0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Путивльский Молченский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки, святыни и настоятели, расписание богослужений

Содержание

ПУТИВЛЬСКИЙ МОЛЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Путивльский Молченский монастырь. Фотография 2009 года с сайта sobory.ru

Молченский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Путивля, женский монастырь Конотопской епархии

Мужской монастырь-крепость

По преданию, название монастыря произошло от иконы, которая явилась на болоте Молче. Сам же Путивльский монастырь возник как подворье Софрониево-Молченской мужской обители. Есть сведения, что уже в 1519 году в черте Путивльской крепости находился двухэтажный храм, принадлежавший древней Софрониево-Молченской пустыни и был ее подворьем.

B конце XVI века в Путивле на месте древнерусского деревянного острога была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной. Относительно невысокие стены имели три яруса бойниц. Французский путешественник Жак Маржерет, побыв в Путивле, писал: “В России замки и крепости деревянные, исключая Москвы, Смоленска, Иван-Города, Тулы, Казани, Астрахани и Путивля…”

В 1591-1593 г.г. монастырское подворье в Путивле обращается в самостоятельный мужской монастырь, став оборонным и религиозным центром города Путивля.

Благодаря мощным укреплениям Путивльской крепости монастырь не подвергался разорению во время опустошительного набега крымских татар на северные земли в 1592 году.

Грамота, находившаяся в монастырском архиве, свидетельствует что в 1597 году Путивльский Молченский монастырь имел в разных местах вотчины, угодья, приписной храм во имя святых Флора и Лавра.

Осенью 1604 года Путивль сдался Лжедмитрию I, который вошел в город после поражения от войск Бориса Годунова в битве под Добрыничами.

Резиденцией Лжедмитрия в Путивле стала каменная крепость, а точнее — собор Рождества Пресвятой Богородицы Молченского монастыря. Комната самозванца, “потаенная восьмигранная палата”, располагалась в верхнем ярусе главной башни собора.

Четыре месяца, находясь в Молченском монастыре, он рассылал прелестные письма”, в которых извещал народ о своем “чудесном спасении” и призывал на борьбу с Борисом Годуновым. Собрав в Путивле и его окрестностях новое войско (40 тысяч человек), самозванец в 1605 году двинулся на Москву.

Когда Софрониева пустынь была разграблена польской шляхтой во главе с самозванцем, тогда игумен Пафнутий с оставшейся малочисленной братией переходит в Путивльский монастырь, как в место совершенно безопасное от разных неприятельских разорений. Вся оставшаяся святыня как – то: иконы, церковная утварь, и прочее были перенесены в Путивльский монастырь. Само место на котором стояла раньше Пустынь и все угодья, которыми она владела, приписаны были теперь к Путивльскому монастырю. Но самое дорогое сокровище из принесенных игуменом Пафнутием была Молченская икона Божией Матери. С тех пор Путивльский монастырь стал называться Большим Молченским и слил еще монастырем «Белой Богородицы» от каменной церкви, выбеленной и построенной по преданию «растрыгой, который назвался царевичем Димитрием». Другие утверждают, что церковь эту построил некий грек Илья.

В “смутное время”, между 1606 и 1612 годами, Молченский монастырь неоднократно горел, отстраивался и был заново освящен в 1630 году. На рубеже XVII-XVIII веков его сильно реконструировали. Сооружение приобрело черты украинского барокко.

В конце XVII века, потеряв значение порубежной крепости, Путивль пришел в упадок, город-крепость превращался в захолустный, провинциальный уездный городок. Вместе с городом приходил в упадок и Молченский монастырь. В период царствования Екатерины II, он лишился своих вотчин, земель и крестьян. И был переведен в статус “монастыря 3-го класса”. Это давало право содержать в монастыре лишь небольшой штат: игумен и 12 монашествующих.

Со временем в монастыре появляется новые сооружения. Была возведена двухярусная колокольня, дополнившая архитектурный комплекс высотных силуэтов.

В 1720–е годы были построены настоятельские покои и братский корпус. В конце XVIII-начале XIX века в обители действовало духовное училище. В 1860–е годы началось строительство теплой церкви, трапезной, корпуса келий.

Один из последних настоятелей монастыря Сосфен писал:

В начале 1920-х годов монастырь был разорен и разграблен, в огне пожара погибла обширная библиотека и иконостас. Монастырь был упразднен. Братские корпуса, храмы, хозяйственные здания использовались под ремеслянное училище, детский дом, склады, затем был завод радиодеталей военно-промышленного комплекса.

Возрождение монастыря

В 1987 году Молченский монастырь (вернее его останки) стал одним из ключевых объектов Путивльского историко-культурного заповедника.

В 1992 году монастырь был возвращён Церкви. Здесь, как и многие века назад, разместился мужской общежительный монастырь.

28 октября 1997 года по решению Синода Украинской Православной церкви был изменён статус монастыря, он стал женским [2].

Ведутся восстановительные работы сестрического корпуса, храма, подсобных помещений. В храме монастыря ведутся ежедневные богослужения.

Настоятели

Наместники

  • Геронтий (Хованский) (1992 — 1993/август 1994) [3])
  • Алипий (Светличный) ((1994) 30 марта 1995 — 1996)
  • Антоний (Хижняков) (?1996 — ?1997) [4]

Молченский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы — это полезно знать

Молченский Рождество-Богородицкий монастырь — женский монастырь Конотопской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в Путивле. Содержит памятники архитектуры XVII—XIX веков. Главная святыня — Молченская икона Божией Матери.

История

История основания Молченского монастыря тесно связана с близлежащей Софрониевской пустынью. В 1405 году в 20 верстах к востоку от Путивля, вблизи нынешнего села Новая Слобода над болотом Молча, на месте, где появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы возник небольшой монастырь, который назывался Молченской (Молчанской) Рождества Богородицы пустынью.

В 1592 году Молченская пустынь была сожжена татарами, а в 1593 году все монахи переселились в Путивль, где внутри каменной Путивльской крепости было несколько «осадочных дворов» и превратили монастырский двор в новый Молченский монастырь. В 1603 году русский царь Борис Годунов предоставил монастырю новые владения и подарил драгоценную панагию.

С по года Лжедмитрий I использовал монастырь как свою резиденцию. Незадолго до этого был построен собор Рождества Богородицы и другие сооружения. Во время гражданской войны Смутного времени в монастыре возник пожар, в результате которого здание сильно пострадало.

Молченский монастырь до революции

В 1653 году разрушенный монастырь был восстановлен. Чтобы избежать путаницы, монастырь в Путивле стал именоваться Большим Молченским, а восстановленный над болотом Молча, — Малой Молченской пустынью. Последний с конца XVII века стали называть Софрониева пустынь, или Софронтьевский монастырь.

С конца XVII века монастырь, как и сам город Путивль начал постепенно приходить в упадок. В течение нескольких веков в монастыре находился состав с порохом и арсенал. Только с XIX века монастырь начал выполнять только церковную функцию.

Во второй половине XIX века на основе разрушенных крепостных стен и башен строят церковь Иоанна Предтечи в русско-византийском стиле. Впоследствии церковь надстроили, в результате этого был потерян первоначальный вид собора.

В послереволюционный период обитель закрыли, а монахов разогнали. С 1930-х годы территорию и сооружения монастыря занимали детский дом, профтехучилище, военный завод. Деятельность этих заведений довела замечательную достопримечательность архитектуры до катастрофического состояния.

С 1960 года в монастыре ведутся реставрационные работы, а уже через 17 лет здесь был создан Государственный историко-культурный заповедник. Хотя в советское время на реставрацию было потрачено много бюджетных средств, ни одна из достопримечательностей не была выведена из аварийного состояния.

В 1991 году монастырь был передан Украинской православной церкви. Сначала здесь действовал мужской монастырь, ныне — женский.

Литература

  • Зруйновані храми Сумщини. Мартиролог знищених святинь / О. М. Корнієнко. — Суми: ПП. «Ніконоров В.І.», 2009.- с. 251—252
  • Монастирі та храми Путивльщини / В. В. Вечерський.- К.:Техніка, 2007.- с.46-83

Святые

14 апр. 2009 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о канонизации прпп. Софрония (Батоврина), иеромонаха Серапиона, Феодосия (Маслова), послушника Сергия Тихонова. г. в пустыни состоялся чин прославления этих подвижников в лике святых.

* Прп. Софроний (Батоврин)

Из уцелевших текстов грамот известно, что во 2-й пол. XVII в. в пустынь были переселены отшельники Ширяевского леса под Путивлем – Александр и Софроний с их сподвижниками. Иеромонах Александр, по преданию, явился в Ширяевский лес «от пределов киевских». Об о. Софронии историографы пустыни XIX в. пишут, что он – уроженец Путивля, в миру Стефан Батоврин, «знатный купеческий человек», решил стать монахом, оставил жену с детьми, пришел к о. Александру и принял от него постриг. Как сообщают грамоты, Хилков перевел ширяевских иноков, против их воли, в Молчанскую пустынь, но после этого Путивльский монастырь не только не выделял им необходимых средств на проживание, но полностью изымал у них даже те пожертвования, которые оставляли пустынникам приезжие богомольцы. Пустынники пожаловались патриарху Московскому Никону, и тот своей грамотой от г. сделал строгое внушение путивльскому игумену Иосифу. г. патриарх Никон известил путивльского воеводу, что, по просьбе старца Софрония и других молчанских пустынников, дарует их обители самостоятельность; в том же документе указан новый игумен Путивльского монастыря – Александр, вероятно, бывший начальник пустыни. Со временем притязания Путивльской обители на пустынь возобновились, но о. Софроний обратился к царю, и грамотой от г. Алексий Михайлович подтвердил самостоятельность пустынников. В документе старец Софроний назван строителем пустыни (о сане о. Софрония грамоты умалчивают, а предание гласит, что по своему смирению старец не дерзнул принимать священство). Трудами о. Софрония обитель достигла процветания. Показательна фраза из царской грамоты от 13 февр. 1671 г.: о старце Софронии здесь говорится, чтобы «давали ему подводу до Москвы на привоз разного овощия и садового деревья на царский обиход».

В дек. 1692 г. о. Софроний почил. В память о нем Молчанскую пустынь стали называть также Софрониевой. Невзирая на уважение, каким пользовался о. Софроний при царском дворе, его однажды оклеветал перед патриархом игумен пустыни Роман (так как, согласно преданию, смиренный строитель не принял священство, игумен формально был старше его); подвижника отправили в ссылку в московский Чудов монастырь, но братия добилась его возвращения (за содействие в этом она в апреле 1672 г. благодарила письмом игумена Чудовского монастыря Иоакима – будущего патриарха). В 1677 г. последовала новая ссылка: о. Софроний «воспринял временное наказание от своея великия прямыя простоты, а не от злобы в словесех име дерзновение»; на сей раз за старца заступился о. Сильвестр (Медведев), — бывший сотрудник царской канцелярии, временно обитавший в Софрониевой пустыни и принявший там постриг: он написал князьям Ромодановским, чтобы они обратились к гетману Украины Ивану Самойловичу с просьбой ходатайствовать об о. Софронии (в своем письме проситель отмечал, что «без него (о. Софрония), конечно, Путивльская пустынь, за неимением добраго строителя, разорится».

* Прп. Серапион

Достойным преемником о. Софрония в управлении обителью стал иеромонах Серапион, почивший г. в возрасте 81 года. Монастырское предание указывает следующий чудесный случай: однажды о. Серапион отправился в Сумы покупать железо для возводимой им Успенской церкви, и в пути на него напали разбойники; оказавшись между преследователями и рекой Сеймом, строитель велел растерянному кучеру: «Поезжай, чадо, разве не видишь моста перед собой?»; кучер глянул вперед и увидел мост, которого на самом деле не было, – и повозка помчалась по водам Сейма; наблюдая это, разбойники принесли раскаяние перед о. Серапионом, а позже, вопреки запрету строителя что-либо разглашать, поведали о чуде окрестным жителям.

* Прп. Феодосий (Маслов)

С 1779 г. до самой своей кончины 9 дек. 1802 г. обителью управлял старец Феодосий (Маслов), в миру Феодор. Уроженец Глухова, он юным ушел в Брянский Свенский монастырь, а оттуда – в молдавскую Березунскую обитель прп. Василия Поляномерульского (†1767), учеником, постриженником и преемником которого стал. Позднее, сделавшись настоятелем Тисманского монастыря в Валахии, о. Феодосий оказал продовольственную помощь российской армии, воевавшей с турками; этим он навлек на себя гнев турецких властей, и вынужден был искать убежища в Российской империи, где получил в управление Софрониеву пустынь. В год своего назначения настоятелем пустыни, старец ввел в ней устав афонских монастырей, употреблявшийся и в Молдавии. Отец Феодосий был другом прп. Паисия Величковского – уроженца Полтавы (1720), известного старца молдавских монастырей (†1794): сохранилось письмо, в котором прп. Паисий рассказывает о. Феодосию о своих трудах по переводу сочинений древних святых отцов на церковнославянский язык. В 1787 г. старца Феодосия возвели в сан архимандрита. Былые заслуги о. Феодосия перед российским войском помогли старцу отстоять права обители на ее угодья в то время, когда вокруг продолжалось начатое в 1764 г. изъятие земель монастырей Российской империи в фонд государства.

* Прп. Сергий (Тихонов)

В 1829 г. из Киево-Печерской Лавры в Софрониеву обитель пришел послушник Сергий Тихонов, уроженец г. Ельца; прожив в пустыни полвека (†30 нояб. 1879 г. в возрасте 75-ти лет), он исполнял послушания на кухне и пекарне, был усердным молитвенником, нес подвиг юродства во Христе, имел дар прозорливости и исцелений.

* Подвижники из числа святых Глинской пустыни

В нач. XIX в. в Софрониевой пустыни жили будущие известные подвижники соседней Глинской пустыни: игумен Филарет (†1841) и старец схиархимандрит Илиодор (†1879).

Будущий игумен Филарет, в миру Фома Данилевский, проживавший сначала в Киево-Печерской Лавре, познакомился с зашедшими сюда иноками Софрониевой пустыни и был глубоко впечатлен рассказом гостей об их обители. После этого ночью Фома увидел во сне о. Феодосия, который звал юношу в пустынь. В 1802 г. Фома прибыл туда, и о. Феодосий сказал при встрече: «Сей брат упокоит душу мою. Душа моя благоволит о нем». Тогда же Фома принял в пустыни постриг с именем Филарет, в 1803 г. стал иеродиаконом, в 1806 г. – иеромонахом и благочинным обители. В 1815 г. о. Филарету предложили быть настоятелем пустыни, но он, по смирению, отказался. По просьбе иноков Глинской пустыни в 1817 г. о. Филарета назначили их настоятелем, каковым он и оставался до самой кончины.

Будущий глинский старец схиархимандрит Илиодор, в миру Иоанн Голованицкий, также вначале был послушником Лавры, куда пришел после Отечественной войны 1812 г. Затем жил в Софрониевой пустыни и оттуда переселился в Глинскую, где в 1824 г. принял монашество с именем Иоанникий, а позже схиму с именем Илиодор.

Святыни и престольные праздники Молченской обители

На сегодняшний день Молченская обитель известна, как место мирового паломничества. Этот уникальный памятник православия и мировой культуры, в котором в настоящее время разместился женский монастырь, продолжается реставрироваться.

Важно! Список Жировицкой иконы Богоматери, переданный в музей Путивля, как и Смоленский образ Божьей Матери, находятся пока в неизвестном месте, их следы утеряны, однако Божья благодать никогда не покидала это намоленное место.

Архитектурную и историческую ценность представляют:

  • колокольня, памятник XVI-XVII столетия;
  • трапезный корпус, строительство которого относится XVI-XIX векам:
  • теплый храм и дом митрополита.

Во второй половине XIX столетия был возведен теплый храм Рождества Иоанна Предтечи.

Святыней обители, привлекающей паломников своими чудотворными качествами, является Молченская икона Пресвятой Божьей Матери, оберегающая этот края с 1405 года.

Ежегодно тысячи прихожан собираются 7 мая на празднование престольного праздника в честь перенесения этого чудотворного лика и 1 октября, дня явления иконы в Молченской пустыне.

Молченская чудотворная икона Божией Матери

7 июля в обители проводится торжественная литургия в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Святыни

Молченская икона Богородицы

В числе святынь обители – список Молченской иконы Божией Матери.

Описания XIX в. гласят, что при разорении пустыни в 1605 г. иноки перенесли чтимый образ Пресвятой Богородицы в Путивльский Молченский монастырь. О дальнейшей судьбе святыни авторы пишут по-разному. Описание 1845 г. сообщает, что икона погибла впоследствии при пожаре Путивльского монастыря, а в пустыни после прихода туда новых иноков хранился лишь список образа. Описание 1895 г. утверждает, что в пустынь после ее возрождения вернули явленную в 1405 г. икону, а монастырь в Путивле имел свой чудотворный образ Божией Матери, явленный, «как сказано об этом в московских описных реестрах», 24 апр. 1635 г. вблизи Молчи, в Линевском лесу, у колодца «Кобозева криница», и именно этот образ автор описания называет утраченным при пожаре Путивльского монастыря 1752 г. Какая бы из версий не была верна, ни одна из явленных в 1405 и 1635 гг. Молченских икон до нас не дошла. Список Молченской иконы, хранящийся ныне в пустыни, написан в более поздние времена.

Местонахождение

Южнее села Новая Слобода находится возвышенность с многочисленными выступами по краям. На одном из таких выступов, протянувшемся в виде мыса с севера на юг, имеющем пологие склоны и именуемом Чудной горой, расположена обитель. Юго-восточнее Чудной горы издавна простиралось болото Молче, от которого произошла часть названия монастыря (в «Историко-статистическом описании» обители 1895 г. отмечалось: «Несмотря на присутствие болота, воздух в пустыни легкий и здоровый, что объясняется возвышенным ее положением и тем еще, что слой болота здесь чисто торфяной»).

Адрес: 41500, Украина, Сумская область, Путивльский район, с. Новая Слобода

Телефон: (05442) 6–12–17, (097) 864–62–14

Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь

Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь

Видео

Мужской монастырь Свято-Вознесенская Давидова пустынь в Чеховском районе

Архитектурный ансамбль

На небольшом участке земли, который занимает обитель, разместилось множество построек, составляющих единый ансамбль. Архитектура монастыря не похожа на аналогичные постройки в других обителях. Здания обители окрашены в тёплые насыщенные цвета, которые органично сочетаются с окружающим пейзажем и вселяют ощущение покоя и умиротворения.

Основным входом на территорию являются Святые ворота с расположенной над ними надвратной колокольней. Пройдя под ликом преподобного Давида, расположенным над входом, прихожане попадают во внутреннюю территорию монастыря, который огорожен стеной с четырьмя башнями.

Святыни и реликвии

Главная святыня хранится в Знаменской церкви. К мощам преподобного Давида Вознесенского приходят поклониться и помолиться о помощи верующие люди. В этом же храме хранится икона Пресвятой Богородицы «Знамение», с которой основатель обители пришёл на берег реки Лопасня и ковчег со 150 частицами мощей православных святых. В алтаре храма находится частица Гвоздя, которым был распят Спаситель.


Престольный праздник обретения мощей Давида Серпуховского в Вознесенской Давидовой пустыни

В Спасском храме располагаются ковчеги с частицами одеяний Иисуса Христа и Богоматери. Никольский храм хранит фрагменты мощей Матроны Московской, Сергия Радонежского, апостолов Марка, Матфея и Луки.

В обители собраны более 200 частиц святых мощей.

Внимание! Полное описание всех реликвий можно увидеть в официальных изданиях Свято-Вознесенской Давидовой пустыни.

Расписание богослужений

В будние и субботние дни:В воскресные дни:
7:45 — Исповедь. Часы. Божественная литургия.8:00 — Молебен.
16:45 – Вечернее богослужение.8:45 — Исповедь. Часы. Божественная литургия.
16:45 – Вечернее богослужение.

Расписание
27 июня (воскресенье). Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых. Глас 8-й. Престольный праздник в обители. Заговенье на Петров пост. (Петров мясопуст).

08.00 Водосвятный молебен.

08.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия. Крестный ход.

16.45 Исповедь. Утреня. 1-й час.

28 июня (понедельник). Прор. Амоса.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня. 1-й час.

29 июня (вторник). Свт. Тихона, еп. Амафунтского.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня. 1-й час.

30 июня (среда). Мчч. Мануила, Савела и Исмаила.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня (полиелей). 1-й час.

1 июля (четверг). Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Леонтия.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня (славословие). 1-й час.

2 июля (пятница). Прп. Варлаама Хутынского.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня. 1-й час.

3 июля (суббота). Сщмч. Мефодия, еп. Патарского.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 Исповедь. Всенощное бдение.

4 июля (воскресенье). Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Глас 1-й.

08.00 Водосвятный молебен.

08.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 Исповедь. Утреня. 1-й час.

5 июля (понедельник). Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня (полиелей). 1-й час.

6 июля (вторник). Владимирской иконы Божией Матери.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 Исповедь. Всенощное бдение.

7 июля (среда). Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (частица святых мощей в обители).

08.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня (славословие). 1-й час.

8 июля (четверг). Блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (частицы святых мощей в обители).

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня (полиелей). 1-й час.

9 июля (пятница). Прп. Давида Солунского (частица святых мощей в обители). Тихвинской иконы Божией Матери.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 Исповедь. Вечерня. Утреня. 1-й час.

10 июля (суббота). Прп. Сампсона странноприимца.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 Исповедь. Всенощное бдение.

11 июля (воскресенье). Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица».

08.00 Водосвятный молебен.

08.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 Исповедь. Всенощное бдение.

12 июля (понедельник). Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

08.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня (славословие). 1-й час.

13 июля (вторник). Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня. 1-й час.

14 июля (среда). Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (частица святых мощей в обители).

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня. (славословие). 1-й час.

15 июля (четверг). Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (частица святыни в обители).

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня (славословие). 1-й час.

16 июля (пятница). Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (частица святых мощей в обители).

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня (полиелей). 1-й час.

17 июля (суббота). Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 Исповедь. Всенощное Бдение.

18 июля (воскресенье). Неделя 4-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (частица святых мощей в обители).

08.00 Водосвятный молебен.

08.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня. (славословие). 1-й час.

Престольные праздники

Святая обитель считает своими престольными праздниками следующие даты:

  • 2 и 31 октября, 23 мая — дни памяти преподобного Давида;
  • 22 мая, 11 августа, 19 декабря — память Николая Мир Ликийского;
  • 10 декабря — праздник иконы Божией Матери «Знамение»;
  • 14 августа — праздник Спаса Всемилостивого;
  • 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы;
  • первое воскресенье после Святой Троицы — День Всех Святых.

Вознесенская Давидова пустынь в Новом Быте

Собор Вознесения Господня


В Вознесенском соборе (слева) частично сохранились стены храма, возведенные в 16 веке. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Храм начали строить во времена Ивана Грозного. И если в других монастырях первые постройки были чаще всего деревянные, то тут собор Вознесения Господня сразу начали возводить из камня. Через некоторое время строительство прекратилось, а начатое сооружение разобрали. На его месте поставили новое и открыли в 1682 году.

Знаменский храм


Самая яркая церковь в центральном ансамбле пустыни была построена позже всех. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Свое название церковь получила от иконы Божией Матери «Знамение». Храм несколько раз перестраивался: сначала тут стояла деревянная часовня, потом выстроили колокольню, и только в середине 19 века появился храм, дошедший до наших дней.

Колокольня


Колокольня выполнена в русско-византийском стиле. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Яркая многоуровневая колокольня высотой 70 метров возвышается над всеми храмами монастыря. На ней установлены семь колоколов и часы, которые проигрывают церковное песнопение с интервалом в 60 минут.

Никольская церковь


Никольская церковь (справа) богато декорирована. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Изначально ее построили вплотную к собору Вознесения Господня. Так храмовый комплекс выглядел в 18 веке. Но, спустя столетие, из-за бытовых нужд церкви «разъединили». Нужно было место под кухню и трапезную. Никольскую церковь снесли и построили чуть подальше от основного собора.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы


Белоснежная церковь Успения расположена рядом со Спасским собором. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Белая церковь стоит рядом со Спасским собором. В 1730-х годах возникла необходимость перестраивать церковь Успения Пресвятой Богородицы, поскольку она начала разрушаться. Пришлось переделывать полы и потолки, менять иконостас. Работы закончились в 1740 году.

Спасский собор


Спасский собор (слева) появился на мест, где раньше была трапезная. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Одна из самых ярких построек монастыря: розовая с белой отделкой и темными куполами, контрастирующими с основным зданием. На этом месте стояла трапезная, но в 1900-х годах произошла очередная перезастройка обители, и открылся Спасский собор.

Храм всех святых


Храм всех святых — это желтое двухэтажное здание, увенчанное куполом. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Желтое двухэтажное здание больше похоже на жилое помещение. Если бы не темный купол, возвышающийся над ним. Впрочем, в советские годы оно и не было церковью: тут разместили столовую сельскохозяйственного техникума. В начале 2000-х храм всех святых стал действующим и открылся для прихожан.

Святой источник

Находится не на самой территории монастыря, а в его подворье, селе Талеж. От Давидовой пустыни примерно 30 километров, ехать около получаса. Вода в источнике всегда холодная, +4 градуса. Тут можно набрать воды для питья и окунуться в купели. Обратите внимание, что источник открыт с 8:00 до 21:00.

Как доехать до обители

Свято-Вознесенская Давидова пустынь расположена по адресу: Московская область, Чеховский район, село Новый Быт.

Приехать в это уникальное место можно на общественном и частном транспорте. Любителям передвижения на автомобиле, необходимо двигаться по Симферопольскому шоссе в южном направлении до поворота на Каширу, а затем следовать информации дорожных указателей. Поездку в монастырь на общественном транспорте начинают с Курского вокзала, с которого отходят электропоезда в направлении Тулы, Чехова и Серпухова. Доехав до города Чехов, пересаживаются в автобус, следующий по маршруту No 36 до посёлка Новый Быт.

Обитель расположена на окраине посёлка и хорошо видна со всех сторон.

Совет! Первое путешествие в святую обитель лучше провести в виде экскурсии, которую проводит профессиональный гид. В программу такой поездки у большинства туристических фирм входит посещение самого монастыря и его подворья в селе Талеж, известного чудодейственным святым источником.

Николо-Радовицкий мужской монастырь

Поехать в Николо-Радовицкий монастырь, который находится в 150 километрах от Москвы, стоит по нескольким причинам. Паломники просят о своих желаниях у чудотворный резной иконы святителя Николая. Простым туристам интересно своими глазами увидеть, как всего за 12 лет из руин, где гуляли коровы, восстановили обитель. Это при том, что постоянно здесь живет всего пять человек, включая игумена, плюс восемь трудников. Монастырь по кирпичику возводят почти с нуля, веря, что общими силами возможно все.

Неизвестно, появился ли когда-нибудь Николо-Радовицкий мужской монастырь, если бы не тоска иеромонаха Пахомия. В конце жизни он захотел уединения и отправился искать тихое место. Нашел быстро: озеро и островок недалеко от Сенежа, где основал Акакиеву пустынь. А местность назвал Радовицы, в честь своего родного города в греческом регионе Фессалии.

Адрес: Егорьевский р-н, с. Радовицы, ул. Щукина, 1а

Координаты: 55.099093, 39.545438

Режим работы: ежедневно, 8:00–20:00

Официальный сайт: радовицы.рф

Видеоэкскурсия по Николо-Радовицкому мужскому монастырю

Видео: Михаил ФРОЛОВ
Монтаж: Рушан КАЮМОВ

История

Более ста лет эта уединенная обитель была местом для своих. А во второй половине 16 века настоятелю игумену Ионе Рогоже на озере явился святитель и чудотворец Николай, идущий по водам от берега к острову. Игумен так впечатлился, что вырезал полутораметровый образ святителя Николая из цельного куска яблоневого дерева. На иконе святой изображен в полный рост, в правой руке держит меч, а в левой — храм как символ города.

О том, что образ этот — чудотворный, быстро узнали в округе. Сюда потянулись паломники, которых маленький скит просто не вмещал. Пришлось переезжать с островка на большую землю.

Настоятель попросил у Ивана Грозного еще земель, которые и получил в 1584 году. Этот год считается датой основания обители. С тех пор она приобрела название, дошедшее до наших времен, — Николо-Радовицкий монастырь.

На территории монастыря стоит поклонный крест в память почивших настоятелей, монахов и благотворителей обители.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Оглядываясь назад, понимаешь, какая горькая у монастыря история: убийство игумена в 1619 году, разграбление храмов местными в 1639 году, пожар в 1678 году, изъятие главной святыни, внутренние интриги, восстановление и снова пожары. При советской власти в монастыре сначала был госпиталь, потом сельская школа, а затем и вовсе коровник. После войны Никольский храм взорвали, а к концу 20 века монастырь окончательно разорили: местные жители разбирали постройки по кирпичу.

В 2001 году настоятелем храма был назначен иеромонах Августин (Французов). Он поселился в вагончике неподалеку и все деньги, какие давали прихожане, вкладывал в восстановление. Спустя год около настоятеля стали собираться единомышленники. Местные жители и дачники, несмотря на усилия настоятеля привести монастырь в порядок, продолжали разворовывать кирпич. Однако упорный отец Августин не прекращал реставрационные работы.

В 2006 году на заседании Священного Синода под председательством приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приход храма Рождества Богородицы в селе Радовицы преобразовали в Николо-Радовицкий мужской монастырь. Через несколько месяцев здесь совершили первую Божественную Литургию. С тех пор службы идут ежедневно. В 2009 году в монастырь вернулся чудотворный образ святителя Николая.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • Есть легенда, что на рассвете на Святом озере появляется белая дорожка. Последний настоятель монастыря игумен Мелетий перед смертью рассказал своему прихожанину, что слышал от прежних монахов предание, будто полоса эта — след святителя Николая, шедшего по воде.
  • Радовицкий монастырь упоминается в автобиографии Сергея Есенина. Поэт рассказывает о том, что вместе с бабушкой часто ходил сюда на службы.
  • В 1917 году, узнав, что Радовицкую обитель ожидает участь быть разграбленной большевиками, монахи решили прорыть подземный ход до подмосковного города Егорьевска, чтобы спасти иконы и рукописи. Будто была договоренность, что в городе их встретят другие монахи. Но назначенный срок подошел, а в Егорьевске так никого и не дождались. Тогда выход засыпали.

Что посмотреть на территории монастыря

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

В 2010 году митрополит Ювеналий освятил возрожденный собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Одно из почти полностью восстановленных строений разрушенного монастыря. Очередей внутрь нет, вход не закрывается допоздна.

Надвратная церковь апостолов Петра и Павла с колокольней

На возведенной в 18 веке колокольне когда-то располагались 13 колоколов и большие башенные часы.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Есть легенда, что с колокольни в советское время не раз пытались снять золоченый крест, но все никак не получалось. Решили стащить его с помощью трактора. Привязали трос к шпилю. Тракторист дернул — трос оборвался и по траектории падения влетел в кабину трактора. Мужчина умер на месте. Крест какое-то время стоял согнутый, а потом… сам выпрямился.

Святое озеро

От монастыря рукой подать до Святого озера — места здесь очень живописные.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

С него начался монастырь, и пройтись вдоль берега, где, по легенде, до сих пор является святитель Николай, дорогого стоит. Да и в целом место очень живописное, радость для глаз.

Какие святыни хранятся

Чудотворный образ Святителя Николая. Он явился в видении монаху-отшельнику Ионе, который он потом запечатлел в полутораметровой деревянной основе. Образ чудотворный, паломники просят его об исцелении.

Монастырь в культуре и искусстве

В поэме Сергея Есенина “Анна Снегина” упоминается село Радово:

Село, значит, наше — Радово,

Дворов, почитай, два ста.

Тому, кто его оглядывал,

Приятственны наши места...

По сюжету, после революции молодой поэт возвращается в родное село Радово и встречает девушку, в которую был влюблен в юности. Биографы и исследователи творчества Есенина считают, что прообразом главного героя стал сам Сергей Александрович. И приезжал он не в Радово, а в родное Константиново в 1917-1918 годах. Но в Радовицах (Радово) и Радовицком монастыре Есенин действительно нередко бывал ребенком. Вместе с бабушкой он приходил сюда на службы. В своей автобиографии, написанной в 1924 году, поэт вспоминает: “Помню, лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовицкий монастырь, который от нас верстах в сорока”.

Читать еще:  Храм Анастасии Узорешительницы в Москве: описание и адрес храма, святыни, расписание богослужений
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector