му́ромский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь («Спа́сский что на Бору́») — мужской монастырь Муромской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года). Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.

С именем цара Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участи в жизни обители представителей царствующего дома.

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооружённого литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром значительное время отказывал нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние, архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

Читать еще:  Старцы Псково-Печерского монастыря: современные и великие, в чем помогают и как к ним доехать

В 1720-х годах монастырь был приписан к рязанскому Архиерейскому дому, и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей.

В 1891 году на территории обители был возведён каменный трёхэтажный братский корпус, в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее — Митрофан (Загорский). В 1907 году в здании келейного корпуса была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В 1918—1919 годах монастырский Преображенский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращён.

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации.

Современное состояние [ править ]

В «Списке памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения», в составе ансамбля Спасо-Преображенского монастыря значатся пять объектов:

  • Спасо-Преображенский собор 1552 г. — небольшой, почти квадратный в плане, четырехстолпный, пятиглавый, трехапсидный;
  • Трапезный корпус с Преображенской церковью 1691 г. — двухэтажный;
  • Настоятельский корпус 1687 г.;
  • Надвратная церковь Кирилла Белозерского 1807-10 гг.;
  • Братский корпус 1890 г.

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме

Перед посещением мужского монастыря на левом берегу реки Оки, ознакомьтесь с полезной информацией о святыне и узнайте расписание богослужений.

  1. Адрес монастыря
  2. Святыни монастыря
  3. Расписание богослужений
  4. Историческое значение
  5. Религиозное значение
  6. Почему люди ходят в монастырь?

Адрес монастыря

Прекрасное расположение этого церковного учреждения, дает нам рассмотреть его великолепную архитектуру со всех ракурсов .

Святыня располагается на монастырском холме. С него взор на монастырь открывается не только для Муромской, но и Нижегородской области.

Это одно из самых старых сооружений в России, археологи и историки утверждают, что оно лишь немного младше Киево-Печерской лавры, основанной в 1051 году.

Найти церковь получится по адресу — Съезд Лакина, ул. Лакина 1А.

Святыни монастыря

В городе Муром достаточно много святынь, даже если не подразумевать церковные учреждения. Большое скопление мощей в одном населенном пункте делает Муром уникальным. Люди иногда именуют его — православной столицей России.

Помимо Спасо-Преображнского монастыря, в городе есть Покровский храм, Собор Воскресения Христова, Свято-Троицкий женский монастырь , Церковь Серафима Саровского Свято-Вознесенский кафедральный собор. Это не все православные архитектурные сооружения, имеющиеся в Муроме, а лишь основные.

На этой земле произошло много событий. В Муроме родился, вырос и приобрел свою богатырскую силу Илья Муромец. (см. Католическая Пасха в 2019 году)

Город когда-то находился под княжеской властью Петра , который взял в жены простую девушку Февронию. Вместе эти двое святых прошли через испытания. Сейчас для православной церкви Петр и Феврония — образец настоящей, крепкой семьи.

Спасо-Преображенский монастырь выделяется на фоне других храмов.

Основание монастыря причисляют к заслугам страстотерпца Глеба Владимировича Муромского — первого святого на Руси. Углубляясь в историю , мы узнаем, что Глеб был сыном князя Владимира, крестивший Русь в 988 году.

Помимо Глеба, Петр также присутствовал в этой церковной обители , ибо летописные своды повествуют нам о постриге Петра в этом мужском монастыре.

Стены монастыря видели монголо-татар, и то, как они порабощали русских людей. Об этом нам тоже повествует письменный источник. Главным лицом событий выступает Василий Рязанский, он окормлял паству в Муроме.

В XIX веке произошло радостное событие для Спасо-Преображенской обители, в неё привезли икону “Скоропослушницы” с горы Афон. Это главная святыня монастыря , она находится там и в наши дни. Случается, что икона мироточит, это означает, что для церковного учреждения наступает новый этап в жизни.
В XXI веке, при содействии Патриарха и Правительства, в церковь была привезена рака с частицей мощей Святого Ильи Муромца.

Расписание богослужений

Масштаб значимости церковного учреждения ясен по количеству прихожан, ежедневно посещающих Муром. Люди с дальних уголков страны едут во Владимирскую область , чтобы помолиться муромским святым, принять благословление у местных священнослужителей.
Для большего удобства посетителей рядом с монастырем работает церковная гостиница и столовая.

В целях ознакомления , туристы могут посещать православную обитель пять дней в неделю — с понедельника по пятницу, с 10:00 по 17:00.

Важно! Если целью не является туристическая поездка, то вы сможете обговорить паломнический поход с представителями монастыря.

После богослужения можно подняться на колокольню часовни Сергия Радонежского. Оттуда открывается поразительный вид на природу и город. Звонарь позволит желающим позвонить в колокол.
Стоит упомянуть пекарню монастыря, где продается церковный хлеб.

Историческое значение

История монастыря поражает своим разнообразием. Православная обитель переживала все беды и радости вместе с русским народом.

Дата основания Спасо-Преображенского монастыря не до конца известна археологам.
Но мы точно можем утверждать, что его основателем стал Глеб Владимирович Муромский, сын Владимира Крестителя. Дата рождения святого — 987 год, умер в 1015, от этих цифр отталкиваются историки.

Из курса истории, мы знаем, что крещение Руси происходило ни одним годом, оно длилось на протяжении нескольких сотен лет. Когда князь Глеб получил во владение Муром , он не мог там поселиться. Причиной служило язычество, актуальное на тот момент у жителей этой земли.

Глеб построил недалеко от города княжеский двор, где и обосновался. Были возведены первые православные обители — храм Всемилостивого Спаса и обитель для монахов.

Примечательно, что первым православным сооружением на территории Руси, упомянутым в “Повести временных лет” Нестора стал Спасо-Преображенский храм .

Дата, фигурировавшая в летописи, — 1096 год, когда под стенами обители погиб Изяслав Владимирович. Он — второй сын Владимира Красно-Солнышко .

Больше особым потрясениям церковное учреждение не поддавалось.

Спокойствие и умиротворение продолжалось до 1917 года, распада Российской империи.
Временное правительство собиралось закрыть церковь. Поводом для такого шага стало подозрение, что настоятель — Митрофан сопутствует поддержке Белого движения.

Архитектурное сооружение не закрыли, оно действовало в период с 1918 по 1919 года.

В 1920 году к власти на смену Временному правительству приходят большевики во главе с В. И. Лениным. Начало пропаганды атеизма, которую они стали активно продвигать в массы , подразумевало закрытие всех церковных учреждений в стране, сожжение Библий и икон.

Храм с 1920 года функционировал как муромский музей. Но большевикам было мало такой деятельности. Вскоре, храм превратили в военную базу, угодную НКВД. Из-за того, что там располагалось их отделение, вход гражданским лицам на территорию обители был строго запрещен.

Храмы стали разорять, это делалось революционерами беспощадно. В действие был приведен один из планов большевиков — “Реализация церковного имущества”.

На протяжении почти всего XX века Спасо-Преображенский монастырь находился в плачевном состоянии. Лишь в 1990 годах, Д. С. Лихачев, вдохновленный идеей Жукова о возрождении церковных архитектурных сооружений, обратился к Московскому Патриарху Алексею.

1995 года бывшее НКВД вернуло территории православной святыни, изъятые в далеком 1920 году.

Значение монастыря для России велико. Судя по историческим сводкам, можно сказать, какую большую цену имеет этот памятник Древнерусской культуры . С ним связаны ключевые события в жизни государства, от его создания до самых горьких и плачевных десятилетий.

Религиозное значение

Для церковнослужителей и для простых прихожан Спасо-Преображенский храм — это место, где они получают благословление Бога , поддержку святых. Здесь они молятся о здравии, о счастливой и многодетной семье. (см. Предсказания казахской Ванги о России и Украине на 2019 год)

К монастырю привязаны истории великих святых , молившихся в этом храме.

Для человека тяжело больного — Спасо-Преображенская обитель становится лучиком надежды на спасение от страшного недуга. Ему может прийти на помощь Илья Муромец .

Для семей, в чьих отношениях произошел разлад — это способ, чтобы снова скрепить родственные связи, найти понимание. В этом деле надо обращаться за благословлением к святым Петру и Февронии.

Почему люди ходят в монастырь?

Когда мы посещаем территорию церкви, то зачастую, нас окружает множество религиозных деятелей. К ним относятся батюшки и монахи .

Монахов в храмах намного больше, нежели иных церковнослужителей. Они занимаются различной деятельностью, связанной с благоустройством земли, находящейся на территории церковного учреждения.
В функции монахов входит регулярное чтение молитвы, песнопение в хоре на богослужении, участие в иных делах церкви, приготовление еды в церковных столовы х и прочее.

Уходу в церковь могут сопутствовать совершенно разные причины, положительные и отрицательные.

Какие люди приходят в монастырь, чтобы отдать свою жизнь служению Богу ?

О монахах сложилось множество мнений, зачастую неправильных.

В церковь приходит много образованных и интеллигентных людей. Их профессии и социальный статус могут быть совершенно разными.

Есть мнение, что в храм идут бедняки , но это не правда. Среди монахов очень много бывших состоятельных людей.

Причиной, по которой эти люди меняют свою жизнь — покаяние или осознание, чем они хотят заниматься оставшиеся годы.

Стремление к духовному самосовершенствованию в идеале возможно лишь при постоянном посещении храма — эта идея движет большинством новых монахов.

Посвятить себя полностью отречению от всех земных развлечений, радикально поменяться телом и духом — очень сложная задача. Человек должен понимать, что за жизнь его ожидает.

Читать еще:  Храмы Иркутска: православные церкви и монастыри города и области, адреса

Для этого надо быть достаточно сильной, мужественной и решительной личностью. Тогда дорога к Богу открыта для вас.

Но не всегда люди идут в храм от хорошей жизни. Есть случаи , когда лишь отрешение от обычной жизни помогает встать на ноги.

Разлад в семейной жизни, потеря близких родственников или иные жестокие жизненные ситуации заставляют иногда людей принимать столь серьезные решения .

Но это помогает им воспрянуть духом, обрести новый смысл существования и позволяет взглянуть на жизнь под новым углом .

В Спасо-Преображенском монастыре служит много монахов мужчин. История каждого из них разная, но по- своему уникальная , заставляющая проникнуться делом этих богослужителей.

Спасо-Печерский монастырь — это уникальное достояние России в религиозном и историческом плане. Это прекрасное архитектурное сооружение, приютившее за своими стенами большое количество паломников и священнослужителей.

Хотите ли вы посетить Спасо-Печерскую церковь?

Самый древний монастырь в России

Фоторепортаж

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Спасо-Преображенский монастырь – главная достопримечательность Мурома, с ним связаны имена более 25 православных святых. Многие ученые уверены, что этот монастырь можно считать самым древним в России. Однако у обители весьма непростая история, и не раз монастырь находился на грани разрушения и исчезновения…

Самый древний монастырь в России

Первое упоминание о самом городе Муроме в «Повести временных лет» относится к 862 году, а о Спасо-Преображенском монастыре – к 1096 году. Однако есть все основания полагать, что он был заложен еще раньше, во времена княжения благоверного князя страстотерпца Глеба.

Получив в удел от своего отца великого князя Владимира Красное солнышко Муром, юный князь Глеб Владимирович, приехал сюда не просто княжить, а с целью обратить местное население в православную веру. Он не встретил радушного приема у муромлян и был вынужден поселиться за пределами города. Глеб Муромский построил свою резиденцию на берегу реки Ушня в двенадцати верстах от города, а на высоком берегу Оки устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, и затем – монашескую обитель.

В 1015 году Глеб и его брат Борис были вероломно убиты, а на Руси началась эпоха кровавых междуусобиц. Но и в такое тяжелое время Спасо-Преображенский монастырь продолжал оставаться центром православия на муромской земле.

Благодарность Ивана Грозного

Новое упоминание о Спасо-Преображенском монастыре относится уже к эпохе Ивана Грозного. В 1552 году царь предпринял третью попытку захватить Казань. Муром стал боевым лагерем великого князя: на берегу Оки раскинулись воинские шатры, здесь готовились плоты и струги для переправы. Молясь о даровании победы практически под стенами Спасо-Преображенского монастыря, царь дал обет: в случае взятия Казани построить в Муроме новые храмы.

Иван Грозный сдержал свое слово: вскоре после похода на Казань в Муроме началось каменное строительство, и вскоре город украсили четыре новых каменных храма. Тогда же был отстроен и новый собор в Спасо-Преображенском монастыре. Государь не забывал обитель на протяжении всего своего правления, делал немалые денежные вклады, подарил церковную утварь, облачения, книги.

Икона Божией матери «Скоропослушница» – спасительница обители

В последующие годы на долю Спасо-Преображенского монастыря выпало немало испытаний. Он был разграблен в годы Смуты, пострадал от церковных преобразований Петра I и от проводимой Екатериной II политики секуляризации монастырских земель. Спасский собор даже пришлось закрыть по причине ветхости: в нем было опасно служить, поскольку в любой момент могли обрушиться стены. Литургия в обители не могла совершаться из-за отсутствия хлеба и вина.

Но даже обедневший монастырь не утратил своего значения и продолжал славиться своей библиотекой с уникальным собранием древних памятников письменности.

А в 1878 году произошло настоящее чудо, с которого началось возрождение обители. Настоятель архимандрит Антоний (Ильенов) привез со Святой горы Афон чудотворную икону Божией матери «Скоропослушница», которая стала главной святыней обители. Многие отмечают, что лик Богородицы меняется в зависимости от событий дня – на праздники она радостна и улыбается, а когда происходят трагические события – темнеет и печалится.

Икона Божией матери «Скоропослушница» спасла монастырь от разорения: с ее появлением вдруг стали поступать деньги и пожертвования. На эти средства были восстановлены храм и настоятельский корпус, построен братский корпус, отреставрированы стены.

«Страшный» XX век

Останки, найденные на территории уничтоженного в советское время монастырского кладбища

В 1918 году в монастыре вспыхнул антибольшевисткий мятеж, в результате братию обвинили в поддержке белого движения, а монастырь закрыли и отдали под руководство военного ведомства. Часть имущества была передана Муромскому музею, а сам монастырь в 1930-х годах заняла воинская часть. В братских корпусах были устроены казармы для солдат, в Спасо-Преображенском соборе – спортивный зал. Некрополь, который находился за апсидами Покровского храма и Спасского собора, был разрушен, а на его месте был устроен плац. Солдаты маршировали по сути по костям захороненных здесь людей…

Часовня, где находится костница

После возвращения Спасо-Преображенского монастыря церкви плац был разобран, и на месте бывшего кладбища было обнаружено огромное количество останков из поруганных захорошенений. Для их погребения по афонскому образцу была устроена часовня-костница. На ее стене выбита надпись: «Помни всякий брат: мы были как Вы, Вы будете как мы».

Новое возрождение Спасо-Преображенского монастыря

В 1995 году Спасо-Преображенская обитель была возвращена Церкви. Большую роль в спасении и возрождении монастыря сыграл академик Дмитрий Лихачев, обратившийся с ходатайством о возрождении обители к патриарху Алексию II. Ее наместником был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов). Он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…».

На помощь вновь пришла икона Божией Матери «Скоропослушница», которая на протяжении почти 80 лет хранилась в запасниках муромского музея и наконец вернулась в монастырь. Восстановление пошло быстрыми темпами: в обители собралась братия, нашлись благотворители и опытные помощники.

Подсобное хозяйство монастыря

Сегодня Спасо-Преображенский монастырь – один из самых красивейших монастырей Мурома. В настоящее время на территории монастыря расположены два больших храма, ризница, колокольня, купальня, часовни, братский корпус, паломническая гостиница и трапезная, учебный корпус.

Достопримечательности обители

Икона Божией Матери «Скоропослушница», которая сыграла такую важную роль в истории Спасо-Преображенской обители, сейчас находится в Покровской церкви монастыря. Здесь же установлен мироточивый крест с частицей Животворящего Креста Господня. Рядом находится икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его ризы, икона и ковчег с частицей мощей святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских Чудотворцев.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме — монашеская обитель с почти вековой историей

Согласно летописным источникам, Спасский монастырь в Муроме является древнейшей обителью Святой православной Руси. В 2006 году монастырю исполнилось 910 лет, старше его только Киево-Печёрская лавра.

Содержание:

  1. Краткая история
  2. Храмы Спасо-Преображенского монастыря
  3. Святыни Спасо-Преображенского монастыря
  4. Возрождение обители
  5. Дополнительная информация
  6. Спасо-Преображенский монастырь на карте

Краткая история

Впервые Спасский монастырь упоминается в летописи 1096 года в связи с гибелью в княжеской междоусобице Изяслава Владимировича — сына Владимира Мономаха.

Спасо-Преображенский монастырь с высоты птичьего полёта

Горожане похоронили убитого Изяслава в монастыре Святого Спаса. По легенде, монашеская обитель возникла на том месте, где в 1013 — 1015 годах стоял княжий двор одного из первых русских святых — князя Глеба.

Вначале здесь появилась деревянная Спасская церковь, а впоследствии вокруг неё вырос монастырь, получивший название «Спасский что на Бору». Ещё одна версия гласит, что на высоком берегу Оки, где сейчас возвышается Спасо-Преображенский монастырь, произошло крещение муромских язычников.

Церковь Кирилла Белозерского

В годы татаро-монгольского нашествия Муром и его монастыри были разорены. В 1351 году князь Юрий Ярославович начал восстановление обители. Согласно летописи, князь «обновил град свой, вотчину свою Муром, запустевший со времён первых князей, также и бояре его, и вельможи, и купцы ставили дворы свои и святые церкви обновили иконами и книгами».

Собор Спаса Преображения

Храмы Спасо-Преображенского монастыря

В 1552 году накануне Казанского похода Муром посетил Иван Грозный. Одержав победу, царь прислал в Муром артель зодчих, и один за другим в городе начали строиться каменные храмы. В это же время на высоком берегу Оки вырос великолепный Спасский собор. Иван Грозный установил в монастыре «общежительство» и пожаловал обители обширные земельные владения. Несмотря на многочисленные перестройки, собор Святого Спаса сохранил строгий облик красоты. Это монолитное, пятиглавое, зелёно-бело-чёрное здание, словно огромный ковчег, плывёт в синеве неба. Его купола видны уже издалека туристам, прибывающим в Муром со стороны Оки.

Церковь Херсонесских Священномучеников в братском корпусе

С севера к собору примыкает двухэтажный трапезный Покровский храм, построенный в 1691 году на средства митрополита Варсонофия. Первый этаж отведен под хозяйственные нужды, здесь располагаются пекарня, поварня и кладовые. Второй этаж занимает просторная, светлая церковь.

Святыни Спасо-Преображенского монастыря

Среди святынь обители особенно почитаема чудотворная икона Божьей матери «Скоропослушница», привезенная со Святой горы Афон в 1878 году. Она любима народом за скорое исполнение прошений, освобождение от бед и чудеса исцеления. Многие прихожане замечают, как икона меняет свой лик.

Церковь Василия, епископа Рязанского при настоятельском доме

В дни церковных праздников, таких как Рождество, Крещение, Пасха, её лик светел и радостен, а когда происходят печальные события, лик становится грустным. Воины и контрактники, служащие в Чечне, приходят в монастырь, чтобы помолиться перед образом Георгия Победоносца с древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика. Почитаема паломниками и икона Серафима Саровского с частичкой его мощей. В соборном храме монастыря хранится скульптурный образ Ильи Муромца , помещённый в раку вместе с частичкой мощей, полученной из Киево-Печёрской лавры. Фигура богатыря воссоздана по нетлённым останкам преподобного Ильи.

Часовня Георгия Победоносца

Возрождение обители

В конце XIX века в восточной части монастыря существовал некрополь, где хоронили городскую знать, богатых купцов и священнослужителей. В советское время монастырское кладбище было уничтожено. Сегодня на его месте стоит часовня-костница. Заглядывать в неё страшновато: в подземных нишах покоятся черепа и кости, найденные при раскопках некрополя. В 2008 — 2009 году монастырь капитально отреставрировали на средства, выделенные Счётной палатой Российской Федерации. Благодаря труду иноков и благодетелей ныне обитель возрождена из руин. Восстановлены храмы, разбиты сады.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В клетках содержатся куропатки и павлины. На территории монастыря открыто хлебопекарное производство. В монастырском магазине можно купить вкусный, дешёвый хлеб, а в трапезной — недорого и сытно покушать.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector