0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Николо-Шартомский монастырь: история и адрес, описание, святыни

Содержание

ШАРТОМСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Общий вид Николо-Шартомского монастыря в селе Введенье Ивановской области. На переднем плане Святые ворота с Преображенской надвратной церковью. На заднем плане возвышается Никольский собор с колокольней. Зима 2005 г. Фото Побединского В.С.

Николо-Шартомский мужской монастырь Шуйской епархии

Расположен в с. Введенье в 15 км к северу от города Шуи, является уникальным памятником культовой архитектуры XVIII века на территории Ивановской области.

Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь. Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного.

Впервые в исторических документах монастырь упоминается в 1425 году (подпись его архимандрита под грамотой суздальского Спасо-Ефимиевского монастыря).

Некогда Николо-Шартомский монастырь был широко известен в округе, входившей в состав бывшей Владимирской губернии, и в его ведении находилось до десяти небольших монастырей и пустыней (в городах Шуе и Кохме, в селах Введенье, Пищугово, Борки, Дунилово и других местностях), а также несколько соляных варниц близ г. Нерехты Костромской губернии. В XVI столетии монастырь получал грамоты о привилегиях от великого князя Московского Василия Ивановича и от царей Ивана Васильевича Грозного и Федора Ивановича.

Со временем монастырь теряет свое положение и значение. Реформа 1764 года, нанесшая удар по монастырям России, подорвала его материальное благосостояние. Были отобраны значительные монастырские владения, закрыты и обращены в приходские храмы и небольшие, подчиненные монастырю обители, среди которых были Шуйский Троицкий монастырь (сейчас городское кладбище), Козмодамианская пустынь во Владимирском уезде, Богоявленский мужской монастырь в Мстерской слободе, Городищевская пустынь Суздальского уезда, Казанский монастырь в Кохме. Обитель превращается в третьеклассный (самый низший класс) монастырь, со штатом в 12 монахов, управлявшийся уже не архимандритами, а игуменами.

В XVIII в. обители покровительствовали многие дворяне Шуйского уезда и купцы из Ярославля, Ростова Великого, Кинешмы и Шуи.

В XIX веке, в связи с проведением железной дороги потеряли свое значение знаменитые Никольские ярмарки, что также сильно повлияло на благосостояние монастыря. В конце ХIХ века он даже не имел возможности поддерживать благолепие зданий, и неоднократно вынужден был обращаться за помощью в Святейший Синод и к православным жертвователям и благотворителям. В конце XIX в. монастырю оказывали материальную помощь многие шуйские и иваново-вознесенские фабриканты, однако не смотря на финансовую поддержку, обитель после постройки железной дороги Шуя — Иваново-Вознесенск, оттянувшей большой поток путников, проезжавших ранее близ монастыря, постепенно «хирела».

В середине 1920-х гг. обитель была закрыта, кельи превращены под жилые помещения жителей с. Введенье, пострадавших от сильного пожара, а церковные постройки первоначально пустовали, затем в них местный колхоз (позднее совхоз «Шуйский») разместил различные складские помещения. Последние здесь располагались до начала 1980-х гг.

Осенью 1990 года древний Свято Николо-Шартомский монастырь был возвращен Церкви. К этому времени часть зданий уже превратилась в руины. В настоящее время монастырь активно восстанавливается, ежедневно совершается богослужение по монастырскому чину.

Как памятник культовой архитектуры комплекс Николо-Шартомского монастыря стоит на государственной охране федерального (общероссийского) значения с 1960 г. Реставрационные работы ансамбля начались в середине 1980-х гг., их проводила Ивановская СНРПМ, а после открытия монастыря и до настоящего времени — монастырская братия.

В обители проживают более 100 человек братии.

Монастырь занимается преимущественно строительно-ремонтными и сельскохозяйственными работами, но находит возможности и на духовно-просветительскую деятельность.

Обширны подворья Николо-Шартомского монастыря. В него входят ряд храмов Иванова, Шуи, Юрьевца и поселка Палех, а также созданный в Иванове детский приют для мальчиков [1]. На подворьях ведется духовно-просветительская работа, внебогослужебные беседы.

В 2012 году в обители обосновалось епархиальное управление новоучрежденной Шуйской епархии.

Архитектура монастыря

Первоначально все строения монастыря были деревянными, которые в 1649 г. «изволением божиим» все сгорели дотла от удара молнии. После этого все основные вновь возводимые постройки строились уже из кирпича. Окончательно современный архитектурный облик ансамбля сложился ко второй четверти XIX в.

Территория комплекса в плане представляет собой почти правильный прямоугольник со сторонами 129х147 м, вытянутый вдоль р.Тезы и с трех сторон ограниченный каменной стеной. Главный вход на территорию монастыря осуществляется через святые ворота под Преображенской церковью, расположенной на западной стороне ограды. Почти по оси главного входа, на расстоянии 32 м от ворот стоит Никольский собор, основное сооружения ансамбля. Слева и справа к надвратной стене, примыкая углом к кельям, стоит Казанская церковь с трапезной и храмом Григория Акрагантийского. Слева от собора, в 6 м от него располагается высокая четырехярусная колокольня.

Монастырь окружен кирпичной стеной с тремя восьмигранными башенками. В композиции ансамбля присутствует элемент регулярности: огромный объем собора выделен размером, центральным местоположением, симметрично поставленной перед ним на оси надвратной церковью. Однако, в целом, весь ансамбль строился по принципу живописного равновесия, характерного для асимметричных комплексов Древней Руси.

Никольский собор Шартомского монастыря. Фото с сайта Sobory.ru

Никольский собор сооружен в 1650 г. «усердием архимандрита Иоасафа и келаря Варлаама»и через год был освящен. Он представляет собой кирпичный, пятиглавый, двустолпный, трех апсидный холодный храм, перекрытый системой крестовых и коробковых сводов. Планировочная структура — симметричная, осевая, пяти-частная. Из пяти световых барабанов только три находятся над основной частью. Апсиды продолжены до восточной пары внутренних столбов, Восточная стена не доходит до пола и опирается на своды, перекрывающие апсиды. Трехапсидный алтарь вдвое ниже четверика храма. Декор фасадов скромный. Местоположение и форма архитектурных деталей связаны с формой конструктивных элементов. Окна второго света полуциркульные, без наличников. Окна первого света — с наличниками в виде сплошных полуваликов, завершенных килем. Три перспективных портала состоят из чередующихся четвертей и полуовалов. Северный портал украшен резными из белого камня «дыньками» и напоминает порталы Владимиро-Суздальского зодчество XII-XIII вв. Цоколь декорирован поребриком. Стены внутри оштукатурены, снаружи покрыты побелкой по кирпичу. Фундаменты сложены из валунов, гранита и частично из белого камня. На стенах сохранились остатки темперной живописи, относящейся к началу XIX в.

Преображенская (надвратная) церковь была заложена 1696 г., однако полностью построена и освящена лишь в 1813 г. Постройка кирпичная, типа «четверик на четверике», перекрыта сводом и увенчана восьмигранным световым барабаном с одной главой. Фундаменты из валунов. Нижний четверик с тремя невысокими арочными проездами имеет характер триумфальной арки. Над нижним кубическим объемом высится четверик храма, окруженного крытым гульбищем. Основной объем перекрыт сводом. Алтарь трех-апсидный, северная апсида использована под вход из внутреннего двора в храм. Стремясь придать сравнительно небольшому зданию величественность, зодчий избегает дробных членений фасада, оформляя его порталом дорического ордера, двумя рядами люкарн (которые освещают гульбище) и лопатками по углам.

Казанская церковь с трапезной построена и освещена в 1678 г. Позднее трапезная была разделена на три части и в самой южной из них устроена вторая церковь — Григория Акрагантийского (в связи с чем над трапезной была установлена вторая главка). В настоящее время композиция Казанской церкви выглядит следующим образом: четверик храма, трапезная и придел. Четверик перекрыт коробковым сводом с торцовыми лопатками и увенчен главой. Трехапсидный алтарь и трапезная по высоте вдвое ниже четверика храма. Своды трапезной крестовые, опираются на центральный столб. Вход в трапезную идет через крыльцо и перестроенное гульбище, находящееся с севера. Церковь на подклети. Под трапезной перекрытие аналогичное. В остальных — коробковые своды. Декор фасадов скромный. Пилястры-лопатки связаны с формой конструктивных элементов и разделяют функционально разные помещения. Четверик завершен поясом закомар. Все сооружение завершается карнизом из трех рядов кирпичей с напуском. Цоколь украшен поребриком. Окна храма, апсида и подклети полуциркульные без наличников, трапезная и придел — с фигурными наличниками. Западная стена усилена контрфорсами.

Колокольня построена в XVIII в. Она относится к типу «восьмерик на четверике», четырехярусная. Первый ярус перекрыт сомкнутым сводом, остальные — деревянные. Облик колокольни формировался в два этапа. Первый ярус явно тяготеет к XVII в. — украшен пилястрами-лопатками, двухцентровыми окнами с треугольными наличниками. Второй ярус — полуциркульными окнами и ширинками. Третий и четвертый ярусы декорированы колоннами и пилястрами дорического ордера. Завершена ко-локольня кирпичным сводом, крытым железом, с четырьмя резалитами, проемы у которых в виде люкарн. На своде поставлен барабан с луковичной главой. Цоколь колокольни оформлен поребриком.

Угловые башни ограды построены в конце XVIII — начале XIX в. Они кирпичные, расположены на северо-западном и северо-восточных углах ограды и имеют сугубо декоративное назначение. В плане они делятся на квадратную и округлую. Квадратная башня двухярусная: первый ярус — четверик с небольшими треугольными фронтонами, второй — восьмерик, меньших размеров, над которым поднимается восьмигранная шатровая крыша со шпилем. С четырех сторон башня оформлена треугольными фронтонами, выделенными трехполочным карнизом. На западной и северной гранях устроены по две спаренных пилястры, объединенных однопоясковым архивольтом. Над пилястрами располагаются две ромбовидные ниши. Круглая башня представляет собой бочкообразный цилиндр под конусовидной крышей со шпилем. До 1/3 высоты она обработана горизонтальным плоским рустом. Несколько ниже свеса кровли башню опоясывает трехполочный карниз. Кроме того, стены оформлены спаренными пилястрами и овальными нишами.

Настоятели и наместники

    • Архимандриты:
  • Конон (после 1425, при великом князе Василии Васильевиче)
  • Михаил (1458)
  • Иоанникий (1463)
  • Максим (1485)
  • Константин (1506)
  • Тимофей (бывший, упом. 1519)
  • Тихон (1535 — 1538)
  • Иона (1553)
  • Геласий (1578)
  • Тихон (1618)
  • Феодосий (1623)
  • Онисифор (1630 — 23 августа 1634)
  • Варсонофий (16 сентября 1634 — 1635)
  • Иоасаф (1639 — 1650)
  • Макарий (1651 — июнь 1654)
  • Павел (1658 — 1661)
  • Иаков (упом. февраль 1663 — упом. 1664)
  • Савватий (упом. 1666 — упом. 1668)
  • Иона (упом. 1671 — упом. 1672)
  • Нафанаил (1675 — 1676) [2]
  • Симеон (упом. 1678 — упом. 1680)
  • Моисей (упом. 1683)
  • Матфей (упом. 1683 — упом. 1686)
  • Александр (1700 — 1710)
  • Павел (1710 — 1712)
  • Сильвестр (1713 — 1720)
  • Нафанаил (1721 — 1734)
  • Кирилл (1735 — 20 марта 1736)
  • Лев (1736 — 1740)
  • Макарий (1740 — 1746)
  • Филарет (1748 — ?)
  • Феодосий (1754 — 1756)
  • Филарет (упом. 1757)
  • Феофилакт (упом. 1759)
  • Иоасаф (Шестаковский) (10 января 1761 — 1763)
  • ? Димитрий и Кирилл (ректоры семинарии)
  • Анания (1764 — 1767)
    • Игумены:
  • Венедикт (1768 — 1770)
  • Никодим (1770 — 1771), архим.
  • Соломон (Доброгорский) (1771 — 1772)
  • Арсений (Изографов) (1772 — 1774)
  • Порфирий (упом. 1776 — 1779)
  • Филарет (1779 — 1780)
  • Иоасаф (1780 — 29 августа 1786 [3])
  • Виктор (1786 — 1797)
  • Гавриил (1797 — 1822)
  • Филарет (упом. 1825)
  • Макарий (упом. 1828)
  • Назарий (упом. 1829)
  • Аарон (1830 — ?)
  • Иларион (упом. 1844)
  • Алексий (упом. 1845)
  • Гедеон (упом. 1853 — упом. 1856)
  • Иларион (упом. 1857 — 1867)
  • Петр (упом. 1869) .
  • Иваново-Вознесенские (Ивановские) владыки (1990 — 4 октября 2012)
    • Никон (Фомин) (1 февраля 1991 — 4 октября 2012)
  • Шуйские владыки (с 4 октября 2012)
      • Филипп (Понамарчук) (упом. 26 октября 2012 [4] — 16 июля 2013) и/о наместника
    • Филипп (Понамарчук) (с 16 июля 2013 [5])

Святыни

Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, а также находящиеся в этой обители икона Казанской Божией Матери. Образ этот написан в XVII веке жившим в Шартомской обители затворником преподобным Иоакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. С 1897 года эти две иконы носились по домам жителей Иваново-Вознесенска.

Использованные материалы

  • Информация Иваново-Вознесенской епархии
    • http://www.eparchia.ivanovo.ru/_monast/m5.htm
  • http://www.ivanovo.ru/mon?m=74
  • http://w3.ivanovo.ru/Eparx/nik_m.htm
  • http://www.temples.ru/gallery.php?CardID=3521
  • Сайт «7 чудес России»
    • http://www.ruschudo.ru/miracles/1005.html
  • Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви, сост. П. Строев, СПб., 1877, с. 681-683.

[1] по материалам книги «Ивановская область. По «Золотому кольцу России». — Иваново,:Издательский дом «Референт», 2007.

[2] В синодике свт. Митрофана Воронежского значится период с 1675 по 1679 гг. См. Поликарпов Н. И., «Синодик святителя Митрофана Воронежского», Воронежская старина, 1903, вып. 3, с. 142.

Николо-Шартомский мужской монастырь во Введенье

Мiръ Россия Ивановская область село Введенье Николо-Шартомский мужской монастырь во Введенье

Николо-Шартомский монастырь во Введенье — православный мужской монастырь в г. Иваново. Основан в 13 веке. В начале 1920-х закрыт, возвращен Церкви в середине 1990-х гг. При монастыре действует православна гимназия, воскресная школа и библиотека.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

Николо-Шартомский монастырь — один из древнейших в России, некоторые источники относят его возникновение к XIII веку. По сохранившемуся преданию, у реки Шартомы, впадающей в Молохту, одной благочестивой крестьянкой была обретена небольшая икона святителя Николая Чудотворца. Недалеко от этого места и была заложена обитель святителя Николая. Первое документальное упоминание о ней находится в духовной грамоте 1425 года, данной нижегородской удельной княгиней Марией (в монашестве Мариной) суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю на владение некоторыми ее землями. На грамоте стоит подпись архимандрита Шартомского монастыря Конона, что свидетельствует о тогдашнем значении обители, поскольку сан архимандрита имели только настоятели крупнейших монастырей. Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Древний Синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатовых-Шуйских.

В 1619 году обитель сильно пострадала от набега польско-литовского иноземного войска. После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни он занимался иконописанием. Писанные им образы он даровал бедным церквам; многие из его икон впоследствии были прославлены обильными чудотворениями.

Ныне сохранилось два чудотворных образа, принадлежащих его кисти, — в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Вязниках. Известно, что к XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось 9 небольших обителей Владимирской епархии. Его процветанию способствовала ежегодная ярмарка, проходившая у монастырских стен.

В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь, как повествует летопись, — «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты.

В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме свечи, создавая вместе с тремя храмами образ креста. Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами.

В XIX в. в связи с проведением железной дороги утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители. В XIX в. на частные пожертвования возобновлялось строительство, известен, в частности, личный вклад императрицы Марии Александровны.

Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота. Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция.

В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем все строения обветшали и начали разрушаться.

Современное состояние [ править ]

С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты — стяжание молитвы и послушание.

Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители удовлетворяется собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне, в столярном цехе, в кузнице. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционно монастырское хозяйство — пасека.

Особое внимание — земледелию. Огород, тепличное хозяйство дают пропитание братии на весь год. Примечательность яблоневого сада с подобранными с помощью И.С. Исаевой сортами яблонь — плодоносящий виноградник. На прилегающих полях засеваются кормовые травы и злаки. Наряду с обычными методами земледелия применяются и нетрадиционные, как, например, безотвальная обработка земли. Сам уклад крестьянского (христианского) хозяйства — братский труд, близость к земле, молитвенное прошение об урожае — во многом близок устоям монашеской жизни; в нем особенно ощущается Божий Промысл о человеке.

Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств.

Возобновление этой традиции просветительского служения и воцерковления потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья; число насельников монастыря постепенно увеличивалось. Почти все восстанавливаемые храмы находились в полуразрушенном состоянии — шуйские храмы св. Алексия — человека Божия, Покровский, св. Александра Невского, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Возводились и новые церкви — Успенская в Шуе, храм Всех Святых в Иванове. Помощь в строительстве оказывают местная администрация и жертвователи. Всего по области действует около 10 подворий с числом братии около 100 человек.

Развивающееся монастырское хозяйство стало включать и другие, специализированные виды деятельности. Так, братия некоторых подворий несут особенные послушания: рыболовство, резьба по дереву, реставрационные работы. Была открыта мастерская по литью колоколов. Особая забота уделяется созданному в д. Клещевка детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря. Увеличение числа подворий позволило заметно расширить духовно-просветительную деятельность монастыря. Стало возможным открытие воскресных школ, православных гимназий, библиотек. Тесное сотрудничество сложилось с самыми разными людьми ивановской земли, главным образом, в сфере образования.

Храмы [ править ]

  • Никольский храм с колокольней
  • Надвратный Преображенский храм
  • Казанский храм с приделом свт. Григория Акрагантийского и трапезной
  • Часовня в честь святого благоверного великого князя Александра Невского на монастырском кладбище

Святыни [ править ]

  • Явленный образ святителя Николая Чудотворца
  • Икона Казанской Божией Матери

Престольные праздники [ править ]

  • Никольский храм с колокольней — 19 декабря
  • Надвратный Преображенский храм — 19 августа
  • Казанский храм с приделом свт. Григория Акрагантийского и трапезной — 21 июля, 6 ноября

Фото [ править ]

Николо-Шартомский монастырь. Вид с реки

Николо-Шартомский монастырь зимой

Мозаика Николая Чудотворца над Святыми воротами (Преображенская церковь)

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье, ул. Штатная, 19

До областного центра – г. Иваново – можно добраться на автобусе, поезде, самолете (из Москвы), а также на личном транспорте. От автовокзала г. Иваново до с. Введенье 2 раза в день курсирует автобус непосредственно до с. Введенье.

Паломнику [ править ]

Николо-Шартомский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Богослужение совершается ежедневно:

Вечерняя служба — в 16.45, Литургия — в 6.45,

Николо-Шартомский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Древний Синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатовых-Шуйских. В 1619 году обитель сильно пострадала от набега польско-литовского иноземного войска. После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни он занимался иконописанием. Писанные им образы он даровал бедным церквам; многие из его икон впоследствии были прославлены обильными чудотворениями. Ныне сохранилось два чудотворных образа, принадлежащих его кисти, — в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Вязниках. Известно, что к XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось 9 небольших обителей Владимирской епархии. Его процветанию способствовала ежегодная ярмарка, проходившая у монастырских стен. В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь, как повествует летопись, — «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме свечи, создавая вместе с тремя храмами образ креста. Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами. В XIX в. в связи с проведением железной дороги утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители. В XIX в. на частные пожертвования возобновлялось строительство, известен, в частности, личный вклад императрицы Марии Александровны. Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота. Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем все строения обветшали и начали разрушаться.

С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты — стяжание молитвы и послушание.

Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители удовлетворяется собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне, в столярном цехе, в кузнице. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционно монастырское хозяйство — пасека.

Особое внимание — земледелию. Огород, тепличное хозяйство дают пропитание братии на весь год.

Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств.

Возобновление этой традиции просветительского служения и воцерковления потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья; число насельников монастыря постепенно увеличивалось. Почти все восстанавливаемые храмы находились в полуразрушенном состоянии — шуйские храмы св. Алексия — человека Божия, Покровский, св. Александра Невского, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Возводились и новые церкви — Успенская в Шуе, храм Всех Святых в Иванове. Помощь в строительстве оказывают местная администрация и жертвователи. Всего по области действует около 10 подворий с числом братии около 100 человек.

Развивающееся монастырское хозяйство стало включать и другие, специализированные виды деятельности. Так, братия некоторых подворий несут особенные послушания: рыболовство, резьба по дереву, реставрационные работы. Была открыта мастерская по литью колоколов. Особая забота уделяется созданному в д. Клещевка детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря. Увеличение числа подворий позволило заметно расширить духовно-просветительную деятельность монастыря. Стало возможным открытие воскресных школ, православных гимназий, библиотек. Тесное сотрудничество сложилось с самыми разными людьми ивановской земли, главным образом, в сфере образования.

Николо-Шартомский монастырь – чудотворные иконы монаха Иоакима

На берегу реки Молохта, в 20 км к востоку от Иваново стоит один из древнейших российских монастырей. Мужская обитель расположена неподалеку от традиционных маршрутов Золотого кольца России, полностью отреставрирована и привлекает много туристов и паломников. На монастырской территории можно увидеть красивые храмы XVII-XIX веков, также познакомиться с жизнью православного подвижника, монаха-изографа XVII века Иакима Шартомского.

Содержание:

  1. История Николо-Шартомской обители в XIII-XVI вв.
  2. Иконописец и монах Иоаким Шартомский
  3. История монастыря XVII-XX вв.
  4. Архитектурные памятники на монастырской территории
  5. Современное состояние и режим посещения
  6. Как добраться до монастыря
  7. Николо-Шартомский монастырь на карте

История Николо-Шартомской обители в XIII-XVI вв.

По легенде, в XIII веке шуйская крестьянка нашла на месте впадения возле реки Шартомы небольшую икону, на которой был изображен лик Николая Чудотворца. На месте удивительной находки основали обитель.

Вид на Николо-Шартомский монастырь с высоты птичьего полёта

Письменные источники упоминают монастырь в 1425 году. Удельная княгиня Нижегородских земель — Мария составила грамоту, разрешающую суздальской Спасо-Евфимиевой обители пользоваться некоторыми ее деревнями. Под этим документом поставлена подпись настоятеля монастыря – архимандрита Конона. Этот факт говорит о высоком положении обители, так как сана архимандрита удостаивались настоятели только самых крупных русских монастырей.

Известно, что жившие здесь монахи пользовались расположением российских государей. Василий III, Иоанн Грозный и Федор Иоаннович делали в монастырь вклады и даровали ему определенные привилегии. Например, в 1506 году обитель получила «несудимую» грамоту. В царском документе указывалось, что судить монахов и их настоятеля может только Великий князь или уполномоченный им боярин. В XVI веке Николо-Шартомская обитель стала очень влиятельной, и под ее началом находились девять небольших монастырей обширной Владимирской епархии.

Вид на Николо-Шартомский монастырь с реки Молохта

Кроме царей, монахам помогали князья Пожарские, Хованские и Горбатовы-Шуйские. Процветанию обители способствовала также большая ярмарка, которую каждый год проводили под монастырскими стенами. Она начиналась 9 мая – в главный храмовый праздник. Приезжавшие купцы торговали здесь пушниной, лошадьми, железом, солью, тканями и мылом. На ярмарке продавались и изделия монахов – выращенные овощи, сшитая одежда и ремесленные изделия.

Иконописец и монах Иоаким Шартомский

В начале XVII века в обители поселился монах Иоаким. Считается, что монашеский постриг он принял на Ростовской земле и был одним из учеников преподобного Иринарха Ростовского. Иоаким вел затворнический образ жизни, годами носил вериги, много постился и отдавал свободное время молитве. Общий вес металлических оков на ногах, руках, а также тяжелых нательных крестов, которые Иоаким постоянно носил на теле, составлял более 150 кг.

В монастыре инок писал иконы. Для создания образов он использовал так называемый «грекофильский» стиль письма, сильно отличающихся от существовавших в те времена местных иконописных традиций. Работы Иоакима выполнены с большим мастерством и совершенно не похожи на образы, которые писали посадские ремесленники-богомазы. Искусствоведы предполагают, что Иоаким мог научиться живописному делу у кого-то из приезжих греков.

В 1619 году Спасская церковь в Шуе получила от Иоакима Кипрскую икону Божией Матери. Через три года изограф написал икону Казанской Божией Матери для собора в Вязниковской слободе, которую заказала княгиня Ирина Милославская. Третью икону Иоаким создал для родного монастыря. Еще одну икону, на которой также была изображена Казанская Божия Матерь, инок написал для жителей Суздаля, В этот город монах ушел жить после Николо-Шартомского монастыря.

Слева направо: колокольня, собор Николая Чудотворца, на переднем плане церковь Спаса Преображения

Все иконы, созданные Иоакимом, впоследствии были признаны чудотворными. Сегодня сохранилось две из них. Одна находится в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, а другая – в Вязниках. Преподобный Иоаким стал одним из самых почитаемых святых на Ярославской, Суздальской и Ивановской земле. Его также считают небесным покровителем Николо-Шартомской обители.

История монастыря XVII-XX вв.

Первая половина XVII века принесла обители немало бед. В Смутные времена ее разрушили и разграбили польско-литовские войска. Кроме того, захватчики угнали в плен всех монастырских крестьян. В 1624 году, когда монастырь только начал возрождаться, сюда пришли разбойники. Они убили нескольких монахов и забрали небогатую монастырскую казну.

В 1649 году произошел большой пожар, который уничтожил практически все монастырские постройки. После этого было принято решение отстроить обитель из камня и расположить храмы и кельи ближе к берегам Молохты.

Первым в 1651 году возвели пятиглавый Никольский собор. Вскоре в монастыре появился второй каменный храм – теплая церковь Казанской Божией Матери. Постройка надвратного Преображенского храма заняла больше века, и его освятили только в 1813 году. А завершила архитектурный ансамбль монастыря высокая колокольня-свеча.

В 1764 году Екатерина II провела церковную реформу, затронувшую абсолютно все храмы на территории страны. У монастыря отобрали обширные земельные владения, а подчиненные ему небольшие обители превратили в самостоятельные храмы. Сам же монастырь перешел в разряд третьеклассных. В нем жили монахи под управлением игумена. Братская община состояла из 12 бывших крестьян окрестных деревень. Иноки самостоятельно обрабатывали землю, выращивали хлеб и пасли крупный рогатый скот.

В XIX веке неподалеку провели железную дорогу, и ежегодные никольские ярмарки утратили свое значение. Поезда доставляли товары быстрее и дешевле, чем заезжие купцы по судоходным рекам. В связи с закрытием ярмарочной торговли, материальное положение монастыря значительно ухудшилось, и строительные работы здесь стали проводить только на частные пожертвования.

Слева направо: собор Николая Чудотворца, колокольня, церковь Спаса Преображения

В 1920-х годах монастырь закрыли. Власти изъяли из него ценные богослужебные предметы и оклады икон, а сами иконы сожгли. Помещения использовались под зернохранилища и склады. В некоторых зданиях поселились местные жители. С годами весь монастырский комплекс обветшал и находился в полуразрушенном состоянии. Возрождение строений и территории началось с 1991 года, когда их возвратили мужскому монастырю.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Территория монастыря окружена каменным забором с тремя башенками. Главный храм расположен в 30 м от Святых ворот. Это пятиглавый двустолпный Никольский собор, который был выстроен в традициях русско-византийского зодчества в 1651 году. Величественный храм отличается простотой форм, изяществом линий и скромным декором фасадов. Трехабсидный алтарь вдвое занижен по сравнению в основным объемом. Внутри храма сохранились остатки росписей начала XIX века.

Собор Николая Чудотворца с колокольней

Рядом с собором стоит четырехярусная колокольня, возведенная в XVIII веке. Из камня сделан только самый нижний ярус здания, а остальные ярусы — деревянные. Вверху высокое строение украшено пилястрами дорического ордена и колонами. А венчает колокольню барабан с луковичной главкой.

Зимний храм Казанской Божией Матери появился здесь в 1678 году. К нему примыкает трапезная и церковь, освященная в честь Григория Акрагантийского. Как и у главного собора, трехабсидный алтарь и трапезная в два раза ниже четверика храма. В 2007-2009 годах мастера из Палеха выполнили здесь внутренние росписи.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Святые ворота завершены живописной Преображенской церковью. Ее завершают восьмигранный барабан и одна главка. Фундаменты всех монастырских храмов выложены валунами, гранитом и белым камнем.

Современное состояние и режим посещения

В наши дни монастырь действующий, и на его территории живут более ста насельников и монахов. Здесь есть собственные огород, тепличное хозяйство, яблоневый сад, кузница, столярная мастерская, коровник, конюшня, пасека, мастерская по литью колоколов и пекарня.

Монахи ведут большую просветительскую работу в городах и селах Ивановской области – открывают воскресные школы, создают православные библиотеки и лектории. Подворьями монастыря считаются 16 храмов, расположенных в старинных городах Шуя и Гаврилов Посад, а также в Шуйском, Приволжском и Тейковском районах. Проживающая в подворьях братия восстанавливает и реставрирует храмы, занимается рыболовством и резьбой по дереву. В деревне Клещевка, благодаря монахам, вот уже более 10 лет работает школа-интернат для мальчиков.

Богослужения в обители совершают ежедневно. По будням в 6.45 и 16.45, а праздничные дни в 8.00 и 17.00.

Как добраться до монастыря

Монастырь расположен в селе Введение Ивановской области, на улице Штатная, 19. Это место находится неподалеку от впадения реки Молохта в Тезу. В Введенье ходят автобусы и маршрутки из Шуи и Иваново.

Николо-Шартомский монастырь

Ивановская область, Шуйский район, с. Введеньё

Храмы монастыря:
1. Собор Св. Николая Чудотворца
2. Церковь Спаса Преображения
3. Церковь Казанской иконы Божией Матери
4. Колокольня (XVII в., перестроена в XIX в.)
5. Часовня
Часовня св. Александра Невского на братском кладбище

Другие постройки и сооружения:
6. Братский корпус (XIX в.)
7. Настоятельский корпус (XIX в.)
8. Монастырская постройка
9. Монастырский корпус
10. Монастырская постройка
11. Ограда (XIX в.)
12. Башни ограды (XIX в.)
13. Хозяйственные постройки
14. Пруд
15. Ворота ограды

Эта старая обитель расположилась в 16 километрах от г. Шуи, при впадении реки Молохты в реку Тезу. Местность здесь очень живописная. Вдоль дороги стояли два торговых села — Введенское и Пупки.

Местная легенда говорит, что Шартомский монастырь возник здесь, как и во многих таких же случаях, при явлении в данной местности иконы Николая Чудотворца. И на месте явления иконы основан был этот монастырь. Уже в 14 веке Николо-Шартомская обитель становится известной не только у себя, в Шуйском уезде, но и в Москве.

У названия монастыря есть несколько легенд. По одной из них, название своё обитель получила от речки, называвшейся прежде Шархтома, впадающей недалеко от монастыря в реку Тезу. Она с этим названием есть на карте Шуйской округи 1815 года. При слиянии этих рек, как бы в «рогатке», и расположен монастырь. Здесь жил один из самых чтимых в шуйской земле святых — преподобный Иоаким Шартомский.

Монастырь был весь деревянный, большой. Только церквей было четыре. В начале 17 века до монастыря дошли поляки и, как водится, спалили его. Сразу после изгнания их с Шуйской земли начинается возрождение монастыря. И опять безжалостный огонь в 1649 году его уничтожает. Позже принимается решение строить монастырь в камне.

Самую старую монастырскую каменную постройку — надвратную Преображенскую церковь — начали строить в 1626 году. Правда, достроена до нынешнего состояния и освящена только в 1813-м.

Никольский собор — основное сооружение монастыря, закончили строить и освятили в 1651 году. Как утверждают специалисты — великолепный образец культового зодчества середины 17 в., созданный под влиянием ярославской школы зодчества.

Казанская трапезная церковь была построена в 1678 году. В дальнейшем трапезная расширена и в южной её части была устроена ещё церковь — Григория Акрагантийского (жившего в 6-ом веке от Р.Х.).

Колокольня четырёхъярусная. Строительство начато предположительно в 17 веке, закончено в 18 веке. Угловые башни и ограда из кирпича построены в конце 18 — начале 19 века.

В 1764 году Екатерина II провела церковную реформу. Монастырь перешёл в разряд третьеклассных, то есть получал содержание от казны по своему разряду. И всё бы ничего, даже то, что у монастыря отобрали обширные земельные владения. А монастырь процветал, потому что у его стен проходила Никольская ярмарка. Она привлекала массу разного народа. Но вот напасть случилась — провели железную дорогу в 19 веке. И не стало ни ярмарки, ни прошлого благосостояния. Обитель постепенно беднела.

После известного 1917 года монастырь ещё действовал. Но в 1920 году его закрывают и изымают все ценности, коих было немало. С икон оклады содрали, а сами старинные иконы сожгли.

Лучшее применение для церквей — это зернохранилища и склады. Здания после такого использования быстро стали ветшать. Правда, в некоторых зданиях всё-таки поселялись и люди.

В 1990 году Церкви передали то, что осталось от монастырских зданий. Сейчас монастырь возобновился, в нём живут около 100 монахов.

*Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи». — М., изд. А.Д. Ступина, 1908 г., стр.103-104.

Читать еще:  Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector