0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Смольный собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Содержание

Смольный собор

Аудиогид

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Фотографии

Режим работы 2021

  • Смольный собор в Питере принимает посетителей без выходных с 7:00 до 20:00.
  • Режим работы смотровой площадки Смольного собора с 08:00 до 20:00.

Стоимость билетов 2021

Кроме богослужений, проводятся экскурсии:

  • В несезон — только по выходным в 12:00, 13:00, 14:30 и 16:00.
  • В летний сезон — ежедневно в 12:00, 13:00, 14:30 и 16:00.

Билеты на экскурсию

  • Рекомендуемое пожертвование — 200 руб. (без записи)
  • Для пенсионеров, студентов и школьников — 100 р.
  • Длительность — 50 мин
  • Индивидуальная экскурсия (до 10 человек) — 2000 р. (по записи)

Подъем на смотровую площадку

  • За посещение звонницы тоже просят пожертвование в размере — 200 руб.
  • Для пенсионеров, студентов и школьников — 100 р.

Ближайшая станция метро

  • Чернышевская, расположенная в 2 км.

Как добраться до Смольного?

Смольный в Санкт-Петербурге расположен по адресу: Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1.

Смольный находится на значительном удалении от станций метро. Около 30 минут идти от ближайших станций «Чернышевская» и «Площадь Восстания». Поэтому настоятельно рекомендуем добираться общественным транспортом:

  • От ст. м. «Чернышевская» идут автобусы 46, 136, 22, троллейбус 15.
  • От ст. м. «Площадь Восстания» — автобус № 22, троллейбусы №№ 5, 7.

История

С давних времен на месте ныне существующего Смольного монастыря располагалось новгородское село Спасское. После основания Санкт-Петербурга это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так за ним и закрепилось название Смольное.

Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для ста двадцати девиц из благородных семей. Оно предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя как будущей настоятельницы она велела возвести отдельный дом.

Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду, Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.

В 1744 году руководить проектом был назначен архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигать 140 метров и, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.

Закладка собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали Смольным, по названию самого места – бывшего смольного двора.

Неоднократные изменения в проекте

1749 году Екатерина наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться, кроме главного массивного купола, еще и четыре малых.

Перед началом строительства решено было создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять «три покоя и одни сени» за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания создания макета его перевезли в специальную «модельную светлицу».

Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метра. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.

Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.

Благодаря своеобразию взглядов Растрелли Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличие от европейских «фасадных» стилей Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.

Строительство с перерывами

Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.

Но уже после отъезда Растрелли в Италию в 1762 году строительные и отделочные работы продолжились. Последними руководил архитектор Ю.М. Фельтен до 1775 года. Вскоре, в 1764 и 1765 годах, на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, освящение же церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы прошло на третьем этаже северо-западной башни.

Достраиваться собор начал уже во время правления Николая І в 1820-е годы. Архитектор Василий Петрович Стасов предложил свой проект возрождения обветшавших конструкций и коммуникаций. Он занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящен митрополитом Серафимом как собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение 2 000 рублей серебром в год, выплаченное ему в течение 12 лет.

Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени – он возводился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составляет около 6 000 человек.

Архитекторы и стиль

Целая плеяда архитекторов работала над возведением собора. Первоначальный замысел и проект принадлежат Растрелли, который задал основное архитектурное направление при строительстве – барокко. Отсюда присущие архитектурному стилю легкость, строгая симметричность, характерная для здания. Величественный внешне собор поражает обилием украшений, лепнины, лучковыми фронтонами, которые делают его нарядным, даже по-светски роскошным.

Автор проектов Зимнего дворца и Екатерининского удивительно чувствовал место, где строился собор, модные тенденции времени, запросы Елизаветы Петровны. Именно этим вызвано изменение проекта, использование русских зодческих традиций, благодаря чему комплекс получил форму креста в честь Иисуса Христа и 4 евангелистов. С 1849 года работы проводились под руководством помощника итальянского зодчего – Христиана Кнобеля.

Сменивший Растрелли сподвижник архитектор Ю.М. Фельтен продолжил стиль пышного елизаветинского барокко и следовал проектам великого мастера. В 1768 году голубые фасады получили лепнину, изготовленную по рисункам Растрелли. Еще один итальянец и сподвижник Растрелли Эрколе Казасопра обогатил собор башнями, куполом и барабаном.

В 19 веке русский архитектор Василий Стасов предложил не только заменить обветшавшую кирпичную кладку и кровлю, но и проложить трубы печей. Купол был покрыт для защиты оцинкованным железом и окрашен. Колонны облицевали белоснежным мрамором, сделали такие же ступени, площадки. Перед зданием сделали площадь с ажурной металлической оградой.

Интерьер собора

Внутри собор поражает величием и чистотой. Окончательным видом интерьера занимался Василий Стасов. Белый искусственный мрамор расширяет пространство, наполняет его светом. Изготовленные из граненного хрусталя предалтарные балюстрады усиливают это впечатление, так как в них отражаются и рассыпаются миллионами искр солнечные лучи.

Установленные три иконастаса привлекают всеобщее внимание, как и искусная резьба церковной кафедры. Из икон особо почитаемы работы Алексея Венецианова «Воскресение Христово», «Введение во храм Пресвятой богородицы». Дополняют роскошный интерьер разнообразные лепные украшения на церковную тематику и имеющие символическое значение.

Колокольни и звонницы

5-ярусной колокольне по проекту Растрелли так и не было суждено появиться. Однако макет ее до сих пор хранится в Академии художеств. Особенностью собора считается то, что только один из 5 куполов храмовый, остальные – 2-ярусные колокольни вогнутой формы.

Вверху располагаются маленькие луковичные купола. В нижних ярусах находятся звонницы, куда поместили во время достройки 12 колоколов, отлитых в Валдае.

Смотровая площадка

Со звонницы, расположенной справа от входа, если стоять к нему лицом, и ставшей удобной смотровой площадкой, с высоты 50 метров открываются прекрасные виды на город, его достопримечательности, в том числе Эрмитаж, Большеохтинский мост, Неву. Чтобы попасть туда, надо преодолеть 278 ступеней по винтовым и обычным лестницам.

Перед выходом на площадку придется пройти по металлическим ступеням. Там вы находитесь в полной безопасности, так как осмотр происходит через три проема в башне, которые зарешечены. Лучше взять с собой бинокль, можно также сделать обзорные фото.

Смольный институт благородных девиц

По указу Екатерины ІІ 24 апреля 1764 года был учрежден Смольный институт благородных девиц. Это учебное заведение стало первым в истории России женским образовательным учреждением. Она хотела «…дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Екатерина ІІ распорядилась собрать информацию о лучших воспитательных женских учреждениях Европы. Однако ни один образец работы ей не понравился. Благодаря личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому на свет появилась совершенно новая модель учебного заведения.

Смольный институт был учебным заведением закрытого типа, куда принимались девочки дворянского сословия. Войдя в Смольный шестилетними девочками, смолянки выходили из него уже взрослыми восемнадцатилетними девушками. Главный аспект идеи, который «проповедовал» Бецкий, состоял в том, что невинные юные создания пронесут свою чистоту через годы, не утратив и не растеряв ее. Став матерями, выпускницы Смольного института должны были передать этот свет своим детям, а те – своим. Таким образом должна была зародиться новая нация, лишенная греха и пороков.

Институт был абсолютно закрытым заведением. Отдав на воспитание своих юных дочерей, родители лишь в определенные дни могли их навестить, прежде испросив на то разрешения руководства. Первыми были набраны шестьдесят девочек 5-6 лет. Им предстояло 12 лет изучать чтение, правописание, языки, основы математики, физики, химии. Кроме этих общих предметов им надлежало освоить добродетели, которыми должна обладать великосветская дама: шитье, вязание, танцы, музыка, светское обхождение. Из-за длительности обучения девочек делили на 4 группы. Знаком отличия между группами служил цвет платья воспитанниц. Так, в 5-7 лет девочки принадлежали к младшей группе и носили платья кофейного цвета, за что их часто называли «кофейницами», 8-10 – голубые или синие, 11-13 – серые платья. Девушки от 14 лет носили белые платья. Несмотря на возраст, у девочек был достаточно строгий распорядок дня: подъем был в 6 часов, после утреннего туалета шло обучение, а после – небольшая прогулка под строгим присмотром наставницы. По окончани института девушки получали место при дворе, а некоторые становились фрейлинами королевы.

После смерти Екатерины ІІ за институт взялась Мария Федоровна. С ее приходом в институте стали происходить изменения: длительность обучения составила не 12, а 9 лет, возрастных групп стало три, а сами группы тоже были поделены на отличниц, «середнячков» и отстающих. Два раза в год «смолянки» сдавали промежуточный экзамен, а в конце года итоговый.

Девочек из знатных семей стали набирать с 8-9 лет, а мещанок – с 11-12, так как их готовили скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери».

С 1764 года институт занимал здание, которое строил Растрелли при Елизавете Петровне для Смольного монастыря. Но, даже пристроив третий этаж, эти помещения едва ли подходили для исполнения своей роли. Для этого в начале 19 в. было принято решение построить специальное здание для Смольного института. Для этой цели был приглашен архитектор Д. Кваренги, и торжественное открытие института состоялось в 1808 году.

Новые помещения были гораздо удобнее старых: на первом этаже расположились классы для занятий, а второй был занят жилыми комнатами. Настоящей изюминкой здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Проект Кваренги поражал своей продуманностью не только самого здания, а и планировкой вокруг него: со стороны главного подъезда была устроена большая площадь, а с другой стороны заложили великолепный сад.

Смольный институт благородных девиц просуществовал вплоть до 1917 года, став одним из самых долговечных начинаний Екатерины ІІ.

Смольный собор в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Смольный собор в Петербурге всю его историю преследовала цифра 87: столько его строили, столько лет в нем совершали службы и столько же он простоял без использования по назначению. Сюда стоит прийти, чтобы иметь ассоциацию со словом «Смольный», отличную от той, к которой все привыкли.

Контакты

Как добраться до Смольного собора

Чтобы попасть к храму, придется настроиться делать 2 пересадки транспортом или примерно 30 мин. топать пешком от метро. Отправными точками являются станции метро «Чернышевская» или «Площадь Восстания».

  1. В первом случае придется пересесть на троллейбус № 15 или автобус № 22, 46;
  2. Во втором – на троллейбус № 5, 7 или автобус № 22.

Посещение. Режим работы

  • Так как храм совсем недавно, в 2016 г., отошел Русской православной церкви, изменился режим его работы. Теперь нет выходных, и Смольный собор в Питере принимает посетителей с 7:00 до 20:00 (ориентир – вечерняя служба).
  • Кроме богослужений также проводятся экскурсии: по предварительному заказу или же трижды в день по выходным, в 13:00, 14:30 и 16:00. За экскурсию придется оставить пожертвование примерно в 200 руб. (есть скидки учащимся).
  • Как и прежде, можно подняться на звонницу Смольного собора, которая считается одной из лучших смотровых площадок города.
  • Режим работы смотровой площадки Смольного собора – 11:00–18:00. За посещение звонницы тоже просят пожертвование, в размере 150 руб. (есть скидки учащимся). Все пожертвованные средства используют для реставрационных работ над интерьером собора.

Расписание богослужений Смольного собора

Службу в соборе можно посетить в любой день недели. Разве что в раннюю утреннюю литургию (7:00) можно услышать только по выходным и праздникам.
Обычное расписание богослужений такое:

  • 9:30 – поздняя литургия, после которой читают Псалтырь;
  • 14:00 – молебен;
  • 16:00 – панихида;
  • 17:00 – вечерняя служба.

Где рядом можно остановиться

Конкретно у Смольного собора в СПб паломнических гостиниц нет, но в окрестностях за 2 км от храма можно выбрать себе местечко в десятке гостиниц/хостелов. Если принципиально хочется остановиться в паломнической гостинице, у Александро-Невской Лавры, на набережной реки Монастырки их имеется три: «Ирис», «Духовская» и «Феодоровская».
Стоимость пребывания в гостиницах стартует от 500 руб./сутки.

История создания Смольного собора в Санкт-Петербурге

  1. Название будущему собору было уготовано его местоположением. Еще во времена Петра I на этом месте производили для строительства судов верфи смолу, и недалеко располагался Смольный дворец, где воспитывалась дочь царя, Елизавета. Когда ей пришла в голову мысль принять постриг, для возведения монастыря для себя и 120 барышень именитых фамилий она указала место этих смольных дворов.
  2. Проектировать Воскресенский Новодевичий монастырь поручено было придворному архитектору Ф. Растрелли, и первый камень с празднованием и пальбой из пушек заложили в 1748 г. Планов у Растрелли было много (сохранился даже деревянный макет монастырского комплекса в Академии художеств), он хотел избавиться от привычных для монастырей оборонных стен и главным акцентом сделать колокольню у ворот. Но в строительство вмешалась императрица. Теперь колокольню пришлось укоротить, а кроме большого купола на соборе Смольного монастыря в Петербурге (его переименовали из Новодевичьего) появились его соседи – четыре купола поменьше (правда, под ними двухъярусные колокольни).
  3. Архитектор не дожил до завершения своего шедевра, так что доделывать храм в стиле барокко пришлось другим мастерам, Ю. Фельтену и В. Стасову. Увидеть освящение собора не успела и сама Елизавета Петровна. Не были достроены купола, не поштукатурены стены, не доведены до ума интерьеры.
  4. По указу Николая I три года трудился над окончанием комплекса Стасов. Сделал он работу на славу, но слишком уж долго собору Смольного монастыря пришлось ждать открытия, целых 87 лет.
  5. В 1835 г. собор наконец посвятили, присвоив звание собора учебных заведений Питера. В 1923 г. его закрыли, используя помещения как склады и бункер с защитой от атомной бомбежки. К 1974 г. внутри уже не было иконостаса и ценностей, зато был исторический музей. Литургию разрешили провести в стенах собора только в 2010 г., привезли иконы, крест и колокол. Музейный статус на религиозный Смольный собор сменил только в 2016 г.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Стиль всего комплекса Растрелли можно обозначить словом «барокко», правда с примесями. Ведь придворный архитектор славился свои почерком в зодчестве, потому и выглядит собор барочным, откуда на него ни глянь (в европейских зданиях практиковался только один барочный фасад). Видно, что благодаря присутствующей повсюду лепкой и голубыми стенами зодчему удалось избавиться от гнетущей атмосферы монастырских русских построек, его идеи внесли в экстерьер собора легкость. А переделка собора в пятикупольный по просьбе Елизаветы Петровны – дань русской традиции, ведь в уме православных верующих сложился образ пятерки, состоящей из Христа и 4 евангелистов. Высотой Смольный собор совсем чуток уступает Исаакиевскому собору.
  • Колокольня Смольного собора привлекает туристов открывающимися с нее видами: можно узреть Неву, Смольный институт, Смольный монастырь, раскопки на месте взятой Петром шведской крепости Ниеншанц да и прочие интересности Петербурга. Хотя колокольня и высокая, судя по музейному макету Растрелли, она планировалась 5-ярусной и 140-метровой, то есть выше всех европейских построек. В трех верхних ярусах могли висеть колокола, а венчал бы звонницу крест. Однако было два «но»: при военном положении (шла Семилетняя война) средства взять особо было негде, да и архитектор осознал, что перегнул палку с амбициями, и оставил самым высоким зданием монастырского комплекса Смольный собор.
  • Сад Смольного собора в принципе является сквером, зажатым между площадью Растрелли, переулком Кваренги, улицей Смольного и Смольной набережной. Выделяются в нем 4 идентичных друг другу фонтана, запущенных в 1934 г.: две чаши перед зданием собора и две – позади него. Отделены фонтаны цветочными клумбами. Скамейки, аллеи, цветущие сакуры – всё чисто и ухожено.

Святыни и фото Смольного собора

Ценностью можно назвать иконостас Смольного собора в Санкт-Петербурге. Барочная святыня украшала храм вплоть до 1972 г., пока не приказано было ее демонтировать. Из всех икон, украшавших тот самый, старинный, иконостас, в живых остались только две иконы кисти придворного живописца А. Венецианова, изображающие вход в храм Пресвятой Богородицы и воскресение Христа, которые и являются святынями храма.

Соседствует с лазуревым собором прежний Смольный институт для девиц, где нынче заседает администрация Петербурга.
Заметно, несмотря на иконостасы, что совсем недавно это место было музейной собственностью.

Смольный собор — видео

Историческая прогулка по Смольному монастырю и Воскресенскому Смольному собору. Приятного просмотра.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Смольный собор в Петербурге– история, адрес, как добраться

Соборы и Храмы

Смольный Воскресенский собор – одна из самых живописных построек Санкт-Петербурга и часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который создали по желанию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.

Собор возводили на протяжении 87 лет, и это стало рекордно долгим сроком строительства

Описание собора, наружное убранство

Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.

Описание Смольного собора в кратких фактах и цифрах:

  • автор проекта – Бартоломео Франческо Растрелли (Зимний дворец, Екатерининский дворец)
  • архитектурный стиль – барокко
  • дата основания – 1748 год
  • завершающие отделочные работы – 1835 год
  • высота собора – без малого 94 метра
  • количество куполов — пять
  • вместимость – около 6000 человек

Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.

История создания

До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.

Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.

В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.

Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.

Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.

Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние

Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:

  • очистили подвалы храма от воды
  • заменили поврежденную кирпичную кладку и кровлю
  • купол покрыли цинковым железом и окрасили в лазоревый цвет с золотыми звездами
  • в стенах проложили трубы печей
  • колонны облицевали белым искусственным мрамором
  • установили мраморные ступени и площадки для алтарей
  • на фасаде установили скульптурные украшения, выполненные по рисункам самого Растрелли

Собор освятили во имя Воскресения Христова в 1835 году

Колокольня и звонница

Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.

Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.

Здесь самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, с которой открывается панорама излучины Невы, Смольного ансамбля, вид на Большеохтинский мост, Эрмитаж и другие достопримечательности

В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.

На колоколе выполнены иконографические изображения, созданные по эскизам мастеров Санкт-Петербурга, и названия ВУЗов города, отлитые в честь того, что собор считался храмом учебных заведений. Колокол ожидает водружения около ворот Смольного собора.

Благоустройство территории монастыря

Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.

Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.

Совершенство пропорций, выразительность декоративных элементов наружной отделки, позолоченная лепнина и белые колонны делают храм настоящей жемчужиной русского барокко

Колоннада

Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.

Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.

Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.

После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:

  • проложили дорожки, устланные дерном
  • подсыпали плодородную землю, на которую высадили деревья
  • установили деревянную изгородь

За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.

Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.

Вход в сад свободный, посетить его может любой желающий

Внутреннее убранство и святыни собора

Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:

  • выполнена облицовка белоснежным искусственным мрамором
  • множественный лепной декор оформлен в виде ангельских ликов, цветочных гирлянд, пальмовых и оливковых ветвей, морских раковин
  • установлены три иконостаса
  • церковная кафедра обрамлена изысканной резьбой
  • ограждение перед алтарями – балюстрада, изготовлено из граненого хрусталя

Смольный Воскресения Христова собор (Санкт-Петербург)

Мiръ Россия Санкт-Петербург Смольный Воскресения Христова собор (Санкт-Петербург)

Смольный Воскресенский собор считается жемчужиной петербургского барокко, основан в 1748 году.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Архитектура
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Контакты
  • 7 Паломнику
    • 7.1 Расписание богослужений
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Закладка Воскресенского Смольного собора состоялась в 1748 г. изволением императрицы Елизаветы Петровны. Автор проекта собора выдающийся зодчий Ф. Б. Растрелли создал свое творение в стиле елизаветинского барокко, но не успел завершить его.

Интерьер храма в начале ХIХ века создал другой знаменитый архитектор В. П. Стасов.

19 июля 1835 г. митрополит Серафим (Глаголевский) освятил здание собора, вмещавшее до 6000 человек. По утвержденному императором Николаем I «Положению о соборе» храм получил статус собора всех учебных заведений в память матери императора, покровительницы юношества, императрицы Марии Федоровны.

Почти 90 лет в храме регулярно совершались богослужения. Особенно торжественной службой был отмечен день святой равноапостольной Марии Магдалины — 22 июля (4 августа по новому стилю), когда в храм приезжала императорская семья. В этот день здесь собирались начальницы и учащиеся женских учебных заведений города, в том числе возникшего в 1764 г. в монастырских корпусах, окружавших собор, первого высшего женского учебного заведения России – Воспитательного общества благородных девиц.

В храме служили известные священнослужители, среди них ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии протоирей Николай Розанов. Последним настоятелем перед закрытием собора в 20-х годах прошлого века был член Государственной Думы протоиерей Андрей Юрашкевич.

После революции храм перешел в управление церковной двадцатки, в апреле 1922 г. из него были изъяты ценности. 7 октября 1922 г. собор был закрыт. Просьбы верующих о возвращении храма не были удовлетворены.

Современное состояние [ править ]

24 мая 2009 г. в день славянской письменности и культуры в Смольном соборе было совершено первое в наши дни богослужение — молебен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. В следующем году, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) совершил первую Божественную литургию. С тех пор в приделесвятой равноапостольной Марии Магдалины богослужения стали постоянными.

25 января 2016 года собор был передан Русской Православной Церкви. Продолжая прервавшиеся традиции, храм вновь стал именоваться собором всех учебных заведений. Духовное окормление учащихся стало первостепенным в служении причта и прихожан храма.

Ежегодно в день памяти св. мц. Татианы – день российского студенчества, в соборе в присутствии учащихся, преподавателей и руководителей учебных заведений города, совершается особо торжественное богослужение.

В этот день знаком святой мученицы Татианы награждаются студенты и наставники молодежи, отличившиеся в деле духовно-нравственного просвещения.

29 апреля 2013 г. был освящен колокол Смольного собора. Колокол весит 10 тонн, он был отлит в Воронеже. Иконографические изображения на нем выполнили с участием мастеров из Санкт-Петербурга. В нижней части благовеста отлиты названия основных вузов северной столицы.

Архитектура [ править ]

Смольный монастырь в плане представляет собой греческий крест, в центре которого расположен пятиглавый собор. Величественный, устремлённый ввысь собор – шедевр русского барокко. Храма такой величины на то время в России не существовало. Высота собора составляла 44 сажени (93 метра).

Высокий купол и четыре боковые главки как бы слиты воедино и доминируют над ансамблем Новодевичьего Смольного монастыря, основанного Императрицей Елизаветой Петровной. Только один из куполов собора относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол расположен на барабане, по размерам он больше остальных, имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка. Четыре колокольни состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря, у каждой из них один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом. Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.

Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).

Святыни [ править ]

  • частица мощей мц. Татианы

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, 1

Телефон: +7 (812) 900-70-15, по вопросам экскурсионной деятельности: +7 (961) 808-97-38

Паломнику [ править ]

Собор открыт для посещения с 7.00 до 20.00.

Расписание богослужений [ править ]

Богослужения в Смольном соборе совершаются ежедневно.

7.00 и 9.30 — две Божественные литургии (по воскресеньям)

7.00 — Божественная литургия (ежедневно, по будням и субботам)

18.00 — вечернее богослужение

Примечание: в период Великого поста порядок служб изменяется в соответствии в богослужебным уставом.

В соборе совершаются таинства Крещения (после огласительной беседы, огласительные беседы проводятся по субботам в 17.00), Венчания (по согласованию), Соборования (Великим постом по воскресеньям в 13.00).

Актуальное расписание богослужений можно посмотреть на сайте собора.

Смольный собор в Санкт-Петербурге

Одним из самых красивых соборов Санкт-Петербурга считается Смольный собор или собор Воскресения Христова. Он является не только частью архитектурного комплекса Смольного монастыря, но и главным храмом учебных заведений города.

Сегодня при соборе открыты воспитательное общество для девочек от 4 до 12 лет «Школа смолянок», патриотическое общество для мальчиков от 5 до 10 лет «Пажеский корпус», а также детская воскресная школа Смольного собора.

Режим работы Смольного собора

С 2015 года собор является действующим православным храмом. Ежедневно в нем проводятся богослужения. Посетить собор можно с 07.00 до 20.00.

Расписание богослужений в Смольном соборе Санкт-Петербурга:

  • 07.00 и 09.30 — две Божественные литургии (по воскресеньям, праздникам);
  • 08.40 — Божественная литургия (ежедневно);
  • 14.00 — молебен;
  • 16.00 — панихида;
  • 18.00 — вечернее богослужение.

Интерьер Смольного собора:

История

Смольный собор был построен по приказу императрицы Елизаветы Петровны, которая хотела возвести монастырь на месте дворца, где прошло ее детство. Разработка проекта была поручена знаменитому мастеру — Бартоломео Франческо Растрелли. Закладка будущего здания состоялась в конце октября 1748 года. В течение следующих 10 лет строительство собора хорошо финансировалось, на работы присылали солдат и рабочих и стройка шла быстро. Однако, после начала войны с Пруссией, работы сильно замедлились. После смерти императрицы был назначен новый архитектор — Юрий Матвеевич Фельтен. Храм так и не достроили.

Только спустя 70 лет, в 1820 году, император Николай I решил достроить Смольный собор. После сложных ремонтных работ, в ходе которых были внесены значительные изменения в проект Растрелли (например, было устроено печное отопление, которое изначально не предусматривалось), собор начали достраивать. Работы закончили в 1835 году и собор был освящен во имя Воскресения Христова.

Богослужения в Смольном соборе совершались до революции 1917 года. После нее церковное имущество изъяли, а собор закрыли и использовали как хозяйственное помещение. После Великой Отечественной войны в нем размещалась экспозиция Музея истории Ленинграда, в 1990 году открылся концертный зал. В 2004 году Смольный собор стал одним из объектов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

Проведение богослужений началось только в 2009 году. Спустя год в храме установили новый иконостас и провели Божественную Литургию. В честь этого события была восстановлена икона Алексея Венецианова с изображением Богородицы. А в 2015 году Смольный собор окончательно вернулся в лоно церкви.

Особенности архитектуры

Высота собора достигает 94 метров. Смольный собор выполнен в стиле барокко, имеет фронтоны и люкарны. Если смотреть на монастырь сверху, то он построен в виде греческого креста (Смольный собор в центре и 4 церкви по углам).

Большой интерес представляет пятиглавие собора. Растрелли хотел построить однокупольный собор, однако, Елизавета Петровна настояла на пяти куполах. Знаменитый мастер спроектировал купола собора таким образом, что если смотреть на собор издалека, то создается иллюзия, что он огромный. Однако, если подойти ближе, здание как будто уменьшается, но при этом не теряет своей красоты и величия.

Концертный зал

С 1990 года в зале Смольного собора регулярно проходили концерты классической музыки. Со следующего года собор был базовой концертной площадкой для Камерного хора Смольного собора. Афиша зала постоянно обновлялась, хор, под руководством заслуженного артиста России — Владимира Беглецова, исполнял русские и западноевропейские музыкальные произведения.

После передачи храма в ведение Русской православной церкви в 2015 году хор сменил название, поскольку лишился своей базы. Теперь он называется Концертный хор Санкт-Петербурга и располагается в здании Городской думы.

Звонница

Сегодня для всех желающих открыт не только храм, но и звонница собора. В звоннице находится самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга — ее высота составляет 50 метров. Лестница на нее находится справа от входа в собор. Сперва придется пройти около 280 ступеней по обычной широкой лестнице, затем предстоит подъем по винтовой и подвесной лестницам.

С обзорной площадки открываются виды на город. Отсюда можно увидеть Большеохтинский мост, церковь святых Захария и Елизаветы, здание правительства и площадь Растрелли, а также сквер Кикины палаты.

Цены на экскурсии в Смольном соборе в 2021 году

Посетить храм с экскурсией можно с четверга по воскресенье в 12.00, 13.00, 14.30 и 16.00 часов. Также можно заказать экскурсию на другой день по предварительной договоренности.

Стоимость экскурсионного обслуживания: экскурсия — 200 рублей, подъем на звонницу (смотровая площадка) — 150 рублей. Для студентов и пенсионеров бесплатно.

Кроме экскурсий в соборе проводятся образовательные квесты (200 рублей с человека):

  • «Назад в будущее» (10+) — для группы до 35 человек;
  • «Тайны Смольного собора» (для детей 5–12 лет) — для групп до 10 человек.

Подробную информацию о квестах можно узнать по телефону +7 (981) 187 00 51 или по электронной почте info.smolniysobor@gmail.com.

Как добраться до Смольного собора

Посещение собора входит в большинство обзорных экскурсий, организованные группы туристов сюда обычно привозят на автобусах, так как Смольный собор находится в некотором отдалении от центра. Например, от Невского проспекта до него придется идти около 30 минут. На машине этот путь можно преодолеть на 10 минут.

Если вы все же хотите прогуляться от Невского, то можно пройти к собору по Суворовскому проспекту.

Пеший маршрут от Невского проспекта на карте Санкт-Петербурга

Также можно пройти к Смольному собору от ближайшей станции метро «Чернышевская». По пути можно посетить Таврический сад, музей А. В. Суворова и музей «Вселенная воды». Из Таврического сада рекомендуется выйти на улицу Шпалерная. Это широкая улица с большими тротуарами и малым количеством машин, она ведет прямо к скверу из которого открывается красивый вид на собор.

Маршрут от станции метро «Чернышевская» — Яндекс.Карты

Возле площади Растрелли есть несколько остановок общественного транспорта:

  • ост. «Смольный» — автобус № 136 (следующий в Калининский район);
  • ост. «пл. Растрелли» — автобус № 136 и № 74 (через Центральный и Фрунзенский районы) и маршрутка № 76 (через Петроградский район в сторону Комендантского проспекта).

Также вы можете воспользоваться услугам такси. В Санкт-Петербурге работают популярные приложения для смартфонов — Яндекс.Такси, Gett, Maxim, Uber, Везет и другие.

Читать еще:  Софийский собор в Великом Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector