0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спасо-Елеазаровский монастырь: история и адрес, настоятельница и игуменья, описание, святыни

Содержание

Отзыв: Спасо-Елеазаровский женский монастырь (Россия, Псковская область) — Впечатлена историей монастыря и жизненным подвигом игумении Елисаветы (Беляевой).

Посещение Спасо-Елеазаровского женского монастыря входило в программу экскурсии на Талабские острова, и если достопримечательностями островов я поинтересовалась заранее, то узнать информацию о монастыре, к моему величайшему огорчению, я не посчитала нужным. До сих пор сожалею, что так безответственно поступила.

Спасо-Елеазаровский монастырь расположен примерно в 25 км к северу от Пскова в деревне Елизарово.

Добраться от города до монастыря нетрудно. От центра Пскова, площади Ленина, до деревни Елизарово ходит рейсовый автобус, но мы добирались на экскурсионном автобусе. Дорога от Пскова до монастыря пролетела быстро и почти незаметно.

Деревня Елизарово, по крайней мере та её часть, которую мы увидели, произвела приятное впечатление. Территория, прилегающая к монастырю, выглядела ухоженной. Сам монастырь скрывался за высокой каменной оградой.

Гид нас предупредила, что все, кто одет в брюки, в обязательном порядке должны надеть «гостевые» юбки, которые лежат в специальных коробах у входа в монастырь — это обычная практика при посещении объектов религиозного культа. Войдя в ворота и сосредоточившись на надевании юбки, в первые минуты я как-то оставила без внимания, что собой представляет территория монастыря — ну, монастырь и монастырь, приходилось бывать в разных, в том числе и за границей, поэтому ничего особенного я и не ожидала увидеть.

Закончив «операцию» с преобразованием костюма, я наконец-то подняла голову и осмотрелась вокруг. Жаль некому меня было в этот момент запечатлеть на фото — я была ошеломлена открывшейся картиной: «Боже мой! Какая красота! Кто создал этот белоснежно-зеленый архитектурный ансамбль в псковской глубинке?!»

Церковь Трёх Святителей:

Обращал на себя внимание ландшафтный дизайн — заметно, что над его созданием потрудился ни один дизайнер:

Монастырский пруд, в котором водятся рыбки, причем довольно крупные:

Полюбовавшись панорамой монастыря, я с удвоенным вниманием стала слушать гида.

Спасо-Елеазаровский монастырь был основан монахом Ефросином (Елеазаром) в XV веке и до 1917 года существовал как мужской.

В монастыре жил и монах, предположительно ученик Ефросина, старец Филофей, которому принадлежит идея «Москва — Третий Рим»: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Формула старца Филофея выбита на памятном било — так называется деревянная или металлическая доска, по которой ударяют молотком (палкой):

После революции Спасо-Елеазаровский монастырь был закрыт, и на его территории в советский период что только ни размещалось: например, в 1990-е годы — детский спортивный лагерь. В 1999 году РПЦ добилась, что монастырь — точнее, его руины — вернули церкви.

Восстановление монастыря началось в 2000-ом году под руководством игумении Елисаветы (в миру — Татьяны Беляевой). Когда монахине говорили, что она совершает великое дело, возрождая монастырь, она отвечала: «Возродить монастырь — это большое дело, а великое — возродить идею старца Филофея!»

Хрупкая и не отличающаяся крепким здоровьем игуменья Елисавета сделала невозможное — за 10 лет, буквально из пепла, восстановила разрушенный монастырь во всей его нынешней красе и великолепии. Что бы о ней ни говорили и ни писали — великая женщина! Из тех, кто коня на скаку остановит и в горящую избу войдёт!

Можно сказать, что настоятельница монастыря достучалась до небес, восстанавливая обитель — она добилась выделения целевых средств на восстановление монастыря из федерального бюджета. Как ей это удалось — история умалчивает! Однако такие подвиги не прошли бесследно для здоровья — в 2010 году игуменья Елисавета умерла, ей было всего лишь 54 года. Не зря говорят, Бог забирает к себе лучших невзирая на их возраст. Похоронена героическая женщина-монахиня на территории монастыря. Над её могилой воздвигли часовню:

Небесная покровительница игумении — святая мученица великая княгиня Елизавета:

Меня удивило, что мужской монастырь стал женским. Почему и зачем было его преобразовывать в женский? Ответ напрашивается один: не нашлось монаха мужчины, способного взвалить на свои плечи такую тяжелейшую ношу.

В монастырской церкви Трёх Святителей, названной в честь Вселенских учителей церкви Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (по преданию, они приснились монаху Ефросину и повелели построить храм) хранятся две особо ценных иконы.

1. Список (копия) Цареградской иконы Божией Матери (оригинал, подаренный монаху Ефросину константинопольским патриархом, был украден ливонскими рыцарями и вместе с ними утонул в Чудском озере) хранился старцем Николаем (Гурьяновым) в церкви на острове Залит и передан монастырю после его восстановления:

2. Икона Спас Елеазаровский — справа от Царских врат в желтой нише (над иконой висят три лампады):

К сожалению, не удалось чётко сфотографировать икону — она небольшого размера, выполнена на тёмном фоне, хранится в специальном киоте под антивандальным стеклом и видеокамерами:

Раньше Спас Елеазаровский находился в экспозиции Псковского музея-заповедника, но церковь настояла на её возвращении монастырю. Икона вернулась в монастырь в августе 2010 года, через два месяца после смерти игумении Елисаветы, и на её торжественную передачу прибыла внушительная делегация VIP-персон из Москвы, возглавляемая патриархом Кириллом.

Вообще, как я узнала из вездесущего и всемогущего Интернета, VIP-персоны нередко посещают Спасо-Елеазаровский монастырь. Для них там созданы все условия для комфортного пребывания. Останавливаются они в специальных гостевых домах-коттеджах, расположенных за ограждением в тени вековых деревьев:

Как бы то ни было, Спасо-Елеазаровский монастырь произвел на меня самое благоприятное впечатление. Не знаю, может быть, внешнее благолепие не соответствует его внутренней, скрытой от посторонних глаз, сущности, но так хочется верить в доброе, светлое, вечное.

Спасо-Елеазаровский женский монастырь в Псковской области

Пусть Псковская обитель и не самая примечательная среди других на русской земле, но именно она сыграла большую роль в значимости России, как хранительницы православной веры. Сюда прибыла великая святыня по распоряжению самого патриарха Константинопольского, а старец-прорицатель Филофей, живший в стенах монастыря, назвал русское государство «Третьим Римом», после которого будет только Царство Христово на земле.

История основания обители

В небольшой пустыни среди псковских дремучих лесов возле реки Толвы в древние времена поселились монахини из Иоанновского монастыря. Однако для женщин жизнь в таких условиях оказалась слишком сложной, и они вынуждены были покинуть это место.

В 1425 году сюда пришел инок из Снетогорской обители. В миру его звали Елеазар. Он родился и жил в деревне Виделибье. По преданию, будущий подвижник с малых лет отличался сообразительностью и тонким пониманием Священного Писания. Когда родители решили женить его, Елеазар ушел из отчего дома и не возвращался туда до тех пор, пока мать и отец не оставили своего намерения. Спустя некоторое время молодой человек принял постриг в монастыре с именем Ефросиний.

Монах Ефросиний

Монах был образован и прослыл грамотным богословом. Для уяснения интересующих вопросов касательно богослужений, он пешим ходом прибыл в Константинополь. Принимал гостя сам Патриарх Константинопольский. Перед возвращением Ефросина на родину, он подарил иноку Цареградскую икону Богоматери, давая таким образом свое благословение на основание новой обители.

Читайте также похожие статьи:

Желая вести уединенный образ жизни, Ефросин выбирает именно то место, где некогда хотели основать монастырь монахини. Оно идеально подходило для отшельничества — огибаемый двумя рукавами реки, участок под холмом, изолированный от посторонних глаз.

Строительство монастыря

Но со временем к пустынножителю начали стекаться другие отшельники. Сформировалась небольшая братия, жившая в самодельных деревянных кельях. Ефросиния начали просить образовать здесь монастырь, но для сооружения построек просто не хватало площади.

И вот однажды, иноку приснилось необычное сновидение, в котором ему явились три святителя — Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст. Святые велели скопать холм и засыпать землей от него одно из русел речки. Монах поделился откровением, увиденным во сне с братией, и было решено поступить так, как велели святые отцы.

На образовавшемся участке появился собор и братские кельи. Логично было бы, если б именно Ефросин стал настоятелем новообразовавшегося монастыря. Но старец был большим аскетом и предпочел не менять уклад своей жизни, оставаясь отшельником. Первым игуменом обители стал Игнатий. Ефросин же оставался для своих учеников наставником и советником.

На заметку! Именно из Елеазаровской пустыни вышли многие подвижники русской земли, которые основали десять новых обителей на Псковщине, а некоторые были причислены к лику святых.

Дожил старец до почтенного возраста 95 лет. Перед смертью им было составлено завещание касательно жизни монастыря, рыбной ловли и так далее. Честные мощи праведника поместили в раку в Трехсвятительском соборе. На закате своих дней Ефросиний принял схиму с мирским именем своим Елеазар.

В память о духовном отце своем братия начала именовать обитель Елеазаровской.

«Третий Рим»

Предполагается, что во время путешествия в Константинополь Евфросинию была открыта тайна «Третьего Рима». Но лишь спустя сто лет, один из преподобных старцев мужского монастыря заявил во всеуслышание, что на Москву ложиться ответственность за сохранность истинной христианской веры в человеческом мире. Первый и второй Рим пали, а третий стоит, четвертому же не быть — так говорил Филофей. Он предупреждал царя Василия Иоанновича, что ему надлежит блюсти законы Божьи и не уповать на богатство и власть.

Ещё интересные статьи:

Русский народ величал самодержца «Православный Царь», проникаясь идеей того, что именно ему следует охранять и защищать христианство от мусульманского варварства и западной ереси.

Небольшая пустынь среди лесов стала мощным духовным центром, объединявшим русские территории вокруг Москвы. Здесь велись переписи летописных книг, в частности, была переписана старая версия «Слова о полку Игореве». Здесь же написали и житие преподобного Ефросина.

Елеазаровская обитель в противовес Псково-Печерской настаивала на соединении с Московским княжеством, поскольку, по теории Филофея, в руках князя московского сосредоточены бразды правления, данные ему Господом.

История монастыря с XVI века до возрождения

Своеобразным символом объединения Пскова и Москвы стал Трехсвятительский собор, к которому пристроили придел Рождества Пресвятой Девы Марии. Если для первого в архитектуре присущ псковский стиль, то придел выполнен в московском. Дополняя друг друга, они создают гармоничную композицию с глубоким смыслом. Псков рассматривается, как закладка русской государственности, а Москва — ее становление и процветание в будущем.

Появление главного элемента монастырского ансамбля — Трехсвятительского собора, относят к 1574 году. Это великолепный образец средневекового церковного зодчества этого региона.

Следует отметить, что положение монастыря не всегда играло ему на руку. Часто обитель попадала под удар польских и литовских войск, также сюда приходили и ливонские рыцари. В один из таких набегов из монастыря похитили подаренную Константинопольским патриархом Цареградскую икону Богоматери. Но довезти ее к себе на родину похитителям не удалось — они утонули вместе со святыней в водах Чудского озера.

Вероятно, образ Богородицы находится на его дне и сейчас. В обители же скоро появился список иконы, являющийся чудотворным.

В середине XVIII века значимость Елеазаровского монастыря стала уменьшаться. На фоне этого и в сознании русского народа как-то позабылась важность роли спасителей православия, а теория Филофея и вовсе была высмеяна историками.

В 1764 году были изданы, так называемые, духовные штаты. Согласно этим документам монастырь перешел на собственное содержание. Настала нелегкая пора в жизни многих обителей. Правление Екатерины II было сопряжено с упразднением многих из них. Со временем в Елеазаровский монастырь перевели братию из Великопустынского Преображенского, а в дальнейшем — из Снетогорского.

В начале XIX века монашеской обители присвоили второй класс. Этот статус был закреплен за ней до 1906 года, затем при игумене Ювеналие, ее преобразовали в Спасо-Елеазарову пустынь. Некоторое время при монастыре работала богадельня для престарелых и немощных лиц.

В 1908 году сюда прибыл схиархимандрит Гавриил, который являлся учеником оптинских старцев. Духовной дочерью этого мудрого человека была княгиня Елизавета Феодоровна, ныне причисленная к сонму новомучеников. Известно, что женщина часто посещала монастырь и содействовала его благоустройству. Количество братии в стенах обители стало достигать сотни человек. Все монахи придерживались строгого устава, выполняли свои послушания, благодаря чему монастырь полностью сам удовлетворял свои нужды. Здесь открылось несколько мастерских — столярная, сапожная и портняжная. По состоянию на 1917 год в кельях обители проживало 18 монахов и 15 послушников.

С приходом большевиков началась богоборческая деятельность, в результате которой всех иноков увезли из родных мест на подводе и расстреляли. Территория монастыря использовалась для самых разных целей. Сначала здесь организовали институт, затем Народный дом, после него открывалась организация по работе с дефективными детьми, туберкулезный диспансер и так далее.

Читать еще:  Храм Иоанна Предтечи в Калуге: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, святыни

Все, что было создано за сотни лет монашеским трудом, советские власти разрушили за несколько месяцев. Вместо двадцати построек осталось две — соборный храм и братский корпус.

Современное состояние

Передача монастыря Русской православной церкви состоялась 28 мая 2000 года в день памяти ее основателя — преподобного Ефросина.

Уже в августе того же года патриархом Алексием II настоятельницей обители была назначена монахиня Елисавета, воспитанница старцев Троице-Сергиевой Лавры и стариц Дивеевской обители. В сан игуменьи ее возвели в 2005 году. К тому времени уже подходило к завершению восстановление братского корпуса. Восемь монахинь приняли постриг и поселились в новоустроенном монастыре. Освящение колоколов для вновь отстроенной колокольни совершил владыка Евсевий.

Напротив Елеазаровской обители сорок лет прожил отец Николай Гурьянов. Он поселился на острове Залита, хранил с большим благоговением и трепетом Цареградскую икону Богородицы. Возможно, именно благодаря его молитвам монастырь снова вернулся к жизни.

В 2010 году сюда приезжал патриарх Кирилл, который привез лично в дар монастырю древнюю икону XIV века «Спас Вседержитель Елеазаровский».

Описание архитектуры

После разрушений советской эпохи строения женской обители начали реставрировать уже в наши дни. Сейчас полностью окончены работы в храме Трех Святителей, построена новая башня колокольни, возводятся еще один храм, Воскресная школа и приют. Также восстановлен келейный корпус 1904 года.

Трехсвятительский собор стоит на высоком подклете и представляет собой трехапсидную церковь. В ней освящен придел великомученицы Елисаветы. Колокольня с семью колоколами расположена над лестницей. Скромный храм Архангела Гавриила открыт в белоснежном игуменском доме.

У дороги соорудили часовню Спаса Нерукотворного Образа. Кроме того, в композицию монастыря входят два сестринских корпуса, постройки хозяйственного назначения и здание паломнического центра, в котором имеется собственный домовой храм. Двор обители огражден забором. Территория очень ухожена, в теплое время здесь много цветов и зелени.

Деятельность прихода

Монастырь строго соблюдает принятый устав, но помимо этого, занимается и благотворительностью. Сестры обители оказывают помощь нуждающимся семьям как духовную, так и материальную. На реабилитацию принимались люди, зависимые от наркотических веществ. С ними проводилась духовно-нравственная работа.

Святыни Спасо-Елеазаровской обители

В Елеазаровском женском монастыре пребывает Феодоровская икона Божией Матери, перед которой, как гласит предание, молились царь Николай II с супругой и детьми. Она мироточит.

Также в его стенах хранится Цареградский образ Девы Марии и Спас Елеазаровский. Роща, где начиналась история создания обители, также почитается, как священная.

Престольные праздники

  • 5/18 июля — день памяти преподобномучениц княгини Елисаветы и инокини Варвары;
  • 16/29 августа — перенесение Нерукотворного образа Спаса из Едессы в Константинополь;
  • 6/19 августа — Преображение Господне;
  • 15/28 мая — день памяти преподобного Ефросина;
  • 25 апреля/8 мая, 17/30 сентября — икона Богоматери «Цареградская».

Расписание богослужений

Попасть в храмы обители можно каждый день с утра до вечера. В них проходят богослужения по такому распорядку:

  • в будние дни и субботу с 7:00 идет утренняя служба и Полунощница. С 8:00 начинается Божественная литургия;
  • по воскресеньям и праздничным дням утренние молитвы читаются с 8:00, Литургия — с 9:00;
  • вечерняя служба начинается с 17:00 ежедневно.

Как добраться

Местонахождение монастыря — деревня Елизарово, которая расположена в 29 км от Пскова, если ехать на север. На своем автомобиле удобно добираться по трассе 58К-96, идущей в Гдов. В черте Пскова это улица Леона Поземского. Обитель находится на левобережье речки Толвы. С псковского автовокзала в направлении Гдова, Самолвы, Верхолина идут автобусы, на которых можно доехать в нужное место за полчаса или 40 минут.

Сегодня этот монастырь относится к архитектурному наследию Российской Федерации. В него стекается много паломников, желающих приложиться к вековым святыням и попросить помощи и благословения.

Спасо-Елеазаровский женский монастырь д. Елезарово Епархиальные монастыри РПЦ

История

С юных лет Елеазар готовил себя к монашеской жизни; когда отец и мать пожелали сочетать его браком, он тайно оставил дом и скрывался до тех пор, пока родители не оставили своего намерения. После смерти отца юноша поступил в Снетогорский монастырь и принял там монашеский постриг с именем Евфросин. Имея склонность к пустыннической жизни, в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве он через некоторое время с благословения настоятеля ушел в безлюдные леса на берег реки Толвы. Это было около 1425 года.

Так преподобный Евфросин начал новый период в истории псковского монашества – пустынножительный. Позже, здесь же, на реке Толве, он основал первый общежительный «богорадный» монастырь. В него принимали желающих монашеской жизни без вклада, а «Бога ради». И монахи в нем жили не каждый на свои средства, как в особножительном, а собственность у них была общая.

В то время на Псковщине шли споры о том, как следует петь «Аллилуйю» – два или три раза. Сторонник сугубой аллилуйи – то есть ее двоения – преподобный Евфросин за разъяснением отправился в Константинополь, где от самого Патриарха Иосифа получил подтверждение правильности двоения. Именно там он получил ответ и на волнующий его вопрос о смысле своего предназначения. «Благочестие изобиловах душу мою», – пишет он о своем путешествии. Спустя десятилетие из покоренного турками Константинополя Патриарх Геннадий II прислал новообразованной евфросиновой обители священный дар – Цареградскую икону Божией Матери. Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, который стали называть Пречистенским, и до сей поры его воды несут людям исцеления. В память об этой встрече пустыньку назвали Сретенской. Пустынь была основана на рукотворном месте. Для того чтобы принять всю братию, стекавшуюся к нему, преподобный предложил срыть горку, под которой между двумя рукавами реки стояла его келья, и засыпать один рукав. На месте своей кельи, где ему было явление трех вселенских святителей, преподобный Евфросин, по их слову, построил в 1447 году Трехсвятительский собор. Заповедуя непрестанно трудиться и молиться, преподобный особое значение придавал общей церковной молитве. Он говорил: «Если бы ты и всю ночь простоял в келье своей на молитве, и то твоя келейная молитва не может сравниться с единожды пропетой в церкви краткою молитвою: ‘‘Господи, помилуй’’». Церковные службы в евфросиновом монастыре были столь продолжительными, что о преподобном и его учениках говорили: «Железный с железными». После молитвенного бдения целый день иноки трудились, расчищая от леса под поля землю и занимаясь полевыми работами. Своими трудами они питали не только себя, но и бедняков, которые приходили в обитель. Бывали случаи, что преподобный последнее раздавал, но Господь не оставлял иноков Своей милостью и посылал им необходимое для жизни через благодетелей. Чтобы монастырская жизнь протекала благочинно и духовно, преподобный Евфросин составил иноческий устав. Он понимал монашество как ангельскую жизнь на земле и в своем уставе говорил о девственности, нестяжательности, отрешенности от всяких мирских привязанностей и забот, любви к брату до готовности положить за него душу, полном отречении от своей воли и послушании, непрерывном труде для Бога и для других, постоянной молитве и посте как обязательных правилах жизни для монаха.Всех приходящих в обитель преподобный принимал с великой любовью. Так постепенно созидался монастырь, поначалу называвшийся лаврой, как свидетельствует автор жития преподобного Саввы Крыпецкого.

Ни до, ни после преподобного Евфросина Псковская земля не знала такого количества сподвижников-пустынножителей и основанных ими монастырей. И, кстати, судьбы обителей оказались во многом похожи: основание, служение, разрушение, возрождение, забвение, и вновь — возрождение. Ни один из монастырей не исчез с лица земли. А современный облик Спасо-Елеазаровской обители — самое яркое, самое убедительное свидетельство торжества Веры.

Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 году, приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: «Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща».

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей (ок. 1465-1542гг.), автор теории «Москва — Третий Рим».

Главная монастырская святыня — Собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен около 1574 года и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В одно таких нападений монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери Цареградская. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который пребывает в монастыре.

В 1766 году в него переведена братия упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, почему обители также присвоено название Великопустынской и Спасской. В монастырском храме был освящен престол в честь Преображения Господня, и сюда были перенесены святыни Великопустынской обители. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский».

В 1804 году в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В 1813 году монастырь был возведен во 2-й класс, каковым оставался до конца Синодального периода.

С 1884 года при монастыре действовала богадельня.

До 1906 года именовался: Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса; в 1906 году преобразован в общежительную пустынь (Спасо-Елеазарова пустынь). Это произошло во время настоятельства игумена Ювеналия (Масловского).

Главным его делами стали благоустроение церковного богослужения, введение старчества и умножение братства. В церковном богослужении он завел благолепие, порядок, чинность и особое пустынное пение Глинской пустыни.

По приглашению о. Ювеналия в 1908 году на покой в Спасо-Елеазарову пустынь был переведен схиархимандрит Гавриил, ученик оптинских старцев. Среди духовных чад старца была Великая княгиня Елисавета Феодоровна, прославленная ныне как новомученица. Она неоднократно посещала монастырь и принимала активное участие в его устроении и украшении.

В 1910 году сюда поступила часть братии Глинской пустыни, славной своим старчеством, общежительным житием и особым уставом, который и был положен вместе с уставом преподобного Евфросина в основу по-новому устроенному Елеазаровой пустыни. При этом внимание преобразователя было направлено главным образом на внутреннее обновление обители, на воспитание в сердцах братии истинного аскетизма, согласно монашеским обетам и заветам его святых основателей.

Благодаря введению общежития, обитель получила возможность вместо прежних двух десятков содержать в своих стенах до сотни насельников. Согласно монастырскому уставу каждый из братии должен был нести послушание, и все работы, даже самые черные, в монастыре выполнялись самими насельниками. Для хозяйственных нужд в обители были заведены портняжные, сапожные, столярные мастерские, имелись свои маляры, штукатуры и т.п. Была устроена иконописная мастерская. Все хозяйственные потребности монастырь мог удовлетворить собственными силами и средствами.

Ежегодно, на праздник апостолов Петра и Павла, 29 и 30 июня по ст. стилю (12 и 13 по н.ст.) с иконой Спасителя совершался крестный ход из монастыря по водам Псковского озера на остров Талабск, а затем на остров Верный в монастырь Петра и Павла. Традиция проведения крестного хода продолжалась до 50-х годов XX века.

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь «в помощь голодающим Поволжья». Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

8 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении, приняли пострижение 8 монахинь. В 2005 г. завершение восстановления братского корпуса 1904 года. 10 августа 2005 г. Владыка Евсевий служил чин освящения колоколов на восстановленной звоннице.

Читать еще:  Даниловский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки, расписание богослужений

9 августа 2012 года Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил Божественную литургию в Спасо-Елеазаровском женском монастыре и назначил . настоятельницей монастыря монахиню Евфросинию (Головневу).

23 апреля 2016 года, в Лазареву субботу, митрополит Псковский и Порховский Евсевий совершил праздничное богослужение в Спасо-Елеазаровском женском монастыре, и возвел настоятельницу обители монахиню Евфросинию (Головневу) в сан игумении.

Спасо-Елеазаровский монастырь – белоснежные храмы среди псковских лесов

Адрес: Россия, Псковская область, Псковский район, д. Елизарово
Дата основания: 1447 год
Основные достопримечательности: собор Трех Святителей, церковь Гавриила Архангела в игуменском доме
Святыни: Цареградская икона Божией Матери, Спас-Вседержитель Елеазаровский
Координаты: 58°03’00.5″N 28°11’31.8″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Каждая обитель имеет свое посвящение. Старинный монастырь в деревне Елизарово Псковской области — не исключение. В прежние времена его называли Трехсвятительским, потому что основали православную обитель в честь великих каппадокийцев – Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. В наши дни это действующий женский монастырь, который привлекает не только паломников. Сюда приезжает немало любителей русской истории и храмового зодчества.

Как был основан монастырь

Первыми на том месте, где теперь стоит монастырь, поселились сестры псковской Иоанновской обители, которая находилась в Пскове. Однако, женщинам трудно было осваивать лесную пустошь, расположенную неподалеку от Чудского озера, и вскоре община покинула ее.

Прошло время, и в 1425 году здесь оказался 29-летний инок Снетогорской обители Ефросин. Он родился в селе Виделибье на Псковщине и до пострижения в монахи носил имя Елеазар. Известно, что монах был хорошо образован, считался большим любителем книг и богословом. В монашестве Ефросин совершил паломническое путешествие в Константинополь и встретился там с патриархом.

Поначалу инок жил в лесу в одиночку, но постепенно вокруг него собрались другие отшельники. Место, где они поселились, было удалено от людей. Самодельные деревянные кельи стояли под холмом, между двумя рукавами реки Толбы. И хотя все хотели построить здесь монастырь, для возведения храмов и других построек в речной пойме места особо не было.

Вид монастыря с автодороги 58К-96

По сохранившемуся преданию, Ефросин увидел сон, в котором перед ним предстали три святителя. Они дали старцу совет – срыть холм, и засыпать землей один из рукавов Толбы. Ефросин рассказал о чудесном видении монахам, и они поступили по совету святых. На образовавшейся площадке, благодаря инокам и крестьянам, появился собор и новые монашеские кельи.

В истории церкви Ефросин почитается, как подвижник и наставник. Он стал учителем для многих монахов, которые, выйдя из стен родного монастыря, основали на Псковских землях 10 других обителей. Любопытно, что многие из его учеников позже были причислены церковью к лику святых.

Сам Ефросин отличался большой скромностью и предпочитал вести уединенную жизнь. Поэтому, даже когда монастырь был основан, он не взял на себя обязанности его настоятеля и не принял сана священника. Первым, кто возглавил братию, был игумен Игнатий.

Вид монастыря со стороны пруда

Незадолго до смерти Ефросин принял схиму под своим мирским именем Елеазар. Умер старец в 1491 году в возрасте 95 лет, и похоронили его в Трехсвятительском соборе. По завещанию Ефросина все принадлежавшее имущество разделили между братией, а в память об основателе монастырь стали называть Елеазаровским.

История монастыря с XVI века до наших дней

Псково-Печерская обитель выступала за сохранение независимости Пскова от московских князей. Елеазаровский монастырь, наоборот, призывал к сплочению разрозненных земель под руководством Москвы. В начале XVI века в обители жил старец Филофей. Сведений об этом монахе почти не сохранилось, за исключением его посланий, адресованных великому князю Москвы Василию III. Инок написал несколько писем, и в одном из которых говорил, что две Римские империи были разрушены, Москва является третьим Римом, а «четвертому – не бывать».

В своих посланиях Филофей назвал Василия III «царем православным» и призывал не преступать заповеди, заложенные его великими предшественниками – императором Константином, святым Владимиром и Ярославом Мудрым. Эта концепция была подхвачена великим князем и легла в основу русской государственности. Трактовка «Москва – третий Рим» получила широкое распространение, и начиная с Иоанна III, всех московских государей считали преемниками императоров Рима и Византии.

Собор Трех Святителей. Вид на южный фасад собора

Монахи Елеазаровского монастыря занимались созданием рукописных книг. Жившие здесь иноки составили житие основателя обители – старца Ефросина, отредактировали вторую Псковскую летопись, а также переписали старый экземпляр «Слова о полку Игореве». Именно эту рукопись в конце XVIII века обнаружил известный коллекционер древностей — граф Алексей Мусин-Пушкин.

Приграничное положение негативно сказывалось на монастыре. Его неоднократно грабили нападавшие на русские земли литовцы, поляки и ливонские рыцари. К середине XVIII века роль Елеазаровской обители уменьшилась. В нее перевели монахов из нескольких упраздненных по указу Екатерины II монастырей, и обитель получила статус второклассного монастыря.

В начале XX века здесь велись ежедневные службы, и была богадельня, поддерживающая стариков и инвалидов. Монастырь жил по общежитскому уставу. Иноки старались придерживаться аскетичного образа жизни по примеру основателя обители – старца Ефросина. Насельники выполняли все хозяйственные работы, а также трудились в столярных, портняжных и сапожных мастерских.

Первый сестринский корпус

В 1918 году новые власти закрыли монастырь, а иноков на подводах и отправили в сторону Петрограда. По сохранившимся документам все монахи были расстреляны. До 1920 года силами нескольких верующих поддерживалась жизнь монастырского храма, при этом несколько раз приезжающие комиссии вывозили из него церковные ценности.

Потом на монастырской территории организовали институт, однако, профессора и студенты вскоре перебрались в Петербург. Долгое время в бывшей обители поочередно располагались опытное сельхозпроизводство, Народный дом, воспитательное учреждение для умственно отсталых детей, санаторий для болеющих туберкулезом и база отдыха. Потом здесь находились детский лагерь и жилые помещения.

К 1999 году от старых монастырских построек сохранились только старинный Трехсвятительский собор с разрушенной колокольней и корпус для братии, построенный в начале прошлого века. Через год после передачи территории женской обители здесь прошла первая церковная служба. А затем в течение нескольких лет псковские реставраторы восстанавливали храмы и здания.

Часовня Спаса Нерукотворного Образа

Что можно увидеть в обители в наши дни

Сегодня монастырь прекрасно отреставрирован. Главным в нем считается величественный Трехсвятительский собор. Первый каменный храм появился на этом месте в 1447 году, а затем многократно перестраивался. В наши дни это – трехапсидная однокупольная церковь с небольшой колокольней над лестницей. На ней установлено 7 колоколов, отлитых воронежскими мастерами.

В белоснежном игуменском доме существует небольшой храм Архангела Гавриила. Возле автодороги стоит недавно построенная красивая часовня Спаса Нерукотворного Образа. А в здании, которое занимает паломнический центр, создан собственный домовый храм. Кроме того, на окруженной оградой монастырской территории стоят два сестринских корпуса и хозяйственные постройки.

Святыни Спасо-Елеазаровской обители

Как и во многих монастырях России, в обители под Псковом хранятся почитаемые верующими древние иконы. Одна из них – Цареградская икона Божией Матери появилась в Константинополе в середине XI века, а позже попала в Спасо-Елеазаровский монастырь.

Могила Настоятельницы Игуминьи Елисавета

Разграбившие обитель ливонские рыцари унесли святыню с собой. Считается, что икона утонула в Чудском озере. Вскоре после этого в монастыре появился список с этой иконы, который сохранился до наших дней. Икона написана на кедровой доске древнегреческим письмом. На ней изображена Богоматерь с сыном, и в руках Иисуса можно увидеть голубя.

Другая святыня православной обители – икона Спаса Елеазаровского, которую считают шедевром древнерусского искусства. Она появилась в 1352 году и почиталась, как чудотворная. В XIV веке с этой иконой обошли вокруг Пскова, и по преданию, многолюдный крестный ход остановил эпидемию моровой язвы.

В монастырь иконописный образ попал в 1766 году. В XX веке он оказался в Москве на реставрации и был возвращен в Псковскую область только в 2010 году. В наши дни икона облачена в специальный киот, оснащена сигнализацией и хранится при постоянном температурном режиме и влажности.

Режим посещения монастыря

Сегодня Спасо-Елеазаровский монастырь – действующая женская православная обитель. В монастырских храмах ежедневно проходят церковные службы. Здесь живет монашеская община, управляемая игуменьей. Обитель открыта для посещений с утра до вечера, однако, в некоторые здания доступ туристам не разрешен. Кроме этого, всех гостей просят не фотографировать монахинь и послушниц.

Как добраться

Обитель находится в деревне Елизарово, в 29 км к северу от Пскова. На автомобиле к ней можно подъехать по трассе 58К-96, ведущей в Гдов. В пределах городских кварталов Пскова – это улица Леона Поземского. Монастырская территория расположена с запада от дороги, на левом берегу реки Толба.

До Елизарово за 30-40 минут доезжают автобусы, идущие из Пскова в Гдов, Верхолино, Самолву, Середку и Знаменку. Отправляются они от городского автовокзала, который находится рядом с железнодорожной станцией «Псков-1» («Псков-Пассажирский»). Кроме того, из Пскова до монастыря можно добраться на такси.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь

В 25 км к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем.

По монастырскому преданию крестьянин Елеазар из села Виделибье заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова богослужения проходят по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись в Псков, он поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. В 1425 г. подвижник покинул Снетогорский монастырь и ушел на Толвское озеро в пустынные леса. В 1447 г. на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трех святителей. После кончины прп. Евфросина, в 1481 г., деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошел под гору, где была выстроена новая каменная Трехсвятительская церковь. По мирскому имени основателя монастырь был назван Елеазаровским (единственный случай такого рода в истории русских обителей).

В первой половине XVI в. Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни. В эти годы в обители подвизался старец Филофей (ок. 1465-1542) — летописец и мыслитель, автор канона на обретение мощей князя Всеволода Псковского и посланий великому князю Московскому Василию III. С именем старца связана знаменитая формула: «Москва — третий Рим». В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Главная монастырская святыня — собор Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен ок. 1574 г. и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В 1766 г. к Елеазаровскому монастырю было приписано братство упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, после чего он получил наименование Спасо-Великопустынского. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский». В 1804 г. в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил прозорливый старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского. К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

После революции монастырь был закрыт и подвергся сильному разорению; помещения обители стали использоваться под склад, а в 1921 г. были переданы под устройство санатория для больных туберкулезом. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс.

До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI — нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды. Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в середине 1990-х гг.

В 2000 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия в древней обители был открыт женский монастырь. 28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

В этот день приняла иноческий постриг в честь преподобномученицы княгини Елисаветы и поступила в число сестер Спасо-Елеазаровской женской обители Татьяна Ивановна Беляева. 17 июля того же года инокиня Елисавета принимает монашеский постриг в честь той же святой, а 25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении.

Читать еще:  Богоявленский собор в Ногинске: история, описание и адрес храма, святыни, праздники

На протяжении десяти лет игумения Елисавета (Беляева) отдавала все силы на возрождение некогда порушенной и поруганной Елеазаровской обители. Также матушка Елисавета была инициатором и участницей многих православных конференций и чтений. Выступила инициатором возвращения из Псковского музея в Спасо-Елеазаровскую обитель древнего чудотворного образа «Спас Елеазаровский». 4 июня 2010 г. игумения Елисавета (Беляева) скончалась после продолжительной болезни в Боткинской больнице г. Москвы.

Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь. Собор Трех Святителей.

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Храм из плиты, которая является обычным строительным материалом в Псковской области. Трехапсидный, четырехстолпный, имеет один купол. Ранее был многоскатным — «крыт на восемь скатов». Южный придел — Рождество-Богородицкий, с севера ризница, с запада паперть и невысокая колокольня. Колокольня собора нобычна для псковских храмов 15 века, тогда было принято строить над папертями звонницы. В плане шестигранная, имеет широкие проёмы для колоколов. В подклете в наше время устроен придел прмц. Елисаветы (освящён в 2000 г.). Позже было изменено покрытие на четыре ската, сооружен купол грушевидной формы (1870-е гг.). В 1902 г. были проведены работы по замене Рождественского придела (обновление).

Закрыт в 1926 г., использовался в хозяйственных целях. В 1989 г. обрушилась колокольня. Сейчас продолжаются хозяйственные работы. Отстроена разрушенная колокольня, на которой установлены 7 колоколов, отлитых в Воронеже. Восстановлен келейный корпус постройки 1904 г.

Собор Спасо-Елеазаровского монастыря высок и на­ряден. Он имеет три апсиды и невысокую колокольню над лестницей. Лестница ведет на закрытую паперть. Выходящий на нее портал собора украшен килевидной аркой, купол храма с перехватом, щпиц на двухъярусной коло­кольне. Строительный материал для собора — псковская плита. В 1967 г. здесь производились работы по укрепле­нию конструкций стен и сводов. Бывшая мужская обитель ныне воссоздается, как женская.

В истории монастырь прославился старцем схиархимандритом Гавриилом, привлекавшим к себе богомольцев. Еще не полностью восстановленная обитель уже спешит заниматься делами попечительства и благотворительности. Так, настоятельница монастыря матушка Елисавета участвует в областных курсах по подготовке православных педагогов, организует областные научно-исторические конференции. Сестры монастыря с радость и любовью несут различные послушания согласно нуждам монастыря.

В 2007 г. в Спасо-Елеазаровском монастыре освятили новые колокола. 7 колоколов, отлиты в Воронеже. Самый большой колокол весит 420 килограммов, маленький — 4 килограмма, колокола пожертвованы московскими благодетелями, которые уже семь лет участвуют в восстановлении монастыря и трудами рук своих, и денежными средствами. Возобновлены богослужения, восстановлен храм Трёх Святителей 16 в. В интерьере храма мощные подпружные арки вновь возносятся к свету, льющемуся из верхних окон храма, а звуки церковного пения, отражённые голосниками долго тают в воздухе. Освящены кресты для трех престолов собора Трех Святителей: для самого собора, соборного придела, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и нижнего храма собора в честь святой мученицы великой княгини Елисаветы, а также для восстановленной колокольни, храма настоятельского Дома и монастырских ворот.

Около 1447 года, по просьбе братии, преподобный Евфросин велел строить церковь во имя трех Святителей на острове, образовавшемся от рукава речки Толвы. Место это, указанное преподобному в сонном видении тремя Святителями, братии показалось слишком малым для учреждения монастыря. По мысли Евфросина засыпали песком рукав речной и Толва пошла одним руслом. На месте бывшего острова построили церковь и основали монастырь.

В 18 веке икона Спаса Всемилостивого помещалась в иконостасе соборного храма Трех Святителей по правую сторону царских врат. Спаситель на иконе изображен благословляющим и в царственном венце, в руке держит закрытое Евангелие, риза на нем серебряная вызолоченная, украшенная драгоценными камнями с изображением митры и архиерейского облачения. Вторая икона Цареградской Божьей Матери названа так, потому что она есть снимок со знаменитой Цареградской иконы. Ее в 1486 г. передал через некоего благочестивого богомольца святейший патриарх Цареградский Геннадий преподобному Евфросину на благословение в новоустроенную им Елеазарову обитель. Икона писана древним греческим письмом на кедровой доске. Празднество этой иконы совершалось 25 апреля и 17 сентября.

В 1889 г. киот Цареградской иконы и риза на самой иконе были вызолочены. В 1902 г. для чудотворных икон: Спаса Всемилостивого, Цареградской Божьей Матери и Трех Святителей устроили два новых киота и один из них находился за правым клиросом, в нем помещались икона Спаса Всемилостивого и Цареградской Божьей Матери, а другой за левым клиросом, в нем помещалась икона Трех Святителей.

Богослужение совершалось в холодном соборе Трех Святителей со дня Святой Троицы до 6 октября, а остальное время года в теплом приделе Рождества Пресвятой Богородицы.

За правым клиросом собора в стене под спудом находились мощи основателя обители преподобного Евфросина, над которыми до 1902 г. была ниша и в ней находилась гробница с древней иконой преподобного Евфросина, писаной его учеником Игнатием, бывшим игуменом Спасо-Елеазарова монастыря. В 1902 г. эта ниша была пробита насквозь и устроена арка для более удобного поклонения святым мощам преподобного как из собора, так из придела.

В ведомости Спасо-Елеазаровой общежительной пустыни за 1915 г. приводится описание храмов монастыря. В связи с церковью Трех Святителей находились два придела с северной и южной сторон, а на западе паперть. Главный храм устроен на подклетях из плиты, покрыт листовым железом и увенчан куполом с крестом. Южный придел, как неудобный и тесный, в 1902 г. с разрешения епархиального начальства был сломан до основания и в том же году старанием игумена Кирилла выстроен новый из кирпича, длиной 14 сажень, шириной 6 сажень и 1 аршин. Придел этот построили на подвальном помещении, пригодном для жилья. Пол его уложили на железных, а потолок на деревянных балках. Придел покрыт железом и увенчан двумя главами с крестами. Нераздельно с папертью была устроена каменная колокольня из плиты в три яруса, купол и глава увенчаны крестом и покрыты листовым железом. Колоколов на ней 8, из которых большой весом 104 пуда 38 фунтов, второй полиелейный — 81 пуд 7 фунтов, третий вседневный — 51 пуд, а остальные пять общим весом 80 пудов. Престолов в храме два. В главном холодном — во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а в придельном теплом — во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Цареградская икона Божией Матери

История Цареградской иконы Божией Матери не менее загадочна, чем житие преподобного Евфросина. Чудотворная икона была встречена братией и, возможно, Евфрасином на дороге около монастыря. На месте встречи забил чудотворный источник, впоследствии он получил название Пречистенский и прославился как целебный, а монастырь долгое время назывался Сретенским.

По исследованиям игуменьи Елисаветы, за четыре столетия до разделения Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе 25 апреля 1051 или 1071 года как символ того, что этот образ находится только в том государстве, где сохраняется чистота православной веры. Икона сохранялась в Констанитинополе до момента принятия Флорентийской унии, затем была передана в Россиию, в Спасо-Елеазаровский монастырь. Стоит отметить и тот факт, что икона исчезала из Спасо-Елеазаровского монастыря в моменты смутных времен в России.

Оригинал Цареградской «Евфрасиновой» иконы утонул в Чудском озере, когда в очередной раз монастырь подвергся нападению ливонских рыцарей. Монастырь был ограблен, похищена чудотворная икона Божией Матери. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Псковском озере. Там икона находится и поныне, тем самым подтвердились слова Филофея о том, что четвертому Риму «не быти», ведь икона навсегда осталась в России в глубинах Чудского озера. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который уцелел в советские годы и прикровенно хранился у старца Николая Гурьянова до передачи его игумении Елисавете (Беляевой), которая и возродила обитель. К сожалению, история о том, как попала икона к старцу Николаю, неизвестна. Сегодня чудотворный список пребывает на своем месте в монастыре.

Цареградская икона написана древним греческим письмом на кедровых досках, плотно склееных и плотно приложенных одна к другой. Мера ее в вышину три четверти аршина, в ширину — девять с четвертью вершков, в толщину полных полвершка. Изображение на ней поясное. Лик Богоматери несколько склонен налево к находящемуся на левой Ее руке Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу, а правая Ее рука приложена к Его груди. Молитвенный взор Богоматери исполнен сострадания и соболезнования о грешных. Богомладенец же Христос Господь изображен несколько восклонившимся к Богоматери с поникшей головой и взором, обращенным направо. В Его взоре видна не столько милость, сколько строгость, похожая на гнев к согрешившим. Правой рукой Он держит конец литона, коим покрыта глава Богоматери и Ее правое плечо, а левой — Духа Святаго в виде голубя, готового слететь и почить на раскаявшихся. Правая нога Спасителя свесилась долу как бы готовая стать в помощь погибающим, если они истинно покаются, а левая нога поднята так, чтобы от себя с силою дать толчок отриновения нераскаянному грешнику.

Икона Спаса Вседержителя

Сей дивный образ был явлен в пустынном месте, в деревушке Слобода в Порховском районе в 1352 году. На месте обретения этой иконы был возведен Высокопустынский мужской монастырь. Икона Спасителя до 1766 года пребывала в Спасской церкви монастыря. Икона издревле почиталась как чудотворная. Не один раз она спасала псковичней в годину страшных испытаний. Так, еще в XIV веке икона спасла город от моровой язвы, когда с ней обошли город с крестным ходом. В память об этом чуде был установлен крестный ход, который проводился в день Преполовения Пятидесятницы многие столетия и был прерван только в годы богоборчества. Из-за начавшихся церковных реформ в XVIII веке Высокопустынский монастырь был закрыт в 1766 году, а чудотворная икона Спасителя была перенесена в Елеазаровский монастырь, который стал называться от имени чудотворного образа Спасо-Елеазаровским.

Анисимов А.И. (1877-1937)– выдающийся реставратор и искусствовед, знаток и исследователь древнерусского искусства, определил икону как интереснейший памятник эпохи, переходной от домонгольского периода к стилю XIV века. С сентября 1927 года началась реставрация святыни в Москве в Реставрационных мастерских, которая завершилась только летом 1930 года. Икона и ее великолепный оклад, изготовленный в XVI веке, вернулись в Псков. В праздник Преображения Господня, 19 августа 2010 года, эта чудотворная икона возвратилась в Спасо-Елеазаровский монастырь и заняла свое место в Трехсвятительском соборе обители.

Обитель умиротворения и спокойствия

Путешествуя прошлым летом по Псковской области я заглянула в Спасо-Елеазаровский монастырь в деревне Елизарово в 30 км. от Пскова. Монастырь безусловно не такой известный и выдающийся, как Печерский, но есть в нём своё очарование. Умиротворенное пространство, гармоничное. Ухоженное и свободное от толп туристов.

А ещё эта обитель впечатляет своим расположением, практически она стоит посреди леса, на берегу озера. Смотрится очень живописно.

История монастыря богата и интересна. Основан он преподобным Евфросином в начале 15 века, в честь которого и назван после его кончины. Святыня монастыря — Цареградская икона Божией матери, присланная в дар обители из Константинополя Патриархом Геннадием-II преподобному Евфросину. В 2010 г. из Псковского музея-заповедника в собор вернули чудотворную икону Спаса Елиазаровского, обретенную на пожарище в 1352 г. и до 1928 г. пребывавшую в стенах обители. Иконы-святыни фотографировать не разрешают.

А ведь в 16 веке, c 1510 по 1547 годы Спасо-Елеазаровский монастырь был центром духовной жизни Пскова. В годы расцвета монастыря здесь было составлено житие его основателя Евфросина, проведено редактирование Псковской I летописи. В эти же годы в Елеазаровском монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину. Вот такие неожиданные открытия!

Интересна история обители, в последние годы активно восстанавливалась под руководством настоятельницы Елисаветы. И это сразу бросается в глаза. Территория ухоженная, с обилием растений, цветов. Очень хорошая аура и в соборе, и на территории…

Интересно, что изначально монастырь был мужским, а после восстановления стал женским.

После революции обитель закрыли, в помещениях разместили детский санаторий, а затем спортивный лагерь, проработавший до 1999 г. В 2000 году началось возрождение полуразрушенного монастыря — но уже как женского.

Мне очень понравилась законченность архитектурной композиции ансамбля монастыря. Вроде бы ничего особенно, никаких архитектурных изысков, в отличие от тех же Печор, но смотрится всё на редкость гармонично и слаженно. Наверное, это самое сильное впечатление от обители.

Главная монастырская доминанта — собор Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — построен в XVI веке и представляет собой великолепный образец псковской средневековой архитектуры. Просто глаз не отвести, да еще и с отражениями в пруду!

Воссозданы обрушившиеся барабан и колокольня собора, прекрасного образца псковской церковной архитектуры 16 столетия. Теперь они снова сияют белизной своих стен и золотом глав над окрестным лесом. Центральный купол зачернен, как подобает в православных монастырских храмах.

Нижний придел освящен в честь преподобной мученицы Елизаветы. Восстановлен келейный корпус постройки 1904 г.

Часовня на месте захоронения первой настоятельницы монастыря, игуменьи Елисаветы.

За территорией обители стоит Часовня Спаса Нерукотворного Образа,

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector