0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Софрониевский мужской монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки, святыни и настоятели, расписание богослужений

Содержание

Софрониевский мужской монастырь в Путивле

На берегу речки Молчанки на вершине горы Чудной расположился величественный Софроновский монастырь Московского патриархата. По отзывам паломников и туристов Софроновская обитель Путивля является уникальным духовным центром, наполняющим душу особым теплом и светом.

Исторические данные о строительстве мужской обители в Путивле

Недалеко от Молчанского монастыря расположился Софрониевский комплекс, названный так в честь игумена Софрония, благодаря служению которого обитель стала одной из крупных в империи России.

Другие православные храмы:

По одной из версий монахи Киево-Печерской Лавры покинули Киев после разорения святынь татарами, переселились в Путивль, где вырыли кельи прямо в Чудной горе, чтобы молиться в уединении. Постепенно намоленное место обрастало постройками и переросло в монастырь.

Полное название этой уникальной святыни мира — Софрониево — Молчанский Рождества Пречистой Божьей Матери Печерский мужской монастырь, основанный в 1405 году на месте явления иконы Богородицы.

Митрополит Киприан, когда до него дошла эта чудная новость, приказал на святом месте воздвигнуть храм, который сожгли в 1592 году орды татар. Почти сто лет никто не пытался восстановить Молчанскую пустыню, пока не поступило распоряжение царя Алексея Михайловича.

Руководил восстановительными работами настоятель обители преподобный Софроний, чье имя носит святыня и поныне. Более десяти лет понадобилось настоятелю, чтобы Софроновский комплекс стал самостоятельной единицей в 1670 году.

В начале XX века в монастырских кельях насчитывалось до 300 насельников. В то время в Путивльском комплексе было до 48 построек, среди них храм Рождества Божьей Матери, церковь Благовещения, Успения, Покровская и другие.

После революции обитель закрыли, в ее стенах устроили детский приют, затем там был лагерь военнопленных, в войну ее занимали войска Ковпака. К концу XX века в Софрониевском комплексе остались полуразрушенными:

  • Покровский храм;
  • трапезная;
  • ризница;
  • церковь Ильи Пророка.

После восстановления в 1999 году,1 сентября настоятель, отец Герман провел первое богослужение в восстановленной обители Путивля.

Паломников и туристов привлекают подземные пещеры, которые расположились в три этажа, некоторые из них построены или выкопаны в XIII веке. Прихожане часто уходят в пещерные кельи, чтобы в молитве покаяния оставить там грехи. В простоте пещер по-особому открывается красота Божьей благодати.иМонахи обители подчеркивают, что их обитель имеет большую славу в Небесах.

Современное состояние Софрониевского монастыря

Архимандрит Николай возглавляет святую обитель с 2009 года и делает все для реконструкции и сохранения старинного монастыря. Символом вечности Софрониевского комплекса являются растущие у его стен вековые дубы, обнять их пытаются все посетители обители.

Восстановление дороги в село Новая Слобода, которое расположилось в нескольких километрах от Путивля, способствовало росту паломников, посещающих святыню круглый год.

Атмосфера чистоты и света чувствуется с первого мгновения пребывания в храмах с многовековой историей. Кто побывал здесь однажды, обязательно возвращается вторично, у многих возникает желание пожить в стенах обители хоть несколько дней, чтобы наполниться Божьей благодатью.

Святыни храма

В 2001 жителя края был сделан подарок святой обители — икона Иверской Богоматери. Первая свеча в Свято-Ильинском храме была зажжена на богослужении 2002 года.

От Украинского представительства Московского патриархата была подарена еще один святой образ — икона великомученицы Варвары.

Сумская администрация благословила монастырь образами Спасителя и Богородицы.

Священная вода в монастырском колодце освящена митрополитом Киевским Блаженнейшим Владимиром.

С возрождением христианской святыни на Чудной горе возрождаются христианские души.

Важно! 19 мая Софроновская обитель отмечает праздник возвращения иконы Иверской Божьей Матери, которая долгое время просто лежала в одном из сараев местных жителей, затем была ими найдена и передана в дар Молченскому комплексу, находящемуся в селе Новая Слобода.

Серафимо-Саровский мужской монастырь в Воронежской области

История основания обители

Монастырь прп. Серафима Саровского в Воронежской области был построен на месте, где некогда располагалась усадьба генерала Соловцова. От самой усадьбы ничего не осталось, однако, сохранился роскошный парк со старыми липами и большой пруд.


Серафимо-Саровский монастырь в Грибановке, Воронежская область

В 1995 году этот участок земли был передан Воронежской епархии и с этого времени началось строительство монастыря.

  1. Первоначально насельники жили в вагончиках и строили храм.
  2. В 1998 году освящена церковь в честь прп. Серафима Саровского.
  3. В 2004 году освящен храм в честь Царственных Страстотерпцев.

Интересный факт! Икона страстотерпца царя Николая не раз мироточила и благоухала. В память об этих славных чудесах и был построен храм Страстотерпцев.
В Серафимо-Саровском монастыре Воронежской области почитают преподобного. Несколько лет назад здесь была построена изба, точная копия той, в которой жил прп. Серафим Саровский в пустыни. Она также, как и та, находится в сосновом бору. Внутри этой келии часть камня, на котором святой молился 1000 дней и ночей.


Внутри кельи Серафима Саровского

В подобии Дивеевского монастыря и Серафимо-Саровская обитель обнесена канавкой, в ознаменование защиты монастыря Божие Матерью.

История


Воронежская область, и особенно Грибановский район, обладают бесценным богатством, ведь именно здесь располагается монастырь Серафима Саровского.
Устройство обители началось с 1995 года, когда по прошению архиерея администрация района передала земляные наделы, заросший пруд со старинным садом, дворянскую усадьбу.

Они ранее принадлежали знаменитому военачальнику Соловцову, принимавшему участие в Кавказкой войне. За особые заслуги перед отечеством Николай II пожаловал генералу это имение.

В самом начале послушники проживали внутри обычного вагончика, который окружали обширные поля. Осенью 1996 года был заложен камень в основания первой обители мужского монастыря Серафима Саровского в Воронежской области, а через два года храм был уже возведен, а затем освящен митрополитом Мефодием.

Фото, сделанные с высоты, показывают, что аллеи из липовых деревьев, высаженных сотни лет назад, имеют форму креста. Это видимый знак того, что на данном месте проявилась Божья благодать.


Доказательством святости места, где находится Саровский монастырь, является чудесное явление.
Образ царя Николая находился трижды в монастыре Серафима Саровского Воронежской области, при этом каждый раз источал миро и благоухал

От мощей Преподобного, находящихся в Саровском монастыре, тоже истекало миро.

Обильное мироточение произошло на субботней службе перед Вербным воскресеньем во время совершения молебна по царю Николаю.

Эти события послужили поводом для основания в монастыре Серафима Саровского близ села Новомакарово летнего храма в честь царственных мучеников. К 2004 году он был освящен Митрополитом Борисоглебским и Воронежским.

Престольными праздниками Храма Серафима Саровского в Воронежской области являются 15 января и 1 Августа – дни представления и обретения мощей.

Ежегодно организуется крестный ход для прославления Преподобного. Три дня подряд совершаются молитвы, читаются акафисты.

Мужской монастырь оказывают посильную помощь паломникам:

  • устраивает ночлеги,
  • обеспечивает пищей,
  • предоставляет медицинскую помощь, если это необходимо.


Серафим Саровский был чистейшей души человеком, поэтому привлекал к себе множество паломников.
Стремятся к нему и сейчас, приезжают за сотни и тысячи километров. Уважаем он не только у нас, но и среди гостей из СНГ.

Все чаще приезжают в монастырь с детьми. Истинная вера ограждает юные души от ложных идеалов, сеет в их сердцах семя добра, любви, веры.

Всех паломников примет мужской монастырь с радостью, рады будут братья людям, желающим оказать помощь в благоустройстве обители.

Интересно! Где находится Белогорский мужской монастырь Пермского края

Имеет монастырь официальный сайт, где все желающие могут получить ценную информацию о жизни обители и ее достопримечательностях.

Святыни

Несмотря на то что Серафимо-Саровский мужской монастырь Воронежской области ещё довольно молод, в нем сосредоточено немало святынь:

  • ковчег с частицами мощей святых: святителя Николая Чудотворца, мч. Марии, мученика Иоанна Воина, великомученика Пантелеимона, блаж. Павла Таганрогского, прп. мучениц инокини Варвары и кн. Елисаветы Федоровны, преподобного Антония Великого, прп. Серафима Саровского;
  • частица Гроба Господня;
  • частица Креста Господня;
  • особо чтимая в обители икона Богородицы «Скоропослушница».

Также обитель располагает такими реликвиями, как часть мантии и епитрахили преподобного Серафима Саровского, часть облачения преподобного Серафима Вырицкого, поздравление с Пасхой писанное рукой последней императрицей Всероссийской Александрой Федоровной и её царственными детьми.


Иконостас храма Серафима Саровского

В монастыре хранится мантия иеромонаха из Оптиной пустыни Василия (Рослякова) убитого в Пасхальную ночь 1993 года вместе с двумя иноками. Именно эта мантия была на нём в момент убийства, на ней сохранились следы его крови.

Престольные праздники

В Серафимо-Саровском мужском монастыре Воронежской области несколько храмов, поэтому и престольных праздников в течение года немало:

  • 15 января день памяти прп. Серафима Саровского и обретения его мощей, 1 августа второе обретения св. мощей преподобного;
  • 4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы;
  • 17 июля память Царственных Страстотерпцев.

Престольные праздники[править]

  • Храм в честь преподобного Серафима Саровского Чудотворца
    — 15 января, 1 августа
  • Храм в честь святых Царственных Мучеников
    — 5 февраля, 25 июня, 11 февраля, 17 июля
  • Введенский храм
    — 4 декабря

Деятельность монастыря и расписание богослужений

Монастырь принимает паломников, обеспечивает их питанием и ночлегом, при необходимости окажут и первую медицинскую помощь. Также в обители ждут трудников, т. е. тех, кто желает потрудиться во славу Божию и на пользу обители, работы в монастырском хозяйстве всегда много.

Расписание богослужений в будние дни, такое:

  • 17.00 вечерняя служба;
  • 7.30 литургия.


Церковь Царственных Страстотерпцев в Серафимо-Саровском монастыре

В воскресенье, праздничные дни литургия начинается в 8.40. Кроме того в течение недели в 15.00 читается акафист:

  • в среду у иконы Божией Матери «Скоропослушница»;
  • в пятницу перед ковчегом с частицами св. мощей прп. Серафима Саровского;
  • в субботу у иконы Богородицы «Неупиваемая чаша».

Интересный факт! Традиционно православный монастырь обнесен оградой. В Серафимо-Саровской обители её нет, со всех сторон его окружают просто высокие деревья.

История[править]

Создание обители началось в 1995 году с передачи администрацией Грибановского района участка земли, по ходатайству правящего архиерея. Знаменитый Соловцов сад с вековыми деревьями и тихим заросшим прудом, старинная дворянская усадьба, принадлежала герою Кавказкой войны генералу Соловцову. Высочайшим повелением Императора Всероссийского Николая II ему было пожаловано в Тамбовской губернии это имение (ныне Воронежская область).

Промыслом Божиим это место было предопределено для строительства обители, о чем свидетельствует канавка вокруг усадьбы, подобно ископанной, как в Дивеево, по воли Матери Божией и охраняющей пределы своим Покровом новой обители.

Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей.

Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество ищущих спасения души.

Первые насельники появились здесь в 1996 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года был освящено место и первый закладной камень в основании храма обители носящего имя Всемирного Светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма. Храм освятил митрополит Мефодий. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители. Благодать Божия видимым образом явлала свое присутствие на этом святом месте. Интересный факт: фотоснимки, сделанные с высоты птичьего полета, показывают, что вековые липовые аллеи имеют форму креста.

Трижды в монастыре находился мироточивый чудотворный образ царя-страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил. Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница». В апереле 2002 года икона царя-мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы».

Обильное мироточение наблюдалось и в Лазареву субботу, когда совершался молебен царю Николаю. В память всех этих событий и в ознаменование прибывания чудотворного образа царя мученика Николая заложен и создан летний храм в честь святых царственных мучеников. В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Высокопреосвященнейшим Сергием Митрополитом Воронежским и Борисоглебским был освящен новый храм.

Имена последного Русского Императора и Преподобного Серафима Саровского, со времен прославления, имеют глубокую духовную связь и здесь в обители соединились два великих молитвинника пред Престолом Божием за русский народ и возрождение России.

7 православных святынь Башкирии

17 января 2015 7:00

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики»

Где: Благовещенский район, село Уса-Степановка.

История: до революции здесь находился Георгиевский женский монастырь. «Святыми кустиками» эту местность прозвали за группу переплетенных между собой ив и берез.

В этом месте еще до революции стали случаться чудеса. В 1856 году крестьянин деревни Уса-Степановки увидел старца в сияющих ризах, держащего в руке крест. Очевидец поведал об этом односельчанам, и постепенно к «Святым кустикам» стали приходить люди и молиться. Видели здесь и Святой Животворящий Крест, от которого исходило золотое сияние. Людям являлась икона Божьей Матери, а с небес раздавался колокольный звон. После истовых молитв больные могли получить долгожданное исцеление от недугов. Православное духовенство не оставило это место без внимания, и 25 марта 1905 года был учрежден Георгиевский женский монастырь. Обитель просуществовала до 1927 года, монахов заставили покинуть монастырь, а в 30-х гг. власти и вовсе приказали сровнять святое место с землей.

В конце 90-х гг. православная церковь решила не оставлять святое место пустым, и уже в 2002 году был учрежден Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь.

Как добраться: монастырь находится в 100 км от Уфы, по трассе М-7, можно на маршрутке «Уфа – Павловка» до деревни Танаевка, а потом на попутках 8 км.

Бугабашский Богородице-Смоленский женский монастырь

Читать еще:  Санкт-Петербургская митрополия: священники, духовенство и хор, храмы и монастыри

Где: Бакалинский район, с. Бугабаш, ул. Уютина, д.70а.

История: строить монастырь начали в начале «нулевых» и до сих пор не завершили. Обитель известна тем, что здесь православные обрели одну из самых удивительных святынь Башкирии. Речь идет о Бугабашской иконе Божьей Матери. Согласно легенде, святыня явилась простому солдату во второй половине XIX века. Его звали Тит Табаков, родом из чувашской деревни Бугабаш. Возвратившись с войны, он соврешил паломничество иконе Смоленской Божьей Матери, на память взял камень из реки Смоленки. Приглянувшийся камень был очень большим — решив, что такой не подходит для дальней дороги, солдат стал искать другой. Но заметил, что зрение резко ухудшилось. Взяв в руки первый камень, снова обрел зрение. Он донес камень до своего дома. Через некоторое время Тит семьей повез камень в село Николо-Березовку на святой источник. Освятив его, он увидел чудо – на камне проступили лики Божьей Матери, Василия Великого и Николая Чудотворца. Вскоре Титу приснилась Богородица и велела ему добиться строительства монастыря Бугабаше. Титу это удалось. При советской власти монастырь перестал существовать, но наше время его восстанавливают.

Как добраться: по дороге Уфа — Чекмагуш, не доезжая до Бакалов, в с.Токбердино, поворот на с. Михайловка.

Богородице-Тихвинский женский монастырь

Где: Белебеевский район, село Приютово.

История: обитель была основана совсем недавно, в 2004 году. Но несмотря на короткую историю, паломники не оставляют эту новую святыню без внимания. Ведь в монастыре пребывают мощи Варвары Скворчихинской.Блаженная Варвара (в миру Варвара Архангельская) родилась в семье священнослужителя 20 ноября 1890 года. Училась в Епархиальном женском училище, где и получила педагогическое образование. Учила детей в деревнях и селах. В 20-х гг. прошлого века говорить о Боге в школах было запрещено. Варвара не смогла смириться с тем, что образование стало атеистическим, и покинула школу. Стала затворницей. Более 35 лет она вела жизнь аскета, много молилась и помогала людям, ходившим к ней за советом или утешением. В 1966 году блаженная умерла, и ее мощи обрели покой в монастыре.

Как добраться: ехать через Чишмы, в сторону Белебея, до поселка Приютово.

Свято-Сергиевский кафедральный собор

Где: г. Уфа, ул. Бехтерева, в районе Монумента Дружбы.

История: храм на этом месте воздвигли в XVI столетии. Простояв два века, церковь сгорела. Сегодня мы можем видеть церковь, которую построили в 1868 году. Именно здесь нашли покой мощи одного из самых почитаемых святых Башкирии – Моисея Уфимского (в миру Николая Чигвинцева). При жизни этот святой человек, еще не будучи монахом, вел смиренную и богоугодную жизнь и много молился. Однажды его заметил настоятель Сергиевского храма, он и предложил будущему святому постричься в монахи. Моисей Уфимский обладал даром предвидения и исцеления. В 1982 году его похоронили на Демском кладбище, а в 2002 году мощи преподобного Моисея перенесли в Сергиевский кафедральный собор. К святому обычно обращаются с молитвами о родных, которые отправились в командировку или на учебу. Также святого просят о помощи в тяжелых жизненных ситуациях.

Как добраться: пешком от Монумента Дружбы, в сторону ул. Менделеева.

Покрово-Эннатский мужской монастырь

Где: Федоровский район, с. Дедово.

История: обитель учредили в 1893 году помещики Эннатские, отсюда и название монастыря. В 1917 году монастырь разграбили, но несмотря на это, в церкви до 1924 года продолжались богослужения. Во время Великой Отечественной войны в зданиях монастыря располагался детский дом для эвакуированных детей. В 1970-е гг. на территории обители построили детский лагерь «Ашкадар». В июле 2000 года по решению Священного синода РПЦ здесь вновь появились священники. На этот раз обитель решили сделать мужской. В Покрово-Эннатском монастыре можно поклониться мощам святой Зосимы Эннатской (в миру Мария Яковлевна Суханова). Она родилась 1 марта 1820 года и росла в глубоко религиозной семье. По настоянию отца вышла замуж, позже супруга убили на войне. После на охоте погиб их сын. Мария Яковлевна приняла решение уйти от мира и стала монахиней Покрово-Эннатского монастыря. Не единожды путешествовала пешком до Иерусалима. Рядом с монастырем монахиня обнаружила источник с целебной водой, который там бьет и поныне. После принятия схимы матушка Зосима спала в кипарисовом гробу, который привезли из самого Иерусалима. К ней приходили люди со своими болезнями и печалями, и всем она помогала, когда исцелением, а когда и добрым советом. После 1923 года, когда монастырь закрыли, монахиня стала жить в селе Ново-Архангеловка. В возрасте 115 лет преподобная умерла.

Как добраться: из Уфы автобусом с южного автовокзала до с. Федоровка, далее на рейсовом автобусе.

Богородице-Табынский женский монастырь

Где: Гафурийский район, п. Красноусольский.

История: изначально монастырь был мужским. Он был основан на месте, где впервые людям явился один из самых почитаемых ликов православного мира – Икона Табынской Божьей Матери. Согласно преданию, в XVI веке один из монахов возвращался с сенокоса и услышал слова «Возьми мою икону». Монах принял это за наваждение и ушел. Через два дня он снова пошел по той же дороге. И снова тот же самый таинственный голос произнес: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего». Осмотрев окрестности, он увидел на камне возле соленого источника икону. Так был обретен чудотворный образ, и на этом месте построили мужской монастырь. В XVII веке обитель сгорела, и только в конце XX века монахи вновь появились на святом месте. В 1998 году здесь был открыт Богородице-Табынский женский монастырь. В 2003 году архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон (ныне митрополит) освятил его. Сегодня в церкви иконы Божьей Матери Табынской имеются два списка с чудотворного образа Табынской иконы Божьей Матери.

Как добраться: от южного автовокзала Уфы автобусом до п. Курорт.

Никольская церковь в селе Николо-Березовка

Где: Краснокамский район, с. Николо-Березовка, ул. Ленина, 100.

История: в середине XVI века купцы, сплавлявшие по реке Каме свой товар, внезапно остановились на реке. Судно никак не желало плыть дальше. Тогда купцы сошли на берег и обнаружили на березе икону Святителя и Чудотворца Николая. На этом месте вскоре был построен деревянный храм в честь Святого Николая. Время не пощадило его – тот храм, который мы можем увидеть сегодня, построен в начале XIX века. В 1934 году церковь закрыли и разграбили. Из храма сначала сделали кабак, затем складские помещения, потом пекарню. Перед началом перестройки ее даже захотели затопить Нижнекамским водохранилищем, но, к счастью, планы тогдашних властей не воплотились в жизнь. В 90-х гг. XX века храм стали восстанавливать, и сейчас там целый историко-архитектурный комплекс. Кроме храмовых построек, на территории комплекса есть часовня «Елизаветин кладезь» со святым источником.

Как добраться: от Уфы по М7 в сторону Шарипово, потом через Дюртюли до Нефтекамска. От Нефтекамска восемь километров до Николо-Березовки.

Как правильно себя вести

Иерей отец Анатолий (Киселев), настоятель кафедрального собора Рождества Богородицы:

— Приехав на святое место, верующему нужно прежде всего помолиться. Молитва должна идти от сердца, от души. Желательно побывать на богослужении, поставить свечи. Также не стоит забывать о том, чтобы помочь обители, в которую вы приехали на моление. Нужно подойти к игумену монастыря и попросить его о том, чтобы он назначил вам какое-либо послушание: например, помыть полы в обители или поработать на монастырском подворье.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

ООО «МЕДИА РЕЗЕРВ». Адрес редакции КП-Уфа: 450006, г. Уфа, ул. Пархоменко 156/3 оф 611. Контактный тел. +7 (347) 292-44-47. Редактор — Максютов Р.А.

Серафимо-Саровский мужской монастырь в Воронежской области

Серафимо-Саровский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры
    в Россию


Серафимо-Саровский монастырь ru.wikipedia.org

Серафимо-Саровский монастырь, учрежденный в 1995 г., стоит в километре от дороги из Воронежа в Борисоглебск. До революции здесь располагалось имение генерала Соловцова, пожалованное ему за активное участие в Кавказской войне. Впоследствии усадьба пришла в упадок, к концу 20 века от нее остались только пруды и липовая роща, которую местные жители именовали Соловьевским садом. Первые насельники обитали в строительной бытовке, где и молились. Возведенный ими храм в честь Серафима Саровского освятили в 1998 г., сегодня монастырь разросся, его посещают тысячи богомольцев.

История основания обители

Монастырь прп. Серафима Саровского в Воронежской области был построен на месте, где некогда располагалась усадьба генерала Соловцова. От самой усадьбы ничего не осталось, однако, сохранился роскошный парк со старыми липами и большой пруд.


Серафимо-Саровский монастырь в Грибановке, Воронежская область

В 1995 году этот участок земли был передан Воронежской епархии и с этого времени началось строительство монастыря.

  1. Первоначально насельники жили в вагончиках и строили храм.
  2. В 1998 году освящена церковь в честь прп. Серафима Саровского.
  3. В 2004 году освящен храм в честь Царственных Страстотерпцев.

Интересный факт! Икона страстотерпца царя Николая не раз мироточила и благоухала. В память об этих славных чудесах и был построен храм Страстотерпцев.
В Серафимо-Саровском монастыре Воронежской области почитают преподобного. Несколько лет назад здесь была построена изба, точная копия той, в которой жил прп. Серафим Саровский в пустыни. Она также, как и та, находится в сосновом бору. Внутри этой келии часть камня, на котором святой молился 1000 дней и ночей.


Внутри кельи Серафима Саровского

В подобии Дивеевского монастыря и Серафимо-Саровская обитель обнесена канавкой, в ознаменование защиты монастыря Божие Матерью.

Серафимо-Саровский мужской монастырь с.Новомакарово Епархиальные монастыри РПЦ

Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей.

Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество людей, ищущих спасения души.

Первые насельники появились здесь в 1995 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года было освящено место и первый закладной камень в основании храма обители, носящего имя Всероссийского светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители.

Трижды в монастыре находился мироточивый образ царя – страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил. Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница». В апреле 2002 года икона царя – мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы»

Обильное мироточение наблюдалось и в Лазареву субботу, когда совершался молебен царю Николаю. В память всех этих событий и в ознаменование пребывания чудотворного образа царя мученика Николая был заложен летний храм в честь царственных мучеников. В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Высокопреосвященнейшим Сергием, Митрополитом Воронежским и Борисоглебским был освящен новый храм.

Имена последнего Русского Императора и Преподобного Серафима Саровского, со времен прославления, имеют глубокую духовную связь, и здесь в обители соединились два великих молитвенника пред Престолом Божием за русский народ и возрождение России.

На территории монастыря имеется святой источник, который был известен с незапамятных времен и в народе считался целебным. Сейчас расчищенный, благоустроенный и освященный в честь преподобного Серафима, он привлекает к себе водой, имеющей целебную силу. «С верою кто да примет, здрав бывает. Всяку немощь попирает зело».

В благодарность Царице Небесной ископан источник и построена купель в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которые были освящены в день памяти убиения Царственных мучеников 17 июля 2005 года. В этом источнике по вере прибегающих к молитвенному заступничеству Божией Матери получают исцеления от душевных и телесных недугов, в том числе, пьянства, наркомании и табакокурения.

Святыни

Несмотря на то что Серафимо-Саровский мужской монастырь Воронежской области ещё довольно молод, в нем сосредоточено немало святынь:

  • ковчег с частицами мощей святых: святителя Николая Чудотворца, мч. Марии, мученика Иоанна Воина, великомученика Пантелеимона, блаж. Павла Таганрогского, прп. мучениц инокини Варвары и кн. Елисаветы Федоровны, преподобного Антония Великого, прп. Серафима Саровского;
  • частица Гроба Господня;
  • частица Креста Господня;
  • особо чтимая в обители икона Богородицы «Скоропослушница».

Также обитель располагает такими реликвиями, как часть мантии и епитрахили преподобного Серафима Саровского, часть облачения преподобного Серафима Вырицкого, поздравление с Пасхой писанное рукой последней императрицей Всероссийской Александрой Федоровной и её царственными детьми.


Иконостас храма Серафима Саровского

В монастыре хранится мантия иеромонаха из Оптиной пустыни Василия (Рослякова) убитого в Пасхальную ночь 1993 года вместе с двумя иноками. Именно эта мантия была на нём в момент убийства, на ней сохранились следы его крови.

Престольные праздники

В Серафимо-Саровском мужском монастыре Воронежской области несколько храмов, поэтому и престольных праздников в течение года немало:

  • 15 января день памяти прп. Серафима Саровского и обретения его мощей, 1 августа второе обретения св. мощей преподобного;
  • 4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы;
  • 17 июля память Царственных Страстотерпцев.

История


Воронежская область, и особенно Грибановский район, обладают бесценным богатством, ведь именно здесь располагается монастырь Серафима Саровского.
Устройство обители началось с 1995 года, когда по прошению архиерея администрация района передала земляные наделы, заросший пруд со старинным садом, дворянскую усадьбу.

Они ранее принадлежали знаменитому военачальнику Соловцову, принимавшему участие в Кавказкой войне. За особые заслуги перед отечеством Николай II пожаловал генералу это имение.

В самом начале послушники проживали внутри обычного вагончика, который окружали обширные поля. Осенью 1996 года был заложен камень в основания первой обители мужского монастыря Серафима Саровского в Воронежской области, а через два года храм был уже возведен, а затем освящен митрополитом Мефодием.

Фото, сделанные с высоты, показывают, что аллеи из липовых деревьев, высаженных сотни лет назад, имеют форму креста. Это видимый знак того, что на данном месте проявилась Божья благодать.


Доказательством святости места, где находится Саровский монастырь, является чудесное явление.
Образ царя Николая находился трижды в монастыре Серафима Саровского Воронежской области, при этом каждый раз источал миро и благоухал

От мощей Преподобного, находящихся в Саровском монастыре, тоже истекало миро.

Обильное мироточение произошло на субботней службе перед Вербным воскресеньем во время совершения молебна по царю Николаю.

Читать еще:  Керченская церковь Иоанна Предтечи: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Эти события послужили поводом для основания в монастыре Серафима Саровского близ села Новомакарово летнего храма в честь царственных мучеников. К 2004 году он был освящен Митрополитом Борисоглебским и Воронежским.

Престольными праздниками Храма Серафима Саровского в Воронежской области являются 15 января и 1 Августа – дни представления и обретения мощей.

Ежегодно организуется крестный ход для прославления Преподобного. Три дня подряд совершаются молитвы, читаются акафисты.

Мужской монастырь оказывают посильную помощь паломникам:

  • устраивает ночлеги,
  • обеспечивает пищей,
  • предоставляет медицинскую помощь, если это необходимо.


Серафим Саровский был чистейшей души человеком, поэтому привлекал к себе множество паломников.
Стремятся к нему и сейчас, приезжают за сотни и тысячи километров. Уважаем он не только у нас, но и среди гостей из СНГ.

Все чаще приезжают в монастырь с детьми. Истинная вера ограждает юные души от ложных идеалов, сеет в их сердцах семя добра, любви, веры.

Всех паломников примет мужской монастырь с радостью, рады будут братья людям, желающим оказать помощь в благоустройстве обители.

Интересно! Где находится Белогорский мужской монастырь Пермского края

Имеет монастырь официальный сайт, где все желающие могут получить ценную информацию о жизни обители и ее достопримечательностях.

Деятельность монастыря и расписание богослужений

Монастырь принимает паломников, обеспечивает их питанием и ночлегом, при необходимости окажут и первую медицинскую помощь. Также в обители ждут трудников, т. е. тех, кто желает потрудиться во славу Божию и на пользу обители, работы в монастырском хозяйстве всегда много.

Расписание богослужений в будние дни, такое:

  • 17.00 вечерняя служба;
  • 7.30 литургия.


Церковь Царственных Страстотерпцев в Серафимо-Саровском монастыре

В воскресенье, праздничные дни литургия начинается в 8.40. Кроме того в течение недели в 15.00 читается акафист:

  • в среду у иконы Божией Матери «Скоропослушница»;
  • в пятницу перед ковчегом с частицами св. мощей прп. Серафима Саровского;
  • в субботу у иконы Богородицы «Неупиваемая чаша».

Интересный факт! Традиционно православный монастырь обнесен оградой. В Серафимо-Саровской обители её нет, со всех сторон его окружают просто высокие деревья.

Кто такой Серафим Саровский

Это один из самых почитаемых святых в России. Серафим Саровский (Прохор Мошнин) жил во второй половине XVIII века, умер в первой половине XIX столетия в доме богатого купца. Мальчик рано потерял отца, а в 7 лет и сам упал со строящейся колокольни Сергиево-Казанского собора в Курске. Ребенок ничего не повредил себе. Через некоторое время мальчик заболел и увидел во сне икону Богоматери «Знамение». Ее пронесли мимо дома во время крестного хода, ребенок приложился к ней и выздоровел.
В 22 года Серафим паломником дошел до Киево-Печерской лавры, где святая Диосфея благословил его и сказала, что парень должен принять постриг в монастыре «Саровская пустынь». Но монашеская жизнь не задалась: уже через 8 лет Серафим ушел в лес и обустроил себе жилье в уединении. Возле жилья он поставил улей и обустроил огород.

Уединенная жизнь святого богата интересными и необычными фактами: он несколько лет питался одной травой и кормил лесных зверей, в том числе огромного медведя, который ел у Серафима с рук. Тысячу дней святой провел, стоя на камне в молитве, на 3 года принял обет молчания. Однажды на его келью напали разбойники, решив, что монаху привозят богатые пожертвования. Они избили его и оставили умирать, но Серафим не только выжил, но и после поимки преступников попросил не наказывать их.

В 1810 году Серафим Саровский вернулся в монастырь, но уединился в непрерывной молитве на 15 лет. После этого он получил дар исцелять и начал принимать посетителей. В числе прочих к нему приезжал император Александр I.

Житие святого было написано через 4 года после его смерти и несколько раз редактировалось из-за требований цензуры. Икона святого была написана художником Серебряковом с портрета Серафима Саровского, который написали за 5 лет до смерти старца.

В монастыре постарались передать атмосферу, которая сопровождала самого святого, его набожность и любовь к приближенным. Неслучайно на территории поставили копию избушки старца, цитируют его изречения, а всех приходящих встречают словами «Радость моя» — этими словами старец приветствовал своих гостей.

Серафимо-Саровский мужской монастырь в Воронежской области

История основания обители

Монастырь прп. Серафима Саровского в Воронежской области был построен на месте, где некогда располагалась усадьба генерала Соловцова. От самой усадьбы ничего не осталось, однако, сохранился роскошный парк со старыми липами и большой пруд.


Серафимо-Саровский монастырь в Грибановке, Воронежская область

В 1995 году этот участок земли был передан Воронежской епархии и с этого времени началось строительство монастыря.

  1. Первоначально насельники жили в вагончиках и строили храм.
  2. В 1998 году освящена церковь в честь прп. Серафима Саровского.
  3. В 2004 году освящен храм в честь Царственных Страстотерпцев.

Интересный факт! Икона страстотерпца царя Николая не раз мироточила и благоухала. В память об этих славных чудесах и был построен храм Страстотерпцев.
В Серафимо-Саровском монастыре Воронежской области почитают преподобного. Несколько лет назад здесь была построена изба, точная копия той, в которой жил прп. Серафим Саровский в пустыни. Она также, как и та, находится в сосновом бору. Внутри этой келии часть камня, на котором святой молился 1000 дней и ночей.


Внутри кельи Серафима Саровского

В подобии Дивеевского монастыря и Серафимо-Саровская обитель обнесена канавкой, в ознаменование защиты монастыря Божие Матерью.

История


Воронежская область, и особенно Грибановский район, обладают бесценным богатством, ведь именно здесь располагается монастырь Серафима Саровского.
Устройство обители началось с 1995 года, когда по прошению архиерея администрация района передала земляные наделы, заросший пруд со старинным садом, дворянскую усадьбу.

Они ранее принадлежали знаменитому военачальнику Соловцову, принимавшему участие в Кавказкой войне. За особые заслуги перед отечеством Николай II пожаловал генералу это имение.

В самом начале послушники проживали внутри обычного вагончика, который окружали обширные поля. Осенью 1996 года был заложен камень в основания первой обители мужского монастыря Серафима Саровского в Воронежской области, а через два года храм был уже возведен, а затем освящен митрополитом Мефодием.

Фото, сделанные с высоты, показывают, что аллеи из липовых деревьев, высаженных сотни лет назад, имеют форму креста. Это видимый знак того, что на данном месте проявилась Божья благодать.


Доказательством святости места, где находится Саровский монастырь, является чудесное явление.
Образ царя Николая находился трижды в монастыре Серафима Саровского Воронежской области, при этом каждый раз источал миро и благоухал

От мощей Преподобного, находящихся в Саровском монастыре, тоже истекало миро.

Обильное мироточение произошло на субботней службе перед Вербным воскресеньем во время совершения молебна по царю Николаю.

Эти события послужили поводом для основания в монастыре Серафима Саровского близ села Новомакарово летнего храма в честь царственных мучеников. К 2004 году он был освящен Митрополитом Борисоглебским и Воронежским.

Престольными праздниками Храма Серафима Саровского в Воронежской области являются 15 января и 1 Августа – дни представления и обретения мощей.

Ежегодно организуется крестный ход для прославления Преподобного. Три дня подряд совершаются молитвы, читаются акафисты.

Мужской монастырь оказывают посильную помощь паломникам:

  • устраивает ночлеги,
  • обеспечивает пищей,
  • предоставляет медицинскую помощь, если это необходимо.


Серафим Саровский был чистейшей души человеком, поэтому привлекал к себе множество паломников.
Стремятся к нему и сейчас, приезжают за сотни и тысячи километров. Уважаем он не только у нас, но и среди гостей из СНГ.

Все чаще приезжают в монастырь с детьми. Истинная вера ограждает юные души от ложных идеалов, сеет в их сердцах семя добра, любви, веры.

Всех паломников примет мужской монастырь с радостью, рады будут братья людям, желающим оказать помощь в благоустройстве обители.

Интересно! Где находится Белогорский мужской монастырь Пермского края

Имеет монастырь официальный сайт, где все желающие могут получить ценную информацию о жизни обители и ее достопримечательностях.

Святыни

Несмотря на то что Серафимо-Саровский мужской монастырь Воронежской области ещё довольно молод, в нем сосредоточено немало святынь:

  • ковчег с частицами мощей святых: святителя Николая Чудотворца, мч. Марии, мученика Иоанна Воина, великомученика Пантелеимона, блаж. Павла Таганрогского, прп. мучениц инокини Варвары и кн. Елисаветы Федоровны, преподобного Антония Великого, прп. Серафима Саровского;
  • частица Гроба Господня;
  • частица Креста Господня;
  • особо чтимая в обители икона Богородицы «Скоропослушница».

Также обитель располагает такими реликвиями, как часть мантии и епитрахили преподобного Серафима Саровского, часть облачения преподобного Серафима Вырицкого, поздравление с Пасхой писанное рукой последней императрицей Всероссийской Александрой Федоровной и её царственными детьми.


Иконостас храма Серафима Саровского

В монастыре хранится мантия иеромонаха из Оптиной пустыни Василия (Рослякова) убитого в Пасхальную ночь 1993 года вместе с двумя иноками. Именно эта мантия была на нём в момент убийства, на ней сохранились следы его крови.

Престольные праздники

В Серафимо-Саровском мужском монастыре Воронежской области несколько храмов, поэтому и престольных праздников в течение года немало:

  • 15 января день памяти прп. Серафима Саровского и обретения его мощей, 1 августа второе обретения св. мощей преподобного;
  • 4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы;
  • 17 июля память Царственных Страстотерпцев.

Престольные праздники[править]

  • Храм в честь преподобного Серафима Саровского Чудотворца
    — 15 января, 1 августа
  • Храм в честь святых Царственных Мучеников
    — 5 февраля, 25 июня, 11 февраля, 17 июля
  • Введенский храм
    — 4 декабря

Деятельность монастыря и расписание богослужений

Монастырь принимает паломников, обеспечивает их питанием и ночлегом, при необходимости окажут и первую медицинскую помощь. Также в обители ждут трудников, т. е. тех, кто желает потрудиться во славу Божию и на пользу обители, работы в монастырском хозяйстве всегда много.

Расписание богослужений в будние дни, такое:

  • 17.00 вечерняя служба;
  • 7.30 литургия.


Церковь Царственных Страстотерпцев в Серафимо-Саровском монастыре

В воскресенье, праздничные дни литургия начинается в 8.40. Кроме того в течение недели в 15.00 читается акафист:

  • в среду у иконы Божией Матери «Скоропослушница»;
  • в пятницу перед ковчегом с частицами св. мощей прп. Серафима Саровского;
  • в субботу у иконы Богородицы «Неупиваемая чаша».

Интересный факт! Традиционно православный монастырь обнесен оградой. В Серафимо-Саровской обители её нет, со всех сторон его окружают просто высокие деревья.

История[править]

Создание обители началось в 1995 году с передачи администрацией Грибановского района участка земли, по ходатайству правящего архиерея. Знаменитый Соловцов сад с вековыми деревьями и тихим заросшим прудом, старинная дворянская усадьба, принадлежала герою Кавказкой войны генералу Соловцову. Высочайшим повелением Императора Всероссийского Николая II ему было пожаловано в Тамбовской губернии это имение (ныне Воронежская область).

Промыслом Божиим это место было предопределено для строительства обители, о чем свидетельствует канавка вокруг усадьбы, подобно ископанной, как в Дивеево, по воли Матери Божией и охраняющей пределы своим Покровом новой обители.

Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей.

Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество ищущих спасения души.

Первые насельники появились здесь в 1996 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года был освящено место и первый закладной камень в основании храма обители носящего имя Всемирного Светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма. Храм освятил митрополит Мефодий. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители. Благодать Божия видимым образом явлала свое присутствие на этом святом месте. Интересный факт: фотоснимки, сделанные с высоты птичьего полета, показывают, что вековые липовые аллеи имеют форму креста.

Трижды в монастыре находился мироточивый чудотворный образ царя-страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил. Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница». В апереле 2002 года икона царя-мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы».

Обильное мироточение наблюдалось и в Лазареву субботу, когда совершался молебен царю Николаю. В память всех этих событий и в ознаменование прибывания чудотворного образа царя мученика Николая заложен и создан летний храм в честь святых царственных мучеников. В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Высокопреосвященнейшим Сергием Митрополитом Воронежским и Борисоглебским был освящен новый храм.

Имена последного Русского Императора и Преподобного Серафима Саровского, со времен прославления, имеют глубокую духовную связь и здесь в обители соединились два великих молитвинника пред Престолом Божием за русский народ и возрождение России.

Ростовский Борисоглебский мужской монастырь в Ярославской области

Православная мужская пустынь, поражающая архитектурным величием и живописностью здешней природы, основана в XIV столетии на берегу реки под названием Устье. На долю древней обители, вокруг которой растянулись гектары соснового бора, выпало множество тяжких испытаний, но она сумела их смиренно пережить. Сегодня к монастырю стекается большое количество православного люда, желающего участвовать в богослужениях и торжественных крестных шествиях. Здесь также действует музей-заповедник, где можно увидеть несколько интересных экспозиций.

История

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

Читать еще:  Храм Христа Спасителя в Калининграде: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

Расписание богослужений

Борисоглебскую пустынь посещают с 7:00 до 20:00, с разрешения настоятеля туристы могут фотографировать процесс богослужений и внутреннее убранство церквей.

Богослужения совершаются в будни с 7:30 до 19:00, а во время торжеств — с 8:00 до 21:00.


Богослужение в Ростовском Борисоглебском монастыре

Сегодня в обители живут десять монахов под руководством одного игумена. Они служат в храмах, а также занимаются огородом и пасекой. Здесь также работает церковная лавка и музей, где расскажут о многовековой истории комплекса.

Святыни

Сохранилась келья преподобного Иринарха и вериги святого. Его мощи почивают под спудом. В Благовещенском соборе хранится деревянный крест преподобного Сергия Радонежского как благословение основателям монастыря. Сами основатели прпп. Феодор и Павел погребены в северном углу Борисоглебского собора.

  • мощи прпп. Павла и Феодора Ростовских (Борисоглебских)
  • мощи прп. Иринарха Ростовского
  • вериги мощи прп. Иринарха Ростовского

Архитектурные памятники Ростовского Борисоглебского монастыря

Самые первые каменные постройки на территории обители появились в XVI веке. Сделанный из камня Борисоглебский собор был заложен в 1522 году по указу царя Василия III там, где до него стоял одноименный деревянный храм. Заслуги в возведении красивого собора приписывают известному в те времена зодчему Григорию Борисову, который двумя годами позже участвовал в строительстве на монастырской территории Благовещенского храма. У стены Борисоглебского храма расположена гробница, в которой покоятся основавшие обитель Павел и Федор.

Этот собор много раз перестраивали. Как и во многих православных храмах, со временем его подзакомарную кровлю заменили на современную четырехскатную. Такое покрытие было более дешевым и практичным, но не в лучшую сторону меняло внешний облик церковного здания. Во время проведенной в 1925 году реконструкции Борисоглебского собора были найдены свидетельства того, что когда-то его даже делали пятиглавым.

Каменную Благовещенскую церковь также построили в XVI веке, как трапезный храм на месте, где до нее стояла деревянная церковь. Век спустя ее также подвергли большим переделкам.

Кроме того, на территории сохранился каменный двухэтажный настоятельский корпус, возведенный в XVI веке, Это было большой редкостью и говорило о богатстве обители. Так как в других местах в те времена монастырские постройки делали только из дерева. С севера от настоятельских покоев стоит одноэтажный корпус для братии, в котором жили монахи и послушники.

Внутренний двор Ростовского Борисоглебского монастыря

Кирпичной стеной обитель обнесли во времена правления царя Ивана Грозного. В начале XVII века, в Смутные времена, именно эта оборонительная линия встречала подошедшее польско-литовское войско. А вот об исходе противостояния у историков существуют различные версии. Одни считают, что монастырь покорили и разграбили, другие – что поляки вынуждены были отступить. Существует также предание, что преподобному Иринарху удалось убедить поляков, возглавляемых гетманом Сапегой, не трогать обитель. Достоверно известно лишь то, что после нашествия монастырские укрепления перестраивали.

Очень выразительной делают обитель не только оборонительные стены с мощными башнями, но и величественные надвратные храмы – Сергиевский (1679 г.) и Сретенский. Поднявшись на монастырские укрепления, получаешь прекрасный обзор всей территории и окружающей обитель местности.

Борисоглебский собор

Борисоглебский собор со строгим спокойно-величавым фасадом построен по проекту Николая Александровича Львова на месте старого собора.

Внешний вид собора

Собор исполнен в форме куба с пятью возвышающимися главами. В центре соборного барабана – восьмигранный купол с полукруглыми окнами. По углам собора – купола полусферической формы с круглыми окнами, которые увенчаны золочеными шарами с возвышающимися на них крестами.

Фасады храма украшают колонны и портики, стены, покрытые штукатуркой, покрашены в желтый цвет. 4 крыльца, оформленные колоннами, выполнены из белого камня.

Внутреннее убранство

Интерьер собора выглядит строго, благородно и просто. По замыслу архитектора, главная роль в интерьере принадлежит пространству, залитому светом.

Внутренние стены отделаны гладкой штукатуркой, имитирующей мрамор. В нише – образ царя Давида. Чугунный пол украшен росписью. Под шарообразным куполом храма – изображения четырех Евангелистов. В нишах и на столбах – изображение пророков Исайи и Илии, Воскресения Христова и лобзания Иуды, Преображение Господне и Моление Спасителя о Чаше.

Купол собора поддерживают 4 столба, между ними арки с 12 колоннами, оштукатуренными под белый мрамор и украшенные живописью. На иконостасе 37 икон.

Первоначально в соборе было три престола: основной – Бориса и Глеба, справа – в память о преподобном Ефреме, слева – Екатерининский. Основной престол украшал трехъярусный резной иконостас, украшенный червонным золотом.

Настоятели

  • Авраамий (Флоринский) (1773-1775)
  • Ириней (Клементьевский) (25 декабря 1784 — 30 июня 1788)
  • Арсений (Тодорский) (30 июня 1788 — 22 мая 1792)
  • Евгений (Романов) (1794 — 1795)
  • Анатолий (Ставицкий) (1802 — 1 ноября 1808) [1]
  • Феофан (Александров) (1814 — 1816)
  • Неофит (Докучаев-Платонов) (25 сентября 1816 — 6 февраля 1820)
  • Павел (Морев-Павлов) (май 1821 — 21 мая 1823)
  • Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (1852 — 1858) [2]
  • Даниил (Сивиллов) (9 августа 1863 — 1871)
  • Иоанн (Титов) (упомин. 2013)

Как добраться до Ростовского Борисоглебского монастыря

Обитель расположена в Ярославской области поселке Борисоглебский, в доме № 10 на Советской площади. Это место находится в 18 км от Ростова Великого.

На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города — 220 км, а от Ярославля – 55 км. Из Ростова нужно ехать в направлении Углича до пос. Борисоглебский (18 км).

Собор Бориса и Глеба

Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. С ростовского автовокзала до пос. Борисоглебский ходят рейсовые автобусы.

Рейтинг достопримечательности

Рейтинг 4.75 [4 Голоса (ов)]

← РоссияЯрославская областьЕвропа →

Литература

Дополнительные пункты Борисоглеб
Гороховец Гусь-Хрустальный Калуга Калязин Касимов Муром Нерехта Палех Плёс Рыбинск Тутаев Углич Улейма Юрьев-Польский

История монастыря

История Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря ведет свой отсчет с 1414 года, когда преподобный Павел получил благословение митрополита Фотия на основание обители, явившей миру немало подвижников. До конца XV века монастырь оставался деревянным, огражденным бревенчатыми стенами. Свидетельством экономического развития монастыря явилось каменное строительство, начавшееся при Великом князе Василии III. Монастырские документы свидетельствуют, что по его повелению с 1505 по 1516 г. строится Троицкий собор, куда князь пожертвовал сосуды и медно-посеребренное паникадило с 45 шандалами для свечей и государственным гербом наверху, которое сохранялось в монастыре еще в начале XX в.

На протяжении многих столетий, благодаря великим царским и великокняжеским вкладам и некоторыми пожертвованиями недвижимых имуществ от частных лиц, монастырь обогащается и благоустраивается. Уже в XVI столетии Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь, несмотря на удалённость от столицы и разорение в 1538 году казанскими татарами, стал обретать известность и экономическое благополучие. Среди жертвователей и паломников были богатые люди, вельможи и великокняжеские особы. Монастырь многим был обязан щедротам Великого князя Василия III Иоанновича, благодаря которым в обители высился красивейший каменный храм во имя Святой Троицы. В 1528 году здесь побывал и сам жертвователь со своей второй супругой Еленой Глинской «и милостыню велию давал,…и велел молиться о чадородии». После царского паломничества 25 августа 1530 года у них родился сын Иоанн Васильевич.

Не оставлял обитель своими пожертвованиями и сам наследник – «богодарованный» сын Василия III – Иоанн IV, позже прозванный Грозным. В мае 1545 года он и сам посетил монастырь и те места, где его покойный родитель молился о даровании наследника престола.

В последствии к Павло – Обнорскому монастырю благоволили члены Императорской семьи Дома Романовых. В июле 1912 года обитель посетила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, родная сестра императрицы Александры Фёдоровны, прославившаяся при своей жизни благотворительностью.

Монаршая власть постоянно интересовалась жизнью Павло-Обнорской обители. Последний великий вклад, до закрытия монастыря, был сделан семьей Дома Романовых, после пожара в монастыре, который случился в ночь с 25 на 26 августа 1909 года после всенощного бдения, в храме, где находились мощи преподобного Павла, и потушить который удалось только после четырнадцатичасовой борьбы с огнем.

На средства Николая II Александровича и царицы Александры Фёдоровны в монастыре над мощами преподобного Павла Обнорского была сооружена серебряная рака с мраморной сенью. 31 мая 1910 года храм был вновь освящен.

Старейший документальный источник по истории Павло-Обнорского монастыря — писцовая книга Гавриила Коробьина и подъячего Федора Стогова 1628-1630 гг., в которой говорится: «Монастырь Павлов на речке Нурме, в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорского, другая церковь Успения Богородицы с трапезою, третья церковь Преподобнаго Сергия Радонежского, все три каменные. В церквах Божие милосердие образа, свечи, книги, ризы, колокола и всякое церковное строение…»

Тяжелым временем для русских монастырей было XVIII столетие. Уже в Петровскую эпоху начались решительные сокращения привилегий монастырей, изъятие их доходов. В результате конфискации церковных земель в 1764 году Павлов монастырь потерял около двух тысяч крестьянских душ. Трудности усугубил сильный пожар, охвативший обитель в 1764 году. В 1777 году был, наконец, произведен ремонт зданий. Однако и в последующие годы монастырь влачил жалкое существование на скудном казенном содержании.

С приходом в обитель игумена Иоасафа Тихонова (1861-1877) положение в монастыре резко изменилось. Возрождение Павловой обители стало делом его жизни. При нем была выровнена ведущая от Московского тракта к монастырю дорога, устроены гостиница для состоятельных богомольцев и отдельный дом для их прислуги. Река Нурма, подходившая к самым стенам обители, была отведена в сторону с помощью особого канала, а ее высохшее русло использовано под огород. Вокруг монастыря возвели каменную ограду в три метра высотой, с тремя восьмиугольными башнями и двумя вратами. Под ее южным пряслом были устроены сохранившиеся до наших дней погреба с кирпичными сводами. На высоком, но безлесном правом берегу Нурмы по распоряжению игумена были посажены еловая и сосновая рощи, к западу от обители был насыпан холм, похожий на усеченный конус, — так называемая «Голгофа».

На его верхней площадке была выстроена восьмиугольная деревянная часовня. Второй насыпной холм, расположенный в сотне метров восточнее монастыря, послужил основанием для скита. На вершине холма в 1867 – 1869 годах игумен выстроил двухэтажную церковь Воскресения Христова, сохранившуюся до наших дней (На фотографии – на заднем плане). В 1875 году перестраивается церковь преподобного Павла (На фотографии, загороженная деревьями).

После 1877 года строительство в монастыре почти прекратилось. Единственным крупным зданием, возведенным в тот период, явилась колокольня. Она была построена в 1881-1887 годах и представляла собой четырехъярусный столп с огромной луковичной главкой. До наших дней у восточной стены трапезной сохранились нижние ярусы колокольни, декорированные в «русско-византийском» стиле.

К началу ХХ столетия внутри каменной монастырской ограды со Святыми вратами, построенной во второй половине ХIХ века, находились четыре храма, два двухэтажных братских корпуса и трехэтажный настоятельский корпус. Каменные храмы, слитые воедино в центре обители, создавали впечатление величественного и грандиозного строения. К Свято-Троицкому собору примыкали церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобного Павла Обнорского с придельными храмами прп. Сергия Радонежского и иконы Божией Матери Корсунской. Теплая церковь во имя Успения Божией Матери с надстроенной колокольней составляла единую совокупность строений с трапезной и настоятельскими келиями.

В 1904 году в здании настоятельского корпуса была устроена иконописная школа на двадцать учеников. Принимались в школу мальчики в возрасте 10-15 лет. Летом 1912 г. закончились работы по ликвидации страшного пожара, произошедшего в 1909 году.

В 1914 году обитель отмечает юбилей – 500 лет со дня основания Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря.

В 1920 годы Павло-Обнорский монастырь разделил общую участь православных монастырей России. Он был упразднен, а монахи изгнаны из его стен. Обитель закрыли Великим постом 12 апреля 1924 года. Многие из иноков подверглись гонениям.

Решением президиума Грязовецкого уисполкома было предложено организовать в помещениях Павло-Обнорского монастыря: …в одной церкви — народный дом (библиотека-читальня, сцена-театр), вторая церковь — класс, и в двух остальных — маслодельная артель. Помещение, где жили монахи — общежитие приезжающим рабочим и служащим на отдых во время лета.

Судьбы монахов сложились по-разному, но все они в той или иной форме продолжали духовное служение. Одна общая черта есть в жизни всех Павло-Обнорских подвижников – после закрытия монастыря рано или поздно им пришлось вступить на путь скитаний. Павло-Обнорские монахи выбирали разные пути. Последний игумен, архимандрит Никон, нелегально проживал у духовных детей, некоторое время служил в храме г. Любима, а затем пошел по пути создания тайного монастыря. Позднее он был приговорен к 10 годам тюрьмы и в последний день 1941 года умер в Соль-Илецкой тюрьме, близ Оренбурга. Подвижник игумен Михаил Лаков, хотя и был арестован сразу после закрытия монастыря, однако был отпущен на свободу и впоследствии оказался в селе Чернецкое Грязовецкого района, где служил в храме Успения Божией Матери почти до самой смерти. Казначей обители иеромонах Николай (в миру Александр Иванович Воропанов) служил в Спасо-Нуромском приходе Грязовецкого района, затем в церкви г. Данилова, был репрессирован и после отбытия ссылки служил в церкви Вознесения г. Тутаева. В 1941 году он был вновь арестован и расстрелян. Такова же судьба и другого подвижника – иеромонаха Иерофея (мирское имя Никандр Арсеньевич Глазков), который был также репрессирован, после служил в церкви Введения Пресвятой Богородицы в г. Любиме, в проповедях открыто обличал безбожную власть и был приговорен в 1937 году к расстрелу.

Территорию Павло–Обнорского монастыря переименовали в село Юношеское. Все храмы кроме Успенского и скитского были разрушены. Но никакие испытания не осквернили благословенного места. И после закрытия монастыря происходили чудеса и исцеления по молитвенному предстательству преподобного Павла Обнорского.

Промыслом Божиим в 1994 году обитель была возвращена Церкви. В пустующем Павло-Обнорском монастыре начала возрождаться иноческая жизнь. Постепенно в нём стала обустраиваться духовная жизнь и налаживаться хозяйство. С 1994 до 2003 года монастырь был подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. 5 июня 1998 года Высокопреосвященнейшим архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом был освящен трапезный храм во имя Успения Божией Матери, возобновлены регулярные богослужения. С 27 декабря 2003 года указом Синода — монастырь становится самостоятельным, а 8 июня 2004 г. получает юридический статус.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector