0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Николо-Угрешский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение

Содержание

Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском

Среди множества обителей Христовых есть особенные места на православной русской земле. Это монастыри, где душа человеческая исцеляется и получает большие духовные дары. Многие христиане отправляются в паломнические поездки, откуда приезжают обновленные духовно и телесно. Одним из таких духоносных мест можно назвать Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском Московской области.

Как возник монастырь

Святая обитель по преданию была основана святым князем Дмитрием Донским в 1380 году, в память о чудесном явлении ему образа Николая Чудотворца перед битвой с монголами. С тех пор место обретения иконы носило название Угреш, а в советское время город был переименован в Дзержинск. Однако обитель, основанная князем, так и оставила за собой название Николо-Угрешского монастыря.

Неподалеку от основанной обители располагалась царская деревня Остров, куда часто приезжали российские государи. Расположение государственных правителей к обители выражалось в щедрых пожертвованиях и всевозможных льготах, а также в передачу ему нескольких близлежащих сел. В XV веке в Москве было открыто отдельное подворье Николо-Угрешского монастыря, что также свидетельствует об особом расположении к нему правителей.

Интересно! Несмотря на явную поддержку обители со стороны царских семей, монастырь постоянно переживал периоды упадка, а потом заново возрождался.

Набольшее количество привилегий святое место получило из рук царя Ивана IV Грозного, который наделил монастырь именной жалованной грамотой с дарованием сразу 14-ти деревень и угодий. Кроме того, Николо-Укрешская обитель освобождалась почти от всех государственных пошлин, которые в то время были очень внушительными. Такие щедрые льготы впоследствии поддерживались и следующими государями.

О других храмах и монастырях России:

В начале XVII века Угреш стал центром важных политических событий. В монастыре скрывался самозванный царь Лжедмитрий, а позже именно в обители расположились русские войска, восставшие против поляков.

Царские особы того времени традиционно совершали паломничество в Угреш, что приносило храмам большие доходы в виде подарков и жалований. Это привело к тому, что к середине века обитель достигла своего максимального расцвета и известности по всей христианской Руси.

Упадок и судьба монастыря в Смутное время

К концу XVII века, в самый расцвет развития обители, произошло резкое изменение государственной политики по отношению к церквям. Это очень быстро оказало негативное влияние на Угреш, куда не разрешали заселяться новым монахам и число братии стремительно уменьшалось. Ветшали и рушились храмовые постройки, а деньги на их восстановление не выделялись.

Уже в это время некоторые здания переходят из богослужебного в светское использование — тут располагается санаторий и воинская часть. Во время эпидемии чумы тут располагается лазарет, при этом монахи были переселены в соседнюю обитель.

Знаменательное событие произошло в Угреше в 1795 году — тут был обретен чудотворный образ Богородицы «Взыграние», что было расценено как предзнаменование нового расцвета дома Божия. В 1812 году Угреш был захвачен французскими войсками, однако достояние и ценности обители не пострадали, поскольку заранее были вывезены.

Важно! Николо-Угрешская обитель тесно связана с деятельностью таких известных служителей церкви как святитель Иннокентий (Смирнов), святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Филарет Московский.

Заступничеством таких великих мужей удалось избежать закрытия монастыря. С середины ХІХ века начинается постепенная отстройка и возрождение храмового комплекса. Все работы выполняются на пожертвования и взносы благотворителей, многие из которых были богатыми купцами.

С восстановлением старых зданий появляются и новые постройки. Так, значительно увеличенная территория обносится высоким каменным забором, на одной из стен которого можно было видеть изображение святого града Иерусалима.

При обители открывают школу для крестьянских детей, а штат монастыря стремительно растет. Число братии также постепенно восстанавливается и превышает 100 человек. Ко дню празднования полувека с момента основания обители, торжественно закладывается основание собора Преображения Господня, который впоследствии станет главной архитектурной достопримечательностью всего комплекса.

Годы советских гонений и последующее возрождение

Судьба большинства храмов в советские годы была весьма печальна, не обошла такая участь и Угреш. Первым действием власти большевиков было присвоение монастырской недвижимости и упразднение церковной школы. Частично были изъяты и ценности обители, а на ее территории расположили дом отдыха и детскую колонию. Голодные годы привели к распаду братии, а местные власти всячески гнобили и унижали правящего архиерея и настоятеля.

Что надо знать о вере христианину:

Для того чтобы сохранить монастырские постройки, оставшаяся братия была переформирована в так называемую трудовую общину. Активно идет процесс присвоения церковного имущества, чему оказывает сопротивление настоятель, но многие ценности признаются музейными экспонатами и увозятся в Москву.

Интересно! В это тяжелое для христианства время в Угреше происходит настоящее чудо — обновляется образ Свяого Николая. Московские власти в срочном порядке изымают икону, однако весть о чудесном явлении успевает облететь монастырь, что очень укрепляет дух всех верующих.

Из-за внутренней несогласованности официальных властей, процесс передачи монастыря государству длится несколько лет. В итоге в комплексе разместили множество светских учреждений, таких как столовая, цех, гостиница и другие. Множество святынь подверглось поруганию и уничтожению, в том числе был полностью разрушен самый главный древний собор Святого Николая.

К 50-м годам советские власти решили сохранить древнюю архитектуру монастырского комплекса. Постепенно начинают выполнять незначительную реставрацию, дальнейшее разорение монастыря остановлено. Сохранены шесть церквей и часовня.

С начала 90-х годов по всей России начинается массовая кампания по возрождению храмов. В Угреше, который теперь носит название Дзержинск, организована большая инициативная группа, которая добивается возобновления богослужений. Кроме того, во владения монастыря возвращают Успенский храм.

Несколько десятилетий безбожной власти очень негативно сказались на материальном состоянии монастыря. Все постройки находились в крайне запущенном состоянии. На храмах отсутствовали купола и кресты, кругом заросли травы и кустов, пруды превратились в болота. Однако стараниями простых горожан и знатных благодетелей, реставрация приняла серьезные масштабы и весь монастырь стал быстро преображаться.

Патриархом Алексием ІІ была освящена первая восстановленная церковь — во имя Успения Пресвятой Богородицы. Следом за этим храмом в течение нескольких лет были отстроены и освящены и остальные части монастыря.

Кроме того, на территории было организовано образцовое хозяйство с садами и теплицами. В последующие годы заработала церковная школа, которая позже расширилась до духовной семинарии. К концу 90-х годов обитель полностью возродилась и с новыми силами возносила молитвы к Господу за весь мир.

Храмы и службы в монастыре

На сегодняшний день Николо-Угрешский монастырь — это большая обитель, в которую ежегодно съезжается множество паломников со всей России. На территории всего обширного комплекса действуют такие храмы:

  1. Собор в честь Преображения Господня. Главная архитектурная особенность всего монастыря.
  2. Собор в честь Николая Чудотворца.
  3. Храм в честь иконы Борогодицы «Всех скорбящих Радость».
  4. Храм в честь святого преподобного Пимена Угрешского. Это новая церковь, которая появилась только в 2001 году.
  5. Казанский храм.
  6. Успенский храм.
  7. Храм в честь апостола Матфея и мученицы Параскевы.
  8. Храм в честь памяти дня Усекновения головы Иоанна Предтечи с колокольней. Отстроенная 2003 году колокольня имеет высоту около 90 метров и является центральным элементом всего монастырского комплекса.
  9. Часовня во имя святого Николая и еще несколько часовен (в честь иконы Богородицы «Взыскание погибших», Господних Страстей).
Читать еще:  Церковь-маяк Николая Чудотворца в Малореченском: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Службы в обители проходят ежедневно. В будние дни служатся службы в 6.45 и 9.00 утра, а по праздникам и воскресным дням служб может быть больше в разных храмах. Детальную информацию нужно узнавать на конкретную дату или праздник.

Находится Николо-Угрешский монастырь по адресу: г. Дзержинский, Московская область, площадь Святителя Николая, 1. Проехать можно на электричке с Казанского вокзала Москвы до станции Люберцы, а далее пересесть на автобус. Также от станции метро «Кузьминки» можно доехать на маршрутном такси до остановки «Площадь Святого Николая»

Николо-Угрешский монастырь: история обители, паломничество

Николо-Угрешский мужской монастырь — удивительное место. Здесь собраны православные святыни со всех уголков мира. Паломники могут молитвенно побывать там, откуда они были принесены в обитель со сложной историей. Здесь служили святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Пимен (Угрешский). Монастырь переживал падения и расцветы. Мы собрали информацию для паломников и тех, кто интересуется историей монастыря.

История Николо-Угрешского монастыря

Город Дзержинский и Москву соединяет не только сухопутная дорога. По Москва реке можно добраться до знаменитого Николо-Угрешского мужского монастыря, излюбленного места православных паломников. Именно сюда по воде и по суше часто ходили в паломничество представители дома Романовых.

Обитель основал в 1380 году князь Дмитрий Донской в честь победы в Куликовской битве. Когда-то Дмитрий Донской отправился в Коломну, где проходил большой сбор всех войск других княжеств, по дороге в Коломну на месте основания монастыря Дмитрий Донской остановился на привал, чтобы помолиться. Во время молитвы князь увидел чудо: над сосной ему явился образ иконы Николая Чудотворца. Дмитрий Донской воспринял божественный знак, как благословение на битву и сказал такие слова: Сия вся Угреша сердце мое». Эти слова означали, что Угреша согрела его сердце. Одержав победу, Дмитрий Донской, основал храм в честь Николая Угодника на месте явления иконы. В XI веке место чудесного события ознаменовала часовня. В ней долгое время хранился сруб дерева, на котором князю явился образ святителя. Во времена богоборчества святыня была утрачена. Сейчас паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

С приходом дома Романовых появилась традиция «угрешских походов». Царь отправлялся вместе со свитой и народом в Николо-Угрешский монастырь на молитву. Обычно «угрешские походы» проходили в день Николая Чудотворца.

Храмы и часовни Николо-Угрешского монастыря

Самая древняя постройка монастыря — колокольня, которую называют «угрешской свечой». Ее высота составляет 77 метров. С 1761 года сохранилось только ее подножие, во время Великой Отечественной войны верхние ярусы снесли в стратегических целях, колокольня могла быть видна неприятелю. В XX веке колокольню восстановили. На стене колокольни высечено стихотворное произведение о зарождении Николо-Угрешского монастыря, которое может прочесть каждый, кто знаком со старославянским языком.

Святыни обители

Еще один сохранившийся памятник XVIII века — построенный в 1763 году Успенский храм. Он был возведен на месте упраздненных царских палат. В этом храме расположены главные святыни монастыря — Тихвинская икона Божией Матери, особо почитаемая в монастыре. Перед иконой читается соборный акафист. В храме также покоятся мощи Святых, привезенные из разных уголков мира :

  • мощи Великомученицы Варвары,
  • Целителя Пантелеймона,
  • Иоанна Крестителя,
  • Киево-Печерских святых и других исповедников веры Христовой.

В XIX веке в храме появился придел в честь Марии Египетской. Изображения на западной стене придела изображают сцены жития Преподобной Марии Египетской. Некоторые фрагменты росписи дошли до наших дней в первозданном виде, что можно считать православным чудом, ведь в советские времена здесь располагалось отделение милиции, а все стены были закрашены. При реставрации за толстым слоем краски обнаружились почти не поврежденные изображения.

В XVIII веке монастырь пережил трудные времена. Эпоха секуляризации и дальнейшие исторические события привели к тому, что в 1834 году число братии Николо-Угрешского монастыря сократилось до 10 человек, из которых монашествующих было только лишь шесть. Обитель пребывала в крайне запущенном состоянии, речь шла даже о ее закрытии. И все же монастырю предстояло стать «второй Лаврой», так впоследствии называли обитель московские святители.

В 1833 году настоятелем монастыря стал святитель Игнатий (Брянчанинов), который хотя и не успел возглавить обитель в связи со скорым назначением его архимандритом Троице-Сергиевой пустыни вблизи Петербурга, но сыграл важную роль в скором возрождении и расцвете Угреши.

Истинный расцвет монастырь ждал во времена преподобного Пимена, ревнителя традиционных богослужений. Расширилась территория монастыря, строились новые церкви, были построены больница и больничный храм…

Пережив сложные богоборческие годы и новое возрождение, монастырь и сейчас открыт для паломников.

Распорядок богослужений

В монастыре совершается ежедневное уставное богослужение.

В будни ежедневно служатся две Божественные литургии:

  • Ранняя в 6:45 в Успенском храме,
  • Поздняя в 9:00, в Пименовском храме, в холодное время года в Казанском храме.
  • После ранней литургии совершается панихида, после поздней – молебен.

В воскресные и праздничные дни служатся три Божественные литургии:

  • в 6:30 в Успенском храме,
  • в 8:00 в Пименовском,
  • в 9:30 в Преображенском соборе,

по воскресеньям после поздней литургии служится водосвятный молебен.

Еженедельно за Богослужением прочитываются акафисты покровителям обители:

  • по вторникам прп. Пимену Угрешскому,
  • по четвергам свт. Николаю Чудотворцу;
  • по воскресеньям за вечерним Богослужением собором монастырского духовенства совершается акафистное пение перед чтимой в обители иконой Пресвятой Богородицы «Тихвинская».

По пятницам в 17:00 в храме свв. апп. Петра и Павла совершается чин малого освящения воды и молебен с акафистом перед иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» о страждущих недугом пьянства.

Братское монашеское правило начинается в 5:50 и состоит из молебна с акафистом свт. Николаю Чудотворцу, утренних молитв и полунощницы. Вечернее правило совершается после вечерней трапезы.

В период Великого поста в обители совершается ежедневное уставное богослужение с неопустительным служением литургии Преждеосвященных Даров во все положенные дни.

Таинства Крещения и Венчания, а также отпевания проходят в приписанных к монастырю храмах.

Контакты приписных храмов:

  • Храм в честь Святого Благоверного князя Димитрия Донского: 140090, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, д.14А, тел. 8 (495) 550-01-17
  • Храм сошествия Святого Духа на апостолов: Московская обл., г. Дзержинский, улица Лесная, д.33, тел. +7 (916) 818-28-70.
  • Храм мученика Виктора: 140055, Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая Дача, 1-й Покровский проезд, стр.8, тел.: +7(985) 193-03-44
  • Храм Макария Невского митрополита Алтайского:140090, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, д. 6А. ст1.

Паломнику

Записаться на паломническую поездку и узнать подробности, а также, забронировать гостиницу и трапезную можно в офисе Паломнической службы по адресу: г. Дзержинский, площ. Святителя Николая, дом 1, Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь.

  • Телефоны для связи: +7 (495) 550-56-71, +7 (916) 884-38-65
  • Адрес электронной почты паломнической службы: nusmm.ugresha@gmail.com

Проезд из Москвы:

а) от м. Котельники авт. 470, 347;
б) от м. Люблино авт. 305;
в) от м. Алма-Атинская авт. 1063;
г) от м. Братиславская марш. 1207к;
д) от станции Люберцы авт. 20 и 21;
е) от Казанского вокзала до пл. Люберцы, далее авт. 20, 21

Николо-Угрешский монастырь – православная обитель на крутом берегу реки Москвы

Николо-Угрешский мужской монастырь

Николо-Угрешский мужской монастырь – удивительное место, где собраны православные святыни со всех уголков мира. Монастырь находится в городе Дзержинском на крутом берегу реки Москвы, рядом с местной ТЭЦ. Здесь спокойно и красиво. Большой пруд с черными лебедями, окруженный высокими деревьями, высокая колокольня и тюльпаны, спокойные и ласковые кошки, неторопливые гуси, добрые и строгие батюшки – все ласкает и успокаивает душу.

Возникновение обители

Обитель основал в 1380 году князь Дмитрий Донской. Отправляясь на битву с монголами на Куликовом поле, князь беспокоился об исходе сражения. В 15 верстах от Москвы он остановился, чтобы помолиться, и увидел на сосне сияющую икону Николая Чудотворца, которая укрепила князя верой и мужеством для битвы. Вдохновенный князь сказал: «Сия вся угреша сердце мое!» («Это все согрело сердце мое»). С тех пор это место называют Угреша.

Вернувшись с победой с поля брани, великий князь повелел основать на месте явления чудотворной иконы монастырь во имя Николая Чудотворца в благодарность Богу за победу над монголами. Исполняя повеление, 9 августа 1380 года заложили монастырь, названный Николо-Угрешским.

Читать еще:  Свято-Елисаветинский монастырь в Калининграде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и мощи

Высокие покровители монастыря

Со времени образования монастырь прозвали великокняжеским и царским. Потомки Дмитрия Донского даровали обители великие милости. Направляясь в охотничьи угодья, расположенные по дороге в монастырь, цари заезжали в обитель, оставляя щедрые вклады. Внук Дмитрия Донского, Василий Темный, подарил обители ближайшие села – Капотню и Жирошкино, а Иван Грозный закрепил право монастыря на неуплату пошлин и безвозмездную ловлю рыбы, запретив рубить лес в монастырских рощах.

С восхождением на трон Дома Романовых появилась традиция «Угрешских походов», когда царь вместе со свитой, в окружении народа, отправлялся в монастырь на молебен в день Николая Чудотворца.

Традиция, возникшая при Михаиле Федоровиче, утвердилась и расцвела во времена правления его сына, набожного Алексея Михайловича. Наведывался сюда и Петр I, не очень жалующий монастыри. После подавления стрелецкого бунта он сослал сюда своих мятежных противников для присмотра и исправления.

Расцвет и упадок монашеской жизни

В середине XVII века монастырь достиг зенита славы. В собственности обители находились 14 сел в 4 уездах России.

Золотое время

Вместе с царем обитель посещают патриархи, при венчании на царство Федора Алексеевича угрешский игумен, удостоенный высокой почести, подавал скипетр патриарху. На территории Московского Кремля в это время Николо-Угрешский монастырь располагал своим подворьем – признак высочайшего почета и доверия.

Серьезный удар по благосостоянию монастыря нанесли реформы Екатерины II. Храм лишился земель и почти всех насельников, которых осталось 6 человек. Речь шла о закрытии обители. Монастырь спас прибывший сюда отец Пимен.

Строгий, умный, дипломатичный, он превратил захудалую обитель в красивейший монастырь в Москве и близлежащих уездах. С 1850 года под руководством отца Пимена начинается грандиозное каменное строительство монастыря. Обитель огородили стеной с 8 воротами и 16 башнями в русском стиле.

В 1890 году возвели огромный Спасо-Преображенский собор, второй по величине после собора Христа Спасителя. В обители жили 170 насельников, сотнями шли сюда паломники, которых привлекала уникальная достопримечательность, украшающая северную стену – «Святой град Иерусалим» или «Палестинская стена».

Декоративная краснокирпичная постройка, вытянутая вдоль монастырской ограды с декоративными башнями и килевидными формами, имитирует строения Иерусалима.

Годы советской власти в жизни монастыря

К началу XX века монастырь имел 11 храмов, училище с церковью Сошествия Святого Духа и странноприимный дом. В 1924 году монастырь закрыли и разместили в нем трудовую коммуну, детскую исправительную колонию, больницу, спортивный зал, фабрику-кухню и заводские помещения. В монастырских кельях в «коммуналки» поселили людей. Новая власть снесла 4 храма из 11, в том числе Никольский собор.

Шаги к возрождению

Возрождение обители началось в 1991 году, когда ее вернули церкви. Начатая реставрация завершилась в 2000 году, построены новые храмы и хозяйственные корпуса. С 1996 года выходит газета «Николо-Угрешский вестник». В 1998 году открыто духовное училище, преобразованное в семинарию, работает монастырский музей-ризница.

Храмы и часовни монастыря

В южной части монастыря – пятиглавый крестовокупольный четырехстолпный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1894 году в память 500-летия основания монастыря. Храм, поставленный на подклете, внушительных размеров. Высота купола – 68 метров, вместимость – 7000 человек.

Здесь хранятся ценные вклады. Царь Михаил Федорович пожаловал воздух (тканый покров для сосудов) и два покрывала красного атласа с надписью, вышитой золотом и мелким жемчугом, а также напрестольный восьмиконечный крест с 16 частицами святых мощей. От царя Алексея Михайловича – житие и чудеса святого Николая: книга, написанная полууставом на бумаге и переплетенная в доски и синий бархат, листов счетом 421, с 407-ю изображениями.

Храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом преподобной Марии Египетской. Храм построен в 1763 году на месте упраздненных царских палат, хранит одну из главных святынь – Тихвинскую икону Божьей Матери, особо почитаемую в монастыре. После закрытия храма в нем размещались жилые помещения и школа. Богослужения начались 19 декабря 1990 года.

Храм в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» (1860 год) строился как больничный, так как примыкал к монастырской больнице. Пятиглавый храм восстановлен в 1999 году. Среди храмовых икон – образ Спаса Нерукотворного в серебряном золоченом окладе и древний иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» в серебряной золоченой раме.

Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери (1870 год) построен на деньги благотворителя Рогаткина при богадельне, находящейся в Южном братском корпусе. Небольшой храм с ажурным пятиглавым завершением в стиле барокко восстановлен в 2004 году.

Никольский собор, построенный в конце XIV века, закрыт в 1925 году, а в 1940 году разобран. Храм восстановлен в 2006 году в формах XVI века.

Никольская часовня, где в дореволюционные годы хранился фрагмент ствола сосны, на которой в 1380 году явился Дмитрию Донскому образ Николая Чудотворца. Разоренную в 1920 году часовню восстановили в 1998 году.

Храм во имя преподобного Пимена Угрешского построен на территории монастырского кладбища. Здесь же часовня, в которой покоился прах отца Пимена, настоятеля монастыря 1852-1880 годов, много сделавшего для процветания обители.

Около Пруда – Часовня «Взыскание погибших» иконы Божьей Матери и Петропавловский храм. Недалеко от монастыря – памятник Николаю Чудотворцу, покровителю земли русской, с мечом в одной руке и городом – в другой.

На главной дороге от Святых ворот – 93-метровая шестиярусная проездная колокольня с церковью Усекновения главы святителя Иоанна Предтечи во втором ярусе на средства купца Пятницкого и его супруги.

Колокольню высотой 77 метров называют «угрешной свечой», на стенах колокольни – стихотворные строки о зарождении Николо-Угрешского монастыря на старославянском языке. В воротах колокольни – старинные фрески. С запада к колокольне примыкает корпус Государевых, Патриарших и Игуменских палат.

Больничный храм во имя великомученика Пантелиимона открыт в 1993 году, еженедельно здесь совершается Божественная Литургия, после которой священнослужители приходят в стационар Дзержинской больницы, чтобы совершить над больными таинство исповеди и Причащения.

В храме во имя святого Благоверного Макария Московского регулярно проходят богослужения.

Храм во имя святого благоверного князя Дмитрия Донского, в новом храме регулярные богослужения начались 31 октября 2006 года.

Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов освящен 20 августа 2008 года.

Святыни монастыря

  • Ковчег с частицей мощей Николая Чудотворца. Мощи перенесены в монастырь 22 мая 2000 года из Греции из монастыря Иоанна Предтечи, расположенного на острове Пелопоннес.
  • Рака со святыми мощами преподобного Пимена, трудами которого возрожден монастырь.
  • Ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских.
  • Ковчег с частицами мощей святителя Игнатия Бренчанинова.
  • Крест- мощевик VII века, вырезанный из дерева. На передней стороне – Крещение Господне, на задней – Распятие Христа, в нижней части – небольшое отверстие, где в древности хранилась часть Древа Креста Господня.
  • Икона великомученика и целителя Пантелиимона.
  • Мощи великомученицы Варвары.
  • Мощи святителя Иоанна Крестьянкина.
  • Мощи преподобного Пимена Угрешского.
  • Икона Божьей Матери «Взыграние».
  • Икона Божьей Матери «Угрешская».
  • Список с Тихвинской иконы Божьей матери.
  • Список с иконы Николая Чудотворца, явившейся Дмитрию Донскому.

Видео: фильм о монастыре

История Николо-Угрешского монастыря

Легенда основания Николо-Угрешского монастыря

Николо-Угрешский монастырь считается одним из самых древних на русской земле, он был основан в 1380 году. Именно на этом месте, по преданию, великий князь Дмитрий Донской остановился со своей дружиной на отдых, когда направлялся на Куликово поле. И явился князю «пречудный образ Николая Чудотворца», который стоял «сам по себе в воздухе над деревом, никем не поддерживаемый».

После победы над ханом Мамаем, «благоверный великий князь Дмитрий Иванович с благоверными князьями и боярами нарек это место именем Угреша, которым оно зовется до сего дня, и повелел на этом месте соорудить храм во имя и в честь святителя угодника Христова Николая Чудотворца и воздвиг тут обитель славную и удовольствовал ее щедро всем необходимым к пропитанию».

Времена расцвета Угрешской обители

В летописях, датированных XV веком, есть упоминание об Угрешском подворье, расположенном на территории Московского Кремля, что свидетельствует о чрезвычайно высоком статусе монастыря.

В 1521 году святую обитель и соседнее с ней село Остров сжег хан Махмет-Гирей, но спустя два десятилетия ее отстроили сызнова. А когда все было готово, в обновленный монастырь приехал Иван Грозный, любивший эти места. Он же освободил Угреши от таможенных пошлин на монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода.

Читать еще:  Церковь Иоанна Кронштадтского в Жулебине: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Высокие гости в монастыре

После Ивана Васильевича и другие цари любили выезжать сюда на богомолье. А в годы правления государя Михаила Федоровича такие поездки даже получили официальное название «Угрешские походы». Бывал здесь и Алексей Михайлович, который чрезвычайно благоволил монастырю и богато его одаривал.

Неоднократно наведывался в монастырь и юный Петр I. А после подавления бунта стрельцов он сослал сюда наиболее мятежных своих противников.

В Николо-Угрешском монастыре от времен основания никаких зримых архитектурных следов не сохранилось. Дело в том, что монастырь был очень богатым (сказывалась и славная история основания, и близость дворцового села Остров) и мог позволить себе активно строиться и развиваться.

Приезжавшие на богомолье в Николо-Угрешский монастырь Василий III, Иван Грозный, Борис Годунов, первые Романовы делали щедрые пожертвования — монастырь даже называли в народе «царским». Яркой вехой его истории стало 11 июля 1668 года, когда обитель посетил государь Алексей Михайлович в сопровождении трех Патриархов — Иоасафа Московского, Паисия Александрийского и Макария Антиохийского.

Угрешский монастырь после секуляризационной реформы Екатерины II

Серьезный удар по благосостоянию монастыря нанесла секуляризационная реформа Екатерины II — он лишился и земель, и практически всех насельников. К 1830-м годам братии оставалось всего шесть человек, и святую Угрешу могли вообще закрыть! Так, наверное, и произошло бы, если бы не отец Пимен (Мясников), прибывший сюда в качестве келейника вместе с новоназначенным настоятелем отцом Иларием, бывшим ризничим знаменитого Александро-Свирского монастыря.

В 1853 году о. Пимен, ныне прославленный в лике преподобных, был возведен во игумены. В этот же день, 16 октября, в монастыре ввели общежительный устав. Эта дата явилась поворотной в истории монастыря. За четверть века настоятельства прп. Пимена обитель превратилась из захудалой в одну из самых красивых и организованных в хозяйственном отношении в Москве и близлежащих уездах. Что касается собственно монашеского делания, то общежительный устав, хотя и с большим трудом, привился в Николо-Угрешском монастыре и принес добрые плоды.

Каменное строительство в Николо-Угрешском монастыре

В 1850-е годы в монастыре разворачивается грандиозное каменное строительство. Большинство построек нынешнего архитектурного ансамбля относится ко второй половине XIX века, лишь только колокольня — это 1758—1763 годы, хотя по ней этого не скажешь — и неспроста: в той же середине XIX столетия она была капитально перестроена.

От более древних времен сохранялся Никольский собор XVI века, но то, что мы видим сейчас, — новодел, старый храм уничтожили в 1940 году. В 1890-е годы по проекту московского архитектора А. Каминского рядом был возведен огромный Спасо-Преображенский собор, ставшим вторым по величине (после храма Христа Спасителя, разумеется) собором Московской губернии. К этому времени в обители насчитывалось 170 насельников, паломники шли сюда сотнями.

Одной из уникальных достопримечательностей, неизменно привлекавшей верующих, была и, по счастью, остается украшающая северную стену архитектурная панорама «Святой град Иерусалим», или «Иерусалимская стена» (бытует и название «Палестинская»). Вытянутая вдоль монастырской ограды декоративная красно-кирпичная постройка условно (приближенно к иконописной традиции) имитирует строения и общий силуэт Иерусалима. Это не имеющее аналогов в России сооружение было создано в 1866 году по эскизам знаменитого академика Ф. Солнцева, руководителя монументального историко-художественного проекта «Древности Российского государства».

Словом, за 600-летнюю историю монастырь пережил многое: взлеты и падения, славу и забвение. Святую обитель систематически опустошали враги православия, но она непременно возрождалась.

Николо-Угрешский монастырь после революции

В XX веке для монастыря, как и для всей Русской Церкви, настали трудные времена. В стенах обители размещались и детская исправительная колония ОГПУ, и спортивные и медицинские учреждения, и жилье. Новая власть снесла четыре храма из одиннадцати (включая самый ценный Никольский собор, небольшой и никому не мешавший).

Богослужебная жизнь в Николо-Угрешском монастыре теплилась до 1925 года, еще год работала Петропавловская церковь. В конце 1920-х-начале 1930-х годов все храмы обители были переоборудованы под жилые и административные здания. В 1940 году разобрали Никольский собор. В начале Великой Отечественной войны снесли верхние ярусы колокольни из-за опасения, что высокая колокольня может стать ориентиром для фашистской авиации.

Попытки отреставрировать архитектурный ансамбль в 1970-е годы не увенчались успехом: фактически, дальше установки строительных лесов дело не пошло, а пожар 1977 года вообще «отбил охоту» у реставраторов заниматься Николо-Угрешским монастырем.

Возрождение Николо-Угрешского монастыря

Возрождение Николо-Угрешского монастыря началось только в 1990 году, когда обитель вернули Церкви и монашеская жизнь обители затеплилась вновь. Решение о передаче монастыря Патриархии и начале реконструкции его зданий принимали депутаты городского совета г. Дзержинска.

15 декабря 1990 года был совершен первый после 1928 года молебен, на который собралось большое количество местных жителей.

1 мая 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил в монастыре Божественную Литургию и чин великого освящения Успенского храма. А церковь во имя Преображения Господня, построенная в XIX веке, стала первым подворьем Николо-Угрешской обители.

Сегодня паломники и туристы могут посетить музей-ризницу, который был открыт в 1998 году и в котором выставлено собрание богослужебных предметов, книг, икон.

В начале 1998 года было объявлено о благословении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на создание при монастыре трехгодичного духовного училища, которое серьезно повлияло на жизнь и деятельность обители.

В 1999 году настоятельница греческого монастыря Дау игумения Макрина преподнесла в дар Угрешской обители частицу мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А в 2000 году епископ Диавлийский Дамаскин — частицу мощей Святителя Николая Чудотворца из пелопонесского монастыря Иоанна Предтечи. Частица мощей Николая Угодника передали из августинского монастыря де Суоре ди Санта Лючия в Риме.

Сегодня Николо-Угрешская обитель — большой ставропигиальный монастырь, впечатляющий своим величием и красотой построек.

yarodom

  • Add to friends
  • RSS

Мы родом .

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Николо-Угрешский монастырь
Обитель русской истории

1380 год основан Николо-Угрешский мужской монастырь || 40 000 рублей серебром cоставлял ежегодный доход обители к концу XIX века || 93 метра высота монастырской колокольни || 7000 человек вмещает в себя Преображенский собор, второй по площади после храма Христа Спасителя. ©

В начале августа 1380-го здесь, на берегу Москвы-реки, в нескольких верстах от стольного града, русское войско сделало первый привал на пути к Куликову полю. По легенде, ночью великому князю привиделся лик святителя Николая, который предрек ему победу над Мамаем. Ободренный видением, князь воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» («Это все согрело сердце мое!») и дал обет по возвращении, коли не ляжет на поле брани, построить на этом месте храм во имя Николая Чудотворца.

Так и случилось: возвращаясь с Куликова поля, Дмитрий Иванович заложил первый камень Николо-Угрешского монастыря, который стал почитаться русскими наравне с Троице-Сергиевой лаврой. Сюда на богомолье приезжали великие князья и цари. Василий III жил здесь по полгода, Иван Грозный замаливал в Угреше грехи. В годы Смуты в стенах монастыря укрывался Лжедмитрий II с Мариной Мнишек. Протопоп Аввакум провел в угрешском заточении 17 недель — по слухам, его здесь тайно навещала боярыня Морозова. Михаил Федорович Романов и его сын, Алексей Михайлович, тоже любили Угрешу. Бывал здесь и молодой Петр, хотя скорее по государственной надобности — проводил на Москве-реке Кожуховские маневры. В 1812 году ризница монастыря была эвакуирована в Вологду. Французы, ненадолго занявшие Угрешу, успели только устроить здесь конюшни и истребить съестные припасы. Но настоящая разруха была впереди.

Новейшие времена

После революции на территории монастыря организовали детскую колонию. Часовня, на месте которой Дмитрию Донскому явилась чудотворная икона, была превращена в трансформаторную будку. К 1932 году здесь работали музыкальная фабрика и четыре завода: инкубаторный, фибролитовый, электро- и радиозавод. На обломках старого мира строился мир новый: Угреша обзавелась школами, клубами, самодеятельным театром. В 1937 году Трудкоммуна-2 им. Дзержинского была реорганизована в производственный комбинат НКВД. А город Угреша переименован в поселок Дзержинский. Железобетонный памятник первому чекисту страны и сегодня стоит у монастырских стен. Впрочем, в городе есть и другие памятники — Николаю Чудотворцу и Дмитрию Донскому.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector