0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спасо-Андроников монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели, расписание богослужений

Содержание

Спасо-Андроников монастырь в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского; монастырь, хор которого приходил слушать Рахманинов, место, где держали под стражей протопопа Аввакума – все это о Андрониковом монастыре. Примечателен он не только этими фактами, но и красивой архитектурой. Считается, что когда-то здесь во дворе был колодец, который выкопал Сергий Радонежский. А Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря является древнейшим московским храмом, уцелевшим полностью. Сегодня на территории монастыря открыт и музей имени Андрея Рублева. Чем еще примечательна эта обитель?

Посещение монастыря, режим работы

Поскольку монастырь на текущий момент не действует, посещать его можно в любое время. Желающим ознакомиться с архитектурой лучше приехать во время, когда в храмах монастыря нет богослужений, а вот паломникам стоит побывать здесь в праздничные дни.

Если вы хотите открыть для себя не только Спасо-Андроников монастырь, но и побывать в музее Андрея Рублева, обратите внимание:

  • по средам экспозиции и выставки не работают;
  • по вторникам и четвергам музей открыт с 14.00 до 21.00;
  • В остальные дни график работы выставок: 11.00-18.00.
    Важно! Касса закрывается на 45 минут раньше.

Настоятели

  • прп. Андроник (ок. 1357 — ок. 1373)
  • прп. Савва (ок. 1373 — ок. 1410)
  • прп. Александр (ок. 1410 — после 1427)
  • Ефрем
  • Исаак
  • Иоанн (1474)
  • Митрофан (1504 — 1507)
  • Симеон (Стремоухов) (1507 — 21 августа 1509)
  • Сергий (1509 — 12 февраля 1517)
  • Игнатий (сентябрь 1519)
  • Ефрем (февраль 1525)
  • Зосима (1531 — 1534)
  • Авраамий I (1547 — 1548)
  • Иосиф I (февраль 1555 — 1566)
  • Феодосий (Вятка) (август 1566 — 1570)
  • Евфимий I (1571 — 1581)
  • Феодосий (? — 20 июля 1584)
  • Гурий (упом. май 1589)
  • Вассиан (1598)
  • Авраамий II (1606)
  • Сергий (1612 — 14)
  • Геннадий (1625 — 1626)
  • Евфимий II ( январь 1627 — 26 октября 1628)
  • Серапион 8 июля 1634)
  • Макарий (1635 — 1636)
  • Порфирий (1637 — 1640)
  • Иосиф II (1641 — 1648)
  • Сильвестр (1648 — 10 июля 1653)
  • N… N… ( сентябрь 1653 — 1654)
  • Гермоген (1654 — 1656)
  • Дионисий (1656 — 1660)
  • Пафнутий (1661 — 1668)
  • Пахомий I (упом. июнь 1669)
  • Никандр (1672)
  • Макарий (? — 29 августа 1674)
  • Симеон (Милюков) (14 сентября 1674 — 9 апреля 1676)
  • Никон (1676 — 1679)
  • Иосиф III (февраль 1681)
  • Никифор (1681 — 26 июня 1681)
  • Авраамий (Юхов) (1681 — 1684)
  • Пахомий II (1685)
  • Авраамий (? — 1687)
  • Арсений (Костюрин) (9 января 1687 — 12 января 1692)
  • Трифиллий (Инихов) (1692 — 4 мая 1695)
  • Феодосий (4 мая 1695 — 30 июля 1709)
  • Геннадий (Беляев) (1709 — 20 мая 1714)
  • Серапион (1714 — 1722)
  • Антоний (1722 — 12 апреля 1722)
  • Дионисий (1722 — 15 июня 1724)
  • Иосиф IV (Саввин) (1724 — 31 октября 1725)
  • Герасим (23 марта 1726 — ?)
  • Иларион (1728)
  • Клеоник (27 августа 1731 — октябрь 1732)
  • Киприан (Скрипицын) (18 января 1733 — 3 мая 1736)
  • Герман (Барутович) (1737 — 1743)
  • Иона (Лещинский) (18 апреля 1744 — 7 ноября 1761)
  • Варлаам (Гловацкий) (5 декабря 1760 — 7 ноября 1761) и.о.
  • Варлаам (Гловацкий) (7 ноября 1761 — 2 мая 1776)
  • Симон (2 мая 1776 — март 1785)
  • Иосиф V (Быков) (март 1785 — 22 февраля 1788)
  • Сильвестр (Страгородский) (22 февраля 1788 — 19 октября 1802)
  • Феофан (Некрасов) (1803 — 25 августа 1817)
  • Авраам (Шумилин) (20 декабря 1817 — 1818)
  • Гермоген (Сперанский) (19 августа 1818 — 18 июня 1845)
  • Гавриил (22 сентября 1845 — 13 августа 1848)
  • Платон (16 сентября 1848 — 28 января 1863)
  • Иннокентий (Орлов) (3 июня 1863 — 9 февраля 1870)
  • Модест (Куховский) (21 октября 1870 — ?)
  • Сергий (Спасский) (28 октября 1880 — 1882)
  • Григорий (Воинов) (1892 — 1 августа 1896)
  • Нафанаил (Соборов) (с 14 ноября 1896 — 29 апреля 1907)
  • Сильвестр (Братановский) (1907 — 1910)
  • Владимир (Соколовский-Автономов) (18 марта 1910 — 1918)

    Спасо-Андроников монастырь – расписание богослужений


    При самом монастыре, как и при музее, нет гостиницы для паломников, однако можно остановиться при Покровском монастыре (женском) или Донском (мужском). Обе обители, как и Андроников монастырь, расположены в Центральном административном округе.Где остановиться паломникам

    • Гостиница при Донском монастыре предлагает от двух- до шестиместных номеров. На этаже есть горячая вода, туалеты, умывальники, душ. Заселение возможно до 21.00.
    • Гостиница при Покровском монастыре оборудована по современным стандартам и располагает разными по вместимости номерами.

    История Спасо-Андроникова монастыря

    • Основал эту обитель митрополит Алексий. Считается, что он дал обет возвести собор в честь того праздника, в день которого он попадет на бухту Золотой Рог. Это произошло в 1354 году, в праздник Спаса Нерукотворного. Место для строительства выбирал сам митрополит – у слияния рек Яузы и Золотого Рожка. Здесь же перекрещивались дороги к приволжским городам и к Черному морю и Византии.
    • Относительно того, когда был возведен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, исследователи расходятся во мнениях, называя даты от 1357 до 1427 годов. По одной из версий, освящали собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря иконой, привезенной митрополитом в 1356 году из Константинополя.
      Знаете ли вы? Дмитрий Донской, возвращаясь после победы в битве на Куликовом поле, причащался именно в этом монастыре.
    • На территории обители похоронена часть воинов, павших в этом бою. В 1795 году начались работы по возведению колокольни, деньги на которую выделил московский купец-миллионер. Закончилось ее строительство в 1803.
    • В период войны с Наполеоном этот монастырь был разграблен, а после серьезно пострадал от пожара. В советские времена монастырь был закрыт с 1918 года, и здесь был концлагерь ВЧК для политических преступников, колония для беспризорников, комнаты для рабочих одного из местных заводов, располагался Наркомат обороны.
    • В период с 1927 по 1932 год был уничтожен некрополь Спасо-Андроникова монастыря (здесь среди прочих был похоронен и Андрей Рублев), разрушена колокольня. Считается, что Андрей Рублев был иноком этого монастыря, однако документальных подтверждений тому нет.
    • В 1947 году приняли решение об открытии музея, утвердили которое лишь через два года, а воплощать в жизнь начали еще через десятилетие. Первых посетителей музей принял в 1960.
    • В 1989 году монастырь вернули церкви, однако пока он не функционирует.

    Архитектурные и культурные достопримечательности

    • Церковь Михаила Архангела – построена под патронатом жены Петра I, Евдокии Лопухиной (в монастыре был семейный некрополь этого рода). На нижнем ярусе была размещена семейная усыпальница этого рода. Сегодня церковь является музейной экспозицией.
    • Часовня «Проща» возведена на том месте, где преподобный Сергий Радонежский простился со своим учеником Андроником, первым игуменом Спасо-Андроникова монастыря.
    • Соборный храм Спаса Нерукотворного – первое каменное монастырское творение, одноглавый храм с подчеркнуто строгим интерьером. В первой трети прошлого века здесь проводили раскопки, в ходе которых нашли мощи святых и древний престол храма. Фрагменты фресок, которыми в середине XV века расписал Спасский собор Андрей Рублев, сохранились до сегодняшнего дня.
    • Трапезная палата – памятник, сохранившийся с XVI века, являлся одним из первых подобных строений российских зодчих. Ее своды поддерживаются единственным столбом. В Трапезной палате размещены музейные выставки.
    • Музей древнерусского искусства – уникальный музей, в фондах которого хранятся более десяти тысяч древнерусских произведений искусства, включая иконы, рукописные книги, церковную утварь, колокола. Сюда свозили ценности из закрываемых монастырей. Именно так попала не одна гробница-саркофаг XVIII века на территорию Спасо-Андроникова монастыря. Наиболее древней из них является плита Прасковьи Клешниной, а лучше всего сохранился памятник Марии Головиной. Что касается некрополя самого Андроникова монастыря, отреставрировали только две плиты: Федору Волкову, основателю русского театра, а также меценату Ивану Медведникову.
    • В 1967 году на территории монастыря установили и памятник Андрею Рублеву, который позже заменили другой скульптурой, которая находится здесь и сегодня.

    За лапшой

    …Ну а мы — в трапезную.

    Их две. Легко нашел ту, о которой так много пишут. Называется «Хлебный домъ в Андрониках». Точнее — называлась. Закрыта, вывеска снята. Зато работает музейное кафе. Позиционируется как концептуальное кафе-трапезная.

    По московским меркам цены лояльные. Кормят вкусно. Есть как постное меню, так и для непостящихся. Суп-лапша — 170 руб., суп-крем из грибов — 240. Тушеная капуста с шампиньонами — 170, паста с вялеными помидорами — 310, 600-граммовый чайник с чаем из облепихи с медом — 190.

    Алкоголь в меню присутствует только так: за 0,5 литра «Крушовице» — 230 руб., бутылка грушевого сидра — 980.

    Если все-таки отказаться от искушений в пост, то чек на двоих — наедитесь до отвала — до 1000.

    По-моему, трапезная — это не самый тяжкий грех музейщиков в этой ситуации. Кстати, в трапезной нет и намека на обветшалость. Все здесь такое добротное, качественное. Но вот когда выходишь на улицу и опять упираешься в облезлые стены и битый кирпич…

    Так что хозяин здесь нужен. У которого не только в трапезной и в музейных экспозициях полный порядок.

    Монастырская колокольня должна была стать самой высокой в Москве. Ограничили высоту по приказу Павла I

    Да, а тира и бани, о которых столько я читал и слышал, внутри периметра монастырских стен не нашел.

    Дара Нострадамуса у меня нет, но все-таки сейчас наберусь смелости и предскажу будущее. Оно настолько очевидное, что каждый сможет. Уже в этом месяце представители РПЦ и минкультуры попытаются договориться. И рано или поздно — договорятся.

    Детали договоренностей сейчас предсказать сложно, но результат, уверен, будет таким: и Церковь вернется в древнейшую обитель, и музей продолжит работу. Просто потому, что обществу нужны и музей, и церковь. Одним надо молиться, другим восторгаться древними раритетами. Третьим — и то, и другое.

    А после того как все утрясется со Спасо-Андрониковой обителью, наступит черед других объектов и иных споров. Жизнь продолжается.

    Святыни Спасо-Андроникова монастыря в Москве

    • Образ Спаса Нерукотворного – это икона основания, которая является самой чтимой. Она долгое время считалась утерянной, но в 1999 году нашлась в Новодевичьем монастыре, в запасниках Исторического музея. В Спасском соборе есть список этой иконы.
    • Икона Андроника и Саввы, первых игуменов обители – эта святыня тоже считалась утерянной.
    • Мощи шести святых, которые обнаружили при раскопках у Спасского собора. Сохранились не только мощи, но и монашеские принадлежности.

    Историческая значимость общины

    На протяжении нескольких веков со дня своего существования общину использовали для заточения царских персон женского пола. Архитектура церковного комплекса, которая сложилась в период 16-17 столетья в последствии не претерпела каких-нибудь значительных изменений. Обитель является исключительным по сохранности моделью московского барокко за … Читать далее

    На территории всей России находится большое количество святых мест. Есть несколько из них и в столице. Наиболее часто посещаемым считают Покровский монастырь в Москве Святой Матроны. В основном это связывают с тем, что большое количество паломников приезжают туда, чтобы приложится к мощам этой Святой. Ведь с 1998 года они хранятся именно здесь.

    Спасо-Андроников монастырь – фото

    • В прошлые века обитель восхищала своим архитектурным ансамблем.

    Спасский храм называют древнейшим московским строением.

    Памятник Андрею Рублеву, который, предположительно, был похоронен в этом монастыре.

    В музее древнерусского искусства можно не только увидеть множество древних книг и церковной утвари, но и узнать, как зарождался Спасо-Андроников монастырь.

    Обитель – украшение этой части Москвы.

    Спасо-Андроников мужской монастырь в Москве

    Мужская обитель, находящаяся на берегу Яузы, сегодня является недействующей и находится под охраной государства в качестве памятника культурного и исторического наследия. Пустынь основал в середине XIV столетия преподобный Алексий, название монастырь получил по имени ученика преподобного Сергия Радонежского святого Андроника Московского.

    Другие православные монастыри в Москве:

    Сегодня в обители работает музей великого иконописца Андрея Рублева. Основные церковные службы проходят в Спасском соборе, единственном древнем строении на этой территории, уцелевшем в ходе истории.

    История обители

    В 1354 г. корабль, на котором митрополит Алексий добирался до Константинополя, попал в грандиозный шторм. Преподобный молил Господа о спасении и клялся основать в Московском княжестве храм во славу того торжества или святителя, в день которого судно благополучно достигнет берегов земли. Корабль прибыл в константинопольскую бухту под названием Золотой Рог в православный праздник перенесения Нерукотворного Образа (16 августа по ст. ст.)

    • В 1356 г. митрополит Алексий еще раз посетил столицу Византии и привез в Москву лик Христа (чудотворный Мандилион). Образ находился при освящении новоявленного монастыря в конце лета 1357 г. В честь константинопольской бухты, куда встал корабль митрополита Алексия после шторма, один из притоков Яузы назвали Золотым Рожком.
    • Первым игуменом Спасо-Андроникова монастыря назначили Андроника — ученика преподобного С. Радонежского. Легенда гласит, что святой настоятель выкопал на территории обители чудотворный колодец, долгое время служивший на благо монахов и прихожан. Пустынь также располагала большим братским некрополем (скудельницей), где находили покой тела праведных аскетов.
    • В 1368 г. случился пожар, в результате которого деревянный храм Спаса полностью сгорел. На его месте воздвигли собор из камня и кирпича, строение удивляло настенными фрагментами с растительными композициями внутри. В середине XV столетия центральную церковь перестроили, именно это сооружение благополучно дожило до наших дней.
    • В 1439 г. в стенах обители учредили архимандритские покои, а через 30 лет неподалеку от монастыря, на монашеской слободе, организовали цех по производству кирпича. Во времена игуменства преподобного Митрофана в пустыни появилась большая одностолпная трапезная.
    • В период с XIV по XVII вв. обитель славилась в качестве центра по переписи книжных изданий. За долгие годы в архивах пустыни накопилось значительное количество богословских трудов. В это же время Андроновский монастырь подвергался кощунственным разграблениям.
    • В 1691 г. над зданием трапезной соорудили церковь. Верхний (третий) ярус храма посвятили основателю обители митрополиту Алексию, на втором этаже поместили престол Михаила Архангела и создали придел во славу преподобного А. Команского. На первом ярусе поставили родовую усыпальницу дома Лопухиных вместе с собором иконы «Знамение». В этом же году рядом со Святыми Вратами построили настоятельские палаты и братские корпуса.
    Читать еще:  Собор Александра Невского в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Интересно! Иноком Андроновской обители являлся великий русский иконописец Андрей Рублев, канонизированный Православной Церковью. В этом монастыре он принял монашеский постриг и нашел свой последний приют.

    Летопись утверждает, что перед смертью Андрей Рублев создал фрески, предназначенные для стен Спасского храма, у которого тело знаменитого иконописца было похоронено.

    История от XVIII до XXI века

    В период с 1747 по 1756 год монастырские стены обили камнем для прочности. Вместо обветшалой колокольни, находящейся над центральными вратами, воздвигли новую, высота которой достигала более 70 м. В её нижнем ярусе благодаря финансированию местного помещика С. Васильева устроили храм Симеона Богоприимца, высокочтимого христианского святого. В 1748 г. произошел сильный пожар, уничтоживший небольшую часть библиотеки и архива.

    • За период XVIII столетия стенопись собора была полностью убрана, в 1763 г. к храму пристроили небольшую паперть.
    • В 1812 г. французские войска бесчеловечно разорили монастырские угодья. Во время очередного пожара был полностью уничтожен монастырский архив, а также иконостас, барабан и глава центральной церкви обители.
    • В середине XIX века Спасский храм кардинально изменили по чертежам архитектора П. Герасимова. С юга к нему пристроили церковь Успения Богородицы, а с севера — придел в честь преподобного Андроника. Кокошники, придающие некой узорчатости, убрали под шатровую крышу и подняли барабан.
    • Монастырь официально закрыли в 1918 г., на территории устроили концлагерь ВЧК, где содержались противники коммунизма и проводились расстрелы. В период с 1922 по 1928 гг. здесь работала колония для несовершеннолетних беспризорников. В конце 30-х годов территорию обители переделали под нужды завода. К началу ВОВ здесь обустроили учреждения народного комиссариата обороны.
    • В 1930 г. коммунисты уничтожили монастырскую колокольню, удивляющую своей высотой, а в 1927 г. был полностью истреблен некрополь, где нашли покой А. Рублев, представители знатных родов, и отечественные воины.

    Возрождение монастырского комплекса началось после ВОВ, когда правительство выяснило, что Спасский храм является древнейшим зданием столицы.

    • В 1947 г. большая группа людей выступила с заявлением о создании в стенах обители музея. В декабре этого года Совет Министров постановил устроить здесь архитектурный заповедник им. А. Рублева. Однако в середине 50-х реставрационные работы приостановили, что вынудило ответственных за это дело людей подать заявление в прессу.
    • В начале 1970-х мастера пытались восстановить первоначальные формы Спасской церкви. В 1960 г. власти официально разрешили открытие музея А. Рублева. В 1989 г. центральный храм монастыря освятили, богослужения возобновились. Через некоторое время вместо уничтоженной колокольни установили деревянную звонницу. В 1993 г. под основным престолом обнаружили неизвестное захоронение.

    На заметку! В стенах пустыни хранится несколько чудотворных православных святынь. Прихожане имеют возможность прикоснуться к списку Спаса Нерукотворного, главной реликвии, послужившей символичным предшественником постройки обители. Здесь также находятся иконы святителя Андроника и преподобного Саввы Московского, обнаруженные при поисковых работах.

    В древнем алтаре исследователи нашли шесть чудотворных мощей и два захоронения, издающих божественное благоухание.

    Архитектура обители

    Спасский собор построен из прямоугольных блоков плотного известняка, материал добывали недалеко от обители. Здание возвышается на высоком подклете — каменном основании. С трех сторон собора находятся крыльца с входными дверями, иллюзорно расширенными за счет перспективных порталов. С западной стороны, над входом в собор, находится образ Спаса Нерукотворного, на востоке — алтарь с тремя полукруглыми апсидами.

    • Фасады Спасского храма геометрически разделены при помощи выступающих пилястр (встроенных в стены столпов). Архитектурная основа храма — это куб, который заканчивается закомарами и кокошниками. Сверху здание формируется за счет большого барабана с пологим куполом и православным крестом.
    • Спасская церковь создавалась в стиле раннего московского зодчества. В интерьере четко прослеживается конструкция, объединяющая кресты и купола. Внутреннее пространство разделено на три нефа (продолговатых помещения) при помощи четырех больших столпов, служащих опорой своду и барабану. Высота строение подчеркивается благодаря вертикальному сечению.
    • Композиция храма ярко устремляется вверх, это объясняется тем, что собор является памятником воинам, отдавшим жизнь в Куликовском сражении. Росписи фасада и интерьера, создаваемые А. Рублевым, сохранились лишь фрагментарно. В середине XVIII столетия Спасская церковь была расширена за счет широких окон и увеличения объема дверей. Внешний облик вернули постройке в XX веке.
    • В 1990 г. после возобновления в соборе богослужений здесь соорудили иконостас, сделали отопление и престол, а западный фасад украсили образом Спаса.

    Другие сооружения

    В период с 2000 по 2015 год в стенах монастыря постепенно строился храм в честь Д. Донского, архитектором являлся А. Климочкин. Здание кубической формы имело одну главу и фасады, завершенные закомарами. При создании мастера склонялись к стилю раннего московского зодчества XIV века. Внешний облик новоявленного собора гармонично вплетается в атмосферу старины, окутавшую Андроновскую обитель.

    Местом для строительства послужила земля, на которой раньше располагался монастырский некрополь. Благоверный князь Д. Донской, в честь которого освятили церковь, накануне Куликовского побоища молился перед чудотворным образом Спасителя и здесь же благодарил Господа о даровании победы над врагами. Освящение собора произошло в декабре 2015 г., богослужения проводятся священниками Спасского храма.

    Сегодня в обители также стоит часовня «Проща», освященная во имя С. Радонежского. Постройка прославила событие прощания святого Андроника и его учителя. Каменная часовня, созданная в XVI столетии, имела квадратную форму, шатровую кровлю с главкой и крестом. В конце XIX в. её, пострадавшую от пожара и ветхости, расширили по проекту А. Латкова. Фасад кирпичной часовни выходил вовне и сливался с дополнительными сооружениями. Внешний вид выделялся ажурными украшениями, на изящных барабанах красовалось три купола. Созданная с применением «дивного узорочья», часовня «Проща» сымитировала выразительное окружение.

    Однако в 1929 г. это чудное здание полностью снесли, восстановление началось только в 1995 г. Потребовался полноценный ремонт и восстановление интерьера, чтобы сооружение смогло принять прихожан и священнослужителей. В закомарах кровли установили образы Спасителя, Иоанна Крестителя и Богородицы.

    Информация для паломников

    Московский монастырь находится по адресу: Андроньевская площадь, строение № 10.

    Чтобы добраться до места (остановка Музей А. Рублева), следует от метро «Площадь Ильича» сесть на автобус № 40 (55, 125) или троллейбус № 45 (53).

    Так как обитель является недействующей, посетить её разрешено в любое время. Православные богослужения проходят в Спасском соборе и храме Д. Донского: утреня совершается со среды по воскресенье в 8:00, вечерня запланирована на 17:30.

    Совет! Лучшее время для посещения — праздничные дни.

    На территории православного монастыря сегодня работает музей древнерусского искусства. В его фондах хранятся иконы, рукописи, колокола и различная церковная утварь. Сюда же свозили реликвии с закрываемых обителей во времена богоборчества.

    Спасо-Андроников монастырь в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

    Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского; монастырь, хор которого приходил слушать Рахманинов, место, где держали под стражей протопопа Аввакума – все это о Андрониковом монастыре. Примечателен он не только этими фактами, но и красивой архитектурой. Считается, что когда-то здесь во дворе был колодец, который выкопал Сергий Радонежский. А Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря является древнейшим московским храмом, уцелевшим полностью. Сегодня на территории монастыря открыт и музей имени Андрея Рублева. Чем еще примечательна эта обитель?

    Где находится Спасо-Андроников монастырь

    Спасо-Андроников монастырь – как добраться

    Если для паломников и туристов в составе тур групп, желающих побывать в Спасо-Андрониковом монастыре, адрес обители не настолько важен, то для индивидуальных путешественников стоит дать совет, как же сюда проще попасть.

    Для этого сначала нужно доехать на метро до Площади Ильича (Калининско-Солнцевская линия), после чего сесть на автобусы 40, 237, 55, 152, 125 или же доехать троллейбусами 53, 45.

    Посещение монастыря, режим работы

    Поскольку монастырь на текущий момент не действует, посещать его можно в любое время. Желающим ознакомиться с архитектурой лучше приехать во время, когда в храмах монастыря нет богослужений, а вот паломникам стоит побывать здесь в праздничные дни.

    Если вы хотите открыть для себя не только Спасо-Андроников монастырь, но и побывать в музее Андрея Рублева, обратите внимание:

    • по средам экспозиции и выставки не работают;
    • по вторникам и четвергам музей открыт с 14.00 до 21.00;
    • В остальные дни график работы выставок: 11.00-18.00.

    Спасо-Андроников монастырь – расписание богослужений


    При самом монастыре, как и при музее, нет гостиницы для паломников, однако можно остановиться при Покровском монастыре (женском) или Донском (мужском). Обе обители, как и Андроников монастырь, расположены в Центральном административном округе. Где остановиться паломникам

    • Гостиница при Донском монастыре предлагает от двух- до шестиместных номеров. На этаже есть горячая вода, туалеты, умывальники, душ. Заселение возможно до 21.00.
    • Гостиница при Покровском монастыре оборудована по современным стандартам и располагает разными по вместимости номерами.

    История Спасо-Андроникова монастыря

    • Основал эту обитель митрополит Алексий. Считается, что он дал обет возвести собор в честь того праздника, в день которого он попадет на бухту Золотой Рог. Это произошло в 1354 году, в праздник Спаса Нерукотворного. Место для строительства выбирал сам митрополит – у слияния рек Яузы и Золотого Рожка. Здесь же перекрещивались дороги к приволжским городам и к Черному морю и Византии.
    • Относительно того, когда был возведен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, исследователи расходятся во мнениях, называя даты от 1357 до 1427 годов. По одной из версий, освящали собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря иконой, привезенной митрополитом в 1356 году из Константинополя.

    Архитектурные и культурные достопримечательности

    • Церковь Михаила Архангела – построена под патронатом жены Петра I, Евдокии Лопухиной (в монастыре был семейный некрополь этого рода). На нижнем ярусе была размещена семейная усыпальница этого рода. Сегодня церковь является музейной экспозицией.
    • Часовня «Проща» возведена на том месте, где преподобный Сергий Радонежский простился со своим учеником Андроником, первым игуменом Спасо-Андроникова монастыря.
    • Соборный храм Спаса Нерукотворного – первое каменное монастырское творение, одноглавый храм с подчеркнуто строгим интерьером. В первой трети прошлого века здесь проводили раскопки, в ходе которых нашли мощи святых и древний престол храма. Фрагменты фресок, которыми в середине XV века расписал Спасский собор Андрей Рублев, сохранились до сегодняшнего дня.
    • Трапезная палата – памятник, сохранившийся с XVI века, являлся одним из первых подобных строений российских зодчих. Ее своды поддерживаются единственным столбом. В Трапезной палате размещены музейные выставки.
    • Музей древнерусского искусства – уникальный музей, в фондах которого хранятся более десяти тысяч древнерусских произведений искусства, включая иконы, рукописные книги, церковную утварь, колокола. Сюда свозили ценности из закрываемых монастырей. Именно так попала не одна гробница-саркофаг XVIII века на территорию Спасо-Андроникова монастыря. Наиболее древней из них является плита Прасковьи Клешниной, а лучше всего сохранился памятник Марии Головиной. Что касается некрополя самого Андроникова монастыря, отреставрировали только две плиты: Федору Волкову, основателю русского театра, а также меценату Ивану Медведникову.
    • В 1967 году на территории монастыря установили и памятник Андрею Рублеву, который позже заменили другой скульптурой, которая находится здесь и сегодня.

    Святыни Спасо-Андроникова монастыря в Москве

    • Образ Спаса Нерукотворного – это икона основания, которая является самой чтимой. Она долгое время считалась утерянной, но в 1999 году нашлась в Новодевичьем монастыре, в запасниках Исторического музея. В Спасском соборе есть список этой иконы.
    • Икона Андроника и Саввы, первых игуменов обители – эта святыня тоже считалась утерянной.
    • Мощи шести святых, которые обнаружили при раскопках у Спасского собора. Сохранились не только мощи, но и монашеские принадлежности.

    Спасо-Андроников монастырь – фото

    • В прошлые века обитель восхищала своим архитектурным ансамблем.
    • Спасский храм называют древнейшим московским строением.
    • Памятник Андрею Рублеву, который, предположительно, был похоронен в этом монастыре.
    • В музее древнерусского искусства можно не только увидеть множество древних книг и церковной утвари, но и узнать, как зарождался Спасо-Андроников монастырь.
    • Обитель – украшение этой части Москвы.

    Спасо-Андроников монастырь — видео

    Обитель, в истории которой было немало трагических страниц и которая вновь и вновь возрождалась, сегодня все еще является музейной территорией. Хотя в Спасском соборе снова идут богослужения, однако здесь пока не слышно монашеского хора. И все же попасть сюда, приложиться к святыням, побывать на этом намоленном месте стремятся многие верующие.Приятного просмотра.

    Спасо-Андроников монастырь в Москве

    Архитектура обители

    Спасский собор построен из прямоугольных блоков плотного известняка, материал добывали недалеко от обители. Здание возвышается на высоком подклете — каменном основании. С трех сторон собора находятся крыльца с входными дверями, иллюзорно расширенными за счет перспективных порталов. С западной стороны, над входом в собор, находится образ Спаса Нерукотворного, на востоке — алтарь с тремя полукруглыми апсидами.

    Фасады Спасского храма геометрически разделены при помощи выступающих пилястр (встроенных в стены столпов). Архитектурная основа храма — это куб, который заканчивается закомарами и кокошниками. Сверху здание формируется за счет большого барабана с пологим куполом и православным крестом.Спасская церковь создавалась в стиле раннего московского зодчества. В интерьере четко прослеживается конструкция, объединяющая кресты и купола. Внутреннее пространство разделено на три нефа (продолговатых помещения) при помощи четырех больших столпов, служащих опорой своду и барабану. Высота строение подчеркивается благодаря вертикальному сечению.Композиция храма ярко устремляется вверх, это объясняется тем, что собор является памятником воинам, отдавшим жизнь в Куликовском сражении. Росписи фасада и интерьера, создаваемые А. Рублевым, сохранились лишь фрагментарно. В середине XVIII столетия Спасская церковь была расширена за счет широких окон и увеличения объема дверей. Внешний облик вернули постройке в XX веке.В 1990 г. после возобновления в соборе богослужений здесь соорудили иконостас, сделали отопление и престол, а западный фасад украсили образом Спаса.

    Другие сооружения

    В период с 2000 по 2015 год в стенах монастыря постепенно строился храм в честь Д. Донского, архитектором являлся А. Климочкин. Здание кубической формы имело одну главу и фасады, завершенные закомарами. При создании мастера склонялись к стилю раннего московского зодчества XIV века. Внешний облик новоявленного собора гармонично вплетается в атмосферу старины, окутавшую Андроновскую обитель.

    Местом для строительства послужила земля, на которой раньше располагался монастырский некрополь. Благоверный князь Д. Донской, в честь которого освятили церковь, накануне Куликовского побоища молился перед чудотворным образом Спасителя и здесь же благодарил Господа о даровании победы над врагами. Освящение собора произошло в декабре 2015 г., богослужения проводятся священниками Спасского храма.

    Сегодня в обители также стоит часовня «Проща», освященная во имя С. Радонежского. Постройка прославила событие прощания святого Андроника и его учителя. Каменная часовня, созданная в XVI столетии, имела квадратную форму, шатровую кровлю с главкой и крестом. В конце XIX в. её, пострадавшую от пожара и ветхости, расширили по проекту А. Латкова. Фасад кирпичной часовни выходил вовне и сливался с дополнительными сооружениями. Внешний вид выделялся ажурными украшениями, на изящных барабанах красовалось три купола. Созданная с применением «дивного узорочья», часовня «Проща» сымитировала выразительное окружение.

    Однако в 1929 г. это чудное здание полностью снесли, восстановление началось только в 1995 г. Потребовался полноценный ремонт и восстановление интерьера, чтобы сооружение смогло принять прихожан и священнослужителей. В закомарах кровли установили образы Спасителя, И. Крестителя и Богородицы.

    Святыни обители

    В стенах Спасо-Андрониковой обители находяться чудотворные святыни православия:

    образ Спаса Нерукотворного,6 мощей,два параллельных захоронения,икона преподобных Андроника и Саввы Московского.

    Основной и главной святыней обители считают Образ Спаса Нерукотворного. Именно перед ней Алексий дал обет о построении храма. Некоторое время она считалась утраченной и только в 1999 году ее нашли в Историческом музее Новодевичьего монастыря. Сейчас список этого образа поместили в Спасский собор.

    Также во время поисковых работ была обнаружена икона преподобных Саввы и Андроника. Ее торжественно передали в Спасский собор, где она заняла почетное место. Еще одной находкой стало 6 мощей, которые были обнаружены в древнем алтаре собора. Были найдены и два параллельных захоронения, которые разносились благоуханиями.

    Историческая значимость общины

    На протяжении нескольких веков со дня своего существования общину использовали для заточения царских персон женского пола. Архитектура церковного комплекса, которая сложилась в период 16-17 столетья в последствии не претерпела каких-нибудь значительных изменений. Обитель является исключительным по сохранности моделью московского барокко за … Читать далее

    На территории всей России находится большое количество святых мест. Есть несколько из них и в столице. Наиболее часто посещаемым считают Покровский монастырь в Москве Святой Матроны. В основном это связывают с тем, что большое количество паломников приезжают туда, чтобы приложится к мощам этой Святой. Ведь с 1998 года они хранятся именно здесь.

    Икона-защитница

    Без иконы Божией Матери не обходится не одна церковь или монастырь. Бывали случаи, когда Богородица сама приходила к больным в сновидениях. Икона с ликом Божией Матери одна из самых чудотворных, она способна помочь во всех мирских делах. Борогодицу просят о наставлении на истинный путь, об укреплении веры и отводы дурных мыслей. Помогает Божия Матерь в болезнях тела и души. Очевидцы утверждают, что слепец прозрел рядом с Андрониковской иконой. Бездетные молятся Богоматери о заветном подарке, ждущие молятся об удачных родах, за здорового и крепкого малыша, а родители – за своих детей, просят защитить и вести их.

    Молитва Андрониковской Богородице:

    О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари Честнейши: Помощница еси обидимых, ненадеющихся Надеяние, убогих Заступница, печальных Утешение, алчущих Кормительница, нагих Одеяние, больных Исцеление, грешных Спасение, христиан всех Поможение и Заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй благочестивейшаго, самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего, Императора Николая Александровича Всея России, супругу его, благочестивейшую Государыню Императрицу Александру Феодоровну; матерь его, благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Феодоровну; наследника его, благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Алексия Николаевича, и весь царствующий дом. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, святейший правительствующий Синод, и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, градоначальники, и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семени воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая, Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобной брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    История обители

    В 1354 г. корабль, на котором митрополит Алексий добирался до Константинополя, попал в грандиозный шторм. Преподобный молил Господа о спасении и клялся основать в Московском княжестве храм во славу того торжества или святителя, в день которого судно благополучно достигнет берегов земли. Корабль прибыл в константинопольскую бухту под названием Золотой Рог в православный праздник Спаса (16 августа по ст. ст.)

    В 1356 г. митрополит Алексий еще раз посетил столицу Византии и привез в Москву лик Христа (чудотворный Мандилион). Образ находился при освящении новоявленного монастыря в конце лета 1357 г. В честь константинопольской бухты, куда встал корабль митрополита Алексия после шторма, один из притоков Яузы назвали Золотым Рожком.Первым игуменом Спасо-Андроникова монастыря назначили Андроника — ученика преподобного С. Радонежского. Легенда гласит, что святой настоятель выкопал на территории обители чудотворный колодец, долгое время служивший на благо монахов и прихожан. Пустынь также располагала большим братским некрополем (скудельницей), где находили покой тела праведных аскетов.В 1368 г. случился пожар, в результате которого деревянный храм Спаса полностью сгорел. На его месте воздвигли собор из камня и кирпича, строение удивляло настенными фрагментами с растительными композициями внутри. В середине XV столетия центральную церковь перестроили, именно это сооружение благополучно дожило до наших дней.В 1439 г. в стенах обители учредили архимандритские покои, а через 30 лет неподалеку от монастыря, на монашеской слободе, организовали цех по производству кирпича. Во времена игуменства преподобного Митрофана в пустыни появилась большая одностолпная трапезная.В период с XIV по XVII вв. обитель славилась в качестве центра по переписи книжных изданий. За долгие годы в архивах пустыни накопилось значительное количество богословских трудов. В это же время Андроновский монастырь подвергался кощунственным разграблениям.

    В 1691 г. над зданием трапезной соорудили церковь. Верхний (третий) ярус храма посвятили основателю обители митрополиту Алексию, на втором этаже поместили престол Михаила Архангела и создали придел во славу преподобного А. Команского. На первом ярусе поставили родовую усыпальницу дома Лопухиных вместе с собором иконы «Знамение». В этом же году рядом со Святыми Вратами построили настоятельские палаты и братские корпуса. Интересно! Иноком Андроновской обители являлся великий русский иконописец А. Рублев, канонизированный Православной Церковью. В этом монастыре он принял монашеский постриг и нашел свой последний приют.

    Летопись утверждает, что перед смертью Андрей Рублев создал фрески, предназначенные для стен Спасского храма, у которого тело знаменитого иконописца было похоронено.

    История от XVIII до XXI века

    В период с 1747 по 1756 год монастырские стены обили камнем для прочности. Вместо обветшалой колокольни, находящейся над центральными вратами, воздвигли новую, высота которой достигала более 70 м. В её нижнем ярусе благодаря финансированию местного помещика С. Васильева устроили храм Симеона Богоприимца, высокочтимого христианского святого. В 1748 г. произошел сильный пожар, уничтоживший небольшую часть библиотеки и архива.

    За период XVIII столетия стенопись собора была полностью убрана, в 1763 г. к храму пристроили небольшую паперть.В 1812 г. французские войска бесчеловечно разорили монастырские угодья. Во время очередного пожара был полностью уничтожен монастырский архив, а также иконостас, барабан и глава центральной церкви обители.В середине XIX века Спасский храм кардинально изменили по чертежам архитектора П. Герасимова. С юга к нему пристроили церковь Успения Богородицы, а с севера — придел в честь преподобного Андроника. Кокошники, придающие некой узорчатости, убрали под шатровую крышу и подняли барабан.Монастырь официально закрыли в 1918 г., на территории устроили концлагерь ВЧК, где содержались противники коммунизма и проводились расстрелы. В период с 1922 по 1928 гг. здесь работала колония для несовершеннолетних беспризорников. В конце 30-х годов территорию обители переделали под нужды завода. К началу ВОВ здесь обустроили учреждения народного комиссариата обороны.В 1930 г. коммунисты уничтожили монастырскую колокольню, удивляющую своей высотой, а в 1927 г. был полностью истреблен некрополь, где нашли покой А. Рублев, представители знатных родов, и отечественные воины.

    Возрождение монастырского комплекса началось после ВОВ, когда правительство выяснило, что Спасский храм является древнейшим зданием столицы.

    В 1947 г. большая группа людей выступила с заявлением о создании в стенах обители музея. В декабре этого года Совет Министров постановил устроить здесь архитектурный заповедник им. А. Рублева. Однако в середине 50-х реставрационные работы приостановили, что вынудило ответственных за это дело людей подать заявление в прессу.В начале 1970-х мастера пытались восстановить первоначальные формы Спасской церкви. В 1960 г. власти официально разрешили открытие музея А. Рублева. В 1989 г. центральный храм монастыря освятили, богослужения возобновились. Через некоторое время вместо уничтоженной колокольни установили деревянную звонницу. В 1993 г. под основным престолом обнаружили неизвестное захоронение. На заметку! В стенах пустыни хранится несколько чудотворных православных святынь. Прихожане имеют возможность прикоснуться к списку Спаса Нерукотворного, главной реликвии, послужившей символичным предшественником постройки обители. Здесь также находятся иконы святителя Андроника и преподобного Саввы Московского, обнаруженные при поисковых работах.

    В древнем алтаре исследователи нашли шесть чудотворных мощей и два захоронения, издающих божественное благоухание.

    Как зарождался Спасо-Андроников монастырь

    Эта митрополическая обитель была основана в 1357 году. Основал ее митрополит Алексии по приезду домой из Константинополя. Говорят о том, что в дороге он попал в бурю на Черном море. Во время всеобщей панике он стал усердно молится и дал обет Господу построить храм и назвать его на честь того святого, в день которого путники достигнут суши. По приезду он выполнил свое обещание и построил не только храм, но и монастырь. В помощь он позвал смиренного Андроника. И уже в 1360 году появился замечательный деревянный храм. Также в него поместили и приведенную из Константинополя икону.

    Также сам князь Дмитрий Донской перед Куликовской битвой возносил свои молитвы Господу в Спасском соборе. А затем благодарил Спасителя за победу. Со временем там возвели поминальную часовню на честь Дмитрия Донского.

    После Андроника, настоятелем стал Савва. Многие знали его за его добродетельность еще при жизни. Мощи первого и второго настоятеля были схоронены в Спасском соборе, но на данное время их местоположение неизвестно.

    Третьим игуменом стал Александр. При нем был построен белокаменный собор. На деньги купцов были проведены роспись стен и оснащение их фресками.

    Обязательно к прочтению: Иоанновский монастырь на Карповке

    За все время монастырь был известен не только своими замечательными иконописными образами, но и мастерски изготовленными рукописными книгами. По своему качеству они не уступали византийским. Но в 1812 году святая обитель была практически уничтожена. При пожаре упали своды Спасского Собора. Но вскоре на деньги прихожан его восстановили. Кроме того к нему были пристроены еще два придела.

    После революции в 1918 году обитель закрыли. В 1948 году начали его реставрацию, а с 1960 года начал работу музей древнерусского искусства на территории монастыря. и только в 1990 году начали проводится богослужения в Спасском соборе.

    МОСКОВСКИЙ СПАСО-АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ

    Спасо-Андроников монастырь в 1947 году, рисунок

    Московский Спасо-Андроников мужской монастырь (недейств.)

    По преданию, в 1354 году митрополит Московский Алексий ездил в Константинополь для рукоположения в сан митрополита московского. На обратном пути на Черном море его корабль попал в сильный шторм. На корабле была икона Нерукотворного образа Спасителя, перед которой он молился. Митрополит дал клятву, что при благополучном возвращении на родину, он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм постепенно затих и корабль благополучно причалил к берегу. И случилось это именно в тот день, когда праздновали церковный праздник – Спаса Нерукотворного.

    Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа, 22 марта 2013

    В Москве Алексий обратился с просьбой к прп. Сергию Радонежскому отдать ему его ученика Андроника для создания нового монастыря с церковью Нерукотворного образа Спасителя. Место выбрали на дороге из Москвы в Орду, на берегу реки Яузы.

    По свидетельству жития свт. Алексия, прп. Андроник стал игуменом монастыря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче, т. е. до 13 ноября 1359 г., когда великий князь скончался; т. о., основание монастыря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 года. В 1360 году была построена церковь Нерукотворного образа Спаса.

    Стены монастыря первоначально были деревянными и выполняли оборонительную роль.

    При митрополите Фотии в 1420-1428 гг. собор был перестроен, стал белокаменным. Роспись собора выполняли Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески, выполненные ими, были уничтожены в XVIII веке при реставрации собора, есть лишь небольшие фрагменты на откосах окон.

    В 1504 году рядом с западной стеной поставили каменную трехъярусную трапезную, в которой по желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году в третьем ярусе учредили церковь святого Алексея митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 году, затем на его месте освятили придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Был также устроен еще один придел – во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.

    В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус, в этом же веке отстроили братские корпуса. В 1747-1756 гг. стены монастыря стали каменными. По проекту архитектора Казакова рядом со Спасским собором на месте старой колокольни, над святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м. В ней на средства купца С.П.Васильева основали церковь святого Симеона Богоприимца.

    Спасо-Андроников монастырь. Церковь Михаила Архангела, 22 марта 2013

    В середине XVII века рядом с монастырем рабочие люди образовали слободу, получившую название сначала Андроньевской, а затем Вороньей. У монастыря были приписные крестьяне в количестве 210 дворов на 1700 г. Андроников монастырь был одним из самых богатых: на 1790 г. за монастырем числилось 5,6 га земель под селением, сенокосных земель 4 га, неудобий 4,5 га.

    Монастырь использовался и как место заточения: в 1509 году здесь был заключен осужденный архиеп. Серапион I Новгородский, в 1666 году в монастырь в кандалах был привезен протопоп Аввакум Петров. Его продержали трое суток прикованным к стене в подвале, без воды и пищи, а затем отправили в Андреевский монастырь на Воробьевых горах.

    В 1812 году монастырь сильно пострадал от пожара и надругательства французов. Во время пожара купол собора обрушился, в 1813-1814 гг. он был восстановлен, а в 1840-х гг. интерьер собора был перестроен. Над ним подняли восьмигранный барабан с шатровым верхом. Кокошники и закомары убрали под четырехскатную крышу. К северной стене пристроили придел святого Андроника, к южной – Успения Божией Матери. В 1950-60 гг. реставраторы вернули собору прежний вид.

    При монастыре по традиции было кладбище. Здесь похоронен настоятель Андроник и, по некоторым предположениям, Андрей Рублев. Место могилы, к сожалению, неизвестно. Она уничтожена в советское время. Здесь же где-то покоился прах Симеона Гордого, сподвижника Ивана Калиты.

    В 1918 году монастырь был закрыт. До 1922 года на его территории находился один из первых лагерей ВЧК.

    В марте 1922 года в связи с изъятием серебряной раки в монастыре были вскрыты мощи преподобных Андроника и прп. Саввы.

    Затем на территории монастыря располагалось общежитие завода «Серп и Молот». 13 сентября 1927 года было ликвидировано монастырское кладбище, колокольню в 1930-х годах взорвали. С 1959 года в стенах монастыря находится музей Древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

    В 1989 году собор Спаса Нерукотворного образа передан Церкви.

    Настоятели

    • прп. Андроник (ок. 1357 — ок. 1373)
    • прп. Савва (ок. 1373 — ок. 1410)
    • прп. Александр (ок. 1410 — после 1427)
    • Ефрем
    • Исаак
    • Иоанн (1474)
    • .
    • Митрофан (1504 — 1507)
    • Симеон (Стремоухов) (1507 — 21 августа 1509)
    • Сергий (1509 — 12 февраля 1517)
    • Игнатий (сентябрь 1519)
    • Ефрем (февраль 1525)
    • Зосима (1531 — 1534)
    • Авраамий I (1547 — 1548)
    • Иосиф I (февраль 1555 — 1566)
    • Феодосий (Вятка) (август 1566 — 1570)
    • Евфимий I (1571 — 1581)
    • Феодосий (? — 20 июля 1584)
    • Гурий (упом. май 1589)
    • Вассиан (1598)
    • Авраамий II (1606)
    • Сергий (1612 — 14)
    • Геннадий (1625 — 1626)
    • Евфимий II ( январь 1627 — 26 октября 1628)
    • Серапион 8 июля 1634)
    • Макарий (1635 — 1636)
    • Порфирий (1637 — 1640)
    • Иосиф II (1641 — 1648)
    • Сильвестр (1648 — 10 июля 1653)
    • N. N. ( сентябрь 1653 — 1654)
    • Гермоген (1654 — 1656)
    • Дионисий (1656 — 1660)
    • Пафнутий (1661 — 1668)
    • Пахомий I (упом. июнь 1669)
    • Никандр (1672)
    • Макарий (? — 29 августа 1674)
    • Симеон (Милюков) (14 сентября 1674 — 9 апреля 1676)
    • Никон (1676 — 1679)
    • Иосиф III (февраль 1681)
    • Никифор (1681 — 26 июня 1681)
    • Авраамий (Юхов) (1681 — 1684)
    • Пахомий II (1685)
    • Авраамий (? — 1687)
    • Арсений (Костюрин) (9 января 1687 — 12 января 1692)
    • Трифиллий (Инихов) (1692 — 4 мая 1695)
    • Феодосий (4 мая 1695 — 30 июля 1709)
    • Геннадий (Беляев) (1709 — 20 мая 1714)
    • Серапион (1714 — 1722)
    • Антоний (1722 — 12 апреля 1722)
    • Дионисий (1722 — 15 июня 1724)
    • Иосиф IV (Саввин) (1724 — 31 октября 1725)
    • Герасим (23 марта 1726 — ?)
    • Иларион (1728)
    • Клеоник (27 августа 1731 — октябрь 1732)
    • Киприан (Скрипицын) (18 января 1733 — 3 мая 1736)
    • Герман (Барутович) (1737 — 1743)
    • Иона (Лещинский) (18 апреля 1744 — 7 ноября 1761)
      • Варлаам (Гловацкий) (5 декабря 1760 — 7 ноября 1761) и.о.
    • Варлаам (Гловацкий) (7 ноября 1761 — 2 мая 1776)
    • Симон (2 мая 1776 — март 1785)
    • Иосиф V (Быков) (март 1785 — 22 февраля 1788)
    • Сильвестр (Страгородский) (22 февраля 1788 — 19 октября 1802)
    • Феофан (Некрасов) (1803 — 25 августа 1817)
    • Авраам (Шумилин) (20 декабря 1817 — 1818)
    • Гермоген (Сперанский) (19 августа 1818 — 18 июня 1845)
    • Гавриил (22 сентября 1845 — 13 августа 1848)
    • Платон (16 сентября 1848 — 28 января 1863)
    • Иннокентий (Орлов) (3 июня 1863 — 9 февраля 1870)
    • Модест (Куховский) (21 октября 1870 — ?)
    • Сергий (Спасский) (28 октября 1880 — 1882)
    • .
    • Григорий (Воинов) (1892 — 1 августа 1896)
    • Нафанаил (Соборов) (с 14 ноября 1896 — 29 апреля 1907)
    • Сильвестр (Братановский) (1907 — 1910)
    • Владимир (Соколовский-Автономов) (18 марта 1910 — 1918)

    Архитектура

    Храмы и часовни монастыря:

    • Собор Спаса Нерукотворного образа (1410 и 1425 и 1427)
    • Церковь Михаила Архангела (1691 и 1694)(1688-1690)
    • Часовня Димитрия Донского на бывшем монастырском кладбище (2005)
    • Часовня Троицы Живоначальной (2011)
    • Деревянная звонница

    Подворье Патриарха Московского и всея Руси

    города Москвы

    Официальный сайт

    Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм.

    Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря.

    Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер.

    Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

    Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.

    Главная особенность композиции собора – динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы, погребенным в Андрониковом монастыре, как о том сообщают отдельные списки «Повести о Мамаевом побоище».

    Андрей Рублев расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора – южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.

    Перестройки собора начались уже с середины XV столетия: с запада к нему добавляют притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом.

    Во время пожара 1748 года Спасский собор сильно пострадал от огня; в ходе последующих ремонтных работ была сделана новая кровля, которая закрыла первоначальное позакомарное перекрытие. В 1763–1779 годах собор расширили. Узкие древние двери растесали, устроили широкие окна. В конце XVIII века была разобрана шатровая колокольня.

    Во время французского нашествия в 1812 году Спасский собор вновь пострадал – полностью обрушился верх. В том же году его начали восстанавливать, в 1813 году работы продолжились, было сделано новое завершение.

    В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848–1850 годах архитектором П.А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой. С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами. В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид.

    В Спасском соборе находилась величайшая святыня монастыря – рака с мощами первых игуменов обители – преподобных Андроника и Саввы. В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы – неизвестно.

    В середине ХХ столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик. Первый проект реставрации собора выполнил известный архитектор Петр Николаевич Максимов. Над проектом реставрации работали также П.Д. Барановский, Г.Ф. Сенатов; реставрационные работы были выполнены бригадой архитекторов (Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский, М.Д. Циперович) под руководством Л.А. Давида в 1959–1961 годах.

    В начале 1990-х годов, после того как в Спасском соборе стали регулярно проводить богослужения, в нем сделали солею, иконостас, отопление, а главное – престол. В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью – образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева. Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды. Методику новой живописной техники разработал О.Б. Павлов. Прорись «Спас Нерукотворный» выполнил Н.В. Гусев, а живописные работы – О.Б. Павлов и А. Ремнев.

    В ходе реставрационных работ было открыто двенадцать белокаменных резных блоков. Установлено, что орнаментальная резьба производилась в непосредственной близости от месторождения известняка, сразу после его добычи. Этим специалисты объясняют особенности большинства сохранившихся рельефов: каменный декор выглядит сделанным как будто из мягкого пластичного материала, тончайшие грани резьбы по нему не имеют сколов. Возможно, в конце XIV – начале XV столетия алтарная преграда Спасского собора Андроникова монастыря представляла собой резную белокаменную стену, в которую и входили сохранившиеся блоки с рельефами.

    При перестройках Спасского собора менялся и иконостас. В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором. Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части. В 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас «с резьбою разнофигурною», о чем свидетельствовала «Главная опись Спасо-Андроникова монастыря».

    После закрытия монастыря иконостас был разорен, большинство икон пропало. Когда в Спасском соборе возобновились богослужения, был установлен небольшой временный деревянный иконостас, без каких-либо украшений. Справа от Царских врат традиционно помещена храмовая икона – «Нерукотворный образ Спасителя», а также «Святая Троица» (выполнены настоятелем собора протоиереем Вячеславом Савиных). В левой части иконостаса находятся большие ростовые иконы русских святых – «Равноапостольная княгиня Ольга и князь Владимир», «Иноки-иконописцы преподобные Андрей Рублев и Даниил» (работа Владимира Сидельникова).

    К 650-летнему юбилею Спасо-Андроникова монастыря в иконостасе собора был установлен ряд небольших праздничных икон (автор – Матвей Шибаев). На северной стене собора – большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем» (автор – Вячеслав Савиных): впервые созданы образы святых игуменов Спасо-Андроникова монастыря.

    Спасо-Андроников монастырь

    Фото Спасо-Андроникова монастыря

    Спасо-Андроников монастырь — Москва, Андроньевская площадь, дом 10

    Площадь Ильича, Римская

    Одной из наиболее древних дошедших до наших дней московских обителей является возвышающийся на берегу р. Яузы Спасо-Андроников монастырь. Просуществовав более шести с половиной столетий, он видел многие исторические события и хранит немало тайн.

    Сегодня в монастырских стенах расположен музей, а в Спасском соборе идут церковные службы. Если говорить о тайне, то до сих пор неизвестно доподлинное место захоронения иконописца Андрея Рублева. Ученым еще предстоит это выяснить. Предположительно, она находилась либо у стен Спасского собора, либо на месте уничтоженной колокольни или некрополя.

    Основание обители и страницы ее истории

    Появление Спасо-Андроникова монастыря неразрывно связано с именем московского митрополита Алексия. Дошедшее до наших дней предание повествует об эпизоде, сыгравшем важную роль в основании обители. На пути из Константинополя корабль, на котором пребывал владыка, попал в сильный шторм, святитель Алексий неустанно молился и дал обет воздвигнуть храм в честь святого, почитаемого церковью в тот день, когда корабль благополучным образом достигнет суши.

    Митрополит не замедлил выполнить свой обет, и в 1360 году был основан монастырь, его настоятелем стал ученик Сергея Радонежского по имени Андроник. Для основания обители был выбран крутой берег Яузы у впадения в нее ручья Золотой Рожок, место, где проходили важные пути в Золотую Орду и Константинополь. Такое стратегическое положение сыграло немаловажную роль обители в исторических и военных событиях Руси.

    Мимо ее стен двигались дружины Дмитрия Донского, дабы сразиться на Куликовом поле. Здесь же встречали ратников с поля боя. Тем же маршрутом шли воины под предводительством князя Василия Дмитриевича на бой с Тамерланом.

    Обители пришлось пережить нашествие войск хана Тохтамыша и Девлет-Гирея, польских войск и не одно разорение. После набегов и разрушений монастырь вновь восстанавливался из пепла, рос, отстраивался.

    В советское время обители грозил снос. Но вопреки всем перипетиям, виткам истории, а также благодаря стараниям архитектора и реставратора П. Барановского и художника И. Грабаря которые добивались сохранения Спасо-Андроникова монастыря, он уцелел. Хотя часть сооружений все-таки была разрушена. Эта участь постигла надвратную колокольню, ее разобрали в 30-е годы прошлого века, был уничтожен также некрополь, который являлся местом вечного упокоения многих известных дворянских родов.

    Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря

    В 1947 году Спасо-Андроникова обитель обрела статус заповедника и в архитектурный ансамбль вошли сохранившиеся постройки:

    • Спасский собор, возведенный в 1420 году, он считается древнейшим каменным храмом за пределами тогдашней Москвы. В росписи собора принимал участие иконописец Андрей Рублев. Сегодня можно увидеть только небольшую часть уцелевших фрагментов травного орнамента в алтаре, остальные фрески погибли в разразившемся пожаре в 1812 году.
    • Трапезные палаты, которые построены на территории монастыря в царствование Ивана III.
    • Каменные стены и башни, датируемые XVII – XVIII столетиями.
    • Двухэтажное строение Настоятельских покоев.
    • Церковь, освящённая во имя Архистратига Михаила. По инициативе царицы Евдокии строительство трехъярусной церкви началось в 90-х годах XVII века. Однако опала и ссылка царицы сказались на приостановке работ, и только в 1739 году церковь была освящена. Храм реставрировали в 1960 году, в нем находится родовая усыпальница Лопухиных.
    • Здание братского корпуса 1763 года постройки.
    • В начале XIX века на территории монастыря было построено здание для духовного училища.

    В 1960 году на территории монастыря открыт музей древнерусской культуры и искусства. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.

    Коллекция музея насчитывает тысячи произведений древнерусского и прикладного искусства. Это собрание иконописи, редчайшие экземпляры рукописных и старопечатных книг, предметы церковной утвари, копии росписей, принадлежащих Феофану Греку, Андрею Рублеву, Дионисию и многие другие раритеты.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector