0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Покровский собор в Самаре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Содержание

ВИРТУАЛЬНЫЙ ПАЛОМНИК

Кафедральный собор Самарской епархии (кафедра митрополита Самарского и Сызранского)

Координаты на карте: N 53.1861 , E 50.1075

История Храма: начало

Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан.

По инициативе купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования.

Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли.

На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Для управления строительством новой церкви был образован строительный комитет, в который вошли братья Емельян и Антон Шихобаловы, священники Иоанн Словоохотов и Александр Цареградский, приходские попечители А.П. Паршенский и А.И. Туман. Антон Николаевич Шихобалов был казначеем данного комитета, а впоследствии — и первым церковным старостой Покровской церкви (с 1858 по 1904 год).

Строительный комитет весьма добросовестно и рачительно вел строительство церкви, которая в основном была сооружена за два года. По ходатайству Самарской духовной консистории Священный Синод наградил братьев Шихобаловых золотыми медалями, а Паршенского орденом Святого Станислава 3-й степени — за усердие по возведению Покровской церкви. Кроме того, благотворители получили право быть похороненными рядом с храмом.

17 июля 1861 года преосвященным Феофилом было совершено освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца.

Первым настоятелем Покровской церкви был протоиерей Александр Цареградский, прослуживший в храме более 20 лет. После смерти о. Александра настоятелем стал его брат — протоиерей Николай Цареградский.

Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

В 1911 году для левого придела церковный староста П.И. Шихобалов закупил в Москве в фирме Мешкова позолоченное металлическое облачение, из Москвы доставили также и всю необходимую утварь. 19 августа 1911 года епископом Константином (Булычевым) левый престол был освящен в честь св. мученика Емилиана.

В течение 60 лет Покровская церковь получала щедрые пожертвования от купцов Шихобаловых. Они оплачивали реконструкцию и ремонт здания, украшение интерьера, изготовление и установку иконостасов, приобретали дорогую утварь и облачение для церковнослужителей. В частности, Антон Николаевич Шихобалов заменил незвучный большой колокол на новый весом 257 пудов, оплатил облицовку внутренности церкви искусственным мрамором, построил дом для церковного причта, открыл воскресную школу для взрослых, а в 1890 году на его средства около храма на месте бывшего кладбища был устроен Покровский сквер с оградой.

При этом Антон Николаевич не любил говорить об истинных размерах помощи, так как не терпел показной стороны благотворительности. Простота и искренность его были удивительны: «Деньги есть — надо строить», — говорил он. Почетный гражданин Самары, Антон Николаевич тихо почил в день своего рождения в 1908 году, когда ему исполнился 81 год.

Новейшая История

После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси «обновленчества», активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 20-30-е годы в результате учиненных властями репрессий против Православной Церкви и ее служителей в Самаре из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма.

В период с 1938 по 1946 год в городе оставалась лишь одна действующая церковь — Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого лжемитрополита Василия обновленческий приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм воссоединился с Московской Патриархией.

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.

В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского.

Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться на ежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, что стоит на месте прежнего кафедрального собора — Спасо-Воскресенского, идея восстановления которого не оставляет самарцев.

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри, управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовного возрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора, митрополит Иоанн (Снычев).

В истории Покровского собора есть и трагическая страница. 7 ноября 1977 года во время демонстрации в честь 60-летия Октябрьской революции кто-то бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (по другим источникам — бутылку с зажигательной смесью). Был выходной день, и в храме находилась лишь монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Матушка Мария успела вызвать пожарных, но до их приезда задохнулась в дыму.

От пожара почти полностью погибла роспись прошлого века, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы «Взыскание погибших», свт. Николая Можайского, св. благоверного князя Александра Невского и «Похвала Пресвятой Богородицы». Огонь дошел до гробницы митрополита Мануила в притворе и остановился. Восстановление храма продолжалось почти четыре года. Новые росписи сделали местные художники и живописцы из Западной Украины.

Собор в наше время

В конце 1991 года во время производства земляных работ по трассе коллектора на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (насколько позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни), причем был полностью совершен чин погребения.

В 1996 г. шатровые покрытия кафедрального собора украсились новейшим покрытием «под золото».

В Покровском соборе регулярно проводятся архиерейские богослужения, совершаются все необходимые таинства (крещение, венчание, соборование и т. д.) и требы. Священнослужители собора активно проводят духовно-просветительскую работу. Для детей открыта воскресная школа, занятия для взрослых проходят по вторникам. При храме имеется магазин с богатым выбором икон и православной литературы.

Расписание Богослужений: Божественная Литургия — 8.30 (в будничные дни), в воскресение — в 7.00, в 9.30. Вечерние богослужения в 17.00.

В истории Русской Православной Церкви и Самарской епархии Покровская церковь навсегда останется кафедральным собором и будет нераздельно связана с именами митрополита Мануила и митрополита Иоанна.

Архитектурные особенности

Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек.

В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы).

Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» — итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения.

Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».

Святыни Собора

Среди святынь храма — Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского.

Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

К святыням храма относится чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», а также образы Божией Матери «Умягчение злых сердец» и Табынской.

В притворе храма недавно установлен и почитается первый крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), который был учеником митрополита Мануила и его келейником, а с 1965 по 1990 годы — любимейшим самарским архипастырем. Молитвенник, духовный писатель, создатель современной идеологии русского национального возрождения, старец-архиерей, в то же время простой и доступный человек (он принимал любого до 23 часов — времени совершения келейного правила). Его искренность и любовь (он даже наказывал с любовью) вызывали ответные чувства признания и любви. Владыка Иоанн скончался 2 ноября 1995 года и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В день его ангела, 9 октября, в Самаре ежегодно проходят Иоанновские чтения, целью которых является осмысление и передача соотечественникам духовного наследия митрополита Иоанна, рассмотрение духовных основ русской истории и культуры, педагогики и образования.

О Настоятеле

Владыка Сергий (Полеткин) был назначен на Самарскую кафедру в 1993 году 25 февраля, в знаменательный для самарцев день, когда празднуется память святителя Алексия, Небесного покровителя Самарского края, и Иверской иконы Божией Матери — Благой Вратарницы, которые как бы открыли владыке сердца и двери Самарской земли.

За годы управления владыки Сергия в епархии построено и открыто около 110 храмов и 75 воскресных школ, действует Самарская духовная семинария, выходят многочисленные православные издания, радио и телепередачи, работают Братство святителя Алексия и духовно-просветительные центры, учреждены общественные движения «Самара православная» и благотворительный фонд «Тольятти православный», проводятся Рождественские и Иоанновские чтения. И еще множеством хозяйственных, просветительских и молитвенных служений отмечена деятельность владыки на Самарской земле. Особенное внимание владыка Сергий уделяет семинарии, ректором которой он является, а также Покровскому собору, будучи его настоятелем.

Видеоприложения

Пояс Пресвятой Богородицы в Покровском Соборе (новостной сюжет)

Дорога к Храму: Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (интервью)

Беседы о главном: Владыка Сергий

Покровский кафедральный собор в Самаре

Кафедральный храм, где епископ Самарской епархии традиционно проводит богослужения, построен в центральной части города. Его купола золотистого и голубого оттенков определяют его возвышенный стиль. Собор знаменит тем, что здесь совершаются великолепные торжества, а также действует церковный хор, вселяющий надежду в сердца соотечественников во время ВОВ .

История постройки

Территория, где сегодня располагается церковь, в первые годы XIX столетия была вне черты города. В 1805 г. здесь образовалось кладбище, на котором построили церковь, торжественно освященную во славу Иоанна Крестителя. Рядом с ней находился Воздвиженский придел.

Читайте также похожие статьи:

Город разрастался, и жилые кварталы постепенно приблизились к территории кладбища. Возросло и количество православных прихожан, желающих участия в богослужениях. Однако размеры старой церкви и её обветшалое состояние не позволяли проводить соответствующие церковные мероприятия.

  • Местные купцы решили обратиться к Самарскому архиепископу Евсевию с вопросом о возведении нового каменного собора, могущего вместить необходимое количество верующих. Преподобный благословил местную общину и уважил это ходатайство. В 1857 г. комиссия утвердила проект зодчего из Санкт-Петербурга Э. Жибера. В этом же году кладбище закрыли, а старому Предтеченскому храму присвоили статус прихода.
  • Большую сумму на строительство пожертвовали помещики Шихобаловы, этих денег хватило на сооружение каменной клади и первостепенной отделки. В середине лета 1857 г. начались подготовительные мероприятия, а осенью преподобный Феофил совершил торжественное возложение первого камня. Иоанн Кронштадтский также принял участие в этом великом начинании.
  • В строительном комитете, отвечающем за состояние работ, числились: братья Шихобаловы, священнослужитель Иоанн и отец Александр, попечители А. Шарпенский и А. Туман. Первым старостой приходской общины и казначеем комиссии назначили Антона Шихобалова. Строительный комитет действовал эффективно и добросовестно, работы по воздвижению церкви закончились спустя два года. Духовная консистория торжественно наградила братьев Шихобаловых, проявивших большое участие в строительстве собора, почетными медалями за заслуги перед РПЦ. Благотворителей уверили, что после смерти их тела непременно похоронят рядом с Покровским храмом.
  • Летом 1861 г. преподобный Феофил совершил чин освящения центрального престола, а через несколько месяцев — и правого. Первым церковным настоятелем назначили отца Александра, который исполнял свои обязанности более 20-ти лет. После его смерти место занял протоиерей Николай.
  • В приделе, находящемся с левой стороны Покровского собора, долгое время находилась ризница и архив. В 1911 г. пристройку декорировали металлической позолотой, в августе этого года преподобный Константин освятил её во славу священномученика Емилиана.

На заметку! Архиепископ Евсевий, приложивший руку к созданию Покровской церкви, более 5 лет управлял епархией Самары. Первоначальное образование он получил в духовной семинарии родной Тулы. В 1832 г. Евсевий закончил Московскую религиозную академию и получил степень магистра, в этом же году принял иноческий постриг. На Самарской кафедре он оказался в 1950 г. Будучи архипастырем, Евсевий воздвиг несколько соборов и монастырей. Паства чрезвычайно любила святого отца, отличавшегося ученостью и знанием православных канонов, за чистосердечность, искреннюю доброту и милосердие.

Дальнейшая судьба церкви

Многие годы Покровский храм получал большие пожертвования от семьи Шихобаловых, которые взяли на себя расходы по ремонту, декорированию стен и изготовлению изящных иконостасов. Благотворители дарили храму драгоценную утварь и обеспечивали монахов облачениями. Добросердечные купцы заменили большой и неработающий колокол новым, покрыли расходы на облицовку интерьера мрамором, построили причт и открыли православную школу.

В 1890 г. рядом с Покровским собором обустроили примечательный сквер с изящной оградой.

  • После революционных событий 1917 г. в храме случился раскол, вызванный приходом сюда обновленческой ереси, которая активным образом поддерживала методы советской власти. Обновленцы, имея сильную позицию, захватили большую часть церквей Самары. Покровский собор, как и большинство других религиозных сооружений, не смог устоять перед этим богохульным движением.
  • В начальный период правления большевиков закрылись практически все храмы города, церкви разорялись и разрушались. Собор Покрова Пречистой Богоматери получил статус кафедрального и остался единственным действующим оплотом религии в Самаре. В 1938 г. арестовали лжемитрополита Василия, главу обновленческой организации, а приход храма распустили.
  • Осенью 1941 г. архиереем местной епархии назначили святителя Андрея, который прилагал большие усилия, чтобы восстановить авторитет православия в Куйбышеве (Самаре). В период ВОВ в Покровском храме проходили мероприятия по сбору пожертвований для нужд фронта. Во время и после войны в церкви не оканчивались богослужения, ритуалы проводили архиепископы и митрополиты Куйбышевской (Самарской) епархии.

В 1977 г. произошло трагическое событие в истории церкви. Неизвестный бросил в окно строения бутыль с горючей смесью, в здании находилась только одна монахиня, успевшая вызвать пожарных, но скончавшаяся от удушья. Пожар уничтожил многие древние образы, огонь остановился, когда дошел до усыпальницы преподобного Мануила.

Читать еще:  Благовещенский собор Казанского Кремля: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Восстановление после трагедии продолжалось 4 года, новой росписью занимались украинские живописцы.

Возрождение обители

В 1993 г. главой Самарской кафедры избрали святого отца Сергия. Ритуал проходил в день памяти преподобного Алексия, считающегося покровителем Самарского края, и чудотворной Иверской иконы Богородицы.

Ещё интересные статьи о православии:

Владыка Сергий управлял епархией 8 лет, за этот период в области открыли более 100 храмов и 75 православных школ, начала работу духовная семинария, наладилось производство православной литературы, появились просветительные центры и фонды пожертвований.

В 1997 г. Покровскую церковь посетила освященная в итальянском городе Бари чудотворная икона преподобного Н. Угодника. В 1999 г. патриарх Алексий II проводил здесь Божественную литургию на торжество Покрова Пречистой Девы. Через два года собор посетил митрополит Киевский Владимир, проведший церковные службы.

На заметку! Богослужения, проходившие в храме, отличались пышностью и наличием великолепного хора, считавшегося лучшим в стране во времена ВОВ. Здесь выступали эвакуированные артисты московских театров. Школа церковного пения сохранилась и по настоящее время, — хор дает концерты на главные христианские торжества в Оперном театре Самары.

Архитектура и святыни

Покровская церковь возводилась в стиле столичного зодчества XVII столетия. Строение, вмещающее более 2000 прихожан, имеет традиционное пятиглавое завершение, а над его центральным входом расположена шатровая колокольня. В первые годы XX столетия фасады собора были декорированы живописью и покрыты жестью белого цвета. Интерьер радовал богатством и роскошью убранства: алтари облицевали мрамором, а стены украсили фресками, исполненными в академической (итальянской) манере.

Покровский собор считался самым изящным и богатым храмом области.

В соборе православный верующий имеет возможность прикоснуться к нескольким чудотворным реликвиям.

  • Здесь хранится частица древа Креста, на котором распяли Мессию. Важнейшая христианская реликвия исцеляет верующих от тяжелых недугов и дарует одухотворенное мировоззрение.
  • В Покровской церкви находится образ святителя Митрофана Воронежского вместе с частицами его останков. Преподобный жил в XVII столетии и стал известным благодаря врожденному благочестию и умением вести ортодоксальную пасторскую деятельность. Однажды он сумел своей непреклонной верой и бесстрашием убедить Петра I убрать из царских палат статуи греческих идолов. Нетленные мощи помогают в благоустройстве детей, возвращают здоровье и удачу.
  • В соборе хранится небольшой ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, с детства стремившегося отдаться во власть Всевышнего Творца. Святитель сумел побороть все страсти, раздал богатое приданое и устремил сердце в сторону милосердия. При жизни Николай совершил большое количество чудес. Святой дух не покинул его тела после кончины, поэтому останки мироточат и излучают благоухания. Прикасаясь к этим мощам, православные верующие обретают небесное покровительство и избавляются от греховных наклонностей, если произносят искреннюю молитву.
  • Важнейшей реликвией Покровской церкви является икона Богородицы «Взыскание погибших». По преданию, священный образ был создан и обретен в XVII столетии, он утешает скорби родителей. На изображении Пречистая дева на сплетенных десницах придерживает Младенца и нежно наклоняет к Нему голову. Православный люд просит икону вернуть веру в добро и исцелить от тяжелых недугов.
  • Священный образ под названием «Умягчение злых сердец», также хранящийся в стенах Покровского собора, символизирует пророчество праведного Симеона о том, что Пречистая Дева сама ощутить боль Христа. На полотне Богоматерь изображена с 7-ю мечами, воткнутыми в её тело с трех направлений. Перед образом, говорящем о полноте милосердного мировоззрения, молят об облегчении жизненных страданий и смягчении вражеских сердец.

На заметку! Христианский альманах Самарской епархии публикует богатое наследие преподобного Мануила и его последователя Иоанна. В своих проповедях святители рассматривали сложные вопросы современности и пытаются разрешить проблему отношения к религии.

Деятельность Мануила и Иоанна вдохновляет не только обыкновенных мирян, но и священнослужителей, ответственных за становление и развитие духовной почвы в Самарской области. Архиепископ Сергий утверждает, что святители открывают человечеству подлинное лицо христианства.

Информация для паломников

Православный собор располагается в историческом центре Самаре и ежедневно проводит богослужения. Церковь, построенная в стилистике московской архитектуры XVII столетия, рассчитана на 2000 прихожан.

Православные верующие, пришедшие в эти святые стены, получают милосердную помощь от икон и чудотворных мощей, хранящихся здесь. При соборе работает хор, воскресная школа и просветительная христианская организация.

Церковь находится в Самаре по адресу: улица Ленинская, строение 75А. Ближайшая остановка — «ст. Динамо», добраться можно на автобусах № 13 (103а, 103б), на троллейбусах № 6 (16) и на маршрутных такси № 48д (128, 140).

В будни богослужения начинаются с 8:30, в выходные — с 9:30. Вечерни совершаются в 17:00, храм закрывается в 19:00.

В Покровском храме проходят соборования, требы и таинства венчания, паломники приезжают сюда, чтобы воочию наблюдать священные реликвии и просить у них очищения от греховности. Приходская община ведет просветительскую и благотворительную деятельность.

Кафедральный Покровский собор (Самара)

Покровский кафедральный собор находится в центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской (бывшей Сокольничьей, а затем Шихобаловской ул.).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Расписание богослужений
  • 7 Ссылки

История [ править ]

Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан.

По инициативе купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования.

Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли.

На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Для управления строительством новой церкви был образован строительный комитет, в который вошли братья Емельян и Антон Шихобаловы, священники Иоанн Словоохотов и Александр Цареградский, приходские попечители А.П. Паршенский и А.И. Туман. Антон Николаевич Шихобалов был казначеем данного комитета, а впоследствии — и первым церковным старостой Покровской церкви (с 1858 по 1904 год).

Строительный комитет весьма добросовестно и рачительно вел строительство церкви, которая в основном была сооружена за два года. По ходатайству Самарской духовной консистории Священный Синод наградил братьев Шихобаловых золотыми медалями, а Паршенского орденом Святого Станислава 3-й степени — за усердие по возведению Покровской церкви. Кроме того, благотворители получили право быть похороненными рядом с храмом.

В ограде церкви Шихобаловы устроили семейный склеп. Здесь же находились и захоронения Паршенских.

17 июля 1861 года преосвященным Феофилом было совершено освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца.

Первым настоятелем Покровской церкви был протоиерей Александр Цареградский, прослуживший в храме более 20 лет. После смерти о. Александра настоятелем стал его брат — протоиерей Николай Цареградский.

Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

В 1911 году для левого придела церковный староста П.И. Шихобалов закупил в Москве в фирме Мешкова позолоченное металлическое облачение, из Москвы доставили также и всю необходимую утварь. 19 августа 1911 года епископом Константином (Булычевым) левый престол был освящен в честь св. мученика Емилиана.

Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» — итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения.

Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».

В течение 60 лет Покровская церковь получала щедрые пожертвования от купцов Шихобаловых. Они оплачивали реконструкцию и ремонт здания, украшение интерьера, изготовление и установку иконостасов, приобретали дорогую утварь и облачение для церковнослужителей. В частности, Антон Николаевич Шихобалов заменил незвучный большой колокол на новый весом 257 пудов, оплатил облицовку внутренности церкви искусственным мрамором, построил дом для церковного причта, открыл воскресную школу для взрослых, а в 1890 году на его средства около храма на месте бывшего кладбища был устроен Покровский сквер с оградой. При этом Антон Николаевич не любил говорить об истинных размерах помощи, так как не терпел показной стороны благотворительности. Простота и искренность его были удивительны: «Деньги есть — надо строить», — говорил он. Почетный гражданин Самары, Антон Николаевич тихо почил в день своего рождения в 1908 году, когда ему исполнился 81 год.

После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси «обновленчества», активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 20-30-е годы в результате учиненных властями репрессий против Православной Церкви и ее служителей в Самаре из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в городе оставалась лишь одна действующая церковь — Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого лжемитрополита Василия обновленческий приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм воссоединился с Московской Патриархией.

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.

В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского.

Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться на ежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, что стоит на месте прежнего кафедрального собора — Спасо-Воскресенского, идея восстановления которого не оставляет самарцев.

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри, управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовного возрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора, митрополит Иоанн (Снычев).

К особым событиям в истории собора можно отнести следующие: похороны владыки Мануила в 1968 году; пребывание в мае 1997 года чудотворной иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, освященной на мощах святителя в городе Бари (Италия); богослужения на праздник Покрова Божией Матери 13 и 14 октября 1999 года, которые совершил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, и служение Божественной литургии 13 мая 2001 года Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, во время визита его на Самарскую землю.

В истории Покровского собора есть и трагическая страница. 7 ноября 1977 года во время демонстрации в честь 60-летия Октябрьской революции кто-то бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (по другим источникам — бутылку с зажигательной смесью). Был выходной день, и в храме находилась лишь монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Матушка Мария успела вызвать пожарных, но до их приезда задохнулась в дыму. От пожара почти полностью погибла роспись прошлого века, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы «Взыскание погибших», свт. Николая Можайского, св. благоверного князя Александра Невского и «Похвала Пресвятой Богородицы». Огонь дошел до гробницы митрополита Мануила в притворе и остановился. Восстановление храма продолжалось почти четыре года. Новые росписи сделали местные художники и живописцы из Западной Украины.

В конце 1991 года во время производства земляных работ по трассе коллектора на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (насколько позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни), причем был полностью совершен чин погребения.

В 1996 г. шатровые покрытия кафедрального собора украсились новейшим покрытием «под золото».

Современное состояние [ править ]

В Покровском соборе регулярно проводятся архиерейские богослужения, совершаются все необходимые таинства (крещение, венчание, соборование и т. д.) и требы. Священнослужители собора активно проводят духовно-просветительскую работу. Для детей открыта воскресная школа, занятия для взрослых проходят по вторникам. При храме имеется магазин с богатым выбором икон и православной литературы.

В недалеком будущем Покровский собор, возможно, «уступит свои полномочия» новому кафедральному собору — Кирилло-Мефодиевскому, который строится на Поляне имени Фрунзе и будет крупнейшим храмом в Среднем Поволжье. Но в истории Русской Православной Церкви и Самарской епархии Покровская церковь навсегда останется кафедральным собором и будет нераздельно связана с именами митрополита Мануила и митрополита Иоанна.

Святыни [ править ]

Икона «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», связана с событием Сретения Господня (2 февраля по ст. ст., или 15 февраля по н. ст.) — принесением на сороковой день младенца Христа в Иерусалимский храм. Она символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона Богоприимца Матери Божией: «Тебе Самой оружие пройдет душу». На иконе Богородица изображена с семью воткнутыми в сердце мечами — по три справа и слева, один снизу. Число «7» в Священном Писании означает полноту чего-либо, в данном случае — полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были в жизни Пресвятой Девы Марии на земле. Перед иконой Многострадальной Мати Божией молятся об облегчении страданий душевных и телесных, о смягчении враждебных отношений, об умягчении своего сердца и сердец своих близких и врагов, вообще об истощании зла в мире.

Табынская икона представляет собой список с Казанской иконы Божией Матери, а называется так по месту ее обретения на большом камне у подошвы горы над источником «Святые ключи» у села Табынское Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Это произошло дважды — в XVI и XVIII веках. Первый раз икона явилась иеродиакону близлежащего монастыря, а во второй раз ее нашли башкиры и надругались над ней, за что ослепли. Эта икона, как и икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», отличается очень темным Ликом, как бы символизируя «тьму грехов наших». И мы молимся пред этой иконой — просветить нас, умягчив «окамененныя сердца наши росою молитв» Богородицы.

В притворе храма недавно установлен и почитается первый крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), который был учеником митрополита Мануила и его келейником, а с 1965 по 1990 годы — любимейшим самарским архипастырем. Молитвенник, духовный писатель, создатель современной идеологии русского национального возрождения, старец-архиерей, в то же время простой и доступный человек (он принимал любого до 23 часов — времени совершения келейного правила). Его искренность и любовь (он даже наказывал с любовью) вызывали ответные чувства признания и любви. Владыка Иоанн скончался 2 ноября 1995 года и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд: автобус — №37,40,60, остановка «Стадион Динамо».

Адрес: 443001, г. Самара, ул. Ленинская, 75а.

Покровский кафедральный собор в Самаре

Покровский Кафедральный собор русской православной церкви в Самаре находится в центре города, издалека видны его золотые и небесно-голубые купола. Храм славится торжественными богослужениями и школой церковного пения. Куйбышевские хоры еще во времена Великой отечественной войны в процессе эвакуации пополнялись лучшими артистами из Большого и других столичных театров.

Читать еще:  Церковь Знамение на Рижской: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Здесь совершаются архиерейские богослужения, требы, таинства венчания, крещения, соборования. Многие приезжают помолиться чудотворным иконам и прикоснуться к священным мощам. В воскресной школе при соборе ведется духовная и просветительская работа, проводятся занятия для взрослых и детей. Церковная лавка предлагает богатый выбор православных книг, икон и принадлежностей.

История

Раньше на месте собора стояла деревянная церковь с погостом, на который привозили хоронить из города. Тогда до центра Самары было несколько верст, но постепенно кварталы подступили, количество прихожан значительно возросло, и власти получили запрос о перестройке храма. Ходоков поддержали купцы Шихобаловы, которые собрали доброхотные пожертвования и инициировали петицию к Самарскому епископу. Ходатайство уважили, и в середине 19 века по проекту столичного архитектора Э. И. Жибера на народные деньги построили новый каменный храм.

В 70-х гг. 20 века кто-то устроил в соборе поджог, в результате чего погибла монахиня и выгорело почти все внутреннее убранство храма. Одна только икона Покрова Богородицы уцелела во время пожара. На ремонт святыни ушло 4 года, и теперь здание полностью восстановлено.

Архитектура и святыни

Собор построен в традициях, присущих московскому храмовому зодчеству 17 века. Он достаточно вместительный и рассчитан на 2000 прихожан. До пожара внутреннее убранство блистало роскошью итальянских фресок и мраморной облицовки алтарей. Святыни храма собраны с большой любовью и вниманием. Среди них — чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Взыскание погибших», крест с частицей священного Креста Господня, мощи Воронежского чудотворца святого Митрофана, сокрытые в его иконе, камень от Гроба Господня и еще немало артефактов.

Люди приходят сюда помолиться об облегчении мук душевных и телесных образу Многострадальной Мати Божией с изображением на иконе 7 воткнутых в нее мечей, символизирующих полноту испытанных ею печалей.

Практическая информация

Адрес: Самара, ул. Ленинская, 75А. Веб-сайт.

Добраться можно на троллейбусах №№ 6, 16, автобусе № 77, маршрутках №№ 48д, 77д, 217 до остановки «Ул. Ленинградская» или «Ул. Братьев Коростелевых».

Литургии начинаются в 8:30 (в будние дни), в 7:00 и в 9:30 (по воскресеньям). Вечерние богослужения — в 17:00.

Покровский кафедральный собор, Самара: адрес, расписание служб и фото

Жемчужиной красивого поволжского города Самары является Кафедральный собор Покрова Божией Матери (или сокращенно: Покровский кафедральный собор).

Эта старинная обитель, расположенная в самом сердце Самары, имеет интересную историю, особенную духовную атмосферу, множество сильных святынь, к которым регулярно приходят постоянные прихожане и паломники из разных городов и стран.

Более подробная информация о храме — в данной статье.

О городе

Самара – экономический, исторический и культурный центр Среднего Поволжья, что на территории Российской Федерации.

Население составляет 1,2 миллиона человек, что позволяет ему входить в первую десятку городов-миллионеров страны.

Территория Самары расположена на берегу Саратовского водохранилища, близ рек Самара и Сок.

Кроме множества промышленных, исторических и культурных объектов, здесь можно увидеть также прекрасные образцы религиозного зодчества.

Именно к таким относится Покровский кафедральный собор (адрес: Самара, Ленинская улица, 75А).

Его история необычайна, архитектура современного каменного здания поражает своим величием и красотой. А энергетика самого места настолько светлая и чистая, что многие паломники из разных городов России и других стран приезжают к святыням храма помолиться в дни религиозных праздников или по личной острой необходимости.

Описание

Покровский кафедральный собор (Самара) территориально находится в центральной части города. Когда две сотни лет тому назад на данном месте еще стояла маленькая церквушка, этот район считался окраиной.

Как это часто случается, город стал стремительно разрастаться (и в плане домов, и в плане жителей), а строительство новых жилых зданий начало осуществляться и в данном месте. А потому его центр переместился в этот район.

На щедрые денежные пожертвования некоторых прихожан еще старой маленькой церкви было сооружено современное здание храма. Внутри выполнена богатая отделка, росписи, сделан иконостас, приобретена хорошая храмовая утварь.

Собор всегда (и в настоящее время также) славился хорошим хором, в котором в свое время пели именитые артисты.

Службы проходят регулярно (расписание богослужений в Покровском кафедральном соборе Самары будет также изложено в данной статье далее), а потому есть возможность приобщиться к таинствам причастия, исповеди, крещения, венчания.

Описание с фото

Первое знакомство осуществляется у ворот обители, через которые можно зайти во двор храмового комплекса. Как они выглядят, можно увидеть на фото ниже.

Подойдя ближе к главному сооружению, можно полюбоваться великолепной архитектурой исторического строения. Все его великолепие демонстрирует расположенное ниже фото.

На еще одном представленном вашему вниманию фото Покровского кафедрального собора Самары можно видеть, сколь привлекательно выглядит он в зимнее время года.

История

Согласно исторической справке, храм Покрова Божией Матери был сооружен в 1861 году. Именно купцы Шихобаловы были теми прихожанами, которые практически полностью финансировали строительство – пожертвовали порядка 34 тысяч рублей (а потому все работы были окончены уже через 2 года). Именно на эти средства были построены стены и выполнена основная отделка внутреннего пространства.

История Покровского кафедрального собора (Самара) гласит, что на закладке обители присутствовал сам святой Иоанн Кронштадский.

После того как все основные работы были окончены, епископ Феофил освятил главный придел храма – Покрова Пресвятой Богородицы, а затем правый – во имя Митрофана Воронежского.

В начале XX столетия была сооружена дополнительная симметричная пристройка – для размещения канцелярии и ризницы, устроены хоры (в центральной части).

Период после революции 1917 года

Это были непростые годы для обители, поскольку произошло разделение в Православной церкви. Советская власть всячески поддерживала идею «обновленчества», в результате которой пострадали некоторые храмы России.

В 30-е годы Покровский кафедральный собор в Самаре сделали храмом Средне-Волжской митрополии. Но именно данная обитель оставалась неразрушенной в сложный период 1938-1946 годов. А вскоре снова объединилась с Московским патриархатом.

Военный и послевоенный период

При архиерее Куйбышевской епархии Андрее Комарове храм становится кафедральным (40-е годы прошлого столетия), каким остается и по сегодняшний день.

В военный период также на пожертвования прихожан была сооружена колонна – в честь Донского Дмитрия.

В это время в хоре обители исполняют религиозные песнопения артисты из московских театров, которые были эвакуированы в Куйбышев. Это такие знаменитости, как: Михайлов М. Д., Козловский И. С. и другие.

Также известно, что в военный и послевоенный период в храме служили и совершали священные службы такие известные архипастыри: Иоанн Снычев, Митрофан Гутовский, Мануил Лемешевский.

Пожар

В конце 70-х годов прошлого столетия по нелепой случайности (по некоторым сведениям, из-за попавшего в оконный проем храма бенгальского огня) в Покровском кафедральном соборе (Самара) произошел пожар.

В результате этого происшествия погибла монахиня, которая дежурила в тот день в обители, а также сгорели настенные росписи, некоторые святыни.

Храм восстанавливали порядка четырех лет. Новая роспись уже сделана западно-украинскими мастерами XX столетия.

А в 90-х годах шатровые покрытия украсили позолоченной краской.

Особенности архитектуры

Специалисты в области строительства и проектирования утверждают, что Покровский собор в Самаре построен в стиле московского храмового зодчества, который был популярен в XVII столетии.

Обитель имеет 5 куполов, шатровую колокольню над входом. Изначально его наружные стены украшала живопись – на фоне белой английской жести.

Наиболее известным фактом о внутреннем оформлении является тот, что в конце XIX столетия алтари были отделаны искусственным мрамором, который стоил дороже натурального.

Также стены украшали фрески, в том числе и фряжские (итальянский стиль). Это было новое веяние, которое пришло в Россию из Европы. Основной особенностью данной росписи является академичность оформления (в отличие от традиционной, более фантастической).

В начале прошлого века храм был одним из лучших в Самаре как с точки зрения оформления, роскошности внутреннего убранства, так и с точки зрения проведения служб.

Святыни храма

Покровский кафедральный собор в Самаре хранит под своими сводами великие духовные сокровища, к которым спешат приложиться верующие в праздничные и обычные (будничные) дни.

Вот некоторые из них:

  • частица Животворящего Креста Господнего;
  • камень Живоносного Гроба Господа;
  • образ святителя Митрофана – Воронежского чудотворца (и частица мощей святого);
  • ковчег с частицей мощей Святого Николая Чудотворца Мирликийского;
  • частицы мощей разных святых, в том числе Святого благоверного Великого князя Александра Невского, Святого Василия Антиохийского и других;
  • чудотворные иконы Царицы Небесной – «Умягчение злых сердец», «Взыскание погибших», Табынской.

Чудеса и особенные события в жизни обители

Иконы Пресвятой Девы Марии творили (как гласят данные в исторических летописях храма за 1862-1900 годы) множество чудес:

  • исцеление от одержимости;
  • прозрение незрячих;
  • появление слуха у слабослышащих;
  • помощь при засухах и отсутствии урожайности, нашествии вредоносных насекомых и так далее.

Главное условие, при котором приходила помощь, — это искренне и с верой, благодарностью молиться о помощи Царице Небесной. Что и делали прихожане того времени.

Перед иконой «Взыскание погибших» в храме регулярно (по вторникам) совершаются песнопения и молебны, а в торжественные дни с ней осуществляются крестные ходы.

Особенной любовью прихожан пользуется икона «Умягчение злых сердец», перед которой также совершают искренние молитвы – о смягчении напряженных отношений (особенно в семьях), сердца и души, об облегчении душевных и физических недугов, об уменьшении зла во всем мире и так далее.

Особым почетом у самарцев пользуется также Табынская икона. Она отличается темным ликом, а образ ее похож на тот, что изображен на Казанской иконе Богородицы. Перед ней обычно молятся об избавлении от грехов, об обретении чистоты и просветления.

Еще одной реликвией обители является первый крест с места погребения митрополита Ладожского и Санкт-Петербургского Иоанна Снычева. С середины 60-х годов прошлого века он был известным и любимым архипастырем в Покровском храме (ученик митрополита Мануила). По характеру это был добрый, открытый и простой человек, который всегда принимал прихожан, молился вместе с ними, давал правильные советы. А также он известен как духовный писатель, основатель идеологии российского национального возрождения.

Но наиболее почитаемы местными жителями митрополиты Мануил и Иоанн. Именно их духовное наследие во многом помогает православным верующим в решении жизненно важных вопросов сегодняшних дней. Это были учитель и ученик, которые искренне и достаточно долго трудились во имя Господа: обустраивали собор, проводили службы, создавали духовно-просветительские труды.

Также Покровский кафедральный собор в Самаре пережил некоторые особенные события за время своего существования:

  • проведение в последний путь владыки Мануила (1968 год);
  • пребывание образа Святого Николая из Мир Ликийских (май 1997 год), который сотворил много великих чудес исцеления (был освящен над мощами святителя в Италии – городе Бари);
  • богослужение Патриархом московским Алексием II в великий праздник Покрова (октябрь 1999 год);
  • служение литургии Патриархом Киевским и всея Украины Владимиром, когда он пребывал в Самаре (2001 год).

Службы

В Покровском кафедральном соборе (Самара) регулярно совершаются литургии:

  • с понедельника по пятницу – в 8.30;
  • в субботу и воскресенье – в 7.00 и 9.30.

Также здесь можно услышать отличное пение православного хора. На манеру, качество и чистоту исполнения наложили отпечаток в свое время (военное) пребывавшие в храме известнейших столичные артисты — композитор и дирижер Леонид Дугов, Иван Козловский и другие. Именно они во время эвакуации исполняли в обители церковные песнопения.

Все это происходило неслучайно, ведь в Покровском храме отличная акустика и особенная духовная атмосфера.

Поэтому любой желающий имеет возможность не только посетить священную литургию (службу Покровского кафедрального собора в Самаре, расписание которых выше), но и насладиться прекрасным пением настоящих мастеров – последователей гениальных артистов.

Всего собор вмещает порядка 2000 прихожан.

Священные таинства и духовные дела

Каждый постоянный посетитель или просто гость обители может также приобщиться к таинству причастия, исповеди, крещения, венчания, соборования.

Все эти священные ритуалы позволяют глубже понять и принять веру в Христа, раскрыть свое сердце, очистить душу и ум.

Рекомендуется перед такими духовными событиями соблюдать некоторые правила: пост, пребывание в молитве, воздержание, исключение просмотра телевизора и компьютера.

Особенно красивым выглядит обряд крестин.

В Покровском кафедральном соборе (Самара) также осуществляется работа воскресной школы для детей, есть пункт принятия гуманитарной помощи для особенно нуждающихся людей, ведется духовно-просветительская деятельность.

Как и любой другой храм, обитель всегда принимает и помогает каждому, кто попадает в сложные жизненные ситуации, просит совета, имеет материальную нужду (одежда, еда, кров).

Отзывы

Что касается обратной связи об обители, то храм и на сегодняшний день считается одним из лучших в Среднем Поволжье. Действительно настоящей духовной жемчужиной Самары.

Отзывы о Покровском кафедральном соборе со стороны прихожан и гостей города следующие:

  1. Поражает красота росписи, которая есть как снаружи, так и во внутреннем убранстве обители.
  2. Есть сильные священные иконы, некоторые из них старинные.
  3. Величественное убранство храма и священнослужителей.
  4. Вежливые и внимательные сотрудники церкви.
  5. Очень намоленное место.
  6. Ощущение благодати – как во дворе, так и внутри церкви.
  7. После молитвы в данной обители ощущается легкость и радость в душе.
  8. Собор – это маленькое счастье и чистый благодатный свет для многих людей.
  9. Это главная обитель Самарской области.
  10. Здесь регулярно проводятся богослужения, таинства, праздничные литургии и крестные ходы.
  11. В обычные дни людей немного, но в праздничные (Пасха, Покрова, Спас, Троица, Рождество) – настоящие паломничества.
  12. Есть свои постоянные прихожане.
  13. Собор востребован верующими людьми.
  14. Состояние здания и двора приличное.
  15. Расположен на тихой улице в центральной части города.
  16. От железнодорожного вокзала до храма можно дойти пешком, ориентир – набережная.

Информация

Действующий храм, настоятелем которого является священнослужитель Алексей Богдан.

Время работы: с понедельника по воскресенье – с 7.00 до 19.00.

Как в виртуальных, так и в живых источниках есть много положительных отзывов о Покровском кафедральном соборе.

Адрес: Самара, улица Ленинская, 75А.

  • троллейбусами № 6 и 16;
  • автобусом № 77;
  • маршрутным такси № 217, 48-Д, 77-Д.

Это что касается остановок «Улица братьев Коростелевых» и «Улица Ленинградская».

Также до остановки «Стадион «Динамо»»:

  • троллебусами № 6, 16;
  • автобусами № 5-Д, 11, 37, 77;
  • маршрутными такси № 37, 48-Д, 77-Д, 127, 128, 205, 217, 295.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Самара

Конфессия:Русская Древлеправославная церковь (РДЦ)
Адрес:Самара, ул. Стандартная, 26
Год постройки:1987 — 1990
Храмовой день:14 октября, Покров Пресвятой Богородицы
Настоятель:Уточняется
Телефон:+7 (846) 261-58-41
  • Основная информация
  • История
  • Фото
  • Расположение храма

Покровский кафедральный собор Русской Древлеправославной Церкви — резиденция епископа Волжского Савина (Тихова). Самарская община Русской Древлеправославной Церкви – одна из крупнейших старообрядческих общин Самары. Число ее прихожан превышает 500 человек, причем, среди верующих довольно много молодежи и людей среднего возраста. При храме работает воскресная школа. В дни зимних и летних каникул дети могут отдохнуть в христианским лагере «Иргиз» в Вольске (Саратовская область) или в с. Малиновское (Нижегородская область).

Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням
Начало вечернего богослужения в 14.00
Начало утреннего богослужения в 07.00

Древлеправославные христиане изначально во множестве проживали на территории Самарского Поволжья. Объяснялось это не в последнюю очередь тем, что в тех местах в конце XVIII – первой трети XIX в.в. находился один из духовных Древлеправославных центров – Иргизские монастыри. Именно на Иргизе сложилась практика приема священников из господствующей церкви через миропомазание, т.н. «иргизская исправа». Поэтому земли вдоль рек Большой и Малый Иргиз были привлекательны для староверов-поповцев. Сюда переселялись не только выходцы из Польши, но и старообрядцы из южных и центральных губернии России, из Малороссии.

Долгое время у самарских христиан не было помещения для совершения общественного богослужения. По этой причине в общине не было и постоянного священника. Для исполнения духовных треб в Самару приезжали священнослужители из других приходов Самарской губернии. Так в 1870-х годах самарскую общину обслуживал о. Симеон Лебедев из г. Николаевка. После него отец Василий Иванович Горизонтов (умер около 1886 года). В конце 1887 года в Самару для постоянного служения переехал о. Иоанн Гаврилович Люцернов, который впрочем, в скором времени скончался. После его смерти, 8 июля 1888 года, и до 1900 года самарская община была официально приписана к г.Хвалынску Саратовской губернии и окормлялась хвалынскими священниками.

Не смотря на отсутствие настоятеля, община была все же крепкой, имела незаурядных начетчиков, способных вести собеседования о вере с самыми именитыми миссионерами. Так, в 90-е г.г. XIX века особым авторитетом среди самарских христиан пользовался член общины, самарский мещанин Жачкин. Он был постоянным участником публичных собеседований с епархиальным миссионером Дмитрием Орловым – одним из наиболее ярких защитников господствующей церкви в епархии. Тем не менее, начетчик Жачкин не уступал Д.Орлову, и потому местные старообрядцы разных согласий всегда приглашали его на публичные собеседования. Ничуть не смутил самарского начетчика известный по всей России синодальный миссионер Ксенофонт Крючков, который проводил публичные собеседования в Самаре в марте-апреле 1889 года. И на этих собеседованиях Жачкин, который, по выражению «Самарских епархиальных ведомостей», выдавался из среды своих собратьев умением ясно и последовательно излагать свои доводы, а также упорством в отстаивании своих убеждений, был «главным возражателем» синодального миссионера. «Самарские епархиальные ведомости» указывают, что помимо Жачкина в прениях принимали участие древлеправославный начетчик Семен Егорович и уставщик «молодых еще лет, по видимому фанатически преданный своему обществу». Благодаря этим ярким представителям старообрядчества, миссия Ксенофонта .Крючкова не увенчалась успехом. «Как при начале собеседования, так и после всего сказанного, беглопоповцы оставались упорными в своем заблуждении», — отмечают «Самарские епархиальные ведомости». И с разочарованием констатируют: «Беседа о.протоиерея Крючкова прошла безследно для этих предубежденных совопросников»

К 1890 году относится первое упоминание о том, что самарская община имела свою моленную. Моленную на собственные средства построил во дворе своего дома на ул. Казанской купец П.Ф.Гудков.
Глава купеческого рода Гудковых, Павел Федорович Гудков, был видным деятелем российского и самарского староверия, попечителем Самарской древлеправославной общины и председателем Совета общины, участником Всероссийских Съездов, членом Совета Всероссийского Братства во имя святителя Николы. На IV Всероссийском Съезде в г.Вольске в мае 1912 года, «в воздаяние за особые труды и полезную деятельность на пользу церкви» П.Ф.Гудков был избран пожизненным почетным членом Совета Всероссийского Братства. Павел Федорович владел Торговым Домом «Гудковъ и сыновья», а также гостиницей на углу Саратовской и Панской (ныне гостиница «Националь» на углу ул.Ленинградской и Фрунзе) и магазином «Мебель» на Саратовской (ныне — ул.Фрунзе), которые располагались в принадлежащих ему домах №№ 87 и 89 по ул.Саратовской, имел также собственный дом на ул.Дворянской, 109 (ныне — ул.Куйбышева).

Читать еще:  Храм-на-Крови в Екатеринбурге: история и описание церкви, адрес и время работы, иконы и мощи, факты, как добраться

Кроме Гудковых значительную роль в истории Древлеправославной Церкви в Самаре сыграл еще попечитель самарской моленной Архип Иванович Безпалов — купец, гласный Самарской городской Думы, член учетного комитета Самарского отделения Волжско-Камского банка, член Совета Самарского общества взаимного кредита, владелец «Конторы дилижансов купца Безпалова: от Самары до Оренбурга». А также самарские купцы-землевладельцы Осип Корнеевич и Федор Андреевич Полуэктовы.

Около 1900 года самарская община, наконец, получила постоянного священника, а после Указа об укреплении начал веротерпимости 1905 года, когда старообрядцам было дано право открыто исповедовать свои убеждения, община была официально зарегистрирована.

Несмотря на относительную малочисленность общины и бедность прихода, члены общины старались своими пожертвованиями поддерживать клир. Не без зависти «Самарские епархиальные ведомости» отмечали: «Обезпечено духовенство более чем прилично. Самарский приход … дает в год от 4-5 тысяч, решительно при всем готовом. Даже одежда и закуска вся благотворительная. Как сами священники в старости, так и члены их семейства, в случае смерти, обезпечены и помещением, и всем необходимым».

После 1910 года в Самаре служил священник Василий Михайлович Аргентов — член Совета Всероссийского Братства.

После революции с 1922 по 1929 г.г. настоятелем прихода был член Главного Церковного Совета протоиерей Софоний Леонтьевич Галкин. Председатель Совета общины в те годы был Иван Ерофеевич Разин. Уставщик — Григорий Митрофанович Большаков.

После отца Софония в 1929 г. общину возглавил священник Феодор Максимович Архангельский.

Во время великой отечественной войны жизнь общины не угасала — в 1944 г. Покровский храм Самары становится кафедральным. На вновь учрежденную Куйбышевскую кафедру рукополагается настоятель храма иерей Поликарп Тимонин — Епископ Павел.

Весной 1950 г. настоятель самарского храма отец Евфимий Кузьмич Абрамов принял иноческий постриг с наречением имени Епифаний и 26 мая был рукоположен в сан епископа на Куйбышевскую кафедру вместо скончавшегося в 1946 году Владыки Павла..

5 ноября 1955 году Владыка Епифаний становится Предстоятелем Церкви и с этого года по 1963 г. при Покровском храме в Самаре (тогда — Куйбышев) располагалась кафедра Архиепископа. В этот период времени Самарская община являлась духовно-административным центром всей Церкви.

В 1960 году в общине произошло знаменательное событие – второй раз после раскола 17 века в Древлеправославной Церкви совершалось Мироварение.
Варение и освящение Мира происходило с 10 по 14 апреля. В Мироварении участвовали: Архиепископ Епифаний Куйбышевский, Московский и всея Руси, Епископ Новозыбковский Иеремия (Матвиевич), Епископ Пермский Евсевий (Самарцев), протоиерей Иоанн Исаев, иерей Леонтий Дорофеев, иерей Полиект Ефимов и другие священнослужители.

1981 год стал для Самарской общины, возможно, самым печальным в ее истории — в связи с городской застройкой кафедральный собор был снесен, а верующим было предо­ставлено для совершения богослужений полупод­вальное помещение.

В 1984 году в самарскую общину на постоянное служение был направлен священник Сава Феодулович Тихов.

Община потихоньку увеличивалась, приспособленное помещение не могло более устраивать христиан, и в 1987 году было решено строить новый храм.

Строительство совершилось в кратчайшие сроки. Буквально за два года был построен замечательный кирпичный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Просторный, уютный храм построен в традиционном древнерусском стиле церковного зодчества и вполне отвечает главному своему назначению — совместной молитве верующих.

Новый храм был построен благодаря усердному участию в строительных работах многих прихожан, включая настоятеля храма отца Саву. Нельзя не отметить также огромный вклад в строительство храма прихожанина Василия Севастьяновича Казакова, который фактически являлся и прорабом, и снабженцем, и строителем, и грузчиком, отдавая строительству храма все свое время.

14 октября 1990 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Архиепископ Геннадий (Антонов) возглавил службу Божественной Литургии по чину освящения церкви в новопостроенном храме в г. Самаре. В связи с освящением нового храма на богослужебные торжества прибыли священнослужители и миряне из дру­гих приходов.
Каждый, кто участвовал в первом богослужении в этом храме, по-особому чувствовал духовную радость. Церковь была переполнена молящимися. Она украшалась огоньками свечей и лампад, наполнялась желанным для каждого верующего запахом ладана и благоуханием Св. Миро. Хотелось быть и быть в этой обстановке священного благолепия. Но прошли эти неповторимые и незабываемые часы духовного восторга.

По окончании чина освящения Владыко Генна­дий в своем слове отметил, каких трудов стоило для многих из присутствовавших сооружение такого замечательного храма, выразил сердечную архипастырскую благодарность настоятелю храма отцу Саве Тихову и всем прихожанам. Его Высокопреосвященство выразил уверенность, что построенный храм будет тем святым домом молитвы, в котором верующие будут питать духов­ной пищей свои бессмертные души.

К концу 1990-х годов самарская община достаточно окрепла, и Господь положил на сердце христианам воздвигнуть в г. Самаре женский древлеправославный монастырь. Для этого благого дела администрация города безвозмездно выделала участок земли в шесть соток рядом с храмом. 2 августа 1998 году на праздник св. пророка Илии Епископ Лев в сослужении отца Савы освятили место для постройки женского монастыря. Сразу же после освящения места община приступила к строительству и к концу года уже были полностью воздвигнуты кирпичные стены. И вот в 2001 году монастырь распахнул свои двери для всех женщин-христианок, желающих, посвятить свою жизнь служению Господу в молитве, посте, труде и послушании ради достижения вечного спасения.

В октябре 2005 года настоятель Покровского храма протоиерей Сава Тихов принял иноческий постриг с наречением имени Савин и был рукоположен в епископский сан на Волжскую Епархию. При Покровском храме г. Самары разместилась кафедра владыки Савина.

Собор во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Самара (РДЦ)

Древлеправославные христиане изначально во множестве проживали на территории Самарского Поволжья. Объяснялось это не в последнюю очередь тем, что в тех местах в конце XVIII – первой трети XIX в.в. находился один из духовных Древлеправославных центров – Иргизские монастыри. Именно на Иргизе сложилась практика приема священников из господствующей церкви через миропомазание, т.н. «иргизская исправа». Поэтому земли вдоль рек Большой и Малый Иргиз были привлекательны для староверов-поповцев. Сюда переселялись не только выходцы из Польши, но и старообрядцы из южных и центральных губернии России, из Малороссии.

Долгое время у самарских христиан не было помещения для совершения общественного богослужения. По этой причине в общине не было и постоянного священника. Для исполнения духовных треб в Самару приезжали священнослужители из других приходов Самарской губернии. Так в 1870-х годах самарскую общину обслуживал о. Симеон Лебедев из г. Николаевка. После него отец Василий Иванович Горизонтов (умер около 1886 года). В конце 1887 года в Самару для постоянного служения переехал о. Иоанн Гаврилович Люцернов, который впрочем, в скором времени скончался. После его смерти, 8 июля 1888 года, и до 1900 года самарская община была официально приписана к г.Хвалынску Саратовской губернии и окормлялась хвалынскими священниками.

Не смотря на отсутствие настоятеля, община была все же крепкой, имела незаурядных начетчиков, способных вести собеседования о вере с самыми именитыми миссионерами. Так, в 90-е г.г. XIX века особым авторитетом среди самарских христиан пользовался член общины, самарский мещанин Жачкин. Он был постоянным участником публичных собеседований с епархиальным миссионером Дмитрием Орловым – одним из наиболее ярких защитников господствующей церкви в епархии. Тем не менее, начетчик Жачкин не уступал Д.Орлову, и потому местные старообрядцы разных согласий всегда приглашали его на публичные собеседования. Ничуть не смутил самарского начетчика известный по всей России синодальный миссионер Ксенофонт Крючков, который проводил публичные собеседования в Самаре в марте-апреле 1889 года. И на этих собеседованиях Жачкин, который, по выражению «Самарских епархиальных ведомостей», выдавался из среды своих собратьев умением ясно и последовательно излагать свои доводы, а также упорством в отстаивании своих убеждений, был «главным возражателем» синодального миссионера. «Самарские епархиальные ведомости» указывают, что помимо Жачкина в прениях принимали участие древлеправославный начетчик Семен Егорович и уставщик «молодых еще лет, по видимому фанатически преданный своему обществу». Благодаря этим ярким представителям старообрядчества, миссия Ксенофонта .Крючкова не увенчалась успехом. «Как при начале собеседования, так и после всего сказанного, беглопоповцы оставались упорными в своем заблуждении», — отмечают «Самарские епархиальные ведомости». И с разочарованием констатируют: «Беседа о.протоиерея Крючкова прошла безследно для этих предубежденных совопросников»

К 1890 году относится первое упоминание о том, что самарская община имела свою моленную. Моленную на собственные средства построил во дворе своего дома на ул. Казанской купец П.Ф.Гудков.

Собор во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Самара

Глава купеческого рода Гудковых, Павел Федорович Гудков, был видным деятелем российского и самарского староверия, попечителем Самарской древлеправославной общины и председателем Совета общины, участником Всероссийских Съездов, членом Совета Всероссийского Братства во имя святителя Николы. На IV Всероссийском Съезде в г.Вольске в мае 1912 года, «в воздаяние за особые труды и полезную деятельность на пользу церкви» П.Ф.Гудков был избран пожизненным почетным членом Совета Всероссийского Братства. Павел Федорович владел Торговым Домом «Гудковъ и сыновья», а также гостиницей на углу Саратовской и Панской (ныне гостиница «Националь» на углу ул.Ленинградской и Фрунзе) и магазином «Мебель» на Саратовской (ныне — ул.Фрунзе), которые располагались в принадлежащих ему домах №№ 87 и 89 по ул.Саратовской, имел также собственный дом на ул.Дворянской, 109 (ныне — ул.Куйбышева).

Кроме Гудковых значительную роль в истории Древлеправославной Церкви в Самаре сыграл еще попечитель самарской моленной Архип Иванович Безпалов — купец, гласный Самарской городской Думы, член учетного комитета Самарского отделения Волжско-Камского банка, член Совета Самарского общества взаимного кредита, владелец «Конторы дилижансов купца Безпалова: от Самары до Оренбурга». А также самарские купцы-землевладельцы Осип Корнеевич и Федор Андреевич Полуэктовы.

Около 1900 года самарская община, наконец, получила постоянного священника, а после Указа об укреплении начал веротерпимости 1905 года, когда старообрядцам было дано право открыто исповедовать свои убеждения, община была официально зарегистрирована.

Несмотря на относительную малочисленность общины и бедность прихода, члены общины старались своими пожертвованиями поддерживать клир. Не без зависти «Самарские епархиальные ведомости» отмечали: «Обезпечено духовенство более чем прилично. Самарский приход … дает в год от 4-5 тысяч, решительно при всем готовом. Даже одежда и закуска вся благотворительная. Как сами священники в старости, так и члены их семейства, в случае смерти, обезпечены и помещением, и всем необходимым»[1].

После 1910 года в Самаре служил священник Василий Михайлович Аргентов — член Совета Всероссийского Братства.

После революции с 1922 по 1929 г.г. настоятелем прихода был член Главного Церковного Совета протоиерей Софоний Леонтьевич Галкин. Председатель Совета общины в те годы был Иван Ерофеевич Разин. Уставщик — Григорий Митрофанович Большаков.

После отца Софония в 1929 г. общину возглавил священник Феодор Максимович Архангельский.

Во время великой отечественной войны жизнь общины не угасала — в 1944 г. Покровский храм Самары становится кафедральным. На вновь учрежденную Куйбышевскую кафедру рукополагается настоятель храма иерей Поликарп Тимонин — Епископ Павел.

Весной 1950 г. настоятель самарского храма отец Евфимий Кузьмич Абрамов принял иноческий постриг с наречением имени Епифаний и 26 мая был рукоположен в сан епископа на Куйбышевскую кафедру вместо скончавшегося в 1946 году Владыки Павла..

5 ноября 1955 году Владыка Епифаний становится Предстоятелем Церкви и с этого года по 1963 г. при Покровском храме в Самаре (тогда — Куйбышев) располагалась кафедра Архиепископа. В этот период времени Самарская община являлась духовно-административным центром всей Церкви.

Архиепископ Епифаний, духовенство и прихожане (г.Самара, начало 1960-х гг.)

В 1960 году в общине произошло знаменательное событие – второй раз после раскола 17 века в Древлеправославной Церкви совершалось Мироварение.

Варение и освящение Мира происходило с 10 по 14 апреля. В Мироварении участвовали: Архиепископ Епифаний Куйбышевский, Московский и всея Руси, Епископ Новозыбковский Иеремия (Матвиевич), Епископ Пермский Евсевий (Самарцев), протоиерей Иоанн Исаев, иерей Леонтий Дорофеев, иерей Полиект Ефимов и другие священнослужители.

В воскресенье 10 апреля 1960 года в 17 часов по московскому времени Высокопреосвященнейший Архиепископ Епифаний и другие священнослужители начали в мироварне Всенощное бде­ние Святому Духу, как поется в Троицын день с Триодью цвет­ной по Благовещенскому уставу по книге «Чин и Устав, како освящати святаго и великаго Миро», напечатанной в XVII веке при Святейшем Филарете, Патриархе Московском и всея Руси. В понедельник 11 апреля по окончании службы часов с вечерней Архиепископ Епифаний вместе с остальными священнослужителями освятил воду и окропил ею печь, сосуды для Мира, помещение мироварной и все подготовленные к Мироварению вещества.

После освящения в котел было влито вино и заложена часть веществ, а на девятой песни канона Богородице Архиепископ Епифаний зажег печь.

Все последующие дни — Великий понедельник, Великий втор­ник и Великую среду — в мироварной производилась служба по церковному уставу и чину Мироварения, а между службой день и ночь читалось святое Евангелие.

В среду утром по окончании дневной службы влили в котел оливковое прованское масло и другие оставшиеся вещества, вечером были влиты душистые благовонные масла, и варение Мира закончилось.

Службу в мироварной возглавляли:

в понедельник —Архиепископ Епифаний;

во вторник — епископ Иеремия;

в среду — епископ Евсевий.

В среду вечером, при переливании сваренного Миро в оловянник, службу закончил Архиепископ Епифаний. В Великий четверг перед началом Божественной Ли­тургии Архиепископ Епифаний, вкупе с епископами, священниками и диаконами при полном облачении с крестами и иконами, в сопровождении хора певчих торжественно прошли из церкви в мироварню и совершили чип выноса с пением надгробного трисвятого и перенесли святое Ми­ро в церковь во святой Алтарь. После окончания Божественной Литургии был отслужен благодарственный молебен Святому Духу и храму, в память совершившегося великого дела — Боже­ственного Мироварения.

С 27 апреля 1969 г. по 27 июня 1992 г. Куйбышевской кафедрой управлял Епископ Григорий (Корнилов).

Епископ Куйбышевский Григорий и прихожане (г.Самара, конец 1970-х гг.)

1981 год стал для Самарской общины, возможно, самым печальным в ее истории — в связи с городской застройкой кафедральный собор был снесен, а верующим было предо­ставлено для совершения богослужений полупод­вальное помещение.

В 1984 году в самарскую общину на постоянное служение был направлен священник Сава Феодулович Тихов.

Община потихоньку увеличивалась, приспособленное помещение не могло более устраивать христиан, и в 1987 году было решено строить новый храм.

Строительство совершилось в кратчайшие сроки. Буквально за два года был построен замечательный кирпичный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Собор во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Самара

Просторный, уютный храм построен в традиционном древнерусском стиле церковного зодчества и вполне отвечает главному своему назначению — совместной молитве верующих.

Новый храм был построен благодаря усердному участию в строительных работах многих прихожан, включая настоятеля храма отца Саву. Нельзя не отметить также огромный вклад в строительство храма прихожанина Василия Севастьяновича Казакова, который фактически являлся и прорабом, и снабженцем, и строителем, и грузчиком, отдавая строительству храма все свое время.

14 октября 1990 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Архиепископ Геннадий (Антонов) возглавил службу Божественной Литургии по чину освящения церкви в новопостроенном храме в г. Самаре. В связи с освящением нового храма на богослужебные торжества прибыли священнослужители и миряне из дру­гих приходов.

Каждый, кто участвовал в первом богослужении в этом храме, по-особому чувствовал духовную радость. Церковь была переполнена молящимися. Она украшалась огоньками свечей и лампад, наполнялась желанным для каждого верующего запахом ладана и благоуханием Св. Миро. Хотелось быть и быть в этой обстановке священного благолепия. Но прошли эти неповторимые и незабываемые часы духовного восторга…

По окончании чина освящения Владыко Генна­дий в своем слове отметил, каких трудов стоило для многих из присутствовавших сооружение такого замечательного храма, выразил сердечную архипастырскую благодарность настоятелю храма отцу Саве Тихову и всем прихожанам. Его Высокопреосвященство выразил уверенность, что построенный храм будет тем святым домом молитвы, в котором верующие будут питать духов­ной пищей свои бессмертные души.

Настоятель храма протоиерей Сава Тихов и
юные христиане общин г.Самары и г. Вольска (г. Самара, 2005г.)

С 1996 года Самарской кафедрой управлял Епископ Лев (Бобылев)[2].

К концу 1990-х годов самарская община достаточно окрепла, и Господь положил на сердце христианам воздвигнуть в г. Самаре женский древлеправославный монастырь. Для этого благого дела администрация города безвозмездно выделала участок земли в шесть соток рядом с храмом. 2 августа 1998 году на праздник св. пророка Илии Епископ Лев в сослужении отца Савы освятили место для постройки женского монастыря. Сразу же после освящения места община приступила к строительству и к концу года уже были полностью воздвигнуты кирпичные стены. И вот в 2001 году монастырь распахнул свои двери для всех женщин-христианок, желающих, посвятить свою жизнь служению Господу в молитве, посте, труде и послушании ради достижения вечного спасения.
В октябре 2005 года настоятель Покровского храма протоиерей Сава Тихов принял иноческий постриг с наречением имени Савин и был рукоположен в епископский сан на Волжскую Епархию. При Покровском храме г. Самары разместилась кафедра владыки Савина.

Собор во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Самара

Местоположение: Россия, г. Самара, ул. Стандартная, 26

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector