0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Никольский собор в Омске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Содержание

Свято-Никольский Казачий собор в Омске

Никольский Казачий собор (или Свято-Никольский Казачий собор) — один из старейших сохранившихся соборов Омска, находится в центрального округе города, на улице Ленина.

Строительство храма началось в 1833 году, престол был освящен 10 лет спустя. Храм был построен главным образом на пожертвования войска сибирского казачества, от чего и берет свое название. Главным архитектором собора является Василий Петрович Стасов — одним из основоположников русского ампира, автор многочисленных проектов в Москве и Санкт-Петербурге.

Казаки были первыми людьми, исповедующими православие в Сибири. Самым почитаемым среди казаков был Святитель Николай, поэтому большинство храмов на территории Сибири воздвигалось именно этому святому. Никольский Казачий собор в Омске является духовным центром всего Сибирского казачества.

Сейчас в соборе каждый день проходят служения, совершается Божественная литургия, проходят таинства, действует большой церковный хор.

С сентября 2012 года при Никольском Казачьем соборе работает воскресная школа для детей.

История собора

Строительство Свято-Никольской Казачьей церкви в Омске началось в 1833 году и осуществлялось главным образом на пожертвования казаков. Храм с тремя престолами и с основанием в виде вытянутого прямоугольника, украшенными портиками входами возведен по проекту архитектора В. П. Стасова.

Омский Свято-Никольский храм освящен в 1840 году, статус собора получил только в 1916 году. Прихожанами в основном были омские казаки.

Ценную реликвию, историческое знамя с ликом Дмитрия Солунского, собор получил в 1883 году. В годы гражданской войны знамя оказалось утрачено, и сейчас в храме находится копия, созданная по заказу горадминистрации в 1996 году.

В советское время в помещениях собора находились различные учреждения, затем на протяжении нескольких лет он был в запустении.

Первые реставрационные работы в Свято-Никольском Казачьем соборе Омска начались в конце 1970-х годов. В обновленном помещении в 1983 году удалось разместить органный зал. Полная передача собора епархии состоялась в 1998 году, в том же году орган по настоянию верующих перевезли в другое здание.

Архитектурные особенности и убранство

Никольский Казачий собор был возведен на площади напротив училища Сибирского казачьего войска, сейчас собор окружен небольшим парком, а рядом с ним находится Омская филармония. Строительство храма продолжалось несколько лет. В основании собор представляет собой вытянутый прямоугольник с тремя входами, которые оформлены в стиле ампир в виде дорических портиков с колоннами.

Высота церкви вместе с крестом — 33,5 метра.

В наши дни убранство храма имеет некоторые отличия от исторического: новый золоченый иконостас выполнен омскими резчиками, иконы написаны в мастерской при епархии.

Две главные иконы собора — икона Преподобного Серафима Саровского и икона Святителя Феодосия Черниговского с частицами мощей этих святых — расположены в специальных нишах по обеим сторонам от центрального иконостаса. В Никольском Казачьем соборе также имеется ковчег с частицами святых мощей, среди которых Преподобный Сергий Радонежский, Святитель Филарет Московский, Великомученик Георгий Победоносец, Преподобного Максима Грека и др.

Как добраться

Добраться до Никольского Казачьего собора на общественном транспорте очень просто: рядом с собором находится остановка «Детский мир», через которую проходит большое количество различных маршрутов. Расстояние от остановки до собора — 350 метров.

Вам подойдут следующие маршруты городского наземного транспорта:

  • автобусы № № 16, 20, 24, 28, 32, 33, 45, 46, 49, 51, 62, 63, 69, 70, 73, 79, 95, 109 и 110
  • троллейбусы № № 4, 12 и 16
  • маршрутные такси № № 19, 31H, 39, 51н, 64, 201, 214, 225, 302, 304, 307, 319, 323, 331, 335, 346, 350, 359, 394, 399, 410, 414, 424, 430, 434, 550 и 903.

Никольский Казачий собор находится в непосредственной близости от Иртышской набережной — главного прогулочного маршрута в Омске и популярного места отдыха горожан и туристов.

Для заказа автомобиля в Омске вы можете воспользоваться приложениями местных служб такси: например, «Лидер», Rutaxi или такси «Maxim».

Никольский Казачий собор на панорамах Google Maps: вид с перекрестка улиц Карла Маркса и Красных Зорь:

Видео о реставрации Свято-Никольского Казачьего собора:

Никольский собор в Омске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1915 году омское Общество хоругвеносцев ходатайствовало об отводе участка городской земли для постройки храма. Городская Дума выделила участок в 1000 кв. саженей с условием посадить сад и предоставить его в общественное пользование. Никольская церковь в восточной части Омска в поселке Игнатовке Кривощековского форштадта (современные ул. Ремесленные) была освящена в 1919 г. свт. Сильвестром (Ольшевским). Храм был не достроен, без куполов и колокольни. Строители использовали проект столичного архитектора А. И. фон Гогена для церкви на территории омского госпиталя, но в отличие от Скорбященского храма, в Никольской церкви есть полуподвальный этаж.

После того как все священники и наиболее активные прихожане храма были арестованы, 4 июля 1939 года Омский облисполком утвердил решение Куйбышевского райсовета от 20.04.39 о передаче здания церкви школе № 13 под клуб.

В 1940-е годы Игнатовская церковь была в хорошем состоянии, в ней размещался воинский склад. Позднее в храме открыли кинотеатр «Экран».

Здание было поставлено на государственную охрану как памятник архитектуры решением облисполкома № 139 от 23.05.89. Решением малого горсовета в 1990г. его передали Омско-Тарской епархии.

Первым настоятелем был назначен протоиерей Николай Морозов. После его перехода в Смоленскую епархию настоятелем был назначен иерей Михаил Вивчар.

С июня 1992 г. в храме начались службы на постоянной основе. Был проведен ремонт, установлен иконостас, постелен пол. В 1995 г. была построена колокольня и восстановлен купол с крестом. В 1999 г. был восстановлен световой купол над алтарем. Позже освящены и остальные шатровые купола с крестами. Заменена кровля, построен забор, размежевана земля. В 2003 г. построен дом притча с классами воскресной школы.

Третьим настоятелем после передачи храма РПЦ в сентябре 2007 г. был назначен иерей Василий Вивчар. В 2008 г. начались реставрационные работы фасада здания, завершенные в 2010г. За 2009-2010гг была смонтированы ливневая и дренажная системы вокруг храма, благоустроена прилегающая территория.

С мая по октябрь 2011г. был назначен новый настоятель — протоиерей Сергий Парамут.

В октябре 2011 г. настоятелем был возвращен иерей Василий Вивчар. С 2012 по 2016гг. была произведена капитальная реконструкция храма. Усилен фундамент и произведена гидроизоляция его наружных стен, проложена дренажная система внутри храма; заменены перекрытия полов нижнего и верхнего храма; установлен новый автоматизированный теплоузел с теплыми паровыми полами верхнего и нижнего храма; очищены стены от штукатурки, заменены выпадающие кирпичи стен; обновлена вся электропроводка; построена новая трапезная. В 2017г. началось расширение церковной территории, был приобретён близлежащий земельный участок площадью 6 соток, на данный момент ведутся переговоры о приобретении трех прилегающих участков по 5 соток земли, получено разрешение и началось обустройство 43 парковочных мест возле храма.

В настоящее время в храме ежедневно совершается богослужение, действует воскресная школа для детей и молодежный клуб, проводятся огласительные беседы с желающими креститься или стать крестными родителями.

Никольский собор в Омске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы

П раздник Покрова – один из самых почитаемых на Руси. Обратимся к историческому событию, лежащему в его основе.

В X столетии Византийская империя, теснимая своими энергичными восточными соседями, вновь оказалась на грани гибели. Константинополь внезапно был осажден «варварами» (в том числе и язычниками-россами),

Молебен в православном клубе «Десантник»

Подробности Категория: Новости Опубликовано Октябрь 4, 2021 П еред началом нового учебного года состоялся Молебен в православном клубе «Десантник». Молебен был проведён по благословению Митрофорного протоиерея Михаила Вивчара.

27 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Подробности Категория: Новости 2018 Опубликовано Сентябрь 24, 2021 П раздник Воздвижения, посвященный Кресту Христову, выражает литургический (богослужебный) аспект почитания христианами Голгофского Креста как орудия спасения человечества. Название указывает на торжественное поднятие Креста вверх («воздвижение») после обнаружения его в земле. Это единственный двунадесятый праздник (т. е. один из двенадцати величайших праздников годового цикла), исторической основой которого явились не только новозаветные события, но и более поздние – из области церковной истории.

Рождение Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, – преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста тоже стоит в начале церковного года (14/27 сентября).

С праздником Воздвижения Креста Господня Православная Церковь соединяет благоговейное и благодарное воспоминание о самом Кресте

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

К огда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким со своею женою Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. Они дали обет (обещание), – если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу.

Читать еще:  Церковь Иоанна Златоуста в Годеново: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

11 сентября — день памяти усекновения главы Иоанна Крестителя

Подробности Категория: Новости Опубликовано Сентябрь 6, 2021 Тропарь Иоанна Предтечи

Память праведнаго с похвалами,
тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:
показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,
яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго.
Темже за истину пострадав, радуяся,
благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,
вземлющаго грех мира
и подающаго нам велию милость.

О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14:1-12) и Марка (Мк. 6:14-29). Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.

Страница 1 из 48

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • Вперёд
  • В конец

ОМСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР

Омский Никольский войсковой казачий собор, 14 июля 2009. Фото с сайта sobory.ru

Омский войсковой казачий собор во имя святителя Николая Чудотворца Омской епархии

Самый старый храм в Омске, единственный уцелевший в годы советской власти войсковой храм города.

Церковь была заложена 15 мая 1833 года на площади Казачьего форштадта, напротив войскового казачьего училища. Строилась на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и старанием разных войсковых командиров.

26-27 мая 1840 года протоиереем Димитрием Пономарёвым были освящены приделы теплой церкви — Георгиевский и Симеоно-Аннинский.

16 сентября 1843 года главный престол был освящен во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1840 году причт был назначен в составе священника, диакона и причетника. С 13 марта 1861 года причт должен был состоять из двух священников, диакона, дьячка и пономаря. По ходатайству епархиального начальства, в 1900 году Св. Синодом был открыт третий штат из одного священника и псаломщика.

В сентябре 1897 года при храме была открыта четырёхклассная школа для девочек. По сведениям 1900 года, школа помещалась, за неимением собственного здания, в доме казака Константина Федорова. Здание для школы было построено в 1903 году из леса бесплатно отпущенного Войсковым хозяйственным управлением Сибирского казачьего войска. В начале 1910-х годов при школе было две учительницы, пение преподавал бесплатно псаломщик.

Омский Никольский войсковой казачий собор, фотография нач. XX в.

В приходе церкви находился также войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (мужское и женское), Никольское мужское училище и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом.

11 декабря 1903 года было открыто церковно-приходское попечительство.

Прихожанами храма были казаки Омска и окрестных сел. В соборе благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим. В разное время в храме молились цесаревич Николай Александрович, П.А. Столыпин, Л.Г. Корнилов, А.В. Колчак. Здесь крестили известного поэта Л.Н. Мартынова и будущего генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева.

Протоиерей Павел Подбельский и священник Леонид Покровский в 1907 году обращались с просьбой о возведении церкви в статус собора, но получили отказ.

В 1914 году при храме открыли Никольский детский приют для горожан и казаков. В нем оказывали помощь и приходящим детям.

24 октября 1915 года, при епископе Сильвестре (Ольшевском), было учреждено Приходское Братство во имя Св. Николая Мирликийского Чудотворца.

В 1916 году храму был присвоен статус соборного.

В советское время

Вывоз колоколов Омского Никольского войскового казачьего собора, январь 1930 г. Газета «Рабочий путь», фотогр. Горохов

В 1920 году имущество собора было национализировано. Был арестован и расстрелян священник собора о. Сергий Дмитревский.

3 ноября 1921 года с «Общиной христиан православного исповедания при Омском Никольском соборе» был заключен договор на пользование зданием церкви. В этом же году государством производились конфискации храмовых ценностей.

Уже на следующий год возникли проблемы с регистрацией общины и предоставлением ей помещения, так как группа «Живая церковь» пыталась взять в аренду все церкви города и местное политическое руководство поддерживало живоцерковников.

В 1923 году было произведено очередное «изъятие ценностей в пользу голодающих» — серебряные ризы и другие предметы. Упоминается церковная библиотека из 500 книг. Знамена воинских частей, находившихся в храме, были переданы музею. В октябре того же года убили двух прислужниц-монахинь.

28 марта 1924 года «излишки» изымались милиционером I отделения Грабежовым.

18 апреля того же года договор с общиной был расторгнут, а церковные облачения и другие предметы переданы во временное пользование в Ильинскую церковь.

В мае собор был передан живоцерковникам.

Архиепископ Омский Виктор (Богоявленский) неоднократно предпринимал попытки добиться от властей возвращения церкви, которую хотел сделать кафедральной, однако безуспешно.

Архив Никольского собора в 150 томах и библиотека находились в подвале церкви, они почти полностью утрачены. Серебро было сдано в Омгубфинотдел. Разграбленный храм пустовал, а община, состоящая в 1927 году из 31 человека, не имела помещения.

В сентябре 1928 года выяснилось, что в церкви устроен притон: все изорвано, поломано, разбросано, разграблено.

В ноябре того же года городской совет принял решение передать здание под «культурные нужды».

16 января 1929 года это решение было подтверждено Окрисполкомом.

10 января 1930 года Омский окружной административный отдел получил сообщение, что ВЦИК утвердил закрытие Никольского казачьего собора. В середине января того же года были сняты церковные колокола. Имущество, в первую очередь, иконы, бесследно исчезло. Кровля купола и колокольня разобраны, а над трапезной и притвором надстроен третий этаж.

Здание Омского Никольского войскового казачьего собора, занятое кинотеатром «Победа». Фотогр. 1940-х гг.

В разные годы здесь размещались клуб «Строитель», управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр «Победа».

В 1960 году собор хотели снести — спасли его протесты интеллигенции.

С 1966 года здание находилось в запустении.

В 1970 году появилось решение горисполкома о сносе здания Никольской церкви. Председателем горисполкома тогда был В.И. Бухтияров, а его заместителем Н.Г. Грицевич. Они опирались на заключение научных работников СибАДИ, утверждавших, что здание в аварийном состоянии и эксплуатировать его невозможно. Против разрушения храма выступили художник К. Щекотов, заведующий отделом культуры горисполкома В. Чернышев, управляющий трестом Б. Карасиков и архитектор М.М. Хахаев.

В конце 1970-х — начале 1980-х годов были проведены реставрационные работы.

С 1983 года в храме находился орга́н.

Новейшая история

С 1991 года здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и Омской епархией. В нем проходили миротворческие, межкофессиональные и другие конференции, благотворительные концерты, круг Сибирского казачьего войска, работала воскресная религиозно-нравственная школа. 28 марта 1992 года в соборе состоялось учредительное собрание Омского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры.

В 1998 году по настоятельным просьбам верующих нашего города и активной поддержке Сибирских казаков орга́н переместили в здание бывшего кинотеатра.

В июне этого же года собор передали Омскому епархиальному управлению.

Архитектура и внутреннее убранство

В основу проекта собора легли чертежи зодчего В.П. Стасова, автора многочисленных построек в Санкт-Петербурге и Москве. В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (3 престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.). Иконы для церкви были написаны академиком живописи М.И. Мягковым и художником П.М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И.А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев.

Храм кирпичный, одноэтажный, в форме «корабля». Высота до основания шпиля колокольни — 24 м, до креста — 33,5 м. Три входа собора были оформлены дорическими портиками. Главный фасад акцентирован дорическим портиком, украшенным декоративными деталями и завершенным массивным франтом. Колокольня — двухъярусная, нижний ярус квадратный в плане с арочными проемами, верхний ярус звона восьмигранный с арочными проемами. Венчает колокольню высокий шпиль с крестом.

Новый иконостас собора выполнен по проекту В.Н. Гульченко бригадой резчиков под руководством В.Л. Малых. Золочение иконостаса провёл Олег Зотин. Храмовые иконы написаны в епархиальной мастерской, возглавляемой Геннадием Адаевым, иконописцами Д.Н. Фофиных, Т. Голубевой, А. Костылёвым, В. Ходыкиным, Д. и Н. Непобедимы.

Статистика

  • 1840 — 2184 человек
  • 1895 — 4 поселка, 4200 человек в приходе (1975 м.п., 2225 ж.п.)
  • 1900 — 3 поселка (Захламинский, Новый и Черемуховский), 1786 прихожан (868 м.п., 918 ж.п.), старообрядцевбеспоповского толка — 9 человек, «население относится к ним безразлично, а со стороны самих раскольников никаких поползновений к пропаганде не замечается» [2]
  • 1914 — 3538 человек в приходе (1637 м.п., 1901 ж.п.), из них в городе — 2594 человека, в пос. Новом — 613 человек, в пос. Черемуховском — 349 человек; старообрядцев беспоповского толка — 3 человека.
  • 1922 — 119 человек
  • 1927 — 31 человек
  • 1928 — 50 человек

Святыни и древности

Святыни

в синодальный период

в настоящее время

Знамя Ермака

Копия одной из сторон легендарного знамени Ермака. Никольский казачий войсковой собор г. Омска.

В 1883 году из собора города Березова Тобольской губернии в храм было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь, а также 12 знамен казачьих полков.

С виду знамя представляло холщовое полотнище в длину и ширину 1 аршин 6 ¼ вершка. На одной его стороне был изображен вмч. Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле татарского хана. В верхнем правом углу изображен Спаситель с Евангелием. На другой стороне имелось изображение Архистратига Божьего Михаила на коне, разящего копьем чудовище, выбежавшее из разрушенной мечети. В верхнем углу, с левой стороны Архангела, был изображен Спаситель с находящимися перед ним потиром, дискосом, лжицею и копием. По преданию взметенное вверх над первыми рядами атакующих казаков знамя ввергло в ужас хана Кучума, уверенного в легкой победе своих многочисленных «батыров». Вид всадника разящего змея, заставил броситься в бегство хана, а за ним и всех кучумовцев.

В начале 1918 года в период разгула большевиков атаман Б.В. Анненков, желая привлечь на свою сторону сибирских казаков, пребывавших в смятении от перемены власти, совершил дерзкую акцию. Со своим партизанским отрядом, располагавшимся в станице Захламинской (тогда за пределами города) он ворвался в центр Омска, где хозяйничали красные, и спас из Никольского собора боевые святыни: знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых. Стоя на санях, с развивающимся знаменем в руках Анненков увел свой отряд от погони по льду Иртыша в Кокчетавские степи, откуда вскоре вернулся, чтобы стать во главе одной из активных сил антибольшевистского подполья в Сибири. В декабре атаман вернул Сибирскому казачьему войску знамя дружины Ермака. Реликвия была перенесена из войсковой управы в Никольский собор. После падения правительства А.В. Колчака некому было повторить отчаянный поступок героического атамана, и знамя, по всей видимости, было поругано и уничтожено большевиками.

К 280-летнему юбилею Омска в 1996 году по заказу городской администрации была изготовлена копия одной из сторон легендарного знамени Ермака, которая ныне хранится в Никольском войсковом казачьем соборе.

Настоятели

  • Василий Белозеров (1840 — ?)
  • Константин Недосеков (? — 1885)
  • Стефан Баженов (20 ноября 1885 — упом. 1900)
  • Павел Подбельский (упом. 1907 — упом. 1909)
  • Леонид Покровский (упом. 1913 — упом. 1916)
  • Александр Соловьев (нач. 1920-х)

Приписные храмы и часовни

  • Всех святых, кладбищенский храм (до 1895?)
  • Димитрия Солунского, храм в п. Захламинском (по свед. 1900)
  • Петра и Павла, часовня в п. Новом
  • Казанской иконы Божией Матери, часовня в п. Черемуховском

Литература

  • Циммерман Э. По великой Сибирской железной дороге // Вестник Европы. – 1903. — № 1. — С. 126.
  • Правительственный вестник. — 1918. – июль; 1919. – июль.
  • Заря. – 1918. – 26 окт.
  • Заря. – 1919. — 13 мая.
  • Рабочий путь. – 1930. – 11 янв., 2 марта.
  • Новый путь. – 1934. – 8 сент.
  • Шухов И. Картины старого Омска // Омский альманах. Кн. 5. — Омск, 1945. — С. 82-87.
  • Лебедева Н.И. Никольская войсковая казачья церковь // Вестник культуры: Пресс- бюллетень. – 1991. — № 1. – С. 1, 7.
  • Лебедева Н.И. Омские храмы // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. — 1993 г. — № 2. — С. 99-102.
  • Лебедева Н.И. Архитектура церквей Омска в XVIII — начале XX вв. // Памятники истории и культуры Омской области. — Омск, 1995. — С. 99-100.
  • Лебедева Н.И. Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий XX века (На материалах Омского Прииртышья). дисс. на соиск. ученой степени кандидата исторических наук. – Омск, 2000.

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта собора
    • http://nikolo-kazachi-sobor.ru/our-sobor/history
    • http://nikolo-kazachi-sobor.ru/our-sobor/moshi-sviatih
    • http://nikolo-kazachi-sobor.ru/our-sobor/kovcheg
    • http://nikolo-kazachi-sobor.ru/our-sobor/abalakskaia
  • Лебедева Н.И. Никольская казачья церковь (собор с 1916 г.) в г. Омске.
    • http://newasp.omskreg.ru/hramy/Omsk/niksob.htm#a
  • Лосунов А. Свято-Никольский Казачий собор. Страницы истории.
    • http://nikolo-kazachi-sobor.ru/articles/sobor-life-article/3. ory
  • Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1895 год, с. 118.
  • Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. — Омск, 1900, с. 44-46.
  • Справочная книга Омской епархии / Сост. свящ. Иоанн Голошубин. — Омск: Типография «Иртыш», 1914, с. 19-21.

[1] По сведениям дореволюционных источников

Свято-Никольский казачий собор (Омск)

Мiръ Россия Омская область Омск Свято-Никольский казачий собор (Омск)

Свято-Никольский казачий собор — православный собор в Омске.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Знамя Ермака
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Никольская казачья церковь (собор с 1916 года) заложена 15 мая 1833 года. Это самый старый храм в Омске и является единственным уцелевшим в годы советской власти войсковым храмом. Главный престол был освящен 16 сентября 1843 г. Храм построен на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и других граждан. В основу проекта собора легли чертежи зодчего В.П. Стасова (1769-1848гг.), автора многочисленных построек в С.-Петербурге и Москве.

В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (3 престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.). Местом возведения собора выбрали площадь напротив училища Сибирского линейного казачьего войска. Строительство продолжалось до июня 1840 г. Иконы для церкви были написаны академиком живописи М.И. Мягковым и художником П.М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И.А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев. В июне 1840 г., несмотря на недоделки, храм был освящен протоиереем Дмитрием Пономаревым. Три престола собора были посвящены святому Николе Чудотворцу, Георгию Победоносцу, Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице.

Собор представлял собой вытянутый прямоугольник. Высота до основания шпиля колокольни 24 м, до креста — 33,5 м. Три входа собора были оформлены дорическими портиками. Главный фасад акцентирован дорическим портиком, украшенным декоративными деталями и завершенным массивным франтом. Прихожанами собора были казаки Омска и окрестных сел. К церкви были приписаны две деревянные часовни Черемуховского и Новых посёлков. В сентябре 1897 г. при Казачьем Никольском соборе была открыта четырёхклассная школа для девочек. В приходе церкви находился войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (муж. и жен.), Никольское мужское и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом. Основные пожертвования поступали от казаков и священников, служивших в этом храме.

В 1883 г. из Березова, уездного города Тобольской губернии, в собор было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь, а также 12 знамен казачьих полков. С виду Знамя представляло холщовое полотнище в длину и ширину 1 аршин 6 ¼ вершка. На одной его стороне был изображен Святой Великомученик Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле татарского хана. В верхнем правом углу изображен Спаситель с Евангелием. На другой стороне имелось изображение Архистратига Божьего Михаила на коне, разящего копьем чудовище, выбежавшее из разрушенной мечети. В верхнем углу, с левой стороны Архангела, был изображен Спаситель с находящимися перед ним потиром, дискосом, лжицею и копием. По преданию взметенное вверх над первыми рядами атакующих казаков Знамя ввергло в ужас хана Кучума, уверенного в легкой победе своих многочисленных «батыров». Вид Всадника разящего змея, заставил броситься в бегство хана, а за ним и всех кучумовцев.

В начале 1918 года в период разгула большевиков атаман Б.В. Анненков, желая привлечь на свою сторону сибирских казаков, пребывавших в смятении от перемены власти, совершил дерзкую акцию. Со своим партизанским отрядом, располагавшимся в станице Захламинской (тогда за пределами города) он ворвался в центр Омска, где хозяйничали красные, и спас из Войскового Казачьего собора боевые святыни: Знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых. Стоя на санях, с развивающимся Знаменем в руках Анненков увел свой отряд от погони по льду Иртыша в Кокчетавские степи, откуда вскоре вернулся, чтобы стать во главе одной из активных сил антибольшевистского подполья в Сибири. В декабре атаман вернул Сибирскому казачьему войску Знамя дружины Ермака. Реликвия была перенесена из войсковой управы в Казачий Никольский собор. После падения правительства А.В. Колчака некому было повторить отчаянный поступок героического атамана, и Знамя, по всей видимости, было поругано и уничтожено большевиками.

В соборе благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим. В разное время в храме молились цесаревич Николай Александрович (Николай II), Л. Г. Корнилов, А.В. Колчак. Здесь крестили известного поэта Л. Н. Мартынова и будущего генерал-лейтенанта Д. М. Карбышева.

В 1921 году «Община христиан православного вероисповедания» при соборе лишилась права владения зданием и занимала его на правах договора на пользование. Одновременно властями неоднократно проводились конфискации ценностей. В ноябре 1928 года городской совет принял решение передать здание под «культурные нужды». Была разобрана колокольня, сняты и отправлены на переплавку колокола, на трапезной и притвором надстроены два этажа. В разные годы здесь размещались клуб «Строитель», управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр «Победа». В 1960 году собор хотели снести — спасли его протесты интеллигенции. С 1966 года здание находилось в запустении. В конце 70-х в начале 80-х годов были проведены реставрационные работы. С 1983 года здесь разместился зал органной и камерной музыки. С 1991 года благодаря молитвам и трудам Высокопреосвященнейшего Владыки Феодосия здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и Омско-Тарской епархией. К 280-летнему юбилею Омска в 1996 году по заказу городской администрации была изготовлена копия одной из сторон легендарного Знамени Ермака, которая ныне хранится в Свято-Никольском Казачьем соборе. В 1998 г. по настоятельным просьбам верующих нашего города и активной поддержке Сибирских казаков орган переместили в здание бывшего кинотеатра. С июня 1998 года собор передали Омско-Тарскому епархиальному управлению.

8 августа 2004 года в связи с празднованием 288-летия Омска, был осуществлен вынос святыни Сибирского Казачьего войска — Знамени Ермака из Свято-Никольского Казачьего собора. Собравшиеся на это мероприятие представители Омского Казачества отдали дань памяти и уважения Символу боевой памяти предков, положивших жизни во славу Святой Руси и Православной Веры. И вот восстановленный Символ побед Сибирского Казачьего войска, расправленный под яркими лучами солнца объединил представителей омского казачества. Напомнил всем, что где бы и когда не оказывались казаки, они не забывали, что должны быть едины в своем порыве верой и правдой служить Великой России. И святой долг каждого казака превознести и приумножить славу своих героических предков, раздвинувших рубежи Империи от Океана до Океана.

Современное состояние [ править ]

Сегодня внутреннее убранство храма кардинально отличается от былого. Он имеет прекрасный иконостас, выполненный по проекту Гульченко Василия Николаевича бригадой резчиков под руководством Малых Владимира Леонидовича. Золочение иконостаса провёл Олег Зотин. Великолепные храмовые иконы написаны в епархиальной мастерской, возглавляемой Геннадием Адаевым, иконописцами Фофиных Дмитрием Николаевичем, Голубевой Татьяной, Костылёвым Артуром, Ходыкиным Владимиром, Дионисием и Наталией Непобедимы. Собор живёт полной духовной жизнью: в нём ежедневно служится Божественная Литургия, совершаются крещения, венчания.

При храме действует православный клуб «Десантник».

Знамя Ермака [ править ]

Копия одной из сторон легендарного знамени Ермака. Никольский казачий войсковой собор г. Омска.

В 1883 году из собора города Березова Тобольской губернии в храм было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь, а также 12 знамен казачьих полков.

С виду знамя представляло холщовое полотнище в длину и ширину 1 аршин 6 ¼ вершка. На одной его стороне был изображен вмч. Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле татарского хана. В верхнем правом углу изображен Спаситель с Евангелием. На другой стороне имелось изображение Архистратига Божьего Михаила на коне, разящего копьем чудовище, выбежавшее из разрушенной мечети. В верхнем углу, с левой стороны Архангела, был изображен Спаситель с находящимися перед ним потиром, дискосом, лжицею и копием. По преданию взметенное вверх над первыми рядами атакующих казаков знамя ввергло в ужас хана Кучума, уверенного в легкой победе своих многочисленных «батыров». Вид всадника разящего змея, заставил броситься в бегство хана, а за ним и всех кучумовцев.

В начале 1918 года в период разгула большевиков атаман Б.В. Анненков, желая привлечь на свою сторону сибирских казаков, пребывавших в смятении от перемены власти, совершил дерзкую акцию. Со своим партизанским отрядом, располагавшимся в станице Захламинской (тогда за пределами города) он ворвался в центр Омска, где хозяйничали красные, и спас из Никольского собора боевые святыни: знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых. Стоя на санях, с развивающимся знаменем в руках Анненков увел свой отряд от погони по льду Иртыша в Кокчетавские степи, откуда вскоре вернулся, чтобы стать во главе одной из активных сил антибольшевистского подполья в Сибири. В декабре атаман вернул Сибирскому казачьему войску знамя дружины Ермака. Реликвия была перенесена из войсковой управы в Никольский собор. После падения правительства А.В. Колчака некому было повторить отчаянный поступок героического атамана, и знамя, по всей видимости, было поругано и уничтожено большевиками.

К 280-летнему юбилею Омска в 1996 году по заказу городской администрации была изготовлена копия одной из сторон легендарного знамени Ермака, которая ныне хранится в Никольском войсковом казачьем соборе.

Святыни [ править ]

  • Мощи преподобного Серафима Саровского
  • Мощи святителя Феодосия Черниговского
  • Ковчег с частицами мощей тринадцати угодников Божьих ( http://nikolo-kazachi-sobor.ru/index.php/our-sobor/kovcheg подробнее)
  • Абалакская икона Божией Матери
  • Икона святителя Иоанна Тобольского

Престольные праздники [ править ]

Святителя Николая Чудотворца — 19 декабря, 22 мая

Свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы — 16 февраля, 10 сентября

Вмч. Георгия Победоносца — 6 мая

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, г. Омск, ул. Ленина, 27

Свято-Никольский Казачий собор города Омска

Самым старым храмом Омска, являющийся единственным из оставшихся нетронутым советской властью, считается Никольский Казачий храм.

  1. История
  2. Архитектура собора
  3. Святые реликвии
  4. Расписание богослужений
  5. Как добраться до Свято-Никольского Казачьего собора
  6. Контактные данные
  7. Фотографии

История

Корни истории собора берут начало в середине мая 1833 года. Тогда, 15-го числа, был заложен его первый камень. Строительство данного здания власти города доверили известному архитектору Стасову В. П. Он работал в те времена над сооружением помещений элитного ранга в Москве и СПб.

Средства на строительство собора собирали всем приходом. Основную сумму вложили Сибирские казаки, но было много и других меценатов.

Строительство длилось фактически на протяжении семи лет. В жаркие июньские дни 1840 года было проведено освящение церкви. Заботу эту на себя взял протоиерей Дмитрий Пономарев. Работать ему пришлось осторожно, поскольку храм требовал еще массы доработок.

Казачий Никольский собор взял на себя часть обязанностей по повышению образованности населения, поэтому в 1897 году на его территории образовалась специальная школа для девочек. Обучение проходило в ней в течение четырех лет.

Казаки не были бы собой, если бы реликвии, принесенные в храм, не соответствовали их сути. Так, в 1883 году главной реликвией стало знамя Ермака, на полотне которого ярко выделялось изображение святого Дмитрия Солунского. Храм хранил свою реликвию рьяно, однако приход советской власти и гражданская война изменили ход истории, приведя ко многим потерям, в том числе и главной реликвии-флага. Сейчас в соборе находится на хранении его копия.

В свое время храм посещали такие высокопоставленные гости:

  • Николай Александрович, цесаревич (Николай Второй);
  • Колчак А. В.
  • Корнилов Л. Г.
  • Мартынов Л. Н. (поэт, крестился в храме);
  • Карбышев Д. М. (генерал-лейтенант, прошел крещение под сводами собора).

В годы господства советской власти храм перенес такие изменения и лишения:

  • полностью разобрано здание храмовой колокольни;
  • все колокола подвергнуты переплавке;
  • из храмового комплекса сначала сделали клуб «Строитель», после сюда поселили управление культуры, затем в этих стенах расположилась музыкальная школа, а потом было управление конфискацией, позже – кинотеатр под названием «Победа».

С приходом 1960 года власти в Омске хотели полностью разобрать здание. Спасли его интеллигенты, протестующие против варварства. Закрытый храм с 1966 года остался пустовать и рассыпаться. Такая ситуация продержалась до начала 80-х годов 20-го столетия. Тогда Казачий храм решили восстановить и провели ряд реставрационных работ. В 1893 году, чтобы отреставрированное помещение не пустовало, здесь разместили зал органной и камерной музыки, поскольку этому способствовали особенности акустики здания.

Высокопреосвященнейший Владыка Феодосий (в 1991 году) частично вернул здание храма Церкви. Теперь оно использовалось священниками на равных правах с работниками культуры и искусства. Лишь в 1998 году активные верующие смогли добиться выселения органа из церкви в бывший кинотеатр и перевода храма под опеку Омско-Тарскому епархиальному управлению.

Архитектура собора

Начальная архитектура храма была изменена при проведении реставрационных работ. Добавили еще один престол (теперь их там 3), расширили здание новым притвором с колокольней, подняли купол выше. Кроме всего этого, храм изменился в разных мелочах. Общий стиль декора стал более похож на архитектурные решения при строительстве культурных зданий (в том числе сельских клубов).

Вытянутый прямоугольник, высота до основания шпиля которого составляет 24 м., до основания креста получается 33,5 м. Все входы, в том числе фасад, украшены дорическими портиками, на передней стене видны элементы лепного декора и массивный франт.

Святые реликвии

В храме сохраняются такие реликвии:

  • ковчег с частицами мощей 13 святых

  • по бокам от главного иконостаса созданы ниши, в которых размещены мощи святых Серафима Саровского и Феодосия Черниговского.

  • Иконы местночтимых святых

Расписание богослужений

Служения в соборе проводятся каждый ден в 8:30, 9:00, 17:00.

Как добраться до Свято-Никольского Казачьего собора

К собору можно доехать автобусами № 64, 69 и 73, а также маршрутками №350, 306 и 373 (73).

Контактные данные

Фотографии

На площади всегда уютно и зелено, воздух возле храма свежий:

Вход со стороны колокольни украшают декоративные колонны:

А таким был старый храм:

Внутреннее убранство храма очень светлое:

Этот собор такой же сильный, долготерпеливый и надежный, как и сами казаки. Зависит он от верующих, но и помогает им много. В радости и в дни печали здесь каждый найдет себе утешение.

Казачий собор святителя Николая Чудотворца города Омска

Телефон: (3812) 31-57-48

Духовенство:

Никольская казачья церковь (собор с 1916 года) заложена 15 мая 1833 года. Это самый старый храм в Омске и является единственным уцелевшим в годы советской власти войсковым храмом. Главный престол был освящен 16 сентября 1843 г. Храм построен на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и других граждан города. В основу проекта собора легли чертежи зодчего В.П. Стасова (1769-1848гг.), автора многочисленных построек в С.-Петербурге и Москве. В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (3 престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.). Местом возведения собора выбрали площадь напротив училища Сибирского линейного казачьего войска. Строительство продолжалось до июня 1840 г. Иконы для церкви были написаны академиком живописи М.И. Мягковым и художником П.М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И.А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев. В июне 1840 г., несмотря на недоделки, храм был освящен протоиереем Дмитрием Пономаревым. Три престола собора были посвящены святому Николе Чудотворцу, Георгию Победоносцу, Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. К церкви были приписаны две деревянные часовни Черемуховского и Новых посёлков. В сентябре 1897 г. при Казачьем Никольском соборе была открыта четырёхклассная школа для девочек. В приходе церкви находился войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (муж. и жен.), Никольское мужское и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом. Основные пожертвования поступали от казаков и священников, служивших в этом храме.

В 1883 г. из Березова, уездного города Тобольской губернии, в собор было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь, а также 12 знамен казачьих полков. В разное время в храме молились цесаревич Николай Александрович (Николай II), Л. Г. Корнилов, А.В. Колчак. Здесь крестили известного поэта Л. Н. Мартынова и будущего генерал-лейтенанта Д. М. Карбышева.

В 1921 году «Община христиан православного вероисповедания» при соборе лишилась права владения зданием и занимала его на правах договора на пользование. Одновременно властями неоднократно проводились конфискации ценностей. В ноябре 1928 года городской совет принял решение передать здание под «культурные нужды». Была разобрана колокольня, сняты и отправлены на переплавку колокола, на трапезной и притвором надстроены два этажа. В разные годы здесь размещались клуб «Строитель», управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр «Победа». В 1960 году собор хотели снести – спасли его протесты интеллигенции. С 1966 года здание находилось в запустении. В конце 70-х в начале 80-х годов были проведены реставрационные работы. С 1983 года здесь разместился зал органной и камерной музыки. С 1991 года благодаря молитвам и трудам Высокопреосвященнейшего Владыки Феодосия здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и Омско-Тарской епархией. В 1998 г. по настоятельным просьбам верующих нашего города и активной поддержке Сибирских казаков орган переместили в здание бывшего кинотеатра. С июня 1998 года собор передали Омско-Тарскому епархиальному управлению. В настоящее время собор живёт полной духовной жизнью: в нём ежедневно служится Божественная Литургия, совершаются Таинства и различные православные обряды.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector