0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Собор Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, архитектура и описание, расписание богослужений и настоятели

Содержание

Храм Спаса-на-Крови

Спас-на-Крови — один из самых известных соборов Санкт-Петербрга и России, православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II]] (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Внутри собора до сих пор хранятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненный император.

Собор расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма — 81 м, вместимость — до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.

Коллекция мозаик храма — одна из крупнейших в Европе. Ими покрыты более семи тысяч квадратных метров здания. Изготовление этих шедевров заняло целых десять лет. Даже иконостас в Спасе на Крови мозаичный.

Храм изначально строился как электрифицированный, его освещали 1689 электроламп для лучшего выявления красоты мозаичных панно.

Высота центрального сооружения Спаса на Крови — 81 метр. Это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II — 1881. Второй по высоте купол — 63 метра, в память о возрасте убиенного императора.

Официальное название — собор Воскресения Христова на Крови.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Временная часовня
    • 1.2 Архитектурный конкурс
    • 1.3 Строительство храма
    • 1.4 История прихода храма
  • 2 Архитектура и внутреннее убранство
    • 2.1 Купола
    • 2.2 Внешний вид собора
    • 2.3 Внутреннее убранство собора
  • 3 Как добраться
  • 4 Расписание богослужений
  • 5 Фото
  • 6 Видео
  • 7 Ссылки

История [ править ]

Временная часовня [ править ]

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II.

Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила вступившего на трон императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.

Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 апреля 1881 года часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

Архитектурный конкурс [ править ]

Сразу после убийства была создана комиссия по увековечению памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 года были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолов, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.

Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля 1882 члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гёдике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III. После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки под наблюдением профессора Д. И. Гримма, окончательно проект был утверждён только 1 мая 1887 года. В создании Храма принимали участие: помощники проф. А. А. Парланда архитектор В. И. Фиделли и Д. А. Орехов; художник Н. К. Бодаревский, мозаичист В. А. Фролов, бронзовых дел мастер Фёдоров и др.

Строительство храма [ править ]

Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. В комиссию по строительству храма, возглавляемую Великим князем Владимиром Александровичем, вошли архитекторы Д. И. Гримм, Р. А. Гёдике, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард, которые во время возведения здания давали консультации и вносили коррективы в проект; большое участие в переработке проекта принял И. В. Штром, предложения которого существенно повлияли на композицию осуществлённого храма.

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 (19) августа 1907 года (в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас) в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.

История прихода храма [ править ]

Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди.

6 сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор П. И. Лепорский, который был вскоре рукоположен во пресвитера (протоиерей с 14 октября 1907 года).

С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем, храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активных сторонников иосифлянского движения в Ленинграде.

В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Петр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооруженного на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».

В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступает распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей П. И. Лепорский пишет заявление, в котором возражает против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года Коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года в 12:00.

С июля 1922 года до 5 июля 1923 года принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской Церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) после издания им «Декларации» о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).

30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм.

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.

В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских. При осмотре оказалось, что это 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. Работы по его обезвреживанию начались под руководством бывшего пиротехника В. И. Демидова утром 28 октября 1961 года, их проводили шесть человек: верхолазы Евгений Касьянов, Вячеслав Коробков, Владимир Майоров, Александр Мацкевич, Владимир Смирнов и бывший сапёр Валентин Николаев. Это была уникальная операция, потребовавшая от её участников не только мастерства, но и незаурядного самообладания и мужества. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен в районе Пулковских высот.

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

Читать еще:  Даниил Сысоев: биография священника, семья и жена, смерть, за что убили, проповеди и труды

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.

19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.

23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

21 января 2014 года зарегистрирован приход храма Воскресения Христова (Спас на крови).

Архитектура и внутреннее убранство [ править ]

Купола [ править ]

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

Внешний вид собора [ править ]

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора [ править ]

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Коллекция мозаик храма — одна из крупнейших в Европе. Ими покрыты более семи тысяч квадратных метров здания. Изготовление этих шедевров заняло целых десять лет. Даже иконостас в Спасе на Крови мозаичный.

Как добраться [ править ]

Адрес: 191011, Санкт-Петербург, Наб. канала Грибоедова 2Б, корп А.

Проезд: 5 минут пешком от станции метро «Канал Грибоедова»

Расписание богослужений [ править ]

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.

Храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Каждый раз приезжая в Питер, как-то по-новому рассматриваешь давно знакомые места. Какие-то объекты реставрируются, какие-то просто начинаешь замечать, чего не делал прошлый раз. С подобным столкнулся, когда в прошлый раз посетил СПб: удивился, как раньше не замечал храм Спаса на Крови, видимо, из-за нехватки времени. Знаменит храм своим архитектурным решением, привлекает многих своей историчностью и уникален своей символичной высотой – 81 метр. Сегодня расскажу, как найти храм Спаса на Крови в Петербурге и какие его архитектурные особенности.

Где находится храм Спаса на Крови

Церковь Спаса на Крови была возведена в интересном историческом районе Санкт-Петербурга и находится в очень красивом и живописном месте города – на берегу канала Грибоедова. Неподалеку можно увидеть Михайловский сад и Конюшенную площадь рядом с Марсовым полем. Хорошим ориентиром может стать известный Казанский собор.

  • Адрес храма Спаса на Крови: город Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2а.
  • Телефон храма:+7 (964) 339-55-93, +7 (921) 862-70-63, +7 (812) 315-16-36; настоятеля: 274-26-33.

Как лучше добраться к храму Спаса на Крови

Храм располагается в историческом центре Питера, поэтому к нему можно добраться несколькими видами городского транспорта или на личном авто.

  • Как доехать на метро. Близлежащими станциями метро к собору будут «Канал Грибоедова», «Невский проспект» и «Гостиный двор». Лучшим выбором станет станция «Невский проспект», так как от нее ближе всего к храму – примерно 7 минут пешком вдоль канала (около 500 м). Кому удобнее выйти на «Канале Грибоедова», то от этой станции до храма потребуется 10 минут времени пешим ходом.
  • Как доехать на автобусе и троллейбусе. В случае выбора маршрутного такси к нужному месту довезут автобусы № 27, 22, 7, 3. Чуть дешевле можно добраться на троллейбусе – подойдут № 22, 11, 10, 7, 5, 1.
  • Как доехать на авто. Путешествуя по Питеру на личном авто, добраться до храма Спаса на Крови не составит труда, забив в своем навигаторе его GPS-координаты: 59°56’24.4″N 30°19’44.1″E.

Режим посещения и часы работы храма Спаса на Крови

В храме Спаса на Крови действуют стандартные правила поведения и стиля одежды, как при посещении любого культового здания. Посетителям запрещена спортивная и пляжная одежда. Для женщин нежелательны брюки и мини-юбки, и они всегда должны быть с покрытой головой, а для мужчин – шорты.
При посещении храма нельзя:

  • курить;
  • выражаться нецензурными слова;
  • быть под действием алкоголя;
  • шуметь и бегать.
  • Двери храма Спаса на Крови открыты каждый день кроме среды.
  • Собор принимает посетителей с 10:30 до 18:00, приобрести билеты в кассах можно до 17:00.
  • Желающим также предлагают воспользоваться вечерними экскурсиями «Спас на Крови в белые ночи», которые проводятся с первых чисел мая по конец сентября, начинаются в 18:00 и длятся до 22:00. Касса в это время работает до 21:00.

Стоимость билетов

Посещение собора Спас на Крови обойдется:

  • взрослым посетителям – в 250 рублей;
  • 6-летним детям и младше – бесплатно;
  • 7-летним детям и старше – в 50 рублей;
  • студентам России – в 50 рублей;
  • пенсионерам России – в 50 рублей;
  • в вечернее время – в 400 рублей.

Расписание богослужений в храме Спаса на Крови

Суббота
7:20 – Проводится литургия и часы;
18:00 – Проходит всенощное бдение.
Воскресение
7:20 — Проводится литургия и часы;
Также богослужения проводятся по особым случаях, например в день гибели Александра II, а также по великим и двунадесятым праздникам.

Где рядом можно остановиться

К сожалению, ни в самом соборе, ни поблизости нет паломнических гостиниц, готовых принять к себе путешествующих верующих. Однако, рядом с храмом находится довольно много отелей, которые разнятся как ценовой политикой, так и комфортабельностью.

  • Дворы Капеллы – в 300 м от храма. Ориентировочная стоимость экономного двухместного номера 2 300 р.;
  • Гостиничный комплекс«Наука» – в 0,5 км от церкви. Предлагается самая низкая стоимость за двухместный номер – 1 519 р.;
  • Пушка ИНН – в 300-350 м от собора. Примерная цена за экономный двухместный номер составит около 5 720 р.;
  • Отель Екатерина – в 400 м от храма. Предлагается комфортабельный двухместный номер, цена которого 5 900 р.;
  • Гранд Отель Европа – в 0,5 км от собора. Стоимость номера люкс составит 22 360 р.

История создания храма Спаса на Крови

  1. Официальное строительство храма Спаса на Крови, или Воскресения Христова, началось еще в 1883 году. Двумя годами ранее на том месте, где сейчас красуется храм, народоволец Игнатий Гриневицкий, используя бомбу, убил императора Александра II. Уже на следующий день на месте гибели правителя была построена деревянная часовня, однако по причине многочисленных пожертвований с разных губерний было принято решение возвести храм и таким образом на века оставить царя-мученика в памяти людей.
  2. На постройку храма ушло около 24 года, и к 1907 году он уже был готов. Поскольку культовое сооружение возводилось рядом с каналом Грибоедова, архитекторами было предложено не использовать сваи, а соорудить специальное основание из крепкого бетона по всей площади, что обеспечило невозможность прохождения воды под здание.
  3. В 1908 году неподалеку собора была освещена Иверская часовня, и спустя 15 лет храму Спаса на Крови дают статус кафедрального собора. В 1930 году его закрывают. Советская власть вскоре прекращает финансовую поддержку собора от государства, а затем и вовсе решает построить на месте церкви что-то полезное. Однако началась война и здание не сносится, а начинает использоваться под морг и овощехранилище. Позже в послевоенный период в помещении храма долгое время хранятся декорации из театра.
  4. В 1970 году церковь Спас на Крови передают музею «Исаакиевский собор» в виде отдельного филиала. Начиная с 1977 года и на протяжении 14 лет собор капитально реставрируется и только спустя 90 лет после того, как он был официально освящен, в 1997 году, храм Спас на Крови открывается для посетителей.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Сам храм является музеем-памятником за свою историчность и невероятное огромное количество использованных мозаик и различных изображений. Впечатляет ассиметричная форма здания, вытянутая по оси восток-запад. С западной стороны собор имеет двухъярусную столпообразную колокольню, увенчанную массивным куполом. С восточной части храма можно увидеть наличие трех алтарных аспидов – центральной и боковых с медными позолоченными куполами. С юго-западного и северо-западного углов собора видны входные двери. С цокольной части сооружения заметен сердобольский гранит.
«Русский стиль» церкви Спаса на Крови очень напоминает столичный собор Василия Блаженного. В ее внешнем оформлении использовалось мозаичное панно, выполненное по рисункам знаменитых художников, таких как Васнецов.

Также в отделке храма Спаса на Крови можно увидеть:

  • разные породы итальянского цветного мрамора;
  • крупнейшее собрание мозаики (свыше 7 тысяч кв. м);
  • разновидности полудрагоценных уральских и алтайских поделочных камней – яшмы, горного хрусталя, топаза и прочих;
  • мозаичную коллекцию российской геральдики.

Помимо всего прочего, цоколь церкви украшен 20 гранитными досками, рассказывающими о важных событиях при царствовании Александра II и его реформах, а колокольня имеет изображения гербов губерний и областей России.

Фото храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Фасад храма выполнен различной мозаикой в самых ярких цветах.
Декоративная люстра внутри собора поражает своей величественностью, хотя, впрочем, она соответствует храмовому предназначению.
Одна из реставрированных храмовых икон – «Сошествие во ад», изображающая освобождение людей от уз смерти и греха и передающая смысл Воскресения Христа.
На фото представлена часть мозаики внутри храма Спаса на Крови, впечатляющая как божественностью, так и мастерством ее создателей.

Храм Спаса на Крови — видео

Кажется, что Питерский храм Спаса на Крови – один из красивейших соборов не только города, но и страны. Увидев немалое количество различных мозаичных картин и икон как внутри храма, так и снаружи, понимаешь, какая огромная работа была проделана, чтобы все довести до такого совершенства. Посетители теперь лишь наслаждаются осмотром этих шедевров и заряжаются определенной духовностью.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Красивейший мемориал с непростой историей. Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге овеян множеством городских легенд и загадок. Чего он только ни перенес на своем веку.

Это крупнейший памятник русского мозаичного искусства. Мастера использовали богатую коллекцию самоцветов. Одно только покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью заняло площадь 1000 квадратных метров.

Девятикупольный храм построен в нехарактерном для Петербурга стиле русского зодчества. Не зря часто отмечают сходство между Спасом на Крови и Храмом Василия Блаженного: многие композиционные приемы и формы церквей созданы по примеру Москвы и Ярославля 17 века.

С момента трагической гибели Александра II и основания собора в память о его мученической смерти место прочно вошло в городской фольклор. А реставрацию с ее строительными лесами, занявшую целых 25 лет, отразили в творчестве Булат Окуджава и Александр Розенбаум.

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2б

Координаты: 59.940037, 30.328930

Режим работы: 10:30-18:00, ежедневно (выходной — среда)

История

Все произошло 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского (сейчас — Грибоедова) канала. Террористы, члены организации «Народная воля», убили императора самодельными метательными снарядами. Они надеялись, что гибель царя приведет к социальным преобразованиям и разожжет революцию.

Место гибели царя-освободителя сразу же приобрело особое значение: участок оградили забором уже в тот же день вечером. Тогда же был выставлен часовой.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге возводили 14 лет. При его строительстве применили самые передовые технологии того времени: здание было полностью электрифицировано. Всего свет давали 1689 электроламп. Собор оснастили и молниезащитой. Громоотводами служили кресты центральной главки и колокольни. Строительство храма обошлось в 4,6 миллиона рублей.

Читать еще:  Челябинская митрополия: состав, церкви и монастыри, история

Интересные факты

  • Пропорции собора выбраны неслучайно. Высота одного из куполов — 81 метр, что символизирует год смерти царя. Другого — 63 метра, это возраст, в котором он погиб.
  • «Спас на картошке» — так неофициально прозвали храм. После снятия блокады тела захоронили, и до конца войны здание приспособили под картофелехранилище. До тех пор там находился морг. Именно туда свозили тела погибших от голода и артобстрелов горожан.
  • После мемориал стал складом декораций Малого театра оперы и балета имени Мусоргского. В какой-то момент хранилище загорелось, пожар почти уничтожил уникальный мозаичный узор. Позже при обследовании храма в центральном куполе обнаружили застрявший там со времен войны немецкий фугасный снаряд. Во время артобстрела он пробил свод купола и увяз в перекрытии свода, чудом не взорвавшись. 240-миллиметровый снаряд массой около 150 килограммов, никем не замеченный целых 20 лет.

Что посмотреть

Внутри можно увидеть место, где было совершено убийство. Справа у самого входа есть небольшой каменный купол. Под ним — огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной. Там взорвана карета Александра II. Сохранены камни булыжной мостовой, на которые пролилась царская кровь, и часть решетки канала.

Над внутреннем убранством храма работали Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Беляев и другие известные мастера.
Фото: Олег ЗОЛОТО, «КП»-Санкт-Петербург»

Хотя изначально входившие в декор самоцветы уже утрачены, внутреннее убранство храма и сейчас представляет едва ли не главную ценность Спаса на Крови, а это более 7000 квадратных метров. Над эскизами работали Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Павел Беляев и другие мастера Академии художеств.

Существует легенда о том, что одна из икон предсказывает будущее России. Если смотреть на нее долго и внимательно, то можно обнаружить даты поворотных моментов в отечественной истории. Например, Октябрьская революция, Великая Отечественная война, смерть Сталина. Но правда ли это — доказательств нет.

Храм Спаса на Крови в разное время года

Цены на билеты в зависимости от сезона в Спасе на Крови не меняются. Особый тариф есть для иностранцев. Количество посетителей летом в несколько раз превышает число зимних туристов, впрочем, как по всему Санкт-Петербургу.

С 1 мая по 30 сентября с 18:00 до 22:30 в музее проводятся вечерние экскурсии «Спас на Крови в белые ночи». Выходной день — среда.

Собор вмещает около 1600 человек, так что в любое время года места хватит для всех желающих.

Где сделать красивое фото

Особенно красив собор в ясную погоду, когда синева неба подчеркивает яркие цвета эмали куполов. Откуда открывается лучший вид на храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге:

  • Марсово поле
  • Мало-Конюшенный мост
  • Набережная канала Грибоедова
  • Итальянский мост
Билет для взрослых350 руб.
Билет для детейДо 7 лет — бесплатно
От 7 до 18 лет — 100 руб.
Билет для студентов России и Белоруссии100 руб.
Билет для пенсионеров России и Белоруссии100 руб.
Билет для иностранных студентов (необходимо предъявить карту ISIC)200 руб.
Вечерняя экскурсия400 руб.

Цены в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге указаны на 2021 год.

Собор Спас на Крови

Причудливый и многоцветный, с затейливыми куполами и богатой мозаикой, собор Спас на Крови — один из ярких символов Санкт-Петербурга. Ярких в буквальном смысле слова! Колоритная архитектура храма заметно выделяется среди строгих классических фасадов Северной столицы. Со времен своего основания этот собор напоминает о трагичных страницах в жизни страны, и сложно сказать, что интереснее — богатое убранство или долгая непростая история этого места.

Собор Спас на Крови

История

Поводом к строительству собора Спас на Крови стало одно из громких событий 19-го века — удавшееся покушение на императора Александра II, в ходе которого он получил ранение и впоследствии скончался. Изначально на месте покушения основали часовню по проекту известного архитектора Бенуа, она появилась в 1881 году.

Убийство императора Александра 2 в 1881 году на картине

Одновременно с этим его преемник Александр III объявил конкурс на лучшую идею по возведению церкви, которая должна была сменить скромную часовню. Но, несмотря на множество именитых участников, ни одна из предложенных работ не понравилась императору. Вскоре конкурс был проведен ее раз, но снова безрезультатно. Пока, наконец, внимание правителя не привлекла работа архимандрита Троице-Сергиева монастыря Игнатия и его соавтора — профессионального архитектора Альфреда Парланда. На ее основе в результате и был разработан проект храма.

Рисунок будущей церкви (архимандрит Игнатий, 1883)

К строительству приступили в 1883 году, а освятили готовое здание только в 1907 году под именем Собор Воскресения Христова на Крови (подразумевалось, что он построен на месте, где лежал в крови отброшенный взрывом бомбы император). Свое второе название храм получил ввиду того, что он был освящен в день Преображения Господня — этот праздник известен также как Спас.

Собор пережил Октябрьскую революцию, проработал некоторое время в советские годы, но в 1930 году был закрыт. Дважды поднимался вопрос о его демонтаже, и он был в шаге от разрушения, однако до претворения этой идеи в жизнь так и не дошло, хотя по назначению здание уже не использовали. В военное время здесь был морг, а после — театральный склад.

В 1935 году святыню закрыли

Лишь в 1961 году Спас на Крови признали историческим памятником и задумались о его сохранении в этом качестве. К тому времени церковь находилась в плохом состоянии, требовалась срочная реконструкция. Работы были начаты в 1980-х годах и продлились более 15 лет — храм-музей снова открыли для посещений только в 1997 году. Сегодня идет очередной этап реставрации исторического здания, и он будет полностью завершен не ранее 2025 года, но храм доступен для туристов и прихожан.

Реконструкция Спаса на Крови началась в 1980 годах и продолжается сейчас

В советское время в рамках борьбы с религией храм лишился своих ценностей, однако самому зданию повезло — его признали историческим памятником 19-го века, что позволило избежать разрушения. Пережила церковь и Вторую мировую войну, хотя следы от немецких снарядов можно увидеть на ее стенах и сегодня — некоторые из них сохранили во время реставрации. А в годы блокады здесь, как в настоящем музее, хранились экспонаты с музейных комплексов всего Ленинграда и его пригородов.

На фасаде храма можно увидеть следы фашистских бомбардировок

Интересно: в конструкции собора есть определенный символизм — его высота 81 м. отображает год смерти Александра II, а 63-метровая колокольня символизирует возраст, в котором император был убит.

Высота храма — 81 м, и это отражает год гибели Александра 2 — 1881

Как добраться до Собора Спас на Крови

Самый яркий и многоцветный собор-музей Санкт-Петербурга находится в историческом районе на набережной канала Грибоедова. Из станций метро ближе всего «Невский проспект», от нее можно самостоятельно дойти за 5-7 минут. Также неподалеку проходит линия трамвая №3, есть остановки автобусов № 46 и 49.

Точный адрес: наб. канала Грибоедова, 2Б, Санкт-Петербург, Россия, 191186.

Как добраться от Московского вокзала:

Автобус:от остановки Площадь Восстания рядом с ж/д вокзалом ехать маршрутом № 5, 7, 22 или 24 до Невского проспекта (5 минут).

Пешком:пройти 600 м.

Пешком:пройти 500 м. до станции Маяковская.

Метро:по зеленой ветке №3 ехать до станции Гостиный двор (2 минуты).

Пешком:пройти 750 м.

Собор Спас на Крови на карте

Что посмотреть

Собор Спас на Крови за счет яркой мозаики, которая украшает его снаружи и внутри, похож на пряничный домик. Столь необычный дизайн в русском стиле уже использовался при строительстве московского храма Василия Блаженного, и эти две постройки часто сравнивают — они действительно имеют сходные черты. Более того, при разработке проекта церкви архитектор Парланд ориентировался именно на московские и ярославские образцы соборов.

В основе храма лежит конструкция с шатром, вокруг которого симметрично расположены четыре цветных купола. К ним примыкает золоченый купол колокольни, а всего здесь 9 «луковиц» разного размера. Снаружи большая часть здания покрыта цветной мозаикой — присмотревшись, можно найти изображения святых, библейские сцены, гербы великих русских городов, а также 2 десятка гранитных стел с рассказами о важных событиях времен Александра II. Поэтому перед экскурсией обязательно стоит прогуляться вокруг собора и внимательно рассмотреть фасады.

Интерьер Спаса на Крови

Внутреннее убранство храма-музея тоже завораживает своей красотой, величием и многоцветными, удивительно детальными мозаиками. Общая площадь мозаичного полотна — более 7 000 кв.м., им покрыты стены, потолок и даже пол здания. Эти картины создавались более 10 лет в мастерской известного художника-мозаиста Виктора Фролова, а над эскизами к ним работало около 30 мастеров, среди которых были такие знаменитости как В. Васнецов (наверное, все помнят его сказочные полотна с богатырями и героями Древней Руси). Коллекция мозаик Спаса на Крови — в числе самых значительных в мире.

Общая площадь мозаичного полотна составляет более 7 000 кв.м.

Солнечный свет проникает в зал храма через два ряда узких арочных окон, а для искусственного освещения сверху свисают роскошные люстры-канделябры. Некоторые места церкви подсвечены отдельно, чтобы выделить богатые многоцветные полотна с библейскими сюжетами, изображениями Богоматери и святых. Особое внимание привлекает иконостас и центральная часть зала, где на сводах, стенах и колоннах выполнены мозаичные иконы с главными вехами жизни Христа.

Не менее интересен храм и как настоящий музей камня, ведь в его интерьере можно увидеть яшму, мрамор, лабрадорит, порфир. Наборной пол и облицовка нижней части стен выполнены из итальянского мрамора, цоколь на 4-х пилонах оформлен радужным лабрадоритом, а в отделке иконостаса использованы яшма, мрамор, орлец, порфир, горный хрусталь. Здесь есть небольшая экспозиция с образцами мрамора, которые можно рассмотреть поближе и даже прикоснуться рукой.

В интерьере святыни можно увидеть много разных видов камня

Место ранения Александра II

Одним из условий, которые были высказаны Александром III при проектировании Спаса на Крови, стало сооружение памятного знака в месте гибели отца. И этот знак легко найти — каменный балдахин над сохранившейся частью мостовой, где был смертельно ранен русский император, привлекает внимание с первого взгляда. Древний участок мостовой окружен бордовой мраморной оградой, цвет которой символизирует пролитую кровь монарха. Также здесь установлен оригинальный фрагмент решетки Екатерининского (Грибоедовского) канала. Удивительно, но стоимость памятного знака, выполненного из яшмы, лазурита, хрусталя и топаза, в свое время практически сравнялась с общей стоимостью возведения всего храма.

Место смерти Александра 2 — нетронутая часть мостовой, на которой был убит император

Интересно: есть легенда, что на одной из верхних икон собора проступают роковые для истории России даты, среди которых были 1917 и 1941 годы. Но подтверждения этому поверью так и не нашлось. Впрочем, была подтверждена другая легенда — в 80-е ленинградцы шутили, что СССР рухнет, если с храма наконец-то снимут строительные леса. И действительно, леса убрали в 1991 году буквально перед распадом союза.

Строительные леса «украшали» храм до 1991 года

Часы работы и стоимость билетов

Спас на Крови доступен для экскурсий:

  • Ежедневно, кроме среды — с 10:30 до 18:00.

Кроме того, в теплый сезон есть вечерняя экскурсионная программа с 18:00 до 22:30.

Музей камня в часовне работает:

  • Ежедневно с 10:00 до 18:00.

С октября по май он закрыт по средам, в остальное время принимает посетителей без выходных.

Вход в собор-музей для экскурсантов платный. Во время службы можно посетить его бесплатно, но без экскурсии.

Расписание богослужений:

  • По выходным — с 07:30.

Стоимость билетов на экскурсию:

  • Для взрослых — 350 руб.;
  • Для детей от 7 до 18 лет — 100 руб.;

Билеты для взрослых по полной стоимости можно приобрести с помощью терминала на входе, если же нужны льготные (детские) билеты — лучше обратиться в кассу. Детям до 7 лет выдается бесплатный билет.

Электронные талоны продаются на сайте ГМП «Исаакиевский собор», в состав которого входит и Спас на Крови.

Детки до 7 лет могут проходить в храм бесплатно

Правила посещения

  • Даже посещая храм с экскурсией, стоит соблюдать общепринятый дресс-код: надеть закрытую одежду без глубоких вырезов, для женщин желателен головной убор (платок).
  • При визите во время богослужений нельзя фотографировать интерьер, разговаривать и передвигаться по собору, мешая верующим.

При посещении храма стоит придерживаться церковного дресс-кода

Интересные факты

  • Храм строился на берегу канала, и чтобы избежать разрушения водами, при закладке фундамента впервые в России было использовано бетонированное основание. Более того, ради здания русло канала слегка «подвинули», что легко заметить при внешнем осмотре.
  • Собор Спас на Крови изначально не был предназначен для широких масс, здесь не проводилось крещений, венчаний или других обрядов — только службы и проповеди. До революции вход был доступен лишь для узкого круга по специальным пропускам.
  • В 1961 году в кровле храма нашли неразорвавшийся немецкий снаряд весом более 150 кг. Силами шестерых саперов и верхолазов его извлекли и обезвредили за городом.
  • Одна из легенд собора-музея гласит, что его кресты после закрытия были сняты и спрятаны на дно канала. При реставрации об этой легенде вспомнили и отправили на поиски водолазов, которые действительно нашли на дне недостающие фрагменты здания.
Читать еще:  Храм Николая Чудотворца в Клённиках: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

В годы блокады храм выполнял функции овощного склада

Полезные советы

  • Внутри храма продаются монеты с его изображением — сувенирные жетоны. Средства от продажи идут на реконструкцию здания. Другие сувениры можно найти на выходе, там есть прилавок с крестиками, иконами, миниатюрными копиями собора и т.д.
  • Ночью Спас на Крови красиво подсвечивается, на это обязательно стоит посмотреть, а с набережной получаются очень эффектные фото. В период белых ночей также есть специальная вечерняя программа экскурсий.
  • С мая по октябрь проводятся 3-часовые тематические экскурсии на теплоходе. В ходе плавания участники вначале посещают Спас на Крови, после — ряд других известных храмов. Информация об этом есть на сайте ГМП «Исаакиевский собор».
Виртуальная экскурсия по Собору Спас на Крови
Собор Спас на Крови на видео

Удивительный Спас на Крови — это живая легенда. Именно поэтому в собор лучше прийти с экскурсией, ведь он интересен не только цветными мозаиками, но и той историей, что скрывается за каждым камнем. А продолжить экскурсию можно в других исторических местах: расположенном совсем рядом Михайловском замке и красивом парке, в Летнем саду и на Марсовом поле. Зимой же есть варианты прогулки исключительно под крышей — в художественный музей Корпус Бенуа, в музей-квартиру И. Бродского или расположенную на другой стороне канала квартиру М. Зощенко. Все эти достопримечательности находятся буквально в 10 минутах пешком.

Визитная карточка

Адрес

наб. канала Грибоедова, 2Б, Санкт-Петербург, Россия, 191186.

Санкт-Петербург: рекомендуем посетить храм Спас на Крови

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Санкт-Петербург. Вид на Храм Спаса-на-Крови со стороны канала Грибоедова

Его облик как бы выбивается из общей картины самого «европейского» города России, Петербурга. Среди строгих зданий дворцов на берегу забранной в гранитные берега Невы вдруг возникает как бы напоминание о Руси прежней, допетровской – яркое узорочье стен, куполов. Между тем, повод для возведения подлинного украшения города был не праздничным.

Почему именно так называется храм в Санкт-Петербурге

Например, множество малых церквей такого рода было на Красной площади Москвы XVI в. В XIX в. церковь «на крови» впервые появилась не месте гибели монарха – Александра II.

Интересные факты

История «Спаса» связана с многими совпадениями, некоторые из которых выглядят как почти «мистические»:

  • в Петербурге существуют две стилистически похожих церкви – Воскресения Христова (таково точное именование Спаса-на-Крови) и Петропавловский Петергофа; первый находится на месте гибели Александра II, второй – заложен его внуком, последним императором России, также погибшим;
  • в России – два «царских» храма «на крови», в Петербурге и Екатеринбурге, на мести гибели Царственных Страстотерпцев;
  • здание строилось на средства, которые собирали православные всей страны, однако,
  • с основания «Спас» полностью содержался на средства из государственного бюджета; таких церквей в столице империи было лишь две: Исаакиевский собор и Спас-на-Крови; ныне обе они, как ранее не являются собственностью Русской Церкви, здесь расположены музеи, хотя ведутся периодические богослужения.

Музей-памятник или храм

«Спас-на-Крови» входит в музейный комплекс «Исаакиевский собор». Но по субботам, воскресеньям здесь идут богослужения.

Как посетить

Собор находится близ Невского проспекта, рядом – Дворцовая площадь, другие достопримечательности.

Адрес собора – Набережная канала Грибоедова, 2Б, корпус А. Собор виден издалека, он стоит непосредственно у воды.

Фото: Sargis Vardanyan

Телефон

Позвонить можно по номерам +7 (964) 339-55-93, +7 (921) 862-70-63.

Как добраться

Гуляющие по центру города пешком, как правило, рано или поздно окажутся рядом со «Спасом», осматривая другие значимые достопримечательности.

Транспорт

Доехать также можно доехать на множестве маршрутов автобуса, троллейбуса, проходящих по Невскому проспекту. Это автобусы 3, 7, 22, 24, 27, 191, троллейбусы 1, 5, 7, 10, 11, 22. Остановка, на которой следует выйти – «Невский проспект».

Ближайшая станция метро

Станция метро, от которой путь до «Спаса» составит всего около 5 минут – «Канал Грибоедова».

Цена билета, как купить, режим работы музея

Музей работает с 10 до 18 ч., а с 18 до 21 ч. посетить здание можно, но без возможности заказать экскурсию. Полная стоимость входного билета составляет 350 р. (после 18 ч. – 400), льготная цена – 100 р. За экскурсионное обслуживание дополнительно взимается от 600 до 3000 р., что зависит от количества экскурсантов. Билеты приобретаются на кассе при входе, или на интернет-странице музея «Исаакиевский собор».

Информация для паломника

За вход на богослужения плата не взимается. Однако платный вход в Дом Божий вызывает недоумение многих. Некоторые из туристов, антицерковно настроенные, не разбираясь, приписывают введение платы… самой Церкви, которая не владеет зданием. Другие, по словам клириков, бесплатно проходят во время богослужения, хотяинтересуются зданием именно как мемориалом, музеем.

Расписание богослужений в храме

  • по субботам – литургия с 7.30 ч., всенощное бдение с 18 ч.
  • литургия по воскресным дням с 7.30 ч.

Во все остальные дни собор функционирует как музей.

История создания

Возведение церковного здания именно здесь не планировалось никогда. Но жизнь внесла свои коррективы.

Биография императора Александра II

Будущий царь родился 29 апреля 1818 г., в Москве, незадолго до Пасхи. На престол Александр вступил с 1855 г. Новый царь провел целый ряд реформ, главной из которых стала отмена крепостного права (1861 г.). Кроме того в сторону либерализации изменились:

  • судебная система;
  • местное самоуправление;
  • армия.

Однако, «общественность», разночинная интеллигенция требовала отмены монархии, введения конституции. Видя, что власти на уступки не пойдут, вновь созданная организация «Народная воля» приняла решение уничтожить царя физически.

Как убили царя-освободителя

На Александра было предпринято восемь покушений. В семи из них он даже не был ранен.

Александр скончался в Зимнем дворце через час после нападения. Это случилось на Неделю Торжества Православия Великого Поста. Промыслом Божиим накануне императору удалось приобщиться Св. Таин.

Временная часовня

Непосредственно после гибели царя Дума Петербурга просила нового императора, Александра III, разрешить возведение часовни на месте смерти его отца. Император сразу обозначил, что хотел бы видеть полноценный храм, однако, дал согласие на постройку.

До наших дней это здание не дошло: по завершении строительства собора его перенесли на другое место, позже – разобрали.

Архитектурный конкурс

Уже 31 декабря 1881 г. на него были представлены 26 проектов. Но все они не устроили Александра III, который хотел видеть церковь русского стиля, повторяющую архитектурные традиции XVII в. Новый конкурс последовал в мае следующего года.

Рисунок будущего храма(проект) до доработки проекта архитектором Парландом, 1883

Победил совместный проект А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни Петербурга, архимандрита Игнатия (Малышева), который еще мирянином получил художественное образование. Сам он говорил, что образ этого здания был явлен ему во сне, после чего он предложил А.Парланду эскиз здания.

О. Игнатий предложил также посвящение собора Воскресению, чтобы мемориал свидетельствовал не о скорби, а о победе Господа над смертью.

Строительство храма

Хотя будущий собор был заложен 6 ноября 1883 г., начать собственно возведение стен удалось только с 1887 г. Причиной задержки стали изменения проекта.

Для реализации этой идеи пришлось выдвинуть здание в сторону воды на 8,5 м; ведь Александра убили в полутора метрах от берега.

Кто построил (архитектор)

Возведение «Спаса» курировала комиссия во главе с великим князем Владимиром Александровичем. Это 5 известных петербургских зодчих, среди которых Д. Гримм, И.Штром, и другие. Активное участие принимали также авторы проекта.

Сколько лет воздвигали

В общей сложности строительство заняло 24 года.

Год постройки

Великое освящение церкви состоялось 19 августа 1907 г. Его совершил митрополит Петербургский Антоний (Вадковский).

История прихода храма

Парадоксальным образом, он начал формироваться… после революции 1917 г.!

До этого «Спас» не считался приходским, получая содержание от казны (до 40000 рублей ежегодно). После распоряжения новых властей организовать «двадцатку» (такова была минимально установленная численность общины) настоятель, протоиерей Петр Лепорский, даже возражал против такой идеи, не сразу поняв новую ситуацию.

Но приход стал единственным способом спасти святыню от немедленного закрытия. Официальное его существование начинается с 11 января 1920 г. Приходским храм оставался только 10 лет. 30 октября 1930 г. власти закрыли собор.

История после закрытия прихода

Через год было решено разобрать церковь, но сделать это не удалось ни тогда, ни в 1938 г., когда документ об уничтожении святыни был принят еще раз. А потом началась Великая Отечественная война. В стенах мемориала находились:

  • морг – во время блокады; сюда везли тела умерших от голода горожан;
  • позже здесь же хранили овощи (горожане-атеисты даже прозвали собор «Спасом на картошке»)
  • после войны здесь же оказался… склад декораций Малого оперного театра.

Реставрация

Возможно, история с фугасом впечатлила власти: с 1968 г. собор, наконец, взяли под охрану. Восстановительные работы продлились они не одно десятилетие.

Впрочем, музей, которым стал «Спас» открыл свои двери для посетителей только с 1997 г.

Спас на Крови. 1935 год

Богослужения возобновились здесь только через 7 лет, с 23 мая 2004 г. А приход существует с 2014 г.

Экскурсия по музею

Страница музея предлагает два вида осмотра:

  • наружное убранство;
  • несколько экскурсий по уникальным мозаикам «Спаса».

Маршрут

Самостоятельные экскурсанты естественным образом переходят от внешнего осмотра здания к внутреннему убранству.

Это Михайловский сад, примыкающий к собору, один из самых красивых парков Петербурга. Он создан зодчим XVIII в. Карлом Росси.

Архитектура

Только на внешний осмотр здания уходит почти час. Здесь множество уникальных, исторически ценных деталей.

Стиль, площадь, высота

Самая высокая из башен поднимается на 81 м. Площадь собора позволяет собрать здесь до 1600 человек. Стиль его определяется как «русский», следующий традициям зодчества XVII в.

Описание внешнего вида собора

Стены обильно украшены тем, что во времена Московской Руси называлось «узорочьем»: использованы кирпич, мрамор, гранит, элементы мозаики.

При внешнем осмотре особое внимание стоит уделить западной части, где большое Распятие обозначает место убийства императора.

На стенах также можно увидеть надписи, отражающие основные достижения империи времени правления Освободителя.

Сколько куполов

Всего их насчитывается 9, 5 из которых – в центральной части здания.

Мозаичные гербы

Они украшают колокольню. Всего гербов насчитывается 133, это символы губерний тогдашней империи, из которых приходили пожертвования на строительство. Подробное описание каждого представлено в книге, изданной музеем (2007 г.)

Герб Архангельской губернии

Как выглядит собор внутри

Уникальная особенность храма – то, что изнутри он полностью покрыт мозаикой. Гармонирует с ней особо оформленный пол.

Иконостас и росписи

Алтарная преграда здесь ниже, чем обычно принято. Это попытка вернуться к древнерусской традиции, когда иконостасы были невысокими.

Иконы, мозаика

«Спас» считается практически музеем мозаики. Ее площадь внутри – до 7000, снаружи – 400 кв.м. Над изображениями 68 сюжетов, 277 святых работали 30 разных художников.

Особенность убранства – множество икон Христа, ведь собор посвящен Его Воскресению. Лучшие иконы созданы М.В.Нестеровым, Н.Н.Харламовым, другими художниками. Это образы Спаса в Силах, Эммануила, Спаса Благое Молчание, св. Александра Невского.

Полезная статья + фотогалерея

Достопримечательности и святыни

Главная из них – сень над местом гибели Александра II, здесь можно увидеть части мостовой, ограды, обагренные его кровью.

До революции все реликвии собора находились в Иверской часовне-ризнице – это иконы, поднесенные как память о гибели царя, реликвии из Палестины (например, Распятие с частицами Голгофского креста). За советские годы святыни утрачены, с 2013 г. здесь Музей камня.

Отзывы посетителей

Независимо от того, посещают «Спас» паломники, или невоцерковленные туристы, он неизменно вызывает восторг, благоговение.

«Это шедевр! Потрясающе красиво снаружи и внутри. Советую послушать бесплатную экскурсию, при входе сообщают о времени начала следующей. Очень интересно и познавательно, не муторно и не долго. Господь спасал это место от разрушения несколько раз»

(Андрей Валерьевич)

Что ж, к последнему отзыву остается добавить одно – «и придите на службу». Всякий храм – место присутствия Божия, но именно здесь Господь особенно касается сердца пришедшего, покоряя его неземной красотой уникального собора.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector