0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Никольский монастырь в Могочино: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение, настоятельницы и святыни, расписание служб

Содержание

Никольский монастырь в Могочино: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение, настоятельницы и святыни, расписание служб

По благословению настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева была организована паломническая поездка в Свято – Никольский женский монастырь, который находится в селе Могочино Томской области. Поездка состоялась 2-3 сентября 2017 года.

Паломников набралось 13 человек вместе с нашим духовным руководителем отцом Алексием Мещеряковым. Заручившись поддержкой Николая Угодника, двинулись в неблизкий путь. День обещал быть солнечным и теплым. В пути прославили Божью Матерь акафистом. Забегая вперед, отмечу, что долгий наш путь до монастыря и обратно прошел легко и гладко, благодаря опеке небесных заступников.

По дороге в Могочино сделали небольшое отступление от намеченного маршрута, заехав в село Молчаново, дабы посетить местный храм Преображения Господня.

Очень тёплое впечатление произвела эта небольшая поселковая церковка! Белая снаружи и внутри, чистенькая, с разложенными повсюду самодельными половичками, она пришлась по душе всем паломникам. Полюбовавшись ею и сделав общее фото на память, поехали до места назначения.

Долго ли, коротко ли, — доехали мы до Оби, по – осеннему серой и неприветливой, встретившей нас сильным порывистым ветром. Переправились на другой берег на стареньком тарахтящем пароме, который вот лично я увидела впервые.

Дальше снова на нашем автобусе едем минут 5-7 и вот — здравствуй, Свято – Никольский монастырь! Мы доехали. Слава Богу!

Монастырская стена и вход на территорию монастыря.

На фоне низкорослых деревенских домишек монастырь выглядит очень внушительно и величественно. Купола храма видны за несколько километров.

Небольшая справка. Работы по строительству монастыря начались в 1989 году под началом монаха Иоанна (Луговских). Нынешняя настоятельница монастыря монахиня Ирина (Селиверстова) говорила, что это был тяжелый период. В те годы поселок Могочино был очень богатым – четыре леспромхоза. Но жители не хотели, чтоб строился монастырь. Дважды пожар уничтожал зачатки монастырских построек. Директор леспромхоза на просьбы пожертвовать брус на строительство монастыря – отказал. И каков исход? Леспромхозы сгинули в 90-е. Поселок еле дышит. А монастырь стоит. Он сейчас в Могочино «градообразующее предприятие». Вот и вся мораль.

Разместили нас в гостинице для паломников. Неожиданно уютными оказались комнаты, светлые, с современной мебелью.

Порадовались благоустройствам и воде из крана вопреки пугающим стереотипам — раз село, то и удобства «во дворе» вместе с рукомойником. В коридоре вдоль стен стоят диваны. Много. Оказалось, это дополнительные спальные места для паломников. Не хватает и их. Ставят раскладушки в трапезной. Заведует гостиницей и трапезной матушка Даниила, строгая внешне, но предобрейшая на самом деле. Она уже 24 года живет в монастыре, практически с его основания. Сейчас ей лет 60. Разговорчивая, с юмором, микробиолог в прошлой – мирской жизни. Ее послушание – это уборка комнат для паломников и приготовление для них еды. А еще она одна делает ремонт и много чего другого. Монастырь женский, надеяться не на кого. Матушка вскоре позвала нас отобедать. Монастырская еда оказалась очень вкусной – супчик, каша, компот, овощи с монастырского огорода. И еще хлеб – вкуснейший, в дырочку. Он оказался бездрожжевым. Матушка Даниила рассказала, что хлеб пекут тут же, в монастыре, на особой закваске, привезенной давным — давно из монастыря в Иерусалиме. К еде в монастыре относятся бережно – нам было велено доесть все без остатка. Иначе – посадят в темную комнату. Это, конечно, шутка матушки Даниилы, но со смыслом. Дорога нас, как оказалось, вымотала. Было немного времени перед вечерней службой и все с наслаждением попадали на кровати подремать.

В 17 часов начиналось вечернее богослужение, и мы поспешили в храм. Народу было очень много! В основном это, конечно, паломники, местные жители, монахини. Среди монахинь встречаются и совсем молоденькие – почти девочки. И что очень бросалось в глаза — большое количество ребятишек. Для них в храме недалеко от алтаря постелен коврик, чтобы детки могли там сидеть во время службы.

Нам говорили, что в храме очень многочисленный клирос. Действительно, пение хора просто потрясающее! Прекрасные переливчатые, звонкие голоса, от которых мурашки по коже.

Особенно впечатлил выход из Царских врат 14 священников! Величественное и благоговейное зрелище. А голоса монастырских дьяконов – в службе их участвовало четверо, казалось, сотрясают храмовые стены. До того сильные и красивые! Большой театр принял бы их без конкурса. Вообще, общее впечатление от вечерней службы могу передать одним словом: «Мощно!». В храме Благодать Божья просто очень ощутимая! В какой-то краткий миг я физически почувствовала присутствие Христа во время чтения вечернего молитвенного правила. Он стоял перед алтарем лицом к нам. Удивительное ощущение.

К концу службы образовалась огромная очередь из желающих исповедаться. В этот вечер исповеди принимал отец Матфей, известный по все Сибири. Люди говорят, что по его молитвам исцеляются больные и разрешаются трудные ситуации. Нам не удалось попасть на исповедь к этому старцу, слишком уж много желающих было и без нас.

Во время службы я приметила священника – очень пожилого, согнутого в пояс, тяжело опиравшегося на палку. Это, как я позже выяснила, был протоиерей Иоанникий (Аника) Екимович Кирьянов, ему сейчас 84 года! Кроме службы он участвовал в чтении акафиста Божьей Матери, присутствовал на вечернем молитвенном правиле. Что же в нем удивительного?

Лично меня поразила сила его духа, которая и позволяла ему переносить всю тяжесть его земного назначения, учитывая почтенный возраст и болезни. Мне стало стыдно. Как много находится причин не вычитывать молитвенное правило или пропускать службы в храме, оправдывая это усталостью или болячками. Теперь, когда в очередной раз заводится надоевший внутренний диалог – «молиться — не молиться», я вспоминаю этого человека, устыжая себя его подвигом.

В монастыре особый порядок богослужений. После вечернего службы в 22-00 — акафист Божьей Матери, затем – вечернее молитвенное правило, потом общая исповедь. Мой первый опыт такой исповеди. Домой – в гостиницу, возвратились ближе к полуночи физически очень утомленными, перекладывая в голове огромное количество впечатлений. Монастырские ворота еще не были закрыты, потому как отец Матфей принимал исповедь у паломников, которые остановились «за воротами» монастыря.

Рано утром — 6-45, в храме совершалось соборование. Многие женщины из нашей группы решили поучаствовать в этом таинстве. Рассказывали, что желающих собороваться было очень много, но все прошло быстро, потому, как одни священники молитвы читали, а другие помазывали маслом. Таинство проводится ежедневно. Как показывает многолетняя монастырская практика, после соборования болящие нepeдко чувствуют облегчение в душевном или телесном плане.

Воскресная литургия прошла на одном дыхании. Игумен Иоанн сказал небольшую проповедь. С первого взгляда отец Иоанн выглядит человеком суровым. Но впечатление это обманчиво, от него исходит удивительная доброта и любовь.

Опять было много желающих очиститься от грехов. Но и священников, принимающих исповедь, я насчитала восемь. Даже на улице люди исповедовались. Наша группа создала очередь к «своему» батюшке – отцу Алексию. Почти как дома – в родной Воскресенской церкви. Исповедалась и причастилась вся наша женская команда. И ведь не было формальности в этом никакой! Переживали, вздыхали, перечитывая на листках свои согрешения. А после Причастия светились!

После литургии удалось выкроить немного времени походить по храму, сделать несколько фотографий — на это у меня было разрешение отца Матфея. Сразу оговорюсь – часть фото для моего очерка взяты из интернета. Мы были очень ограниченны во времени, чтобы сделать фотографии того, чего хотелось бы. И, кроме того, в храме во время службы фотографии получаются неинформативными – в кадре много людей и ракурс выбрать сложно, поскольку тебя плотно окружают молящиеся.

Читать еще:  Церковь Иоанна Кронштадтского в Жулебине: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Расскажу о некоторых иконах. Одна из них – святой Анны, матери Пресвятой Богородицы, привлекает к себе особое внимание. К иконе прикреплены украшения цепочки, часы, крестики, оставленные прихожанами Ей в благодарность за молитвенное ходатайство перед Господом.

Вот икона святого Спиридона Тримифунтского, под иконой – часть его тапочка. Мощи святого покоятся в Соборе Святого Спиридона Тримифунтского в Греции на острове Корфу. Много лет мощи остаются нетленными. Через стекло раки можно увидеть зубы, кожу и волосы. Церковнослужители ежегодно меняют обувь и одежду Святого, так как она изнашивается. Существует предание, что иногда он отправляется странствовать по земле и помогает страждущим.

Есть в монастыре Свято-Крестовская икона Пресвятой Богородицы. Ежедневно перед ней проводится водосвятный молебен. Свято-Крестовская икона Божией Матери была написана по благословению митрополита Ставрoпольского и Владикавказского Гедеона после событий, связанных с захватом заложников в г. Буденновске. Очевидцы утверждают, что Её образ появился в небе после захвата заложников. Видение продолжалось несколько дней вплоть до дня их освобождения.

Перед обратной дорогой подкрепились обедом. По случаю воскресенья были сладости – конфеты к чаю и арбуз. Тепло распрощавшись с матушкой Даниилой, наша группа погрузилась в автобус и тронулась в путь – домой. По дороге мы делились впечатлениями, обсуждали увиденное и пережитое. Безусловно, поездка прошла на «ура»!

Путешествие не было бы столь душеполезным и удачным, если бы не отец Алексий. Он очень тепло и трогательно заботился о нас, отвечал на наши многочисленные вопросы, поддерживал своим оптимизмом и шутками. Позволю себе от всей нашей дружной паломнической группы выразить отцу Алексию благодарность и низкий поклон за его труд.

Отзывы некоторых участников поездки.

Екатерина Кун. Я не ожидала увидеть столько много паломников! Их очень много – их Кемерово, из Алтайского края. Хор такой красоты – заслушаешься. Очень красиво! Ради одного хора стоит поехать. В голосах старцев, когда они читают молитвы, чувствуется благочестие. На службах очень много детей, больных людей. Хочется отметить, что в монастырях пища получается очень вкусной, потому что готовят с молитвой.

Галина Цветкова. За время поездки много свершилось – и святой водой обрызгали, и помазание, и исповедь, и причастие. Очень устали в первый день. Но усталость проходит, а вот глубокое впечатление остается навсегда! Все необычно. Иной мир. И не поверишь, что монастырь возводился относительно недавно. И еще хотелось бы отметить, что очень хорошо ездить с отцом Алексием. Такой он замечательный. Спасибо ему за всё!

Ольга Шатских. Приехав домой, я пыталась рассказать о той благодати, с которой встретилась в монастыре, но толком не могла – наворачивались слезы. Было и сладостно, и горько. И сейчас в памяти невольно всплывают лица священников, монахинь Даниилы и Досифеи, и других монахинь. Лица сестер – паломниц и самой юной из них – 8-ми летней Гели. А уж сколько раз отец Алексий называл нас «родные мои» — не счесть! На сердце покой и умиротворение. Слава Богу!

Ангелиночка Кузеванова (8 лет). В монастырь я ездила вместе со своей бабушкой. Батюшка о. Алексий, который с нами ездил, очень добрый и вежливый. В монастырской гостинице нас очень радушно встретила матушка Даниила. Молитва в храме была очень сильной, так как службу вели сразу несколько батюшек. Больше всего мне понравился хор, он очень красиво исполнял молитву. В монастыре работают чудесные люди! Матушка Даниила мне даже подарила иконку Божьей Матери. Чему я очень обрадовалась! Теперь я всегда ношу иконку с собой и молюсь. С удовольствием хотела бы съездить в монастырь еще. Советую всем там побывать. Всем огромное спасибо за незабываемую поездку!

Прихожанка Воскресенской церкви, участница поездки Любовь Демидова.

Свято-Никольский монастырь в Могочино

В 200 км к северу от Томска расположен небольшой поселок Могочино, где в 1989 году был основан Свято-Никольский женский монастырь, теперь известный на всю страну. Чтобы посетить монастырь, нужно отправиться сначала в поселок Награ, откуда паромом переправиться на правый берег реки Обь , а в зимнее время вместо парома можно воспользоваться автобусом.

Немного истории

В «Могочинских юртах», так называлось село с момента основания в 1726 году, проживали, в большинстве своем, селькупы. Разрасталось поселение медленно, и даже через полтора столетия насчитывало не более 30 дворов. Рассвет Могочино пришелся на 20-е годы прошлого века, так как в 1925 здесь было открыт крупный деревообрабатывающий завод и уже в 1926 году рабочий поселок насчитывал почти 200 домовладений. Кроме работников завода население села пополнялось зажиточными крестьянами, бегущими от раскулачивания, а позднее, в послевоенный период, пленными немцами и репрессированными.

В начале 90х, когда сырья стало недостаточно, руководство уже приватизированного предприятия не смогло загружать его на полную мощность и завод пришел в упадок, а в 2002 году закрылся окончательно. С наступлением упадка молодежь стала покидать эти места, и рабочий поселок превратился в вымирающее село.

Нынешнее Могочино

Современное Могочино похоже на множество таких же малочисленных деревушек, население которых состоит в основном из людей преклонного возраста. Правда, с началом строительства монастырей: Свято-Никольского женского и Преображенского мужского, расположенного в паре километров, в село стали приезжать верующие со всей страны и некоторые из них остаются в Могочино насовсем.

Никольский женский монастырь

Возведение монастыря в таком «глухом» краю было призвано увековечить память репрессированных и сосланных, а также принести христианскую веру в эти языческие, ранее не знавшие православной благодати, места.

С даты основания и по сей день строительство православного Свято-Никольского монастыря велось за счет благотворительных пожертвований. Изначально территория прихода состояла из нескольких деревенских домов, в одном из которых был организован храм, так как за столь долгое время существования поселка, на его территории не было ни одной церкви.

Становление монастыря было сопряжено с немалыми трудностями: суровые северные зимы с морозами до 50-ти градусов, короткое лето, а следовательно, непродолжительный период возможного строительства, который длится временами не более 4-х месяцев. Подвозить строительные материалы нужно было по реке на баржах или на грузовиках по замерзшей реке.
Постепенно, руками самого духовенства и не безразличных прихожан, были воздвигнуты два трехэтажных корпуса монастыря. А начиная с 1997 года, работы ускорились и к 2006 году монастырь приобрел современные очертания. Было закончено строительство башен и стен монастыря, гостиничный корпус с церковью Покрова Пресвятой Богородицы, снесены и возведены заново обветшавшие строения и проведены подготовительные работы для строительства келий в новых монастырских корпусах.

Сегодня обитель Свято-Никольского монастыря имеет свое подсобное хозяйство, гостиницу для приезжающих гостей, принимает трудников и большое количество паломников. Все, кто хоть единожды побывали здесь, навсегда сохранят в памяти эти святые места.

Могилевский Никольский монастырь: память Царственных страстотерпцев

Святыни Белой Руси

История могилевского Никольского женского монастыря начинается в XVII веке. Именно тогда знаменитому Киевскому митрополиту Петру Могиле удалось получить согласие короля Речи Посполитой Владислава IV на строительство в Могилеве храма во имя святителя Николая.

Вход в монастырь

О самом Петре Могиле следует сказать особо. Для Западной Руси, включающей в себя как сегодня, так и в историческом прошлом практически все канонические территории Московского Патриархата, расположенные западнее нынешней европейской границы Российской Федерации, митрополит Петр Могила – личность весьма значимая и почитаемая. Да и не только для Западной Руси.

Петр имел большое влияние в Речи Посполитой уже хотя бы в силу того, что был из рода Могил – знаменитых молдавских и валашских господарей: он был сыном Симеона Могилы. Потеряв в 1612 году власть, Могилы нашли убежище в Речи Посполитой; Раина Могилянка, племянница Симеона Могилы, была замужем за Михаилом Вишневецким, польским магнатом, владевшим почти всей левобережной Украиной; их сын Иеремия Вишневецкий – известный государственный и военный деятель Речи Посполитой.

После недолгой военной службы Петр постригся в монахи, в 1627 году стал архимандритом Киево-Печерской лавры; он подчинялся напрямую Константинополю, а не Киевскому митрополиту. Уже в 1631 году архимандрит Петр основал в монастыре высшую духовную школу. Объединенная в 1632 году со школой Богоявленского братства, она стала знаменитой Киево-Могилянской коллегией (впоследствии – академией). Кстати, именно в этом учебном заведении получил образование Симеон Полоцкий, советчик царя Алексея Михайловича, воспитатель царских детей, человек, много сделавший для становления книгопечатания, богословия, развития театра, стихосложения и других искусств на Руси.

Читать еще:  Павел Груздев: жизнеописание старца, могила и смерть, книги и труды

Петр Могила, укрепив свое положение, добился от Владислава IV и польского сейма признания права существования в Речи Посполитой Православной Церкви наряду с униатской. Он становится митрополитом Киевским и Галицким и всея Руси, патриаршим экзархом Константинопольского престола. Святитель развернул активную деятельность по восстановлению и строительству православных храмов, возвращению монастырей из униатства в Православие, изданию богословской православной литературы. Именно в этот период святитель Петр Могила и добивается разрешения на возведение храма в Могилеве.

Влияние Петра Могилы, признанного богословского авторитета, образованнейшего человека, владевшего в совершенстве латынью и хорошо греческим, было огромным. Это способствовало укреплению Православия в этих землях, но после его преждевременной кончины (он отошел ко Господу в 50-летнем возрасте) в 1647 году межконфессиональная ситуация в Речи Посполитой резко ухудшилась, приведя к знаменитому восстанию Богдана Хмельницкого. Не случайно барельеф Петра Могилы был помещен на известном памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Вот что сказал о Петре Могиле поэт и академик Санкт-Петербургской Академии наук А. Востоков: «Иноземец по рождению, но воспитанный народом и Церковью, которым он отдал всю свою жизнь, Могила более русский, чем всякий русский». В 1996 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви митрополит Петр (Могила) был канонизирован как местночтимый святой, 8 декабря 2005 года было установлено общецерковное почитание святителя Петра. И он до сих пор почитаем народом в Румынии и Польше.

Свято-Никольский собор и колокольня

Но вернемся к истории могилевской Никольской обители.

В 1637 году в Могилеве, с разрешения короля Речи Посполитой, при епископе Сильвестре (Коссове) была построена временная деревянная Никольская церковь. Каменный храм начали возводить в 1669 году; в 1672 году он был завершен и освящен епископом Феодосием (Василевичем). Вскоре при храме возник женский монастырь. Но судьба его оказалась драматичной.

В начале XVIII века монастырь был разорен во время Северной войны шведскими войсками Карла XII. Война и пожары нанесли монастырю весьма серьезный ущерб, и в 1719 году оставшиеся монахини были переведены в Барколабовский монастырь, а Никольский был преобразован в мужской, который просуществовал до 1754 года. После упразднения монастыря его Никольский собор действовал как приходской храм до 1930-х годов.

В 1793 году при известном архиепископе Георгии (Конисском) рядом с неотапливаемым Никольским храмом начали строительство отапливаемой зимней церкви; оно было завершено в 1798 году. Тогда же церковь была освящена архиепископом Анастасием (Романенко-Братановским) как Онуфриевская.

Святитель Георгий (Конисский) был не только блестящим проповедником, но и деятельным политиком, отдававшим много сил защите Православия. Присутствуя на коронации Екатерины II, он просил ее оградить православных Речи Посполитой от польского насилия и произвола. Екатерина II принародно обещала это сделать – и сдержала свое слово. Об этом же святитель Георгий просил и последнего короля Речи Посполитой Станислава Понятовского и в 1767 году добился, при поддержке российской императрицы, формального уравнивания в правах православных с католиками и униатами в Речи Посполитой. А после воссоединения белорусских земель с Российской империей Екатерина II по ходатайству святителя Георгия разрешила переход униатов в Православие, чем в течение трех лет воспользовались более 112 тысяч прихожан и лиц духовного звания.

Общий вид монастрыря ос стороны монастырских огородов

Никольскому монастырю, как и всему Могилеву, суждено было сыграть значительную роль в жизни последнего российского императора Николая II и его семьи. Как известно, Ставка Верховного главнокомандующего переехала в Могилев 8 августа 1915 года, а 23 августа сюда прибыл и сам Николай II. И через считанные дни самодержец принял решение взять на себя командование армией. Ставка императора находилась в Могилеве более двух лет. Здесь в специальном железнодорожном вагоне жила и его семья. В городе по служебным и иным делам в это время бывали известные артисты (в том числе и Ф.И. Шаляпин), цвет русского генералитета – М.В. Алексеев, А.И. Деникин, А.А. Брусилов, Л.Г. Корнилов, А.В. Колчак и многие другие.

Царская семья хорошо запомнилась жителям Могилева. Императрица и ее дети часто гуляли по городу, делали покупки. Цесаревич Алексей как-то даже выиграл в лотерею настоящий улей с пчелами и хотел унести его домой, но по правилам лотереи до ее окончания этого нельзя было сделать. Тогда царственный подросток упросил просто дать ему улей на время, чтобы показать дома.

Богослужения царская семья посещала часто, и эти богослужения проходили именно в соборе Никольского монастыря. На богослужениях вместе с царской семьей часто молились и те военные, о которых мы упоминали выше, если находились в то время в Могилеве. Посещал храм и Василий Селим-Гирей – последний потомок знаменитой династии крымских ханов Гиреев.

Никольский собор стал храмом, в котором молились и будущие царственные мученики, и цвет российского воинства. Одному Богу известно, о чем они молили Спасителя. Но можно предположить, вспомнив, какова была ситуация в стране в ту пору, что эти молитвы в стенах Никольского собора элиты гибнущей империи стали своеобразным прощанием с рушащимся и исчезающим на их глазах привычным старым миром.

Тем временем ситуация приближалась к развязке. 23 февраля 1917 года Николай II прибыл из Царского Села в Могилев, но почти тут же получил известие, что его дети заболели корью, а в Петербурге начались беспорядки. Словно предчувствуя недоброе, 25 февраля последний император зашел в Никольский собор, о чем, несомненно, свидетельствует эта запись, сделанная им дневнике: «25 февраля. Суббота. Встал поздно. Доклад продолжался полтора часа. В 1 ½ заехал в монастырь и приложился к иконе Божией Матери. Сделал прогулку по шоссе на Оршу. В 6 ч[асов] пошел ко всенощной. Весь вечер занимался».

27 февраля император выехал в Царское Село. Царский поезд был остановлен на станции Дно. 2 марта 1917 года Николай II, одинокий и оставленный всеми, подписал манифест об отречении. Россия вмиг стала иной. Теперь уже не император, а просто Николай Романов совершенно разбитым возвратился 3 марта в Могилев. Он решил проститься с армией. Начальник штаба генерал Алексеев встретил его с подобающими императору почестями. 4 марта в Могилев из Киева прибыла вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать отрекшегося императора. Они провели вместе время до 8 марта. 8 марта Николай передал представителям Временного правительства свое последнее воззвание, но оно так и не было опубликовано. Вечером, простившись с матерью, Николай, уже считающийся арестованным, отбыл в Царское Село. На вокзал проводить его пришли многие из жителей Могилева.

В ночь на 17 июля 1918 года царь и его семья были расстреляны в Екатеринбурге. Это известие довольно быстро дошло до Могилева. В Никольском соборе была отслужена панихида по убиенным, на которую пришло множество горожан. При словах «За убиенных рабов Божиих Николая, Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию» раздались рыдания, и люди в храме опустились на колени. Могилев прощался с мучениками.

Знаменитые фрески Свято-Никольского собора

В 1930-е годы прошлого века кампания, развернутая большевиками против Православной Церкви, докатилась и до могилевского Никольского монастыря: церковную утварь храмов конфисковали, иконостасы разрушили, сами храмы подверглись разорению. Какое-то время жизнь прихода Никольского храма хоть как-то поддерживал священник Михаил Плещинский, но после его смерти в 1934 году коммунистические власти закрыли собор. Через три года – в недобром 1937 году – была упразднена и Могилевская епархия.

Как это часто бывало, в Никольском соборе новые власти в 1937 году организовали пересыльную тюрьму, в которой было исковеркано и погублено немало человеческих жизней и судеб. Конец этому был положен лишь в 1941 году, когда Могилев заняли фашисты.

После войны тюрьму восстанавливать не стали. В Никольском соборе в течение десяти лет – с 1946 по 1956 годы – располагалась книжная база.

Осознав архитектурную и историческую ценность собора Никольского монастыря, власти принялись за его реставрацию, которая продолжалась с переменным успехом несколько десятков лет – с 1956 по 1990 год. Эту реставрацию оценивают достаточно противоречиво. Многие полагают, что реставрационные работы, проводимые без участия представителей Православной Церкви, не столько помогали восстанавливать монастырь и сам Никольский собор, сколько приводили к еще большему их упадку.

Могилевская епархия была восстановлена лишь в 1989 году. Ее возглавил архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим (Кроха). Именно архиепископ Максим приложил основные усилия для возрождения этого женского монастыря. В 1991 году был освящен Онуфриевский храм. При проведении строительных работ на территории монастыря были обнаружены многочисленные человеческие останки – вероятнее всего, это погибшие узники тюрьмы 1930-х годов. В том же году монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II, подаривший обители литое паникадило. Главный храм монастыря – Никольский собор – включен ЮНЕСКО в список наиболее ценных архитектурных объектов, построенных в стиле барокко.

Читать еще:  Храм Рождества Христова в Красноярске: описание и адрес храма, расписание богослужений, праздники, как добраться

Первой игуменьей возрожденной обители стала Евгения (Волощук).

Святитель Георгий Конисский

В 1993 году по решению Святейшего Синода Белорусского экзархата Русской Православной Церкви вятитель Георгий (Конисский) был причислен к лику месточтимых святых.

Монастырь продолжал развиваться. В 1996 году было учреждено сестричество во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Тогда же построили двухэтажный жилой корпус для монахинь.

2000 год – год церковного прославления царственных страстотерпцев – стал годом значимого события в истории монастыря: неожиданно был обнаружен портрет императора-мученика, который был в дальнейшем освящен и сейчас как икона хранится в левом приделе Никольского собора, посвященного святым царственным мученикам. Внимание многих верующих привлекает монета, прикрепленная к иконе. По преданию, ее подарил мальчику Семену Халимову сам пришедший в храм император, когда узнал, что у того отец погиб на войне. С именем последнего российского императора и его семьи связаны и другие реликвии обители. Здесь хранится список с иконы Божией Матери «Троеручица», перед которой мученики молились в Ипатьевском доме; из Екатеринбурга в монастырь привезли камень из дома Ипатьевых, который предполагается заложить в храм-памятник в честь новомучеников ХХ века.

Еще одной святыней Никольского собора является икона святителя Николая Чудотворца с частичками его мощей. В монастыре находятся также списки Белыничской иконы Божией Матери, Могилевской Братской иконы Божией Матери и иконы «Благодатное Небо».

Ныне в монастыре действуют молодежный православный хор и воскресная школа, а 6 августа ежегодно проходит крестный ход от монастыря к дому, где жил святитель Георгий (Конисский). Частым гостем в монастыре стал Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Филарет.

Монастырь стал духовным центром Могилева. Усилия архиепископа Максима (Крохи) и игуменьи Евгении (Волощук) не пропали даром. Сами они ныне нашли упокоение на территории обители, похоронены у Никольского собора.

Приближающееся 400-летие династии Романовых заставляет нас более внимательно отнестись к общему для России и Беларуси духовному и культурному наследию. Не сомневаюсь, что могилевский Никольский женский монастырь станет одним из мест паломничества православных, посещающих святые места Белой Руси.

Храмы и святыни

Успенский храм

Храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1731 году, находится в центре монастырской территории. Это главный храм монастыря. В нем три придела (то есть он состоит как бы из трех храмов): центральный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, правый – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В Успенском храме хранятся главные святыни монастыря: икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей, башмачок святителя Спиридона Тримифунтского и его частица мощей, Частица мощей Иоанна Предтечи, Почаевская и Феодоровская иконы Божией Матери, ковчеги с частицами мощей святых. Читать далее…

Храм святой блаженной Ксении Петербургской

Никольский храм

Храм святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя и хозяина сольбинской обители, построен над главными монастырскими воротами. В XVI веке святителю Николаю был посвящен первый храм в монастыре – деревянный, позже этот храм был сожжен поляками.

В 2003 году в день празднования 100-летнего юбилея женской обители, 13 сентября, был заложен новый корпус с храмом в честь святителя Николая. 18 мая 2019 года храм был освящен правящим архиереем, епископом Переславским и Угличским Феоктистом.

Память святителя Николая совершается 19 декабря – день преставления, 22 мая – день перенесения мощей из Мир Ликийских в Бари, 11 августа – рождество святителя Николая. Храм святителя Николая расписан в византийском стиле. В храме еще нужно сделать иконостас, горнее место, лавки, расписать два притвора на хорах. Читать далее…

Храм преподобного Сергия Радонежского и храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

Деревянный храм преподобного Сергия Радонежского построен в стиле северного зодчества. Облик его подсказала картина М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». А пригорок, на котором стоит храм, выложен природным камнем из фундамента разрушенных стен старой обители. Храм преподобного Сергия Радонежского освящен 22 ноября 2007 года. В нем совершаются богослужения, молебны с акафистом преподобному Сергию, крещение младенцев.

Под ним пещерный храм в честь основателей русского монашества преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Прототипом для этого храма послужили пещеры Киево-Печерской Лавры. Внутри храм оформлен мозаикой в духе катакомбных церквей первых веков христианства. Смысловая идея храмового интерьера – передать простоту и вместе с тем монументальность, ощущение аскетического духа и величие. В храме находятся частицы мощей Киево-Печерских святых. Храм освящен 28 декабря 2020 года. Читать далее…

Храм Святителя Спиридона Тримифунтского

Храм Святителя Спиридона Тримифунтского построен в нашем монастыре по особому Божию промыслу и по любви к святителю Спиридону. Он воздвигнут над северными вратами обители на месте исторического входа в монастырь. Когда начиналось строительство Сольбинского храма, в России еще не было известно построенных или восстановленных храмов в честь этого святого. Они появились впоследствии. С этим храмом связаны многие чудесные случаи, и его строительство тоже освящено чудом Божиим. Храм уникальной художественной кладки из точеного кирпича, людям трудно поверить, что это современная работа.

В монастырь часто приходят письма на имя святителя Спиридона, поэтому в храме стоит специальный ящичек для писем. Эта традиция возникла сама по себе со времени основания храма. Записки святителю пишут все посетители монастыря. Письма приходят по электронной и по обычной почте. В храме лежит специальная тетрадь, где люди оставляют свои свидетельства, о чудесной помощи святителя Спиридона по молитвам в Сольбинском храме. В монастыре хранятся большие святыни: башмачок святителя Спиридона Тримифунтского и частица его святых мощей.

Сейчас ведутся работы по внутреннему оформлению храма. Не до конца закончено и внешнее оформление. Предстоит отлить и установить колокола. Для внутреннего оформления требуется паникадило, светильники и утварь. Читать далее…

Храм великомученицы Варвары и смотровая башня

В XVI веке самым первым в Николо-Сольбинском монастыре был построен деревянный храм в честь святителя Николая с приделом великомученицы Варвары. Потому великомученица Варвара является покровительницей монастыря. Храм великомученицы Варвары был заложен 25 апреля 2006 года. Здание очень красивой архитектуры. Приглашаем почитателей великомученицы Варвары принять участие в завершении строительства и благоукрашении храма.

Известно, что великомученице Варваре молятся об избавлении от внезапной смерти, чтобы Господь даровал христианскую кончину и сподобил перейти в жизнь вечную причастившись святых Христовых Таин. Ее подвиг воодушевляет мужественно стоять за Православную веру. Великомученица Варвара считается покровительницей шахтеров и артиллеристов. За молитвенной помощью к ней обращаются при опасности внезапной смерти или угрозе от огня. В 1995 г. великомученица Варвара стала покровительницей Ракетных войск стратегического назначения РФ. Читать далее…

Храм Пресвятой Троицы и храм мученицы Валентины

Замыкает архитектурный ансамбль монастыря храм в честь Пресвятой Троицы, который строится рядом с восточными въездными воротами.

Это особенное место – только отсюда видны сразу все храмы обители как на ладони.

Камень в основании храма был заложен 11 мая 2008 г.

Рядом с Троицким храмом строится храм в честь мученицы Валентины.

Нам нужна помощь неравнодушных людей на завершение строительства, отделку и благоукрашение этих храмов.

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Храм в честь апостолов Петра и Павла находится на отдельной территории за стеной монастыря. Он был освящен 13 июля 2003 года, в день Собора 12 апостолов, Это событие собрало в обитель около 400 человек.

Храм небольшой, но очень уютный. Он оформлен в греческом стиле. Иконостас выполнен из темно-зеленого мрамора. Во время службы храм освещается только свечами и разноцветными лампадами на хоросе.

На западную сторону выходит балкон с маленькими колоколами, звон которых сопровождает службу.

Святой источник и речка Сольба

Во время строительства пещерного храма преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, из земли забил источник. Его вывели с внешней стороны за монастырскую стену. Он освящен в честь преподобных Антония и Феодосия и преподобного Сергия Радонежского. На источнике построена купальня. Известны случаи чудесных исцелений.

Название речки Сольба в переводе с языка угро-финских племен, которые в древности населяли эти места, означает «живая вода». Вода в речке питается множеством подземных ключей, она всегда холодная и также, как и источник, имеет целительную силу. На речке построена купальня.

Часовня Божией Матери “Спорительница хлебов”

На берегу речки Сольбы над монастырским огородом стоит красивая деревянная часовня в честь иконы Божией Матери “Спорительница хлебов”.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector