0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Софийский собор в Полоцке: история и описание, адрес,строительство и архитектура, праздники и святыни

Содержание

Софийский собор в Полоцке

Софийский собор в Полоцке — один из самых ранних храмов древней Руси, и самый старый на территории Беларуси. Он был построен в 1044 – 1066 годах по распоряжению Полоцкого князя Всеслава Чародея. Для строительства были приглашены мастера из Византии.

История

Софийский собор в Полоцке – старинное сооружение с непростой судьбой. К сожалению, оригинальное здание собора, возведённое в середине одиннадцатого века, было разрушено во время Северной войны (война, длившаяся с 1700 по 1721 год между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями), а затем собор был заново отстроен в восемнадцатом веке.

Оригинальное здание было построено по образу собора Святой Софии в Константинополе. О его строительстве распорядился князь полоцкий Всеслав Брячиславич, вошедший в историю под прозвищем «Всеслав Чародей». Софийский собор Полоцка стал культурным и религиозным центром, в нём находились библиотеки, архивы, казначейство, хранились религиозные святыни и размещалась княжеская усыпальница.

Во времена Великого княжества Литовского, этот собор был единственным православным храмом в городе. В 1596 году, после заключения Брестской церковной унии, храм передан униатской церкви. В семнадцатом веке Софийский собор несколько раз переживал страшные пожары, но был реставрирован и перестроен. Во время Северной войны в соборе был размещён склад амуниции, по приказу Петра. Согласно одной из версий, царь Петр требовал у служителей ключи от «царских врат». А когда они отказались, то в гневе убил настоятеля и четырёх монахов. После этого Петр хотел передать храм православным, но они отказались, опасаясь мести со стороны униатов. Тогда собор и было решено использовать под склад. Увы, взрыв этого склада и стал для старинной постройки фатальным. От оригинального здания на сегодняшний день остались лишь кладка, фундамент и фрески. В семнадцатом веке здание полоцкого собора было построено заново и на сей раз в стиле виленского барокко.

Во время войны 1812 года, когда Полоцк заняли французы, здание собора использовали под конюшни. В начале 20 века в храме был проведён капитальный ремонт. Советская власть признала архитектурную и историческую ценность Софийского собора. Поэтому церковь там закрыли, но само здание использовали как краеведческий музей.

Пусть оригинальное старинное здание собора не сохранилось, но он поражает красотой и величием и в наши дни! Собор расположен на живописном берегу Западной Двины. Здесь проходят богослужения, проводят экскурсии и концерты органной музыки. Внутри здания собора вас ждут великолепные барочные колонны, лепные украшения, барельефное изображение Троицы Новозаветной и даже фреска со старинной копией «Тайной Вечерии» Леонардо да Винчи.

Туристы чаще всего приезжают в Полоцк из Витебска. Если вы планируете осмотреть все достопримечательности этих городов, рекомендуем остановиться на несколько дней в любой из гостиниц Витебска.

Рядом есть агроусадьбы!
Посмотрите все варианты размещения в нашем каталоге агроусадеб, коттеджей и баз отдыха. Природа, гостеприимство и национальная кухня!

Интересные факты

  • Софийский собор – древнейшая каменная постройка на территории Беларуси
  • Ежегодно в концертном зале Софийского собора проходит более 300 концертов органной и камерной музыки
  • Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.

Музей истории архитектуры Софийского собора

Музей располагается прямо в здании Софийского собора. Впервые он открыл двери для посетителей в 1987 году, а еще раньше, в 1983 году был открыт концертный зал, в котором ежегодно проходят фестивали органной музыки. Самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сaфii».

Экспозиция музея расскажет о судьбе собора, его многочисленных перестройках и реставрациях. Здесь можно увидеть сохранившийся фундамент и древние фресковые росписи одиннадцатого века.

Адрес Софийского собора в Полоцке

Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Замковая, 1

Официальный сайт:

Время работы:

Музей работает с 10.00 до 17.00 каждый день, кроме понедельника.
В летнее время (c 1 июня по 31 августа) с 10.00 до 18.00 каждый день, кроме понедельника

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Софийский собор в Полоцке

Счастливая сохранность Софийских соборов Киева и Новгорода не находит, к сожалению, аналогии в Полоцке, где был воздвигнут третий Софийский собор середины XI в. От него уцелели нижние части стен и столбов, лишь апсиды поднимаются на высоту около 11 метров. Он был подобен своим предшественникам в Киеве и Новгороде по основной композиционной идее — пяти-нефный, с обширными хорами, с двухэтажными аркадами в рукавах креста, многоглавый ( Исследования последних лет впервые за многие годы дали научное направление изучению собора. См.: Булкин В. А., Раппопорт П. А., Штендер Г. М. Раскопки памятников архитектуры в Полоцке. — В кн.: Археологические открытия в 1976 году. М., 1977, с. 400-401 (далее — АО 1976); Они же. Раскопки памятников архитектуры в Полоцке. — Археологические открытия 1977 года. М., 1978, с. 410 — 411; Булкин Вл. А., Булкин Вас. А., Смирнов В. И., Ратнер И. Е. Работы в Полоцке. — В кн.: Археологические открытия 1978 года. М., 1979, с. 430-431; Булкин В. А. Работы на Верхнем Замке в Полоцке.-Археологические открытия 1979 года. М., 1980, с. 358-359. Долгое время западные апсиды собора считались первоначальными, но теперь выяснено, что они сооружены позже с использованием плинфы разрушающихся частей собора (АО 1976, с. 400 ).).

Техника его кладки значительно ближе Киеву, чем Новгороду, о такой же близости свидетельствует расчленение апсид двухступенчатыми нишами, отсутствующими в Новгороде.

Однако существуют основания для сближения и с новгородской постройкой. Оба близки по размерам (полоцкий собор немного меньше — сторона квадрата 5,85 против 6,2 м), аркады и тут и там были двойными. Еще интереснее и неожиданнее совпадения высот. Сохранившееся в южном крыле западной стены окно аналогично положению и уровню (4,9 м) такого же окна новгородского собора ( Все высотные размеры Софии Полоцкой любезно сообщил мне В. А. Булкин .), подобные окна обычно настолько тесно связаны с системой перекрытий под хорами, что в данном случае могут свидетельствовать о равной высоте хор обоих памятников (На соседней с окном лопатке в Полоцком соборе могли бы быть остатки пят малых арок нижнего яруса, поэтому желательно здесь в будущем сделать необходимый зондаж.). Высота хор в Новгороде резко индивидуальна и чрезмерна по отношению к каноническому образцу Киевской Софии, повторение ее в меньшем полоцком соборе было бы явной ориентацией на новгородскую Софию.

Аргументы в пользу этого же предположения дает и построение алтарной части. Окна центральной апсиды в Полоцке начинаются на высоте 4,6 м, что опять-таки близко новгородскому памятнику и отлично от киевского (вспомним, что в Новгороде окна, первоначально устроенные ниже, были переделаны). Положение окон стало, вероятно, причиной появления высокого (более 2 м), соответствующего по уровню окнам орнаментального пояса, отделявшего изображения святителей от проходившей над окнами «Евхаристии» (последней снаружи соответствует пояс высоких — выше окон — ниш, 2,85 против 2,38 м).

Сейчас выше ниш проходят небольшие окна XVIII в., но, судя по перепаду в толщине стен, их основаниями служат остатки древних окон. Если это действительно так, то центральная апсида, как и в Новгороде, оказалась бы двусветной, и уровень начала верхних окон — 10,5 м — был бы одинаковым. А в Новгороде ему соответствует уровень хор.

Ниши на апсидах аналогичны приемам киевской архитектурной школы, однако на стенах собора — западной с сохранившимся окном и восточной — по сторонам апсид ниш нет, что похоже только на Новгородскую Софию.

Полоцк. Софийский собор. Интерьер. Центральная апсида. Внизу видны скамьи синтрона. В правой части снимка зондажом открыта высокая полоса орнаментальной росписи в уровне окон апсиды (где обычно находились изображения святителей). Зондаж, видимый в средней части снимка (вверху), показывает место бокового окна — видна обрамляющая его полоса и над ней изображение ноги и нижняя часть одеяния фигуры апостола Петра из композиции «Евхаристии». Окна, очевидно, поднимались от уровня, где сейчас находятся базы колонн. Ниже окон (где сделаны высокие постаменты) остается зона росписи, в которой могли быть помещены изображения святителей.

Желательно тщательное и целенаправленное изучение всех кладок (и не только чисто археологическое) для того, чтобы нам стали понятнее облик собора и особенности его генезиса. Но и сейчас ясна его принадлежность особому художественному и историко-культурному явлению — Софийским соборам середины XI столетия. Помимо посвящения, назначения общей композиции, строительной техники, их объединяет даже градостроительная ситуация: София Киевская ставится на территории нового города Ярослава, София Новгородская — в укрепленном и расширенном детинце, София Полоцкая связана с перенесением сюда центра города со старого городища.

Отмечая подобную общность, нельзя одновременно не поразиться творческой активности искусства XI в. Каждый из соборов обладает редкостной оригинальностью облика. Полоцкая София выделяется удлиненной алтарной частью. Восточные подкупольные столбы находились в основном пространстве храма, алтарная преграда перемещалась, видимо, на один неф к востоку. План выглядит симметричным не только по продольной, но и по поперечной осям, особенно если учесть, что на месте поздних западных апсид мог располагаться нартекс.

Читать еще:  Даниловский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки, расписание богослужений

В западной части собора хоры были устроены, скорее всего, как в киевском и новгородском памятниках. В восточной части они могли бы распространиться в удлиненные промежуточные нефы и превратить боковые апсиды в двухэтажные. Но выделенность внизу трех средних нефов говорит скорее здесь о сохранении обычного деления: хоры продолжены к востоку лишь над крайними нефами, три апсиды открывались на всю высоту, и поэтому (что было новым) пара высоких крестообразных столбов свободно поднималась перед ними, не будучи пересекаемой хорами.

Планы Софийских соборов: 1 — в Киеве, 1037-1040-е годы. 2 — в Новгороде, 1045 — 1050 гг., 3 — в Полоцке, серед. XI в.

Пример черниговского собора показывает, что алтарная часть могла быть выделена общим ее понижением. «Список русских городов дальних и близких» упоминает о семи главах Полоцкой Софии ( НПЛ, с. 476 .) . Пять из них, вероятнее всего, располагались канонично — центральная и четыре рядом с ней между сводами рукавов креста. Еще две поднимались либо над западным нефом, либо принадлежали двум лестничным башням (Вопрос о лестничных башнях собора и западной галерее остается пока невыясненным. В публикациях упоминается о возможном размещении башен у южного прясла западного фасада ( АО 1976, АО 1977, АО 1978 ) и у западного прясла северного фасада ( АО 1978 ). Однако окончательные суждения потребуют новых зондажей. Трудно также, имея в виду все остальные памятники XI в., представить собор без нартекса (западной галереи), а в последующих публикациях он не упомянут ( АО 1978 и АО 1979 ).), что было бы еще некоторой аналогией новгородскому храму. Западная стена имела лишь один проем — в центре, поэтому входы на лестничные башни вели извне или же из нартекса (западной галереи).

Еще один вопрос связан со стилистической природой форм полоцкого собора. Его датировка с большой вероятностью ограничивается временем до 1066 г. В этом году полоцкий князь Всеслав захватил Новгород и увез из его главного собора паникадило, что сразу, естественно, вызывает предположение о его намерении украсить драгоценным трофеем святыню родного города. В черниговском соборе все апсиды полукруглые, хотя тяги на средней апсиде придают ей, начиная с уровня окон, граненый вид. В Софийских соборах Киева и Новгорода средняя апсида — граненая, в постройках Киева второй половины XI в. все апсиды граненые. В этой линии кажется странным наличие трех круглых апсид в полоцком соборе ( АО 1979, с. 358 .). Идущие от самого цоколя тяги, ниши — все это аргументы в пользу граненых форм.

Эти же соображения заставляют еще раз задуматься и о форме столбов двойных аркад внутри собора. От западного столба сохранилась нижняя часть, потерявшая точную форму, от северного — круглый отпечаток на растворе. Обычно нижняя часть граненых столбов скругляется, часто столб ставится на квадратное основание. Квадратный цоколь имеют даже колонны черниговского Спаса. Предлагаемое решение — все столбы в аркадах Полоцкой Софии круглые ( АО 1976, с. 400 .) — не кажется бесспорным.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Современный вид Софийского собора в Полоцке

Музей истории архитектуры Софийского собора

Собор был построен в середине XI в. по инициативе князя Всеслава Брячиславича и освящён во имя Святой Софии. Слово «софия» в переводе с греческого означает «мудрость». Софийский собор — храм во имя Премудрости Божией.

Возводя у себя в столице Софийский собор, князь Всеслав придерживался политических целей — заявлял о силе и независимости Полоцкой земли, могуществе княжеской власти. Собор стал духовным, политическим и административным центром Полоцкого княжества. В соборе проводились церемонии посажения князя на престол, принимали важных гостей, послов, подписывали мирные договоры.

Софийский собор был важным культурным центром. Здесь велось летописание, переводились и переписывались книги. Известно, что в Полоцкой Софии за первые несколько веков её существования была собрана уникальная, древнейшая на белорусских землях библиотека рукописных книг.

Собор XI в. представлял собой крестово-купольную постройку в византийском стиле, имел в объёме форму куба с ребром 26,4 метра. По христианским канонам храм был ориентирован главным алтарём на восток. Венчали собор 7 шлемовидных куполов.

До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно изменённом виде, так как на протяжении своей многовековой истории неоднократно подвергался разрушениям, пожарам и перестройкам, принадлежал христианам православной и униатской конфессий.

На рубеже XV—XVI вв. собор был перестроен в храм оборонительного типа. В 1705 г. во время Северной войны Софийский собор был закрыт, а в 1710 г. сильно пострадал от взрыва порохового склада, который в нём располагался. Последняя перестройка собора, в стиле виленского барокко, осуществлённая под руководством Яна Криштофа Глаубица, относится к середине XVIII в. Все уцелевшие фрагменты древнего храма были гармонично включены в структуру нового.

Богослужения в Софийском соборе проходили до начала 20-х годов XX в. Затем храм использовали как зернохранилище, книжный склад, архив.

В 70-е годы XX в. в соборе проводились научно-реставрационные работы и архитектурно-археологические исследования. Реставрацию осуществляли Специальные научно-реставрационные производственные мастерские Министерства культуры БССР. Автором проекта реставрации Софийского собора стал известный белорусский архитектор Валерий Григорьевич Слюнченко (1945—1992).

Первоначальный вид Софийского собора нам известен благодаря архитектурно-археологическим исследованиям, которые проводила экспедиция Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) Государственного университета под руководством кандидата искусствоведения Валентина Александровича Булкина (1937—2016).

В 1987 г. была открыта экспозиция Музея истории архитектуры Софийского собора. В экспозиции можно увидеть фрагменты кладки XI в., практически полностью сохранившийся древний фундамент, фрагменты фресковой росписи конца XI в. Экспонаты музея рассказывают об истории архитектуры самой древней каменной постройки на территории Беларуси, о многочисленных перестройках и последней реставрации памятника.

Помимо основной экспозиции, в музее представлена «Выставка деревянной культовой скульптуры XVIII—XIX вв.», а также проходят сменные выставки из фондов Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Софийский собор в настоящее время — головной музей Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Это бренд города Полоцка, его визитная карточка. Более 100 тысяч посетителей из разных стран мира музей принимает ежегодно. Софийский собор вошёл в современную жизнь как центр культуры, искусства, воплощение творчества, вдохновения и красоты. Он напоминает нам о прошлом, связывая его с настоящим, утверждая вечные человеческие ценности.

Собор внесён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и охраняется государством.

В 1983 г. в Софийском соборе был открыт концертный зал камерной музыки, а в 1985 г. установлен орган, изготовленный чешской фирмой «Rieger Kloss».

Ежегодно в концертном зале Софийского собора проходит более 200 концертов. Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки и Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» пользуются большой популярностью у слушателей. Традиционно каждое воскресенье в Софийском соборе проходит концерт органной музыки в исполнении солистки концертного зала, лауреата международного конкурса, заслуженной артистки Республики Беларусь Ксении Погорелой.

Концертный зал с его уникальной акустикой органично сочетается с экспозицией Музея истории архитектуры Софийского собора.

Хранителем экспозиции музея является старший научный сотрудник отдела фондов Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Калбеко Л.Г.

Софийский собор в Полоцке

Софийский собор в Полоцке – один из таких православных святынь. Он считается одним из самых древнейших святилищ христианства, а также самой первой и ранней постройкой из камня на территории Беларуси.

История Софийского собора

Уникальность храма заключается не только в его самобытности, но и непростой судьбе. Возведение охватило период между 1044 и 1060 годами, в пик правления князя Всеслава Чародея.

Строительство собора велось по архитектурному плану, схожему с одноимёнными соборами в городах Киева и Новгорода, по прообразу храма в Константинополе. Стены возводились на правом берегу Западной Двины руками горожан, а также великих архитекторов и мастеров из Византии. Первое упоминание о святыне появляется в летописях «О полку Игореве», а также «Житии Евфросинии Полоцкой».

Собор олицетворял собой могущество и важную роль религии, стал православным достоянием, куда приходили горожане за успокоением, культурой и просвещением. В его стенах располагалась библиотека и архив с огромным разнообразием книг, казначейство, магистрат, усыпальница, а также проводились встречи послов и оберегались коллекции духовных святынь.

В начале XVII века великий собор пострадал от нескольких пожаров, но его стены были восстановлены в ходе реконструкции. Восстановлением храма занималась униатская церковь, в распоряжение которой собор был передан после заключения Брестской унии.

Дальнейшая судьба собора переживала нелёгкие времена затяжных войн и сражений. В годы Северной войны помещения храма использовались в качестве склада оружия и боевой амуниции, а в 1710 его стены были подорваны, что привело к катастрофическим разрушениям.

Благодаря поддержке архиепископа Флориана Грибницкого и архитектора Яна Криштофа Глаубица собор был отстроен практически заново. В его архитектуре использовались особенности стиля позднебелорусского барокко. А в начале XX века были отреставрированы святые образы, изображённые на стенах святыни.

В 1924 году двери церкви были закрыты для богослужения. Вместо этого в её помещениях начал свою деятельность краеведческий музей.

В период немецкой оккупации во времена Второй Мировой войны Софийский собор вновь начал свою работу, а в 1969 году вновь был закрыт на реставрацию.

Архитектура

Архитектура Софийского собора является моделью градостроительства Древней Руси. От одноимённых храмов в Киеве и Новогрудке собор перенял такие элементы архитектуры, как свод крестово-купольного типа, характерный для христианских храмов Византии, а также галерею и 5 нефов.

Однако Софийской собор имеет очень много уникальных особенностей строительства, которых не встретишь ни в одном подобном храме мира. В его интерьере появилась так называемая вима – алтарное возвышение. Сам же храм является семиглавым, что в христианстве символизирует семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Полоцкий храм имеет одноапсидную базилику, а также две симметричные башни, возвышающиеся на 50 м над Двиной.

Читать еще:  Череповецкая епархия: храмы и монастыри, паломническая служба, история

Богатый белый интерьер святилища украшен золотом, лепниной и фигурными карнизами, арками и величественными колоннами, а стены расписаны святыми изображениями Троицы Невозаветной и «Спасом Нерукотворным», а также копией знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».

Софийский собор в наши дни

В сегодняшнем представлении Софийский собор является одним из самых значимых культурных достояний страны. Кроме богослужений в его стенах проходят концерты, массово-культурные мероприятия, приезжают экскурсии с разных уголков Беларуси и мира.

В 1987 году на территории собора был открыт музей истории архитектуры. В нём посетители могут увидеть неповторимые свидетельства богатой истории и архитектуры Софийского собора в Полоцке и другие уникальные экспонаты. Архитектура каменной кладки, дошедшая до нас из XI века, а также великолепные фрески и росписи станут отличным дополнением к «историческому путешествию» по храму.

В 1985 году чешскими мастерами был сооружён орган, который до сих пор звучит в храме.

В окрестностях Софийского собора также можно осмотреть некоторые достопримечательности:

  • Борисов камень XII века. Расположенный при входе в храм, Борисов камень представляет собой валун, на который были нанесены изображения крестов и древние письмена. Всего на территории Беларуси таких религиозных памятников-валунов лишь 4.
  • Спасо-Ефросиниевский монастырь. Сооружение было основано в 1125 году Евфросинией Полоцкой, которая стала также первой его настоятельницей.
  • Спасо-Преображенская церковь. Возведённый в середине XII века, храм прекрасно сохранился до наших дней. Церковь является историко-культурной ценностью и занесён в список мирового наследия ЮНЕСКО. Главным достоянием Спасо-Ефросиниевского монастыря является известный золочёный крест Ефросинии Полоцкой, изготовленный ювелиром Лазаром Богшей, который до сих пор хранится здесь.

Интересные факты о Софийском соборе

  • Храм был включён в список культурного наследия ЮНЕСКО.
  • Очень часто люди задаются вопросом, сколько же Софийских соборов существует в мире? Так вот их насчитывается 12 штук. Помимо Полоцка они находятся в Стамбуле, Киеве, Великом Новгороде, Царском Селе, Вологде, Тобольске, Гродно, Лаишево, Алма-Ате и Салониках.
  • Каждое воскресенье в 15:00 в стенах собора проводятся концерты органной музыки, которые могут посетить все желающие. За год в храме устраивается порядком 300 подобных мероприятий.
  • Собор включён в полоцкий историко-культурный заповедник.
  • Строительство точной копии Софийского собора планируется провести также в Витебске.

Где находится белорусский Софийский собор

Храм расположен в Полоцке по адресу: ул. Замковая, 1, в Витебской области.

Полоцкий Софийский собор в Полоцке (фото)

Софийский собор – величественный памятник христианства, который практически полностью сохранил не только фрагменты кладки, стен и архитектуры, но и духовное богатство.

Если Вы хотите купить квартиру в Полоцке, обращайтесь к нашему порталу недвижимости! Большая база объявлений и удобная форма поиска по объектам поможет Вам подобрать самый лучший вариант.

Софийский собор — древняя православная святыня Полоцка

Софийский собор в Полоцке — один из первых православных храмов в Придвинье, является гордостью и святым достоянием Республики Беларусь. Уникальный, белоснежный храм, один из трех самых ранних в Древней Руси, возведенный в камне на территории Белоруссии.

В 2011 г. вошел в топ-семерку чудес страны. Включен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  1. История
  2. Возведение и основание
  3. Историческая судьба
  4. Восстановление и возрождение храма
  5. Реставрация и реконструкция
  6. Современное положение
  7. Месторасположение
  8. Как добраться
  9. Архитектура и убранство сооружения
  10. Внешний вид
  11. Внутреннее оформление
  12. Концертный зал
  13. Музей истории архитектуры
  14. Богослужения
  15. Видео о соборе

История

Впервые храм упоминается:

  • в Новгородской летописи за 1066 год ;
  • в «Житии преподобной Евфросинии Полоцкой» ;
  • в «Слове о полку Игореве».

Возведение и основание

Первоначально при Изяславе Владимировиче был деревянным. Вместо него князь Всеслав Брячиславич, по прозвищу Чародей, распорядился построить новый каменный храм Святой Софии Премудрости Божией.

В 1044—1066 гг. величественную святыню возводили византийские мастера и горожане по византийским канонам, но с соблюдением традиций полоцкого зодчества.

Строение представляло собой симметричную композицию с семью куполами. В центре располагался главный и самый большой купол, а по бокам от него располагались еще четыре купола меньших размеров. Могучие стены, толщиной до 1,45 м были украшены удивительными фресками, которые, к сожалению, сохранились лишь небольшими фрагментами.

Храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и поместьем епископа.

  • приемы послов;
  • располагалась богатейшая, уникальная библиотека;
  • архив государственных указов;
  • государственная казна;
  • магистрат;
  • хранились религиозные святыни, т.к. Божий храм был кафедральным собором Полоцкой православной епархии, а позже и Полоцкой униатской архиепархии;
  • княжеская усыпальница, в ней при раскопках археологи обнаружили 16 саркофагов.

Во времена Великого княжества Литовского эта церковь была единственным православным храмом в городе.

Историческая судьба

История существования храма долгая и горестная. Сооружение много раз горело, разрушалось, перестраивалось, меняя свое предназначение. От первоначальной постройки остались только фундамент, стены в нижней части и опорные столбы, а также восточная апсида — алтарный выступ, поднимающийся на высоту около 12 м.

После принятия в 1596 году Речью Посполитой Брестской унии православный храм перешел во владение греко-католиков.

В 1607 году во время большого пожара в Полоцке строение получило значительные разрушения и было в запустении.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году здание вновь пострадало от пожара, но вскоре было восстановленно.

В ходе русско-польской (1654—1667) войны Полоцк был захвачен русскими войсками. Царь Алексей Михайлович посетил собор в 1654 году. До 1667 года храм был православным, а затем вновь перешел к униатам.

Во время Северной войны со Швецией (1700—1721) в 1705 году при посещении храма Петром I, произошел конфликт, спровоцированный дерзким поведением униатских монахов. Царь приказал арестовать непокорных монахов, сопротивление переросло в рукопашную схватку, в результате которой был убит настоятель и четверо монахов-базилиан. 11 июля 1705 года храм был закрыт. Православная община отказалась принять собор, опасаясь, что против них начнутся репрессии.

В притворе храма до 1 мая 1710 года был размещен пороховой склад. При отступлении русской армии из Полоцка склад был взорван. Взрывом уничтожило одну стену, левый боковой алтарь, был поврежден фундамент, колонны, потолок. В таком разрушенном состоянии сооружение пролежало до 1738 года.

Восстановление и возрождение храма

За свою многовековую историю собор основательно перестраивался шесть раз. Последняя капитальная перестройка произошла в 1738—1750 гг. при участии униатского архиепископа Флориана Гребницкого. Храм был перестроен выдающимся польским архитектором Я. Глаубицем в каменную базилику в стиле виленского барокко.

Собор приобрел вид двухбашенной базилики с причудливыми карнизами и барочными колоннами. По униатским канонам храм был направлен с юга на север, главным фасадом обращен к реке Западная Двина, а высокой апсидой — к городу.

В период Отечественной войны 1812 года французскими войсками храм использовался как конюшня.

Удивительный факт, что во время войны в стене храма была замурована священная православная реликвия— Крест Евфросинии Полоцкой, таким образом он был сохранен.

В феврале 1839 года в соборе состоялся Полоцкий церковный собор, подготовленный царским правительством и униатским литовским епископом Иосифом Семашко. Собор провозгласил отмену решений Брестского собора 1596 года. Униатская церковь в Беларуси была причислена к Русской православной церкви.

Храм часто ремонтировался — в 1850г., в 1879 г. Очередной ремонт Полоцкого Софийского собора проводился капитально и был выполнен в 1913 году с участием русского архитектора П. Покрышкина. Была проведена реставрация сохранившихся образов на стенах храма.

В период недолгой оккупации части территории Беларуси в 1918 году в соборе была устроена немецкая кирха.

В 1924 году в рамках советской атеистической программы церковь закрыли. София была превращена в краеведческий музей.

В годы Великой Отечественной войны с начала 1942 по июль 1944, желая завоевать симпатии населения, немецкие власти разрешили возобновить богослужения.

После войны из-за нехватки складских помещений в соборе разместили склад ”Заготзерно”. Многие годы собор служил хранилищем и архивом.

Реставрация и реконструкция

С конца 1969 года до 1983 года в соборе проводились реставрационные и восстановительные работы по проекту белорусского архитектора Валерия Слюнченко. Одновременно проходили архитектурно-археологические исследования под руководством искусствоведа, кандидата наук Валентина Булкина.

После их окончания в 1983 году был открыт концертный зал, который славится своей великолепной акустикой.

В 1987 году впервые открыл свои двери Музей истории архитектуры Софийского собора.

В период с 2010 года по 2013 год в храме в процессе реконструкции обновили:

  • фасад;
  • кровлю;
  • оконные проемы.

В 2017 году проводились сложные ремонтные работы по наладке отопления, вентиляционной системы и по покраске фасада.

Современное положение

В настоящее время Софийский собор — один из важнейших культурных центров Беларуси, главный объект религиозного туризма. Здесь проходят экскурсии, концерты, творческие вечера, проводятся фестивали, совершаются богослужения.

Музей истории архитектуры и концертный зал находятся в составе Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Месторасположение

Расположен собор в очень живописном месте на высоком правом берегу реки Западная Двина, где в нее впадает речка Полота, в честь которой и назван город. Храм святой Софии в Полоцке поражает своей нереальной красотой и величием.

  1. Борисов камень — 52м ,один из четырех белорусских валунов, на которых нанесены изображения крестов и древние надписи. Существует поверье, что, если прикоснуться к камню и загадать желание, оно обязательно сбудется.
  2. Памятник кривичам — 175м.
  3. Родник находится на спуске к улице Нижне-Покровская.
  4. Полоцкий краеведческий музей — 287 м.
  5. Комплекс иезуитского коллегиума — 460м.
  6. Памятник студенту — 468м.
  7. Художественная галерея — 500м.
  8. Памятник Героям Отечественной войны 1812г. — 550м.
  9. Памятник Евфросинии Полоцкой — 600м.

Адрес: Беларусь, Витебская область, г.Полоцк, ул.Замковая № 1, набережная Западной Двины.

Сайт: htt://sophia.polotsk.museum.by и эл.почта : sophia.polotsk@museum.by

  • с 10-00 до 17-00 каждый день, кроме понедельника;
  • в летнее время (с 1 июня по 31 августа) с 10-00 до 18-00 каждый день, кроме понедельника.

Как добраться

На привокзальной площади установлен информационно-туристический стенд с телефонами и картой города с достопримечательностями.

От вокзала и автовокзала (ул.Октябрьская, 25) можно доехать автобусом №2, от остановки «Швейная фабрика» (ул.Октябрьская, 25) до остановки «Райисполком»(ул.Толстого 6).

Пешком прямо от вокзала можно пройти по улице Гоголя до набережной реки Западная Двина (ул. Нижне-Покровская), повернуть направо и пройти 2000 м.

Читать еще:  Тверская епархия: священники, монастыри и храмы, духовенство и указы

Архитектура и убранство сооружения

Софийский собор в Полоцке является двухуровневым храмом. Верхний уровень — это сам храм. Под ним находится большое подземелье — это нижний уровень, состоящий из останков Xl века.

Внешний вид

Первоначально собор Xl в. представлял собой образец монументального древнерусского культового зодчества с чертами романской архитектуры.

На плане Полоцка 1707 года София уже выглядит как храм оборонительного типа.

В 1738—1750гг. собор перестроен как каменная базилика в стиле позднебелорусского или виленского барокко. В этом стиле строение сохранилось до наших дней.

Внутреннее оформление

Интерьер Софийского собора формировался по пути соединения восточной и римской церквей.

После реставрации стены собора имеют соловый тон, светлые пилястры, множество украшений в стиле барокко и рококо: вазы, цветы, стилизованные растения, пышная позолота.

На алтарном своде находится барельефное изображение Троицы Новозаветной. На втором ярусе в барочном лепном украшении сохранилось изображение Спаса Нерукотворного.

В центре над царскими вратами можно увидеть копию работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В северо-западной части храма находится фрагмент композиции «Распятие с Предстоящими».

Богатейший внутренний интерьер храма стоит увидеть воочию.

Концертный зал

Впервые в концертном зале прозвучала музыка 19 февраля 1983 года.

В 1985 году чешские мастера установили орган, изготовленный по индивидуальному проекту. На открытии первым исполнителем был известный российский композитор Олег Янченко. Первой же солисткой была Вивиана Софроницкая.

С 1988 года бессменной солисткой является лауреат международных конкурсов — Ксения Погорелая.

Благодаря известной исполнительнице музыка в стенах собора звучит круглый год:

  • каждое воскресенье в 15-00 проводятся органные концерты;
  • для юных слушателей проводятся различные музыкальные программы;
  • ежегодно в марте-апреле проходит Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки;
  • в ноябре-декабре— Международный фестиваль органной музыки «Званы Софii».

Музей истории архитектуры

Открытие музея состоялось в 1987 году. Выставочная экспозиция размещена в нижнем уровне собора, поскольку там в ходе археологических раскопок были обнаружены стены и кладки древней постройки.

Экспозиция музея рассказывает о событиях многовековой истории края. С западной стороны сохранился фрагмент главного входа в Софийский собор Xl века. В проеме древнего портала представлены миниатюры из Радзивилловской летописи, в которой описываются строительные традиции Древней Руси.

Богослужения

В 20-е годы XX века богослужение в церкве было прекращено.

Только один раз в год — 5 июня — в день памяти святой Евфросинии Полоцкой проводится православное богослужение.

Затем проходит крестный ход до Спасо-Евфросиньевского монастыря.

Для самостоятельного посещения базилики и музея можно воспользоваться аудиогидом на белорусском, русском и английском языках. У входа в здание работает киоск, в котором можно приобрести путеводители, карты, сувениры, книжную продукцию.

Видео о соборе

В этом видео диктор очень интересно рассказывает о самой главной достопримечательности города Полоцка.

В этом видео вы можете прослушать, как звучит музыка в концертном зале.

Полоцкий Софийский собор – главная достопримечательность Витебщины

С приходом христианства в Киевскую Русь началось масштабное строительство церквей. Начало положили три Святых Софии: Киевская, Полоцкая и Новгородская. Обратимся к истории одной из святынь Витебской области. Полоцкий софийский собор – одна из главных достопримечательностей этого региона и Беларуси в целом.

Возведение Софийского собора в Полоцке происходило в середине XI века по указу Всеслава Брячиславовича. София сразу же стала центром религиозной, политической, общественной и культурной жизни полоцкой земли.

рисунок: Наполеон Орда

К сожалению, первоначальное здание сильно пострадало в ходе Северной войны. Но к 1750-м гг. храм заново отстроили.

На сегодняшний день Софийский собор в Полоцке — один из самых значимых очагов культуры и православия нашей страны. Храм является частью Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Музей Софийского собора представляет выставку, которая поведает о многочисленных изменениях храма, его историческом наследии, архитектуре.

Здесь представлены элементы фундамента, кладки собора времён Всеслава Чародея, фрески и другие исторические объекты.

В концертном зале Софии каждый год организовываются Международные фестивали: старинной и современной камерной музыки (апрель), органной музыки «Званы Сафіі» (ноябрь).

К тому же по воскресеньям проходят выступления музыкантов, играющих на самом большом музыкальном инструменте в мире – органе.

Софийский собор расположен на улице Замковая 1, в городе Полоцке. Рядом с собором находится Борисов Камень.

Что ещё интересного посмотреть в этом регионе? Если вас привлекают массивные сооружения, то отправляйтесь к костелу в Селище. Руины старинного храм действительно впечатляют. Больше достопримечательностей Беларуси на карте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Софийский собор в Полоцке

Софийский собор в древнем Полоцке – уникальный храм среди немногих одноименных православных святынь Европы, один из самых ранних в Древней Руси и первый каменный на территории Беларуси.

Собор Софии Премудрости Божией с поистине особенной и символичной архитектурой был построен в Полоцке на правом берегу Западной Двины в ХI веке . В середине XVIII-го его основательно перестроили по проекту архитектора Яна Глаубица в стиле виленского (позднебелорусского) барокко.

Однако до наших дней от храма ХI века дошли фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний фундамент, части апсиды, столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины ХI в. Собор и сегодня поражает красотой и величием.

Интересно, что точную копию Софийского собора ХI века планируют построить также на берегу Западной Двины, но уже в другом знаменитом городе Беларуси – Витебске .

История Софийского собора

Каменный собор в Полоцке появился после своих «старших сестер» в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе , и стал четвертым в мире храмом Святой Софии .

Греческое слово «софия», означающее «мудрость, мастерство», полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей княжества.

Впервые храм упоминается в «Житии преподобной Ефросинии Полоцкой » и «Слове о полку Игореве» ХII века.

Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах по распоряжению князя Всеслава Чародея . Символ независимости и могущества Полоцкого княжества, храм словно олицетворял белый корабль, плывущий по Двине.

Построенный по византийским канонам , но в традициях полоцкого зодчества , храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и усадьбой епископа, что говорило о роли церкви в государстве.

Полоцкая София стала православным и культурно-просветительским центром. Здесь находились богатейшая библиотека , архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. В соборе была и княжеская усыпальница , где археологи обнаружили 16 саркофагов.

В 1596 году после заключения Брестской церковной унии храм передан униатской церкви и восстановлен после пожаров 1607 и 1648 годов. При перестройке по распоряжению архиепископа Иосафата Кунцевича были сняты верхи угловых боевых башен храма-крепости.

Во время Северной войны по приказу Петра I собор использовался как склад амуниции и боеприпасов, а после взрыва в 1710 году был значительно разрушен.

В XVIII веке благодаря полоцкому архиепископу Флориану Грибницкому известный зодчий Ян Криштоф Глаубиц отстроил Софийский собор в стиле виленского барокко .

Во время войны 1812 года в стене собора в специально сделанной нише хранилась священная православная реликвия – Крест Ефросинии Полоцкой .

В 1913 году проведена реставрация сохранившихся образов на стенах храма.

Во времена Великой Отечественной войны в соборе размещался гарнизонный костел немецких войск.

Архитектура Софийского собора

Софийский собор ХI века был особенным образцом древнерусского зодчества. С храмами в Киеве и Новгороде его объединяли крестово-купольная система, 5 нефов, галереи. Но были и свои уникальные черты, например:

В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – 26,4 м в ширину, 31,5 м в длину и высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м.

В строительстве использовались плинфа и необработанные камни-валуны. Живописный рисунок на стенах создавала кладка в технике «утопленного» ряда.

Современный облик собор в Полоцке получил в XVIII веке : по замыслу Яна Глаубица на берегу Двины появилась величественная одноапсидная базилика двумя башнями-колокольнями , развернутая фасадом в сторону реки.

Роскошный интерьер внутри дополнили барочные колонны, лепные украшения и фигурные карнизы. На алтарном своде появилось барельефное изображение Троицы Новозаветной , а второй и первый ярусы украсили деревянная скульптура и роспись.

До наших дней частично сохранились старинные фрески, в том числе изображения Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» .

Большая реставрация собора была проведена в 70-80 годы ХХ века. А в 2010-2013-х в ходе реконструкции храма обновились кровля, фасад и оконные проемы.

Софийский собор сегодня

В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси . Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.

Софийский собор как музей истории архитектуры и концертный зал входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника .

Музей истории архитектуры Софийского собора открылся в 1987 году. В его экспозиции представлены редкие экспонаты, повествующие об истории храма, особенностях архитектуры и его последней реставрации. Среди них – фрагменты кладки ХІ века, фундамент и фресковые росписи конца ХІ века .

Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка .

В 1983 году впервые слушателей собрал концертный зал в Софийском соборе , который славится своей великолепной акустикой, а с 1985 года здесь звучит орган .

Ведущих белорусских и зарубежных музыкантов ежегодно объединяют уникальные культурные проекты в Софийском соборе :

Каждое воскресенье в 15.00 для туристов и почитателей классики проходят концерты органной музыки (в год их более 300).

Где находится Софийский собор

Древний храм расположен на набережной Западной Двины в Полоцке . Адрес – улица Замковая, 1.

Достопримечательности вблизи Софийского собора

Прямо возле собора установлен Борисов камень XII века – один из четырех белорусских валунов, на который нанесены изображения крестов и древние надписи.

В древнем Полоцке сохранилось много памятников исторического и архитектурного наследия, большинство из которых – православные святыни . Например, целый комплекс культовых сооружений, связанных с именем белорусской просветительницы Ефросинии Полоцкой :

В Полоцке вы увидите старинные здания и памятники с интересной историей. Среди них:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector