0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новоспасский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки, расписание богослужений

Содержание

Новоспасский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки, расписание богослужений

  • История
    • Летопись
    • Подвижники благочестия
    • Исторические личности
    • Памятные даты
  • Духовенство
    • Патриарх
    • Наместник
    • Братия монастыря
    • Хор
  • Паломникам
    • Архитектурный ансамбль монастыря
    • Музей
      • Музей: взгляд в будущее
      • Наша коллекция
    • Святыни монастыря
    • Виртуальный 3d тур
  • Магазины
    • Книжная лавка. Интернет магазин nsmbooks.ru
  • Экскурсии
    • Общая информация
    • Пешие экскурсии по Москве
    • Автобусные экскурсии по Москве
    • Паломнические поездки по России
  • Расписание богослужений
  • Подать записку
  • Вопрос священнику
  • Поиск

Приобретение продукции Иконной лавки Новоспасского монастыря

«Икона» с древнегреческого переводится как «образ». Икона — образ Богочеловека или образ святого. Он помогает человеку настроиться на молитвенное состояние, обратиться к Божественной помощи.

Чтобы выбрать образ для домашнего моления чтимого Вами лично святого или праздника — можно обратиться в Иконную лавку Новоспасского монастыря, где вас всегда проконсультируют и помогут сориентироваться в обилии продукции, в том числе: икон, освященного масла у образа «Всецарицы», лампадного масла, свечей, чёток, крестильных и погребальных принадлежностей, нательных крестиков, образков и многого другого.

Часы работы лавок с 10 до 20. В выходные и праздники с 9 до 20. Для вашего удобства работают телефоны
церковная утварь: 8-925-267-21-01,
книги: 8-916-331-69-56
Возможна доставка.

Мы в Instagram и Telegram

Новоспасский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки, расписание богослужений

Ещё один сайт сети «Московская епархия Русской Православной Церкви»

Контактная информация

  • Ставропигия: да
  • Тип монастыря: мужской
  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): 17.00 — вечерня и утреня, 7.00 — полунощница, 8.00 — часы, Литургия. В воскр. дни, в храмовые и двунадесятые праздники совершаются 2 Литургии: 7.00 — в храме прп. Романа Сладкопевца и в 9.00 — в Преображенском храме (летн. период) или в Покровском храме (зимн. период). Накануне с 17.00 совершается всенощное бдение. Ежедневно, после Литургии совершается заупокойная лития и молебен перед чудотворной иконой «Всецарица» (кроме двунадесятых и храмовых праздников). В периоды между постами на молебне «Всецарице» по воскресным дням служится акафист Божией Матери в честь этой Её иконы. Акафист перед Нерукотворенным образом Спасителя (летн. период) или Покрову Божией Матери (зимн. период) служится на богослужении в воскр. вечером (кроме праздн. богослужений)
  • Наместник: Епископ Воскресенский Савва, викарий Московской епархии
  • Престольные праздники:
    • Спаса Нерукотворного — Август 29 [по н.с.]
  • Святыни: Иконостас XVIII в. с иконами XVII в., остатки чтимого образа Спасителя, чудотворная икона Божией Матери «Всецарица» – список с чудотворного образа со Святой Горы Афон, Смоленская икона Божией Матери — вклад матери царя Михаила Феодоровича инокини Марфы, частицы мощей прп. Серафима Саровского, ап. и еванг. Марка, свт. Иоанна Златоуста, прмц. Елисаветы Феодоровны и др. угодников Божиих, частицы мощей двух египетских святых первых веков христианства — Паисия Великого и Порфирия Лампаксийского.
  • Краткая историческая справка: Монастырь был основан св. блгв. кн. Даниилом Московским, сыном св. Александра Невского, на месте, ныне занимаемом Свято-Даниловым монастырём, вблизи Серпуховской заставы. Монастырь был перенесён вел. кн. Иоанном III на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы-реки и получил название «Новоспасский». Особенно почитался российскими государями из династии Романовых как место погребения их предков. Настоятелями в разные периоды истории монастыря были: свт. Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси, Патриарх Никон, Патриарх Питирим, свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский и другие достойные иерархи и священнослужители РПЦ. Монастырь закрыли в 1918 г., В 1991 г. Новоспасский монастырь возвращён РПЦ.

Прп. Кириака отшельника (556).

Мчч. Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Прп. Феофана Милостивого.

Сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского (1934).

Еф., 222 зач., II, 19 – III, 7.Лк., 18 зач., V, 12–16.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве

На сегодняшний день московский Новоспасский монастырь является духовным центром города и открыт для посещения верующими и туристами. Но были в его истории и сложные времена. Обитель подвергалась вражеским набегам и разорению в период советской власти.

История и судьба монастыря в ХХ веке

Считается, что основателем монастыря является князь Даниил, сын прославленного Александра Невского. В 1330 году обитель перенесли на Боровицкий холм, поближе к Кремлю. Так решил уже преемник князя Даниила, Иван Калита. В свою очередь, Иоанн III переместил монастырь на Крутицкий холм, после чего обитель и получила своё название Новоспасской.

  • Все монастырские постройки изначально были деревянными. В 1491 году царствующий тогда Иоанн III начал возведение каменного собора в честь Преображения Господня. Также с этого момента монастырь становится родовой усыпальницей Романовых. Когда на престол сел Михаил Романов, несколько поколений его предков уже покоились на территории Новоспасского монастыря. В связи с этим, обители на протяжении всех веков царствования династии уделялось особое внимание, а 17 век историки считают временем расцвета монастыря.
  • с 1640 по 1642 г. обитель обнесли каменной стеной. К тому времени деревянный частокол сильно обветшал и не выполнял свою функцию защитного сооружения в должной мере. Закончилось и возведение Преображенского собора. Во времена Отечественной войны с французскими захватчиками обитель сильно пострадала и была сожжена почти дотла. На её восстановление ушло больше тридцати лет.
  • Вплоть до революции Новоспасский монастырь посещали представители царской семьи. Так, в 1913 году сюда приезжал император Николай II. Визит был связан с трёхсотлетием правления династии Романовых. По этому случаю во дворе монастыря возвели красивую часовню.
  • С приходом большевиков обитель закрыли одной из первых в Москве. На территории Новоспасского монастыря организовали трудовой лагерь для врагов народа и уголовников. Также здесь действовала женская тюрьма. За стенами некогда святого места начали проводить пытки и расстрелы. Сегодня там, где осуждённых лишали жизни, обустроен Итальянский дворик в память о трагических событиях революционной эпохи.
  • Некоторые помещения стали использовать в качестве овощехранилища. Келейные корпуса переделывали под квартиры. Сотрудники НКВД хранили конфискованную мебель и архивную документацию. Перед войной планировалось полностью снести монастырское кладбище и обветшавшие постройки. Но вторжение германских войск не дало этим планам воплотиться в жизнь.

При Хрущёве здания начали реставрировать. Но финансирование оказалось настолько скудным, что работы растянулись на два десятка лет. После распада Советского Союза, монастырь вернули Русской православной церкви. От меценатов стали поступать многочисленные пожертвования. Территорию обители облагородили, храмы отстроили. Богослужения ведутся регулярно и верующие имеют возможность помолиться у чудотворных икон, а туристы осмотреть архитектурные достопримечательности.

Описание архитектуры

Основной достопримечательностью всего монастырского ансамбля является, конечно же, Преображенский собор, построенный при царе Михаиле Федоровиче. По размерам он уступает разве что Успенскому кафедральному собору. Росписью стен занимался мастер из Костромы, Гурий Никитин, приглашенный специально для этого в столицу. Многие из росписей сохранились до нашего времени.

Интересно! Во времена наполеоновских сражений французы пытались переоборудовать здание собора под конюшни. Лошадей хотели завести в галерею Преображенского собора по чугунной лестнице, но животные отказались подниматься.

Рядом стоит Знаменская церковь, которая также стала усыпальницей для представителей русской знати. С XVIII по XIX век во дворе монастыря сформировался некрополь, включающий в себя многочисленные захоронения аристократов того времени. Есть утверждения, что именно в Новоспасском монастыре окончила свой земной путь княжна Тараканова.

На территории обители расположились настоятельские палаты, монашеские кельи, трапезная, Покровская церковь, колокольня (78 м) и музей.

Современное состояние

Сейчас обитель полностью действующая и открыта для посещения с утра до вечера. Монахи живут по строгому уставу. Сюда могут приезжать паломники и просто туристы.

Внимание! Гостям необходимо придерживаться общих правил при нахождении на территории монастыря. Одежда должна быть закрытая, скромная. Снимать не разрешается настоятеля, братию и внутреннее помещение храмов. Не все здания открыты для свободного посещения посторонними.

Двор монастыря не очень большой. За ним тщательно ухаживают. В тёплое время года здесь много цветов и зелени, кругом растут плодовые деревья и виноградники.

Деятельность прихода

Обитель занимается помощью онкологическому диспансеру, проводит занятия в Центре реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости. Здесь функционирует воскресная школа, учебно-методический центр. Новоспасский монастырь стал штаб-квартирой для молодёжного движения «Молодая Русь».

Другие монастыри Москвы:

В ведении обители работает издание, которое выпускает православный журнал для молодых людей «Наследник» и «Православную юношескую газету» для детей подросткового возраста.

Святыни

В монастыре покоятся мощи великомученика Димитрия Солунского. Ковчег был перевезен из Греции в 2015 году. Событие приурочили к семидесятилетию победы над фашистами.

Здесь находится список с иконы Богоматери «Всецарица», оригинал которой хранится в Ватопедском монастыре на Афоне, и копия иконы Нерукотворного Образа Спасителя, сделанная с чудотворной иконы XIX века.

К святыням обители относится и пояс святого Иоанна Кронштадтского.

Престольные праздники

К особо почитаемым праздникам в Новоспасском монастыре относятся Преображение Господне — 19 августа и Покров Святой Богородицы — 14 октября.

Кроме того, отмечаются следующие даты:

  • празднование дня иконы Богородицы «Знамение» (10 декабря);
  • празднование дня иконы Богородицы «Всецарица» (31 августа);
  • День памяти князя Сергея Александровича, брата царя Николая II, убитого террористом в 1905 году;
  • дни памяти святых царственных страстотерпцев (16-17 июля);
  • День памяти преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны (18 июля);
  • День памяти епископа Орловского Макария, бывшего настоятелем монастыря в 1909-1914 гг. (4 сентября);
  • День памяти священномученика Павлина (3 ноября);
  • празднование иконы Богородицы «Смоленская» (10 августа).

Как добраться

Монастырь находится на левом берегу Москвы-реки. До него можно добраться на метро. Выходить нужно на станциях «Пролетарская» или «Крестьянская застава». В шестистах метрах от станций и расположен монастырский комплекс.

В летнее время по реке курсируют паромы, на которых тоже можно доплыть до обители. Причал, на котором следует выйти, называется «Новоспасский мост».

Неподалёку от монастыря останавливаются трамваи № 35 и 38. Доехать на автобусе также можно по маршрутам № 156, 184, 901.

Расписание богослужений

Утренние службы начинаются в 8 часов. Вечерние богослужения отправляются начиная с 17 часов. В праздничные дни и по воскресеньям Литургия служится с 7 и 9 часов утра. Всенощное бдение совершается с 17:00.

Все желающие попасть на службу могут уточнить расписание по телефону у дежурного: +7 495 676 95 70.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь — это место, пропитанное историей русского народа. Здесь царит особая атмосфера. Переоценить значение культурного наследия обители невозможно. Именно поэтому монастырь ежегодно посещает много людей. Кто-то, чтобы приложиться к святыням и попросить о помощи, а кто-то — чтобы поближе познакомиться с историей династии Романовых.

Новоспасский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки, расписание богослужений

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам! […]

  1. Ваш запрос не может быть обработан
  2. Ваш запрос не может быть обработан
  3. Где находится Новоспасский монастырь
  4. Ваш запрос не может быть обработан
  5. Ваш запрос не может быть обработан
  6. Посещение и часы работы Новоспасского монастыря
  7. Где остановиться рядом с обителью
  8. История создания обители
  9. Настоятели, наместники
  10. Святыни Новоспасского монастыря
  11. Видео прогулка по Новоспасском монастыре
  12. Почему монастырь называется ставропигиальным?
Читать еще:  Церковь святого Илии в Евпатории: история и адрес храма, расписание богослужений, святые и настоятели

Ваш запрос не может быть обработан

Ваш запрос не может быть обработан

С данным запросом возникла проблема. Мы работаем чтобы устранить ее как можно скорее.

Где находится Новоспасский монастырь

Адрес Новоспасского монастыря в Москве: Крестьянская площадь, 10.
Телефон обители: 67-69-570, код – 495. Телефоны экскурсионной службы: (495)-67-67-713, (925)-05-77-850.

Ваш запрос не может быть обработан

Ваш запрос не может быть обработан

С данным запросом возникла проблема. Мы работаем чтобы устранить ее как можно скорее.

Посещение и часы работы Новоспасского монастыря

Собираетесь посетить Новоспасский монастырь в Москве – обязательно изучите расписание богослужений: обитель открывается для посетителей перед литургией, а закрывается – по окончанию вечерней службы.
В монастыре можно не только поклониться святыням или помолиться перед иконой «Всецарица», но и побывать на экскурсии. Для этого следует заранее связаться с экскурсионной службой, которая работает с 9.00 до 19.00 (без выходных). Отправить заявку можно и на сайте обители.
В монастыре проводят такие экскурсии:

  • обзор архитектуры – часовое знакомство с монастырским ансамблем;
  • обзорная с изучением архитектурного ансамбля, посещением усыпальницы Романовых и Преображенского храма – знакомство с фресковой живописью, историей обители, посещением могил Романовых;
  • обзорная по музею – знакомство с экспозицией, фотогалереей, раритетными экспонатами;
  • экскурсия по стенам – подъем на крепостные стены монастыря, прогулка по саду обители, посещение усыпальницы Романовых.

Важно! Поскольку обитель является действующей, не забывайте о монастырских требованиях к внешнему виду посетителей (женщины – в платьях, юбках, с закрытыми руками и покрытой головой, без косметики; мужчины – в брюках, закрытыми плечами, без головного убора). Фотографировать братию, а также службу в храмах запрещено.

Где остановиться рядом с обителью

Паломникам стоит обратить внимание, что гостиницы или хостела при обители нет, поэтому лучше заранее позаботиться о поиске жилья. Хорошим вариантом станет хостел «Благовест», расположенный в пешей доступности от монастыря. Здесь вполне доступные расценки на номера, уютные комнаты, есть кондиционер и Wi-Fi. Душевая и ванная – общая на этаже.

История создания обители

Этот монастырь является одной из старейших московских обителей и был основан князем Даниилом. Находился он на том месте, где сегодня располагается Данилов монастырь. Новоспасская же обитель просуществовала там лишь несколько десятков лет, после чего была перенесена на Боровицкий холм, к Преображенской церкви. В середине XIV века здесь строят каменный Преображенский храм, а также другие сооружения. На тот момент обитель называлась просто Спасской.
В период Иоанна Третьего великокняжеский дворец начали активно расстраивать, из-за чего монастырь перенесли на Васильевский стан. Именно тогда обитель сменила название.
В конце XV века заложили и освятили Преображенский храм. В этот период монастырь стал местом усыпальниц боярских родов, включая Романовых.

Позже обитель начала выполнять и еще одну функцию – ее превратили в крепость, которая защищала Москву. Со временем деревянную стену, окружавшую монастырь, заменили каменной.
В середине XVII века сюда перенесли образ нерукотворного Спаса, однако в советский период он исчез. В это же время в обители построили застенки, где держали еретиков и преступников.
Начиная с правления Петра I, обитель постепенно приходила в упадок – ее имущество расхищали, часть строений сгорела. Однако в период чумной эпидемии именно Новоспасский монастырь принимал москвичей из разных уголков города.
В начале XX века обитель снова расцвела, став центром религиозного просвещения, но с приходом советской власти монастырь закрыли, превратив в концлагерь. Позже уничтожили некрополь обители, а на территории разместили архив, склад, вытрезвитель.
Лишь в 1990 году обитель вернули верующим, а со временем монастырь постепенно восстановили.

Настоятели, наместники

  • Иоанн I (1330 — 1346)
  • Петр (1346 — 1353)
  • Иоанн II (Непейца) (1353 — 1374)
  • Михаил (Митяй) (1375 — 1377)
  • Симеон (1382 — 1382)
  • Сергий I (1389 — 1389)
  • Игнатий (1389 — 1404)
  • Феодосий (1404 — 1404)
  • Матфей (1404 — 1404)
  • Иларион (1406 — 1406)
  • Савва (1410 — 1410)
  • Трифон (1453 — 1462)
  • Свт. Вассиан I (Рыло) (1466 — 1468)
  • Герман (1474 — 1474)
  • Елисей (1483 — 1488)
  • Афанасий I (Щедрый) (1496 — 1515)
  • Савва (1526 — 1530)
  • Феодосий (1539 — 1542)
  • Нифонт I (Кормилицын) (1543 — 1554)
  • Никифор (1554 — 1558)
  • Галактион (1558 — 1565)
  • Антоний (1565 — 1568)
  • Вассиан II (1569 — 1575)
  • Свт. Иов (1575 — 1581)
  • Иоаким (1581 — 1589)
  • Сергий II (1589 — 1589)
  • Сильвестр (1589 — 1598)
  • Закхей (1598 — 1599)
  • Сергий III (1599 — 1606)
  • Евфимий I (1610 — 1613)
  • Иосиф I (1613 — 1619)
  • Нифонт II (1623 — 1623)
  • Лаврентий I (1627 — 1629)
  • Митрофан (1629 — 1629)
  • Тихон I (1630 — 1631)
  • Иосиф II (1631 — 1637)
  • Лаврентий II (1638 — 1638)
  • Иона (1639 — 1645)
  • Никон I (Минич или Минов) (1646 — 1649)
  • Никон II (1649 — 1654)
  • Питирим (1654 — 1655)
  • Сергий IV (1656 — 1656)
  • Иосиф III (1658 — 1663)
  • Прохор (1663 — 1664)
  • Иосиф IV (22 декабря 1664 — 9 августа 1674)
  • Нифонт III (1674 — 1697)
  • Макарий I (1674 — 1681)
  • Гавриил I (Кичигин) (1681 — 1684)
  • Игнатий (Римский-Корсаков) (1684 — 1692)
  • Тихон II (Воинов) (3 апреля 1692 — 21 апреля 1695)
  • Трифиллий (Инихов) (4 мая 1695 — 17 мая 1697)
  • Исаия (1697 — 23 июля 1699)
  • Иларион I (1699 — 1701)
  • Иларион II (Властелинский) (1701 — 1702)
  • Иоасаф II (1702 — 1710)
  • Досифей (Глебов) (1710 — 1711)
  • Моисей (1711 — 1714)
  • Арсений (1715 — 1716)
  • Сергий V (1716 — 1720)
  • Иерофей (Прилуцкий) (1721 — 1728)
  • Евфимий II (Коллети), Грек (1728 — 1730)
  • Феофил (1730 — 1732)
  • Иларион II (1733 — 1735)
  • Никодим (Скребницкий) (февраль 1736 — 1738)
  • Антоний (Илляшевич) (1739 — 1748)
  • Гавриил II (Кременецкий) (5 апреля 1748 — 1749)
  • Мисаил (Чирский) (1749 — 17 августа 1764 [1])
  • Кирилл I (Ляшевецкий) (17 апреля — 6 августа 1758 [2])
  • Симон (Лагов) (1764 — 1769)
  • Иоанн III (Черепанов) (1770 — 1778)
  • Иоасаф III (Маслов) (1779 — 1785)
  • Павел (Пономарев) (14 января 1786 — 1794)
  • Мефодий (Смирнов) (14 февраля 1794 — 1795)
  • Амвросий I (Яковлев-Орлин) (1795 — 1796)
  • Анастасий (Братановский-Романенко) (1796 — 1797)
  • Иакинф (Карпинский) (1797 — 1798)
  • Варлаам (Головин) (1799 — 1811)
  • Сергий VI (Крылов-Платонов) (14 июня 1811 — 1812)
  • Амвросий II (Орнатский) (1812 — 1816)
  • Свт. Филарет (Дроздов) (март 1816 — 1819)
  • Кирилл II (Богословский-Платонов) (1819 — 1824)
  • Поликарп (Гойтанников) (1824 — 1834)
  • Аполлос (Алексеевский) (1834 — 1851)
  • Агапит I (Вознесенский) (1851 — 1852)
  • Агапит II (Введенский) (август 1852 — 28 мая 1877)
  • Порфирий (Успенский) (1878 — 19 апреля 1885) еп. б. Чигиринский
  • Петр (Екатериновский) (9 августа 1885 — 27 мая 1889) еп. б. Томский
  • Иосиф (Чепиговский) (22 июля 1889 — ?) еп. б. Владикавказский
  • Нестор (Метаниев) (16 декабря 1889 — 29 января 1894) еп. б. Смоленский
  • Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 — 20 декабря 1898) еп. б. Калужский
  • Климент (Стояновский) (1898 — 1906)
  • Борис (Шипулин) (1906 — 1909)
  • сщмч. Макарий II (Гневушев) (1909 — 1914)
  • Евфимий III (Елиев) (1914 — 1918)
  • Кирилл (Соколов) (конец 1917 — 1920)
  • Палладий (Добронравов) (1919 — 1922)
  • сщмч. Павлин (Крошечкин) (1920 — 1921)
  • сщмч. Евгений (Кобранов) (1921 — 1922)
  • Алексий (Фролов) (март 1991 — 22 марта 2011) архиеп. Костромской
  • Савва (Михеев) (22 марта 2011 — 14 июля 2018)
  • Иоанн (Руденко) (14 июля 2020 — 26 февраля 2019)
  • Дионисий (Порубай) (с 26 февраля 2019)

Святыни Новоспасского монастыря

  • Главной святыней Новоспасского монастыря в Москве является чтимый список иконы «Всецарица» (сама икона хранится на горе Афон, а список с нее был изготовлен специально для российской обители). Этот образ является чудотворным, и около него молятся об исцелении онкологических заболеваний. Икону регулярно отвозят в московский онкоцентр.
  • Икона нерукотворного Спаса – еще одна величайшая святыня обители. Сам чудотворный лик утерян, однако в монастыре хранится его список.
  • Пояс Иоанна Кронштадтского – эта святыня оказалась в обители после длительного пребывания в Болгарии.
  • Икона Смоленской Богоматери – этот чтимый образ обители подарила мать царя Михаила Федоровича, в монашестве носившая имя Марфа.

Также в обители сохраняются мощевики и иконы с частицами мощей святых.

Видео прогулка по Новоспасском монастыре

В этом видео вы сможете виртуально прогуляться по Новоспасскому монастырю. Приятного просмотра.

Бывали ли вы в Новоспасском монастыре, посещали ли его музей, видели ли часовню, под которой покоится княжна Тараканова? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.

Почему монастырь называется ставропигиальным?

Новоспасский монастырь относится к ставропигиальным, так называются монастыри, независимые от власти местного архиерея и находящиеся в прямой подчиненности Патриарху. Издревле в главном храме обители, получившей статус ставропигиальности, православный крест устанавливается собственноручно Патриархом.

Ставропигальность (крестоутвержденность) – высочайший статус, избранность среди православных монастырей. Правление ставропигиальным монастырем находится в руках наместника, имеющего чин архимандрита. В Москве сегодня всего 7 (семь) ставропигиальных мужских обителей.

Бог поругаем не бывает

О Новоспасском монастыре в годы советской власти

Тридцать лет назад, в декабре 1990 года московский Новоспасский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началось возрождение обители с семивековой историей, обители, которая, трижды поменяв свое место в столице, последние пять столетий нерушимо стояла на Крутицком холме, на берегу Москвы-реки, и выдержала нападения врагов, последствия секулярной реформы Екатерины II, разрушения, произведенные войсками Наполеона… Новоспасский выстоял и в страшные десятилетия ХХ века, прямо по евангельскому завету: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:28). «Тело» монастыря, его многочисленные материальные памятники советская власть уничтожала последовательно и беспощадно; только война, по-видимому, помешала сравнять обитель с землей. Но Дух Божий продолжал обитать и в оскверненной святыне, и доныне Господь очевидным образом помогает восстановлению ее былой красоты и величия.

Мы хотим поделиться с читателями любопытными воспоминаниями очевидца, который в непосредственной реальности наблюдал существование поруганной обители на протяжении нескольких десятилетий. Об увиденном в детстве и в пору молодости рассказывает И.Р. Тихомиров, когда-то житель «Кировского городка», устроенного на территории монастыря и находившегося в ведении НКВД. Мы нашли эти воспоминания среди давних публикаций журнала «Новоспасский монастырь». Их автор близко к сердцу принял воскрешение обители и, по некоторым свидетельствам, был ее прихожанином.

Родители мои родились в Москве в конце прошлого века. Когда они поженились, своего жилья у них не оказалось. Мать в то время работала секретарем-машинисткой в Наркомате юстиции (Наркомюсте), в ведении которого находились так называемые «трудовые колонии». Одна из таких «колоний» располагалась в бывшем Новоспасском монастыре в Москве. И когда матери в 1927 году предложили «казенную квартиру» (две малюсеньких комнаты) в этом бывшем монастыре, родители с радостью согласились.

«Трудовая колония» на самом деле была мужской тюрьмой. Крепкие и высокие монастырские стены в темное время освещались фонарями, укрепленными на кронштейнах. Охрана днем ходила вдоль стен, а ночью часовые размещались на стенах и ходили вдоль бойниц. Все это я хорошо помню, хотя и был очень мал. Жили мы на втором этаже так называемого второго корпуса, что примыкает с юга к Никольской церкви. На первом этаже была тюремная поликлиника и жили вохровцы.

В то время главные ворота монастыря, что под колокольней, были закрыты, а для проезда служили другие – юго-западные; там же у ворот была и проходная. Этот кирпичный домик и сейчас существует. Через него был сквозной проход по пропускам на улицу. Всех живущих на территории «трудовой колонии» охрана хорошо знала и пропускала так. А вот для того, чтобы попасть к нам в гости, нужно было заранее заказывать пропуск и встречать лично.

Нужно сказать, что в то время (начало 30-х годов) только начали разрушать чудесный некрополь монастыря. Тщательно отремонтированный, видимо, к трехсотлетию дома Романовых, монастырь все еще сохранял свое величие. Часы на колокольне исправно ходили. И, хотя основные колокола были сняты, колокола звона регулярно отбивали четверти и часы. Все население округи сверяло свои часы с монастырскими. Больших домов тогда поблизости не было, и часы на колокольне были видны издалека.

Стены монастыря снаружи были побелены и расписаны крупными изображениями ангелов и святых. Вохровцами ко дням революционных праздников поверх росписей вывешивались красные звезды, которые освещали изнутри лампочками, и красные транспаранты. Такое кощунственное смешение.

Вскоре на наших глазах началось разрушение памятников некрополя. С раннего утра над всей территорией монастыря стоял грохот от ударов кувалд по граниту. Несколько надгробий было вывезено в Донской монастырь. Большинство же памятников заключенные разбивали при помощи зубил и кувалд. Обломками надгробий мостили территорию монастыря и часть площади перед ним. Также было уничтожено кладбище, находившееся с наружной, северо-восточной стороны монастыря. Окна первых этажей бывших монастырских келий закрыли металлическими решетками.

Читать еще:  Георгиевский собор в Калуге: история и адрес храма, описание, святыни и настоятели

Заключенные работали в различных мастерских. Так, в бывшем настоятельском корпусе делали пуговицы, в других помещениях шили постельное белье, имелись механические и столярные мастерские. Среди заключенных были настоящие мастера – золотые руки, художники, которые занимались всякими поделками. Свободному населению общение с заключенными было запрещено.

Были ли побеги заключенных? Были, но редко. Существовало предание, что одному удалось убежать каким-то тайным подземным ходом. А один побег я видел. В те годы за оградой монастыря стояли два бревенчатых двухэтажных домика. На чердаке одного их этих домов и скрывался убежавший. Когда его обнаружили, он выскочил на крышу дома, и я видел, как его там били, а потом надели наручники.

Над входом в усыпальницу Романовых прежде находился мозаичный образ Спаса Нерукотворного, о котором упоминается в туристическом справочнике по Москве за 1904 год. Этот образ закрыли фанерным щитом с изображением дымящихся заводских труб и лозунгом: «Дома культуры вместо монастырей!» Вряд ли бы сохранился этот ценный образ до нашего времени, если бы не ретивые пропагандисты новой жизни. После войны, в 50-е годы, фанерный щит свалился. Перед праздником Пасхи местные бабушки, подставив лестницу, отмывали открывшуюся красоту.

Над входом в усыпальницу долго сохранялась надпись «столовая». Говорили, что в усыпальнице пытались устроить столовую для заключенных. Но сделали ее в Покровской церкви, для чего в апсиде храма был проделан вход с улицы. Летом, в хорошую погоду, заключенные обедали прямо во дворе. Ставились в ряд столы на козлах, лавки, рассаживалась шумная публика.

Был у заключенных и свой клуб. Он помещался в бывшей Никольской церкви. Сценой служила алтарная часть, а в зале стояли ряды скамеек. Приезжали в праздники артисты. Выступала в клубе знаменитая Лидия Русланова. В дни революционных праздников играл свой самодеятельный духовой оркестр из заключенных.

В начале 30-х годов под колокольней, вместо прохода, был устроен продовольственный магазин, или, как тогда говорили, «кооператив». Со стороны двора проход был заложен кирпичом, в помещении проведено электричество. В стенах были пробиты проходы в подсобные помещения. Просуществовал магазин до отмены продовольственных карточек в 1935 году.

На площади перед монастырем был колхозный рынок, называвшийся Спасским. Он сгорел при первой же бомбежке немцами Москвы в июле 1941 года. До революции на этой площади у монастыря в престольный праздник накрывались столы, святили яблоки и мед. Яблоки из монастырского сада раздавали населению бесплатно. Монастырский сад находился за малыми южными воротами, в так называемом хозяйственном дворе. Яблони росли и по берегу пруда и даже на крутых склонах. Было много сирени, акации. Пруд был чистый, водилась рыба. Во времена колонии на берега пруда не пускали. После ликвидации тюрьмы на южной части монастырского холма явно просматривался засыпанный ров. Тогда не могли знать, что это такое. Теперь выяснилось, что это захоронение расстрелянных в тридцатые годы.

«Трудовая колония» перестала существовать в 1935 году. Вохровцы, оставшиеся жить на прежнем месте, перешли на работу в Таганскую тюрьму, благо она была рядом. Видно, работы там прибавилось, и кадры были нужны.

Начался следующий этап разорения святыни. Освободившиеся помещения пустовали недолго. Территорию передали в ведение хозяйственного управления НКВД. Началось бурное заселение бывшего монастыря. В это время, видимо, значительно увеличилась численность московской милиции, и срочно требовалось жилье. Заселили все помещения, которые недавно освободились от заключенных. Кроме милиционеров и их семей, жилье отводилось обслуживающему персоналу и рабочим хозяйственного управления городской милиции. Кроме того, было устроено несколько общежитий в бывших церквях. Даже проход под колокольней был превращен в двухэтажное общежитие. Непонятно, как получали прописку в то строгое время, но селились буквально везде. На колокольне под арками, предназначенными для помещения колоколов, построили две хибары – жили! Даже кур завели. Жили в крепостных башнях, и даже в часовне у собора жила целая семья из четырех человек.

В это время доламывали все, что не успели сломать прежние хозяева. Часы с колокольни сняли и увезли, часовые колокола сняли и покололи прямо на месте. Очень хорошо помню, как увозили обломки этих колоколов. Их грузили на подводы, солнце освещало сколы, и блестели серебряные крупинки. Во время погрузки где-то на колокольне был найден запрестольный, видимо, золотой, крест. Нашедший показывал его своим товарищам, крест блестел золотом на солнце.

Помещения Преображенского собора занял архив НКВД Московской области. Это в какой-то мере спасло здание от разрушения. Следили, чтобы не текла крыша и были целыми стекла. Вход в архив охранялся милицией. А остальное… В усыпальнице Романовых сделали склад Мосмолока. В бывшем Никольском храме устроили склад конфискованной мебели. А конфисковывали в то время лихо. Каждый день по нескольку грузовиков привозили мебель и сгружали, сгружали. Иногда из шкафов и письменных столов вываливались чудом уцелевшие книги, школьные тетради… Склад был забит до отказа, во много ярусов. Иногда кое-что и увозили куда-то… В подклете церкви сделали картофелехранилище.

Дальше еще страшнее. Решили на территории монастыря сделать ямы для гашения извести. Были вырыты две огромные ямы. Первая яма – в углу северо-восточной башни. Вскрыто приблизительно два ряда по 10 могил в каждом. Могилы (склепы) были уничтожены, останки захороненных выброшены и валялись около Никольской церкви; вторая яма была между восточной стеной и часовней княжны Таракановой (монахини Досифеи). Вскрыт один ряд могил, примерно 10 захоронений. Кстати, тогда часовня княжны Таракановой стояла не на том месте, где сейчас, Это, вероятно, горе-реставраторы ее подвинули. Она находилась дальше от стены и севернее. Останки захороненных из этих могил были свалены в ту же кучу у Никольской церкви. Во время «трудовой колонии» надгробие княжны Таракановой еще было в приличном состоянии (но крест уже был сломан). Вход закрывался железными дверцами с раздвижной решеткой, в окнах цветные витражи, блестел позолоченный купол. Теперь все разорено. Со временем уничтожались и другие отдельные могилы – то грузовик в склеп провалится, то траншею нужно прокопать.

В 1939 году решили подготовить монастырь к взрыву. Население обещали переселить. Часть наиболее ценных фресок из собора передали в Третьяковскую галерею. Фреска «Крещение княгини Ольги» сейчас находится в запасниках церкви Троицы в Никитниках.

Начали разрушать монастырские стены. Сначала принялись за западную часть со стороны пруда. Одна бригада рабочих ломами отбивала у стен целые кирпичные блоки, а другая лебедкой, установленной у самой воды, стаскивала эти блоки вниз. До войны успели уничтожить стену между северо-западной и средней башнями и верх стены от средней до юго-западной башни. В начале войны были уничтожены все навершия. В подклете собора, в усыпальнице, было оборудовано бомбоубежище. Когда немцы подходили к Москве, жителям было предписано покинуть монастырь, так как собирались в нем сделать опорный оборонительный пункт, но дело кончилось только тем, что был вырыт ДОТ возле стены со стороны площади.

В середине октября 1941 года, когда в Москве началась паника, не уехавшие в эвакуацию жители решили устроить себе тайное укрытие от немцев. Искали таинственный подземный ход, который, по слухам, начинался под колокольней. Копали женщины и подростки под последним маршем лестницы. Работа длилась два дня. Откопали еще целый марш каменных ступеней, которые уперлись в стену. На этом работа кончилась.

После войны в Знаменской церкви решили устроить санпропускник (по-русски: душевую с вошебойкой) для существовавшей еще тогда Таганской тюрьмы. Когда рыли под церковью в северо-восточном углу траншею для подведения воды, обнаружили захоронение. Останки хорошо сохранились, и мумифицированный труп женщины в монашеской одежде несколько дней валялся у траншеи, пока его не выкинули в помойную кучу возле средней западной башни. После ликвидации Таганской тюрьмы санпропускник переделали под вытрезвитель. Туда свозили пьяных со всей округи. А в северном крыле монашеских корпусов сделали городскую гауптвахту для проштрафившихся милиционеров.

После смерти «великого зодчего коммунизма» склад конфискованных вещей в Никольской церкви ликвидировали. Разместили там цеха скульптурного комбината – благо потолки высокие. На территории были построены огромные сараи, в которых рабочие воплощали в бетоне, гипсе, металле идеи художников. Готовые монументы теснились в монастырском дворе.

В шестидесятые годы в монастыре начались реставрационные работы. Жителей стали постепенно переселять, выселили и скульптурный комбинат. Всю территорию передали реставраторам. Из Преображенского собора вывезли архив, но здание, не переданное реставраторам, осталось без хозяина. Протекала крыша, ветшали стены. Окончательно разграбили усыпальницу, находившуюся под собором.

В братских корпусах были восстановлены своды, заложенные и растесанные поздними владельцами окна и двери, удалены позднейшие пристройки. Отреставрирована колокольня, но без часов и надвратной церкви преподобного Сергия Радонежского.

До начала реставрационных работ вход в настоятельский корпус украшал чугунный портик из 12 чугунных узорчатых колонн, с балконом, украшенный цветным витражом. Уничтожен и второй вход в Преображенский собор с северной стороны. Он состоял из двух лестничных маршей с крытой застекленной галерей. Ступени – из крупных гранитных плит. Все это реставраторы убрали, как более поздние пристройки.

Имеющиеся сейчас надгробия на территории монастыря – это просто выставка из найденных в земле памятников, они не соответствуют местам захоронений. Конечно, восстановить некрополь полностью невозможно, но обозначить план захоронений можно было бы, сделав ограждения, газоны, пешеходные дорожки.

Праздником для всех людей, любящих русскую историю, уважающих предков, верующих в Бога, было известие о том, что Новоспасский монастырь передали Православной Церкви. Дай Бог силы законным хозяевам восстановить эту Святую Обитель.

Фото: Владимир Ходаков, Новоспасский монастырь,
а также из открытых источников в Интернете

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

История

Монастырь в честь Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов ставропигиальный мужской монастырь. Сыном св. Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новопасским. На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору».

Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-97 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел. государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889).

В монастыре по завещанию перезахоронена инокиня Досифея (†1810), московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре, известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны.

Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал великий князь Сергей Александрович (†1905), дядя св. страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г. Его останки перенесены в монастырь из Московского кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели великого князя и уничтоженный в XX в.

Читать еще:  Даниил Сысоев: биография священника, семья и жена, смерть, за что убили, проповеди и труды

На территории монастыря погребен известный в XIX в. старец Филарет (иеросхимонах Феодор), почти 50 лет подвизавшийся в обители и за преподобническую жизнь сподобившийся от Бога обильных духовных дарований. Его почитал и часто навещал свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский.

Настоятельский корпус выстроен Патриархом Филаретом в 20-х гг. XVII в. Каменные монастырские стены и башни также сооружены в XVII в. В разное время архимандритами Новоспасскими были выдающиеся иерархи, среди которых свт. Вассиан I., архиепископ Ростовский, свт. Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси, Патриарх Никон и Патриарх Питирим, свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский.

В бытность Патриарха Никона архимандритом Новоспасским по царскому указу в Московский Кремль, а затем в Новоспасский монастырь была торжественно перенесена из Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворного Образа Спасителя. В течение нескольких столетий образ был главной святыней обители.

Два настоятеля монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских: священномученик Макарий (Гневушев, †1918), епископ Орловский, и священномученик Павлин (Крошечкин, †1937), архиепископ Могилевский.

Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. Некрополь был уничтожен. В стенах обители был размещен исправительно-трудовой лагерь, в усыпальнице Романовых устроили женскую тюрьму. Храмы были закрыты и обращены в тюремные бараки и склады. До 1926 г. монастырская община существовала при храме свт. Николая, куда была перенесена главная святыня монастыря — чудотворная икона Спаса Нерукотворного Образа. После закрытия храма образ бесследно исчез. В 1935 г. архитектурный комплекс монастыря поступил в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив, в Никольском храме — склад конфиската и овощехранилище. В Знаменском храме некоторое время существовал медвытрезвитель. Остальные храмы и помещения переоборудовали под жилье. С 1968 г. в монастыре находилось объединение «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с мастерскими, позднее к ним добавилась мебельная фабрика.

4 декабря 1990 г. возвращен Русской Православной Церкви. Первая Литургия в возрожденной обители совершена 23 марта 1991 г.

Храмы

  • Спасо-Преображенский собор (1645-47 гг., иконостас и росписи XVII в.);
  • храм в честь прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-02 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архитектор С.У. Соловьев, воссоздан в 1995-2002 гг.);
  • храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.);
  • храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев Патриарха Филарета (1795 г., архитектор Е.С. Назаров);
  • храм свт. Николая Чудотворца (1652 г., бывший больничный, братский);
  • храм прп. Сергия Радонежского (устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архитектор И. Жеребцов).

Подворья

  • храм Иоанна Предтечи в селе Сумароково (Московская область, Рузский р-н);
  • храм Архистратига Михаила (Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/округ, дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20);
  • храм иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» (Центр реабилитации алко- и наркозависимых; Калужская область, село Дураково).

Святыни

Икона Божией Матери «Всецарица» (список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре, написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 г.), икона Нерукотворного Образа Спасителя (XIX век, список с чудотворной иконы, находившейся в Новоспасском монастыре), пояс святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно в 8.00, вечернее — в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и в 9.00, накануне — всенощное бдение в 17.00.

Новоспасский монастырь

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Новоспасский монастырь – одна из древнейших православных обителей Москвы. Действующий мужской монастырь находится в центре города, на левом берегу реки Москвы, выше Новоспасского моста. Он известен как место захоронения членов дома Романовых и именитых боярских родов России.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Новоспасский монастырь

Основные моменты

Новоспасский монастырь был основан в XIII веке, когда русскими землями правил князь Московский Даниил. В 90-е годы XV века великий князь Иван III перевел братию на Крутицкий холм, возвышающийся над рекой. Это место монастырь занимает и в наши дни. За несколько столетий древняя обитель переживала периоды расцвета и падения. Она служила надежной крепостью, защищавшей Москву от неприятеля, и крупным реставрационным центром. На монастырской территории хоронили самых известных людей России и держали концентрационный лагерь.

С начала 1990-х годов православная обитель была возвращена церкви и вновь стала действующей. В наши дни ее территория и памятники почти полностью отреставрированы. Ежедневно в Новоспасском монастыре бывает много паломников и туристов. Верующие приезжают сюда, чтобы прикоснуться к православным святыням и помолиться перед старинными иконами. Путешественники посещают монастырь, чтобы познакомиться с его ролью в истории страны, а также полюбоваться на выдающиеся памятники русского зодчества.

Возле главного входа в обитель возвышается одна из самых высоких в столице колоколен. Ее высота до главы составляет 80,41 м, что лишь немного ниже колокольни Ивана Великого, расположенной в Московском Кремле (81 м).

Ансамбль монастыря в вечерней подсветке Вид на монастырскую колокольню снизу

Среди монастырских храмов огромными размерами выделяется Преображенский собор, появившийся в Новоспасском монастыре во второй половине XVII века. Внутри этого величественного храма сохранились фрески, написанные знаменитым русским изографом Гурием Никитиным.

Территория Новоспасского монастыря небольшая, но очень ухоженная. В теплое время года здесь можно увидеть красивые цветущие клумбы, плодоносящие абрикосы и усыпанные спелыми ягодами виноградные лозы. Между обителью и Краснохолмской набережной расположен вытянутый Новоспасский пруд. Особенно красиво монастырский ансамбль смотрится от него и с берега реки – со стороны Краснохолмской набережной.

Сирень в монастырском саду Цветущий миндаль Петуньи на клумбах монастыря

История обители в XIII-XIX веках

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь основал в XIII веке правящий в Московии князь Даниил Александрович, сын князя Александра Невского. Находилась новая обитель там, где в наши дни стоит Данилов монастырь. Спустя несколько десятков лет обитель переехала. Такое решение принял сын Даниила – великий князь Иван I Данилович, по прозвищу Калита. Он захотел, чтобы монастырь располагался рядом с княжескими палатами в Кремле, и для монастыря было выбрано новое место – Боровицкий холм. По нему обитель стали именовать Спасом на Бору. Здесь молились сам князь и члены его семьи, а также останавливались церковные архиереи, приезжавшие в город для решения дел местных епархий.

Новоспасский монастырь на рисунке начала XIX века

Великий князь Иван III затеял в Московском Кремле крупномасштабное строительство, поэтому решено было перенести обитель за кремлевские стены. Князь выбрал высокое левобережье Москвы-реки на тогдашней окраине города. Из-за нового расположения монастырь стали именовать Новоспасским.

При Иоанне IV Грозном обитель превратили в могучее укрепление. Его территорию окружили мощными деревянными стенами и земляными валами. Несколько раз с монастырских стен раздавались пушечные залпы и выстрелы ружей, встречавшие набеги на Москву крымских татар. Отпор приближающимся отрядам неприятеля оказывали вооруженные стрельцы, а братия помогала им, готовя горячую смолу и кипяток, которые потом выливали на головы идущих в наступление врагов. Новоспасский монастырь оказал достойное сопротивление польским захватчикам и стал тем местом, где в начале XVII века ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского готовилось освобождать Москву.

Когда на российский престол вступил Михаил Федорович Романов, для обители началась эпоха процветания. Вплоть до XVIII века на ее территории хоронили представителей правящей династии Романовых и других именитых боярских родов. Несмотря на то, что Новоспасский монастырь находился вне стен Московского Кремля, царская семья регулярно приходила сюда на богомолье. Российские цари дарили обители старинные книги, иконы, ценную богослужебную утварь и облачения, поэтому монастырская ризница из года в год становилась все богаче и богаче.

Новоспасский монастырь в 1852 году. Фото Р. Фентона Монастырь в 1913 году

В 1640-е годы в обители стали строить стены из камня. Они поднимались на высоту 7,5 м и достигали толщины до 2 м. А в 1647 году в присутствии государя прошло торжественное освящение Преображенского собора. Благодаря царским подаркам, Новоспасский монастырь стал считаться одной из самых богатых московских обителей. Он владел множеством деревень и земельных угодий.

Серьезные испытания на долю Новоспасского монастыря выпали во время вторжения Наполеона в Россию. В 1812 году он был разграблен и подожжен. Известно, что до начала отступления из Москвы французские войска вырыли под Преображенским собором ямы и намеревались взорвать храм, однако, по каким-то причинам этого не произошло. До 1840-х годов древний монастырь залечивал раны, нанесенные Отечественной войной.

Каменные стены и башня Старинные надгробия Вход в монастырь

Испытания XX века

В начале прошлого века Новоспасский монастырь выполнял роль центра религиозного просвещения. При нем действовали Общества пения и трезвости, а неграмотные учились читать и считать на специальных занятиях. В 1913 году, когда вся страна отмечала 300-летие царствования Романовых, в монастырь приезжал российский император Николай II.

Затем в жизни обители, как во всей России, произошел резкий поворот. В 1918 году монастырь закрыли, а на освобожденной от монахов территории организовали концентрационный лагерь. Сначала здесь была тюрьма для женщин, а потом исправительно-трудовое учреждение, где содержались уголовники и политические заключенные. В древних храмах проходили пытки и расстрелы.

В 1930-е годы занимавший большую часть обители огромный некрополь по решению властей срыли, а бывшие монастырские здания передали в ведение НКВД. В них стали хранить архивы и конфискованную мебель. Часть зданий переделали под жилье, а в Никольской церкви было создано картофелехранилище. Со временем старинные строения ветшали, и новые владельцы хотели просто разрушить Новоспасский монастырь, однако этим планам помешала осуществиться Великая Отечественная война.

Вид на монастырь из 4-го Крутицкого переулка в начале 1950-х годов Вид на монастырь из 4-го Крутицкого переулка в начале 1950-х годов

В конце 1960-х годов при монастыре появился музей, посвященный реставрационному делу. Одновременно в обители начали проводить масштабные восстановительные работы, растянувшиеся на два десятилетия.

В начале 1990-х годов Новоспасский монастырь наконец вернули церкви. Возрожденная братия тогда состояла из настоятеля и двух иеромонахов. С тех пор в обители ведется реставрация. Сегодня большая часть монастыря восстановлена, однако реставрационные работы до конца еще не закончены.

Что можно увидеть на монастырской территории в наши дни

Центральное место в монастыре занимает большой Преображенский собор, внутри которого расположена фамильная усыпальница Романовых. В храме хранятся древние иконы, а его пол сделан из отлитых из чугуна плит. Вблизи от входа в собор можно увидеть изображение родословного дерева Рюриковичей. Все цари на нем нарисованы в полный рост. Церковные службы здесь ведутся только летом.

Преображенский собор Богослужение в Преображенском соборе Памятник династии Романовых возле стен собора Крыльцо усыпальницы Романовых Усыпальница Романовых

Самое высокое здание Новоспасского монастыря – четырехъярусная колокольня с церковью Сергия Радонежского. Она была построена в 50-80-е годы XVIII века по проекту известного русского зодчего Ивана Жеребцова. Колокола занимают четвертый ярус здания, а наверху видны часы с боем, мелодичный звук которых раздается каждые полчаса. Раньше на территорию монастыря попадали через саму колокольню, но в наши дни вход в обитель расположен правее нее.

Из построек XVII века в Новоспасской обители сохранились Покровская церковь, мощные каменные крепостные стены и башни, а также корпуса для настоятеля и братии. С XVIII века здесь стоят Никольская церковь, Знаменский храм с усыпальницей князей Шереметевых и иконная лавка. В более позднее время были возведены часовня (место захоронения княжны Таракановой), поминальный крест-памятник, свечная мастерская и хозяйственный двор.

окровская церковь Поминальный крест Знаменский храм

В 2011 году в обители появился собственный музей, который создали к 20-летию ее возрождения. Музейные экспонаты рассказывают об истории братской общины Новоспасского монастыря, его архитектурных памятниках, а также о жизни великого князя С. А. Романова.

В 2012 году в монастыре возрожден Итальянский дворик. Это памятное место, где в 1920-е годы проходили расстрелы заключенных.

При обители открыты воскресная школа и певческая школа для мальчиков.

Колокол весом 1000 пудов Настенные росписи

Советы при посещении монастыря

Туристы, желающие осмотреть Новоспасский монастырь, должны учитывать, что это действующая мужская православная обитель, живущая по своему уставу и правилам. Территория монастыря открыта ежедневно с утра до вечера. Богослужения в храмах проходят каждый день в 8.00 и 17.00, однако часть помещений и корпусов закрыта для посетителей.

Гости обители должны позаботиться о соответствующей, скромной одежде. Женщинам рекомендуют находиться на монастырской территории с покрытой головой. Внутри обители разрешают фотографировать, но просят не снимать монахов и послушников.

Посетители на выставке в Знаменском храме монастыря

Музей при Новоспасском монастыре принимает посетителей ежедневно с 10.00 до 17.00, и вход в него свободный. Кроме того, паломническая служба предлагает для всех желающих интересные тематические экскурсии по территории монастыря.

Как добраться

До Новоспасского монастыря можно дойти пешком от станций московского метро «Пролетарская» или «Крестьянская застава» (600 м). Интересно также приплыть к обители по реке на прогулочном теплоходе. Выходить нужно на причале «Новоспасский мост».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector